Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.03.2017 № 410-р

 



                ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                           РАСПОРЯЖЕНИЕ

                    от 8 марта 2017 г. № 410-р

                              МОСКВА


     1. Утвердить прилагаемую  Национальную  стратегию  действий  в
интересах женщин на 2017 - 2022 годы (далее - Стратегия).
     2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться
положениями  Стратегии  при  решении  задач  в  области   улучшения
положения женщин.
     3. Минтруду России совместно с заинтересованными  федеральными
органами исполнительной власти  в  3-месячный  срок  разработать  и
внести  в   Правительство   Российской   Федерации   проект   плана
мероприятий по реализации в 2017 - 2018 годах I этапа Стратегии.
     4. Рекомендовать  органам  государственной  власти   субъектов
Российской Федерации руководствоваться  положениями  Стратегии  при
решении задач в области улучшения положения женщин.


     Председатель Правительства
     Российской Федерации                                Д.Медведев
     __________________________


                                                УТВЕРЖДЕНА
                                        распоряжением Правительства
                                           Российской Федерации
                                        от 8 марта 2017 г. № 410-р


                      НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ
          действий в интересах женщин на 2017 - 2022 годы

                        I. Общие положения

     Национальная  стратегия  действий  в   интересах   женщин   на
2017 - 2022 годы   (далее -    Стратегия)    определяет    основные
направления государственной политики в отношении женщин и  нацелена
на реализацию принципа равных прав и свобод  мужчины  и  женщины  и
создание  равных  возможностей  для  их  реализации   женщинами   в
соответствии  с  положениями  Конституции   Российской   Федерации,
общепризнанными  принципами   и   нормами   международного   права,
международными договорами Российской Федерации.
     Стратегия основывается  на  том,  что  права  женщин  являются
неотъемлемой частью  общих  прав  человека.  Создание  условий  для
полного   и   равноправного   участия   женщин   в    политической,
экономической,  социальной  и  культурной  сферах  жизни   общества
является   приоритетным   направлением   государственной   политики
Российской Федерации.

            II. Положение женщин в Российской Федерации

     По данным Федеральной службы  государственной  статистики,  на
начало  2016 года  в  Российской  Федерации  проживали   146,5 млн.
человек, из них 78,6 млн. составляли женщины.  Это  более  половины
населения страны. Российские  женщины  отличаются  высоким  уровнем
образования  и  значительной  экономической  активностью.  Так,  по
данным  Федеральной  службы  государственной  статистики,   уровень
экономической   активности   женщин   в   трудоспособном   возрасте
составляет 77 процентов, доля занятых женщин  в  общей  численности
занятого населения - 49 процентов.
     В Декларации  "Преобразование  нашего  мира:  Повестка  дня  в
области устойчивого развития  на  период  до  2030 года",  принятой
резолюцией Генеральной  Ассамблеи  Организации  Объединенных  Наций
от 25 сентября  2015 г.  № 70/1,  предусматривается  обеспечение  к
2030 году всестороннего и эффективного участия  женщин  в  принятии
решений в политической, экономической и общественной  сферах  жизни
общества.
     Российская  Федерация  в рамках  работы  в  "Группе  двадцати"
наравне  с другими  странами  этого   объединения   взяла   на себя
обязательство   по принятию   дополнительных   мер,    направленных
на повышение занятости женщин, а также по созданию условий  для  их
карьерного и профессионального роста.
     Укреплению позиций женщин в российском обществе способствовали
меры, принятые в течение последних 10 лет, включающие:
     совершенствование законодательства в целях улучшения положения
женщин, в том числе в части вопросов, связанных с выплатой  пособий
в связи с рождением и воспитанием  детей,  а  также  с  реализацией
программы материнского (семейного) капитала;
     повышение конкурентоспособности женщин на рынке труда за  счет
принятия  антидискриминационных  мер   (запрещение   объявлений   о
вакансиях,  содержащих  требования  о  поле,  возрасте  и  семейном
положении), а также за счет организации профессионального  обучения
женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком;
     поэтапное  повышение  оплаты  труда   в   бюджетных   секторах
экономики, в которых заняты  преимущественно  женщины, -  в  сферах
образования, науки, здравоохранения, культуры и социальной защиты;
     создание  благоприятных  условий   для   совмещения   семейных
обязанностей по воспитанию детей, в  том  числе  детей-инвалидов  и
детей  с   ограниченными   возможностями   здоровья,   с   трудовой
деятельностью (обеспечение доступности дошкольного образования  для
детей в возрасте от 3 до  7  лет,  закрепление  на  законодательном
уровне положения о предоставлении по желанию  лица,  воспитывающего
ребенка-инвалида, ежегодного оплачиваемого отпуска  в  удобное  для
него время);
     повышение качества  оказания  медицинской  помощи  женщинам  в
период беременности, родов и послеродовой период, введение родового
сертификата, строительство перинатальных центров;
     государственную     поддержку      малого      и      среднего
предпринимательства, в том числе с участием женщин;
     последовательную    государственную    поддержку     социально
ориентированных некоммерческих  организаций,  деятельность  которых
направлена на улучшение положения женщин, семьи и детей.
     Достижения в этой области стали возможны благодаря  реализации
государственных программ и  приоритетных  национальных  проектов  в
сферах образования, здравоохранения и социальной поддержки граждан,
указов Президента  Российской  Федерации  от  7 мая  2012 г.  № 596
"О долгосрочной государственной экономической политике",  от  7 мая
2012 г.  № 597  "О мероприятиях   по   реализации   государственной
социальной политики", от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации
государственной политики в области образования и науки",  от  7 мая
2012 г. № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской  Федерации
доступным   и    комфортным    жильем    и    повышению    качества
жилищно-коммунальных услуг", от 7 мая  2012 г.  № 601  "Об основных
направлениях     совершенствования     системы     государственного
управления",    от    7 мая    2012 г.    № 602     "Об обеспечении
межнационального согласия", от  7 мая  2012 г.  № 606  "О мерах  по
реализации  демографической  политики  Российской  Федерации",   от
9 октября 2007 г. № 1351 "Об утверждении Концепции  демографической
политики Российской Федерации на период до 2025 года" и  от  1 июня
2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах  детей
на   2012 - 2017 годы",    а    также    Концепции    долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации на период до
2020 года,  утвержденной  распоряжением  Правительства   Российской
Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, Концепции  государственной
семейной политики в Российской Федерации на  период  до  2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства  Российской  Федерации  от
25 августа 2014 г. № 1618-р, Стратегии действий в интересах граждан
старшего   поколения   в   Российской   Федерации   до   2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства  Российской  Федерации  от
5 февраля 2016 г.  № 164-р,  и  планов  реализации  соответствующих
мероприятий.
     В рамках реализации мер государственной поддержки гражданского
общества   путем   выделения   грантов    поддерживаются    женские
организации, реализующие проекты:
     по укреплению института семьи и семейных ценностей,  охране  и
поддержке материнства;
     по социальной адаптации детей-инвалидов;
     по общественному мониторингу качества социальной сферы.
     Несмотря на принимаемые  меры,  остаются  высокими  показатели
заболеваемости женского населения.
     В 2015 году инвалидами были впервые  признаны  330 тыс. женщин
(47 процентов  всех  впервые   признанных   инвалидами),   из   них
117 тыс. - в трудоспособном возрасте.
     За последние  10  лет  количество  женщин,  которым  поставлен
диагноз "бесплодие", сохраняется  на  уровне  250 - 280 случаев  на
100 тыс. женщин в возрасте 18 - 49 лет, в  2015 году  этот  диагноз
поставлен впервые 94,2 тыс. женщин.
     В 2015 году зарегистрировано  319,3 тыс.  случаев  заболеваний
женщин злокачественными новообразованиями, из  них  20,9 процента -
раком молочной железы. За последние  10 лет  численность  женщин  с
диагностированным   раком   молочной    железы    увеличилась    на
32,5 процента. В 2015 году  от  этого  заболевания  умерли  22 тыс.
женщин.
     В области снижения материнской смертности Российская Федерация
добилась значительных успехов. Показатель материнской смертности за
1990 - 2015 годы снизился на 78,8 процента и составил  в  2015 году
10,1 случая на  100 тыс.  детей,  родившихся  живыми,  при  этом  в
20 субъектах Российской Федерации случаи материнской смертности  не
зарегистрированы, в 8 регионах  показатель  материнской  смертности
составил менее 5 случаев на 100 тыс. детей, родившихся живыми,  что
соответствует уровню развитых стран.
     На первое место среди причин  материнской  смертности  выходят
причины, являющиеся  следствием  увеличения  количества  беременных
женщин, имеющих хронические заболевания,  а  также  неблагоприятных
социальных факторов и образа жизни.
     В  результате   реализации   комплекса   соответствующих   мер
(медико-социальная помощь женщинам, находящимся в трудной жизненной
ситуации, доабортное консультирование беременных женщин,  повышение
уровня репродуктивной культуры населения)  в  Российской  Федерации
отмечается стойкая тенденция к снижению числа абортов.  С  2010  по
2015 год оно снизилось с 1186,1 тыс. абортов до 848,2 тыс. абортов,
а показатель числа абортов на 1 тыс. женщин детородного возраста за
этот  период  уменьшился  с  32  до  24.  Вместе  с  тем  указанные
показатели пока выше, чем в развитых странах.
     В  Российской  Федерации  проживает  значительное   количество
одиноких  пожилых  женщин,  что  влечет  за   собой   необходимость
предоставления им поддержки в виде содействия посильной  занятости,
доступа к содержательному досугу,  а  также  принятия  других  мер,
способствующих их активному долголетию.
     Женщины  пожилого   возраста   нуждаются   в   сохранении   их
способности  к  самообслуживанию,   физической   и   функциональной
активности, независимости  от  посторонней  помощи  в  повседневной
жизни.
     Современные  женщины  имеют   высокий   уровень   образования,
профессиональные и карьерные интересы, при этом воспитание детей  и
присмотр за ними, а также за членами семьи, требующими  постоянного
присмотра  и  ухода,   в   том   числе   по   состоянию   здоровья,
осуществляются преимущественно женщинами, что создает  трудности  в
совмещении ими семейных обязанностей и трудовой деятельности.
     Женщины составляют значительную часть  высококвалифицированных
научных кадров (25 процентов среди докторов наук и 41 процент среди
кандидатов  наук).  Однако  научный  и  интеллектуальный  потенциал
женщин  используется  не  в  полной  мере.  В  результате   женщины
недостаточно  интегрируются  в  рынок  труда,  связанный  с   новым
технологическим  укладом,  и  не   всегда   могут   участвовать   в
инновационном развитии страны, что ведет  к  сохранению  разницы  в
доходах женщин и мужчин.
     В целом в Российской Федерации  отмечается  высокая  занятость
женщин, проявляется их ориентация на  полную  занятость,  карьерный
рост в сочетании с семейными  обязанностями  и  воспитанием  детей.
Вместе с тем женщины находятся в неравном положении по сравнению  с
мужчинами  в  сфере  экономики.  Доля  женщин  среди  руководителей
организаций различных форм собственности снизилась с  37,3 процента
в 2006 году до 32,7 процента в 2015 году.
     Отраслевая сегрегация обусловливает сохранение более низкой по
сравнению с мужчинами заработной платы  женщин,  хотя  эта  разница
сокращается  (в  2011 году  заработная  плата   женщин   составляла
67,9 процента    средней     заработной     платы     мужчин,     в
2015 году - 72,6 процента).
     Сохраняются ограничения по видам  работ,  на  которых  женщины
могут осуществлять свою трудовую деятельность.
     Перечень  тяжелых  работ  и  работ  с  вредными  или  опасными
условиями труда,  при  выполнении  которых  запрещается  применение
труда женщин,  утвержден  постановлением  Правительства  Российской
Федерации  от  25 февраля  2000 г.  № 162  "Об утверждении  перечня
тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда,  при
выполнении которых запрещается применение труда женщин" и с тех пор
не пересматривался. Вместе с  тем  развитие  техники  и  технологий
существенно изменяет условия труда, минимизируя воздействие вредных
производственных факторов на здоровье женщины.
     Несмотря  на  положительную  динамику   снижения   численности
женщин, пострадавших на производстве, не везде  созданы  безопасные
условия труда. В 2015 году на работах с вредными и  (или)  опасными
условиями    труда    были    заняты     1145,1 тыс. женщин,     (в
2014 году - 1093,2 тыс.  женщин),  среди   лиц,   пострадавших   на
производстве, было 8,6 тыс. женщин (в 2014 году - 9,4 тыс. женщин).
     Введение  специальной  оценки  условий   труда   и   внедрение
механизмов экономического стимулирования работодателей к  улучшению
условий   труда   путем   совершенствования   системы   социального
страхования, то есть увязки реальных условий труда и уровней рисков
с величиной  скидок  и  надбавок  к  страховым  тарифам,  позволяют
объективно оценить  условия  труда  женщин  на  конкретных  рабочих
местах и  определить  по  результатам  такой  оценки  исчерпывающий
перечень мер, направленных на сохранение их здоровья.
     Все большее число женщин самостоятельно  реализует  проекты  в
области  социального   предпринимательства,   особенно   в   сферах
дошкольного  и  дополнительного  образования,  культуры,   оказания
социальных,  юридических,  психологических   и   иных   общественно
полезных   услуг.   Доля   женщин,   намеревающихся    осуществлять
предпринимательскую деятельность, ежегодно увеличивается. Вместе  с
тем недостаточная  поддержка  самозанятости  и  предпринимательской
деятельности  женщин  является   ограничением   для   осуществления
женщинами продуктивной экономической деятельности.
     Женщины активно  участвуют  в  управлении  государством.  Доля
женщин среди лиц, замещающих должности государственной  гражданской
службы   и   муниципальной   службы,   составляет    72,1 процента,
59 процентов  из  них  замещают  такие  должности   в   центральных
аппаратах федеральных органов государственной власти, в  том  числе
25,3 процента - должности руководителей.  Доля  женщин  среди  лиц,
замещающих должности государственной гражданской службы  в  органах
государственной власти субъектов Российской  Федерации,  составляет
42,3 процента,  доля  женщин  среди   лиц,   замещающих   должности
муниципальной службы, - 78,8 процента.
     Среди дипломатов российских  миссий  за  рубежом  доля  женщин
составляет 16 процентов (в 2010 году - 10,8 процента).
     Вместе с тем  законодательно  закрепленная  норма  о  создании
мужчинам и женщинам, являющимся членами политической партии, равных
возможностей   для   представительства   в   руководящих    органах
политической партии, включения в списки кандидатов в депутаты и  на
иные выборные должности в органах государственной власти и  органах
местного самоуправления на практике реализуется медленно.
     При  широком  участии  в  избирательных   кампаниях   (женщины
работают в избирательных комиссиях, участвуют в выборах в  качестве
наблюдателей,  включаются  в  избирательные   списки   политических
партий) представительство женщин в законодательных  органах  власти
сохраняется на низком уровне.
     На 1 января 2017 г. доля женщин среди членов Совета  Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации составила  17 процентов,
среди  депутатов   Государственной   Думы   Федерального   Собрания
Российской Федерации - 15,6 процента.
     Доля женщин, замещающих государственные  должности  в  органах
законодательной власти субъектов Российской  Федерации,  составляет
17,4 процента, доля женщин, замещающих  муниципальные  должности  в
представительных               органах                муниципальных
образований, - 30,8 процента.
     В  обществе  не  получило  широкого  распространения  правовое
просвещение по вопросам прав  и  свобод,  предоставленных  женщинам
законодательством Российской Федерации  и  общепризнанными  нормами
международного права.
     Препятствиями для  более  полной  реализации  женщинами  всего
комплекса  их  прав  и  свобод  являются  сложившиеся  в   обществе
представления  о  социальной  роли  женщины,  которые  отрицательно
сказываются на самореализации и развитии  индивидуальности  женщин,
препятствуют свободному выбору  ими  профессии  и  образа  жизни  и
создают барьеры на пути достижения фактического равноправия  женщин
и   мужчин   как    в    общественно-политической,    так    и    в
социально-экономической жизни.
     В соответствии  с  этими  представлениями  наиболее  значимыми
социальными ролями женщины признаются роли домохозяйки и матери,  а
профессиональные и карьерные достижения  остаются  второстепенными.
Между тем  признание  общей  ответственности  женщин  и  мужчин  за
выполнение семейных обязанностей способствовало бы укреплению семьи
и ценностей семейной жизни, а также созданию условий для  успешного
сочетания женщинами профессиональных и семейных обязанностей.
     Материнство как социальная  роль  женщины  высоко  оценивается
государством  и  обществом.  Создание  благоприятных  условий   для
совмещения семейных обязанностей по воспитанию детей, в  том  числе
детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями  здоровья,  с
трудовой  деятельностью  рассматривается  как  важная  составляющая
часть политики, направленной на расширение участия женщин  во  всех
секторах экономики, в управлении организациями и  предприятиями,  а
также в политической и общественной жизни.
     В  то   же   время   успешному   совмещению   профессиональной
деятельности и семейных  обязанностей  препятствуют  ограниченность
масштабов и сфер применения гибких  форм  занятости,  недостаточное
развитие сферы услуг по уходу и  присмотру  за  детьми  дошкольного
возраста, а также по уходу за  нетрудоспособными  членами  семьи  и
системы    профессионального     обучения     и     дополнительного
профессионального образования для женщин, выходящих из  отпуска  по
уходу за ребенком.
     Следует    отметить    также    дискриминационное    отношение
работодателей к женщинам,  имеющим  малолетних  детей,  многодетным
матерям при приеме на работу.
     Создание  работодателями  условий  для  женщин,  воспитывающих
несовершеннолетних   детей,    будет    способствовать    повышению
конкурентоспособности женщин на рынке труда и одновременно позволит
им уделять больше времени  воспитанию  детей,  что  в  целом  будет
содействовать укреплению семьи.
     Женщины    составляют    около    46 процентов     безработных
(в 2010 году - 45,3  процента).  В  2015 году  уровень  безработицы
среди женщин составил 5,3 процента, доля женщин,  ищущих  работу  с
помощью служб занятости, в общем числе безработных женщин составила
30,4 процента. Женщины затрачивают больше времени на  поиск  работы
(среднее время поиска работы в 2015 году у женщин составило на  0,3
месяца больше, чем у мужчин),  что  отражается  как  на  уровне  их
доходов, так и на социальном статусе женщин.
     Доля женщин в возрасте 31 года - 54 лет в  малоимущем  женском
населении в 2015 году составила  20,3 процента.  Риск  попадания  в
число  бедных  для   женщин,   в   том   числе   для   одиноких   и
несовершеннолетних матерей, имеющих детей или других членов  семьи,
нуждающихся в присмотре  и  уходе,  а  также  для  женщин,  имеющих
инвалидность или серьезные заболевания, остается высоким. В связи с
этим меры, стимулирующие активные действия по выходу таких женщин и
их семей из трудной  жизненной  ситуации,  требуют  более  широкого
распространения.
     Социальное   неблагополучие   (отсутствие   работы,   доходов,
алкоголизм, семейно-бытовое насилие) приводят женщин  к  совершению
противоправных  действий.  В   2015 году   совершили   преступления
172,2 тыс. женщин (16 процентов правонарушителей), в местах лишения
свободы   содержались    около    42,3 тыс. женщин    (6,5 процента
подозреваемых, обвиняемых и осужденных).
     Ежегодно  3 процента   женщин,   находящихся   в   учреждениях
уголовно-исполнительной  системы,  получают  медицинскую  помощь  в
связи с беременностью (в 2015 году - 1761 беременная женщина),  при
этом  в  13  процентах  случаев  роды  принимаются  в   медицинских
организациях уголовно-исполнительной системы.
     Несмотря  на  то  что  в  последние годы  удалось  значительно
улучшить  условия  содержания  осужденных  женщин,  имеющих  детей,
обеспечить  оказание  надлежащей  медицинской   помощи   беременным
женщинам, женщинам во время родов и в послеродовой период,  создать
условия, необходимые для нормального проживания и развития детей, в
том  числе  укрепить  материально-техническую  базу  домов  ребенка
исправительных учреждений, остаются  проблемы  в  сфере  содержания
осужденных женщин в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
     Пенитенциарное законодательство недостаточно развито  в  части
возможности смягчения наказания за преступления небольшой тяжести и
применения  оснований  для  освобождения  от  отбывания  наказания,
предусмотренных   статьей 172   Уголовно-исполнительного    кодекса
Российской Федерации,  в  отношении  беременных  женщин  и  женщин,
имеющих малолетних детей.
     Реализуемые меры профилактики насилия в  отношении  женщин,  в
том числе семейно-бытового насилия, также недостаточны.
     Насилие в отношении женщин  выражается  в  таких  формах,  как
принуждение к сожительству и  проституции,  изнасилование,  бытовое
насилие и убийство  на  почве  алкоголизма,  наркомания,  садизм  и
психологическое насилие. Почти половине всех особо жестоких бытовых
убийств предшествует длительная конфликтная ситуация в семье.
     Вместе с тем официальная статистика не отражает полной картины
преступлений в отношении женщин, поскольку пострадавшие зачастую не
обращаются в правоохранительные органы или медицинские организации.
     В  кризисных  центрах  для  женщин,  действующих  в  субъектах
Российской Федерации, ежегодно получают помощь около 60 тыс. женщин
и более 10 тыс. девочек, подвергшихся насилию.
     Однако  кризисные  центры,  кризисные  отделения,  оказывающие
помощь пострадавшим  от  насилия,  созданы  не  во  всех  субъектах
Российской Федерации. Недостаточно  вовлечены  в  процесс  оказания
помощи женщинам, пострадавшим от насилия, общественные  организации
и объединения.

               III. Направления реализации Стратегии

     Реализация  Стратегии  будет  осуществляться  одновременно  по
нескольким направлениям.
     Реализация  направления  "Создание  условий   для   сохранения
здоровья  женщин  всех  возрастов"  предполагает   решение   задачи
повышения  доступности  и  качества  оказания  медицинской   помощи
женщинам и девочкам.
     Решение указанной  задачи  предполагает  реализацию  следующих
мер:
     совершенствование   программ   профилактических   осмотров   и
диспансеризации женщин и девочек;
     совершенствование  оказания   специализированной   медицинской
помощи женщинам и девочкам;
     профилактика неинфекционных заболеваний у  женщин  и  снижение
факторов риска их развития;
     расширение  гарантий  доступности   для   женщин   и   девочек
генетической  диагностики,   включая   биохимическую   диагностику,
ДНК-диагностику   и   преимплантационную   диагностику,   с   целью
профилактики   наследственных   жизнеугрожающих    и    хронических
прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний;
     повышение мотивации к ведению здорового образа  жизни,  в  том
числе   разработка   и   реализация   информационно-образовательных
программ,   направленных   на   информирование   женщин   о   вреде
табакокурения,  потребления  алкоголя,  наркотических   средств   и
психотропных веществ;
     развитие системы  охраны  репродуктивного  здоровья  с  учетом
особенностей   состояния   здоровья   женщин,   в   том   числе   с
использованием вспомогательных репродуктивных  технологий  (включая
экстракорпоральное оплодотворение);
     обеспечение  медико-социальной  поддержки  беременных  женщин,
находящихся в трудной жизненной ситуации, оказание помощи  женщинам
в   ситуации    репродуктивного    выбора,    включая    социальное
сопровождение,        предоставление         социально-медицинских,
социально-психологических, социально-правовых, социально-бытовых  и
иных социальных услуг.
     Реализация  направления  "Улучшение  экономического  положения
женщин, обеспечение роста их благосостояния"  предполагает  решение
следующих задач:
     создание условий  для  получения  женщинами  профессионального
образования    в    наиболее    передовых    областях    экономики,
предоставляющих  широкие   возможности   для   трудоустройства   на
высокооплачиваемые рабочие места;
     сокращение разницы в оплате труда мужчин и женщин;
     повышение конкурентоспобности женщин на рынке труда;
     расширение возможностей занятости  женщин  в  сфере  малого  и
среднего предпринимательства;
     повышение социальной ответственности работодателей в отношении
женщин, имеющих семейные обязанности;
     повышение социальной защищенности женщин.
     Решение указанных задач предполагает реализацию следующих мер:
     организация профессионального обучения женщин и формирование у
них новых  компетенций  и  квалификаций,  в  том  числе  в  области
предпринимательской деятельности;
     создание  специализированных  форм   грантовой   поддержки   и
проведение  профессиональных  конкурсов  для  женщин-инноваторов  в
целях стимулирования участия женщин в высокотехнологичных  отраслях
и инновационной деятельности;
     разработка   и   реализация   мероприятий,   направленных   на
сокращение разницы в оплате труда мужчин и женщин;
     обеспечение участия женщин в развитии объектов  инфраструктуры
социального предпринимательства;
     сокращение числа рабочих мест  с  вредными  и  (или)  опасными
условиями труда, на которых работают женщины;
     обеспечение повышения конкурентоспособности и востребованности
на рынке труда женщин, воспитывающих  несовершеннолетних  детей,  в
том числе за  счет  профессионального  обучения  и  дополнительного
профессионального образования  женщин,  находящихся  в  отпуске  по
уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, а также  женщин,
нуждающихся в повышении квалификации и  переподготовке  в  связи  с
необходимостью формирования актуальных компетенций и квалификаций в
целях осуществления трудовой и иной экономической  деятельности  по
окончании отпуска по уходу за ребенком;
     расширение масштабов и сфер применения гибких форм  занятости,
способствующих  совмещению  трудовой   деятельности   с   семейными
обязанностями;
     развитие системы предоставления услуг по присмотру и уходу  за
детьми и нетрудоспособными членами семьи;
     совершенствование   социальной   поддержки    малообеспеченных
женщин, в  том  числе  имеющих  детей,  с  учетом  установленных  в
субъектах Российской Федерации  критериев  нуждаемости,  на  основе
социального контракта.
     Реализация   направления   "Профилактика   и    предупреждение
социального неблагополучия женщин и  насилия  в  отношении  женщин"
предполагает решение следующих задач:
     совершенствование и либерализация законодательства в отношении
женщин, находящихся в местах лишения свободы за совершение нетяжких
преступлений, в том числе женщин, имеющих детей;
     совершенствование  законодательства   в   целях   формирования
правовой основы социального сопровождения женщин, освобождаемых  из
мест лишения свободы, в том числе женщин,  имеющих  детей,  включая
развитие системы социализации и ресоциализации таких женщин;
     совершенствование  законодательства   в   сфере   профилактики
семейно-бытового насилия.
     Решение указанных задач предполагает реализацию следующих мер:
     смягчение наказания за преступления небольшой тяжести,  в  том
числе  более  широкое  применение  оснований  для  освобождения  от
отбывания     наказания,      предусмотренных      статьей      172
Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в  отношении
беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей;
     оказание   социально-правовой   и    социально-психологической
поддержки  женщинам,  освободившимся  из  мест   лишения   свободы,
содействие их социальной адаптации, социализации и ресоциализации;
     проведение  мониторинга  эффективности   реализации   мер   по
профилактике различных форм насилия, в том числе семейно-бытового и
сексуального, в отношении женщин и детей в целях оценки масштабов и
быстрого реагирования на факты такого насилия;
     формирование  эффективных  моделей  профилактики   насилия   в
отношении  женщин   и   детей,   включая   подготовку   кадров   по
специальности "судебная социальная работа";
     расширение практики  проведения  информационно-образовательных
мероприятий по вопросам профилактики насилия в отношении женщин,  в
том  числе  для  сотрудников  правоохранительных  органов,   судей,
сотрудников организаций здравоохранения,  психологов  и  социальных
работников, оказывающих помощь женщинам в кризисных ситуациях;
     развитие и укрепление материально-технической базы учреждений,
оказывающих услуги женщинам и детям, пострадавшим  (страдающим)  от
насилия в семье, сексуального насилия и других форм насилия, в  том
числе кризисных центров для женщин как меры безопасности на  период
разрешения конфликта, в  том  числе  семейного,  ставшего  причиной
насилия;
     оказание     содействия      некоммерческим      организациям,
предоставляющим  убежище   жертвам   насилия   и   оказывающим   им
психологическую и социальную поддержку;
     разработка и внедрение воспитательных и обучающих программ  по
ненасильственным   методам   разрешения   конфликтов   для   детей,
подростков и молодежи;
     разработка   и   реализация   мероприятий,   направленных   на
ликвидацию  сексуальной  эксплуатации  женщин,  торговли  людьми  и
формирование в обществе непримиримого отношения к таким явлениям.
     Реализация   направления   "Расширение   участия   женщин    в
общественно-политической  жизни"  предполагает  решение   следующих
задач:
     снижение диспропорций по признаку пола в  руководящем  составе
федеральных  органов   власти,   органов   государственной   власти
субъектов Российской Федерации, органов местного  самоуправления  и
организаций, а также создание благоприятных условий для продвижения
женщин по службе;
     повышение роли женских общественных организаций и  объединений
в общественно-политической жизни.
     Решение указанных задач предполагает реализацию следующих мер:
     оказание государственной поддержки общественным организациям и
объединениям, реализующим мероприятия по улучшению положения женщин
и выдвигающим способных и компетентных в профессиональном отношении
женщин в органы власти всех ветвей и уровней;
     реализация      информационно-просветительских       программ,
направленных на повышение участия женщин в общественно-политической
жизни;
     формирование информационного пространства женских  организаций
в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
     содействие участию российских женских общественных организаций
в международном сотрудничестве по  линии  Организации  Объединенных
Наций, Организации  по  безопасности  и  сотрудничеству  в  Европе,
Совета  Европы  и  форума   "Азиатско-тихоокеанское   экономическое
сотрудничество".
     Реализация  направления   "Совершенствование   государственной
статистики,   характеризующей   положение   женщин   в    обществе"
предполагает решение задачи  по  совершенствованию  государственной
статистики,     характеризующей      положение      женщин      как
социально-демографической       группы        при        разработке
социально-демографической политики, основанной на  принципе  равных
прав и возможностей женщин и мужчин.
     Решение указанной  задачи  предполагает  реализацию  следующих
мер:
     совершенствование  системы  сбора  и  анализа   статистических
данных, отражающих положение женщин в политической,  экономической,
социальной и культурной сферах;
     осуществление мониторинга положения женщин в различных  сферах
жизни, в том числе с учетом имеющейся статистической информации;
     совершенствование статистического учета по видам  преступлений
в отношении женщин.

                  IV. Этапы реализации Стратегии

     Реализация Стратегии будет осуществляться в 2 этапа.
     На I этапе (2017 - 2018 годы) планируется разработать:
     план мероприятий по реализации Стратегии,  включающий  в  себя
комплекс первоочередных  мероприятий,  направленных  на  реализацию
основных задач  государственной  политики  по  улучшению  положения
женщин;
     механизмы      реализации       Стратегии,       а       также
информационно-аналитического,  правового  и  кадрового  обеспечения
государственной политики в интересах женщин;
     методические рекомендации субъектам  Российской  Федерации  по
формированию  региональных  планов  и  управленческих   механизмов,
направленных на улучшение положения женщин,  учитывающих  специфику
каждого региона.
     На  II   этапе   (2019 - 2022 годы)   планируется   обеспечить
реализацию   мероприятий   по   улучшению   положения   женщин    в
политической,  экономической,  социальной  и  культурной  сферах  в
соответствии с ожидаемыми результатами реализации Стратегии.

            V. Механизмы и ресурсы реализации Стратегии

     Реализация Стратегии будет осуществляться путем:
     создания Координационного совета при Правительстве  Российской
Федерации по реализации Стратегии;
     формирования плана мероприятий по реализации Стратегии;
     совершенствования  законодательства  с  учетом  общепризнанных
норм международного права и международных  обязательств  Российской
Федерации,  направленных  на  достижение  фактического  равноправия
мужчин и женщин;
     решения  задач  Стратегии  в   рамках   деятельности   органов
государственной власти Российской Федерации и субъектов  Российской
Федерации, а также органов местного самоуправления;
     методического обеспечения деятельности органов государственной
власти  субъектов   Российской   Федерации   и   органов   местного
самоуправления, направленной на решение задач Стратегии;
     постоянного анализа ситуации в области  равноправия  женщин  и
мужчин и корректировки мероприятий Стратегии на основе  мониторинга
достижения ее ожидаемых результатов;
     проведения  научных  исследований  по   вопросам   обеспечения
равноправия женщин и мужчин;
     осуществления   образовательными   и    иными    организациями
образовательной и  просветительской  деятельности  по  направлениям
реализации Стратегии;
     создания и развития институциональной инфраструктуры поддержки
самозанятости, предпринимательской деятельности женщин, в том числе
на   основе    ресурсных    центров    социально    ориентированных
некоммерческих организаций и центров инноваций социальной сферы;
     взаимодействия  органов  государственной  власти   и   органов
местного    самоуправления    с    общественными     организациями,
занимающимися вопросами улучшения положения женщин.
     Реализация   Стратегии   будет   осуществляться   федеральными
органами  исполнительной  власти,  органами  исполнительной  власти
субъектов Российской Федерации в пределах  бюджетных  ассигнований,
предусматриваемых  в   федеральном   бюджете   на   соответствующий
финансовый год и плановый период и  бюджетах  субъектов  Российской
Федерации, с участием заинтересованных общественных  объединений  и
организаций и с возможным привлечением  дополнительных  средств  из
внебюджетных источников на реализацию мероприятий Стратегии.
     Ресурсное  обеспечение  реализации  Стратегии   предполагается
осуществлять в рамках мероприятий, предусмотренных государственными
программами  Российской   Федерации   в   сферах   здравоохранения,
образования,  развития  экономики  и   промышленности,   содействия
занятости  населения,  социальной  поддержки  граждан,   социальной
защиты инвалидов,  физической  культуры  и  спорта,  информационных
технологий, культуры и туризма, обеспечения общественного порядка.
     Составной   частью   реализации   Стратегии   являются   меры,
направленные на улучшение положения женщин, предусмотренные  актами
Президента  Российской   Федерации   и   Правительства   Российской
Федерации, указанными в разделе II Cтратегии.

           VI. Ожидаемые результаты реализации Стратегии

     В результате реализации  Стратегии  к  2022 году  должна  быть
сформирована система мер, обеспечивающих реализацию принципа равных
прав и свобод мужчины и женщины и создания равных возможностей  для
их  реализации  женщинами   во   всех   сферах   жизни,   повышение
экономической независимости, политической активности,  возможностей
самореализации   женщин,   а   также    преодоление    стереотипных
представлений о социальных ролях мужчины и женщины.
     К 2022 году в результате реализации  Стратегии  будут  созданы
условия для:
     увеличения  выявляемости  злокачественных  новообразований   у
женщин на I - II стадии и повышения  доступности  квалифицированной
медицинской помощи;
     усиления профилактики профессиональных заболеваний у женщин  и
увеличения их выявляемости на ранних этапах;
     снижения уровня материнской смертности до уровня  экономически
развитых стран;
     дальнейшего снижения числа абортов;
     сокращения разницы в оплате труда мужчин и женщин;
     увеличения   числа   женщин,   являющихся   учредителями   или
руководителями субъектов малого и среднего  предпринимательства,  в
том числе социального предпринимательства, и самозанятых женщин;
     сокращения числа рабочих мест  с  вредными  и  (или)  опасными
условиями труда, на которых работают женщины;
     сокращения числа случаев насилия в отношении женщин;
     увеличения  доли  женщин  среди  лиц,   замещающих   должности
государственной гражданской службы и муниципальной службы, а  также
доли женщин среди членов политических партий и организаций;
     более полного отражения в системе  статистического  наблюдения
данных,   характеризующих   положение   женщин   в    политической,
экономической, социальной и культурной сферах.


                           ____________



Информация по документу
Читайте также