1. Настоящий Порядок
разработан с целью использования при организации работы уполномоченного
органа по проведению правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых
актов, включенных в регистр муниципальных нормативных правовых актов
Тамбовской области (далее – правовая экспертиза, муниципальные акты).
2. Правовая экспертиза
проводится правовым департаментом аппарата главы администрации области (далее
– Правовой департамент).
3. Правовой департамент
проводит правовую экспертизу по решению директора Правового департамента
(лица, исполняющего его обязанности).
4. Правовая экспертиза
проводится в срок до 30 дней со дня принятия решения о проведении правовой
экспертизы. При необходимости этот срок может быть продлен директором
Правового департамента (лицом, исполняющим его обязанности), но не более чем
на 30 дней.
5. Правовая экспертиза
заключается в правовой оценке формы муниципального акта, его целей и задач,
предмета правового регулирования, компетенции органа или должностного лица
местного самоуправления, принявшего (издавшего) акт, содержащихся в нем норм,
порядка принятия, обнародования (опубликования) на соответствие Конституции
Российской Федерации, федеральному и областному законодательству, уставу
муниципального образования.
В ходе правовой экспертизы
оценивается также соблюдение правил юридической техники, а именно наличие
набора реквизитов, правильность использования юридической терминологии.
6. Цели, задачи и предмет
правового регулирования муниципального акта анализируются на предмет их
соответствия основам конституционного строя Российской Федерации, соблюдения основных
прав и свобод человека и гражданина, а также рассматриваются с точки зрения
соответствия полномочиям органов местного самоуправления, установленным
Конституцией Российской Федерации, федеральным и областным законодательством,
уставом муниципального образования.
7. В ходе правовой
экспертизы изучается состояние правового регулирования в соответствующей
сфере. При этом выявляется место рассматриваемого
муниципального акта среди других правовых актов, действующих в указанной
сфере, и их соотношение, устанавливается, во исполнение или в соответствии с
каким федеральным и (или) областным законом (иным нормативным правовым актом)
принят муниципальный акт, соответствуют ли правовые основания, обусловившие
его принятие, основаниям, указанным в Конституции Российской Федерации,
действующем законодательстве и уставе муниципального образования. В
целях анализа конкретных правовых норм изучается их смысл и правовые
последствия применения.
8. При анализе конкретных
правовых норм следует учитывать судебные акты Конституционного Суда
Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, а также иных
органов судебной власти Российской Федерации, затрагивающие соответствующие
правоотношения, а также изменения, внесенные в федеральные и областные
нормативные правовые акты, уставы муниципальных образований.
В случае расхождения
правовых норм действующих правовых актов, регулирующих одни и те же
правоотношения (коллизия правовых актов), необходимо руководствоваться
общепринятыми положениями коллизионного права.
9. Признаками
несоответствия муниципального акта Конституции Российской Федерации,
федеральному и областному законодательству, уставу муниципального образования
являются:
включение в муниципальный
акт норм и положений, противоречащих нормам Конституции Российской Федерации,
действующему законодательству, уставу муниципального образования;
отсутствие правовых
оснований, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
федеральным и областным законодательством, уставом муниципального образования
необходимы для издания муниципального акта;
принятие муниципального
акта во исполнение отмененного (утратившего силу) федерального и (или)
областного закона или иного нормативного правового акта;
неправильный
выбор федерального и (или) областного закона или иного нормативного правового
акта, являющегося основанием для принятии муниципального акта;
принятие муниципального
акта органом (должностным лицом) местного самоуправления, в компетенцию
которого это не входит, либо с превышением полномочий, предоставленных
данному органу (должностному лицу);
нарушение установленного
порядка принятия, опубликования (обнародования) муниципального акта;
изменение установленных
федеральным и (или) областным законом или иным нормативным правовым актом
оснований, условий, последовательности или порядка действий участников
правоотношений;
запрещение действий
граждан и организаций, государственных органов, органов местного
самоуправления, разрешенных или предписываемых федеральным и областным
законодательством;
разрешение или допущение
действий граждан и организаций, государственных органов, органов местного
самоуправления, запрещенных федеральным и областным законодательством;
иные признаки.
10. Правовая экспертиза
отмененных, признанных утратившими силу муниципальных актов, а также
муниципальных актов, срок действия которых истек на момент проведения
правовой экспертизы, не проводится.
11. Правовая экспертиза
проводится в отношении муниципального акта с учетом всех внесенных в него
изменений.
12. При
проведении правовой экспертизы муниципального акта, признающего утратившим
силу (отменяющего, приостанавливающего, продлевающего) другой муниципальный
акт, оценивается компетенция органа (должностного лица) местного
самоуправления, принявшего (издавшего) муниципальный акт, а также возможность
возникновения пробелов в правовом регулировании в результате отмены,
приостановления или продления действия муниципального акта.
13. По результатам
проведения правовой экспертизы составляется экспертное заключение по форме
согласно приложению.
Экспертное заключение
готовится на бланке Правового департамента и подписывается директором Правового
департамента (лицом, исполняющим его обязанности).
14. В случае выявления в
муниципальном акте положений, противоречащих Конституции Российской
Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской
Федерации, законам и иным нормативным правовым актам Тамбовской области,
уставу муниципального образования, экспертное заключение направляется для
рассмотрения в орган (должностному лицу) местного самоуправления, принявший
(издавшему) данный муниципальный акт.
|