Расширенный поиск
Постановление Правительства Свердловской области от 08.06.2017 № 409-пп ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 8 июня 2017 г. N 409-ПП О СТРАТЕГИИ ВОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА В соответствии с Областным законом от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области" и Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы", Постановлением Правительства Свердловской области от 07.12.2015 N 1083-ПП "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования, утверждения и реализации отраслевых и межотраслевых стратегий социально-экономического развития Свердловской области", в целях обеспечения благоприятной окружающей среды и улучшения качества жизни населения Свердловской области, безопасного и рационального использования имеющегося водно-ресурсного потенциала в интересах Свердловской области Правительство Свердловской области постановляет: 1. Утвердить Стратегию водной безопасности Свердловской области на период до 2030 года (далее - Стратегия) (прилагается). 2. Признать утратившим силу Постановление Правительства Свердловской области от 05.08.2011 N 1029-ПП "О Концепции водной безопасности Свердловской области на период до 2020 года" ("Областная газета", 2011, 16 августа, N 297-298) с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Свердловской области от 14.03.2013 N 315-ПП. 3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Первого Заместителя Губернатора Свердловской области А.В. Орлова. 4. Настоящее Постановление опубликовать на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru). Временно исполняющий обязанности Губернатора Свердловской области Е.В.КУЙВАШЕВ Утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 8 июня 2017 г. N 409-ПП СТРАТЕГИЯ ВОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА Часть 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Свердловская область является одним из наиболее развитых в индустриальном отношении регионов страны. Она занимает площадь 194300 кв. км. Численность населения Свердловской области составляет около 4,4 млн. человек. На территории Свердловской области расположены 94 муниципальных образования, объединенных в 5 управленческих округов. В состав муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (далее - муниципальные образования), входит около 1914 населенных пунктов, в том числе 47 городов, 98 сел и поселков с численностью населения от 0,3 до 15 тыс. человек и более 1800 сельских населенных пунктов, незначительных по численности жителей. Стратегия водной безопасности Свердловской области на период до 2030 года (далее - Стратегия) разработана в целях водоресурсного обеспечения реализации долгосрочного социально-экономического развития Свердловской области на период до 2030 года. Стратегия представляет собой совокупность мер политического, экономического, правового, научно-технического и технологического характера, направленных на создание благоприятной среды обитания нынешнего и будущих поколений людей, восстановление и сохранение водохозяйственной системы Свердловской области. Стратегия разработана в соответствии с Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.08.2009 N 1235-р, Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы" (далее - Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы), на основе Концепции экологической безопасности Свердловской области на период до 2020 года, одобренной Постановлением Правительства Свердловской области от 28.07.2009 N 865-ПП "О Концепции экологической безопасности Свердловской области на период до 2020 года". Стратегия основывается на законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Свердловской области в сфере водного хозяйства, охраны и рационального использования водных ресурсов. Стратегия определяет основные направления деятельности по развитию водохозяйственного комплекса Свердловской области, обеспечивающего устойчивое водопользование, охрану водных объектов, защиту от негативного воздействия вод, а также направления деятельности по формированию и реализации конкурентных преимуществ Свердловской области в водоресурсной сфере. Стратегия закрепляет базовые принципы государственной политики в сфере использования и охраны водных объектов, предусматривает принятие и реализацию управленческих решений по сохранению водных экосистем, обеспечению наибольшего социального и экономического эффекта от рационального использования водных объектов и созданию условий для эффективного взаимодействия участников водных отношений. Стратегия определяет необходимые и достаточные условия создания организованного и управляемого государственного механизма, ориентированного на обеспечение повышения уровня экологической безопасности и качества жизни населения, формулирует современные экономические механизмы, стимулирующие снижение экологической опасности по водному фактору, устанавливает формы участия в этой работе органов местного самоуправления муниципальных образований, водопользователей, общественных организаций и населения области. Соблюдение требований по обеспечению водной безопасности является одной из основ при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Свердловской области, а также осознанной общественной обязанностью населения Свердловской области. Кроме того, соблюдение требований позволит обеспечить долгосрочные экономические интересы водопользователей. Реализация положений Стратегии предполагает: 1) разработку региональных законов и иных нормативных правовых актов в сфере регулирования рационального и безопасного водопользования и охраны водных объектов; 2) создание эффективной системы управления использованием и охраной водных объектов и обеспечения водной безопасности; 3) разработку, реализацию и координацию совместных планов и программ действий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований, водопользователей и населения на основе системного и научно обоснованного подхода к обеспечению водной безопасности. Часть 2. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СТРАТЕГИИ Благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. Водное хозяйство - деятельность в сфере изучения, использования, охраны водных объектов, а также предотвращения и ликвидации негативного воздействия вод. Водные ресурсы - поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы. Водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Водный режим - изменение во времени уровня, расхода и объема воды в водном объекте. Водный фонд - совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации. Водоотведение - любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты. Водопользователь - физическое или юридическое лицо, которому предоставлено право пользования водным объектом. Водопотребление - потребление воды из систем водоснабжения. Водоснабжение - подача поверхностных или подземных вод водопотребителям в требуемом количестве и в соответствии с целевыми показателями качества воды в водных объектах. Водохозяйственная система - комплекс водных объектов и предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов гидротехнических сооружений. Использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц. Истощение вод - постоянное сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод. Негативное воздействие вод - затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты. Окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Охрана водных объектов - система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов. Речной бассейн - территория, поверхностный сток вод с которой через связанные водоемы и водотоки осуществляется в море или озеро. Сточные воды - воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории. Часть 3. СОДЕРЖАНИЕ СТРАТЕГИИ Раздел 1. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Глава 1. ВОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Параграф 1. Поверхностные водные ресурсы Регион промышленного Урала, в состав которого входит Свердловская область, занимая водораздельное положение, располагает ограниченными водными ресурсами. Естественной основой водоснабжения на современном этапе являются местный сток рек, запасы воды в озерах и подземные воды зоны активного водообмена. Речная сеть Свердловской области принадлежит бассейнам Каспийского (реки Кама и Уфа) и Карского (река Тобол) морей. Гидрографическая сеть на территории Свердловской области представлена 18414 реками общей протяженностью более 68 тыс. км, в том числе 17370 реками длиной до 10 км с общей протяженностью 34 тыс. км, 1027 реками длиной от 10 до 200 км с общей протяженностью 8,15 тыс. км. Эти водные объекты относятся к типу рек с четко выраженными весенними половодьями, летне-осенними дождевыми паводками и длительной устойчивой зимней меженью. В питании рек преимущественное значение имеют снеговые воды. Подземным путем формируется около 25 - 30 процентов годового стока, доля дождевого стока в период весеннего половодья в среднем не превышает 7 процентов сезонной величины, хотя в отдельные годы в сезон дождевых паводков она может достигать 20 - 25 процентов. Средний многолетний объем речного стока Свердловской области составляет около 30 куб. км в год, в том числе на территории Свердловской области формируется 29,1 куб. км. В расчетный для водоснабжения маловодный год (95 процентов обеспеченности) объем годового стока рек снижается до 14,9 куб. км. Естественные эксплуатационные ресурсы поверхностных вод Свердловской области составляют 16,5 куб. км/год. Однако 55 процентов водных ресурсов приходятся на северные слабообжитые районы, что значительно снижает возможности по их включению в хозяйственный оборот. В целом по области водохозяйственный баланс рек положительный. Низкие величины минимального стока на большинстве рек и повышенное загрязнение отдельных участков рек обусловили недостаток водных ресурсов необходимого качества (до 30 - 80 процентов объема) в муниципальном образовании "город Екатеринбург", городе Нижний Тагил, городском округе Первоуральск, Кировградском городском округе. В целях обеспечения стабильного водоснабжения населения и отраслей промышленности в Свердловской области построен целый ряд прудов и водохранилищ, а также производятся внутрибассейновые и межбассейновые перекачки стока. Внутрибассейновые перекачки стока рек: Ревдинское водохранилище на реке Ревда - Волчихинское водохранилище на реке Чусовой; Нижне-Сысертское водохранилище на реке Сысерть - город Каменск-Уральский (дефицит питьевой воды по городу Каменску-Уральскому покрывается за счет водоотдачи Нижне-Сысертского водохранилища). Межбассейновые перекачки стока рек: Нязепетровское водохранилище на реке Уфе - река Западная Чусовая; Волчихинское водохранилище на реке Чусовой - река Решетка (приток реки Исети) - Верх-Исетское водохранилище на реке Исеть; Аятское водохранилище на реке Аять - Верх-Нейвинское водохранилище на реке Нейве. В Свердловской области эксплуатируются 129 водохранилищ объемом более 1 млн. куб. м с суммарным объемом 2,26 куб. км, в том числе 39 водохранилищ объемом более 10 млн. куб. м, из них 7 водохранилищ объемом более 100 млн. куб. м, 19 водохранилищ, расположенных на разных реках Свердловской области, осуществляют многолетнее регулирование стока, 317 водоемов (прудов и водохранилищ) имеют объем менее 1 млн. куб. м. В Свердловской области имеются два крупных промышленных узла, питьевое водоснабжение которых осуществляется в основном из поверхностных водных объектов: Екатеринбургский и Нижнетагильский. Екатеринбургский промышленный узел: питьевое водоснабжение муниципального образования "город Екатеринбург", Полевского городского округа, городского округа Дегтярск, городского округа Ревда, городского округа Первоуральск обеспечивается за счет полезной отдачи водохранилищ, расположенных на реке Чусовой - Верхне-Макаровского и Волчихинского, на реке Ревда - Ново-Мариинского и на реке Уфе - Нязепетровского. Для покрытия дефицита в питьевой воде муниципального образования "город Екатеринбург" привлекаются водные ресурсы реки Уфы, которые путем перекачки поступают в реку Западная Чусовая из Нязепетровского водохранилища, расположенного в Челябинской области. Переброска стока на сегодняшний день является единственным вариантом покрытия дефицита воды по Екатеринбургскому промышленному узлу. Перекачка воды из другого бассейна - это дорогостоящее мероприятие, которое в конечном итоге приводит к повышению тарифов на воду для водопотребителей. Качество вод большинства поверхностных водных объектов на территории Свердловской области не отвечает нормативным требованиям. Наиболее распространенными загрязняющими веществами в водных объектах Свердловской области являются соединения меди, марганца, цинка, железа, легкоокисляемые и трудноокисляемые органические вещества, азот аммония и азот нитритов, фенолы. В ряде случаев наблюдается дефицит растворенного в воде кислорода, повышенное содержание никеля, сульфатов и фосфора, фосфатов. В отдельных створах наблюдается повышенное содержание фторидов (свыше 0,75 мг/куб. дм). Основными причинами неудовлетворительного качества воды в поверхностных источниках являются: 1) хозяйственная деятельность на водосборе; 2) антропогенное и техногенное воздействие непосредственно на водоем (ливневые стоки, сброс неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод промышленных предприятий и сельскохозяйственных комплексов); 3) отсутствие зон санитарной охраны на водозаборах и (или) несоблюдение регламентирующего режима хозяйственной деятельности в этих зонах; 4) несоблюдение регламента хозяйственной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах водных объектов. Кроме загрязнителей антропогенного характера в воде присутствуют естественные (природные) загрязнители. Параграф 2. Подземные водные ресурсы Подземные питьевые и технические воды являются уникальным полезным ископаемым с динамичными возобновляемыми запасами. Приоритетность использования подземных вод для хозяйственно-питьевых целей как наиболее защищенных от атмосферного и наземного загрязнения в сравнении с поверхностными водами закреплена в нормативных документах и подтверждена отечественной и зарубежной практикой. Данное утверждение особенно актуально на период чрезвычайных ситуаций, поскольку резервированию в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения подлежат исключительно подземные водные объекты с утвержденными запасами подземных вод. В долгосрочной перспективе на фоне увеличения численности населения и ухудшения экологической ситуации потребность в подземных водах в целом на территории Российской Федерации и во всем мире будет возрастать. На 01 января 2016 года, согласно статистической форме 2-ТП (водхоз), доля использования подземных вод в системе водоснабжения Свердловской области небольшая и составляет всего 35 процентов от общего объема всей забранной природной воды, что сопоставимо с показателями Челябинской и Курганской областей. В Тюменской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах доля использования подземных вод выше - от 47 до 98 процентов. Ресурсная обеспеченность подземными водами территории Свердловской области в целом высокая - 19604 тыс. куб. м/сутки (около 4,6 куб. м/сутки на 1 человека, что сопоставимо с обеспеченностью на территориях смежных Курганской, Тюменской и Челябинской областей, но на порядок ниже обеспеченности территорий Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов - 65 - 66 куб. м/сутки на 1 человека). При этом распределение прогнозных ресурсов на территории Свердловской области весьма неравномерное, основная их часть сосредоточена в восточных малонаселенных районах. Степень разведанности прогнозных ресурсов подземных вод на территории Свердловской области низкая и составляет в среднем лишь 7 процентов, что указывает на недостаточные темпы выполнения работ по изысканию подземных источников водоснабжения. Всего по состоянию на 01 января 2016 года согласно документу "Государственный мониторинг геологической среды. Учет подземных вод и их использование за 2015 год на территории Свердловской области" на территории Свердловской области разведано и находится на государственном учете 699 месторождений (участков) пресных подземных вод. Общее количество утвержденных запасов подземных вод - 1373,813 тыс. куб. м/сутки, в том числе для хозяйственно-питьевого водоснабжения разведано 564 месторождения (81 процент от общего количества) с суммарными запасами 1260,737 тыс. куб. м/сутки. Несмотря на внушительные цифры по количеству запасов подземных вод (1373,813 тыс. куб. м/сутки), степень их освоения на территории Свердловской области невысока. Фактически добыча воды ведется на 27 процентах запасов подземных вод от общего их количества. Это связано с тем, что из всех разведанных месторождений освоены и эксплуатируются только 403 месторождения (58 процентов от их общего количества; для сравнения: Ямало-Ненецкий автономный округ, Челябинская и Тюменская области - 76 - 90 процентов). Кроме этого, на ряде месторождений весь объем запасов не выбирается, например, на самом крупном в Свердловской области Сергинском месторождении с запасами 130 тыс. куб. м/сутки добыча воды для питьевого водоснабжения города Первоуральска ведется на уровне 20 процентов от запасов - 26 тыс. куб. м/сутки. В ряде случаев проблема освоения разведанных месторождений связана со значительной их удаленностью от потенциальных потребителей (например, Талицкое месторождение, разведанное в 70-х годах прошлого века для города Красноуральска, находится в 20 км от города). Но даже при расположении месторождения вблизи населенного пункта его освоение, включающее проектирование, строительство водоводов и водозаборов, требует весьма значительных финансовых вложений. Остаются не освоенными и не введенными в эксплуатацию месторождения, разведанные для городов Екатеринбурга, Нижний Тагил, Полевского, Нижняя Тура и других населенных пунктов. Между тем хозяйственная деятельность на площадях месторождений подземных вод, не введенных в эксплуатацию, приводит к тому, что участки непосредственно водозаборных скважин застраиваются и запасы подземных вод переводятся в забалансовые или списываются, качество подземных вод ухудшается. На сегодняшний день актуальной является задача сохранения имеющихся запасов подземных вод в районах интенсивной хозяйственной деятельности. По состоянию на 01 января 2016 года на территории Свердловской области действовало 1357 лицензий на добычу подземных вод для нужд населения и отдельных предприятий, в том числе 1093 (81 процент) - это лицензии, выданные на участки недр местного значения с водоотбором не более 500 куб. м/сутки, отнесенные к компетенции субъекта Российской Федерации. По количеству действующих лицензий Свердловская область значительно опережает своих соседей по Уральскому федеральному округу, в которых количество лицензий на подземные воды составляет от 200 до 800. За счет подземных источников на территории Свердловской области организовано водоснабжение таких городов, как Березовский, Верхняя Пышма, Сысерть, Каменск-Уральский, Красноуфимск, Карпинск, Невьянск. Особенно широко подземные воды используются для удовлетворения хозяйственно-питьевых нужд малых населенных пунктов, которые снабжаются водой чаще всего путем эксплуатации одиночных водозаборных скважин и колодцев. Остается актуальной проблема несоблюдения санитарного режима в пределах зон санитарной охраны эксплуатируемых питьевых подземных источников. Активная хозяйственная деятельность в пределах этих зон приводит к существенному ухудшению качества подземных вод. Так, в подземных водах водозаборов поселков Полеводство, Белокаменный, Совхозный, Шарташ, Билимбай и других содержание нитратов выросло до величины 50 - 100 мг/куб. дм при допустимых значениях 45 мг/куб. дм, необходимая в этих случаях водоподготовка не проводится. Ряд городов Свердловской области не имеют разведанных питьевых подземных источников водоснабжения. В городах Екатеринбурге, Нижний Тагил, Красноуральске, Верхняя Салда, Качканаре, Новоуральске, Нижняя Тура, Лесном, Ревде, Тавде, Новая Ляля, поселках Горноуральский, Верх-Нейвинский и других водоснабжение населения организовано за счет поверхностных незащищенных источников. Выполнение геологоразведочных работ, направленных на поиски и оценку источников водоснабжения за счет подземных вод в объемах, необходимых для обеспечения населения этих городов питьевой водой из защищенных источников, является важной задачей. Проблемами использования подземных вод являются: 1) отсутствие разведанных запасов подземных вод для ряда городов и поселков Свердловской области; 2) неиспользование месторождений подземных вод, числящихся на государственном учете, из-за высокой стоимости их освоения, строительства водоводов и водозаборов; 3) ухудшение качества подземных вод вследствие хозяйственной деятельности на площадях месторождений и участках недр, перспективных для выявления запасов; 4) недостаточное использование потенциала разведанных месторождений вследствие нарушения рекомендаций государственной комиссии по запасам к режиму и схеме их эксплуатации; 5) самовольная добыча подземных вод на ряде используемых водозаборов; 6) отсутствие утвержденных проектов зон санитарной охраны подземных источников питьевого водоснабжения; 7) отсутствие или несовершенство систем водоподготовки питьевых источников при использовании некондиционных подземных вод, особенно в восточных районах Свердловской области. Глава 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ Забор воды из природных водных объектов в 2015 году по Свердловской области составил 1198,19 млн. куб. м/год. По сравнению с 2010 годом забор воды из природных водных объектов по Свердловской области уменьшился на 242,25 млн. куб. м/год (16,8 процента), что объясняется постоянным уменьшением забора воды для использования. Основные потребности населения и промышленности удовлетворяются за счет поверхностного, в основном зарегулированного, стока. Забор воды из поверхностных водных объектов составил 776,21 млн. куб. м (65 процентов от общего забора воды) и уменьшился по сравнению с 2010 годом на 272,1 млн. куб. м (25,9 процента). Уменьшение забора воды из поверхностных водных объектов связано с экономией воды и установкой приборов учета. Забор воды из подземных водных объектов в 2015 году составил 421,98 млн. куб. м, что на 29,8 млн. куб. м (1,076 процента) больше, чем в 2010 году. Использование воды составило 773,43 млн. куб. м, что на 203,75 млн. куб. м (20 процентов) меньше, чем в 2010 году. Использование воды на хозяйственно-питьевые нужды сократилось на 117,37 млн. куб. м (25 процентов) и составило 350,86 млн. куб. м. На производственные нужды использование воды уменьшилось на 109,7 млн. куб. м (21,6 процента) и составило 396,47 млн. куб. м. С 2011 года наметилась тенденция к снижению объема использования природных вод. По сравнению с 2011 годом объем использованной воды сократился на 203,46 млн. куб. м (21 процент). Производственное водоснабжение сократилось на 121,64 млн. куб. м (23,5 процента), хозяйственно-питьевое водоснабжение - на 102,81 млн. куб. м (22,7 процента). Снижение забора водных ресурсов обусловлено экономным использованием водных ресурсов в связи с маловодностью последних лет и сокращением выработки электроэнергии за счет экономии энергоносителей. Мощность систем повторного использования воды и оборотного водоснабжения в 2015 году уменьшилась на 2532,69 млн. куб. м в год (19,2 процента) по сравнению с 2010 годом и составила 10638,03 млн. куб. м/год. Сброс сточных вод в поверхностные водные объекты в 2015 году осуществляли 307 водопользователей, 236 водопользователей эксплуатировали 347 комплексов очистных сооружений. Сброс сточных вод, включая шахтные и коллекторно-дренажные воды, в поверхностные водные объекты Свердловской области составил 894,61 млн. куб. м, что на 216,822 млн. куб. м (19,5 процента) меньше по сравнению с 2010 годом. Сброс загрязненных сточных вод составил 660,18 млн. куб. м, или 74 процента от общего объема сброса в поверхностные водные объекты. Объем загрязненных без очистки сточных вод составил 76,44 млн. куб. м, недостаточно очищенных сточных вод - 583,74 млн. куб. м, нормативно очищенных сточных вод - 64,5 млн. куб. м, нормативно чистых сточных вод, сбрасываемых без очистки - 169,93 млн. куб. м. Потери воды при транспортировке в 2015 году составили 112,5 млн. куб. м, что меньше, чем в 2010 году, на 5,89 млн. куб. м (5 процентов). Водоемкость продукции, производимой на территории Свердловской области, значительно превышает аналогичные показатели стран с развитой экономикой. Наиболее водоемкими являются предприятия, по видам экономической деятельности относящиеся к обрабатывающим производствам, коммунальному хозяйству, производству и распределению электроэнергии, газа и воды. Основными факторами нерационального использования водных ресурсов являются: 1) применение устаревших водоемких производственных технологий; 2) высокий уровень потерь воды при транспортировке; 3) недостаточная степень оснащенности водозаборных сооружений системами учета; 4) отсутствие эффективных экономических механизмов, стимулирующих бизнес к активному внедрению прогрессивных водосберегающих технологий производства, систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения и сокращению непроизводительных потерь воды. Глава 3. ДЕФИЦИТ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ Дефицит водных ресурсов в Свердловской области возникает в основном в маловодные периоды. Возникновение дефицита обусловлено следующими причинами: 1) маловодность рек, протекающих на территории Свердловской области; 2) существенное количественное и качественное изменение водосборов поверхностных водных объектов за счет вырубки лесного фонда; 3) недостаточная комплексность использования водных ресурсов на отдельных водохозяйственных участках; 4) неудовлетворительное качество ресурса вследствие использования водных источников в качестве приемников сточных вод; 5) несоответствие мощности сетей водоснабжения в отдельных населенных пунктах фактическим потребностям для нужд питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Дефицитными по обеспечению питьевой водой являются: городской округ Красноуфимск (дефицит по мощности водоисточников), муниципальное образование город Ирбит (дефицит по мощности водоисточников, отсутствие зон санитарной охраны водоисточников, ухудшение качества питьевой воды), Туринский городской округ (дефицит по мощности водоисточника), Талицкий городской округ, включая поселок Троицкий (дефицит по мощности водоисточника), Бисертский городской округ (отсутствие зон санитарной охраны, ухудшение качества питьевой воды). В маловодный период возникает угроза недостатка в водных ресурсах для водоснабжения муниципального образования "город Екатеринбург", городского округа Первоуральск, Полевского городского округа, города Нижний Тагил, Кушвинского городского округа. Дефицит водных ресурсов для обеспечения нужд питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, складывающийся в периоды малой водности, может быть устранен или в значительной мере смягчен сокращением потерь воды в системах водоснабжения, созданием резервных источников водоснабжения, а также переводом технического водоснабжения промышленных предприятий на подземные водоисточники, непригодные по своему химическому составу для питьевого водоснабжения. Промышленность Свердловской области в целом обеспечена водными ресурсами технического качества с учетом планируемого ускоренного развития экономики и промышленного комплекса Свердловской области, а также изменения структуры экономики в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы. Глава 4. НЕСООТВЕТСТВИЕ КАЧЕСТВА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ, ПОТРЕБЛЯЕМОЙ ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТЬЮ НАСЕЛЕНИЯ, ГИГИЕНИЧЕСКИМ НОРМАТИВАМ На территории Свердловской области в 2015 году эксплуатировалось 1335 источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, из них поверхностных - 44, 1291 - подземные. Поверхностные водоисточники обеспечивают водой около 2483 тыс. человек (57,4 процента населения), подземные источники - около 1592 тыс. человек (36,8 процента населения) и нецентрализованные источники водоснабжения - около 253 тыс. человек (5,8 процента населения). Качество воды в источниках централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения Свердловской области на протяжении последних лет имеет тенденцию к ухудшению. Процент неудовлетворительных проб по санитарно-химическим показателям составляет 27,6 - 32,2 процента (в 2010 году - 13,79 процента). На территории Свердловской области 60,5 процента централизованных источников водоснабжения имеют согласованные с органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и утвержденные в установленном порядке проекты зон санитарной охраны. Доброкачественной питьевой водой из систем централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения обеспечены 71,3 процента населения Свердловской области (2980334 человека), что на 8,12 процента больше по сравнению с 2010 годом. Обеспечение условно доброкачественной питьевой водой по сравнению с 2010 годом сократилось на 5,53 процента и составило 25,91 процента населения Свердловской области (1082926 человек). Недоброкачественной питьевой водой обеспечены 2,6 процента населения Свердловской области (108794 человека), что на 2,4 процента ниже, чем в 2010 году. По результатам мониторинга питьевой воды численность населения, обеспеченного водой из централизованных систем водоснабжения, не соответствующей требованиям нормативных документов, составляет: 1) по органолептическим показателям (запах, привкус, цветность, мутность) - 567 тыс. человек (14,4 процента населения Свердловской области, обеспеченного централизованным хозяйственно-питьевым водоснабжением. В 2010 году - 25 процентов населения области); 2) по санитарно-химическим показателям (в частности, хлорорганические соединения, группа азота, тяжелые металлы) - 502 тыс. человек (12,7 процента населения Свердловской области, обеспеченного централизованным хозяйственно-питьевым водоснабжением. В 2010 году - 22 процента населения Свердловской области). Подземные воды на территории Свердловской области в зависимости от приуроченности к различным гидрогеологическим структурам, литологии водовмещающих пород характеризуются различным химическим составом. Несоответствие качества подземных вод питьевым нормативам наблюдается как в естественных условиях, так и при техногенном воздействии на площади формирования ресурсов подземных вод. В естественных условиях в пределах горноскладчатого Урала в подземных водах часто бывает природное повышенное содержание кремния, на заболоченных участках природное повышенное содержание железа и марганца, на участках развития карбонатных горных пород природная повышенная величина общей жесткости (город Богданович, поселок Билимбай), на участках гранитных интрузий природное повышенное содержание радона (село Липовское Режевского района, поселок Верхняя Сысерть). В восточных районах Свердловской области в пределах Западной Сибири (восточнее линии Серов - Сухой Лог - Каменск-Уральский) в связи с морским генезисом водовмещающих пород в подземных водах часто повышены минерализация, содержание хлоридов, сульфатов, натрия, бора, брома, лития, йода, аммония, кремния, железа, марганца. Доля природно-некондиционных вод на территории Свердловской области составляет около 70 процентов (для сравнения: Челябинская область - 80 процентов, Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа - 100 процентов). В условиях горноскладчатого Урала с недостаточной защищенностью водоносных горизонтов в черте населенных пунктов химический состав подземных вод под воздействием антропогенных факторов изменен: в воде повышено (до 50 - 100 мг/куб. дм) относительно допустимого (45 мг/куб. дм) содержание нитратов (поселки Белокаменный, Полеводство, Совхозный, Шарташ). Необходимая при этом водоподготовка реализуется на водозаборах крайне редко. Вода из подземных источников водоснабжения в Асбестовском городском округе, Камышловском городском округе, Кировградском городском округе, Серовском городском округе и городском округе Сухой Лог подвергается очистке и обеззараживанию на станциях обезжелезивания. На остальных территориях Свердловской области вода из подземных источников водоснабжения не подвергается очистке. В Свердловской области эксплуатируется 2098 нецентрализованных источников водоснабжения, более половины которых расположены в сельских поселениях. Для питьевых целей воду из нецентрализованных источников хозяйственно-питьевого водоснабжения использует более 200 тыс. человек. Качество воды нецентрализованных источников в 2015 году не соответствовало гигиеническим требованиям по санитарно-химическим показателям в 10,8 процента проб. Доля проб, не соответствующих санитарным правилам по микробиологическим показателям, составила 21,3 процента. Территориями риска по качеству воды из нецентрализованных источников водоснабжения по санитарно-химическим показателям на территории Свердловской области являются Гаринский городской округ, Махневское муниципальное образование (100 процентов отобранных проб не соответствует требованиям санитарных правил), городской округ Верхотурский (85,7 процента), Каменский городской округ (77,3 процента), Туринский городской округ (71,4 процента), Новолялинский городской округ (60 процентов). Глава 5. ОХРАНА ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ Сложившийся уровень антропогенного загрязнения является одной из основных причин, вызывающих деградацию рек, водохранилищ, озерных систем, накопление в донных отложениях, водной растительности и водных организмах загрязняющих, в том числе токсичных, веществ и ухудшение качества вод поверхностных водных объектов, используемых в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и являющихся средой обитания водных биологических ресурсов. Наибольшее количество загрязненных сточных вод поступает в поверхностные водные объекты от предприятий: 1) коммунального хозяйства - 53 процента; 2) обрабатывающих производств - 28 процентов; 3) по добыче полезных ископаемых - 12 процентов. Основные причины сброса загрязняющих веществ в водные объекты - ненормативная работа очистных сооружений, значительный износ очистных сооружений и применение устаревших технологий очистки сточных вод. Существенное негативное воздействие на поверхностные водные объекты оказывают объекты хозяйственной деятельности, такие как: 1) закрытые рудники Левихинский, Дегтярский, Ломовский, Карпушихинский, Белореченский; 2) объекты складирования производственных отходов закрытого акционерного общества "Русский хром 1915". Высокую степень воздействия на водные объекты оказывают рассредоточенные стоки с сельскохозяйственных территорий, ливневый и талый стоки с селитебных территорий, площадей, занятых отвалами и отходами промышленного производства. Для восстановления и сохранения водных объектов требуется: прекращение сброса сточных вод без очистки, строительство и реконструкция очистных сооружений, интенсификация существующих и внедрение новых методов очистки, строительство сооружений по доочистке, перевод производственных процессов на бессточные системы водоснабжения, внедрение прогрессивных водосберегающих технологий, сокращение антропогенного воздействия рассредоточенного стока, восстановление самоочищающейся способности рек, реализация комплекса мероприятий по экологической реабилитации рек в городах и сельских поселениях. Глава 6. НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ВОД Естественные колебания характеристик гидрологического режима водных объектов приводят к возникновению рисков негативного воздействия вод на население и объекты экономики. В Свердловской области протяженность участков русел рек, нуждающихся в увеличении пропускной способности, составляет 30,0 км с численностью населения на этой территории 60,0 тыс. человек. Риск наводнений и иного негативного воздействия вод будет сохраняться и усиливаться в будущем в связи с учащением опасных гидрологических явлений в новых климатических условиях и продолжающимся антропогенным освоением территорий, что требует реализации мероприятий по строительству сооружений инженерной защиты и использованию принципиально новых подходов к решению задач по защите населения и объектов экономики. На территории Свердловской области учтены 534 гидротехнических сооружения (444 плотины с образованными ими водохранилищами, 68 накопителей сточных вод, 21 защитная противопаводковая дамба и 1 канал), из них 400 гидротехнических сооружений находятся в муниципальной собственности, 9 гидротехнических сооружений - в федеральной собственности, 1 гидротехническое сооружение - в областной собственности, 2 гидротехнических сооружения - в собственности физических лиц, 121 гидротехническое сооружение принадлежит предприятиям различных форм собственности и назначения, 1 гидротехническое сооружение бесхозяйное. На 01 декабря 2016 года по техническому состоянию и уровню безопасности 208 гидротехнических сооружений (39 процентов) имели нормальный уровень безопасности, 215 гидротехнических сооружений (40,3 процента) - пониженный уровень безопасности, 67 гидротехнических сооружений - неудовлетворительный уровень безопасности (12,5 процента), 15 гидротехнических сооружений - опасный уровень безопасности (2,8 процента), 29 (5,4 процента) водохранилищ спущены. Ситуацию ухудшает отсутствие у собственников гидротехнических сооружений средств на текущий и капитальный ремонты, что создает угрозу затопления населенных пунктов и производственных объектов, расположенных в нижнем бьефе. Кроме того, продолжающаяся застройка периодически затапливаемых и потенциально опасных при прорыве плотин и дамб территорий создает предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций в этих зонах, особенно в период паводков. Защищенность населения и объектов экономики от наводнений, паводков, подтоплений и других вредных воздействий воды требует снижения рисков, то есть минимизации материального ущерба путем приведения гидротехнических сооружений в безопасное техническое состояние, регламентации хозяйственного использования территорий, предрасположенных к периодическому затоплению и проявлению других опасных гидрологических явлений, развития мониторинга, особенно в части методов прогнозирования и предупреждения опасных гидрологических явлений. Большинство имеющихся защитных сооружений за более чем 40-летний срок эксплуатации выработали свой ресурс и не выполняют своего назначения. Значительное количество из них - "кустарные" укрепления, возведенные хозяйственным способом без обосновывающих научных исследований и проектов. Реальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций представляют находящиеся в аварийном и предаварийном состоянии гидротехнические сооружения водохранилищ, в нижних бьефах которых расположены жилые дома, объекты экономики и социальной инфраструктуры. Также большую опасность представляют бесхозяйные гидротехнические сооружения. Дальнейшего развития требуют вопросы повышения результативности и скоординированности деятельности органов государственной власти по достижению приоритетных целей и задач в сфере водных отношений. В связи с этим в целях оптимизации бюджетных расходов необходимо иметь долгосрочные программные инструменты, направленные на комплексное и рациональное использование водных ресурсов, обеспечение высоких экологических стандартов водных объектов, предупреждение негативного воздействия вод и повышение безопасности гидротехнических сооружений. С целью повышения безопасности гидротехнических сооружений и предотвращения негативного воздействия вод в Свердловской области разработана государственная программа Свердловской области "Обеспечение рационального и безопасного природопользования на территории Свердловской области до 2020 года", утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 21.10.2013 N 1269-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Обеспечение рационального и безопасного природопользования на территории Свердловской области до 2020 года" (далее - Постановление Правительства Свердловской области от 21.10.2013 N 1269-ПП). Обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод включает в себя снижение рисков и минимизацию ущербов от негативного воздействия вод, обеспечение надежности гидротехнических сооружений, регулирование и регламентацию хозяйственного использования территорий, подверженных периодическому затоплению и воздействию других опасных гидрологических явлений, развитие технологий мониторинга, в том числе прогнозирования и предупреждения опасных гидрологических явлений. Для обеспечения защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод необходимо: 1) сформировать информационно-прогностические системы, интегрированные с подсистемами гидрометеорологического мониторинга, прогнозов и оповещения, обеспечивающие принятие ситуационных решений по регулированию режимов водохранилищ, управлению инженерными сооружениями и иных мер, направленных на предупреждение и смягчение последствий наводнений. Формирование таких систем потребует модернизации системы гидрометеорологических наблюдений, технического перевооружения и совершенствования методов оперативного прогнозирования опасных гидрологических явлений, создания автоматизированных систем мониторинга на реках с быстроразвивающимися паводками и реках, протекающих по территориям с большой плотностью населения; 2) регламентировать хозяйственную деятельность на территориях, подверженных периодическому затоплению, в том числе расположенных в нижних бьефах гидроузлов, предусматривая законодательное определение паводкоопасных территорий как территорий с особыми условиями их использования для осуществления градостроительной деятельности, установление порядка их зонирования и формирование системы ограничений на ведение хозяйственной деятельности; 3) стимулировать добровольное страхование имущества граждан, проживающих на паводкоопасных территориях, что обеспечит оптимизацию бюджетных расходов, связанных с компенсацией ущербов от негативного воздействия вод; 4) обеспечить целевую государственную поддержку строительства объектов собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для обеспечения инженерной защиты от негативного воздействия вод (дамб обвалования, систем дренажа, берегоукрепительных и иных сооружений) при отсутствии таких альтернативных экономически обоснованных вариантов, как переселение, вынос объектов, трансформация сельскохозяйственных угодий; 5) повысить эксплуатационную надежность и безопасность гидротехнических сооружений, находящихся на территории Свердловской области; 6) стимулировать сокращение количества бесхозяйных гидротехнических сооружений путем предоставления хозяйствующим субъектам прав пользования водным объектом, образованным вследствие создания гидротехнического сооружения. В целях оптимизации и повышения результативности бюджетных расходов необходимо осуществлять эффективные мероприятия в сфере использования и охраны водных объектов, ориентированные на системное решение проблем сохранения и восстановления водных объектов как системообразующего элемента окружающей среды, внедрение современных технологий, направленных на рациональное использование водных ресурсов, строительство новых, реконструкцию или капитальный ремонт существующих регулирующих мощностей, объектов инженерной защиты, обеспечение эксплуатационной надежности и безопасности гидротехнических сооружений. Однако, учитывая то, что вышеуказанные процессы являются довольно трудоемкими, достижение данных целей требует выделения значительных финансовых ресурсов. Глава 7. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ Важнейшая роль в сфере использования и охраны водных объектов, своевременного выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, обеспечения разработки и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов, а также оценки эффективности мероприятий по охране водных объектов отводится государственному мониторингу водных объектов - системе наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов. Всего на территории Свердловской области действуют 82 створа государственной гидрохимической сети и 46 створов государственной гидрологической сети. Состояние сети режимных наблюдений за загрязнением поверхностных вод характеризуется сокращением количества пунктов гидрохимических наблюдений, отбираемых проб воды и донных отложений, выполняемых аналитических работ. Сокращение количества постов и программ наблюдений, использование методической базы прогнозов, основывающейся на применении устаревших методов и технологий, обусловили устойчивую тенденцию ухудшения качества гидрологических прогнозов. За счет средств федерального бюджета на территории Свердловской области ведется государственный мониторинг состояния недр. Основной и наиболее реализованной подсистемой мониторинга состояния недр является мониторинг подземных вод. В рамках работы "Учет подземных вод и их использование на территории Свердловской области" ежегодно готовится сводная информация о состоянии ресурсной базы и использовании подземных вод. Также ежегодно выходит информационный бюллетень о состоянии недр территории Уральского федерального округа. Основой для создания сводных документов являются результаты мониторинга, проводимого на локальном уровне за счет средств недропользователей в рамках лицензионных соглашений. Таким образом, современное состояние водохозяйственного комплекса Свердловской области характеризуется рядом проблем, основными из которых являются: 1) нерациональное использование водных ресурсов; 2) высокая степень износа гидротехнических сооружений; 3) наличие дефицита водных ресурсов по Екатеринбургскому промышленному узлу в маловодный период; 4) несоответствие качества питьевой воды, потребляемой значительной частью населения, гигиеническим нормативам, а также ограниченный уровень доступа населения к централизованным системам водоснабжения; 5) низкая доля использования подземных вод в системе питьевого водоснабжения Свердловской области; 6) отсутствие защищенных питьевых подземных источников в ряде городов Свердловской области. Часть 4. ПРИОРИТЕТЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ Раздел 2. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ Глава 8. ГАРАНТИРОВАННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОДНЫМИ РЕСУРСАМИ НАСЕЛЕНИЯ И ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ Параграф 3. Ликвидация дефицита водных ресурсов Гарантированное обеспечение водными ресурсами предполагает приоритетное решение задач обеспечения населения Свердловской области качественной питьевой водой, создание условий для гармоничного социально-экономического развития муниципальных образований и содействия инновациям. Приоритетными направлениями в решении проблемы гарантированного обеспечения населения качественной питьевой водой являются: 1) увеличение объемов использования подземных вод для нужд хозяйственно-питьевого водоснабжения населенных пунктов Свердловской области; 2) организация и обустройство зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения; 3) осуществление строительства, реконструкции, повышения технического уровня и надежности функционирования систем водоснабжения, применение новых прогрессивных технологий и оборудования, обеспечивающих подготовку воды, соответствующей установленным требованиям; 4) организация использования эффективных, максимально безопасных реагентов для очистки воды и ее обеззараживания. Обеспечение потребностей населения и отраслей экономики водными ресурсами будет осуществляться на основе комплексного (интегрированного) подхода к управлению использованием и охраной водных объектов, базирующегося на выявлении объективных ресурсных и экологических ограничений с учетом всех располагаемых ресурсов поверхностных и подземных вод в рамках речных бассейнов и их изменчивости, придании безусловного приоритета обеспечению питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, открытости и вовлечении в процесс управления использованием и охраной водных объектов органов местного самоуправления муниципальных образований, ассоциаций водопользователей и других общественных организаций. В целях максимально эффективного использования водно-ресурсного потенциала для обеспечения устойчивого экономического роста будет обеспечено скоординированное развитие отраслей экономики на основе учета водоресурсных ограничений и допустимой экологической нагрузки на водные объекты, а также комплексного управления использованием и охраной водных объектов. Для этих целей планируется перевод технического водоснабжения предприятий (особенно крупных городов) на подземные воды собственных или смежных территорий. На территории Свердловской области развитие водоемких производств планируется осуществлять преимущественно путем модернизации и расширения существующих промышленных мощностей с одновременным внедрением систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, обеспечивающих рациональное использование имеющихся водных ресурсов, а также снижение антропогенной нагрузки на водные объекты. В районах Свердловской области, где дефицит водных ресурсов сложился в силу объективных природных факторов и не может быть уменьшен за счет обеспечения рационализации и комплексности использования водных ресурсов, планируется осуществлять строительство водохранилищ питьевого назначения, реконструкцию существующих водохозяйственных систем с целью повышения их водоотдачи, а также строительство групповых водопроводов и ряд других мероприятий, направленных на повышение обеспеченности водными ресурсами, включая поисковые работы для обоснования и создания водозаборов подземных вод и внедрения систем водоподготовки, адаптированной к качеству подземных вод (при необходимости). Глава 9. ПОВЫШЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ Повышение рациональности использования водных ресурсов наиболее актуально для районов с напряженным водохозяйственным балансом, где сокращение масштабов вовлечения ограниченных водных ресурсов в экономический оборот позволяет сохранить устойчивость водных экосистем. В результате сокращения общих объемов изъятия водных ресурсов и их использования в технологическом процессе пропорционально сокращаются объемы очистки сточных вод и количество загрязняющих веществ, поступающих в водные объекты. Сокращение и исключение потерь в водоподающих и распределительных сетях снижают риск развития таких опасных процессов, как подтопление селитебных территорий, загрязнение подземных вод. Основными направлениями повышения рациональности водопользования являются экономическое стимулирование сокращения удельного водопотребления, непроизводительных потерь воды при ее транспортировке и использовании, внедрения водосберегающих технологий, оптимизации количества потребляемой воды за счет оснащения всех групп потребителей системами учета, а также сокращение потребления питьевой воды на производственные нужды и нужды благоустройства. Глава 10. ОХРАНА И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ Охрана и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, предполагают решение ряда задач по снижению антропогенной нагрузки на водные объекты, охране поверхностных и подземных вод от загрязнения, реабилитации водных объектов и ликвидации накопленного экологического вреда. Для снижения антропогенной нагрузки на водные объекты необходимо реализовать систему взаимосвязанных мер, ключевой из которых является обеспечение принципов экологического нормирования на основе нормативов допустимого воздействия на водные объекты, учитывающих региональные особенности, индивидуальные характеристики и цели использования водных объектов. Важной составляющей комплекса мер по снижению антропогенной нагрузки на водные объекты является развитие технического регулирования в сфере очистки сточных вод. Значительная доля загрязняющих веществ поступает в водные объекты с водосборов в составе рассредоточенного (диффузного) стока. В связи с этим необходимо осуществление строительства систем и сооружений для сбора и очистки ливневого стока с территорий населенных пунктов, соблюдение регламента хозяйственной деятельности в водоохранных зонах, прибрежных защитных полосах водных объектов и зонах санитарной охраны источников водоснабжения. Улучшение качества воды в водных объектах является важнейшим условием обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности населения, комфортных условий проживания, сохранения здоровья нации, а также сохранения естественной среды обитания водных биологических ресурсов. Глава 11. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИЩЕННОСТИ ОТ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ВОД Обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод включает в себя снижение рисков и минимизацию ущербов от негативного воздействия вод, обеспечение надежности гидротехнических сооружений, регулирование и регламентацию хозяйственного использования территорий, подверженных периодическому затоплению и воздействию других опасных гидрологических явлений, развитие технологий мониторинга, в том числе прогнозирования и предупреждения опасных гидрологических явлений, а также последствий ликвидации горных производств и остановки шахтных водоотливов. Раздел 3. ПРИОРИТЕТНЫЕ МЕРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ Система мероприятий Стратегии сформирована в соответствии с целями и задачами ее реализации и состоит из мероприятий, направленных на достижение целей, и мероприятий по обеспечению эффективной реализации положений Стратегии, включая совершенствование системы государственного управления использованием и охраной водных объектов, в том числе в сфере международного сотрудничества, развитие системы государственного мониторинга водных объектов, научно-техническое обеспечение водохозяйственного комплекса, просвещение и воспитание населения в сфере рационального использования и охраны водных объектов. Для гарантированного обеспечения водными ресурсами населения и отраслей экономики и ликвидации дефицита водных ресурсов необходимо принять меры, направленные на: 1) повышение рациональности водопользования, которое достигается снижением потерь воды при транспортировке, сокращением удельного потребления воды в технологических процессах и на хозяйственно-бытовые нужды; 2) сокращение потерь воды в водопроводящих элементах водохозяйственных систем жилищно-коммунального хозяйства, которые требуют реконструкции и модернизации систем водоподачи, внедрения современных водосберегающих технологий и оборудования; 3) снижение удельного потребления водных ресурсов в технологических процессах, которое достигается расширением использования систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, внедрением водосберегающих технологий в промышленности и сельском хозяйстве; 4) реализацию мероприятий по повышению рациональности использования водных ресурсов, что позволит обеспечить снижение водоемкости; 5) повышение эффективности использования водных ресурсов рек, водохранилищ и водохозяйственных систем, что будет способствовать адаптации водохозяйственного комплекса к функционированию в наиболее неблагоприятных условиях - в периоды затяжного маловодья; 6) наращивание минерально-сырьевой базы питьевых подземных вод в густонаселенных районах Свердловской области, изыскание подземных питьевых источников на случай возникновения чрезвычайных ситуаций; 7) сохранение имеющихся ресурсов и запасов подземных вод от деградации, обусловленной хозяйственной деятельностью. Расчет обеспеченности водными ресурсами для различных гидрологических периодов будет способствовать достижению плановых показателей социально-экономического развития промышленности Свердловской области. В муниципальных образованиях, испытывающих дефицит водных ресурсов, планируется осуществить реконструкцию водохозяйственных систем, проведение поисковых работ, постановку на государственный учет и вовлечение в хозяйственный оборот запасов пресных подземных вод, строительство групповых водопроводов и другие меры по развитию водохозяйственного комплекса. Для обеспечения населения качественной питьевой водой в рамках подпрограммы "Развитие жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области" государственной программы Свердловской области "Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Свердловской области до 2024 года", утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2013 N 1330-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Свердловской области до 2024 года" (далее - Постановление Правительства Свердловской области от 29.10.2013 N 1330-ПП), предусмотрен комплекс взаимоувязанных мероприятий, осуществляемых органами государственной власти Свердловской области, органами местного самоуправления муниципальных образований, промышленными и научными организациями, направленных на бесперебойное обеспечение населения Свердловской области питьевой водой надлежащего качества. С учетом высокой капиталоемкости сектора водоснабжения и водоотведения, а также длительных сроков окупаемости инвестиционных проектов развитие систем водоснабжения и водоотведения в средних и мелких населенных пунктах и сельской местности будет обеспечиваться с помощью инвестиций в виде софинансирования муниципальных программ. Улучшение экологического состояния водных объектов возможно при реализации мер по снижению антропогенной нагрузки на водные объекты и их водосборы, восстановлению водных объектов и ликвидации накопленного экологического ущерба, а также мер по охране от загрязнения подземных вод. Основными направлениями действий, обеспечивающих снижение антропогенной нагрузки на водные объекты, являются сокращение поступления в водные объекты загрязняющих веществ в составе сточных вод путем строительства и реконструкции очистных сооружений на предприятиях промышленности и жилищно-коммунального хозяйства, организация сбора и очистки поверхностного стока с селитебных территорий и промышленных площадок, обустройство зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и водоохранных зон водных объектов. Для снижения антропогенной нагрузки на водные объекты необходимо: 1) осуществить разработку, согласование, утверждение и обустройство зон санитарной охраны водных объектов - источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, включая подземные, обеспечить соблюдение режима соответствующих зон санитарной охраны, контроль за выполнением ограничительных мероприятий в зонах санитарной охраны; 2) регламентировать хозяйственное использование территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в целях предотвращения их загрязнения, засорения и истощения, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов; 3) повысить защищенность подземных вод от техногенных загрязнений путем ограничений использования земельных участков в границах площадей залегания месторождений подземных вод, которые могут быть использованы для целей централизованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, обеспечения эксплуатационной надежности водозаборов подземных вод и ликвидации бесхозяйных гидрогеологических скважин, усиления ответственности собственников скважин за соблюдение режимов эксплуатации и охраны подземных вод. Обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод и снижение ущерба от них достигается реализацией мер, направленных на формирование эффективных систем предупреждения и защиты от наводнений в границах речных бассейнов. Для обеспечения защищенности от негативного воздействия вод необходимо: 1) сформировать систему мониторинга прогнозов и оповещения, обеспечивающую принятие ситуационных решений по регулированию режимов водохранилищ, управлению инженерными сооружениями и иных мер, направленных на предупреждение и смягчение последствий подтоплений; 2) регламентировать хозяйственную деятельность на территориях, подверженных периодическому затоплению, в том числе расположенных в нижних бьефах гидроузлов, предусматривая определение паводкоопасных территорий как территорий с особыми условиями использования и формирование системы ограничений на ведение хозяйственной деятельности; 3) повысить эксплуатационную надежность и безопасность гидротехнических сооружений, находящихся в собственности Свердловской области, муниципальных образований и бесхозяйных гидротехнических сооружений за счет субсидий из федерального бюджета на капитальный ремонт и реконструкцию гидротехнических сооружений. Приоритетом является обеспечение финансирования капитального ремонта и реконструкции потенциально опасных гидротехнических сооружений, находящихся в аварийном состоянии. Условием софинансирования строительства и капитального ремонта гидротехнических сооружений является наличие принятых муниципальными образованиями программ по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений. Экономические механизмы обеспечения водной безопасности Свердловской области включают в себя: 1) привлечение частных инвестиций в проекты обеспечения водной безопасности; 2) совершенствование методов экономического регулирования, направленных на стимулирование деятельности водопользователей по обеспечению водной безопасности, увеличение объемов финансирования ими водоохранных и водохозяйственных мероприятий; 3) обеспечение полного взимания с хозяйствующих субъектов платы за негативное воздействие на окружающую среду и ее использование, на охрану окружающей среды и обеспечение водной безопасности; 4) разработку и эффективное применение нормативных правовых актов по определению размера возмещения ущерба водным объектам в процессе хозяйственной и иной деятельности; 5) совершенствование механизмов оценки и учета "прошлого" экологического ущерба, обязательств по проведению реабилитационных мероприятий; 6) содействие развитию экологического аудита, а также добровольной сертификации в сфере водной безопасности; 7) содействие предпринимательству, развитию рынка услуг, обеспечение условий конкуренции в сфере охраны и рационального использования водных ресурсов и обеспечения водной безопасности. Информационно-аналитическое обеспечение водной безопасности Свердловской области включает в себя: 1) объединение информационных ресурсов различных территориальных и ведомственных систем, осуществляющих наблюдение за состоянием окружающей среды, водных ресурсов и потенциально опасных объектов на единой информационной, технической и методологической основе, в том числе данные производственного экологического контроля; 2) создание на базе существующих и развивающихся систем экологического мониторинга интегрированной системы мониторинга потенциально опасных объектов, позволяющей обеспечить принятие оптимальных, своевременных и эффективных управленческих решений, а также адекватное техническое и материальное обеспечение деятельности системы экологического мониторинга; 3) разработку и совершенствование системы индикаторов (признаков) для выявления и оценки на ранней стадии рисков возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера; 4) инвентаризацию, составление и ведение реестров источников экологической опасности, экологически опасных производств, сооружений; 5) оценку рисков возникновения чрезвычайных экологических ситуаций и путей их предотвращения; 6) обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, природопользователей и населения достоверной информацией об источниках экологической опасности, причинах, динамике, масштабах и направлениях опасных изменений окружающей среды, оценке угрозы этих изменений для жизни и здоровья человека. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|