Расширенный поиск

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25.07.2017 № 343-СФ

 



                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
            ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


                Об особенностях отбывания наказания
      осужденными женщинами, несовершеннолетними и инвалидами
            в исправительных учреждениях на территории
                       Российской Федерации

     Заслушав информацию Министра юстиции Российской  Федерации  об
особенностях    отбывания    наказания    осужденными    женщинами,
несовершеннолетними и инвалидами в  исправительных  учреждениях  на
территории  Российской  Федерации,  Совет  Федерации   Федерального
Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
     Основные  направления,  формы  и  методы  совершенствования  и
развития  уголовно-исполнительной  системы   Российской   Федерации
предусмотрены Концепцией развития  уголовно-исполнительной  системы
Российской  Федерации  до  2020 года,  утвержденной   распоряжением
Правительства  Российской   Федерации   от   14 октября   2010 года
№ 1772-р.
     Несмотря   на   снижение   объемов   бюджетных   ассигнований,
выделяемых   на   содержание    уголовно-исполнительной    системы,
отмечаются  определенные  позитивные  результаты  в  ее   развитии:
улучшаются условия  содержания  осужденных  лиц,  в  том  числе  их
размещение, питание, вещевое и медицинское обеспечение.
     В  соответствии  с   указанной   Концепцией   совершенствуются
нормативно-правовая   база   деятельности   уголовно-исполнительной
системы, практика назначения наказаний и избрания меры пресечения в
виде  заключения  под  стражу,  введены   новые   виды   наказаний,
альтернативные лишению свободы. Вместе с тем, как было  отмечено  в
указанной  Концепции,  несмотря  на  общее   снижение   численности
осужденных и лиц, содержащихся под стражей,  проблема  переполнения
следственных изоляторов в настоящее время полностью не решена,  что
ведет  в  отдельных  учреждениях  к  ухудшению  условий  содержания
подозреваемых и обвиняемых  в  совершении  преступлений,  нарушению
предусмотренных  законом  прав  и  интересов  осужденных   и   лиц,
содержащихся  под  стражей,  увеличивает  нагрузку  на   работников
уголовно-исполнительной системы, создает конфликтные ситуации.
     Помимо  этого,  сложной  остается  ситуация   с   привлечением
осужденных к труду. Большинство учреждений  уголовно-исполнительной
системы не  имеют  возможности  обеспечить  рабочими  местами  даже
половину  осужденных,  в  результате  чего   последние   не   могут
приобретать необходимые им продукты и промышленные товары, а  также
возмещать потерпевшим вред, причиненный преступлением. Кроме  того,
недостаточно  эффективно   функционирует   система   ресоциализации
осужденных.
     Сохраняется   проблема   организации    медико-психологической
реабилитации осужденных. В связи с низкой оплатой труда  отмечается
дефицит  медицинских  работников,  а  также   штатных   психологов.
Существующая нагрузка на психологов не позволяет проводить адресную
индивидуальную   работу,   направленную   на    ресоциализацию    и
формирование у осужденных ответственности  за  свои  поступки,  что
осложняет  реализацию  Концепции  развития  уголовно-исполнительной
системы  Российской  Федерации  до  2020 года  в  части  сокращения
рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание,  за
счет повышения эффективности социальной и психологической работы  в
местах лишения свободы.
     По   состоянию   на    1 июня    2017 года    в    учреждениях
уголовно-исполнительной системы содержалось  (включая  следственные
изоляторы): 48 385 женщин; 2 588 несовершеннолетних  (в  том  числе
осужденных, достигших возраста 18 лет и оставленных для дальнейшего
отбывания наказания в воспитательных колониях, но не более  чем  до
достижения ими возраста 19 лет); 20 224 инвалида.
     Отбывание  наказания  в  местах  лишения  свободы  осужденными
женщинами, несовершеннолетними и инвалидами имеет ряд особенностей.
     В первую очередь это касается возможности осужденных к лишению
свободы женщин видеться с семьей, особенно с  детьми.  Определенные
позитивные  шаги  в  целях  защиты  прав  детей,  родители  которых
отбывают  наказание  в  виде   лишения   свободы,   предпринимаются
Правительством Российской Федерации.
     Конституционный Суд  Российской  Федерации  постановлением  от
15 ноября   2016 года   № 24-П    признал    отдельные    положения
Уголовно-исполнительного   кодекса    Российской    Федерации    не
соответствующими Конституции Российской Федерации  в  той  мере,  в
какой они исключают возможность предоставления длительных  свиданий
лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы, в течение  первых
10 лет отбывания  наказания.  Реализация  указанного  постановления
должна      послужить      основой      для       совершенствования
уголовно-исполнительного  законодательства  в   сфере   обеспечения
соблюдения прав осужденных на свидания с семьей.
     Привлечение инвалидов к труду требует  специального  оснащения
(оборудования) рабочих мест с  учетом  имеющихся  у  них  нарушений
здоровья, приводящих к ограничению жизнедеятельности, что  является
одной из причин того, что занятость этой  категории  осужденных  не
обеспечивается в полной мере.
     Серьезной проблемой остается постпенитенциарное  сопровождение
несовершеннолетних, освободившихся из воспитательных колоний.
     Учитывая изложенное,  Совет  Федерации  Федерального  Собрания
Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
     1. Принять к сведению информацию Министра  юстиции  Российской
Федерации   об   особенностях   отбывания   наказания   осужденными
женщинами,  несовершеннолетними  и  инвалидами   в   исправительных
учреждениях на территории Российской Федерации.
     2. Рекомендовать Государственной  Думе  Федерального  Собрания
Российской Федерации ускорить рассмотрение в период осенней  сессии
2017 года  проекта  федерального  закона   № 156203-7   "О внесении
изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" (в
части предоставления свиданий осужденным,  отбывающим  наказание  в
строгих условиях либо на строгом режиме).
     3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
     разработать  проект  федерального  закона,  направленного   на
установление   возможности   создания    изолированных    участков,
функционирующих  как   исправительные   центры,   не   только   при
исправительных  учреждениях,  но  также  и  в  местах   привлечения
осужденных  к  труду  в  другой  местности  в  пределах  территории
субъекта   Российской    Федерации,    на    которой    расположено
исправительное учреждение;
     предусмотреть в рамках  государственной  программы  Российской
Федерации  "Доступная  среда"   на  2011 - 2020 годы,  утвержденной
постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  1 декабря
2015 года № 1297, финансирование мероприятий по адаптации помещений
в исправительных учреждениях для  отбывающих  наказание  осужденных
инвалидов.
     4. Рекомендовать Министерству юстиции Российской Федерации:
     подготовить предложения  по  улучшению  условий  содержания  в
местах  лишения  свободы  осужденных  беременных  женщин,  а  также
женщин, имеющих детей, содержащихся в домах ребенка  исправительных
учреждений,  и  внести  их  в  Комиссию  Правительства   Российской
Федерации по законопроектной деятельности;
     подготовить с учетом практики применения части  первой  статьи
100   Уголовно-исполнительного   кодекса    Российской    Федерации
предложения,  направленные  на  конкретизацию  условий  совместного
проживания осужденных женщин с  детьми,  и  внести  их  в  Комиссию
Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности;
     изучить возможность увеличения возраста детей, содержащихся  в
домах ребенка исправительных учреждений,  и  внести  предложения  в
Комиссию  Правительства  Российской  Федерации  по  законопроектной
деятельности;
     представить в Комиссию Правительства Российской  Федерации  по
законопроектной деятельности предложения по  внесению  изменений  в
Уголовно-исполнительный  кодекс  Российской   Федерации   в   целях
перевода    положительно    характеризующихся     осужденных     из
воспитательных колоний в колонии-поселения;
     представить в Комиссию Правительства Российской  Федерации  по
законопроектной деятельности предложения по  внесению  изменений  в
Федеральный  закон  "О содержании  под  стражей   подозреваемых   и
обвиняемых в  совершении  преступлений"  в  целях  законодательного
закрепления предоставления несовершеннолетним и инвалидам,  которые
задержаны по подозрению в совершении преступления либо в  отношении
которых избрана мера  пресечения  в  виде  заключения  под  стражу,
улучшенных материально-бытовых условий.
     5. Рекомендовать Федеральной службе исполнения наказаний:
     принять меры по трудоустройству осужденных беременных  женщин,
отбывающих наказание  в  местах  лишения  свободы  (за  исключением
случаев  наличия  у  них  медицинских  противопоказаний),  в  целях
получения ими  социальных  пособий,  связанных  с  беременностью  и
родами;
     повысить эффективность работы психологических служб учреждений
уголовно-исполнительной системы;
     принять  меры   по   улучшению   материально-бытовых   условий
нахождения  подозреваемых  и   обвиняемых   женщин   с   детьми   в
следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы;
     принять меры по улучшению условий содержания в местах  лишения
свободы осужденных инвалидов с учетом  имеющихся  у  них  нарушений
здоровья, приводящих к ограничению жизнедеятельности, в  том  числе
по адаптации помещений для осужденных инвалидов;
     подготовить предложения  по  повышению  размера  оплаты  труда
медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь осужденным в
учреждениях  уголовно-исполнительной  системы,   до   среднего   по
субъекту Российской Федерации;
     обеспечить завершение  строительства  следственного  изолятора
"Кресты-2" в городе Санкт-Петербурге к 31 декабря 2017 года.
     6. Рекомендовать  органам  государственной  власти   субъектов
Российской Федерации:
     реализовать меры, направленные на оказание  социально-правовой
и социально-психологической поддержки женщинам,  освободившимся  из
мест  лишения  свободы,   содействие   их   социальной   адаптации,
социализации и  ресоциализации  в  рамках  выполнения  Национальной
стратегии  действий  в  интересах   женщин   на   2017 - 2022 годы,
утвержденной распоряжением Правительства  Российской  Федерации  от
8 марта 2017 года № 410-р;
     принять  меры  по  выработке  и  проведению  скоординированных
действий всех учреждений и органов, входящих в систему профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, направленных на
недопущение  распространения  элементов  криминальной  идеологии  в
среде   несовершеннолетних,   на   контроль   за   распространением
информации  в  медиа-пространстве,  в  том  числе   по   проведению
мониторинга         сайтов         и          публикаций          в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
     обеспечить возможность получения  инвалидами,  освободившимися
из мест лишения свободы, своевременной медицинской  помощи,  в  том
числе   паллиативной   медицинской   помощи,   в   амбулаторных   и
стационарных условиях;
     разработать  и  принять   комплекс   мер   по   стимулированию
работодателей к обеспечению трудовой занятости осужденных, а  также
лиц,  освобожденных  из  мест  лишения  свободы,  в  том  числе   с
привлечением социально ориентированных некоммерческих организаций;
     оказывать      содействие      учреждениям      и      органам
уголовно-исполнительной системы в  создании  условий  для  трудовой
адаптации   осужденных   женщин,   несовершеннолетних   и   лиц   с
ограниченными возможностями здоровья.
     7. Предложить     Правительству      Российской      Федерации
проинформировать Совет Федерации Федерального  Собрания  Российской
Федерации в период весенней  сессии  2018 года  о  ходе  реализации
предложений, содержащихся в настоящем постановлении.
     8. Комитету    Совета    Федерации     по     конституционному
законодательству и государственному строительству  проинформировать
палату в период весенней сессии 2018 года о  реализации  настоящего
постановления.
     9. Контроль за исполнением настоящего постановления  возложить
на Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству  и
государственному строительству.
     10. Настоящее  постановление  вступает  в  силу  со  дня   его
принятия.


     Председатель Совета Федерации
     Федерального Собрания
     Российской Федерации                             В.И.МАТВИЕНКО

     Москва
     25 июля 2017 года
     № 343-СФ

Информация по документу
Читайте также