Расширенный поиск
Распоряжение правительства Воронежской области от 06.07.2011 № 464-рПравительство Воронежской области РАСПОРЯЖЕНИЕ Утратилo силу - Постановление правительства Воронежской области от 25.10.2012 г. N 958 от 06.07.2011 N 464-р Об утверждении Концепции и разработке долгосрочной областной целевой программы «Развитие комплексной мелиорации сельскохозяйственных земель Воронежской области на период до 2020 года» В соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 25.03.2011 № 231 «О плане мероприятий по реализации Программы социально-экономического развития Воронежской области на 2010-2014 годы на 2011 год» и постановлением правительства Воронежской области от 19.11.2009 года № 993 «О порядке принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формировании и реализации» и в целях обеспечения софинансирования из областного бюджета мероприятий программы: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию долгосрочной областной целевой программы «Развитие комплексной мелиорации сельскохозяйственных земель Воронежской области на период до 2020 года». 2. Назначить департамент аграрной политики Воронежской области (Спиваков) государственным заказчиком долгосрочной областной целевой программы «Развитие комплексной мелиорации сельскохозяйственных земель Воронежской области на период до 2020 года» (далее – программа). 3. Государственному заказчику не позднее 01 августа 2011 года обеспечить разработку и представление программы в правительство Воронежской области. 4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя правительства Воронежской области – руководителя департамента аграрной политики Воронежской области Спивакова А.А. Губернатор Воронежской области А. Гордеев Утверждена распоряжением правительства Воронежской области от 06.07.2011 N 464-р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочной областной целевой программы «Развитие комплексной мелиорации сельскохозяйственных земель Воронежской области на период до 2020 года» 1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей областной целевой программы приоритетным задачам социально-экономического развития Воронежской области Одной из важнейших отраслей экономики Воронежской области является сельскохозяйственное производство. Значительная доля населения проживает в сельской местности и занято производством растениеводческой и животноводческой продукции. В земельном фонде Воронежской области 90% занимают сельскохозяйственные угодья, при этом около 70% - пашня, которая на 77% представлена черноземными почвами. Воронежская область расположена в юго-восточной части Центрально-Черноземного региона, территория разделена на две природно-климатические зоны: лесостепную и степную. Климат умеренно-континентальный с жарким и сухим летом и холодной зимой. Продолжительность вегетационного периода в среднем составляет 190 дней. Сумма среднесуточных температур выше +10 градусов колеблется от 2440 до 2930. Для области характерны частые оттепели зимой, а также поздно-весенние продолжительные заморозки. Урожайность сельскохозяйственных культур на территории области в основном зависит от состояния плодородия черноземных почв и степени естественного увлажнения земель. В результате почвенно-эрозионных процессов и интенсивного использования земель в сельскохозяйственном производстве наблюдается тенденция сокращения запасов гумуса в черноземах, идут процессы ухудшения пищевого и водного режимов почвы. В настоящее время в Воронежской области насчитывается 1,5 миллиона гектаров малогумусных почв (48% пашни), смытые почвы занимают 630 тыс.га, имеется 4 тыс.га действующих оврагов. Важнейшим лимитирующим фактором в развитии сельского хозяйства является недостаточность естественного увлажнения земель и систематически повторяющиеся засухи. К зоне недостаточного увлажнения с годовым количеством осадков от 480 до 560 мм относятся 20 районов области, к зоне сухого земледелия с количеством осадков менее 400 мм – 12 районов, прилегающих к Саратовской, Волгоградской и Ростовской областям. Практически ежегодно отмечаются засухи и суховеи, каждый третий год они бывают интенсивными. По данным метеонаблюдений кафедры экологии и природных ресурсов Воронежского государственного университета в северо-западных районах Воронежской области за последние сто лет достаточное увлажнение отмечалось лишь в течении 14-22 лет, а в юго-восточных – менее 8 лет. Указанные негативные факторы оказывают самое непосредственное влияние на эффективность сельскохозяйственного производства и показывают, что на территории области необходимо осуществление в требуемых объемах комплекса мелиоративных мероприятий, включающих: - оросительные мелиорации; - лесомелиоративные работы; - противоэрозионные мероприятия; - химические мелиорации; - культуртехнические и осушительные работы. Важнейшим направлением должно стать орошение земель: реконструкция, техническое перевооружение, новое строительство оросительных систем. Мировой опыт показывает, что для обеспечения ежегодно гарантированного объема сельскохозяйственной продукции и в первую очередь кормовых культур, овощной продукции необходимо иметь 10-30% орошаемых площадей от всей площади пашни. В области имеется опыт проведения работ по орошению земель. Так к 1991 году полив осуществлялся на 135,4 тыс. га пашни. Даже в условиях обеспечения поливов не в полном объеме требований режима орошения урожайность сельскохозяйственных культур на орошаемых землях в два-три раза превышала показатели богарного земледелия (таблица 1). Таблица 1. Средняя урожайность сельскохозяйственных культур при орошении по статистической и оперативной отчетности сельскохозяйственных товаропроизводителей за период с 2000 по 2010 годы |——————————————————————|———————————————————————-|——————————————————————-| |Сельскохозяйственные | | Валовой | | культуры | |сбор, тыс. | | |Урожайность, | ц | | | ц/га | | | |———————————————————————-|——————————————————————-| | |при орошении| без | при | без | | | | орошения | орошении | орошения | |——————————————————————|————————————|———————————|———————————|———————————| |Овощи | 259,0 | 106,1 | 156 | 167 | |——————————————————————|————————————|———————————|———————————|———————————| |Сахарная свекла | 294,0 | 188,1 | 140 | 17440 | |——————————————————————|————————————|———————————|———————————|———————————| |Многолетние травы на | 36,9 | 13,0 | 192 | 1146 | |сено | | | | | |——————————————————————|————————————|———————————|———————————|———————————| |Многолетние травы на | 244,0 | 77,9 | 894 | 3972 | |корм | | | | | |——————————————————————|————————————|———————————|———————————|———————————| |Однолетние травы на | 45,5 | 17,1 | 49,3 | 449 | |сено | | | | | |——————————————————————|————————————|———————————|———————————|———————————| |Однолетние травы на | 194,0 | 69,2 | 266 | 5366 | |корм | | | | | |——————————————————————|————————————|———————————|———————————|———————————| |Кукуруза на силос и | 338,0 | 153,5 | 1300 | 34147 | |корм | | | | | |——————————————————————|————————————|———————————|———————————|———————————| |Кормовые корнеплоды | 331,0 | 206,8 | 40,1 | 588 | |——————————————————————|————————————|———————————|———————————|———————————| |Получено ц. к.е./га | 40,7 | 15,8 | - | - | |——————————————————————|————————————|———————————|———————————|———————————| Почвенные, геоморфологические, гидрологические, гидрогеологические условия, наличие водных ресурсов, а также качество поверхностных и подземных вод позволяют проводить оросительные мелиорации во всех районах Воронежской области. Общая площадь пригодных для орошения сельскохозяйственных угодий составляет 400 тыс.га. Область достаточно обеспечена водными ресурсами. Поверхностный сток территории определяется бассейном реки Дон. Наряду с большими притоками - реками Хопёр, Битюг, Воронеж, Савала, Ворона, Тихая Сосна, Черная Калитва - поверхностный сток формируют 125 малых рек. Среднемноголетний сток рек Дона и Хопра, формирующийся в пределах области, составляет 3 217 млн.м-3, а с учетом поступления с вышерасположенных бассейнов на территорию Воронежской области составляет 12 374 млн.м-3. При максимально имевшейся площади орошения земель 135,4 тыс. га общий объем водопотребления составлял 282,8 млн.м-3 или около 9% от объема поверхностного стока, формирующегося на собственной территории. Кроме того, проведенная масштабная работа в прежние годы по регулированию местного стока весеннего половодья позволила создать 2 484 искусственных водоема - прудов с суммарной ёмкостью 537 млн.м-3 и площадью зеркала воды около 16 тыс.га. На осуществление орошения использовался 421 пруд-водоем. Основная масса прудов и малых водохранилищ сохранилась в настоящее время. В Воронежской области разведано 78 месторождений подземных вод. Общие прогнозные эксплуатационные ресурсы пресных подземных вод составляют 3515 тыс.м-3/сутки. В настоящее время на хозяйственные, питьевые и производственные нужды извлекается из недр около 833 тыс.м-3/сутки пресной подземной воды. Учитывая, что поверхностный сток на территории области распределен неравномерно, в южных и юго-восточных районах возникает необходимость использования для орошения подземных вод, а также создания искусственных фильтрующих водоемов с целью пополнения запасов подземных вод за счет весеннего поверхностного стока с последующим забором воды на орошение. Мероприятия, которые должны обеспечить выполнение целевых установок, обозначаются следующими направлениями: - развитие и внедрение инновационных способов, методов и технологий комплексных мелиораций, мелиоративных систем нового поколения, использование высокоэффективных технологий, что позволит экономить водные ресурсы; - применение современной мелиоративной и поливной техники; - совершенствование, формирование и внедрение ресурсосберегающих, экологически безопасных агротехнологий возделывания сельскохозяйственных культур в системе агроландшафтного обустройства территории; - создание и освоение природоохранных технологий повышения плодородия сельскохозяйственных угодий; - обеспечение защиты и безопасности гидротехнических сооружений; - развитие системы мониторинга мелиоративных земель; - восстановление инфраструктуры на гидромелиоративных системах; - реформирование организационной структуры системы эксплуатации мелиоративных объектов, развитие сервисного обслуживания объектов мелиорации; - развитие системы проектно-изыскательских работ; - развитие производственной базы для нужд мелиорации. Реальные объемные показатели, обозначающие истинные потребности в мелиоративных мероприятиях, определяются наличием пригодных для этих целей сельхозугодий, возможностей водоисточников, стремления, наличия эффективных путей реализации у сельхозтоваропроизводителей осуществления одного из самых действенных механизмов получения существенных дополнительных доходов при производстве сельскохозяйственной продукции. Безусловным фактором более эффективной реализации целей намечаемой программы является необходимость восстановления уже имеющихся систем мелиорации и в первую очередь оросительных систем, не потерявших статус мелиоративного фонда. Для данного направления реализации программы характерно наличие оптимального решения по требуемым площадям орошения и уже сложившейся для данного участка агротехнических и других условий по реализации реального севооборота. Современные подходы при создании эффективных систем мелиорации в зоне Центрального Черноземья определяются комплексом мероприятий, в основе которых решающим является оросительная система с проведением в ее масштабах мероприятий по лесоустройству, выполнению культуртехнических и противоэрозионных работ, проведению химических мелиораций. Так как проблемы сохранения плодородия черноземных почв в условиях экстенсивного земледелия являются актуальными, следует в условиях орошаемого земледелия исходить из реальных для данного региона применения норм орошения, комплекса агротехнических приемов и необходимых мероприятий по внесению удобрений. Только комплекс мелиоративных мероприятий может быть эффективен, а намечаемая программа будет реальным воплощением намечаемых задач и ближайших планов. Как реальность, это наличие на учете более 73 тыс. га ранее орошаемых земель, которые сохранили как статус орошаемых, так и определенную инфраструктуру. В первую очередь – это присутствие реального водоисточника. Все объекты водоснабжения создавались при инженерном обеспечении подачи воды из искусственного водоисточника – пруда на участок, расположенный на водоразделе площадью 150-400 га. Сложившаяся схема создания орошаемых массивов при наличии водоисточников на местном стоке определяет степень развития мелиоративных работ, в первую очередь работ по орошаемому земледелию в нашем регионе. Долгосрочная областная целевая программа «Развитие комплексной мелиорации сельскохозяйственных земель Воронежской области на период до 2020 года» будет продолжением областной целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Воронежской области на 2009-2013 годы». При подготовке проекта постановления правительства Воронежской области «Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Развитие комплексной мелиорации сельскохозяйственных земель Воронежской области на период до 2020 года» будет предусмотрено исключение с 2012 года подраздела 2.1 «Строительство, реконструкция и восстановление оросительных систем» раздела 2 «Гидромелиоративные работы» из областной целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Воронежской области на 2009-2013 годы», а с 2013 года признать утратившим силу вышеуказанную программу. 2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом Программно-целевой метод является практически единственным инструментом воздействия на экономику Воронежской области, в том числе на проблемы сохранения почв и повышения плодородия. Во-первых, в сельском хозяйстве Воронежской области существует необходимость проведения преобразований, которые должны быть хорошо просчитаны и управляемы, а их результаты – предсказуемыми. Во-вторых, экономика Воронежской области испытывает острый дефицит в финансовых ресурсах. Для обеспечения эффективного использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов необходимо их направление в те сектора сельскохозяйственного производства, которые оказывают существенное влияние на развитие других отраслей сельского хозяйства. Этого можно достичь только с применением технологии программно-целевого управления и его основного инструмента – программ различного вида. Долгосрочная областная целевая программа «Развитие комплексной мелиорации сельскохозяйственных земель Воронежской области на период до 2020 года» будет направлена на реализацию федеральной целевой программы «Развитие комплексной мелиорации сельскохозяйственных земель России на период до 2020 года», которая предусматривает софинансирование мероприятий за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников (соотношение 30 %, 30 %, 40 % соответственно). 3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода Для обеспечения эффективного использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов необходимо их направление в те сектора сельскохозяйственного производства, которые оказывают существенное влияние на развитие других отраслей сельского хозяйства. Долгосрочная областная целевая программа «Развитие комплексной мелиорации сельскохозяйственных земель Воронежской области на период до 2020 года» предусматривает привлечение значительных финансовых ресурсов федерального бюджета, а также собственных средств сельхозтоваропроизводителей. Без использования программно-целевого метода существенно сократится финансирование, направленное на мелиорацию земель сельскохозяйственного назначения, а значит не будет гарантированного производства качественных овощей, картофеля, кормов (мяса, молока). Из-за низкого уровня заработной платы, отчислений в бюджеты различных уровней будет возрастать неблагоприятная социально-экономическая обстановка в сельских территориях. Стратегической целью программы является обеспечение рентабельности и устойчивости производства сельскохозяйственной продукции вне зависимости от изменений климата и природных аномалий за счет восстановления и развития мелиоративного комплекса сельскохозяйственного производства, эффективного использования природных ресурсов. Создание новых объектов орошения сопряжено с проблемами оформления земель в собственность, получения различного рода разрешительной документации на получение энергетических и водных ресурсов. 4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы Реализация программы мелиорации позволит обеспечить население необходимым объемом продовольствия независимо от глобальных и региональных изменений климата и природно-экологического потенциала. По экспертным оценкам, стабильное обеспечение населения мясом и молоком отечественного производства достигается при объемах кормопроизводства на мелиорируемых землях на уровне не менее 30-40% от общей потребности в кормах, что и было учтено при разработке Концепции программы. В Концепции программы рассматриваются два варианта восстановления, технического перевооружения, реконструкции и развития мелиоративного комплекса России до 2020 года. Формирование вариантов восстановления и развития мелиоративного комплекса России до 2020 года предусматривает использование мелиорируемых площадей под производство: высокобелковых кормов в объеме 2,3 млн. тонн кормовых единиц (далее – к.е.), включая фуражное зерно; овощей не менее 760 тыс. тонн, а также картофеля не менее 939 тыс. тонн. Достижение этих показателей планируется за счет повышения продуктивности и эффективности использования мелиорированных земель в результате проведения технического перевооружения на существующих мелиоративных системах, реконструкции и строительства новых систем, внедрения инновационных технологий возделывания сельскохозяйственных культур. Техническое перевооружение предполагает модернизацию всех технических элементов мелиоративной системы, то есть приведение их в соответствии с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества. Оно включает оснащение оросительных систем современной поливной техникой, средствами водоучета, автоматизации и телемеханизации; осушительных систем – современными насосными станциями и техническими устройствами для регулирования водного режима в соответствии с потребностями сельскохозяйственных культур; внедрение новых методов мониторинга мелиорируемых земель и гидротехнических сооружений. Реконструкцию мелиоративных систем предполагается проводить с учетом новейших достижений науки и техники. Новое строительство должно обеспечивать возможность применения наукоемких и инновационных технологий в строительстве, эксплуатации и функционировании мелиоративных систем. Технические решения должны обеспечить реализацию комплекса агротехнических, организационных и экономических мероприятий по внедрению адаптивно-ландшафтной системы земледелия, современных технологий возделывания сельскохозяйственных культур и составлению электронных цифровых карт размещения мелиорированных земель и гидротехнических сооружений. Инновационные технологии возделывания сельскохозяйственных культур включают новации в области агрохимии, средств защиты, растениеводства. Вариант первый – инерционный - предусматривает направить основные усилия на сохранение действующих, восстановление и реконструкцию учтенных, но не используемых по назначению мелиоративных систем, а также на строительство новых систем. Для повышения плодородия почв рассматривается проведение менее капиталоемких видов мелиорации земель на существующих мелиорированных системах. Основную долю севооборотных площадей (до 40 %), функционирующих в настоящее время, рассчитывается использовать под корма со средней продуктивностью 2,8 тонн к.е./га на орошаемых землях. Морально устаревшие и физически изношенные мелиоративные системы реконструируются с учетом достигнутой передовыми хозяйствами в современных условиях продуктивности кормовых культур 5,0 тонн к.е./га. При новом строительстве с использованием новых ресурсосберегающих технологий будет обеспечена продуктивность 9 тонн к.е./га, то есть близко к продукционному потенциалу. Средняя продуктивность кормовых угодий по данному варианту составляет 5 тонн к.е./га. Планируемая площадь орошаемых и осушаемых земель к 2020 году составит 100,4 тыс. гектаров. Вариант второй – инновационный - на первом этапе предусматривает наименее затратное техническое перевооружение существующих мелиорированных площадей и находящихся на них мелиоративных систем, особенно внутрихозяйственной их части, с применением современных передовых технологий, достижений науки при реализации мелиоративных мероприятий и агротехнологий, чтобы обеспечить максимально ускоренную окупаемость затрат. Техническое перевооружение предусматривает в основном замену применяемой в настоящее время поливной техники и средств механизации поливов на современные. Указанные первоочередные мероприятия позволят вовлечь ускоренными темпами имеющийся мелиоративный фонд в сельскохозяйственное производство и повысить продуктивность орошаемых земель до 5 тонн к.е./га. На втором этапе реализации программы мелиорации, предусматривается реконструкция морально устаревших и физически изношенных мелиоративных систем и гидротехнических сооружений с применением новых технологий, средств механизации полива, материалов с доведением продуктивности кормовых культур до проектной урожайности - 7 тонн к.е/га. Достижение планируемой урожайности обеспечивается, помимо внедрения инновационных технологий реконструкции мелиоративных систем, внедрением инновационных агротехнологий в области агрохимии, средств защиты, растениеводства и пр., требующих разработки специальных мелиоративных севооборотов, которые включают высокобелковые многокомпонентные многолетние смеси. Предусматриваются повторные посевы, а также формирование зеленого конвейера. Наиболее затратное новое строительство мелиоративных систем с использованием современных достижений науки, позволяющих сокращать его сроки, обеспечивающих внедрение ресурсосберегающих мелиоративных технологий и технологий сельхозпроизводства на мелиорируемых землях, повышающих продуктивность земель до 9 тонн к.е./га составит 55,0 тыс.га. Средняя продуктивность земель при этом - на орошении 6,5 тонн к.е/га. Всего к 2020 году площадь мелиоративных земель составит 100,4 тыс. га. Осуществление всех мероприятий позволит восстановить мелиоративный комплекс, обеспечить стабильное развитие агропромышленного комплекса Воронежской области в соответствии с целями и задачами, поставленными Правительством Российской Федерации. Вариант третий – ускоренный - предусматривает реконструкцию всех существующих в настоящее время мелиоративных площадей и внедрение инновационных агротехнологий, что обеспечит продуктивность кормовых культур до 9 тонн к.е./га на орошаемых площадях. При этом строительство новых мелиоративных систем не предусматривается. Общая площадь мелиорированных земель составит 45 тыс.гектаров. Распределение площадей гидромелиоративных систем по видам требующихся мероприятий и вариантам приведено в таблице 2. Таблица 2 Распределение площадей гидромелиоративных систем по видам требующихся мероприятий и вариантам |—————————————————————————|—————————————————————————————————————————---| |Вид мелиорации |Варианты | | |развития | | |(тыс.га) | | |—————————————————————————————————————————---| | | I | II | III | | | Инерционный |Инновационный | Ускоренный | |—————————————————————————|——————————————|——————————————|——————————————| |Орошение, в т.ч. | 100 | 100 | 45 | |Капитальный ремонт | 2 | - | - | |Техническое | - | 5 | - | |перевооружение | | | | |действующих оросительных| | | | |систем | 45 | 40 | 45 | |Реконструкция | 53 | 55 | - | |Новое строительство | | | | |—————————————————————————|——————————————|——————————————|——————————————| При реализации инерционного и инновационого вариантов развития мелиоративного комплекса за счет интенсификации сельскохозяйственного производства с мелиорированных земель будет получено около 2,3 млн. тонн.к.е. кормов, включая фуражное зерно; овощей – 0,8 млн.тонн, картофеля - 0,9 млн. тонн и сахарной свеклы – 17,0 млн. тонн. На всех мелиорированных землях будет осуществлен, наряду с гидромелиорацией, комплекс других видов мелиораций (химической и агролесомелиоративной), что обеспечит восстановление и повышение плодородия почв до оптимальных значений в каждой природной зоне области. Для обеспечения планируемой урожайности будут разработаны специальные мелиоративные севообороты, включающие высокобелковые многокомпонентные многолетние смеси и практиковаться повторные посевы и формирование зеленого конвейера. Для повышения плодородия почв дополнительно к площадям мелиоративных систем запланировано проведение химических и агролесомелиораций на других сельскохозяйственных угодьях на площади 6,0 тыс. га. Из них: полезащитные лесонасаждения на площади 0,8 тыс. га, реконструкция существующих - на площади 0,2 тыс. га. Химическая мелиорация кислых и осолонцованных почв будет выполняться на площади 5,0 тыс. га. Указанные мероприятия обеспечат повышение урожайности не менее чем на 20 %, что даст возможность дополнительно получить 500 тыс. тонн к.е. кормов. Определение объемов капитальных вложений в развитие мелиорации выполнялось по «Укрупненным нормативам удельных капитальных вложений на строительство и реконструкцию мелиоративных систем и объектов сельхозводоснабжения на 1986-1990 годы с прогнозом до 2005 года», утвержденных приказом Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР от 27.12.1985 № 473, с учетом индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, рекомендованных Министерством регионального развития Российской Федерации от 13.07.2009 №21713-СК/08. Показатели удельной стоимости мелиоративных мероприятий по вариантам представлены в таблице 3. Существенное удорожание стоимости работ по ускоренному варианту на реконструкцию и новое строительство обусловлено применением наукоемких, высокоинтенсивных технологий, направленных на повышение КПД систем до 0,95, что требует разработки и внедрения новых материалов и значительных затрат на воспроизводство почвенного плодородия и эффективности использования природно-ресурсного потенциала агроландшафта. Таблица 3 Показатели удельной стоимости мелиоративных мероприятий, тыс. руб./га |——————————————————|————————————————————————————————————————————————————————---| |Варианты |Мероприятия | |развития | | | |————————————————————————————————————————————————————————---| | |Капитальный |Техническое |Реконструкция |Новое | | |ремонт |перевооружение| |строительство| |——————————————————|———————————————|——————————————|——————————————|—————————————| |Инерционный, | 13,5 | - | 120,0-180 | 225* | |в т.ч. орошение | | | | | | | | | | | |——————————————————|———————————————|——————————————|——————————————|—————————————| |Инновационный, | - | 60 -120 | 120-180 | 225 | |в т.ч. орошение | | | | | | | | | | | |——————————————————|———————————————|——————————————|——————————————|—————————————| |Ускоренный, | - | - | 281,25 | - | | в т.ч. орошение| | | | | | | | | | | | | | | | | |——————————————————|———————————————|——————————————|——————————————|—————————————| *Примечание. Стоимость рассчитана с учетом площадей лиманного орошения и орошения на местном стоке. Потребность в инвестициях для вариантов программы при соотношении затрат из федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации и внебюджетных средств 30:30:40 представлена в таблице 4. Реализация вариантов развития мелиоративного фонда сопряжена с рисками, влияющими на достижение целевых показателей по объемам производства сельскохозяйственной продукции, площадям мелиорируемых земель, техническому уровню систем, потребности в финансовых и материально-технических ресурсах и тому подобных показателей. Таблица 4. Потребность в инвестициях вариантов программы мелиорации, дифференцированная по источникам и периодам реализации, млн. рублей |————————————————|———————————————————————————————————————-|——————————————————————————-| | |За период 2012-2020 г.г. |В том числе | |Варианты | | | | | |——————————————————————————-| |развития | |2012-2016 г.г.|2017-2020 | | | | |г.г. | |————————————————|———————————————————————————————————————-|——————————————|————————————| |Инерционный |Всего, в т. ч. |20052,0 | 10026,0 | 10026,0 | | | | | | | | |————————————————————————————|———————————|——————————————|————————————| | |средства федерального|6015,6 | 3007,8 | 3007,8 | | |бюджета | | | | | |————————————————————————————|———————————|——————————————|————————————| | |средства субъектов|6015,6 | 3007,8 | 3007,8 | | |Российской Федерации | | | | | |————————————————————————————|———————————|——————————————|————————————| | |внебюджетное финансирование |8020,8 | 4010,4 | 4010,4 | |————————————————|————————————————————————————|———————————|——————————————|————————————| |Инновационный |Всего, в т. ч. |20925,7 | 10381,4 | 10544,3 | | | | | | | | |————————————————————————————|———————————|——————————————|————————————| | |средства федерального|6220,7 | 3057,7 | 3163,0 | | |бюджета | | | | | |————————————————————————————|———————————|——————————————|————————————| | |средства субъектов|6220,7 | 3057,7 | 3163,0 | | |Российской Федерации | | | | | |————————————————————————————|———————————|——————————————|————————————| | |внебюджетное финансирование |8484,3 | 4266,6 | 4217,7 | |————————————————|————————————————————————————|———————————|——————————————|————————————| |Ускоренный |Всего, в т. ч. |12658,5 | 7595,1 | 5063,4 | | | | | | | | |————————————————————————————|———————————|——————————————|————————————| | |средства федерального|3797,5 | 2278,5 | 1519,0 | | |бюджета | | | | | |————————————————————————————|———————————|——————————————|————————————| | |средства субъектов|3737,5 | 2278,5 | 1519,0 | | |Российской Федерации | | | | | |————————————————————————————|———————————|——————————————|————————————| | |внебюджетное финансирование |5123,5 | 3038,1 | 2085,4 | |————————————————|————————————————————————————|———————————|——————————————|————————————| К основным рискам относится: - природные и техногенные риски, обусловленные природными явлениями, наличием и доступностью природных ресурсов, высокой степенью морального старения и физического износа мелиоративного фонда; - макроэкономические риски, вызванные снижением темпов экономического развития страны, конъюнктуры и цен на производимую продукцию; кризисом и низкой эффективностью банковской системы; - операционные риски, обусловленные несовершенством реализации системы контроля и управления программой мелиорации, несоблюдением рекомендованных технологий; авариями и отказами оборудования; производственным браком и тому подобными явлениями; недостаточным финансированием, материально-техническим и кадровым обеспечением научных исследований и научно-технических инновационных разработок; дефицитом государственной поддержки или изменением государственной политики по поддержке мелиоративного комплекса и сельскохозяйственных товаропроизводителей на мелиорируемых землях; - социальные риски, связанные с недостатком трудовых ресурсов в зонах нового строительства мелиорированных земель, дефицитом квалифицированных кадров, недостаточно развитой инфраструктурой, диспаритетом цен и разрывом между уровнем жизни на селе и в городе. Для варианта инерционного развития в наибольшей степени характерны природные и техногенные риски, так как реализация варианта сопряжена с максимальными затратами природных ресурсов (земли и воды). Для этого варианта сохраняется также вероятность социальных рисков, так как максимальные объемы мелиорируемых земель требуют максимальных трудозатрат как на производство сельхозпродукции, так и на эксплуатацию мелиоративной сети. Вариант инновационного развития мелиоративного фонда менее подвержен природным, техногенным и социальным рискам, чем вариант инерционного развития. Таким образом, с точки зрения оценки рисков наиболее приемлем вариант инновационного развития. В особой оценке нуждается рассмотрение вопросов водообеспеченности мелиоративных систем, как основного лимитирующего фактора развития орошения. Согласно прогнозным оценкам Государственного Гидрологического института Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды изменения водообеспеченности и нагрузки на водные ресурсы на 2015-2020 годы по отношению к современному уровню остаются благоприятными для развития орошения практически во всех регионах Российской Федерации, за исключением Центрального, Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Снижение водообеспеченности указанных регионов в условиях наблюдающегося при потеплении климата достигает 10% при росте нагрузки на водные ресурсы до 8,2%. В этой связи вариант инновационного развития мелиораций существенно предпочтительнее варианта ускоренного развития, для которого оросительная норма возрастает до 40% с целью увеличения урожайности, необходимости повторных посевов и тому подобных причин. Реализация программы мелиорации позволит обеспечить население необходимым объемом продовольствия независимо от глобальных и региональных изменений климата и природно-экологического потенциала. По экспертным оценкам, стабильное обеспечение населения мясом и молоком отечественного производства достигается при объемах кормопроизводства на мелиорируемых землях на уровне не менее 30-40% от общей потребности в кормах, что и было учтено при разработке Концепции программы. С учетом вышеизложенного, в Концепции программы предлагается реализация варианта инновационного развития мелиоративного комплекса Воронежской области. 5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом Долгосрочной областной целевой программой «Развитие комплексной мелиорации сельскохозяйственных земель Воронежской области на период до 2020 года» будет предусмотрена реализация мероприятий в 2012-2020 годах в два этапа: первоочередного с 2012 по 2016 годы и долгосрочного с 2017 по 2020 годы. В составе первоочередного этапа планируется восстановление мелиоративного фонда за счет реконструкции, технического перевооружения и строительства оросительных систем, принятия организационных и организационно-правовых решений по проектированию, строительству, эксплуатации и управлению объектов мелиорации, создания нормативно-правового и научного обеспечения инновационного социально-ориентированного развития мелиоративного комплекса. На первом этапе предполагается ввод в эксплуатацию орошаемых земель на площади 52,3 тыс. гектаров, в том числе: в 2012 году – 6,3 тыс. гектаров, в 2013 году – 10,0 тыс.гектаров, в 2014 году – 12,0 тыс. гектаров, в 2015 году – 12,0 тыс.гектаров, в 2016 году – 12,0 тыс. гектаров с общим финансированием 10381400,0 тыс. рублей. В составе второго долгосрочного этапа намечено продолжение реконструкции и технического перевооружения, но в основном - строительство новых мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений. На втором этапе предполагается ввод в эксплуатацию орошаемых земель на площади 47,7 тыс. гектаров, в том числе: в 2017 году – 12,0 тыс. гектаров, в 2018 году – 12,0 тыс.гектаров, в 2019 году – 12,0 тыс. гектаров и в 2020 году – 11,7 тыс.гектаров. Общий объем финансирования составит 10544360,0 тыс. рублей. 6. Предложения по целям и задачам долгосрочной областной целевой программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации долгосрочной областной целевой программы по годам Стратегической целью программы является гарантированное обеспечение увеличения валового производства сельскохозяйственной продукции на мелиоративных землях за счет внедрения инновационных технологий. Целями программы в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в области государственной аграрной политики являются: - обеспечение потребностей населения сельскохозяйственной продукцией и продовольствием российского производства; - улучшение и повышение продуктивности используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов. Достижение поставленных целей реально при условии финансирования запланированных мероприятий. Измеряемость, привязка к графику (по годам) реализации программы приведены в таблице 5. Таблица 5. |————————————|—————————|————————|————————————————————————————————————————————————-----| | Целевой | Единица | | Значение | | индикатор |измерения| |индикаторов | | | | | по годам | | | |————————|————————————————————————————————————————————————-----| | | | 2010 | Первый |Второй | | | | | этап | | | | | |————————————————————————————————————————----| | | | |(базовый| 2012 | 2013 |2014 |2015 |2016 | этап | | | | ) | | | | | |2017-202| | | | | | | | | |0 | |————————————|—————————|————————|———————————|———————|———————|————————|———————|————————| |Ввод в | | | | | | | | | |эксплуатацию| | | | | | | | | |орошаемых | | | | | | | | | |земель | тыс. га | 4,5 | 6,3 | 10,0 | 12,0 | 12,0 | 12,0 | 47,7 | |————————————|—————————|————————|———————————|———————|———————|————————|———————|————————| |Рост ввода | | | | | | | | | |площадей | % | | 140 | 222 | 267 | 267 | | | | (к базовому| | | | | | | | | |году) | | | | | | | | | |————————————|—————————|————————|———————————|———————|———————|————————|———————|————————| |Валовой сбор| | | | | | | | | |картофеля |тыс. тонн| 19,4 | 30,0 | 70,0 | 80,0 | 90,0 | | 650 | |————————————|—————————|————————|———————————|———————|———————|————————|———————|————————| |Рост | | | | | | | | | |производства| % | | 155 | 361 | 412 | 464 | | | |————————————|—————————|————————|———————————|———————|———————|————————|———————|————————| |Валовой сбор| | | | | | | | | |овощей |тыс. тонн| 46,5 | 15 | 40 | 50 | 60 | | 550 | |————————————|—————————|————————|———————————|———————|———————|————————|———————|————————| |Рост | | | | | | | | | |производства| % | | 32 | 86 | 108 | 129 | | | |————————————|—————————|————————|———————————|———————|———————|————————|———————|————————| |Производство|тыс. тонн| | | | | | | | |кормов |кормовых | 4,9 | 40 | 100 | 150 | 250 | | 1800 | | | единиц | | | | | | | | |————————————|—————————|————————|———————————|———————|———————|————————|———————|————————| |Рост | | | | | | | | | |производства| % | | 816 | 204 | 306 | 510 | | | |————————————|—————————|————————|———————————|———————|———————|————————|———————|————————| |Валовой сбор| | | | | | | | | |сахарной | | | | | | | | | |свеклы |тыс. тонн| 20,4 | 300 | 1000 | 1300 | 1600 | | 12800 | | | | | | | | | | | |————————————|—————————|————————|———————————|———————|———————|————————|———————|————————| |Рост | | | | | | | | | |производства| % | | 1470 | 2403 | 6372 | 7843 | | | |————————————|—————————|————————|———————————|———————|———————|————————|———————|————————| Исходя из целей программы определены следующие задачи: - реконструкция и техническое перевооружение оросительных систем, принятие организационных и организационно-правовых решений по проектированию, строительству, эксплуатации и управлению объектов мелиорации, создание нормативно-правового и научного обеспечения инновационного социально-ориентированного развития мелиоративного комплекса; - ввод в эксплуатацию орошаемых земель на площади 100,0 тыс. гектаров, в том числе: в 2012 году – 6,3 тыс. гектаров, в 2013 году – 10,0 тыс.гектаров, в 2014 году – 12,0 тыс. гектаров, в 2015 году – 12,0 тыс.гектаров, в 2016 году – 12,0 тыс. гектаров, в 2017 году – 12,0 тыс. гектаров, в 2018 году – 12,0 тыс.гектаров, в 2019 году – 12,0 тыс. гектаров и в 2020 году – 11,7 тыс.гектаров; - создание общих условий устойчивого и эффективного функционирования сельского хозяйства за счет восстановления и развития мелиоративного фонда; - экологически безопасное использование в сельскохозяйственном производстве земельных, водных и других возобновляемых природных ресурсов, повышение плодородия почв до оптимального в каждой конкретной зоне; - развитие на мелиорируемых землях кормопроизводства, опережающего роста поголовья КРС, гарантированное обеспечение населения картофелем, овощами, продукцией плодово-ягодных культур; - государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей, выращивающих сельскохозяйственные культуры на мелиорируемых землях. 7. Предложения по объемам и источникам финансирования долгосрочной областной целевой программы, предлагаемый перечень мероприятий, которые необходимо осуществить в рамках долгосрочной областной целевой программы, сроки реализации и объемы их финансирования Общий объем финансовых ресурсов для реализации программы - 20925,8 млн. рублей. Объемы финансирования, источники и статьи расходов по программе приведены в приложении. Основными источниками средств для реализации программы являются: 1. Средства федерального бюджета, поступившие в рамках федеральной целевой программы «Развитие комплексной мелиорации сельскохозяйственных земель России на период до 2020 года», что составит 6220,7 млн. рублей или 25% с 2012 года, а с 2013 по 2020 годы - 30 % от общего объема финансовых ресурсов. 2. Средства областного бюджета путем предоставления субсидий на реализацию долгосрочной областной целевой программы «Развитие комплексной мелиорации сельскохозяйственных земель Воронежской области на период до 2020 года», что составит 6220,7 млн. рублей или 25% с 2012 года, а с 2013 по 2020 годы - 30 % от общего объема финансовых ресурсов. 3. Внебюджетные источники (собственные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей) составят 8484,3 млн. рублей или 50% с 2012 года, а в период с 2013 по 2020 годы - 40 % от общего объема финансовых ресурсов. Объемы финансирования мероприятий программы будут корректироваться в процессе их реализации в установленном порядке исходя из возможностей бюджетов и фактических затрат. Софинансирование из федерального бюджета будет осуществляться на основании федеральной целевой программы «Развитие комплексной мелиорации сельскохозяйственных земель России на период до 2020 года» с 2012 года. 8. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предполагаемого варианта решения проблемы Объемы инвестиций в размере 20925760,0 млн. рублей будут направлены на реконструкцию и техническое перевооружение существующих мелиоративных систем, а также на строительство новых систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений. Осуществление этих мероприятий позволит достичь следующих результатов: - рост орошаемых земель - более 100 тыс. га; - увеличение средней урожайности сельскохозяйственных культур на орошаемых землях до 4 раз от показателей на богаре (неорошаемые участки); - повышение стабильности производства растениеводческой продукции независимо от климатических условий, что обеспечит устойчивое функционирование агропромышленного комплекса и прогнозируемость результатов производственной деятельности. 9. Предложения по участию исполнительных органов государственной власти области, ответственных за формирование и реализацию долгосрочной областной целевой программы Положением о департаменте аграрной политики Воронежской области (утвержденным постановлением правительства Воронежской области от 12 мая 2009 г. № 374 «Об утверждении положения о департаменте аграрной политики Воронежской области») предусмотрено выполнение функций по осуществлению реализации целевых программ проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных и противоэрозионных мероприятий по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения и обеспечению мероприятий по повышению плодородия почв. Ответственным за формирование и реализацию программы является департамент аграрной политики Воронежской области. 10. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам долгосрочной областной целевой программы Государственным заказчиком и разработчиком долгосрочной областной целевой программы является департамент аграрной политики Воронежской области. 11. Предложения по основным направлениям финансирования, срокам и этапам реализации долгосрочной областной целевой программы Финансирование мероприятий будет осуществляться в виде субсидий за счет средств федерального и областного бюджетов на основании нормативно-правовых актов Правительства Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и правительства Воронежской области. Предусматривается реализация мероприятий в 2012-2020 годах в два этапа: первоочередного - с 2012 по 2016 годы и долгосрочного - с 2017 по 2020 год. На первом этапе предполагается финансирование комплексной мелиорации сельскохозяйственных земель, в том числе: на реконструкцию и строительство оросительных систем, проведение химической мелиорации почв и агролесомелиорации в объеме 10381400,0 тыс. рублей, в том числе: в 2012 году – 1140000,0 тыс. рублей, в 2013 году – 2009000,0 тыс. рублей, в 2014 году – 2410800,0 тыс. рублей, в 2015 году – 2410800,0 тыс. рублей, в 2016 году – 2410800,0 тыс. рублей. В составе второго долгосрочного этапа намечено продолжение реконструкции и технического перевооружения, но в основном - строительство новых мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений. На втором этапе также предполагается финансирование комплексной мелиорации сельскохозяйственных земель, в том числе: на реконструкцию и строительство оросительных систем, проведение химической мелиорации почв и агролесомелиорации в объеме 10544360,0 тыс. рублей, в том числе: в 2017 году – 2650800,0 тыс. рублей, в 2018 году – 2650800,0 тыс. рублей, в 2019 году - 2650800,0 тыс. рублей и в 2020 году – 2591960,0 тыс. рублей. 12. Предложения по механизмам формирования мероприятий долгосрочной областной целевой программы Программой будут предусмотрены мероприятия в виде реконструкции и строительства оросительных систем, химической мелиорация почв и агролесомелиорации. Формирование мероприятий осуществляется департаментом аграрной политики Воронежской области (далее - ДАП) в установленном порядке. - ДАП ежегодно на предстоящий финансовый год осуществляет отбор участников программы по их готовности (наличие проектно-сметной документации, государственной экспертизы проекта, наличие собственных или заемных средств) с последующим утверждением перечня объектов своим приказом; - ДАП разрабатывает и ежегодно представляет департаменту экономического развития Воронежской области (далее - ДЭР) предложения о порядке реализации мероприятий и их финансирования, а в случае проведения корректировки мероприятий – обоснование необходимости предлагаемой корректировки с указанием причин, сроков, объемов и источников финансирования; - ДАП и департамент финансово-бюджетной политики Воронежской области (далее - ДФБП) в рамках своей компетенции обеспечивают контроль за целевым использованием выделяемых средств областного бюджета; - ДАП для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации программы ежегодно согласовывает с ДЭР уточненные показатели эффективности программы на соответствующий год, а в дальнейшем ежеквартально отчитывается о ходе их выполнения. 13. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией долгосрочной областной целевой программы Комплексное управление реализацией программы осуществляет департамент аграрной политики области, который несет ответственность за реализацию и конечные результаты программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств. ДАП в рамках своей компетенции: - определяет наиболее эффективные формы и методы организации работ по реализации программы; - в установленном порядке представляет проекты бюджетных заявок на ассигнования из областного бюджета для финансирования программы на очередной финансовый год; - утверждает распределение выделяемых на безвозвратной основе средств областного бюджета по соответствующим программным мероприятиям и статьям расходов, целевые показатели; при изменении объемов финансирования программы корректирует объемы и виды выполняемых работ на очередной финансовый год, определяет приоритеты, принимает меры по обеспечению выполнения программы; - предоставляет субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам и другим сельхозтоваропроизводителям на компенсацию части затрат по реконструкции и строительству оросительных систем, химической мелиорации почв, созданию защитных лесных насаждений в рамках реализации мероприятий программы в соответствиями с порядками, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и правительством Воронежской области. Приложение к Концепции долгосрочной областной целевой программы «Развитие комплексной мелиорации сельскохозяйственных земель Воронежской области на период до 2020 года» Финансирование, источники и направления расходов долгосрочной областной целевой программы «Развитие комплексной мелиорации сельскохозяйственных земель Воронежской области на период до 2020 года» |—————————————————————|——————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————--------| |Источники и | | Объемы | |направления расходов | | финансиров | | | | ания, тыс. | | | | рублей | | |——————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————--------| | |Всего | в том | | | | числе по | | | | годам | | | | реализации | | | |——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————--------| | | | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |—————————————————————|——————————|———————————|——————————|——————————|—————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————| |Финансирование | | | | | | | | | | | |Программы, всего | 20925760 | 1140000 | 2009000 | 2410800 | 2410800 | 2410800 | 2650800 | 2650800 | 2650800 | 2591960 | |—————————————————————|——————————|———————————|——————————|——————————|—————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————| |в том числе: | | | | | | | | | | | |—————————————————————|——————————|———————————|——————————|——————————|—————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————| |федеральный бюджет | 6220730 | 285000 | 602700 | 723240 | 723240 | 723240 | 795240 | 795240 | 795240 | 777590 | |—————————————————————|——————————|———————————|——————————|——————————|—————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————| |областной бюджет | 6220730 | 285000 | 602700 | 723240 | 723240 | 723240 | 795240 | 795240 | 795240 | 777590 | |—————————————————————|——————————|———————————|——————————|——————————|—————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————| |местные бюджеты | | | | | | | | | | | |—————————————————————|——————————|———————————|——————————|——————————|—————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————| |внебюджетные | 8484300 | 570000 | 803600 | 964320 | 964320 | 964320 | 1060320 | 1060320 | 1060320 | 1036780 | |источники | | | | | | | | | | | |—————————————————————|——————————|———————————|——————————|——————————|—————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————| |1.1. Капитальные | 20835760 | 1134500 | 2000000 | 2400000 | 2400000 | 2400000 | 2640000 | 2640000 | 2640000 | 2581260 | |вложения | | | | | | | | | | | |(реконструкция и | | | | | | | | | | | |строительство | | | | | | | | | | | |оросительных систем),| | | | | | | | | | | |всего | | | | | | | | | | | |—————————————————————|——————————|———————————|——————————|——————————|—————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————| |в том числе: | | | | | | | | | | | |—————————————————————|——————————|———————————|——————————|——————————|—————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————| |федеральный бюджет | 6194005 | 283625 | 600000 | 720000 | 720000 | 720000 | 792000 | 792000 | 792000 | 774380 | |—————————————————————|——————————|———————————|——————————|——————————|—————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————| |областной бюджет | 6194005 | 283625 | 600000 | 720000 | 720000 | 720000 | 792000 | 792000 | 792000 | 774380 | |—————————————————————|——————————|———————————|——————————|——————————|—————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————| |местные бюджеты | | | | | | | | | | | |—————————————————————|——————————|———————————|——————————|——————————|—————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————| |внебюджетные | 8447750 | 567250 | 800000 | 960000 | 960000 | 960000 | 1056000 | 1056000 | 1056000 | 1032500 | |источники | | | | | | | | | | | |—————————————————————|——————————|———————————|——————————|——————————|—————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————| |1.2. Прочие нужды, | 90000 | 5500 | 9000 | 10800 | 10800 | 10800 | 10800 | 10800 | 10800 | 10700 | |всего | | | | | | | | | | | |—————————————————————|——————————|———————————|——————————|——————————|—————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————| |в том числе: | | | | | | | | | | | |—————————————————————|——————————|———————————|——————————|——————————|—————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————| |федеральный бюджет | 26725 | 1375 | 2700 | 3240 | 3240 | 3240 | 3240 | 3240 | 3240 | 3210 | |—————————————————————|——————————|———————————|——————————|——————————|—————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————| |областной бюджет | 26725 | 1375 | 2700 | 3240 | 3240 | 3240 | 3240 | 3240 | 3240 | 3210 | |—————————————————————|——————————|———————————|——————————|——————————|—————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————| |местные бюджеты | | | | | | | | | | | |—————————————————————|——————————|———————————|——————————|——————————|—————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————| |внебюджетные | 36550 | 2750 | 3600 | 4320 | 4320 | 4320 | 4320 | 4320 | 4320 | 4280 | |источники | | | | | | | | | | | |—————————————————————|——————————|———————————|——————————|——————————|—————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————| |1.2.1. Реконструкция | 40000 | 2400 | 4000 | 4800 | 4800 | 4800 | 4800 | 4800 | 4800 | 4800 | |и создание защитных | | | | | | | | | | | |насаждений в том | | | | | | | | | | | |числе: | | | | | | | | | | | |—————————————————————|——————————|———————————|——————————|——————————|—————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————| |федеральный бюджет | 11880 | 600 | 1200 | 1440 | 1440 | 1440 | 1440 | 1440 | 1440 | 1440 | |—————————————————————|——————————|———————————|——————————|——————————|—————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————| |областной бюджет | 11880 | 600 | 1200 | 1440 | 1440 | 1440 | 1440 | 1440 | 1440 | 1440 | |—————————————————————|——————————|———————————|——————————|——————————|—————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————| |местные бюджеты | | | | | | | | | | | |—————————————————————|——————————|———————————|——————————|——————————|—————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————| |внебюджетные | 16240 | 1200 | 1600 | 1920 | 1920 | 1920 | 1920 | 1920 | 1920 | 1920 | |источники | | | | | | | | | | | |—————————————————————|——————————|———————————|——————————|——————————|—————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————| |1.2.2. Химическая | 50000 | 3100 | 5000 | 6000 | 6000 | 6000 | 6000 | 6000 | 6000 | 5900 | |мелиорация почв | | | | | | | | | | | |(известкование, | | | | | | | | | | | |гипсование) в том | | | | | | | | | | | |числе: | | | | | | | | | | | |—————————————————————|——————————|———————————|——————————|——————————|—————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————| |федеральный бюджет | 14845 | 775 | 1500 | 1800 | 1800 | 1800 | 1800 | 1800 | 1800 | 1770 | |—————————————————————|——————————|———————————|——————————|——————————|—————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————| |областной бюджет | 14845 | 775 | 1500 | 1800 | 1800 | 1800 | 1800 | 1800 | 1800 | 1770 | |—————————————————————|——————————|———————————|——————————|——————————|—————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————| |местные бюджеты | | | | | | | | | | | |—————————————————————|——————————|———————————|——————————|——————————|—————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————| |внебюджетные | 20310 | 1550 | 2000 | 2400 | 2400 | 2400 | 2400 | 2400 | 2400 | 2360 | |источники | | | | | | | | | | | |—————————————————————|——————————|———————————|——————————|——————————|—————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————| Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|