Расширенный поиск
Постановление Правительства Ярославской области от 07.09.2017 № 698-пПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 07.09.2017 N 698-п г. Ярославль О внесении изменений в постановление Правительства области от 18.02.2015 N 145-п В соответствии с пунктом 29 Плана мероприятий по реализации Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на 2015 – 2020 годы, утвержденного заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Голодец О.Ю. 26.10.2015 N 7011п-П12, ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Внести в постановление Правительства области от 18.02.2015 N 145-п «О программе «Улучшение условий и охраны труда в Ярославской области» на 2015 – 2018 годы» следующие изменения: 1.1. Пункт 4 изложить в следующей редакции: «5. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства области Костина В.Г.». 1.2. Программу «Улучшение условий и охраны труда в Ярославской области» на 2015 – 2018 годы, утвержденную постановлением, изложить в новой редакции (прилагается). 2. Постановление вступает в силу с момента подписания. Председатель Правительства области Д.А. Степаненко УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства области от 18.02.2015 N 145-п (в редакции постановления Правительства области от 07.09.2017 N 698-п) ПРОГРАММА «Улучшение условий и охраны труда в Ярославской области» на 2015 – 2018 годы ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Введение
Программа разработана и актуализирована во исполнение статей 210, 216 Трудового кодекса Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1197 «О проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда», пунктов 28 и 29 Плана мероприятий по реализации Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на 2015 – 2020 годы, утвержденного заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Голодец О.Ю. 26.10.2015 N 7011п-П12, на основании рекомендованной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации типовой государственной программы субъекта Российской Федерации (подпрограммы государственной программы) по улучшению условий и охраны труда. Программа представляет собой комплексный план мероприятий органов исполнительной власти Ярославской области и органов местного самоуправления муниципальных образований области, государственных внебюджетных фондов и юридических лиц по созданию благоприятных условий труда в Ярославской области. Программа не относится к категории областных целевых программ, поскольку требования к ней установлены непосредственно Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и не создает расходных обязательств областного и местных бюджетов по заявленным мероприятиям, так как расходные обязательства установлены другими целевыми программами Ярославской области и муниципальными программами муниципальных образований Ярославской области.
1. Характеристика сферы реализации Программы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз развития В таблицах 1 – 4 представлены статистические данные, свидетельствующие о том, что в течение последних лет значения показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Ярославской области имеют следующую динамику: Таблица 1 Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в 2010 – 2015 годах (по данным ГИТ)
Таблица 2 Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более в 2010 – 2015 годах (по данным ФСС)
Таблица 3 Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего в 2010 – 2015 годах (по данным ФСС)
Таблица 4 Численность лиц с впервые установленным профессиональным заболеванием в 2010 – 2015 годах (по данным Роспотребнадзора)
Анализ причин и условий возникновения большинства несчастных случаев на производстве в Ярославской области показывает, что основной причиной их возникновения является неудовлетворительная организация производства работ (отсутствие четких должностных инструкций персонала при выполнении производственных функций). К другим причинам несчастных случаев на производстве относятся: - недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда; - нарушение технологического процесса; - нарушение Правил дорожного движения; - неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест; - эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования. Анализ групповых несчастных случаев, в том числе со смертельным и тяжелым исходами, показывает, что среди видов происшествий преобладают падение работника с высоты, воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли, дорожно-транспортные происшествия. В разрезе основных видов экономической деятельности наиболее травмоопасными являются обрабатывающие производства, транспорт и связь, сельское и лесное хозяйство, строительство, добыча полезных ископаемых, здравоохранение и предоставление социальных услуг. Важным механизмом стимулирования работодателей к контролю и улучшению условий труда на рабочих местах, а также созданию эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда является оценка условий труда на рабочих местах. Анализ проведения аттестации рабочих мест (далее – АРМ) по условиям труда и СОУТ в организациях области показал, что за последние 2 года во всех отраслях экономической деятельности отмечена положительная динамика проведения СОУТ, однако темпы ее проведения все же недостаточные, а в организациях, относящихся к субъектам малого предпринимательства, СОУТ практически не проводилась. В таблицах 5, 6 приведена динамика проведения в организациях области АРМ и СОУТ. Таблица 5 Количество рабочих мест, на которых проведены АРМ и СОУТ в 2010 – 2015 годах (по данным департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области)
Таблица 6 Удельный вес рабочих мест, на которых проведены АРМ и СОУТ, в общем количестве рабочих мест в 2010 – 2015 годах (рассчитывается на основе данных таблицы 5)
Анализ удельной численности работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, позволяет сделать следующие выводы. В 2015 году тенденция к росту удельного веса работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, наметившаяся в последние годы, не изменилась. Во многом это объясняется тем, что с увеличением количества проводимых информационно-разъяснительных мероприятий, увеличилось количество рабочих мест, прошедших аттестацию и СОУТ, вследствие чего работодатели стали предоставлять в органы ФСС более точную информацию о количестве работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда. По данным ФСС, удельный вес числа работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, на конец 2015 года составил 22,94 процента (в 2014 году – 22,38 процента). При этом необходимо учитывать сокращение численности работников, занятых на крупных и средних базовых предприятиях Ярославской области с вредными и опасными условиями труда, более чем на 3 процента. В неблагоприятных условиях труда на конец 2015 года в обследованных организациях работали 129 тыс. человек, или 23 процента от списочной численности работающих. Из них работали в организациях сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства 3,3 тыс. человек (36,7 процента), в организациях по добыче полезных ископаемых – 0,2 тыс. человек (41,1 процента), в обрабатывающих производствах – 28,8 тыс. человек (36,9 процента), в организациях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды – 5,8 тыс. человек (33,9 процента), в строительстве – 3,1 тыс. человек (46,0 процента), на транспорте и в связи – 9,1 тыс. человек (30,7 процента). Тяжелым физическим трудом были заняты 21,8 тыс. человек (43,3 процента от численности работающих во вредных и (или) опасных условиях труда), на работах, связанных с напряженностью трудового процесса, были заняты 7,0 тыс. человек (13,9 процента). По сравнению с 2014 годом численность работников, занятых тяжелым физическим трудом, увеличилась на 17,6 процента, а численность занятых на работах, связанных с напряженностью трудового процесса, уменьшилась на 30,6 процента. По сравнению с 2014 годом численность работников, пользующихся компенсациями за работу в неблагоприятных условиях труда, увеличилась на 0,1 тыс. человек (на 0,1 процента) и на конец 2015 года составила 52,0 тыс. человек. Основной причиной роста удельной численности работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, является работа на оборудовании, морально и физически устаревшем и не отвечающем требованиям безопасности. Модернизация оборудования требует значительных инвестиционных и материально-технических затрат. По этой причине имеются серьезные диспропорции финансирования охраны труда в организациях различных отраслей. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области (далее – Ярославльстат), на мероприятия по охране труда предприятиями и организациями в 2015 году было израсходовано 1849,5 млн. рублей, что на 14 процентов больше, чем в 2014 году. Увеличение затрат предприятий на охрану труда позволило снизить уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Одним из следствий неудовлетворительных условий труда является профессиональная заболеваемость. Наиболее высокий уровень профессиональной заболеваемости наблюдается на предприятиях машиностроения, по добыче полезных ископаемых и обрабатывающих производствах. Среди причин, вызывающих профессиональные заболевания, лидирующую роль играют неудовлетворительные условия труда, которые в ряде видов экономической деятельности являются вредными на каждом втором рабочем месте. Основными причинами возникновения профессиональных заболеваний являются конструктивные недостатки средств труда, несовершенство технологических процессов, неэффективность работы вентиляционных установок, недостаточный контроль (или его отсутствие) за применением средств индивидуальной защиты, нарушение режимов труда. В этой связи охрана труда выступает важным фактором социально-экономического развития Ярославской области. В таблицах 7 – 9 приведены результаты анализа удельной численности работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда. Таблица 7 Общая численность работников (по данным ФСС)
Таблица 8 Численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда в 2010 – 2015 годах (по данным ФСС)
Таблица 9 Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников в 2010 – 2015 годах (по данным ФСС)
Экономические издержки, связанные с неблагоприятными условиями труда, в 2015 году составили: - фактические расходы на компенсации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (по данным Ярославльстата), – 1315,1 млн. рублей; - экономические издержки вследствие потерь рабочего времени – 93,37 млн. рублей, или 0,03 процента валового регионального продукта. По данным ГИТ, за 2015 год в результате контрольно-надзорной деятельности за соблюдением требований трудового законодательства в сфере охраны труда установлено, что наибольшее количество нарушений составляют нарушения, связанные с обучением и инструктированием работников по охране труда, трудовыми договорами, оплатой и нормированием труда, обеспечением работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, проведением медицинских осмотров работников, проведением специальной оценки условий труда, определением рабочего времени и времени отдыха, материальной ответственностью сторон, предоставлением гарантий и компенсаций, расследованием, оформлением и учетом несчастных случаев на производстве, дисциплиной труда и трудового распорядка, регулированием труда работников в возрасте до 18 лет. Наибольшее количество нарушений выявлено в обрабатывающем производстве, строительстве, образовании, оптовой и розничной торговле, здравоохранении и предоставлении социальных услуг, транспорте. Особую тревогу вызывают нарушения, которые приводят к несчастным случаям на производстве при эксплуатации объектов повышенной опасности (грузоподъемных механизмов, транспортных средств, электроустановок). Происходит дальнейшее повышение среднего срока эксплуатации оборудования из-за недостаточного обновления парка оборудования в хозяйствующих субъектах. В регионе в рамках реализации полномочий по государственному управлению охраной труда продолжается работа по совершенствованию нормативной правовой базы в области охраны труда. В Ярославской области приняты Закон Ярославской области от 30 июня 2003 г. N 32-з «Об охране труда в Ярославской области», Закон Ярославской области от 16 декабря 2009 г. N 70-з «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ярославской области», постановление Правительства области от 15.06.2012 N 551-п «О системе государственного управления охраной труда в Ярославской области и признании утратившим силу постановления Администрации области от 13.03.2002 N 37-а», постановление Правительства области от 18.02.2015 N 145-п «О программе «Улучшение условий и охраны труда в Ярославской области» на 2015 – 2018 годы», приказ департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 14.08.2015 N 47-15 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда и о признании утратившим силу приказа департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 11.07.2014 N 43-14», приказ департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 07.08.2015 N 44-15 «Об утверждении Порядка определения размера платы за проведение государственной экспертизы условий труда с целью оценки качества проведения специальной оценки условий труда в Ярославской области», приказ департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 28.09.2015 N 53-15 «Об утверждении размера платы за проведение государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда в Ярославской области». Прогноз состояния производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, условий труда, выполненный на основе анализа тенденций по указанным показателям с учетом прогноза занятости в видах экономической деятельности в среднесрочной перспективе (на основе прогноза трудовых ресурсов), обеспечивает комплексный подход и согласованные действия органов исполнительной власти Ярославской области, органов надзора и контроля в сфере охраны труда, объединений работодателей и профсоюзов, организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, и, как следствие, позволяет ожидать создание или улучшение условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, которые наряду с другими факторами будут способствовать повышению качества жизни, сохранению здоровья трудоспособного населения Ярославской области и улучшению демографической ситуации в регионе. Таким образом, первоочередные задачи, направленные на предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников, заключаются в реализации комплексного подхода к улучшению условий труда на каждом рабочем месте, начиная с выявления профессиональных рисков через СОУТ и заканчивая приведением производственных и санитарных условий труда в соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда и устранением имеющихся факторов профессиональных рисков. 2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов, сроков реализации Программы Важнейшим фактором, определяющим необходимость разработки и реализации Программы на уровне Ярославской области с учетом приоритетных направлений социальных и экономических реформ в Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 г. N 1540-р, является социальная значимость повышения качества жизни и сохранения здоровья трудоспособного населения Ярославской области. В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 г. N 1540-р, одними из приоритетных направлений деятельности по сохранению здоровья и сокращению смертности населения являются принятие мер по улучшению условий и охраны труда работающего населения, профилактике и снижению профессионального риска, а также проведение диспансеризации и профилактических осмотров работающих, содействие органам государственного контроля и надзора в повышении эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. 2.1. Цели и задачи Программы 2.1.1. Целью Программы является снижение уровней производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников организаций, расположенных на территории Ярославской области. 2.1.2. Индикаторами достижения указанной цели являются: - по уровню производственного травматизма и профессиональной заболеваемости: численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом (по данным ГИТ); численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более (по данным ФСС); количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего (по данным ФСС); численность работников с впервые установленным профессиональным заболеванием (по данным Роспотребнадзора); - по динамике оценки условий труда: количество рабочих мест, на которых проведена СОУТ (по данным ФГИС СОУТ и ГИТ); удельный вес рабочих мест, на которых проведена СОУТ, в общем количестве рабочих мест; количество рабочих мест, на которых улучшены условия труда, по результатам СОУТ (по данным ГИТ); - по условиям труда: общая численность работников, из них: численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда (по данным ФСС); удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников (по данным ФСС). 2.1.3. Для достижения поставленной цели в рамках Программы необходимо решение задач по улучшению условий и охраны труда и повышению эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе: - обеспечение оценки условий труда работников и получения работниками объективной информации о состоянии условий труда на их рабочих местах; - реализация превентивных мер, направленных на улучшение условий труда, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включая совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения, и обеспечение современными высокотехнологичными средствами индивидуальной и коллективной защиты; - обеспечение непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения; - содействие внедрению современной высокотехнологичной продукции и технологий, способствующих улучшению условий и охраны труда; - совершенствование нормативной правовой базы Ярославской области в области охраны труда; - информационное обеспечение и пропаганда охраны труда; - переход на оформление трудовых отношений с работниками с учетом принципов эффективного контракта в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р и приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 апреля 2013 г. N 167н «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта»; - разработка и внедрение в организациях Ярославской области программ «нулевого травматизма», основанных на принципах ответственности руководителей и каждого работника за безопасность, соблюдения всех обязательных требований охраны труда, вовлечения работников в обеспечение безопасных условий и охраны труда, обеспечения выявления опасностей, оценки рисков на производстве и контроля за ними, проведения регулярных аудитов безопасности, непрерывного обучения и информирования персонала по вопросам охраны труда; - повышение эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. 2.2. Ожидаемые результаты от реализации Программы и целевые индикаторы (показатели) В результате реализации Программы ожидается улучшить условия труда работников в организациях области, снизить производственный травматизм и профессиональную заболеваемость, в том числе снизить: - удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников, с 22,38 процента в 2014 году до 21,8 процента к концу 2018 года (по данным ФСС); - численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более с 580 человек в 2014 году до 530 человек к концу 2018 года. Достижение цели и решение задач Программы оцениваются целевыми индикаторами (показателями), показателями реализации мероприятий Программы, указанными в таблицах 10, 11. Таблица 10 Целевые индикаторы (показатели) Программы
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|