Расширенный поиск

Постановление Правительства Калининградской области от 24.05.2017 № 247

 

 

 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

24 мая 2017 года № 247

г. Калининград

 

Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты»)

«Повышение эффективности и качества услуг в

сфере социального обслуживания населения

Калининградской области (2013 - 2018 годы)»

 

 

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года № 2190-р, приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 282 «О плане мероприятий («дорожной карте») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)» Правительство Калининградской области постановляет:

1. Утвердить план мероприятий («дорожную карту») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Калининградской области (2013 - 2018 годы)» согласно приложению.

2. Постановление вступает в силу со дня подписания и подлежит официальному опубликованию.

 

 

 

Временно исполняющий обязанности

Губернатора Калининградской области                                            А.А. Алиханов

 

 

 

Приложение

к постановлению Правительства

Калининградской области

от 24 мая 2017 года № 247

 

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

(«дорожная карта») «Повышение эффективности и качества услуг

в сфере социального обслуживания населения Калининградской области

(2013 - 2018 годы)»

 

РАЗДЕЛ 1. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ «ДОРОЖНОЙ КАРТЫ»

 

1. Реализация плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Калининградской области (2013 - 2018 годы)» (далее - «дорожная карта») направлена на развитие системы социального обслуживания граждан в Калининградской области, а также повышение ее уровня, качества и эффективности.

2. Реализация «дорожной карты» позволит:

1) обеспечить выполнение Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

2) модернизировать систему социального обслуживания граждан в Калининградской области, а также адаптировать ее к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям;

3) сохранить кадровый потенциал и повысить престиж профессии социальных работников путем проведения комплекса мероприятий, в том числе связанных с повышением оплаты труда;

4) обеспечить доступность, повысить эффективность и качество предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания.

 

Глава 1

Характеристика системы социального обслуживания граждан

в Калининградской области, состояния, развития и проблем,

требующих решения (2013-2016 годы)

 

3. В 2013 году система социального обслуживания населения Калининградской области состояла из 37 государственных и 26 муниципальных организаций социального обслуживания и характеризовалась следующими особенностями:

1) растущая очередь на социальные услуги стационарных организаций социального обслуживания;

2) отсутствие критериев оценки нуждаемости граждан в оказании социальных услуг. Граждане направлялись в стационарные организации социального обслуживания на основании заключений медицинских организаций о снижении способности гражданина к самообслуживанию и нуждаемости в постоянном уходе. В результате в стационарные организации зачастую попадали граждане, которые могли бы получать социальное обслуживание на дому, из-за чего, в частности, увеличивалась очередь на предоставление социальных услуг в стационарной форме;

2) неразвитость новых технологий предоставления социальных услуг, в том числе стационарозамещающих технологий;

3) низкий уровень оплаты труда социальных работников (58,9 % от уровня средней заработной платы в Калининградской области).

4. В соответствии с реестром поставщиков социальных услуг в Калининградской области на 01 декабря 2016 года социальные услуги предоставляли:

1) 55организаций социального обслуживания в форме государственных, муниципальных автономных и бюджетных учреждений социального обслуживания;

2) 3 негосударственные организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации.

5. Для развития рынка социальных услуг созданы все необходимые условия - сформирована нормативная база, Министерством социальной политики Калининградской области проводится работа по оказанию методической помощи специалистам и информационному сопровождению организаций, предоставляющих социальные услуги. Предоставлена возможность доступа негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, к бюджетным средствам путем предоставления субсидии на возмещение затрат за оказанные социальные услуги.

6. В реестр поставщиков социальных услуг Калининградской области на 01 декабря 2016 года было включено 69 юридических лиц, в том числе 43 государственные организации социального обслуживания Калининградской области, 22 муниципальные организации социального обслуживания и 5 негосударственных поставщиков, из них: 1 общество с ограниченной ответственностью, 4 негосударственные социально ориентированные некоммерческие организации.

7. Сложившаяся система социального обслуживания в Калининградской области позволяет своевременно предоставлять гражданам различные формы социальных услуг, при этом она постоянно развивается:

1) совершенствуются формы работы с гражданами в целях наиболее полного удовлетворения их потребностей в социальных услугах;

2) идет постоянный поиск и внедрение инновационных технологий социального обслуживания;

3) увеличивается количество организаций социального обслуживания и организаций, предоставляющих социальные услуги;

4) разрабатываются и внедряются новые формы оказания социальных услуг;

5) утверждаются требования к объему и качеству социальных услуг.

8. На содержание организаций социального обслуживания направляются средства консолидированного бюджета Калининградской области:

в 2013 году - 832,9 млн рублей, в том числе на заработную плату работников организаций социального обслуживания - 653,8 млн рублей;

в 2014 году - 1142,6 млн рублей, в том числе на заработную плату работников организаций социального обслуживания - 900,8 млн рублей;

в 2015 году - 1014,3 млн рублей1, в том числе на заработную плату работников организаций социального обслуживания - 951,7 млн рублей;

в 2016 году - 1135,0 млн рублей, в том числе на заработную плату работников организаций социального обслуживания - 939,2 млн рублей;

в 2017 году (прогноз) - 1208,8 млн рублей, в том числе на заработную плату работников организаций социального обслуживания - 1016,8 млн рублей;

в 2018 году (прогноз) - 1328,8 млн рублей, в том числе на заработную плату работников организаций социального обслуживания - 1134,7 млн рублей.

9. В рамках реализации «дорожной карты» в Калининградской области постоянно проводится работа по улучшению материально-технической базы организаций социального обслуживания. За счет средств, получаемых из Пенсионного фонда Российской Федерации, резервного фонда Президента Российской Федерации и средств областного бюджета ежегодно проводятся работы по капитальному и текущему ремонту зданий и помещений организаций социального обслуживания.

10. За период с 2013 по 2016 год были отремонтированы здания и помещения 31 организации социального обслуживания на общую сумму 515817,024 млн рублей, в том числе:

______________________________

1Уменьшение финансирования на содержание учреждений социального обслуживания в 2015 году по сравнению с 2014 годом вызвано проведением оптимизационных мероприятий:

- реструктуризация путем присоединения государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Калининградской области «Социальный приют для детей и подростков «Ковчег» к государственному бюджетному учреждению социального обслуживания Калининградской области «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Росток»;

- реструктуризация путем присоединения государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Калининградской области «Центр помощи семье и детям «Исток» к государственному бюджетному учреждению социального обслуживания Калининградской области «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Наш дом»;

- передача непрофильных услуг, оказываемых комплексными центрами социального обслуживания, в организации здравоохранения и культуры;

- сокращение среднесписочной численности сотрудников организаций социального обслуживания на 180,4 единицы.

 

1) в 2013 году проведен капитальный ремонт зданий и помещений 11 стационарных организаций социального обслуживания на общую сумму 644441 тыс. рублей;

2) в 2014 году ремонтные работы проведены в помещениях8 организаций социального обслуживания, на данные цели направлено 16278 тыс. рублей;

3) в 2015 году на капитальный ремонт и строительство зданий и помещений 9 организаций социального обслуживания израсходовано 320818,09 тыс. рублей;

4) в 2016 году на проведение текущих и капитальных ремонтов помещений 3 организаций социального обслуживания, подведомственных Министерству социальной политики Калининградской области, было предусмотрено 14279,934 тыс. рублей, в том числе 13308,655 тыс. рублей из средств областного бюджета, 971,279 тыс. рублей из средств Пенсионного фонда Российской Федерации (по соглашению от 05 августа 2016 года № 54/01 о предоставлении Пенсионным фондом Российской Федерации субсидии бюджету Калининградской области на софинансирование расходных обязательств, связанных с реализацией мероприятий социальной программы, направленных на укрепление материально-технической базы организаций социального обслуживания, оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности, и обучением компьютерной грамотности неработающих пенсионеров в 2016 году).

11. В Калининградской области на постоянном контроле находятся вопросы обеспечения пожарной безопасности в государственных и муниципальных организациях социального обслуживания, вопросы устойчивого функционирования объектов социальной сферы, бесперебойной работы систем их тепло-, водо-, газо- и электроснабжения, канализации и вентиляции в зимний период и своевременно принимают меры по устранению сбоев в работе вышеуказанных систем. Особое внимание уделяется объектам с круглосуточным пребыванием граждан, отделениям милосердия в стационарных учреждениях.

12. Инфраструктуру действующих государственных организаций социального обслуживания образуют 80 зданий (основных), которые отнесены ко 2-й и 3-й степени огнестойкости. Здания, отнесенные к 1, 4 и 5-й степени огнестойкости, отсутствуют. Ветхих и аварийных зданий организаций социального обслуживания нет.

13. На плановой основе в государственных организациях социального обслуживания с круглосуточным пребыванием получателей социальных услуг постоянно проводятся противопожарные инструктажи и тренировки по эвакуации из зданий в случае пожара с участием персонала организации и получателей социальных услуг. Организовано взаимодействие с территориальными органами государственного пожарного надзора по вопросам наиболее эффективного устранения имеющихся нарушений требований пожарной безопасности.

14. Все государственные организации социального обслуживания с круглосуточным пребыванием граждан оборудованы системами оповещения людей о пожаре с выводом на пульт «01», обеспечены первичными средствами пожаротушения. Заключены договоры со специализированными организациями на обслуживание приборов автоматической пожарной сигнализации с выведением на пульт централизованного наблюдения подразделения пожарной охраны сигнала о возникновении пожара без участия людей. За счет средств областного бюджета ежеквартально обслуживаются и при необходимости модернизируются технические средства комплексной безопасности: автоматические системы пожарной сигнализации, средства пожаротушения, видеонаблюдения, индивидуальные средства защиты.

15. Две организации социального обслуживания: государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Калининградской области «Детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Маленькая страна» и государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Калининградской области «Громовский психоневрологический интернат» - расположены вне зоны нормативного времени прибытия подразделений пожарной охраны Федеральной государственной противопожарной службы. В каждой из указанных организаций определены лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, прошедшие специальное обучение, также сформированы добровольные пожарные команды, разработаны инструкции и планы эвакуации. Дополнительно для обеспечения противопожарной защищенности Главным управлением Министерства по чрезвычайным ситуациям России по Калининградской области в государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Калининградской области «Детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Маленькая страна» в 2015 году передана мотопомпа.

16. Для укрепления материально-технической базы и поддержания зданий и сооружений в надлежащем техническом состоянии, а также развития организаций социального обслуживания, повышения качества и количества услуг, предоставляемых населению, Министерство социальной политики Калининградской области привлекает финансирование из федерального и областного бюджетов, а также внебюджетные средства.

17. Для улучшения качества предоставления услуг организациями социального обслуживания за счет средств областного бюджета и внебюджетных средств с 2013 по 2016 год приобретено 517 единиц технологического и медицинского оборудования, в том числе:

в 2013 году - 111 единиц;

в 2014 году - 125 единиц;

в 2015 году - 137 единиц;

в 2016 году - 144 единицы.

18. Начиная с 2013 года в Калининградской области планомерно ведется работа по развитию и оптимизации сети организаций социального обслуживания, структуры коечной мощности, созданию новых мест, развитию стационарозамещающих форм социального обслуживания.

19. С 01 января 2014 года в ведение Министерства социальной политики Калининградской области были переданы 7 детских домов, которые преобразованы в центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, с широким спектром услуг для детей, замещающих семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В течение 2014 года происходила реструктуризация сети детских учреждений, подведомственных Министерству социальной политики Калининградской области. Так, в 2014 году было реорганизовано государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Калининградской области «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Наш дом» путем присоединения к нему государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Калининградской области «Центр социальной помощи семье и детям «Исток» государственном бюджетном учреждении социального обслуживания Калининградской области «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Наш дом»дополнительно открыты отделение приюта, отделение временного пребывания несовершеннолетних, отделение помощи семье и детям, в государственном бюджетном учреждении социального обслуживания Калининградской области «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Тёплый дом» - отделение приюта, отделение помощи семье и детям, в государственном бюджетном учреждении социального обслуживания Калининградской области «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Росток» - отделение приюта и отделение постинтернатной адаптации.

20. В 2014 - 2015 годах велось строительство многоквартирного жилого дома для расширения государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Калининградской области «Дом ветеранов» (3-я и 4-я очередь) по ул. Комсомольской в г. Калининграде с целью обеспечения социальной защиты отдельных категорий граждан. Объект введен в эксплуатацию 14 июля 2015 года.

21. Мощность государственных стационарных организаций социального обслуживания в 2014 году увеличилась в связи с завершением реконструкций, проведенных в учреждениях с целью оптимизации использования общей площади. В целом создано дополнительно 58 койко-мест, в том числе 23 койко-места в государственном бюджетном стационарном учреждении социального обслуживания Калининградской области «Светлогорский социально-оздоровительный центр «Мечта» и 35 - в государственном бюджетном стационарном учреждении социального обслуживания Калининградской области «Долгоруковский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов». В 2015 году открыто стационарное отделение для молодых инвалидов на 76 койко-мест на базе государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Калининградской области «Детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Аистенок».

22. В целом с 2013 года коечная мощность государственных стационарных организаций социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе детей-инвалидов, по состоянию на 01 января 2016 года выросла на 96 койко-мест. Кроме того, отмечается увеличение жилой площади на одного получателя социальных услуг с 5,876 кв в 2013 году до 6,292 кв. м в 2016 году, что соответствует нормативу обеспечения жилой площадью (6 кв.м на одного проживающего в домах системы социального обслуживания), установленному в статье 6 Закона Калининградской области «О специализированном жилищном фонде Калининградской области».

23. На 01 января 2016 года в Министерстве социальной политики Калининградской области на учете граждан, признанных нуждающимися в предоставлении социальных услуг, состояли 50 человек, из них 31 ожидал направления в психоневрологические интернаты. По сравнению с 2013 годом очередь уменьшилась в 8,4 раза.

24. С учетом сложившейся в Калининградской области потребности граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в социальных услугах во втором полугодии 2016 года были перепрофилированы две организации социального обслуживания:

1) государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Калининградской области «Детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Аистенок» - в государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Калининградской области «Психоневрологический интернат «Забота» на 136 койко-мест;

2) государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Калининградской области «Психоневрологический интернат «Надежда» - в государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Калининградской области «Детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Надежда» на 45 койко-мест.

25. В конце 2016 года завершилась реорганизация государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Калининградской области «Дом ветеранов» путем присоединения его к государственному бюджетному социально-оздоровительному учреждению Калининградской области «Госпиталь для ветеранов войн Калининградской области», что позволило оптимизировать затраты, связанные с содержанием административно-управленческого персонала, и обеспечить комплексный подход к оказанию социальных услуг ветеранам Великой Отечественной войны.

26. Данные мероприятия позволили полностью обеспечить потребность граждан в социальных услугах, предоставляемых в домах-интернатах общего типа и специальных домах-интернатах. Благодаря планомерно проводимой с 2013 года работе по развитию и оптимизации сети организаций социального обслуживания удалось к окончанию 2016 года полностью ликвидировать очередь в дома-интернаты для престарелых и инвалидов общего типа и психоневрологические интернаты:

1) в 2013 году ожидали направления в стационарные организации социального обслуживания 421 человек, из них 216 - в дома-интернаты общего типа и 205 - в психоневрологические интернаты;

2) в 2014 году - 302 человека, из них 142 - в дома-интернаты общего типа и 160 -в психоневрологические интернаты;

3) в 2015 году - 128 человек, из них 7 - в дома-интернаты общего типа и 121 - в психоневрологические интернаты;

4) на 01 января 2016 года - 50 человек, из них 19 - в дома-интернаты общего типа и 31 - в психоневрологические интернаты;

5) на 01 декабря 2016 года очередь отсутствовала.

27. В Калининградской области по состоянию на 01 декабря 2016 года развернуто 2321 стационарное койко-место для постоянного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, в том числе:

1) 2136 койко-мест для совершеннолетних получателей социальных услуг (849 койко-мест общего профиля, 1287 койко-мест психоневрологического профиля);

2) 185 койко-мест для детей-инвалидов с умственной отсталостью.

28. Социальные услуги в стационарной форме были предоставлены 2428 гражданам пожилого возраста и инвалидам, в том числе детям-инвалидам.

29. Организациями социального обслуживания гражданам предоставляется 53 наименования социальных услуг, включенных Законом Калининградской области «О регулировании социального обслуживания граждан в Калининградской области» в региональный перечень социальных услуг по видам социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Калининградской области.

 

Количество получателей социальных услуг

по формам социального обслуживания в Калининградской области

за период с 2013 по 2018 год

 

Таблица 1

Год

Стационарная форма социального обслуживания

Социальное обслуживание на дому

Полустационарная форма социального обслуживания

Всего

В том числе граждане,

услуги

которым предоставляются социальным работником

1

2

3

4

5

6

2013

5 046

3 270

18 934

27 250

6 497

2014

5 185

3 227

19 547

27 959

7 094

2015

5 266

3 850

19 678

28 794

7 436

2016

5 342

3 889

20 184

29 415

7 355

2017

5 343

4 550

20 347

30 240

7 426

2018

5 450

4 880

20 890

31 220

7 426

 

Количество предоставленных социальных услуг

по формам социального обслуживания в Калининградской области

за период с 2013 по 2018 год

 

Таблица 2

Год

Стационарная форма социального обслуживания

Социальное обслуживание

на дому

Полустационарная

форма социального обслуживания

Всего

2013

3172375

848945

446814

4468134

2014

3460111

925945

487341

4873397

2015

3920280

1049089

552153

5521522

2016

3951593

1049089

564942

5565624

2017

3964470

1060914

568377

5593761

2018

3978876

1064234

569124

5612234

 

30. Особое внимание в Калининградской области уделяется внедрению новых форм и технологий предоставления социальных услуг: с 2013 по 2016 год внедрено 46 новых технологий и форм работы, в том числе 9- в 2013 году, 11 - в 2014 году, 12 - в 2015 году, 14 - в 2016 году.

31. Внедрение инновационных методик предоставления социальных услуг позволило нарастить количество социальных услуг, предоставляемых одному получателю. В 2013 году на одного получателя услуг приходилось в среднем 29 социальных услуг, в 2014 году - 35, в 2015 году - 38, в 2016 году - 41.

32. Использование адресного подхода при предоставлении гражданам социальных услуг показало в целом увеличение объема предоставляемых социальных услуг: в 2013 году гражданам было оказано 4468134 социальные услуги, в 2014 году - 4873397, в 2015 году - 5521522, в 2016 году - 5565624.

33. Для обеспечения максимальной доступности социальной инфраструктуры для граждан в Калининградской области создана и постоянно расширяется социальная служба перевозок («социальное такси»). За период 2013 - 2016 годов данная услуга внедрена во всех муниципальных образованиях Калининградской области. В 2014 - 2016 годах приобретено 17 специализированных микроавтобусов, приспособленных для перевозки инвалидов на креслах-колясках, на данные цели из областного бюджета направлено 33,7млн рублей. Автопарк социальной службы перевозок («социальное такси») по состоянию на 01 декабря 2016 года насчитывает 38 микроавтобусов, количество граждан, пользующихся данной услугой достигло 4860 человек (2013 год - 3806 человек, 2014 год - 4217, 2015 год - 4800).

34. Благодаря внедрению стационарозамещающих технологий («Соседская помощь на дому», «Стационар на дому для граждан пожилого возраста и инвалидов»Служба сиделок», «Детский сад для пожилых людей») увеличился охват граждан социальными услугами с 10 человек в 2013 году до 351 обслуживаемого в 2016 году (2014 год - 21 человек, 2015 год - 251 человек).В целом количество граждан пожилого возраста и инвалидов, получающих социальные услуги на дому, выросло по сравнению с 2013 годом на 609 человек и составило 3889 человек.

35. В стационарных организациях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов активно внедряются и развиваются социально-медицинские услуги, обеспечивается плановая диспансеризация проживающих граждан. Во всех государственных стационарных организациях социального обслуживания работают фитобары, комнаты психологической разгрузки (в домах-интернатах общего типа- в том числе сенсорные), тренажерные залы. В составе государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Калининградской области «Светлогорский социально-оздоровительный центр «Мечта» функционируют водо- и грязелечебница, кабинеты физиотерапии с современным оборудованием, зал лечебной физкультуры и массажа. Получатели услуг в психоневрологических интернатах имеют возможность осуществлять трудовую деятельность: при учреждениях созданы приусадебные участки с теплицами, в государственном бюджетном стационарном учреждении социального обслуживания Калининградской области «Советский психоневрологический интернат» имеется подсобное хозяйство, где получатели услуг осваивают навыки полеводства, садоводства и огородничества, а также ухода за домашними животными.

36. Об эффективности работы системы социального обслуживания в Калининградской области свидетельствует увеличение средней продолжительности жизни граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания: в 2013 году она составляла 74,2 года, в 2014 году - 74,5, в 2015 году - 74,8, в 2016 году - 75,3, в 2017 году предположительно достигнет 76,1 года, в 2018 году - 76,5.

37. По состоянию на 01 января 2016 года система социального обслуживания граждан в Калининградской области включает:

1) 40 организаций социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов:

- психоневрологические интернаты - 7;

- дома-интернаты для граждан пожилого возраста и инвалидов - 4;

- специальный дом-интернат для пожилых людей и инвалидов - 1 (1 отделение);

- госпиталь для ветеранов - 1;

- геронтопсихиатрический центр - 1;

- реабилитационные центры для инвалидов - 2;

- техникум-интернат для инвалидов -1;

- дом ветеранов - 1;

- центры социального обслуживания населения - 22;

2) 22 организации социального обслуживания семьи и детей:

- детские дома-интернаты для умственно отсталых детей - 2;

- центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей - 7;

- кризисный центр помощи женщинам - 1;

- социальные приюты - 3;

- социально-оздоровительный центр - 1;

- центры социальной помощи семье и детям - 5 (17 отделений);

- реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями - 3;

3) 3 организации социального обслуживания иных категорий граждан:

- реабилитационный центр для наркозависимых граждан в возрасте 18 лет и старше -1;

- центры социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий (социальная гостиница и дома ночного пребывания) - 2.

38. По состоянию на 01 января 2016 года из числа негосударственных организаций в реестр поставщиков социальных услуг в Калининградской области вошли:

1) Калининградский региональный благотворительный общественный фонд реабилитации и социальной адаптации наркозависимых «Орехово» (предоставляет социальные услуги лицам, страдающим от наркотической зависимости, в форме стационарного социального обслуживания);

2) общество с ограниченной ответственностью «Центр социального обслуживания «Милосердие»(предоставляет социальные услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам в формах стационарного и надомного социального обслуживания);

3) региональная автономная некоммерческая организация «Социальная служба «Рука помощи» (предоставляет социальные услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам в форме социального обслуживания на дому);

4) Калининградская региональная социальная общественная организация «Рагнета» (предоставляет социальные услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам в форме социального обслуживания на дому).

39. На 01 января 2016 года штатная численность работников государственных организаций социального обслуживания Калининградской области составила 3,7 тыс. единиц.

40. В государственной и муниципальной системе социального обслуживания значительна доля высококвалифицированных работников, в том числе высшее образование имеют 22,3 % работников, среднее профессиональное - 37 %, начальное профессиональное - 17 %.

41. В системе социального обслуживания Калининградской области продолжает наблюдаться небольшой дефицит квалифицированных кадров. Доля вакантных должностей составляет 1,9 % - за последние три года снизилась на 25 %.

42. В результате проведенной в 2013 - 2016 годах оптимизации системы социального обслуживания штатная численность социальных работников сократилась с 756 до 694 единиц, из них в сельской местности трудится 239 социальных работников (34,4 % от общей численности социальных работников).

43. За период 2013 - 2016 годов наблюдалась тенденция к уменьшению количества социальных работников пенсионного возраста и увеличению доли сотрудников в возрасте от 41 года до 54 лет. По состоянию на 01 января 2016 года в государственной системе социального обслуживания Калининградской области работают:

1) в возрасте до 30 лет - 2,8 % социальных работников;

2) в возрасте от 31 года до 40 лет - 13,7 %;

3) в возрасте от 41 года до 54 лет (женщины) и 59 лет (мужчины) - 44,5 %;

4) достигли пенсионного возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) - 39 %.

44. В 2016 году заработная плата социальных работников составила19 275 рублей, или 65,2 % среднемесячной в Калининградской области. Запланировано, что в 2018 году заработная плата социальных работников достигнет уровня среднемесячной заработной платы в Калининградской области.

45. В 2016 году значение показателя норматива получателей социальных услуг в Калининградской области составляло10,6 человека на одного социального работника (по среднесписочной численности работников).

46. Прогнозное значение показателя норматива получателей социальных услуг на одного социального работника (по среднесписочной численности работников) в Калининградской области в 2017 и 2018 годах составит 10,7.

47. Расчет средней нагрузки на одного социального работника проводится с применением Методических рекомендаций по определению норм нагрузки социального работника в сфере социального обслуживания, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 октября 2015 года № 725. С целью продолжения работы по оптимизации нагрузки на одного социального работника в 2018 году планируется провести хронометраж рабочего времени социальных работников.

48. Министерством социальной политики Калининградской области большое внимание уделяется плановой профессиональной подготовке и повышению квалификации работников организаций социального обслуживания. В 2013 году в Калининградской области повысили квалификацию 270 сотрудников учреждений социального обслуживания, в 2014 году - 485, в 2016 году - 368. В течение 2014 - 2016 годов 98% социальных работников прошли курсы повышения квалификации и соответствуют установленным требованиям профессионального стандарта социального работника, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 18 ноября 2013 года № 677н.

49. В Калининградской области создана эффективная система повышения квалификации персонала социальных служб. Основными образовательными организациями, с которыми Министерством социальной политики Калининградской области налажено тесное взаимодействие, являются:

1) Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта»;

2) государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Калининградской области «Педагогический институт» (г. Черняховск);

3) государственное бюджетное учреждение Калининградской области профессиональная образовательная организация «Гусевский политехнический техникум»;

4) автономная некоммерческая организация высшего образования «Калининградский институт управления».

50. Все вышеуказанные образовательные учреждения при организации курсов повышения квалификации социальных работников применяют современные методики организации учебного процесса, устраивают выездные курсы с целью минимизации отрыва обучающихся от основной работы, имеют многолетний опыт работы, обеспечены высокопрофессиональными кадрами и в полной мере удовлетворяют сложившуюся в Калининградской области потребность в повышении квалификации социальных работников.

51. Важной составляющей работы, направленной на повышение уровня, эффективности и качества социального обслуживания, является привлечение и закрепление квалифицированных кадров. Кроме того, развивается и совершенствуется региональная нормативная правовая база, для работников социальных служб в Калининградской области предусмотрены повышающие коэффициенты по квалификационным уровням работников, компенсационные, премиальные, стимулирующие выплаты, введена ежегодная доплата для молодых специалистов. Среди основных регламентирующих документов можно отметить Закон Калининградской области «О мерах социальной поддержки работников, занятых в государственной системе социальных служб Калининградской области», направленный на повышение социальной защищенности работников социальных служб, приказ Министерства социальной политики Калининградской области от 29 января 2009 года № 22 «Об утверждении примерного положения об оплате труда работников государственных учреждений социального обслуживания».

52. Деятельность организаций социального обслуживания осуществляется в рамках исполнения Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 442-ФЗ) с учетом оценки индивидуальной нуждаемости граждан, проведения эффективной кадровой политики в целях повышения заинтересованности работников в труде и поднятии престижа профессии социального работника, а также при выработке единых подходов для обеспечения доступности предоставляемых гражданам социальных услуг в сфере социального обслуживания с учетом изменяющихся правовых, социально-экономических и демографических условий.

53. В целях совершенствования правового регулирования региональной сферы социального обслуживания в соответствии с Федеральным законом № 442-ФЗ принят Закон Калининградской области «О регулировании социального обслуживания граждан в Калининградской области», кроме того:

2) Правительством Калининградской области приняты нормативные правовые акты:

- постановление Правительства Калининградской области от 02 декабря 2014 года № 806 «О порядке организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан в Калининградской области»;

- постановление Правительства Калининградской области от 02 декабря 2014 года № 807 «О порядке выплаты компенсации поставщику или поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Калининградской области, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа)»;

- постановление Правительства Калининградской области от 02 декабря 2014 года № 808 «О порядке межведомственного взаимодействия органов государственной власти Калининградской области при предоставлении социальных услуг, а также при содействии в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальном сопровождении)»;

2) Министерством социальной политики Калининградской области издано 30 приказов.

54.В соответствии с Законом Калининградской области «О внесении изменений в Закон Калининградской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области отдельными государственными полномочиями Калининградской области по социальной поддержки населения» государственные полномочия по принятию решений о признании граждан нуждающимися в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании и по составлению индивидуальных программ предоставления социальных услуг переданы органам социальной защиты администраций муниципальных образований Калининградской области.

55. Министерством социальной политики Калининградской области приказом от 07 декабря 2015 года № 637 утверждено положение о порядке признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании и определении индивидуальной потребности граждан в социальных услугах и социальном сопровождении, включающее в том числе методику определения наличия обстоятельств, дающих основания для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, и индивидуальной потребности в социальных услугах и социальном сопровождении.

56. Подушевые нормативы финансирования социальных услуг утверждаются Министерством социальной политики Калининградской области ежегодно при формировании областного бюджета на очередной финансовый год. Данная периодичность установлена порядком формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Калининградской области, установленным постановлением Правительства Калининградской области от 04 декабря 2015 года № 677.

57. Законодательством Калининградской области размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно установлен в размере полуторной величины прожиточного минимума. Кроме того с 2016 года в Калининградской области социальные услуги предоставляются бесплатно независимо от величины среднедушевого дохода инвалидам, участникам и ветеранам Великой Отечественной войны, одиноко проживающим в сельской местности в форме социального обслуживания на дому.

58. Учитывая увеличивающуюся численность жителей Калининградской области, постепенный рост доли пожилых людей в структуре населения, потребность граждан в социальных услугах, предоставляемых организациями социального обслуживания, также возрастает. В 2016 году охват всеми формами социального обслуживания составил 29965 человек, прогнозное значение данного показателя на 2017 год составляет 30240 человек, на 2018 год - 31220 человек.

59. В Калининградской области применяются современные и ставшие уже традиционными формы работы с гражданами. Министерством социальной политики Калининградской области постоянно проводится работа по внедрению и совершенствованию новых форм и методов работы с получателями социальных услуг, развиваются альтернативные формы обеспечения ухода, в том числе за счет привлечения волонтерских и негосударственных организаций.

60. В центрах социального обслуживания функционируют мобильные бригады по оказанию неотложной социальной помощи, группы здоровья для формирования условий для занятий адаптивной физкультурой граждан пожилого возраста, социально-реабилитационные отделения, социальная служба перевозок («социальное такси»)ля семей, имеющих родственников, нуждающихся в постоянной помощи и заботе, организовываются «школы по уходу», действуют пункты проката технических средств реабилитации. Центры социального обслуживания применяют в своей работе разнообразные социально-реабилитационные и социально-оздоровительные технологии(«группы здоровья», «школы здоровья»), граждане пожилого возраста и инвалиды активно занимаются адаптационной лечебной физкультурной, скандинавской ходьбой, йогой, релаксацией.

61. С декабря 2016 года в Калининградской области внедрена инновационная форма работы с гражданами старшего поколения - «Детский сад для пожилых людей» в г. Калининграде на базе государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Калининградской области «Дом ветеранов».

62. В центрах социального обслуживания открыты «университеты третьего возраста», с учетом интересов и потребностей граждан старшего поколения созданы «факультеты», направленные на получение дополнительных знаний в медицине, истории, религии, юриспруденции. С целью социальной адаптации граждан пожилого возраста к современной информационной среде во всех муниципальных образованиях Калининградской области для них проводятся курсы компьютерной грамотности. В 2016 году обучение по общеразвивающим программам, в том числе направленным на повышение финансовой и компьютерной грамотности, а также пользованию порталами государственных и муниципальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» прошли 938 человек.

63. Модернизация системы социального обслуживания граждан в Калининградской области привела к изменению подходов к предоставлению социальных услуг и организации труда социальных работников. Перечень предоставляемых на дому социально-бытовых и социально-медицинских услуг, частота и кратность их предоставления напрямую зависят от степени утраты гражданином способности осуществлять различные виды деятельности. Ведение регистра получателей социальных услуг Калининградской области позволило сократить документооборот, высвободить время для предоставления социальных услуг, уделить внимание качеству обслуживания.

64. Внедрение инновационных технологий и форм работы осуществляется и в стационарных организациях социального обслуживания.

65. С целью совершенствования гериатрической службы, а также в рамках реализации стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, в Калининградской области открыто государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Калининградской области «Геронтопсихиатрический центр», оказывающий социальные услуги в стационарной форме гражданам с психическими заболеваниями, достигшим пенсионного возраста. Учреждение располагает квалифицированными кадрами, в том числе специалистами в области гериатрии. Учитывая потребность населения Калининградской области в указанных видах услуг, в государственном бюджетном стационарном учреждении социального обслуживания Калининградской области «Советский психоневрологический интернат» создано геронтологическое отделение на 125 мест.

66. На базе государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Калининградской области «Геронтопсихиатрический центр» организована работа школы здоровья по сахарному диабету, гипертонической и ишемической болезни.

67. С целью повышения качества предоставления социальных услуг и увеличения продолжительности жизни граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях, в государственном бюджетном стационарном учреждении социального обслуживания Калининградской области«Дом-интернат для престарелых и инвалидов «Сосновая усадьба» функционирует геронтологическое отделение на 30 мест, что актуально для поддержания здоровья граждан пожилого возраста, страдающих психическими заболеваниями (старческая деменция), вызванными возрастными изменениями. Это позволит не переводить их в психоневрологические интернаты и избежать связанных со сменой места жительства стрессовых ситуаций.

68. В целях исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года № 481) Правительством Калининградской области разработан план мероприятий («дорожная карта») по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Калининградской области в соответствие с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей», который утвержден временно исполняющим обязанности Губернатора Калининградской области 15 ноября 2016 года (приложение № 1 к «дорожной карте»).

69. На 01 декабря 2016 года в Калининградской области функционировали 13 организаций здравоохранения, образования, социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

1) 3 государственных бюджетных учреждения здравоохранения - дома-ребенка, подведомственные Министерству здравоохранения Калининградской области;

2) 2 государственных бюджетных общеобразовательных учреждения Калининградской области для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - школы-интернаты, подведомственные Министерству образования Калининградской области;

3) 8 государственных бюджетных учреждений социального обслуживания Калининградской области (6 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, 2 дома-интерната для умственно отсталых детей), подведомственных Министерству социальной политики Калининградской области.

70. Реструктуризация и реформирование организаций здравоохранения, образования, социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в целях:

1) повышения эффективности деятельности организаций, направленной на воспитание и содержание детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; помощь семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе сопровождение психологом, социальным педагогом и другими специалистами; дневное пребывание несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации; профессиональную ориентацию и социальную (постинтернатную) адаптацию выпускников учреждений; подготовку и сопровождение замещающих семей;

2) обеспечения в полном объеме реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года № 481.

71. В Калининградской области разработан и утвержден Губернатором Калининградской области 27 июля 2016 года комплексный план мероприятий Калининградской области по обеспечению поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление услуг населению, и по использованию различных форм поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций.

72. Одним из целевых показателей комплексного плана является «доля средств федерального бюджета Российской Федерации, выделяемых негосударственным организациям на предоставление услуг, в общем объеме средств указанных бюджетов, выделяемых на предоставление услуг в сфере социального обслуживания». По состоянию на 01 декабря 2016 года данный показатель составил 0,21 %, что было достигнуто за счет передачи негосударственным организациям права на предоставление государственных социальных услуг, в том числе предоставление транспортных услуг отдельным категориям инвалидов в рамках социальной службы перевозок («социальное такси»). Ежегодно негосударственным социально ориентированным организациям оказывается грантовая поддержка за счет средств областного бюджета на реализацию социальных проектов и оказание социальных услуг, востребованных гражданами. В 2016 году профинансировано 7 социальных программ, в том числе:

1) организация занятий иппотерапией для детей с ограниченными возможностями;

2) организация социального туризма для лиц с ограниченными возможностями.

73. К 2018 году доля средств, выделяемых негосударственным организациям на предоставление услуг, составит 1,5% в общем объеме средств областного бюджета.

74. На 01 января 2016 года из общего числа организаций социального обслуживания, включенных в реестр поставщиков социальных услуг Калининградской области, 42находились в ведении Министерства социальной политики Калининградской области (61,8 %), 22 являлись муниципальными (32,4 %) и 4 - негосударственными (5,8 %).

75. По результатам проведенной в 2016 году работы по оптимизации действующих государственных организаций социального обслуживания, повышению эффективности и результативности их деятельности, привлечению социально ориентированных некоммерческих организаций доля негосударственных организаций социального обслуживания в реестре поставщиков социальных услуг Калининградской области на 01 декабря 2016 года составила 11 % от общего числа поставщиков социальных услуг.

76. На 01 декабря 2016 года в систему социального обслуживания, входили 36 государственных организаций социального обслуживания, 22 муниципальные организации социального обслуживания и 7 негосударственных организаций (в том числе 6 социально ориентированных некоммерческих организаций).

77. Таким образом, в 2016 году достигнут контрольный показатель «Удельный вес учреждений социального обслуживания, основанных на иных (негосударственных) формах собственности, от общего количества учреждений социального обслуживания всех форм собственности», установленный в плане мероприятий («дорожной карте») «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере», утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 июня 2016 года № 1144-р (8,8 % - в 2017 году, 10 % - в 2018 году).

78. В 2016 году проведен анализ возможности предоставления социальных услуг на условиях аутсорсинга, предоставления социальных услуг на рынке негосударственного сектора, социально ориентированными некоммерческими организациями, благотворителями и добровольцами.

79. Правительством Калининградской области запланировано информирование через средства массовой информации(в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»)поставщиков социальных услуг из числа негосударственных организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по социальному обслуживанию, а также предоставляющих социальные услуги социально ориентированных некоммерческих организаций о возможности получения субсидии на возмещение затрат за оказанные социальные услуги.

80. С учетом сложившейся в Калининградской области потребности в добровольческой помощи приказом Министерства социальной политики Калининградской области от 19 апреля 2012 года № 63утвержден рекомендованный перечень государственных социальных услуг и видов работ, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на основе добровольческого труда в организациях социального обслуживания. В указанный перечень вошли услуги, востребованные в том числе при социальном обслуживании на дому, например:

1) уборка квартир пожилых людей и инвалидов, садовой и придомовой территории;

2) колка дров;

3) мелкий ремонт в доме и на придомовой территории;

4) моральная поддержка клиентов, в том числе общение, организация совместного досуга;

5) оказание дополнительной помощи в уходе за гражданами, в значительной или полной степени утратившими способность к самообслуживанию.

81. Центрами социального обслуживания населения Калининградской области заключены соглашения о социальном партнерстве с общеобразовательными учреждениям и начального и среднего профессионального образования и молодежными объединениями с целью предоставления добровольческих услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам. В случае необходимости дополнительного привлечения добровольцев для проведения социальных акций учреждения социального обслуживания направляют информацию (заявку) в государственное бюджетное учреждение Калининградской области «Центр молодежи», которое не только развивает добровольческое движение, но и активно сотрудничает с учреждениями социального обслуживания, в том числе по проведению совместных ежегодных социальных проектов (весенняя и осенняя «Неделя добра», «Наша общая Победа»).

82. В Калининградской области активизирована деятельность волонтерских организаций. Около 2,7 тысетеранов Великой Отечественной войны получают помощь в уборке жилых помещений, прилегающей территории (вскапывание огородов, колка дров, уборка дворов, прилегающей территории от мусора и прочее).

83. Министерством социальной политики Калининградской области ведётся активная работа по привлечению к сотрудничеству в сфере защиты семьи, материнства и детства волонтерских и благотворительных организаций. Так, 17 сентября 2016 года Министерством социальной политики Калининградской области заключено соглашение о сотрудничестве с Калининградской общественной молодёжной благотворительной организацией «Верю в чудо» в целях реализации программы по социальной адаптации детей и подростков, проживающих в условиях учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в целях оказания социально-воспитательной поддержки детям, оставшимся без попечения родителей. За 2016 год указанной организацией проведено более 70 мероприятий с участием детей-сирот и ребят из многодетных и малообеспеченных семей.

84. Успешный опыт сотрудничества сложился со следующими организациями:

1) автономной некоммерческой организацией «Остров детства», которая проводит работу с лицами, желающими принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Всего за 3 года сотрудничества на безвозмездной основе к воспитанию приёмных детей подготовлено 120 граждан, из них более 30 взяли детей в семью. В настоящее время подготовлены документы на включение организации в реестр поставщиков социальных услуг в Калининградской области;

2) автономной некоммерческой организацией агентством «Профессиональная координация», взаимодействующей с государственными учреждениями социального обслуживания Калининградской области в рамках реализации проекта по постинтернатному сопровождению «Шаг навстречу будущему». Организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывается помощь в оборудовании комнат для репетиции самостоятельного проживания;

3) Благотворительным фондом помощи социально незащищенным детям и молодежи «Открытый мир», предоставляющим возможность временного проживания и адаптации лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках проекта «Дом «Шанс» - успешный старт в самостоятельную жизнь».

85. В целях внедрения в практику механизмов общественного контроля за предоставлением социальных услуг при учреждениях социального обслуживания созданы попечительские советы, активно работает Общественный совет при Министерстве социальной политики Калининградской области, который в 2015 году провел независимую оценку качества услуг в 62 организациях социального обслуживания (100%-ныйохват государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания, действующих более одного года). Впервые в Калининградской области был сформирован полный рейтинг учреждений социального обслуживания, входящих в государственный сектор системы социального обслуживания.

86. Начиная с 2016 года в соответствии с ведомственным планом по организации проведения независимой оценки качества работы учреждений, оказывающих услуги в сфере социального обслуживания, на период 2016-2018 годов, утвержденным приказом Министерства социальной политики Калининградской области от 28 марта 2016 года № 154, ежегодно независимой оценкой качества услуг будет охватываться 50 % поставщиков социальных услуг. Так, в 2016 году проведена независимая оценка качества услуг в отношении 29 организаций социального обслуживания(50 % от количества организаций, получающих средства из областного бюджета на оказание социальных услуг). Информация о результатах независимой оценки оказания социальных услуг в Калининградской области размещена на официальном сайте Министерства социальной политики Калининградской области, на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальныхчреждениях (www.bus.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».Исходя из полученных результатов Министерством социальной политики Калининградской области разработан и утвержден план мероприятий на 2017 год по совершенствованию деятельности организаций социального обслуживания и повышению качества оказания социальных услуг по итогам проведенной в 2016 году независимой оценки качества услуг (приказ от 30 ноября 2016 года № 675).


Информация по документу
Читайте также