Расширенный поиск

Постановление Администрации Смоленской области от 28.04.2017 № 271

 

АДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

от 28.04.2017 № 271

 

 

О внесении изменений в областную государственную программу «Экономическое развитие Смоленской области, включая создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата»

на 2014 - 2020 годы

 

 

Администрация Смоленской области  п о с т а н о в л я е т:

 

Внести в областную государственную программу «Экономическое развитие Смоленской области, включая создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата» на 2014 - 2020 годы, утвержденную постановлением Администрации Смоленской области от 08.11.2013 № 894 (в редакции постановлений Администрации Смоленской области от 17.03.2014 № 171, от 03.07.2014 № 484, от 29.08.2014 № 606, от 30.09.2014 № 675, от 26.12.2014 № 912, от 05.03.2015 № 80, от 16.04.2015 № 183, от 27.05.2015 № 300, от 27.07.2015 № 449, от 03.12.2015 № 765, от 25.12.2015 № 856, от 25.02.2016 № 79, от 16.03.2016 № 155, от 21.04.2016 № 232, от 29.06.2016 № 369, от 30.08.2016 № 501, от 23.09.2016 № 573, от 15.11.2016 № 668, от 29.11.2016 № 695, от 13.12.2016 № 726, от 15.12.2016 № 742, от 31.01.2017 № 28, от 03.02.2017 № 29, от 09.02.2017 № 54, от 22.02.2017 № 69), следующие изменения:

1) в паспорте областной государственной программы «Экономическое развитие Смоленской области, включая создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата» на 2014 - 2020 годы:

- абзац восьмой позиции «Исполнители основных мероприятий Государственной программы» изложить в следующей редакции:

«микрокредитная компания «Смоленский областной фонд поддержки предпринимательства»;»;

- абзац третий позиции «Целевые показатели реализации Государственной программы» изложить в следующей редакции:

«- доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, в общей численности занятого населения;»;

- в позиции «Объемы ассигнований Государственной программы (по годам реализации и в разрезе источников финансирования)»:

- в абзаце первом слова «2 323 806,71031 тыс. рублей» заменить словами «2 375 531,21031 тыс. рублей»;

- в абзаце шестом слова «525 605,3 тыс. рублей» заменить словами «577 329,8 тыс. рублей»;

- в абзаце шестнадцатом слова «1 130 643,9 тыс. рублей» заменить словами «1 132 360,2 тыс. рублей»;

- в абзаце двадцатом слова «207 236,6 тыс. рублей» заменить словами «208 952,9 тыс. рублей»;

- в абзаце двадцать четвертом слова «78,3 тыс. рублей» заменить словами «86,5 тыс. рублей»;

- в абзаце двадцать шестом слова «65,3 тыс. рублей» заменить словами «73,5 тыс. рублей»;

- в абзаце тридцать втором слова «28 698,1 тыс. рублей» заменить словами «78 698,1 тыс. рублей»;

- после абзаца тридцать третьего дополнить абзацем следующего содержания:

«2017 год – 50 000,0 тыс. рублей;»;

2) раздел 1 изложить в следующей редакции:

 

«1. Общая характеристика социально-экономической сферы

реализации Государственной программы

 

Валовой региональный продукт (далее - ВРП) Смоленской области в 2015 году составил 257,1 млрд. рублей (99,1% к уровню 2014 года).

По объему ВРП на душу населения регион в 2015 году занял 13-е место среди регионов Центрального федерального округа (далее - ЦФО) и 55-е в Российской Федерации, по темпу роста к предыдущему году - 13-е место в ЦФО и 49-е в Российской Федерации.

По оценке, в 2016 году объем ВРП составит 267,2 млрд. рублей (98,6% к уровню 2015 года).

Более 30% валовой добавленной стоимости в регионе формируется в промышленном секторе экономики, прежде всего в обрабатывающих производствах (22%), около 20% приходится на торговлю, 7% - на строительство, 6% - на сельское хозяйство.

Промышленными предприятиями Смоленской области в 2016 году отгружено продукции, выполнено работ и услуг в суммарном объеме на 229,7 млрд. рублей, что на 4,5% больше, чем в 2015 году.

Индекс промышленного производства в 2016 году по сравнению с 2015 годом составил 98% (по Российской Федерации – 101,1%).

Отмечена положительная динамика в производстве пищевых продуктов; в текстильном и швейном производстве; в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви; в обработке древесины и производстве изделий из дерева; в производстве резиновых и пластмассовых изделий; в производстве машин и оборудования; в прочих производствах.

По предварительным данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области (далее – Смоленскстат), объем инвестиций в основной капитал, направленных на развитие экономики и социальной сферы, в 2016 году возрос на 4,9 млрд. рублей и составил 59,9 млрд. рублей. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал составил 100,1% к уровню 2015 года (по Российской Федерации – 99,1%).

За период с 2012 по 2016 год Смоленской области удалось улучшить свои позиции по индексу физического объема инвестиций в основной капитал. Регион поднялся с 15-го места среди регионов ЦФО в 2012 году на 4-е место в 2016 году, с 76-го места среди субъектов Российской Федерации в 2012 году на 33-е место в 2016 году.

Доля инвестиций в основной капитал в общем объеме ВРП по Смоленской области в 2016 году, по предварительной оценке, составит более 22% (в 2015 году – 21,4%).

Темпы роста экономики Смоленской области напрямую зависят от инвестиционного и предпринимательского климата в ней.

В декабре 2016 года крупнейшее в России международное рейтинговое агентство «Эксперт РА» опубликовало рейтинг регионов Российской Федерации «Инвестиционная привлекательность регионов – 2016». По результатам рейтинга Смоленская область сохранила свою позицию в группе 3B1 «Пониженный потенциал – умеренный риск» наряду с другими 33 регионами Российской Федерации.

В целях обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Смоленской области реализуется план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Смоленской области на 2016-2017 годы (утвержден распоряжением Губернатора Смоленской области от 30.08.2016 № 961-р).

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 10.09.2012 № 1276 «Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности» утверждена «дорожная карта» по внедрению стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата (далее также – стандарт) в Смоленской области (далее – «дорожная карта»).

Инвестиционная стратегия Смоленской области до 2025 года, разработанная в соответствии с требованиями стандарта и с учетом лучших практик России, утверждена распоряжением Администрации Смоленской области от 15.12.2014 № 1753-р/адм.

В целях содействия развитию инвестиционной деятельности на территории Смоленской области созданы следующие организации:

микрокредитная компания «Смоленский областной фонд поддержки предпринимательства» (микрофинансирование, гарантийный фонд);

- общество с ограниченной ответственностью «Корпорация инвестиционного развития Смоленской области» (деятельность сосредоточена на формировании резервного земельного фонда Смоленской области из невостребованных земель);

- некоммерческая организация «Региональный интегрированный центр – Смоленская область» (предоставление бесплатной информационно-консультационной поддержки и содействия предприятиям региона, заинтересованным в установлении и развитии взаимовыгодного делового сотрудничества и в экспортной деятельности);

- автономная некоммерческая организация «Центр кластерного развития Смоленской области» (оказание услуг субъектам малого и среднего предпринимательства в формировании и развитии кластеров на территории Смоленской области);

- центр молодежного инновационного творчества (развитие инноваций, обеспечение доступа к проектам школьников и студентов);

- автономная некоммерческая организация «Центр поддержки предпринимательства Смоленской области» (предоставление консультационных услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства, проведение обучающих мероприятий, семинаров, тренингов, «круглых столов», а также популяризация предпринимательства).»;

3) в разделе 2:

- абзац первый изложить в следующей редакции:

«Приоритеты региональной государственной политики в сфере повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста Смоленской области, в том числе создания благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, определяются указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», от 21.08.2012 № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», от 10.09.2012 № 1276 «Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности», Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 № 1083-р, Стратегией социально-экономического развития Смоленской области на долгосрочную перспективу (до 2020 года), утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от 26.11.2007 № 418.»;

- абзац одиннадцатый изложить в следующей редакции:

«- доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, в общей численности занятого населения;»;

4) в разделе 4:

- в абзаце втором слова «2 323 806,71031 тыс. рублей» заменить словами «2 375 531,21031 тыс. рублей»;

- в абзаце девятом слова «525 605,3 тыс. рублей» заменить словами «577 329,8 тыс. рублей»;

- в абзаце девятнадцатом слова «1 130 643,9 тыс. рублей» заменить словами «1 132 360,2 тыс. рублей»;

- в абзаце двадцать пятом слова «207 236,6 тыс. рублей» заменить словами «208 952,9 тыс. рублей»;

- в абзаце двадцать девятом слова «78,3 тыс. рублей» заменить словами «86,5 тыс. рублей»;

- в абзаце тридцать первом слова «65,3 тыс. рублей» заменить словами «73,5 тыс. рублей»;

- в абзаце тридцать седьмом слова «28 698,1 тыс. рублей» заменить словами «78 698,1 тыс. рублей»;

- после абзаца тридцать восьмого дополнить абзацем следующего содержания:

«- 2017 год – 50 000,0 тыс. рублей;»;

- абзац сорок второй изложить в следующей редакции:

«Объемы финансирования за счет средств областного бюджета подлежат ежегодному уточнению с учетом норм областного закона об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, предусматривающих средства на реализацию Государственной программы.»;

- дополнить абзацем следующего содержания:

«Вместе с тем в целях реализации мероприятий Государственной программы активно привлекаются средства федерального бюджета. Ежегодно планируется софинансирование мероприятий Государственной программы за счет средств государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».»;

5) в подпрограмме «Повышение инвестиционного потенциала Смоленской области» на 2014 - 2020 годы:

- в паспорте подпрограммы «Повышение инвестиционного потенциала Смоленской области» на 2014 - 2020 годы:

- абзац второй позиции «Исполнители основных мероприятий подпрограммы» изложить в следующей редакции:

«микрокредитная компания «Смоленский областной фонд поддержки предпринимательства»;»;

- в позиции «Объемы ассигнований подпрограммы (по годам реализации и в разрезе источников финансирования)»:

- в абзаце первом слова «189 850,4 тыс. рублей» заменить словами «191 566,7 тыс. рублей»;

- в абзаце шестом слова «35 903,5 тыс. рублей» заменить словами «37 619,8 тыс. рублей»;

- в абзаце одиннадцатом слова «189 833,9 тыс. рублей» заменить словами «191 550,2 тыс. рублей»;

- в абзаце пятнадцатом слова «35 900,0 тыс. рублей» заменить словами «37 616,3 тыс. рублей»;

- разделы 1 и 2 изложить в следующей редакции:

 

«1. Общая характеристика социально-экономической сферы

реализации подпрограммы

 

Основной целью инвестиционной политики Смоленской области является обеспечение экономического подъема региона. Обязательным условием повышения инвестиционного потенциала Смоленской области и эффективности использования этого потенциала является проведение целенаправленной инвестиционной политики, основывающейся на государственном регулировании инвестиционной деятельности. Ключевую роль в этом процессе играет создание максимально благоприятных условий как для поддержки уже реализуемых проектов, так и для привлечения внутренних и внешних инвестиций в Смоленскую область с целью реализации перспективных проектов, соответствующих приоритетам долгосрочного развития экономики и социальной сферы региона.

В результате проведенной оценки инвестиционного климата в Смоленской области и анализа текущей ситуации выявлены следующие основные тенденции в сфере инвестиционной деятельности Смоленской области.

По данным Смоленскстата, объем инвестиций в основной капитал составил:

- в 2014 году – 56,6 млрд. рублей (или 100,5% к уровню 2013 года в сопоставимых ценах);

- в 2015 году – 55,0 млрд. рублей (или 90,2% к уровню 2014 года в сопоставимых ценах);

- в 2016 году – 59,9 млрд. рублей (или 100,1% к уровню 2015 года в сопоставимых ценах).

Значительную долю в общем объеме инвестиций по крупным и средним организациям в 2016 году составляют:

- капиталовложения в обрабатывающие производства (43,4% от общего объема инвестиций по крупным и средним организациям), среди которых наибольший удельный вес имеет обработка древесины и производство изделий из дерева (объем инвестиций по отрасли составил 28,5% от общего объема капиталовложений по крупным и средним организациям и 65,6% от объема инвестиций по обрабатывающим производствам). В 2016 году завершена реализация крупного инвестиционного проекта по строительству завода МДФ в Гагаринском районе, который к настоящему моменту запущен в тестовом режиме. 10,1% от объема инвестиций по обрабатывающим производствам приходится на производство резиновых и пластмассовых изделий;

- капиталовложения в производство и распределение электроэнергии, газа и воды (21%). На объем инвестиций по виду деятельности оказывает значительное влияние инвестиционная активность филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Смоленская атомная станция», который реализует комплексную программу реконструкции и модернизации действующих объектов станции, а также филиала ПАО «МРСК Центра» - «Смоленскэнерго» и филиала ПАО «Юнипро» - «Смоленская ГРЭС». Кроме того, в рамках реализации мероприятий областных и муниципальных программ осуществлялось строительство сетей инженерно-технического обеспечения в сельских поселениях Смоленской области;

- капиталовложения в транспорт и связь (19,4%). Значительная доля объема инвестиций по отрасли в целом связана с развитием дорожно-транспортного комплекса региона (строительство и реконструкция автомобильных дорог и мостов), а также с развитием информационно-коммуникационной инфраструктуры (в том числе дальнейшее развитие и расширение сетей 3G и 4G в муниципальных образованиях Смоленской области, телекоммуникационных услуг и услуг связи).

Положительная динамика объема инвестиций в сельское хозяйство (111,2%) обусловлена реализацией инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе, развитие которого является одним из приоритетных направлений деятельности Администрации Смоленской области.

Структура инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций по источникам финансирования представлена следующим образом:

- 32,4% составили капиталовложения за счет собственных средств организаций;

- 67,6% инвестиций осуществлены за счет привлеченных средств, из них 44,1% - кредиты банков, 22,2% - бюджетные средства (в структуре бюджетных средств 58% составляют капиталовложения за счет средств федерального бюджета, 37,1% - за счет средств областного бюджета, 4,9% - за счет средств местных бюджетов).

Основной целью инвестирования в январе-декабре 2016 года остается замена изношенной техники и оборудования, приобретение автотранспортных средств: 57,4% от общего объема инвестиций в основной капитал по крупным и средним организациям составили капиталовложения, направленные на приобретение машин и оборудования, транспортных средств, 36,8% – инвестиции в здания (кроме жилых) и сооружения.

В разрезе муниципальных образований Смоленской области наиболее значимые объемы капиталовложений были осуществлены в: городах Смоленске и Десногорске, Гагаринском, Сафоновском, Смоленском, Холм-Жирковском, Вяземском и Руднянском муниципальных районах. Доля инвестиций в основной капитал указанных муниципальных районов и городских округов составила по итогам января-декабря 2016 года 86,4%.

В Смоленской области создана система мер государственной поддержки инвестиционной деятельности, направленных на стимулирование инвестиционных процессов в регионе, оказание финансовой и административной поддержки инвесторам, реализующим инвестиционные проекты на территории Смоленской области.

Предусмотрены такие формы государственной поддержки инвесторов, как налоговые льготы; сопровождение инвестиционных проектов; методическая, информационная, организационная поддержка субъектов инвестиционной деятельности и другие.

В соответствии с областным законом «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Смоленской области» в 2016 году государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Смоленской области в форме налоговых льгот была оказана 4 предприятиям для реализации 5 одобренных инвестиционных проектов Смоленской области. Государственной поддержкой в форме льготы по налогу на имущество организаций в размере, по оценке, 29,2 млн. рублей воспользовались ООО «ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН» (2 проекта), ООО «КРОЛЪ и К», АО «АГРОПРОМЫШЛЕННАЯ ФИРМА «НАША ЖИТНИЦА»; в форме льготы по налогу на прибыль организаций в размере, по оценке, 2,4 млн. рублей – ФГУП «СПО «Аналитприбор».

Общий размер государственной поддержки в форме налоговых льгот указанным предприятиям в 2016 году составил, по оценке, 31,6 млн. рублей.

В период реализации подпрограммы будет продолжена практика предоставления государственной поддержки инвестиционной деятельности в форме налоговых льгот, целью которой является стимулирование использования финансовых ресурсов предприятий для расширения и обновления производств с целью выпуска конкурентоспособной продукции.

В 2014 году разработан Порядок предоставления инвесторам государственной поддержки инвестиционной деятельности в форме сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна». Указанным Порядком устанавливаются сроки и последовательность действий уполномоченного органа по сопровождению инвестиционных проектов по принципу «одного окна» при содействии инвесторам (инициаторам инвестиционных проектов) в реализации инвестиционных проектов на территории Смоленской области. Такая форма государственной поддержки инвестиционной деятельности направлена на решение задач по созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций в Смоленскую область, развитию предпринимательской деятельности, сокращению сроков согласовательных процедур при осуществлении инвестиционной деятельности.

В настоящее время в Смоленской области сформировано свыше 300 инвестиционных площадок, на которых возможно создание новых предприятий. Информация о каждой инвестиционной площадке размещена на инвестиционном портале Смоленской области и содержит сведения о категории земельного участка, разрешенных видах использования, условиях предоставления (пользования), обеспеченности земельных участков объектами инженерной и транспортной инфраструктур.

В 2015 году Смоленская область приступила к реализации двух приоритетных для Смоленской области проектов по созданию государственных индустриальных парков «Феникс» и «Сафоново».

В течение двух лет выполнение строительных работ по созданию инженерной и транспортной инфраструктуры государственных индустриальных парков «Феникс» и «Сафоново» проходило в соответствии с ранее утвержденным планом-графиком.

В 2016 году Администрацией Смоленской области проведен конкурсный отбор среди управляющих компаний на право заключения соглашения об управлении созданием, развитием и функционированием государственных индустриальных парков, определены победители конкурсного отбора. Специализированные управляющие компании государственных индустриальных парков будут оказывать комплексные услуги для резидентов (по принципу «одного окна»), что повлечет за собой значительную экономию времени на запуск проекта. Кроме того, были разработаны нормативные правовые документы, определяющие механизм отбора резидентов государственных индустриальных парков.

Смоленская область является одним из первых субъектов Российской Федерации, где осуществляется не только строительство инфраструктуры сразу двух индустриальных парков, но и параллельно проводится работа по размещению резидентов. В 2016 году подана первая заявка на присвоение статуса резидента государственного индустриального парка «Феникс».

Также в Смоленской области создан специализированный Интернет-портал «Инвестиционная деятельность в Смоленской области», который обеспечивает наглядное представление инвестиционных возможностей Смоленской области, ее инфраструктуры, потенциальных направлений инвестиций, а также сбор и оперативное рассмотрение обращений инвесторов. Данный портал доступен по адресу: https://smolinvest.com/.

На официальном сайте Департамента инвестиционного развития Смоленской области также размещена и регулярно обновляется вся необходимая для инвесторов информация.

В создания благоприятных условий для старта и ведения бизнеса в Смоленской области продолжается работа по мониторингу стандарта, разработанного автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» в партнерстве с общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» по поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина.

Данный стандарт включает в себя 15 базовых требований бизнес-среды региона, реализация которых направлена на повышение инвестиционной привлекательности региона, защиту прав инвесторов, повышение прозрачности системы поддержки предпринимателей и позволяет создать регулярно работающую систему взаимодействия бизнеса и власти.

Мониторинг стандарта осуществляется в порядке и сроки, предусмотренные «дорожной картой». По результатам выполнения каждого из мероприятий «дорожной карты» в специализированной автоматизированной системе управления проектами «Диалог» размещается документация, необходимая для оценки выполнения требований стандарта.

 

2. Цель и целевые показатели реализации подпрограммы

 

Целью подпрограммы является улучшение инвестиционного климата в Смоленской области.

Целевыми показателями реализации подпрограммы являются:

- количество реализованных требований стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Смоленской области: в 2015 году – 15 (единиц), в 2016 году – 15, в 2017 - 2020 годах – 15. Оценка достижения целевого показателя осуществляется в соответствии с утвержденной распоряжением Губернатора Смоленской области от 13.05.2015 № 489-р «дорожной картой» мониторинга результатов внедрения стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Смоленской области на 2015 - 2018 годы (по форме, предложенной автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»);

- ежегодная оценка предпринимательским сообществом эффективности реализации внедренных элементов деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе: в 2015 году – 8 баллов, в 2016 году – 10 баллов, в 2017 - 2020 годах – 10 баллов. Источником информации о значении целевого показателя являются данные автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». Оценка заключается в согласовании мероприятий, реализуемых в рамках Стандарта по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, с экспертной группой, в которую вошли представители региональных отделений общероссийских общественных организаций «Деловая Россия», «Опора России», иных заинтересованных организаций, объединяющих предпринимателей, а также юридических лиц, осуществляющих инвестиционную и предпринимательскую деятельность;

- уровень технической готовности объектов: в 2017 году – 10%, в 2018-2020 годах ожидается увеличение показателя до 100%. Значение показателя определяется на основании ведомственной информации Департамента Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

Целевые показатели реализации подпрограммы приведены в приложении № 1 к Государственной программе.»;

- раздел 3 после абзаца десятого дополнить абзацем следующего содержания:

«Также в рамках данного мероприятия предусматривается проведение пусконаладочных работ подстанции ПС 110/10 ст. Игоревская Холм-Жирковского района Смоленской области, строительство которой велось в рамках реализации регионального инвестиционного проекта «Реконструкция и расширение ОАО «Игоревский деревообрабатывающий комбинат». Строительство завода древесноволокнистых плит (MDF). Развитие инфраструктуры в муниципальном образовании «Холм-Жирковский район» Смоленской области», получившего бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда Российской Федерации.»;

- в разделе 4:

- в абзаце втором слова «189 850,4 тыс. рублей» заменить словами «191 566,7 тыс. рублей»;

- в абзаце седьмом слова «35 903,5 тыс. рублей» заменить словами «37 619,8 тыс. рублей»;

- в абзаце двенадцатом слова «189 833,9 тыс. рублей» заменить словами «191 550,2 тыс. рублей»;

- в абзаце шестнадцатом слова «35 900,0 тыс. рублей» заменить словами «37 616,3 тыс. рублей»;

6) в подпрограмме «Развитие малого и среднего предпринимательства в Смоленской области» на 2014 - 2020 годы:

- в паспорте подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Смоленской области» на 2014 - 2020 годы:

- в позиции «Целевые показатели реализации подпрограммы»:

- абзац второй изложить в следующей редакции:

«- доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, в общей численности занятого населения;»;

- дополнить абзацами следующего содержания:

«- доля обрабатывающей промышленности в обороте субъектов малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей);

- доля средств, направляемая на реализацию мероприятий в сфере развития малого и среднего предпринимательства в монопрофильных муниципальных образованиях, в общем объеме финансового обеспечения государственной поддержки малого и среднего предпринимательства за счет средств федерального бюджета»;

- в позиции «Объемы ассигнований подпрограммы (по годам реализации и в разрезе источников финансирования)»:

- в абзаце первом слова «1 793 302,51031 тыс. рублей» заменить словами «1 843 310,71031 тыс. рублей»;

- в абзаце шестом слова «435 088,3 тыс. рублей» заменить словами «485 096,5 тыс. рублей»;

- в абзаце двадцать четвертом слова «61,8 тыс. рублей» заменить словами «70,0 тыс. рублей»;

- в абзаце двадцать пятом слова «61,8 тыс. рублей» заменить словами «70,0 тыс. рублей»;

- в абзаце двадцать восьмом слова «28 698,1 тыс. рублей» заменить словами «78 698,1 тыс. рублей»;

- после абзаца двадцать девятого дополнить абзацем следующего содержания:

«2017 год – 50 000,0 тыс. рублей;»;

- разделы 1 и 2 изложить в следующей редакции:

 

«1. Общая характеристика социально-экономической сферы

реализации подпрограммы

 

Развитие малого и среднего предпринимательства является важным условием функционирования рыночной экономики и одной из важных социально-экономических задач. Отличительной особенностью малого и среднего предпринимательства является его доступность как сферы деятельности для широкого круга людей, которая обусловлена тем, что функционирование малого и среднего предпринимательства не предполагает крупных финансовых вложений, не требует больших материальных и трудовых ресурсов. Поэтому именно развитие малого и среднего бизнеса является необходимым условием формирования так называемого среднего класса – социального фундамента, обеспечивающего стабильное развитие российского общества.

Малое и среднее предпринимательство стало неотъемлемой частью экономики Смоленской области. Участвуя практически во всех видах экономической деятельности, субъекты малого и среднего предпринимательства Смоленской области обеспечивают формирование конкурентной среды, увеличение ВРП, повышение доходов консолидированного бюджета Смоленской области, занятость и повышение уровня жизни населения, формирование среднего класса. Экономическое и социальное развитие Смоленской области напрямую зависит от данного сектора экономики.

В настоящее время в Смоленской области действуют 36 384 субъекта малого и среднего предпринимательства, из них юридических лиц – 12 523, в том числе средних предприятий – 147, малых предприятий – 1 206, микропредприятий – 11 170, индивидуальных предпринимателей – 23 861. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства за период с 2014 по 2016 год оставалось приблизительно на одном уровне. Значительно изменилась структура предпринимательства в 2016 году: по сравнению с 2015 годом выросло количество индивидуальных предпринимателей (на 809 единиц, или 3,5%) и уменьшилось количество юридических лиц (на 773 единицы, или 6,1%).

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства за период с 2014 по 2016 год, по данным Смоленскстата, представлено в таблице 1.

    Таблица 1

Субъекты малого и среднего предпринимательства

2014 год

2015 год

2016 год

Средние предприятия

178

177

147

Малые предприятия

1 697

13 119

1 206

Микропредприятия

11 658

11 170

Индивидуальные предприниматели

23 073

23 052

23 861

В 2013 году сфера малого и среднего предпринимательства занимала 26,7% от среднегодовой численности занятых в экономике Смоленской области, в 2014 году этот показатель составил 26,4%. В 2015 году в сфере малого и среднего предпринимательства было занято более 127,5 тыс. человек (26%). Стоит отметить, что, по данным Смоленскстата, количество занятого в экономике населения в указанный период имело тенденцию к снижению.

В 2016 году на 1 тыс. человек населения Смоленской области приходилось 13 субъектов малого и среднего предпринимательства.

По доле среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех организаций Смоленская область с 11-го места по ЦФО в 2012 году переместилась на 6-е место в 2014 году (36,9%). В 2012 и 2013 годах этот показатель составлял 35,3% и 36% соответственно. У регионов-лидеров это значение в 2014 году составляло: 47,3% - город Москва, 44,6% - Ивановская область, 42% - Калужская область, 39,9% - Липецкая область, 39,1% - Владимирская область.

По данным Единого реестра малого и среднего предпринимательства, по состоянию на 01.01.2017 среднегодовой прирост субъектов малого и среднего предпринимательства в Смоленской области составил 9,7% (9-е место по ЦФО).

Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме ВРП составляла около 18,5% в 2015 году. Среднее значение по субъектам ЦФО – 16,3%, по субъектам Российской Федерации – 12,8%.

Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства в 2013 - 2015 годах в фактических ценах по всем видам деятельности представлен в таблице 2.

  Таблица 2

(млрд. рублей)

Субъекты малого и среднего предпринимательства

2013 год

2014 год

2015 год

Средние предприятия

36,5

36,1

40,9

Малые предприятия

100,2

117,9

118,6

Микропредприятия

41,6

47,9

58,4

Индивидуальные предприниматели

69

72,2

76,6

Объем инвестиций, направленных малыми (без микропредприятий) предприятиями в основной капитал, в 2013 году составил 9,8 млрд. рублей, в 2014 году – 11,3 млрд. рублей, в 2015 году – 8,3 млрд. рублей. 

Следует отметить, что слабая инвестиционная активность, продемонстрированная малыми предприятиями, во многом может быть обусловлена трудностями в экономике, которые, с одной стороны, повысили неопределенность и снизили готовность субъектов малого и среднего предпринимательства инвестировать, а с другой, – существенно усложнили доступ к кредитам.

Общая сумма налоговых поступлений в консолидированный бюджет Смоленской области от субъектов малого и среднего предпринимательства в 2013 году составила 1,7 млрд. рублей, в 2014 году – 1,7 млрд. рублей, в 2015 году – 1,8 млрд. рублей, что на 4,3% больше, чем в 2014 году.

В регионе ведется активная работа по реализации и совершенствованию мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

С 01.01.2013 вступил в силу областной закон «О введении в действие патентной системы налогообложения и применении ее индивидуальными предпринимателями на территории Смоленской области». В 2016 году количество видов деятельности на патентной системе налогообложения увеличено с 47 до 63.

Несмотря на наметившееся в последние годы улучшение предпринимательского климата в Смоленской области, все еще остаются проблемы, тормозящие развитие как малого, так и среднего предпринимательства, в числе которых:

- низкий уровень доступности заемных финансовых ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства;

- отсутствие перечня имущества, находящегося в государственной собственности Смоленской области, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства);

- высокий уровень неформальной занятости в сфере малого и среднего предпринимательства, отсутствие мероприятий, направленных на легализацию граждан, осуществляющих предпринимательскую без регистрации;

- низкий показатель по количеству предоставленных государственных преференций в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в виде передачи в аренду объектов государственной собственности Смоленской области без проведения торгов;

- недостаток финансовых ресурсов (собственного капитала и оборотных средств) для модернизации и развития предприятий;

- слабое развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях Смоленской области;

- высокая стоимость банковских кредитов и требований по их обеспеченности, что препятствует широкому доступу к ним субъектов малого и среднего предпринимательства (эта проблема особенно актуальна для инновационного бизнеса);

- низкая обеспеченность квалифицированными кадрами;

- ограниченный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к рынкам сбыта, в том числе иностранным и региональным, что объясняется меньшими по сравнению с крупными предприятиями возможностями и финансовыми ресурсами большинства предприятий малого и среднего предпринимательства.

Решение существующих проблем и дальнейшее поступательное развитие малого и среднего предпринимательства в Смоленской области возможны только на основе целенаправленной работы по созданию благоприятных условий для развития предпринимательства путем оказания комплексной и инфраструктурной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в различных направлениях.

Анализ факторов, влияющих на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, показывает, что существующие проблемы на территории региона можно решить объединенными усилиями и согласованными действиями органов государственной власти Смоленской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, общественных объединений предпринимателей, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

 

2. Цель и целевые показатели реализации подпрограммы

 

Одним из приоритетных направлений государственной экономической политики Российской Федерации должно стать создание эффективной системы комплексной поддержки малого и среднего предпринимательства, формирование условий для инновационного развития страны.

Целью подпрограммы является обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства и повышения его вклада в социально-экономическое развитие Смоленской области.

На основании указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», от 21.08.2012 № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», от 10.09.2012 № 1276 «Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности», распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.04.2014 № 570-р, Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 № 1083-р, сформированы следующие целевые показатели реализации подпрограммы:

- прирост оборота продукции и услуг, производимых субъектами малого предпринимательства, в том числе микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями: в 2014 году – 10,9%, в 2015 году – 6%, в 2016 году – 6%, в 2017 - 2020 годах ожидается увеличение показателя до 8%;

- доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, в общей численности занятого населения: в 2015 году – 29,8%, в 2016 году – 30,3%, в 2017 - 2020 годах ожидается увеличение показателя до 32%;

- количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения субъекта Российской Федерации: в 2014 году – 38 единиц, в 2015 году – 33,6 единицы, в 2016 году – 38 единиц, в 2017 - 2020 годах ожидается увеличение показателя до 39,5 единицы;

- объем инвестиций в основной капитал малых предприятий (за исключением бюджетных средств): в 2015 году – 8 325,0 млн. рублей, в 2016 году – 7 443,0 млн. рублей, в 2017 - 2020 годах ожидается увеличение показателя до 9 500,0 млн. рублей;

- доля обрабатывающей промышленности в обороте субъектов малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей): в 2016 году – 15,3%, в 2017 - 2020 годах – 13,9%;

- доля средств, направляемая на реализацию мероприятий в сфере развития малого и среднего предпринимательства в монопрофильных муниципальных образованиях, в общем объеме финансового обеспечения государственной поддержки малого и среднего предпринимательства за счет средств федерального бюджета: в 2017 - 2020 годах ожидается не менее 2%.

Целевой показатель «Прирост оборота продукции и услуг, производимых субъектами малого предпринимательства, в том числе микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями» рассчитывается по следующей формуле:

П об. = (О отч / О пред.) х 100 - 100, где:

П об. - прирост оборота продукции и услуг, производимых малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями (процентов к предыдущему году);

О отч. - оборот малых предприятий, включая микропредприятия, и индивидуальных предпринимателей за отчетный год (тыс. рублей);

О пред. - оборот малых предприятий, включая микропредприятия, и индивидуальных предпринимателей за предыдущий год (тыс. рублей).

Источником информации о значениях целевых показателей «Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, в общей численности занятого населения», «Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения субъекта Российской Федерации», «Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий (за исключением бюджетных средств)», «Доля обрабатывающей промышленности в обороте субъектов малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей)» являются данные Смоленскстата.

Целевой показатель «Доля средств, направляемая на реализацию мероприятий в сфере развития малого и среднего предпринимательства в монопрофильных муниципальных образованиях, в общем объеме финансового обеспечения государственной поддержки малого и среднего предпринимательства за счет средств федерального бюджета» рассчитывается по следующей формуле:

Д = О мон. / О общ. x 100, где:

Д - доля средств, направляемая на реализацию мероприятий в сфере развития малого и среднего предпринимательства в монопрофильных муниципальных образованиях, в общем объеме финансового обеспечения государственной поддержки малого и среднего предпринимательства за счет средств федерального бюджета (процентов);

О мон. - объем средств федерального бюджета, направляемых на реализацию мероприятий в сфере развития малого и среднего предпринимательства в монопрофильных муниципальных образованиях, за отчетный год (тыс. рублей);

О общ. - общий объем финансового обеспечения государственной поддержки малого и среднего предпринимательства за счет средств федерального бюджета за отчетный год (тыс. рублей).

Целевые показатели реализации подпрограммы приведены в приложении № 1 к Государственной программе.

Достижение целевых показателей реализации подпрограммы обеспечивается за счет выделения целевых групп (секторов) малого и среднего предпринимательства:

- высокотехнологичный сектор - организации в сферах обрабатывающего производства и предоставления услуг, экспортно ориентированные предприятия, быстрорастущие предприятия, которые обеспечивают внедрение инноваций и решают задачи по диверсификации экономики и повышению ее конкурентоспособности;

- массовый сектор - организации, которые специализируются на производстве и реализации сельскохозяйственной продукции, предоставлении услуг гражданам, осуществлении торговых операций и играют таким образом ключевую роль в обеспечении занятости, повышении качества и уровня комфорта среды для проживания.

Для достижения цели подпрограммы и обеспечения результатов ее реализации необходимо решение следующих задач:

- обеспечение устойчивого развития малого и среднего предпринимательства;

- увеличение вклада субъектов малого и среднего предпринимательства в экономику Смоленской области;

- создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- оказание эффективной финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- увеличение числа занятого в малом и среднем предпринимательстве населения Смоленской области;

- формирование благоприятной деловой среды предпринимательской деятельности;

- стимулирование субъектов малого и среднего предпринимательства к повышению прозрачности своей деятельности и создание необходимых для этого условий.

Основными ожидаемыми результатами реализации подпрограммы являются:

- увеличение оборота продукции и услуг, производимых субъектами малого предпринимательства, в том числе микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями, с 207,4 млрд. рублей в 2013 году до 311,8 млрд. рублей в 2020 году;

- увеличение доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, в общей численности занятого населения с 29,8% в 2015 году до 31,7% в 2020 году;

- увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения субъекта Российской Федерации с 38 единиц в 2013 году до 40 единиц в 2020 году;

- увеличение объема инвестиций в основной капитал малых предприятий (за исключением бюджетных средств) с 8 200,0 млн. рублей в 2013 году до 9 500,0 млн. рублей в 2020 году;

- рост уровня удовлетворенности предпринимателей состоянием деловой среды и работой инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- повышение информированности субъектов малого и среднего предпринимательства Смоленской области о мерах государственной поддержки предпринимательской деятельности и способах ее получения.

Основные риски при реализации подпрограммы обусловлены внутренними и внешними факторами.

К внутренним факторам могут быть отнесены: неполное использование субъектами малого и среднего предпринимательства мер государственной поддержки, предоставляемых в рамках мероприятий подпрограммы, а также изменение порядка предоставления мер государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.

К внешним факторам могут быть отнесены: значительный рост тарифов и цен на поставку энергоресурсов, сырья и материалов, комплектующих изделий, увеличение вероятности недопоставок, рост инфляции и ухудшение финансового состояния субъектов малого и среднего предпринимательства, увеличение ставок налоговых и рентных платежей, значительное сокращение спроса со стороны покупателей продукции (в том числе после присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации), приводящее к сокращению масштабов производства и потере внутреннего и внешнего рынков, высокие процентные ставки за пользование кредитами, увеличение дефицита кадров малого и среднего предпринимательства, изменение нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации, в том числе после присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации.

Принятие мер по управлению рисками осуществляется в процессе мониторинга реализации подпрограммы и оценки ее эффективности и результативности.

Минимизация рисков, обусловленных внутренними факторами, осуществляется на основе формирования ежегодных планов-графиков реализации подпрограммы и мониторинга хода ее выполнения, позволяющего выявлять причины и принимать соответствующие меры в рамках механизмов государственно-частного партнерства, повышения инвестиционной привлекательности проектов подпрограммы, повышения квалификации государственных гражданских служащих, популяризации среди населения, организаций малого и среднего предпринимательства, инвесторов приоритетов и проектов подпрограммы (при неэффективном и неполном использовании результатов осуществленных проектов и мероприятий подпрограммы).

Минимизация рисков, обусловленных внешними факторами, обеспечивается соответствующими инициативами со стороны ответственного исполнителя подпрограммы, направляемыми органам исполнительной власти Смоленской области.»;

- в разделе 3:

- в абзацах восьмом, девятом и десятом слова «микрофинансовой организации» заменить словами «микрокредитной компании»;

- абзац тринадцатый изложить в следующей редакции:

«- предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на создание и (или) развитие регионального интегрированного центра, осуществляющего деятельность на базе инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;»;

- после абзаца девятнадцатого дополнить абзацем и таблицей следующего содержания:

«Показатели результативности основного мероприятия «Создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» соответствуют значениям показателей результативности использования субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, а также на реализацию мероприятий по поддержке молодежного предпринимательства в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», установленным Соглашением о предоставлении субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, а также на реализацию мероприятий по поддержке молодежного предпринимательства в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» от 20.02.2017 № 139-09-157, заключенным между Администрацией Смоленской области и Министерством экономического развития Российской Федерации, и представлены в таблице 1.

Таблица 1

№ п/п

Наименование показателей

Показатели основного мероприятия подпрограммы базового периода

Показатели основного мероприятия подпрограммы планируемого периода

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

1

2

3

4

5

6

7

Предоставление субсидий автономным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на создание и (или) развитие центра поддержки предпринимательства;

предоставление субсидий автономным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на создание и (или) развитие центра координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Смоленской области;

предоставление субсидий автономным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на создание и (или) развитие центра кластерного развития;

предоставление субсидий микрокредитной компании «Смоленский областной фонд поддержки предпринимательства» на обеспечение деятельности фонда содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства Смоленской области (гарантийного фонда)

1.

Количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими государственную поддержку (единиц)

128

81

189

193

197

2.

Прирост среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку (%)

2,8

2,9

3

3,1

3,2

3.

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку (единиц)

232

212

1 667

1 700

1 800

4.

Увеличение оборота субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку, в постоянных ценах по отношению к показателю 2014 года (%)

6,4

5,8

7

7

7

5.

Доля обрабатывающей промышленности в обороте субъектов малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей), получивших государственную поддержку (%)

13,5

13,5

13,5

13,5

13,5

Предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на создание и (или) обеспечение деятельности центра молодежного инновационного творчества

6.

Количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) субъектами молодежного предпринимательства, получившими государственную поддержку (единиц)

3

2

1

1

2

7.

Количество субъектов малого предпринимательства, созданных физическими лицами в возрасте до 30 лет (включительно), вовлеченными в реализацию мероприятий (единиц)

1

1

1

1

1

8.

Количество физических лиц в возрасте до 30 лет (включительно), вовлеченных в реализацию мероприятий (единиц)

2

5

7

8

10

Создание и (или) развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, оказывающей имущественную поддержку индустриального парка «Сафоново»; создание и (или) развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, оказывающей имущественную поддержку индустриального парка в районе ТЦ «Метро» в г. Смоленске

9.

Количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими государственную поддержку (единиц)

0

0

1

-

-

10.

Прирост среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку (%)

0

0

1,2

-

-

11.

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку (единиц)

0

0

1

-

-

12.

Соблюдение установленного соглашением графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства и (или) приобретению объектов недвижимого имущества и (или) графика приобретения, установки и ввода в эксплуатацию оборудования и (или) программного обеспечения (%)

100

100

100

100

100


Информация по документу
Читайте также