Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Мордовия от 26.12.2016 № 652

 

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

от 26 декабря 2016 года № 652

г.Саранск

 

 

О внесении изменения в План мероприятий («дорожную карту»)

«Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального

обслуживания населения Республики Мордовия (2013-2018 годы)»

 

 

Правительство Республики Мордовия

 

постановляет:

 

1. Внести в План мероприятий («дорожную карту») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Республики Мордовия (2013-2018 годы)», утвержденный постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 февраля 2013 г. № 57 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Республики Мордовия (2013-2018 годы)» (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Республики Мордовия от 27 мая 2013 г. № 186, от 6 сентября 2013 г. № 364, от 16 декабря 2013 г. № 553, от 28 апреля 2014 г. № 183, от 20 июля 2015 г. № 434), изменение, изложив его в следующей редакции:

 

«Утвержден

постановлением Правительства

Республики Мордовия

от 25 февраля 2013 года № 57

(изложен в редакции

постановления Правительства

Республики Мордовия

от 26 декабря 2016 года № 652)

 

Согласован

Первым заместителем

Министра труда и социальной защиты

Российской Федерации

____________________ А.В. Вовченко

«_____» ____________________2016 г.

 

План мероприятий («дорожная карта»)

«Повышение эффективности и качества услуг

в сфере социального обслуживания населения

Республики Мордовия (2013-2018 годы)»

 

I. Общее описание

 

1. План мероприятий («дорожная карта») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Республики Мордовия (2013-2018 годы)» (далее - «дорожная карта») разработан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 282 «О плане мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)».

«Дорожная карта» является документом, отражающим план стратегического развития сферы социального обслуживания населения Республики Мордовия на период с 2013 по 2018 годы.

Реализация «дорожной карты» призвана обеспечить достижение основной цели, выраженной в обеспечении доступности, существенного повышения эффективности и качества предоставления населению Республики Мордовия услуг в сфере социального обслуживания.

Достижению данной цели будет способствовать модернизация системы социального обслуживания населения Республики Мордовия, основанная на совершенствовании региональной законодательной и нормативной правовой базы, предусматривающей:

предоставление социальных услуг населению с учетом оценки индивидуальной потребности;

возможность участия при оказании социальных услуг населению негосударственных организаций, индивидуальных предпринимателей, благотворителей и добровольцев;

внедрение независимой оценки качества предоставления социальных услуг и осуществление эффективного контроля за их предоставлением;

реализация мероприятий по укреплению материально-технической базы государственных организаций социального обслуживания населения Республики Мордовия;

сокращение очередности на стационарное социальное обслуживание в психоневрологические интернаты, в том числе путем развития стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому.

В Республике Мордовия функционирует и планомерно развивается сеть учреждений социального обслуживания граждан. Основными приоритетными направлениями государственной политики в сфере социального обслуживания с 2013 года являются:

совершенствование предоставления гражданам государственных услуг в сфере социального обслуживания населения, исходя из требований к качеству и доступности;

совершенствование системы социального обслуживания граждан, в первую очередь граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), путем дальнейшего развития сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности;

повышение престижа профессии социальных работников, привлечение в сферу социального обслуживания молодых кадров.

Численность населения Республики Мордовия на 1 января 2013 г. составляла 818 566 человек, из них пенсионеров 250 539 человек, на 1 января 2016 г. - 807 453 человек, из них пенсионеров 254 315 человек.

По состоянию на 1 января 2013 г. система социального обслуживания населения Республики Мордовия состояла из 55 учреждений социального обслуживания населения, в том числе: 4 психоневрологических интернатов, 18 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, 2 детских домов-интернатов, 4 реабилитационных центров для несовершеннолетних, 1 социального приюта для детей и подростков, 1 дома ночного пребывания, 1 комплексного центра социального обслуживания, 23 государственных казенных учреждения социальной защиты населения и 1 территориального фонда социальной поддержки населения, предоставляющего срочные социальные услуги.

Расходы на содержание государственных учреждений социального обслуживания населения Республики Мордовия в 2013-2018 годах представлены в таблице, в тыс. рублей:


Наименование расходов

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

Расходы на содержание государственных учреждений

952 285,1

1 044 959,6

1 050 277,0

1 181 361,5

1 302 194,0

1 398 945,5

Объем средств на оплату труда с начислениями

625 604,6

730 845,3

727 381,2

844 881,0

919 658,6

993 251,3

Средства республиканского бюджета, в том числе:

827 132,2

894 672,1

869 690,4

984 601,5

1 104 567,4

1 199 813,8

объем средств на оплату труда с начислениями

619 448,4

726 556,4

724 349,5

842 277,0

916 645,6

990 164,3

Внебюджетные средства, в том числе:

125 152,9

150 287,5

180 586,6

196 760,0

197 626,6

199 131,7

объем средств на оплату труда с начислениями

6 156,2

4 288,9

3 031,7

2 604,0

3 013,0

3 087,0


Динамика численности получателей социальных услуг и количества предоставленных социальных услуг представлена в таблице:

 

п/п

Наименование показателей

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

1.

Общая численность получателей социальных услуг, в том числе по формам социального обслуживания:

150 233

117 860

17 808

20 331

 

в стационарной форме социального обслуживания

2694

2732

2736

2746

 

в полустационарной форме социального обслуживания

2283

2057

472

794

 

в форме социального обслуживания на дому

4965

5407

6220

8384

 

срочных социальных услуг

140 291

107 664

8380

8407

2.

Количество предоставленных услуг, в том числе по формам социального обслуживания:

4 777 695

4 869 269

7 834 034

8 128 592

 

в стационарной форме социального обслуживания

3 275 863

3 364 599

4 558 702

4 731 187

 

в полустационарной форме социального обслуживания

72 994

83 877

305 266

318 682

 

в форме социального обслуживания на дому

1 286 591

1 312 848

2 961 216

3 069 850

 

срочные социальные услуги

142 247

107 945

8 850

8 873

3.

Среднесписочная численность социальных работников

924

868

774

772

 

Анализ динамики численности получателей социальных услуг и количества предоставленных социальных услуг показал, что наблюдается снижение общей численности получателей срочных социальных услуг и в полустационарной форме и роста с 2015 года количества оказанных социальных услуг.

Это обусловлено вступлением в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 442-ФЗ), в соответствии с которым введены индивидуальный подход к установлению получателям необходимых им социальных услуг исходя из потребности гражданина в социальных услугах, а также основания, по которым гражданин может быть признан нуждающимся в социальном обслуживании. Таким образом, с 1 января 2015 г. при предоставлении социальных услуг применяется принцип индивидуальной потребности, конкретизирован перечень срочных социальных услуг, а также изменен алгоритм расчета численности получателей срочных социальных услуг и полустационарной форме (до вступления в силу Федерального закона № 442-ФЗ получатель социальной услуги в течение отчетного периода неоднократно учитывался при расчете общего количества граждан, получивших услугу).

До вступления в силу Федерального закона № 442-ФЗ предоставление социальных услуг на дому на территории Республики Мордовия осуществлялось в соответствии с постановлениями Правительства Республики Мордовия от 29 декабря 2004 г. № 479 «О Порядке социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов и семей с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации», от 14 апреля 2014 г. № 139 «Об оценке индивидуальной нуждаемости граждан в предоставлении социального обслуживания на дому».

Социальное обслуживание на дому предоставлялось гражданам пожилого возраста (женщинам старше 55 лет, мужчинам старше 60 лет) и инвалидам (в том числе детям-инвалидам), нуждающимся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению.

Среди перечня социальных услуг, регулярно оказываемых гражданам во всех формах социального обслуживания, востребованными являлись социально-бытовые, социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги.

26 августа 2013 г. постановлением Правительства Республики Мордовия № 357 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Мордовия» в Порядок социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов и семей с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, утвержденный постановлением Правительства Республики Мордовия от 29 декабря 2004 г. № 479, внесены изменения в части:

пересмотра механизма зачисления граждан на надомное социальное обслуживание, которое осуществлялось на основе оценки индивидуальной нуждаемости граждан исходя из потребности граждан в социальных услугах, необходимых для преодоления их трудной жизненной ситуации;

введено понятие о комиссии по оценке индивидуальной нуждаемости граждан в предоставлении социального обслуживания на дому и составления ею акта оценки индивидуальной нуждаемости;

предусмотрено межведомственное взаимодействие с органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, для предоставления справки о размере пенсии (содержащихся в ней сведений).

В соответствии с вышеуказанными документами социальные услуги, входящие в республиканский перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставлялись гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, в полустационарных условиях учреждениями социального обслуживания бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты в зависимости от категорий граждан, с учетом среднедушевого дохода. Плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов производилась в размере 7260 рублей, но не более 75% получаемой гражданином трудовой или социальной пенсии. С граждан, чей доход ниже величины прожиточного минимума пенсионеров, установленного в Республике Мордовия, плата за стационарное обслуживание не взималась.

Стоимость социальных услуг, входящих в республиканский перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам учреждениями социального обслуживания, определялась исходя из тарифов на платные социальные услуги, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 26 мая 2006 г. № 212 «О Республиканском перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными учреждениями социального обслуживания населения, и Тарифах на платные социальные услуги».

С 2015 года в Республике Мордовия стоимость социальных услуг регулируется в соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 8 декабря 2014 г. № 594 «Об установлении порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг», а также приказом Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 10 декабря 2014 г. № 398 «Об утверждении прямых (косвенных) расходов, непосредственно связанных с предоставлением гражданину (физическому лицу или семье) социальной услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг».

Тарифы на социальные услуги во всех формах социального обслуживания рассчитаны индивидуально для каждой социальной услуги в зависимости от типа и вида организации на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг. Тарифы на социальные услуги применяются с 2015 года и не пересматривались.

Во исполнение Федерального закона № 442-ФЗ в Республике Мордовия разработаны и приняты следующие нормативные правовые акты:

Закон Республики Мордовия от 10 сентября 2014 г. № 67-З «Об установлении размера предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно в Республике Мордовия»;

Закон Республики Мордовия от 10 сентября 2014 г. № 68-З «О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Мордовия в сфере социального обслуживания граждан»;

Закон Республики Мордовия от 12 ноября 2014 г. № 86-З «О перечне социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Республике Мордовия»;

постановление Правительства Республики Мордовия от 27 июня 2011 г. № 234 «О разработке и реализации государственных программ Республики Мордовия»;

постановление Правительства Республики Мордовия от 18 февраля 2013 г. № 48 «Об утверждении Порядка определения объема и предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области социальной поддержки и защиты граждан, семьи, поддержки материнства, отцовства и детства, реабилитации инвалидов, безработных и иных категорий граждан, проживающих на территории Республики Мордовия, а также благотворительную деятельность»;

постановление Правительства Республики Мордовия от 18 ноября 2013 г. № 504 «Об утверждении государственной программы Республики Мордовия «Социальная поддержка граждан» на 2014-2020 годы»;

постановление Правительства Республики Мордовия от 23 апреля 2014 г. № 158 «О внесении изменений в Положение о Министерстве социальной защиты населения Республики Мордовия»;

постановление Правительства Республики Мордовия от 18 августа 2014 г. № 381 «О региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания в Республике Мордовия»;

постановление Правительства Республики Мордовия от 18 августа 2014 г. № 391 «Об утверждении номенклатуры организаций социального обслуживания в Республике Мордовия»;

постановление Правительства Республики Мордовия от 20 октября 2014 г. № 527 «Об утверждении размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания»;

постановление Правительства Республики Мордовия от 20 октября 2014 г. № 528 «Об утверждении нормативов для организаций социального обслуживания Республики Мордовия»;

постановление Правительства Республики Мордовия от 10 ноября 2014 г. № 554 «Об утверждении Положения об определении размера и порядка выплаты компенсации поставщику или поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Республики Мордовия, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа), при получении у них гражданином социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг»;

постановление Правительства Республики Мордовия от 24 ноября 2014 г. № 563 «Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Республике Мордовия»;

постановление Правительства Республики Мордовия от 24 ноября 2014 г. № 564 «Об определении индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг»;

постановление Правительства Республики Мордовия от 8 декабря 2014 г. № 594 «О порядке утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг»;

постановление Правительства Республики Мордовия от 8 декабря 2014 г. № 595 «О межведомственном взаимодействии органов государственной власти Республики Мордовия в сфере социального обслуживания»;

приказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 30 июня 2014 г. № 203 «Об обеспечении бесплатного доступа к информации о поставщиках социальных услуг, предоставляемых ими социальных услугах, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги, в том числе через средства массовой информации, включая размещение информации на официальных сайтах в сети «Интернет»;

приказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 8 июля 2014 г. № 215 «О формировании и ведении реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг»;

приказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 20 августа 2014 г. № 139 «Об утверждении Плана мероприятий по повышению кадрового потенциала работников системы социальной защиты населения Республики Мордовия на 2015 год»;

приказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 20 августа 2014 г. № 140 «Об утверждении учебно-тематического Плана постоянно действующего семинара по повышению кадрового потенциала государственных гражданских служащих Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия, руководителей и специалистов государственных учреждений, подведомственных Министерству, на 2015 год»;

приказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 13 октября 2014 г. № 330 «Об утверждении Порядка расходования государственными организациями социального обслуживания населения Республики Мордовия средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг»;

приказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 22 октября 2014 г. № 340 «Об утверждении Положения об организации поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания в Республике Мордовия в соответствии с федеральными законами и законами Республики Мордовия»;

приказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 22 октября 2014 г. № 341 «О ведении учета и отчетности в сфере социального обслуживания в Республике Мордовия»;

приказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия 22 октября 2014 г. № 342 «Об утверждении Плана мероприятий по формированию и развитию рынка социальных услуг, в том числе по развитию негосударственных организаций социального обслуживания»;

приказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 22 октября 2014 г. № 343 «О разработке и апробации методик и технологий в сфере социального обслуживания»;

приказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 10 декабря 2014 г. № 398 «Об утверждении прямых (косвенных) расходов, непосредственно связанных с предоставлением гражданину (физическому лицу или семье) социальной услуги, тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг».

Кроме того, в целях совершенствования нормативных правовых актов Республики Мордовия, а также их приведения в соответствие требованиям федерального законодательства дополнительно приняты:

постановление Правительства Республики Мордовия от 25 апреля 2016 г. № 219 «О внесении изменений в Положение о Министерстве социальной защиты населения Республики Мордовия»;

приказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 22 июля 2014 г. № 229 «Об утверждении формы акта о предоставлении срочных социальных услуг»;

приказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 17 декабря 2014 г. № 408 «О внесении изменений в приказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 8 июля 2014 г. № 215 «О формировании и ведении реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг»;

приказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 25 декабря 2014 г. № 471 «Об осуществлении отдельных полномочий Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия, установленных порядками предоставления социальных услуг, утвержденными постановлением Правительства республики Мордовия от 24 ноября 2014 г. № 563 «Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Республике Мордовия», подведомственными государственными организациями социального обслуживания»;

приказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 31 декабря 2014 г. № 490 «О внесении изменений в приказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 30 июня 2014 г. № 203 «Об обеспечении бесплатного доступа к информации о поставщиках социальных услуг, предоставляемых ими социальных услугах, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги, в том числе через средства массовой информации, включая размещение информации на официальных сайтах в сети Интернет;

приказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 16 февраля 2015 г. № 24-ОД «О внесении изменений в приказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 25 декабря 2014 г. № 471 «Об осуществлении отдельных полномочий Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия, установленных порядками предоставления социальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 ноября 2014 г. № 563»;

приказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 3 августа 2015 г. № Л - 137 «Об утверждении учебно-тематического Плана постоянно действующего семинара по повышению кадрового потенциала государственных гражданских служащих Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия, руководителей и специалистов государственных учреждений, подведомственных Министерству, на 2016 год».

В Республике Мордовия утверждены стандарты предоставления социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг. Социальное обслуживание осуществляется на основании индивидуальных потребностей гражданина и размера среднедушевого дохода гражданина. Основополагающий принцип современного социального обслуживания - ориентация на индивидуальную потребность пожилых граждан в тех или иных социальных услугах.

Среди перечня социальных услуг в форме социального обслуживания на дому в 2016 году наиболее востребованными являются:

социально-бытовые услуги - 98,1% (в 2013 году - 99,01%);

социально-медицинские услуги - 91,51% (в 2013 году - 90,50%);

социально-психологические - 12,73 % (в 2013 году - 0,9%);

социально-правовые услуги - 2,7% (в 2013 году - 0,5);

услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов - 4,2% (в 2013 году - 0).

Среди перечня социальных услуг, востребованных в стационарной и полустационарной форме социального обслуживания, являются социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, а также услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов.

Постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 ноября 2014 г. № 564 «Об определении индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг» утвержден Порядок определения индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг и Типовое положение о Комиссии по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг.

Оценка индивидуальной нуждаемости проводится для предоставления социального обслуживания на дому гражданам, нуждающимся в постоянной или временной посторонней помощи в случае, если существуют обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности в соответствии со статьей 15 Федерального закона № 442-ФЗ.

Для изучения возможности выполнения гражданами различных видов жизнедеятельности, за основу взяты две шкалы: шкала оценки возможностей выполнения элементарной деятельности (шкала Бартела) и шкала оценки возможностей выполнения сложных действий (шкала Лаутона) в целях определения:

зависимости от любой посторонней помощи (физической, словесной, наблюдения);

возможностей самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности;

выраженности и предполагаемой длительности нуждаемости в посторонней помощи, причин ее вызывающих.

В целях реализации Федерального закона № 442-ФЗ, постановления Правительства Республики Мордовия от 24 ноября 2014 г. № 563 «Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Республике Мордовия» и постановления Правительства Республики Мордовия от 24 ноября 2014 г. № 564 «Об определении индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг», а также с целью оптимизации рабочего времени социального работника при предоставлении социальных услуг с 28 ноября 2014 г. в Республике Мордовия действует приказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия № 387 «Об определении индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг», которым определен хронометраж рабочего времени социального работника при предоставлении социальных услуг на дому, методика оценки индивидуальной нуждаемости граждан в социальных услугах с выделением 10 степеней нуждаемости и рекомендуемый объем социального обслуживания, исходя из степени индивидуальной потребности в социальных услугах.

Применение индивидуального хронометража рабочего времени социального работника позволяет оценить специфику деятельности каждого социального работника, фактические условия оказания услуг (территориальные условия, плотность населения, доступность населенных пунктов и развития инфраструктуры в них). Проведенный хронометраж рабочего времени позволил установить среднее время выполнения каждого вида социальных услуг, количество услуг, предоставляемых каждому клиенту и определить трудозатраты социальных работников при предоставлении социальных услуг. Таким образом, «дорожной картой» в 2015 году предусматривалось охватить социальными услугами 5 751 человека, однако с вводом вышеуказанного приказа фактическое число получателей социальных услуг составило 6 220 человек. Соответственно, нагрузка на 1 социального работника составила 8 человек при планируемой нагрузке 6,3.

В 2016 году с учетом Методических рекомендаций по определению норм нагрузки социального работника в сфере социального обслуживания, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 октября 2015 г. № 725, внесены изменения в приказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 28 ноября 2014 г. № 387 «Об определении индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг», в соответствии с которыми нормы нагрузки определяются дифференцированно в зависимости от формы социального обслуживания и места оказания социальной услуги (благоустроенный сектор/неблагоустроенный сектор), что позволило установить нагрузку на одного социального работника 10,1 человек с учетом тяжести физического состояния клиента и реальных трудозатрат, и, как следствие, выявить резервы для увеличения охвата населения социальными услугами.

В целях обеспечения формирования системы общественного контроля в системе социального обслуживания населения в 2013 году в Министерстве социальной защиты населения Республики Мордовия создан Общественный совет, в состав которого вошли представители науки и образования, социально-ориентированных некоммерческих организаций, профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания.

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Федерального закона № 442-ФЗ в Республике Мордовия организована работа по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания.

Начиная с 2013 года в Республике Мордовия организовано ежегодное проведение независимой оценки качества работы организаций, оказывающих услуги в сфере социального обслуживания. Так, в 2013 году проведена оценка 15 (27%) учреждений системы социального обслуживания, в 2014 году - всех учреждений системы, в 2015 году - 11 (20%) учреждений системы, занявших последние места в рейтинге по итогам проведенной в 2014 году независимой оценки качества, в 2016 году - 27 (51,9%) учреждений.

Во исполнение приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 80 «Об организации деятельности, связанной с функционированием системы независимой оценки качества работы организаций, оказывающих услуги в сфере социального обслуживания» приказом Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 28 марта 2016 г. № ОД-68 утверждены:

план Министерства по организации и проведению независимой оценки качества работы организаций, оказывающих услуги в сфере социального обслуживания Республики Мордовия, на период 2016-2018 годов (далее - План);

порядок рассмотрения результатов независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере социального обслуживания Республики Мордовия.

С учетом Плана предусмотрен ежегодный охват независимой оценкой в 2016 году не менее 50% учреждений системы социального обслуживания населения Республики Мордовия, в 2017-2018 годах - не менее 35 процентов.

По итогам независимой оценки Общественный совет направляет в Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия предложения по улучшению качества работы подведомственных государственных учреждений, которые учитываются при разработке планов по организации работы по улучшению качества работы каждого учреждения.

В Республике Мордовия проводится работа по развитию стационарозамещающих технологий и методик предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания и в форме социального обслуживания на дому.

В Республике Мордовия в Государственном учреждении социальной защиты населения «Социальная защита по Старошайговскому району Республики Мордовия» в отделениях дневного пребывания по работе с гражданами пожилого возраста и инвалидами в рамках оказания социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания реализуется технология «Детский сад» для пожилых», направленная на социализацию пожилых людей, повышение уровня здоровья и физической активности, работоспособности, оказание помощи в борьбе со стрессами и психосоматическими заболеваниями, содействие сохранению у пожилых граждан позитивного отношения к жизни. «Детский сад» для пожилых» рассчитан на размещение 30 граждан пожилого возраста и инвалидов на период 3-4 месяца.

При реализации технологии «Детский сад» для пожилых» используются следующие методики: занятие лечебной физкультурой, целью которой является профилактика различного рода заболеваний; занятия на тренажерах, которые содействуют укреплению и поддержанию здоровья пожилых; ароматерапия, способствующая улучшению общего физического состояния пожилых людей; су-джок терапия; психологические занятия, позволяющие пожилым людям справиться с негативными переживаниями, способствующие снятию эмоционального напряжения; организация досуга, предоставляющая возможность гражданам пожилого возраста приятно и с пользой для себя проводить свободное время, удовлетворять культурные и духовные потребности.

Таким образом, в рамках реализации вышеназванной технологии пенсионеры могут разрешить возникшие психологические проблемы, получить консультацию юриста, медицинского работника, пообщаться друг с другом.

«Детский сад» для пожилых» в 2016 году посетит не менее 57 граждан пожилого возраста и инвалидов, в 2017 - не менее 57 граждан, в 2018 году - не менее 58 граждан.

Кроме того, в форме социального обслуживания на дому используются следующие технологии работы с пожилыми гражданами и инвалидами: «Мини-праздник на дому» (с охватом граждан в 2016 году не менее 58 человек, в 2017 году - не менее 58 человек, в 2018 году - не менее 64 человек); «Лет десяток с плеч долой», позволяющие сохранять и продлевать социальную активность граждан пожилого возраста, устранять социальную изоляцию одиноко проживающих граждан, а также формировать позитивный взгляд на жизнь, удовлетворять потребности в коммуникации и признании (с охватом граждан в 2016 году не менее 15 граждан, в 2017 году - не менее 15 граждан, в 2018 году - не менее 18 граждан).

В системе социального обслуживания населения Республики Мордовия функционируют две стационарные организации социального обслуживания детей-инвалидов: Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения Республики Мордовия «Потьминский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» на 50 мест, где проживают 40 детей-инвалидов (в том числе 33 ребенка, оставшихся без попечения родителей) и ГБСУСОССЗН РМ «Темниковский детский дом-интернат для детей с физическими недостатками» на 40 мест, где проживают 22 ребенка-инвалида (в том числе 21 ребенок, оставшийся без попечения родителей).

В целях приведения деятельности стационарных организаций социального обслуживания для умственно отсталых детей и детей с физическими недостатками в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» в 2016 году с участием специалистов Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Республики Мордовия проведена работа по пересмотру рекомендаций психолого-медико-педагогических комиссий о возможности обучения детей по основным обучающим программам, в том числе адаптированным.

В настоящее время 100% воспитанников Потьминского детского дома-интерната для умственно отсталых детей обучаются по адаптированным основным общеобразовательным программам для детей с умственной отсталостью; 100% воспитанников Темниковского детского дома-интерната для детей с физическими недостатками обучаются по общеобразовательным программам основного общего и среднего (полного) образования.

Образовательные услуги реализуются педагогами образовательных организаций на основании договора, заключенных между детскими домами-интернатами и общеобразовательными организациями.

В ГБСУСОССЗН РМ «Темниковский детский дом-интернат для детей с физическими недостатками» условия проживания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, соответствуют требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».

В Потьминском детском доме-интернате существующие планировочные решения жилого корпуса не позволяют создать условия проживания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по принципам семейного воспитания в воспитательных группах, размещаемых в помещениях по квартирному типу.

В соответствии с приказом Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 1 декабря 2016 г. № ОД-316 «О приведении деятельности ГБСУСОССЗН РМ «Потьминский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» утвержден План мероприятий, согласно которому в 2017-2018 годах планируется проведение капитального ремонта комплекса зданий Дома отдыха локомотивных бригад, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, станция Потьма, ул. Октябрьская, д.25Б, с целью последующего перевода детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Детское отделение, где будут созданы требуемые условия для размещения воспитанников по квартирному типу, предусматривающие реализацию принципа семейного воспитания.

Мероприятия по приведению детских организаций социального обслуживания детей-инвалидов в соответствие с основными положениями постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» реализуются согласно Плану мероприятий по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Мордовия на период 2014-2017 годов, утвержденному приказом Министерства образования Республики Мордовия от 18 декабря 2014 г. № 1080 «Об утверждении Плана мероприятий по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, в Республике Мордовия на период с 2014 по 2017 годы».

В целях развития на территории Республика Мордовия волонтерского движения и привлечения молодежи к оказанию социальных услуг заключено Соглашение от 30 сентября 2015 г. № 07-156 о сотрудничестве между Министерством социальной защиты населения Республики Мордовия и Государственным комитетом Республики Мордовия по делам молодежи, в соответствии с которым в 2016 году волонтерскими отрядами, функционирующими на территориях муниципальных районов Республики Мордовия, в учреждениях социального обслуживания было проведено 75 мероприятий, в том числе проведено 26 концертов, 8 экскурсий к объектам культурного наследия; 7 акций по сбору вещей; оказана помощь в благоустройстве территорий и озеленении, уборке жилых помещений, а также организован сбор лекарственных трав.

2. Проблемы, имеющиеся в сфере социального обслуживания населения Республики Мордовия, на решение которых направлен план мероприятий:

2.1. Наличие очереди на стационарное социальное обслуживание в психоневрологические интернаты.

По состоянию на 1 января 2013 г. в Республике Мордовия функционировало 29 стационарных организаций социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов на 2479 мест (4 психоневрологических интерната на 982 места, 18 домов-интернатов для престарелых и инвалидов на 1142 места, 2 детских дома-интерната для детей с ограниченными возможностями на 110 мест, 5 специализированных учреждений для несовершеннолетних на 245 мест).

По состоянию на 1 января 2013 г. на стационарном социальном обслуживании находилось 1978 граждан пожилого возраста и инвалидов, детей-инвалидов и 245 несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Количество проживающих в домах-интернатах общего типа в течение десяти лет остается на одинаковом уровне и по состоянию на 1 декабря 2016 г. составляет 953 человека (950 человек в 2012 году, 949 человек в 2013 году, 953 человека в 2014 году, 957 человек в 2015 году). Постоянно имеется около 250 свободных мест в домах-интернатах общего типа.

Из-за увеличения численности граждан, страдающих хроническими психическими заболеваниями и нехватки койко-мест в психоневрологических интернатах по состоянию на 1 января 2013 г. очередность составляла 167 человек, или 8,3% от общего количества обслуживаемых граждан.

В целях обеспечения доступности для граждан социальных услуг и повышения качества предоставляемых социальных услуг с 2013 года проводятся мероприятия по оптимизации сети государственных стационарных организаций социального обслуживания.

В республике функционирует ГБСУСОССЗН РМ «Потьминский детский дом-интернат для умственно отсталых детей», который располагается в 2-х этажном кирпичном корпусе, общей площадью 4953,3 кв.м., рассчитанный на 120 мест (имеющаяся площадь позволяет разместить до 200 человек).

С целью сокращения очередности в 2014 году:

проведен капитальный ремонт жилого корпуса Потьминского детского дома-интерната на общую сметную стоимость более 13,0 млн. рублей, завершение которого позволило создать на базе детского дома-интерната отделение социальной реабилитации для инвалидов молодого возраста на 70 мест;

завершен капитальный ремонт отделения милосердия ГБСУСОССЗН РМ «Ардатовский психоневрологический интернат», что позволило привести площадь жилых комнат в соответствии с действующими нормативами (6 кв. м на 1 чел.) и увеличить фактическое количество койко-мест до плановой (с 495 до 510 койко-мест).

Проведенные мероприятия позволили снизить очередность на 85 человек или на 51% (по состоянию на 1 декабря 2016 г. очередность составляет 82 человека).

В 2017 году в целях дальнейшей ликвидации очередности в психоневрологические интернаты планируется перепрофилирование Потьминского детского дома-интерната в психоневрологический интернат на 170 койко-мест с сохранением в его структуре отделения для детей-инвалидов на 40 койко-мест (на 1 января 2016 г. проживают 40 детей) и переводом их в отдельно стоящее здание, в целях обеспечения безопасных условий проживания детей.

Для осуществления данных мероприятий в 2016 году в республиканскую собственность передан комплекс зданий объекта «Дом отдыха локомотивных бригад», расположенного по адресу: Зубово-Полянский район, р.п. Потьма, ул. Октябрьская, д. 25Б, находящегося в собственности ОАО «Российские железные дороги», на базе которой и предполагается открытие отделения для детей.

В 2017 году за счет средств от приносящей доход деятельности (платы за предоставление социальных услуг) будет проведен капитальный ремонт указанного объекта. Общая сметная стоимость ремонтных работ составит 5,5 млн. рублей.

Кроме того, в целях ликвидации очередности рассматривается возможность увеличения коечной мощности действующих психоневрологических интернатов за счет расширения имеющихся площадей.

С этой целью подготовлена проектно-сметная документация на проведение реконструкции жилого корпуса ГБСУСОССЗН РМ «Ардатовский психоневрологический интернат» с увеличением коечной мощности на 100 мест (сметная стоимость строительства - 51,173 млн. рублей) и спального корпуса ГБСУСОССЗН РМ «Пуркаевский психоневрологический интернат», с увеличением коечной мощности на 50 мест (сметная стоимость - 36,042 млн. рублей).

Кроме того, с целью снижения имеющейся очередности и недопущения ее возникновения в стационарных организациях социального обслуживания в Республике Мордовия проводится работа по развитию стационарозамещающих технологий.

С 2017 года планируется внедрение новой технологии «приемная семья», которая предполагает совместное проживание и ведение общего хозяйства лица, нуждающегося в социальных услугах, и помощника, желающего организовать приемную семью и взять на себя заботу и оказание социальных услуг пожилому человеку. Данная технология даст возможность пожилым людям и инвалидам вести привычный образ жизни. Проживание членов приемной семьи планируется организовать на жилой площади как помощника, так и человека, нуждающегося в социальной поддержке.

В целях дальнейшего развития, повышения качества оказываемых услуги и профилактики возникновения очередности в стационарных организациях Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия проводится работа по разработке и внедрению в деятельность системы социального обслуживания населения положения о «Службе сиделок» при подведомственных государственных учреждениях. Предоставление социальных услуг «Службами сиделок» позволит гражданам, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности и нуждаются в постоянном постороннем уходе, проживать в домашних условиях. Учитывая степень индивидуальной потребности в социальных услугах граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, в 2017 году планируется охватить «Службой сиделок» не менее 97 граждан, в 2018 году - не менее 122 граждан.

Очереди на получение социальных услуг на дому не имеется.

2.2. Устаревшая материально-техническая база стационарных организаций социального обслуживания.

Проводится работа по недопущению нахождения граждан пожилого возраста и инвалидов в зданиях с низкой степенью пожарной устойчивости (деревянные строения или здания с деревянными перекрытиями и перегородками).

На 1 января 2013 г. в системе социальной защиты населения республики функционировало 4 стационарные организации социального обслуживания, расположенных в жилых корпусах с низкой степенью огнестойкости (IV-V степенью), на 140 койко-мест, в том числе:

ГБСУСОССЗН РМ «Анаевский дом-интернат милосердия» на 25 мест;

ГБСУСОССЗН РМ «Кочелаевский дом-интернат для ветеранов войны и труда» на 30 мест;

ГБСУСОССЗН РМ «Новочадовский дом-интернат для престарелых и инвалидов» на 35 мест;

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Республики Мордовия «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Ясная Поляна», которое рассчитан на 50 мест.

В 2014 году завершено строительство жилого корпуса на 120 мест ГБСУСОССЗН РМ «Ширингушский центр для инвалидов войны и труда», который отвечает всем требования комплексной безопасности. Общая сметная стоимость строительства объекта в ценах 2013 года составила 181,6 млн. рублей.

Ввод в эксплуатацию Ширингушского центра позволил расселить граждан из зданий с низкой пожарной устойчивостью (закрыты два дома-интерната малой вместимости: ГБСУСОССЗН РМ «Анаевский дом-интернат милосердия» на 25 мест, которое было расположено в приспособленном деревянном строении бывшей участковой больницы, и ГБСУСОССЗН РМ «Кочелаевский дом-интернат для ветеранов войны и труда» на 30 мест, которое располагалось в приспособленном деревянном строении бывшего пришкольного интерната).

В 2015 году в целях исполнения перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева от 10 апреля 2015 г. № ДМ-П12-2387 проведена проверка состояния всех стационарных организаций социального обслуживания.

В республике нет организаций социального обслуживания, которые располагаются в аварийных и ветхих зданиях.

Вместе с тем в республике функционируют государственные стационарные организации социального обслуживания, расположенные в зданиях с деревянными перекрытиями и перегородками, из которых согласно требованиям МЧС России необходимо расселить людей с ограниченными возможностями (пожилые граждане, инвалиды). Ежеквартально проводится мониторинг степени огнестойкости стационарных организаций стационарного обслуживания. Информация по степени огнестойкости стационарных организаций социального обслуживания Республики Мордовия в разрезе объектов учреждений прилагается.

Обеспечена комплексная безопасность в государственных стационарных организациях социального обслуживания. В настоящее время все жилые корпуса оснащены автоматической пожарной сигнализацией, системой речевого оповещения о пожаре, системами пожаротушения (внутренний противопожарный водопровод, пожарные гидранты, пожарные резервуары). Сигналы о срабатывании автоматической пожарной сигнализации поступают на пульты подразделений пожарных частей.

По состоянию на 1 января 2016 г. функционируют 2 организации, расположенные в зданиях с низкой степенью огнестойкости:

1. ГБСУСОССЗН РМ «Новочадовский дом-интернат для престарелых и инвалидов» на 35 мест, которое располагается в двух одноэтажных деревянных корпусах, обложенных кирпичом, IV степени огнестойкости. Главным управлением МЧС России по Республике Мордовия в ходе проведения в ноябре 2015 года профилактических мероприятий в области обеспечения пожарной безопасности стационарных учреждений социального обслуживания даны рекомендации о необходимости расселения проживающих из жилых корпусов ГБСУСОССЗН РМ «Новочадовский дом-интернат для престарелых и инвалидов». В связи с этим в 2017 году планируется провести мероприятия по закрытию учреждения.

2. Государственное казенное учреждение социального обслуживания Республики Мордовия «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Ясная Поляна», которое рассчитан на 50 мест. В настоящее время центр располагается в отдельных одноэтажных щитовых корпусах, обложенных кирпичом, постройки 1987 года, V степени огнестойкости. Учреждение основано на базе бывшего пионерского лагеря труда и отдыха и требует приведения в соответствие с действующими санитарными правилами и нормативами, в том числе с нормативами жилой площади на 1 ребенка. Имеющаяся материальная база не позволяет в полной мере осуществлять социальную реабилитацию несовершеннолетних детей, не отвечает всем требованиям комплексной безопасности.

В целях недопущения оставления детей в социально опасном положении и превышения предельно допустимой вместимости численности воспитанников возникла необходимость ввода дополнительных мест для социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В 2003 году начато строительство жилого корпуса на 120 мест, отвечающего всем требованиям комплексной безопасности.

Строительство центра было начато по федеральной целевой программе «Дети-России» на 2003-2006 годы, подпрограмме «Дети-инвалиды».

С 2007 года строительство объекта ведется в рамках Адресной инвестиционной программы Республики Мордовия.

Сметная стоимость строительства в ценах 2014 года составляет 266,7 млн. рублей.

Всего выделено и освоено денежных средств за 2003-2016 годы 105,726 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета 61,310 млн. руб., из республиканского бюджета Республики Мордовия - 44,416 млн. рублей.

Готовность объекта составляет 58 процентов. Остаток сметной стоимости в прогнозных ценах 2017 года составляет 191,2 млн. рублей.

Адресной инвестиционной программой Республики Мордовия на 2017 предусмотрено 1,0 млн. рублей (на отопление и обеспечение охраны здания), на 2018 год - 57,4 млн. рублей (30% от остаточной стоимости объекта).

В связи с отсутствием в республиканском бюджете Республики Мордовия необходимого объема денежных средств, реализация мероприятий по строительству возможна только при условиях софинансирования из федерального бюджета Российской Федерации.

Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия ежегодно в соответствии с Правилами формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. №716, направляется в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации полный пакет документов для включения строительства в Федеральную адресную инвестиционную программу.

Объем запрашиваемых средств из федерального бюджета составляет 133,8 млн. рублей.

Правительственной комиссией по бюджетным проектировкам предложения по выделению бюджетных ассигнований из федерального бюджета на софинансирование строительства указанного объекта не поддерживаются. Ввод объекта в эксплуатацию планируется в 2018 году.

В настоящее время в ГКУСО РМ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Ясная Поляна» проживает 35 воспитанников. В целях исполнения перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 10 апреля 2015 г. № ДМ-П12-2387 функционирование учреждения будет приостановлено и до ввода в эксплуатацию строящегося жилого корпуса дети будут переведены в действующие специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Кроме того, в системе социальной защиты населения республики функционирует ГБСУСОССЗН РМ «Старотештелимский психоневрологический интернат» на 170 мест, расположенное в четырех одноэтажных кирпичных зданиях с деревянными перекрытиями, 1968-1976 годов постройки.

С целью недопущения размещения инвалидов, страдающих психическими расстройствами, в зданиях с деревянными перекрытиями в настоящее время рассматривается возможность проведения строительства трех новых жилых корпусов на 60 мест каждый, отвечающих современным требованиям комплексной безопасности.

В настоящее время на строительные работы подготовлена проектно-сметная документация. Сметная стоимость строительства трех жилых корпусов по 60 мест каждый в ценах III квартала 2016 г. составляет 163,45 млн. рублей, в том числе: строительно-монтажные работы - 136,3 млн. рублей, оборудование и прочие затраты - 27,15 млн. рублей.

Финансирование строительства планируется осуществить за счет средств республиканского бюджета в рамках государственной программы Республики Мордовия «Социальная поддержка граждан» на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 18 ноября 2013 года № 504, с участием субсидий Пенсионного фонда Российской Федерации, выделяемых в соответствии с Правилами финансового обеспечения социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы организаций социального обслуживания населения, оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности, и обучением компьютерной грамотности неработающих пенсионеров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. № 456. При отсутствии финансирования из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации строительство трех новых жилых корпусов (на 60 мест каждый) ГБСУСОССЗН РМ «Старотештелимский психоневрологический интернат» будет проводиться поэтапно (в 2017-2022 г.г.) за счет приносящей доход деятельности (платы за предоставление социальных услуг).


Информация по документу
Читайте также