Расширенный поиск

Постановление Администрации Томской области от 03.05.2017 № 177а

 

администрация ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

постановление

 

 

03.05.2017

№ 177а

 

 

О внесении изменения в постановление Администрации

Томской области от 02.12.2014 № 448а

 

 

С целью приведения государственной программы «Воспроизводство и использование природных ресурсов Томской области» в соответствие с Законом Томской области от 29 декабря 2016 года № 174-ОЗ «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»

 

ПОСТАНОВЛЯЮ:

 

1. Внести в постановление Администрации Томской области от 02.12.2014 № 448а «Об утверждении государственной программы «Воспроизводство и использование природных ресурсов Томской области» (Официальный интернет-портал «Электронная Администрация Томской области» http://www.tomsk.gov.ru, 19.01.2015) изменение, изложив государственную программу «Воспроизводство и использование природных ресурсов Томской области», утвержденную указанным постановлением, в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Департаменту информационной политики Администрации Томской области (Севостьянов) обеспечить опубликование настоящего постановления.

 

 

 

И.о. временно исполняющего обязанности

Губернатора Томской области                                                                       А.М.Рожков

 

 

 


Приложение

к постановлению Администрации Томской области

от

 

 

 

Государственная программа «Воспроизводство и использование

природных ресурсов Томской области»

 

Паспорт государственной программы «Воспроизводство и использование природных ресурсов Томской области»

 

Наименование государственной программы

Воспроизводство и использование природных ресурсов Томской области

Ответственный исполнитель государственной программы

Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области

Соисполнители государственной программы

Департамент лесного хозяйства Томской области;

Департамент охотничьего и рыбного хозяйства Томской области;

Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области

Участники государственной программы

Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области;

Департамент лесного хозяйства Томской области;

Департамент охотничьего и рыбного хозяйства Томской области;

Департамент архитектуры и строительства Томской области

Цель социально-экономического развития Томской области,  на реализацию которой направлена государственная программа

Рациональное использование природного капитала Томской области, устойчивое развитие агропромышленного комплекса

Цель государственной программы

Повышение качества окружающей среды, рациональное и эффективное использование природных ресурсов в Томской области

Показатели цели государственной программы и их значения  (с детализацией по годам реализации)

Показатели цели

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

 

Объем загрязнений на единицу ВРП, тонн/млрд. рублей

764,4

621,93

612,6

603,3

594,2

584,9

575,6

566,3

 

Доля объема отходов производства, вовлекаемых  во вторичное использование,  от общего объема образованных отходов, %

47,50

47,80

48,10

48,60

49,10

50,00

50,00

50,00

 

Лесистость территории Томской области (сохранение), %

61,80

61,80

61,80

61,80

61,80

61,80

61,80

61,80

 

Доля использования расчетной лесосеки, %

10,50

10,50

14,00

15,00

16,00

17,50

18,50

20,00

 

Доля площади лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов, в общей площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда, %

0,169

0,096

0,094

0,093

0,093

0,093

0,093

0,093

 

Задачи государственной программы

Задача 1. Снижение общей антропогенной нагрузки на окружающую среду, повышение уровня экологической культуры населения и хозяйствующих субъектов.

Задача 2. Обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения.

Задача 3. Повышение эффективности охраны, защиты, воспроизводства и использования лесов при сохранении и развитии их экологического, ресурсного и социального потенциала.

Задача 4. Обеспечение доступности населения к добыче охотничьих ресурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области в сфере управления охотничьими ресурсами

 

Показатели задач государственной программы и их значения  (с детализацией по годам реализации)

Показатели задач

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

 

Задача 1. Снижение общей антропогенной нагрузки на окружающую среду, повышение уровня экологической культуры населения и хозяйствующих субъектов

 

Доля допустимого воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, %

89,3

86

86

86,3

86,4

86,4

86,4

86,4

 

Доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ  в общем количестве отходящих загрязняющих веществ  от стационарных источников, %

52,5

53,0

53,0

53,0

53,0

53,0

53,0

53,0

 

Выбросы загрязняющих атмосферу веществ, отходящих

от стационарных источников,  по отношению к 2007 году, %

96,6

96,6

96,6

96,6

96,6

96,6

96,6

96,6

 

Доля использованных  и обезвреженных отходов производства и потребления  в общем количестве образующихся отходов I – IV классов опасности, %

47,4

47,7

47,9

48,2

48,4

48,6

48,9

48,9

 

Объем образованных отходов I –  IV классов опасности по отношению к 2007 году, %

90,6

93,2

98,4

101,0

103,6

106,2

108,8

111,3

 

Задача 2. Обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения

 

Доля восстановленных водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, в общем количестве водных объектов, нуждающихся  в восстановлении, %

0,0

19,0

30,0

46,0

0,0

0,0

0,0

0,0

 

Вероятный предотвращенный ущерб от негативного воздействия вод, млн. руб.

65,2

97,1

115,8

130,8

130,8

380,2

380,2

380,2

 

Задача 3. Повышение эффективности охраны, защиты, воспроизводства и использования лесов при сохранении и развитии их экологического, ресурсного и социального потенциала

 

Доля крупных лесных пожаров  в общем количестве возникших лесных пожаров, %

3,4

3,3

3,2

3,1

3,0

2,9

2,8

2,7

 

Отношение площади проведенных санитарно-оздоровительных мероприятий к площади погибших  и поврежденных лесов, %

27,1

54,3

58,6

61,4

64,6

67,9

71,3

74,8

 

Отношение площади искусственного лесовосстановления к площади выбытия лесов в результате сплошных рубок и гибели лесов, %

11,8

5,3

6,6

2,3

2,1

2,0

2,0

2,0

 

Задача 4. Обеспечение доступности населения к добыче охотничьих ресурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области в сфере управления охотничьими ресурсами

 

Доля фактического объема добычи охотничьих ресурсов  от установленных лимитов (лось), %

65

65

70

70

70

70

70

70

 

Доля фактического объема добычи охотничьих ресурсов  от установленных лимитов (дикий северный олень), %

55

55

60

60

60

60

60

60

 

Доля фактического объема добычи охотничьих ресурсов  от установленных лимитов (соболь), %

57

57

60

60

60

60

60

60

 

Подпрограммы государственной программы

Подпрограмма 1. Регулирование качества окружающей среды на территории Томской области.

Подпрограмма 2. Развитие водохозяйственного комплекса Томской области.

Подпрограмма 3. Развитие лесного хозяйства на территории Томской области.

Подпрограмма 4. Развитие охотничьего хозяйства Томской области.

Обеспечивающая подпрограмма государственной программы «Воспроизводство и использование природных ресурсов Томской области»

 

Ведомственные целевые программы, входящие  в состав государственной программы (далее – ВЦП)

ВЦП 1. Обеспечение снижения негативного воздействия на окружающую среду хозяйствующих субъектов.

ВЦП 2. Повышение экологической культуры и информированности населения о качестве окружающей среды на территории Томской области.

ВЦП 3. Повышение эффективности развития лесов Томской области.

ВЦП 4. Охрана и развитие государственных зоологических заказников областного значения*

 

Сроки реализации государственной программы

01.01.2015 – 31.12.2020

 

Объем и источники финансирования государственной программы (с детализацией по годам реализации, тыс. рублей)

Источники

Всего

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

 

федеральный бюджет (по согласованию (прогноз)

2130099,2

410502,1

352692,6

352028,1

354380,6

330323,3

330172,5

 

областной бюджет 

1271912,66

301561,5

202978,01

253873,9

171166,43

171166,42

171166,4

 

местные бюджеты (по согласованию (прогноз)

4624,4

0,0

0,0

2295,1

2329,3

0,0

0,0

 

внебюджетные  источники (по согласованию (прогноз)

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

 

всего по источникам

3406636,3

712063,6

555670,6

608197,1

527876,3

501489,7

501338,9

 

 

* С 2017 года ВЦП 4 «Охрана и развитие государственных зоологических заказников областного значения» включена в государственную программу «Развитие промышленного использования возобновляемых природных ресурсов Томской области», утвержденную постановлением Администрации Томской области от 26.11.2014 № 432а «Об утверждении государственной программы «Развитие промышленного использования возобновляемых природных ресурсов Томской области».


1. Характеристика текущего состояния сферы реализации государственной программы

«Воспроизводство и использование природных ресурсов Томской области»

 

1.1. Качество окружающей среды

 

Экологическая ситуация на территории Томской области в настоящее время характеризуется следующими показателями:

атмосферный воздух. Объем выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников за период 2012 – 2016 годов сократился  на 21,3 тыс. тонн (6,63%) и по результатам 2016 года составил 301,2 тыс. тонн. Сокращение негативного воздействия на атмосферный воздух  в основном связано с реализацией программ по утилизации попутного нефтяного газа предприятиями нефтегазодобывающего комплекса. Значительно улучшилось качество атмосферного воздуха в г. Томске в результате проведения масштабной реконструкции (расширения)  и строительства новых транспортных магистралей. Индекс загрязнения атмосферы за последние 5 лет понизился на 6 единиц (в 2012 году –  11 единиц, в 2016 году – 5 единиц) и соответствует повышенному уровню загрязнения атмосферы. Ранее уровень загрязнения атмосферы г. Томска характеризовался как высокий. За период 2012 – 2016 годов на 112 единиц увеличилось количество газоочистных установок для обезвреживания выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. В результате доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ от общего количества отходящих загрязняющих атмосферу веществ составила 42,2%. Доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ, подлежащих очистке (без учета выбросов от сжигания попутного нефтяного газа), от общего количества загрязняющих атмосферу веществ составила 80,3%;

поверхностные водные ресурсы. Поверхностные водоемы (реки и озера) Томской области занимают около 2,5% от общей площади.  На территории области насчитывается 18 100 рек общей протяженностью 95 тыс. км, 112 900 озер площадью водного зеркала 4 451 км2, более  1,5 тыс. болот, более 170 прудов и водохранилищ. Обеспеченность производства и населения области ресурсами поверхностных водоемов  не ограничена, но вода большинства рек загрязнена нефтепродуктами, соединениями железа, меди, марганца, легко- и трудноокисляемыми органическими веществами, фенолом и аммонийным азотом. Вода в р. Обь, как и в ее притоках (Томь, Чулым, Кеть и других), характеризуется диапазоном качества от «загрязненной» до «грязной». Аналогичными показателями характеризуются и другие крупные реки на территории Российской Федерации и Сибирского федерального округа (р. Волга характеризуется качеством воды «сильно загрязненная», р. Енисей характеризуется качеством воды «грязная»). На территории Томской области наблюдения за состоянием поверхностных водоемов проводит  ГУ «Томский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в 23 створах поверхностных водоемов на реках Обь, Чулым, Четь, Кеть, Чая, Васюган, Андарма, Икса, Чузик, Парабель, Томь. В 2007 году на уровень субъекта Российской Федерации были переданы отдельные полномочия Российской Федерации в области водных отношений. По отношению к 2007 году улучшилось качество воды на трех наблюдаемых участках р. Чулым в районе с. Батурино, р. Обь в районе г. Колпашево (3 км выше и 19 км ниже города). Таким образом, доля водохозяйственных участков, класс качества которых (по индексу загрязнения) повысился, в 2013 году составила 13%. При этом за период 2011 – 2013 годов ухудшилось качество воды р. Томи на территории Томской области в результате увеличения концентрации нефтепродуктов, поступающих в реку  в составе ливневых вод и поверхностного стока с необорудованных стоянок частного автотранспорта. По итогам 2015 года отмечается тенденция  к повышению класса качества воды в 9 створах на реках Чулым, Четь, Шегарка, Кеть, Чая, Чузик и Икса. В рамках реализации Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.08.2009 № 1235-р,  в 2013 году разработана нормативная правовая база, направленная на обеспечение сокращения сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод через создание экономических механизмов, стимулирующих проведение мероприятий с зачислением с 2015 года затрат в счет платы за негативное воздействие на водные объекты. В результате реализации данных мероприятий на территории Томской области планируется увеличение доли водохозяйственных участков, класс качества которых (по индексу загрязнения) повысится к 2020 году до 42,3% (10 участков). Малые водные объекты (родники, малые реки, старичные озера, пруды), расположенные на территории населенных пунктов, постоянно испытывают мощное негативное воздействие процессов урбанизации. Из-за наличия на дне иловых отложений и ежегодного пополнения их за счет отмирающей фитомассы водной растительности в озерах скапливаются в избытке биогены, органика, что затрудняет процессы естественного самоочищения. Класс качества воды озер населенных пунктов соответствует 4-му классу («грязная») и 5-му («экстремально грязная»). В рамках реализации подпрограммы 2 «Развитие водохозяйственного комплекса Томской области» начаты работы по разработке проектно-сметной документации  по экологической реабилитации «малых» рек, озер и родников в населенных пунктах области. В рамках данного направления к 01.01.2016 проведены работы по восстановлению и экологической реабилитации 6 водоемов на территории области, а также 4 родников в черте г. Томска.  В результате реализации данных проектов планируется к 2020 году улучшить экологические условия проживания 141,9 тыс. жителей области;

защита населения и объектов экономики от негативного воздействия вод. Одним из самых опасных природных явлений и процессов  на территории Томской области является половодье, прохождение которого почти ежегодно носит разрушающий характер. На территории, подверженной негативному воздействию вод, проживают 117,3 тыс. жителей Томской области. Безопасность населения и территорий Томской области от негативного воздействия вод обеспечивают 19 сооружений инженерной защиты протяженностью 60,3 км. Объем предотвращаемого ущерба оценивается в размере 27 568 млн. рублей. В 2014 году введен в эксплуатацию еще один объект инженерной защиты «Берегоукрепление правого берега р. Томи в г. Томске (от коммунального моста до Лагерного сада). II очередь» протяженностью 0,6 км.

В 2013 – 2015 годах завершена разработка проектно-сметной документации на строительство двух новых инженерных сооружений: «Берегоукрепление р. Кеть на участке р.п. Белый Яр Томской области» протяженностью 1,3 км, численность защищаемого населения – 126 человек, предотвращаемый ущерб оценивается в размере 318,6 млн. рублей и «Берегоукрепление вдоль улицы Б. Хмельницкого в г. Томске (пос. Степановка)» протяженностью 0,6 км, численность защищаемого населения – 228 человек, предотвращаемый ущерб оценивается в размере 249,4 млн. рублей.

Кроме того, в 2016 году завершена разработка проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта ограждающей дамбы  в с. Усть-Тым Каргасокского района.

В рамках реализации мероприятий государственной программы «Воспроизводство и использование природных ресурсов Томской области» (далее – Программа) планируется проведение берегоукрепительных работ вдоль ул. Б. Хмельницкого в г. Томске, что позволит увеличить долю населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий  по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях, до 42,1%  к 2018 году. По Российской Федерации данный показатель составляет 68,3%, по Сибирскому федеральному округу – 24,3%;

обращение с отходами. Ежегодно на территории Томской области образуется более 1 000 тыс. тонн отходов производств и потребления (2016 г. – 1352 тыс. тонн), из них 35% составляют отходы потребления и 65% – промышленные отходы. Средний показатель образования твердых бытовых отходов на душу населения составляет 0,389 тонн, что ниже общероссийского показателя (0,4 тонн) и выше показателя по Сибирскому федеральному округу (0,34 тонн). Доля объема отходов производства, вовлекаемых во вторичное использование, от общего объема образованных отходов составила в 2016 году 36,1%. К 2020 году планируется увеличить переработку, сортировку и повторное использование отходов как важнейшего компонента системы рационального использования ресурсов, обеспечивающего уменьшение экологических последствий, связанных  с захоронением отходов, до 50%.

 

1.2. Использование природных ресурсов Томской области

 

Лесной фонд. Эксплуатационные запасы древесины Томской области в спелых и перестойных древостоях оцениваются в объеме 1,7 млрд. м3 (данные на 01.01.2014), ежегодный возможный объем лесозаготовок составляет 41,2 млн. м3 (15,5% допустимого объема изъятия древесины  (265,2 млн. м3) Сибирского федерального округа и 7,2% от установленной расчетной годовой лесосеки по рубкам главного пользования  (576 млн. м3) в Российской Федерации). На территории Томской области лесом покрыта огромная площадь – 19,4 млн. га, но освоение расчетной лесосеки по-прежнему остается незначительным, так в 2013 году освоение расчетной лесосеки по всем видам рубок  составило 10,0%, в том числе по хвойному хозяйству – 12,9%. На территории Российской Федерации освоение расчетной лесосеки по всем видам рубок составляет 23%,  в Сибирском федеральном округе – 13,8%.

Недостаточное развитие инфраструктуры лесного комплекса (на 1 тыс. км2 леса в России приходится лишь 1,2 км лесных дорог) приводит  к тому, что по объемам заготавливаемой древесины Россия уступает США, Канаде и Бразилии, заготавливая только 6% от мирового объема лесозаготовки. При этом общий запас древесины в Российской Федерации составляет четверть мировых запасов (83 млрд. м3). Заготавливаются наиболее ценные хвойные породы при значительном накоплении малоценных перестойных насаждений лиственных пород, что приводит  к снижению ценности лесного фонда в целом.

Проблема использования лесосырьевых ресурсов в Томской области связана с рядом объективных причин.

Следствием территориального расположения области на Западно-Сибирской низменности вдоль р. Обь является то, что из 28,7 млн. га 30,2% земель лесного фонда области занимают чистые болота, болота, поросшие насаждениями. Крупнейшее в мире Васюганское болото площадью  5 млн. га расположено в Томской области. Лишь 19,6% площади лесов области представляет интерес для эксплуатации – это южные районы области, площадь которых значительно истощена в результате интенсивной эксплуатации в течение последнего пятидесятилетия.

Современная структура лесопромышленного комплекса, сформированная организациями малого и среднего бизнеса, направлена  на использование лесных насаждений в пределах созданной ранее инфраструктуры. Поэтому заготовка древесины в основном осуществляется  в небольших лесных массивах, оставшихся от лесосырьевых баз, освоенных крупными лесопромышленными предприятиями в 70-х – 80-х годах прошлого века. Неравномерность использования характерна и для других видов лесных ресурсов.

Несмотря на большое количество лесов, в Томской области существует проблема истощения лесных ресурсов. Наличие огромных лесных территорий, не затронутых или слабо затронутых деятельностью человека, почти не меняет ситуацию, так как это либо низкопродуктивные леса, либо леса, которые расположены в труднодоступных районах.

Для Томской области освоение эксплуатационного фонда зависит не от размера расчетной лесосеки, а от степени освоения лесных массивов путями транспорта, наличия при этом достаточно развитых лесозаготовительных предприятий.

В целях наиболее полного освоения лесных ресурсов необходима хорошо развитая транспортная инфраструктура. По современным отечественным критериям для нормального функционирования лесного хозяйства в лесах необходимы дороги протяженностью не менее 1 км  на 100 га лесного фонда. В Томской области их насчитывается 0,2 км на 100 га. Однако подавляющее большинство автомобильных дорог является грунтовыми (90,1%), проезжими только в сухое время года и требующими улучшения и ремонта.

Анализ состояния региональной сети путей сообщения показывает, что низкая транспортная доступность территорий Томской области  не позволяет эффективно использовать ресурсный и экономический потенциал и снижает конкурентоспособность региональной экономики, в том числе лесного комплекса. Недостаточно эффективно используются возможности железнодорожного и особенно водного транспорта.  С использованием водного транспорта целесообразно осваивать леса северных районов области.

Необходимо отметить, что большая часть привлекательных для лесопользователей лесов уже распределена между арендаторами.  Не переданными в аренду остались в основном или труднодоступные, удаленные и часто малопродуктивные леса, или леса, слишком сильно истощенные прошлой хозяйственной деятельностью.

При эффективном выполнении условий усиления роли лесной отрасли в областной экономике (увеличения объемов лесозаготовок древесины лиственных пород, устройства дорог, создания мощностей по полной переработке на территории области всего заготовленного  и произведенного древесного сырья) использование расчетной лесосеки к 2020 году возрастет до 20% (в основном за счет крупных арендаторов).

Увеличение процента использования расчетной лесосеки произойдет только в случае увеличения площади доступных для круглогодичной разработки лесных массивов, создания новых производств по комплексной и глубокой переработке древесины, наращивания лесозаготовительных мощностей арендаторами лесных участков, строительства новых лесных дорог.

Томская область заинтересована в увеличении эффективности промышленного использования лесов. На это направлен целый ряд действующих инвестиционных проектов, реализуемых лесопромышленными предприятиями:

- строительство в г. Томске завода по производству древесно-стружечных плит мощностью 350 тыс. куб. м плит в год (ООО «Томлесдрев»);

- строительство комплекса деревообрабатывающих производств (плиты МДФ, ДСП, фанера, шпон, пиломатериалы, ламинат, мебель)  в рамках создания в г. Асино индустриального лесопромышленного парка (ЗАО «Роскитинвест»).

При реализации региональной лесопромышленной политики осуществляется поддержка проектов, направленных на минимизацию воздействия на окружающую среду, улучшение качественного состава древостоев, в том числе за счет вовлечения в технологический оборот древесных отходов, а также низкосортной и лиственной древесины.

Приоритетными направлениями развития лесного комплекса являются:

создание системы воспроизводства лесного фонда и восстановления лесов в первую очередь в регионах, утративших экологический, рекреационный и лесохозяйственный потенциал;

улучшение породного состава лесных насаждений, резкое сокращение незаконных рубок и теневого оборота древесины.

Животный мир (охотничьи ресурсы). Общий список видов охотничьих ресурсов на территории Томской области включает 27 видов млекопитающих и 54 вида птиц.

В настоящее время сложилась неблагополучная ситуация с запасами охотничьих ресурсов на всей территории Томской области, численность которых находится ниже уровня возможной оптимальной численности. При оптимальной плотности лося 1,8 – 2,0 особи на тысячу га в 2013 –  2016 годах этот показатель не превышал 1,2 особи на тысячу га. Средняя плотность лосей в Российской Федерации составляет 3,2 особи  на тысячу га (в европейской части России – 5,4; по Сибирскому федеральному округу – 2,5).

Сходная картина наблюдается и с запасами дикого северного оленя. При оптимальной плотности 1,5 – 1,7 особи на тысячу га типичных угодий в период 2013 – 2016 годов данный показатель не превышал 0,8 особи. Средняя плотность дикого северного оленя по Российской Федерации составляет 4,3 особи на тысячу га, по Сибирскому федеральному округу этот показатель составляет 3,8 особи на тысячу га. В последние годы достаточно многочисленные популяции северного оленя в ряде районов сократились. Аналогичная ситуация сложилась по основным видам пушных животных (соболь, белка, заяц-беляк) и основным видам охотничьих птиц.

Государственная система управления охотничьим хозяйством по ряду причин, включая недостаточное финансирование, нехватку специалистов, не в состоянии в полном объеме и качественно осуществлять свои полномочия в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов.  В последнее время заметно набрал обороты «пресс» браконьерства, наносящий заметный ущерб охотничьим ресурсам и, в первую очередь, популяциям лося, северного оленя, соболя, боровой дичи.

В связи с ежегодным изменением методик по проведению зимних маршрутных учетных работ остается низким качество данных расчета численности охотничьих ресурсов, что является причиной получения недостоверных показателей учета численности охотничьих животных,  отсутствия достоверных данных о состоянии охотничьих ресурсов и динамике их численности.

В рамках реализации программных мероприятий по усилению борьбы с браконьерством за счет проведения выездных рейдов на территории Томской области, повышению качества проводимых учетных работ за счет укрепления материально-технической базы охотоведов и егерей, приобретения навигационных приборов планируется увеличить запасы охотничьих ресурсов на всей территории Томской области.

Доля фактической численности охотничьих ресурсов к расчетной в 2020 году составит:

лось – 75,8% (+ 5%);

дикий северный олень – 62% (+ 5%);

соболь – 62% (+ 3%).

 


Информация по документу
Читайте также