Расширенный поиск
Постановление Правительства Курганской области от 14.02.2017 № 46 ПРАВИТЕЛЬСТВО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 14 февраля 2017 г. N 46 О внесении изменений в Постановление Правительства Курганской области от 14 октября 2013 года N 498 "О государственной Программе Курганской области "Природопользование и охрана окружающей среды Курганской области в 2014 - 2020 годах" В целях корректировки перечня мероприятий и уточнения объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных государственной Программой Курганской области "Природопользование и охрана окружающей среды Курганской области в 2014 - 2020 годах", утвержденной Постановлением Правительства Курганской области от 14 октября 2013 года N 498, Правительство Курганской области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Внести в приложение к Постановлению Правительства Курганской области от 14 октября 2013 года N 498 "О государственной Программе Курганской области "Природопользование и охрана окружающей среды Курганской области в 2014 - 2020 годах" следующие изменения: 1) в разделе I: слова "
" заменить словами "
"; 2) в таблице 3 раздела X: пункт 3 изложить в следующей редакции: "
"; слова "
" заменить словами "
"; 3) приложение 3 к государственной Программе изложить в редакции согласно приложению к настоящему Постановлению. 2. Опубликовать настоящее Постановление в установленном порядке. 3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Губернатора Курганской области - директора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области. Губернатор Курганской области А.Г.Кокорин Приложение к Постановлению Правительства Курганской области от 14 февраля 2017 г. N 46 "О внесении изменений в Постановление Правительства Курганской области от 14 октября 2013 года N 498 "О государственной Программе Курганской области "Природопользование и охрана окружающей среды Курганской области в 2014 - 2020 годах" "Приложение 3 к государственной Программе Курганской области "Природопользование и охрана окружающей среды Курганской области в 2014 - 2020 годах" Подпрограмма "Развитие водохозяйственного комплекса Курганской области" Раздел I. Паспорт подпрограммы Курганской области "Развитие водохозяйственного комплекса Курганской области"
Раздел II. Характеристика текущего состояния сферы водохозяйственного комплекса в Курганской области Поверхностные водные ресурсы Курганской области представлены реками Тобол, Исеть, Миасс, их притоками и озерами. Речная сеть Курганской области принадлежит к бассейну Карского моря. Почти вся территория Курганской области расположена в бассейне реки Тобол, и лишь восточные районы относятся к Тобол-Ишимскому междуречью и являются бессточной зоной. Всего в Курганской области протекает 449 водотоков общей протяженностью 5175,6 км. Больших, средних и малых рек длиной более 10 км - 114, из них больших рек длиной свыше 500 км - 3 (0,7%). Это реки Тобол, Исеть и Миасс, истоки которых находятся за пределами Курганской области. Суммарная протяженность их в пределах Курганской области составляет 955 км. Средних рек длиной от 101 до 500 км - 7 (1,6%). Это реки Уй, Убаган, Куртамыш, Юргамыш, Суерь, Синара, Теча, их протяженность в пределах Курганской области составляет 594,4 км. Малых рек длиной от 26 до 100 км - 38 (8%), их протяженность составляет 1629 км. Самых малых рек от 10 до 25 км - 68 (15,2%), протяженностью 1034,7 км. Мельчайших водотоков длиной менее 10 км в Курганской области насчитывается 333, или 74,5%, суммарная протяженность которых 932,5 км. Густота речной сети в бассейне реки Тобол средняя - 0,14 км/км2, по Курганской области она составляет 0,07 км/км2. Наиболее развита речная сеть в северо-западных и западных районах Курганской области, менее развита - на юге и практически отсутствуют реки на востоке Курганской области. При общем меридиональном направлении реки Тобол почти все его притоки текут в широтном направлении, так как их истоки находятся на восточном склоне Урала. Для большинства рек характерны малые уклоны и наличие широких и низких пойм, затапливаемых в период половодья многоводных лет. Для реки Тобол характерна пойменная многорукавность. В Курганской области насчитывается 2943 озера общей площадью 3001 км2, что составляет 4% от площади Курганской области. Из общего количества озер: 88,5% - пресные, 9% - соленые, 2,5% - горько-соленые. Наиболее богаты озерами юго-восточные районы. Только в трех районах - Петуховском, Макушинском и Частоозерском - находится почти 900 озер (30%). Данная территория относится к Тобол-Ишимскому междуречью. На территории Курганской области широко распространены небольшие озера, занимающие бессточные впадины. Многие озера приурочены к древним ложбинам стока, ныне бессточным. Из общего количества озер около 64% составляют озера площадью до 0,5 км2. Крупных озер площадью более 25 км2 в Курганской области 9, в основном они расположены в восточных районах Курганской области и являются солеными. В годы высокой водности озера значительно разливаются, иногда соединяясь между собой. В маловодные годы озера сильно мелеют, некоторые пересыхают. По этой причине они не могут служить гарантированным источником водоснабжения. Курганская область относится к числу областей Российской Федерации с крайне ограниченными водными ресурсами как по количеству, так и по качеству вод. По территории Курганской области водные ресурсы распределены очень неравномерно. Если северо-западные районы Курганской области сравнительно неплохо обеспечены водой, то южные, центральные и восточные - испытывают острый дефицит в воде. Водные ресурсы Курганской области складываются из поверхностных и подземных вод. Ресурсы поверхностных вод представлены стоком основных рек Курганской области Тобол, Исеть, Миасс и их притоков в естественном режиме и оцениваются показателями местных ресурсов - стоком рек в пределах Курганской области и транзитным притоком из-за ее пределов. Суммарное значение этих показателей составляет наибольший водный ресурс Курганской области. В средний по водности год сток воды, формирующийся в пределах Курганской области, составляет 1,04 км3, суммарные водные ресурсы составляют 3,71 км3. В маловодный год 95% обеспеченности местный сток составляет 0,31 км3, с учетом транзитного притока - 1,08 км3. Если учесть, что объем стока весеннего половодья малых рек составляет 85 - 90%, рек Тобол, Исеть и Миасс - 70 - 80%). то на меженный период остается 0,2 - 0,3 км3. Величина местных и наибольших водных ресурсов с учетом зон замкнутого стока (Тобол-Ишимского междуречья) 1, 5, 75 и 95% обеспеченности в целом по Курганской области характеризуются следующими показателями:
Среди областей Уральского федерального округа Курганская область занимает последнее место по водообеспеченности. Так, на 1 человека в Курганской области приходится 0,28 тыс. м3 местного стока в маловодный год (95% обеспеченности), или в 2 раза меньше, чем в Челябинской, в 5 раз меньше, чем в Тюменской, и в 11 раз меньше, чем в Свердловской областях. На 1 км2 территории приходится 4,33 тыс. м3 местного стока, что в 3 раза меньше, чем в Тюменской, в 6 раз меньше, чем в Челябинской, и в 18 раз меньше, чем в Свердловской области. Таким образом, обеспеченность водными ресурсами на душу населения Курганской области оценивается как чрезвычайно низкая. Реки Курганской области относятся к типу рек с четко выраженным весенним половодьем, дождевыми паводками и длительной низкой меженью. Питание рек преимущественно снеговое. Дождевые паводки по высоте и объему невелики и значительно уступают весенним. В связи с высокой зарегулированностью стока водный режим рек искажается. Межень маловодных лет определяется только санитарными попусками выше расположенных водохранилищ. На реках в пределах Курганской области существует 44 напорных гидротехнических сооружения. Из общего количества гидротехнических сооружений прудов и водохранилищ в бассейне реки Тобол расположено 24, в бассейне реки Исеть - 16, в бассейне реки Миасс - 4. Суммарная емкость (полный объем) существующих на 1 января 2013 года прудов и водохранилищ составляет 77,6 млн м3, в том числе водохранилищ емкостью свыше 10 млн м3 - 1 (Курганское, 28,1 млн м3); от 1 до 10 млн м3 - 12; от 0,5 до 1 млн м3 - 11; менее 0,5 млн м3 - 16. В зимний период малые реки в основном промерзают. Для рек бассейна Тобола характерна большая изменчивость стока. Водность отдельных лет различается в десятки раз. Например, по реке Тобол у города Кургана средний годовой расход воды в очень многоводном 1947 году составил 136 м3/с, а в маловодный 1975 год всего лишь 3,66 м3/с. За последние 5 лет с 2007 по 2011 год наибольшая водность рек Курганской области наблюдалась в 2007 году (средний годовой расход воды реки Тобол у города Кургана - 42,7 м3/с, реки Исеть у села Мехонского - 135 м3/с, реки Миасс у поселка городского типа Каргаполье - 37,6 м3/с). Наименьшая за этот период водность рек отмечалась в 2009 - 2010 годах (средний годовой расход воды реки Тобол у города Кургана - 14,5 м3/с, реки Исеть у села Мехонского - 42,8 м3/с, реки Миасс у поселка городского типа Каргаполье - 12,1 м3/с). Из основных рек наиболее обеспечена водными ресурсами река Исеть. В маловодный год (95% обеспеченности) годовой сток воды реки Исеть на выходе из Курганской области составляет 0,53 км3. В реке Тобол сток воды на границе с Тюменской областью без учета зарегулированности бокового притока составляет 0,21 км3, то есть в 2,5 раза меньше, чем в реке Исеть. Река Исеть из-за сбросов в нее сточных хозяйственно-бытовых и промышленных вод предприятий города Екатеринбурга еще в начале шестидесятых годов стала непригодной для питьевых нужд, а с 1949 года на участке ниже впадения реки Теча оказалась загрязненной радионуклидами от деятельности промышленного объединения "Маяк", расположенного в Челябинской области. Река Миасс используется на питьевые и производственные нужды Челябинского промышленного узла. Из-за интенсивного загрязнения хозяйственно-бытовыми и производственными сточными водами предприятий Челябинской области река Миасс от границы Челябинской и Курганской областей до впадения в реку Исеть также непригодна для питьевых нужд. Таким образом, единственным поверхностным источником водоснабжения на территории Курганской области остается река Тобол. Наибольшее водопотребление из реки Тобол сложилось в створе города Кургана, из расположенного на ней Курганского водохранилища. Курганское водохранилище - водохранилище руслового типа, его основное назначение - сезонное регулирование стока в целях обеспечения питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и промышленного водоснабжения города Кургана и прилегающих районов Курганской области. Полный объем водохранилища при отметке нормального подпорного уровня (далее - НПУ) составляет 28,1 млн м3, полезный объем - 18,65 млн м3, гарантированная водоотдача водохранилища в год 95% обеспеченности составляет 1,5 м3/с, или 47,3 млн м3 (68% суммарной полезной отдачи всех водохранилищ, расположенных на территории Курганской области). Из подземных вод практическое значение имеют верхнемеловой, палеоцен-нижнеоценовый и олигоцен-миоценовый водоносные горизонты. Аллювиальный четвертичный водоносный горизонт из-за малых параметров, слабой водоотдачи, защищенности и ограниченных размеров имеет подчиненное (частное) значение. Дефицит подземных питьевых вод в основном обусловлен природными и экономическими факторами: широким площадным распространением подземных вод с высокой минерализацией (соленых вод), существенным превышением в них предельно допустимых концентраций по ряду элементов (железу, марганцу, бору, брому), спорадическим распространением линз пресных вод, их относительно небольшими размерами и нередко значительной удаленностью от потребителя. Все это усложняет решение проблемы питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, требует обеспечения системного подхода к разработке и реализации Подпрограммы геологического изучения недр с целью поисков пресных вод. Прогнозные ресурсы пресных подземных вод Курганской области составляют 1770 тыс. м3/сут., а эксплуатационные запасы питьевых и технических подземных вод по состоянию на 1 января 2012 года - 197,2 тыс. м3/сут., степень изученности - 11%. На территории Курганской области разведано 55 месторождений подземных вод питьевого и хозяйственно-бытового и 4 месторождения технического назначения. Из них эксплуатируется 34 месторождения подземных вод с величиной добычи 16,3 тыс. м3/сут. Освоение эксплуатационных запасов составляет 8,3%. Общая величина прироста эксплуатационных запасов и ресурсов подземных вод оценена в 1770 тыс. м3/сут. (20,49 м3/с), из них разведано 198,623 тыс. м3/сут. Степень изученности прогнозных ресурсов составляет около 11%. Степень освоения прогнозных ресурсов составляет 2,8%. Уровень освоения зависит от многих факторов: плохое качество подземных вод, доступность поверхностных водных ресурсов, социально-экономическое развитие муниципальных районов Курганской области, потребность в воде. Из крупных месторождений подземных вод, разведанных в прошлые годы, в том числе вовлеченных в эксплуатацию, по современным критериям оценки качества подземных вод (СанПиН 2.1.4. 1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 сентября 2001 года N 24) 7 месторождений не могут считаться питьевыми главным образом по величине минерализации, природному содержанию бора, брома, иногда лития, других элементов и подлежат переводу в технические подземные воды. Неравномерность распределения прогнозных ресурсов пресных подземных вод по территории Курганской области, практическое отсутствие на многих территориях подземных вод, пригодных для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, показывают неравномерную обеспеченность населения ресурсами пресных подземных вод. Водные ресурсы Курганской области используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, полива сельскохозяйственных угодий, на промышленные нужды. Государственной статистической отчетностью 2-тп (водхоз) "Сведения об использовании воды" в 2012 году было охвачено 403 предприятия. Из общего числа отчитывающихся предприятий 344 имеют собственные водозаборы из природных водных объектов, в том числе: из поверхностных водных объектов - 29, из подземных водных объектов - 321, имеющих оба вида водозаборов - 6 предприятий. В 2012 году из природных водных объектов забрано 82,3 млн м3 воды, из них 66,42 млн м3 - из поверхностных водных объектов (80,7% от общего забора воды), 15,88 млн м3 - из подземных водных объектов (19,3% от общего забора воды). По территории Курганской области водопотребление распределяется неравномерно: максимальное в бассейне реки Тобол, значительно меньше в бассейнах рек Исеть и Миасс. Основная доля потребления воды в 2012 году - 75,17% - приходилась на жилищно-коммунальное хозяйство, 13,19% - на промышленность, 3,76% - на сельское хозяйство, прочие нужды - 7,88%. Низкий процент использования водных ресурсов объясняется по-прежнему значительными потерями воды организациями коммунального комплекса при ее транспортировке, которые составили 17,48 млн м3. С целью экономии и рационального использования водных ресурсов на предприятиях Курганской области широко применялось оборотное и повторно-последовательное водоснабжение, объем которого за 2012 год составил 347,77 млн м3. Сброс сточных и ливневых вод в водные объекты в 2012 году осуществляли 37 водопользователей, которые имеют 45 выпусков, из них 41 - сточных вод, 4 - ливневых вод. Общий объем сточных вод, поступивших в водные объекты, составил 42,70 млн м3, что на 2,96 млн м3 меньше чем в 2011 году. Доля сточной воды по видам загрязнения осталась практически на уровне прошлых лет и составила: загрязненной без очистки - 12,3% от общего сброса в поверхностные водные объекты, загрязненной недостаточно очищенной - 87,0%, нормативно очищенной - 0,35%, нормативно чистой - 0%. Состояние качества поверхностных вод оценивается по установленным водохозяйственным участкам основных рек Курганской области: Тобол, Исеть и Миасс - и их притоков. Оценка качества воды выполнена по данным наблюдений ФГБУ "Курганский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" в 20 створах. На качество воды реки Тобол оказывает влияние трансграничный перенос загрязняющих веществ из Костанайской области Республики Казахстан по рекам Тобол, Уй, Убаган, а также из Челябинской области по реке Уй. По комплексной оценке (удельный комбинаторный индекс загрязненности вод (далее - УКИЗВ) качество воды сохраняется на уровне 4 класса как "грязная", разряд 4 "А". На всем протяжении реки Тобол в пределах Курганской области вода загрязнена соединениями тяжелых металлов: меди, марганца, цинка, а также железа общего, магния, сульфатами, биогенными и органическими веществами. Комплексность загрязнения реки Тобол на всем протяжении достаточно высокая, средний коэффициент комплексности составляет от 46,8 до 57,8%. В створе реки Исеть ниже города Шадринска отмечается превышение предельно допустимой концентрации трудно окисляемых органических веществ (по ХПК - химическое потребление кислорода) в 2,8 раза (41,6 мг/дм3), легко окисляемых органических веществ (по БПК5 - биохимическое потребление кислорода) в 1,4 раза (2,84 мг/дм3), азота аммония в 1,1 раза (0,43 мг/дм3), фосфора фосфатов в 2,1 раза (0,42 мг/дм3), железа общего в 2 раза (0,199 мг/дм3), меди в 5,8 раза (0,006 мг/дм3), цинка в 1,6 раза (0,016 мг/дм3), марганца в 6,8 раза (0,068 мг/дм3). Отмечается высокая комплексность загрязнения, средний коэффициент комплексности составляет от 47 до 61,2%. По оценке УКИЗВ, качество воды реки Исеть характеризуется как "грязная". На качество воды реки Исеть оказывает влияние перенос загрязняющих веществ из Свердловской области. Вода в реке Миасс в створе поселка городского типа Каргаполье характеризуется высокой комплексностью загрязненности - 50,5%. Наибольшую долю в общей оценке степени загрязненности воды вносит азот нитритов, общий оценочный балл составляет 13,6, относится к критическим показателям загрязненности. Значение УКИЗВ в реке Миасс составляет 5,26, что соответствует 4 классу качества воды, разряду "Б" и характеризует воду как "грязная". Превышение предельно допустимых концентраций наблюдается по сульфатам, ХПК, азоту, нитритов, железу общему, меди, цинку, марганцу и нефтепродуктам. Отмечается высокая комплексность загрязнения, средний коэффициент комплексности составил 50,7%. На качество воды реки Миасс оказывает влияние поступление загрязняющих веществ со сточными водами предприятий города Челябинска, а также предприятий Курганской области. Повышенное содержание в поверхностных водах Курганской области меди, цинка, марганца, железа общего обусловлено в большей части природным фактором - содержанием в почвах, геологическом субстрате повышенных концентраций цинка, меди, железа, марганца, а также антропогенной нагрузкой. В водные объекты осуществляется сброс ВПК (полный), нефтепродуктов, взвешенных веществ, азота аммонийного, хлоридов, фосфатов, сульфатов, нитратов. Динамика поступления в водные объекты загрязняющих веществ выглядит следующим образом: в 2007 году в водные объекты поступило 56,17 тыс. тонн загрязняющих веществ, в 2008 году - 57,23 тыс. тонн, в 2009 году - 55,87 тыс. тонн, в 2010 году - 55,98 тыс. тонн, в 2011 году - 51,59 тыс. тонн. В отношении подземных источников водоснабжения Курганская область относится к регионам, где качество питьевых подземных вод в естественных условиях по распространению специфических компонентов не соответствует государственным нормам. Территория Курганской области относится к бороносной провинции, приуроченной к Нижневартовско-Петропавловскому бассейну подземных вод. Некондиционные природные воды характеризуются повышенным содержанием хлоридов, сульфатов, марганца, железа, брома, аммония, жесткости и минерализации. Исходя из оценки качества поверхностных и подземных вод необходимо уделять особое внимание охране и восстановлению водных объектов Курганской области. Одной из проблем в сфере водных ресурсов Курганской области является негативное воздействие вод. Наводнения от весенних половодий, летних дождевых паводков встречаются практически на всех крупных, средних и малых реках Курганской области. Катастрофические подъемы уровней воды на реках происходят в периоды интенсивного снеготаяния, дождевых и ливневых осадков, ледяных заторов в руслах рек. По наблюдениям на гидропосту в створе города Кургана отмечены высокие весенние паводки в 1912, 1914, 1922, 1923, 1926 - 1929, 1932, 1941 - 1943, 1946 - 1948, 1950, 1953, 1957, 1970 - 1971, 1985 - 1987, 1990, 1993, 1994 годах прошлого столетия; в 2000 - 2002, 2005 годах текущего столетия при уровнях, в основном, значительно ниже 1% обеспеченности. За период с 1912 по 2013 год самый высокий паводок наблюдался в 1947 году, когда уровень воды, затопивший значительную часть города, был близким к 1% обеспеченности. Второй по величине паводок прошел в 1994 году, при котором наивысший уровень весеннего половодья был близок к 2% обеспеченности. Повторяемость высоких паводков составляет в среднем 10 лет. Объем половодья в расчетный год 1% обеспеченности в створе города Кургана составляет 4650 млн м3. В 1947 году прослежено 4250 млн м3, в 1994 году - 4090 млн м3 (без учета воздействия Верхне-Тобольского и Каратамарского водохранилищ, изъявших на пиковый период паводка 700 млн м3, в том числе 550 млн м3 заранее подготовленной свободной емкости и 150 млн м3 содержалось выше НПУ до периода прекращения паводкового стока). Наводнения приводят к значительным потерям экономического, социального и экологического характера, к непредвиденным материальным затратам. Высокие и катастрофические наводнения, масштабы их разрушительного воздействия обусловлены целым рядом причин природного и антропогенного характера: естественное чередование маловодных и многоводных периодов (в многоводные периоды расходы воды значительно превышают пропускную способность русел рек, происходит затопление пойменных долин, в паводковые периоды многоводных лет объемы половодья многократно превышают их средние многолетние значения (в условиях равнинного рельефа разливы рек и затопления территорий оказываются природно неизбежными); увеличение максимальных паводковых расходов и уровней вследствие снижения паводкорегулирующей способности водосборов рек, вызванного вырубкой лесов и кустарников, нерациональным ведением сельского хозяйства; нарушение естественных русловых процессов строительством дамб, дорог, мостов и подходов к ним, застройка водоохранных зон и прибрежных защитных полос; концентрация населения и рост стоимости объектов собственности на территориях, подверженных воздействию наводнений; технические просчеты при строительном освоении затопляемых территорий (увеличение доли имущества, расположенного в подвальных помещениях и на первых этажах зданий, нерациональные типы застройки, не обеспечивающие защиту населения и устойчивость зданий и сооружений в случае затоплений и подтоплений территорий). На территории Курганской области в зоне возможного затопления паводками повторяемостью один раз в сто лет (1% обеспеченности) находятся 260 населенных пунктов, в том числе села Глядянское, Кетово, Белозерское, поселок городского типа Каргаполье, жилые и промышленные кварталы городов Кургана, Шадринска, Далматово; с учетом возможного прорыва плотин на водных объектах - 281 населенный пункт. В зоне затопления и подтопления находится около 300 тыс. га земель. Затоплению подвержено 150200 человек, то есть 14% населения Курганской области. Реки, зараженные радионуклидами, Теча и Исеть несут угрозу загрязнения территорий даже в период паводков 10 - 20% обеспеченности. В 1994 году при паводке на Тоболе повторяемостью один раз в пятьдесят лет (2% обеспеченности), на Миассе и Исети один раз в 10 лет (10% обеспеченности) от наводнения на реках Курганской области было отмечено затопление 116 населенных пунктов в шестнадцати районах Курганской области; 135705 га земли, в том числе 86288 га пашни, 30185 га сенокосов, 19191 га выгонов, 41 га многолетних насаждений; пострадало 16250 человек. Общий учтенный ущерб превысил 85 млрд рублей (в ценах июня 1994 года), причем не были учтены ущербы частным жилым домам, дачным строениям и насаждениям в поймах рек. Уровень обеспеченности населенных пунктов Курганской области сооружениями инженерной защиты от негативного воздействия вод остается низким. На сегодняшний день на территории Курганской области расположено 36 водооградительных (водозащитных) дамб в 16 населенных пунктах общей протяженностью 43,8 км. Техническое состояние дамб в Белозерском, Катайском, Кетовском, Мишкинском, и Шадринском районах не соответствует требованиям норм и правил безопасности гидротехнических сооружений, технические показатели сооружений не отвечают требованиям действующих строительных норм и правил. В 2014 году завершен капитальный ремонт инженерной защиты города Кургана от паводков реки Тобол и Северо-западного, Южного и Западного участков водозащитных дамб комплекса инженерной защиты от паводка на реке Тобол в селе Глядянском Притобольного района Курганской области. В результате проведенных работ по капитальному ремонту инженерной защиты города Кургана и села Глядянского Притобольного района предотвращен возможный ущерб от аварии ГТС в размере 1 186,393 млн рублей и защищено от негативного воздействия вод население численностью 11 270 человек. Для полной защиты села Глядянского от затопления необходимо строительство 1000 метров водозащитных дамб для сопряжения с существующими участками. В целях обеспечения сооружениями инженерной защиты от негативного воздействия вод на реках и озерах Курганской области необходимо строительство противопаводковых дамб на реке Черной у села Большое Чаусово Кетовского района Курганской области, реке Исеть в городе Далматово и поселке Погорелка Шадринского района, реке Теча в селе Затеченском Далматовского района, берегоурепления озера Житниковское в деревне Иткуль Каргапольского района и ряде других населенных пунктов Курганской области. На территории Курганской области учтено 81 гидротехническое сооружение, из них 44 комплекса гидротехнических сооружений прудов и водохранилищ, 30 водооградительных (водозащитных) дамб, 6 дамб обвалования хранилищ жидких отходов, 1 берегоукрепление. Построенные 30 и более лет назад гидротехнические сооружения в результате физического износа и ненадлежащей эксплуатации находятся в состоянии, не соответствующем требованиям норм и правил безопасности гидротехнических сооружений. Неудовлетворительный и опасный уровень безопасности имеют гидротехнические сооружения в количестве 50 единиц, из них 46 - находятся в муниципальной собственности и являются бесхозяйными гидротехническими сооружениями. Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений затрудняется из-за отсутствия достоверной информации об их состоянии. Одним из путей решения этой проблемы является обследование гидротехнических сооружений, которое позволит определить количество гидротехнических сооружений, не имеющих собственника; количество потенциально опасных гидротехнических сооружений; количество гидротехнических сооружений, находящихся в аварийном состоянии; оценить соответствие гидротехнических сооружений требованиям безопасности гидротехнических сооружений. Обследование гидротехнических сооружений запланировано провести в период с 2017 по 2018 год. Решение поставленных задач требует реализации комплексной системы мер. Мероприятия по развитию водохозяйственного комплекса Курганской области необходимо осуществлять с использованием программно-целевого метода. Подпрограмма предусматривает комплексное решение вопросов, направленных на ликвидацию дефицитов водных ресурсов (прежде всего для обеспечения нужд питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения) путем строительства новых водохранилищ и реконструкции гидроузлов действующих водохранилищ; защиту от негативного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, включая: обследование гидротехнических сооружений, разработку проектной документации на капитальный ремонт, реконструкцию гидротехнических сооружений, приведение гидротехнических сооружений в безопасное техническое состояние, а также разработку проектной документации и строительство новых сооружений инженерной защиты населенных пунктов Курганской области; восстановление и экологическую реабилитацию водных объектов. Для обеспечения устойчивого развития водохозяйственного комплекса Курганской области подпрограммой предусмотрено выполнение мероприятий по следующим направлениям: гарантированное обеспечение водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Курганской области; защита от негативного воздействия вод населения и объектов экономики; восстановление и экологическая реабилитация водных объектов (природоохранные мероприятия). Для гарантированного обеспечения водными ресурсами в рамках подпрограммы предусмотрена реализация следующего проекта: "Реконструкция комплекса гидротехнических сооружений водохранилища на р. Шутишка в селе Петропавловском Катайского района Курганской области". Общая протяженность участков берегов водных объектов, нуждающихся в строительстве сооружений инженерной защиты от наводнений и иного негативного воздействия вод, составляет 700 - 750 км. При этом протяженность построенных сооружений инженерной защиты от наводнений и другого вредного воздействия вод составляет 43,8 км. С учетом экономической целесообразности общая потребность в строительстве (реконструкции) сооружений инженерной защиты оценивается на уровне 80 км. Текущий уровень эксплуатационной надежности существующих объектов инженерной защиты не позволяет обеспечить необходимую защищенность населения, промышленных объектов, объектов инфраструктуры и сельскохозяйственных угодий, необходимы их реконструкция и капитальный ремонт. В рамках реализации подпрограммы предполагается возведение (реконструкция) сооружений инженерной защиты протяженностью 11,6 км и берегоукрепления протяженностью 0,45 км, что позволит частично решить задачу защиты населения и объектов экономики от негативного воздействия вод. Задачей, требующей решения, является обеспечение безопасности гидротехнических сооружений. По состоянию на 1 января 2015 года из 72 гидротехнических сооружений, находящихся в государственной собственности Курганской области, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений 46 гидротехнических сооружений имеют неудовлетворительный и опасный уровень безопасности. Для решения проблемы приведения гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности в безопасное техническое состояние в рамках подпрограммы предусмотрены следующие мероприятия: обследование гидротехнических сооружений - 29 ед.; разработка проектной документации на капитальный ремонт (реконструкцию) гидротехнических сооружений - 35 ед.; капитальный ремонт (реконструкция) гидротехнических сооружений - 33 ед. Подпрограммой также предусмотрены природоохранные мероприятия, направленные на восстановление и экологическую реабилитацию водных объектов, в том числе экологическая реабилитация Курганского водохранилища. Финансирование мероприятий подпрограммы планируется осуществлять за счет средств областного бюджета с привлечением средств федерального и местных бюджетов (по согласованию). Финансирование подпрограммных мероприятий из областного бюджета будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных законом Курганской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. Привлечение средств федерального бюджета для финансирования мероприятий подпрограммы планируется путем подготовки и направления Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральное агентство водных ресурсов документов, необходимых для предоставления субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий региональных (муниципальных) целевых программ в области использования и охраны водных объектов в рамках реализации федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 года N 350. Привлечение средств местных бюджетов планируется путем участия муниципальных образований Курганской области в реализации подпрограммы (по согласованию). Расходы областного бюджета на осуществление мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений с учетом субсидий из федерального бюджета на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений составили в 2010 году - 19,4 млн рублей, в 2011 году - 49,7 млн рублей, в 2012 году - 73,0 млн рублей, в 2013 году - 117,9 млн рублей, в 2014 году - 30,6 млн рублей. Объемы финансирования подпрограммы должны обеспечить возможность реализации мероприятий, направленных на достижение ее целей и задач. Планируемый общий объем финансирования мероприятий подпрограммы в ценах соответствующих лет составляет 584038,8 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета (по согласованию) - 408485,2 тыс. рублей, средства областного бюджета - 136612,6 тыс. рублей, средства местных бюджетов (по согласованию) - 35941,0 тыс. рублей. Определение объемов финансирования подпрограммы осуществлялось на основе аналитических исследований и оценок текущего и прогнозного состояния водохозяйственного комплекса Курганской области. Объемы и источники финансирования подпрограммы по годам приведены в разделе IX подпрограммы. Раздел III. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации подпрограммы Подпрограмма разработана с учетом приоритетных направлений социально-экономического развития Российской Федерации и Курганской области. Направления реализации подпрограммы соответствуют приоритетам и целям государственной политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в том числе обозначенным в государственной программе Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 322, а также в федеральной целевой программе "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 года N 350. Основным приоритетом государственной политики в сфере реализации указанных государственных программ Российской Федерации является устойчивое водопользование при сохранении водных экосистем и обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод. Консолидация усилий органов власти всех уровней и финансовых ресурсов на решение первоочередных государственных задач в рамках подпрограммы положительно повлияет на создание условий развития человеческого потенциала посредством улучшения качества окружающей среды, на повышение эффективности природопользования, уровня экологической безопасности и качества жизни населения, социально-экономическое развитие Российской Федерации и Курганской области в целом. Раздел IV. Цели и задачи подпрограммы Исходя из характеристики проблемы, на решение которой направлена подпрограмма, к основным проблемным вопросам в сфере развития водохозяйственного комплекса Курганской области относятся: крайняя ограниченность водных ресурсов Курганской области как по количеству, так и по качеству вод; негативное воздействие вод: периодически повторяющиеся наводнения, приводящие к значительным потерям экономического, социального и экологического характера; обрушение берегов рек и озер в результате волновых процессов; вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций вследствие аварий гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности; неудовлетворительное санитарное состояние водных объектов. Основными целями подпрограммы являются: гарантированное обеспечение водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Курганской области; обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод; восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия для жизни населения. Для достижения поставленных целей планируется решить следующие задачи: ликвидация дефицитов водных ресурсов в вододефицитных районах Курганской области (решение этой задачи позволит обеспечить необходимыми водными ресурсами экономическую стабильность и конкурентоспособность экономики Курганской области, будет способствовать сбалансированному развитию Курганской области и поддержанию высокого уровня продовольственной, промышленной и энергетической безопасности); строительство сооружений инженерной защиты и повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных, путем их приведения к безопасному техническому состоянию (строительство и реконструкция 0,8 км сооружений инженерной защиты и приведение в безопасное техническое состояние 18 гидротехнических сооружений, осуществленные к концу 2020 года, позволят обеспечить высокий уровень защищенности территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, являющийся необходимым условием стабильного экономического развития Курганской области и снижения размера возможного ущерба от негативного воздействия вод); восстановление и экологическая реабилитация водных объектов (осуществление экологической реабилитации Курганского водохранилища позволит улучшить экологическое состояние водного объекта, являющееся важнейшим условием достижения высоких стандартов жизни населения, создания комфортных условий и обеспечения интересов жителей города Кургана). Цели и задачи подпрограммы достигаются путем запланированных организационно-технических мероприятий по приведению в безопасное техническое состояние гидротехнических сооружений, гарантированному обеспечению водными ресурсами и природоохранных мероприятий. Раздел V. Сроки реализации подпрограммы Сроки реализации подпрограммы обусловлены сроками реализации мероприятий: 2014 - 2020 годы. Раздел VI. Прогноз ожидаемых конечных результатов реализации подпрограммы Реализация мероприятий государственной программы обеспечит создание условий для положительных качественных изменений социальной и экономической ситуации в Курганской области. Эффективность подпрограммы планируется обеспечить за счет реализации мер адресной поддержки осуществляемых проектов, а также применения программно-целевого метода управления подпрограммой. В результате выполнения подпрограммы в целях развития водохозяйственного комплекса Курганской области запланировано осуществить: строительство новых водохранилищ и реконструкцию гидроузлов на действующих водохранилищах комплексного назначения; строительство и реконструкцию сооружений инженерной защиты и берегоукрепления; экологическую реабилитацию водных объектов; приведение в безопасное техническое состояние гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности. Реализация мероприятий, предусмотренных подпрограммой, будет способствовать достижению следующих социально-экономических результатов: гарантированное обеспечение водными ресурсами текущих и перспективных потребностей населения и объектов экономики; повышение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод; обеспечение благоприятных условий для жизни населения и комфортной среды обитания водных биологических ресурсов. Раздел VII. Перечень мероприятий подпрограммы Перечень мероприятий подпрограммы представлен в таблице 1. Таблица 1. Перечень мероприятий подпрограммы Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|