Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Кировской области от 27.04.2017 № 9/45

 

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ШЕСТОГО СОЗЫВА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от

27.04.2017

9/45

 

г. Киров

 

 

О докладе Законодательного Собрания Кировской области «О состоянии законодательства Кировской области в 2016 году»

 

 

На основании статьи 42 Устава Кировской области Законодательное Собрание Кировской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить доклад Законодательного Собрания Кировской области «О состоянии законодательства Кировской области в 2016 году». Прилагается.

2. Опубликовать доклад Законодательного Собрания Кировской области «О состоянии законодательства Кировской области в 2016 году» на официальном сайте Законодательного Собрания Кировской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

Председатель

Законодательного Собрания

Кировской области                                                                              В.В.Быков

 


УТВЕРЖДЕН

постановлением

Законодательного Собрания

Кировской области

 

 

от

27.04.2017

9/45

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

Законодательного Собрания Кировской области

«О состоянии законодательства
 Кировской области в 2016 году»

 

 

 

 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

На протяжении последних четырех лет, начиная с 2013 года, в Законодательном Собрании Кировской области ведется работа по подготовке ежегодного доклада о состоянии законодательства. Доклад «О состоянии законодательства Кировской области в 2016 году» (далее – Доклад) является последовательным продолжением указанной работы, цель которой системный анализ состояния законодательства Кировской области, а также выработка предложений по его совершенствованию.

18 сентября 2016 года состоялись выборы в Законодательное Собрание Кировской области шестого созыва. День начала полномочий шестого созыва (прекращения полномочий пятого созыва) – 6 октября 2016 года.

В Законодательном Собрании пятого созыва было 8 постоянных комитетов.

В Законодательном Собрании шестого созыва сформировано 6 постоянных комитетов, одна постоянная комиссия.

В Докладе отражена законотворческая деятельность комитетов (комиссии) Законодательного Собрания Кировской области за год. Данное решение нашло свое отражение в структуре Доклада, а именно: раздел I «Современное состояние законодательства Кировской области» подготовлен по направлениям деятельности комитетов (комиссии).

Общие вопросы, касающиеся деятельности Законодательного Собрания Кировской области в целом, нашли свое отражение в разделе II «Проблемы законотворческой деятельности», в котором представлены результаты анализа взаимодействия с Федеральным Собранием Российской Федерации, с представительными органами местного самоуправления, а также взаимодействие с территориальными подразделениями федеральных органов государственной власти. Кроме того, в разделе II данного Доклада содержится анализ законодательства в отдельных сферах правоотношений и предложения по совершенствованию действующего законодательства Кировской области, подготовленные по материалам, поступившим от представителей научного юридического сообщества и общественных организаций.

По состоянию на начало 2016 года действовали 1305 законов области, из них базовых 421. За 2016 год был принят 141 закон области, из них 20 базовых законов, 2 закона о признании утратившими силу трех базовых законов области и 11 законов, вносивших в них изменения. По состоянию на 01.01.2017 на территории Кировской области действовали 1432 закона области, из них базовых 438.

Всего в 2016 году в Законодательное Собрание внесено 180 проектов законов области, из них:

- приняты в окончательном чтении – 137;

- находятся в процедуре первого чтения – 3;

- находятся в процедуре второго чтения – 5;

- отклонены в первом чтении – 23;

- отозваны субъектами права законодательной инициативы – 10;

- возвращены субъекту права законодательной инициативы – 2.

Субъектами права законодательной инициативы принятых в 2016 году законов области выступали:

- депутаты Законодательного Собрания Кировской области – 84 законопроекта;

- Губернатор Кировской области, врио Губернатора – 55;

- Правительство Кировской области – 33;

- прокурор Кировской области – 5;

- Избирательная комиссия Кировской области – 5;

- депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации – 2;

- Общественная палата Кировской области – 2;

- представительный орган муниципального образования – 1;

- Контрольно-счетная палата Кировской области – 1.

В 2016 году проведено:

6 пленарных заседаний Законодательного Собрания пятого созыва, на которых принято 291 постановление, 96 законов Кировской области, поддержано 10 проектов федеральных законов, внесено в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 5 законодательных инициатив;

6 пленарных заседаний Законодательного Собрания шестого созыва, на которых принято 147 постановлений, 45 законов Кировской области, поддержано 2 проекта федеральных законов.

Более подробно указанная информация изложена далее.

 

РАЗДЕЛ I

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
 КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

1.  Комитет по бюджету, налогам, иным доходным источникам и контролю за эффективным использованием бюджетных средств

 

Комитет по бюджету, налогам, иным доходным источникам и контролю за эффективным использованием бюджетных средств является ответственным за рассмотрение бюджетного и налогового законодательства, а также законодательства в сфере межбюджетного регулирования и имущественных отношений. Кроме того, на комитет возложены вопросы взаимодействия с Контрольно-счетной палатой Кировской области.

Одним из основных направлений работы комитета была подготовка к рассмотрению проектов законов «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» и «О бюджете Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». Законы приняты Законодательным Собранием в окончательной редакции 30 ноября 2016 года.

В 2016 году на заседаниях комитета было рассмотрено 35 законопроектов, из них 33 по профильным вопросам комитета, которые были приняты в окончательной редакции.

Среди законов области, принятых в окончательной редакции, наиболее актуальными по профильным вопросам комитета являются:

«О внесении изменений в Закон Кировской области «Об областном бюджете на 2016 год» (в течение года изменения в закон вносились 4 раза);

от 12.04.2016 № 639-ЗО «О внесении изменения в статью 1 Закона Кировской области «Об установлении на 2016 год коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда в Кировской области». Снижен размер коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда, который применяется для индексации размера фиксированного авансового платежа по НДФЛ, уплачиваемого иностранными гражданами, пребывающими в Российской Федерации в безвизовом режиме и осуществляющими трудовую деятельность по найму на основании патента в организациях, у индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой;

от 31.05.2016 № 662-ЗО «О внесении изменений в Закон Кировской области «О предоставлении государственных гарантий Кировской области». Предусматривается возможность предоставления государственных гарантий Кировской области в обеспечение исполнения обязательств муниципальных образований Кировской области перед территориальным органом Федерального казначейства без предоставления муниципальными образованиями Кировской области обеспечения. Устанавливается ограничение на предоставление государственных гарантий Кировской области юридическим лицам с долей участия оффшорных компаний в уставном капитале в совокупности более 50%;

от 31.05.2016 № 663-ЗО «Об исполнении областного бюджета за 2015 год»;

от 31.05.2016 № 669-ЗО «О внесении изменений в Закон Кировской области «О Контрольно-счетной палате Кировской области». В состав коллегии КСП вводятся руководители структурных подразделений;

от 30.06.2016 № 680-ЗО «О внесении изменений в Закон Кировской области «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Кировской области». В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации устанавливается возможность предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства гражданам, которые работают по основному месту работы во всех муниципальных образованиях Кировской области, за исключением городов Кирова, Кирово-Чепецка и Слободского, по специальностям в группах: «Образование и педагогика», «Здравоохранение», «Культура и искусство», «Сельское и рыбное хозяйство». Законопроект был отклонен;

от 27.07.2016 № 691-ЗО «О внесении изменений в Закон Кировской области «О пониженной налоговой ставке налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, для отдельных категорий налогоплательщиков». Устанавливаются новые требования для налогоплательщиков-инвесторов по применению пониженной ставки, пониженная ставка для учреждений уголовно-исполнительной системы, пониженная ставка для организаций народных промыслов;

от 27.07.2016 № 692-ЗО «О налоге на имущество организаций в Кировской области». Устанавливаются новые требования по применению пониженной ставки налогоплательщиками-инвесторами, по применению льготы сельхозтоваропроизводителями;

от 27.07.2016 № 699-ЗО «О внесении изменений в Закон Кировской области «Об иных основаниях и условиях предоставления инвестиционного налогового кредита в Кировской области». Устанавливаются основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль, зачисляемому в областной бюджет, определяется орган, принимающий решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита, в связи с изменениями Налогового кодекса Российской Федерации;

от 14.11.2016 № 14-ЗО «О внесении изменения в статью 5 Закона Кировской области «О транспортном налоге в Кировской области». Предусмотрена отмена льготы по транспортному налогу (50% от установленной ставки) частным инвесторам – обладателям патронажного сертификата Губернатора Кировской области;

от 14.11.2016 № 15-ЗО «О внесении изменения в статью 1 Закона Кировской области «Об установлении на территории Кировской области дифференцированных налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения налогоплательщиками, избравшими объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов». Отменяются льготы в виде дифференцированных налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», в том числе для категорий налогоплательщиков, у которых в текущем налоговом периоде отсутствуют наемные работники, и налогоплательщиков, которые в текущем налоговом периоде привлекают наемных работников по трудовым договорам и выплачивают среднемесячную зарплату в размере не менее двух МРОТ. В то же время для налогоплательщиков – резидентов парковых зон сохраняется ставка в размере 6%;

от 30.11.2016 № 21-ЗО «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»;

от 22.12.2016 № 34-ЗО «Об установлении на 2017 год коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда в Кировской области». Налоговым кодексом Российской Федерации предусматривается установление регионального коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда, на основе которого рассчитываются фиксированные авансовые платежи для иностранных граждан, прибывших в Россию в безвизовом режиме и работающих здесь по найму на основе патента в организациях, у индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой. Коэффициент-дефлятор на 2017 год установлен в размере 1,6.

Правовым управлением аппарата Законодательного Собрания Кировской области проведены правовая и антикоррупционная экспертизы всех рассмотренных законопроектов. Из 28 заключений, подготовленных в 2016 году на законопроекты, внесенные в Законодательное Собрание Кировской области, по которым ответственным комитетом был определен комитет по бюджету, налогам, иным доходным источникам и контролю за эффективным использованием бюджетных средств, в 27 заключениях отражено соответствие законопроекта действующему законодательству, в одном заключении отражены замечания по содержанию законопроекта и отмечено наличие в положениях законопроекта коррупциогенных факторов.

В рамках взаимодействия с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации на заседаниях комитета были рассмотрены и рекомендованы к поддержке Законодательным Собранием Кировской области 3 проекта федеральных законов:

проект федерального закона № 999547-6 «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов»;

проект федерального закона № 999555-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов»;

проект федерального закона № 1005835-6 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части отмены транспортного налога».

 

2.  Комитет по промышленности, энергетике, жилищно-коммунальному и лесному комплексам, строительству, транспорту и связи

 

Деятельность комитета в 2016 году была направлена на совершенствование областного законодательства в сфере обеспечения реализации и защиты жилищных прав граждан, экономического развития Кировской области, промышленной политики и торговли, содействия развитию предпринимательства.

На заседаниях комитета было рассмотрено 24 законопроекта, из них 23 по профильным вопросам комитета, которые были приняты в окончательной редакции.

Среди законов области, принятых в окончательной редакции, наиболее актуальными по профильным вопросам комитета являются:

от 05.05.2016 № 648-ЗО «О промышленной политике в Кировской области». Определены полномочия Законодательного Собрания Кировской области, Правительства Кировской области, уполномоченного органа исполнительной власти области по реализации промышленной политики. Установлен перечень мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, в том числе меры финансовой поддержки, меры поддержки научно-технической деятельности, меры информационно-консультационной поддержки, меры поддержки в области развития кадрового потенциала. Кроме того, законом установлена возможность применения мер стимулирования деятельности в сфере промышленности к управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков, резидентам индустриальных парков, а также к промышленным кластерам;

от 31.05.2016 № 667-ЗО «О внесении изменений в Закон Кировской области «О Фонде капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области». Закон предоставляет региональному оператору (Фонду капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области) право использовать на возвратной основе средства, полученные Фондом от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на его счете, для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на его счете, без ограничения места расположения указанных многоквартирных домов (в пределах городского округа, муниципального района). С учетом сезонности многих видов работ это позволит обеспечить соблюдение установленных сроков ремонта. Также законом уточняется порядок ведения Фондом учета взносов на капремонт;

от 31.05.2016 № 668-ЗО «О внесении изменений в Закон Кировской области «О реализации отдельных положений Жилищного кодекса Российской Федерации в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кировской области». Законом устанавливается, что решение собственников помещений вступает в силу через один год после получения Фондом соответствующего протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (в предыдущей редакции закона решение собственников помещений вступало в силу через один год после направления Фонду соответствующего протокола общего собрания). Кроме того, действие уточненных положений закона распространяется и на проведение строительного контроля лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;

от 31.05.2016 № 671-ЗО «О признании утратившими силу отдельных законодательных актов Кировской области»;

от 20.06.2016 № 674-ЗО «Об утверждении Перечня поселений Кировской области с численностью населения менее трех тысяч человек, в которых отсутствует точка доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Утвержден Перечень поселений Кировской области с численностью населения менее трех тысяч человек, в которых отсутствует точка доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на которые не распространяется требование по фиксации и передаче информации об объеме розничной продажи алкогольной продукции в ЕГАИС. В перечень включены 7 городских поселений и 241 сельское поселение;

от 30.06.2016 № 682-ЗО «О разграничении полномочий органов государственной власти Кировской области в сфере государственно-частного партнерства». Законом определены полномочия Законодательного Собрания Кировской области (к полномочиям Законодательного Собрания отнесены вопросы законодательного регулирования отношений в сфере ГЧП), Правительства Кировской области и органов исполнительной власти области отраслевой (межотраслевой) компетенции, уполномоченных на осуществление от имени Кировской области полномочий публичного партнера. В целях эффективной реализации механизма ГЧП Правительство области определяет уполномоченный орган в сфере ГЧП;

от 11.11.2016 № 12-ЗО «О внесении изменения в статью 6 Закона Кировской области «О Фонде капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области». Данный закон области разработан в целях приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации. При этом из статьи 6 закона исключаются положения, предоставлявшие возможность использования средств, полученных Фондом капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в виде процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на счете, счетах Фонда, на финансирование административно-хозяйственных расходов Фонда;

от 11.11.2016 № 13-ЗО «О внесении изменения в статью 2 Закона Кировской области «О реализации отдельных положений Жилищного кодекса Российской Федерации в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кировской области». Законопроект разработан в целях приведения регионального базового закона в соответствие со статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации. Предлагается дополнить базовый закон положениями, устанавливающими принципы формирования краткосрочного плана реализации региональной программы, исходя из остатков средств на счете Фонда, не использованных в предшествующем году, и прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году, необходимости корректировки объема работ по капитальному ремонту, исходя из фактического уровня собираемости средств на счете Фонда;

от 12.12.2016 № 30-ЗО «О внесении изменений в Закон Кировской области «О регулировании градостроительной деятельности в Кировской области». Уточняются полномочия уполномоченного органа исполнительной власти области. Дополняется перечень объектов регионального значения, подлежащих отображению на схеме территориального планирования в иных областях. Отдельные положения закона приводятся в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

от 12.12.2016 № 31-ЗО «Об организации деятельности пунктов приема и переработки древесины на территории Кировской области». Установлены требования к организации деятельности пунктов приема и переработки древесины, порядок приема и учета принятой древесины, в том числе самостоятельно заготовленной древесины, порядок учета отгружаемой древесины и (или) продукции переработки древесины. В целях обеспечения возможности проверки легальности осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями деятельности по приобретению, переработке и отгрузке древесины и (или) продукции переработки древесины законом предусмотрена обязанность указанных лиц встать на учет в уполномоченном органе исполнительной власти Кировской области, а также вести учет древесины по установленным законом формам;

от 28.12.2016 № 41-ЗО «О мерах по защите прав граждан – пострадавших участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Кировской области». Предусматриваются меры по защите прав пострадавших участников строительства жилья путем предоставления жилых помещений участникам строительства, которые исполнили свои обязательства по оплате жилого помещения в полном объеме, или предоставления денежных средств участникам строительства, не исполнившим в полном объеме свои обязательства по оплате жилого помещения. Предполагается, что данные меры будут осуществляться новым застройщиком, выбранным на конкурсной основе. Проведение конкурсного отбора, заключение соглашения о предоставлении мер по защите прав пострадавших участников строительства жилья с новым застройщиком предлагается осуществлять уполномоченному органу, определяемому постановлением Правительства Кировской области. После исполнения новым застройщиком обязательств ему будет предоставляться в аренду без торгов земельный участок.

Правовым управлением аппарата Законодательного Собрания Кировской области проведены правовая и антикоррупционная экспертизы всех рассмотренных законопроектов. Из 24 заключений, подготовленных в 2016 году на законопроекты, внесенные в Законодательное Собрание Кировской области, по которым ответственным комитетом был определен комитет по промышленности, энергетике, жилищно-коммунальному и лесному комплексам, строительству, транспорту и связи, в 23 заключениях отражено соответствие законопроекта действующему законодательству, в одном заключении указано на несоответствие законопроекта действующему законодательству.

В рамках взаимодействия с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации на заседаниях комитета были рассмотрены 7 предложений депутатов по внесению в Государственную Думу проектов федеральных законов, из них 5 поддержаны депутатами комитета:

проект федерального закона «О внесении изменений в статью 168 Жилищного кодекса Российской Федерации» (в части переноса срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах);

проект федерального закона «О внесении изменения в статью 174 Жилищного кодекса Российской Федерации» (в части наделения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации полномочиями по утверждению перечня работ по капитальному ремонту в многоквартирном доме);

проект федерального закона «О внесении изменений в статью 175 Жилищного кодекса Российской Федерации» (в части предоставления собственникам помещений в многоквартирных домах, входящих в одно товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, право принять решение об аккумулировании средств фондов капитального ремонта этих многоквартирных домов на одном специальном счете);

проект федерального закона «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (в части определения лица, которое размещает в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информацию об уплате взносов на капитальный ремонт);

проект федерального закона «О внесении изменений в статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации» (предлагается предусмотреть обязательную экспертизу в отношении отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых не превышает 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан, в случае если строительство или реконструкция таких объектов осуществляется с привлечением бюджетных средств).

 

3. Комитет по социальным вопросам

 

В 2016 году комитетом по социальным вопросам были рассмотрены 46 проектов законов Кировской области, из них 41 – профильные.

При рассмотрении проектов законов области, касающихся предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, для комитета было приоритетно сохранение социальной стабильности, недопущение сокращения объема мер социальной поддержки малоимущих граждан при переходе к оказанию помощи исходя из принципа адресности и применения критериев нуждаемости.

Среди принятых законов области наиболее социально значимыми являются:

от 29.02.2016 № 618-ЗО «О мере социальной поддержки отдельным категориям граждан в форме компенсации расходов на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме». Законом с 1 июня 2016 года предусмотрена компенсация расходов на оплату взноса на капитальный ремонт в размере: 50% – неработающим собственникам жилых помещений, достигшим 70 лет, одиноко проживающим или проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста; 100% – неработающим собственникам жилых помещений, достигшим 80 лет, одиноко проживающим или проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста;

от 12.10.2016 № 2-ЗО «О внесении изменений в статью 9 Закона Кировской области «О мерах социальной поддержки семей, имеющих детей». Законом выплата регионального материнского капитала продлена до 31.12.2018. При этом установлен единый размер материнского капитала – 75 тысяч рублей, который семья вправе использовать по своему усмотрению;

от 12.10.2016 № 3-ЗО «О величине прожиточного минимума пенсионера в Кировской области на 2017 год». Величина прожиточного минимума пенсионера в Кировской области на 2017 год установлена в размере 8474 рубля (в 2016 году – 8236 рублей);

от 22.12.2016 № 35-ЗО «О внесении  изменений в отдельные законы Кировской области». Законом внесены изменения в ряд законов области в части прекращения выплаты пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим, доплат к пенсии лицам, замещавшим должность Губернатора Кировской области, государственные должности Кировской области, муниципальные должности, а также предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда Кировской области, гражданам, удостоенным почетных званий СССР, РСФСР, Российской Федерации, в период осуществления работы или иной деятельности. При прекращении трудовой деятельности выплаты будут возобновлены. Это справедливо, поскольку работающие граждане имеют источник дохода в виде заработной платы, а также пенсии, тогда как неработающие граждане относятся к самой уязвимой группе населения, которой необходима социальная поддержка со стороны государства. Кроме того, законом установлен критерий нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, ветеранам боевых действий, женщинам, родившим (усыновившим) и воспитавшим пять и более детей. Денежные выплаты указанным категориям граждан будут осуществляться при условии, что размер их пенсии не превышает установленной величины прожиточного минимума пенсионера.

Правовым управлением аппарата Законодательного Собрания Кировской области проведены правовая и антикоррупционная экспертизы 32 проектов законов области. По заключению правового управления 28 проектов соответствовали действующему федеральному и областному законодательству, коррупциогенных факторов выявлено не было. На 4 законопроекта, внесенные депутатами Законодательного Собрания Кировской области, даны отрицательные заключения. Основные замечания: несоответствие действующему законодательству, правовая неопределенность правовых норм, компиляция норм федерального законодательства, юридико-технические замечания.

Анализ законотворческой деятельности Законодательного Собрания Кировской области по итогам 2016 года показал, что сфера социального законодательства продолжает оставаться в центре внимания депутатов.

 

4. Комитет по законодательству и местному самоуправлению

 

Работу комитета по законодательству и местному самоуправлению с учетом многообразия вопросов ведения комитета целесообразно рассматривать по блокам вопросов, требующих законодательного регулирования, а именно:

1) статус Кировской области как субъекта Российской Федерации: работа с Уставом Кировской области – основным законом Кировской области, ее официальными символами, включая административно-территориальное устройство Кировской области;

2) местное самоуправление, включая организацию и реорганизацию муниципальных образований, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;

3) государственное и муниципальное управление, включая деятельность органов государственной власти Кировской области на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, в том числе государственную и муниципальную службу, назначение на должности мировых судей Кировской области, представителей общественности в квалификационную коллегию судей Кировской области, избрание представителей Законодательного Собрания Кировской области в квалификационную комиссию Адвокатской палаты Кировской области, назначение уполномоченных по правам человека и правам ребенка в Кировской области;

4) формирование органов государственной власти и местного самоуправления, Избирательной комиссии Кировской области как государственного органа, включая законодательство о выборах, референдумах и избирательных комиссиях в Кировской области;

5) законодательство в сфере общественной безопасности, защиты прав граждан на территории Кировской области, в том числе несовершеннолетних, включая административное законодательство, участие граждан в охране общественного порядка, создание условий для оказания бесплатной юридической помощи гражданам;

6) участие в формировании Общественной палаты Кировской области как одного из институтов гражданского общества, включая формирование правовой базы в сфере деятельности институтов гражданского общества на территории Кировской области;

7) формирование законодательной базы о системе нормативных правовых актов органов государственной власти Кировской области и порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Кировской области;

8) работа с проектами федеральных законов, включая подготовку проектов федеральных законов по вопросам ведения комитета в целях реализации Законодательным Собранием Кировской области конституционного права законодательной инициативы путем внесения проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;

9) одобрение кандидатур для присвоения почетных званий;

10) работа с обращениями, поступающими в комитет;

11) решение иных вопросов, порученных Законодательным Собранием Кировской области.

За 2016 год комитетом было рассмотрено 64 законопроекта (из них 62 профильных). Из профильных законопроектов в окончательной редакции приняты 50. Большинство принятых законов области направлены на приведение действующего регионального законодательства в соответствие с изменениями федеральных нормативных актов. Среди принятых законов наиболее актуальными являются:

от 29.02.2016 № 617-ЗО «О порядке назначения и проведения опроса граждан в Кировской области». В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливается порядок назначения и проведения опроса граждан в муниципальных образованиях Кировской области как формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления;

от 12.04.2016 № 637-ЗО «О преобразовании муниципальных образований в Опаринском районе Кировской области и о внесении изменений в отдельные законы Кировской области в связи с преобразованием муниципальных образований»;

от 26.05.2016 № 660-ЗО «Об установлении численности и срока полномочий депутатов представительного органа первого созыва вновь образованного муниципального образования и порядка избрания, полномочий и срока полномочий первого главы вновь образованного муниципального образования Опаринское городское поселение Опаринского района Кировской области»;

от 20.06.2016 № 673-ЗО «О внесении поправки в Устав Кировской области и внесении изменений в Закон Кировской области «Об Общественной палате Кировской области». Предусматривается наделение Общественной палаты Кировской области правом законодательной инициативы;

от 01.08.2016 № 705-ЗО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области отдельными государственными полномочиями в сфере создания и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав». Органы местного самоуправления муниципальных образований, наделенных статусом муниципального района, городского округа, наделяются на неопределенный срок отдельными государственными полномочиями по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации их деятельности в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, включая административную юрисдикцию;

от 10.11.2016 № 7-ЗО «О внесении изменений в Закон Кировской области «О создании и границах судебных участков мировых судей в Кировской области и местах постоянного пребывания мировых судей». Законом области на основании информации Правительства Кировской области в уточненной редакции установлены границы судебных участков мировых судей;

от 11.11.2016 № 8-ЗО «Об общественном контроле в Кировской области». Установлены правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;

от 22.12.2016 № 39-ЗО «О внесении изменений в Закон Кировской области «Об установлении границ муниципальных образований Кировской области и наделении их статусом муниципального района, городского округа, городского поселения, сельского поселения». Утверждено координатное описание границ муниципальных образований Кировской области, наделенных статусом сельского поселения.

Правовым управлением аппарата Законодательного Собрания Кировской области проведены правовая и антикоррупционная экспертизы рассмотренных законопроектов. На все законопроекты были подготовлены положительные заключения, по двум указаны замечания юридико-технического характера.

В отчетном периоде комитетом рассмотрены и рекомендованы к поддержке Законодательным Собранием Кировской области 3 проекта федеральных законов:

проект федерального закона № 984349-6 «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации»;

проект федерального закона № 984351-6 «О внесении изменения в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с принятием Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации»;

проект федерального закона № 1002900-6 «О внесении изменений в статью 54 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» и статью 11 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

 

5.  Комитет по аграрным вопросам и развитию сельских территорий, переработке сельхозпродукции, предпринимательству и торговле

 

В 2016 году комитет продолжил деятельность по обобщению опыта работы лучших хозяйств агропромышленного комплекса Кировской области и контролю за эффективным использованием хозяйствами бюджетных средств, выделяемых в рамках реализации государственной программы Кировской области «Развитие агропромышленного комплекса» на 2013 – 2020 годы. Депутаты проанализировали, как выполняются решения, принятые комитетом по результатам выездных заседаний в 2015 году.

На заседаниях комитета рассмотрено 20 проектов законов, из которых 8 – профильные. Все профильные законопроекты были приняты в окончательной редакции. Среди принятых законов области по вопросам деятельности комитета наиболее актуальными являются:

от 05.05.2016 № 653-ЗО «О внесении изменений в статью 6 Закона Кировской области «О региональном государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Кировской области». Законопроект разработан в связи с изменением федерального законодательства. Требованием постановления Правительства Российской Федерации полномочия по осуществлению надзора в период ответственности изготовителя и (или) поставщика за соответствием поднадзорных машин и оборудования условиям подтверждения соответствия и наличием декларации о соответствии или сертификата соответствия исключены из полномочий органов гостехнадзора. Исключается и норма, регулирующая регистрацию залога самоходных машин и прицепов к ним, поскольку требование о госрегистрации договора залога транспортных средств Гражданским кодексом Российской Федерации не предусмотрено. Законопроектом исключается слово «государственных» в связи с тем, что федеральным законом введена новая терминология – «проведение периодических технических осмотров транспортных средств»;

от 05.05.2016 № 654-ЗО «О приостановлении действия подпункта «г» пункта 1 части 2 статьи 2 Закона Кировской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области отдельными государственными полномочиями области по поддержке сельскохозяйственного производства». Законом до 1 января 2017 года приостановлены государственные полномочия органов местного самоуправления по предоставлению средств поддержки сельскохозяйственного производства на производство и реализацию сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки;

от 12.12.2016 № 28-ЗО «О внесении изменений в Закон Кировской области «Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения Кировской области на основе биологизации земледелия». Региональный закон приведен в соответствие с изменениями в федеральном законодательстве. Закон актуализирует направления государственной поддержки деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

от 22.12.2016 № 38-ЗО «О внесении изменений в Закон Кировской области «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Кировской области и проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и экспертизе нормативных правовых актов Кировской области и муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности». Уточнено, что оценка регулирующего воздействия будет проводиться в отношении:

- проектов нормативных правовых актов, устанавливающих или изменяющих обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающих, изменяющих или отменяющих ответственность за нарушение нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности (кроме актов, которые устанавливают, изменяют, приостанавливают либо отменяют региональные налоги, а также ставки по федеральным налогам, регулируют бюджетные правоотношения);

- проектов муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающих или изменяющих обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности (за исключением проектов нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих местные налоги и сборы, регулирующих бюджетные правоотношения).

Кроме того, законопроектом устанавливается перечень муниципальных районов и городских округов, в которых проведение оценки регулирующего воздействия и экспертизы является обязательным. При этом законопроектом определяются и критерии включения муниципальных районов и городских округов в указанный перечень;

от 22.12.2016 № 36-ЗО «О внесении изменения и приостановлении действия отдельного положения Закона Кировской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Кировской области отдельными государственными полномочиями Кировской области по защите населения от болезней, общих для человека и животных». Устанавливаются правовые основания выделения субвенций органам местного самоуправления для целей содержания скотомогильников (биотермических ям) в соответствии с требованиями ветеринарного законодательства.

В рамках взаимодействия с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации на заседании комитета рассматривался вопрос «О проекте федерального закона № 1007443-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и иные законодательные акты Российской Федерации». Указанный проект федерального закона был поддержан депутатами Законодательного Собрания Кировской области.

Также был рассмотрен вопрос «Об обращении Законодательного Собрания Ульяновской области к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкину». Предусматриваемые федеральным законопроектом «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»  изменения механизма кредитования хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере развития сельского хозяйства, позволят снизить финансовую нагрузку на указанные хозяйствующие субъекты, в том числе не отвлекать их собственные оборотные средства на уплату субсидируемой части процентной ставки по полученным кредитам (займам) на развитие сельского хозяйства и не ждать последующего возврата этих средств в форме субсидии, как это происходит в настоящее время. Обращение было поддержано депутатами на заседании комитета и на пленарном заседании Законодательного Собрания.

 

6. Комитет по экологической безопасности и природопользованию

 

В 2016 году в связи с переизбранием депутатского корпуса Законодательного Собрания Кировской области произошло изменение названия комитета по экологической безопасности, природопользованию и лесному комплексу. С октября из вопросов ведения комитета было частично исключено направление «лесное хозяйство». Новое наименование: комитет по экологической безопасности и природопользованию.

Деятельность комитета в течение всего года была направлена на совершенствование областного экологического и природоохранного законодательства и приведение его в соответствие с федеральным законодательством. Комитетом были рассмотрены 15 проектов законов Кировской области, из них 4 – профильные. Из четырех профильных законопроектов в окончательной редакции были приняты два:

от 05.05.2016 № 649-ЗО «О внесении изменений в статью 3 Закона Кировской области «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд». Статус многодетной семьи в настоящий момент определен Законом Кировской области от 10.06.2015 № 547-ЗО «О статусе многодетной семьи». В редакции абзаца второго статьи 3 Закона Кировской области от 27.05.2007 № 101-ЗО «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд» имелась ссылка на статью 2 уже не действующего Закона Кировской области от 02.11.2007 № 188-ЗО «О мерах социальной поддержки многодетных семей». Принятый закон направлен на устранение данной юридико-технической неточности и предполагает замену ссылки на статью 2 Закона Кировской области от 02.11.2007 № 188-ЗО «О мерах социальной поддержки многодетных семей» ссылкой на статью 2 Закона Кировской области от 10.06.2015 № 547-ЗО «О статусе многодетной семьи»;

от 17.11.2016 № 18-ЗО «О внесении изменений в Закон Кировской области «О ставках платы для граждан по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд». Дополнен перечень граждан, имеющих льготы при оплате заготавливаемой древесины. Также граждане смогут заготавливать древесину для собственных нужд по льготной цене в целях ремонта индивидуального жилого дома, жилого помещения в деревянном многоквартирном жилом доме, в жилом доме блокированной застройки.

Проекты законов области № 32-6 «О порядке распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях Кировской области», № 45-6 «О внесении изменений в отдельные законы Кировской области» в 2016 году были приняты Законодательным Собранием Кировской области в первом чтении и в начале 2017 года работа над ними продолжилась.

В течение 2016 года правовым управлением аппарата Законодательного Собрания Кировской области проводились правовая и антикоррупционная экспертизы вносимых законопроектов. Нарушений законодательства, а также коррупциогенных факторов выявлено не было.

В рамках взаимодействия с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации на заседаниях комитета были рассмотрены и рекомендованы к поддержке Законодательным Собранием Кировской области 2 проекта федеральных законов:

проект федерального закона № 1041782-6 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации» (в части совершенствования правового регулирования заготовки гражданами валежника для собственных нужд);

проект федерального закона № 1011298-6 «О внесении изменения в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (в части введения запрета на реализацию на территории Российской Федерации сетных орудий добычи (вылова) водных биоресурсов и электроловильных систем и устройств).

Также было рассмотрено обращение Законодательного Собрания Приморского края к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкину и Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву по вопросу реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления. Обращение было поддержано депутатами на заседании комитета и на пленарном заседании Законодательного Собрания.

 

7.  Комиссия по регламенту, депутатской этике, реализации депутатских полномочий, вопросам информационной политики и взаимодействия с институтами гражданского общества

 

В 2016 году комиссией по регламенту, депутатской этике, реализации депутатских полномочий, вопросам информационной политики и взаимодействия с институтами гражданского общества Законодательного Собрания Кировской области (в пятом созыве – комитетом по регламенту, депутатской этике, реализации депутатских полномочий и информационной политике) было рассмотрено 18 законопроектов, в том числе профильных – 5. Рассматривались как базовые законопроекты, так и законопроекты, вносящие изменения в действующие законы Кировской области, в том числе разработанные в целях приведения областного законодательства в соответствие с изменениями федерального законодательства.

Из 5 профильных законопроектов в окончательной редакции были приняты три:

от 29.02.2016 № 628-ЗО «О внесении изменений в отдельные законы Кировской области по вопросам противодействия коррупции» и от 30.11.2016 № 20-ЗО «О внесении изменений в Закон Кировской области «О статусе депутата Законодательного Собрания Кировской области». Предусматривается введение ответственности для депутатов Законодательного Собрания Кировской области за непредставление или несвоевременное представление депутатом сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также регулируется порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов при осуществлении депутатской деятельности;

от 06.12.2016 № 24-ЗО «О внесении изменения в статью 7 Закона Кировской области «Об Общественной палате Кировской области». Предусматривается исключение запрета на совместительство членства в Общественной палате Российской Федерации и Общественной палате Кировской области.

В прошедшем году одним из основных направлений деятельности в работе комиссии были вопросы совершенствования областного законодательства в сфере противодействия коррупции. Был рассмотрен и рекомендован к принятию Законодательным Собранием Кировской области проект постановления «Об утверждении Положения о порядке принятия отдельными категориями лиц почетных и специальных званий, наград и иных знаков отличия (за исключением научных и спортивных) иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений и других организаций». Принятие данного постановления позволило устранить пробел в правовом регулировании и реализовать положения пункта 8 части 3 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», предусматривающие необходимость установления порядка принятия лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации и осуществляющими свои полномочия на постоянной основе, почетных и специальных званий, наград и иных знаков отличия иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений и других организаций.

Неоднократно предметом рассмотрения членов комиссии были вопросы совершенствования норм Регламента Законодательного Собрания Кировской области. Внесение изменений в Регламент обуславливалось как изменениями областного законодательства, так и необходимостью детализации отдельных процедур рассмотрения нормативных правовых актов в Законодательном Собрании Кировской области. Так, был изменен перечень субъектов права законодательной инициативы (в него включена Общественная палата Кировской области), исключено участие в формировании Избирательной комиссии Кировской области политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты, созданы правовые основания для деятельности в течение срока полномочий Законодательного Собрания Кировской области не только комитетов, но и комиссий.

Кроме того, комиссией был одобрен проект постановления «О внесении изменений в Регламент Законодательного Собрания Кировской области», предусматривающий отмену права депутата передать свой голос другому депутату в случае отсутствия на пленарном заседании по уважительной причине. Депутаты сочли, что запрет на голосование «по доверенностям» позитивно скажется на авторитете Законодательного Собрания региона, повысит депутатскую дисциплину и уровень законотворческой деятельности.

Среди наиболее важных проектов постановлений нормативного характера, рассмотренных комиссией, можно отметить проект постановления «Об утверждении Положения о комитетах и комиссии Законодательного Собрания Кировской области шестого созыва». В отличие от нескольких действовавших в пятом созыве Законодательного Собрания Кировской области положений о комитетах депутатами Законодательного Собрания Кировской области шестого созыва было принято единое Положение, что позволило унифицировать порядок организации деятельности комитетов и принятия ими решений. Помимо этого в новом Положении содержатся нормы, связанные с деятельностью комиссии, и более детально проработан вопрос о досрочном прекращении полномочий председателя комитета, осуществляющего полномочия без отрыва от основной производственной или служебной деятельности.

В конце 2016 года комиссией начата работа по формированию Молодежного парламента при Законодательном Собрании Кировской области шестого созыва. Членами комиссии был рассмотрен проект постановления «О внесении изменений в постановление Законодательного Собрания Кировской области от 18.07.2013 № 27/221 «Об утверждении Положения о Молодежном парламенте при Законодательном Собрании Кировской области», предусматривающий изменение порядка формирования Молодежного парламента. Предложение о переходе на конкурсную основу формирования было принято непосредственно членами Молодежного парламента предыдущего созыва на последнем пленарном заседании. По мнению молодых парламентариев, введение конкурсного отбора позволит выбрать наиболее активных и рассудительных кандидатов. Принятое постановление предусматривает формирование Молодежного парламента на конкурсной основе из числа членов молодежных общественных объединений, обучающихся образовательных организаций профессионального и высшего образования Кировской области, иных представителей социально активной молодежи в возрасте от 18 до 35 лет. Проведение конкурсного отбора возлагается на конкурсную комиссию, созданную из числа депутатов Законодательного Собрания, членов Молодежного парламента предыдущего созыва, а также представителя органов исполнительной власти Кировской области.

Помимо вышеуказанного в отчетном периоде комиссией были рассмотрены проекты постановлений, затрагивающие вопросы досрочного прекращения депутатских полномочий, а также изменения составов комитетов (комиссии) Законодательного Собрания Кировской области.

На рассматриваемые комиссией проекты нормативных правовых актов  правовым управлением аппарата Законодательного Собрания Кировской области по результатам правовой и антикоррупционной экспертиз было подготовлено 18 заключений, из них 8 – на проекты законов области и 10 – на проекты постановлений Законодательного Собрания Кировской области нормативного характера. В ходе проведения экспертиз нарушений федерального и областного законодательства, коррупциогенных факторов, юридико-технических замечаний в рассмотренных проектах нормативных правовых актов выявлено не было.

Кроме того, в отчетном периоде комиссией проводилась работа по вопросу депутатской дисциплины. Членами комиссии обсуждались причины отсутствия депутатов на пленарных заседаниях и нарушения депутатами порядка выступления на пленарных заседаниях Законодательного Собрания Кировской области.

 

РАЗДЕЛ II

 ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1.  Анализ результатов взаимодействия с Федеральным Собранием Российской Федерации

 

Взаимодействие Законодательного Собрания Кировской области с палатами Федерального Собрания Российской Федерации осуществляется в следующих формах:

1) реализация Законодательным Собранием Кировской области права законодательной инициативы путем внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов, а также направления поправок к принятым в первом чтении проектам федеральных законов;

2) выражение поддержки внесенным федеральным законопроектам до их рассмотрения в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации;

3) направление разрабатываемых проектов федеральных законов в Совет законодателей при Федеральном Собрании Российской Федерации для их предварительной оценки.

В 2016 году Законодательным Собранием Кировской области в рамках реализации права законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации было внесено 5 законодательных инициатив:

1) проект федерального закона «О внесении изменений в статью 168 Жилищного кодекса Российской Федерации». Законопроектом дополняется статья 168 Жилищного кодекса Российской Федерации новой частью 41, согласно которой предлагается закрепить возможность внесения в региональную программу изменений, предусматривающих перенос срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме одного вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту на более ранний период вместо другого вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренного региональной программой, при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Постановлением Законодательного Собрания Кировской области от 18.02.2016 № 54/20 указанная законодательная инициатива была поддержана и внесена в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25.01.2017 № 842-7 ГД законопроект был отклонен в первом чтении;

2) проект федерального закона «О внесении изменения в статью 174 Жилищного кодекса Российской Федерации». Законопроектом предлагается уточнить положения части 1 статьи 174 Жилищного кодекса Российской Федерации и предусмотреть, что за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, может осуществляться финансирование работ, предусмотренных не законом, а нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Постановлением Законодательного Собрания Кировской области от 24.03.2016 № 55/76 указанная законодательная инициатива была поддержана и внесена в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. В настоящее время законопроект находится на стадии предварительного рассмотрения в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

3) проект федерального закона «О внесении изменений в статью 175 Жилищного кодекса Российской Федерации». Законопроектом предлагается предусмотреть возможность аккумулирования средств фондов капитального ремонта нескольких многоквартирных домов на одном специальном счете в случае принятия такого решения собственниками помещений в многоквартирных домах, входящих в состав одного товарищества собственников жилья. Постановлением Законодательного Собрания Кировской области от 24.03.2016 № 55/78 указанная законодательная инициатива была поддержана и внесена в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11.01.2017 № 697-7 ГД законопроект был отклонен в первом чтении;

4) проект федерального закона «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства». Законопроектом предлагается установить, что в случае осуществления функций по представлению платежных документов для уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и ведению учета средств, поступивших на счета данных организаций в виде взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах, не самими специализированными организациями, а третьими лицами, последние относятся к числу поставщиков информации. Постановлением Законодательного Собрания Кировской области от 21.04.2016 № 56/125 указанная законодательная инициатива была поддержана и внесена в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15.02.2017 № 970-7 ГД  законопроект был отклонен в первом чтении;

5) проект федерального закона «О внесении изменений в статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации». Законопроект предполагает обязательное проведение экспертизы в отношении отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан, в случае если строительство или реконструкция таких объектов осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Постановлением Законодательного Собрания Кировской области от 16.06.2016 № 58/215 указанная законодательная инициатива была поддержана и внесена в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. По решению Совета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 01.11.2016 инициатива возвращена для выполнения требований Конституции Российской Федерации и Регламента Государственной Думы, а именно – получения заключения Правительства Российской Федерации.

Таким образом, из 5 законодательных инициатив, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в 2016 году, 1 возвращена, 3 отклонены, 1 находится на рассмотрении.

На пленарных заседаниях Законодательного Собрания Кировской области поддержано 12 проектов федеральных законов:

№ 973780-6 «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «Об электроэнергетике»;

№ 984349-6 «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации»;

№ 984351-6 «О внесении изменения в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с принятием Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации»;

№ 999547-6 «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов»;

№ 999555-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов»;

№ 1002900-6 «О внесении изменений в статью 54 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» и статью 11 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

№ 1007443-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и иные законодательные акты Российской Федерации»;

№ 1010721-6 «О внесении изменений в статьи 166 и 189 Жилищного кодекса Российской Федерации»;

№ 1011298-6 «О внесении изменения в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»;

№ 1041782-6 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации»;

№ 3324-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения права детей на отдых и оздоровление, а также охраны их жизни и здоровья»;

№ 22435-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Из 12 проектов федеральных законов, которые были поддержаны Законодательным Собранием Кировской области, 6 законопроектов были приняты Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в окончательной редакции, 5 отклонены, 1 принят в первом чтении и находится на рассмотрении.

В рамках работы Совета законодателей при Федеральном Собрании Российской Федерации внесено для заключения в комиссии Совета законодателей два проекта законодательных инициатив, один из них рекомендован к доработке и внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, другой к внесению не рекомендован.

Кроме того, взаимодействие с Федеральным Собранием Российской Федерации осуществляется в форме направления в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации информации для подготовки тематических докладов о проблемах правоприменения федерального законодательства.

 

2.  Анализ результатов взаимодействия с представительными органами местного самоуправления

 

Взаимодействие Законодательного Собрания Кировской области с представительными органами местного самоуправления осуществляется в нескольких направлениях.

Наиболее формализованным взаимодействием с представительными органами местного самоуправления является реализация ими права законодательной инициативы в Законодательное Собрание Кировской области. В 2016 году представительным органом местного самоуправления был внесен один законопроект.

Проект закона области «О внесении изменений в Закон Кировской области «О местном самоуправлении в Кировской области» был внесен Котельничской городской Думой 28.01.2016 и предусматривал дополнение статьи 15 Закона Кировской области от 29.12.2004 № 292-ЗО «О местном самоуправлении в Кировской области» положениями, предусматривающими избрание главы городского округа город Котельнич на муниципальных выборах с последующим исполнением им обязанностей главы местной администрации. На пленарном заседании Законодательного Собрания Кировской области 24.03.2016 указанный законопроект был отклонен в первом чтении (постановление Законодательного Собрания Кировской области от 24.03.2016 № 55/7).

Также в целях обеспечения взаимодействия с органами местного самоуправления в законотворческом процессе все наиболее значимые проекты законов области, реализация которых затрагивает органы местного самоуправления, направлялись в муниципальные образования области для внесения предложений по существу.

По ряду вопросов взаимодействие с представительными органами местного самоуправления осуществляется через ассоциацию «Совет муниципальных образований Кировской области» в соответствии с Законом Кировской области от 30.07.2009 № 403-ЗО «О взаимодействии органов государственной власти Кировской области с ассоциацией «Совет муниципальных образований Кировской области».

 

 

3.  Взаимодействие с территориальными подразделениями федеральных органов государственной власти

 

В 2016 году Законодательным Собранием Кировской области все так же активно осуществлялось взаимодействие с прокуратурой Кировской области, Управлением Минюста России по Кировской области. В основном работа велась по проектам законов области, рассматриваемым на предмет соответствия федеральному и областному законодательству. Обмен мнениями по многим законопроектам приводил к выработке единой позиции. При отсутствии такого единства депутатами принимались определенные решения, которые озвучивались на заседаниях комитетов и пленарных заседаниях Законодательного Собрания Кировской области. По некоторым вопросам правовые споры выносились на рассмотрение Кировского областного суда. Депутаты Законодательного Собрания Кировской области непосредственно не принимали участие в судебных заседаниях. Правовое обеспечение деятельности депутатов по конкретному закону области в Кировском областном суде осуществлялось правовым управлением аппарата Законодательного Собрания Кировской области.

В 2016 году прокурор области внес в Законодательное Собрание Кировской области 5 проектов законов. В окончательном чтении приняты 4 закона, внесшие поправки в законы области «Об установлении ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Кировской области», «О Правительстве и иных органах исполнительной власти Кировской области», «Об административной ответственности в Кировской области» и «О противодействии коррупции в Кировской области». Проект базового закона области «О профилактике правонарушений в Кировской области» внесен прокурором области 13.09.2016 и на пленарном заседании 27.10.2016 принят Законодательным Собранием Кировской области в первом чтении.

В течение 2016 года прокуратурой области в Законодательное Собрание Кировской области было внесено 7 протестов на законы области. Указанные протесты своевременно рассмотрены, и в результате рассмотрения 5 из них удовлетворены, 2 отклонены.

Взаимодействие с Управлением Минюста России по Кировской области осуществляется в форме рассмотрения отзывов Управления на проекты законов области и экспертных заключений на принятые законы области. Также представители Управления приглашаются на заседания рабочих групп по наиболее важным законопроектам.

Необходимо отметить, что в совместной работе по совершенствованию областного законодательства принимают активное участие представители ряда судебных органов: Кировского областного суда, министерства юстиции Кировской области, Управления судебного департамента в Кировской области, а также Совета судей Кировской области.

Следует отметить значительные результаты взаимодействия  Законодательного Собрания Кировской области с УМВД России по Кировской области, которое хотя и не обладает правом законодательной инициативы, но активно участвует в совершенствовании и развитии регионального законодательства. Так, в 2016 году представители УМВД России по Кировской области принимали участие в разработке и обсуждении проектов законов области «О внесении изменений в Закон Кировской области «Об установлении ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Кировской области» и «О внесении изменений в Закон Кировской области «Об административной ответственности в Кировской области».

 

4.  Предложения по совершенствованию законодательства Кировской области

 

В целях повышения качества законодательных актов области в рамках подготовки настоящего Доклада научными и общественными организациями, осуществляющими свою деятельность на территории Кировской области, был проведен анализ действующего законодательства в различных сферах общественных отношений, по результатам которого выявлены отдельные проблемы и предложены пути их решения.

Так, например, сотрудниками Кировского Регионального общественного фонда поддержки предпринимательства «Содействие» (далее – КРОФПП «Содействие») был проведен анализ законодательства в сфере организации проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов.

По мнению КРОФПП «Содействие», действующий массив принятых нормативных правовых актов (как на федеральном, так и на региональном уровне) говорит о том, что законодательство находится в постоянном развитии, о здоровом стремлении органов государственной власти взаимодействовать с обществом, а также совместными усилиями совершенствовать законодательство. Оценка регулирующего воздействия позволяет избежать принятия несущих риски невозможности исполнения норм права и излишних затрат, сделать изменения нормативной базы для бизнеса более комфортными и предсказуемыми.

В качестве повышения эффективности и совершенствования регионального законодательства в данной сфере предлагается следующее.

1. На законодательном уровне закрепить проведение оценки регулирующего воздействия концепции нового правового регулирования.

При определении порядка проведения оценки регулирующего воздействия регион выбирает, с какого момента разработки акта будет осуществляться оценка – с появления концепции нового регулирования или после подготовки текста проекта. Так, например, в Чувашской Республике предусмотрена оценка концепций. В соответствии с разделом II «Уведомление об обсуждении идеи (концепции) проекта акта» приложения № 2 постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.11.2012 № 532 «О проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Чувашской Республики»: «Орган исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности (далее – орган исполнительной власти), принявший решение о подготовке проекта акта, размещает уведомление об обсуждении идеи (концепции) проекта акта (далее – уведомление) по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку на официальном сайте regulations.cap.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сайт regulations.cap.ru)».

Данное нововведение необходимо с целью повышения эффективности принимаемых нормативных правовых актов региона.

2. Проведение активной работы с представителями бизнес-сообществ для вовлечения их в процедуру оценки регулирующего воздействия.

В большинстве регионов Российской Федерации (Кировская область не стала исключением) преобладает формальный подход к проведению оценки регулирующего воздействия. Об этом говорит низкое качество проводимой аналитической работы, а также неактивное участие субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности в публичных консультациях. Обращаясь к рейтингу качества осуществления оценки регулирующего воздействия в субъектах Российской Федерации за 2015 год, подготовленному Министерством экономического развития Российской Федерации, мы видим, что Кировская область занимает 60 место из 76, набрав всего 68 баллов, в то время как, например, Чувашская Республика, о которой мы говорили выше, занимает 16 место. По сравнению с предыдущим годом Кировская область утратила свои позиции. По экспертным оценкам КРОФПП «Содействие», не более 50% представителей бизнеса знают, что такое оценка регулирующего воздействия, не более 5% принимали участие в данной процедуре. Все это говорит о том, что процедура оценки регулирующего воздействия на данный момент носит лишь формальный характер и требует совершенствования.

3. В случае если при проведении процедуры оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта выявляется ряд дискуссионных вопросов, следует выносить его на дополнительное очное обсуждение с целью устранения разногласий.

Исходя из вышеуказанного порядок проведения оценки регулирующего воздействия может и должен быть усовершенствован в части исключения возможности формального подхода к учету мнения предпринимательского сообщества со стороны разработчика нормативного правового акта.

4. Необходимо расширить сферу применения процедуры оценки регулирующего воздействия. Например, в соответствии с постановлением Правительства Брянской области от 24.12.2013 № 757-п «О порядке проведения исполнительными органами государственной власти Брянской области оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Брянской области и экспертизы нормативных правовых актов Брянской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности» оценке регулирующего воздействия подлежат проекты нормативных правовых актов Брянской области в следующих сферах:

1) государственное регулирование инвестиционной и предпринимательской деятельности, установление порядка предоставления государственной поддержки субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности;

2) организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора) и лицензирования отдельных видов деятельности;

3) предоставление государственных услуг, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской деятельности.

В настоящее время в соответствии с Законом Кировской области от 23.12.2014 № 499-ЗО «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Кировской области и проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и экспертизе нормативных правовых актов Кировской области и муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности» оценке регулирующего воздействия подлежат проекты нормативных правовых актов, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Кировской области обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, устанавливающих, изменяющих или отменяющих ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов Кировской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также проектов муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.

5. С целью совершенствования правового регулирования в сфере оценки регулирующего воздействия на территории Кировской области предлагается установить административную ответственность за неисполнение требований к проведению оценки регулирующего воздействия, предусмотренных Законом Кировской области от 23.12.2014 № 499-ЗО «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Кировской области и проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и экспертизе нормативных правовых актов Кировской области и муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности», в виде предупреждения или административного штрафа.

Совершенствование законодательства в сфере местного самоуправления было темой анализа Центра изучения проблем местного самоуправления Кировского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее – КФ РАНХиГС) в составе доктора юридических наук В.В. Куликова, кандидата юридических наук Е.М. Заболотских, кандидатов экономических наук А.Ю. Потапенко и И.Н. Гильвановой. В подготовленной КФ РАНХиГС аналитической записке указано следующее.

Организация местного самоуправления в Российской Федерации во многом определяется рамками правового закрепления общих принципов организации местного самоуправления, осуществляемого на федеральном уровне. И только в случае прямого указания Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) допускается правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьями 32, 130, 131 и 132 Конституции Российской Федерации граждане имеют право на осуществление местного самоуправления и реализуют его путем референдума, выборов, иных форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы самоуправления. Это означает, в частности, что граждане имеют право на участие – непосредственно или через своих представителей – в осуществлении публичной власти в рамках муниципального образования.

1. Непосредственное участие граждан в осуществлении местного самоуправления.

Необходимым условием успешного функционирования местного сообщества является участие населения в решении вопросов местной жизни. В субъектах Российской Федерации постоянно осуществляется работа по привлечению граждан к участию в реализации местного самоуправления и решении вопросов местного значения муниципальными образованиями, однако проблема продолжает быть актуальной. Представляется обоснованным законодательное закрепление новых представительных и непосредственных форм участия населения в местном самоуправлении и совершенствование правового регулирования существующих норм как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации – Кировской области.

Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются порядок подготовки и проведения местного референдума, гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения и подведения итогов муниципальных выборов (в соответствии с федеральным законом) и др. В 2015 году у органов государственной власти субъектов Российской Федерации появилось право регулировать порядок назначения и проведения опроса граждан как формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления (часть 4 статьи 31 Федерального закона № 131-ФЗ). В Кировской области был принят Закон Кировской области от 29.02.2016 № 617-ЗО «О порядке назначения и проведения опроса граждан в Кировской области».

В дальнейшем представляется целесообразным нормативное совершенствование также процедуры организации и проведения публичных слушаний. Публичные слушания являются формой обязательного учета мнения граждан по важнейшим вопросам, отнесенным к компетенции органов местного самоуправления. Однако действующая редакция статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ, регулирующей их проведение, характеризуется подробной регламентацией процедуры публичных слушаний в сочетании с отсутствием каких-либо требований к учету их результатов. Хотя федеральный законодатель урегулировал механизм организации данного мероприятия, единственной формой использования его результатов является только их опубликование (обнародование). В законе отсутствует определение понятия «результат публичных слушаний», у граждан отсутствует понимание практического значения проведения данных мероприятий.

2. Органы местного самоуправления.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона № 131-ФЗ в структуре органов местного самоуправления обязательно должны быть представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация.

Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются наименование представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации с учетом исторических и иных местных традиций, виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. Также могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей, вида муниципального образования и других обстоятельств. Вполне целесообразно было бы предоставить право муниципальным образованиям самим применять ту или иную избирательную систему – пропорциональную, мажоритарную, смешанную, с одномандатными или многомандатными округами, наиболее отвечающую особенностям данного муниципального образования.

В федеральном законе сохранились разные варианты формирования органов местного самоуправления, по-прежнему говорится о необходимости выбора конкретной модели с учетом исторических, местных и иных особенностей.

При этом сейчас субъекты Российской Федерации наделены правом законодательно устанавливать единственный вариант формирования представительного органа, способа замещения должности главы муниципального образования и его места в структуре органов местного самоуправления, в том числе для конкретных муниципальных образований (федеральные законы от 27.05.2014 № 136-ФЗ, от 23.06.2014 № 165-ФЗ, от 03.02.2015 № 8-ФЗ). Это регулирование было проверено Конституционным Судом Российской Федерации. В постановлении от 01.12.2015 № 30-П Конституционный Суд Российской Федерации исключил для субъектов Российской Федерации такую возможность, однако только в отношении сельских и некоторых городских поселений. В то же время он признал конституционной возможность воспроизведения законами субъектов Российской Федерации единственно возможного варианта порядка избрания и места в системе органов местного самоуправления глав муниципальных образований – муниципальных районов, городских округов, внутригородских районов.

Представляется обоснованным переход к формированию представительных органов муниципальных районов из глав поселений или из депутатов их представительных органов. Это позволит сократить расходы на проведение выборов, повысит эффективность взаимодействия органов местного самоуправления двух уровней. При регулировании порядка перехода к данному способу формирования представительного органа необходимо урегулирование ряда вопросов, таких как рассмотрение нормы представительства в представительном органе муниципального района, определение субъекта (органа, должностного лица), который фиксирует, что представительные органы не менее двух третей поселений приняли соответствующие решения, и некоторых других.


Информация по документу
Читайте также