Расширенный поиск
Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 28.12.2016 № 748
О результатах мониторинга правоприменения закона области от 14 октября 2014 года № 3408-ОЗ
"О регулировании отдельных вопросов участия граждан в охране
общественного порядка на территории Вологодской области" Законодательное Собрание
области постановляет: Утвердить прилагаемые результаты мониторинга правоприменения закона области от 14
октября 2014 года № 3408-ОЗ "О регулировании отдельных вопросов
участия граждан в охране общественного порядка на территории Вологодской
области". Председатель Законодательного г. Вологда 28 декабря 2016 года № 748 УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Законодательного Собрания области от 28.12.2016 № 748 Результаты мониторинга правоприменения
закона области от 14 октября 2014 года № 3408-ОЗ
"О регулировании отдельных вопросов участия граждан в охране общественного порядка на территории Вологодской области" I. Общие положения Объект мониторинга – закон области от 14
октября 2014 года № 3408-ОЗ "О регулировании отдельных вопросов
участия граждан в охране общественного порядка на территории Вологодской
области" (далее также – закон области № 3408-ОЗ). Исполнители мониторинга: ответственный за проведение мониторинга – постоянный
комитет Законодательного Собрания области по государственно-правовой деятельности,
законности и правам человека (далее также – постоянный комитет); правовое управление Законодательного Собрания области
(далее также – правовое управление). Период проведения мониторинга – второе полугодие 2016
года. Краткая характеристика предмета правого регулирования: в соответствии с Федеральным законом
от 2 апреля 2014 года № 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного
порядка" закон области № 3408-ОЗ направлен на реализацию отдельных вопросов
деятельности народных дружин на территории Вологодской области. Законом области № 3408-ОЗ
определяются полномочия государственных органов области в сфере обеспечения
участия граждан в охране общественного порядка, регулируется порядок
взаимодействия и координации деятельности народных дружин и областной
межведомственной комиссии по профилактике правонарушений, создаваемой
Правительством области, и межведомственных комиссий по профилактике
правонарушений, создаваемых на территориях муниципальных образований области. Законом области № 3408-ОЗ
установлены образцы и порядок выдачи
удостоверения, образцы форменной одежды и (или) отличительной символики
народного дружинника, а также порядок предоставления льгот и компенсаций
народным дружинникам и членам их семей, предусмотрена возможность участия
органов местного самоуправления муниципальных образований области в оказании
поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного
порядка. Основания проведения мониторинга – план мероприятий
Законодательного Собрания области на второе полугодие, утвержденный
постановлением Законодательного Собрания области от 17 июня
2016 года № 436. Цели проведения мониторинга: проверка соответствия закона области № 3408-ОЗ
федеральному законодательству; оценка соответствия нормативных положений закона области № 3408-ОЗ
планируемому результату правового регулирования; анализ практики применения закона области № 3408-ОЗ
с целью дальнейшего совершенствования законодательства. Мониторинг проводился в соответствии с Положением о
мониторинге правоприменения нормативных правовых
актов, принятых Законодательным Собранием Вологодской области, утвержденным
постановлением Законодательного Собрания области от 25
декабря 2013 года № 988, с учетом Методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утвержденной
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года №
694. II. Сведения о мероприятиях, проведенных
постоянным комитетом в процессе мониторинга Постоянным комитетом осуществлены следующие
мероприятия. 1. Совместно с правовым управлением Законодательного
Собрания области проведен анализ законодательства Вологодской области и
законодательства других субъектов Российской Федерации, регулирующих
правоотношения, связанные с участием граждан в охране общественного порядка. 2. Совместно с правовым управлением Законодательного
Собрания области проведен анализ судебной практики по оспариванию региональных
нормативных правовых актов по теме мониторинга. 3. При проведении мониторинга постоянным комитетом
направлены письма и запросы об информации: в прокуратуру Вологодской области – о предоставлении
имеющейся информации о реализации закона области № 3408-ОЗ,
а также о предложениях по совершенствованию нормативного правового
регулирования общественных отношений в данной сфере; в управление Министерства внутренних дел Российской
Федерации по Вологодской области – о практике применения и реализации на территории
области вышеуказанного закона области; о количестве
зарегистрированных народных дружин в муниципальных районах и городских округах
области; о мероприятиях, проведенных УМВД России по Вологодской области и его
территориальными подразделениями, с привлечением народных дружин за период
действия названного закона; о проблемах,
возникающих при взаимодействии с народными дружинами, и об имеющихся
предложениях по совершенствованию такого взаимодействия; в городские, районные муниципальные образования области – о количестве созданных народных дружин на территории муниципального образования; об объемах средств местного бюджета, направленных на материально-техническое обеспечение деятельности народных дружин; о принятых нормативных правовых актах муниципального образования, устанавливающих порядок предоставления льгот и компенсаций народным дружинникам за счет средств местного бюджета; о принятых мерах по активизации взаимодействия народных дружин с подразделениями полиции; о проблемах, возникающих при взаимодействии с народными дружинами, и об имеющихся предложениях по совершенствованию такого взаимодействия; в управление Министерства юстиции Российской Федерации
по Вологодской области – о проведении повторной правовой экспертизы закона
области №
3408-ОЗ. 4. Информация, связанная с мониторингом закона области
№
3408-ОЗ, рассматривалась на заседаниях постоянного комитета. III.
Обобщение информации, полученной в результате мониторинга 1. Согласно
пункту "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы
защиты прав и свобод человека и гражданина,
обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации. По предмету совместного ведения субъект
Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные акты, которые
не могут противоречить федеральным законам. Основополагающим нормативным правовым актом,
устанавливающим основные формы участия граждан в охране
общественного порядка, участия граждан в поиске лиц, пропавших без вести,
порядок и особенности создания и деятельности народных дружин, а также правовой
статус народных дружинников, является
Федеральный закон от 2 апреля 2014 года № 44-ФЗ "Об
участии граждан в охране общественного порядка" (далее – Федеральный закон
"Об участии граждан в охране общественного порядка"). Кроме того, в Федеральном законе от 6 октября 1999
года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации" закреплено полномочие органов
государственной власти субъекта Российской Федерации по поддержке граждан и их
объединений, участвующих в охране общественного порядка (подпункт 512 пункта 2 статьи 263).
Закон области № 3408-ОЗ в соответствии с Федеральным законом "Об участии граждан в охране
общественного порядка" регулирует отдельные вопросы участия граждан в
охране общественного порядка на территории Вологодской области. В субъектах Российской Федерации также приняты и действуют законы,
регулирующие вопросы охраны общественного порядка, при этом в некоторых
субъектах РФ законодательство представлено не одним, а несколькими законами в
данной сфере. Так, в Москве действуют 3 закона г. Москвы: от 26.06.2002 № 36 "О Московской городской народной дружине"; от 28.03.2001 № 9 "Об участии жителей города Москвы в охране
общественного порядка"; от 10.12.2003 № 77 "Об общественных пунктах охраны порядка в городе
Москве". 2. Статьей 1 закона области № 3408-ОЗ определены полномочия органов государственной власти области в сфере
обеспечения участия граждан в охране общественного порядка. В частности, к
полномочиям органов исполнительной государственной власти области относятся: 1) принятие нормативных правовых актов области; 2) размещение в целях содействия гражданам, участвующим в поиске лиц,
пропавших без вести, на своем официальном сайте в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в
средствах массовой информации, в том числе на общероссийских обязательных
общедоступных телеканалах и радиоканалах, общедоступной информации о лицах,
пропавших без вести, месте их предполагаемого поиска, контактной информации
координаторов мероприятий по поиску лиц, пропавших без вести, иной
общедоступной информации, необходимой для эффективного поиска лиц, пропавших
без вести; 3) оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране
общественного порядка. В большинстве субъектов РФ отдельно полномочия органов государственной
власти не выделяются (Кабардино-Балкарская Республика, Республика Башкортостан,
Амурская, Астраханская, Белгородская, Владимирская, Ивановская, Курганская,
Липецкая, Самарская, Сахалинская, Томская, Оренбургская, Ярославская области). Аналогичные с законом области № 3408-ОЗ полномочия органов государственной власти установлены в таких субъектах
РФ, как Московская, Архангельская, Нижегородская, Омская, Магаданская области,
Камчатский Край, Республика Мордовия, Ненецкий автономный округ. Наряду с полномочиями, которые регламентированы в законе области № 3408-ОЗ, в отдельных субъектах РФ выделяются следующие полномочия органов
исполнительной власти субъектов РФ: организация проведения конкурсов "Лучший дружинник" и
"Лучшая народная дружина" (Ленинградская, Брянская области,
Республика Саха (Якутия), Республика Хакасия); личное страхование народных дружинников на период их участия в
проводимых мероприятиях по охране общественного порядка (Алтайский край, Воронежская
область, Республика Татарстан); подготовка рекомендаций гражданам, участвующим в поиске лиц, пропавших
без вести, для решения вопросов формирования организованных групп, определения
маршрута и места предполагаемого поиска, иных вопросов (Республика Крым,
Курская, Нижегородская, Рязанская области, Республика Татарстан, Республика
Мордовия); материальное стимулирование деятельности народных дружинников
(Новгородская область, Республика Тыва). Правительство Республики Тыва также заслушивает доклад руководителя
уполномоченного органа Республики Тыва и иных должностных лиц о деятельности
добровольных народных дружин по охране общественного порядка и утверждает
типовое положение и структуру муниципальных штабов по взаимодействию и
координации деятельности народных дружин на территории соответствующего
муниципального образования. В единственном субъекте РФ принят отдельный закон, разграничивающий
полномочия органов государственной власти субъектов РФ: закон Санкт-Петербурга
от 02.07.2014 № 360-66 "О разграничении полномочий Законодательного
Собрания Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга в сфере
регулирования участия граждан в охране общественного порядка", которым
предусматриваются следующие полномочия Правительства Санкт-Петербурга: получение уведомления о создании общественных объединений
правоохранительной направленности и народных дружин; установление границ территорий, на которых могут быть созданы народные
дружины; согласование кандидатуры командиров народных дружин; согласование плана работы народных дружин, места и времени проведения
мероприятий по охране общественного порядка, количества привлекаемых к охране
общественного порядка народных дружинников; участие в выработке совместного решения о порядке взаимодействия
народных дружин с органами внутренних дел (полицией); осуществление материального стимулирования деятельности народных
дружинников; осуществление личного страхования народных дружинников; выделение средств на финансирование материально-технического обеспечения
деятельности народных дружин, предоставление народным дружинам помещений,
технических средств, необходимых для осуществления их деятельности; обеспечение народных дружинников на время исполнения обязанностей
народных дружинников правом на проезд на маршрутах транспорта общего
пользования. 3. Участие органов местного самоуправления регламентировано в законе
области № 3408-ОЗ как оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в
охране общественного порядка, при осуществлении ими своей деятельности в
порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами. Между тем отдельные законы субъектов РФ предусматривают полномочия
органов местного самоуправления (которые, по сути, и так регламентированы в
Федеральном законе "Об участии граждан в охране общественного
порядка"): Ленинградская область, Алтайский край, Камчатский край,
Республика Крым, Краснодарский край. Законом Республики Крым от 26 октября 2016 года № 288-ЗРК/2016
определены, помимо прочих, следующие полномочия органов местного
самоуправления: принятие решений о создании координирующих органов (штабов) народных
дружин муниципальных образований, утверждение положения об их деятельности; подготовка рекомендаций гражданам, участвующим в поиске лиц, пропавших
без вести, для решения вопросов формирования организованных групп, определения
маршрута и места предполагаемого поиска, иных вопросов; установление границ территории, на которой может быть создана народная
дружина; осуществление материального стимулирования, установление дополнительных
льгот и компенсаций, гарантий правовой и социальной защиты для народных
дружинников и членов их семей. 4. Статьей 13 Федерального закона "Об участии граждан в охране
общественного порядка" в целях взаимодействия и координации деятельности
народных дружин органами государственной власти субъектов РФ и органами
местного самоуправления предусмотрено создание координирующих органов (штабов),
порядок создания и деятельности которых определяется законами субъектов РФ. Как определено в статье 2 закона области №
3408-ОЗ, взаимодействие и координация деятельности
народных дружин осуществляется: областной межведомственной комиссией по профилактике правонарушений,
создаваемой Правительством области; межведомственными комиссиями по профилактике правонарушений,
создаваемыми на территориях муниципальных образований области. Наименования координирующих органов и структуры народных дружин зависят
во многом от специфики самого субъекта РФ. Так, в г. Москве Московская городская народная дружина формируется в
соответствии с территориальным делением города Москвы и состоит из Московского
городского штаба народной дружины, созданного Правительством Москвы, и
территориальных подразделений (народных дружин районов и поселений города
Москвы, которые объединяются в народные дружины административных округов). В Республике Крым создан Крымский республиканский штаб Народного
ополчения - народной дружины Республики Крым, а органы местного самоуправления
могут создавать координирующие органы (штабы) народных дружин. Как правило, Штаб народных дружин субъекта РФ создается Правительством
субъекта РФ (реже высшим должностным лицом субъекта РФ, например, в Курской
области), которое утверждает положение о нем, а органы местного самоуправления
создают штабы народных дружин муниципальных образований и утверждают положения
о них (Ленинградская область, Алтайский край, Красноярский край, Амурская,
Калининградская области, Республика Калмыкия). В законах субъектов РФ раскрывается специфика формирования и
функционирования координационных штабов. Так, в Иркутской области создан
координационный орган по профилактике правонарушений при Правительстве
Иркутской области, а главы местных администраций поселений и городских округов
могут создавать координирующие органы (штабы) при местных администрациях либо
возлагать функции штабов на консультативно-совещательные органы (советы,
комиссии и другие) при местных администрациях, созданные для решения вопросов в
сфере охраны общественного порядка. В Кабардино-Балкарской Республике не
предусмотрено создание регионального координирующего органа (штаба), штабы
народных дружин могут создаваться лишь на муниципальном уровне. В некоторых субъектах РФ определен также состав штаба народных дружин,
куда могут входить представители органов местного самоуправления, органов
государственной власти, правоохранительных органов, казачьих обществ,
общественных объединений и командиры народных дружин (Архангельская, Ивановская
области, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Алтай). Кроме того, предусмотрено участие членов казачьих обществ в охране
общественного порядка в форменной одежде, установленной для членов казачьего
общества, с использованием символики народного дружинника (Республики Бурятия,
Ингушетия, Владимирская область). 5. Законом области № 3408-ОЗ предусмотрена выдача народному дружиннику удостоверения и отличительной
символики (нарукавная повязка, также может выдаваться форменная одежда
народного дружинника). Во всех субъектах РФ также предусмотрены удостоверение народного
дружинника, подтверждающее его правовой статус, и нарукавная повязка. Отличительную символику помимо нарукавной повязки составляют также
эмблема дружины (Москва, Воронежская область), нашивки (Ленинградская область),
личный информационный бейдж (Забайкальский край),
металлический знак (жетон) (Камчатский край), нагрудный знак (Владимирская
область, Краснодарский край, Новгородская область, Приморский край,
Ставропольский край, Рязанская область). Форменная одежда предусмотрена в Московской области (сигнальное
снаряжение), Камчатском крае (форменный жилет), Амурской, Брянской,
Воронежской, Новгородской, Ростовской, Самарской, Саратовской областях,
Республике Крым, Республике Татарстан, Удмуртской Республике, Республике
Хакасия, Ханты-Мансийском автономном округе – Югра. 6. Материально-техническое обеспечение деятельности народных дружин
согласно закону области № 3408-ОЗ осуществляется за счет добровольных пожертвований, а также иных
средств, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Подобное
финансирование предусмотрено в Ленинградской области, г. Москве. Во многих субъектах РФ предусмотрена возможность выделять средства на
финансирование материально-технического обеспечения деятельности народных
дружин, предоставлять народным дружинам помещения, технические и иные
материальные средства, необходимые для осуществления их деятельности, органами
государственной власти, органами местного самоуправления (Амурская,
Архангельская, Воронежская области, Республики Бурятия, Калмыкия, Карелия, г.
Москва). 7. Меры социальной поддержки народным дружинникам. Закон области № 3408-ОЗ не указывает конкретный перечень льгот и компенсаций народным
дружинникам и членам их семей, а предусматривает возможность предоставления
таких мер органами государственной власти области и органами местного
самоуправления, при этом в соответствующих нормативных правовых актах должны
быть определены наименование (перечень) льгот и компенсаций, условия
предоставления, перечень документов, необходимых для предоставления, порядок
уведомления, основания для отказа, основания прекращения, приостановления
предоставления льгот и компенсаций. По состоянию на 1 ноября 2016 года органами государственной власти
области нормативных правовых актов, устанавливающих льготы и компенсации
народным дружинникам и членам их семей, не принято. В городе Череповце и сельских поселениях Белозерского и Сокольского
муниципальных районов муниципальными правовыми актами определены меры
социальной поддержки членам народных дружин в виде материальной (денежной)
выплаты по итогам года за активную деятельность по обеспечению охраны
общественного порядка. Учитывая, что предыдущие рассмотренные положения законов субъектов РФ в
большем объеме урегулированы нормами Федерального закона "Об участии
граждан в охране общественного порядка", предлагается подробнее
рассмотреть меры социальной поддержки народных дружинников в законах субъектов
РФ, которые условно можно поделить на 2 группы: 1. Гарантии социальной защиты народных дружинников. В большинстве субъектов РФ предусмотрены компенсации при утрате
трудоспособности, гибели народного дружинника, полученные в связи с участием в
охране общественного порядка:
Наряду с денежными выплатами при увечье или гибели народного дружинника
в отдельных субъектах РФ предусмотрено и личное страхование народных
дружинников на период их участия в проводимых органами внутренних дел
(полицией) или иными правоохранительными органами мероприятиях по охране
общественного порядка (Камчатский край, Белгородская, Свердловская, Тамбовская
области, Республика Коми, Пермский край, Ставропольский край, Республика
Татарстан, Республика Тыва, Республика Саха (Якутия), Ханты-Мансийский
автономный округ). В Камчатском крае, Республике Коми, Республике Крым, Республике Саха
(Якутия), Белгородской области, Ханты-Мансийском автономном округе
предусмотрено обеспечение бесплатного проезда (оплаты стоимости проезда) на
всех видах общественного транспорта (за исключением такси) во время исполнения
обязанностей народного дружинника. Законами субъектов РФ предусмотрены следующие меры социальной поддержки: - выплаты народным дружинникам (Республика
Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика, Ставропольский край): ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных
товаров; ежегодная денежная компенсация на оздоровление; ежемесячная денежная компенсация на питание детей в дошкольных
образовательных организациях; - внеочередное обеспечение детей народных дружинников местами в детских
дошкольных учреждениях (Республика Ингушетия); - предоставление детям народных дружинников школьного возраста (до 15
лет включительно) путевок в оздоровительные лагеря области (Липецкая область); - прохождение периодических медицинских осмотров на
безвозмездной основе в медицинских организациях (Магаданская и
Свердловская области); - бесплатный оздоровительный отдых в
Оздоровительно-реабилитационном центре "Синегорье"
для народных дружинников и членов их семей (Магаданская область); - ежегодная денежная выплата на оздоровление народному дружиннику,
являющемуся членом народной дружины не менее одного года (Ульяновская область); - ежегодная денежная выплата народному дружиннику, размер которой
определяется исходя из произведения числа длившихся не менее чем четыре часа
подряд дежурств по охране общественного порядка, в которых он принял участие в
течение календарного года, и суммы, равной 600 рублям (Ульяновская область). 2. Меры поощрения народных дружинников. За особые заслуги в деле охраны общественного порядка, проявленные при
этом мужество и героизм народные дружинники могут быть представлены к
награждению государственными наградами, что предусмотрено в г. Москве, г.
Севастополе, Московской, Архангельской, Кировской, Костромской, Курской,
Мурманской, Нижегородской, Самарской, Тюменской областях, Республиках Алтай,
Башкортостан, Калмыкия, Карелия, Марий Эл, Мордовия, Кабардино-Балкарской
Республике, Краснодарском крае, Приморском крае, Хабаровском крае,
Ямало-Ненецком автономном округе. В некоторых субъектах РФ, таких как Ленинградская, Амурская,
Белгородская, Костромская, Новгородская, Пензенская, Саратовская, Томская,
Тюменская области, Республика Башкортостан, Республика Калмыкия, Республика
Карелия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Татарстан, Республика
Хакасия, Чеченская Республика, установлено моральное и материальное
стимулирование. При этом формами морального и материального стимулирования
являются: 1) объявление благодарности; 2) награждение почетной грамотой; 3) награждение ценным подарком; 4) выдача денежной премии. Также в качестве поощрения в законах субъектов РФ установлено
единовременное вознаграждение за помощь в раскрытии преступлений и задержании
лиц, их совершивших (Белгородская, Оренбургская, Челябинская области,
Камчатский край, Республика Коми, Красноярский край, Республика Хакасия,
Ханты-Мансийский автономный округ). В Липецкой области установлено также денежное вознаграждение народным
дружинникам за спасение людей во время проведения мероприятий по охране
общественного порядка (в размере 10 000 рублей). В Магаданской области народным дружинникам согласно закону области может
быть присвоено звание "Почетный народный дружинник Магаданской
области". Финансирование мер социальной поддержки в
большинстве субъектов РФ осуществляется из средств региональных бюджетов,
однако в отдельных законах субъектов РФ право устанавливать те или иные меры
социальной поддержки дается на откуп органам местного самоуправления с
соответствующим финансированием за счет средств местных бюджетов (Республика
Алтай, Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Крым,
Магаданская, Свердловская области). Изучив судебную практику, постоянный комитет отмечает,
что актуальных актов судебной практики по рассматриваемой теме не выявлено. 8. Информация о практике применения закона области от 14
октября 2014 года № 3408-ОЗ "О регулировании отдельных вопросов
участия граждан в охране общественного порядка на территории Вологодской
области". По данным управления Министерства внутренних дел
России по Вологодской области, за период действия закона области № 3408-ОЗ
на территории области в региональный реестр народных дружин внесены 133
народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности,
что подтверждается информацией, представленной городскими и районными
муниципальными образованиями. Так по
информации, представленной на 1 ноября 2016 года, зарегистрированы: в
г. Вологде 1
народная дружина численностью 860 дружинников; в
г. Череповце 27
народных дружин общей численностью 296 дружинников; в
Устюженском муниципальном районе 1 народная дружина
численностью 82 дружинника; в
Вологодском муниципальном районе 9 народных дружин численностью 74 дружинника; в
Никольском муниципальном районе 11 народных дружин численностью 62 дружинника; в
Грязовецком муниципальном районе 1 народная дружина
численностью 45 дружинников; в
Великоуcтюгском муниципальном районе 8 народных дружин
численностью 42 дружинника; в
Тарногском муниципальном районе 6 народных дружин численностью
40 дружинников; в
Кичменгско-Городецком муниципальном районе 12 дружин численностью 39
дружинников; в
Харовском муниципальном районе 4 народные дружины
численностью 37 дружинников; в
Вожегодском муниципальном районе 4 народные дружины
численностью 33 дружинника; в
Сямженском муниципальном районе 8 народных дружин
численностью 28 дружинников; в
Кирилловском муниципальном районе 7 народных дружин численностью 27 дружинников; в
Бабаевском муниципальном районе 2 народные дружины
численностью 22 дружинника; в
Бабушкинском муниципальном районе 7 народных дружин
численностью 21 дружинник; в
Кадуйском муниципальном районе 3 народные дружины
численностью 20 дружинников; в
Нюксенском муниципальном районе 4 народные дружины
численностью 19 дружинников; в
Вашкинском муниципальном районе 2 народные дружины
численностью 15 дружинников; в
Тотемском муниципальном районе 3 народные дружины
численностью 15 дружинников; в
Верховажском муниципальном районе 2 народные дружины
численностью 10 дружинников; в
Сокольском муниципальном районе 2 народные дружины численностью 10 дружинников; в
Междуреченском муниципальном районе 2 народные дружины численностью 9 дружинников; в
Вытегорском муниципальном районе 1 народная дружина
численностью 7 дружинников; в
Череповецком муниципальном районе 1 народная дружина численностью 6 дружинников; в
Шекснинском муниципальном районе 1 народная дружина численностью 6 дружинников; в
Усть-Кубинском муниципальном районе 1 народная дружина
численностью 5 дружинников; в
Чагодощенском муниципальном районе 1 народная дружина
численностью 4 дружинника; в
Белозерском муниципальном районе 2 народные дружины численностью 8 дружинников. В целях повышения эффективности организации работы по
привлечению к охране общественного порядка граждан и представителей общественности
(членов народных дружин, молодежных оперативных отрядов, сотрудников охранных
структур, казачества) и реализации федерального и областного законов утвержден
приказ УМВД России по Вологодской области от 07.10.2014 № 1280 "О Порядке
формирования и ведения регионального реестра народных дружин и общественных
объединений правоохранительной направленности". Приказом УМВД России по Вологодской области от
12.02.2015 № 146 на базе УМВД России по Вологодской области сформирована
рабочая группа по взаимодействию с народными дружинами и общественными
объединениями правоохранительной направленности, определены обязанности каждого
из членов данной группы. В УМВД России по Вологодской области за организацию
взаимодействия с общественными формированиями закреплен сотрудник отдела
организации охраны общественного порядка УМВД России по Вологодской области, в
территориальных органах МВД России по Вологодской области - руководители
подразделений полиции. По вопросам привлечения граждан к оказанию содействия органам
внутренних дел в вопросах охраны общественного порядка проводятся
организационные совещания различного уровня. УМВД России по Вологодской области изучены материалы
положительного опыта органов исполнительной власти Республики Татарстан,
Алтайского края, Белгородской, Московской, Новосибирской, Псковской,
Саратовской, Смоленской, Тюменской областей по созданию правовых и
организационных основ обеспечения социальной защиты народных дружинников и
осуществления их личного страхования при несении службы по охране правопорядка.
С учетом положительного опыта данных субъектов Российской Федерации на имя
Губернатора Вологодской области и представителя Законодательного Собрания
Вологодской области подготовлены и направлены ходатайства о создании правовых и
организационных основ обеспечения социальной защиты народных дружинников на
период их участия в мероприятиях по охране общественного порядка, а также
выделении денежных средств на данные цели. В целях реализации направленных
предложений 29 июня 2016 года принят закон области № 3974-ОЗ,
которым внесены изменения в закон области № 3408-ОЗ,
устанавливающие порядок предоставления льгот и компенсаций народным дружинникам
и членам семей народных дружинников. На базе Центра профессиональной подготовки УМВД России
по Вологодской области в первом полугодии текущего года проведено обучение
сотрудников органов внутренних дел, ответственных за подготовку народных
дружинников, после него должностные лица территориальных органов на местах
обучают представителей общественности, по итогам сдачи соответствующих зачетов
по изученной тематике каждому гражданину будет выдаваться свидетельство о
прохождении обучающих курсов установленного образца. УМВД России по Вологодской области совместно с
Комитетом гражданской защиты и социальной безопасности Вологодской области
утверждены порядок поощрения граждан, участвующих в охране общественного
порядка, и порядок выплаты денежного вознаграждения наиболее активным
гражданам, участвующим в охране общественного порядка, оказывающим помощь правоохранительным
органам. В рамках реализации подпрограммы "Профилактика преступлений и
иных правонарушений" государственной программы "Обеспечение
профилактики правонарушений, безопасности населения и территории Вологодской
области в 2013 - 2020 годах", утвержденной постановлением Правительства
области от
22 октября 2012 года № 1220, в 2016 году на поощрение наиболее активных
граждан, участвующих в охране общественного порядка, оказывающих помощь
правоохранительным органам, выделено 100 тысяч рублей, в 2017 году на эти же
расходы запланировано выделение 200 тысяч рублей. 9. По данным управления Минюста России по Вологодской
области, форма и текст закона области № 3408-ОЗ
соответствуют правилам юридической техники, информации о практике применения
закона области № 3408-ОЗ,
о проблемах в его применении (о невостребованных или не применимых на практике
положениях, пробелах, дублировании в правовом регулировании, о факторах,
снижающих эффективность реализации) не имеется, положений, противоречащих
федеральному законодательству, а также коррупциогенных
факторов не содержит. В ответе прокуратуры Вологодской области отмечено, что
жалоб и обращений по вопросам применения закона области № 3408-ОЗ
в органы прокуратуры области не поступало, информации о проблемах его применения
не имеется. Закон области № 3408-ОЗ
принят в пределах полномочий, предоставленных законодательному
(представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации
федеральным законодательством. В ходе проведения мониторинга правоприменения
закона области № 3408-ОЗ
противоречий федеральному законодательству не выявлено. Все положения
указанного закона области реализуются в полном объеме. Закон области № 3408-ОЗ
не дублирует иные нормативные правовые акты, востребован в применении на
практике, не содержит норм, фактически не действующих либо допускающих
возможность неоднозначного толкования и применения, а также не содержит коррупциогенных факторов. IV. Информация
о выявленных проблемах правового регулирования участия граждан и их
объединений в охране общественного порядка на
территории области 1. Прокуратура Вологодской области по результатам
анализа закона области № 3408-ОЗ
обращает внимание на то, что согласно части 7 статьи 26 Федерального закона "Об участии граждан в охране общественного порядка" порядок
предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации и
органами местного самоуправления народным дружинникам льгот и компенсаций
должен устанавливаться законами субъектов Российской Федерации. Законом области
№ 3408-ОЗ такой порядок не установлен. Постоянный комитет отмечает, что законом области от 29 июня
2016 года № 3974-ОЗ в закон области № 3408-ОЗ внесены изменения, которыми указанный закон области дополнен статьей 41,
устанавливающей порядок предоставления льгот и компенсаций народным дружинникам
и членам семей народных дружинников. Данным порядком предусматривается
следующее: - льготы и компенсации народным дружинникам и членам семей народных
дружинников могут предоставляться органами государственной власти области и
органами местного самоуправления; - органы государственной власти области и органы местного самоуправления
в своих нормативных правовых актах определяют: наименование (перечень) льгот и компенсаций; условия предоставления
льгот и компенсаций; перечень документов, необходимых для предоставления льгот
и компенсаций, порядок рассмотрения этих документов; порядок уведомления
заявителей о результатах рассмотрения заявления; основания для отказа
заявителям в предоставлении льгот и компенсаций; основания прекращения,
приостановления предоставления льгот и компенсаций; - порядок обращения заявителя в уполномоченный Правительством области
исполнительный орган государственной власти области или определенный
соответствующим муниципальным правовым актом орган местного самоуправления; - порядок рассмотрения заявления и приложенных к нему документов
уполномоченным исполнительным органом государственной власти области, органом
местного самоуправления. Постоянный комитет полагает, что нормативные правовые акты, устанавливающие
льготы и компенсации народным дружинникам и членам их семей, не приняты. 2. Управление МВД России по Вологодской области по результатам анализа правоприменения закона области № 3408-ОЗ отмечает, что имеются проблемные вопросы в организации привлечения
общественных формирований к обеспечению правопорядка, в частности: 1) на региональном уровне не принят нормативный правовой акт,
устанавливающий дополнительные меры социальной поддержки и страховых гарантий
представителей народных дружин, принимающих участие в охране общественного порядка. Постоянный комитет считает целесообразным рассмотреть вопрос о
возможности законодательного установления конкретных мер социальной поддержки
представителям народных дружин и членам их семей, что может повысить интерес
граждан к активной деятельности по участию в охране общественного порядка; 2) в связи с ограниченным объемом финансирования
обеспечения деятельности народных дружин в большинстве своем сохраняются
проблемы с оснащением народных дружинников форменной одеждой, отличительной
символикой и удостоверениями. В связи с учетом максимального выставления
ежесуточной численности народных дружинников для несения службы по охране
общественного порядка необходимо 200 единиц форменного обмундирования. Постоянный комитет отмечает, что закон области № 3408-ОЗ к источникам материально-технического обеспечения деятельности народных
дружин относит добровольные пожертвования, а также иные средства, не
запрещенные законодательством Российской Федерации. При этом федеральное законодательство
дает право органам государственной власти субъектов Российской Федерации,
органам местного самоуправления выделять средства на финансирование
материально-технического обеспечения деятельности народных дружин,
предоставлять народным дружинам помещения, технические и иные материальные
средства, необходимые для осуществления их деятельности. V. Предложения по результатам проведения
мониторинга По результатам проведения мониторинга правоприменения закона области от 14
октября 2014 года № 3408-ОЗ "О регулировании отдельных вопросов
участия граждан в охране общественного порядка на территории Вологодской
области" постоянный комитет Законодательного Собрания области по
государственно-правовой деятельности, законности и правам человека, проанализировав
информацию, поступившую из прокуратуры области, Управления МВД России по
Вологодской области, считает целесообразным рекомендовать Правительству области
рассмотреть возможность законодательного установления конкретных мер социальной
поддержки (льгот, компенсаций, иных мер) народным дружинникам, членам семей
народных дружинников. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|