Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 28.12.2016 № 769

 

 

 

ЗА­КО­НО­ДА­ТЕЛЬ­НОЕ СО­Б­РА­НИЕ ВОЛОГОД­СКОЙ ОБ­ЛАС­ТИ

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

О результатах мониторинга правоприменения

закона области от 4 июня 1999 года № 371-ОЗ

"О вопросах административно-территориального устройства

Вологодской области" в части правоприменения порядка рассмотрения

предложений о присвоении наименований вновь образованным

административно-территориальным единицам или о переименовании

административно-территориальных единиц

 

 

Законодательное Собрание области постановляет:

 

Утвердить прилагаемые результаты мониторинга правоприменения закона области от 4 июня 1999 года № 371-ОЗ "О вопросах административно-территориального устройства Вологодской области" в части правоприменения порядка рассмотрения предложений о присвоении наименований вновь образованным административно-территориальным единицам или о переименовании административно-территориальных единиц.

 

 

Председатель Законодательного

Собрания области          А.Н. Луценко

 

 

г. Вологда

28 декабря 2016 года

№ 769

 

 

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением

Законодательного

Собрания области

от 28.12.2016 № 769

 

Результаты

мониторинга правоприменения закона области от 4 июня 1999 года

№ 371-ОЗ "О вопросах административно-территориального устройства

Вологодской области" в части правоприменения порядка рассмотрения

предложений о присвоении наименований вновь образованным

административно-территориальным единицам или

о переименовании административно-территориальных единиц

 

I. Общие положения

 

Объект мониторинга – закон Вологодской области от 4 июня 1999 года № 371-ОЗ "О вопросах административно-территориального устройства Вологодской области" в части правоприменения порядка рассмотрения предложений о присвоении наименований вновь образованным административно-территориальным единицам или о переименовании административно-территориальных единиц (далее – закон области  371-ОЗ).

Субъект мониторинга – постоянный комитет Законодательного Собрания области по вопросам местного самоуправления (далее также – постоянный комитет).

Цель мониторинга – осуществление анализа действующих положений закона области от 4 июня 1999 года № 371-ОЗ "О вопросах административно-территориального устройства Вологодской области" и разработки предложений по совершенствованию областного законодательства в сфере рассмотрения предложений о присвоении наименований вновь образованным административно-территориальным единицам или переименовании административно-территориальных единиц.

 

II. Сведения о деятельности постоянного комитета

 

Мониторинг осуществлялся постоянным комитетом в соответствии с планом мероприятий Законодательного Собрания области на второе полугодие 2016 года, утвержденным постановлением Законодательного Собрания области от 17 июня 2016 года № 436.

Постоянным комитетом осуществлены следующие мероприятия.

1. Совместно с правовым управлением Законодательного Собрания области проведен анализ закона области и законов других субъектов Российской Федерации, регулирующих правовые основы осуществления порядка рассмотрения предложений о присвоении наименований вновь образованным административно-территориальным единицам или о переименовании административно-территориальных единиц.

2. Совместно с правовым управлением Законодательного Собрания области проведен анализ судебной практики по оспариванию региональных нормативных правовых актов по теме мониторинга.

3. При проведении мониторинга запрошена следующая информация:

в Правительстве области – о практике применения и реализации областного законодательства по теме мониторинга;

в прокуратуре области – о реализации областного законодательства по теме мониторинга, а также о предложениях по совершенствованию соответствующего нормативного правового регулирования;

в Ассоциации "Совет муниципальных образований Вологодской области" – о предложениях по совершенствованию областного законодательства, регулирующего вопросы присвоения наименований вновь образованным административно-территориальным единицам или переименования административно-территориальных единиц.

4. Проведен анализ поступившей в постоянный комитет по вопросам местного самоуправления информации по теме мониторинга.

5. Проведено заседание постоянного комитета по теме мониторинга.

 

III. Проведение мониторинга

 

Состояние законодательства Вологодской области,

регулирующего вопросы присвоения наименований

вновь образованным административно-территориальным единицам

или переименования административно-территориальных единиц

 

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 18 декабря 1997 года № 152-ФЗ "О наименованиях географических объектов" (далее - Федеральный закон № 152-ФЗ), регламентирующей порядок присвоения наименований географическим объектам и переименования географических объектов, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации рассматривают предложения о присвоении наименований географическим объектам или о переименовании географических объектов, информируют население соответствующих территорий о необходимых затратах и выявляют его мнение об указанных предложениях в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Согласно вышеуказанной статье Федерального закона № 152-ФЗ предложения о присвоении наименований географическим объектам или о переименовании географических объектов могут вноситься органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также общественными объединениями, юридическими лицами, гражданами Российской Федерации.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации рассматривают указанные предложения, информируют население соответствующих территорий о необходимых затратах и выявляют его мнение об указанных предложениях в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

В целях реализации положений статьи 9 Федерального закона № 152-ФЗ законом области от 4 июня 1999 года № 371-ОЗ "О вопросах административно-территориального устройства Вологодской области" установлены следующие положения:

1) статьей 7 установлено, что полномочием Законодательного Собрания области является рассмотрение предложений о присвоении наименований вновь образованным административно-территориальным единицам Вологодской области или о переименовании административно-территориальных единиц Вологодской области, а в случае их одобрения - направление на экспертизу в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в порядке, установленном федеральным законодательством;

2) статьей 9№ установлен общий порядок рассмотрения предложений о присвоении наименований вновь образованным административно-территориальным единицам.

В частности предусмотрено, что предложения о присвоении наименований вновь образованным административно-территориальным единицам или о переименовании административно-территориальных единиц, обосновывающие документы и расчеты необходимых затрат направляются в Законодательное Собрание области Губернатором области, органами местного самоуправления, а также общественными объединениями, юридическими лицами, гражданами Российской Федерации.

Указанные предложения, обосновывающие документы и расчеты необходимых затрат также могут быть направлены Губернатору области органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, гражданами Российской Федерации.

Предложения о присвоении наименований вновь образованным административно-территориальным единицам или о переименовании административно-территориальных единиц вносятся Губернатором области в Законодательное Собрание области в виде проектов постановлений Законодательного Собрания области об одобрении предложений о присвоении наименований вновь образованным административно-территориальным единицам или по переименованию административно-территориальных единиц. К указанному проекту постановления Законодательного Собрания области прилагаются следующие документы:

1) копия постановления Правительства области об образовании административно-территориальной единицы;

2) расчеты финансовых затрат на реализацию предложений о присвоении наименования вновь образованной административно-территориальной единице или переименовании административно-территориальной единицы;

3) копии топографических карт либо кадастровые планы территории, позволяющие однозначно идентифицировать административно-территориальную единицу и ее местоположение;

4) пояснительная записка с обоснованием предлагаемого наименования вновь образованной административно-территориальной единицы или необходимости предлагаемого переименования административно-территориальной единицы;

5) биографические справки о жизни и деятельности лиц, имена которых предлагается присвоить административно-территориальной единице, и копии документов, подтверждающих награждение государственными наградами (если предлагается присвоить имена лиц, имеющих заслуги перед государством);

6) сведения о наличии одноименных населенных пунктов в пределах сельсовета (поссовета), а в случае если предлагается присвоить наименование сельсовету, поссовету (переименовать сельсовет, поссовет), - сведения о наличии одноименных сельсоветов, поссоветов соответственно в пределах района;

7) информацию о географических координатах центра административно-территориальной единицы, определенных с точностью до десятых долей минуты;

8) информацию о численности населения, проживающего на территории административно-территориальной единицы, структуре занятости, промышленных, сельскохозяйственных, строительных и транспортных предприятиях, предприятиях торгового и бытового обслуживания населения, связи, наличии на территории административно-территориальной единицы почтово-телеграфного учреждения или железнодорожной станции и их наименованиях, о мнении соответствующего органа связи и управления железной дороги соответственно о наименовании вновь образованной административно-территориальной единицы или о переименовании административно-территориальной единицы.

Проект постановления Законодательного Собрания области, а также вышеперечисленные документы рассматриваются на заседании постоянного комитета Законодательного Собрания области по вопросам местного самоуправления.

После рассмотрения представленных документов постоянный комитет Законодательного Собрания области по вопросам местного самоуправления принимает решение об информировании населения соответствующих территорий о затратах, необходимых на присвоение наименования вновь образованной административно-территориальной единице или на переименование административно-территориальной единицы, и выявлении мнения населения соответствующих территорий об указанном предложении.

Представительный орган поселения в течение 30 календарных дней:

рассматривает поступившие документы;

обеспечивает информирование населения соответствующих территорий о затратах, необходимых на присвоение наименования вновь образованной административно-территориальной единице или на переименование административно-территориальной единицы;

принимает решение, выражающее мнение населения соответствующих территорий о предложении о присвоении наименования административно-территориальной единице или о переименовании административно-территориальной единицы.

Решение представительного органа и документы, подтверждающие информирование населения соответствующих территорий о необходимых затратах, направляются в Законодательное Собрание области.

В случае принятия постановления Законодательного Собрания области об одобрении предложения о присвоении наименования вновь образованной административно-территориальной единице или по переименованию административно-территориальной единицы Законодательное Собрание области направляет на экспертизу в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти указанное постановление, обосновывающие документы и расчеты затрат на присвоение наименования вновь образованной административно-территориальной единице или переименование административно-территориальной единицы.

При получении отрицательного экспертного заключения уполномоченного федерального органа исполнительной власти Законодательное Собрание области направляет указанное экспертное заключение Губернатору области.

Таким образом, областным законодательством урегулирован порядок рассмотрения предложений о присвоении наименований вновь образованным административно-территориальным единицам.

 

Состояние законодательства субъектов Российской Федерации,

регулирующего вопросы присвоения наименований

вновь образованным административно-территориальным единицам

или переименования административно-территориальных единиц

 

Проанализировав законодательство субъектов Российской Федерации по рассматриваемому вопросу, постоянный комитет Законодательного Собрания области по вопросам местного самоуправления отмечает следующее.

По данным информационно-справочной системы КонсультантПлюс, практически во всех субъектах Российской Федерации законодательно урегулирован порядок рассмотрения предложений о присвоении наименований вновь образованным административно-территориальным единицам или о переименовании административно-территориальных единиц либо в рамках общего закона об административно-территориальном устройстве, либо в специальном законе.

В 29 субъектах Российской Федерации имеются специальные законы о присвоении наименований географическим объектам и переименовании географических объектов, предметом правового регулирования которых выступают:

либо порядок рассмотрения законодательным органом предложений о присвоении наименований географическим объектам и (или) о переименовании географических объектов и информирования населения и выявления его мнения по данным вопросам (Калининградская, Ивановская, Липецкая, Магаданская, Мурманская, Ульяновская, Ярославская области);

либо порядок информирования населения и выявления мнения населения о присвоении наименований или переименовании географических объектов (Воронежская, Орловская области, Хабаровский край).

Основным способом выявления мнения населения в законах различных регионов выступает опрос граждан.

В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Ряд субъектов Российской Федерации, например: Тульская, Амурская, Астраханская, Новгородская, Калининградская области, проводят специальный опрос, направленный на выявление мнения населения о присвоении наименований или переименовании географических объектов по инициативе законодательного органа субъекта Российской Федерации. При этом непосредственно законом урегулирован и порядок его проведения с приложением форм документов.

В Санкт-Петербурге проводится заочный консультативный опрос на официальном сайте Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с предоставлением участникам опроса возможности ознакомиться с предложением о присвоении наименования или переименовании.

Опрос в вышеуказанных регионах проводится самим законодательным органом региона либо его органом (председателем, комитетом и т.д.) после поступления предложения о присвоении наименования вновь образованной административно-территориальной единице или о ее переименовании.

В некоторых регионах (Свердловская, Воронежская области) выявление соответствующего мнения населения может осуществляться в форме проведения опроса граждан, собрания граждан, публичных слушаний либо через представительный орган муниципального образования. При этом мнение населения выявляется органами местного самоуправления в порядке, установленном уставом или муниципальным нормативным правовым актом представительного органа соответствующего муниципального образования, и результаты проведения опроса граждан, собрания граждан, публичных слушаний носят рекомендательный характер.

В Костромской области ответственный комитет областной Думы после поступления предложения о присвоении наименования вновь образованной административно-территориальной единице или о ее переименовании направляет в соответствующий представительный орган, а также для опубликования в официальных источниках сведения о поступившем предложении в целях выявления мнения населения, а затем обобщает поступившую информацию.

В Московской области в случае поступления инициативы о присвоении наименования (переименования) областная Дума направляет главе соответствующего муниципального образования материалы для информирования населения соответствующих территорий о необходимых затратах и выявления его мнения.

По вопросу регулирования подготовки расчета необходимых затрат на присвоение наименования (переименование) административно-территориальной единицы сообщаем, что в законах отдельных субъектов, как и Вологодской области, предусмотрено, что в случае внесения соответствующего предложения не высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, а иным лицом законодательный орган направляет данное предложение высшему должностному лицу (высшему органу исполнительной государственной власти) субъекта РФ в целях рассмотрения и принятия решения о внесении соответствующего проекта в законодательный орган. При этом все документы, необходимые для принятия решения об одобрении предложения о присвоении наименования (переименовании), подготавливаются органами исполнительной власти, а затем высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вносит соответствующую законодательную инициативу в законодательный орган.

Однако большинство региональных законов позволяет всему кругу лиц, указанных в статье 9 Федерального закона от 18 декабря 1997 года № 152-ФЗ "О наименованиях географических объектов", внести предложение о присвоении наименования (переименовании) административно-территориальной единицы. В таком случае инициатор предложения, как правило, готовит все документы, необходимые для принятия решения об одобрении предложения.

В некоторых субъектах Российской Федерации расчеты необходимых затрат на присвоение наименования вновь образованной административно-территориальной единице или переименование административно-территориальной единицы направляются в высший орган исполнительной власти для проведения экспертизы (Республика Башкортостан, Астраханская, Брянская области).

В отдельных регионах расчет необходимых затрат на присвоение наименования (переименование) административно-территориальной единицы производится по методике, разрабатываемой высшим органом исполнительной государственной власти субъекта РФ (Воронежская область, Санкт-Петербург).

Актуальных актов судебной практики по рассматриваемой теме не выявлено.

 

Информация о правоприменительной практике закона области,

регулирующего вопросы присвоения наименований

вновь образованным административно-территориальным единицам

или переименования административно-территориальных единиц

 

Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 7 закона области  371-ОЗ к полномочию Законодательного Собрания области относится рассмотрение предложений о присвоении наименований вновь образованным административно-территориальным единицам Вологодской области или о переименовании административно-территориальных единиц Вологодской области.

Учитывая, что закон области  371-ОЗ вступил с силу с 1999 года, Законодательным Собранием принято 14 постановлений о присвоении наименований вновь образованным административно-территориальным единицам Вологодской области или о переименовании административно-территориальных единиц Вологодской области, в том числе:

в 2001 году принято 4 постановления Законодательного Собрания области, предусматривающих одобрение предложений о присвоении наименований вновь образованным административно-территориальным единицам области или о переименовании административно-территориальных единиц области:

постановление Законодательного Собрания области от 20 июня 2001 года № 309 "О наименовании населенных пунктов". Данным постановлением одобрено предложение администрации области о присвоении наименований одному населенному пункту;

постановление Законодательного Собрания области от 11 июля 2001 года № 413 "О наименовании населенных пунктов". Данным постановлением одобрено предложение администрации области о присвоении наименований 29 населенным пунктам, а также о переименовании одного населенного пункта;

постановление Законодательного Собрания области от 3 октября 2001 года № 436 "О наименовании населенных пунктов". Данным постановлением одобрено предложение администрации области о присвоении наименований 4 населенным пунктам, а также о переименовании 2 населенных пунктов;

постановление Законодательного Собрания области от 29 ноября 2001 года № 573 "О наименованиях населенных пунктов" (о присвоении вновь образованному населенному пункту деревня "Митенская" Никольского сельсовета Кадуйского района);

в 2002 году принято 1 постановление Законодательного Собрания области от 20 февраля 2003 года № 72 "О наименовании населенных пунктов". Данным постановлением одобрено предложение администрации области о присвоении наименования 1 населенному пункту;

в 2005 году принято 1 постановление Законодательного Собрания области, предусматривающие одобрение предложений Правительства области о присвоении наименования населенным пунктам - постановление Законодательного Собрания области от 22 июня 2005 года № 475 "О присвоении наименований вновь образованным населенным пунктам на территориях Кадуйского, Устюженского, Шекснинского районов". Данным постановлением одобрено предложение Правительства области о присвоении наименований 3 населенным пунктам;

в 2009 году принято 1 постановление Законодательного Собрания области от 27 мая 2009 года № 343 "О присвоении наименования вновь образованному населенному пункту на территории Лесковского сельсовета Вологодского района Вологодской области". Данным постановлением одобрено предложение Правительства области о присвоении наименования 1 населенному пункту;

в 2011 году принято 2 постановления Законодательного Собрания области, предусматривающих одобрение предложений Правительства области о переименовании населенных пунктов:

постановление Законодательного Собрания области от 23 марта 2011 года № 121 "О предложении Правительства области о переименовании населенного пункта на территории Чуровского сельсовета Шекснинского района Вологодской области". Данным постановлением одобрено предложение Правительства области о переименовании 1 населенного пункта;

постановление Законодательного Собрания области от 31 мая 2011 года № 268 "О предложении Правительства области о переименовании населенных пунктов Шекснинского района Вологодской области". Данным постановлением одобрено предложение Правительства области о переименовании 3 населенных пунктов;

в 2012 году принято 5 постановлений Законодательного Собрания области, предусматривающих одобрение предложений Правительства области о присвоении наименований населенным пунктам:

постановление Законодательного Собрания области от 23 мая 2012 года № 309 "О предложении Правительства области о присвоении наименования "Верхний Починок" вновь образованному населенному пункту на территории Сухонского сельсовета Междуреченского района Вологодской области";

постановление Законодательного Собрания области от 27 июня 2012 года № 431 "О предложении Правительства области о присвоении наименования "Дубровская" вновь образованному населенному пункту на территории Нижнеспасского сельсовета Тарногского района Вологодской области";

постановление Законодательного Собрания области от 28 ноября 2012 года № 737 "О предложении Правительства области о присвоении наименования "Маура" вновь образованному населенному пункту на территории Горицкого сельсовета Кирилловского района Вологодской области";

постановление Законодательного Собрания области от 12 декабря 2012 года № 835 "О предложении Правительства области о присвоении наименования "Демидово" вновь образованному населенному пункту на территории Никольского сельсовета Кадуйского района Вологодской области";

постановление Законодательного Собрания области от 26 декабря 2012 года № 944 "О предложении Правительства области о присвоении наименования "Исаково" вновь образованному населенному пункту на территории сельского поселения Андомское Вытегорского муниципального района Вологодской области и внесении изменений в постановление Законодательного Собрания области от 29 ноября 2001 года № 573".

После принятия Законодательным Собранием области вышеуказанных постановлений они были направлены на экспертизу в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

После согласования предложений о присвоении наименований вновь образованным населенным пунктам или о переименовании населенных пунктов Вологодской области Правительством Российской Федерации приняты соответствующие постановления.

Необходимо отметить, что порядок рассмотрения предложений о присвоении наименований вновь образованным административно-территориальным единицам области или переименовании административно-территориальных единиц области, установленный статьей 9№ закона области  371-ОЗ, которая введена законом области 29 июня 2012 № 2803-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О вопросах административно-территориального устройства Вологодской области", не применялся на практике до настоящего времени, так как с 2013 года в Законодательное Собрание области не поступали предложения о присвоении наименований вновь образованным административно-территориальным единицам области или переименовании административно-территориальных единиц области.

В то же время постоянный комитет по вопросам местного самоуправления отмечает:

1) анализируя законодательство иных субъектов Российской Федерации в части рассмотрения предложений о присвоении наименований географическим объектам и (или) о переименовании географических объектов, информирования населения о необходимых затратах и выявления его мнения по данным вопросам, целесообразно рассмотреть вопрос о подготовке законодательной инициативы по внесению изменений в статью 91 закона области  371-ОЗ в части уточнения порядка информирования граждан и выявления его мнения по вопросам присвоения наименований вновь образованным административно-территориальным единицам области или переименования административно-территориальных единиц области, а именно:

предусмотреть размещение на официальном сайте Законодательного Собрания области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о предложении о присвоении наименований и (или) о переименовании административно-территориальных единиц в целях информирования граждан по данному вопросу;

предусмотреть, что представительный орган муниципального образования выявляет соответствующее мнение населения в форме проведения опроса граждан (собрания граждан, публичных слушаний) и по его итогам принимает соответствующее решение по данному вопросу;

2) в соответствии с частью 3³ статьи 9№ закона области  371-ОЗ представительный орган поселения в порядке, установленном муниципальным правовым актом, в течение 30 календарных дней рассматривает поступившие документы, обеспечивает информирование населения соответствующих территорий о затратах, необходимых на присвоение наименования вновь образованной административно-территориальной единице или на переименование административно-территориальной единицы, и принимает решение, выражающее мнение населения соответствующих территорий о предложении о присвоении наименования административно-территориальной единице или о переименовании административно-территориальной единицы.

Однако в настоящее время в муниципальных образованиях области до настоящего времени не приняты соответствующие муниципальные правовые акты в целях реализации положений статьи 9№ закона области  371-ОЗ. Таким образом, необходимо проинформировать муниципальные образования области о проведении работы по разработке и принятию соответствующих муниципальных правовых актов, предусматривающих порядок информирования населения о необходимых затратах и выявления его мнения о предложении о присвоении наименования административно-территориальной единице или о переименовании административно-территориальной единицы.

 

Результаты проведения мониторинга

 

В связи с изложенным постоянный комитет Законодательного Собрания области по вопросам местного самоуправления полагает необходимым подготовить проект закона области "О внесении изменений в статью 9№ закона области "О вопросах административно-территориального устройства Вологодской области" в части уточнения порядка выявления мнения населения соответствующих территорий о предложении о присвоении наименования административно-территориальной единице или о переименовании административно-территориальной единицы, а также информирования населения о затратах, необходимых на присвоение наименования вновь образованной административно-территориальной единице или о переименовании административно-территориальной единицы.

После принятия соответствующего закона области постоянному комитету Законодательного Собрания области по вопросам местного самоуправления проинформировать органы местного самоуправления муниципальных образований области о необходимости разработки и принятия соответствующих муниципальных правовых актов, предусматривающих порядок информирования населения о необходимых затратах и выявления его мнения о предложении о присвоении наименования административно-территориальной единице или о переименовании административно-территориальной единицы.

 


Информация по документу
Читайте также