Расширенный поиск

Постановление Правительства Архангельской области от 13.12.2016 № 507-пп

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО  АРХАНГЕЛЬСКОЙ  ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 13 декабря 2016 г. № 507-пп

 

 

г. Архангельск

 

 

О внесении изменений в региональные нормативы

градостроительного проектирования Архангельской области

 

 

В соответствии с частью 1 статьи 29.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 11 статьи 8 областного закона от 01 марта 2006 года № 153-9-ОЗ «Градостроительный кодекс Архангельской области» Правительство Архангельской области  постановляет:

 

1.  Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в региональные нормативы градостроительного проектирования Архангельской области, утвержденные постановлением Правительства Архангельской области от 19 апреля 2016 года № 123-пп.

2.  Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

Первый заместитель Губернатора

Архангельской области –

председатель Правительства

Архангельской области

 

 

 

А.В. Алсуфьев

 

 

 


         УТВЕРЖДЕНЫ

                  постановлением Правительства

                   Архангельской области

                  от 13 декабря 2016 г. № 507-пп

 

 

ИЗМЕНЕНИЯ,

которые вносятся в региональные нормативы

градостроительного проектирования Архангельской области

 

 

Региональные нормативы градостроительного проектирования Архангельской области изложить в следующей редакции:

 

«УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Правительства

Архангельской области

от 19 апреля 2016 г. № 123-пп

(в редакции постановления Правительства

Архангельской области

от 13 декабря 2016 г. № 507-пп)

 

 

Часть I. Общие положения

 

1. Введение

 

Региональные нормативы градостроительного проектирования Архангельской области (далее – региональные нормативы) подготовлены в соответствии с требованиями ст. 29.2, 29.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 18 областного закона от 01 марта 2006 года № 153-9-ОЗ «Градостроительный кодекс Архангельской области» и являются средством регулирования градостроительной деятельности для органов государственной власти Архангельской области. Региональные нормативы обеспечивают согласованность решений стратегического социально-экономического планирования и градостроительного проектирования, определяют зависимость между показателями социально-экономического развития и пространственной организацией территорий.

При подготовке региональных нормативов учитывались документы стратегического планирования Архангельской области, отраслевые стратегии и планы, государственные и иные программы Архангельской области.

Региональные нормативы разработаны с учетом:

природно-климатических и социально-демографических особенностей Архангельской области;

требований охраны окружающей среды и экологической безопасности;

санитарно-гигиенических норм;

требований сохранения памятников истории и культуры;

интенсивности использования территорий иного назначения, выраженной в процентах застройки, иных показателях;

обеспечения предупреждения чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера;

обеспечения требований пожарной безопасности.

В качестве отличительных особенностей муниципальных образований Архангельской области (далее – муниципальные образования) были выделены природно-климатическое районирование, численность населения, особенности системы расселения.

Региональные нормативы устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального значения, относящимися к областям, указанным в части 3 статьи 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации, иными объектами регионального значения населения Архангельской области
и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения Архангельской области.

В целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения региональные нормативы содержат расчетные показатели
и параметры развития, организации и использования территорий.

Региональные нормативы включают в себя следующие разделы:

общие положения;

правила и область применения расчетных показателей, содержащихся
в основной части региональных нормативов;

материалы по обоснованию расчетных показателей, содержащихся
в основной части региональных нормативов;

основная часть – расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности населения Архангельской области объектами регионального значения и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения.

Расчетные нормативы, содержащиеся в основной части региональных нормативов, применяются при подготовке документов территориального планирования, документации по планировке территорий муниципальных образований, а также при установлении в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, иных градостроительных показателей
и норм, направленных на обеспечение создания благоприятных условий жизнедеятельности человека при архитектурно-строительном проектировании.

Региональные нормативы определяют также размеры земельных участков, требуемых для размещения объектов капитального строительства регионального и местного значения.

В случае если в региональных нормативах установлены предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения населения муниципальных образований, предусмотренные частями 3 и 4 статьи 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности такими объектами населения муниципальных образований, устанавливаемые местными нормативами градостроительного проектирования, не могут быть ниже этих предельных значений.

Расчетные показатели для объектов муниципального значения,
не включенных в региональные нормативы, должны быть установлены
в местных нормативах градостроительного проектирования с учетом
административно-территориального устройства муниципального образования, особенностей развития населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования, социально-демографического состава и плотности населения муниципального образования.

Региональные нормативы обязательны для всех субъектов градостроительной деятельности, осуществляющих свою деятельность на территории Архангельской области, независимо от их организационно-правовой формы.

Внесение изменений в региональные нормативы осуществляется
в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области.

 

2. Основные понятия. Термины и определения

 

Основные понятия, термины и определения в настоящих региональных нормативах применяются в соответствии с их определениями, установленными законодательством Российской Федерации.

 

3. Цели и задачи

 

Региональные нормативы разработаны в целях:

реализации государственных и иных программ Архангельской области;

обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения;

обеспечения пространственного развития территории, соответствующего качеству жизни населения, предусмотренному документами стратегического планирования Архангельской области, определяющими и содержащими цели и задачи социально-экономического развития территории Архангельской области;

определения основных ориентиров и стандартов для разработки документов территориального планирования, документации по планировке территории.

Региональные нормативы позволяют обеспечить согласованность решений и показателей развития территории, устанавливаемых в документах стратегического планирования Архангельской области.

Региональные нормативы направлены на решение следующих основных задач:

установление расчетных показателей, применение которых необходимо при разработке или корректировке документов территориального планирования, документации по планировке территории, документов градостроительного зонирования;

обеспечение оценки качества градостроительной документации в плане соответствия ее решений целям повышения качества жизни населения, установленным в документах стратегического планирования Архангельской области.

 

4. Объекты регионального значения

 

В документах территориального планирования подлежат отображению объекты капитального строительства федерального, регионального и местного значения.

Объекты капитального строительства регионального значения в документах территориального планирования муниципальных образований отображаются
в соответствии со схемой территориального планирования Архангельской области, в том числе в качестве объектов, оказывающих влияние на установление функциональных зон и (или) планируемое размещение объектов местного значения муниципального образования.

Перечень объектов регионального значения, подлежащих отображению в документах территориального планирования, приведен в приложении № 1 к настоящим региональным нормативам.

 

5. Основные принципы разработки и применения

региональных нормативов

 

При разработке региональных нормативов были учтены основные принципы законодательства о градостроительной деятельности, определенные в статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе:

обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности;

ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Архангельской области за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов;

осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности;

осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

Использование региональных нормативов в качестве инструмента управления развитием территории обеспечивает количественно измеримый перевод решений документов стратегического планирования в решения градостроительной документации регионального уровня.

В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования Архангельской области и муниципальных образований должны подготавливаться на основании Стратегии социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года, одобренной распоряжением администрации Архангельской области от 16 декабря 2008 года № 278-ра/48, прогноза социально-экономического развития, государственных программ, муниципальных стратегий социально-экономического развития и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования.

Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального значения населения Архангельской области
и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения устанавливают количественную взаимосвязь между целевыми показателями документов стратегического планирования и параметрами объектов регионального значения, размещение которых предусматривается схемой территориального планирования Архангельской области.

Обязательность соблюдения требований региональных нормативов при подготовке документов территориального планирования и документации по планировке территории предусмотрена частью 1.1 пункта 1 статьи 15, пунктом 2 статьи 20, пунктом 3 статьи 24, пунктом 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В случаях, связанных с наделением исполнительных органов государственной власти новыми полномочиями, может осуществляться подготовка региональных нормативов градостроительного проектирования
в отношении одного или нескольких видов объектов.

 

6. Типология расчетных показателей региональных нормативов градостроительного проектирования Архангельской области

 

При разработке региональных нормативов были выделены следующие типы расчетных показателей:

расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального значения, относящиеся к областям, указанным
в части 3 статьи 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации:

транспорт (железнодорожный, водный, воздушный);

автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий;

образование;

здравоохранение;

физическая культура и спорт;

расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального значения в иных областях в соответствии
с полномочиями Архангельской области:

культура;

социальное обслуживание населения;

расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов для населения Архангельской области.

 

7. Административно-территориальное устройство

 

Территория Архангельской области входит в состав Северо-Западного федерального округа и граничит с Республикой Коми, Республикой Карелия, Кировской, Вологодской и Тюменской областями.

Территория материковой части Архангельской области составляет 33 385,216 тыс. га. Значительная часть территории Архангельской области относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.

Территория характеризуется низкой плотностью населения, слабым уровнем развития городской сети и неравномерностью размещения городских населенных пунктов. Из 13 городов один – крупный, один – большой, один – средний, остальные – малые. Сельские поселения также размещаются неравномерно, более плотно – в южных районах области и по бассейнам рек Северная Двина и Онега. Малая заселенность на большей части территории объясняется природно-климатическими условиями, крайне слабой хозяйственной освоенностью и низкой плотностью транспортной сети.

Система административно-территориального устройства Архангельской области регулируется областным законом от 23 сентября 2009 года № 65-5-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Архангельской области». Областной закон устанавливает административно-территориальное устройство Архангельской области, порядок его изменения, а также порядок принятия решений об изменении границы Архангельской области и порядок участия органов государственной власти Архангельской области в деятельности
по присвоению наименований и переименованию административно-территориальных единиц Архангельской области.

В состав Архангельской области входят следующие административно-территориальные единицы:

районы – Вельский, Верхнетоемский, Вилегодский, Виноградовский, Каргопольский, Коношский, Котласский, Красноборский, Ленский, Лешуконский, Мезенский, Новая Земля, Няндомский, Онежский, Пинежский, Плесецкий, Приморский, Соловецкий, Устьянский, Холмогорский и Шенкурский;

города областного значения – Архангельск, Коряжма, Котлас, Мирный, Новодвинск, Онега, Северодвинск;

островные территории – Земля Франца-Иосифа и остров Виктория;

иные административно-территориальные единицы в соответствии с областным законом от 23 сентября 2009 года № 65-5-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Архангельской области».

В соответствии с требованиями Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на территории Архангельской области образованы муниципальные образования. По состоянию на 1 ноября 2016 года в Архангельской области насчитывается 215 муниципальных образований, из них:

7 городских округов;

19 муниципальных районов;

20 городских поселений;

160 сельских поселений (идет процесс количественного сокращения сельских поселений путем их объединения).

Перечень населенных пунктов, входящих в состав муниципальных образований, содержится в областном законе от 23 сентября 2004 года № 258-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области».

Областной закон от 23 сентября 2009 года № 65-5-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Архангельской области» действует во взаимосвязи с нормами областного закона от 23 сентября 2004 года № 258-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области».

В Архангельской области имеются территории со специальным статусом:

1) сухопутные территории Арктической зоны Российской Федерации, определенные указом Президента Российской Федерации от 02 мая 2014 года № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации». Это территории следующих муниципальных образований: 

«Город Архангельск»;

«Мезенский муниципальный район»;

«Новая Земля»;

«Город Новодвинск»;

«Онежский муниципальный район»;

«Приморский муниципальный район»;

«Северодвинск».

К таким территориям также отнесены земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане (архипелаг Земля Франца Иосифа, о. Виктория);

2)  закрытое административно-территориальное образование (ЗАТО) «Мирный»;

3)  монопрофильные муниципальные образования (моногорода), включенные в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 года № 1398-р «Об утверждении перечня монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)»:

сельское поселение Киземское (Устьянский муниципальный район);

городское поселение город Онега (Онежский муниципальный район);

городское поселение поселок Октябрьский (Устьянский муниципальный район);

городской округ – город Коряжма;

городской округ – город Новодвинск;

Североонежское городское поселение;

городской округ – город Северодвинск.

 

8. Пространственно-планировочная организация территории

 

Для территории Архангельской области характерна четкая планировочная структура. К основным планировочным осям относятся: река Северная Двина, железные дороги Москва – Архангельск и Коноша – Воркута.

Там, где железные дороги пересекаются с рекой Северная Двина, формируются основные узлы системы расселения – групповые системы населенных мест Архангельская (49 процентов населения Архангельской области) и Котласская (11 процентов населения Архангельской области).

В масштабе Архангельской области также выделяются три значимых подцентра системы расселения:

город Вельск – рабочий поселок Октябрьский;

рабочий поселок Плесецк – город Мирный;

город Онега.

Сложившийся урбанизированный каркас Архангельской области характеризуется неравномерностью формирования планировочных осей
и планировочных узлов. Это обусловлено исторически сложившейся системой расселения, неравномерностью освоения природных ресурсов
и, как следствие, расположением крупных промышленных узлов в основном в северо-западной и южной частях Архангельской области. Планировочный каркас сформирован и закреплен осевым транспортным каркасом меридионального направления Архангельск – Вологда – Москва и широтного направления Коноша – Котлас – Республика Коми. Кроме этого, к основным элементам планировочного каркаса относится диагональная природная планировочная ось – река Северная Двина.

Наиболее освоены территории южной и юго-западной частей Архангельской области. Для этих территорий характерны наибольший удельный вес площади сельскохозяйственных угодий Архангельской области и исторически сложившийся характер расселения с многочисленными сельскими и городскими населенными пунктами. Часть из них (города Котлас, Коряжма и прилегающие к ним сельские населенные пункты) формируют групповую систему населенных мест.

Северная и северо-восточная части Архангельской области являются наименее освоенными и представлены лесами защитных категорий
и эксплуатационными лесами (Мезенский и Лешуконский районы).

Северо-западная и центральная части Архангельской области представляют собой зону средней степени освоения, но с развитым урбанизированным каркасом и формирующимися групповыми системами населенных мест:

Архангельская (города Архангельск, Новодвинск, Северодвинск, населенные пункты Приморского муниципального района);

Плесецкая (город Мирный, рабочий поселок Плесецк).

Групповые системы населенных мест – начальная стадия развития агломеративного характера расселения. Наиболее существенным индикатором наличия агломеративных связей является маятниковая миграция по трудовым целям, которая в настоящее время проявляется в небольших объемах во всех трех формирующихся групповых системах населенных мест: Архангельской, Котласской, Плесецкой.

Для Архангельской области характерен высокий коэффициент урбанизации. Доля городского населения составляет порядка 77 процентов от численности населения Архангельской области, что превышает общероссийский показатель. Около 800 населенных пунктов имеют нулевую численность населения. Преобладают населенные пункты с численностью населения
от 10 до 200 человек.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2004 года № 707-р к территориям с низкой плотностью населения отнесены следующие муниципальные образования:

Онежский муниципальный район;

Лешуконский муниципальный район;

Мезенский муниципальный район;

Новая Земля.

Основными задачами пространственного развития территории Архангельской области являются:

развитие и оптимизация сложившейся структуры расселения, в том числе развитие формирующихся групповых систем населенных мест;

диверсификация производственной специализации моногородов, городских и сельских населенных пунктов за счет развития сети предприятий по производству продукции и услуг;

развитие Арктических территорий, территориальной инженерно-транспортной инфраструктуры, ведущих секторов экономики Архангельской области, сельских поселений, специализирующихся на производстве сельскохозяйственной продукции;

развитие экологического каркаса и создание благоприятной среды жизнедеятельности человека путем достижения баланса экономических
и экологических интересов.

 

9. Географическое положение и природно-климатические условия

 

Архангельская область находится на северо-восточной окраине Восточно-Европейской равнины. Административно она также включает острова Северного Ледовитого океана: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля; острова Белого моря: Соловецкие острова, о. Моржовец и множество
мелких островов в Онежской и Двинской губе. Указанные территории омываются холодными водами трех арктических морей: Белого, Баренцева
и Карского.

Исходя из особенностей радиационного режима (солнечная радиация) и циркуляции атмосферы выделяются три климатических пояса: арктический, субарктический и умеренный. К арктическому поясу относятся острова архипелага Земля Франца Иосифа и Северный остров Новой Земли.

Основная часть материковой территории Архангельской области согласно климатическому районированию принадлежит к атлантико-континентальной области умеренного пояса.

Территория Архангельской области характеризуется значительной дифференциацией природных условий, что определяется ее физико-географическим положением.

Приполярное положение значительной части Архангельской области
и связанное с ним малое количество солнечной радиации зимой, влияние северных морей и Атлантики являются основными факторами формирования климата и определяют его особенности.

Определенную роль в формировании климата играют и холодные арктические воздушные массы, под воздействием которых находится вся территория из-за открытости ее в сторону Северного Ледовитого океана. Поступление воздушных масс арктического происхождения в любое время года сопровождается холодными и сухими северо-восточными ветрами, приносящими резкие похолодания. Наиболее часто их вторжения наблюдаются
в летнее время.

Континентальные массы воздуха, охлажденные зимой и прогретые летом, поступают преимущественно с юго-востока – со стороны Сибири. Зимой континентальный воздух приносит сухую морозную погоду.

Влияние морей сильно сказывается на распределении температуры воздуха по территории. Зимой температура воздуха на побережьях морей выше, чем в удалении от моря, а летом – ниже. Вглубь материка
в направлении с запада на восток ослабевает влияние Атлантики и, соответственно, нарастает континентальность климата, что можно проследить по изменению годовой амплитуды температуры воздуха, полученной как разность между средней месячной температурой июля
и января. Она увеличивается от 23 – 28°С на севере территории до 30 – 31°С
на юге и от 15°С на западной границе края до 35°С – на восточной.

Наибольшей суровостью климата отличаются острова архипелагов Земля Франца Иосифа, лежащие полностью в арктической зоне, и Новая Земля.

Совокупность перечисленных факторов обусловливает большую неустойчивость погодных условий, короткое прохладное лето и длинную холодную зиму с устойчивым снежным покровом, относительно мягкую
в западных районах области и более суровую в восточных.
Небольшие местные различия климатических условий связаны с микро- и мезоформами рельефа, экспозицией склонов, близостью озер и болот и т.д.

Климатические условия рассматриваемой территории в течение всего года дискомфортны. В целом для Архангельской области характерны следующие неблагоприятные для человека свойства климата:

большая изменчивость погоды;

относительно короткое и прохладное лето с непродолжительным комфортным периодом (период со средними суточными температурами выше 15°С);

длительная зима;

высокая влажность воздуха;

большое число дождливых дней;

сильные ветры;

частые туманы;

частые метели.

По потенциалу загрязнения атмосферы, характеризующему климатические условия загрязнения и степень возможного рассеяния и удаления атмосферных примесей (самоочищение атмосферы), восточная часть Северо-Западного региона отнесена к зоне умеренного потенциала загрязнения атмосферы.

 

10. Социально-экономические условия и региональные

особенности расселения

 

Природно-географическое положение повлияло на особенности хозяйственной деятельности в Архангельской области. Экономическое развитие по наиболее традиционным отраслям в Архангельской области базируется на предприятиях лесопромышленного комплекса, строительной индустрии и развитой инфраструктуре торговых портов. Это край лесной индустрии, рыбной промышленности, современного судостроения и российской космонавтики.

Архангельская область является экономически развитым регионом
с высокой степенью сырьевой специализации и преобладанием экспортно-ориентированной индустрии, которая сочетается с фрагментным внедрением инновационных технологий, а также с сохранением традиционной
(доиндустриальной) хозяйственной деятельности. Города и районы Архангельской области, как правило, имеют ярко выраженную производственную специализацию, причем лесопромышленный комплекс преобладает в 15 муниципальных районах и двух городских округах Архангельской области.

Большие запасы лесных ресурсов обусловили ведущую роль и развитие лесопромышленного комплекса, являющегося основой стабильности Архангельской области на долгосрочную перспективу. При этом отрасль нуждается в технологическом и инфраструктурном развитии, а также
в оптимизации лесоэксплуатационной деятельности. Здесь расположены крупные целлюлозно-бумажные комбинаты: открытое акционерное общество «Архангельский ЦБК», филиал открытого акционерного общества «Группа ИЛИМ» (в городе Коряжме), большое количество деревообрабатывающих заводов и других предприятий лесопромышленного комплекса. Продукция лесопромышленного комплекса поставляется во многие регионы России
и СНГ. Она является основной статьей экспорта в зарубежные страны,
следовательно, главным источником поступления валютных ресурсов
в Архангельскую область.

Приморское положение обусловило развитие гражданского и военного судостроения. Необходимость материально-технического обеспечения судостроения и лесной промышленности способствовала развитию машиностроительного комплекса. Основные производства: судостроение и судоремонт, оборудование для лесопромышленного комплекса, ремонт сельскохозяйственных машин
и другой техники. Предприятия оборонного комплекса расположены
в основном в городе Северодвинске. Здесь располагается центр атомного судостроения. В Плесецком районе находится 1-й Государственный испытательный космодром Министерства обороны Российской Федерации «Плесецк». Развитие инноваций в отраслях военно-промышленного комплекса способствует внедрению высоких технологий и в гражданские отрасли промышленности.

Архангельская область располагает огромными водными ресурсами. Здесь насчитывается 70 тыс. больших и малых рек суммарной протяженностью 275 тыс. км. Четыре крупнейшие реки (Северная Двина, Печора, Онега и Мезень) впадают в арктические моря. Широкая и глубокая Северная Двина создает благоприятные условия для навигации и является основным водным путем. Достаточно протяженные морские границы обеспечили развитие промысла рыбы, морского зверя, водорослей. Рыбная продукция поставляется как в регионы России, так и на экспорт. Лесная промышленность и рыбная отрасль являются старейшими в экономике Архангельской области.

Архангельская область располагает большими запасами минерально-сырьевых ресурсов. Открыты значительные запасы известняков, цементного сырья, гипсов, песков, глин, строительных камней, подземных вод и других полезных ископаемых. Область обладает большим запасом водных ресурсов, которые способствуют размещению водоемких производств. Усиливается роль минерально-сырьевых баз общероссийского значения (добыча природных алмазов в юго-восточном Беломорье).

Транспортная сеть в регионе размещена неравномерно. Область слабо обеспечена автомобильными дорогами, качественная структура автотранспортной сети не вполне отвечает современным требованиям. Отсутствует автодорожная связь с Ненецким автономным округом. Из-за нехватки мостовых переходов 7 процентов населения не обеспечены постоянно действующим выходом на общероссийскую автодорожную сеть.

Развита сеть местных авиалиний и речного транспорта. Общая длина судоходных речных путей – более 4 тыс. км, 72 процента которых имеют гарантированные глубины. Этот вид транспортных путей используется для сообщения внутри Архангельской области, связывает труднодоступные районы. Основными водными путями являются реки Северная Двина
и Вычегда.

Приморское расположение области послужило предпосылкой для строительства морских портовых сооружений. Архангельский морской порт в настоящее время является вторым в мире (после Лондона) по протяженности причальной сети. В порту осуществляется обработка грузов торговых, нефтеналивных, рыболовецких и других типов судов, имеется собственный ледокольный флот, обеспечивающий круглогодичную навигацию. Прорабатывается вопрос о расположении в Архангельске представительства Федерального государственного учреждения «Администрация Северного морского пути».

По территории области проходят две магистральные железные дороги: Москва – Архангельск и Коноша – Воркута. Осуществляется железнодорожное сообщение с Карелией и Мурманской областью, с Кировской областью (через Котлас). Схемой территориального планирования Российской Федерации
в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2013 года № 384-р, на территории Архангельской области предусмотрено строительство новых железнодорожных линий:

«Белкомур» (Белое море – Коми – Урал);

Архангельск – Мезенская приливная электростанция (Мезенский, Приморский районы);

Коноша – Медгора.

По территории южных районов Архангельской области проходит система магистральных газопроводов «Ухта – Торжок» и «Пунга – Ухта – Грязовец», а также участок газопровода «Сыня – Ярославль».

Архангельская область обладает уникальным историко-культурным потенциалом для развития различных видов туризма. Она необычайно богата памятниками истории, культуры, природы, архитектуры, археологии
и монументального искусства. Под охраной государства находятся 1849 памятников истории и культуры. В регионе расположены 111 особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения, планируется создание новых. Памятники Соловецкого архипелага отнесены к особо ценным объектам природного и исторического наследия России и включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Города Каргополь и Сольвычегодск в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 29 июля 2010 года № 418 и Министерства регионального развития Российской Федерации № 339 «Об утверждении перечня исторических поселений» вошли в перечень исторических поселений федерального значения.

На базе судостроительных предприятий оборонно-промышленного комплекса возможно дальнейшее увеличение производства морской техники и оборудования для добычи нефти и газа на арктическом шельфе России, гражданского судостроения и судоремонта. Создание Северного центра судостроения и судоремонта в Северодвинске позволило усовершенствовать технологическую базу предприятий, что послужило импульсом к развитию малых и средних предприятий машиностроения Архангельской области, которые сегодня активно сотрудничают с крупными предприятиями, входящими в открытое акционерное общество «Северный центр судостроения и судоремонта» (акционерное общество «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие», акционерное общество «Центр судоремонта «Звездочка», акционерное общество «Северное производственное объединение «Арктика», открытое акционерное общество «Конструкторское бюро «Рубин-Север»).

На территории Архангельской области концентрируются значительные ресурсы ископаемого сырья, следует ожидать многократного роста добывающей промышленности и развития предприятий переработки.

Социально-экономическое положение сельской местности имеет сильные территориальные диспропорции. Лесозаготовительная деятельность ограничена в связи с исчерпанностью доступной лесосеки вдоль основных транспортных коммуникаций. Значительная часть сельского населения ориентирована на традиционное натуральное хозяйство и самозанятость.

 

Часть II. Область применения региональных нормативов градостроительного проектирования Архангельской области

 

1. Настоящие региональные нормативы применяются при подготовке, согласовании, утверждении и реализации документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории, а также используются для принятия решений органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, осуществляющими контроль за градостроительной (строительной) деятельностью на территории Архангельской области.

Региональные нормативы обязательны для всех субъектов градостроительной деятельности, осуществляющих свою деятельность на территории Архангельской области, независимо от их организационно-правовой формы, если иные расчетные показатели местного значения не предусмотрены местными нормативами градостроительного проектирования.

2.  Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности населения объектами регионального значения и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов, установленные в настоящих региональных нормативах, применяются при подготовке:

схемы (схем) территориального планирования Архангельской области;

схем территориального планирования муниципальных районов Архангельской области;

генеральных планов городских округов Архангельской области;

генеральных планов городских и сельских поселений Архангельской области;

правил землепользования и застройки муниципальных образований;

документации по планировке территории, в том числе при подготовке проектов планировки территории, проектов межевания территории
и градостроительных планов земельных участков, предназначенных для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства.

Указанные показатели применяются также при внесении изменений
в перечисленные документы. Расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов приводятся с учетом движения в одну сторону.

3.  Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности населения объектами местного значения муниципальных районов и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов (в одну сторону), установленные в региональных нормативах, применяются при подготовке местных нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования муниципальных районов Архангельской области в случаях:

отсутствия утвержденных местных нормативов градостроительного проектирования муниципального района;

противоречия расчетных показателей, установленных указанными местными нормативами градостроительного проектирования, предельным значениям соответствующих расчетных показателей, установленных региональными нормативами.

4.  Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности населения объектами местного значения городских округов, поселений
и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной
доступности таких объектов (в одну сторону), установленные в региональных нормативах, применяются при подготовке местных нормативов градостроительного проектирования, генеральных планов городских округов, поселений в случаях:

отсутствия у указанных муниципальных образований утвержденных местных нормативов градостроительного проектирования;

противоречия расчетных показателей, установленных местными нормативами градостроительного проектирования городских округов, поселений, предельным значениям соответствующих расчетных показателей, установленных региональными нормативами.

5.  Расчетные показатели для объектов муниципального значения,
не включенных в региональные нормативы, должны быть установлены
в местных нормативах градостроительного проектирования с учетом особенностей развития территории, социально-демографического состава населения и системы расселения соответствующего муниципального образования.

6.  По вопросам, не рассматриваемым в региональных нормативах, следует руководствоваться Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

При осуществлении градостроительного проектирования необходимо учитывать, что:

поселки городского типа следует проектировать по нормам, установленным для малых городов;

поселки при предприятиях и объектах, не имеющие статуса поселка городского типа, следует проектировать по ведомственным нормам, а при их отсутствии – по нормам, установленным для сельских населенных пунктов соответствующей численности;

населенные пункты с особым режимом градостроительной деятельности (закрытые и обособленные военные городки, вахтовые поселки, метеостанции
и т.д.) следует проектировать на основании ведомственных нормативных документов.

 

Часть III. Обоснование расчетных показателей,

 содержащихся в основной части региональных нормативов градостроительного проектирования Архангельской области

 

1. В области транспорта (железнодорожного, водного, воздушного)

 

Внешний транспорт (железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный) следует проектировать как комплексную систему во взаимосвязи
с улично-дорожной сетью и городскими видами транспорта, обеспечивающую потребности населения во внегородских корреспонденциях.

Для улучшения обслуживания пассажиров целесообразно проектировать объединенные транспортные узлы различных видов транспорта (пассажирские вокзалы и автостанции).

Пассажирские вокзалы следует проектировать, обеспечивая транспортные связи с городским населенным пунктом – центром городского округа, городского поселения, между вокзалами, с жилыми и промышленными районами.

 

1.1. Железнодорожный транспорт

 

Проектирование новых железнодорожных линий, а также реконструкция существующих линий общего пользования колеи 1520 мм осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»,
СП 119.13330.2012 Свод правил. Железные дороги колеи 1520 мм. Актуализированная редакция СНиП 32-01-95, приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 06 августа 2008 года № 126
«Об утверждении Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также нормы расчета охранных зон железных дорог», СП 42.13330.2011 Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* (далее – СП 42.13330.2011).

Размещение основных остановочных пунктов пригородного сообщения определено в схеме территориального планирования Архангельской области (Схема транспортной инфраструктуры).

Расчетные показатели минимального допустимого уровня обеспеченности объектами железнодорожного транспорта и их территориальной доступности не нормируются.

 

1.2. Водный транспорт

 

Речной транспорт является составной частью транспортного комплекса Архангельской области и обеспечивает региональные перевозки грузов
и пассажиров по внутренним водным путям. Для жителей отдельных районов Архангельской области внутренний водный транспорт в навигационный период является единственным видом сообщения с областным или районными центрами и не имеет альтернативы по перевозке пассажиров. На внутренних водных путях Архангельской области работает около 50 переправ. Одной из основных проблем внутреннего водного транспорта является отсутствие оборудованных причалов. Посадка/высадка пассажиров с судов внутреннего водного транспорта в большинстве остановочных пунктов производится на необорудованный берег.

Потребность в причалах определяется отдельно для водоизмещающих судов транзитных и местных линий, туристических линий, экскурсионно-прогулочных линий, пригородных и внутригородских линий, скоростных судов всех линий и видов сообщений, судов, обслуживающих переправы. При этом возможно совмещение на одном причале обслуживания судов двух или более видов сообщений. Для судов на подводных крыльях, воздушной подушке, а также туристских и водоизмещающих экскурсионных судов рекомендуется предусматривать отдельные причалы.

Размещение объектов водного транспорта федерального и регионального значения, в том числе основных причальных сооружений и паромных переправ, на реках области определено в схеме территориального планирования Архангельской области (Схема транспортной инфраструктуры).

Расчетные показатели минимального допустимого уровня обеспеченности объектами водного транспорта и их территориальной доступности не нормируются.

 

1.3. Воздушный транспорт

 

На территории Архангельской области расположено 23 аэропорта (аэродрома), из них 7 аэропортов имеют аэродромы с искусственным покрытием.

Аэропорт Архангельск (Талаги) и аэропорт Архангельск (Васьково) –  государственные аэродромы Министерства обороны Российской Федерации, являются аэродромами совместного базирования Российской Федерации согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 10 августа 2007 года № 1034-р. 

Аэропорт Архангельск (Талаги) – аэропорт федерального значения
и открыт для международных полетов.

Аэропорт Архангельск (Васьково) является базовым аэропортом местных авиалиний для 13 приписных аэропортов для приема самолетов
Л-410, Ан-2 и вертолетов, обеспечивающих жизнедеятельность населенных пунктов Архангельской области.

Большое значение имеют аэропорты в отдаленных населенных пунктах в Приморском, Мезенском и Лешуконском районах, так как зачастую являются единственным видом транспорта круглогодичного функционирования.

Размещение аэропортов (аэродромов) местных авиалиний определено
в схеме территориального планирования Архангельской области (Схема транспортной инфраструктуры).

Сведения о размещении аэропортов (аэродромов) местных авиалиний, предусмотренных схемой территориального планирования Архангельской области, в разрезе муниципальных образований приведены в таблице № 1.

 

Таблица № 1

 

Наименование муниципального образования

Коли-

чество

Аэропорт (аэродром)

1

2

3

1. Вельский муниципальный район

1

Вельск

2. Верхнетоемский муниципальный район

2

Верхняя Тойма, Согра

3. Виноградовский муниципальный район

4. Вилегодский муниципальный район

5. Каргопольский муниципальный район

1

Каргополь

6. Коношский муниципальный район

1

Коноша (планируемый)

7. Котласский муниципальный район

8. Красноборский муниципальный район

1

Красноборск

9. Ленский муниципальный район

1

Яренск

10. Лешуконский муниципальный район

5

Лешуконское, Ценогора, Койнас, Вожгора, Олема

11. Мезенский муниципальный район

9

Мезень, Каменка, Мосеево, Сафоново, Чижгора, Сояна, Долгощелье, Койда, Ручьи

12. Няндомский муниципальный район

1

Няндома

13. Онежский муниципальный район

1

Онега

14. Пинежский муниципальный район

2

Карпогоры, Сосновка (планируемые)

15. Плесецкий муниципальный район

 

16. Приморский муниципальный район

 

6

Васьково, Пертоминск, Лопшеньга, Верхняя Золотица, Летняя Золотица, Соловки, Земля Франца Иосифа (военный аэродром)

17. Устьянский муниципальный район

18. Холмогорский муниципальный район

1

2

3

19. Шенкурский муниципальный район

1

Шенкурск

20. Город Архангельск

1

Талаги (аэропорт федерального значения)

21. Город Коряжма

22. Город Новодвинск

23. Котлас

1

Котлас

24. Мирный

1

Мирный (военный аэродром)

25. Новая Земля

1

Белушья Губа (военный аэродром)

26. Северодвинск

 

Строительство и реконструкция аэродромов, аэропортов и объектов единой системы организации воздушного движения регулируются законодательством
о градостроительной деятельности.

Расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов воздушного транспорта для населения не нормируются.

 

2. В области автомобильных дорог общего пользования

регионального и межмуниципального значения

 

По территории Архангельской области проходит автомобильная
дорога общего пользования федерального значения М-8 «Холмогоры» (Москва – Ярославль – Вологда – Архангельск, включая подъезд к городу Северодвинску).

К автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Архангельской области относятся автомобильные дороги общего пользования, соответствующие одному из следующих критериев, утвержденных постановлением Правительства Архангельской области от 22 декабря 2014 года № 556-пп:

1)  автомобильные дороги общего пользования, соединяющие административный центр Архангельской области – город Архангельск с административными центрами муниципальных районов и городскими округами (вне границ городских округов);

2) автомобильные дороги общего пользования, соединяющие между собой административные центры муниципальных районов Архангельской области, административные центры муниципальных районов Архангельской области с административными центрами городских округов Архангельской области (вне границ городских округов Архангельской области);

3)  автомобильные дороги общего пользования, соединяющие административные центры муниципальных образований с автомобильными дорогами регионального или федерального значения.

К автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Архангельской области также относятся автомобильные дороги,
не подходящие по критериям к региональным автомобильным дорогам,
но на дату утверждения Региональных нормативов градостроительного проектирования Архангельской области находящиеся в областной собственности в соответствии с перечнем автомобильных дорог общего пользования регионального значения.

К автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Архангельской области могут относиться автомобильные дороги общего пользования, соответствующие одному из следующих критериев:

1)  подъездные дороги от автомобильных дорог федерального
и регионального значения к аэропортам, речным и морским портам, железнодорожным станциям;

2)  автомобильные дороги общего пользования (кроме автомобильных дорог, отнесенных к автомобильным дорогам федерального значения), обеспечивающие связь Архангельской области с приграничными к ней субъектами Российской Федерации

Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения Архангельской области и перечень ледовых переправ, не вошедших в протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального значения Архангельской области, утверждается постановлением Правительства Архангельской области.

Нормативы минимальной обеспеченности автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода, приняты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 года № 860 «О требованиях к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода».

Нормативы минимальной обеспеченности населения пунктами технического осмотра для Архангельской области и входящих в ее состав муниципальных образований установлены постановлением Правительства Архангельской области от 27 августа 2013 года № 384-пп «Об утверждении нормативов минимальной обеспеченности населения пунктами технического осмотра транспортных средств для Архангельской области и входящих в ее состав муниципальных образований» и приведены в таблице № 2.

 

Таблица № 2

 

Наименование

муниципального образования

Нормативы минимальной обеспеченности населения диагностическими линиями технического осмотра, включая передвижные, единиц

1

2

1. Город Архангельск

4

2. Северодвинск

2

3. Котлас

1

4. Котласский муниципальный район

5. Город Новодвинск

1

6. Холмогорский муниципальный район

7. Город Коряжма

1

8. Вилегодский  муниципальный район

 

1

2

9. Ленский муниципальный район

 

10. Мирный

1

11. Плесецкий муниципальный район

12. Вельский  муниципальный район

1

13. Устьянский муниципальный район

14. Верхнетоемский муниципальный район

1

15. Красноборский  муниципальный район

16. Виноградовский  муниципальный район

1

17. Шенкурский муниципальный район

18. Каргопольский муниципальный район

1

19. Коношский  муниципальный район

20. Няндомский муниципальный район

21. Лешуконский муниципальный район

1

22. Мезенский муниципальный район

23. Пинежский муниципальный район

24. Приморский муниципальный район

1

25. Онежский  муниципальный район

Всего

16


Информация по документу
Читайте также