Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.02.2012 № 96Постановление Кабинета
Министров Республики Татарстан
|
Премьер-министр |
И.Ш. Халиков |
Информация об изменениях:
Постановлением КМ РТ от 28
мая
В Республике Татарстан в 2011/2012 учебном году функционируют 1902 школы, в том числе 1830 общеобразовательных школ и школ-интернатов, 51 школа и школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья, 3 санаторные школы-интерната, 1 школа для детей с девиантным поведением учащихся, 17 вечерних школ. В них обучаются 377780 детей.
В структуре общеобразовательных школ доля начальных школ составляет 26,4 процента (503 школы), в них обучаются 1,5 процента (5697 человек) от общего числа учащихся. Из общего числа начальных школ 98,2 процента (494 школы) приходится на сельскую местность.
Удельный вес основных школ составляет 14,9 процента (283 школы) от общего числа всех школ, в них обучаются 3,8 процента (14326 человек) от общей численности учащихся.
Доля средних школ составляет 54,9 процента (1044 школы), из них 57,5 процента (600 школ) приходится на сельские школы. В средних школах Республики Татарстан обучаются 91,9 процента (347097 человек) от общей численности учащихся, из них в городской местности обучается 97,2 процента (271791 человек), в сельской - 80,2 процента (75306 человек) от общей численности школьников в городской и сельской местности соответственно.
Представленная картина функционирования учреждений системы общего образования Республики Татарстан дает наглядное представление о необходимости принятия нормативного документа, определяющего основные направления и векторы развития новой образовательной системы. Таким документом стала Стратегия развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы "Килэчэк" - "Будущее", утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 N 1174 "Об утверждении Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы "Килэчэк" - "Будущее" (далее - Стратегия).
В рамках реализации мероприятий Стратегии в целях обеспечения доступности и повышения качества образования между Министерством образования и науки Республики Татарстан и муниципальными образованиями Республики Татарстан заключены соглашения, в соответствии с которыми разработаны муниципальные программы развития сети образовательных учреждений на 2010-2012 годы, устанавливающие конкретные сроки реализации мероприятий по:
реорганизации сети образовательных учреждений;
доведению наполняемости классов до нормативной;
доведению соотношения численности учеников к учителю и прочего персонала к численности учителей до нормативного значения;
обеспечению нормативной учебной нагрузки учителей;
оптимизации схемы движения школьных автобусов.
В соответствии с разработанными в каждом муниципальном образовании целевыми программами развития сети образовательных учреждений за период с сентября 2010 года по сентябрь 2011 года реорганизованы 272, ликвидированы 182 и приостановили деятельность 39 общеобразовательных учреждений.
Наряду с жесткой оптимизацией сети образовательных учреждений Республики Татарстан происходит одновременное внедрение новых федеральных образовательных стандартов. С 1 сентября 2011 года во всех первых классах общеобразовательных учреждений Республики Татарстан (37820 учащихся, 2465 классов) введен федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС) начального общего образования.
В Республике Татарстан переход на ФГОС начального общего образования проходил поэтапно. В 2011/2012 учебном году 355 вторых классов из 213 "пилотных" школ продолжают обучаться по ФГОС начального общего образования. В первых и вторых классах, реализующих ФГОС начального общего образования, преподают 2855 учителей начальных классов (в 2010 году) и 2086 учителей-предметников. Ведущий механизм реализации ФГОС - основная образовательная программа, которая определяет деятельность образовательного учреждения. ФГОС начального общего образования устанавливает требования к структуре основных образовательных программ. Результаты мониторинга показывают, что требования:
к структуре основных образовательных программ полностью выполняются в 84 процентах школ (в 2010 году - 16 процентов),
к кадровым условиям реализации - в 62 процентах школ (в 2010 году - 49 процентов);
к материально-техническим условиям - в 45 процентах школ (в 2010 году - 11 процентов);
к санитарно-гигиеническим нормам - в 60 процентах школ (2010 году - 36 процентов).
В части выполнения требований к структуре основной образовательной программы (далее - ООП) мониторинг показал, что только 84 процента школ содержат все разделы ООП.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" в 70 процентах школ Республики Татарстан внесены изменения в локальные акты общеобразовательных учреждений (положения о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации в части введения комплексного подхода к оценке результатов образования: предметных, метапредметных, личностных).
ФГОС начального общего образования предъявляет новые требования к информационному оснащению образовательного процесса, связанные, в частности, с активным использованием участниками образовательного процесса информационно-коммуникационных технологий. Для реализации ФГОС начального общего образования в рамках Плана первоочередных мероприятий по реализации первого этапа Стратегии в 2011 году, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 N 1174, в 53 школы - центра компетенции в электронном образовании поставлено 212 мобильных классов и 460 комплектов интерактивного оборудования для начальной школы. Из числа данных школ 26 являются базовыми общеобразовательными учреждениями, в которые осуществляется подвоз учащихся. Министерством образования и науки Республики Татарстан в 2012 году планируется обеспечить всех средних школ мобильными классами (по одному в каждую школу), а базовых учреждений - дополнительными комплектами интерактивного оборудования. В 2011 году в результате выполнения мероприятий по обеспечению общеобразовательных учреждений мультимедийной техникой доля предметных кабинетов, оснащенных интерактивным и проекционным оборудованием, увеличилась с 16 до 44 процентов.
Требования ФГОС начального общего образования к доступности образования и метапредметным результатам освоения образовательной программы разными группами учащихся могут быть реализованы с применением дистанционных образовательных технологий. Так, возможность дистанционного изучения предметов базисного учебного плана и, соответственно, совершенствования навыков в информационно-коммуникационных технологиях предоставлена детям-инвалидам, обучающимся на дому, и учащимся малокомплектных школ в информационной системе "Электронное образование в Республике Татарстан". В 2011 году дистанционные технологии в обучении используют 65 процентов детей-инвалидов, которые не имеют медицинских противопоказаний, и 182 ученика 2-11-х классов малокомплектных школ.
В настоящее время любая школа Республики Татарстан имеет возможность включить в образовательный процесс дистанционные технологии, направив заявку для регистрации в системе дистанционного обучения государственного учреждения "Республиканский центр информационно-методического обеспечения и контроля в области образования", в том числе для использования учебно-методических материалов для первых классов ("Зеркало", "Телешколы").
Введение ФГОС начального общего образования напрямую связано с переобучением педагогического персонала. Поэтому целью повышения квалификации стало обновление и развитие современных компетенций учителей начальных классов и учителей-предметников в области подготовки и реализации ФГОС начального общего образования. В 2011 году прошли повышение квалификации 100 процентов учителей первых классов, 62 процента учителей начальной школы.
В 2011 году разработана нормативно-правовая база реализации процесса модернизации системы общего образования Республики Татарстан. Соглашением между Министерством образования и науки Российской Федерации и Кабинетом Министров Республики Татарстан от 31 августа 2011 года N 03 G 47/24/0037 о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Республики Татарстан на поддержку реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 61, на софинансирование мероприятий региональных программ развития образования по направлению "Реализация во всех субъектах Российской Федерации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" предусмотрена субсидия из федерального бюджета в размере 67099,0 тыс. рублей и по направлению "Распространение на всей территории Российской Федерации моделей успешной социализации детей" предусмотрена субсидия из федерального бюджета в размере 11293,0 тыс. рублей. Объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Республики Татарстан на софинансирование расходного обязательства Республики Татарстан, составляет соответственно 89,0 млн. рублей и 15,0 млн. рублей.
В целях исполнения указанного Соглашения принято постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.12.2011 N 988 "Об организации работы стажировочных площадок в системе образования Республики Татарстан" о присвоении статуса стажировочной площадки государственному автономному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Республики Татарстан" (далее - Институт) по реализации мероприятий "Модернизация муниципальных систем дошкольного образования" и "Достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 61, и государственному автономному образовательному учреждению дополнительного образования детей "Республиканский центр внешкольной работы" по реализации мероприятия "Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей" направления "Распространение в субъекте Российской Федерации инновационных моделей развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования" Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 61. Разрешение предоставить стажировочным площадкам субсидию в размере 6568,42 тыс. рублей закреплено распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.12.2011 N 2464-р.
Большую роль в процессе модернизации системы среднего образования в Республике Татарстан играет поддержка талантливой молодежи. В рамках приоритетного национального проекта "Образование" в 2011 году 152 представителя республики, являющиеся победителями или призерами конкурсных мероприятий федерального уровня, награждены премиями для поддержки талантливой молодежи, в том числе 32 человека - в размере 60 тыс. рублей и 120 человек - в размере 30 тыс. рублей (общая сумма - 5,52 млн. рублей).
В 2011 году продолжалась реализация программы грантов Правительства Республики Татарстан на подготовку, переподготовку и стажировку в российских и зарубежных образовательных и научных центрах студентов, аспирантов и молодых ученых. На реализацию грантовой программы с января по декабрь 2011 года было израсходовано 83615976 рублей.
Указом Президента Республики Татарстан от 21 декабря 2010 года N УП-835 "О дополнительных мерах государственной поддержки студентов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, расположенных на территории Республики Татарстан" учреждены 100 стипендий в размере 5500 рублей (ежемесячно) дополнительно ко всем денежным назначениям (академическая стипендия, социальная стипендия) для студентов очной формы обучения государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, из числа победителей и призеров заключительного этапа всероссийской и международных олимпиад школьников (50 стипендий - для студентов, постоянно проживающих на территории Республики Татарстан; 50 стипендий - для студентов, проживавших в других субъектах Российской Федерации до поступления в учреждения высшего профессионального образования, расположенные на территории Республики Татарстан).
Указом Президента Республики Татарстан от 24 сентября 2011 года N УП-584 "О назначении стипендий Президента Республики Татарстан для студентов очной формы обучения государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, расположенных на территории Республики Татарстан, из числа победителей и призеров заключительного этапа всероссийской и международных олимпиад школьников" утвержден список стипендиатов из 11 человек на 2011-2012 учебный год. В настоящее время общий объем выплат составил 286,0 тыс. рублей.
В целях достижения ориентиров, намеченных национальной образовательной инициативой "Наша новая школа", в Республике Татарстан был принят и осуществлялся целый ряд таких республиканских и ведомственных целевых программ, как:
Долгосрочная целевая программа "Доступная среда", утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.09.2011 N 786 "Об утверждении Долгосрочной целевой программы Республики Татарстан "Доступная среда" на 2011-2015 годы";
программа "Республиканская целевая программа по профилактике терроризма и экстремизма в Республике Татарстан", утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.12.2011 N 1043 "Об утверждении Республиканской целевой программы по профилактике терроризма и экстремизма в Республике Татарстан на 2012-2014 годы";
программа "Развитие системы специального (коррекционного) образования", утвержденная приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 25.11.2009 N 2458/09;
программа "Обеспечение учебной и другой литературой учащихся учреждений общего образования Республики Татарстан", утвержденная приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 25.11.2009 N 2458/09;
программа "Капитальный ремонт объектов образования республиканского подчинения", утвержденная приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 25.11.2009 N 2458/09;
программа "Противопожарные мероприятия на объектах республиканского подчинения", утвержденная приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 25.11.2009 N 2458/09;
программа "Повышение квалификации и переподготовка кадров в системе образования", утвержденная приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 25.11.2009 N 2458/09;
программа "Государственная поддержка талантливой молодежи в рамках реализации программы грантов Правительства Республики Татарстан", утвержденная приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 25.11.2009 N 2458/09;
Программа развития среднего профессионального образования, утвержденная приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 25.11.2009 N 2458/09;
Программа развития высшего профессионального образования, утвержденная приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 25.11.2009 N 2458/09;
программа "Развитие системы государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", утвержденная приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 25.11.2009 N 2458/09;
программа "Социальные выплаты опекунам и приемным родителям", утвержденная приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 25.11.2009 N 2458/09;
программа "Развитие системы специального (коррекционного) образования", утвержденная приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 25.11.2009 N 2458/09
Для реализации мероприятий по увеличению средней заработной платы учителей были приняты следующие изменения:
размер тарифной ставки 1-го разряда по Республике Татарстан установлен в размере 4611 рублей согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.08.2011 N 700 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.08.2010 N 674 "О размере тарифной ставки (оклада) первого разряда, минимальных базовых окладов (должностных окладов) работников государственных учреждений Республики Татарстан";
в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.08.2011 N 688 "О внесении изменений в Положение об условиях оплаты труда работников образования государственных учреждений Республики Татарстан, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.08.2010 N 678 "Об условиях оплаты труда работников государственных учреждений Республики Татарстан" были увеличены:
выплаты за неаудиторную занятость (осуществление функций классного руководителя; проверка письменных работ (проверка тетрадей); заведование учебными кабинетами, учебными мастерскими, учебно-опытным участком; руководство предметной, методической и цикловой комиссией, методическими объединениями) - от 1,5 до 2 раз;
выплаты за квалификационную категорию - от 1,4 до 2,7 раза;
выплаты за специфику образовательной программы - до 2 раз;
выплаты за качество выполняемых работ - в 1,73 раза.
В рамках реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования в Республике Татарстан с 1 сентября 2011 года было предусмотрено увеличение средней заработной платы учителей на 30 процентов, и на эти цели было направлено 651512,8 тыс. рублей.
Средняя заработная плата учителей составила:
за сентябрь 2011 года - 16633 рубля;
за октябрь 2011 года - 17511 рублей;
за ноябрь 2011 года - 17649 рублей;
за декабрь 2011 года - 18385 рублей.
Индикатор результативности |
Сентябрь 2011 года |
Октябрь 2011 года |
Ноябрь 2011 года |
Декабрь 2011 года |
Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в Республике Татарстан за IV квартал 2011 года и среднемесячной (по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан) заработной платы работников в целом по экономике Республики Татарстан за I квартал 2011 года |
97,2 |
102,3 |
103,1 |
107,4 |
Дополнительно в рамках Плана первоочередных мероприятий по реализации Стратегии принято постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.11.2011 N 944 "О представлении иных межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Татарстан бюджетам муниципальных образований Республики Татарстан для выплаты стимулирующей надбавки педагогическим работникам учреждений общего образования - получателям грантов "Наш новый учитель", "Наш лучший учитель", "Учитель - исследователь", "Наш лучший директор школы".
На основании распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.11.2011 N 2215-р выделены средства в объеме 125629,4 тыс. рублей на дополнительный ежемесячный грант 3250 лучшим учителям и 50 лучшим директорам с сентября по декабрь 2011 года. Согласно разработанному плану-графику были проведены следующие мероприятия по повышению заработной платы учителей:
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок выполнения |
Ответственные исполнители |
Вид документа |
Отметка о выполнении |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Анализ заработной платы учителей общеобразовательных учреждений |
ежемесячно |
Министерство образования и науки Республики Татарстан |
отчет |
выполнено |
2. |
Моделирование расчетов по новой системе оплаты труда путем изменения необходимых исходных параметров расчетов, направленных на повышение средней заработной платы учителей на 30 процентов. Анализ прогнозных значений изменения объемов бюджетных расходов в части фонда оплаты труда в зависимости от применения различных моделей. Представление результатов анализа в Кабинет Министров Республики Татарстан |
до 15 июля 2011 года |
Министерство образования и науки Республики Татарстан, Министерство финансов Республики Татарстан, Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан, ООО "БАРС-груп" |
анализ |
выполнено |
3. |
Внесение изменений в законодательство в части повышения заработной платы учителей на 30 процентов с 1 сентября 2011 года |
до 1 августа 2011 года |
Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан, Министерство образования и науки Республики Татарстан, Министерство финансов Республики Татарстан, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан |
постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.10.2011 N 869 "Об увеличении оплаты труда работников государственных учреждений Республики Татарстан" |
выполнено |
4. |
Принятие нормативных правовых актов по новой системе оплаты труда в муниципальных районах (городских округах) Республики Татарстан |
до 15 августа 2011 года |
муниципальные районы (городские округа) Республики Татарстан, Министерство образования и науки Республики Татарстан, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан |
постановления исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан |
выполнено |
5. |
Подготовка проекта закона Республики Татарстан "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан от 22 ноября 2010 года N 84-ЗРТ "Об утверждении нормативов финансовых затрат на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан на 2011 год" |
до 15 августа 2011 года |
Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан, Министерство образования и науки Республики Татарстан, Министерство финансов Республики Татарстан |
Закон Республики Татарстан от 10 октября 2011 года N 66-ЗРТ "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан от 22 ноября 2010 года N 84-ЗРТ" |
выполнено |
6. |
Проведение актуализации тарификации в базах данных учетных систем по расчету заработной платы учителей в соответствии с требованиями методических рекомендаций |
до 1 сентября 2011 года |
органы управления образованием муниципальных образований Республики Татарстан, Министерство образования и науки Республики Татарстан, Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан, ООО "БАРС-груп" |
расчет заработной платы на основе методических рекомендаций |
выполнено |
7. |
Мониторинг динамики роста заработной платы учителей |
ежемесячно с сентября 2011 года |
органы управления образованием муниципальных образований Республики Татарстан, Министерство образования и науки Республики Татарстан |
аналитические отчеты |
выполнено |
Одним из ведущих направлений модернизации системы образования на территории Республики Татарстан стало внедрение ФГОС начального общего образования. Стратегией предусмотрены меры по внедрению современных образовательных стандартов и технологий, разработан проект мероприятия на 2012 год "Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в Республике Татарстан". Согласно результатам мониторинга готовности к введению ФГОС начального общего образования с 1 сентября 2010 года 213 школ (355 классов, 8162 учащихся) обучаются по ФГОС начального общего образования. С 1 сентября 2011 года все первые классы общеобразовательных учреждений в Республике Татарстан (37820 учащихся, 2465 классов) обучаются по ФГОС начального общего образования.
В целях научного сопровождения поэтапного введения ФГОС начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан создан республиканский ресурсный центр по введению ФГОС начального общего образования на базе Института (приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан от 03.03.2010 N 753/10 "О создании республиканского ресурсного центра по введению ФГОС начального общего образования второго поколения в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан"). В каждом муниципальном образовании определены школы, на базе которых организована работа муниципальных ресурсных центров.
В 2011 году Министерством образования и науки Республики Татарстан совместно с Институтом организованы и проведены следующие региональные конференции и семинары обучающего характера по тематике направлений: "Составление основной образовательной программы начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан", "Введение ФГОС начального общего образования в Республике Татарстан: опыт, проблемы, перспективы", "Развивающее обучение в условиях образовательных стандартов нового поколения", "Механизмы реализации ФГОС начального общего образования средствами учебно-методических комплектов "Перспективная начальная школа", "ФГОС: механизмы реализации, модели внедрения", "Реализация требований ФГОС начального общего образования по внеурочной деятельности средствами системы развивающего обучения Л.В. Занкова".
В рамках научно-методического сопровождения разработаны и опубликованы следующие методические рекомендации: "Примерная программа внеурочной деятельности обучающихся в условиях введения ФГОС основного общего образования", "Оценка ресурсного обеспечения деятельности образовательного учреждения в условиях введения ФГОС основного общего образования". В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 N 61 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы" Министерством образования и науки Республики Татарстан реализуется Соглашение от 31 августа 2011 года N 03647.24.0037 между Министерством образования и науки Российской Федерации и Кабинетом Министров Республики Татарстан о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Республики Татарстан на поддержку реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. По указанному Соглашению осуществляется реализация основных направлений приоритетного национального проекта "Образование" и национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", а именно мероприятий по направлению "Распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих качество общего образования". Создана федеральная стажировочная площадка на базе Института (постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.12.2011 N 988 "Об организации работы стажировочных площадок в системе образования Республики Татарстан"). В общеобразовательных учреждениях активно развивается интеграция учреждений дополнительного и общего образования, внедряются образовательные модели: в городской местности - школы полного дня, в сельских поселениях - социокультурные комплексы.
Наряду с внедрением ФГОС начального общего образования в Республике Татарстан большое внимание уделяется модернизации системы оценки качества образования. На основе интеграции кадровых, методических, информационных, организационно-управленческих и материальных ресурсов образовательного пространства Республики Татарстан создана республиканская система оценки качества образования (далее - республиканская система), которая предусматривает формирование системы мониторинга общего образования как единства процессов наблюдения, анализа, диагностики и прогноза развития образования.
В рамках республиканской системы в целях создания портфолио ученика для оценки индивидуальных достижений обучающихся предусматриваются следующие основные механизмы:
текущие и рубежные формы диагностики и оценки предметных знаний, компетентностей и социального опыта обучающихся на уровне общеобразовательного учреждения в ходе организации внутришкольного контроля;
ежегодное проведение муниципальных мониторинговых исследований качества знаний, умений и навыков обучающихся по предметам инвариативной части базисного учебного плана, в том числе с использованием различных форм интернет-тестирования;
государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы основного и среднего (полного) общего образования;
участие в республиканских, всероссийских и международных сравнительных исследованиях качества образования.
В рамках плана первоочередных мероприятий по реализации Стратегии с целью выявления выполнения требований к уровню подготовки обучающихся 4-х, 6-х, 8-х, 10-х классов Министерством образования и науки Республики Татарстан были организованы мониторинговые исследования обучающихся по следующим предметам:
4 класс - русский язык, математика;
6 класс (в онлайн-режиме) - русский язык, математика, татарский язык, история, английский язык;
8 класс (в онлайн-режиме) - русский язык, математика, татарский язык, история, биология, английский язык;
10 класс (в онлайн-режиме) - русский язык, математика, обществознание, история, физика, химия.
В Республике Татарстан на базе государственного учреждения "Республиканский центр информационно-методического обеспечения и контроля в области образования" сформирована система подготовки контрольных измерительных материалов (далее - КИМ) для мониторинговых исследований, которая включает в себя разработку, экспертизу и апробацию КИМ.
В рамках реализации образовательной программы "Основы лидерства" разработаны программа, учебно-методическое пособие для учителя и книга для учащегося, проведены 4 профильные смены участников программы с охватом 570 человек, обучающие семинары для педагогов по реализации образовательной программы "Основы лидерства", обучены педагоги из 252 образовательных учреждений Республики Татарстан. В 2011 году на базе государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Республиканский детский оздоровительно-образовательный центр "Костер" организованы 6 республиканских профильных смен (лагерей-школ) с охватом 690 творчески одаренных и социально активных детей.
Помимо вышеперечисленных мероприятий, большое значение в Республике Татарстан уделялось условиям обучения школьников, модернизации оснащения школьных столовых. В целях совершенствования организации питания школьников в Республике Татарстан традиционно проводился конкурс "Лучшая школьная столовая по организации питания учащихся". Победителям конкурса до конца года должно быть закуплено холодильное оборудование на сумму 128 тыс. рублей.
В целях обеспечения учебниками учащихся общеобразовательных учреждений Республики Татарстан в 2011 году из бюджета Республики Татарстан были выделены финансовые средства в объеме 164867400 рублей в рамках реализации ведомственной целевой программы "Обеспечение учебной и другой литературой учащихся учреждений общего образования Республики Татарстан на 2010-2012 годы", утвержденной приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 25.11.2009 N 2458/09.
Из них на обеспечение учебниками по ФГОС начального общего образования произведено выплат на сумму 61244831 рубль, в том числе:
для обеспечения учащихся первых классов, обучающихся по ФГОС начального общего образования с 2011/2012 учебного года, закуплены учебники на общую сумму 51952588 рублей, в том числе: федеральные учебники на русском языке - 44095500 рублей, федеральные учебники на татарском языке - 2357500 рублей, региональные учебники (татарский язык и литературное чтение) - 5357500 рублей, учебники для школ с изучением чувашского языка - 85828 рублей, учебники для школ с изучением удмуртского языка - 56260 рублей;
для обеспечения учащихся вторых классов, участвующих в пилотном введении ФГОС начального общего образования, закуплены учебники на сумму 9292243 рубля.
Совместно с издательством "Русское слово" издан и направлен во все образовательные учреждения учебник "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России" для учащихся 4-х классов на русском (19061 экземпляр) и татарском (5000 экземпляров) языках.
В рамках реализации Межведомственной целевой программы "Образование и здоровье обучающихся и воспитанников образовательных учреждений Республики Татарстан", утвержденной приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 05.08.2008 N 1656/08, развивается сеть школ, содействующих здоровью. На сегодня в Республике Татарстан - 1254 школы, содействующие здоровью (59,4 процента), из них: бронзового уровня - 701 школа (55,9 процента); серебряного уровня - 501 школа (39,9 процента); золотого уровня - 52 школы (4,14 процента). В целях оценки эффективности деятельности общеобразовательных учреждений по внедрению здоровьесберегающих технологий министерством проводится работа по развитию системы мониторинга физического развития и двигательной подготовленности учащихся в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан.
В 2011 году к системе мониторинга подключено 151 общеобразовательное учреждение Республики Татарстан. По состоянию на 01.11.2011 1266 образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, обслуживаются фельдшерско-акушерскими пунктами, врачебными амбулаториями; 612 общеобразовательных учреждений имеют медицинские кабинеты, медицинские пункты. По оперативным данным, представленным муниципальными органами управления образованием Республики Татарстан, 397 общеобразовательных учреждений нуждаются в лицензировании медицинских кабинетов. Министерством образования и науки Республики Татарстан прорабатывается вопрос об организации медицинского обслуживания в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан и выделения финансирования для решения выявленных проблем.
Новой структурой детского здравоохранения по формированию здорового образа жизни стали центры здоровья - с 2009 года открыты 6 центров в 4 городах Республики Татарстан. За счет средств бюджета Республики Татарстан оснащен мобильный центр здоровья на базе Детской республиканской клинической больницы. В 2011 году осмотрено более 20 тысяч детей, в том числе школьного возраста. Продолжается работа по проведению профилактических медицинских осмотров учащихся и студентов на предмет выявления лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ. В 2011 году осмотрено около 80 тысяч учащихся и студентов.
Оснащение школ современным оборудованием и учебно-методическими комплектами - одно из направлений модернизации системы общего образования в Республике Татарстан. Для общеобразовательных учреждений, участвующих в конкурсе на лучшую подготовку граждан Российской Федерации к военной службе, организацию и проведение призыва, за счет средств бюджета Республики Татарстан закуплен 21 комплект учебного оборудования для кабинетов "Охрана безопасности жизнедеятельности и основы начальной военной подготовки" на общую сумму 4,2 млн. рублей.
В целом для достижения намеченных результатов показателя в 2011 году был реализован следующий комплекс мер:
N п/п |
Перечень мер |
Срок реализации |
Результат |
Отметка о выполнении |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Оснащение общеобразовательных учреждений учебно-производственным оборудованием в соответствии с СанПиН 4.4.2.2821-10, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189 |
IV квартал 2011 года |
повышение доли общеобразовательных учреждений, условия обучения в которых соответствуют СанПиН 4.4.2.2821-10 |
выполнено |
2. |
Приобретение автотранспортных средств для организации подвоза школьников при реализации сетевого взаимодействия пилотных школ и их филиалов |
IV квартал 2011 года |
повышение доступности качественного образования независимо от места жительства |
выполнено |
3. |
Разработка методических рекомендаций по: деятельности образовательного учреждения в условиях введения ФГОС в 5-9-х классах; основным подходам к разработке основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования; организации программы внеурочной деятельности обучающихся, новым учебно-методическим комплексам, обеспечивающим реализацию ФГОС начального общего образования |
сентябрь 2011 года |
методическое сопровождение введения ФГОС |
выполнено |
4. |
Обеспечение учебно-методическими комплектами в соответствии с ФГОС начального общего образования всех первых классов общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, в том числе школ с родным (нерусским) языком обучения |
III квартал 2011 года |
повышение доступности качественного образования независимо от языка обучения |
выполнено |
5. |
Создание детальных планов изменений школьной сети, пилотных школ и филиалов на 2012 и 2013 годы |
сентябрь - октябрь 2011 года |
обеспечение условий для мобильного развития сети школ в соответствии с потребностями населения в образовательных услугах |
выполнено |
6. |
Реализация системы методического сопровождения введения ФГОС начального общего образования |
2011 год |
методическое сопровождение введения ФГОС начального общего образования |
выполнено |
7. |
Внедрение инновационных образовательных моделей общеобразовательных учреждений: школы полного дня, социокультурные комплексы, интеграция учреждений дополнительного и общего образования |
сентябрь - декабрь 2011 года |
обеспечение условий внедрения ФГОС начального общего образования |
выполнено |
8. |
Мониторинг показателей эффективности по реализации данного направления |
сентябрь - декабрь 2011 года |
анализ ситуации для принятия управленческих решений |
выполнено |
В результате реализации комплекса мер были достигнуты следующие показатели индикаторов результативности:
Индикатор результативности |
По итогам III квартала 2011 года |
По итогам IV квартала 2011 года |
Доля школьников, обучающихся по ФГОС, в общей численности школьников |
12,67 |
12,67 |
Начальное общее образование |
32,29 |
32,29 |
Основное общее образование |
0 |
0 |
Среднее общее образование |
0 |
0 |
Однако в результате проведенного мониторинга процесса введения ФГОС начального общего образования было выявлено, что в общеобразовательных учреждениях при переходе на ФГОС начального общего образования:
есть проблемы по выполнению требований к структуре ООП начального общего образования (например, может отсутствовать программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни или другая структурная составляющая программы);
содержание основной образовательной программы и рабочих программ составлено без учета специфики образовательного учреждения и регионального компонента, то есть полностью дублируют авторские или примерные программы;
не во всех школах организация, содержание, контроль внеурочной деятельности регламентируются локальными актами;
основная образовательная программа, обсуждение перечня учебников и принятые решения не фиксируются протоколами педагогических советов.
При реализации мероприятий внутри этого направления в 2012 году планируется усовершенствовать и устранить выявленные замечания.
Очень много вопросов возникает с введением ФГОС начального общего образования в малокомплектных школах. Например, формирование универсальных учебных действий на совмещенных занятиях с несколькими классами одновременно. Особую сложность вызывает формирование коммуникативных и регулятивных умений, становление которых менее всего связано с содержанием предметного материала и логикой его преобразования. Для этого требуется использование разных ситуаций взаимодействия между учащимися, а наполняемость классов делает невозможным использование многих форм коллективной работы, принятых в классно-урочной системе. Стало понятно, что необходимо разработать и внедрить организационно-педагогические модели (технологии) учебно-воспитательного процесса, обеспечивающие достижение планируемых результатов образования в соответствии с ФГОС начального общего образования в малокомплектных школах.
Возможные риски по введению ФГОС начального общего образования связаны с неполным объемом финансирования внеурочной деятельности.
Для обеспечения условий модернизации системы образования в Республике Татарстан большая роль отводится ключевой фигуре инноваций - учителю, в связи с чем аттестационные процедуры также претерпели ряд серьезных изменений. В 2011 году прошли аттестацию 7374 учителя (20 процентов от общей численности учителей (36504 человека) по состоянию на начало 2011/2012 учебного года), из них:
2558 учителей подтвердили соответствие занимаемой должности;
1038 учителей получили по итогам аттестации высшую квалификационную категорию;
3778 учителей получили по итогам аттестации первую квалификационную категорию.
Разработаны нормативные акты Министерства образования и науки Республики Татарстан по введению в республике порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.03.2010 N 209 (далее - порядок аттестации), а именно:
Положение об аттестационной комиссии Министерства образования и науки Республики Татарстан;
Положение об экспертных группах при аттестационной комиссии Министерства образования и науки Республики Татарстан;
Положение о формах и процедурах аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Татарстан;
Регламент проведения квалификационных испытаний в письменной форме для педагогических работников образовательных учреждений Республики Татарстан, аттестуемых с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.
В рамках информационного сопровождения проекта принятые нормативные акты публикуются на официальном сайте Министерства образования и науки Республики Татарстан - http//mon.tatarstan/ru (раздел "Педагогическая аттестация"). Изданы два печатных сборника новых инструктивных и методических материалов по аттестации.
Созданы аттестационные комиссии при Министерстве образования и науки Республики Татарстан, Министерстве культуры Республики Татарстан, Министерстве здравоохранения Республики Татарстан, Министерстве по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан, Министерстве труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан. Создан и функционирует корпус общественных экспертов из числа высококвалифицированных руководящих и педагогических работников системы образования Республики Татарстан.
Проведены 4 республиканских и 26 зональных семинаров, в ходе которых 1195 аттестационных экспертов обучились новым методикам оценки квалификации аттестуемых педагогических работников, предложенным В.Д. Шадриковым; 4 межведомственных семинара для руководителей и аттестационных экспертов из образовательных учреждений, подведомственных Министерству культуры Республики Татарстан, Министерству здравоохранения Республики Татарстан, Министерству по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
В Институте и Набережночелнинском государственном институте социально-педагогических технологий и ресурсов организовано обучение по новым методикам аттестационной экспертизы для 1127 заместителей директоров школ из 17 муниципальных образований Республики Татарстан (37 процентов от общей численности заместителей директоров).
Одновременно с введением нового порядка аттестации продолжена работа по модернизации действующих аттестационных процедур. С 1 сентября 2011 года аттестационное тестирование педагогических работников общеобразовательных учреждений (кроме учителей общеобразовательных предметов, по которым проводится единый государственный экзамен, единый республиканский экзамен) осуществляется в режиме интернет-тестирования на платформе информационной системы "Электронное образование Республики Татарстан". С этой целью Министерством образования и науки Республики Татарстан передано в Центр информационных технологий при Кабинете Министров Республики Татарстан более 4 тысяч тестовых заданий, содержащихся в базе данных экспериментальной республиканской компьютерной программы тестирования аттестуемых работников. Приближена к школьной практике процедура аттестации учителей общеобразовательных предметов, для которых при содействии Республиканского центра мониторинга качества образования Министерством образования и науки Республики Татарстан организовано профессиональное тестирование на основе КИМ единого государственного экзамена и единого республиканского экзамена.
В целях усвоения и применения учителями школ г. Казани
новых методик преподавания школьных предметов и улучшения их знаний английского
языка в течение 2011 года Министерством образования и науки Республики
Татарстан совместно с сингапурской компанией "Educare"
был реализован проект повышения квалификации учителей школ г. Казани на
английском языке. В период с 2 по 6 мая
В целом по направлению в 2011 году был реализован следующий комплекс мер:
N п/п |
Перечень мер |
Срок реализации |
Результат |
Отметка о выполнении |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1. |
Разработка нормативных правовых документов по реализации в Республике Татарстан порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.03.2010 N 209 |
январь - июнь 2011 года |
нормативно-правовое обеспечение процедур педагогической аттестации в Республике Татарстан |
выполнено |
|
2. |
Проведение республиканского семинара для директоров и специалистов информационно-методического центра по теме "Новые методики аттестационной экспертизы в условиях введения нового порядка аттестации педагогических работников" |
январь 2011 года |
методическое и организационное сопровождение процедур аттестации педагогических работников в муниципальных образовательных учреждениях Республики Татарстан |
выполнено |
|
3. |
Проведение обучающих семинаров на базе Института для аттестационных экспертов по методике оценки квалификации педагогических работников под редакцией В.Д. Шадрикова |
с 7 февраля по 10 марта 2011 года |
повышение качества аттестационных процедур |
выполнено |
|
4. |
Проведение зональных семинаров для аттестационных экспертов по теме "Применение информационно-компьютерных технологий в ходе процедур аттестации с целью установления соответствия уровня квалификации требованиям квалификационной категории (первой или высшей)" |
сентябрь 2011 года |
модернизация процедур аттестации на основе применения в экспертной оценке информационно-коммуникационных технологий |
выполнено |
|
5. |
Организация целевых курсов повышения квалификации по методике оценки квалификации педагогических работников, предложенной В.Д. Шадриковым для заместителей директоров по учебной работе общеобразовательных учреждений Республики Татарстан |
сентябрь - декабрь 2011 года |
методическое сопровождение процедур аттестации педагогических работников в образовательных учреждениях |
выполнено |
|
6. |
Мониторинг показателей эффективности по реализации данного направления |
сентябрь - декабрь 2011 года |
анализ ситуации для принятия управленческих решений |
выполнено |
|
По итогам проведенного комплекса мер были достигнуты следующие результаты:
1) сформировано 9 школьных коллективов, способных функционировать в качестве автономных инновационных площадок, а также умеющих самостоятельно производить и применять инновации в сфере образования;
2) учителями освоены компетенции в сфере применения интерактивных методик в учебном процессе, включающих проблемное обучение, активное субъект-субъектное взаимодействие с учениками и использование информационных технологий;
3) учителями получены знания и навыки в сфере формирования планов занятий и адаптации учебных планов к потребностям учеников и современного рынка труда;
4) учителями приобретен международный опыт обучения на английском языке.
Фактические показатели по реализации направления превысили ожидаемые:
Индикатор результативности |
По итогам III квартала 2011 года |
По итогам IV квартала 2011 года |
Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (процентов) |
5 |
20 |
На протяжении 2011 года особое внимание в Республике Татарстан уделялось повышению квалификации и профессиональной переподготовке учителей и руководителей общеобразовательных учреждений для работы в соответствии с ФГОС.
В Институте в 2011 году прошли повышение квалификации педагогических и управленческих кадров для реализации ФГОС общего образования 750 человек, из них в I-II кварталах прошли повышение квалификации 578 руководителей, а именно:
заместители директоров по учебно-воспитательной работе по теме "Современный образовательный менеджмент" - 24 человека;
руководители информационно-методических центров по теме "Основные направления развития методической службы в условиях внедрения ФГОС начального общего образования: методическая служба - новой школе" - 25 человек;
заместители директоров по учебной работе, курирующие начальное образование, по теме "Управление качеством образования в условиях введения ФГОС начального общего образования" - 20 человек;
руководители отделов образования исполнительных комитетов муниципальных образований по теме "Муниципальная программа развития системы образования" - 23 человека;
резерв руководящих работников образования по теме "Образование и карьера: введение в должность руководителя образовательного учреждения" - 14 человек;
методисты районных информационно-методических центров по теме "Требования ФГОС начального общего образования к профессиональной компетенции учителя начальных классов" - 26 человек;
заместители директоров по воспитательной работе по теме "Заместители директоров по воспитательной работе" - 21 человек;
учителя начальных классов, руководители школьных методических объединений, заместители директора по учебно-воспитательной работе по теме "Требования ФГОС начального общего образования к профессиональной компетенции учителя начальных классов" - 77 человек;
учителя начальных классов и воспитатели группы продленного дня по теме "Личностное развитие младшего школьника в условиях введения ФГОС начального общего образования" - 95 человек;
учителя начальных классов и воспитатели группы продленного дня по теме "Обновление предметного содержания вариативных учебно-методических комплектов в начальной школе на этапе внедрения ФГОС начального общего образования" - 177 человек;
учителя начальных классов по теме "Требования ФГОС начального общего образования к профессиональной компетенции педагогов начального образования" - 50 человек;
работники образования по теме "Современные требования к организации образовательного пространства в условиях внедрения ФГОС начального общего образования" - 26 человек.
В III-IV кварталах 2011 года прошли повышение квалификации 172 человека, а именно:
заместители директоров образовательных учреждений, курирующие начальное образование, по теме "Управление качеством образования в условиях введения ФГОС начального общего образования" - 22 человека;
учителя начальных классов, руководители школьных методических объединений, заместители директора по учебно-воспитательной работе, курирующие начальное образование, по теме "Требования ФГОС начального общего образования к профессиональной компетенции учителя начальных классов" - 50 человек;
учителя начальных классов и воспитатели группы продленного дня по теме "Личностное развитие младшего школьника в условиях введения ФГОС начального общего образования" - 50 человек;
учителя-предметники (химия, биология) по теме "Совершенствование профессиональной компетентности учителя химии, биологии в условиях разработки ФГОС общего образования" - 25 человек;
учителя татарского языка и литературы 5-11-х классов школ с русским языком обучения по теме "Реализация принципа преемственности в преподавании татарского языка и литературы в начальной и средней школе в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта основного образования" - 25 человек.
Для формирования новой системы повышения квалификации и переподготовки работников образования на основе внедрения бюджетного сертификата педагога и модульного принципа его обучения на базе стажировочных площадок - центров компетенции в электронном образовании Республики Татарстан в Институте в 2011 году была создана модель бюджетного сертификата. На базе Городского информационно-диагностического центра управления образования г. Казани в ноябре 2011 года проведен установочный семинар-тренинг по использованию именного бюджетного сертификата для повышения квалификации руководителей информационно-методических центров районов.
Для формирования кадрового ресурса консультантов по вопросам организации и проведения стажировок педагогических работников Республики Татарстан на основе внедрения бюджетного сертификата педагога и модульного принципа его обучения с 12 по 31 декабря 2011 года организованы курсы повышения квалификации руководителей на базе 54 стажировочных площадок по направлению "Менеджмент в образовании".
В 2011 году были заключены договоры с центрами компетенций на проведение курсов повышения квалификации педагогических кадров на базе стажировочных площадок по направлениям деятельности в рамках 5 модулей:
1) начальное образование;
2) основное общее образование;
3) среднее (полное) общее образование;
4) социализация школьников;
5) педагогический коллектив как самообучающаяся организация.
Созданы временные научные исследовательские комплексы для руководства обобщением опыта стажировочной площадки по выбранному направлению распространения передового педагогического опыта в рамках одного из модулей:
1) начальное образование;
2) основное общее образование;
3) среднее (полное) общее образование;
4) социализация школьников;
5) педагогический коллектив как самообучающаяся организация.
В целях совершенствования профессионализма педагогов разработан проект "Мастер-класс", в рамках которого было проведено две встречи:
с 5 по 7 октября 2011 года "Мастер-класс" с Тиной Канделаки - телеведущей, автором проекта "Умная школа". Сметная стоимость проекта составила 800,0 тыс. рублей, финансирование осуществлялось за счет средств Республики Татарстан;
с 10 по 11 ноября 2011 года "Мастер-класс" с Волковым Сергеем Владимировичем - учителем русского языка и литературы московской государственной школы N 57, редактором газеты "Литература", участником альтернативной группы по разработке государственного стандарта для старшей школы. Финансирование данного мероприятия произведено в рамках проекта "Наш новый учитель".
Проведение "Мастер-класса" проходит в форме обмена инновационным опытом, включает педагогов в активную работу по освоению технологий и способов работы с современными средствами обучения. Эти мероприятия направлены на повышение мотивации учителей к педагогической деятельности и положительно отражаются на имидже Республики Татарстан. В целом был реализован следующий комплекс мер:
N п/п |
Перечень мер |
Срок реализации |
Результат |
Отметка о выполнении |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Разработка и внедрение Административного регламента исполнения государственной функции "Организация повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки педагогических работников образовательных учреждений Республики Татарстан и муниципальных образовательных учреждений Республики Татарстан" |
2011 год |
апробация новой модели повышения квалификации |
выполнено |
2. |
Разработка программ информационно-методического обеспечения новой системы повышения квалификации |
III квартал 2011 года |
апробация и внедрение программ информационно-методического обеспечения новой системы повышения квалификации |
выполнено |
3. |
Разработка и внедрение бюджетного сертификата |
сентябрь 2011 года |
предоставление педагогическим работникам свободы выбора форм и содержания повышения квалификации и переподготовки |
выполнено |
4. |
Организация и проведение мониторинга качества повышения квалификации |
сентябрь - декабрь 2011 года |
анализ ситуации для улучшения качества предоставляемых услуг по повышению квалификации педагогических и руководящих работников |
выполнено |
Фактическое значение индикатора результативности показателя совпало с ожидаемым:
Индикатор результативности |
По итогам III квартала 2011 года |
По итогам IV квартала 2011 года |
Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС, в общей численности учителей (процентов) |
22,2 |
23,2 |
2024
Ноябрь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |