Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Башкортостан от 31.01.2017 № 18

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 января 2017 г. N 18

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОГНОЗА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

 

В соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 38.1 Закона Республики Башкортостан "О бюджетном процессе в Республике Башкортостан", статьей 11 Закона Республики Башкортостан "О стратегическом планировании в Республике Башкортостан" Правительство Республики Башкортостан постановляет:

Утвердить прилагаемый бюджетный прогноз Республики Башкортостан на период до 2030 года.

 

Премьер-министр

Правительства

Республики Башкортостан

Р.Х.МАРДАНОВ

 

 

 

 

 

Утвержден

Постановлением Правительства

Республики Башкортостан

от 31 января 2017 г. N 18

 

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОГНОЗ

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

 

Бюджетный прогноз Республики Башкортостан на период до 2030 года (далее - Бюджетный прогноз) разработан в соответствии с Порядком разработки бюджетного прогноза Республики Башкортостан на долгосрочный период, утвержденным Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 2 июня 2015 года N 203 (с последующими изменениями).

Бюджетный прогноз определяет основные направления налоговой, бюджетной и долговой политики и основные параметры консолидированного бюджета Республики Башкортостан на период до 2030 года, а также предельные объемы расходов бюджета Республики Башкортостан на финансовое обеспечение государственных программ Республики Башкортостан на период их реализации.

В целях обеспечения комплексного подхода к управлению бюджетной устойчивостью Бюджетный прогноз направлен на определение согласованной политики по поддержанию сбалансированности консолидированного бюджета Республики Башкортостан в долгосрочной перспективе, повышению способности бюджета Республики Башкортостан справляться с временными макроэкономическими колебаниями.

Подходы к формированию Бюджетного прогноза во многом обусловлены итогами реализации бюджетной политики республики за предыдущие годы (таблица 1).

 

Таблица 1

 

Итоги исполнения консолидированного бюджета

Республики Башкортостан

(в процентах к валовому региональному продукту

Республики Башкортостан)

 

Наименование показателя

2015 год отчет

2016 год оценка

Консолидированный бюджет Республики Башкортостан

Доходы - всего,

13,4

12,7

в том числе:

 

 

налоговые и неналоговые доходы

10,8

10,4

безвозмездные поступления

2,6

2,3

Расходы

13,5

13,2

Дефицит

-0,1

-0,5

Бюджет Республики Башкортостан

Доходы - всего,

10,9

10,3

в том числе:

 

 

налоговые и неналоговые доходы

8,3

8,0

безвозмездные поступления

2,6

2,3

Расходы

10,9

10,6

Дефицит

 

-0,3

 

Несмотря на всю сложность нестабильной ситуации, во многих субъектах Российской Федерации, благодаря своевременно принятым мерам по повышению устойчивости экономики, удалось обеспечить исполнение консолидированного бюджета Республики Башкортостан по доходам выше утвержденного плана.

В консолидированный бюджет Республики Башкортостан за 2015 год поступило 177,8 млрд. рублей доходов, что составило 100,1 процента к плану, с ростом на 7,3 процента. Поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет республики составили 143,9 млрд. рублей (101,9 процента к плану) с ростом на 8,2 процента, в бюджет Республики Башкортостан - 110,4 млрд. рублей (102,1 процента к плану) с ростом на 10,7 процента, в местные бюджеты - 33,5 млрд. рублей (101,5 процента к плану) с ростом на 0,5 процента.

Общий объем безвозмездных поступлений в консолидированный бюджет Республики Башкортостан за 2015 год составил 33,9 млрд. рублей, что выше уровня 2014 года на 3,6 процента (в бюджет республики - 34,1 млрд. рублей с ростом на 3,6 процента). Размер финансовой помощи из федерального бюджета составил 32,4 млрд. рублей с ростом на 0,4 млрд. рублей за счет увеличения объема поступлений субвенций и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджет республики на 16,9 процента.

Расходование бюджетных средств в 2015 году производилось исходя из обеспечения приоритетности социально значимых расходных обязательств. Расходы консолидированного бюджета Республики Башкортостан составили 179,7 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2014 годом на 0,1 млрд. рублей, или на 0,1 процента (расходы бюджета Республики Башкортостан составили 144,6 млрд. рублей с ростом на 0,7 процента). Итоги исполнения консолидированного бюджета республики за 2015 год позволили обеспечить своевременную выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, а также финансирование социально значимых расходных обязательств в полном объеме.

Консолидированный бюджет республики в 2015 году исполнен с дефицитом в сумме 1,9 млрд. рублей, бюджет Республики Башкортостан с минимальным дефицитом за последние 7 лет - 0,1 млрд. рублей.

Объем государственного долга Республики Башкортостан и долга муниципальных образований, входящих в ее состав, по итогам 2015 года составил 34,1 млрд. рублей со снижением к уровню 2014 года на 0,9 процента, что связано с уменьшением объема как государственного, так и муниципального долга.

При этом процентные расходы консолидированного бюджета выросли с 1,5 млрд. рублей в 2014 году до 2,2 млрд. рублей в 2015 году (почти в 1,5 раза) за счет роста процентных ставок и необходимости обслуживания накопленного объема долга.

Объем государственного и муниципального долга по итогам 2015 года составил 2,6 процента к валовому региональному продукту Республики Башкортостан (далее - ВРП) и соответствует уровню 2014 года.

Показатели долговой устойчивости Республики Башкортостан по итогам 2015 года не превысили "пороговых" значений:

объем государственного долга Республики Башкортостан составил 1,8 процента к ВРП при "пороговом" значении - 2 процента и сохранился на уровне 2014 года;

долговая нагрузка Республики Башкортостан составила 22,3 процента к доходам бюджета без учета безвозмездных поступлений при "пороговом" значении - 30 процентов (12 место среди субъектов Российской Федерации, 1 место среди субъектов Приволжского федерального округа), что ниже уровня 2014 года (24,7 процента) (13 место среди субъектов Российской Федерации, 2 место среди субъектов Приволжского федерального округа);

доля расходов на обслуживание государственного долга к расходам бюджета без учета расходов, осуществляемых за счет субвенций, - 1,2 процента при "пороговом" значении - 15 процентов, с ростом к уровню 2014 года (0,8 процента).

Эффективное управление государственным долгом Республики Башкортостан в 2015 году позволило сохранить его объем на экономически безопасном уровне.

В дальнейшем продолжится работа по развитию доходной базы за счет повышения вклада обрабатывающего сектора, эффективности использования земли и имущества, легализации занятости, совершенствования налогового законодательства, задействования всех внутренних резервов.

За 9 месяцев 2016 года в консолидированный бюджет поступили налоговые и неналоговые доходы в сумме 116,0 млрд. рублей. Высокие темпы поступлений сложились по налогу на прибыль организаций, налогам на имущество организаций, доходам от использования имущества. При этом, несмотря на положительные темпы поступлений, сохраняется волатильность основных доходных источников. Отмечается тенденция увеличения возвратов из бюджета налога на доходы физических лиц, а также переплаты по налогу на прибыль организаций.

Поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет, по оценке 2016 года, использованной для долгосрочного прогнозирования, определены в сумме 144,3 млрд. рублей, или 108,1 процента к первоначально утвержденному плану, из них в бюджет Республики Башкортостан - 111,5 млрд. рублей (109,1 процента к плану).

Объем безвозмездных поступлений в консолидированный бюджет республики, по оценке 2016 года, определен в сумме 32,5 млрд. рублей, в бюджет Республики Башкортостан - 32,4 млрд. рублей с ростом на 35,6 процента к первоначально утвержденному плану.

Таким образом, общий объем консолидированного бюджета республики в 2016 году оценен по доходам в объеме 176,8 млрд. рублей, по расходам - 183,1 млрд. рублей, по дефициту - 6,3 млрд. рублей.

Общий объем бюджета Республики Башкортостан в 2016 году оценен по доходам в сумме 143,8 млрд. рублей, по расходам - 147,5 млрд. рублей, по дефициту - 3,7 млрд. рублей.

Сохранение устойчивости и сбалансированности бюджетной системы, качества жизни населения и рост его благосостояния является основной целью реализации налоговой, бюджетной и долговой политики Республики Башкортостан в долгосрочном периоде.

Приоритетами налоговой политики Республики Башкортостан на период до 2030 года определены сохранение преемственности в достижении поставленных ранее целей и задач, предусматривающих повышение эффективности налоговой системы для обеспечения заданных темпов экономического роста, стимулирование инвестиционной и инновационной активности в условиях поддержания сложившегося уровня налоговой нагрузки.

Планируется дальнейшее повышение эффективности системы налогового администрирования, в том числе путем внедрения и развития технологий, которые будут способствовать росту налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации. Так, предусматривается развитие единой государственной автоматизированной информационной системы, применение контрольно-кассовой техники, передающей информацию о расчетах в адрес налоговых органов в электронном виде.

Будут продолжены мероприятия по развитию доходной базы республики на основе факторного анализа, регулярной оценке внутренних и внешних рисков развития экономики, совершенствованию порядка урегулирования задолженности по налогам и сборам, сокращению возможностей уклонения от уплаты налогов.

В соответствии с долгосрочными планами, принятыми на федеральном уровне, по усилению правового регулирования администрирования неналоговых доходов и формированию политики неналоговых платежей в республике предусматривается дальнейшее развитие института неналоговых доходов.

Будет повышена ответственность главных администраторов доходов за эффективность формирования и использования системы прогнозирования.

В прогнозируемом периоде доходы консолидированного бюджета Республики Башкортостан определяются исходя из оценки основных параметров социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 года с учетом сохранения основных параметров налогообложения секторов экономики. Формирование доходов бюджета в долгосрочном периоде будет осуществляться в условиях более низких темпов экономического роста, чем в начале и середине 2000-х годов. В целом политика по формированию доходов бюджета основывается на системном подходе с использованием механизмов: совершенствования законодательства по налоговым и неналоговым доходам; оценки эффективности льгот; установления справедливого налогообложения имущества, повышения эффективности использования государственного и муниципального имущества. Стабильный уровень нагрузки планируется обеспечить и в нефтегазовом секторе на основе совершенствования системы налогообложения.

С целью обеспечения сбалансированности консолидированного бюджета Республики Башкортостан предусматривается дальнейшее осуществление комплекса мер по мобилизации доходов в бюджет.

Рост доходов будет обеспечен за счет улучшения делового климата, развития промышленного производства, роста объема инвестиций в экономику республики, повышения эффективности администрирования доходов. На период до 2030 года основные доходные источники консолидированного бюджета Республики Башкортостан сохранятся: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, акцизы, налоги на имущество.

Таким образом, необходимость определения долгосрочной динамики бюджетных параметров при различных макроэкономических сценариях, инструментах налогово-бюджетной политики предполагает активное развитие долгосрочного бюджетного прогнозирования.

Важнейшими задачами станут создание налоговых стимулов для экономического роста и повышение справедливости налоговой системы.

В целях обеспечения стабильных финансовых основ развития общества и экономики Республики Башкортостан будет продолжена работа по повышению роли имущественных налогов, совершенствованию специальных налоговых режимов, повышению качества налогового контроля.

Постоянно будут осуществляться мероприятия, направленные на увеличение поступлений налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан.

В приоритетах долгосрочной бюджетной политики Республики Башкортостан сохраняются обеспечение долгосрочной стабильности регионального и местных бюджетов, формирующей условия для устойчивого экономического роста, а также безусловное соблюдение требований и ограничений бюджетного законодательства, исполнение принятых расходных обязательств наиболее эффективным способом, мобилизация внутренних источников, дальнейший поиск неэффективных затрат, более четкая увязка бюджетных расходов и повышение их влияния на достижение установленных целей государственной политики.

При формировании и реализации бюджетной политики на долгосрочный период требуется учесть необходимость решения следующих основных задач:

дальнейшее совершенствование перечня и структур государственных программ Республики Башкортостан;

осуществление мероприятий, направленных на оптимизацию сети государственных и муниципальных учреждений республики;

повышение эффективности использования государственного и муниципального имущества;

проведение инвентаризации финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений республики, расширение сферы применения натуральных и финансовых норм (нормативов) обеспечения их функционирования;

совершенствование бюджетной политики в сфере государственной поддержки реального сектора экономики, оценки эффективности предоставления субсидий юридическим лицам;

наращивание темпов привлечения негосударственных (немуниципальных) организаций в социально-культурную сферу, в том числе в рамках государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства;

повышение эффективности мер социальной поддержки населения;

повышение эффективности и результативности предоставления и использования межбюджетных трансфертов;

совершенствование процедур предварительного и последующего контроля в области закупок;

улучшение качества финансового менеджмента в государственном и муниципальном секторе;

обеспечение открытости и прозрачности общественных финансов, широкого вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия бюджетных решений, общественного контроля их эффективности и результативности.

Одним из ключевых направлений бюджетной политики республики на долгосрочный период является обеспечение сбалансированности и устойчивого исполнения местных бюджетов через механизм предоставления межбюджетных трансфертов. Формирование и распределение межбюджетных трансфертов на долгосрочный период осуществляется на основе методик распределения и порядков предоставления межбюджетных трансфертов, утвержденных нормативными правовыми актами Правительства Республики Башкортостан.

Основными подходами к формированию и распределению межбюджетных трансфертов являются:

создание условий для эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления;

стимулирование достижения приоритетов, установленных республикой;

обеспечение бюджетов муниципальных образований средствами для исполнения переданных полномочий.

Приоритетными задачами в области межбюджетных отношений в долгосрочном периоде являются:

повышение доходного потенциала муниципальных образований в целях устойчивого развития территорий;

расширение механизмов поощрения муниципальных образований в целях повышения уровня социально-экономического развития территорий и качества исполнения полномочий местного самоуправления;

расширение использования механизмов инициативного бюджетирования;

дальнейшее совершенствование бюджетной политики в области межбюджетных отношений.

Дальнейшему развитию и повышению эффективности системы межбюджетных отношений в долгосрочном периоде будут способствовать:

обеспечение прозрачности принципов и механизмов распределения межбюджетных трансфертов;

совершенствование подходов к предоставлению межбюджетных трансфертов с целью повышения эффективности их предоставления и использования;

систематизация целевых показателей результативности предоставления субсидий во взаимоувязке с показателями государственных программ;

повышение ответственности исполнительных органов государственной власти республики и органов местного самоуправления за недостижение установленных значений показателей результативности использования субсидий.

Основными целями и задачами долговой политики Республики Башкортостан на предстоящий период являются:

поддержание уровня долговой нагрузки на экономически безопасном уровне, обеспечивающем сохранение финансовой устойчивости и платежеспособности Республики Башкортостан;

использование видов заимствований, наиболее оптимальных в складывающейся финансовой ситуации;

равномерное распределение долговой нагрузки по годам;

оптимизация структуры государственного долга в целях минимизации стоимости его обслуживания;

безусловное выполнение условий реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам;

соблюдение ограничений, установленных соглашениями по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета для замещения рыночного долга.

С учетом соответствующих решений в сфере налоговой, бюджетной и долговой политики на долгосрочный период Бюджетный прогноз разработан на основании показателей прогноза социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 года (далее - прогноз СЭР РБ), сформированного в трех вариантах (базовый, целевой, консервативный) с учетом индивидуальных особенностей республиканского развития на базе сценариев развития российской экономики.

Базовый вариант предусматривает развитие экономики в условиях сохранения консервативных тенденций изменения внешних факторов. Цена на нефть марки Urals составит порядка 40 долларов США за баррель в 2016 - 2019 годах с последующим увеличением до 72 долларов США за баррель к 2030 году, курс рубля к доллару США при этом снизится с 67,2 рубля за доллар США в 2016 году до 50,4 рубля за доллар США к 2030 году, индекс потребительских цен снизится с 6,2 процента в 2016 году до 2,6 процента к 2030 году.

Целевой вариант предполагает увеличение цены на нефть марки Urals с 40 долларов США за баррель в 2016 - 2019 годах до 90 долларов США за баррель к 2030 году, снижение курса рубля к доллару США с 67,2 рубля за доллар США в 2016 году до 41 рубля за доллар США к 2030 году и замедление инфляции соответственно с 6,0 процентов до 2,5 процента.

Консервативный вариант предполагает худшие внешние условия развития экономики. Цена на нефть марки Urals составит порядка 25 долларов США за баррель в 2016 - 2019 годах с последующим увеличением до 30 долларов США за баррель к 2030 году, курс рубля к доллару США при этом увеличится с 80,5 рубля за доллар США в 2016 году до 91,5 рубля за доллар США к 2030 году, индекс потребительских цен снизится с 9,0 процента в 2016 году до 4,5 процента к 2030 году.

Темпы роста мировой экономики в этот период будут варьироваться по всем вариантам сценарных условий от 3,4 процента до 3,1 процента.

На заседании Межведомственной правительственной комиссии по бюджетным проектировкам, которое состоялось 12 июля 2016 года, принято решение взять за основу для подготовки проекта бюджета Республики Башкортостан на среднесрочный период до 2019 года и на долгосрочный период до 2030 года макроэкономические параметры базового варианта прогноза социально-экономического развития Республики Башкортостан.

С учетом сценарных условий темпы роста республиканского ВРП после максимальной точки снижения в 2015 году по базовому сценарию прогноза будут повышаться со 101,7 процента в 2017 году до 103,4 процента в 2019 году. Его объем в 2017 году в абсолютном значении составит 1481,6 млрд. рублей, в 2019 году увеличится до 1709,0 млрд. рублей. Среднегодовые темпы роста ВРП в 2020 - 2030 годы ожидаются на уровне 103,8 процента с увеличением объемного значения в 2030 году до 3,8 трлн. рублей.

Сальдированная прибыль организаций республики с учетом складывающейся экономической динамики по базовому варианту увеличится со 160,6 млрд. рублей в 2017 году до 195,4 млрд. рублей в 2019 году и к 2030 году составит 419,6 млрд. рублей. Прибыль прибыльных организаций при этом в 2017 году прогнозируется на уровне 218,9 млрд. рублей, в 2019 году - 253,4 млрд. рублей, в 2030 году - 532,8 млрд. рублей.

Среднемесячная заработная плата по республике по базовому варианту прогноза в 2017 году составит 29,1 тыс. рублей, в 2019 году - 32,8 тыс. рублей, увеличившись по сравнению с 2015 годом на 12,4 процента и 26,6 процента соответственно. К 2030 году размер среднемесячной заработной платы работников организаций может увеличиться до 69,1 тыс. рублей, что выше уровня 2015 года в 2,7 раза.

Фонд заработной платы по базовому варианту в 2017 году увеличится к уровню 2015 года на 12,2 процента, в 2019 году - на 26,7 процента, в 2030 году - в 2,8 раза и составит 408,1 млрд. рублей, 460,7 млрд. рублей и 1008,5 млрд. рублей соответственно.

Согласно целевому варианту прогноза темпы роста республиканской экономики в 2017 - 2019 годы будут варьироваться в границах 102,4 - 105,6 процента. Объем ВРП в 2017 году по данному варианту составит 1486,0 млрд. рублей, к 2019 году достигнет 1731,4 млрд. рублей. В долгосрочной перспективе среднегодовые темпы роста экономики в период 2020 - 2030 годов составят порядка 104,8 процента с достижением объема ВРП в 2030 году до 3,9 трлн. рублей.

Сальдированная прибыль организаций республики по целевому варианту увеличится со 162,2 млрд. рублей в 2017 году до 201,0 млрд. рублей в 2019 году и к 2030 году составит 454,2 млрд. рублей. Прибыль прибыльных организаций при этом в 2017 году прогнозируется на уровне 220,4 млрд. рублей, в 2019 году - 261,3 млрд. рублей, в 2030 году - 574,9 млрд. рублей.

Среднемесячная заработная плата по республике по целевому варианту прогноза в 2017 году составит 29,4 тыс. рублей, в 2019 году - 33,8 тыс. рублей, в 2030 году - 79,5 тыс. рублей, увеличившись по сравнению с 2015 годом на 13,4 процента, 30,2 процента и в 3,1 раза соответственно. Общий фонд заработной платы в 2017 году увеличится к уровню 2015 года на 13,6 процента, в 2019 году - на 30,6 процента, в 2030 году - в 3,2 раза, приблизившись в абсолютном выражении к значениям в 412,8 млрд. рублей, 474,8 млрд. рублей и 1163,4 млрд. рублей соответственно.

По консервативному варианту темпы роста ВРП в прогнозном периоде 2017 - 2019 годов в среднегодовом выражении сложатся на уровне 101,4 процента, в 2020 - 2030 годы - 102,1 процента. Объем ВРП по данному варианту в 2017 году составит 1466,2 млрд. рублей, в 2019 году - 1673,8 млрд. рублей, в 2030 году - 3,5 трлн. рублей.

Сальдированная прибыль организаций республики по консервативному варианту увеличится со 156,1 млрд. рублей в 2017 году до 176,0 млрд. рублей в 2019 году и к 2030 году составит 308,0 млрд. рублей. Прибыль прибыльных организаций при этом в 2017 году прогнозируется на уровне 213,3 млрд. рублей, в 2019 году - 235,2 млрд. рублей, в 2030 году - 405,8 млрд. рублей.

Среднемесячная заработная плата в целом по республике по консервативному варианту прогноза в 2017 году составит 29,0 тыс. рублей, в 2019 году - 32,3 тыс. рублей, в 2030 году - 60,6 тыс. рублей, увеличившись по сравнению с 2015 годом на 11,7 процента, 24,5 процента и в 2,3 раза соответственно. Общий фонд заработной платы в 2017 году увеличится к уровню 2015 года на 11,3 процента, в 2019 году - на 24,2 процента, в 2030 году - в 2,4 раза, приблизившись в абсолютном выражении к значениям в 404,4 млрд. рублей, 451,3 млрд. рублей и 881,9 млрд. рублей соответственно.

В соответствии с описанными условиями развития социально-экономического развития Республики Башкортостан на долгосрочный период на вариативной основе (приложение N 1) сформирован прогноз основных параметров консолидированного бюджета Республики Башкортостан на период до 2030 года (приложение N 2).

В рамках долгосрочного прогноза ожидается снижение доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан по отношению к ВРП при контролируемом уровне дефицита (таблица 2).

 

Таблица 2

 

Прогноз консолидированного бюджета Республики Башкортостан

(в процентах к ВРП)

 

Наименование показателя

Варианты прогноза СЭР РБ

2017 год

2018 год

2019 год

2025 год

2030 год

Консолидированный бюджет Республики Башкортостан

Доходы

консервативный

10,7

10,3

9,7

7,4

5,9

базовый

10,8

10,3

9,7

7,6

6,0

целевой

10,8

10,3

9,8

8,0

6,8

Расходы

консервативный

11,5

11,0

10,4

7,7

6,0

базовый

11,5

10,9

10,3

7,8

6,1

целевой

12,5

11,9

10,7

8,4

6,9

Дефицит

консервативный

-0,8

-0,7

-0,7

-0,3

-0,1

базовый

-0,7

-0,6

-0,6

-0,2

-0,1

целевой

-1,7

-1,6

-0,9

-0,4

-0,1

Государственный и муниципальный долг

консервативный

2,3

2,2

2,1

2,1

1,8

базовый

2,3

2,1

2,0

1,3

0,8

целевой

2,3

2,2

2,0

1,9

1,7

Бюджет Республики Башкортостан

Доходы

консервативный

8,7

8,3

7,8

6,0

4,7

базовый

8,7

8,3

7,9

6,2

4,9

целевой

8,7

8,3

7,9

6,5

5,4

Расходы

консервативный

9,4

8,9

8,4

6,3

4,8

базовый

9,3

8,8

8,4

6,4

5,0

целевой

10,2

9,7

8,7

6,8

5,5

Дефицит

консервативный

-0,7

-0,6

-0,6

-0,3

-0,1

базовый

-0,6

-0,5

-0,5

-0,2

-0,1

целевой

-1,5

-1,4

-0,8

-0,3

-0,1

Государственный долг

консервативный

1,7

1,5

1,4

1,7

1,5

базовый

1,6

1,5

1,3

0,9

0,6

целевой

1,6

1,5

1,4

1,6

1,5

Консолидированные бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов Республики Башкортостан

Доходы

консервативный

5,1

4,6

4,3

3,3

2,6

базовый

5,1

4,6

4,3

3,4

2,6

целевой

5,5

5,0

4,5

3,5

3,0

Расходы

консервативный

5,2

4,7

4,4

3,3

2,6

базовый

5,2

4,7

4,4

3,4

2,6

целевой

5,7

5,2

4,6

3,6

3,0

Дефицит

консервативный

-0,1

-0,1

-0,1

 

 

базовый

-0,1

-0,1

-0,1

 

 

целевой

-0,2

-0,2

-0,1

-0,1

 

Муниципальный долг

консервативный

0,7

0,7

0,6

0,4

0,3

базовый

0,7

0,7

0,6

0,3

0,2

целевой

0,7

0,7

0,6

0,3

0,2

 

Сокращение доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан по отношению к ВРП обусловлено замедлением темпов роста налоговых и неналоговых доходов и учетом в параметрах неполного объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета ввиду отсутствия на долгосрочный период их распределения по субъектам Российской Федерации.

В период до 2030 года динамика доходов бюджетов будет во многом определяться снижением общего уровня налоговой нагрузки на экономику: отношение налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан к ВРП при уровне в 2016 году 8,6 процента в 2019 году составит по консервативному и базовому вариантам 7,9 процента, по целевому варианту - 8,0 процента, в 2025 году - 6,2 процента, 6,4 процента, 6,8 процента соответственно, а в 2030 году - 5,0 процента, 5,3 процента, 5,9 процента соответственно за счет вариативности влияния развития механизмов налогового стимулирования инвестиций, предпринимательской активности, а также с учетом снижения поступлений от нефтегазового сектора экономики из-за возможного падения объемов добычи сырья в связи с повышением порога рентабельности инвестиций в добычу и транспортировку углеводородов.

Поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Башкортостан в 2030 году прогнозируется по консервативному варианту с ростом к оценке 2016 года на 32,8 процента, по базовому варианту - на 48,5 процента, по целевому варианту - на 71,3 процента, с ежегодными темпами роста 102,0 процента, 102,9 процента, 103,9 процента соответственно.

Общий объем безвозмездных поступлений в консолидированный бюджет Республики Башкортостан планируется исходя из проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов и с учетом безвозмездных поступлений в 2017 году от государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, некоммерческой организации "Фонд развития моногородов". Динамика указанных параметров в долгосрочном периоде характеризуется тенденцией сокращения с 1,1 процента к ВРП в 2017 году до 0,2 процента к ВРП в 2030 году при всех сценариях развития экономики.

Расходы консолидированного бюджета Республики Башкортостан определяются исходя из оценки доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан до 2030 года с учетом ограничения размера дефицита бюджета и прогнозируемого объема расходных обязательств Республики Башкортостан и муниципальных образований согласно законодательству Российской Федерации и Республики Башкортостан. Кроме того, в пределах имеющегося объема финансовых ресурсов учитываются расходы на реализацию мероприятий в рамках указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 - 606 (консервативный и базовый варианты) и полномасштабную реализацию всех поставленных в указах задач (целевой вариант).

Динамика расходных параметров консолидированного бюджета Республики Башкортостан в долгосрочном периоде характеризуется тенденцией сокращения с 11,5 процента к ВРП в 2017 году до 6,0 процента к ВРП в 2030 году по консервативному варианту, с 11,5 процента к ВРП в 2017 году до 6,1 процента к ВРП в 2030 году - по базовому варианту, с 12,5 процента к ВРП в 2017 году до 6,9 процента к ВРП в 2030 году - по целевому варианту, обусловленной в первую очередь снижением доходных параметров, а также ограничением в прогнозном периоде размера дефицита бюджетов.

Таким образом, базовой предпосылкой для обеспечения сбалансированности бюджета Республики Башкортостан является реализация комплекса мер по оптимизации расходных обязательств республики.

В этих условиях дефицит консолидированного бюджета Республики Башкортостан к 2030 году не будет превышать 0,1 процента к ВРП при всех сценариях развития экономики.

Государственный долг Республики Башкортостан и долг входящих в ее состав муниципальных образований к 2030 году прогнозируется по базовому варианту со снижением к оценке 2016 года на 4,4 процента, исходя из осуществления государственных и муниципальных заимствований в объемах погашения долга; по консервативному и целевому вариантам - с ростом в 1,9 раза и в 2,0 раза соответственно, исходя из необходимости привлечения заемных средств на финансирование дефицитов бюджетов Республики Башкортостан и муниципальных образований.

При этом все варианты прогноза предусматривают сохранение долговой нагрузки на низкорисковом уровне в диапазоне от 15,0 до 33,0 процента к налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета Республики Башкортостан, или от 0,8 до 1,8 процента к ВРП.

Поступление налоговых и неналоговых доходов в бюджет Республики Башкортостан в 2030 году прогнозируется с ростом к уровню оценки 2016 года по консервативному варианту на 34,8 процента, по базовому - на 52,1 процента, по целевому варианту - на 75,6 процента с ежегодными темпами роста 102,1 процента, 103 процента, 104,1 процента соответственно.

В общей сумме налоговых и неналоговых доходов бюджета Республики Башкортостан увеличится доля поступлений по налогу на прибыль с 26,9 процента в 2016 году до 31,4 процента к 2030 году, по налогу на доходы физических лиц - с 28,9 до 36,1 процента, снизится доля акцизов - с 15,6 до 13,6 процента, налогов на имущество - с 12 до 10 процентов.

При этом сократятся доли в ВРП налога на прибыль с 2,2 процента в 2016 году до 1,4 процента к 2030 году, налога на доходы физических лиц - с 2,3 до 1,6 процента, акцизов - с 1,3 до 0,6 процента, налогов на имущество - с 1 до 0,4 процента, неналоговых доходов - с 1,1 до 0,2 процента.

Налог на доходы физических лиц на 2030 год прогнозируется с ростом к уровню оценки поступлений в 2016 году по консервативному варианту в 1,7 раза, по базовому варианту - в 1,9 раза, по целевому варианту - в 2,3 раза с ежегодными темпами роста 103,8 процента, 104,7 процента, 106,2 процента соответственно. По базовому варианту налог на доходы физических лиц на 2030 год по отношению к прогнозируемому в 2017 году вырастет в 1,9 раза. Данные оценки обусловлены рядом тенденций, в том числе повышением производительности труда и реальных доходов населения, легализацией доходов.

Поступления налога на прибыль в 2030 году вырастут к оценке 2016 года по консервативному варианту на 42,5 процента, по базовому - на 77,3 процента, по целевому варианту - на 103,2 процента с ежегодными темпами роста 102,6 процента, 104,2 процента, 105,2 процента соответственно. По отношению к прогнозируемому в 2017 году по базовому варианту налог на прибыль организаций вырастет в 1,6 раза. Расчет поступления налога на прибыль осуществлялся с учетом его динамики, дальнейшего стимулирования инвестиций, предполагаемого совершенствования системы налогообложения в нефтегазовом секторе.

Поступления акцизов в долгосрочном периоде к 2030 году вырастут к оценке 2016 года по консервативному варианту на 23,6 процента, по базовому - на 33 процента, по целевому варианту - на 48,3 процента с ежегодными темпами роста 101,5 процента, 102,1 процента, 102,9 процента соответственно. По базовому варианту акцизы на 2030 год по отношению к прогнозируемому 2017 году вырастут в 1,3 раза. Поступления акцизов рассчитаны на основе изменений законодательства, складывающейся динамики состояния налоговой базы.

Поступления налогов на имущество в 2030 году прогнозируются по консервативному, базовому и целевому вариантам с ростом к оценке поступлений в 2016 году на 26,9 процента с ежегодным темпом роста на 101,7 процента. Налоги на имущество формируются в основном за счет налога на имущество организаций и транспортного налога. Поступления налогов на имущество рассчитаны с учетом увеличения налоговой базы и сокращения налоговых льгот.

Поступление неналоговых доходов в бюджет Республики Башкортостан в 2030 году прогнозируется со снижением к оценке поступлений в 2016 году по консервативному варианту на 48,8 процента, по базовому - на 46,4 процента, по целевому варианту - на 35,3 процента с ежегодными темпами сокращения указанных доходов на 4,7 процента, на 4,4 процента, на 3,1 процента. Снижение поступлений неналоговых доходов обусловлено снижением поступлений доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

В рамках долгосрочного прогноза планируются безвозмездные поступления в бюджет Республики Башкортостан в диапазоне 0,2 - 0,4 процента к ВРП при всех сценариях развития экономики.

В целом в сложившихся условиях прогнозируется сокращение доходов бюджета Республики Башкортостан с 8,7 процента к ВРП в 2017 году до 4,7 процента к ВРП к 2030 году по консервативному варианту, с 8,7 процента к ВРП в 2017 году до 4,9 процента к ВРП к 2030 году - по базовому варианту, с 8,7 процента к ВРП в 2017 году до 5,4 процента к ВРП к 2030 году - по целевому варианту.

Расходные параметры бюджета Республики Башкортостан в долгосрочном периоде прогнозируются в соответствии с объемами доходов бюджета Республики Башкортостан и расчетного дефицита бюджета Республики Башкортостан. Для обеспечения сбалансированности бюджета Республики Башкортостан объем расчетного дефицита бюджета планируется с ежегодным снижением. В условиях ограниченности возможностей для привлечения дополнительных заемных средств такой вариант ограничения дефицита бюджета имеет существенные преимущества по сравнению с использованием максимально допустимого уровня дефицита.

В сложившихся условиях прогнозируется сокращение расходов бюджета Республики Башкортостан с 9,4 процента к ВРП в 2017 году до 4,8 процента к ВРП к 2030 году по консервативному варианту, с 9,3 процента к ВРП в 2017 году до 5,0 процента к ВРП к 2030 году - по базовому варианту, с 10,2 процента к ВРП в 2017 году до 5,5 процента к ВРП к 2030 году - по целевому варианту, обусловленное снижением доходных параметров и ограничением размера дефицита бюджета Республики Башкортостан.

В долгосрочной перспективе функциональная структура бюджета республики прогнозируется исходя из предпосылки постоянства ее долевого состава в общей структуре расходов, сохраняя выраженную социальную направленность.

Определение долгосрочных параметров бюджета Республики Башкортостан существенно расширяет возможности эффективного применения документов стратегического планирования, в составе которых главным инструментом, призванным обеспечить повышение результативности и эффективности бюджетных расходов, ориентированности на достижение целей государственной политики, является государственная программа.

Бюджетным прогнозом устанавливаются предельные объемы ("потолки") расходов бюджета Республики Башкортостан на реализацию каждой из государственных программ Республики Башкортостан, утвержденных в установленном порядке в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 27 декабря 2016 года N 1511-р. "Потолки" программных расходов бюджета Республики Башкортостан определяются на период до 2025 года в соответствии со сроками реализации утвержденных государственных программ Республики Башкортостан (приложение N 3).

Исходя из целесообразности проведения ответственной бюджетной политики совокупный объем распределенных по программам расходов определен на основе консервативных прогнозных оценок на уровне 2019 года.

В прогнозном периоде доля программных расходов колеблется с 94,3 процента в 2017 году до 23,4 процента к 2025 году в общем объеме расходов бюджета Республики Башкортостан.

Процентные расходы бюджета Республики Башкортостан к 2030 году прогнозируются с ростом к уровню оценки 2016 года на 13,0 процента по базовому варианту, в 2,3 раза - по консервативному варианту и в 2,2 раза - по целевому варианту. Указанные расходы рассчитывались исходя из процентных ставок по рыночным заимствованиям на уровне 9,5 - 13 процентов годовых по консервативному варианту, 8 - 11 процентов годовых - по базовому варианту, 7,5 - 10 процентов годовых - по целевому варианту.

В общем объеме суммарных расходов бюджета Республики Башкортостан межбюджетные трансферты прогнозируются на уровне более 28,0 процента. При этом рост общего объема межбюджетных трансфертов к 2030 году составит по консервативному варианту 1,1 раза, по базовому и целевому вариантам порядка 1,3 раза к планируемому объему 2017 года.

В принятых для прогноза условиях средства резервного фонда Правительства Республики Башкортостан и условно утвержденные расходы планируются в объемах, поддерживающих заданные (нормативные) размеры указанных параметров в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

"Потолки" государственных программ Республики Башкортостан и оценка непрограммных мероприятий могут быть ежегодно увеличены исходя из общего объема ресурсов бюджета Республики Башкортостан на увеличение действующих и принятие новых расходных обязательств с соответствующим изменением значений показателей и качественных характеристик достижения целей и результатов этих программ и мероприятий. Кроме того, при формировании проекта бюджета Республики Башкортостан на очередной финансовый год и плановый период расходы бюджета, включая "потолки" расходов на реализацию государственных программ Республики Башкортостан, могут корректироваться по единой методике с учетом изменения параметров, определяющих объем и структуру бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств, а также решений Правительства Республики Башкортостан по их оптимизации.

В сложившихся условиях и с учетом определенных подходов минимальный уровень дефицита бюджета Республики Башкортостан будет достигнут в 2027 году (0,1 процента к ВРП) с его стабилизацией в последующие годы долгосрочного периода.

Государственный долг Республики Башкортостан на 2017 - 2019 годы прогнозируется в диапазоне 23,5 - 24,3 млрд. рублей по трем вариантам с учетом принятых республикой обязательств по сокращению государственного долга в рамках заключенных с Министерством финансов Российской Федерации соглашений о предоставлении из федерального бюджета бюджетных кредитов в целях замещения рыночных заимствований.

К 2030 году государственный долг Республики Башкортостан прогнозируется по базовому варианту с ростом к уровню оценки 2016 года на 1,6 процента и рассчитан исходя из необходимости осуществления государственных заимствований в объемах погашения государственного долга Республики Башкортостан, по консервативному и целевому вариантам - с ростом в 2,3 и 2,4 раза и определен исходя из привлечения заемных средств на финансирование дефицита бюджета Республики Башкортостан и погашение долговых обязательств Республики Башкортостан.

При этом все варианты прогноза предусматривают сохранение долговой нагрузки на низкорисковом уровне в диапазоне от 13,7 до 36,1 процента к налоговым и неналоговым доходам бюджета Республики Башкортостан, или от 0,6 до 1,5 процента к ВРП.

В долгосрочной перспективе планируется последовательное проведение умеренной политики по управлению государственным долгом республики, направленной на обеспечение бюджетной устойчивости, безусловное выполнение условий реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам и позволяющей улучшить свои позиции по уровню долговой нагрузки среди субъектов Российской Федерации.

 

Таблица 3

 

Целевые показатели долговой нагрузки

 

Наименование показателя

Варианты прогноза СЭР РБ

2017 год

2018 год

2019 год

2025 год

2030 год

Консолидированный бюджет Республики Башкортостан

Отношение государственного и муниципального долга к налоговым и неналоговым доходам бюджета, %

консервативный

24,5

24,2

23,6

30,5

33,0

базовый

23,6

23,1

22,4

18,2

15,0

целевой

23,9

23,3

22,3

26,0

26,8

Отношение государственного и муниципального долга к ВРП, %

консервативный

2,3

2,2

2,1

2,1

1,8

базовый

2,3

2,1

2,0

1,3

0,8

целевой

2,3

2,2

2,0

1,9

1,7

Бюджет Республики Башкортостан

Отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам бюджета, %

консервативный

22,0

21,3

20,7

31,9

36,1

базовый

21,0

20,0

19,4

16,8

13,7

целевой

21,4

20,4

19,5

27,0

29,2

Отношение

государственного долга

к ВРП, %

консервативный

1,7

1,5

1,4

1,7

1,5

базовый

1,6

1,5

1,3

0,9

0,6

целевой

1,6

1,5

1,4

1,6

1,5

Консолидированные бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов Республики Башкортостан

Отношение муниципального долга к налоговым и неналоговым доходам бюджета, %

консервативный

33,5

35,2

34,3

25,4

21,6

базовый

33,1

34,5

33,5

23,7

20,0

целевой

32,8

34,1

32,9

22,2

17,4

Отношение муниципального долга к ВРП, %

консервативный

0,7

0,7

0,6

0,4

0,3

базовый

0,7

0,7

0,6

0,3

0,2

целевой

0,7

0,7

0,6

0,3

0,2


Информация по документу
Читайте также