Расширенный поиск

Постановление Администрации Тамбовской области от 13.06.2017 № 558

 

АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

13.06.2017

г. Тамбов

№ 558

 

Об утверждении региональной программы Тамбовской области по обращению с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами

 

В целях реализации Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» администрация области постановляет:

1. Утвердить региональную программу Тамбовской области по обращению с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, (далее – Программа), согласно приложению.

2. Установить, что мероприятия Программы включаются в государственную программу «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Тамбовской области» на период ее действия в пределах средств, предусмотренных законом области о бюджете Тамбовской области на очередной финансовый год.

3. Опубликовать настоящее постановление на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), на сайте сетевого издания «Тамбовская жизнь» (www.tamlife.ru), в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте администрации области (www.tambov.gov.ru).

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области И.Н.Кулакова.

 

 

Глава администрации

 

области

А.В.Никитин

 


 

УТВЕРЖДЕНА

 

постановлением администрации области

 

от 13.06.2017 № 558

 

Региональная программа Тамбовской области по обращению с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее – Программа)

 

Паспорт Программы

 

Ответственный исполнитель Программы

Управление по охране окружающей среды и природопользованию области

Соисполнители Программы

Управление топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства области

Управление по регулированию тарифов области

Цель Программы

Создание эффективной региональной системы управления отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей:

минимизацию накопленного экологического ущерба;

снижение загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления;

предупреждение и сокращение образования отходов, их вовлечение в повторный хозяйственный оборот

Задачи Программы

1. Создание эффективных механизмов управления в отрасли обращения с отходами;

2. Создание и развитие инфраструктуры экологически безопасной обработки, утилизации и размещения отходов;

3. Увеличение объемов обработки, обезвреживания и утилизации отходов в целях сокращения объемов захоронения отходов;

4. Обеспечение экологической безопасности при хранении и захоронении отходов и проведение работ по экологическому восстановлению территорий, занятых под объектами размещения отходов, после завершения их эксплуатации или несоответствующих природоохранному законодательству;

5. Создание условий для привлечения инвесторов в отрасль обращения с отходами;

6. Формирование экологической культуры населения в сфере обращения с отходами

Нормативные акты, положения которых учтены при составлении Программы

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года (утверждены Президентом Российской Федерации от 30.04.2012);

постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 № 424 «Об утверждении порядка разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе порядка определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов»;

поручения Президента Российской Федерации от 29.03.2011 № Пр-781 и от 10.08.2012 № Пр-2138;

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р);

Стратегия обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации (приказ Минприроды России от 14.08.2013 № 298);

Государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы» (постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 326);

Территориальная схема Тамбовской области по обращению с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами

Целевые индикаторы и показатели Программы, их значения на последний год реализации

Процент охвата населения регулярной системой очистки – 100%;

инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов (нарастающим итогом) – 1341901 тыс. руб.;

прирост мощности объектов, используемых для сбора, транспортирования, обработки, утилизации отходов, объектов обезвреживания отходов – 240 тыс. тонн/год;

доля обработанных твердых коммунальных отходов в общем объеме твердых коммунальных отходов – 98,8%;

доля утилизированных (использованных) твердых коммунальных отходов в общем объеме твердых коммунальных отходов – 12,4%;

доля твердых коммунальных отходов, направляемых на захоронение в общем объеме твердых коммунальных отходов – 87,6%;

доля ликвидированных мест несанкционированного размещения отходов к общему количеству выявленных мест несанкционированного размещения отходов – 100%;

количество рекультивированных объектов накопленного экологического ущерба – 23 объекта;

площадь рекультивированных земель объектов накопленного экологического ущерба – 100,97 га;

доля внебюджетных средств в общем объеме привлеченных средств в отрасль обращения с отходами – 44%;

увеличение доли граждан, имеющих доступ к информации в сфере обращения с отходами – 150%

Сроки реализации Программы

2017-2026 гг.

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования на 2017-2026 гг. – 1451402 тыс. рублей:

2017 год – 118316 тыс. рублей;

2018 год – 187396 тыс. рублей;

2019 год – 207891 тыс. рублей;

2020 год – 258574 тыс. рублей;

2021 год – 217840 тыс. рублей;

2022 год – 77552 тыс. рублей;

2023 год – 73188 тыс. рублей;

2024 год – 64476 тыс. рублей;

2025 год – 139591 тыс. рублей;

2026 год – 106578 тыс. рублей, в том числе источники финансирования:

средства бюджета Тамбовской области – 300490 тыс. рублей:

2017 год – 6159 тыс. рублей;

2018 год – 24216 тыс. рублей;

2019 год – 14623 тыс. рублей;

2020 год – 42327 тыс. рублей;

2021 год – 53292 тыс. рублей;

2022 год – 22341 тыс. рублей;

2023 год – 25275 тыс. рублей;

2024 год – 21791 тыс. рублей;

2025 год – 51835 тыс. рублей;

2026 год – 38631 тыс. рублей;

средства муниципальных бюджетов – 510239 тыс. рублей:

2017 год – 16239 тыс. рублей;

2018 год – 17825 тыс. рублей;

2019 год – 31933 тыс. рублей;

2020 год – 73491 тыс. рублей;

2021 год – 80938 тыс. рублей;

2022 год – 43512 тыс. рублей;

2023 год – 47913 тыс. рублей;

2024 год – 42685 тыс. рублей;

2025 год – 87756 тыс. рублей;

2026 год – 67947 тыс. рублей;

внебюджетные источники – 640673 тыс. рублей:

2017 год – 95918 тыс. рублей;

2018 год – 145355 тыс. рублей;

2019 год – 161335 тыс. рублей;

2020 год – 142756 тыс. рублей;

2021 год – 83610 тыс. рублей;

2022 год – 11699 тыс. рублей;

2023 год – 0 тыс. рублей;

2024 год – 0 тыс. рублей;

2025 год – 0 тыс. рублей;

2026 год – 0 тыс. рублей.

 

1. Общая характеристика сферы реализации Программы

 

Территория области на 01 января 2016 г. составляет 3446,2 тыс. га. Численность населения – 1050295 человек. Население распределено по территории области неравномерно, большая часть проживает в городе Тамбове и Тамбовском районе (более 37% всего населения области).

В соответствии с расчетами на основании данных органов местного самоуправления, Тамбовстата и управления Росприроднадзора по Тамбовской области в регионе образуется 4638423,95 тонны отходов производства и потребления, в том числе:

твердые коммунальные отходы – 350999,79 тонны;

отходы сельского, лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства – 1259353,57 тонны;

отходы добычи полезных ископаемых – 10936,91 тонны;

отходы обрабатывающей промышленности – 2920063,12 тонны;

отходы потребления производственные и непроизводственные – 58208,55 тонны;

отходы обеспечения электроэнергией, газом и паром – 1632,26 тонны;

отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору и обработке отходов – 31690,36 тонны;

отходы строительства и ремонта – 3790,42 тонны;

отходы при выполнении прочих видов деятельности – 1748,98 тонны.

Значительное количество промышленных и сельскохозяйственных отходов накоплено и хранится на территориях производственных организаций.

На территории области имеется один полигон захоронения промышленных отходов. Полигон эксплуатируется обществом с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «ПФ РАСКОМ» (Рассказовский муниципальный район).

Отходы производства, образующиеся на предприятиях области, многообразны по составу, объему их образования и накопления. Состав и количество отходов меняются в зависимости от технологии производства, выпуска новой продукции или рыночной конъюнктуры.

Многообразие видов отходов, нестабильность их составов и свойств, широкий диапазон объема образования обуславливает сложность решения проблемы их обезвреживания. В результате многие предприятия либо хранят их на своей территории, либо осуществляют неорганизованный вывоз отходов, создавая несанкционированные свалки, либо используют для этих целей существующую систему вывоза твердых коммунальных отходов (далее – ТКО).

Сведения об условиях накопления и хранения отходов, о мероприятиях по их обезвреживанию, обработке, транспортированию и утилизации фрагментарны, и до настоящего времени отсутствует достоверная и объективная информация по обращению с отходами, а также по потенциалу рынка вторичного сырья.

В области основным способом захоронения ТКО и приравненных к ним отходов производства и потребления является их захоронение на полигонах твердых коммунальных отходов. Захоронению подвергается порядка 96% образующихся в регионе отходов, и только 4% образуемых отходов утилизируется.

В настоящее время на территории действуют тринадцать объектов размещения твердых коммунальных отходов. Требованиям природоохранного законодательства в полной мере отвечают только четыре из них, при этом одним из соответствующих требованиям объектов превышен проектный объем размещения отходов (по расчетам прием отходов на данном объекте с учетом внедрения технологий, ранее не предусмотренных проектом, возможен лишь до 2019 года). Четыре объекта не включены в государственный реестр объектов размещения отходов (далее – ГРОРО), один из них помимо прочего подлежит закрытию по решению суда. Таким образом, только восемь объектов размещения могут продолжать эксплуатироваться, однако по пяти из них требуется проведение различных мероприятий, направленных на приведение в соответствие нормам природоохранного законодательства. К таким мероприятиям относятся: получение заключения о размере установленной санитарно-защитной зоны, заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию, внедрение программы экологического контроля, обустройство объектов размещения отходов (далее – ОРО) (обваловка, установка фильтрационных экранов, ванн дезинфекции, обеспечение весового контроля, оборудование контрольно-пропускных пунктов, постов радиационного контроля и постов контроля за выбросами в атмосферу).

Для обеспечения бесперебойного вывоза ТКО все объекты размещения отходов, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, осуществляют свою деятельность только до момента ввода в эксплуатацию необходимых мощностей вновь строящихся или реконструируемых объектов.

Согласно пункту 8 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Таким образом, весь объем твердых коммунальных отходов, из которого может быть выделена полезная фракция, перед захоронением должен проходить обработку (сортировку). На территории области в данный момент имеется только один объект обработки твердых коммунальных отходов проектной мощностью 150000 тонн/год.

Таким образом, для достижения целей государственной политики в области обращения с отходами, требуется реорганизация существующей системы обращения с отходами в целях обеспечения максимального использования исходных сырья и материалов, предотвращения образования отходов, снижение класса опасности отходов в источниках их образования, обработки, утилизации и обезвреживании отходов, а также безопасного захоронения отходов.

 

2. Приоритеты реализуемой в Тамбовской области государственной политики в сфере реализации Программы, цель, задачи, сроки реализации Программы

 

Приоритеты реализуемой в области государственной политики в области природопользования и охраны окружающей среды определяются в Стратегии экономического и социального развития Тамбовской области на период до 2020 года, утвержденной Законом области от 04.12.2013 № 347-З, а также в стратегических документах, утвержденных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

Главная идея Стратегии экономического и социального развития области на период до 2020 года – природные ресурсы области должны служить росту благосостояния ее жителей. Определены стратегические цели экономического и социального развития области, среди которых названы:

обеспечение эффективного использования природно-ресурсного потенциала области;

улучшение экологической обстановки и повышение уровня экологической безопасности, формирование сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств.

Основным приоритетом государственной политики области в области обращения с отходами производства и потребления является обеспечение экологической безопасности за счет снижения негативного влияния отходов производства и потребления, формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания, организация эффективно работающей системы обращения с отходами производства и потребления.

Исходя из целей государственной политики и в соответствии с основными приоритетами сформулирована цель Программы – создание эффективной региональной системы управления отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей минимизацию накопленного экологического ущерба; снижение загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления; предупреждение и сокращение образования отходов, их вовлечение в повторный хозяйственный оборот.

Достижение цели Программы требует решения следующих задач.

Задача 1. Создание эффективных механизмов управления в отрасли обращения с отходами.

Решение задачи 1 направлено на формирование необходимой нормативно-правовой и информационно-технической базы для решения проблем, связанных с обращением с отходами производства и потребления на территории области.

Задача 2. Создание и развитие инфраструктуры экологически безопасной обработки, утилизации и размещения отходов.

Решение задачи 2 способствует достижению целевых показателей Программы:

«Процент охвата населения регулярной системой очистки»;

«Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов»;

«Прирост мощности объектов, используемых для сбора, транспортирования, обработки, утилизации отходов, объектов обезвреживания отходов».

Задача 3. Увеличение объемов обработки, обезвреживания и утилизации отходов в целях сокращения объемов захоронения отходов.

Решение задачи 3 способствует достижению целевых показателей Программы:

«Доля использованных и обезвреженных отходов производства и потребления от общего количества образующихся отходов I – IV классов опасности»;

«Доля обработанных твердых коммунальных отходов в общем объеме твердых коммунальных отходов»;

«Доля утилизированных твердых коммунальных отходов в общем объеме твердых коммунальных отходов»;

«Доля твердых коммунальных отходов, направляемых на размещение (захоронение), в общем объеме твердых коммунальных отходов».

Задача 4. Обеспечение экологической безопасности при хранении и захоронении отходов и проведение работ по экологическому восстановлению территорий, занятых под объектами размещения отходов, после завершения их эксплуатации или несоответствующих природоохранному законодательству.

Решение задачи 4 способствует достижению целевых показателей Программы:

«Доля ликвидированных мест несанкционированного размещения отходов к общему количеству выявленных мест несанкционированного размещения отходов»;

«Количество рекультивированных объектов накопленного экологического ущерба»;

«Площадь рекультивированных земель объектов накопленного экологического ущерба».

Задача 5. Создание условий для привлечения инвесторов в отрасль обращения с отходами.

Решение задачи 5 способствует достижению целевого показателя Программы:

«Доля внебюджетных средств в общем объеме привлеченных средств в отрасль обращения с отходами».

Задача 6. Формирование экологической культуры населения в сфере обращения с отходами.

Решение задачи 6 способствует достижению целевого показателя Программы:

«Увеличение доли граждан, имеющих доступ к информации в сфере обращения с отходами».

 

3. Показатели (индикаторы) достижения цели и решения задач

 

Система целевых индикаторов и показателей Программы сформирована с учетом обеспечения возможности проверки и подтверждения достижения цели и решения задач Программы.

При формировании системы целевых индикаторов учтены требования к характеристике каждого показателя (адекватность, точность, объективность, достоверность, однозначность, экономичность, сопоставимость, своевременность и регулярность).

Состав целевых индикаторов и показателей Программы увязан с задачами, основными мероприятиями, что позволяет оценить ожидаемые конечные результаты и эффективность Программы на весь период ее реализации.

Показатели Программы характеризуют конечные общественно значимые результаты развития в области обращения с отходами производства и потребления.

К таким показателям относятся:

процент охвата населения регулярной системой очистки – 100% к 2026 году;

инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов (нарастающим итогом) – 1341901 тыс. руб. к 2026 году;

прирост мощности объектов, используемых для сбора, транспортирования, обработки, утилизации отходов, объектов обезвреживания отходов 240 тыс. тонн/год к 2026 году;

доля использованных и обезвреженных отходов производства и потребления от общего количества образующихся отходов I – IV классов опасности – 49,2% к 2026 году;

доля обработанных твердых коммунальных отходов в общем объеме твердых коммунальных отходов – 98,8% к 2026 году;

доля утилизированных (использованных) твердых коммунальных отходов в общем объеме твердых коммунальных отходов – 12,4% к 2026 году;

доля твердых коммунальных отходов, направляемых на захоронение в общем объеме твердых коммунальных отходов – 87,6% к 2026 году;

доля ликвидированных мест несанкционированного размещения отходов к общему количеству выявленных мест несанкционированного размещения отходов – 100% к 2026 году;

количество рекультивированных объектов накопленного экологического ущерба – 23 объекта к 2026 году;

площадь рекультивированных земель объектов накопленного экологического ущерба – 100,97 га к 2026 году;

доля внебюджетных средств в общем объеме привлеченных средств в отрасль обращения с отходами – 44% к 2026 году;

увеличение доли граждан, имеющих доступ к информации в сфере обращения с отходами – 150% к 2026 году.

Перечень показателей (индикаторов) реализации Программы приведен в приложении № 1 к Программе.

Методика расчета показателей (индикаторов) реализации Программы приведена в приложении № 3 к Программе.

 

4. Обобщенная характеристика мероприятий Программы

 

Программные мероприятия представляют собой систему мер, которые сгруппированы по задачам Программы, скоординированы по срокам и ответственным исполнителям и обеспечивают комплексный подход и координацию работ всех участников Программы с целью достижения намеченных результатов.

Для решения поставленных в Программе задач определены первоочередные мероприятия.

Для решения задачи 1 запланирована реализация комплекса мер, направленных на формирование необходимой нормативно-правовой и информационно-технической базы для решения проблем, связанных с обращением с отходами производства и потребления на территории области:

актуализация территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО.

Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с ТКО – информационная система, включающая в себя базы данных, программное и техническое обеспечение, предназначенные для ввода, хранения, актуализации, обработки, анализа, представления, визуализации данных о системе организации и осуществления деятельности на территории Тамбовской области по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Мероприятием предусматривается актуализация не реже чем 1 раз в 3 года территориальной схемы с целью приведения территориальной схемы в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации и законодательства Тамбовской области, обновление и дополнение актуальной информацией о состоянии отрасли обращения с отходами в Тамбовской области.

Актуализация предусматривается также в случаях:

отсутствия технической возможности по реализации положений территориальной схемы, в том числе в результате отказа или отсрочки в реализации мероприятий Программы и инвестиционных программ оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;

изменения условий реализации территориальной схемы, в том числе, изменения законодательства Российской Федерации, появления новых образователей отходов;

выявления более оптимальных способов достижения целей и задач территориальной схемы, в том числе выявление более выгодных направлений транспортирования твердых коммунальных отходов;

заключения соглашений с другими субъектами Российской Федерации;

проведение полного цикла замеров (весна, лето, осень, зима) и расчет нормативов образования твердых коммунальных отходов на территориях городских округов и муниципальных районов Тамбовской области.

Замеры должны проводиться в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 г. № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов;

разработка и принятие нормативных правовых актов, направленных на регулирование отрасли обращения с отходами на территории Тамбовской области;

проведение конкурсного отбора для выбора регионального оператора.

Конкурсный отбор для выбора регионального оператора осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2016 года № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами».

Для проведения конкурсного отбора приказом управления топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области создается конкурсная комиссия.

Управление топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства области разрабатывает и утверждает:

порядок отбора регионального оператора;

документацию об отборе;

критерии конкурсного отбора;

проект соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами;

разработка и внедрение регионального кадастра отходов.

Разработка регионального кадастра отходов осуществляется в соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Региональный кадастр отходов должен включать в себя данные, представляемые органами местного самоуправления, а также индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления, которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы. Управление по охране окружающей среды и природопользованию области устанавливает порядок ведения регионального кадастра отходов;

утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется управлением по регулированию тарифов Тамбовской области в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» и «Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами»;

утверждение инвестиционных программ операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами;

утверждение производственных программ операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами;

установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Для решения задачи 2 предусмотрены следующие мероприятия:

подготовка свободных земельных участков в целях реализации инвестиционных проектов в отрасли обращения с отходами:

проведение комплексного почвенно-экологического обследования земельных участков, необходимых для реализации мероприятий в сфере обращения с отходами;

проведение мероприятий по переводу земельных участков в категорию земель «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» в целях проведения работ по строительству объектов обработки и размещения твердых коммунальных отходов.

Земельные участки для реализации инвестиционных проектов должны соответствовать требованиям природоохранного законодательства;

создание производственных мощностей в отрасли обращения с отходами:

в сфере обработки отходов;

в сфере утилизации отходов;

в сфере размещения отходов.

Строительство и (или) реконструкция объектов обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании заключенных договоров аренды с инвестиционными обязательствами, концессионных соглашений, инвестиционных программ. Строительство и (или) реконструкция объектов обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в случае дефицита соответствующих производственных мощностей в соответствии с Территориальной схемой Тамбовской области по обращению с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

Для решения задачи 3 запланирована реализация комплекса мероприятий, направленных на стимулирование утилизации отходов и сокращение объемов захоронения отходов:

создание системы раздельного сбора отходов на территории области.

Разработка и утверждение порядка ведения раздельного сбора отходов на территории области управлением по охране окружающей среды и природопользованию области.

Организация раздельного сбора отходов позволит сократить количество захораниваемых отходов и повысить объемы возврата в производство полезных фракций;

создание пунктов приема вторичного сырья от населения на территории муниципальных образований области;

организация системы сбора опасных и особо опасных отходов от населения на территории муниципальных образований области.

установка специализированных контейнеров оранжевого цвета;

организация транспортирования и утилизации.

Для решения задачи 4 запланирована реализация комплекса мероприятий, направленных на выявление мест несанкционированного размещения отходов и предупреждение причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, выявление случаев причинения такого вреда и ликвидацию его последствий, ликвидацию прошлого экологического ущерба:

выявление и ликвидация вновь образованных мест несанкционированного размещения отходов;

мониторинг состояния объектов размещения отходов. Оперативное получение достоверной информации о текущем состоянии объектов размещения отходов.

Мониторинг позволит оперативно получать достоверную информацию о текущем состоянии объектов размещения отходов (полигонов ТКО), в том числе:

геометрические параметры объектов размещения отходов;

объем накопленных отходов, площадь захоронений отходов;

внутреннюю структуру объектов размещения отходов и состояние отдельных участков (карт) полигонов;

соответствие правилам размещения, проектирования, эксплуатации и рекультивации объектов размещения отходов;

компонентный состав поверхности объектов размещения отходов (морфология отходов);

эффективность рекультивации территории;

прогнозирование развития негативных явлений и процессов на объектах размещения отходов (повреждение травяного покрова по периферии, наличие стоков с территории, самовозгорание, горение, тление);

вывод из эксплуатации и рекультивация объектов размещения твердых коммунальных отходов, после завершения их эксплуатации или несоответствующих природоохранному законодательству:

разработка проектно-сметной документации по рекультивации объектов размещения твердых коммунальных отходов;

рекультивация объектов размещения твердых коммунальных отходов.

Мероприятия по выводу из эксплуатации и рекультивации объектов размещения твердых коммунальных отходов будут осуществляться в установленном законодательством Российской Федерации порядке собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов.

Для решения задачи 5 предусмотрены:

оказание государственной поддержки инвестиционным проектам в сфере обращения с отходами за счет:

предоставление инвесторам мер поддержки, предусмотренных законами Тамбовской области от 28.11.2003 № 170-З «О налоге на имущество организаций на территории Тамбовской области», от 10.11.2008 № 444-З «О ставке налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков»;

предоставление инвесторам земельных участков под строительство объектов обращения с отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Тамбовской области;

иные меры поддержки инвестиционной деятельности, предусмотренных Законом Тамбовской области от 06.03.2014 № 383-З «О государственной инвестиционной политике и поддержке инвестиционной деятельности в Тамбовской области»;

предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование региональных программ в области обращения с отходами в соответствии с Правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в целях:

софинансирования расходов на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для строительства объектов, используемых для обработки, утилизации отходов, объектов обезвреживания отходов, на строительство и оснащение таких объектов за счет субсидий, предоставляемых субъекту Российской Федерации из федерального бюджета, за счет средств, поступивших в счет уплаты экологического сбора в соответствии с законодательством Российской Федерации;

покрытия расходов на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию отходов от использования товаров, в том числе покрытие дефицита средств, поступающих в счет оплаты населением услуг по обращению с ТКО;

софинансирования мероприятий по разработке и внедрению промышленного оборудования российского производства в целях утилизации и обезвреживания отходов;

софинансирования иных мероприятий, предусмотренных региональными программами в области обращения с отходами;

Для осуществления государственной поддержки необходимо внесение изменений в соответствующие нормативно-правовые акты области;

заключение соглашений государственно-частного партнерства для реализации инвестиционных проектов в сфере обращения с отходами.

Основными формами государственно-частного партнерства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами являются договор аренды с инвестиционными обязательствами, концессионное соглашение, соглашение о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, инвестиционный контракт, приватизация или выкуп.

В соответствии с договором аренды с инвестиционными обязательствами арендодатель передает арендатору объекты имущества на праве владения и пользования на срок договора за определенную плату. Арендатор осуществляет эксплуатацию имущества и вложение инвестиций в строительство и (или) реконструкцию объекта аренды.

По концессионному соглашению концедент (публично-правовое образование) передает во временное владение и пользование концессионеру объект концессионного соглашения, принадлежащий концеденту на праве собственности. Обязательствами концессионера являются строительство/реконструкция объекта концессионного соглашения, и его эксплуатация в течение срока действия концессионного соглашения. Концессионным соглашением предусмотрены следующие существенные условия:

обязательства концессионера по строительству/реконструкции объекта соглашения (в том числе сумма инвестиций);

обязательство концессионера по эксплуатации объекта соглашения;

обязательство концедента по передаче земельных участков (без конкурса);

обеспечение исполнения концессионером обязательств по концессионному соглашению (банковская гарантия, страхование, залог депозита);

возмещение расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере регулирования тарифов, но не возмещенными ему на дату окончания срока действия концессионного соглашения;

обеспечение концедентом объема валовой выручки по годам, гарантируемой концессионеру в случае принятия нормативных правовых актов, приводящих к ухудшению прав концессионера.

Заключение соглашений о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве) является новой формой государственно-частного партнерства. Правовое регулирование данных отношений осуществляется Федеральным законом от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Обязательными элементами соглашения являются:

строительство и (или) реконструкция объекта соглашения частным партнером, полное или частичное финансирование частным партнером создания объекта соглашения;

осуществление частным партнером эксплуатации и (или) технического обслуживания объекта соглашения;

возникновение у частного партнера права собственности на объект соглашения при условии обременения объекта соглашения.

В соглашение в целях определения формы государственно-частного партнерства или муниципально-частного партнерства могут быть также включены следующие элементы:

проектирование частным партнером объекта соглашения;

осуществление частным партнером полного или частичного финансирования эксплуатации и (или) технического обслуживания объекта соглашения;

обеспечение публичным партнером частичного финансирования создания частным партнером объекта соглашения, а также финансирование его эксплуатации и (или) технического обслуживания;

наличие у частного партнера обязательства по передаче объекта соглашения о государственно-частном партнерстве, объекта соглашения о муниципально-частном партнерстве в собственность публичного партнера по истечении определенного соглашением срока, но не позднее дня прекращения соглашения;

обеспечение публичным партнером эксплуатации объекта соглашения в случае, если частный партнер осуществляет только техническое обслуживание этого объекта соглашения.

Возможны иные формы договорных отношений: инвестиционный договор с обязательством осуществления инвестиций в форме капитальных вложений, приватизация с передачей государственного или муниципального имущества в частную собственность.

С целью осуществления мероприятий по строительству и реконструкции объектов обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренных Программой, будет осуществляться заключение концессионных соглашений и договоров аренды с инвестиционными обязательствами.

Для решения задачи 6 запланирована реализация комплекса мероприятий, направленных на обеспечение доступа к информации в сфере обращения с отходами:

организация и проведение экологических акций и мероприятий среди населения области.

организация постоянного информирования граждан о формировании новой системы обращения с отходами:

изготовление информационных роликов в области обращения с твердыми коммунальными отходами;

изготовление лифлетов об обращении с твердыми коммунальными отходами;

создание дизайн макетов, изготовление, монтаж/демонтаж баннеров об обращении с твердыми коммунальными отходами;

мониторинг и анализ материалов в федеральных, региональных и муниципальных средствах массовой информации. Мероприятие планируется проводить с целью изучения общественного мнения и нивелирования рисков, возникающих при реализации государственной политики в сфере обращения с отходами.

Перечень мероприятий Программы со сроками их исполнения, ответственными исполнителями и источниками финансирования приведен в приложении № 2 к Программе (с детализацией в приложениях № 1 – № 3 к Перечню мероприятий Программы).

 

5. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы

 

Программа финансируется за счет средств бюджета Тамбовской области, местных бюджетов и внебюджетных источников.

Источником формирования средств бюджета Тамбовской области и местных бюджетов будет являться плата за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» размер платы за негативное воздействие на окружающую среду с 01 января 2017 г. составляет 663,2 рубля за тонну отходов 4-го класса опасности, размещенных на объектах размещения отходов.

В соответствии с п. 1 ст. 51, ст. 57, ст. 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации плата за негативное воздействие на окружающую среду отнесена в состав неналоговых доходов и распределяется следующим образом:

федеральный бюджет – 5%;

бюджет субъекта Российской Федерации – 40%;

бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов – 55%.

Расчет планируемых поступлений платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты разных уровней представлен в приложении № 3 к Перечню мероприятий Программы.

Программа финансируется из средств бюджета Тамбовской области в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на ее реализацию законом о бюджете Тамбовской области.

Средства местных бюджетов определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований области.

В ходе реализации Программы объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению с учетом реальных возможностей бюджета области и местных бюджетов, размера необходимых инвестиций для строительства объектов по обращению с отходами.

Ресурсное обеспечение Программы приведено в приложении № 2 к Программе.

Мероприятия Программы, финансируемые за счёт средств бюджета области, реализуются в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Для обеспечения контроля за использованием бюджетных средств на реализацию мероприятий Программы управление по охране окружающей среды и природопользованию области ежегодно в срок до 01 марта года, следующего за отчетным годом, готовит отчет по форме согласно приложению № 4 к Программе.

Объем средств на реализацию Программы составляет 1451401 тыс. рублей, в том числе:

из средств бюджета Тамбовской области – 300490 тыс. рублей;

из средств муниципальных бюджетов – 510239 тыс. рублей;

из средств внебюджетных источников – 640673 тыс. рублей.

 

6. Механизмы реализации Программы

 

Механизм реализации Программы предусматривает использование рычагов государственной экономической, финансовой и бюджетной политики в области природопользования и охраны окружающей природной среды с учетом интересов хозяйствующих субъектов муниципальных образований области.

Ответственным исполнителем Программы является управление по охране окружающей среды и природопользованию области. Приобретение материальных средств, оказание услуг, выполнение работ для государственных нужд осуществляется на основании Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Заказчиком Программы выступает управление по охране окружающей среды и природопользованию области. Заказчик Программы в процессе реализации программных мероприятий:

осуществляет координацию деятельности исполнителей программных мероприятий по их выполнению, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;

с учетом выделенных на реализацию в текущем году финансовых средств уточняет целевые индикаторы, затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы;

разрабатывает дополнительные меры по привлечению средств из внебюджетных источников;

при необходимости в установленном порядке вносит предложения о продлении срока реализации Программы или ее досрочном прекращении;

несет ответственность за подготовку и реализацию Программы в целом.

Финансирование Программы осуществляется из бюджетов различных уровней в соответствии с лимитами бюджетных обязательств на текущий год и из внебюджетных источников.

Объемы финансирования Программы за счет средств бюджета Тамбовской области ежегодно корректируются при утверждении бюджета Тамбовской области на очередной финансовый год и на плановый период. При изменении объемов бюджетного финансирования по сравнению с предусмотренными Программой заказчик Программы в установленном порядке уточняет объемы финансирования программных мероприятий с учетом средств бюджета Тамбовской области и внебюджетных источников.

Для обеспечения мониторинга реализации Программы механизм реализации Программы предусматривает:

ежегодную оценку эффективности. Методика оценки эффективности приведена в приложении № 5 к Программе;

ежегодное (в срок до 01 марта года, следующего за отчетным) формирование отчетных документов: отчета по форме согласно приложению № 6 к Программе и пояснительной записки с анализом результатов.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

к региональной программе Тамбовской области по обращению с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами

 

ПЕРЕЧЕНЬ

ПОКАЗАТЕЛЕЙ (ИНДИКАТОРОВ) РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ

 

Показатель (индикатор)

Единица измерения

Значение показателей

2016

год

2017

год

2018

год

2019

год

2020

год

2021

год

2022

год

2022

год

2024

год

2025

год

2026

год

1. Процент охвата населения регулярной системой очистки

%

70

80

85

90

100

100

100

100

100

100

100

2. Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов (нарастающим итогом)

тыс. рублей

-

98816

276212

474104

722678

930518

998070

1061259

1115733

1245323

1341901

3. Прирост мощности объектов, используемых для сбора, транспортирования, обработки, утилизации отходов, объектов обезвреживания отходов (нарастающим итогом)

тыс. тонн/год

-

140

200

240

240

240

240

240

240

240

240

4. Доля использованных и обезвреженных отходов производства и потребления от общего количества образующихся отходов I – IV классов опасности

%

42,5

43,6

44,7

45,7

46,7

47,2

47,7

48,1

48,5

48,9

49,2

5. Доля обработанных твердых коммунальных отходов в общем объеме твердых коммунальных отходов

%

49,9

74,4

90,4

98,5

98,6

98,6

98,7

98,7

98,7

98,8

98,8

6. Доля утилизированных (использованных) твердых коммунальных отходов в общем объеме твердых коммунальных отходов

%

4,0

6,1

8,0

9,1

12,4

12,4

12,4

12,4

12,4

12,4

12,4

7. Доля твердых коммунальных отходов, направляемых на захоронение в общем объеме твердых коммунальных отходов

%

96,0

93,9

92,0

90,9

87,6

87,6

87,6

87,6

87,6

87,6

87,6

8. Доля ликвидированных мест несанкционированного размещения отходов к общему количеству выявленных мест несанкционированного размещения отходов

%

56,9

25

50

75

100

100

100

100

100

100

100

9. Количество рекультивированных объектов накопленного экологического ущерба

единиц

-

-

-

1

-

5

-

3

-

2

12

10. Площадь рекультивированных земель объектов накопленного экологического ущерба

га

-

-

-

3,5

-

47,7

-

14,99

-

8,86

25,92

11. Доля внебюджетных средств в общем объеме привлеченных средств в отрасль обращения с отходами (нарастающим итогом)

%

-

6,6

16,6

27,7

37,6

43,3

44,0

44,0

44,0

44,0

44,0

12. Увеличение доли граждан, имеющих доступ к информации в сфере обращения с отходами

%

100

105

110

115

120

125

130

135

140

145

150


Информация по документу
Читайте также