Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 11.01.2017 № 1-рп

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 

 РАСПОРЯЖЕНИЕ

 

11.01.2017

№ 01-рп

 

 

О внесении изменений в распоряжение

Правительства Санкт-Петербурга

от 22.04.2016 № 29-рп

 

 

1. Внести в распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 22.04.2016 № 29-рп "О программах развития территориальных кластеров Санкт-Петербурга" следующие изменения:

1.1. Дополнить распоряжение пунктом 1.5 следующего содержания:

"1.5. Программу развития Санкт-Петербургского инновационно-промышленного кластера транспортного машиностроения "Метрополитены и железнодорожная техника" согласно приложению № 5".

1.2. Дополнить распоряжение приложением № 5, изложив его в редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.

1.3. В пункте 7 раздела "Паспорт программы развития инновационного территориального кластера "Кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий" приложения № 1 к распоряжению, пункте 6 раздела "Паспорт программы развития промышленного кластера "Кластер станкоинструментальной промышленности Санкт-Петербурга" приложения № 3 к распоряжению и пункте 6 раздела "Паспорт программы развития инновационного территориального кластера "Развитие информационных технологий, радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций Санкт-Петербурга" приложения № 4 к распоряжению слова "открытое акционерное общество "Технопарк Санкт-Петербурга" заменить словами "акционерное общество "Технопарк Санкт-Петербурга".

2. Контроль за выполнением распоряжения возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Мовчана С.Н.

 

 

 

Исполняющий обязанности

Губернатора Санкт-Петербурга

 

А.Н.Говорунов

 

 

 

 

Приложение

к распоряжению

Правительства Санкт-Петербурга

от 11.01.2017 № 1-рп

 

 

Программа развития

Санкт-Петербургского инновационно-промышленного кластера

транспортного машиностроения "Метрополитены

и железнодорожная техника"

 

 

Паспорт программы развития Санкт-Петербургского

инновационно-промышленного кластера транспортного машиностроения

"Метрополитены и железнодорожная техника" (далее - Программа)

1.                

1

Наименование Программы

Программа развития Санкт-Петербургского инновационно-промышленного кластера транспортного машиностроения "Метрополитены и железнодорожная техника" (далее - ИПК ТМ "МЖТ", Кластер)

2

Основание для разработки Программы

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р;

постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика";

приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2015 № 167 "Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства"

3

Цели Программы

Усиление статуса Санкт-Петербурга как центра транспортного машиностроения Российской Федерации;

формирование конкурентоспособного сектора транспортного машиностроения в Санкт-Петербурге;

создание условий для устойчивого роста компетенций участников Кластера, повышения научно-технического и технологического уровня, увеличения конкурентоспособности и объемов реализации продукции участников Кластера;

развитие механизмов поддержки совместных кластерных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий Кластера и содействие повышению эффективности их взаимодействия;

внедрение инноваций, развитие импортозамещения и локализация продукции транспортного машиностроения в Санкт-Петербурге

4

Задачи Программы

Повышение уровня компетенции участников Кластера, конкурентоспособности и качества продукции, развитие конкурентной среды среди предприятий Кластера;

формирование международной производственной кооперации, сбытовых и маркетинговых сетей за рубежом;

развитие системы кадрового обеспечения участников Кластера, повышение уровня подготовки специалистов;

формирование системы развития маркетинга и продвижения на рынке продукции (товаров, услуг) участников Кластера;

развитие объектов инновационной инфраструктуры и расширение технологических возможностей инновационной инфраструктуры Кластера;

развитие малого и среднего бизнеса на территории Кластера;

развитие механизмов коммерциализации технологий на территории кластера, инвестиционного и финансового обеспечения деятельности участников Кластера;

повышение инвестиционной привлекательности Кластера;

самоорганизация участников Кластера, консолидация ресурсов в части научной и производственной кооперации, оказания взаимных услуг, информационного обмена, маркетинга и менеджмента;

создание участниками Кластера стратегических, программных и плановых документов Кластера;

развитие инициатив участников Кластера по формированию инновационных проектов с участием двух и более организаций-участников Кластера;

организация методической, информационной и инфраструктурной поддержки исследовательской, научной, производственной и маркетинговой деятельности участников Кластера;

разработка, изготовление и вывод на рынок наукоемкой конкурентоспособной продукции, в том числе по программам импортозамещения;

участие предприятий Кластера в программах поддержки Правительства Санкт-Петербурга и Российской Федерации, направленных на развитие отрасли машиностроения;

содействие обеспечению формирования благоприятных условий для развития Кластера

 

 

5

Сроки реализации Программы

2017-2019 гг.

6

Основные направления реализации Программы

Развитие сектора исследований и разработок, включая кооперацию в научно-технической сфере;

развитие системы подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров;

развитие производственного потенциала и производственной кооперации;

развитие инфраструктуры Кластера;

совершенствование государственной поддержки и формирование благоприятных условий деятельности Кластера;

развитие рыночного потенциала в сфере промышленности

7

Исполнители Программы

Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга;

акционерное общество "Технопарк Санкт-Петербурга";

некоммерческое партнерство инновационно-промышленный кластер транспортного машиностроения "Метрополитены и железнодорожная техника"

8

Ожидаемые результаты реализации Программы

Увеличение количества предприятий, входящих в Кластер, - на 4;

количество новых субъектов малого и среднего предпринимательства - участников Кластера - 3;

совместная проработка и увеличение кластерных проектов - на 6;

количество реализованных совместных кластерных проектов - 5;

рост количества вновь создаваемых рабочих мест - более 50;

увеличение средней заработной платы на предприятиях Кластера - 5% к предыдущему году;

повышение производительности труда и снижение издержек;

увеличение номенклатуры производимой продукции;

увеличение объема реализованных товаров (работ, услуг) - более 3500 наименований;

импортозамещение продукции - детали для новых вагонов метро

 

2. Характеристика состояния и проблемы развития Кластера

2.1. Оценка текущего состояния рынков производимой Кластером продукции

В настоящее время снижен спрос на обновление подвижного состава: вагонов метро, трамваев, автобусов, троллейбусов, электропоездов и пассажирских вагонов.

Открытое акционерное общество "Тверской вагоностроительный завод" производит готовой продукции (пассажирские вагоны) менее чем на 25% от своей производственной мощности, которая составляет 1200 вагонов в год.

В Санкт-Петербурге резко снизился объем закупки новых трамваев, к 2018 году планируется закупить 17 трамваев и 36 троллейбусов, а подлежат выводу из эксплуатации, связанному с выработкой моторесурса, около 700 трамваев. Износ троллейбусного парка достиг 40%.

Государственное унитарное предприятие "Петербургский метрополитен" (далее - ГУП "Петербургский метрополитен") в ближайшее время планирует закупку нового подвижного состава в связи с окончанием выработки моторесурса около 70% подвижного состава. В 2017 году планируется поставка 6 составов на 1-й и 3-й линиях метрополитена (36 вагонов).

Анализ состояния эскалаторов Санкт-Петербургского метрополитена показал, что в настоящее время в Санкт-Петербургском метрополитене эксплуатируется около 250 эскалаторов 16 типов. 39 эскалаторов типа ЭМ-4, ЛТ-1 и ЛТ-3 находятся в эксплуатации более 50 лет, 43 эскалатора типа ЛТ-2 и ЛТ-3 - более 40 лет. Эскалаторы типов ЭМ-4, ЛТ-1, ЛТ-2 и ЛТ-3 в значительной мере выработали свой ресурс и подлежат замене.

2.2. Информация о текущем состоянии Кластера

ИПК ТМ "МЖТ" является одним из наиболее эффективных кластеров, объединяющим в своем составе 13 организаций, в том числе научно-образовательные и производственные компании.

Основной целью Кластера является сотрудничество крупных потребителей вагонов метро и железнодорожной техники со средними и малыми предприятиями, разработчиками технологий, связывающих поставщиков и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой производственной цепочки. Кластер специализируется на поставке продукции и услуг для потребностей метрополитена и предприятий железнодорожного транспорта. В рамках Кластера создан центр по локализации производителей компонентов для вагоностроительной промышленности.

Внутрикластерные отношения стимулируют инновационную деятельность, способствуют развитию прогрессивных технологий и совершенствованию всех этапов совместной экономической деятельности. В основе процесса образования Кластера лежит обмен информацией о потребностях в технике, технологиях и услугах между производителями, поставщиками, покупателями и смежными отраслями. Взаимный обмен информацией ставит в выгодные условия всех участников Кластера, в том числе в повышении конкурентоспособности.

 

 Характеристика

текущего состояния промышленного потенциала участников Кластера

 

№ п/п

Наименование

Единица измерения

Показатель

1

Количество предприятий, участников Кластера

штук

13

2

Общее количество работников предприятий Кластера

человек

1050

3

Совокупный оборот денежных средств предприятий - участников Кластера

млрд.руб.

4,5

4

Средняя заработная плата на предприятиях Кластера в пересчете на одного работника

руб.

48000

 

2.3. Перспективы развития Кластера

2.3.1. Перспективы развития промышленного потенциала участников Кластера

За счет реализации Программы планируется сократить имеющийся разрыв в конкурентоспособности продукции предприятий Кластера с зарубежными аналогами и выйти на устойчивую траекторию дальнейшего развития, сформировать глобально конкурентоспособный кластер в сфере транспортного машиностроения.

ИПК ТМ "МЖТ" через пять лет - это передовой российский научно-производственный центр в области транспортного машиностроения.

2.3.2. Перспективы развития инфраструктуры Кластера

Основные перспективы развития инфраструктуры Кластера связаны с усилением конкурентоспособности предприятий Кластера в Санкт-Петербурге и других регионах Российской Федерации:

дальнейшее развитие научных исследований в области инновационного производства запасных частей для подвижного состава городского транспорта и транспортной инфраструктуры региона;

использование (применение) новейших разработок, технологических решений и нового оборудования;

разработка инновационных видов продукции;

развитие системы профессионального обучения и повышения квалификации.

К основным приоритетам расширения объемов выпускаемой продукции предприятий Кластера относятся:

увеличение количества выпускаемых видов продукции путем включения в Кластер дополнительных предприятий, обладающих необходимыми производственными мощностями, и реализации новых инвестиционных проектов;

привлечение дополнительных прямых инвестиций, вовлечение дополнительных научно-исследовательских и образовательных учреждений, обладающих необходимым научным потенциалом по данному направлению, за счет этого расширение номенклатуры выпускаемой продукции;

интеграция научно-производственных возможностей, что позволит реализовывать совместные проекты, привлекая значительные объемы инвестиций, в том числе за счет федеральных целевых программ.

3. Анализ сильных и слабых сторон Кластера, а также возможностей и угроз для Кластера

3.1. Сильные стороны Кластера

Сильными сторонами Кластера являются:

добровольное объединение и координация общих усилий предприятий, расположенных в одном регионе, связанных общими задачами и целями, общей кооперацией и единым подходом к стандартам качества выпускаемой продукции;

высокая концентрация предприятий в области транспортного машиностроения на территории Санкт-Петербурга, наличие полного технологического цикла разработки и производства деталей, узлов и комплектующих широкого спектра;

наличие крупнейшего специализированного образовательного центра Кластера -федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого";

современный уровень технологического перевооружения ряда предприятий, осуществляющих разработки и производство деталей, узлов и комплектующих широкого спектра;

высокий уровень концентрации объектов инновационной инфраструктуры на территории Санкт-Петербурга;

частично созданные внутрикластерные кооперационные цепочки, позволяющие проводить практически полный цикл по продукции машиностроения;

наличие современных конкурентоспособных разработок новой продукции, высококвалифицированных инженерно-технических работников, высокопроизводительного современного оборудования;

сокращение сроков внедрения новых наукоемких разработок в производство в связи с уменьшением временных затрат на принятие организационных решений.

3.2. Слабые стороны Кластера

Слабыми сторонами Кластера являются:

недостаточный уровень кооперации участников Кластера между собой, сохраняющаяся излишняя "закрытость" многих предприятий Кластера, незначительная вовлеченность предприятий Кластера в цепочки по производству готовой продукции;

дефицит кадров, чьи компетенции необходимы для развития действующих и освоения новых технологий, существующая потребность в технических специальностях не покрывается за счет локальных учебных заведений;

ориентация большинства участников Кластера на государственный заказ как на основной источник спроса на продукцию (товары, услуги) Кластера;

отсутствие у большинства предприятий Кластера опережающих разработок конечной продукции;

высокие относительные издержки на решение вопросов аренды производственных помещений.

3.3. Возможности для Кластера

При сохранении существующих темпов развития возможно сокращение существенного технологического отставания предприятий Кластера от мировых лидеров в вопросах производства продукции транспортного машиностроения и разработки современной продукции на территории Кластера.

Сохраняются серьезные перспективы освоения новых потенциальных рынков заказов в области транспортного машиностроения.

Государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 328, наряду с другими действующими программами предусматривает наращивание объемов государственного заказа в области специализации предприятий Кластера.

Существующие программы Правительства Санкт-Петербурга направлены на поддержку инновационных предприятий, в том числе на сокращение издержек при реализации новых инновационных проектов предприятиями Кластера.

3.4. Угрозы для Кластера

Угрозами для Кластера являются:

повышенная по сравнению со многими зарубежными странами стоимость капитальных вложений в новые объекты на территории предприятий Кластера;

особенности государственной налоговой системы, дестимулирующие длительные капитальные вложения;

несовершенная среда регулирования проектирования, создания и ввода в эксплуатацию промышленных объектов;

высокая стоимость кредитных ресурсов для участников Кластера;

высокая связь между валовым продуктом предприятий Кластера и величиной государственного заказа;

при изменении макроэкономических факторов вероятно резкое снижение объемов государственного заказа, что может создать значительные проблемы для всех предприятий Кластера;

вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию резко сократило возможность реализации политики государственного протекционизма в транспортном машиностроении.

4. Научно-технологический и образовательный потенциал Кластера

Объектами технологической инфраструктуры, необходимыми участникам Кластера для создания совокупности субъектов деятельности в сфере промышленности, являются акционерное общество "Технопарк Санкт-Петербурга" и Центр прототипирования, являющийся структурным подразделением акционерного общества "Технопарк Санкт-Петербурга".

Мониторинг и организационную поддержку развития Кластера осуществляет некоммерческое партнерство инновационно-промышленный кластер транспортного машиностроения "Метрополитены и железнодорожная техника".

Профессиональное обучение и (или) дополнительное образование персонала участников Кластера осуществляет федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого" и федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I". Кластер имеет рамочный договор с федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный экономический университет" на проведение финансовой экспертизы бизнес-проектов, переподготовку специалистов и прохождение производственной практики студентами указанного университета.

Предприятия Кластера ведут технологическую проработку и подготовку к производству комплектующих изделий для электроприводов на базе вентильных двигателей (электродвигателей постоянного тока на постоянных магнитах) и систем управления к ним. Решается вопрос о головном сборочном предприятии на базе предприятия Кластера - общества с ограниченной ответственностью "Инновационно-промышленное объединение "Ю-ПИТЕР".

5. Перечень ключевых инфраструктурных объектов Кластера с приведением основных технико-экономических характеристик и уровня промышленного использования

Перечень ключевых инфраструктурных объектов Кластера с приведением основных технико-экономических характеристик и уровня промышленного использования представлен в таблице 1.

 

Таблица 1

№ п/п

Наименование объекта инфраструктуры

Технико-экономические характеристики

1

2

3

1

ГУП "Петербургский метрополитен" Электродепо "Автово"

Электродепо "Автово" осуществляет весь комплекс мероприятий по среднему и капитальному ремонту вагонов и основного вагонного оборудования. Выполняются крупные ремонты разных объемов (подъемочный ремонт), средний ремонт, капитальный ремонт.

Проводятся работы по формированию, освидетельствованию и ремонту колесных пар вагонов метрополитена, ремонту мотор-компрессоров, тележек, тяговых двигателей.

Производится обкатка и перегонка подвижного состава на линиях метрополитена, проверка технического состояния подвижного состава для перегонки и обкатки, формирования готовности для выдачи на линию

2

Общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственный центр "Система"

На предприятии занимаются изготовлением, модернизацией и ремонтом существующих конструкций тележек вагонов метрополитена со шпинтонным и поводковым буксовым подвешиванием, а также изготовлением запасных частей к ним

3

Открытое акционерное общество "Октябрьский электровагоноремонтный завод"

Завод занимается ремонтом, модернизацией подвижного состава, строительством новых вагонов метро

 

6. Основные показатели и плановые значения результативности реализации Программы

Основные показатели и плановые значения результативности реализации Программы с разделением по годам приведены в таблице 2.

 

Таблица 2

№ п/п

Наименование показателя

Плановые значения результативности реализации Программы

 

2017 г.

2018 г.

2019 г.

1

2

3

4

5

1

Численность работников организаций Кластера, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования в области управления инновационной деятельностью, человек

40

45

51

2

Рост объема работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых совместно двумя и более организациями Кластера либо одной или более организацией Кластера совместно с иностранными организациями, с начала реализации в отчетном финансовом году и в период последующих двух лет, % к предыдущему году

4

5

6

3

Рост объема инвестиционных затрат организаций Кластера за вычетом затрат на приобретение земельных участков, строительство зданий и сооружений, а также подведение инженерных коммуникаций, % к предыдущему году

5

6

7

4

Рост выработки на одного работника организаций Кластера, % к предыдущему году

1,5

2,5

3

5

Рост объема отгруженной организациями Кластера инновационной продукции собственного производства, а также инновационных работ и услуг, выполненных собственными силами, % к предыдущему году

4

4

4

6

Рост совокупной выручки организаций Кластера от продаж продукции на внешнем рынке, % к предыдущему году

2

2,5

3,5

7

Рост количества малых инновационных компаний, вновь зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования (муниципальных образований), в границах которого расположен Кластер, % к предыдущему году

6

7

8

8

Рост количества запатентованных организациями Кластера результатов интеллектуальной деятельности, в том числе за рубежом, % к предыдущему году

4

6

5

9

Численность работников организаций Кластера, принявших участие в выставочно-ярмарочных и коммуникативных мероприятиях, проводимых в Российской Федерации и за рубежом

160

200

230

 

7. Перечень мероприятий, осуществляемых в 2017 году и плановом периоде 2018-2019 годов

Мероприятия, осуществляемые в 2017 году и плановом периоде 2018-2019 годов в целях развития Кластера, предусмотрены в подразделе 3.5 раздела 3 приложения к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 № 495 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт-Петербурге" на 2015-2020 годы".

 


Информация по документу
Читайте также