Расширенный поиск

Решение городской Думы г. Хабаровска от 31.01.2017 № 488



 

ХАБАРОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

 

РЕШЕНИЕ

 

N 488

 

31 января 2017 г.                          г. Хабаровск

 

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития

городского округа "Город Хабаровск" на период до 2030 года

 

На основании Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава городского округа "Город Хабаровск" Хабаровская городская Дума решила:

1. Утвердить Стратегию социально-экономического развития городского округа "Город Хабаровск" на период до 2030 года согласно приложению к данному решению.

2. Признать утратившим силу решение Хабаровской городской Думы от 22.05.2012 N 593 "Об утверждении Стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года".

3. Настоящее решение подлежит официальному опубликованию.

4. Контроль за выполнением решения возложить на комитет по бюджету, финансам и экономическому развитию Хабаровской городской Думы (Титяев Д.С.) и вице-мэра города, первого заместителя мэра города по экономическим вопросам Лебеду В.Ф.

 

Председатель городской Думы

С.Н.Савков

 

Мэр города

А.Н.Соколов

 

 

 

 

 

Приложение

к решению

Хабаровской городской Думы

от 31 января 2017 г. N 488

 

СТРАТЕГИЯ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА

"ГОРОД ХАБАРОВСК" НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

 

ВВЕДЕНИЕ

 

С принятием Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" завершился период неопределенности в стратегическом управлении в муниципальных образованиях России.

Отсутствие законодательного регулирования процессов разработки муниципальных стратегий предоставляло разработчикам широкий спектр свобод и возможностей в выборе методик и технологий, формировании целей и приоритетов, постановке задач и разработке мероприятий.

В результате в большинстве случаев города получали яркие, амбициозные, но порой нереалистичные проекты, направленные в первую очередь на усиление имиджевой составляющей преуспевающего региона.

В то же время применение механизмов стратегического планирования в муниципальном управлении, безусловно, дало положительный эффект в обеспечении поступательного социально-экономического развития.

Стратегический план, принятый в Хабаровске в 2006 году, позволил городу динамично развиваться. Был преодолен финансово-экономический кризис 2008 - 2009 годов и снивелированы последствия текущего, сохранено стабильное состояние жизнеобеспечивающей системы города, остановлена депопуляция и восстановлен естественный прирост населения. Сегодня Хабаровск по численности населения является самым крупным на Дальнем Востоке городом.

Произошли позитивные перемены в инженерной инфраструктуре и облике города. Серьезное развитие получила социальная сфера, выросли масштабы жилищного строительства.

Но время не стоит на месте, в новых условиях политического и экономического развития страны вопросы долгосрочного и ускоренного развития дальневосточных территорий приобретают особое стратегическое значение.

Принятый Закон концептуально выстраивает целостную систему стратегического планирования для всех уровней государственного и муниципального управления, ориентированную на долгосрочные приоритеты страны, но увязанную с решением текущих задач на местах.

Это позволит развивать взаимодействие и координацию действий органов власти в достижении целей магистрального развития страны в целом и повлияет на улучшение инвестиционного климата в городе.

Администрация города Хабаровска, выполняя полномочия в сфере стратегического планирования, обеспечила возможность широкого участия представителей науки, бизнеса и общественности на всех этапах разработки и обсуждения муниципальной стратегии.

В течение 2016 года проведены: установочная сессия и два заседания Координационного совета по стратегическому развитию города, 5 мастер-классов, 10 фокус-групп, 4 круглых стола, 6 отраслевых совещаний, 15 заседаний общественных советов при мэре города Хабаровска.

96% жителей города, принявших участие в интернет-голосовании, положительно оценили цели и задачи муниципальной стратегии.

В ноябре - декабре 2016 года местные и региональные средства массовой информации, включая электронные, опубликовали более 130 материалов, посвященных тематике стратегического управления.

В ходе публичного обсуждения проекта муниципальной стратегии поступило более 180 предложений и замечаний, которые рассмотрены на заседаниях экспертной комиссии.

В итоге 60% замечаний отклонены как выходящие за рамки вопросов, отнесенных к полномочиям органов местного самоуправления; 30% замечаний будут учтены при разработке документов стратегического планирования на этапах планирования, прогнозирования и программирования; 10% замечаний и предложений учтены при доработке муниципальной стратегии.

Среди них:

- изменена формулировка миссии города;

- уточнены главная и 2 стратегические цели;

- откорректированы 5 задач социально-экономического развития;

- внесены изменения по ожидаемым результатам.

Отдельного внимания заслуживает предложение общественных организаций по необходимости разработки отраслевых муниципальных стратегий. Администрация г. Хабаровска приняла решение по разработке пилотного проекта, позволяющего апробировать технологию участия граждан и их объединений в стратегическом планировании на уровне городского округа.

Учтено также замечание общественности по стилю изложения документа: краткость, лаконичность и доступность восприятия позволяют понимать проблемы и перспективы социально-экономического развития города как профессиональными управленцами, так и рядовыми гражданами.

 

1. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ГОРОДА ХАБАРОВСКА

 

Целью анализа является выявление тенденций социально-экономического развития, сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, а также проблемных вопросов, присущих городскому округу "Город Хабаровск" в решении вопросов местного значения, отнесенных к полномочиям органов местного самоуправления.

 

1.1. Общая характеристика

Хабаровск является крупным административным, торговым, промышленным, транспортным, научно-образовательным, культурным центром ДФО. Хабаровск входит в число ведущих городов России, располагает мощной диверсифицированной экономикой и высоким населенческим потенциалом.

Город расположен в центре наиболее освоенной части Дальнего Востока, в которой сосредоточены крупнейшие предприятия промышленных видов экономической деятельности и сельского хозяйства. Стратегическое положение Хабаровска обусловлено географической близостью экономически развитых стран Азиатско-Тихоокеанского региона (далее - АТР).

Стратегическая роль Хабаровска усиливается в связи с признанием геополитической значимости развития Дальнего Востока в качестве абсолютного приоритета в реализации государственной политики Российской Федерации.

Важнейшим преимуществом города является его уникальное расположение с точки зрения транспортной логистики как в масштабах страны, так и АТР. Хабаровск является промышленно-транспортным узлом Дальнего Востока России. По его территории проходят крупнейшие федеральные железнодорожные, авиационные и автомобильные трассы. Расположение города вдоль р. Амур создает уникальные условия для развития речного и морского водного транспорта.

Площадь территории города составляет 386,4 км2, в том числе зеркало р. Амур - 77,0 км2, линейная протяженность - более 40 километров.

В Генеральном плане города предусмотрено формирование "открытой планировочной структуры", предоставляющей вариантные возможности развития основных функциональных зон города (жилых, общественно-деловых, производственных зон, транспортной и инженерной инфраструктуры, рекреационного назначения и др.) по главным планировочным осям (природным и транспортным) с сохранением относительно упорядоченных взаимосвязей между основными элементами города в процессе его территориального роста.

Хабаровск является ядром Хабаровской агломерации, включающей в себя территорию городского округа и тесно прилегающие к ней территории городских и сельских поселений Хабаровского района (Ильинка, Тополево, Гаровка, Сосновка, Ракитное, Некрасовка и др.), образующие ближайший пригород Хабаровска. Формируются благоприятные условия к дальнейшей агломерационной экспансии Хабаровска в западном, южном и северо-восточном направлениях, вдоль основных транспортных коммуникаций - на российскую часть о. Большой Уссурийский, в Вяземский и Бикинский районы, район им. Лазо Хабаровского края, в Смидовичский район Еврейской автономной области.

Хабаровск является экономическим центром Хабаровского края, играет ведущую роль в его социально-экономическом развитии. В Хабаровске сосредоточено почти 46% демографического и более 50% трудового потенциала края, на территории города осуществляют деятельность 68% организаций от их общего числа в крае, более 55% основных фондов экономики и социальной сферы края (в стоимостной оценке) размещено в городе. Экономика города в 2015 г. обеспечивала 30% выпуска товаров и услуг промышленности края, 47% - строительства, 66% - розничной торговли и 72% - общественного питания.

За последние пять лет Хабаровск достиг значительных результатов в развитии экономики и социальной сферы, улучшении демографической ситуации, совершенствовании городской среды и росте уровня жизни населения.

 

1.2. Тенденции развития

Главным источником повышения качества жизни населения выступает экономическое развитие города.

В Хабаровске сформировался многопрофильный хозяйственный комплекс, основу которого составляют организации промышленных видов экономической деятельности (с долей 24,7% в общем обороте организаций в 2015 г.); оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (35,9%); транспорта и связи (23,6%).

В 2011 - 2015 годы среднегодовые темпы роста оборота средних и крупных организаций составили (в фактически действовавших ценах) 108,3%, объема отгруженных товаров и услуг по промышленным видам экономической деятельности - 108,9%, в том числе по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" - 115,3%, "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" - 106,6% (табл. 1).

 

Таблица 1

 

Основные показатели экономического развития г. Хабаровска

 

Показатель

2011

2012

2013

2014

2015

Темп роста, 2015 к 2011, %

Оборот организаций (без субъектов малого предпринимательства), млрд руб.

325,2

361,9

391,3

434,8

433,1

133,2

Объем отгруженных товаров по промышленным видам экономической деятельности, млрд руб.

70,8

77,2

71,8

79,2

95,6

135,0

Инвестиции в основной капитал (по крупным и средним организациям), млрд руб.

51,3

65,1

65,5

55,7

54,8

106,8

Ввод в эксплуатацию жилья, тыс. кв. м

348,7

275,7

213,3

287,8

285,5

81,8

Оборот розничной торговли во всех каналах реализации (по полному кругу организаций), млрд руб.

108,7

120,5

138,1

158,1

180,3

165,9

Оборот общественного питания (по полному кругу организаций), млрд руб.

6,1

6,9

8,3

9,8

11,3

185,2

 

В последние годы происходит усиление промышленного вектора развития Хабаровска, что находит отражение в структуре оборота организаций.

Доля промышленных видов деятельности в обороте организаций возросла с 21,4% в 2013 году до 24,7% в 2015 году, в том числе обрабатывающих производств - с 7,8 до 13,7%.

Основным драйвером развития экономики являются инвестиции. В период с 2011 по 2015 г. среднегодовой объем инвестиций в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства) составил 58,5 млрд руб. (наибольший объем был в 2013 г. - 65,5 млрд руб., наименьший в 2011 г. - 51,3 млрд руб.).

Важную роль в улучшении инвестиционного климата и повышении инвестиционной привлекательности города имеет реализация крупных инвестиционных проектов, в том числе локализованных на территориях опережающего развития (ТОСЭР). Среди крупных проектов - развитие Хабаровского авиаузла (18,7 млрд руб.), строительство автомагистрали "Восточный обход г. Хабаровска" (15,5 млрд руб.), металлургического завода мощностью 200,0 тыс. т литой заготовки в год (7,0 млрд руб.), создание и развитие индустриальных парков.

Важным направлением социально-экономического развития города является повышение доступности и комфортности жилья. В период с 2011 по 2015 г. в Хабаровске в среднем за год вводилось в действие 282,2 тыс. кв. м общей площади жилья (наибольший объем ввода жилья был в 2011 г. - 348,7 тыс. кв. м, наименьший в 2013 г. - 213,3 тыс. кв. м). В результате общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, увеличилась с 21,8 кв. м в 2011 г. до 22,7 кв. м в 2015 г. Объем ввода жилья на 1 000 чел. населения в 2015 г. в Хабаровске составил 468,6 кв. м, что значительно ниже среднего показателя РФ (583), но выше среднего показателя ДФО (358).

Весомый вклад в развитие экономики города вносят субъекты малого предпринимательства. Количество субъектов малых предприятий, микропредприятий и индивидуальных предпринимателей в Хабаровске выросло с 24,5 тыс. единиц в 2012 году до 26,4 тыс. единиц 2015 году. Оборот организаций малых предприятий (включая микропредприятия) по всем видам экономической деятельности достиг в 2015 г. 299,6 млрд руб., или 132% к 2012 г. Численность занятых в сфере малого бизнеса увеличилась с 116,8 тыс. чел. в 2012 г. до 119,2 тыс. чел. в 2015 г., а их доля в общей численности занятых в экономике города - с 32,1 до 32,6%.

В рейтинге крупных городов России по активности малого и среднего бизнеса, составленном Департаментом социологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Хабаровск в 2014 г. занял 5-е место из 35.

Важным направлением социального развития Хабаровска является рост уровня жизни населения (табл. 2).

Среднемесячная заработная плата одного работника увеличилась в Хабаровске с 34,4 тыс. руб. в 2011 году до 46,5 тыс. руб. в 2015 году.

В 2015 году она в 3,25 раза превышала установленный прожиточный минимум для трудоспособного населения по Хабаровскому краю. Средний размер назначенных пенсий за этот же период вырос с 9,2 тыс. руб. до 13,5 тыс. руб.

Реальный размер назначенных пенсий увеличился в 2015 году на 8% к уровню 2011 года, тогда как реальная заработная плата (с учетом инфляции) уменьшилась на 2%. На снижение реальной заработной платы существенное влияние оказало замедление ее номинального роста в 2014 и 2015 годы в связи с ухудшением макроэкономической конъюнктуры, а также инфляционный шок 2014 года.

 

Таблица 2

 

Основные показатели уровня жизни населения г. Хабаровска

 

Показатель

2011

2012

2013

2014

2015

Темп роста, 2015 к 2011, %

Занято в экономике, тыс. чел.

358,3

359,3

362,1

365,3

365,3

102,0

Численность зарегистрированных безработных, тыс. чел.

1,7

1,35

1,1

0,9

1,1

64,7

Уровень регистрируемой безработицы, %

0,52

0,41

0,34

0,25

0,32

-0,2 п.п.

Средняя начисленная заработная плата, тыс. руб.

34,4

39,6

43,0

44,8

46,5

135,2

Темп роста реальной заработной платы, % к предыдущему году

103,9

111,5

102,3

97,1

88,9

-

Среднемесячный размер назначенных пенсий, тыс. руб.

9,2

10,3

11,4

12,1

13,5

146,7

Индекс потребительских цен к декабрю предыдущего года, %

107,9

105,4

106,3

107,2

113,1

-

Стоимость минимального набора продуктов питания (декабрь), тыс. руб.

3,5

3,6

4,1

4,7

5,3

152,3

Прожиточный минимум в среднем на душу населения (IV квартал), тыс. руб.

9,0

9,4

10,2

11,5

13,5

150,0

Прожиточный минимум для трудоспособного населения (IV квартал), тыс. руб.

9,7

10,2

10,8

12,2

14,3

147,4

 

Серьезной проблемой, негативно влияющей на конкурентоспособность Хабаровска, является сравнительно высокий уровень цен на потребительские товары и услуги. Хабаровск продолжает оставаться самым дорогим для жизни городом на юге Дальнего Востока. Индекс стоимости жизни (измеряющий уровень цен на потребительском рынке в отдельном городе в процентах от среднего их уровня по стране) в 2015 году в Хабаровске был 136%, в то время как во Владивостоке - 123, Комсомольске-на-Амуре - 117, Благовещенске - 106%.

Хабаровск имеет емкий и сравнительно устойчивый рынок труда. Численность занятых в экономике города выросла с 358,3 тыс. чел. в 2011 г. до 365,3 тыс. чел. в 2015 г. Наибольший вклад в обеспечение занятости населения города вносят такие виды экономической деятельности, как государственное управление и обеспечение военной безопасности, транспорт и связь, промышленность, здравоохранение, образование, операции с недвижимым имуществом. В этих отраслях занято две трети всего работающего населения.

Объем безработицы на регулируемом рынке труда после пика 2011 года (1,7 тыс. безработных) в последующие годы неуклонно сокращался, достигнув в 2015 г. 1,1 тыс. чел., или 0,31% от численности экономически активного населения. Такое значительное снижение безработицы является достаточно редким явлением на рынках труда муниципальных образований Российской Федерации.

Одним из основных приоритетов развития города является улучшение демографии. Численность постоянного населения города в начале 2016 г. составила 611,2 тыс. чел. (табл. 3). За 2011 - 2015 годы она увеличилась на 33,4 тыс. чел., или 5,8%, из них: естественный прирост - 3,6 тыс. чел., миграционный прирост - 29,8 тыс. чел. Темпы роста населения Хабаровска самые высокие среди городов - административных центров ДФО.

 

Таблица 3

 

Показатели естественного движения населения г. Хабаровска

 

Год

Численность населения (на конец года), всего, чел.

в том числе численность, чел.

Естественный прирост / убыль (-)

Коэффициент, промилле

родившихся

умерших

рождаемости

смертности

естественного прироста / убыли (-)

2011

585 556

7 183

7 645

-462

12,3

13,1

-0,8

2012

593 636

7 977

7 295

682

13,4

12,3

1,1

2013

601 043

8 248

7 327

921

13,7

12,2

1,5

2014

607 216

8 377

7 398

979

13,8

12,2

1,6

2015

611 160

8 810

7 368

1 442

14,4

12,1

2,4

 

Главными факторами роста населения Хабаровска являются: существенный миграционный приток, сокращение смертности и рост рождаемости. Коэффициент рождаемости (на 1 000 чел. населения) вырос с 12,3 в 2011 г. до 14,4 промилле в 2015 г. Увеличение рождаемости объясняется не только ростом уровня жизни и мерами государственной демографической политики, но и вхождением в репродуктивный возраст многочисленного поколения, рожденного во второй половине 1980-х годов. Коэффициент смертности за этот же период снизился с 13,1 до 12,1 промилле. С 2012 г. впервые в новейшей истории Хабаровска наблюдается естественный прирост населения. По итогам 2015 г. коэффициент естественного прироста составил 2,4 промилле (для сравнения: в Российской Федерации - 0,3, Владивостоке - 1,2).

К серьезной проблеме демографического развития Хабаровска относится разбалансированность возрастной структуры населения, следствием которой является рост демографической нагрузки на трудоспособное население. За 2011 - 2015 годы нагрузка детьми на 1 000 чел. в трудоспособном возрасте выросла с 209 до 247 чел., или на 18,3%, пожилыми - с 333 до 344 чел., или на 3,3%. Происходит также увеличение численности пенсионеров. Если в 2011 году в городе насчитывалось 148,8 тыс. пенсионеров, то в 2015 году их численность увеличилась до 170,8 тыс. чел.

 

1.3. Сильные и слабые стороны, возможности и угрозы развития

Город Хабаровск является активно развивающимся, благоустроенным, выполняющим функции административного центра Хабаровского края и Дальневосточного федерального округа, с исторически сложившейся функцией транспортно-логистической базы Дальнего Востока.

Для выявления конкурентных преимуществ, проблем и ограничений в долгосрочной перспективе развития города Хабаровска был проведен сравнительный анализ социально-экономического развития г. Хабаровска и референтных городов Российской Федерации и были проанализированы 200 факторов по 13 укрупненным группам (экономико-географическое и социально-экономические положение, демография, рынок труда, городское хозяйство, социальная сфера, экология и др.), в том числе 55 факторов, характеризующих преимущества, 47 - возможности, 55 - слабые стороны и 43 - угрозы.

Основные из рассмотренных факторов приведены в таблице 4.

 

Таблица 4

 

Сильные и слабые стороны, возможности и угрозы развития

г. Хабаровска

 

Сильные стороны

- Выгодное географическое положение с развитой транспортной инфраструктурой.

- Близость к крупнейшим экономикам Азиатско-Тихоокеанского региона.

- Исторически сложившаяся административно-политическая роль в регионе.

- Высокий культурно-образовательный уровень населения.

- Активная политика России на Дальнем Востоке.

- Эффективное местное самоуправление.

- Устойчивые тенденции роста численности населения.

- Конкурентные преимущества бизнеса с учетом преференций режимов ТОСЭР и свободного порта

Возможности

- Перспективное освоение острова Б. Уссурийский российской и китайской сторонами.

- Строительство автодороги "Обход Хабаровска".

- Улучшение делового предпринимательского климата.

- Создание транспортно-логистических центров.

- Строительство и организация экспозиционных площадей международного уровня с современной выставочной инфраструктурой.

- Создание центра агломерации "Большой Хабаровск".

- Развитие базовых и национальных видов спорта

Слабые стороны

- Удаленность от федерального центра.

- Сложные климатические условия.

- Высокая стоимость жилья.

- Высокий уровень тарифов ЖКХ.

- Нехватка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров.

- Высокая степень износа сетей и инженерных коммуникаций.

- Перегруженность уличной дорожной сети центральной части города.

- Линейная структура расположения города

- Наличие жилого фонда с высокой степенью износа

Угрозы

- Ослабление финансово-имущественных основ местного самоуправления.

- Растущие риски разрушения городских и инженерных коммуникаций, городских дорог.

- Увеличение стоимости жизни.

- Увеличение дифференциации доходов населения

 

1.4. Основные проблемы при решении вопросов местного значения

Основные проблемы сформированы на основании анализа проблем, выявленных при работе с обращениями граждан, отраслевыми материалами, предложений, поступивших в ходе работы над проектом Стратегии.

1. Несбалансированные межбюджетные отношения, нормативно сокращающие собственные источники доходов при одновременном увеличении доли трансфертной части в общем объеме доходов.

2. Передача государственных полномочий на исполнение органам местного самоуправления без согласования и с недостаточным объемом финансирования.

3. Передача в муниципальную собственность имущества федеральных ведомств без согласования и необходимых финансовых ресурсов.

4. Недостаточность контрольно-надзорных функций органов местного самоуправления в отраслях строительства, городского хозяйства, торговли.

5. Незавершенность законодательного обеспечения создания муниципальной полиции.

6. Отсутствие государственной программы по сносу жилого фонда с высокой степенью износа.

7. Отсутствие нормативно-правового регулирования порядка участия органов местного самоуправления в организации деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживании, захоронению твердых коммунальных отходов.

 

1.5. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения

Мониторинг выполнения показателей по оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления, установленных Указом Президента России от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.09.2008 N 1313-р, по решению вопросов местного значения показывает высокую результативность.

Сравнительная оценка проводилась в 2012 - 2015 годы по 15 городам - административным центрам Дальневосточного и Сибирского федеральных округов.

Наиболее сильные стороны управления в городе Хабаровске выражены в сфере общего, дополнительного и дошкольного образования (табл. 5). За 2012 - 2015 годы интегральная оценка повысилась в целом в сферах деятельности "Организация муниципального управления" (с 8-го до 4-го места) и "Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем" (с 7-го до 6-го места).

 

Таблица 5

 

Показатели эффективности деятельности органов местного

самоуправления по решению вопросов местного значения

 

N п/п

Сферы деятельности

Место города Хабаровска в рейтинге

2012

2013

2014

2015

1.

Общее и дополнительное образование

1

1

1

1

2.

Дошкольное образование

2

2

2

2

3.

Физическая культура и спорт

3

3

6

4

4.

Организация муниципального управления

8

8

5

4

5.

ЖКХ

2

2

4

5

6.

Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем

7

9

5

6

7.

Культура

6

6

6

7

8.

Экономическое развитие

6

5

6

7

9.

Энергосбережение и повышение энергетической эффективности

3

5

6

7

 

ИТОГОВОЕ МЕСТО

1

1

2

2

 

За анализируемый период город Хабаровск ухудшил рейтинг по доле площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения (с 7-го до 12-го места), обеспеченности библиотеками (с 11-го до 13-го места), доле частных компаний коммунального комплекса (с 5-го до 10-го места), доле населения, систематически занимающегося физической культурой (с 3-го до 4-го места), расходам бюджета на общее образование (с 7-го до 8-го места), показателю кадастрового учета земельных участков (с 5-го до 6-го места).

В целом в сравнении с 2012 годом улучшены показатели и повысился рейтинг по показателям:

- соотношение заработной платы в социальной сфере к заработной плате в экономике (с 55,5% до 65,9%, с 13-го до 10-го места);

- доля выпускников, не получивших аттестат о среднем (полном) образовании (с 2% до 0%, с 5-го до 1-го места);

- доля детей первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся (с 83,6% до 86%, с 4-го до 2-го места);

- доля обучающихся, занимающихся во вторую (третью) смену (с 21,4% до 17,1%, с 5-го до 2-го места);

- обеспеченность парками культуры и отдыха (с 40% до 66,6%, с 8-го до 5-го места);

- площадь земельных участков, предоставленных для жилищного строительства в расчете на 10 тыс. населения (с 1,09 га до 1,60 га, с 7-го до 6-го места);

- доля населения, получившего жилые помещения и улучшившего жилищные условия (с 4,0% до 5,23%, с 9-го до 6-го места);

- доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (с 54,6% до 91%, с 9-го до 1-го места).

С 2012 года в действующую систему оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления включена оценка населением эффективности деятельности.

По итогам социологических опросов, проводимых органами исполнительной власти субъекта, удовлетворенность населения города Хабаровска деятельностью органов местного самоуправления выросла с 45,9% в 2012 году до 64,7% в 2015 году.

На региональном уровне оценка результативности органов местного самоуправления осуществляется через достижение ежегодно заданных параметров показателей развития и их мониторинг. Все показатели выполняются.

Система оценки эффективности деятельности местных органов власти как необходимый элемент управления сегодня охватывает все сферы жизнедеятельности и способствует повышению ответственности власти перед населением за комплексное социально-экономическое развитие территории и качественно более высокому уровню развития местного самоуправления.

 

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДА ХАБАРОВСКА

 

2.1. Миссия

Миссия города Хабаровска - Административно-политический, транспортно-логистический, культурно-образовательный центр российского Дальнего Востока с высоким уровнем человеческого капитала, благоприятным деловым климатом и эффективным местным самоуправлением - содержит главную первичную характеристику города, акцентируя внимание на его особой роли в осуществлении целей и задач общества на данной локальной территории, информирует о конкурентных преимуществах, позволяет заглянуть в настоящее и недалекое будущее и спроецировать имеющиеся возможности города на перспективы долгосрочного развития.

Миссия является интегрирующей основой городского сообщества, объединяющей потребности власти, бизнеса, населения, является визитной карточкой города, призванной сообщить главное о городе его гостям и внешним партнерам.

В миссии документально зафиксирована идея, ориентирующая в едином направлении интересы и ожидания тех, кто воспринимает город изнутри и извне.

Информация, заложенная в трактовке миссии, обеспечивает возможность притока в город финансовых, материально-товарных, информационных, интеллектуально-трудовых и других ресурсов.

 

2.2. Главная и стратегические цели

Главная цель муниципального управления заключается в создании условий для стабильного повышения качества жизни населения.

Ключевым понятием главной цели является "качество жизни населения", что полностью соответствует задачам социально-экономического развития Российской Федерации, ее национальным интересам и стратегическим национальным приоритетам.

Для достижения главной цели определены 5 стратегических целей (рисунок 1).

 

         

                            Главная цель                 

          ,

                                   v

   Создание условий для стабильного повышения качества жизни населения  

,

                                   v

                           Стратегические цели                          

,,,,,

     v             v               v              v               v

Улучшение Формирование   Создание   Укрепление   Повышение  

качества благоприятных условий для социальной эффективности

городской условий для   повышения   стабильности муниципального

  среды  привлечения    уровня    и развитие   управления 

         инвестиций  экономической социального              

                      активности  партнерства               

 

Рисунок 1 - Целеполагание муниципального управления

 

Стратегическая цель "Улучшение качества городской среды" включает сложнейший комплекс целей, задач, мероприятий и целевых показателей, определяющих базовые траектории развития городского хозяйства и его отраслей.

Особое значение придается улучшению жилищных условий населения, созданию доступной среды для маломобильных групп населения, развитию энергетической и инженерной инфраструктуры, достижению сбалансированного градостроительного развития города, уровню безопасности жизнедеятельности, оздоровлению экологической обстановки.

Система стратегического воздействия на этот процесс реализуется по следующим основным этапам. Прежде всего решается задача по ликвидации пространственных дисбалансов, которые сформировались в предшествующие периоды.

Следующим этапом является установление оптимального направления развития городского пространства, определяющего уровень качества городской среды. На заключительном этапе реализации мероприятий, обеспечивающих достижение сбалансированного градостроительного развития, стратегическое воздействие заключается в создании новой структуры городского пространства от реализации проектов по формированию делового центра города (Хабаровск-сити) до возникновения Хабаровской городской экономической агломерации.

Стратегическая цель "Формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций" определяет содержание, структуру, направленность и условия развития инвестиционной деятельности на территории города. Система целевых показателей позволяет определить как общие объемы инвестиций в основной капитал, так и структуру источников их формирования; сформировать достаточно точные характеристики появления новых экономических точек роста и установить контроль над процессом реализации крупных инвестиционных проектов на территории города; разрабатывать мероприятия по содействию инвесторам в получении финансовых ресурсов, в том числе за счет муниципальной поддержки; отслеживать уровень эффективности инвестиций; оценить эффективность мероприятий по формированию инвестиционного имиджа города.

Стратегической целью "Создание условий для повышения уровня экономической активности" предусмотрено создание условий для повышения уровня экономической активности на территории города, прежде всего в сфере промышленности и информационных телекоммуникационных технологий.

В процессе создания этих условий задействованы как мероприятия органов местного самоуправления города (далее - ОМСУ) в пределах их полномочий, предусматривающие совершенствование механизмов финансовой и информационной поддержки субъектов деятельности в сфере промышленности, информационных технологий, обеспечения роста экономической активности субъектов малого и среднего предпринимательства, так и мероприятия, связанные с координацией действий органов государственной власти, муниципальных учреждений и организаций, а также хозяйствующих субъектов в решении вопросов развития экономики города.

Результатом объединения действий ОМСУ, органов государственной власти Хабаровского края, представителей бизнеса на территории города будет обеспечено достижение таких целей, как стимулирование деятельности в сфере промышленности для создания и развития современной промышленной инфраструктуры, повышение конкурентоспособности экономики, развитие предпринимательства и совершенствование внедрения информационных телекоммуникационных технологий.

Содержание, структура стратегической цели "Укрепление социальной стабильности и развитие социального партнерства" определяют основные векторы социального развития города - от улучшения демографической ситуации до совершенствования деятельности ОМСУ по каждой из отраслей социальной сферы.

Реализация данной цели имеет достаточно прочные стратегические соответствия, которые заключаются в реализации социально значимых муниципальных программ, социальной поддержки граждан, обеспечения качества и доступности образования, сохранения и укрепления здоровья населения города, развития культуры, а также физической культуры и спорта.

В рамках данного направления будет реализована стратегическая инициатива по формированию достаточных условий для развития туризма, а также повышения уровня гражданственности и развития городского патриотизма.

Стратегическая цель "Повышение эффективности муниципального управления" определяет задачи по повышению эффективности управления муниципальным имуществом, устойчивости бюджета города, развитию кадрового обеспечения муниципального управления, совершенствованию деятельности органов местного самоуправления г. Хабаровска.

Реализация данной стратегической цели обеспечивает формирование эффективных ресурсных условий реализации Стратегии.

Повышение качества распоряжения муниципальным имуществом, являющимся материальной основой для развития социально значимых отраслей городского хозяйства, будет способствовать оптимальному их использованию для целей развития экономики в целом.

В сфере финансов будут использоваться программно-целевое планирование и прогнозирование, обеспечивая устойчивость бюджета города.

Эффективность деятельности местного самоуправления будет определяться формированием высококвалифицированного кадрового состава и характеризоваться развитием межбюджетных отношений, повышением качества предоставляемых муниципальных услуг с использованием информационно-коммуникационных технологий.

 

2.3. Задачи муниципального управления

Для достижения стратегических целей муниципального управления, намеченных как наиболее значимых для повышения качества жизни населения, сформулирована 31 задача, которая раскрывает возможность их практической реализации в наиболее перспективных сферах социально-экономического развития города и соотнесена с имеющимися полномочиями.

 

Улучшение качества     Формирование     Создание условий для      Укрепление         Повышение   

  городской среды      благоприятных       повышения уровня        социальной       эффективности 

,     условий для          экономической       стабильности и   муниципального 

          v                привлечения           активности      развитие социального    управления   

     инвестиций      ,     партнерства     ,

  Сбалансированное  ,            v            ,          v

градостроительное             v                         v          

      развитие         Стимулирование       Эффективное  

$ Перспективы развития деятельности в сфере       Развитие        использование 

Улучшение жилищных        ТОСЭР             промышленности      человеческого    муниципального 

  условий горожан   $ $       капитала          имущества   

$      Расширение            Повышение      $ $

      Развитие      международных связей конкурентоспособности Повышение качества     Повышение   

  энергетической и           и              экономики города   предоставления услуг     бюджетной   

     инженерной     внешнеэкономической $ в социальной сфере   устойчивости  

   инфраструктуры       деятельности           Развитие        $ $

$ $ предпринимательства Создание условий для     Развитие    

Улучшение качества     Обеспечение      $   самореализации и       кадрового   

   предоставления   конкурентных условий   Совершенствование       социальной        обеспечения  

жилищно-коммунальных для участия бизнеса       внедрения      инициативы граждан муниципального 

       услуг          в инвестиционных      информационных    $    управления   

$       проектах       телекоммуникационных   Повышение уровня  $

     Улучшение      $      технологий        жизни населения   Совершенствование

   транспортного        Формирование     $   деятельности  

    обслуживания       инфраструктуры                             Духовно-нравственное органов местного

     населения         сопровождения                                   развитие и     самоуправления 

$    инвестиционных                                патриотическое  

    Обеспечение           проектов                                     воспитание    

надежности электро-, $                         $

   тепло-, водо-,        Активизация                                  Формирование   

  газоснабжения и       использования                             мотивации здорового

   водоотведения         механизмов                                  образа жизни и  


Информация по документу
Читайте также