Расширенный поиск
Постановление Совета министров Республики Крым от 30.04.2015 № 242ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ от 30 апреля 2015 года № 242 Об утверждении Государственной программы Республики Крым «Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Крым на 2015 – 2017 годы» В соответствии со статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьями 28, 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года № 5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым», Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 19 августа 2014 года № 272, Совет министров Республики Крым постановляет: Утвердить прилагаемую Государственную программу Республики Крым «Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Крым на 2015 – 2017 годы». Глава Республики Крым, Председатель Совета министров Республики Крым С. АКСЁНОВ Заместитель Председателя Совета министров Республики Крым - руководитель Аппарата Совета министров Республики Крым Л. ОПАНАСЮК Приложение к постановлению Совета министров Республики Крым от «30» апреля 2015 года № 242 Государственная программа Республики Крым «Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Крым на 2015 – 2017 годы» 1. Паспорт Государственной программы «Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Крым на 2015 - 2017 годы»
2. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы Республики Крым «Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Крым на 2015 - 2020 годы» 2.1. Характеристика текущего состояния рынка газомоторного топлива 2.1.1. Состояние и тенденции развития рынка газомоторного топлива в Российской Федерации и странах мира. Сегодня на компримированном природном газе работают 14,7 млн. единиц автомобилей в Российской Федерации, что составляет 1,5 процента от мирового парка (900 млн. единиц). В последние годы мировой парк автомобилей, работающих на природном газе, ежегодно увеличивается на 25 - 30 процентов. Согласно прогнозу Международного газового союза, рост парка газобаллонного автотранспорта составит к 2020 году 50 млн. единиц, а к 2030 году - более 100 млн. единиц. Сегодня в мире насчитывается уже более 20 тысяч автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (рис. 1). Инфраструктура заправочных станций уже существует и быстро развивается в ряде стран, таких как Германия, Швеция, Швейцария, Австрия, Италия. В Южной Корее 95 процентов муниципальных автобусов работают на компримированном природном газе. На сегодняшний день многие мировые автопроизводители осуществляют серийный выпуск автомобилей, использующих компримированный природный газ, а именно: ОАО «КАМАЗ», ОАО «УАЗ», ООО «УК «Группа ГАЗ», ОАО «АВТОВАЗ», ЗАО «РЕНО-РОССИЯ», ООО «ПСМА-Рус» (ПСА Пежо Ситроен), ООО «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус», Компания «Киа Моторс Рус», ООО «Дженерал Моторс Авто», ЗАО «Соллерс ИСУЗУ», ООО «Форд Соллерс Холдинг», ООО «ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус», ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус», ООО «Тойота Мотор Мэнуфэкчуринг Рус», ООО «Соллерс Дальний Восток», Audi, BMW, Cadillac, Mercedes-Benz, Chrysler и другие. Такое интенсивное развитие этого направления вполне объяснимо. В настоящее время из всех массово используемых видов моторного топлива и технологий природный газ обеспечивает наиболее безопасные выбросы отработавших газов автотранспорта. Перевод автомобилей, работающих на бензине и дизельном топливе, на использование газомоторного топлива позволяет снизить в среднем в пять раз выбросы вредных веществ, а шумовое воздействие - вдвое. В связи с ухудшающейся экологической ситуацией использование альтернативных видов моторного топлива, в частности компримированного природного газа, становится все более актуальной задачей. Кроме того, цена газового топлива существенно ниже топлива нефтяного происхождения и составляет 30 - 60 процентов от стоимости бензина и 50 - 70 процентов дизельного топлива. Несмотря на прямую экономическую выгоду от использования природного газа в качестве моторного топлива, правительства разных стран устанавливают дополнительные льготы, стимулирующие приобретение или переоборудование автомобилей, а также приобретение оборудования для автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. Например, в Евросоюзе в 1,5 - 2 раза снижены налоги на газомоторный транспорт. В г. Риме транспорт на альтернативном топливе освобожден от уплаты налогов на 3 года. Во Франции действует запрет на использование нефтяного топлива на муниципальных автобусах. В Швеции автотранспортные средства, работающие на газомоторном топливе, освобождены от сборов на платных стоянках. За последнее десятилетие использование в качестве моторного топлива для автотранспорта природного газа - метана во всем мире выросло на порядок. В качестве моторного топлива природный газ широко используется, прежде всего, в странах, имеющих собственные газовые месторождения и озабоченных проблемами энергетической и экологической безопасности и экономической стабильности. К таким странам относятся Пакистан, Аргентина, Бразилия, Индия, Китай и США. Причем в первых трех странах количество газобаллонных автомобилей значительно превышает газовые автопарки других стран. Российская Федерация, в настоящее время, занимает 16 место по количеству автотранспортных средств, использующих газомоторное топливо.
Рис. 1 Мировой парк автотранспорта на компримированном природном газе, тыс. ед. Основными причинами стремительного роста являются: 1) Экономические преимущества. Одним из основных способов достижения прибыли в любом бизнесе является снижение затрат. Метан - самое дешевое моторное топливо во всем мире, и на ближайшие 200 лет запасы его не исчерпаются. Преимуществом метана является независимость его физико-химических свойств от низких температур. Многие владельцы автомобилей, работающих на дизельном топливе или на газе (пропан-бутан), используемые как автомобильное топливо, сталкиваются с ситуацией, когда при минусовой температуре окружающего воздуха (ниже 9-20°С) возникают трудности с устойчивой работой двигателя, компримированный природный газ при низкой температуре обеспечивает устойчивую работу двигателя. Еще одним плюсом использования природного газа является то, что он не может быть испорченным. Метан из недр земли, по сути, попадает сразу в бак автомобиля. Проводится только обязательная очистка и осушка на предназначенных для этого установках, то есть сложные химические процессы отсутствуют как таковые. Однако необходимо отметить, что газовые автомобили обычно дороже дизельных аналогов. В мире удорожание по автобусам составляет от 10 до 25 процентов, по грузовикам и спецтехнике - от 15 до 80 процентов. В Российской Федерации по автобусам картина примерно такая же: газовые автобусы дороже дизельных на 10 - 20 процентов, по спецтехнике удорожание составляет от 10 до 30 процентов. Несмотря на более высокую стоимость, газовые автомобили окупаются быстрее дизельных аналогов и приносят больший доход. К примеру, газобаллонный самосвал «КАМАЗ» при равных условиях эксплуатации окупается на 2 месяца быстрее более дешевого дизельного аналога и приносит за 8 лет эксплуатации доход на 1,6 млн. рублей больше; 2) Неоспоримым преимуществом природного газа является его экологичность – главный эффект газового автомобиля, который достигается в масштабах государства. Эффект будет достигнут по двум направлениям: а) за счет экономии на разнице стоимости ГСМ; б) за счет повышения экологичности транспортных средств. Сегодня уже все, а не только профессиональные экологи, знают о том, что основным загрязнителем окружающей среды в городах является не промышленность, а автотранспорт. По данным экологов, на долю автотранспорта приходится 70 - 90 процентов загрязнений воздушного бассейна городов. Например, при сжигании 1000 л жидкого нефтяного моторного топлива в воздух вместе с отработавшими газами выбрасывается 180 - 300 кг оксида углерода, 20 - 40 кг углеводородов, 25 - 45 кг окислов азота. При использовании природного газа вместо нефтяного топлива выброс токсичных веществ в окружающую среду снижается приблизительно в 2-3 раза по оксиду углерода, по окислам азота – в 2 раза, по углеводородам – в 3 раза, по задымленности – в 9 раз, а образование сажи, свойственное дизельным двигателям, отсутствует. Именно поэтому во всем мире ужесточают требования к экологической безопасности автомобилей, вводят жесткие стандарты – Евро - 5. При использовании газомоторного топлива выброс парниковых газов в атмосферу сокращается более чем на 25%. Вредность отработавших газов при работе метановых двигателей для здоровья человека ниже на 60%, чем при работе двигателей, работающих на нефтяном топливе. Выбросы автотранспортными средствами вредных (загрязняющих) веществ составили в 2013 году - 103,802 тыс. тонн. В целом по Республике Крым выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в 2013 году составили 130,354 тыс. тонн в год; 3) Безопасность. Метан почти в 2 раза легче воздуха, поэтому при разгерметизации он сразу улетучивается, а не оседает в отличие от других видов топлива. Метан не токсичен, не канцерогенен. Кроме того, нижние температурные и концентрационные показатели воспламенения у газов существенно выше, чем у бензина и дизельного топлива. За счет того, что газ находится в баллонах под давлением, исключается возможность попадания в них воздуха, необходимого для воспламенения или взрыва, в то время как в баках с бензином или дизельным топливом все время присутствует смесь их паров с воздухом. Газовые баллоны имеют многократный запас прочности и устанавливаются внутри автомобиля. В случае пожара баллоны, наполненные метаном, не взрываются, газ стравливается через специальные вставки и выгорает. Следует отметить, что по утвержденной классификации горючих веществ по степени чувствительности метан относится к наиболее безопасному 4 классу (к слабо чувствительным веществам). Самый опасный по данной классификации пропан-бутан, отнесенный ко 2 классу, бензин, в свою очередь, относится к 3 классу. Основные потребители метана - это автомобили, работающие ежедневно, имеющие большие пробеги и большой расход топлива. Прежде всего, это автобусы и коммунально-дорожная, строительная, специальная техника. По экономическим, экологическим, ресурсным и техническим критериям компримированный природный газ еще долго будет оставаться наилучшим моторным топливом. 2.1.2. Состояние и перспективы развития рынка газомоторного топлива в Республике Крым На территории Республики Крым в настоящее время достаточно развита сеть дорог районного и местного значения. Плотность дорог Республики Крым на 01.01.2013 составила 23 км на 1000 кв. км (в том числе с асфальтобетонным покрытием – 21,9 км на 1000 кв. км), а индикатор обеспеченности дорогами составляет 0,236 км на 1 кв. км площади. Из года в год увеличивается и количество автомобильного транспорта. В основном автотранспортные средства сконцентрированы в городах Симферополе, Ялте, Феодосии и других. К 2014 году интенсивность движения на районных дорогах составляет в среднем 9350 автомобилей в сутки, а к 2020 году составит соответственно 10752 автомобиля в сутки. По данным Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Крым, по состоянию на 01.01.2013 в Республике Крым на государственном учете состоит 938 тыс. автотранспортных средств: 26,5 тыс. автобусов (3 процента от общего количества автотранспорта), 196 тыс. грузовых автомобилей (21 процент соответственно) и 527 тыс. легковых автомобилей (56 процентов от общего количества автотранспорта). Юридическим лицам в Республике Крым принадлежит 220 тыс. транспортных средств (или 24 процента): 46 процентов грузовых автомашин, 6 процентов автобусов и 26 процентов легковых автомашин (таблица 1) Таблица 1 Количество автомобильных транспортных средств в Республике Крым по состоянию на 01.01.2013 (единиц)
Наибольшее количество автотранспортных средств приходится на крупные города Республики Крым. В городе Симферополе насчитывается 187,39 тыс. автотранспортных средств, в Симферопольском муниципальном районе – 66,807 тыс. транспортных средств. В последние годы наибольший рост количества автотранспортных средств наблюдается в Симферопольском, Джанкойском, Бахчисарайском муниципальных районах. Ежегодно в Республике Крым количество автотранспортных средств увеличивается в среднем на 15 процентов. В качестве моторного топлива автотранспортными средствами используются в основном светлые нефтепродукты (бензин и дизельное топливо). В 2014 году операторами рынка нефтепродуктов Республики Крым реализовано 500 тыс. тонн светлых нефтепродуктов. Учитывая ежегодный рост автомобильного парка в Республике Крым, в настоящее время назрела необходимость обеспечения его высококачественным моторным топливом с улучшенными экологическими характеристиками. В качестве такого топлива оптимально использовать компримированный природный газ. Учитывая, что в себестоимости продукции (товаров, услуг) затраты на приобретение моторного топлива могут достигать более 30 процентов, использование более дешевого альтернативного вида моторного топлива (стоимость 1 куб. метра компримированного природного газа в Республике Крым в 2,33 раза ниже стоимости 1 литра дизельного топлива) для предприятий и организаций имеет важное социально-экономическое значение (рис. 2). Рис. 2 Цены на моторное топливо в Республике Крым, по состоянию на 01.04.2015
Сравнение стоимости пробега 100 км пути для автомобильного транспорта, использующего разные виды топлива, с нормой расхода топлива 40 л (куб.м.)/100 км наглядно иллюстрирует, что метан в 2,3 раза дешевле дизельного топлива и бензина, в 1,5 раза дешевле пропан - бутана. Компримированный природный газ является самым доступным и эффективным альтернативным видом моторного топлива. Отечественная и зарубежная практика подтверждает его эксплуатационные и экологические преимущества при использовании в качестве моторного топлива для двигателей внутреннего сгорания. Прежде всего, это сокращение эксплуатационных затрат, снижение выбросов автотранспортными средствами вредных (загрязняющих) веществ, замещение соответствующего количества нефтяных видов моторного топлива, конкурентоспособность компримированного природного газа. Преимущества компримированного природного газа перед бензинами и дизельным топливом следующие: короткий срок окупаемости стоимости газобаллонного оборудования и его установки; уменьшение износа двигателя, увеличение ресурса эксплуатации двигателя на 30 - 40 процентов; отсутствие в газе вредных примесей, разрушающих двигатель и каталитический нейтрализатор; отсутствие детонации при работе двигателя; уменьшение шума на 7 - 9 децибел; увеличение межремонтного пробега двигателя в 1,5 раза; увеличение срока службы моторного масла в 1,5 - 2 раза; увеличение в 1,5-2 раза срока службы свечей зажигания; увеличение срока службы цилиндропоршневой группы двигателя в 1,5 -2 раза. По данным Регионального центра Республики Крым по гидрометеорологии, за 2014 год в городе Симферополе среднее содержание вредных примесей в атмосферном воздухе города не превышало предельно допустимые концентрации (далее по тексту ПДК). Наблюдалось превышение максимально-разовой концентрации по пыли – 1,4 ПДК. По сравнению с прошлым годом, загрязнение атмосферного воздуха города осталось на прежнем уровне с незначительными колебаниями в ту или другую сторону. По таким ингредиентам, как диоксид серы, диоксид азота, формальдегид, оксид углерода загрязнение осталось на прежнем уровне, наблюдалась тенденция к уменьшению загрязнения по пыли. По информации Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым в г. Ялте в 2014 году отмечено превышение среднегодовых концентраций пыли – 1,4 ПДК и диоксида азота – 1,5 ПДК. Средние за год значения формальдегида равнялись 0,9 ПДК, оксида углерода - 0,7 ПДК, оксида азота – 0,5 ПДК и диоксида серы – 0,4 ПДК. В сравнении с 2013 годом среднегодовые концентрации пыли, диоксида азота, формальдегида увеличились, оксида углерода, оксида азота остались на том же уровне. Значения диоксида серы снизились. Тенденция изменения среднего уровня загрязнения воздуха за 5 лет отрицательная - по пыли, оксиду углерода, положительная - по диоксиду серы, диоксиду азота, формальдегиду, нулевая - по оксиду азота. Случаев высокого и экстремально высокого уровней загрязнения атмосферы по г. Керчи за отчетный период не было отмечено. 1) пыль - среднее значение показателя несколько уменьшилось, по сравнению с предыдущим 2013 годом, и составляло на обеих постах 0,7 ПДКс.с.; 2) оксид углерода – незначительные колебания средних концентраций от 0,4 до 0,5 ПДКс.с.; максимально разовые концентрации примеси не достигали ПДКм.р. 3) диоксид серы – с переходом основных котельных города на природный газ средняя концентрация ингредиента изменялась в пределах 0,1- 0,14 ПДКс.с; максимальные значения на обоих постах намного ниже ПДКм.р. 4) оксид азота – средняя концентрация примеси оставалась на уровне 2013г. и составляла 0,5 ПДКс.с., а максимальные значения не достигали ПДКм.р. 5) диоксид азота – средняя величина по городу несколько снизилась, в сравнении с 2013 годом, и изменялась в пределах 1,2-1,3 ПДКс.с.; на обоих постах в течение года имели место случаи превышения ПДК м.р. и их значения варьировались от 1,05 до 1,5 ПДКм.р. 6) аммиак - незначительные колебания концентраций примеси в течение всего наблюдаемого периода при средней величине 0,4 ПДКс.с. 7) формальдегид - в связи с изменением ПДК для этой примеси в 2014 году средняя величина за отчетный период составляла 0,3 ПДКс.с., при этом максимальное значение ингредиента составляло всего 0,26 ПДКм.р. По ингредиентам: пыль, диоксиды серы и азота, оксид азота, оксид углерода отмечается тенденция к незначительному увеличению, для растворимых сульфатов – на уровне 2013 года (0,000), а для аммиака и формальдегида – к снижению. В атмосферном воздухе города Красноперекопска в 2014 году отмечается повышенное среднее содержание по диоксиду азота – 2,25 ПДК; фтористому водороду – 1,4 ПДК; пыли – 1,3 ПДК; диоксиду серы – 1,1 ПДК; оксиду углерода и формальдегиду - равное ПДК; остальные ингредиенты в пределах норм ПДК. Максимальные концентрации достигали по хлористому водороду - 4,8 ПДК; диоксиду азота – 3,35 ПДК; фтористому водороду – 3,25 ПДК; пыли - 1,6 ПДК; диоксиду серы – 1,5 ПДК; оксиду углерода – 1,4 ПДК; формальдегиду – 1,12 ПДК. За последние 5 лет наметилась тенденция на увеличение уровня загрязнения по диоксиду серы, диоксиду азота, аммиаку и формальдегиду; на уменьшение – по пыли, оксиду углерода, фтористому водороду, хлористому водороду и серной кислоте. В атмосферном воздухе города Армянска в 2014 году отмечается повышенное среднее содержание по диоксиду азота – 2,5 ПДК; фтористому водороду – 2,0 ПДК; пыли – 1,3 ПДК. Диоксид серы, аммиак и серная кислота в пределах норм ПДК. В Республике Крым созданы предпосылки для развития газификации автотранспорта. Имеется разветвленная сеть газопроводов высокого, среднего и низкого давления по всей территории Республики Крым. В настоящее время газозаправочные станции сосредоточены в крупных городах Республики Крым, где находится абсолютное большинство автотранспортных средств, работающих на газомоторном топливе. В то же время сельскохозяйственные районы Республики Крым не в полной мере охвачены сетью автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. В Республике Крым поставщиком газомоторного топлива является Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Черноморнефтегаз», Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымгазсети». В 2014 году суммарная производительность сети 21 автомобильной газонаполнительной компрессорной станции составила порядка 14,9 млн. куб. метров газа, что эквивалентно 12,2 тыс. тонн высокооктанового бензина. При этом загрузка указанных автомобильных газонаполнительных компрессорных станций в 2014 году составляет в среднем 18,4 процентов от проектной мощности по причине малого количества газобаллонных автомобилей в Республике Крым. В Республике Крым накоплен опыт по переоборудованию и эксплуатации легковых и грузовых автомобилей и автобусов на компримированном природном газе. С учетом существующей загрузки автомобильных газонаполнительных компрессорных станций имеется возможность дополнительно обеспечить заправку компримированным природным газом в объеме 189 881 тыс. куб. метров в сутки. В действующих автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях имеются резервные мощности по заправке автотранспорта (таблица 2). В целях повышения эффективности эксплуатации и расширения существующей сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций возможно осуществлять обеспечение компримированным природным газом удаленных потребителей за счет применения передвижных автомобильных газовых заправщиков. В Республике Крым, помимо стационарных автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, есть возможность осуществлять заправку газобаллонных АТС (автотранспортных средств) с использованием передвижных автомобильных газовых заправщиков с дожимным компрессором. Как пример он может быть выполнен на базе автомобиля «КАМАЗ-43118» с газовым двигателем. В настоящее время серийным выпуском автомобилей с газовым двигателем занимаются ОАО «КАМАЗ» (ООО «РариТЭК»): автобусы «НЕФАЗ», седельные тягачи, самосвалы, коммунальная, дорожно-строительная и специальная техника. «Группа ГАЗ» производит автобусы с газовым двигателем - «ЛИАЗ-6213», «ЛИАЗ-6212», «ЛИАЗ-5256», «ЛИАЗ 5293», «ПАЗ 320302» и др. Кроме этого, имеется возможность приобретения газобаллонной техники зарубежных автопроизводителей : Iveco, Volkswagen, Mercedes, Opel, Toyota и др. Таблица 2 По информации Министерства топлива и энергетики Республики Крым на 01.04.2015г. сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций в Республике Крым
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|