Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.04.2014 № 289Постановление Кабинета
Министров Республики Татарстан
|
Премьер-министр |
И.Ш. Халиков |
Информация об изменениях:
Постановлением КМ РТ от 30 мая
См. текст Программы в предыдущей редакции
Наименование государственной программы |
"Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Татарстан на 2014-2020 годы" (далее - Программа) |
|||||||
Государственный заказчик - координатор Программы |
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан |
|||||||
Государственные заказчики Программы |
Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан; Министерство образования и науки Республики Татарстан; Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан; Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан; некоммерческая организация "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан"; Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан |
|||||||
Основные разработчики Программы |
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан; Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан; Министерство образования и науки Республики Татарстан; Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан; Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан |
|||||||
Цели Программы |
Обеспечение населения Республики Татарстан доступным и комфортным жильем; повышение качества и энергоэффективности жилищного фонда, уровня обеспеченности населения коммунальными услугами, надежности и качества коммунальных услуг |
|||||||
Задачи Программы |
Оказание дополнительных мер государственной поддержки, выполнение государственных обязательств и социальных гарантий при приобретении жилья и улучшении жилищных условий граждан; формирование условий для стимулирования инвестиционной активности в жилищном строительстве, в том числе в части реализации проектов комплексного освоения и развития территорий; создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан; повышение комфортности условий проживания и уровня обеспеченности населения коммунальными услугами; дальнейшее развитие и повышение надежности коммунальной инфраструктуры; обеспечение населения питьевой водой, соответствующей установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям; повышение энергоресурсоэффективности жилищно-коммунального хозяйства; создание условий для повышения эффективности государственной политики в сфере архитектуры, градостроительства, строительства, промышленности строительных материалов, в жилищной сфере и коммунальном хозяйстве |
|||||||
Сроки и этапы реализации Программы |
2014-2020 годы. I этап: 2014-2016 годы; II этап: 2017-2020 годы |
|||||||
Перечень подпрограмм |
1. "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан на 2014-2020 годы"; 2. "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Татарстан на 2014-2019 годы"; 3. "Реализация проектов комплексного освоения и развития территорий на 2014-2020 годы"; 4. "Реализация мероприятий Республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2014-2017 годах"; 5. "Реализация мероприятий Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан, в 2014-2020 годах"; 6. "Улучшение обеспеченности населения Республики Татарстан услугами водоснабжения и теплоснабжения на 2014 год"; 7. "Бюджетные инвестиции и капитальный ремонт социальной и инженерной инфраструктуры на 2015-2020 годы"; 8. "Реализация государственной политики в сфере архитектуры, градостроительства, строительства, промышленности строительных материалов, в жилищной сфере и коммунальном хозяйстве на 2014-2020 годы"; 9. "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве на 2016-2020 годы" |
|||||||
Объемы финансирования Программы с разбивкой по годам и источникам |
Общий объем финансирования Программы составляет 90716619,4 тыс. рублей, в том числе: (тыс. рублей) |
|||||||
Год |
Всего средств |
Средства бюджета Республики Татарстан |
Планируемые к привлечению средства |
|||||
федерального бюджета |
государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства |
некоммерческой организации "Фонд развития моногородов" |
местных бюджетов |
из внебюджетных источников |
||||
2014 |
8096056,1 |
2455333,2 |
93697,7 |
2305397,7 |
- |
1071945,0 |
2169682,5 |
|
2015 |
13058360,5 |
8216205,3 |
476375,4 |
943296,5 |
- |
1072931,0 |
2349552,3 |
|
2016 |
14077710,8 |
8569087,5 |
527497,6 |
1437408,2 |
160612,4 |
1071474,0 |
2311631,1 |
|
2017 |
19464255,8 |
12347046,6 |
2930254,7 |
- |
398962,2 |
1073051,0 |
2714941,2 |
|
2018 |
16468105,2 |
12581868,2 |
43880,6 |
- |
- |
1072749,0 |
2769607,4 |
|
2019 |
14419598,9 |
10586477,7 |
43880,6 |
- |
- |
1072931,0 |
2716309,6 |
|
2020 |
5132532,1 |
1853769,2 |
- |
- |
|
1072931,0 |
2205831,9 |
|
Итого |
90716619,4 |
56609787,7 |
4115586,6 |
4686102,4 |
559574,6 |
7508012,0 |
17237556,1 |
|
Примечание: объемы финансирования носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей соответствующих бюджетов |
||||||||
Ожидаемые конечные результаты реализации целей и задач Программы (индикаторы оценки результатов) и показатели бюджетной эффективности Программы |
Реализация программных мероприятий позволит достичь: к концу 2016 года: обеспечения жилыми помещениями порядка 950 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; улучшения жилищных условий 218 молодых семей; снижения доли ветхого и аварийного жилищного фонда в общем объеме жилищного фонда до 1 процента; к 2021 году: увеличения общей площади жилых помещений, приходящихся в среднем
на одного жителя Республики Татарстан, до увеличения доли площади жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства, в общей площади жилищного фонда Республики Татарстан до 76 процентов; снижения удельного расхода холодной воды в многоквартирных домах
до 35,1 куб. метра на одного проживающего, горячей - до 16,8
куб. метра на одного проживающего, тепловой энергии - до 0,2 Гкал на снижения доли потерь тепловой энергии при ее передаче в общем объеме переданной тепловой энергии до 12,6 процента |
Реализация конституционного права граждан на жилище, обеспечение одной из основных потребностей человека - иметь домашний очаг, достойные и доступные условия проживания для себя и своих близких - это одна из фундаментальных задач любого правового государства. Наличие собственного жилья является одной из базовых ценностей человеческого существования, основных его потребностей, обеспечивающей здоровье нации, формирование семьи и сохранение семейных ценностей, стабилизацию и положительное развитие демографической ситуации. Это источник уверенности людей в завтрашнем дне и опора стабильности в обществе.
Приоритетные направления государственной жилищной политики: повышение доступности жилья, увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры, выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем установленных категорий граждан - нашли свое отражение в приоритетном национальном проекте "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
1.1. В области жилищного строительства
Республика Татарстан является лидером в Приволжском федеральном округе по объему строительства жилья.
За период 2008-2012 годов в республике введено более 11 млн. кв. метров жилья, в том числе индивидуальное строительство - 4,7 млн. кв. метров.
В 2013 году сдано 2400,3 тыс. кв. метров жилья (
На начало 2014 года жилищный фонд Республики
Татарстан включает в себя 92 826 тыс. кв. метров общей площади, из которых
84765,4 тыс. кв. метров - частный, 6246,3 тыс. кв. метров - муниципальный,
1814,4 тыс. кв. метров - государственный жилищный фонд. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в
среднем на одного жителя республики, составила
Одной из основных предпосылок значительных достижений республики в развитии жилищного строительства явилась Программа ликвидации ветхого жилья, реализованная в соответствии с Указом Президента Республики Татарстан от 23 октября 1995 года N УП-720 "О мерах по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде, и реконструкции кварталов ветхого жилья". Впервые в качестве основного источника финансирования государственной программы были привлечены внебюджетные средства. За период действия Программы ликвидации ветхого жилья в инвестиционную деятельность были вовлечены практически все организации строительного комплекса республики.
Финансирование мероприятий Программы ликвидации ветхого жилья в 1996-2004 годах составило 21135 млн. рублей. Построено 2821 тыс. кв. метров жилья, благоустроенное жилье безвозмездно предоставлено 49 125 семьям.
Жилищное строительство в Республике Татарстан развивается по трем основным направлениям:
Программа социальной ипотеки;
многоквартирное инвестиционное жилье;
малоэтажное строительство.
На смену Программе ликвидации ветхого жилья в республике пришла социально адаптированная масштабная жилищная программа - Программа социальной ипотеки, мероприятия по предоставлению гражданам жилых помещений которой реализуются в соответствии с Законом Республики Татарстан от 27 декабря 2004 года N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан".
Оператор реализации Программы социальной ипотеки - некоммерческая организация "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан". Учредитель фонда - Республика Татарстан в лице Президента Республики Татарстан. Программа предназначена для граждан, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий, преимущественно для работников градообразующих предприятий и бюджетной сферы. Данные категории граждан, оплатив первоначальный взнос в размере от 0 до 30 процентов от стоимости квартиры, получают квартиру на условиях рассрочки платежей на срок до 28,5 года под 7 процентов годовых.
Поддержка граждан по республиканской Программе социальной ипотеки предусматривает финансирование за счет средств предприятий республики строительства некоммерческой организацией "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" жилья типового качества по современным проектам.
Всего за период с 2005 по 2012 год в республике по Программе социальной ипотеки построено 4,786 млн. кв. метров жилья, более 73 тыс. семей смогли улучшить свои жилищные условия, в том числе молодые семьи, ветераны, инвалиды и другие граждане.
В рамках Программы социальной ипотеки в 2013 году введено 397,9 тыс. кв. метров жилья. Кроме того, в 2013 году в республике введено 603,3 тыс. кв. метров многоквартирного инвестиционного жилья и 1399,1 тыс. кв. метров - малоэтажного жилья (в том числе индивидуальное жилищное строительство).
Программа жилищного строительства Республики Татарстан на 2014 год сформирована по направлениям:
Программы социальной ипотеки в объеме 383,4 тыс. кв. метров,
многоквартирного инвестиционного жилья - 1017,0 тыс. кв. метров,
малоэтажного жилищного строительства - 998,6 тыс. кв. метров.
Средняя цена жилья в республике в расчете на
Коэффициент доступности жилья для
граждан составляет по итогам 2013 года 2,83 года. Суть показателя состоит в
том, что если в течение этого периода (2,83 года) все свои доходы семья из трех
человек направляет исключительно на покрытие ипотечного кредита, то к концу
срока она его полностью погашает и становится собственником стандартного жилья площадью
При этом анализ рынка жилья показывает, что сегодня только четвертая часть населения может купить жилье за счет собственных средств или с привлечением ипотечного кредита. Поэтому высока потребность в арендном жилье, при этом основная его часть должна находиться в сегменте жилья экономического класса, отвечающего современным требованиям экологичности и энергоэффективности. Развитие рынка арендного жилья является вполне реалистичным и перспективным способом решения жилищной проблемы.
Необходимость развития рынка арендного жилья в Республике Татарстан обусловлена также наличием трудовой миграции и мобильностью населения, а также реализацией крупных инвестиционных проектов, требующих привлечения трудовых ресурсов. В связи с этим основной задачей в области строительства арендного жилья является оказание поддержки развитию особых экономических и промышленных зон через создание условий для привлечения высококвалифицированных специалистов.
В целях создания условий для обеспечения возможности использования гражданами в Республике Татарстан доступного арендного жилья был подписан Указ Президента Республики Татарстан от 30 сентября 2013 года N УП-965 "О мерах по развитию рынка доступного арендного жилья в Республике Татарстан".
Республика Татарстан осуществляет строительство арендного жилья, в том числе с использованием возможностей некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан", которая на сегодня является главным оператором строительства жилья экономического класса и располагает необходимыми оборотными средствами.
Одним из направлений стимулирования жилищного строительства является оказание государственной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в жилых помещениях.
Таблица 1
Категории граждан |
Количество семей, состоящих в списках на получение субсидии на 01.01.2014 |
Уволенные военные |
11 |
Вынужденные переселенцы |
187 |
Участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС |
97 |
Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий |
142 |
Молодые семьи |
5308 |
Многодетные семьи |
824 |
Граждане из числа детей-сирот |
1700 |
Итого |
8269 |
В рамках подпрограммы
"Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий
граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы
"Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской
Федерации от 17 декабря
Важным направлением жилищной политики в Российской Федерации является поддержка молодых семей в вопросах улучшения жилищных условий. В соответствии с основными приоритетами и мерами по реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" (далее - Национальный проект) в состав ФЦП "Жилище" включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", предполагающая предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья экономического класса или строительство индивидуального жилого дома экономического класса.
Условием участия субъектов Российской Федерации в указанной подпрограмме является наличие соответствующей региональной программы обеспечения жильем молодых семей и обязательств субъекта Российской Федерации по финансированию программы.
Кроме того, в Республике Татарстан реализуются мероприятия по обеспечению жильем многодетных семей и детей-сирот. Жилищные сертификаты по данным категориям оформляются с 2007 года. В сводный список многодетных семей по Республике Татарстан на 2014 год включены 824 многодетные семьи, имеющие пять и более детей. Общая потребность в финансировании составляет 3,28 млрд. рублей.
До 1 января 2013 года в Республике Татарстан действовал порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем выдачи и реализации жилищных сертификатов. В 2013 году вступил в силу Закон Республики Татарстан от 12 января 2013 года N 8-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан". В 2013 году обеспечены жилыми помещениями 265 граждан из числа детей-сирот.
С 2010 года в Республике Татарстан реализуется программы улучшения жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны.
Важным фактором, обеспечивающим потребности рынка строительства жилья, является текущее состояние и потенциал промышленности строительных материалов.
Республика Татарстан обладает развитой базой промышленности строительных материалов, которая включает в себя порядка 400 крупных и средних предприятий, в том числе около 60 заводов по производству сборного железобетона, бетона, товарного бетона и раствора.
Промышленность строительных материалов Республики Татарстан обеспечивает потребности строительного комплекса в полном объеме - по бетону, раствору, бетонным и железобетонным конструкциям, силикатному кирпичу, оконным и дверным блокам, песчано-гравийной смеси, строительному песку; частично - по теплоизоляционным, полимерным, мягким кровельным материалам, лицевому кирпичу, щебню, металлическим изделиям и конструкциям.
Тем не менее современная база строительной индустрии Республики Татарстан не является достаточно конкурентоспособной в сравнении с базами отдельных регионов Российской Федерации и развитых зарубежных стран. Износ основных производственных фондов по отрасли в среднем составил около 40 процентов.
Одним из важнейших приоритетных вопросов в развитии жилищного строительства и строительной индустрии является применение энерго- и ресурсосберегающих технологий в производстве строительных материалов и эффективных решений и технологий в строительстве, отвечающих современным градостроительным и экологическим требованиям.
В целях развития предприятий промышленности строительных материалов и индустриального домостроения в Республике Татарстан с учетом Стратегии развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения Российской Федерации на период до 2020 года Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан разработана программа "Развитие предприятий промышленности строительных материалов и индустриального домостроения Республики Татарстан до 2020 года", утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.10.2012 N 864 "Об утверждении программы "Развитие предприятий промышленности строительных материалов и индустриального домостроения Республики Татарстан до 2020 года".
Существенным фактором, оказавшим, безусловно, положительное влияние на динамику ввода жилья, стало предоставление субсидий федерального бюджета на условиях софинансирования по подпрограммам "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" (субсидии на возмещение части затрат по уплате процентной ставки по кредитам на строительство инженерных сетей, субсидии на строительство автомобильных дорог, объектов коммунальной инфраструктуры и социальной сферы) и "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" ФЦП "Жилище". В течение 2007-2010 годов в республику были привлечены средства федерального бюджета в рамках ФЦП "Жилище" на общую сумму свыше 5,3 млрд. рублей.
При реализации подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" ФЦП "Жилище" основной акцент сделан на поддержке крупных инвестиционных проектов комплексного освоения и развития территорий, которые предусматривают обеспечение новых застраиваемых микрорайонов инженерными сетями и объектами соцкультбыта. Общая стоимость таких проектов, реализуемых в республике с привлечением мер государственной поддержки, составляет свыше 200 млрд. рублей.
В рамках реализации Федерального закона от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" между Республикой Татарстан и Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (далее - Фонд РЖС) подписано Соглашение о взаимодействии (сотрудничестве).
Создание Фонда РЖС значительно расширило возможности вовлечения в оборот земель, находящихся в федеральной собственности, и использования их в целях строительства жилья экономического класса.
Также среди основных проблем в строительном комплексе следует отметить:
наличие чрезмерных административных барьеров;
отсутствие земельных участков, обустроенных инженерной и дорожной инфраструктурой, объектами социальной сферы (школы и детские сады);
отсутствие механизмов привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство и реконструкцию инженерной инфраструктуры.
1.2. В области жилищно-коммунального хозяйства
Модернизация жилищно-коммунального хозяйства началась после принятия Закона Республики Татарстан от 11 декабря 2004 года N 65-ЗРТ "Об утверждении Программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан на 2004-2010 годы".
Реализация мероприятий указанной Программы позволила снизить износ основных фондов объектов коммунального хозяйства: водопроводно-канализационного хозяйства с 51 до 49 процентов; теплового хозяйства - с 53 до 48 процентов; а также провести частичную модернизацию основных фондов, снизить издержки, повысить качество и надежность оказываемых услуг и обеспечить сдерживание роста тарифов в условиях опережающего роста цен на энергоресурсы и снижения объемов потребляемых услуг.
На конец 2013 года обеспеченность жилого фонда республики, оборудованного системами водоснабжения, составила 87,7 процента от всей площади жилого фонда, канализацией - 81,8 процента, отоплением и горячим водоснабжением - 96,9 и 73,7 процента соответственно.
При этом жилищно-коммунальное хозяйство Республики Татарстан продолжает характеризоваться высокой степенью износа как жилищного фонда, так и коммунальных объектов и инженерных коммуникаций. Высокий уровень морального и физического износа объектов и сооружений коммунальной инфраструктуры не обеспечивает возрастающих потребностей общества, в том числе связанных с новым жилищным строительством и строительством новых объектов социальной инфраструктуры. Значительный износ коммунальных сетей приводит к частому возникновению аварийных ситуаций. С просьбой о выделении материалов и оборудования из аварийно-технического запаса Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан ежегодно поступает более 200 обращений.
В рамках реализации Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в Республике Татарстан с 2008 года ежегодно разрабатываются республиканские адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
Всего за 2008-2013 годы в республике по программе капитального ремонта многоквартирных домов:
объем финансирования составил более 34 млрд. рублей;
капитальный ремонт проведен в 11034 домах площадью более 51,9 млн. кв. метров. Улучшены условия проживания 2394 тыс. граждан.
Однако, несмотря на беспрецедентные финансовые вложения на мероприятия по капитальному ремонту, вопрос ликвидации недоремонта жилого фонда остается актуальным для жителей республики. С 2014 года в республике будет реализовываться долгосрочная программа капитального ремонта жилья.
Не менее острой социально важной проблемой в республике является проблема ликвидации аварийного жилья.
Так, потребность расселения аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2012 года, на конец года составила 420,1 тыс. кв. метров, или 1687 аварийных многоквартирных домов.
Объем финансирования программ, направленных на ликвидацию аварийного жилья, за 2010-2012 годы составил 1948,7 млн. рублей, в том числе за счет:
средств Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 1112,57 млн. рублей,
средств бюджета Республики Татарстан - 643,56 млн. рублей,
средств муниципальных образований - 3,06 млн. рублей.
На оплату превышения предоставляемой площади ранее занимаемой предусмотрены средства местных бюджетов в размере 189,46 млн. рублей.
Распоряжением Президента Республики Татарстан от 30 апреля 2013 года N 209 утвержден План мероприятий по переселению до 1 сентября 2017 года граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, расположенных на территории Республики Татарстан.
В республике действует Программа по переходу на поквартирные системы отопления и установке блочно-модульных котельных в городах и районах Республики Татарстан, финансируемая за счет средств республиканского лизингового фонда.
За период реализации с 2005 года государственным казенным учреждением "Фонд газификации, энергосберегающих технологий и развития инженерных сетей Республики Татарстан" переведено на индивидуальные источники отопления более 34 тыс. квартир. Объем финансовых средств на реализацию Программы по переходу на поквартирные системы отопления составил 2,6 млрд. рублей. В 2012 году эта Программа завершилась. Полностью переведен на индивидуальные источники отопления жилой фонд в 9 муниципальных районах (Алькеевский, Апастовский, Атнинский, Дрожжановский, Кайбицкий, Мензелинский, Новошешминский, Тюлячинский и Черемшанский).
С 2013 года вступило в действие постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.10.2012 N 910 "О мероприятиях по переходу на поквартирные системы отопления, установке блочно-модульных котельных в городах и районах Республики Татарстан, финансируемых за счет средств республиканского лизингового фонда в 2013-2015 годах".
Для улучшения качества предоставляемых услуг также необходимо проведение мероприятий по энергосбережению в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Одним из важнейших направлений повышения энергоэффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве и жилищном фонде является применение энергосберегающих технологий при модернизации, реконструкции и капитальном ремонте основных фондов.
В 2013 году в рамках долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Татарстан на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года" Республике Татарстан выделены субсидии из федерального бюджета на общую сумму 442,6 млн. рублей, в том числе Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан - 370,35 млн. рублей на:
внедрение автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов, установку узлов учета и регулирования, в том числе оснащение зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов;
модернизацию системы теплозащиты зданий;
внедрение когенерирующих установок;
модернизацию наружного освещения населенных пунктов Республики Татарстан.
В целях повышения энергетической и экономической эффективности использования энергоресурсов в республике в 2009-2011 годах в рамках Республиканской адресной программы перехода на отпуск коммунальных ресурсов потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов осуществлялось оснащение многоквартирных домов Республики Татарстан общедомовыми приборами учета.
Реализация указанных мероприятий позволила по состоянию на 1 января 2012 года оснастить многоквартирные дома республики общедомовыми приборами учета энергоресурсов на 100 процентов (за исключением многоквартирных домов, в которых установка общедомовых приборов учета не предусмотрена положениями Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в которых отсутствует техническая возможность установки общедомовых приборов учета в связи с поквартирным вводом инженерных коммуникаций и отсутствием подвального помещения).
Также для последующего гарантийного и сервисного обслуживания общедомовых приборов учета в крупных городах республики (Казани, Набережные Челны, Нижнекамске, Альметьевске, Лениногорске) организованы сервисные центры.
Анализ состояния водохозяйственных объектов выявил проблемы в обеспечении населения качественной питьевой водой. В более чем 500 населенных пунктах республики (18 процентов), где проживают более 70 тыс. человек, отсутствует централизованное водоснабжение. Население вынуждено потреблять воду без необходимой предварительной очистки.
Отсутствие чистой воды и канализации приводит к ухудшению экологической обстановки, что отражается на здоровье населения и является причиной распространения инфекционных заболеваний, развития болезней, увеличения степени риска воздействия на организм человека различных факторов.
Основная причина низкого качества воды, поступающей из источников централизованного водоснабжения, заключается в изношенности и большой протяженности коммуникаций, использовании несовершенных методов очистки.
Начиная с 2011 года в Республике Татарстан планово реализуются мероприятия по улучшению обеспеченности населения Республики Татарстан услугами водоснабжения и водоотведения.
В 2013 году государственным казенным учреждением "Фонд газификации, энергосберегающих технологий и развития инженерных сетей Республики Татарстан" согласно распоряжениям Кабинета Министров Республики Татарстан и по предложениям муниципальных образований республики было построено 286,2 км водопроводных сетей, пробурено 25 артезианских скважин, установлено 23 водонапорные башни. Улучшено водоснабжение в 106 населенных пунктах Республики Татарстан.
Остро стоит вопрос наружного освещения в первую очередь в сельских населенных пунктах. Сети наружного освещения морально и физически устарели, осветительные приборы неэкономичны и не соответствуют нормативным требованиям. В то же время выделение значительных финансовых средств на содержание и модернизацию наружного освещения обременительно для местных бюджетов.
В этой связи назрела необходимость внедрения нового подхода к организации уличного освещения с использованием светотехнического оборудования, основанного на нанотехнологиях и отвечающего современным требованиям энергоэффективности.
В целях осуществления республиканского государственного жилищного надзора за соблюдением обязательных требований, правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, требований к осуществлению оценки соответствия жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов; осуществления контроля за капитальным ремонтом многоквартирных домов, осуществляемым в рамках реализации республиканских адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов; выявления и предупреждения нарушений при использовании и содержании жилищного фонда, принятия необходимых мер по выявленным нарушениям, на основании Положения о Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.12.2011 N 1068 "О государственном жилищном надзоре в Республике Татарстан", функционирует Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан.
В ходе рассмотрения обращений граждан жилищной инспекцией в 2013 году выдано 4410 предписаний, оформлено 1695 протоколов об административных правонарушениях.
1.3. Основные риски реализации Программы
К основным рискам при реализации Программы относятся:
операционные риски, связанные с ошибками управления реализацией Программы, в том числе отдельных ее исполнителей (соисполнителей), неготовностью организационной инфраструктуры к решению задач, поставленных Программой, что может привести к нецелевому и/или неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда мероприятий Программы или задержке в их выполнении;
финансовые риски, которые связаны с финансированием Программы в неполном объеме как за счет бюджетных, так и за счет внебюджетных источников; данный риск возникает по причине значительной продолжительности Программы, а также высокой зависимости ее успешной реализации от привлечения внебюджетных источников.
Реализации Программы также угрожают непредвиденные риски, которые связаны с изменением внешней среды и которыми невозможно управлять в рамках реализации Программы, в том числе:
риск ухудшения состояния экономики, что может привести к снижению бюджетных доходов, ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе повышению инфляции, снижению темпов экономического роста и доходов населения;
риск возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в том числе природных и техногенных катастроф и катаклизмов, что может привести к существенному ухудшению состояния жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в отдельных муниципальных образованиях, а также потребовать концентрации средств бюджета Республики Татарстан на преодоление последствий таких катастроф.
Управление рисками реализации Программы будет осуществляться путем координации деятельности всех субъектов, участвующих в реализации Программы.
В соответствии с Концепцией
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период
до 2020 года, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 17 ноября
Цель Программы - обеспечение населения Республики Татарстан доступным и комфортным жильем; повышение качества и энергоэффективности жилищного фонда, уровня обеспеченности населения коммунальными услугами, надежности и качества коммунальных услуг.
Для достижения целей Программы предусмотрено решение следующих задач:
оказание дополнительных мер государственной поддержки, выполнение государственных обязательств и социальных гарантий при приобретении жилья и улучшении жилищных условий граждан;
формирование условий для стимулирования инвестиционной активности в жилищном строительстве, в том числе в части реализации проектов комплексного освоения и развития территорий;
создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан;
повышение комфортности условий проживания и уровня обеспеченности населения коммунальными услугами;
дальнейшее развитие и повышение надежности коммунальной инфраструктуры;
обеспечение населения питьевой водой, соответствующей установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям;
повышение энергоресурсоэффективности жилищно-коммунального хозяйства;
создание условий для повышения эффективности государственной политики в сфере архитектуры, градостроительства, строительства, промышленности строительных материалов, в жилищной сфере и коммунальном хозяйстве.
Реализация мероприятий Программы к 2020 году будет способствовать:
созданию безопасной и комфортной среды проживания и жизнедеятельности населения Республики Татарстан;
созданию условий для улучшения демографической ситуации в республике, снижению социальной напряженности в обществе;
повышению уровня обеспеченности населения коммунальными услугами;
повышению качества, надежности и экологической безопасности обслуживания потребителей;
снижению среднего уровня износа жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры.
Программа будет реализовываться в 2014-2020 годах.
Предусматриваются два этапа реализации:
I этап: 2014-2016 годы;
II этап: 2017-2020 годы.
Основные результаты I этапа (при своевременном финансовом обеспечении и плановом исполнении мероприятий):
будут обеспечены жилыми помещениями порядка 950 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан" будут улучшены жилищные условия 218 семей;
доля ветхого и аварийного жилищного фонда в общем объеме жилищного фонда снизится до 1 процента.
Основные результаты II этапа:
увеличение общей площади жилых помещений, приходящихся в
среднем на одного жителя Республики Татарстан, до
увеличение доли площади жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства, в общей площади жилищного фонда Республики Татарстан до 76 процентов;
снижение удельного расхода холодной воды в многоквартирных
домах до
снижение доли потерь тепловой энергии при ее передаче в общем объеме переданной тепловой энергии до 12,6 процента.
Перечень целевых индикаторов и показателей Программы с распределением плановых значений по годам реализации представлен в приложении к настоящей Программе.
Перечень показателей носит открытый характер и предусматривает возможность корректировки в случае потери информативности показателя, смены приоритетов государственной политики.
Основные цели и задачи Программы не могут быть достигнуты без реализации комплекса мероприятий, предусмотренных в рамках соответствующих подпрограмм Программы.
2.1. Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан на 2014-2020 годы"
Указанная подпрограмма принята в целях дальнейшей реализации в Республике Татарстан мероприятий Приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", основным инструментом которого является ФЦП "Жилище". В состав ФЦП "Жилище" включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", условием участия субъектов Российской Федерации в которой является наличие соответствующей региональной программы обеспечения жильем молодых семей и обязательств по софинансированию.
Цель подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан на 2014-2020 годы" - оказание дополнительных мер государственной поддержки в решении жилищных проблем молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Основная задача подпрограммы - предоставление молодым семьям (участникам подпрограммы) социальных выплат на приобретение жилья экономического класса или строительство индивидуального жилого дома экономического класса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств банков и других организаций, в том числе предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
Реализация системы мероприятий подпрограммы осуществляется по следующим направлениям:
нормативно-правовое и методологическое обеспечение реализации подпрограммы;
финансовое обеспечение реализации подпрограммы;
организационное обеспечение реализации подпрограммы.
2.2. Подпрограмма "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Татарстан на 2014-2019 годы"
Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлены дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на жилое помещение, согласно которым детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Целью подпрограммы является выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот.
Задачами подпрограммы являются:
учет детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями;
формирование специализированного жилищного фонда Республики Татарстан для детей-сирот;
предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Татарстан детям-сиротам.
Реализация мероприятий подпрограммы позволит к концу 2019 года обеспечить жилыми помещениями 1900 детей-сирот.
2.3. Подпрограмма "Реализация проектов комплексного освоения и развития территорий на 2014-2020 годы"
Основания для разработки подпрограммы: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", Федеральный закон от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", подпрограмма "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" ФЦП "Жилище".
Основная цель подпрограммы - формирование условий для стимулирования инвестиционной активности в жилищном строительстве в части реализации проектов комплексного освоения и развития территорий.
В рамках подпрограммы будут реализованы мероприятия по получению субсидий в бюджет Республики Татарстан на реализацию программ развития жилищного строительства, которые могут быть использованы:
на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам, полученным заемщиками в российских кредитных организациях на цели обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для строительства жилья экономического класса, а также предоставляемых семьям, имеющим 3 и более детей;
на строительство (реконструкцию) объектов социальной инфраструктуры в рамках реализации проектов по комплексному освоению территорий, предусматривающих строительство жилья экономического класса;
на строительство (реконструкцию) автомобильных дорог в микрорайонах массовой малоэтажной и многоквартирной застройки жильем экономического класса;
на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам, полученным заемщиками в российских кредитных организациях на реконструкцию и (или) строительство энергоэффективных предприятий строительной индустрии, выпускающих энергоэффективные и энергосберегающие строительные материалы, конструкции и изделия.
В рамках мероприятий по вовлечению в хозяйственный оборот неэффективно используемых земельных участков, находящихся в федеральной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предполагается работа по выявлению таких земельных участков, проработка вопроса дальнейшего использования этих земельных участков.
2.4. Подпрограмма "Реализация мероприятий Республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2014-2017 годах"
Основание для разработки подпрограммы: Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Основная цель подпрограммы - финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и собственники помещений в которых проявили готовность участвовать в региональной программе по переселению граждан, при условии, что орган местного самоуправления обеспечивает выполнение определенных Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" условий предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Задачи подпрограммы - переселение граждан из жилищного фонда, признанного аварийным и непригодным для проживания; снос или реконструкция многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; создание условий для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
По итогам реализации подпрограммы будет полностью ликвидирован аварийный жилищный фонд, признанный таковым до 1 января 2012 года.
2.5. Подпрограмма "Реализация мероприятий Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан, в 2014-2020 годах"
Основания для разработки подпрограммы: Жилищный кодекс Российской Федерации, Закон Республики Татарстан от 25 июня 2013 года N 52-ЗРТ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан".
Основная цель подпрограммы - создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан, сохранение, восстановление и повышение качества жилищного фонда, улучшение технического состояния многоквартирных домов в Республике Татарстан.
Задача подпрограммы - эффективное планирование и организация своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, использование эффективных технических решений и комплексности при проведении капитального ремонта с применением долговечных материалов и ресурсосберегающих технологий.
Результатом выполнения подпрограммы будет являться приведение жилищного фонда в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей).
2.6. Подпрограмма "Улучшение обеспеченности населения Республики Татарстан услугами водоснабжения и теплоснабжения на 2014 год"
Цели подпрограммы:
обеспечение населения чистой питьевой водой, соответствующей установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям;
достижение надежности и ресурсной эффективности систем водоснабжения;
повышение эффективности функционирования систем теплоснабжения организаций жилищно-коммунального комплекса.
Задачи подпрограммы:
повышение обеспеченности населения централизованными услугами водоснабжения и водоотведения;
развитие систем водоснабжения с внедрением современных технологий;
обеспечение рационального водопользования и снижения объема потерь питьевой воды;
предоставление сельскому населению качественных коммунальных услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению;
обеспечение сельского населения безаварийными, бесперебойными источниками теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Для достижения цели и выполнения задач подпрограммы будут реализованы в том числе следующие мероприятия:
проведение проектно-изыскательских работ для строительства систем водоснабжения, строительство и реконструкция объектов водоснабжения;
проведение анализа текущего состояния системы теплоснабжения населенного пункта; выполнение строительно-монтажных работ.
Мероприятия подпрограммы будут способствовать:
повышению уровня жизни и комфортности проживания граждан;
повышению уровня обеспеченности сельского населения коммунальными услугами;
сохранению доступности коммунальных услуг для потребителей;
повышению качества, надежности и экологической безопасности обслуживания потребителей;
снижению платы за коммунальные услуги по теплоснабжению;
повышению эффективности использования природного газа.
2.7. Подпрограмма "Бюджетные инвестиции и капитальный ремонт социальной и инженерной инфраструктуры на 2015-2020 годы"
Цели подпрограммы:
повышение комфортности условий проживания и уровня обеспеченности населения коммунальными услугами;
достижение надежности и ресурсной эффективности коммунальных систем;
обеспечение населения питьевой водой, соответствующей установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Задачи подпрограммы:
дальнейшее развитие коммунальной инфраструктуры с внедрением современных технологий;
реализация республиканских мероприятий по повышению уровня благоустройства населенных пунктов Республики Татарстан.
Для достижения цели и выполнения задач подпрограммы будут реализованы мероприятия по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов общественной инфраструктуры в рамках Программы.
2.8. Подпрограмма "Реализация государственной политики в сфере архитектуры, градостроительства, строительства, промышленности строительных материалов, в жилищной сфере и коммунальном хозяйстве на 2014-2020 годы"
Цель подпрограммы - обеспечение устойчивого социально-экономического развития Республики Татарстан путем повышения эффективности государственной политики в сфере архитектуры, градостроительства, строительства, промышленности строительных материалов, в жилищной сфере и коммунальном хозяйстве.
Задачи подпрограммы - обеспечение развития Республики Татарстан на основе территориального планирования и градостроительного зонирования, создание условий роста гражданского и промышленного строительства, обеспечение стандартов проживания граждан и качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
Подпрограмма предполагает выполнение следующих мероприятий:
общепрограммная деятельность Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан в области архитектуры, градостроительства, гражданского и промышленного строительства, жилищно-коммунального хозяйства;
обеспечение жильем многодетных семей, имеющих 5 и более детей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
осуществление республиканского государственного жилищного надзора;
другие мероприятия в области коммунального хозяйства (пополнение аварийно-технического запаса, информационно-пропагандистская деятельность, организация и проведение конкурса "Самый благоустроенный населенный пункт Республики Татарстан", прочее).
2.9. Подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве на 2016-2020 годы".
Цель подпрограммы - проведение государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Задачи подпрограммы:
снижение потребления энергетических ресурсов и воды в жилищном фонде;
обеспечение энергосбережения при производстве (передаче) энергетических ресурсов и воды.
В рамках подпрограммы будут реализованы мероприятия по:
энергосбережению на объектах жилищного фонда;
модернизации систем наружного освещения;
модернизации оборудования, используемого для выработки (передачи) тепловой энергии.
Выполнение мероприятий подпрограммы будет способствовать:
повышению энергетической эффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве Республики Татарстан;
снижению затрат за потребленные энергетические ресурсы и воду.
Прогнозное финансовое обеспечение реализации Программы осуществляется за счет средств бюджета Республики Татарстан и планируемых к привлечению в установленном порядке средств федерального бюджета, государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, некоммерческой организации "Фонд развития моногородов", местных бюджетов и внебюджетных источников.
Прогнозный общий объем финансирования Программы в 2014-2020 годах составит 90716619,4 тыс. рублей, в том числе:
(тыс. рублей) |
|||||||
Год |
Всего средств |
Средства бюджета Республики Татарстан |
Планируемые к привлечению средства |
||||
федерального бюджета |
государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства |
некоммерческой организации "Фонд развития моногородов" |
местных бюджетов |
из внебюджетных источников |
|||
2014 |
8096056,1 |
2455333,2 |
93697,7 |
2305397,7 |
- |
1071945,0 |
2169682,5 |
2015 |
13058360,5 |
8216205,3 |
476375,4 |
943296,5 |
- |
1072931,0 |
2349552,3 |
2016 |
14077710,8 |
8569087,5 |
527497,6 |
1437408,2 |
160612,4 |
1071474,0 |
2311631,1 |
2017 |
19464255,8 |
12347046,6 |
2930254,7 |
- |
398962,2 |
1073051,0 |
2714941,2 |
2018 |
16468105,2 |
12581868,2 |
43880,6 |
- |
- |
1072749,0 |
2769607,4 |
2019 |
14419598,9 |
10586477,7 |
43880,6 |
- |
- |
1072931,0 |
2716309,6 |
2020 |
5132532,1 |
1853769,2 |
- |
- |
|
1072931,0 |
2205831,9 |
Итого |
90716619,4 |
56609787,7 |
4115586,6 |
4686102,4 |
559574,6 |
7508012,0 |
17237556,1 |
Объемы финансирования по направлениям Программы подлежат ежегодному уточнению, исходя из возможностей соответствующих бюджетов.
Ресурсное обеспечение Программы за счет всех источников и прогнозная оценка расходов бюджета Республики Татарстан на реализацию Программы приведены в приложении к ней.
4.1. Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан обеспечивает координацию и мониторинг реализации Программы.
4.2. Государственный заказчик (государственный заказчик - координатор) подпрограммы Программы с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств на очередной финансовый год ежегодно уточняет целевые индикаторы, затраты на реализацию программных мероприятий, механизм реализации соответствующей подпрограммы Программы и состав ее исполнителей и направляет в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан для внесения соответствующих изменений в нормативный правовой акт об утверждении Программы.
4.3. Включение в Программу новых подпрограмм и их утверждение осуществляется в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Татарстан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2012 N 1199 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Татарстан и перечня государственных программ Республики Татарстан" (далее - Порядок).
4.4. Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан направляет:
ежеквартально, до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в Министерство экономики Республики Татарстан статистическую, справочную и аналитическую информацию о подготовке и реализации Программы, а также эффективности использования финансовых средств с заполнением формы, представленной в приложении N 5 к Порядку;
ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным периодом, в Министерство экономики Республики Татарстан, Министерство финансов Республики Татарстан информацию о ходе работ по реализации Программы и эффективности использования финансовых средств.
2024
Ноябрь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |