Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.10.2013 № 794Постановление Кабинета
Министров Республики Татарстан
|
Премьер-министр |
И.Ш. Халиков |
Информация об изменениях:
Постановлением КМ РТ от 15 мая
Наименование программы |
Государственная программа "Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014-2020 годы" (далее - Программа) |
Государственный заказчик - координатор Программы |
Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Основные разработчики Программы |
Государственное научное бюджетное учреждение "Академия наук Республики Татарстан", федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" |
Цель Программы |
Создание условий для сохранения, изучения и развития татарского, русского и других языков в Республике Татарстан, а также татарского языка за пределами Республики Татарстан |
Задачи Программы |
1. Совершенствование нормативного правового обеспечения языковой политики в Республике Татарстан; 2. Поддержка паритетного функционирования татарского и русского языков как государственных языков Республики Татарстан; 3. Развитие целостной системы изучения татарского и русского языков и обучения на татарском и русском языках в Республике Татарстан; поддержка изучения татарского языка и обучения на татарском языке за пределами Республики Татарстан; 4. Научное и научно-методическое сопровождение процессов сохранения и развития татарского и русского языков в Республике Татарстан; 5. Сохранение и развитие языков представителей народов, проживающих в Республике Татарстан; 6. Повышение социального статуса и популяризация государственных и других языков в Республике Татарстан; 7. Мониторинг этноязыковой ситуации в Республике Татарстан |
Сроки и этапы реализации Программы |
2014-2020 годы |
Объемы финансирования с распределением по годам |
Общий объем финансирования Программы за счет средств бюджета Республики Татарстан составляет 1084,20 млн. рублей, в том числе: в 2014 году - 167,40 млн. рублей; в 2015 году - 184,20 млн. рублей; в 2016 году - 182,10 млн. рублей; в 2017 году - 164,50 млн. рублей; в 2018 году - 141,25 млн. рублей; в 2019 году - 122,14 млн. рублей; в 2020 году - 122,61 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (индикаторы оценки результатов Программы) |
К 2020 году: количество структурных подразделений органов государственной власти и органов местного самоуправления, к функциям которых отнесены вопросы реализации законодательства о языках Республики Татарстан и Программы, будет доведено до 45 единиц; соотношение аудиовизуальной информации на государственных языках Республики Татарстан в сфере государственного и муниципального управления, инфокоммуникационной сфере и сфере услуг достигнет 50 процентов/50 процентов; доля охвата обучением и воспитанием детей татарской национальности на родном татарском языке в дошкольных образовательных организациях сохранится на уровне 64 процентов; доля охвата обучением детей татарской национальности на родном татарском языке в общеобразовательных организациях сохранится на уровне 43,6 процента; доля охвата обучением детей русской национальности на родном русском языке в общеобразовательных организациях сохранится на уровне 100 процентов; количество созданных и введенных в действие образовательно-культурных татарских центров - филиалов Института Каюма Насыри Казанского (Приволжского) федерального университета достигнет 11 единиц; количество результатов фундаментальных научных исследований в области татарской филологии, внедренных в практику, достигнет 15 единиц; количество научных монографий по русской филологии, подготовленных учеными Республики Татарстан, достигнет 12 единиц; доля оцифрованных документов печатного (письменного) наследия русского и татарского народов, хранящихся в архивах, научных центрах, библиотеках республики, достигнет 65 процентов; количество национальных воскресных школ в Республике Татарстан сохранится на уровне 30 школ; доля средств массовой информации Республики Татарстан достигнет: на татарском языке - 25 процентов; на языках представителей народов, проживающих в Республике Татарстан, - 2 процентов; доля совокупного фонда общедоступных библиотек республики на языках народов Республики Татарстан и Российской Федерации, кроме русского, достигнет 22,9 процента; количество публикаций в средствах массовой информации о языковой ситуации в Республике Татарстан и ходе реализации Программы достигнет 150 единиц; количество проведенных исследований динамики этно-языковой ситуации в Республике Татарстан и эффективности выполнения Программы достигнет 3 единиц |
Информация об изменениях:
Постановлением КМ РТ от 7 ноября
См. текст раздела в предыдущей редакции
Настоящая Программа разработана на основании Конституции Российской Федерации, Федеральных законов от 25 октября 1991 года N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации", от 1 июня 2005 года N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации", Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666, Конституции Республики Татарстан, Законов Республики Татарстан от 8 июля 1992 года N 1560-XII "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан" и от 12 января 2013 года N 1-ЗРТ "Об использовании татарского языка как государственного языка Республики Татарстан", а также Концепции государственной национальной политики в Республике Татарстан, утвержденной Указом Президента Республики Татарстан от 3 июля 2008 года N УП-312 (в редакции Указа Президента Республики Татарстан от 26 июля 2013 года N УП-695), иных законов Российской Федерации и Республики Татарстан и призвана продолжить работу, проводившуюся в рамках реализации Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004-2013 годы, утвержденной Законом Республики Татарстан от 11 октября 2004 года N 52-ЗРТ.
Наряду с федеральной целевой программой "Русский язык" на 2011-2015 годы настоящая Программа направлена на создание оптимальных условий для сохранения, изучения и развития государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан.
В Республике Татарстан проживают представители свыше 173 народов. Численность представителей 8 национальностей составляют более 10 тыс. человек: татары (53,2 процента), русские (39,7 процента), чуваши (3,1 процента), удмурты (0,6 процента), мордва (0,5 процента), марийцы (0,5 процента), украинцы (0,5 процента), башкиры (0,4 процента) и др*. Сложившаяся в республике поликультурная ситуация характеризуется широким распространением национального двуязычия и многоязычия, что отражают данные Всероссийской переписи населения 2010 года. В частности:
доля представителей народов, проживающих в Республике Татарстан, указавших, что владеют языком своей национальности: татары - 92,4 процента; русские - 99,9 процента; чуваши - 82,1 процента; удмурты - 83 процента; мордва - 66 процентов; марийцы - 72,5 процента; украинцы - 47,5 процента; башкиры - 46,3 процента;
доля указавших, что владеют русским языком, среди представителей наиболее многочисленных национальностей в Республике Татарстан составляет: татары - 95,5 процента; русские - 99,9 процента; чуваши - 97,3 процента; удмурты - 96,1 процента; мордва - 99,4 процента; марийцы - 97,3 процента; украинцы - 99,7 процента; башкиры - 99 процентов;
доля указавших, что владеют татарским языком, среди представителей наиболее многочисленных национальностей составляет: татары - 92,4 процента, русские - 3,6 процента, чуваши - 14,1 процента, удмурты - 35 процентов, мордва - 4,4 процента, марийцы - 29,8 процента, украинцы - 3,6 процента, башкиры - 65,7 процента**.
Следует отметить существующую положительную динамику уровня владения татарским языком в республике, что связано с введением в образовательную систему изучения татарского языка. Согласно результатам социологических исследований, проведенных в образовательных организациях, среди русскоязычных учащихся свободно говорят, читают, пишут на татарском языке 12 процентов опрошенных, говорят с затруднениями 20 процентов респондентов, понимают, но не говорят, 23 процента, не владеют языком 34 процента.
Основы создания условий для реализации культурно-языковых прав населения республики заложила действующая законодательная база. В то же время существует необходимость синхронизации федерального, регионального и муниципального уровней нормативного правового регулирования в языковой сфере, разработки методологии и мониторинга правоприменения, а также совершенствования организационной инфраструктуры, координирующей данную деятельность.
Большое влияние на развитие языков оказывает информационное пространство. В последнее время наблюдается сокращение лексического объема языков, увеличение орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок, в том числе в средствах массовой информации. Язык молодежи перенасыщен неоправданными иностранными заимствованиями, жаргонизмами, вульгаризмами и издержками компьютерной лексики. Необходима выработка механизма защиты языков на всех уровнях государственной, ведомственной и муниципальной власти при активном участии общественных организаций.
Ведущую роль в указанном направлении деятельности играют образовательные организации. В Республике Татарстан обеспечивается изучение государственных языков Республики Татарстан и развитие образования на родных языках. В частности, в общеобразовательных школах изучаются 8 родных языков: русский, татарский, чувашский, марийский, удмуртский, мордовский, башкирский, иврит, а также ведется обучение на родных языках. Важной задачей является совершенствование методик обучения.
Анализ состояния научно-фундаментальных исследований в области гуманитарных наук последних двух десятилетий, в частности языкознания, указывает на недостаток фундаментальных трудов обобщающего теоретического характера, которые учитывали бы в полной мере новейшие достижения отечественной, мировой лингвистики и татарского языкознания. Важными задачами являются сохранение и развитие традиций Казанской научной лингвистической школы, повышение качественного уровня исследований в области русской и татарской филологии, способных конкурировать с исследованиями российского, международного уровней, и внедрение их результатов в деятельность научных и образовательных организациях.
Сохраняет свою остроту проблема сохранения памятников письменной культуры (консервация, реставрация), оцифровка рукописей и старопечатных книг из библиотек и архивохранилищ Республики Татарстан. Необходимо продолжить работу по выявлению и возвращению письменных памятников татарского языка, хранящихся в зарубежных архивах, обеспечение доступа к данным материалам исследователей и широкой общественности.
История развития татарского народа обусловила его территориальную дисперсность. В условиях глобализации усиливаются процессы культурной ассимиляции татар как в России, так и во всем мире, утрачиваются национальная самобытность и вековые традиции, безусловным транслятором которых является татарский язык. Сохраняется тенденция сокращения численности татар, владеющих родным языком. Наряду со снижением уровня владения татарским языком наблюдается сокращение сферы использования татарского языка, в том числе в условиях повседневного общения населения на работе и в быту. Эти процессы сопровождаются уменьшением количества школ с обучением на татарском языке, сокращением сети татарских отделений при образовательных организациях высшего образования в регионах компактного проживания татар, потерей политико-правовых и институциональных возможностей для полноценного функционирования системы образования на родном татарском языке, прежде всего за пределами Республики Татарстан. Угроза потери татарским народом родного языка и этнической культуры усиливает актуальность проблемы сохранения, развития и распространения татарского языка, литературы и культуры.
За годы реализации Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004-2013 годы, утвержденной Законом Республики Татарстан от 11 октября 2004 года N 52-ЗРТ (далее - Программа на 2004-2013 годы), языковые вопросы сохранили свою приоритетность в качестве одного из основных направлений государственной национальной политики Республики Татарстан.
В качестве итогов и результатов реализации Программы на 2004-2013 годы необходимо отметить следующее.
В целях обеспечения контроля за ходом реализации и оценки эффективности исполнения Программы на 2004-2013 годы постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.06.2008 N 451 создан Совет по реализации законодательства о языках Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан (далее - Совет). При Совете работают комиссии по научным и правовым основам развития языков, по орфографии, терминологии и ономастике татарского языка, по проблемам практического применения языков, по вопросам преподавания и использования языков в учебно-образовательном процессе. Рассмотрение актуальных вопросов языковой политики Республики Татарстан на заседаниях Совета позволило активизировать и расширить деятельность и повысить ответственность министерств и ведомств, муниципальных образований по реализации законодательства о языках Республики Татарстан.
Принято Соглашение между Министерством регионального развития Российской Федерации и Республикой Татарстан о сотрудничестве в сфере реализации государственной национальной политики (от 13 марта 2013 года N 40), в рамках которого достигнута договоренность об оказании указанным министерством содействия в проведении мониторинга состояния и развития родных языков народов Российской Федерации, проживающих на территории Республики Татарстан.
В целях активного использования нормативных правовых документов на татарском языке и более эффективного информационного обеспечения населения продолжалась работа по переводу на татарский язык наиболее актуальных федеральных законов и других нормативных правовых актов. При Министерстве юстиции Республики Татарстан создана электронная база (библиотека) основных нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Татарстан на татарском языке.
Ключевым направлением Программы на 2004-2013 годы стало создание единого образовательного и воспитательного пространства для сохранения и развития языков и культур в условиях межкультурной интеграции (поликультурной среды) и формирование полилингвальной и толерантной личности. Продолжилось развитие целостной системы образования на родных языках, включающей дошкольные и общеобразовательные организации. Расширению возможностей реализации этнокультурных потребностей населения способствует система дополнительного образования. В 30 центрах дополнительного образования (воскресных школах) республики изучаются 28 языков представителей народов, проживающих в республике.
Можно констатировать, что в целом за годы реализации Программы на 2004-2013 годы учебные заведения республики обеспечены квалифицированными кадрами и учебно-методической литературой по организации преподавания татарского языка и литературы. В последнее время акценты смещаются на внедрение эффективных технологий, обеспечение коммуникативной составляющей обучения. В целях содействия развитию национального образования проведена работа по оснащению учебно-материальной базы методических кабинетов по изучению государственных языков Республики Татарстан современным оборудованием, иллюстративным материалом и наглядными пособиями. Началась системная разработка и внедрение интерактивной образовательной продукции и мультимедийного контента обучения языкам.
Благодаря наличию квалифицированного научно-преподавательского корпуса в ряде образовательных организаций высшего образования республики формируются группы обучения на татарском языке, активно развивается учебно-методическая база. Практически во всех образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях созданы методические и учебные кабинеты по изучению татарского и русского языков, приобретены учебно-методические пособия и технические средства. Однако, несмотря на востребованность специалистов, владеющих обоими государственными языками Республики Татарстан, и наличие преподавательских кадров, доля преподаваемых на татарском языке предметов в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях согласно отчетам составляет лишь 2,5 процента.
Особое внимание было уделено созданию условий для полноправного и оптимального функционирования татарского языка как государственного языка республики в работе органов государственной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, организаций республики.
В целях создания условий повышения мотивации и обеспечения целостного подхода к изучению языков были организованы курсы татарского и русского языков для государственных и муниципальных служащих, работников различных отраслей и населения. Согласно исследованиям 93,6 процента татар и 69,1 процента русских считают необходимым владение двумя государственными языками для работающих в органах государственной и муниципальной власти, 91,4 процента татар и 63,2 процента русских - для работающих в сфере услуг, что свидетельствует о достаточно высокой степени лояльности населения к поставленным в языковой сфере республики задачам. Эти показатели, с одной стороны, характеризуют положительную тенденцию в языковой ситуации в республике, с другой - требуют выработки системных мер со стороны государства для подготовки специалистов, владеющих обоими государственными языками, по ряду социально значимых отраслей.
В рамках Программы на 2004-2013 годы ведущими лингвистами, социологами, психологами, политологами, этнологами, педагогами и культурологами республики систематически проводились научные исследования по изучению языковой ситуации в Республике Татарстан, проблем функционального развития государственных языков Республики Татарстан и др. Проведен анализ международных нормативных правовых актов и федерального законодательства по вопросам языковой политики, обобщен опыт работы по реализации законодательства о языках.
Приняты системные меры по осуществлению интеграции татарского языка в электронное информационное пространство. Осуществлена локализация компьютеров на чувашский язык, продолжается разработка программных продуктов с поддержкой удмуртского языка.
За годы реализации Программы на 2004-2013 годы предпринимался ряд мер по популяризации и комплексной поддержке родных языков представителей других народов, проживающих в Республике Татарстан.
В целях обеспечения населения литературой на родном языке фонды городских и сельских библиотек ежегодно пополняются литературой на языках народов, проживающих в Республике Татарстан. Осуществляется издательская деятельность на указанных языках.
В прошедшие десятилетия удалось частично нейтрализовать действие негативных тенденций уменьшения количества школ с обучением на татарском языке, сокращения сети татарских отделений при образовательных организациях высшего образования в регионах компактного проживания татар за счет дальнейшего развития отношений с органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов для реализации федеральных законов и выполнения федеральных программ, программ Республики Татарстан в области функционирования родного татарского языка на территории Российской Федерации, поддержки общественных инициатив по сохранению и развитию татарского языка за пределами Республики Татарстан. Во всех межправительственных соглашениях имеются специальные пункты, направленные на удовлетворение языковых и культурных потребностей татар, проживающих за пределами Республики Татарстан.
Самым главным достижением, показателем эффективности данного этапа реализации языковой политики является, безусловно, сохранение атмосферы конструктивного взаимодействия языков, устойчивого баланса национально-языковых интересов многонационального народа Республики Татарстан.
Анализ результатов реализации Программы на 2004-2013 годы, а также предыдущих программ показывает, что, несмотря на предпринятые усилия в деле сохранения и развития языков в Республике Татарстан, не все поставленные цели были достигнуты по причине наличия целого ряда сдерживающих факторов реализации языковой политики в Республике Татарстан, среди которых:
а) отсутствие целевых федеральных программ по сохранению языков народов Российской Федерации, в связи с чем, в частности, осложнено функционирование татарского языка в местах компактного проживания татар на территории Российской Федерации;
б) недостаточное финансирование Программы на 2004-2013 годы;
в) наличие пробелов в правовом регулировании языковой политики: несовершенство механизма реализации положений Закона Республики Татарстан от 8 июля 1992 года N 1560-XII "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан" и Программы на 2004-2013 годы, отсутствие соответствующих нормативных правовых актов в сфере языкового общения и санкций за нарушение законодательства о языках в Республике Татарстан;
г) изменения федерального законодательства об образовании в части выбора языка итоговой аттестации, а также исключение из числа образовательных компетенций в образовательной системе Российской Федерации компетенций по родному языку;
д) слабая мотивация к овладению татарским языком, национальными языками народов, проживающих в республике, недостаточность мер по сохранению и развитию русской языковой и речевой культуры;
е) незавершенность формирования инфраструктуры, обеспечивающей эффективную реализацию языковой политики Республики Татарстан и прав граждан в языковой сфере, включая также соответствующие общественные институты, ориентированные на реализацию государственных программ по сохранению, изучению и развитию языков народов, проживающих в Республике Татарстан;
ж) незавершенность целостной системы непрерывного образования на родном языке по схеме "дошкольное, начальное, среднее (общее и профессиональное) и высшее образование";
з) отсутствие системы языковой сертификации по татарскому языку;
и) недостаточная комплексность и системность в поддержке функционирования татарского языка в информационно-коммуникационном пространстве на основе соответствующих норм, стандартов и технологий;
к) неразработанность национального электронного корпуса татарского языка, являющегося репрезентативной ресурсной базой словоупотреблений татарского языка и программным инструментом для осуществления научно-прикладных исследований в татарском языкознании;
л) отсутствие регулярного социолингвистического мониторинга состояния этноязыковой ситуации в Республике Татарстан и хода исполнения Программы на 2004-2013 годы;
м) низкая информированность граждан, руководителей и сотрудников общественных институтов о законодательстве, регулирующем языковую сферу, и отсутствие ответственности за неисполнение законодательства о языках и невыполнение Программы на 2004-2013 годы.
Настоящая Программа разработана на основе анализа опыта реализации предыдущих программ с использованием новых ключевых принципов, призванных обеспечить целостность охвата всех сфер и аспектов проблемы, эффективность принимаемых мер и результативность воздействия Программы на все основные факторы, от которых зависит жизнеспособность языков.
Программа разработана в соответствии с основными принципами государственной политики в области государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан, предполагающими развитие и гармоничное взаимодействие языков, соблюдение устойчивого баланса национально-языковых интересов представителей народов, проживающих в республике.
Цель Программы - создание условий для сохранения, изучения и развития татарского, русского и других языков в Республике Татарстан, а также татарского языка за пределами республики.
Достижение поставленной цели предполагает реализацию следующих задач:
совершенствование нормативного правового обеспечения языковой политики в Республике Татарстан;
поддержка паритетного функционирования татарского и русского языков как государственных языков Республики Татарстан;
развитие целостной системы изучения татарского и русского языков и обучения на татарском и русском языках в Республике Татарстан; поддержка изучения татарского языка и обучения на татарском языке за пределами Республики Татарстан;
научное и научно-методическое сопровождение процессов сохранения и развития татарского и русского языков в Республике Татарстан;
сохранение и развитие языков представителей народов, проживающих в Республике Татарстан;
повышение социального статуса и популяризация государственных и других языков в Республике Татарстан;
мониторинг этноязыковой ситуации в Республике Татарстан.
Цель и задачи Программы соответствуют целям и задачам Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666, в части сохранения и развития культур и языков народов Российской Федерации, укрепления их духовной общности, обеспечения прав национальных меньшинств, сохранения этнокультурной самобытности представителей народов, проживающих в Республике Татарстан, сочетания общегосударственных интересов и интересов народов России, поддержки соотечественников, проживающих за рубежом, содействия развитию их связей с Россией и Республикой Татарстан, а также целям и задачам приоритетного национального проекта Российской Федерации "Образование" в части стимулирования инноваций в сфере образования, поддержки талантливой молодежи, поощрения лучших учителей и учащихся, внедрения современных образовательных технологий.
Меры по сохранению и развитию русского языка как
государственного в Республике Татарстан реализуются в соответствии с
положениями Федерального закона
от 1 июня 2005 года N 53-ФЗ "О государственном языке Российской
Федерации", с федеральной
целевой программой "Русский язык", утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации от 20 июня
Мероприятия Программы охватывают все основные аспекты сохранения и развития языков в Республике Татарстан в соответствии с задачами Программы:
Задача 1. Совершенствование нормативного правового обеспечения языковой политики в Республике Татарстан.
Мероприятия, реализуемые в рамках решения данной задачи, направлены на разработку, систематизацию, перевод нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере использования и развития государственных и иных языков в Республике Татарстан.
Задача 2. Поддержка паритетного функционирования русского и татарского языков как государственных языков Республики Татарстан.
Мероприятия, реализуемые в рамках решения данной задачи, направлены на:
организацию "скорой лингвистической помощи" в области русского и татарского языков;
развитие инфраструктуры по реализации Закона Республики Татарстан "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан";
организацию языковой сертификации по татарскому и русскому языкам;
татарскую локализацию современных операционных систем, пакетов прикладных программ, электронных устройств и технологий с языковой поддержкой;
языковую поддержку в области русского языка трудовых мигрантов, пребывающих в Республике Татарстан;
создание единого каталога названий географических объектов Республики Татарстан на татарском и русском языках;
учебно-методическое обеспечение функционирования русского и татарского языков как государственных в системе социальной коммуникации;
создание условий для функционирования татарского и русского языков как государственных языков Республики Татарстан.
Задача 3. Развитие целостной системы изучения татарского и русского языков и обучения на татарском и русском языках в Республике Татарстан; поддержка изучения татарского языка и обучения на татарском языке за пределами Республики Татарстан.
Мероприятия, реализуемые в рамках решения данной задачи, направлены на:
учебно-методическое обеспечение обучения татарскому и русскому языкам;
развитие обучения на татарском языке в системе высшего образования в условиях полилингвизма;
разработку анимационных и мультимедийных образовательных проектов;
обеспечение развития татарского языка в системе поликультурного образования России;
поддержку подготовки высококвалифицированных кадров в области татарского языка и литературы;
поддержку подготовки высококвалифицированных кадров в области русского языка и литературы;
организацию сетевого полилингвального обучения учащихся общеобразовательных учреждений Республики Татарстан;
поддержку деятельности Института Каюма Насыри Казанского (Приволжского) федерального университета;
создание благоприятной языковой и культурной образовательной среды.
Задача 4. Научное и научно-методическое сопровождение процессов сохранения и развития татарского и русского языков в Республике Татарстан.
Мероприятия, реализуемые в рамках решения данной задачи, направлены на:
внедрение результатов фундаментальных исследований в области татарской филологии в практику;
проведение комплексного лингвокультурологического исследования лексики татарского языка;
создание и сопровождение разделов "Татарика" и "Русистика" международного научного журнала "Филология и культура";
сохранение и развитие идей ученых-русистов Казанской лингвистической школы;
проведение комплексных лингвистических исследований функционирования русского языка на территории Республики Татарстан;
создание многофункционального полилингвального электронного лексикографического фонда татарского языка;
создание электронного корпуса татарского языка;
проведение исследований в области лингвистики и культуры в контексте творчества видных русских писателей Казанского края;
создание электронной информационной базы письменного наследия русского и татарского народов в Республике Татарстан "Книга" - "Китап" в Национальной библиотеке Республики Татарстан;
поддержку функционирования татарского языка в научной сфере "Фэн теле";
проведение научных полевых исследований (диалектологических, фольклорных и фольклорно-этнографических, археографических) языка и культуры народов, проживающих на территории Республики Татарстан;
обеспечение функционирования татарского языка в инфокоммуникационных технологиях.
Задача 5. Сохранение и развитие языков народов, проживающих в Республике Татарстан.
Мероприятия, реализуемые в рамках решения данной задачи, направлены на:
реализацию поликультурного образования в системе воскресных школ в Республике Татарстан;
формирование этноязыковой толерантности в обществе, средствах массовой информации и интернет-пространстве в Республике Татарстан;
создание и поддержку информационно-ресурсного портала, содержащего материалы на языках народов, проживающих в Республике Татарстан;
обучение мигрантов государственным языкам Республики Татарстан как лингвокультурологический ресурс для адаптации мигрантов в Республике Татарстан;
создание поликультурной образовательной и воспитательной среды.
Задача 6. Повышение социального статуса и популяризация государственных и других языков в Республике Татарстан.
Мероприятия, реализуемые в рамках решения данной задачи, направлены на:
грантовую поддержку общественных и частных инициатив по сохранению, развитию и популяризации языков народов, проживающих в Республике Татарстан;
создание и развитие языковой и культурной среды в поликультурном обществе.
Задача 7. Мониторинг и анализ этноязыковой ситуации в Республике Татарстан и хода реализации Программы.
Мероприятия, реализуемые в рамках решения данной задачи, направлены на:
социолингвистический мониторинг этноязыковой ситуации в Республике Татарстан;
мониторинг и анализ хода реализации Программы.
Кроме того, в целях реализации Программы необходимо дальнейшее развитие системы юридического обеспечения реализации культурно-языковых прав, в том числе разработка и принятие следующих первоочередных нормативных правовых актов:
1. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан "О создании государственного целевого фонда по развитию языков народов Республики Татарстан".
2. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан "Об использовании государственных языков Республики Татарстан в образовательной и иных сферах".
3. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан "О порядке учета цитируемости научных публикаций на татарском языке в Республике Татарстан".
4. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан "Об утверждении типового положения о порядке функционирования воскресных школ".
Риски объективные:
1. Изменение законодательства Российской Федерации. Для своевременной реакции на изменения в правовом поле в Программе предусмотрен механизм постоянного мониторинга законодательства Российской Федерации, хода выполнения и результативности Программы, а также механизмы оперативной корректировки Программы.
2. Изменение финансово-экономических условий. Модульность запланированных проектов позволит реализовывать их разными темпами и в разной конфигурации в зависимости от объемов финансирования.
Риски, поддающиеся коррекции:
1. Риск слабой управляемости выполнением Программы, потери обратной связи. Для преодоления этого, помимо ежегодных отчетов, предусмотрен постоянный мониторинг результативности Программы.
2. Риск этносоциальной нестабильности и нарушения этноязыковой толерантности. Баланс интересов различных этноязыковых групп жителей Республики Татарстан при формировании мероприятий Программы, а также предусмотренный Программой проект поликультурного образования позволит снизить риск этносоциальной и этноязыковой интолерантности. В Программе также запланированы мероприятия по пропаганде толерантных этноязыковых отношений в обществе.
Программа реализуется в 2014-2020 годах. Этапы реализации Программы не выделяются.
Информация об изменениях:
Постановлением КМ РТ от 15 мая
См. текст подраздела в предыдущей редакции
Индикаторами Программы являются:
Индикаторы оценки конечных результатов, единицы измерения |
Значения индикаторов |
|||||||
2012 (базовый год) |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Количество структурных подразделений органов государственной власти и органов местного самоуправления, к функциям которых отнесены вопросы реализации законодательства о языках Республики Татарстан и Программы, единиц |
3 |
44 |
45 |
45 |
45 |
45 |
45 |
45 |
Соотношение аудиовизуальной информации на государственных языках Республики Татарстан в сфере государственного и муниципального управления, инфокоммуникационной сфере и сфере услуг, процентов |
20/80 |
25/75 |
30/70 |
35/65 |
40/60 |
45/55 |
50/50 |
50/50 |
Доля охвата обучением и воспитанием детей татарской национальности на родном татарском языке в дошкольных образовательных организациях, процентов |
64 |
64 |
64 |
64 |
64 |
64 |
64 |
64 |
Доля охвата обучением детей татарской национальности на родном татарском языке в общеобразовательных организациях, процентов |
43,6 |
43,6 |
43,6 |
43,6 |
43,6 |
43,6 |
43,6 |
43,6 |
Доля охвата обучением детей русской национальности на родном русском языке в общеобразовательных организациях, процентов |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Количество созданных и введенных в действие образовательно-культурных татарских центров - филиалов Института Каюма Насыри, единиц |
0 |
2 |
3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Количество результатов фундаментальных научных исследований в области татарской филологии, внедренных в практику, единиц |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
Количество научных монографий по русской филологии, подготовленных учеными Республики Татарстан, единиц |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
12 |
Количество оцифрованных документов печатного (письменного) наследия русского и татарского народов, хранящихся в архивах, научных центрах, библиотеках республики, процентов |
10 |
20 |
25 |
30 |
35 |
45 |
55 |
65 |
Количество национальных воскресных школ в Республике Татарстан, единиц |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
Доля СМИ Республики Татарстан: |
|
|
|
|
|
|
|
|
на татарском языке; |
13 |
15 |
21 |
25 |
25 |
25 |
25 |
25 |
на языках представителей народов, проживающих в Республике Татарстан, процентов |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Доля совокупного фонда общедоступных библиотек республики на языках народов Республики Татарстан и Российской Федерации, кроме русского, процентов |
22,6 |
22,7 |
22,7 |
22,73 |
22,75 |
22,78 |
22,8 |
22,85 |
Количество публикаций в СМИ о языковой ситуации в Республике Татарстан и ходе реализации Программы, единиц |
100 |
110 |
120 |
130 |
130 |
140 |
140 |
150 |
Количество проведенных исследований динамики этноязыковой ситуации в Республике Татарстан и анализа эффективности выполнения Программы, единиц |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
Объем ресурсного обеспечения Программы по задачам представлен в приложении N 1 к ней.
Цель и задачи, индикаторы оценки результатов Программы и финансирование мероприятий представлены в приложении N 2 к ней.
Общий объем финансирования Программы за счет средств бюджета Республики Татарстан составляет 1084,20 млн. рублей, в том числе:
в 2014 году - 167,40 млн. рублей;
в 2015 году - 184,20 млн. рублей;
в 2016 году - 182,10 млн. рублей;
в 2017 году - 164,50 млн. рублей;
в 2018 году - 141,25 млн. рублей;
в 2019 году - 122,14 млн. рублей;
в 2020 году - 122,61 млн. рублей.
Комплексный проектный подход, объединяющий отдельные мероприятия едиными целями и задачами (при их скоординированном и согласованном исполнении) позволит обеспечить рациональное использование средств и достижение положительных результатов.
Так как исполнение включенных в Программу мероприятий рассчитано на среднесрочный и долгосрочный периоды, они нуждаются в целевом финансировании из бюджета Республики Татарстан.
Для реализации программных мероприятий возможно привлечение в установленном порядке средств бюджетов муниципальных образований Республики Татарстан и внебюджетных источников.
В ходе реализации мероприятий Программы ее государственный заказчик-координатор (Министерство образования и науки Республики Татарстан) обеспечивает взаимодействие основных исполнителей, контроль за ходом реализации мероприятий и эффективным использованием средств исполнителями Программы. Мероприятия Программы реализуются на основе государственных контрактов, выполняемых государственным заказчиком-координатором Программы со всеми исполнителями программных мероприятий.
Министерства, ведомства и организации, участвующие в реализации Программы, представляют в Министерство образования и науки Республики Татарстан информацию о ее выполнении ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Министерство образования и науки Республики Татарстан направляет:
ежеквартально, до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в Министерство экономики Республики Татарстан, в Совет по реализации законодательства о языках при Кабинете Министров Республики Татарстан статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы, а также об эффективности использования финансовых средств;
ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным периодом, в Министерство экономики Республики Татарстан, Министерство финансов Республики Татарстан, Совет по реализации законодательства о языках при Кабинете Министров Республики Татарстан информацию о ходе работ по реализации Программы и эффективности использования финансовых средств.
Эффективность Программы оценивается по степени выполнения мероприятий в установленные сроки. Для оценки эффективности Программы используются результаты мониторинга этноязыковой ситуации в Республике Татарстан, этносоциологических исследований, а также материалы текущей отчетности министерств и ведомств, материалы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан (Татарстанстат).
Основным результатом реализации Программы должно стать повышение уровня образования, этноязыковой компетенции, расширение сферы функционирования языков, активизация научно-технического и культурного развития за счет расширения возможностей использования языков в системах информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях, повышение роли языковых компетенций, квалификации, профессионализма работников сферы образования, услуг и широких слоев населения, сохранение культурного и этноязыкового разнообразия, повышение толерантности и межнационального согласия.
Программа предусматривает рост количественных показателей, отражающих функционирование государственных и других языков Республики Татарстан в политической, экономической, социальной и этнокультурной сферах и в информационном пространстве, а также в системе образования Республики Татарстан и татарского языка за пределами республики, сохранение и развитие языков представителей народов, проживающих в Республике Татарстан, повышение социального статуса и престижа государственных и других языков в Республике Татарстан и внедрение эффективных научных разработок для развития функционального потенциала татарского и русского языков в Республике Татарстан.
Реализация предусмотренных Программой мероприятий будет способствовать приумножению духовного богатства; доступности для населения просветительских мероприятий, популяризирующих язык, литературу и культуру народов, проживающих в Республике Татарстан; повышению функциональности государственных языков Республики Татарстан; созданию соответствующей инфраструктуры, которая позволит скоординировать и оптимизировать работу исполнителей, усилить научную и экспертно-аналитическую базу реализации Программы; совершенствованию нормативных правовых документов в области использования государственных языков Республики Татарстан и языков представителей народов, проживающих в Республике Татарстан.
Учитывая специфику Программы, связанной с развитием духовной и интеллектуальной сферы, определение экономического эффекта не предполагается.
Определенный косвенный отсроченный экономический эффект реализации мероприятий Программы может наблюдаться в результате формирования позитивного привлекательного имиджа Республики Татарстан, развития межкультурного диалога, толерантности и взаимопонимания между народами Республики Татарстан.
Программа рассчитана на создание системы механизмов и мер, обеспечивающих долгосрочные эффекты развития в социальной и культурной сферах. Последствия такого рода не поддаются обычным статистическим измерениям и не могут быть выражены в стоимостной оценке.
Реализация мероприятий Программы позволит поддерживать и развивать образовательную и воспитательную деятельность образовательных организаций разного типа и уровня, повысит социальный статус педагога, позволит приблизить систему образования и сферу услуг к этноязыковым запросам населения, будет способствовать защите конституционных прав населения в изучении и развитии родных языков, скоординирует и оптимизирует меры по реализации языкового законодательства Республики Татарстан.
* По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, общая численность населения в Республике Татарстан в 2010 году составила 3786488 человек.
** По данным Всероссийской переписи населения 2010 года.
Информация об изменениях:
Постановлением КМ РТ от 15 мая
См. текст приложения в предыдущей редакции
Приложение N 1
к государственной
программе
Республики Татарстан
"Сохранение, изучение и развитие государственных
языков Республики Татарстан и других языков
в Республике Татарстан на 2014-2020 годы"
(млн. рублей) |
|||||||||
Наименование задачи |
Источник финансирования |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
Итого средств |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Задача 1. Совершенствование нормативного правового обеспечения языковой политики в Республике Татарстан |
бюджет Республики Татарстан |
1,750 |
0,600 |
1,200 |
0,460 |
0,460 |
0,460 |
0,560 |
5,490 |
Задача 2. Поддержка паритетного функционирования русского и татарского языков как государственных языков Республики Татарстан |
бюджет Республики Татарстан |
16,200 |
21,268 |
30,250 |
29,750 |
29,250 |
25,150 |
24,150 |
176,018 |
Задача 3. Развитие целостной системы изучения татарского и русского языков и обучения на татарском и русском языках в Республике Татарстан; поддержка изучения татарского языка и обучения на татарском языке за пределами Республики Татарстан |
бюджет Республики Татарстан |
84,160 |
82,763 |
83,570 |
62,070 |
54,480 |
50,370 |
47,140 |
464,553 |
Задача 4. Научное и научно-методическое сопровождение процессов сохранения и развития татарского и русского языков в Республике Татарстан |
бюджет Республики Татарстан |
28,220 |
39,700 |
25,870 |
39,170 |
26,710 |
19,260 |
18,960 |
197,890 |
Задача 5. Сохранение и развитие языков народов, проживающих в Республике Татарстан |
бюджет Республики Татарстан |
15,580 |
16,269 |
16,060 |
11,450 |
12,250 |
9,600 |
10,600 |
91,809 |
Задача 6. Повышение социального статуса и популяризация государственных и других языков в Республике Татарстан |
бюджет Республики Татарстан |
19,090 |
21,200 |
23,500 |
18,600 |
18,100 |
17,100 |
17,100 |
134,690 |
Задача 7. Мониторинг результатов программы, анализ этноязыковой ситуации в Республике Татарстан |
бюджет Республики Татарстан |
2,400 |
2,400 |
1,650 |
3,000 |
- |
0,200 |
4,100 |
13,750 |
Всего по программе |
бюджет Республики Татарстан |
167,400 |
184,200 |
182,100 |
164,500 |
141,250 |
122,140 |
122,610 |
1084,200 |
2024
Ноябрь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |