Расширенный поиск
Постановление Законодательного Собрания Пензенской области от 10.02.2017 № 1012-41/5 ЗС
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПЯТОГО СОЗЫВА Постановление Об отчете Счетной палаты Пензенской области о работе в 2016 годуЗаслушав отчет председателя Счетной палаты Пензенской области М.Н. Макарова о работе Счетной палаты Пензенской области в 2016 году, Законодательное Собрание постановляет: 1. Отчет о работе Счетной палаты Пензенской области в 2016 году принять к сведению (прилагается). 2. Настоящее
постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель Законодательного
Собрания В.К. Лидин г. Пенза 10 февраля 2017 года № 1012-41/5 ЗС Счетная палата Пензенской области ОТЧЕТ о работе Счетной
палаты Пензенской
области в 2016 году Отчет
рассмотрен и утвержден Коллегией Счетной палаты Пензенской области 1 февраля
2017 года Настоящий отчет о
деятельности Счетной палаты Пензенской области в 2016 году подготовлен в
соответствии с требованием статьи 20 Закона Пензенской области «О Счетной
палате Пензенской области», принятого 12
августа 2011 года № 2114-ЗПО. Основные итоги деятельности Счетной палаты за 2016 год
Счетная палата Пензенской области (далее — Счетная палата) осуществляла свою деятельность в 2016 году в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Законом Пензенской области «О Счетной палате Пензенской области», Законом Пензенской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Пензенской области», планом работы Счетной палаты Пензенской области на 2016 год. Счетной палатой, как действующим органом внешнего государственного финансового контроля Пензенской области, в отчетном периоде осуществлялся контроль за исполнением бюджета Пензенской области, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области с проведением ежегодной внешней проверки годовых отчетов об исполнении указанных бюджетов за 2015 год. Осуществляя в обязательном порядке экспертно-аналитическую деятельность, Счетная палата проводила экспертизы проектов правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам, включая обязательную экспертизу проектов законов о бюджете Пензенской области и бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области. Важным направлением в деятельности Счетной палаты является контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета Пензенской области. В случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, проводились проверки местных бюджетов. В 2016 году проведено 22 контрольных мероприятия, проверено более 15,0 млрд. рублей расходов бюджета Пензенской области, что составляет 31,3 % от общих расходов. Свою деятельность Счетная палата осуществляет на основании планов. План работы на 2016 год был сформирован по результатам контрольной и экспертной работы за предыдущий период и значительную его часть составляет блок тематических проверок, в который включены мероприятия, объединенные по актуальным для области вопросам, с целью системного анализа расходования бюджетных средств и использования имущества, находящегося в собственности Пензенской области, направленные на предотвращение нарушений. В план включены предложения и запросы Губернатора Пензенской области, поручения Законодательного Собрания Пензенской области, а также предложения прокуратуры Пензенской области, с которой заключено соглашение о взаимодействии. В 2016 году было проведено двадцать тематических контрольных мероприятий и две внешние проверки отчетов об исполнении бюджета Пензенской области и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области за 2015 год. В 2016 году все предусмотренные планом проверки осуществлены в полном объеме. Оформлены заключения по 26 законопроектам, подготовлено 8 аналитических материалов по ежеквартальным отчетам об исполнении бюджета Пензенской области и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области, выполнялись другие поручения Губернатора Пензенской области, Законодательного Собрания Пензенской области. Экспертно-аналитическая работаВ 2016 году Счетной палатой Пензенской области в
соответствии со статьей 9 Закона Пензенской области «О
Счетной палате Пензенской области» готовились заключения по проектам
законов Пензенской области, различным нормативным правовым актам органов
государственной власти, на реализацию которых направлялись средства бюджета
Пензенской области и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского
страхования Пензенской области. Всего подготовлено и направлено в
Законодательное Собрание Пензенской области 34 экспертно-аналитических материала,
в том числе 17 экспертиз касались вопросов бюджета Пензенской области и бюджета
Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской
области, изменений к ним и отчетов об исполнении этих бюджетов. Наиболее
значимыми и важными были заключения по проектам законов «О бюджете Пензенской
области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», «О бюджете
Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской
области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», а также о
внесении изменений и дополнений в Законы Пензенской области «О бюджете
Пензенской области на 2016 год» и «О бюджете Территориального фонда
обязательного медицинского страхования Пензенской области на 2016 год». В ходе экспертизы проекта бюджета на
2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов анализировались вопросы
соблюдения норм и требований российского и регионального законодательства,
сбалансированности бюджета, расчетов доходной части, проводился анализ
расходной части бюджета. По результатам предварительного контроля отмечено, что
особенностью Законопроекта является двухлетний профицитный
бюджет, в 2019 году, исходя из прогноза, вновь дефицит - в размере 3,5 %
при предельно допустимом размере - 15,0 %. В предстоящем трехлетнем цикле
планируется сокращение предельного государственного долга Пензенской области. К
2019 году он прогнозируется в размере 70,5% доходов без учета безвозмездных
поступлений, и это соотношение по сравнению с 2016 годом уменьшается на 26,3
процентных пункта. С 2014 года бюджет
Пензенской области планируется на основе государственных программ. Их доля в
расходах областного бюджета более 95%. Принимая во внимание доминирующую часть
программных расходов, во многом их эффективность зависит от качества
формирования и реализации государственных программ. Повторяющийся вывод Счетной
палаты при подготовке заключения на очередной проект программного бюджета – это недостаточное качество подготовки
государственных программ на этапе проектирования. При рассмотрении
программной части проекта бюджета области на 2017-2019 годы по результатам анализа проектов паспортов по сравнению с
утвержденными паспортами было обращено внимание, что по ряду госпрограмм при
существенном сокращении бюджетных ассигнований на реализацию госпрограмм цели,
задачи, а, зачастую, и ожидаемые результаты не изменяются, что свидетельствует
об отсутствии влияния расходов на качественные характеристики госпрограмм. В течение 2016 года подготовлены заключения по восьми проектам законов Пензенской области о внесении изменений и дополнений в Закон Пензенской области «О бюджете Пензенской области на 2016 год». Заключения и другие аналитические материалы доводились до сведения руководства Законодательного Собрания, ее комитетов и депутатов, были направлены Губернатору области. Ряд замечаний и предложений, вносимых Счетной палатой, были учтены при рассмотрении проекта закона Пензенской области «О бюджете Пензенской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» во втором чтении. Особой функцией Счетной палаты является финансово-экономическая экспертиза проектов закона об исполнении бюджета. Только после проведения Счетной палатой области внешней проверки отчета об исполнении бюджета Пензенской области и подготовки соответствующего заключения законопроект о его исполнении рассматривается Законодательным Собранием Пензенской области. В отчетном периоде в соответствии
с возложенными полномочиями Счетная палата Пензенской области оценивала
своевременность и полноту исполнения доходных и расходных обязательств, принятых
бюджетом Пензенской области и бюджетом Территориального фонда обязательного
медицинского страхования на 2016 год. По результатам оперативного контроля в
соответствии с требованиями Закона Пензенской области «О Счетной палате
Пензенской области» в адрес Законодательного Собрания и Губернатора Пензенской
области направлялась аналитическая информация о ходе исполнения указанных
бюджетов за 1 квартал, 1 полугодие и 9 месяцев 2016 года. При ее
подготовке использовались материалы из разных источников (отчетность Министерства финансов Пензенской области по
исполнению бюджета области за соответствующие периоды 2016 года, обязательная
отчетность главных распорядителей и бюджетополучателей, статистическая
информация, материалы контрольных мероприятий). В ежеквартальной
информации, при оценке исполнения основных характеристик бюджета области в 2016
году, указывалось на необходимость улучшения качества бюджетного планирования в
целях безусловного исполнения принимаемых расходных обязательств. При анализе
исполнения бюджета области по расходам Счетная палата обращала внимание на неполное
освоение целевых средств в течение года, что
способствовало увеличению остатка средств на едином счете бюджета Пензенской
области на протяжении всех отчетных периодов. Контрольная работаВ 2016 году выполнено 22 контрольных мероприятия, в том числе 2 внешние проверки годовых отчетов об исполнении бюджета Пензенской области за 2015 год и бюджета ТФОМС Пензенской области за 2015 год. Внешняя проверка отчета об исполнении бюджета Пензенской области за 2015 год, представленного Министерством финансов Пензенской области, проведена в соответствии со статьей 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 49.1 Закона Пензенской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе Пензенской области». В Заключении использованы результаты внешней проверки бюджетной отчетности главных распорядителей бюджетных средств, экспертно-аналитических и контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой за отчетный период. Проанализировав показатели бюджета по итогам исполнения, в Заключении по отчету об исполнении бюджета Пензенской области за 2015 год отмечалось следующее: В доходы бюджета Пензенской области поступило
в 2015 году 41 066 019,7 тыс. рублей, что на
2 386 585,3 тыс. рублей или на 5,5% меньше уточненного планового показателя. Расходы не
исполнены на 5,0 % и сложились в сумме 43 293 086,6 тыс. рублей.
Общая сумма неисполненных ассигнований
составила 2 291 467,2 тыс. рублей. При запланированном восьмипроцентном дефиците бюджет исполнен с дефицитом в размере 2 227 066,9 тыс. рублей (9,1 % к доходам без учета безвозмездных поступлений) или с превышением планового показателя дефицита на 95 118,1 тыс. рублей (+1,1 процентный пункт). При исполнении бюджета в 2015 году
привлекались бюджетные кредиты в размере 5 000 000,0 тыс. рублей,
полностью направленные на погашение задолженности по ранее привлеченным
кредитам на указанную сумму. Банковские кредиты в 2015 году не привлекались. Государственный
долг Пензенской области на 01.01.2016 составил 21 262 751,9 тыс.
рублей или 87,3% к общему годовому объему доходов без учета объема
безвозмездных поступлений. По отношению к 2014 году данное соотношение
увеличилось на 0,5 процентных пункта. В абсолютном значении отмечается
сокращение государственного долга Пензенской области на 68 637,5 тыс.
рублей (0,3 %). В структуре внутреннего государственного долга Пензенской
области доля рыночных заимствований составляет 55,3%, доля бюджетных кредитов -
44,4%. Первоначально Закон Пензенской области «О
бюджете Пензенской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» был
принят с перечнем из 21 госпрограммы с объемом ассигнований на
37 396 847,2 тыс. рублей. В течение 2015 года изменения в бюджет
вносились 8 раз, в результате в окончательной редакции закона о бюджете
плановые ассигнования на реализацию государственных программ Пензенской области
составили 42 778 100,4 тыс. рублей, что на
5 381 253,2 тыс. рублей или на 14,4% больше первоначального
показателя. В целом в 2015 году все госпрограммы
профинансированы на 41 694 172,8 тыс. рублей или на 97,5 %
от показателей, предусмотренных бюджетом области. Доля расходов на реализацию
государственных программ в общих расходах бюджета в 2015 году составила 96,3
процента. Следует отметить, что в своих заключениях к проекту
бюджета Пензенской области на 2014-2016 годы, на 2015-2017 годы Счетная палата
отмечала низкое качество подготовки проектов госпрограмм. При этом основная
проблема заключалась в несбалансированности параметров программ по целям,
срокам, источникам и объемам финансового обеспечения, а также в их расхождении
со стратегическими приоритетами социально-экономического развития Пензенской
области. В течение 2015 года было внесено от 2 до 12 изменений в Постановления
Правительства Пензенской области, утверждающих соответствующие государственные
программы. Согласно Сводному докладу «Об итогах
реализации и оценке эффективности государственных программ за 2015 год»,
подготовленному Министерством экономики Пензенской области, в отчетном году
утвержденными государственными программами было запланировано 109 целевых
показателей госпрограмм и 354 показателей подпрограмм, из которых в полном
объеме выполнены или перевыполнены 84 показателя госпрограмм (77,1 % от общего
количества) и 296 показателей подпрограмм (83,6%). Из Доклада
следует, что целевые показатели достигнуты в полном объеме по 11 госпрограммам,
по 5 госпрограммам степень достижения лежит в границах от 90% до 100%, по 5
госпрограммам степень достижения показателей составила менее 90%. При этом
эффективность реализации 16 государственных программ (со значением оценки свыше
90%) признана высокой, трех – средней, двух - «Молодежь Пензенской области на 2014-2020 годы» и «Защита населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности в
Пензенской области на 2014-2020 годы» - удовлетворительной, т.е
76,2 % программ Пензенской области признаны
высокоэффективными. В заключении
высказано мнение Счетной палаты о том, что признание 16 государственных
программ (из 21-ой) высокоэффективными на основе отдельных показателей не дает
объективного и комплексного представления об их истинной эффективности. Кроме
того, проведение оценки эффективности госпрограмм без привязки к оценке достижения стратегических целей и задач
социально-экономического развития региона, не позволяет оценить влияние
государственных программ и затраченных финансовых ресурсов на
социально-экономическое развитие области. В рамках проведения внешней проверки бюджетной отчетности главных распорядителей для получения достоверной и полной информации о состоянии бухгалтерского учета и отчетности, о финансовом и имущественном положении, Счетной палатой проведено 4 контрольных мероприятия. Объектами проверки в 2016 году были выбраны Управление общественной безопасности и обеспечение деятельности мировых судей в Пензенской области, Министерство образования Пензенской области. Уполномоченный по правам человека в Пензенской области и Департамент внутренней политики и массовых коммуникаций Пензенской области (в настоящее время Департамент информационной политики и средств массовой информации). Уполномоченный по
правам человека в Пензенской области является должностным лицом, обеспечивающим
дополнительные гарантии государственной защиты прав, свобод и законных
интересов человека и гражданина на территории Пензенской области. В
проверяемый период штатная численность аппарата уполномоченного составляла
6 человек (по нормативу – не более 10 человек). На 2015 год главному
распорядителю - Уполномоченному - утверждено
7 498,9 тыс. рублей, из них 141,3 тыс. рублей
на погашение кредиторской задолженности 2014 года. Подведомственных
получателей бюджетных средств не имеет. При проверке правильности составления
бюджетной отчетности отмечено несоответствие отдельных данных формы 0503128
«Отчет о бюджетных обязательствах» данным бухгалтерского учета на общую
сумму 1 182,9 тыс. рублей. Проверкой годовой бюджетной отчетности и
отдельных вопросов исполнения бюджета в Управлении общественной безопасности и
обеспечения деятельности мировых судей в Пензенской области за 2015 год
установлены отдельные нарушения ведения бюджетного учета и составления
отчетности, а также факты ненадлежащего учета нефинансовых активов. Так, в
нарушение статьи 244 Трудового кодекса Российской Федерации, приказа
Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49 «Об
утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых
обязательств» в бухгалтерском учете Управления по состоянию на 01.01.2016 на
материально-ответственном лице (внештатном сотруднике) числились материальные
ценности на общую сумму 134 тыс. рублей. Выявлены расхождения в
бухгалтерском учете по движимому имуществу на сумму 425,9 тыс. рублей. В
справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых
счетах не
отражены объекты недвижимого имущества по договорам безвозмездного и
возмездного пользования (аренды) по размещению судебных участков мировых судей,
его аппарата, Управления и подведомственного учреждения. В нарушение Инструкции № 191н отдельные показатели, отраженные в годовой бюджетной отчетности Управления (форма 0503121) не соответствовали показателям Главной книги. При проведении внешней проверки областного министерства образования, установлено, что передача учебников, используемых в учебном процессе, из собственности Пензенской области в собственность муниципальных образований была произведена без документального оформления передачи в собственность. В бухгалтерском учете в составе объектов незавершенного строительства числились нереализованные проектные работы на реконструкцию корпуса ГБОУ НПО «Губернаторский казачий кадетский корпус», расположенного в р.п. Пачелма, не нашедшие дальнейшего практического применения. Отмечен факт неправомерного занижения объема субсидии пятнадцати учреждениям на 30 113,9 тыс. рублей путем уменьшения нормативных затрат, применяемых при расчете объема финансового обеспечения государственного задания. Кроме того, имело место уменьшение объема субсидий бюджетным и автономным учреждениям без внесения изменений в государственное задание на оказание государственных услуг (работ) на общую сумму 55 993,2 тыс. рублей. Департамент внутренней политики и массовых
коммуникаций Пензенской области (в настоящее время Департамент информационной
политики и средств массовой информации) является главным распорядителем по
исполнению бюджетных средств по разделу «Средства массовой информации». При проведении внешней проверки бюджетной
отчетности указанного учреждения установлены нарушения, связанные с
несоблюдением порядка проведения инвентаризации имущества и обязательств
учреждения. В результате не обеспечена достоверность показателей активов
Департамента, отраженных в балансе за 2015 год на общую сумму
31 176,1 тыс. рублей. В ходе проверки было обращено внимание на
несоблюдение требований законодательства по полноте и правильности составления
первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета. Отмечены факты
отсутствия достоверного аналитического учета (технические ошибки при его
организации), чем не обеспечено совпадение операций на счетах бухгалтерского
учета и некорректного закрытия счетов при проведении заключительных операций по
одним и тем же операциям. Выявлено, что бухгалтерские
записи за 2015 год по изменению данных в размере
4 464,6 тыс. рублей, отраженных Департаментом, как учредителем
на счете 120433000 «Участие в государственных учреждениях», осуществлялись в
отсутствие соответствующих первичных учетных документов, в частности, извещений
по форме 0504805. Кроме того, в нарушение Инструкции № 157н Департаментом не
велся учет по объектам финансовых вложений (27 редакций), показатели
отдельных форм бухгалтерской отчетности не подтверждаются данными
бухгалтерского учета операций с принимаемыми бюджетными обязательствами на
счете бухгалтерского учета 150207000 «Принимаемые обязательства». В обязательном порядке в составе годовой бюджетной отчетности представляется пояснительная записка к годовой бюджетной отчетности, отражающая результативность деятельности субъекта бюджетной отчетности. В ходе проверки Департаменту указано на несоблюдение порядка составления отдельных форм, входящих в состав Пояснительной записки. По результатам внешней
проверки бюджетной отчетности 29 главных распорядителей средств бюджета
Пензенской области, Счетная палата подтверждает ее достоверность. Вместе с тем,
было обращено внимание на неполноту раскрытия информации в Пояснительной
записке, из 29 субъектов бюджетной отчетности только 9 субъектов отразили в
указанной форме результаты принятых мер с получением эффекта в общей сумме
185,1 млн. рублей (менее 0,5 % от расходов бюджета). В рамках реализации государственных программ Пензенской области для
достижения определенных целей практикуется направление бюджетных инвестиций
юридическим лицам, не являющихся государственными учреждениями, в виде взносов
в уставный капитал открытых акционерных обществ. В соответствии с планом работы Счетной палаты в 2016 году было
завершено контрольное мероприятие, начатое в 2015 году, по вопросу соблюдения
условий, целей и порядка предоставления бюджетных инвестиций, направленных из
бюджета Пензенской области иным юридическим лицам. По
результатам анализа хозяйственных обществ, акции (доли участия) которых
находятся в государственной собственности Пензенской области, обращено внимание
на снижение стоимости чистых активов
ряда акционерных обществ. Также отмечено, что финансовая независимость этих
организаций обеспечивается исключительно за счет бюджетных инвестиций
Пензенской области, которые не связаны с увеличением стоимости их имущества, а
носят характер «целевых инвестиций» на осуществление текущей деятельности с
исполнением переданных функций исполнительных органов власти Пензенской
области. Для оценки
степени эффективности и результативности использования бюджетных инвестиций
Пензенской области в рамках реализации государственных программ Пензенской
области, Счетной палатой были проведены проверки в АО
«Центр кластерного развития» и ООО «Центр инноваций социальной сферы» (далее –
АО «ЦКР» и ООО «ЦИСС»). В результате установлено, что в АО ЦКР часть целевых
бюджетных средств осталась невостребованной. В ООО «ЦИСС» выявлены
неэффективные расходы в общей сумме 316,0 тыс. рублей, отмечены факты
нарушения закупочной деятельности, нарушения трудового законодательства. Отдельное
контрольное мероприятие проведено в отношении ОАО «Агентство
ипотечного кредитования Пензенской области». Одним из видов
деятельности ОАО «Агентство ипотечного кредитования Пензенской области»
согласно Уставу является строительство жилых домов и
жилых комплексов. По результатам проверки выявлено, что по документам построены и введены в эксплуатацию 5 трехэтажных домов.
Оплата произведена в полном объеме, по факту построены только
4 дома. Агентством в отсутствии решения Совета директоров или Общего
собрания акционеров предоставлялись займы на заведомо невыгодных для Агентства
условиях без какого-либо обеспечения в отсутствии залога или поручительства.
Долг не возвращен, доходы в виде процентов за пользование заемными средствами
не поступали. Совершение данных сделок повлекло за собой причинение убытков
обществу. Доходы в 2015 году по сравнению с прошлым годом
снизились на 60,6 %. За 9 месяцев 2015 года прибыль снизилась по
сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 7 раз. В рамках повышения эффективности и результативности мер социальной поддержки, возможности совершенствования системы социальной помощи и поддержки, действующей в Пензенской области, специалистами Счетной палаты в 2016 году проведен аудит системы социальной поддержки населения Пензенской области за период 2014-2016 годы. По
результатам аудита было отмечено, что действующая система мер социальной помощи
и поддержки Пензенской области характеризуется значительным количеством видов
пособий и выплат, большой долей расходов на меры, установленные региональным
законодательством, наличием мер, дублирующих федеральные, а также назначаемых
без учета критериев нуждаемости и адресности. Общее количество
предоставляемых мер в 2016 году - 83 (за счет федерального бюджета – 15; за
счет средств бюджета области – 63, на условиях софинансирования – 5). Численность получателей указанных мер социальной поддержки
составляет 757 984 человек, потребность в
ассигнованиях - 6 332,2 млн. рублей, из которых 4 095,7 млн. рублей
должен изыскать регион. Отдельно было отмечено достаточно низкое качество нормативной правовой
базы, регламентирующей правила и условия выделения бюджетных средств на
исполнение социальных расходов отдельным категориям граждан. Так, при
рассмотрении социальной поддержки специалистов в сельской местности в виде
предоставления льготных займов на приобретение комплектов строительных материалов
для строительства индивидуальных жилых домов в сельской местности в рамках
государственной программы Пензенской области «Социальная поддержка граждан в
Пензенской области на 2014-2020 годы» было отмечено, что в утвержденном
порядке, определяющим право на получение льготных займов молодым специалистам
или специалистам, не дается само определение работника в качестве «молодого
специалиста» или «специалиста». Кроме того, от граждан даже не требовалось
представления документов, подтверждающих получение какого-либо
профессионального образования. В итоге, как показала проверка Счетной палаты,
Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области включало в списки получателей льготных займов
всех желающих граждан независимо от образования, первичного трудоустройства. Проверка государственной поддержки на
улучшении жилищных условий работникам государственных бюджетных, казенных и
автономных учреждений Пензенской области, включенная в состав мероприятий
подпрограммы Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской
области в жилищной сфере» государственной программы Пензенской области
«Социальная поддержка граждан в Пензенской области на 2014 - 2020 годы»,
выявила, что под декларацией назначения
единовременной выплаты работникам остродефицитных должностей, денежными
средствами пользовался неограниченный круг лиц по принципу: лишь бы работник
состоял в штате государственного учреждения
Пензенской области. По состоянию
на 05.02.2016 очередь на получение социальной выплаты составляет 541 человек,
работающих в государственных учреждениях в «остродефицитных должностях», к
которым практически относятся все должности учреждений. Наличие формальной нормативной правовой базы,
сопровождающей исполнение указанных социальных расходов, не способствует
повышению их эффективности и результативности. Кроме того, по результатам
проверок установлено нарушений на общую сумму 6 428,9 тыс. рублей,
связанных с несоблюдением установленных порядков предоставления льготных займов
и единовременных выплат. Функциями социальной поддержки
должно являться содействие решению в первую очередь стратегических,
общенациональных проблем, например, демографического развития в регионе
(стимулирование рождаемости, многодетности), преодоления социального сиротства,
безработицы и т.п. В связи с этим, в рамках проведенного аудита,
изучены вопросы взятых обязательств Пензенской области о предоставлении выплаты
молодой семье при рождении первого ребенка в течение 12 месяцев после
заключения брака с учетной нормой обеспеченности жилплощадью на одного члена
семьи не менее 15 кв. метров и выявлено, что потребность в предоставлении
выплаты намного превышает имеющиеся финансовые ресурсы, а самое главное,
отсутствует эффективность от меры поддержки молодых семей при рождении первого
ребенка в течение 12 месяцев после заключения брака (по статистическим данным – рассматриваемая мера поддержки не влияет на рождаемость в семьях
первых детей). Основной вывод, сделанной Счетной палатой по
результатам аудита системы социальной поддержки населению Пензенской области за
период 2014-2016 годы, – это повышение эффективности и результативности мер
социальной поддержки, в том числе с позиции оптимизации расходов бюджета
Пензенской области. Предложено рассмотреть возможность совершенствования
системы социальной помощи и поддержки, действующей в Пензенской области, за
счет изменения условий и механизмов предоставления мер социальной поддержки (в
том числе путем внедрения критериев нуждаемости и адресности при назначении
социальной поддержки по категориальному признаку). Приоритетным направлением в деятельности Счетной палаты Пензенской
области обозначены вопросы, связанные с проведением совместной
проверки со Счетной палатой Российской Федерации в сфере социального
обслуживания населения, направленной на реализацию задач, предусмотренных
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по
реализации государственной социальной политики», а также последующими
поручениями Президента Российской Федерации. Согласно плану работы, в 2016 году совместно со Счетной палатой Российской
Федерации на территории Пензенской области проведено контрольное мероприятие
«Проверка доступности услуг в сфере социального обслуживания граждан в
Российской Федерации, в том числе в удаленных районах и в сельской местности»
за 2013-2015 годы. Одним из факторов повышения доступности социального
обслуживания является активная реализация норм нового Федерального закона «Об
основах социального обслуживания граждан Российской Федерации» от 28 декабря
2013 г. № 442-ФЗ, установившего новые подходы, технологии и
управленческие решения в области социального обслуживания населения. В ходе проведения контрольного мероприятия была изучена нормативная база для реализации Федерального закона № 442-ФЗ в Пензенской области, предусматривающая источники финансирования и мероприятия по повышению доступности услуг в сфере социального обслуживания населения Пензенской области. Представителями Счетной палаты Российской Федерации совместно со Счетной палатой Пензенской области и Министерством труда, социальной защиты и демографии Пензенской области осуществлены выездные проверки в Сосновоборский, Городищенский, Каменский районы Пензенской области. Отмечено, что на 1 января
2016 года в Пензенской области социальное обслуживание граждан осуществлялось в
50 организациях социального обслуживания,
которые включали, в частности, 11 стационарных учреждений социального
обслуживания, 5 учреждений, осуществляющих полустационарное социальное
обслуживание, 34 комплексных центра социального обслуживания населения. Комплексные
центры социального обслуживания населения функционируют в каждом из 27
муниципальных районов, при этом основная форма предоставляемого социального
обслуживания – социальное обслуживание на дому. В стационарной форме количество получателей
услуг составляет на уровне 3 500 тысяч человек в год. На территории Пензенской области действуют 3
психоневрологических интерната на 1 420 мест. В июле 2016 года Счетная палата
Пензенской области приняла участие в заседании Коллегии Счетной палаты
Российской Федерации по рассмотрению отчета об итогах проверки, результаты
которого доложены Губернатору Пензенской области, Председателю Законодательного
Собрания Пензенской области. В частности, по итогам проверки Счетной
палатой Российской Федерации было отмечено, что в Пензенской области
очередность граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, во всех формах
социального обслуживания отсутствует, за исключением очередности в
психоневрологические интернаты (в 2015 году - 92 человека). Наиболее распространенными
рисками недоступности услуг в сфере социального обслуживания для граждан, в том
числе лиц, проживающих в удаленных районах и сельской местности, отмечены рост
численности граждан пожилого возраста, увеличение нагрузки на одного социального
работника. На контроле Счетной палаты в
2016 году были вопросы оценки деятельности
региональной сети бизнес-инкубаторов. В настоящее время в Пензенской области действуют 14 бизнес-инкубаторов, созданных при поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации и Правительства Пензенской области. Управляющей компанией бизнес-инкубаторов определено государственное казенное учреждение «Пензенское региональное объединение бизнес-инкубаторов» с ежегодным объемом бюджетного финансирования более 100,0 млн. рублей. Счетной палатой проведено
контрольное мероприятие, связанное с эффективностью использования
государственного имущества Пензенской области, приобретенного за счет средств
бюджета Пензенской области в 2011-2015 годах», находящегося в технопарке
«Яблочков» и в 5 региональных бизнес-инкубаторах: г. Пенза:
ул. Сухумская д. 75, ул. Ленина д. 6, ул. Окружная д. 3; г. Кузнецк, ул.
Белинского д. 8а и г. Никольск, ул. Комсомольская д. 20. Изучены финансово-экономические
показатели эффективности деятельности бизнес-инкубаторов и их резидентов. При проверке соответствия бизнес-инкубаторов Пензенской
области требованиям Приказов Минэкономразвития РФ отмечены факты
несоблюдения отдельных федеральных требований, предъявляемых
к бизнес-инкубаторам. Бизнес - инкубаторы Пензенской области характеризуются неэффективной структурой
площади, так как созданы в основном на базе бывших учреждений образования. Для
размещения резидентов доступно только около половины площадей, остальное
составляют холлы, коридоры и служебные помещения. Анализ результативности деятельности
14 государственных бизнес-инкубаторов Пензенской области выявил как
неполную заполняемость помещений бизнес-инкубатора, так и низкий процент
использования оборудования. По результатам проверки было отмечено, что
государственное имущество Пензенской области виде 168 единиц
технологического оборудования, предназначенного для господдержки субъектов
малого и среднего предпринимательства (СМСП), на 01.10.2016 использовалось
неэффективно. Сведения о количестве созданных рабочих мест,
налогах и сборах, уплачиваемых резидентами в бюджеты всех уровней, собираются
на основе справок резидентов. Достоверность указанных сведений в полной мере не
проверяется. В ходе контрольного мероприятия Счетной палатой был сделан
выборочный запрос по достоверности налогов, отраженных в справках
9 резидентов. Согласно информации Управления Федеральной налоговой службы
по Пензенской области данными резидентами во все уровни бюджетов в 2015 году
перечислено 11,3 млн. рублей, что в 2 раза меньше суммы, указанной
резидентами в своих отчетах (22,8 млн. рублей). Указанные факты свидетельствуют о сомнительной достоверности
отчетов бизнес-инкубаторов Пензенской области и технопарка. Следует отметить, что, несмотря на то, что
главной задачей бизнес-инкубаторов определена помощь тем, кто открывает
собственное дело, особенно в начальной стадии, начинающих предпринимателей, которые
хотят, но не имеют возможности начать свое дело, среди арендаторов проверенных
бизнес-инкубаторов Пензенской области выборочной проверкой не выявлено. По результатам контрольного мероприятия в адрес управляющей компании - ГКУ «ПРОБИ» Счетной палатой было направлено представление с предложениями о разработке комплекса мер, направленных на повышение степени отдачи от вложения областных и федеральных бюджетных средств, с учетом получения максимально возможного эффекта от используемых государственных ресурсов. Обращено внимание на такой важный фактор, повышающий степень отдачи от уже направленных ранее бюджетных средств, как максимальная загрузка бизнес-инкубаторов, наделение их новым функционалом, таким, например, как консультирование малого и среднего бизнеса, сопровождение государственной поддержки. В рамках установленных полномочий Счетной
палатой Пензенской области осуществляется контроль за законностью,
результативностью (эффективностью и экономностью) использования межбюджетных
трансфертов, предоставленных из бюджета Пензенской области бюджетам
муниципальных образований, расположенных на территории Пензенской области. В 2016 году специалистами Счетной палаты проведены проверки в
Сосновоборском районе и городе Кузнецке Пензенской области. По результатам проверок отмечена недостаточно эффективная деятельность администраций проверенных муниципальных образований Пензенской области по использованию муниципального имущества. В ходе рассмотрения вопросов, связанных с предоставлением имущества и земель в аренду в Сосновоборском районе и городе Кузнецке Пензенской области, сделан вывод, что резервы увеличения неналоговых доходов в указанных муниципальных образованиях далеко не исчерпаны. Продолжают выявляться типичные нарушения, а именно: передача имущества в безвозмездное пользование, занижение цены выкупа земельных участков, непринятие мер по взысканию задолженности за аренду нежилых помещений и земельных участков, занижение размеров арендной платы за пользование имуществом, что негативно сказывается на пополнении доходной части местных бюджетов. В Сосновоборском районе из 392 договоров аренды имелась задолженность за арендаторами за 2014-2015 годы по 381 договору на сумму 2 804,7 тыс. рублей, по 271-му договору платежи не поступали. Сумма задолженности в бюджет превысила годовую сумму доходов в виде арендной платы за земельные участки в 7 раз (388,4 тыс. рублей). По состоянию на 01.01.2016 не отражена в бюджетном учете и отчетности задолженность за арендаторами в сумме 2 832,7 тыс. рублей. За аренду земельных участков в 2015 году в бюджет города Кузнецка поступили доходы в общей сумме 24 587,9 тыс. рублей. Действующих договоров аренды земельных участков – 2 064, задолженность выявлена по 1 639-ти договорам на сумму 15 053,4 тыс. рублей, что указывает на наличие резервов по увеличению доходов в бюджет. По состоянию на 01.01.2016 не отражена в бюджетном учете и отчетности задолженность за аренду помещений и земельных участков в сумме 17 446,0 тыс. рублей. Меры по взысканию с должников пени принимались недостаточные. В период проверки в городе Кузнецке произведен расчет пени по 14 договорам аренды на сумму 461,7 тыс. рублей. В обоих муниципальных образованиях допускались случаи, когда в связи с изменением кадастровой стоимости земельных участков не производился перерасчет арендной платы. По отдельным договорам применялся заниженный коэффициент от вида деятельности. Исполнение собственных расходных обязательств напрямую зависит от
финансовой помощи, поступающей из бюджета Пензенской области. Поступление
налогов и сборов в бюджет города Кузнецка обеспечило выполнение собственных
расходных обязательств в 2015 году лишь на 28,0 %, в бюджет Сосновоборского
района – на 8,0 %. В ходе проверки исполнения двух местных бюджетов за 2015 год выявлены финансовые нарушения на сумму 160,1 млн. рублей, из них 111,3 млн. рублей – это нарушения нормативных актов, постановлений и т.д. Так, в принятом нормативном акте администрации города Кузнецка от 30.12.2011 №154-р, в нарушение общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20 ноября 2007 года № 112н (с учетом изменений и дополнений), требование об обосновании (расчетах) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы, и оформление его отдельным приложением к бюджетной смете, отсутствует. Общий объем сводной бюджетной сметы администрации города Кузнецка и подведомственных ему казенных учреждений утвержден в сумме 68 445,1 тыс. рублей в отсутствии расчетов плановых расходов, принимаемых к оплате за счет средств бюджета г. Кузнецка, выделенных 2015 году, что не позволяет оценить обоснованность их сметных назначений. В ходе
проверки установлены факты принятия решений о включении работ по содержанию
объектов благоустройства и озеленения территории города в муниципальное задание
МКУП «Зеленый город» без проведения процедуры торгов. В целях компенсации
затрат по выполнению муниципального заказа предприятию предоставлялись субсидии
в порядке статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Что касается выполнения самого задания, установленного учредителем (администрацией
города) муниципальному казенному предприятию «Зеленый город», то по результатам
проверки отмечено, что технические задания носили формальный характер, не содержали объем (кол-во), единицы измерения и
периодичность выполнения видов работ. При этом в технических заданиях
предусматривались работы сезонного характера, которые в силу природных условий
не могли выполняться в установленный договором срок. Акты
выполненных работ содержали лишь виды, объемы и стоимость выполненных работ,
без привязки к конкретным объектам их выполнения (улицам), что не
позволяет подтвердить реальность выполненных работ и обоснованность
произведенных расходов. В проверяемом периоде вопрос договорных
отношений администрации города и МКУП «Зеленый город» носил формальный
характер. В отсутствии в договорах требований к объему и периодичности
выполнения работ предприятие самостоятельно определяло необходимость и
периодичность выполнения работ на выделенную субсидию в размере
12 394,5 тыс. рублей. В Сосновоборском районе отмечены нарушения в
части заключения контрактов с превышением лимитов бюджетных обязательств. По
результатам проверки отмечена низкая эффективность осуществления функций и
полномочий учредителя (администрации района) в отношении муниципального
автономного учреждения «Многофункциональный центр предоставления
государственных и муниципальных услуг». В нарушение статьи 69.2 Бюджетного
кодекса РФ администрацией района не сформирована нормативная база, регулирующая
вопросы формирования муниципального задания и финансового обеспечения
выполнения муниципального задания. Не отрегулированы
вопросы изменения задания, не установлены требования к отчетности о его
выполнении. Объем предоставленной субсидии составил
2 432,8тыс. рублей В ходе исполнения
бюджета р.п. Сосновоборск отмечены необоснованные
расходы администрации поселка в сумме 653,1 тыс. рублей, в том числе
626,6 тыс. рублей – расходы на заработную плату водителей пожарной машин, фактически находящихся в распоряжении
Федеральной пожарной службы и деятельность которых
регламентируется приказами и распоряжениями Федеральной пожарной службы и
26,5 тыс. рублей, направленные на приобретение ГСМ для пожарной машины в
отсутствии путевых листов. Нарушения Федеральных законов
№ 44-ФЗ, № 223-ФЗ в сфере закупок на сумму 3,0 млн. рублей,
выявлены в г. Кузнецке при проверке размещения заказов по выполнению работ по
благоустройству и уличному освещению города. Ежегодно из Дорожного фонда Пензенской
области выделяются субсидии муниципальным образованиям на софинансирование
капитального ремонта и ремонта, строительства (реконструкции) автомобильных
дорог общего пользования. Денежные средства направляются в рамках исполнения
подпрограммы «Модернизация и развитие территориальной сети автомобильных дорог»
государственной программы «Развитие территорий, социальной и инженерной
инфраструктуры, обеспечение транспортных услуг в Пензенской области на
2014-2020 годы». В 2016 году в соответствии с планом работы
Счетной палатой проверено расходование средств дорожного фонда Пензенской
области в сумме 157,3 млн. рублей, выделенных на ремонт муниципальных
дорог в г. Пензе, г. Спасске Спасского района, в р.п. Земетчино
Земетчинского района, г. Белинском Белинского
района, р.п. Тамала Тамалинского
района, Русско-Камешкирского сельсовета Камешкирского района Пензенской области. По результатам проверки отмечены факты
необоснованного удорожания стоимости выполнения работ по ремонту автомобильных
дорог местного значения в 4 муниципальных образованиях (г. Белинский, г.
Спасск с. Русский Камешкир, р.п. Земетчино) что
привело к неэффективным расходам бюджетных средств в общем размере
652,8 тыс. рублей. Имело место
необоснованное применение в актах выполненных работ завышенных норм накладных
расходов и сметной прибыли, начисления на них и на заработную плату НДС, что
привело к излишне выплаченным суммам в размере 89,0 тыс. рублей. По результатам проверки обращено внимание на тот факт, что муниципальные контракты в трех муниципальных образованиях (в г. Белинском, р.п. Тамале, с. Русский Камешкир) заключены практически по максимальной цене (- 0,5 % от начальной цены) с подрядчиками-упрощенцами, освобожденными от уплаты налога на добавленную стоимость. При этом предусмотренная законодательством возможность определения порядка расчетов лицу, находящемуся на УСН, по цене, указанной в проекте контракта, заказчиком не использовалась. Отмечены факты слабого контроля со стороны заказчиков-администраций за
исполнением подрядчиками условий контрактов, за ходом выполнения работ, за
сохранностью автомобильных дорог. Это отсутствие гарантийных паспортов
(г. Пенза, с. Русский Камешкир), отсутствие претензионной работы (г.
Белинский, с Русский Камешкир), ненадлежащее составление подрядчиком
исполнительной производственно-технической документации и несоответствие данных
в ней (г. Пенза, г. Спасск, р.п. Тамала, г.
Белинский), отсутствие технического надзора со стороны заказчика (г.
Белинский). Говоря
о повышении эффективности расходования в
дорожном хозяйстве, следует отметить, что проведенная проверка в 5
муниципальных образованиях очередной раз подтвердила, что остаются проблемные
вопросы, связанные с проведением технической паспортизации дорог, с
достоверностью информации о наличии и протяженности дорог, учетом
муниципального имущества. В
2016 году на контроле Счетной палаты были вопросы организации оказания бесплатной юридической помощи на территории
Пензенской области с использованием государственных ресурсов. В Пензенской области единственным участником, работающим в
государственной системе бесплатной юридической помощи на территории Пензенской
области, является
государственное юридическое бюро, созданное в форме казенного учреждения
Пензенской области. Юридическая помощь с привлечением адвокатского сообщества в
рамках государственной системы бесплатной юридической помощи в Пензенской
области законодательно не предусмотрена. В соответствии с планом работы в 2016 году проведена проверка целевого
и эффективного использования средств бюджета Пензенской области, выделенных
Государственному казенному учреждению «Государственное юридическое бюро
Пензенской области», находящемуся в ведении главного распорядителя - Управления общественной безопасности и обеспечения
деятельности мировых судей в Пензенской области. Оценивая работу ГКУ «Государственное
юридическое бюро Пензенской области» по оказанию бесплатной юридической помощи
в 2013-2015 годах, Счетной палатой было отмечено, что порядок оказания
учреждением бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан
Российской Федерации, проживающим на территории Пензенской области, не установлен, специалисты осуществляли
свою деятельность только в стационарных пунктах ее
оказания с минимальной нагрузкой. Представленные количественные показатели
вызвали большие сомнения в достоверности. Отмечен низкий уровень
информационного сопровождения деятельности учреждения (официальный сайт
учреждения содержал лишь общие сведения о пунктах стационарного приема граждан
и сотрудниках учреждения). Не практиковались выездные приемы, комплексные выезды
мобильной информационно – правовой помощи по различным направлениям. В ходе проверки, в целях повышения эффективности осуществления расходов на государственное управление, было акцентировано внимание на вопросе целесообразности возложения на государственное юридическое бюро Пензенской области, единственного участника, работающего в государственной системе бесплатной юридической помощи Пензенской области, функций материально-технического обеспечения деятельности мировых судей. При этом расходы на содержание ГКУ «Государственное юридическое бюро Пензенской области» в 2015 году были запланированы одной суммой без выделения предельного объема денежных средств для исполнения отдельных бюджетных обязательств по обеспечению деятельности мировых судей Пензенской области, чем не выполнены требования статьи 21 Бюджетного кодекса, согласно которой наименования целевых статей, задействованных в бюджете, должны быть направлены на отражение целевой ориентации осуществляемых по ним расходов. Вопросам проверки финансово-хозяйственной деятельности автономных и бюджетных учреждений в 2016 году посвящено три контрольных мероприятия. Объектами выбраны государственное бюджетное учреждение «Центр по транспортному обслуживанию государственных учреждений здравоохранения Пензенской области», государственное автономное образовательное учреждение Пензенской области «Училище олимпийского резерва Пензенской области» и государственное автономное учреждение дополнительного образования Пензенской области «Станция юных туристов». По результатам проверки в Центре по транспортному обслуживанию государственных учреждений здравоохранения Пензенской области отмечено, что в 2015 году на базе учреждения сформирован централизованный автомобильный парк для обеспечения транспортного обслуживания учреждений здравоохранения, расположенных на территории города Пензы и службы скорой медицинской помощи, централизованной на территории города Пензы и 9-ти муниципальных районов. (Бессоновский, Городищенский, Иссинский, Лопатинский, Лунинский, Мокшанский, Никольский, Пензенский Шемышейский). Услуги по транспортному обслуживанию учреждениям
здравоохранения оказываются Центром на платной основе. В ходе проверки
выявлено, что цена реализации транспортных услуг автомобилей скорой помощи в
2015 году не покрывала издержек Центра на оказание этих услуг. Фактическая себестоимость
услуг автомобилей скорой помощи в 2015 году составила 247,3 рубля за 1
машино-час, что выше утвержденного тарифа на 2,3 рубля. В результате объем
недополученных доходов Центра за 2015 год от реализации услуг АСМП в 2015 году
составил 1 233,6 тыс. рублей, что является фактом неэффективной
деятельности Учреждения. При изучении
автомобильного парка, обращено внимание на высокую изношенность подвижного
состава (в среднем 88,7 %). По состоянию на 31.12.2015 из имеющегося парка
автомобилей в количестве 269 единиц фактически в исправном состоянии -195
единиц. Также выявлены отдельные недостатки организации бюджетного учета и
внутреннего финансового контроля. Оценивая результаты деятельности ГАОУ ПО «Училище
олимпийского резерва Пензенской области» было отмечено, что училище
осуществляет пополнение сборных команд Пензенской области по 19 видам
спорта. По состоянию на 01.01.2016 количество учащихся – 245 чел., из них:
кандидатами в основной состав сборных команд Пензенской области, в команду мастеров
и в резерв признаны 185 спортсменов, что составляет 75,5 % от
количества учащихся. Удельный вес учащихся, не включенных в сборные команды
Пензенской области, составляет 24,5 % - 60 человек, из них
21 человек закончили спортивную деятельность и согласно действующему
законодательству имеют право получить образование по выбранной профессии. По
результатам проверки хозяйственной деятельности в учреждении отмечены отдельные
нарушения в части уменьшения нормы питания учащимся 5 классов;
несбалансированность отдельных блюд по энергетической ценности, по содержанию
белков, жиров, углеводов, витаминов, что могло негативно сказаться на
физической подготовке учащихся; а также излишнее списание отдельных продуктов. Выявлены отдельные нарушения Федерального
закона от 18 июля № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными
видами юридических лиц» в области закупок на сумму 2 559,2 тыс. рублей.
Отмечено наличие невостребованного с момента открытия плавательного бассейна спортивного имущества стоимостью 7 041,7 тыс. рублей; передача в безвозмездное пользование другим спортивным организациям области спортивного оборудования на сумму 1 098,5 тыс. рублей. В ходе проверки установлены также нарушения Трудового кодекса РФ в части планирования и учета рабочего времени, начисления заработной платы. Станция юных
туристов является одним из учреждений дополнительного образования в регионе,
находится в ведении Министерства образования Пензенской области и имеет статус
государственного автономного учреждения. Реализует программы по спортивному
ориентированию и туристско-краеведческой направленности. В структуру учреждения
входит загородный оздоровительный лагерь «Тарханы». Финансируется
за счет средств бюджета Пензенской области в виде субсидии на возмещение
нормативных затрат, связанных с выполнением государственного задания, и иных не
запрещенных законодательством источников. В структуре финансового обеспечения
указанная субсидия составляет 80 %. В 2015 году финансирование
составило 11 540,5 тыс. рублей (по плану 11 596,2 тыс. рублей),
в 2016 году предусмотрено 11 742,7 тыс. рублей. Проверка эффективности выполнения государственного задания и оценка качества выполняемых учреждением государственных работ, выявила формальный подход учредителя (Министерства образования Пензенской области) к формированию государственного задания. Государственное задание было сформировано на оказание 3 государственных работ без утвержденного ведомственного перечня работ в отсутствии качественных показателей их выполнения. В нарушение пункта 2.2 статьи 4 Федерального закона № 174-ФЗ, согласно которой уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного задания, учреждению без внесения изменений в государственное задание уменьшен объем субсидий в 2015 году Министерством образования области на 847,0 тыс. рублей. Оценивая результативность деятельности станции юных туристов, Счетная палата в своих выводах обратила внимание на недостаточно развитую внебюджетную деятельность в учреждении при наличии потенциальных возможностей. Согласно лицензии на осуществление образовательной деятельности ГАУДО ПензоблСЮТур имеет право осуществлять дополнительную образовательную деятельность не только с детьми, но и с взрослыми. Как показала проверка, данное право Учреждение в своей деятельности не реализует. Учитывая, что статус автономного учреждения предоставляет расширенные права получения дополнительных доходов, Счетной палатой предложено учреждению продумать возможность дополнительного привлечения средств от предоставления платных услуг. В 2016 году по поручению Губернатора Пензенской области Счетная палата Пензенской области провела два контрольных мероприятия, связанных с анализом и оценкой деятельности учреждений здравоохранения в части расходов на стирку, глажение и дезинфекцию мягкого инвентаря, а также финансово-хозяйственной деятельностью государственного бюджетного учреждения «Безопасный регион». В целях оценки эффективности и целесообразности отдельных
видов затрат медицинских организаций Счетной палатой были проанализированы
расходы на стирку, глажение и дезинфекцию мягкого инвентаря в
15 государственных учреждениях здравоохранения Пензенской области. Следует иметь ввиду, что обеспечение
медицинских организаций чистым мягким инвентарем (постельным бельем,
спецодеждой и т.д.) является составляющей частью оказания медицинской помощи. Стирка, глажение и дезинфекция белья и спецодежды может
осуществляться медицинскими организациями самостоятельно на
базе собственных прачечных или путем закупки услуг по
обеспечению чистым постельным бельем и спецодеждой у сторонних организаций (аутсортинг), причем могут закупаться как услуги по стирке,
глажению и дезинфекции белья и спецодежды, так и услуги по аренде (прокату)
белья. Из 15 проверенных
учреждений, 11 учреждений стирали самостоятельно (в основном – это
районные больницы), 4 учреждения: ГБУЗ «Областной онкологический
диспансер», ГБУЗ «Пензенская областная больница им. Н.Н. Бурденко»,
ГБУЗ Пензенский городской родильный дом» и ГБУЗ «Бессоновская
РБ» в течение 10 - 15 лет пользуются услугами сторонних
организаций. В ходе контрольного мероприятия отмечено, что
переход на услуги сторонних организаций
по обеспечению медицинских организаций Пензенской области чистым мягким
инвентарем зависит от состояния материально-технической базы учреждений, объема
закупок, транспортной доступности, влияющих на себестоимость стирки белья. Важным фактором при принятии решения о переходе на аутсортинг
являются объемы стирки белья в учреждениях. Например, годовой объем в Земетчинской, Лунинской, Шемышейской больницах – по 4 600 кг, в
Лопатинской больнице – 5 500 кг. Для сравнения: в областной
клинической больнице – 250 000 кг, в онкологическом диспансере -
180 000 кг. Существенную роль играет и удаленность учреждения от
областного центра. Так, анализ коммерческих
предложений показал, что отдельные поставщики не включают в цену услуги расходы
на вывоз и доставку белья, что предполагает дополнительную финансовую нагрузку
на больницы. Исходя из этих факторов, в районных больницах затраты на
самостоятельную стирку складываются меньше рыночных. Так, Лопатинская больница
закупала услугу по цене 46,0 рублей и 30,0 рублей (вывоз и доставка
белья – за счет заказчика), а затраты на самостоятельную стирку сложились в
сумме 14,55 рублей. Услуги
сторонних организаций по стирке белья могут быть востребованы в связи с
ненадлежащим санитарно-техническим состоянием прачечных, требующих серьезных
капитальных вложений. Это относится к онкологическому диспансеру (на момент
проверки цена стирки 1 кг сухого белья составляла 24,15 рублей), областной
больнице им.Н.Н.Бурденко (26,0 рублей), роддому
(25,5 рублей) и Бессоновской больнице
(29,23 рублей), которые на протяжении многих лет пользуются данными
услугами. По результатам проверки, проанализировав все факторы, сопоставив
затраты на самостоятельную стирку и услуги сторонних организаций, Счетной
палатой был сделан вывод, что переход на аутсортинг
государственных учреждений здравоохранения Пензенской области с оборудованными
прачечными или с прачечными, требующими незначительных капитальных вложений, с
малыми объемами стирки и значительно удаленными от областного центра
экономически не выгоден. В отношении крупных медицинских учреждений, расположенных в городе Пензе,
уже работающих на условиях аутсортинга, по мнению
Счетной палаты, возможны совместные закупки услуг по стирке белья с целью
снижения цены и сохранения высокого качества услуг. ГБУ «Безопасный регион» создан с целью содействия безопасности общественного порядка в г. Пензе и в
других муниципальных образованиях Пензенской области и развития системы фотовидеофиксации на автодорогах области и города с целью
выявления нарушений Правил дорожного движения (ПДД). При рассмотрении
результативности деятельности учреждения отмечено перевыполнение плановых
показателей по выявлению нарушений ПДД при сокращении расходов на их
достижение, а также низкую собираемость штрафов за нарушение правил
дорожного движения. Так, в 2015 году вынесено
433 682 постановления об административном правонарушении правил
дорожного движения на сумму 248,5 млн. рублей, оплачено
229 207 Постановлений (52,6 % от количества вынесенных
постановлений, что на 11,4 % ниже среднего показателя по России) на сумму
128,6 млн. рублей, задолженность за нарушителями ПДД – 119,9 млн. рублей.
Чистый доход в бюджет области в 2015 году составил
37,1 млн. рублей. За 5 месяцев
2016 года вынесено 206 070 постановлений об административном
правонарушении правил дорожного движения на сумму 116 121,5 тыс. рублей,
оплачено 96 975 постановлений (47,1 %) на сумму
45 199,5 тыс. рублей. По результатам проверки установлены отдельные нарушения в сфере закупок
на общую сумму 5 511,7 тыс. рублей. Контролируя реализацию направленных представлений, специалистами
Счетной палаты Пензенской области в 2016 году проведена проверка исполнения
представления, направленного ГБУ ПО «Пензенский пожарно-спасательный центр»
по результатам проведенной в 2015 году проверки целевого
и эффективного использования бюджетных средств на решение вопросов по защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной
безопасности в Пензенской области. Выявленные нарушения и замечания в основном устранены. Приведены
в соответствие с требованиями действующего законодательства положения Устава
Учреждения. Узаконена деятельность структурного подразделения - медицинского
отдела штатной численностью 3 человека. Отрегулированы нормативные вопросы
формирования системы оплаты труда работников учреждения. В целях эффективного
использования бюджетных средств реорганизованы отделы, выполняющие дублирующие
функции (отдел бухгалтерского учета и отчетности и финансовый отдел);
ликвидированы структурные подразделения общей численностью 19 человек,
организация которых не относится к уставной деятельности Учреждения. В соответствие с Уставом, постановлением Правительства Пензенской области
от
19.04.2010 № 226-пП «О противопожарной службе Пензенской области» в
структуре Учреждения созданы и функционируют две пожарно-спасательные
части из них одна в г. Никольск (пожарно-спасательная часть № 51), одна в
г. Пензе (пожарно-спасательная часть № 50). Общая штатная численность
частей составляет 45 единиц, из них 40 единиц по должности «пожарный
спасатель», 2 единицы по должности «старший пожарный-спасатель», два начальника
части и один водитель. Вместе с тем замечание
Счетной палаты, сделанное в ходе предыдущей проверки, по поводу отсутствия в
штатном расписании фиксированных размеров окладов руководителя, заместителя
руководителя, главного бухгалтера, помощника руководителя, начальника филиала,
заместителя начальника филиала не исполнено.
Повторная проверка показала,
что, по – прежнему, в штатном расписании не установлены размеры окладов по указанным должностям, что является
нарушением статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации. Вновь руководству
учреждения направлено представление с предложением привести штатное расписание в соответствие с требованиями
Трудового кодекса Российской Федерации. Открытым остается вопрос финансового обеспечения деятельности ГБУ ПО
«ППСЦ». Так на 2016 год
Учреждению предусмотрено предоставление из бюджета Пензенской области
субсидии на выполнение государственного задания в размере
85 952,3 тыс. рублей на оказание одной государственной услуги
и выполнение семи работ. Согласно требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации объем
финансового обеспечения выполнения государственного задания в части услуг
рассчитывается исключительно на основании нормативных затрат на оказание
государственных услуг, утверждаемых в порядке, определенным учредителем
учреждения. Нормативные правовые акты учредителя, регламентирующие данные
вопросы проверке не были представлены. В соответствии с возложенными полномочиями Счетной палатой
ежегодно проводится мониторинг развития системы государственных закупок для
государственных нужд. В соответствии с планом работы проведен анализ и оценка информации о
законности, эффективности и результативности расходов на закупки за 9 месяцев
2016 года. Общий
объем объявленных закупок в рамках Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
нужд» Пензенской области за девять месяцев 2016 года составил
6 125,1 млн. рублей. По сравнению с прошлым годом показатель был
превышен на 398,4 млн. рублей (5 726,7 млн. рублей). Среди положительных тенденций, отмеченных Счетной палатой, можно выделить увеличение доли закупок у субъектов малого предпринимательства с 35,4% до 43,9%. Система государственных закупок позволила бюджету Пензенской области сэкономить 7,1 % от начальных цен контрактов (за аналогичный период 2015 года - 6,0 %). Количество несостоявшихся процедур за 9 месяцев 2016 года снизилось на 36,6 %. При этом по сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается увеличение доли закупок у единственного поставщика, включая несостоявшиеся закупки, с 5,4 % до 39,5 %. Сумма досрочно расторгнутых контрактов по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта составила 175 321,1 тыс. рублей (2% от заключенных контрактов), из них по инициативе заказчика – 8 435,0 тыс. рублей (исполнения не было). Согласно выводам Счетной палаты, в
2016 году в системе государственных закупок сохранились те же недостатки,
которые отмечались по итогам прошлого года. Аудиторы по-прежнему фиксируют
недостатки при обосновании Н(М)ЦК. Отсутствуют общедоступные источники
информации о рыночных ценах товаров, одним из которых является каталог товаров,
работ, услуг, создать который планировалось еще в 2015 году. Методические рекомендации,
разъясняющие возможные способы определения НМЦК, носят необязательный характер,
а за их несоблюдение нет ответственности. Всего контрольными
мероприятиями в 2016 году охвачены 10 органов исполнительной власти Пензенской
области, 22 государственных учреждения, 20 органов местного
самоуправления со структурными подразделениями и 3 иные организации,
которым выделялись бюджетные средства. Проверки, проведённые Счетной палатой в 2016 году, выявили нарушения
на общую сумму 501,0 млн. рублей (без неэффективного использования
государственных средств). Результаты
проведенных контрольных мероприятий свидетельствуют о том, что наибольший объем
составляют нарушения, связанные с несоблюдением требований законодательства,
нормативных актов федерального, областного и муниципального уровней в
финансово-бюджетной сфере. Согласно классификатору нарушений, выявляемых
в ходе внешнего государственного аудита (контроля), одобренного Советом контрольно-счетных органов при
Счетной палате Российской Федерации, наибольшая сумма выявленных нарушений
(445,0 млн. рублей) сложилась по следующим видам нарушений: -
принятие
бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные
ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств (10,7 млн. рублей); -
нарушение
порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения
государственного (муниципального) задания на оказание государственных
(муниципальных) услуг (выполнение работ) государственными (муниципальными)
учреждениями (179,2 млн. рублей); -
нарушение
порядка определения объема и условий предоставления из бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации субсидий юридическим лицам, индивидуальным
предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг,
некоммерческим организациям (14,0 млн. рублей); -
нарушение
порядка применения бюджетной классификации (47,2 млн. рублей); -
неосуществление
бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств (68,4 млн. рублей); -
неосуществление
бюджетных полномочий главного администратора доходов бюджета (23,2 млн. рублей); -
нарушения
при выполнении (не выполнении) государственных (муниципальных) задач и функций
органами государственной власти и органами местного самоуправления
(54,4 млн. рублей); -
нарушение
порядка и условий оплаты труда работников государственных (муниципальных)
бюджетных, автономных и казенных учреждений (21,3 млн. рублей). По группе 4 «Нарушения при осуществлении
государственных (муниципальных) закупок» выявленная сумма по видам нарушений
сложилась в сумме 26,6 млн. рублей (нарушения при обосновании закупки и
условий реализации контрактов). Обеспечение эффективного использования
бюджетных средств является одним из принципов бюджетной политики (статья 34
Бюджетного кодекса РФ), согласно которому при составлении и исполнении бюджетов
участники бюджетного процесса в рамках установленных им полномочий должны
исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием
наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего
результата с использованием определенного бюджетом объема средств
(результативности). По результатам контрольных мероприятий, проведенных Счетной
палатой в 2016 году, выявлено неэффективное использование бюджетных средств на
общую сумму 542,5 млн. рублей, в основном это неэффективное управление
объектами государственной собственности, избыточные, необоснованные расходы,
использование средств без достижения результата. По результатам проверок были составлены 49 актов. В Законодательное Собрание Пензенской области, Губернатору Пензенской области направлен 21 отчет по проверкам. В органы исполнительной власти Пензенской области, органам власти муниципальных образований Пензенской области, организациям и учреждениям направлено 44 представления с предложениями о принятии конкретных мер, направленных на устранение и недопущение в дальнейшем выявленных нарушений, с указанием сроков исполнения. По выявленным нарушениям и установленным недостаткам руководителями проверенных организаций проводится определенная работа по их устранению. На представления Счетной палаты Пензенской области ответы получены в полном объеме. Информация о проведенных контрольных
мероприятиях регулярно направлялась в прокуратуру Пензенской области. В рамках
действующего законодательства осуществлялось взаимодействие с Управлением
внутренних дел Российской Федерации по Пензенской области, Следственным
управлением Следственного комитета России по Пензенской области, с Управлением
Федерального казначейства по Пензенской области. Осуществлялось взаимодействие
с Управлением Федеральной налоговой службы по Пензенской области. ЗаключениеКонтрольные и
экспертно-аналитические мероприятия выполнены в полном объеме в соответствии с
планом работы Счетной палаты Пензенской области на 2016 год. Деятельность
Счетной палаты Пензенской области осуществлялась во взаимодействии с
депутатским корпусом и аппаратом Законодательного Собрания Пензенской области.
Специалисты Счетной палаты принимали участие в работе депутатских постоянных
комитетов Законодательного Собрания. В течение года Счетной палатой проводились
выездные заседания по результатам проверок использования бюджетных средств. В рамках текущей деятельности Счетной палатой
проводилась работа по вопросам развития внешнего муниципального финансового
контроля, взаимного обмена информацией и опытом с контрольно-счетными органами
муниципальных образований Пензенской области. Обеспечение
контроля за расходованием государственных финансовых ресурсов остается
приоритетным направлением в 2017 году. В условиях жесткой ограниченности
бюджетных ресурсов особое внимание планируется уделять проведению аудита
бюджетного финансирования для профилактики и исправления финансовых и
нормативных нарушений. При этом планируем расширять практику определения
направлений использования бюджетных средств с наибольшей вероятностью наличия
существенных финансовых нарушений. Ключевая задача Счетной палаты -
представлять Губернатору Пензенской области, Законодательному Собранию,
обществу объективную и независимую информацию. Стремиться к выверенному анализу
проблем, которые существуют в экономике области и предложения по тому, как эти
проблемы решать. Президент РФ в августе 2015 года
прошлого года дал поручение, чтобы любые сокращения бюджета производились
только за счет сокращения неэффективных расходов и издержек. На выявление неэффективных
расходов и издержек бюджета Пензенской области и будет нацелена работа Счетной
палаты. Для повышения качества контрольной
и экспертно-аналитической работы, продолжится работа по дальнейшему развитию обмена профессиональным опытом со
Счетной палатой Российской Федерации, взаимодействию с правоохранительными
органами по выявлению коррупционных проявлений в системе управления финансовыми
и материальными ресурсами Пензенской области при тесном взаимодействии с
депутатским корпусом Законодательного Собрания. Все
это позволит качественно исполнять полномочия, предусмотренные
законодательством. Эффективно организованный внешний финансовый контроль
является важным фактором доверия общества к власти. Приложения: 1. Перечень контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой Пензенской области в 2016 году; 2. Основные итоги деятельности Счетной палаты Пензенской области за 2016 год. Приложение 1 к Отчету о работе Счетной палаты Пензенской области в 2016 году ПЕРЕЧЕНЬ контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой Пензенской
области в 2016 году 1. Проверка финансово-хозяйственной деятельности государственного бюджетного учреждения Пензенской области «Центр по транспортному обслуживанию государственных учреждений здравоохранения Пензенской области» за 2015 год. 2. Проверка финансово-хозяйственной деятельности Государственного
автономного образовательного учреждения профессионального образования «Училище олимпийского резерва Пензенской
области» за 2015 год. 3. Проверка
финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Агентство
ипотечного кредитования Пензенской области» за 2014-2015 годы. 4. Контрольное мероприятие по вопросу целевого и эффективного использования средств бюджета Пензенской области, выделенных государственному казенному учреждению «Государственное юридическое бюро Пензенской области» на выполнение возложенных функций. 5. Проверка Департамента государственного имущества Пензенской области по вопросу соблюдения условий, целей и порядка предоставления бюджетных инвестиций, направленных из бюджета Пензенской области иным юридическим лицам. 6. Контрольное мероприятие «Аудит системы социальной поддержки населения Пензенской области за период 2014-2016 годы». 7.
Проверка финансово-хозяйственной
деятельности Государственного бюджетного учреждения «Безопасный регион» за
2015 – 2016 годы. 8. Проверка соблюдения
бюджетного законодательства по отдельным вопросам формирования и исполнения
бюджета Сосновоборского района Пензенской области за
2015 год. 9. Проверка исполнения представления, направленного государственному бюджетному учреждению Пензенской области «Пензенский пожарно-спасательный центр» по результатам проведенной в 2015 году проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в 2013 -2014 годах из бюджета Пензенской области на решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности в Пензенской области. 10. Контрольное
мероприятие «Оценка эффективности
использования имущества бизнес-инкубаторов и технопарка «Яблочков»,
находящегося в собственности Пензенской области, приобретенного (созданного) за счет бюджетных средств в 2011-2015 годы. 11. Контрольное мероприятие «Проверка доступности
услуг в сфере социального обслуживания граждан в Пензенской области, в том
числе в удаленных районах и в сельской местности (совместно со Счетной палатой
Российской Федерации) 12. Внешняя проверка бюджетной отчетности Уполномоченного по правам человека в Пензенской области за 2015 год. 13. Внешняя
проверка годовой бюджетной отчетности
Департамента внутренней политики и массовых коммуникаций Пензенской области за
2015 год. 14. Внешняя проверка годовой бюджетной отчетности
и проверки отдельных вопросов исполнения бюджета за 2015 год в
Министерстве образования Пензенской области. 15. Внешняя проверка годовой бюджетной отчетности
и проверки отдельных вопросов исполнения бюджета за 2015 год в Управлении
общественной безопасности и обеспечения деятельности мировых судей в Пензенской
области. 16. Внешняя проверка отчета об исполнении бюджета Пензенской области за 2015 год. 17. Внешняя проверка отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области за 2015 год. 18.
Контрольное
мероприятие «Оценка эффективности
и целесообразности отдельных видов затрат медицинских организаций в
2016 году» в части расходов на стирку, глажение и дезинфекцию мягкого
инвентаря. 19. Проверка
соблюдения бюджетного законодательства по
отдельным вопросам формирования и исполнения бюджета г. Кузнецка Пензенской
области за 2015 год. 20. Контрольное мероприятие по вопросу
использования межбюджетных трансфертов, направленных в 2015 году бюджетам
муниципальных образований Пензенской области в рамках реализации подпрограммы
«Модернизация и развитие территориальной сети автомобильных дорог»
государственной программы «Развитие территорий, социальной и инженерной
инфраструктуры, обеспечение транспортных услуг в Пензенской области на
2014-2020 годы». 21. Проверка финансово-хозяйственной деятельности государственного автономного учреждения дополнительного образования Пензенской области «Станция юных туристов» за 2015 год и полугодие 2016 года. 22.
Проведение
аудита в сфере закупок за
9 месяцев 2016 года. Приложение 2 к Отчету о работе Счетной палаты Пензенской области в 2016 году Основные итоги деятельности Счетной палаты Пензенской области в 2016
году
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|