Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Еврейской автономной области от 11.04.2017 № 90-рп

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ

 

от 11 апреля 2017 г. № 90-рп

 

 

О внесении изменений в распоряжение правительства Еврейской автономной области от 04.12.2013 № 527-рп «Об утверждении Плана мероприятий («региональной дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Еврейской автономной области (2013 - 2018 годы)»

 

1. Внести в распоряжение правительства Еврейской автономной области от 04.12.2013 № 527-рп «Об утверждении Плана мероприятий («региональной дорожной карты») «Повышение эффективности  и качества услуг в сфере социального обслуживания населения  в Еврейской автономной области (2013 - 2018 годы)» следующие изменения:

1.1. Преамбулу изложить в следующей редакции:

«В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.04.2014 № 282 «О плане мероприятий («дорожной карте») «Повышение эффективности  и качества услуг в сфере социального обслуживания населения  (2013 - 2018 годы)»:».

1.2. Пункт 4 изложить в следующей редакции

«4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя правительства Еврейской автономной области по социальной политике.».

1.3. План мероприятий («региональную дорожную карту») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Еврейской автономной области  (2013 - 2018 годы), утвержденный вышеуказанным распоряжением, изложить в редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.

2. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.

 

        

Губернатор области                                                                                                                                     А.Б. Левинталь

 

 

 

 

 

  ПРИЛОЖЕНИЕ

к распоряжению правительства

 Еврейской автономной области

от 11.04.2017 № 90-рп

 

ПЛАН

мероприятий («региональная дорожная карта») «Повышение эффективности и качества услуг

в сфере социального обслуживания населения в Еврейской автономной области (2013 - 2018 годы)»

 

I. Общее описание «региональной дорожной карты»

 

1. Реализация Плана мероприятий («региональной дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Еврейской автономной области (2013 - 2018 годы)»  (далее - «дорожная карта») направлена на развитие системы социального обслуживания в Еврейской автономной области, повышение ее уровня, качества и эффективности.

Реализация «дорожной карты» позволит обеспечить достижение основной цели, выраженной в обеспечении создания к 2018 году в Еврейской автономной области системы социального обслуживания граждан, обеспечивающей наиболее полное удовлетворение потребности граждан, проживающих в Еврейской автономной области,  в социальных услугах, в том числе:

модернизацию и развитие системы социального обслуживания населения Еврейской автономной области,  ее адаптацию к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям;

привлечение негосударственного сектора к оказанию социальных услуг, индивидуальных предпринимателей, благотворителей и добровольцев;

применение единых подходов для обеспечения доступности предоставляемых гражданам социальных услуг  в сфере социального обслуживания;

укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания Еврейской автономной области;

ликвидацию очередности на стационарное социальное обслуживание в дома-интернаты, в том числе путем  наращивания коечной мощности учреждений стационарного социального обслуживания, развития стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией  на предоставление социальных услуг на дому и недопущение возникновения очередности в полустационарной форме социального обслуживания и в форме социального обслуживания на дому;

проведение эффективной кадровой политики в целях повышения заинтересованности работников в труде  и престижа профессии социального работника;

повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников в учреждениях социального обслуживания до 100 процентов от среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Еврейской автономной области, начиная с начисления заработной платы за январь 2018 года.

В Еврейской автономной области наблюдается динамика роста численности граждан старше трудоспособного возраста за период 2013 - 2018 годов (таблица № 1):

таблица № 1

Годы

Численность населения, чел.

 

в том числе лица старше трудоспособного возраста, чел.

доля лиц старше трудоспособного возраста от общей численности населения, %

количество получателей социальных услуг старше трудоспособного возраста, чел.

 

 

 

 

 

2013

171 524

40 581

23,5

2 061

2014

169 373

41 082

24,2

2 069

2015

167 244

41 286

24,6

2 064

2016

165 880

41 568

25,1

2 087

2017

165 430

41 780

24,9

2 154

2018

165 400

42 028

25,1

2 188

 

К 2018 году также прогнозируется рост численности данной категории граждан. Удельный вес к численности населения области составит 25,1%. В связи с увеличением доли граждан пожилого возраста увеличится нагрузка  на систему социального обслуживания.

По состоянию на 1 января 2017 года в системе социального обслуживания населения Еврейской автономной области функционируют 9 государственных учреждений, финансируемых из областного бюджета, включенных  в реестр поставщиков социальных услуг, в том числе:

1 комплексный центр социального обслуживания;

1 психоневрологический интернат;

3 дома-интерната для престарелых и инвалидов;

1 дом-интернат для умственно отсталых детей;

2 специальных дома для одиноких престарелых граждан;

1 социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.

Расходы на социальное обслуживание предусматриваются ежегодно в областном бюджете, а также формируются из внебюджетных источников.

Информация о расходах на обеспечение деятельности областных учреждений социального обслуживания  на 2013 - 2018 годы представлена в таблице № 2.

таблица № 2

Годы

Расходы на обеспечение деятельности областных учреждений социального обслуживания,

тыс. рублей

в том числе расходы на фонд оплаты труда,

тыс. рублей

Доля фонда оплаты труда в общих рас-ходах, %

из них расходы на фонд оплаты труда социальных работников,

тыс. рублей

Доля в общем фонде оплаты труда, %

 

Всего

в том числе

доля внебюджетных средств, %

Всего

в том числе

доля внебюджетных средств, %

 

в том числе

в том числе

доля внебюджетных средств, %

 

 

 

средства областного бюджета

внебюд-жетные средства

 

 

средства областного бюжета

внебюд-жетные средства

 

 

 

средства областного бюджета

внебюд-жетные средства

 

 

2013

334971,4

278999,6

55971,8

16,7

187434,6

186872,3

562,3

0,3

56,0

25029,3

24739,2

290,1

1,2

13,4

2014

359291,5

302292,2

56999,3

15,9

221481,5

220379,1

1102,4

0,5

61,6

33449,7

33002,7

447,0

1,3

15,1

2015

376245,4

297237,4(1)

79008,0

21,0

236684,5

232812,5

3872,0

1,6

62,9

34863,6

34720,4

143,2

0,4

14,7

2016

387349,1

311228,9

76120,2

19,7

243683,8

241145,0

2538,8

1,0

62,9

34886,8

34805,6

81,2

0,2

14,3

2017

392594,9

316474,7

76120,2

19,4

253007,0

250507,0

2500,0

1,0

64,4

41755,1

41673,9

81,2

0,2

16,5

2018

406600,0

330479,8

76120,2

18,7

267012,1

264512,1

2500,0

0,9

65,7

55760,2

55679,0

81,2

0,1

20,9

Увеличение расходов на обеспечение деятельности областных учреждений социального обслуживания связано  с увеличением фонда оплаты труда (индексация заработной платы отдельных категорий работников в соответствии  с указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»), а также ростом тарифов на коммунальные услуги.

_________________________

(1) уменьшение расходов на обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания из средств областного бюджета связано с сокращением расходов на содержание учреждений социального обслуживания, в связи с дефицитом областного бюджета в 2015 году.

 

С начала реализации «дорожной карты» в Еврейской автономной области проведен ряд мероприятий, направленных на повышение эффективности и качества предоставления социальных услуг населению.

Так, в целях внедрения комплексного подхода к созданию многопрофильных современных учреждений социального обслуживания в 2015 году проведены мероприятия по оптимизации сети учреждений социального обслуживания путем реорганизации в форме слияния ОГБУ «Комплексный центр социального обслуживания по городу Биробиджану», ОГБУ «Центр социального обслуживания Биробиджанского района»,  ОГБУ «Центр социального обслуживания Смидовичского района», ОГБУ «Центр социального обслуживания Октябрьского района», ОГБУ «Центр социального обслуживания Ленинского района», ОГБУ «Центр социального обслуживания Облученского района» и образования ОГБУ «Комплексный центр социального облуживания Еврейской автономной области» с филиалами в каждом муниципальном районе Еврейской автономной области. Проведенная реструктуризация позволила выстроить единую систему социального обслуживания населения Еврейской автономной области в форме социального обслуживания на дому, обеспечить единство требований к качеству предоставляемых социальных услуг, а также сосредоточить распределение финансовых средств и контроль за их расходованием в едином финансовом органе ОГБУ «Комплексный центр социального обслуживания Еврейской автономной области». Сокращение штатной численности персонала учреждений социального обслуживания на 8 штатных единиц,  не связанных с предоставлением социальных услуг населению, позволило оптимизировать расходы на содержание учреждений на 6,3 млн. рублей. Средства были направлены на повышение заработной платы социальных работников.

В 2017 году запланировано проведение реорганизации ОГБУСО «Специальный дом для одиноких престарелых граждан № 1» и ОГБУСО «Специальный дом для одиноких престарелых граждан № 2» путем присоединения  к ОГБУ «Комплексный центр социального облуживания Еврейской автономной области». В результате реорганизации Специальные дома для одиноких престарелых граждан станут структурными подразделениями  ОГБУ «Комплексный центр социального облуживания Еврейской автономной области», оказывающими социальные услуги в форме социального обслуживания на дому. Кроме того, в результате сокращения штатной численности персонала, не связанного с предоставлением социальных услуг населению, станет возможным введение дополнительных должностей для организации работы социально-оздоровительного отделения ОГБУ «Комплексный центр социального облуживания Еврейской автономной области» по направлению «Гериатрия», что особенно актуально в рамках исполнения плана мероприятий на 2016 - 2020 годы по реализации первого этапа Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2016 № 2539-р (далее - План мероприятий). Помимо этого, экономию средств в сумме 0,2 млн. рублей планируется направить на повышение заработной платы социальных работников.

В Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением правительства РФ от 05.02.2016 № 164-р, выделены приоритетные направления, реализовать которые предстоит ОГБУ «Комплексный центр социального обслуживания Еврейской автономной области»:

- совершенствование системы охраны здоровья граждан старшего поколения, развитие гериатрической службы, включая профессиональную подготовку и дополнительное профессиональное образование специалистов в этой сфере  (в том числе обеспечение доступности медицинской помощи, в том числе гериатрической, для указанной категории граждан, повышение информированности медицинских работников по вопросам охраны здоровья граждан старшего поколения и др.);

- обеспечение доступа граждан старшего поколения к информационным и образовательным ресурсам  (в частности, обеспечение возможности получения образования гражданами старшего поколения и доступа  их к информационным ресурсам,  развитие услуг по обучению граждан старшего поколения компьютерной грамотности и т. п.);

- формирование условий для организации досуга граждан старшего поколения (например, обеспечение доступности физкультурно-спортивных услуг и мероприятий в сфере культуры, направленных на удовлетворение творческих потребностей граждан старшего поколения для таких граждан, создание механизма организации социального туризма для граждан старшего поколения).

Для этого на базе ОГБУ «Комплексный центр социального обслуживания Еврейской автономной области» планируется открытие социально-оздоровительного отделения: будет привлечен врач-герантолог, специалист,  оказывающий реабилитационные услуги гражданам пожилого возраста, медицинский персонал.

В социально-досуговом отделении увеличится количество специалистов, представляющих услуги гражданам пожилого возраста, направленные на профилактику обстоятельств, обуславливающих нуждаемость гражданина  в социальном обслуживании (ст. 29 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 442-ФЗ). В настоящее время  эти услуги предоставляют 2 специалиста. В 2016 году услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг получили 350 чел.,  в том числе на дому - 84 чел., в группах - 266 граждан пожилого возраста, в 2017 году указанные планируется предоставить не менее 550 чел.

При социально-досуговом отделении открыта служба по социальному сопровождению молодых инвалидов.  В 2016 году было обследовано 56 инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы, не выходящих из дома.  В перспективном плане работы Службы сопровождения молодых инвалидов на 2017 год предусмотрено обследование условий жизнедеятельности не менее 500 молодых инвалидов, организация взаимодействия с различными учреждениями области с целью социализации молодых инвалидов, вовлечения их в активную социальную жизнь, организация клубной работы для этой категории граждан.

В 2018 году оптимизация штатной численности и расходов на содержание учреждений социального обслуживания не планируется.

По состоянию на 1 января 2016 года в очереди для определения в психоневрологический интернат состояли  7 чел., в дома-интернаты для престарелых и инвалидов - 49 чел.

По состоянию на 1 января 2017 года очередность в психоневрологический интернат составляет 3 чел.;  в дома-интернаты для престарелых и инвалидов - 20 чел. (уменьшение количества граждан, находящихся в очереди  на помещение в стационарные учреждения социального обслуживания области связано с устройством граждан  в данные учреждения в соответствии с нуждаемостью).

В 2013 году открыто отделение временного пребывания для граждан пожилого возраста и инвалидов  при ОГБУ «Биробиджанский психоневрологический интернат» на 35 мест. В отделение принимаются граждане, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию, оставшиеся без должного ухода, нуждающиеся в срочном предоставлении социально-медицинских услуг.

В 2016 году подготовлены к открытию и в 2017 году планируется ввести в эксплуатацию дополнительные  20 койко-мест в ОГБУ «Хинганский дом-интернат для престарелых и инвалидов», что позволит закрыть в течение  2017 года очередность на стационарное социальное обслуживание в дома-интернаты для престарелых и инвалидов.

Также, в 2017 году планируется ввести в эксплуатацию дополнительные 5 койко-мест  в ОГБУ «Биробиджанский психоневрологический интернат», что позволит ликвидировать очередность  в психоневрологический интернат.

В Плане мероприятий («дорожную карту») по комплексному социально-экономическому развитию Еврейской автономной области включено мероприятие по строительству в 2019 - 2020 годы дополнительного жилого корпуса  ОГБУ «Биробиджанский психоневрологический интернат» на 100 мест.

В целях недопущения формирования в дальнейшем очередности для помещения граждан в учреждения стационарного социального обслуживания особое внимание комитетом социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области уделяется развитию стационарозамещающих технологий социального обслуживания:

- «Услуги сиделки»: в 2015 году услугами воспользовались 4 чел., в 2016 году - 12 чел.;

- «Соседская помощь» (заключение договора между социальным работником и соседями о периодическом оказании социальных услуг гражданам, которые находятся на надомном социальном обслуживании, во время отсутствия социального работника): в 2015 году услугами воспользовались 48 чел., в 2016 году - 54 чел., из них  39 чел. в сельской местности;

- «Волонтерская помощь» (оказание социальных услуг волонтерскими группами): в 2015 году услугами воспользовались 41 чел., в 2016 году - 151 чел., в 2017 году планируется обслужить 200 чел., в 2018 году - 200 чел.).

Начиная с 2017 года, планируется разработка пакета нормативных правовых актов, обеспечивающих внедрение  на территории Еврейской автономной области стационарозамещающей формы социального обслуживания - «Приемная семья».

Очередность на получение социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания и форме социального обслуживания на дому отсутствует.

В Еврейской автономной области ежегодно проводится работа по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания.

В системе учреждений социального обслуживания Еврейской автономной области из 32 зданий отсутствуют аварийные или ветхие объекты, требующие реконструкции или капитального ремонта.

Тем не менее, в учреждениях социального облуживания ежегодно проводится текущий ремонт зданий  и сооружений, связанный с ремонтом фасада и кровли зданий, ремонтом или установкой ограждения территории учреждений, ремонтом жилых, кухонных и санитарных помещений.

За период 2013 - 2016 годов работы по текущему ремонту (за счет средств областного бюджета) проведены  во всех учреждениях социального обслуживания на общую сумму 10 528,3 тыс. рублей:

в 2013 году - 3 учреждения социального обслуживания на сумму 560,7 тыс. рублей;

в 2014 году - 6 учреждений социального обслуживания на сумму 799,4 тыс. рублей;

в 2015 году - 2 учреждения социального обслуживания на сумму 5 415,4 тыс. рублей;

в 2016 году - 4 учреждения социального обслуживания на сумму 3 752,8 тыс. рублей.

В рамках исполнения Соглашений о предоставлении Пенсионным фондом Российской Федерации субсидий бюджету Еврейской автономной области за период 2013 - 2016 годов на улучшение материально-технической базы учреждений социального облуживания Еврейской автономной области израсходовано 3 345,9 тыс. рублей, из них:

- в 2013 году в ОГБУ «Хинганский дом-интернат для престарелых и инвалидов» приобретено медицинское оборудование (электрокардиограф, дезинфекционная камера), кухонное оборудование (морозильные камеры), предметы быта (стеллажи, телевизоры, тумбы прикроватные) на сумму 1 159,5 тыс. рублей; в ОГБУ «Валдгеймский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» приобретено кухонное оборудование (холодильники) на сумму 122,0 тыс. рублей; в ОГБУ «Бирофельдский дом-интернат для престарелых и инвалидов» приобретены предметы быта (многофункциональные секционные кровати, противопролежневые матрацы) на сумму 164,3 тыс. рублей;

- в 2014 году в ОГБУ «Валдгеймский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» приобретен  1 специализированный автомобиль для перевозки инвалидов на сумму 979,2 тыс. рублей;

- в 2015 году в ОГБУ «Биробиджанский психоневрологический интернат», ОГБУ «Хинганский дом-интернат  для престарелых и инвалидов», ОГБУ «Бираканский дом-интернат для престарелых и инвалидов»,  ОГБУ «Бирофельдский дом-интернат для престарелых и инвалидов» приобретены предметы  быта (многофункциональные секционные кровати, противопролежневые матрацы) на сумму 484,9 тыс. рублей;

- в 2016 году в ОГБУ «Бирофельдский дом-интернат для престарелых и инвалидов» приобретено кухонное оборудование (пароконвектомат, посудомоечная машина, котел варочный, холодильник) на сумму  436,0 тыс. рублей.

За этот же период Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, выделено более  10 500,0 тыс. рублей в виде гранта для организации предоставления социальных услуг детям-инвалидам  в ОГБУ «Валдгеймский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» и ОГБУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних». Это позволило приобрести 3 специализированных микроавтобуса для перевозки детей, около 1000 единиц спортивного оборудования и инвентаря, оснастить реабилитационным оборудованием 2 Лекотеки и сенсорную комнату, приобрести вертикализаторы  и иппотренажеры, построить теплицу-термос-поликарбонат.

Кроме того, в ОГБУ «Хинганский дом-интернат для престарелых и инвалидов», ОГБУ «Бираканский  дом-интернат для престарелых и инвалидов», ОГБУ «Бирофельдский дом-интернат для престарелых и инвалидов» за период 2013 - 2015 годов различными благотворительными фондами профинансирована установка станции глубокой очистки бытовых сточных вод, лифта для передвижения маломобильных граждан; переданы в дар компьютеры, мебель, реабилитационное оборудование.

В рамках государственной программы Еврейской автономной области «Доступная среда в Еврейской автономной области» на 2014 - 2020 годы, в которую включены мероприятия по формированию доступной среды  в различных сферах жизнедеятельности инвалидов, с 2014 года в сфере социального обслуживания населения проводится работа по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и граждан пожилого возраста к объектам социальной инфраструктуры.

За период 2014 - 2016 годов в 3 учреждениях социального обслуживания проведены работы по устройству пандусов, адаптации санитарно-гигиенических помещений для удобства инвалидов, расширению дверных проемов, демонтажу порогов на сумму 1 375,7 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального  бюджета - 790,7 тыс. рублей. В 2017 году проведение указанных работ запланировано в 2 стационарных учреждениях социального обслуживания (ОГБУ «Бираканский дом-интернат для престарелых и инвалидов»,  ОГБУ «Валдгеймский детский дом-интернат для умственно отсталых детей») на сумму 2 796,5 тыс. рублей.

Своевременное проведение текущего ремонта, обновление материально-технической базы учреждений социального обслуживания позволило обеспечить бесперебойное функционирование систем жизнеобеспечения, создать более комфортные условия  проживания для престарелых граждан и инвалидов.

Несмотря на то, что на проведение текущего ремонта учреждений социального обслуживания выделяются значительные денежные средства, потребность в проведении ремонтных работ не снижается.

На 2017 - 2018 годы запланированы работы по текущему ремонту зданий и помещений в 5 учреждениях  на общую сумму 4 830,8 тыс. рублей (в 2017 году - 4 учреждения на сумму 2 415,4 тыс. рублей,  в 2018 году - 1 учреждение на сумму 2 415,4 тыс. рублей).

Особое внимание комитетом социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области уделяется вопросам противопожарной безопасности учреждений социального обслуживания.

По состоянию на 1 января 2017 года все учреждения социального обслуживания с круглосуточным пребыванием людей (8 учреждений) оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации, а также системой оповещения людей о пожаре, которые ежемесячно проходят проверку на работоспособность, организовано круглосуточное дежурство персонала. Персонал учреждений оснащен необходимым нормативным количеством противопожарного оборудования, инвентаря, в том числе необходимым количеством носилок, приставных лестниц, первичных средств пожаротушения.

Во всех учреждениях с круглосуточным пребыванием людей созданы комиссии по обеспечению пожарной безопасности под председательством руководителей учреждений. Все руководители и лица, отвечающие  за пожарную безопасность, прошли обучение по пожарной безопасности в ОГБУ ДПО «Учебно-методический центр  по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности». В учреждениях оформлены стенды  с информационными материалами о порядке действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций с указанием номеров телефонов экстренных служб.

Законом Еврейской автономной области от 29.10.2014 № 594-ОЗ «О социальном обслуживании населения  в Еврейской автономной области» утвержден перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Еврейской автономной области, в который входит 52 услуги.

Самыми востребованными социальными услугами во всех формах социального обслуживания являются социально-бытовые и социально-медицинские услуги.

Из перечня социальных услуг, предоставляемых в стационарной и полустационарной формах социального обслуживания, самыми востребованными в 2016 году явились социально-бытовые - 87,0%, социально-медицинские - 79,3%, социально-психологические - 72,0%, а также услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов - 68,0%.

Из перечня социальных услуг, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому, в 2016 году наиболее востребованными явились: социально-бытовые услуги - 85,0%, социально-медицинские услуги - 81,3%,  социально-правовые - 40,1%, социально-психологические - 11,7%; маловостребованными: услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности,  в том числе детей-инвалидов - 8,6%, социально-педагогические - 9,1%.

Динамика численности получателей социальных услуг и количества предоставленных социальных услуг  за период 2013 - 2018 годов представлена в таблице № 3.

 

таблица № 3

Форма социального обслуживания

2013  год

2014  год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

 

Числен-ность получа-телей

(чел.)

Кол-во оказанных услуг

 

(услуг)

Числен-ность получа-телей

(чел.)

Кол-во оказанных услуг

 

(услуг)

Числен-ность получа-телей

(чел.)

Кол-во оказанных услуг

 

(услуг)

Числен-ность получа-телей

(чел.)

Кол-во оказанных услуг

 

(услуг)

Числен-ность получа-телей

(чел.)

Кол-во оказанных услуг

 

(услуг)

Числен-ность получа-телей

(чел.)

Кол-во оказанных услуг

 

(услуг)

Стационарная форма социального обслуживания

837

286 921

837

298 963

837

300 242

837

301 912

862

305 505

862

305 505

     Полустационарная форма социального обслуживания

2 702

14 229

2 708

14 241

2 730

14 282

2 931

14 515

2 940

14 530

2 950

14 550

Форма социального обслуживания на дому

1 224

296 927

1 232

298 524

1 227(2)

310 427

1 250

369 045

1 372

370 011

1 491

372 306

Срочные социальные услуги

1 742

2 579

2 275

5 019

2 098(3)

5 472

3 545

6 227

3 835

6 245

3 895

6 285

Всего

6 505

600 656

7 052

616 747

6 892

630 423

8 563

691 699 

9 009

696 921 

9 198

698 646

Анализ динамики численности получателей социальных услуг и количества предоставленных социальных услуг показал, что наблюдается увеличение общей численности получателей социальных услуг в полустационарной  форме социального обслуживания, в форме социального обслуживания на дому и срочных социальных услуг.

_________________________

(2) уменьшение численности получателей услуг в форме социального обслуживания на дому по сравнению с 2014 годом (5 чел.) обусловлено естественной убылью населения (2 чел.) и в связи с введением на региональном уровне оценки индивидуальной потребности социальных услуг: граждане были сняты с социального обслуживания на дому в связи с наличием родственников, обязанных и имеющих возможность осуществлять за ними уход (3 чел.);(3) уменьшение численности получателей срочных социальных услуг по сравнению с 2014 годом (177 чел.) связано с завершением предоставления срочных социальных услуг лицам, пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения в 2013 году.

 

Это обусловлено вступлением в силу Федерального закона № 442-ФЗ, в соответствии с которым введены индивидуальный подход к установлению получателям необходимых им социальных услуг исходя из потребности гражданина в социальных услугах, а также основания, по которым гражданин может быть признан нуждающимся  в социальном обслуживании. Таким образом, с 1 января 2015 года при предоставлении социальных услуг применяется принцип индивидуальной потребности, конкретизирован перечень срочных социальных услуг, а также изменен алгоритм расчета численности получателей срочных социальных услуг и в полустационарной форме (до вступления  в силу Федерального закона № 442-ФЗ получатель социальной услуги в течение отчетного периода неоднократно учитывался при расчете общего количества граждан, получивших услугу).

Социальное обслуживание гражданам в Еврейской автономной области предоставляется на договорной основе  в соответствии с Порядком предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Еврейской автономной области, утвержденным постановлением правительства Еврейской автономной области от 28.10.2014  № 558-пп (далее - Порядок предоставления социальных услуг). При принятии решения о предоставлении гражданам конкретных социальных услуг учитывается их индивидуальная потребность в социальных услугах, состояние здоровья, способность к самообслуживанию.

В Еврейской автономной области утверждены стандарты социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг.

В соответствии с Порядком предоставления социальных услуг, социальные услуги, входящие в региональный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляются гражданам пожилого возраста  и инвалидам на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания организациями социального обслуживания бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты в зависимости от категорий граждан с учетом среднедушевого дохода. Участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, несовершеннолетним детям, а также гражданам, чей доход ниже или равен полуторной величины прожиточного минимума, установленного в Еврейской автономной области в соответствии с законом Еврейской автономной области от 24.11.2004 № 353-ОЗ «О порядке установления величины прожиточного минимума в Еврейской автономной области», социальные услуги предоставляются на бесплатной основе.

Предоставление социальных услуг на платной основе осуществляется на основании утвержденных тарифов  на социальные услуги. Тарифы на социальные услуги учреждениями социального обслуживания утверждаются  в соответствии с Порядком утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утвержденным постановлением правительства Еврейской автономной области  от 24.10.2014 № 542-пп. Тарифы на социальные услуги рассчитываются по стационарным учреждениям, полустационарным учреждениям и учреждениям социального обслуживания на дому по видам услуг по каждому учреждению отдельно с учетом индекса роста потребительных цен и увеличения тарифов на оплату коммунальных услуг.

Рост тарифов на социальные услуги в 2016 году по отношению к 2015 году составил в среднем в стационарных учреждениям социального обслуживания 2,4%, в полустационарных учреждениях социального обслуживания - 1,7%,  в учреждениях, предоставляющих социальные услуги в форме социального обслуживания на дому - 0,6%.  Рост тарифов на социальные услуги связан прежде всего с увеличением затрат на предоставление социальных услуг  (в стационарных и полустационарных учреждениях социального обслуживания - рост тарифов на оплату коммунальных услуг, повышение цен на продукты питания и медикаменты, увеличение расходов на транспортное обслуживание, повышение цен на различные товары и услуги; в форме социального обслуживания на дому - увеличение транспортных расходов).

Кроме того, учреждениями социального обслуживания предоставляются платные социальные услуги. Информация о перечне предоставляемых населению платных социальных услуг и тарифах на них размещаются  на сайтах учреждений социального обслуживания.

В 2014 году проведена значительная работа по совершенствованию регионального законодательства в области предоставления населению социальных услуг. В целях реализации Федерального закона № 442-ФЗ приняты:  1 областной закон, 15 постановлений правительства Еврейской автономной области и 4 приказа комитета социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области.

В Еврейской автономной области организована работа по предоставлению социальных услуг с учетом индивидуальной нуждаемости гражданина в соответствии с нормативными документами, в рамках действия которых индивидуальная нуждаемость определяется в ходе проведения обследования условий жизнедеятельности гражданина.

Оценка индивидуальной нуждаемости является неотъемлемой частью  процесса социального  обслуживания  на дому для определения индивидуальной нуждаемости гражданина в социальных услугах, которая осуществляется оптимальным для конкретной ситуации методом: путем опроса клиента, его родственников или лиц, осуществляющих уход, непосредственным наблюдением специалистов.

Оценка индивидуальной нуждаемости проводится с учетом конкретной жизненной ситуации гражданина, в том числе: наличие или отсутствие жилья и коммунальных удобств, бытовой техники, наличие и использование вспомогательных технических средств реабилитации и других факторов, влияющих на качество жизни гражданина.

С целью выявления граждан, нуждающихся в получении социальных услуг, на территории Еврейской автономной области постоянно проводится мониторинг нуждаемости граждан в социальных услугах (методом «дворового обхода» и «анкетирования») в зависимости от индивидуальной жизненной ситуации граждан. Для проведения мониторинга используется информация из различных источников: от родственников, соседей, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций. В ходе проведения мониторинга проводится анализ жизненной ситуации гражданина и определяется необходимость в предоставлении социальных услуг. Выявление граждан осуществляется ежегодно в зависимости от потребности (постоянно действующие рабочие группы), а также в зависимости от категории граждан (реализация социальных проектов). Так, в 2013 году проведен мониторинг нуждаемости в социальном обслуживании лиц в возрасте от 80 лет и старше, в 2014 году - ветеранов Великой Отечественной войны, в 2015 году - лиц, проживающих в отдаленной и сельской местности, в 2016 году - инвалидов в возрасте от 18 до 40 лет, передвигающихся на креслах-колясках.

На территории Еврейской автономной области организовано применение индивидуального хронометража рабочего времени социального работника, что позволяет оценить специфику деятельности каждого социального работника, фактические условия оказания услуг (территориальные условия, плотность населения, доступность населенных пунктов и развития инфраструктуры в них). Проведенный хронометраж рабочего времени позволил установить среднее время выполнения каждого вида социальных услуг, количество услуг, предоставляемых каждому клиенту, и определить трудозатраты социальных работников при предоставлении социальных услуг.

Проведенные мероприятия позволили осуществить переход от ранее установленной нагрузки на социального работника (4 чел. - в сельской местности, 8 чел. - в городской местности) к предоставлению услуг в соответствии  с индивидуальной нуждаемостью гражданина, сокращением рабочего времени на оказание одной социальной услуги  в результате оптимизации процессов предоставления услуг (проведение хронометража рабочего времени на оказание одной услуги, оказание одинаковых услуг одновременно нескольким гражданам, например, оплата коммунальных услуг, приобретение продуктов питания за счет средств получателей услуг), а также с внедрением и развитием новых форм социального обслуживания.

В связи с ростом численности граждан старше трудоспособного возраста, увеличивается число получателей социальных услуг на дому: за 2013 год обслужены 1 224 чел., за 2014 год - 1 232 чел.,  за 2015 год -1 227 чел.(4), за 2016 год - 1 250 чел., за 2017 год планируется обслужить 1 297 чел., за 2018 год - 1331 чел.

_________________________

(4) уменьшение численности получателей услуг в форме социального обслуживания на дому по сравнению с 2014 годом (5 чел.) обусловлено естественной убылью населения (2 чел.) и в связи с введением на региональном уровне оценки индивидуальной потребности социальных услуг: граждане были сняты с социального обслуживания на дому в связи с наличием родственников, обязанных и имеющих возможность осуществлять за ними уход (3 чел.).

 

Нагрузка на 1 социального работника по итогам 2013 года в среднем составила 10,2 чел.,  2014 года - 10,6 чел., 2015 года - 12,2 чел., 2016 года - 12,5 чел.

С 2016 года с учетом Методических рекомендаций по определению нормы нагрузки социального работника  в сфере социального обслуживания, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.10.2015 № 725, нормы времени на оказание социальных услуг определяются дифференцированно  в зависимости от формы социального обслуживания и места оказания социальной услуги (благоустроенный сектор/неблагоустроенный сектор), что позволило установить среднюю нагрузку на одного социального работника  12,5 чел. с учетом тяжести физического состояния клиента и реальных трудозатрат, и, как следствие, выявить резервы для увеличения охвата населения, нуждающегося в социальных услугах.


Информация по документу
Читайте также