Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 22.04.2016 № 29-рп ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА РАСПОРЯЖЕНИЕ
О программах развития территориальных кластеров Санкт-Петербурга В соответствии c постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" и приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2015 № 167 "Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства": 1. Утвердить: 1.1. Программу развития инновационного территориального кластера "Кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий" согласно приложению № 1. 1.2. Программу развития промышленного кластера "Инновационный территориальный промышленный кластер "Композитный кластер Санкт-Петербурга" согласно приложению № 2. 1.3. Программу развития промышленного кластера "Кластер станкоинструментальной промышленности Санкт-Петербурга" согласно приложению № 3. 1.4. Программу развития инновационного территориального кластера "Развитие информационных технологий, радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций Санкт-Петербурга" согласно приложению № 4. 2. Контроль за выполнением распоряжения возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Мовчана С.Н.
Приложение № 1 к распоряжению Правительства Санкт-Петербурга от 22.04.2016 № 29-рп
Программа развития инновационного территориального кластера "Кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий" 1. Паспорт программы развития инновационного территориального кластера "Кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий" (далее - Программа)
2. Характеристика состояния и проблемы развития Кластера 2.1. Информация о фармацевтическом рынке Российской Федерации Объем рынка в 2014 году составил 919,5 млрд.руб. (+11,9% к 2013 году) и 5,36 млрд.упаковок (+1,6% к 2013 году). Доля отечественных лекарственных средств составила в 2014 году в денежном выражении 25,1% (2013 год - 24,7%), в натуральном выражении 58% (2013 году - 58,4%). Объем государственных закупок в 2014 году составил 242,7 млрд.руб. (+15,2% к 2013 году). Доля отечественных лекарственных препаратов в государственных закупках в 2014 году - 21,7% (2013 год - 19,7%). В первом полугодии 2015 года доля отечественных лекарств в государственных закупках значительно увеличилась - 29,5%. В упаковках доля государственных закупок за год практически не изменилась и составила примерно 56,6%. 2.2. Информация о текущем состоянии Кластера Выбор Санкт-Петербурга в качестве территориальной основы для создания Кластера обусловлен наличием одной из ключевых составляющих Кластера - значительных научных и образовательных ресурсов. Кроме того, местоположение Санкт-Петербурга имеет стратегическое значение для его дальнейшего развития (морской порт, аэропорт, крупный железнодорожный узел) и обеспечивает географическую доступность для сотрудничества с европейскими партнерами. Кластерный подход позволяет более полно раскрыться потенциалу Санкт-Петербурга в области создания, производства и внедрения в медицинскую практику лекарственных препаратов, медицинской техники и изделий медицинского назначения, опираясь на существующую материально-техническую базу, высококвалифицированный персонал и спектр имеющихся и ведущихся научных разработок. В настоящее время Кластер объединяет значительное число компаний, среди которых учреждения науки, организации, осуществляющие разработку и выпуск промышленной инновационной продукции, а также сервисные компании. Доля фармацевтической промышленности в Санкт-Петербурге, составляющая около 21% в общероссийских показателях объема российского фармацевтического рынка в денежном выражении, представлена в таблице 1. Таблица 1
2.3. Перспективы развития Кластера Основной целью развития Кластера является создание условий для реализации ускоренной инновационной модели для развития организаций Кластера, что должно привести к увеличению выпуска наукоемкой фармацевтической и медицинской продукции, которая сможет успешно конкурировать с импортными аналогами на российском и международном рынках. В результате реализации программы Кластера планируется достигнуть следующих результатов: качественное улучшение медицинского обслуживания населения; оснащение учреждений здравоохранения современной медицинской техникой отечественного производства; увеличение выпуска высокотехнологичной продукции в общем объеме валового регионального продукта; увеличение экспорта продукции отрасли в общем объеме российского экспорта. 3. Анализ сильных и слабых сторон Кластера, а также возможностей и угроз для Кластера 3.1. Сильные стороны Кластера Выгодное географическое положение региона; большое количество локализованных в регионе предприятий, связанных однородностью продукции и хозяйственными связями; наличие российских и международных патентов у организаций Кластера; наличие тесных локальных связей и механизмов эффективной горизонтальной и вертикальной интеграции научных, образовательных и производственных организаций и учреждений; развитая инфраструктура профессионального образования; опыт международного сотрудничества всех уровней - от членства в рабочих группах и организационных комитетах по реализации международных проектов до выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР) по контрактам, заключенным в рамках международных проектов и соглашений; действенная система государственной поддержки инвестиционной деятельности; увеличение количества результатов интеллектуальной деятельности, применимых к внедрению на предприятиях; установление партнерских отношений Кластера с государственными институтами развития. 3.2. Слабые стороны Кластера Ограниченность ресурсов для осуществления программных мероприятий; недостаточная включенность организаций Кластера в мировой рынок НИОКР; дефицит возможностей в сфере коммерциализации существующего научно-технического и технологического задела; отсутствие коммерчески ориентированных институтов и лабораторий в области фармацевтического синтеза; недостаточное количество квалифицированных специалистов; недостаточное количество инфраструктурных объектов (технопарков, центров коллективного пользования) для инновационных малых предприятий, способных повысить эффективность функционирования Кластера за счет объединения ресурсов и сокращения издержек. 3.3. Возможности для Кластера Растущий внутренний рынок; получение синергетического эффекта за счет реализации междисциплинарных научных исследований; совершенствование подхода региона к прогнозированию потребности в дополнительном привлечении персонала, оценке занятости населения, расчету потенциального выпуска специалистов по необходимым профессиям; синхронизация процессов образовательной деятельности с производственными процессами; увеличение количества разработок и повышение доли инновационной продукции; снижение себестоимости производства за счет внедрения новых технологий производства и разработок; возможности реализации межкластерных инициатив и проектов, направленных на саморегулирование отрасли; возможность налаживания совместного производства с зарубежными производителями фармацевтической продукции и медицинской техники; привлечение субсидий федерального и регионального бюджетов на развитие кластерной инфраструктуры. 3.4. Угрозы для Кластера Ослабление роста рынка, снижение покупательской способности населения; старение и выбывание кадров; утрата кадровой базы, необходимой для динамичного развития Кластера; рост конкуренции со стороны зарубежных фармацевтических компаний и производителей медицинской техники; из-за отсутствия опыта возможно замедление развития Кластера; задержка создания обеспечивающей инновационной инфраструктуры может привести к снижению эффективности использования существующей и создаваемой исследовательской базы; снижение объемов финансирования. 4. Научно-технологический и образовательный потенциал Кластера Научные организации, входящие в Кластер, имеют достаточно большой опыт работы, участвуют в разработке новых препаратов, обучении учащихся и научных исследованиях: государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургская химико-фармацевтическая академия" (далее - СПХФА), государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П.Павлова" Министерства здравоохранения Российской Федерации и другие научные и образовательные учреждения. Основными сферами патентования организаций Кластера являются новые способы получения лекарственных препаратов - 63% от общего числа патентов. Около 34% - 168 патентов получено на создание новых лекарственных препаратов. Это говорит о довольно высоких показателях научно-исследовательской деятельности институтов и учреждений. 8 патентов зарегистрировано в сфере нового применения известных лекарственных препаратов. Также 8 патентов было зарегистрировано на создание новых соединений (впервые синтезированные химические вещества). Эти сведения дают более полное представление об инновационной активности в области поиска принципиально новых лекарств. Общее количество патентов, и особенно патентов на новые химические соединения, указывает на масштабность и эффективность проводимых НИОКР. Остальные патенты, направленные, как правило, на усовершенствование ранее известных лекарственных средств, могут свидетельствовать о дополнительном интересе к фармацевтическому рынку Российской Федерации, в том числе о заинтересованности обеспечить охрану более ранних незащищенных разработок или о попытке "искусственного" продления ранее выданных охранных документов, защищающих наиболее экономически выгодные для фирмы препараты. Основные организации Кластера, осуществляющие выполнение НИОКР в области медицинской промышленности: общество с ограниченной ответственностью "БТС ЛЭТИ"; общество с ограниченной ответственностью "НПО "Нефрон" (далее - ООО "Нефрон"), закрытое акционерное общество "Плазмофильтр"; общество с ограниченной ответственностью "НПО "Нефрон"; общество с ограниченной ответственностью "БИАНАЛИТИКА"; общество с ограниченной ответственностью "СП Минимакс"; открытое акционерное общество "Витал Девелопмент Корпорэйшн"; закрытое акционерное общество "МЭЛП"; закрытое акционерное общество "Научно-производственный комплекс "Экофлон". 5. Перечень ключевых инфраструктурных объектов Кластера с приведением основных технико-экономических характеристик и уровня промышленного использования Перечень ключевых инфраструктурных объектов Кластера с приведением основных технико-экономических характеристик и уровня промышленного использования представлен в таблице 2. Таблица 2
6. Основные показатели и плановые значения результативности реализации Программы Основные показатели и плановые значения результативности реализации Программы приведены в таблице 3. Таблица 3
7. Сроки и этапы реализации Программы Срок реализации Программы - 2016 год и плановый период 2017-2018 годов. 8. Перечень мероприятий, осуществляемых в 2016 году и плановом периоде 2017-2018 годов Мероприятия, осуществляемые в 2016 году и плановом периоде 2017-2018 годов в целях развития Кластера, предусмотрены в подразделе 3.5 Перечень мероприятий подпрограммы "Инновационное развитие Санкт-Петербурга" раздела 3 приложения к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 № 495 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт-Петербурге" на 2015-2020 годы". Приложение № 2 к распоряжению Правительства Санкт-Петербурга от 22.04.2016 № 29-рп
Программа развития промышленного кластера "Инновационный территориальный промышленный кластер "Композитный кластер Санкт-Петербурга" Паспорт программы развития промышленного кластера "Инновационный территориальный промышленный кластер "Композитный кластер Санкт-Петербурга" (далее - Программа)
2. Характеристика состояния и проблемы развития Кластера 2.1. Информация о рынке композитных материалов в Российской Федерации В настоящее время продажи композиционных материалов в Российской Федерации значительно уступают ведущим странам и составляют менее 1-3% (300-500 тыс.т) мирового рынка. Так, согласно материалам третьей международной конференции "Композиты и компаунды 2014" применение полимерных композитных материалов при изготовлении морских судов составляет 0,1%, тогда как в мире этот показатель равен 68%. Как и за рубежом, в России основным потребителем композитных материалов является авиационная промышленность. К особенностям следует отнести значительную долю потребления таких материалов в строительстве и атомной энергетике. В отличие от стран Западной Европы в России уделяется большое внимание такой высокотехнологичной отрасли, как атомная энергетика, в которой позиции Российской Федерации являются традиционно сильными. По структуре потребляемых материалов российский рынок композитных материалов, также как и мировой, характеризуется значительной долей композитов на основе стекловолокна, которая по разным оценкам составляет около 130 тыс.т. Инерционный сценарий потребления композитных материалов в Российской Федерации фиксирует текущее положение, когда основным потребителем является авиастроение. Изменение в базовом и инновационном сценариях соотношений в пользу других отраслей свидетельствует о готовности государства оказать поддержку и стимулировать потребление в других отраслях экономики. В 2015 году ряд ведущих компаний отрасли производства композитных материалов в Санкт-Петербурге и соседних регионах, проанализировав перспективы развития рынка композитов, приняли решение о создании Кластера. Стратегической целью Кластера является повышение конкурентоспособности санкт-петербургских предприятий-производителей композитных материалов и конструкций из них, создание уникальных компетенций и развитие партнерской сети, формирующих бренд Кластера, притягивающий к нему новых участников и открывающий новые рынки для композитных материалов и изделий из них. Кластер объединяет порядка 20 компаний, в которых занято более 1000 человек, общий объем выпуска промышленной продукции организациями Кластера составил около 20 млрд.руб. в 2015 году. 2.2. Основные виды продукции, производимой организациями Кластера Организациями Кластера производятся следующие основные виды продукции: суда из композитных материалов; комплектующие изделия к судам из композитных материалов; композитная арматура и другие строительные материалы, выполненные из стеклянных, базальтовых, углеродных или арамидных волокон; композитные покрытия и бетоны; продукция для жилищно-коммунального хозяйства, в том числе трубы для канализации и водопровода, выполненные из композитных материалов; проектирование и производство специальных технических изделий с заданными свойствами из полимерных конструкционных материалов. 2.3. Ключевые рынки и потребители продукции Кластера Композитные материалы применяются при строительстве инженерных сетей, в частности водопроводных систем, при создании объектов транспортной инфраструктуры, в жилищном, коммерческом и промышленном строительстве, а также в сфере жилищно-коммунального хозяйства и при благоустройстве. Активными потребителями изделий из композитных материалов являются государственные предприятия. Государственное унитарное предприятие "Петербургский метрополитен" успешно применяет композиты при сооружении конструкций обустройства стволов вентиляционных шахт, при замене направляющих поручней и гребней ступеней эскалаторов, для замены створок дверей, при герметизации кабелей и ходовых рельсов. Организации Кластера производят продукцию для нужд Министерства обороны Российской Федерации, организаций, осуществляющих вылов биоресурсов, и компаний, занимающихся перевозками грузов и пассажиров морским и речным водным транспортом. 3. Анализ сильных и слабых сторон Кластера, а также возможностей и угроз Кластера Проведенные исследования тенденций рынка композитных материалов, анализ внешней конкурентной среды, позиций организаций Кластера на отраслевом рынке, позволяют выделить сильные, слабые стороны, возможности и угрозы для организаций Кластера на рынках Российской Федерации, Санкт-Петербурга и зарубежных стран. 3.1. Сильные стороны Кластера Высокие эксплуатационные характеристики выпускаемой продукции; наличие производственной базы; высокая конкурентоспособность новых продуктов; возможность оперативного внедрения научных разработок; наличие сырья в регионе. 3.2. Слабые стороны Низкий уровень знаний о характеристиках продукции у целевой аудитории; высокий уровень производственных затрат; отсутствие единых требований к продукции; слабая организация маркетинговой информационной системы на предприятиях; отсутствие специализированного производственного оборудования; недостаток квалифицированных кадров; отсутствие схемы внутреннего софинансирования разработок; отсутствие опыта кластерного взаимодействия. 3.3. Возможности для Кластера Потенциально большие объемы рынков; создание исследовательской площадки; создание кластерной системы подготовки кадров; государственный курс на импортозамещение. 3.4. Угрозы для Кластера Использование импортного сырья; отсутствие регламентирующей нормативно-правовой базы; риск конкуренции со стороны поставщиков импортной продукции; отсутствие необходимого оборудования; нехватка квалифицированных специалистов. 4. Сроки реализации Программы Срок реализации программы: 2016-2018 годы. Этапы реализации программы не предусмотрены. 5. Индикаторы реализации Программы Индикаторы реализации Программы представлены в таблице 1. Таблица 1
6. Перечень мероприятий, осуществляемых в 2016 году и плановом периоде 2017-2018 годов Мероприятия, осуществляемые в 2016 году и плановом периоде 2017-2018 годов в целях развития Кластера, предусмотрены в подразделе 3.5 раздела 3 приложения к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 № 495 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт-Петербурге" на 2015-2020 годы". Приложение № 3 к распоряжению Правительства Санкт-Петербурга от 22.04.2016 № 29-рп Программа развития промышленного кластера "Кластер станкоинструментальной промышленности Санкт-Петербурга" 1. Паспорт программы развития промышленного кластера "Кластер станкоинструментальной промышленности Санкт-Петербурга" (далее - Программа)
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|