Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Мордовия от 28.06.2017 № 373

 

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

от 28 июня 2017 года № 373

г.Саранск

 

 

О внесении изменений в государственную программу

«Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего

комплекса Республики Мордовия» на 2014-2020 годы

 

 

Правительство Республики Мордовия

 

постановляет:

 

1. Внести в государственную программу «Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия» на 2014-2020 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Мордовия от 4 октября 2013 г. № 422 «Об утверждении государственной программы «Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия» на 2014-2020 годы» (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Республики Мордовия от 14 апреля 2014 г. № 143, от 4 августа 2014 г. № 371, от 19 января 2015 г. № 24, от 8 июня 2015 г. № 331, от 23 ноября 2015 г. № 659, от 15 февраля 2016 г. № 86, от 16 января 2017 г. № 15, от 13 марта 2017 г. № 170) (далее – Программа), следующие изменения:

1) паспорт Программы изложить в следующей редакции:

«Паспорт

государственной программы «Развитие лесного хозяйства

и лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия»

на 2014-2020 годы

 

Ответственный исполнитель государственной программы

Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия

 

 

 

Соисполнители программы

Министерство промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия

 

 

Участники государственной программы

ГКУ Республики Мордовия- территориальные лесничества (по согласованию);

ГАУ Республики Мордовия «Уметская ПХС» (по согласованию);

ЗАО «Плайтерра» (по согласованию)

 

 

Подпрограммы государственной программы

«Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Обеспечение исполнения переданных субъектам Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области лесных отношений»;

"Разв«Развитие лесоперерабатываю-щего комплекса Республики Мордовия»

 

 

Цели государственной программы

повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при гарантированном сохранении ресурсно-экологического потенциала лесов;

удовлетворение потребностей внутреннего рынка в высококачественной и конкурентоспособной продукции отечественного производства и снижение доли импортируемой продукции

 

 

Задачи государственной программы

создание условий для рационального и интенсивного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия, а также повышение эффективности контроля за использованием и воспроизводством лесов;

повышение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие Республики Мордовия, привлечение инвестиций в лесопромышленный сектор, развитие биоэнергетики и производства биотоплива

 

 

Целевые индикаторы и показатели государственной программы

лесистость территории Республики Мордовия, процентов;

доля площади ценных лесных насаждений в составе занятых лесными насаждениями земель лесного фонда;

объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда в расчете на 1 гектар земель лесного фонда, га

 

 

Этапы и сроки реализации государственной программы

I этап -2014 год;

II этап -2015 -2017 годы;

III этап -2018 -2020 годы

 

 

Объемы финансового обеспечения государственной программы

общий прогнозный объем финансирования на реализацию Государственной Программы составляет -5182383,4 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год -387583,5 тыс. рублей;

2015 год -1441107,1 тыс. рублей;

2016 год -1347627,1 тыс. рублей;

2017 год -1331868,9 тыс. рублей;

2018 год -210345,6 тыс. рублей;

2019 год -212972,1 тыс. рублей;

2020 год -250879,1 тыс. рублей,

в том числе:

ориентировочный прогнозируемый объем финансирования за счет средств федерального бюджета -988045,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год -133398,3 тыс. рублей;

2015 год -146013,1 тыс. рублей;

2016 год -161411,3 тыс. рублей;

2017 год -129909,9 тыс. рублей;

2018 год -131782,7 тыс. рублей;

2019 год -134153,6 тыс. рублей;

2020 год -151376,1 тыс. рублей;

средств республиканского бюджета Республики Мордовия, 154851,8 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год -14701,7 тыс. рублей;

2015 год -59141,4 тыс. рублей;

2016 год -13225,4 тыс. рублей;

2017 год -8356,9 тыс. рублей;

2018 год -14391,4 тыс. рублей;

2019 год -14735,0 тыс. рублей;

2020 год -30300,0 тыс. рублей;

ориентировочный прогнозируемый объем финансирования за счет собственных средств предприятий -1152384,6 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год -105621,5 тыс. рублей;

2015 год -291532,6 тыс. рублей;

2016 год -268580,4 тыс. рублей;

2017 год -289192,1 тыс. рублей;

2018 год -64171,5 тыс. рублей;

2019 год -64083,5 тыс. рублей;

2020 год -69203,0 тыс. рублей;

ориентировочный прогнозируемый объем привлечения кредитов банков 2887102,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год -133862,0 тыс. рублей;

2015 год - 944420,0 тыс. рублей;

2016 год - 904410,0 тыс. рублей;

2017 год - 904410,0 тыс. рублей.

Общий прогнозный объем финансирования на реализацию подпрограммы «Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Обеспечение исполнения переданных субъектам Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области лесных отношений» составляет 1096569,6 тыс. рублей.

Общий прогнозный объем финансирования на реализацию подпрограммы «Развитие лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия» составляет 3614160,0 тыс. рублей.

В период с 2014 по 2015 годы реализовывались две подпрограммы - «Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов» и «Обеспечение реализации государственной программы «Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия» на 2014-2020 годы общим объемом финансирования 475550,6 тыс. рублей

 

 

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

в результате реализации I этапа Программы предполагается:

сохранение лесистости территории Республики Мордовия на уровне 26,6 %; повышение объема платежей в бюджетную систему всех уровней от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, на 1,0% (достижение уровня 67,5 рублей в расчете на 1 гектар земель лесного фонда);

в результате реализации II этапа Программы предполагается:

увеличение лесистости территории Республики Мордовия до 26,8%;

сохранение площади ценных лесных насаждений в составе занятых лесными насаждениями земель лесного фонда на уровне 44,4%;

в результате реализации III этапа Программы предполагается:

сохранение лесистости территории Республики Мордовия на уровне 26,8%;

повышение объема платежей в бюджетную систему всех уровней от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда и достижение уровня 88,5 рубля в расчете на 1 гектар земель лесного фонда);

увеличение выручки от реализации лесопродукции в расчете на 1 кубометр заготовленной древесины в 3,9 раза;

увеличение доли экспорта продукции лесопромышленного комплекса в стоимостном выражении в 4 раза;

увеличение средней номинальной заработной платы в лесопромышленном комплексе к 2020 году в 2,7 раза;

увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от деятельности лесопромышленного комплекса более чем в 7 раз;

увеличение доли лесопромышленного комплекса в ВРП республики в 1,8 раза

 

2) главы 1-8 изложить в следующей редакции:

 

«1. Общая характеристика сферы реализации Программы,

в том числе формулировки основных проблем в указанной

сфере и прогноз ее развития

 

Государственная программа «Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия» на 2014-2020 годы (далее – Программа) разработана в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ, Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 31 октября 2008 г. № 248/482, государственной программой Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 318 (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Российской Федерации от 5 октября 2016 г. № 1000 и от 31 марта 2017 г. № 399), государственной программой Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2013 г. № 997-р, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов», Стратегией социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 165-р, Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 г. № 94-З «О Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года», постановлением Правительства Республики Мордовия от 8 октября 2012 г. № 363 «О Республиканской целевой программе развития Республики Мордовия на 2013-2018 годы», с учетом требований постановления Правительства Республики Мордовия от 27 июня 2011 г. № 234 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Мордовия» и во исполнение распоряжения Правительства Республики Мордовия от 15 июля 2013 г. № 380-Р «Об утверждении перечня государственных программ Республики Мордовия», в соответствии с задачами, определенными в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и посланиях Главы Республики Мордовия Государственному Собранию, позволяющими обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста.

Программа определяет цели, задачи и основные направления развития лесного хозяйства в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, ресурсного, кадрового и научно-технического обеспечения, механизмы реализации мероприятий Программы и показатели оценки их результативности. Реализация Программы направлена на формирование условий социально-экономического развития Республики Мордовия в части обеспечения инновационного уровня использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, развития лесоперерабатывающего комплекса при безусловном сохранении глобальной экологической значимости лесов.

Леса являются одним из возобновляемых природных ресурсов, которые удовлетворяют потребности индустрии, общества и выполняют важнейшие средообразующие и средозащитные функции. На всех этапах развития лесного хозяйства организация устойчивого управления лесами, их многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование являлось стратегически важными задачами.

Вместе с тем вследствие низкого уровня переработки древесины на долю лесопромышленного комплекса Республики Мордовия приходится всего 0,8% общего объема произведенной промышленной продукции. На сегодняшний день осваивается не более 29% объема древесины от потенциально возможного (допустимого) объема ее использования (расчетной лесосеки). Ежегодное накопление неиспользуемой низкотоварной древесины мягколиственных пород составляет более 500 тыс. куб. метров.

Принятие в 2006 году Лесного кодекса Российской Федерации значительно расширило возможности для внедрения рыночных механизмов в лесное хозяйство, увеличились возможности использования лесов для других целей, прежде всего целей рекреации, для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, а также для заготовки недревесных лесных ресурсов. В перспективе платежи в бюджеты всех уровней за использование лесов в этих целях должны существенно возрасти. В то же время это обусловливает необходимость повышения эффективности использования лесов, снижение уровня их повреждения неблагоприятными факторами (прежде всего лесными пожарами), достижение требуемого качества работ по воспроизводству лесов и снижение объемов нелегального оборота древесины.

Сегодня в лесном хозяйстве накопился ряд проблем, тенденции развития которых при сохранении текущей ситуации могут усилиться и будут препятствовать повышению эффективности лесного хозяйства, сохранению экологических функций лесных насаждений.

Интенсификация использования лесов и освоение новых лесных массивов существенно сдерживается из-за недостаточного развития транспортной инфраструктуры в лесах. В настоящее время средняя протяженность лесных дорог в Республике Мордовия составляет 0,03 км на 1 тыс. гектаров лесных земель, тогда как в странах Западной Европы 10-45 километров. Согласно проведенным расчетам для улучшения доступности лесного фонда в целях использования лесных ресурсов и повышения эффективности охраны, защиты и воспроизводства лесов потребуется создание около 70 км лесных дорог (в том числе с применением механизмов государственно-частного партнерства).

В настоящее время наметилась тенденция к увеличению повреждения лесов и потерь лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней. За последние три года происходило увеличение площади лесов, поврежденных различными неблагоприятными факторами, так, если в 2009 году таких лесов было 155 га, то в 2012 – уже 4943 га, в том числе за счет гибели от лесных пожаров – 4896 га, за счет гибели от вредных организмов – 47 га, ущерб от которых значительно превышает величину общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов.

При сохранении существующих тенденций площадь очагов вредителей и болезней в лесах к 2020 году может удвоиться и достичь 50 тыс. гектаров. Предотвращению такого сценария не способствует низкий уровень лесозащиты, вызванный кадровыми проблемами, отсутствием необходимой нормативно-технической базы, а также должного уровня взаимодействия между структурами федерального и регионального подчинения.

До настоящего времени не удалось достичь оптимальной численности должностных лиц, осуществляющих государственный лесной надзор (лесную охрану), пожарный надзор в лесах, необходимого уровня технической оснащенности лесных инспекторов, что приведет к дальнейшему снижению качества лесохозяйственных работ, увеличению нарушений лесного законодательства.

Рост объемов лесовосстановления (прежде всего искусственного), наметившийся в последние годы, необходимо не только сохранить, но и увеличить, обратив особое внимание на его качество.

Остается высокой доля гибели лесных культур старших возрастов, основной причиной которой является более чем 3-кратное снижение объемов ухода за ними в молодом возрасте. За последние 10 лет объемы рубок ухода в молодняках (осветление, прочистка) снизились в 1,5 раза. Прогнозируется их дальнейшее уменьшение при инерционном сценарии реализации мероприятий Программы.

Нельзя допустить и снижения объемов выращивания посадочного материала для лесокультурного производства.

В случае непринятия адекватных организационно-технических мер могут сократиться объемы создания лесных культур и ухудшение качества создаваемых лесов.

Недопустимо низкой (14%) остается доля заготавливаемых семян лесных пород с улучшенными наследственными свойствами. В странах Европы этот показатель составляет в среднем 20% по основным лесообразующим породам. Доля лесных культур, создаваемых посадочным материалом, выращенным из улучшенных семян лесных растений, в республике составляет около трети общей площади их создания, что недопустимо мало.

Ситуация в области обеспечения воспроизводства лесов семенным и посадочным материалом усугубляется состоянием технологической инфраструктуры, техники и оборудования, разработанных (за редким исключением) в 60-70-х годах ХХ века. Их использование не может обеспечить эффективное воспроизводство лесов.

К системным проблемам, сдерживающим эффективное лесоуправление, относятся также недостаточная точность оценки лесоресурсного потенциала, относительно низкий уровень использования современных информационных технологий.

В настоящее время 34% лесов имеют давность лесоустройства более 10 лет.

Организация использования лесов, проектирование их освоения сдерживается отсутствием актуализированной информации о лесных ресурсах, их количественных и качественных характеристиках в государственном лесном реестре. Необходимо обеспечить дальнейшее развитие государственного лесного реестра в целях актуализации его содержания и своевременного внесения в него изменений, связанных с использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов, обеспечить доступ к данным лесного реестра органам государственной власти Республики Мордовия, лесопользователям и гражданам.

Модернизация и инновационное развитие лесного хозяйства не могут быть осуществлены без укрепления кадрового потенциала. Все острее ощущается недостаток квалифицированных кадров и остается низким уровень производительности труда, что обусловлено невысоким (по сравнению с другими отраслями экономики) уровнем оплаты труда, а также ухудшающейся ситуацией в профессиональной и квалификационной подготовке специалистов.

Решение указанных проблем требует проведения скоординированных мероприятий на основе единой государственной программы по интенсификации всех направлений ведения лесного хозяйства, а также подъема его на более высокий организационный, технологический и технический уровень, обеспечения непрерывного, многоцелевого и неистощительного использования лесов на основе современных научных разработок и инновационных достижений в сфере лесных технологий.

Основными проблемами в лесопромышленном комплексе являются создание новых производств, обновление основных фондов, увеличение объемов производства, улучшение качества продукции, экологическая безопасность производства, внедрение передовых технологий, расширение использования низкосортной и лиственной древесины.

В 2009-2013 годах в Республике Мордовия функционировала Республиканская целевая программа «Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия на 2009-2013 годы», утвержденная постановлением Правительства Республики Мордовия от 15 декабря 2008 г. № 567 «Об утверждении Республиканской целевой программы «Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия на 2009-2013 годы», однако ее основные задачи не были решены в полной мере. Одной из главных причин такого итога явилась общая неблагоприятная экономическая ситуация в стране, катастрофические лесные пожары 2010 года.

 

2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы,

цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач,

описание основных ожидаемых конечных результатов, сроков и этапов

реализации Программы

 

2.1. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы

 

Государственная программа базируется на положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 318 (с изменениями, внесенными постановлениями правительства Российской Федерации от 5 октября 2016 г. № 1000 и от 31 марта 2017 г. № 399), Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года.

Определены следующие приоритетные направления развития лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса:

создание современной системы воспроизводства и восстановления лесов;

улучшение породного состава лесных насаждений;

повышение эффективности государственного лесного и пожарного надзора в лесах;

совершенствование системы мероприятий по профилактике, обнаружению и тушению лесных пожаров в условиях децентрализации лесоуправления на основе технического перевооружения лесопожарных служб, укрепления их материально-технической базы и кадрового обеспечения;

совершенствование системы назначения и осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий, использование инновационных средств защиты лесов от вредных организмов;

дальнейшее развитие рыночных экономических механизмов использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;

развитие материально-технической базы лесного хозяйства;

укрепление кадрового обеспечения лесного хозяйства;

обеспечение точности учета лесных ресурсов;

развитие биоэнергетики и производства биотоплива, увеличение объемов переработки низкосортной древесины;

совершенствование структуры лесопромышленного производства, привлечение инвестиций за счет освоения выпуска прогрессивных видов продукции, оптимизация размещения лесопромышленного производства, формирование специализированных индустриальных зон по обработке древесины.

Таким образом, приоритеты государственной политики в сфере лесных отношений определяют необходимость комплексного решения задач лесного хозяйства, направленных на обеспечение непрерывного, неистощительного, рационального и многоцелевого использования лесов с учетом их социально-экологического значения.

Успешная реализация Программы возможна только при активном участии всех органов государственной власти Республики Мордовия. Разработка Программы обеспечит комплексное урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов в сфере лесных отношений, системное развитие использования и воспроизводства лесов, создаст организационно-финансовые механизмы взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов экономики и построения эффективной системы управления лесами, повышение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие Республики Мордовия, в обеспечение экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса.

 

2.2. Цели и задачи Программы

 

С учетом положений стратегических документов и приоритетных направлений государственной политики в области лесного хозяйства целью Программы является повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов при гарантированном сохранении их ресурсно-экологического потенциала и глобальных функций лесов, удовлетворение потребностей внутреннего рынка в высококачественной и конкурентоспособной продукции отечественного производства и снижение доли импортируемой продукции.

В соответствии с указанной целью и с учетом основных проблем лесного хозяйства и прогноза его развития Программа предусматривает решение следующих основных задач:

сокращение потерь лесного хозяйства от пожаров, вредных организмов;

создание условий для рационального и интенсивного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия, а также повышение эффективности контроля за использованием и воспроизводством лесов;

обеспечение баланса выбытия и восстановления лесов, повышение продуктивности и качества лесов;

повышение эффективности управления лесами;

удовлетворение потребностей внутреннего рынка в высококачественной и конкурентоспособной продукции отечественного производства и снижение доли импортируемой продукции.

Достижение цели и решение задач Программы обеспечивается реализацией следующих подпрограмм:

«Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Обеспечение исполнения переданных субъектам Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области лесных отношений»;

«Развитие лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия».

 

2.3. Показатели (индикаторы) реализации Программы

 

Система показателей (индикаторов) сформирована с учетом обеспечения возможности проверки и подтверждения достижения целей и решения задач Программы и включает взаимодополняющие друг друга показатели (индикаторы) реализации Программы и ее подпрограмм.

При формировании указанной системы учтены требования к характеристике каждого показателя (адекватность, точность, объективность, достоверность, однозначность, экономичность, сопоставимость, своевременность и регулярность).

Состав показателей (индикаторов) увязан с задачами и основными мероприятиями Программы и подпрограмм, что позволяет оценить ожидаемые конечные результаты и эффективность реализации Программы. Кроме того, в указанный состав включены показатели, характеризующие уровень удовлетворенности потребителей оказываемыми (финансируемыми) услугами (работами), их объемом и качеством (например, доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения (по количеству случаев), отношение площади проведенных санитарно-оздоровительных мероприятий к площади погибших и поврежденных лесов, доля лесных культур, созданных посадочным материалом с улучшенными наследственными свойствами, в общем объеме искусственного лесовосстановления и др.).

Показателями (индикаторами) реализации Программы в рамках подпрограмм «Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Обеспечение исполнения переданных субъектам Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области лесных отношений» и «Развитие лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия»:

доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения (по количеству случаев), в общем количестве лесных пожаров, процентов;

доля крупных лесных пожаров в общем количестве возникших лесных пожаров, процентов;

отношение площади проведенных санитарно-оздоровительных мероприятий к площади погибших и поврежденных лесов, процентов;

доля площадей земель лесного фонда, переданных в аренду, в общей площади земель лесного фонда, процентов;

доля площади лесов, на которых проведена таксация лесов и проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, в общей площади земель лесного фонда, процентов;

отношение количества случаев с установленными нарушениями лесного законодательства к общему количеству зарегистрированных случаев нарушения лесного законодательства, процентов;

отношение площади искусственного лесовосстановления к площади выбытия лесов в результате сплошных рубок и гибели лесов, процентов;

доля семян хвойных пород с улучшенными наследственными свойствами в общем объеме семян хвойных пород, процентов;

доля лесных культур в общем объеме лесовосстановления на землях лесного фонда, процентов;

доля лесных культур, созданных посадочным материалом с улучшенными наследственными свойствами, в общем объеме искусственного лесовосстановления, процентов;

доля лесничеств, участвующих в конкурсе на звание «Лучшее лесничество», процентов;

средняя численность лесной охраны на одну тыс.га земель лесного фонда, чел./тыс.га;

доля специалистов лесного хозяйства, прошедших повышение квалификации, в общей численности работников лесного хозяйства, процентов;

объем выпуска пиломатериалов;

объем выпуска фанеры;

объем выпуска ламинированной фанеры;

объем выпуска древесноволокнистых плит средней плотности (МДФ);

объем выпуска ориентированностружечных плит (OSB)

объем выпуска топливных брикетов (пеллет);

объем выпуска древесного угля;

объем выпуска топливных заготовок.

Показатели (индикаторы) реализации Программы имеют запланированные по годам количественные значения, рассчитываемые по утвержденным методикам на основе данных государственного статистического наблюдения и отраслевой отчетности.

Значения показателей (индикаторов) Программы по годам ее реализации приведены в приложении 1. Показатели рассчитаны на основе прогноза их динамики с учетом имеющихся тенденций и их изменения за счет совершенствования системы лесоуправления в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов при сохранении имеющегося уровня финансирования лесного хозяйства.

Ухудшение показателей может быть вызвано возникновением экстремальных природных ситуаций (высокая горимость лесов, вспышки массового размножения вредных организмов, повреждение лесов стихийными метеорологическими факторами, метеорологические условия, определяющие возможность проведения таких мероприятий по использованию лесов, как заготовка древесины, осуществление рекреационной деятельности, заготовка недревесной продукции лесов и др.), сложившейся неблагоприятной экономической ситуацией на рынке лесной продукции, недостаточностью местных трудовых ресурсов и квалифицированных кадров.

 

2.4. Основные ожидаемые результаты реализации Программы

 

Основные ожидаемые результаты реализации Программы определены в соответствии с поставленными задачами и предусмотренным финансированием. В результате решения задачи по сокращению потерь лесного хозяйства от пожаров, вредных организмов, по созданию условий для рационального и интенсивного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия, а также повышению эффективности контроля за использованием и воспроизводством лесов, по обеспечению баланса выбытия и восстановления лесов, по повышению эффективности управления лесами предполагается:

реализация мероприятий по охране лесов от пожаров, обеспечивающих создание в Республике Мордовия эффективной системы профилактики, раннего обнаружения и тушения лесных пожаров, позволяющей свести к минимуму повреждение лесов, возникновение катастрофических верховых лесных пожаров, предотвратить гибель людей и повреждение огнем населенных пунктов и объектов экономики;

дальнейшее развитие на основе современных средств наблюдений и информационных ресурсов системы обнаружения лесных пожаров, мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, результаты применения которых позволят сократить сроки обнаружения лесных пожаров, повысить точность их обнаружения, а также существенно улучшить информированность населения и скорость оповещения противопожарных служб об угрозе лесных пожаров;

реализация мероприятий в сфере защиты лесов от вредных организмов и неблагоприятных факторов, обеспечивающих создание эффективной системы планирования и осуществления лесозащитных мероприятий;

оперативное выявление и своевременное назначение и проведение локализации и ликвидации очагов вредных организмов, а также комплекса санитарно-оздоровительных мероприятий;

повышение интенсивности использования лесов, направленной на увеличение лесного дохода с единицы лесной площади, посредством расширения объемов различных видов использования лесов, интенсификации лесовыращивания и лесопользования, более широкого применения рубок ухода для целей заготовки древесины, формирования условий для глубокой, комплексной и рациональной переработки лесных ресурсов;

увеличение объемов мероприятий лесоустройства, связанных с выявлением, учетом и оценкой количественных и качественных характеристик лесных ресурсов;

внедрение прогрессивных российских и зарубежных технологий лесозаготовок, обеспечивающих максимальное сохранение лесной среды и биологического разнообразия лесов, создание условий для более полного использования запасов древесины мягколиственных пород и продвижения местной лесной продукции на российские и зарубежные рынки;

сокращение сроков обновления информации о лесных ресурсах, их количественных и качественных характеристиках, а также об изменениях, связанных с использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов;

обеспечение информационного взаимодействия органов государственной власти, осуществляющих полномочия в области лесных отношений, лиц, использующих леса, организаций, производящих и использующих информацию о лесном хозяйстве, других государственных и негосударственных структур;

обеспечение баланса рубок и убыли лесов от пожаров, вредителей и болезней леса с темпами лесовосстановления;

улучшение породного состава лесных насаждений;

увеличение объемов производства лесных культур посредством внедрения модели интенсивного воспроизводства лесов, создание постоянной лесосеменной базы и формирование фонда семян лесных растений с улучшенными наследственными свойствами, а также обеспечение регулярного ухода за лесными культурами;

дальнейшее совершенствование системы лесоуправления;

осуществление перехода к оказанию государственных услуг в сфере лесного хозяйства в электронном виде;

развитие системы федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах, увеличение численности лесной охраны;

обеспечение переподготовки и повышения квалификации специалистов лесного хозяйства;

развитие менеджмента и повышение эффективности бюджетных расходов в лесном хозяйстве.

Результаты реализации мероприятий приведены в подпрограмме «Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Обеспечение исполнения переданных субъектам Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области лесных отношений».

В результате решения задачи удовлетворения потребностей внутреннего рынка в высококачественной и конкурентоспособной продукции отечественного производства и снижения доли импортируемой продукции предполагается повышение эффективности использования лесосырьевой базы республики за счет более глубокой механической, химической и энергетической переработки заготавливаемой древесины.

Результаты реализации иных мероприятий по решению указанной задачи приведены в подпрограмме «Развитие лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия».

В целом реализация мероприятий Программы будет способствовать:

повышению эффективности и доходности лесного хозяйства;

сырьевому обеспечению лесоперерабатывающей промышленности, повышению производительности труда в лесном секторе и конкурентоспособности товаров;

созданию условий для выведения лесного хозяйства Республики Мордовия на качественно новый, инновационный уровень развития;

обеспечению права граждан на благоприятную окружающую среду, повышению качества жизни на основе дополнительных эффектов, связанных с улучшением экологической ситуации в республике;

наиболее полному удовлетворению собственных нужд граждан в древесине и других лесных ресурсах;

увеличению доли лесопромышленного комплекса в ВРП;

изменению структуры лесопромышленного комплекса республики;

созданию новых рабочих мест.

 

2.5. Сроки и этапы реализации Программы

 

Программа реализуется в 2014-2020 годах в 3 этапа.

На I этапе (2014 год) предполагается создание эффективной системы управления охраной лесов от пожаров, вредных организмов и неблагоприятных факторов, ведение государственного лесного реестра, укрепление материально-технической базы гарантированного воспроизводства лесов.

Особое внимание будет уделено преобразованию системы охраны лесов от пожаров, развитию актуализации данных государственного лесного реестра, а также повышению эффективности и качества воспроизводства лесов посредством развития лесного семеноводства, создания лесных селекционно-семеноводческих центров и лесных питомников.

На II этапе (2015-2017 годы) предполагается интенсификация использования лесов на основе дальнейшего совершенствования арендных отношений, развитие лесоустройства, совершенствование системы федерального государственного лесного надзора, системы федерального государственного пожарного надзора в лесах, а также увеличение численности лесной охраны на территориях.

Обеспечивается дальнейшая интенсификация использования лесов посредством расширения объемов и видов их использования, улучшение качества лесного планирования и проектирования лесных участков при лесоустройстве, а также повышение их доступности вследствие развития лесной инфраструктуры.

На III этапе (2018-2020 годы) предполагается завершение формирования системы государственного управления лесами, формирование эффективной системы единого генетико-селекционного комплекса, инновационное перевооружение лесного хозяйства.

Планируется завершение процесса инновационной модернизации лесного хозяйства, обеспечение условий для максимального удовлетворения потребностей лесной промышленности и населения страны в древесной и недревесной лесной продукции при выполнении лесами защитных, экологических, рекреационных и иных социальных функций, создание гибких адаптивных технологий ведения лесного хозяйства в условиях непрерывного изменения конъюнктуры мирового рынка лесных товаров и услуг, а также природных факторов воздействия на лесные и экологические системы. Реализация Программы приведет к качественным изменениям структуры лесопромышленного комплекса республики.

Ожидаемые результаты Программы по этапам ее реализации приведены в соответствующих разделах подпрограмм.

 

3. Обобщенная характеристика основных мероприятий Программы

 

Состав основных мероприятий Программы определен исходя из необходимости достижения ее целей и задач и сгруппирован по подпрограммам. Состав мероприятий может корректироваться по мере решения задач Программы.

Перечень основных мероприятий Программы, срок их реализации, основные ожидаемые результаты и показатели (индикаторы) реализации Программы (подпрограмм) приведены в приложении 2 к Программе.

Подпрограммой «Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Обеспечение исполнения переданных субъектам Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области лесных отношений» предусматривается реализация следующего основного мероприятия «Обеспечение исполнения переданных субъектам Российской Федерации полномочий Российской Федерации», которое включает в себя следующие мероприятия:

содержание и развитие систем и средств обеспечения пожарной безопасности в лесах;

предупреждение возникновения и распространения лесных пожаров;

тушение лесных пожаров;

проведение профилактики возникновения, локализация и ликвидация очагов вредных организмов;

проведение мероприятий по лесоустройству, ведению государственного лесного реестра;

организация использования лесов, лесное планирование и регламентирование;

осуществление федерального государственного лесного надзора;

создание и функционирование объектов единого генетико-селекционного комплекса;

осуществление лесовосстановления;

обеспечение исполнения государственных функций Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия и ГКУ территориальных лесничеств;

подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров лесного хозяйства, направленные на повышение кадрового потенциала лесного сектора экономики.

Подпрограммой «Развитие лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия» предусматривается реализация следующих основных мероприятий:

освоение производства фанеры нового формата;

строительство завода по производству различных древесных плит;

организация производства ламинированной фанеры;

организация выпуска топливных брикетов (пеллет);

организация выпуска древесного угля;

организация выпуска топливных заготовок.

Детальный состав основных мероприятий содержится в характеристиках подпрограмм.

 

4. Обобщенная характеристика мер государственного и правового регулирования

 

На I этапе реализации Программы применение мер государственного регулирования не планируется.

В последующем по мере выявления необходимости ответственным исполнителем будет принято и внесено на рассмотрение в Правительство Республики Мордовия решение о применении в установленном порядке мер государственного регулирования реализации мероприятий Программы.

 

5. Обоснование выделения подпрограмм в составе Программы

 

Программа включает 2 подпрограммы, выделенных в соответствии с целью и задачами Программы.

Для каждой подпрограммы определены цели и задачи, решение которых обеспечивает достижение цели и задач Программы.

Подпрограммы являются взаимозависимыми, выполнение мероприятий одной подпрограммы может зависеть от выполнения мероприятий другой подпрограммы. Последовательность решения задач и выполнения мероприятий определяется Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, Министерством промышленности науки и новых технологий Республики Мордовия в соответствии с процедурами управления реализацией Программы.

 

6. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых

для реализации Программы

 

Расходы Программы формируются за счет ориентировочного прогнозируемого объема финансирования средств федерального бюджета Российской Федерации, республиканского бюджета Республики Мордовия, а также средств внебюджетных источников.

Распределение бюджетных ассигнований на реализацию Государственной программы утверждается законом Республики Мордовия о республиканском бюджете Республики Мордовия на очередной финансовый год и плановый период.

Общий прогнозный объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Государственной программы, составляет 5182383,4 тыс. рублей, в том числе: в 2014 году – 387583,5 тыс. рублей, в 2015 году – 1441107,1 тыс. рублей, в 2016 году – 1347627,1 тыс. рублей, в 2017 году – 1331868,9 тыс. рублей, в 2018 году – 210345,6 тыс. рублей, в 2019 году – 212972,1 тыс. рублей, в 2020 году – 250879,1 тыс. рублей, из них:

ориентировочный прогнозируемый объем финансирования за счет средств федерального бюджета – 988045,0 тыс. рублей (19,1%), в том числе в 2014 году – 133398,3 тыс. рублей, в 2015 году – 146013,1 тыс. рублей, в 2016 году – 161411,3 тыс. рублей, в 2017 году – 129909,9 тыс. рублей, в 2018 году – 131782,7 тыс. рублей, в 2019 году – 134153,6 тыс. рублей, в 2020 году – 151376,1 тыс. рублей;

средств республиканского бюджета Республики Мордовия – 154851,8 тыс. рублей (3,0%); в том числе в 2014 году – 14701,7 тыс. рублей, в 2015 году – 59141,4 тыс. рублей, в 2016 году – 13225,4 тыс. рублей, в 2017 году – 8356,9 тыс. рублей, в 2018 году – 14391,4 тыс. рублей, в 2019 году – 14735,0 тыс. рублей, в 2020 году – 30300,0 тыс. рублей;

ориентировочный прогнозируемый объем финансирования за счет внебюджетных источников – 4039486,6 тыс. рублей (77,9%), в том числе в 2014 году – 239483,5 тыс. рублей, в 2015 году – 1235952,6 тыс. рублей, в 2016 году – 1172990,4 тыс. рублей, в 2017 году – 1193602,1 тыс. рублей, в 2018 году – 64171,5 тыс. рублей, в 2019 году – 64083,5 тыс. рублей, в 2020 году – 69203,0 тыс. рублей.

Распределение объема финансирования направлений Государственной программы по источникам финансирования и годам осуществляется согласно приложениям 4,5.

Указанные объемы финансирования могут меняться в соответствии с законом Республики Мордовия о республиканском бюджете Республики Мордовия на очередной год и плановый период.

 

7. Анализ рисков реализации Программы и описание мер

управления рисками реализации Программы


Информация по документу
Читайте также