Расширенный поиск

Постановление Правительства Архангельской области от 20.12.2016 № 532-пп

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО  АРХАНГЕЛЬСКОЙ  ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 20 декабря 2016 г. № 532-пп

 

 

г. Архангельск

 

 

Об утверждении региональной программы Архангельской области

по оказанию комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра, проживающим в Архангельской области,

«ТЫ НЕ ОДИН!»

 

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пунктом «а» статьи 31.2 Устава Архангельской области, итогами конкурсного отбора инновационных социальных программ субъектов Российской Федерации по программам Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Правительство Архангельской области п о с т а н о в л я е т:

 

1.       Утвердить прилагаемую региональную программу Архангельской области по оказанию комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра, проживающим в Архангельской области, «ТЫ НЕ ОДИН!».

2.       Настоящее постановление вступает в силу со дня вступления в силу областного закона «О внесении изменений в областной закон «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», но не ранее дня его официального опубликования.

 

 

Первый заместитель Губернатора

Архангельской области –

председатель Правительства

Архангельской области

 

 

 

А.В. Алсуфьев

 


 

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Архангельской области

от 20 декабря 2016 г. № 532-пп

 

 

 

 

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Архангельской области по оказанию комплексной медико-социальной

и психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра, проживающим в Архангельской области,

«ТЫ НЕ ОДИН!»

 

ПАСПОРТ

региональной программы Архангельской области

по оказанию комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра, проживающим в Архангельской области,

«ТЫ НЕ ОДИН!»

 

Наименование

программы

 

региональная программа Архангельской области по оказанию комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра, проживающим
в Архангельской области, «ТЫ НЕ ОДИН!» (далее – Программа)

 

Основания для разработки Программы

 

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;

постановление Правительства Архангельской области от 12 октября 2012 года № 464-пп «Об утверждении государственной программы Архангельской области «Социальная поддержка граждан в Архангельской области (2013 – 2020 годы)»;

постановление Правительства Архангельской области от 12 октября 2012 года № 463-пп «Об утверждении государственной программы Архангельской области «Развитие образования и науки Архангельской области (2013 – 2020 годы)»;

постановление Правительства Архангельской области от 12 октября 2012 года № 462-пп «Об утверждении государственной программы Архангельской области «Развитие здравоохранения Архангельской области (2013 – 2020 годы)»;

распоряжение Правительства Архангельской области от 25 сентября 2012 года № 400-рп «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по реализации Стратегии действий в интересах детей Архангельской области на 2012 – 2017 годы»;

поручение Губернатора Архангельской области от 10 июня 2016 года № ПГ-225 о разработке плана мероприятий по сопровождению лиц с расстройствами аутистического спектра на региональном и муниципальном уровнях

 

Ответственный исполнитель Программы

 

министерство образования и науки Архангельской области (далее –министерство образования и науки)

 

Соисполнители

Программы

 

министерство здравоохранения Архангельской области (далее – министерство здравоохранения);

 

министерство труда, занятости
и социального развития Архангельской области (далее – министерство труда, занятости и социального развития);

 

агентство по печати и средствам массовой информации Архангельской области
(далее – агентство по печати и СМИ);

 

региональная общественная благотворительная организация «Общество помощи аутичным детям «Ангел»;

 

Поморская Региональная Общественная Благотворительная организация «Время Добра»;

 

акционерное общество «Корпорация развития Архангельской области»

 

Цель Программы

 

организация межведомственной системы помощи детям с расстройствами аутистического спектра (далее РАС)

и семьям, их воспитывающим, способствующей достижению детьми
с РАС максимально возможного уровня развития и социализации в обществе

 

Задачи Программы

 

создание условий для усиления и развития деятельности учреждений, подведомственных министерству образования и науки, министерству здравоохранения, министерству труда, занятости и социального развития, в сфере оказания комплексной помощи лицам
с РАС и семьям, их воспитывающим;

 

обучение специалистов министерства образования и науки, министерства здравоохранения, министерства труда, занятости и социального развития технологиям и методикам помощи детям

с РАС и семьям, их воспитывающим;

 

создание единого информационного ресурса о РАС в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»);

 

организация мероприятий по своевременной диагностике РАС у детей;

 

совершенствование системы оказания ранней помощи детям с РАС;

 

поддержка семей, воспитывающих детей

с РАС, преодоление их изолированности, создание условий для повышения уровня их жизни;

информирование населения о проблемах детей с РАС, формирование к ним гуманного отношения;

 

развитие методического обеспечения деятельности специалистов посредством подготовки, издания и распространения методических материалов о РАС

 

Целевые показатели

Программы

 

доля детей с РАС в возрасте до трех лет, включенных в систему ранней помощи,
от общей численности выявленных детей
с РАС в возрасте до трех лет (процент);

 

доля семей с детьми с РАС, получивших комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение,
от общей численности семей с детьми
с РАС, проживающих в Архангельской области (процент);

 

доля детей с РАС, получающих образование в соответствии с возрастом

и уровнем развития, от общей численности выявленных детей с РАС (процент);

 

число специалистов, прошедших обучение по вопросам предоставления реабилитационных, образовательных, социальных услуг детям с РАС и семьям, их воспитывающим (человек);

 

число детей с впервые выявленными РАС (человек);

 

число родителей (законных представителей), воспитывающих детей

с РАС, получивших знания по вопросам оказания коррекционно-развивающей помощи детям с РАС, в ходе обучающих мероприятий (человек) (приложение № 1)

 

Сроки и этапы реализации

Программы

 

 

 

2017 – 2018 годы.
Программа реализуется в один этап

Объемы и источники финансирования

Программы

 

общий объем финансирования Программы составляет 58 259,463 тыс. рублей:

2017 год – 28 239,313 тыс. рублей;

2018 год – 30 020,15 тыс. рублей;

в том числе:

средства областного бюджета –
41 159,20 тыс. рублей:

2017 год – 20 579,60 тыс. рублей;

2018 год – 20 579,60 тыс. рублей;

средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, – 14 930,894 тыс. рублей:

2017 год – 6160,344 тыс. рублей;

2018 год – 8770,55 тыс. рублей;

внебюджетные средства –
2169,369 тыс. рублей:

2017 год – 1499,369 тыс. рублей;

2018 год – 670,00 тыс. рублей

 

I.     Обоснование проблемы организации системной помощи
детям с РАС и семьям, их воспитывающим

 

РАС – это широкий спектр различных нарушений в развитии, приводящих к нарушению нормального взаимодействия ребенка с окружающим миром, в том числе к нарушению социального взаимодействия, изоляции и неспособности самостоятельно жить в обществе.

У детей с РАС выявляется разная степень выраженности нарушений в развитии, что значительно осложняет создание единых стандартов помощи для всех детей данной целевой группы. Варианты РАС варьируются от самых тяжелых форм, требующих пожизненного сопровождения, до легких, допускающих практически полное восстановление и полноценную жизнь в обществе. Однако всех этих детей объединяет общее выраженное нарушение в области социального взаимодействия, проявляющееся в той или иной степени. Это нарушение имеет свою характерную специфику, зачастую навсегда закрывая путь к полноценному развитию для этих детей в условиях неподготовленности среды и недостаточного уровня образования специалистов.

Многие из этих детей могут производить впечатление глубоко умственно отсталых, так как могут не отвечать на вопросы и не владеть вербальной формой коммуникации. Однако квалифицированные специалисты, используя альтернативные формы коммуникации, могут создать условия, в которых такой ребенок научится общению с другими людьми в полной мере, демонстрируя сохранность в интеллектуальной сфере.

Важным является социально-правовой и финансовый аспект. Часто родители таких детей не оформляют инвалидность, справедливо опасаясь, что «психиатрическое» звучание диагноза «Аутизм» помешает дальнейшей социальной адаптации их ребенка. Только некоторая часть детей, имеющих диагноз РАС, действительно страдает психическими заболеваниями. В остальных случаях речь идет об иных нарушениях в развитии, приводящих к различным формам социальной дезадаптации.

Финансовое состояние семей (особенно неполных), воспитывающих ребенка с РАС, зачастую оказывается тяжелым, в том числе из-за того, что такого ребенка практически невозможно оставить дома одного, а системы дошкольного и общего образования не готовы к инклюзии таких детей.

Стремительный рост числа детей с РАС наблюдается во всем мире. До настоящего времени не ясны причины, вызывающие данное нарушение в развитии. Отсутствует возможность оказания эффективной медицинской помощи.

Мировая практика помощи детям с РАС реализуется посредством организации ранней диагностики, ранней коррекционной помощи, ранней социализации и системы поддержки семей. Аутизм – это расстройство развития, темп роста которого увеличился в XXI веке наиболее значимым образом. Его увеличение составляет 10 – 17 процентов ежегодно. Если
в 1990 году был диагностирован 1 из 1600 детей, то по данным Центра по контролю и профилактике заболеваний (New report from the Center for Disease Control and Prevention (CDC), в 2014 году уже 1 из 68 детей имел РАС, что превышает количество детей, больных диабетом, СПИДом, раком, церебральным параличом, миопатией и синдромом Дауна.
Увеличение случаев аутизма за последние пять лет составляет 78 процентов.

При раннем выявлении детей группы риска по РАС и раннем начале коррекции и социализации до 60 процентов детей имеет возможность «выхода» в состояние, подразумевающее возможность полноценной жизни
в обществе.

При отсутствии ранней диагностики и коррекции РАС, как правило, становится инвалидизирующим нарушением в течение всей жизни.

Согласно предварительным данным исследований, проведенных
в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии
и Соединенных Штатах Америки, предположительные пожизненные расходы на уход за лицами с нарушениями аутистического спектра составляют
от 1,4 млн. до 2,4 млн. долларов США на каждого пациента в зависимости
от уровня нарушений интеллектуальных способностей.

Проблема усугубляется тем, что происходит сокращение доходов семьи вследствие необходимости обеспечения ухода за членами семьи с РАС. По имеющимся данным средняя стоимость реабилитации человека, страдающего аутизмом (в течение всей его жизни), составляет 3,2 млн. долларов США (в западных странах). Эти затраты могут быть существенно уменьшены (на две трети), если аутизм будет диагностирован в раннем возрасте и при условии реализации программ ранней помощи.

Дети с тяжелыми формами РАС также должны получать поддержку. Для этого необходимо:

создание специальных условий для осуществления образовательной деятельности в сочетании с коррекционными мероприятиями и медицинской помощью;

создание условий доступности и социальной инклюзии;

создание системы поддержки семей.

Создание единой системы профессионального сопровождения детей
с РАС и их семей способно качественно изменить существующую ситуацию.

Такая система должна включать в себя:

максимально раннее выявление детей группы риска по РАС
и внедрение в практику эффективных диагностических методов, способных помогать как врачам, так и педагогическим работникам в их работе с такими детьми;

максимально раннее начало коррекционной работы с такими детьми, осуществляемое в рамках системы ранней помощи;

обеспечение эффективного и постоянного медицинского сопровождения;

создание условий для максимальной социальной поддержки семей, воспитывающих ребенка с РАС;

повышение уровня родительской компетентности;

создание условий для социальной инклюзии детей с РАС, доступности для таких людей всех объектов инфраструктуры, культурной, спортивной
и общественной жизни;

создание условий для получения профессионального образования и дальнейшего трудоустройства;

просветительскую деятельность, распространение достоверной информации о людях, имеющих РАС.

В Архангельской области с 2013 года началась активная работа исполнительных органов государственной власти Архангельской области
по формированию системного подхода по оказанию помощи детям с РАС
и их семьям совместно с региональной общественной благотворительной организацией «Общество помощи аутичным детям «Ангел».

В декабре 2014 года на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Архангельский психоневрологический диспансер» (далее – ГБУЗ «Архангельский психоневрологический диспансер») в ответ на обращения законных представителей детей с РАС с целью повышения качества помощи несовершеннолетним с общими расстройствами психологического развития был открыт кабинет для детей с РАС.

Открытие кабинета обусловлено необходимостью реализации следующих основных задач:

популяризация знаний об аутизме;

своевременное выявление детей с подозрением на аутизм;

диагностика расстройств аутистического спектра и поддержка родителей;

ежеквартальный мониторинг РАС в Архангельской области.

В настоящее время указанные задачи реализуются.

К моменту открытия кабинета для детей с РАС в ГБУЗ «Архангельский психоневрологический диспансер» наблюдалось 74 ребенка с РАС (по Архангельской области).

По данным ГБУЗ «Архангельский психоневрологический диспансер», на 1 января 2016 года на учете состояло 124 ребенка с РАС, из них
63 процента имеют данный клинический диагноз в качестве основного,
у остальных он является сопутствующим диагнозом, в том числе у детей
с эпилепсией, умственной отсталостью различной степенью выраженности, нарушениями зрения и слуха.
Часть детей получила уточненный клинический диагноз «детский аутизм», «атипичный аутизм» (таблица 1).

 

Таблица 1

 

Численность детей в возрасте до 18 лет с РАС, проживающих
в Архангельской области (по данным ГБУЗ «Архангельский психоневрологический диспансер»)

 

Наименование показателя

2014 год

2015 год

абсо-лютное

число

на 10 тысяч детского населения

абсо-лютное

число

на 10 тысяч детского населения

1

2

3

4

5

Общая зарегистрированная заболеваемость РАС, основной диагноз (по статистическим отчетным формам №10, МИАЦ)

 

42

1,88

78

3,45

Общая зарегистрированная заболеваемость РАС, второй, дополнительный диагноз по объяснительным запискам

 

54

2,41

46

2,04

Итого

96

4,29

124

5,49

 

На официальном сайте ГБУЗ «Архангельский психоневрологический диспансер» размещены информационные материалы о РАС. Также материалы о РАС направлены в государственные медицинские организации Архангельской области.

Министерством здравоохранения проводится системная работа
по повышению квалификации специалистов, работающих с детьми группы риска, и раннему выявлению детей с нарушениями поведения. В планы работы главных внештатных специалистов данного министерства включены мероприятия по дальнейшему совершенствованию организации и оказания медицинской помощи детям и семьям, воспитывающих детей
с нарушениями психического развития. В первом квартале 2017 года планируются к открытию кабинеты для детей с РАС на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Северодвинский психоневрологический диспансер» (далее – ГБУЗ «Северодвинский психоневрологический диспансер») и государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Котласский психоневрологический диспансер» (далее – ГБУЗ «Котласский психоневрологический диспансер»).

В Архангельской области наблюдается тенденция к увеличению численности детей с РАС. Так, на 1 июля 2016 года в детском отделении
ГБУЗ «Архангельский психоневрологический диспансер» наблюдалось
162 ребенка с РАС, на 20 июля 2016 года – 171 ребенок. Дети
с установленным диагнозом проживают во всех муниципальных образованиях Архангельской области.

С 2013 года началось взаимодействие министерства образования
и науки с региональной общественной благотворительной организацией «Общество помощи аутичным детям «Ангел».

Распоряжением Губернатора Архангельской области от 12 марта
2015 года № 190-р образована межведомственная рабочая группа по организации комплексного сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья на территории Архангельской области, которая также занимается рассмотрением вопросов организации обучения
и воспитания детей с РАС. Предложения общественных организаций по сопровождению детей с РАС включены в план реализации Концепции развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе инклюзивного образования) в Архангельской области, утвержденный распоряжением министерства образования и науки Архангельской области от 04 июля 2016 года № 1341.

Учитывая требования законодательства Российской Федерации
в части реализации права на получение образования всех категорий обучающихся, проблема организации подготовки, переподготовки
и повышения квалификации педагогических кадров для работы с детьми
с РАС актуальна и находит следующие пути решения.

В связи с тем, что обучающиеся с РАС способны осваивать различные уровни общеобразовательных программ в зависимости от уровня их интеллектуального развития, переподготовка педагогических кадров должна охватывать широкий круг педагогических работников как специальных (коррекционных), так и образовательных организаций, реализующих программы общего образования.

Государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Архангельский областной институт открытого образования» (далее – Архангельский областной институт открытого образования) в программу профессиональной переподготовки педагогических работников «Олигофренопедагогика» включена дисциплина «Обучение и воспитание детей с расстройствами аутистического спектра». Кроме того, Архангельский областной институт открытого образования реализует следующие модули в рамках программ повышения квалификации для различных категорий слушателей:

1)       «Психолого-педагогические особенности детей с нарушением эмоционально-волевой сферы» (8 часов) – для учителей-логопедов
и учителей-дефектологов;

2)       «Организация коррекционной работы в школе» (8 часов) – для учителей общеобразовательных организаций;

3)       «Организация коррекционной работы в дошкольной образовательной организации» (8 часов) – для воспитателей общеразвивающих групп дошкольных образовательных организаций.

Министерством образования и науки предпринимаются следующие меры для обучения педагогических работников общеобразовательных организаций, которые в настоящее время организуют образовательный процесс, в том числе обучающихся с РАС.

С 2013 года ресурсным центром сопровождения инклюзивного образования – государственным бюджетным общеобразовательным учреждением «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа № 31» проводятся обучающие семинары для педагогических работников муниципальных и государственных общеобразовательных организаций по вопросам организации обучения детей указанной категории
с приглашением С.А. Морозова, доцента кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии федерального государственного автономного образовательного учреждения «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
» (г. Москва), который с 1989 года является руководителем Общества помощи аутичным детям «Добро» города Москвы.

В 2015 году проведены курсы повышения квалификации «Ранний детский аутизм: диагностика и коррекция» с приглашением докторов педагогических наук О.С. Никольской и Е.Р. Баенской, являющихся одними из ведущих специалистов нашей страны в сфере коррекции раннего детского аутизма. В состав группы обучающихся вошли педагогические работники, которые в настоящее время оказывают помощь детям с РАС.

В целях оказания практической психолого-педагогической помощи детям указанной категории и их семьям в настоящее время принимаются следующие меры.

В 2015 году на базе ресурсного центра инклюзивного образования федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» реализовывался проект «Оказание услуг по организации мероприятий в целях корректировки развития детей, имеющих расстройства аутистического спектра».

С января 2015 года на базе структурного подразделения государственного бюджетного учреждения Архангельской области для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей
с ограниченными возможностями здоровья «Архангельский центр помощи детям «Лучик» (далее – Архангельский центр помощи детям «Лучик») организовано оказание коррекционно-развивающей помощи детям указанной категории и их родителям.

В 2016 году сотрудниками Архангельского центра помощи детям «Лучик» проведены анкетирование родителей, воспитывающих детей
с РАС, собеседования с ними по вопросам организации коррекционной помощи детям. С марта 2016 года проводятся коррекционно-развивающие занятия с детьми, консультирование родителей.

На базе территориальной психолого-медико-педагогической комиссии в городе Архангельске с 2014 года также проводятся консультации для родителей (законных представителей), имеющих детей с РАС.

В настоящее время социальные услуги детям с РАС предоставляются
в государственных организациях социального обслуживания семьи и детей Архангельской области, расположенных на территории Архангельска, Котласа, Новодвинска, Северодвинска, Вельского и Каргопольского районов Архангельской области.

В городе Архангельске на базе государственного бюджетного учреждения Архангельской области социального обслуживания детей
с ограниченными возможностями здоровья «Опорно-экспериментальный центр для детей с ограниченными возможностями» (далее – Опорно-экспериментальный реабилитационный центр) действует служба помощи детям с РАС. В рамках работы указанной службы в 2015 году два специалиста Опорно-экспериментального реабилитационного центра (клинический психолог и учитель-дефектолог) прошли обучение по курсам «Коммуникация – не только слова: основы альтернативной и аугментативной коммуникации», «Специфика подходов и нестандартные приемы в работе
с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра» в Санкт-Петербурге и Москве.

В 2015 году 65 детей с РАС получили комплекс социальных услуг
в государственных организациях социального обслуживания Архангельской области.

1 апреля 2016 года на базе Опорно-экспериментального реабилитационного центра совместно с региональной общественной благотворительной организацией «Общество помощи аутичным детям «Ангел» проведена Апрельская родительская конференция «Путь к Контакту», в рамках которой рассмотрены актуальные вопросы диагностики, абилитации
и межведомственного взаимодействия при сопровождении детей
с нарушениями аутистического спектра в городе Архангельске.

 

II. Цель, задачи, сроки реализации Программы

 

Цель – организация межведомственной системы помощи детям с РАС и семьям, их воспитывающим, способствующей достижению детьми с РАС максимально возможного уровня развития и социализации.

Задачи:

1)       создание условий для развития деятельности учреждений разной ведомственной принадлежности в сфере оказания комплексной помощи лицам с РАС и семьям, их воспитывающим;

2)       обучение специалистов учреждений разной ведомственной принадлежности технологиям и методикам помощи детям с РАС и семьям, их воспитывающим;

3)       создание единого информационного ресурса о РАС в сети «Интернет»;

4)       организация мероприятий по своевременной диагностике РАС
у детей;

5)       совершенствование системы оказания ранней помощи детям с РАС;

6)       поддержка семей, воспитывающих детей с РАС, преодоление их изолированности, создание условий для повышения уровня их жизни;

7)       информирование населения о проблемах детей с РАС, формирование к ним гуманного отношения;

8)       развитие методического обеспечения деятельности специалистов посредством подготовки, издания и распространения методических материалов о РАС.

 

III. Система программных мероприятий и ожидаемые результаты

 

Программа предусматривает выполнение комплекса мероприятий, направленных на достижение запланированной цели.

Система мероприятий, включенных Программу, предусматривает реализацию следующих задач:

1.       Выявление группы риска детей с РАС. Своевременная диагностика. Оказание ранней помощи.

1.1.  Создание и развитие кабинетов для детей с РАС на базе психоневрологических диспансеров. 

В рамках мероприятия будет обеспечена своевременная диагностика аутистических расстройств у детей. Специализированную помощь в медицинских организациях получат не менее 171 ребенка с РАС.

Реализация мероприятия обеспечит содействие в формировании индивидуального маршрута ребенка с РАС и преемственность
при оказании помощи семьям, воспитывающим детей с РАС.
Исполнители мероприятия – министерство здравоохранения, ГБУЗ «Архангельский психоневрологический диспансер», ГБУЗ «Северодвинский психоневрологический диспансер», ГБУЗ «Котласский психоневрологический диспансер».

1.2.  Внедрение в систему здравоохранения Архангельской области эффективных скрининговых тестов для раннего выявления детей группы риска по РАС и ментальным нарушениям.

Реализация мероприятия будет способствовать раннему выявлению детей с РАС на основе применения своевременных и эффективных методов диагностики. Запланировано проведение не менее 1500 скрининговых исследований на базе кабинетов здорового ребенка. Исполнители мероприятия – министерство здравоохранения, детские поликлиники Архангельской области.

1.3.  Организация работы служб раннего вмешательства
в государственных
организациях социального обслуживания семьи и детей.

Реализация мероприятия обеспечит возможность оказания ранней помощи не менее 350 детям с ограниченными возможностями здоровья,
в том числе детям с РАС. Исполнители мероприятия – министерство труда, занятости и социального развития, государственные организации социального обслуживания.

1.4.  Совершенствование информационных банков данных, позволяющих аккумулировать данные о детях группы риска, детях с РАС
и семьях, их воспитывающих.

В рамках мероприятия будет обеспечено эффективное функционирование и доступ к информационным банкам данных для межведомственного пользования. Исполнитель мероприятия – министерство здравоохранения.

1.5.  Организация службы ранней помощи детям с РАС на базе государственного учреждения.

Реализация мероприятия позволит создать условия для организации службы ранней помощи 10 детям с РАС ежегодно. Исполнитель мероприятия – министерство образования и науки.

2.       Создание комплексной системы по оказанию медико-социальной
и психолого-педагогической помощи детям с РАС.

2.1.  Проведение общественного и экспертного обсуждения проекта Программы по оказанию комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с РАС.

Реализация мероприятия позволит дать экспертную оценку проекта Программы по оказанию комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с РАС на территории Архангельской области. Участие в обсуждении региональной программы примут не менее
10 специалистов и 5 родителей, воспитывающих детей с РАС. Исполнители мероприятия – министерство образования и науки, министерство здравоохранения, министерство труда, занятости и социального развития.

2.2.  Нормативно-правовое регулирование механизмов межведомственного и внутриотраслевого взаимодействия по обеспечению медико-социального
и психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей
с РАС.

Реализация мероприятия позволит разработать межведомственные соглашения, планы и иные документы, регламентирующие межведомственное взаимодействие органов и учреждений, обеспечивающих медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с РАС, установить эффективное взаимодействие между организациями, осуществляющими сопровождение семей с детьми
с РАС, в сфере социальной защиты, образования, здравоохранения, общественными организациями, создать условия для оказания комплексной помощи семьям, воспитывающим детей с РАС.
Исполнители мероприятия – министерство образования и науки, министерство здравоохранения, министерство труда, занятости и социального развития.

2.3.  Организация коррекционной помощи детям дошкольного возраста
с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с РАС).

Реализация мероприятия обеспечит организацию психолого-педагогического сопровождения не менее 50 дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с РАС) в группах круглосуточного пребывания на базе Архангельского центра помощи детям «Лучик». Исполнитель мероприятия – министерство образования и науки.

2.4.  Реализация адаптированных общеобразовательных программ для детей с РАС в государственных организациях Архангельской области.

Реализация мероприятия позволит создать необходимые условия для обучения не менее 40 детей с РАС в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
и федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Архангельской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 31»
и государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Архангельской области «Соломбальская
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат». Исполнитель мероприятия – министерство образования и науки.

2.5.  Формирование реестра образовательных организаций, обеспечивающих специальные условия получения образования детьми-инвалидами, в том числе детьми с РАС.

Реализация мероприятия позволит создать реестр образовательных организаций, обеспечивающих специальные условия получения образования детьми-инвалидами, в том числе детьми с РАС, для формирования индивидуального маршрута. Исполнитель мероприятия – министерство образования и науки.

2.6.  Внедрение нового метода в медико-социальную реабилитацию детей с РАС – канистерапии.

Реализация мероприятия позволит создать новую службу канистерапии по сопровождению 30 детей с РАС. Исполнитель мероприятия – региональная общественная благотворительная организация «Общество помощи аутичным детям «Ангел».

2.7.  Создание и развитие специальных служб по сопровождению детей с РАС на базе дошкольных образовательных организаций.

Реализация мероприятия позволит оборудовать лекотеки для организации образовательного процесса 10 детей с РАС на базе дошкольных образовательных организаций. Исполнитель мероприятия – министерство образования и науки.

2.8.  Создание условий для сопровождения детей с РАС школьного возраста в общеобразовательных организациях.

Реализация мероприятия позволит оборудовать комнаты психологической разгрузки для сопровождения 10 детей с РАС школьного возраста. Исполнитель мероприятия – министерство образования и науки.

2.9.  Создание и развитие служб социального сопровождения семей, воспитывающих детей с РАС.

Реализация мероприятия поможет создать условия для оказания услуг по социальному сопровождению детей с РАС, обучению родителей
(50 человек) основам взаимодействия с детьми. Исполнитель мероприятия – министерство труда, занятости и социального развития.

2.10.  Создание ресурсных центров по сопровождению деятельности специалистов, работающих с детьми с РАС.

Реализация мероприятия позволит организовать работу трех ресурсных центров, обеспечивающих работу социальных, медицинских
и образовательных учреждений, осуществляющих сопровождение семей, воспитывающих детей с РАС (171 семья). Исполнители мероприятия – министерство образования и науки,
министерство здравоохранения, министерство труда, занятости и социального развития.

2.11.  Разработка и реализация индивидуальных программ предоставления социальных услуг детям с РАС.

Реализация мероприятия обеспечит оказание социальных услуг не менее 70 детям с РАС ежегодно на базе государственных учреждений социального обслуживания граждан Архангельской области. Исполнитель мероприятия – министерство труда, занятости и социального развития.

3.       Создание условий для интеграции детей с РАС и их семей
в общество.

3.1.  Реализация социально-реабилитационных программ для семей, воспитывающих детей с РАС.

Реализация мероприятия позволит создать условия для организации загородного отдыха семей, воспитывающих детей с РАС, на базе туристического комплекса, что обеспечит возможность психолого-педагогического и социального сопровождения не менее 20 семей, укрепит внутрисемейные отношения. Исполнитель мероприятия – министерство труда, занятости и социального развития.

3.2.  Проведение семинаров и практикумов для родителей, воспитывающих детей с РАС.

Реализация мероприятия позволит родителям (не менее 50 человек), воспитывающим детей с РАС, получить практические навыки по применению методов коммуникативного воздействия, реабилитации детей в домашних условиях. Исполнитель мероприятия – министерство образования и науки.

3.3.  Разработка интернет-портала в сети «Интернет» «Новое качество жизни-29».

Мероприятие позволит обеспечить предоставление полной последовательной актуальной информации по определенным сферам деятельности организаций, предоставляющих услуги по медико-социальному и психолого-педагогическому сопровождению людям с инвалидностью, в том числе детям с РАС и их семьям, сформировать дискурс по теме «Аутизм».

Исполнители мероприятия – Поморская Региональная Общественная Благотворительная организация «Время Добра», министерство труда, занятости и социального развития, министерство образования и науки, министерство здравоохранения.

3.4.  Создание службы психологической помощи и поддержки родителей, воспитывающих детей-инвалидов, в том числе детей с РАС.

Реализация мероприятия позволит создать условия для организации помощи и психологической поддержки 70 семей, воспитывающих детей с инвалидностью и детей с РАС. Исполнитель мероприятия – министерство образования и науки.

4.       Информационное и методическое сопровождение деятельности по комплексному сопровождению семей, воспитывающих детей с РАС.

4.1.  Мониторинг удовлетворенности качеством медико-социального и психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с РАС, посредством анкетирования.

Реализация мероприятия позволит обеспечить контроль качества услуг, оказываемых семьям, воспитывающим детей с РАС, с целью повышения качества оказываемой помощи. В ходе реализации мероприятия будет опрошено не менее 150 семей. Исполнитель мероприятия – министерство труда, занятости и социального развития.

4.2.  Проведение обучающих семинаров и практикумов для специалистов образовательных организаций и государственных учреждений социального обслуживания населения Архангельской области.

Реализация мероприятия обеспечит повышение профессиональной компетентности 80 специалистов (психологи, логопеды, дефектологи, социальные работники), осуществляющих диагностику, медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС и их семей. Исполнитель мероприятия – министерство здравоохранения.

4.3.  Проведение конференции на тему «Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма».

Реализация мероприятия позволит привлечь внимание широкой общественности к проблеме аутизма у детей, даст возможность проинформировать о важности ранней диагностики РАС и соответствующего обследования, обобщить и распространить успешный опыт по организации медико-социального и психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с РАС, на территории Архангельской области. В конференции предполагается участие не менее 150 специалистов и 40 родителей. Исполнители мероприятия – министерство образования
и науки, министерство труда, занятости и социального развития, министерство здравоохранения.

4.4.  Обучение волонтеров методикам работы с детьми с РАС.

В ходе реализации мероприятия будут обучены не менее 20 волонтеров для последующего вовлечения в оказание услуг детям с РАС и их семьям. Исполнитель мероприятия – министерство образования и науки.

4.5.  Семинары и практикумы для специалистов служб ранней помощи, работающих с детьми с РАС.

Получение знаний специалистами служб ранней помощи (до 20 человек), работающими с детьми с РАС. Исполнитель мероприятия – министерство образования и науки.

4.6.  Размещение материалов о РАС на официальных порталах в сети «Интернет» профильных министерств и подведомственных учреждений.

Реализация мероприятия позволит повысить информированность родителей, воспитывающих детей с РАС об организациях, предоставляющих медико-социальные и психолого-педагогические услуги. Исполнители мероприятия – министерство здравоохранения, министерство образования и науки, министерство труда, занятости и социального развития.

4.7.  Выпуск информационных материалов для широкой аудитории (тест-листовки, брошюры, плакаты), в том числе родителей, воспитывающих детей раннего возраста с РАС.

Исполнение мероприятия позволит проинформировать широкую общественность и родителей, посещающих детские поликлиники
и дошкольные образовательные учреждения, воспитывающих детей раннего возраста, о РАС. Основная цель мероприятия – раннее выявление детей группы риска. Исполнитель мероприятия – министерство здравоохранения.

4.8.  Размещение информации о ходе реализации мероприятий Программы в средствах массовой информации.

Исполнение мероприятия позволит проинформировать население
о ходе реализации Программы, а также провести кампанию по распространению информации о проблеме РАС. Исполнитель мероприятий – агентство по печати и СМИ.

4.9.  Выпуск информационных материалов (брошюры, тест-листовки) для педиатров, детских неврологов и других медицинских работников.

Исполнение мероприятия позволит обобщить материалы для педиатров и специалистов по своевременному выявлению детей группы риска. Исполнитель мероприятия – министерство здравоохранения.

4.10.  Обучение специалистов образовательных организаций по вопросу коррекционно-развивающей помощи детям с РАС.

Реализация мероприятия позволит подготовить квалифицированных специалистов (не менее 220 человек), обучающих детей с РАС. Исполнитель мероприятия – министерство образования и науки.

4.11.  Проведение конференции по итогам реализации Программы.

Мероприятие позволит обобщить результаты реализации Программы, презентовать лучшие практики работы с детьми с РАС. Исполнители мероприятия – министерство здравоохранения, министерство образования и науки, министерство труда, занятости и социального развития.

 

IV. Управление Программой и контроль за ходом ее реализации

 

Организацию выполнения Программы, координацию действий исполнителей Программы и контроль за ходом ее реализации (в том числе оценку достижения целевых показателей (индикаторов) осуществляет Правительство Архангельской области (далее – координатор). Целевые показатели Программы представлены в приложении № 1 к настоящей Программе.

Ответственным исполнителем Программы является министерство образования и науки во взаимодействии с министерством здравоохранения, министерством труда, занятости и социального развития, органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области
(далее – органы местного самоуправления), государственными
и муниципальными учреждениями муниципальных образований Архангельской области, общественными организациями.

Исполнители Программы по запросу министерства образования
и науки предоставляют информацию об исполнении мероприятий Программы.

Министерство образования и науки обеспечивает контроль за целевым и своевременным расходованием средств исполнителями Программы.

Программа реализуется за счет средств областного бюджета, средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
(далее – Фонд), и внебюджетных источников.

Систему управления реализации мероприятий Программы формирует координатор во взаимодействии с соисполнителями и выполняет следующие функции:

нормативно-правовое обеспечение реализации Программы;

общая координация деятельности исполнителей Программы
в пределах их компетенции;

обеспечение софинансирования мероприятий Программы из средств областного бюджета;

осуществление контроля исполнения Программы;

организация работы с исполнителями мероприятий Программы по заключению соглашений о выделении денежных средств за счет гранта, предоставляемого Фондом;

осуществление контроля за целевым использованием средств внебюджетных источников, выделяемых на выполнение Программы;

информирование населения о ходе реализации Программы
в средствах массовой информации;

проведение мониторинга и оценки эффективности результатов реализации мероприятий Программы.

Реализация и финансирование Программы осуществляются в соответствии с перечнем программных мероприятий на основании законодательства Российской Федерации, договоров, заключаемых
с исполнителями работ (услуг).

 

V. Оценка эффективности и социально-экономических
последствий реализации Программы

 

Оценка эффективности реализации Программы осуществляется
в целях контроля реализации Программы и своевременного принятия мер по повышению эффективности реализации мероприятий Программы и расходования средств на их реализацию. Оценка эффективности реализации Программы производится министерством образования и науки
во взаимодействии с организацией-грантополучателем ежеквартально.

В рамках реализации мероприятий Программы будет обеспечено:

улучшение условий жизнедеятельности семей, воспитывающих детей с РАС, путем организации их медико-социального и психолого-педагогического сопровождения;

увеличение численности семей, воспитывающих детей с РАС, преодолевших трудную жизненную ситуацию посредством медико-социального и психолого-педагогического сопровождения;

утверждение нормативных документов, обеспечивающих внедрение медико-социального и психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с РАС на территории Архангельской области;

увеличение численности семей, воспитывающих детей с РАС до трех лет, включенных в систему ранней помощи;

наличие механизма межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Архангельской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, организаций, осуществляющих медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с РАС;

включение социально-ориентированных некоммерческих организаций, добровольцев в процесс медико-социального и психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с РАС;

создание системы информационного и методического обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти Архангельской области, организаций и специалистов, осуществляющих медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с РАС и нуждающихся в социальной помощи;

создание условий для развития деятельности учреждений, подведомственных министерству образования и науки, министерству здравоохранения, министерству труда, занятости и социального развития,
в сфере оказания комплексной помощи лицам с РАС и семьям, их воспитывающим;

обучение специалистов учреждений, подведомственных министерству образования и науки, министерству здравоохранения, министерству труда, занятости и социального развития, с целью применения эффективных социальных практик и эффективных технологий и методов комплексной реабилитации детей РАС, направленных на диагностику, раннюю помощь, образование и подготовку детей указанной категории к жизни в обществе;

информирование населения о проблемах детей с РАС, формирование к ним гуманного отношения;

укрепление профессиональных сообществ специалистов, работающих с детьми с РАС;

развитие методического обеспечения деятельности специалистов посредством подготовки, издания и распространения методических материалов о РАС.

 

VI. Механизм реализации мероприятий Программы

 

Для реализаций мероприятий Программы заключается трехстороннее соглашение о выделении денежных средств в виде гранта на выполнение Программы между Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Правительством Архангельской области и организацией-грантополучателем.

Средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на реализацию Программы поступают в централизованном порядке на внебюджетный счет грантополучателя – государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Архангельский областной институт открытого образования» (163069, Архангельская область, г. Архангельск, просп. Новгородский, д. 66; ИНН 2901017540, КПП 290101001, ОГРН 1022900529013, ОКПО 02081155, ОКТМО 11701000, ОКВЭД 80.30.3, УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (АО ИОО, л/с 31246Ш04210), р/с 40601810600001000001 отделение Архангельск) с последующим направлением на счета от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, и (или) на счета в кредитных организациях соисполнителям мероприятий (государственным учреждениям, подведомственным министерству образования и науки, министерству здравоохранения, министерству труда, занятости и социального развития, общественным организациям – далее соисполнители). Данные средства будут направлены на реализацию мероприятий пунктов 1.1, 1.5, 2.6 – 2.10, 3.1, 3.2, 3.4, 4.2, 4.4, 4.5, 4.10.

Грантополучатель при привлечении к исполнению мероприятий программы соисполнителей заключает с ними соглашения о предоставлении финансовых средств Фонда на реализацию указанных мероприятий.

Реализацию мероприятия пункта 1.1 перечня мероприятий (приложение № 2 к настоящей Программе) осуществляют государственные медицинские организации Архангельской области, подведомственные министерству здравоохранения. Средства областного бюджета направляются государственным организациям в форме субсидии на выполнение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).

 

Реализацию мероприятий пунктов 2.4, 2.5 и 4.10 перечня мероприятий (приложение № 2 к настоящей Программе) осуществляют государственные организации, подведомственные министерству образования и науки. Средства областного бюджета направляются государственным организациям в форме субсидии на выполнение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).

Министерство финансов Архангельской области доводит расходными расписаниями до главных распорядителей средств областного бюджета предельные объемы финансирования в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и показателей кассового плана областного бюджета. 

Координатор обеспечивает контроль за использованием исполнителями денежных средств гранта по целевому назначению, проведение мониторинга реализации Программы, своевременную подготовку и предоставление Фонду отчетов об использовании финансовых средств и аналитических отчетов о ходе реализации Программы.


Информация по документу
Читайте также