Расширенный поиск
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 19.06.2017 № 262
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРАВИТЕЛЬСТВА УДМУРТСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ
от 19 июня 2017 года N 262
О внесении изменения в постановление Правительства Удмуртской Республики
от 30 января 2017 года N 9 «Об утверждении государственной программы Удмуртской
Республики «Доступная среда»
Правительство Удмуртской Республики постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Удмуртской Республики
от 30 января 2017 года N 9 «Об утверждении государственной программы
Удмуртской Республики «Доступная среда» изменение, изложив государственную
программу Удмуртской Республики «Доступная среда» в редакции согласно
приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального
опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017
года.
Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Удмуртской Республики В.А. Савельев
Приложение
к постановлению
Правительства Удмуртской Республики
от 19 июня 2017 года N
262
«УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства
Удмуртской Республики
от 30 января 2017 года N
9
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
Удмуртской Республики
«Доступная среда»
Паспорт
государственной программы Удмуртской Республики
«Доступная среда»
Наименование государственной программы
|
Доступная среда (далее – государственная
программа)
|
Основания разработки государственной
программы
|
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской
Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства
Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;
постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 года N 1297
«Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная
среда» на 2011 – 2020 годы»;
распоряжение
Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 года N 1507-р об утверждении
Плана мероприятий по реализации в субъектах Российской Федерации программ
сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального
образования и содействия в последующем трудоустройстве на 2016 – 2020 годы;
Закон Удмуртской Республики от 9 октября 2009 года N 40-РЗ «О Стратегии
социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025
года»;
постановление Правительства Удмуртской
Республики от 10 октября 2014
года N 383 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии
социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025
года»;
распоряжение Правительства Удмуртской
Республики от 30 декабря 2013
года N 899-р «Об утверждении Перечня государственных программ Удмуртской
Республики»
|
Ответственный
исполнитель государственной программы
|
Министерство
социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики
|
Соисполнители государственной программы
|
Министерство культуры и туризма Удмуртской
Республики;
Министерство
здравоохранения Удмуртской Республики;
Министерство по физической
культуре, спорту и
молодежной политике
Удмуртской Республики;
Министерство образования и науки Удмуртской Республики;
Министерство труда и миграционной политики
Удмуртской Республики;
Агентство печати и
массовых коммуникаций Удмуртской Республики
|
Сроки реализации
государственной программы
|
2017 – 2022 годы
|
Этапы
государственной программы
|
Не предусмотрены
|
Цель государственной программы
|
Создание для инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих
затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой
информации) (далее – МГН) доступной и комфортной среды жизнедеятельности
|
Задачи государственной программы
|
1) обеспечение
равного доступа инвалидов и других МГН к приоритетным объектам и услугам в
приоритетных сферах жизнедеятельности;
2) обеспечение
равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным
услугам, включая обеспечение равного доступа инвалидов к профессиональному
образованию;
3) обеспечение
равного доступа инвалидов молодого возраста к профессиональному
развитию и трудоустройству
|
Подпрограммы государственной программы
|
1) обеспечение
условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах
жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных
групп населения;
2) совершенствование
системы комплексной реабилитации и абилитации
инвалидов;
3) сопровождение
инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и
содействие в последующем трудоустройстве
|
Целевые показатели (индикаторы)
государственной программы
|
1) доля доступных для
инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной,
инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов,
процентов;
2) доля инвалидов (в
том числе детей-инвалидов), получивших мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, процентов;
3) доля инвалидов, трудоустроенных
органами службы занятости населения Удмуртской Республики, в общем числе
инвалидов, обратившихся в органы службы занятости населения Удмуртской
Республики, процентов
|
Ресурсное обеспечение
государственной программы
|
Общий объем финансирования государственной программы составит 83 894,7 тыс. рублей, из них:
в 2017 году – 83 894,7 тыс. рублей,
в том числе объем средств федерального бюджета оценивается в размере 22 221,4 тыс. рублей, из них:
в 2017 году – 22 221,4 тыс. рублей, в том числе:
1) 18 176,4 тыс. рублей в соответствии с соглашением, заключаемым с
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (в том числе
10 177,2 тыс. рублей на
реализацию мероприятий Министерством социальной, семейной и демографической
политики Удмуртской Республики, 7 999,2 тыс. рублей – Министерством
образования и науки Удмуртской Республики);
2) 4 045,0 тыс. рублей в соответствии с соглашением, заключаемым с
Министерством образования и науки Российской Федерации;
в том числе объем средств бюджета Удмуртской Республики – 61 673,3 тыс. рублей, из
них:
в 2017 году – 61 673,3 тыс. рублей, в том числе:
1) 55 079,5 тыс. рублей предусмотрены Министерству социальной,
семейной и демографической политики Удмуртской Республики;
2) 6 593,8 тыс. рублей
предусмотрены Министерству образования и науки Удмуртской Республики
|
Ожидаемые результаты реализации государственной программы
|
1) увеличение доли
доступных для инвалидов и других МГН
приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в
общем количестве приоритетных объектов к 2022 году до 69,5 %;
2) увеличение доли
инвалидов (в том числе детей-инвалидов), получивших мероприятия по
реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов к 2022 году до 29 %;
3) увеличение доли
инвалидов, трудоустроенных органами службы занятости населения Удмуртской
Республики, в общем числе инвалидов, обратившихся в органы службы занятости
населения Удмуртской Республики, к 2020 году до 52,5 %
|
Паспорт подпрограммы
«Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных
сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения»
Наименование
подпрограммы
|
Обеспечение
условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах
жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных
групп населения (далее – подпрограмма)
|
Ответственный исполнитель подпрограммы
|
Министерство социальной, семейной и демографической
политики Удмуртской Республики
|
Соисполнители
подпрограммы
|
Министерство
культуры и туризма Удмуртской Республики;
Министерство здравоохранения Удмуртской
Республики;
Министерство по физической культуре, спорту и
молодежной политике Удмуртской Республики;
Министерство
образования и науки Удмуртской
Республики;
Министерство
труда и миграционной политики Удмуртской Республики;
Агентство печати и массовых коммуникаций
Удмуртской Республики
|
Сроки реализации подпрограммы
|
2017 – 2022 годы
|
Этапы государственной подпрограммы
|
Не предусмотрены
|
Цель
подпрограммы
|
Повышение
уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах
жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Удмуртской Республике
|
Задачи
подпрограммы
|
1) формирование условий для беспрепятственного
доступа инвалидов и других МГН к приоритетным объектам и услугам в сфере
социальной защиты, занятости, здравоохранения, культуры, образования,
транспортной и пешеходной инфраструктур, информации и связи, физической
культуры и спорта;
2) повышение доступности и качества реабилитационных
услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов);
3) информационно-методическое и кадровое обеспечение
системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов;
4) преодоление социальной разобщенности в обществе и
формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме
обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН
|
Целевые
показатели (индикаторы) подпрограммы
|
1) доля приоритетных объектов, доступных для
инвалидов и других МГН в сфере социальной защиты, в общем количестве
приоритетных объектов в сфере социальной защиты, процентов;
2) доля детей-инвалидов, которым созданы условия для
получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего
образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста,
процентов;
3) доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет,
получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов
данного возраста, процентов;
4) доля приоритетных объектов
органов службы занятости населения Удмуртской Республики, доступных
для инвалидов и других МГН, в общем количестве объектов органов службы
занятости, процентов;
5) доля приоритетных объектов, доступных для
инвалидов и других МГН в сфере здравоохранения, в общем количестве
приоритетных объектов в сфере здравоохранения, процентов;
6) доля дошкольных образовательных организаций, в
которых создана универсальная безбарьерная среда для
инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных
образовательных организаций, процентов;
7) доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет,
охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов
данного возраста, процентов;
8) доля общеобразовательных организаций, в которых
создана универсальная безбарьерная среда для
инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве
общеобразовательных организаций, процентов;
9) доля образовательных организаций, в которых
созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, в
общем количестве образовательных организаций, процентов;
10) доля приоритетных объектов, доступных для
инвалидов и других МГН в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов
в сфере культуры, процентов;
11) доля парка подвижного состава автомобильного и
городского наземного электрического транспорта общего пользования,
оборудованного для перевозки инвалидов и других МГН, в парке этого подвижного
состава (автобусного, трамвайного, троллейбусного), процентов;
12) доля приоритетных объектов транспортной
инфраструктуры, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве
приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, процентов;
13) доля лиц с ограниченными возможностями здоровья
и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и
спортом, в общей численности данной категории населения, процентов;
14) доля приоритетных объектов, доступных для
инвалидов и других МГН в сфере физической культуры и спорта, в общем
количестве приоритетных объектов, процентов;
15) доля инвалидов, положительно оценивающих
отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности
опрошенных инвалидов, процентов
|
Ресурсное
обеспечение
подпрограммы
|
Общий объем
финансирования подпрограммы составит
76 349,7 тыс. рублей, из них:
в 2017 году –
76 349,7 тыс. рублей,
в том числе объем
средств федерального бюджета оценивается в размере 18 176,4 тыс. рублей,
из них:
в 2017 году –
18 176,4 тыс. рублей в соответствии с соглашением, заключаемым с
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (в том числе
10 177,2 тыс. рублей на реализацию мероприятий Министерством социальной,
семейной и демографической политики Удмуртской Республики, 7 999,2 тыс.
рублей – Министерством образования и науки Удмуртской Республики);
в том числе объем
средств бюджета Удмуртской Республики
– 58 173,3 тыс. рублей, из них:
в 2017 году –
58 173,3 тыс. рублей, в том числе:
1) 54 579,5 тыс.
рублей предусмотрены Министерству социальной, семейной и демографической
политики Удмуртской Республики;
2)
3 593,8 тыс. рублей предусмотрены Министерству образования и науки
Удмуртской Республики
|
Ожидаемые
результаты реализации подпрограммы
|
1) увеличение
доли приоритетных объектов, доступных
для инвалидов и других МГН в сфере социальной защиты, в общем количестве
приоритетных объектов в сфере социальной защиты к 2022 году до 77,5 %;
2) увеличение доли детей-инвалидов, которым созданы
условия для получения качественного начального общего, основного общего,
среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного
возраста к 2022 году до 100 %;
3) увеличение доли детей-инвалидов в возрасте от 5
до 18 лет, получающих дополнительное
образование, в общей численности детей-инвалидов данного возраста к 2022 году
до 51 %;
4) увеличение доли приоритетных объектов органов службы
занятости населения Удмуртской Республики, доступных для инвалидов и
других МГН, в общем количестве объектов органов службы занятости населения
Удмуртской Республики к 2022 году до 62 %;
5) увеличение доли приоритетных объектов, доступных
для инвалидов и других МГН в сфере здравоохранения, в общем количестве
приоритетных объектов в сфере здравоохранения к 2022 году до 70 %;
6) увеличение доли дошкольных образовательных
организаций, в которых создана универсальная безбарьерная
среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве
дошкольных образовательных организаций к 2022 году до 22 %;
7) увеличение доли
детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до
7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности
детей-инвалидов данного возраста к 2022 году до 100 %;
8) увеличение доли
общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов,
в общем количестве общеобразовательных организаций к 2022 году до 25,5 %;
9) увеличение доли образовательных организаций, в
которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного
образования, в общем количестве образовательных организаций к 2022 году до
13,78 %;
10) увеличение доли приоритетных объектов, доступных
для инвалидов и других МГН в сфере культуры, в общем количестве приоритетных
объектов в сфере культуры к 2022 году
до 61,5 %;
11) увеличение доли парка подвижного состава
автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего
пользования, оборудованного для перевозки инвалидов и других МГН, в парке
этого подвижного состава (автобусного, трамвайного, троллейбусного) к 2022
году до 21 %;
12) увеличение доли
приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для
инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов транспортной
инфраструктуры к 2022 году до 82 %;
13) увеличение доли
лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет,
систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности
данной категории населения к 2022 году
до 58 %;
14)
увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в
сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных
объектов к 2022 году до 74 %;
15)
увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к
проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов к 2022 году до
54 %
|
Паспорт подпрограммы
«Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации
инвалидов»
Наименование подпрограммы
|
Совершенствование системы комплексной реабилитации и
абилитации инвалидов (далее – подпрограмма)
|
Ответственный исполнитель подпрограммы
|
Министерство социальной, семейной и демографической
политики Удмуртской Республики
|
Соисполнители
подпрограммы
|
Министерство
образования и науки Удмуртской
Республики;
Министерство здравоохранения Удмуртской Республики
|
Сроки реализации подпрограммы
|
2017 – 2022 годы
|
Этапы государственной подпрограммы
|
Не предусмотрены
|
Цель
подпрограммы
|
Повышение
качества предоставляемых услуг по реабилитации и абилитации
инвалидов, а также по комплексной реабилитации детей в раннем возрасте в
целях минимизации отклонений в состоянии их здоровья
|
Задачи
подпрограммы
|
1) обеспечение
доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья;
2) организация
межведомственной системы профилактики детской инвалидности путем развития
службы раннего вмешательства;
3) формирование
условий для развития системы комплексной реабилитации и абилитации
инвалидов, в том числе детей-инвалидов
|
Целевые
показатели (индикаторы) подпрограммы
|
1) доля образовательных организаций среднего
профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в общем числе
соответствующих организаций, процентов;
1.
2) доля инвалидов и
лиц с ограниченными возможностями здоровья, принятых на обучение по
образовательным программам среднего профессионального образования,
образовательным программам профессионального обучения, дополнительным
профессиональным программам (по отношению к предыдущему году), процентов;
2.
3) доля студентов из числа инвалидов и
лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучавшихся по образовательным программам среднего
профессионального образования,
образовательным программам профессионального обучения, дополнительным
профессиональным программам и выбывших по причине академической
неуспеваемости, процентов;
4) доля инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья, завершивших обучение
по образовательным
программам среднего профессионального образования, относительно принятых на
обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, процентов;
5)
доля трудоустроенных и (или) продолживших профессиональное образование
выпускников с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья от
общей численности выпускников профессиональных образовательных организаций с
инвалидностью, процентов;
6) количество инвалидов (в том числе
детей-инвалидов), получивших реабилитационные и абилитационные
услуги, человек;
7) доля специалистов,
прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и
социальной интеграции инвалидов, среди всех специалистов, занятых в этой
сфере, процентов
|
Ресурсное
обеспечение
подпрограммы
|
Общий
объем финансирования подпрограммы составит
7 545,0 тыс. рублей, из них:
в
2017 году – 7 545,0 тыс. рублей,
в
том числе объем средств федерального бюджета, планируемых к привлечению,
оценивается в размере 4045,0 тыс.
рублей, из них:
в
2017 году – 4 045,0 тыс. рублей в соответствии с соглашением,
заключаемым с Министерством образования и науки Российской Федерации;
в
том числе объем средств бюджета Удмуртской Республики – 3 500,0 тыс. рублей, из них:
в
2017 году – 3 500,0 тыс. рублей, в том числе:
1) 500,0
тыс. рублей предусмотрены Министерству социальной, семейной и демографической
политики Удмуртской Республики;
2) 3 000,0
тыс. рублей предусмотрены Министерству образования и науки Удмуртской
Республики
|
Ожидаемые
результаты реализации подпрограммы
|
1)
увеличение доли
образовательных организаций среднего профессионального образования, здания
которых приспособлены для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья, к
2022 году до 26 %;
2)
увеличение доли инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья, принятых на обучение по образовательным программам
среднего профессионального образования, образовательным программам
профессионального обучения, дополнительным профессиональным программам (по
отношению к предыдущему году), к
2022 году до 109 %;
3)
снижение удельного
веса студентов из
числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучавшихся по образовательным программам среднего профессионального
образования, образовательным программам
профессионального обучения, дополнительным профессиональным программам и
выбывших по причине академической неуспеваемости, к 2022 году до 7 %;
4) увеличение
доли инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, завершивших
обучение по образовательным
программам среднего профессионального образования, к 2022 году до 69,9 %;
5) увеличение
доли выпускников с
инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, трудоустроенных и (или)
продолживших профессиональное образование, к 2022 году до 87 %;
6)
увеличение количества инвалидов (в
том числе детей-инвалидов), получивших реабилитационные и абилитационные
услуги, к 2022 году до 3230 чел.;
7) увеличение доли специалистов, прошедших
обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной
интеграции инвалидов, среди всех специалистов, занятых в этой сфере, к 2022 году до 16,5 %
|
Паспорт подпрограммы
«Сопровождение инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального
образования и содействие
в последующем
трудоустройстве»
Наименование
подпрограммы
|
Сопровождение
инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и
содействие в последующем трудоустройстве (далее – подпрограмма)
|
Ответственный исполнитель подпрограммы
|
Министерство социальной, семейной и демографической
политики Удмуртской Республики
|
Соисполнители
подпрограммы
|
Министерство
труда и миграционной политики Удмуртской Республики;
Министерство
образования и науки Удмуртской
Республики
|
Сроки реализации подпрограммы
|
2017 – 2020 годы
|
Этапы государственной подпрограммы
|
Не предусмотрены
|
Цель
подпрограммы
|
Повышение
уровня занятости инвалидов молодого возраста в Удмуртской Республике
|
Задачи
подпрограммы
|
1) организация
сопровождения при трудоустройстве
инвалидов молодого возраста;
2) создание специальных условий для получения
профессионального образования инвалидами молодого возраста;
3) увеличение числа инвалидов молодого
возраста, принятых на обучение в профессиональные образовательные организации;
4) увеличение
числа инвалидов молодого возраста, принявших участие в профориентационном консультировании
|
Целевые
показатели (индикаторы) подпрограммы
|
1) доля инвалидов
молодого возраста, получивших мероприятия по сопровождению при трудоустройстве,
в общей численности инвалидов молодого возраста, обратившихся в органы службы
занятости населения Удмуртской Республики, процентов;
2) доля
обучающихся инвалидов молодого возраста, принявших участие в профориентационных мероприятиях, в общей численности
обучающихся инвалидов молодого возраста, процентов;
3) доля выпускников-инвалидов 9 и 11
классов, охваченных профориентационной работой, в
общей численности выпускников-инвалидов, процентов
|
Ресурсное
обеспечение
подпрограммы
|
Ресурсным обеспечением
подпрограммы являются:
1) расходы на реализацию установленных полномочий (функций)
Министерства труда и миграционной политики Удмуртской Республики, отраженные
в составе подпрограммы «Создание условий для реализации государственной
программы» государственной программы Удмуртской Республики «Развитие
социально-трудовых отношений и содействие занятости населения Удмуртской
Республики», утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики
от 31 марта 2015 года N 126 «Об утверждении государственной программы
Удмуртской Республики «Развитие социально-трудовых отношений и содействие занятости населения Удмуртской Республики»;
2) расходы на реализацию установленных полномочий (функций)
Министерства образования и науки Удмуртской Республики, отраженные в составе
государственной программы Удмуртской Республики «Развитие образования»,
утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 4 сентября
2013 года N 391 «Об утверждении государственной программы Удмуртской
Республики «Развитие образования»
|
Ожидаемые
результаты реализации подпрограммы
|
1) увеличение доли инвалидов молодого
возраста, получивших мероприятия по сопровождению при трудоустройстве, в
общей численности инвалидов молодого возраста, обратившихся в органы службы
занятости населения Удмуртской Республики, к 2020 году до 100 %;
2) увеличение
доли участвующих в профориентационных мероприятиях
обучающихся инвалидов молодого возраста в общей численности обучающихся
инвалидов молодого возраста к 2020 году до 100 %;
3) увеличение
доли выпускников-инвалидов 9 и 11 классов, охваченных профориентационной
работой, в общей численности выпускников-инвалидов к 2020 году до 100 %
|
Приоритеты
государственной политики, цели, задачи в
сфере социально-экономического развития, в рамках которой реализуется
государственная программа
I. Характеристика
проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами
Государственная социальная политика в отношении
инвалидов направлена на обеспечение им равных с другими гражданами возможностей
в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод,
предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и строится в соответствии с
общепризнанными принципами и нормами международного права, установленными
Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (далее – ООН), а также
Федеральным законом от 24 ноября 1995 года
N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В сентябре 2008 года Россия присоединилась к Конвенции
о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006
года. Федеральным законом от 3 мая 2012 года N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах
инвалидов» в России ратифицирована Конвенция о правах инвалидов (далее –
Конвенция), которая вступила в силу 25 октября 2012 года.
Положения Конвенции направлены на
обеспечение полного участия инвалидов во всех сферах жизни общества, ликвидацию
дискриминации по признаку инвалидности и создание эффективных правовых
механизмов обеспечения этих прав.
Конвенция устанавливает, что государства-участники
принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к
физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также другим объектам
и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Эти меры, включающие
выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны
распространяться в частности:
1) на здания, дороги, транспорт, а также
образовательные организации, жилые дома, медицинские организации и рабочие
места;
2) на информационные, коммуникационные и другие
службы, включая электронные и экстренные службы.
Также Конвенция устанавливает, что
государства-участники принимают, в том числе при поддержке со стороны других
инвалидов, эффективные и надлежащие меры к тому, чтобы наделить инвалидов
возможностью для достижения и сохранения максимальной независимости, полных
физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного
включения и вовлечения во все аспекты жизни. С этой целью государства-участники
организуют, укрепляют и расширяют комплексные абилитационные
и реабилитационные услуги и программы, особенно в сфере здравоохранения,
занятости, образования и социального обслуживания, таким образом, чтобы эти
услуги и программы:
1) начинали реализовываться как можно раньше и были
основаны на многопрофильной оценке нужд и сильных сторон инвалида;
2) способствовали вовлечению и включению в местное
сообщество и во все аспекты жизни общества, имели добровольный характер и были
доступны для инвалидов как можно ближе к местам непосредственного проживания, в
том числе в сельских районах.
Реализация положений Конвенции
является одним из приоритетных направлений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской
Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства
Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р. В рамках ратификации
Конвенции принята государственная программа Российской Федерации «Доступная
среда» на 2011 – 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства
Российской Федерации от 1 декабря 2015 года N 1297 «Об утверждении
государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2020
годы».
В Удмуртской Республике наблюдается рост численности
инвалидов: 2004 год – 94,1 тыс. человек, 2005 год – 104,2 тыс. человек, 2015
год – 111,9 тыс. человек,
что составляет более 7 % от общей численности населения республики. Среди них
свыше 14 тыс. человек имеют трудности в передвижении, более 10 тыс. человек –
инвалиды по зрению и слуху. Ежегодно впервые признаются инвалидами около 11
тыс. человек, из них граждане трудоспособного возраста составляют более 35 %.
В течение последних трех лет показатель численности
детей-инвалидов в Удмуртской Республике остается относительно стабильным и
составляет около 5 тыс. человек.
Проблемы, связанные с инвалидизацией
населения в Удмуртской Республике, решались посредством республиканских целевых
программ:
«Старшее поколение» на 2010 – 2011 годы (постановление
Правительства Удмуртской Республики от 28 сентября 2009 года N 276);
«Социальная поддержка инвалидов на 2010 – 2012 годы»
(постановление Правительства Удмуртской Республики от 23 ноября 2009 года N
336).
Для
комплексной реабилитации детей-инвалидов в Удмуртской Республике функционируют 2 специализированных учреждения реабилитации для
детей с ограниченными возможностями: государственное казенное учреждение социального обслуживания Удмуртской
Республики «Глазовский реабилитационный центр для
детей и подростков с ограниченными возможностями» (далее – Глазовский
центр) и автономное учреждение социального обслуживания Удмуртской
Республики «Республиканский реабилитационный
центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» (далее –
Республиканский центр). Ежегодно в
этих центрах проходят реабилитацию около 1500 детей-инвалидов.
В силу того, что в раннем возрасте мозг ребенка
наиболее мобилен и поддается абилитации, необходимо
максимально эффективно использовать компенсаторные возможности ребенка. Ранняя
комплексная помощь ребенку позволит эффективно предупредить либо минимизировать
имеющиеся у ребенка отклонения в развитии. Увеличение числа детей с ранней
детской патологией выдвигает проблему раннего выявления и ранней коррекции
нарушений в развитии на передний план и требует комплексного осуществления
мероприятий по раннему выявлению данной категории детей и оказанию им
квалифицированной помощи.
В своей работе центры реабилитации для
детей и подростков с ограниченными возможностями используют такие формы
обслуживания, как группы с круглосуточным пребыванием, дневное полустационарное обслуживание, группы пятидневного
пребывания (для детей с нарушением интеллекта, проживающих в г.
Глазове).
Комплекс реабилитационных мероприятий
включает медицинские процедуры, психолого-педагогическую, речевую диагностику и
психокоррекцию, занятия по релаксации в сенсорной
комнате и творческих мастерских, музыкальные занятия.
Центрами уделяется внимание обучению
родителей (законных представителей) технологиям реабилитации детей-инвалидов и
основам ухода за ними. Проводятся консультации, беседы,
индивидуальные и групповые практические занятия, обучение родителей (законных представителей) элементам массажа,
совместные с родителями (законными представителями) занятия лечебной физической культурой, организуются
«круглые столы», обеспечивается участие родителей (законных представителей) в досуговых мероприятиях учреждений.
В Республиканском центре организована
индивидуальная и групповая работа с детьми-инвалидами по выявлению
профессиональных способностей с использованием следующих методов
психологической диагностики:
компьютерная программа «Волна»;
многофакторный опросник
Кеттела.
Для повышения
доступности реабилитационных услуг для детей-инвалидов в пяти комплексных
центрах социального обслуживания населения г. Ижевска
созданы и успешно работают отделения реабилитации детей и подростков с
ограниченными возможностями. Основными целями работы данных отделений являются
оказание социально-психологической, социально-педагогической,
социально-медицинской, социально-бытовой реабилитации в условиях дневного
пребывания детям-инвалидам, а также обучение родителей (законных
представителей) особенностям и методикам их воспитания. Важнейшими задачами
работы специалистов отделений являются создание оптимальных условий для
успешной реабилитации и коррекции нарушений в развитии ребенка, его
социально-трудовая адаптация и интеграция в общество. Для решения этих задач в
отделениях организована индивидуальная и
групповая коррекционная психолого-педагогическая работа с детьми и родителями (законными
представителями), кружковая и клубная досуговая деятельность, в летний период ежегодно
организуется лагерь с дневным пребыванием для
детей-инвалидов и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Со стороны
Республиканского центра оказывается методическая помощь и
производится оценка эффективности проводимых реабилитационных мероприятий.
Специалисты центров (отделений) участвуют
в межрегиональных конференциях, семинарах по обмену опытом, в издании
методических сборников Приволжского федерального округа по реабилитации
инвалидов. Организуются методические выезды в муниципальные районы республики.
Ежегодно на базе Республиканского
центра проводятся реабилитационные чтения для специалистов медицинских
организаций, организаций социального обслуживания, образовательных организаций
по проблемам детской инвалидности, рассматриваются вопросы психологической и
профессиональной реабилитации детей-инвалидов.
Опыт работы реабилитационных центров
выявил следующие основные факторы, влияющие на увеличение количества детей
раннего возраста в структуре детской инвалидности:
отсутствие информированности родителей
(законных представителей) об особенностях развития ребенка, признаках детской
патологии, что приводит к позднему обращению за квалифицированной помощью;
отсутствие скоординированной системы
психолого-педагогического сопровождения детей в возрасте до 3 лет с нарушениями
развития;
недостаточное количество специалистов для
работы с детьми раннего возраста.
Решение указанных проблем возможно только
при межведомственном взаимодействии с использованием программно-целевого
метода.
В г. Ижевске с 2014 года началось строительство
нового здания Республиканского центра.
Площади нового здания составят 5700 м² и превысят площади имеющегося
здания в 4 раза. Ввод нового здания Республиканского центра позволит увеличить
количество обслуживаемых детей до 1600 человек
в год, а кратность прохождения курсов реабилитации – до 3 раз в год.
Одновременно в Республиканском
центре на реабилитации будут находиться 155 детей.
В
Республиканский центр будут приезжать
семьи с детьми от 1 года до 4 лет в службу ранней помощи для проведения
групповых и индивидуальных занятий совместно с родителями (законными
представителями) на срок от 3 до 12
месяцев, также планируется открытие группы дневного пребывания «Особый ребенок»
с целью подготовки ребенка к пребыванию в дошкольной образовательной
организации, курс реабилитации составит от 3 до 12 месяцев.
Соблюдение
преемственности между детскими и взрослыми реабилитационными центрами является
залогом эффективности процесса реабилитации. Для решения
данной проблемы в Удмуртской Республике в рамках республиканской
целевой программы «Социальная поддержка инвалидов
на 2010 – 2012 годы», утвержденной постановлением Правительства
Удмуртской Республики от 23 ноября 2009 года N 336, было открыто бюджетное учреждение социального обслуживания
Удмуртской Республики «Республиканский социально-реабилитационный центр для
граждан пожилого возраста и инвалидов» (далее – Республиканский
социально-реабилитационный центр для граждан пожилого возраста и инвалидов).
Основной задачей центра является реализация мероприятий индивидуальной
программы реабилитации или абилитации инвалида.
Ежегодно услугами центра пользуются свыше
500 человек. Для повышения доступности реабилитационных услуг в
комплексных центрах социального обслуживания населения созданы
социально-реабилитационные отделения для граждан пожилого возраста и инвалидов.
Со стороны Республиканского социально-реабилитационного центра для граждан пожилого
возраста и инвалидов им оказывается
методическая помощь и производится оценка эффективности проводимых
реабилитационных мероприятий.
Читайте также
|