Расширенный поиск

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.10.2002 № 597

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 14 октября 2002 г. N 597
"Об утверждении Программы безопасности дорожного движения
в Республике Татарстан на 2002-2010 годы"

(В редакции Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.11.2005 № 527)

 

Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу безопасности дорожного движения в Республике Татарстан на 2002-2010 годы.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Татарстан - министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан В.А.Швецова.

 

Премьер-министр

Республики Татарстан

Р.Н.Минниханов

 

Руководитель Аппарата Кабинета

Министров Республики Татарстан

И.Б.Фаттахов

 

 

Программа
безопасности дорожного движения в Республике Татарстан
на 2002-2010 годы
(утв. постановлением КМ РТ от 14 октября
2002 г. N 597)

 

Паспорт Программы

Состояние проблемы и обоснование необходимости ее решения

Цель и задачи программы

Основные мероприятия программы. Система программных мероприятий (разделов)

Проект 1. Совершенствование государственной системы управления обеспечением безопасности дорожного движения

Проект 2. Совершенствование государственной политики в работе с участниками дорожного движения

Проект 3. Повышение конструктивной и эксплуатационной безопасности транспортных средств

Проект 4. Совершенствование организации и условий дорожного движения

Проект 5. Совершенствование контрольно-надзорной деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения

Проект 6. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

Финансирование программы

Механизмы реализации программы, организация управления и контроля за ходом ее реализации

Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Оценка эффективности и социально-экономические последствия от реализации программы

Приложение 1. Основные мероприятия Программы безопасности дорожного движения в Республике Татарстан на 2002-2010 годы

Приложение 2. Основные мероприятий по реализации проекта 1 "Совершенствование государственной системы управления обеспечением безопасности дорожного движения"

Приложение 3. Основные мероприятия по реализации проекта 2. "Совершенствование государственной политики в работе с участниками дорожного движения"

Приложение 4. Основные мероприятия реализации проекта 3 "Повышение конструктивной и эксплуатационной безопасности транспортных средств"

Приложение 5. Основные мероприятия по реализации проекта 4 "Совершенствование организации и условий дорожного движения"

Приложение 6. Основные мероприятия по реализации проекта 5 "Совершенствование контрольно-надзорной деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения"

Приложение 7. Основные мероприятия по реализации проекта 6 "Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы"

 

 

Паспорт Программы

 

,

Наименование прог-Программа безопасности дорожного движения в  Респуб-

раммы             лике Татарстан на 2002-2010 годы (далее - Программа)

<$

Основание для раз-Постановление Кабинета Министров Республики  Татарс-

работки программы тан  от  24.01.2002 г.  N 28 "О Концепции "Повышение

                  безопасности дорожного движения в Республике Татарс-

                  тан (на период с 2002 по 2010 годы)"               

<$

Государственный   Министерство транспорта и дорожного  хозяйства  Рес-

заказчик программыпублики Татарстан                                  

<$

Основные разработ-Министерство транспорта и дорожного  хозяйства  Рес-

чики программы    публики Татарстан, Научный центр безопасности жизне-

                  деятельности детей Поволжского отделения  Российской

                  академии  образования,  Фонд  безопасности дорожного

                  движения,  УГИБДД МВД Республики  Татарстан,  Минис-

                  терство  по делам гражданской обороны и чрезвычайным

                  ситуациям Республики Татарстан, Министерство образо-

                  вания Республики Татарстан, Министерство здравоохра-

                  нения Республики Татарстан,  Татарское республиканс-

                  кое отделение Российской транспортной инспекции, ка-

                  федра организации дорожного движения Казанской госу-

                  дарственной архитектурно-строительной академии,  По-

                  волжское отделение Российской академии образования 

<$

Цель   и    задачиЦелью Программы является снижение дорожно-транспорт-

программы         ных происшествий, обеспечение охраны жизни, здоровья

                  граждан и их имущества, повышение гарантий их закон-

                  ных  прав  на безопасные условия движения на дорогах

                  Республики Татарстан.  Достижение поставленной  цели

                  обеспечивается решением следующих задач:  совершенс-

                  твование государственной системы управления безопас-

                  ностью  дорожного движения;  повышение качества про-

                  фессиональной подготовки,  переподготовки  водителей

                  транспортных средств; совершенствование конструктив-

                  ной  и  эксплуатационной  безопасности  транспортных

                  средств;  внедрение  инновационных  форм,  методов и

                  средств  организации  дорожного  движения;  развитие

                  территориальной сети дорог;  повышение эффективности

                  пропаганды безопасности  дорожного  движения,  конт-

                  рольно-надзорной деятельности;  повышение  эффектив-

                  ности  аварийно-спасательных  работ  и оказания экс-

                  тренной медицинской  помощи  пострадавшим в дорожно-

                  транспортных происшествиях (далее - ДТП); совершенс-

                  твование системы обучения правилам безопасного пове-

                  дения на улицах и дорогах не только детей,  но и лиц

                  пожилого возраста (включая и пенсионеров).         

<$

Ожидаемые конечныеВ результате реализации Программы  (по  сравнению  с

результаты от реа-данными  2001 г.) ожидается снижение следующих инди-

лизации программы кативных показателей аварийности:                  

                  - тяжесть последствий ДТП с 11,7 до 10,5 погибших на

                  100 пострадавших;                                  

                  - количество ДТП на 10  тыс.транспортных  средств  с

                  71,4 до 62,8;                                      

                  - количество ДТП на 10  тыс.км  дорог  с  2237,4  до

                  2013,7;                                            

                  - количество пострадавших  на  100  тыс.населения  с

                  171,8 до 158,1.                                    

<$

Основные мероприя-Совершенствование структур управления  безопасностью

тия программы     дорожного  движения  (далее  -  БДД) на региональном

                  уровне,  совершенствование правовой и информационной

                  базы  государственной  системы управления БДД в Рес-

                  публике Татарстан.                                 

                  Создание единой  диспетчерской  службы  по  спасению

                  пострадавших в ДТП, совершенствование системы оказа-

                  ния  медицинской  помощи  на  догоспитальном  этапе;

                  обеспечение  информационной  системы обнаружения ДТП

                  техническими средствами и оборудованием.           

                  Проведение целевых    информационно-пропагандистских

                  кампаний по проблемам БДД, регулярное освещение воп-

                  росов безопасности дорожного движения  по  республи-

                  канскому радио и телевидению.                      

                  Разработка и внедрение новых форм и методов обучения

                  безопасному   поведению  и  воспитания  транспортной

                  культуры детей и подростков,  создание сети спортив-

                  ных  карт-клубов автотранспортного профиля,  вело- и

                  автогородков.                                      

                  Совершенствование системы подготовки водителей, соз-

                  дание  Республиканского  центра передовых технологий

                  подготовки и повышения профессионального  мастерства

                  водителей автотранспортных средств,  а также респуб-

                  ликанского методического центра по работе с детьми и

                  подготовке водителей из числа подростков и молодежи.

                  Совершенствование системы профилактической работы  с

                  водителями,  систематически  нарушающими правила до-

                  рожного  движения,  разработка  психофизиологических

                  основ диагностики водителей.                       

                  Внедрение мероприятий по реализации Правил ЕЭК ООН и

                  международных соглашений, разработка государственных

                  стандартов,  устанавливающих требования,  касающиеся

                  конструктивной   и   эксплуатационной   безопасности

                  транспортных средств.                              

                  Разработка и внедрение  новых  модификаций  функцио-

                  нальных систем управления дорожным движением, освое-

                  ние промышленного производства и внедрение новых ви-

                  дов технических средств организации дорожного движе-

                  ния, специальных машин и механизмов.               

                  Проведение комплекса дорожных работ по совершенство-

                  ванию  условий движения на участках концентрации ДТП

                  и потенциально опасных участках,  в т.ч.  устройство

                  безопасных  транспортных  развязок  на автомобильных

                  дорогах и железнодорожных переездах.               

                  Совершенствование системы  взаимодействия  контроль-

                  но-надзорных органов,  внедрение технических средств

                  и оборудования для контроля за скоростными  режимами

                  движения,   транспортно-эксплуатационным  состоянием

                  опасных  участков  дорог,   движением   тяжеловесных

                 транспортных средств, внедрение средств технического

                  диагностирования  при  проведении   государственного

                  технического осмотра.                              

<$

Ответственные   заМинистерство транспорта и дорожного  хозяйства  Рес-

организацию выпол-публики Татарстан, Министерство по делам гражданской

нения  подпрограммобороны и чрезвычайным ситуациям Республики  Татарс-

и  основных мероп-тан,  Министерство образования Республики Татарстан,

риятий            Министерство здравоохранения,  Управление ГИБДД  МВД

                  Республики Татарстан,  Татарское республиканское от-

                  деление Российской транспортной инспекции          

<$

Объемы и источникиОбъемы финансирования программных мероприятий по БДД

финансирования    определялись исходя из сметы расходов,  заложенных в

                  следующих нормативных документах:  постановление Ка-

                  бинета  Министров Республики Татарстан от 30 декабря

                  2000 г.  N 916 "О Программе развития и совершенство-

                  вания  дорожной  сети в Республике Татарстан до 2005

                  года";  постановление Кабинета Министров  Республики

                  Татарстан  от  20.04.2001  г.  N 211 "Об утверждении

                  Программы мероприятий  по  обеспечению  безопасности

                  дорожного   движения   в   Республике  Татарстан  на

                  2001-2005 г г.,  финансируемых  Фондом  безопасности

                  дорожного  движения  Управления Государственной инс-

                  пекции безопасности дорожного движения МВД Республи-

                  ки  Татарстан".  После  принятия настоящей Программы

                  постановления Кабинета Министров Республики  Татарс-

                  тан от 20.04.2001 г.  N 211 и от 21.06.2002 г. N 351

                  утрачивают свое действие и приостанавливаются.     

                  Общий объем финансирования по  Программе  составляет

                  4393,619 млн.рублей, в том числе из республиканского

                  бюджета Республики Татарстан -  893,869  млн.рублей,

                  районных  и  городских  бюджетов - 191,0 млн.рублей,

                  Фонда БДД УГИБДД МВД Республики Татарстан  -  3230,0

                  млн.рублей,  иные источники - 78,75 млн.рублей,  без

                  учета дополнительных доходов по источникам  финанси-

                  рования.                                           

<$

Система  организа-Контроль за выполнением мероприятий  Программы  осу-

ции   контроля  заществляют  Министерство  транспорта  и дорожного хо-

исполнением  Прог-зяйства Республики Татарстан,  УГИБДД МВД Республики

раммы             Татарстан.                                         

4

 

Состояние проблемы и обоснование необходимости ее решения

 

Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца в Докладе о мировых катастрофах, изданном в 1998 г., определяет ДТП как одну из важнейших и обостряющихся проблем. В настоящее время во всем мире ДТП - основная причина смертности и инвалидности людей в возрасте от 3 до 35 лет. ДТП влекут за собой ежегодные потери в размере от 1 до 3% внутреннего валового продукта, а в развивающихся странах издержки от ДТП еще выше. Для мировой экономики уже сейчас ущерб от ДТП составляет около 800 млрд.долларов США в год. При этом, если в экономически развитых странах положение дел в области БДД последние 30 лет стабилизируется или даже улучшается, в развивающихся государствах ситуация быстро ухудшается за счет резкого роста автомобильного парка и недостаточного финансирования деятельности, направленной на профилактику аварийности.

Происшествия на дорогах выступают одной из серьезнейших социально-экономических проблем и в Республике Татарстан.

С 1995 по 2001 гг. в Республике Татарстан произошло более 28 тыс. ДТП в которых погибли и получили ранения более 40 тыс.человек. Ежегодно в республике в результате ДТП погибают в среднем 650 человек, получают ранения более 3 тыс.человек (рис.1).

 

Динамика распределения ДТП в Республике Татарстан
с 1995 по 2002 годы

"Динамика распределения ДТП в Республике Татарстан с 1995 по 2002 годы"

 

Дорожно-транспортная аварийность наносит огромный ущерб экономике Татарстана. Только в 2001 году общий ущерб от ДТП соответствовал потере 3-4% валового национального продукта. Данная цифра рассчитывается на основе общемировой практики, в которой принято учитывать смету расходов, включающую в себя:

1. Расходы на амбулаторное и стационарное лечение, а также транспортировку пострадавших;

2. Расходы на реабилитацию, специальное обучение детей, санаторную реабилитацию и др.;

3. Недополученная продукция, включая постоянные расходы в связи с гибелью людей или постоянной нетрудоспособностью, а также временные расходы;

4. Моральный ущерб пострадавшего;

5. Повреждение имущества, включая ремонт и замену автомобилей, повреждение придорожных коммуникаций и прочее;

6. Административные расходы, включая расходы на расследование причин ДТП, организацию выплаты страховки и судебные издержки;

7. Прочие расходы, включая потерю времени в связи с происшествием (когда, например, задерживается дорожное движение).

Несмотря на применяемые отдельные меры по предупреждению ДТП в республике, не наблюдается стабильного снижения ДТП по основным его индикативным показателям. Так, если с 1995 по 2000 год наблюдалось снижение числа погибших на 10 тыс.транспортных средств и 100 тыс.населения, в 2001 году произошел резкий рост данных показателей, та же тенденция имеет место и в 2002 году. Практически из года в год наблюдается рост числа раненых на 10 тыс.транспортных средств и 100 тысяч населения (см. данные таблицы 1).

К основным факторам, определяющим причины высокого уровня аварийности в Республике Татарстан, следует отнести:

неспособность сложившейся системы государственного управления БДД адекватно действовать в ситуации роста автомобилизации, эффективно регулировать и контролировать деятельность министерств и ведомств, связанных с безопасностью дорожного движения;

отсутствие эффективных механизмов реализации государственной политики, механизмов финансирования и стимулирования деятельности по повышению БДД на республиканском и муниципальном уровнях;

массовое пренебрежение требованиями БДД со стороны участников дорожного движения, недостаточное понимание и поддержка мероприятий со стороны общества, отсутствие должной ответственности у руководителей всех уровней;

низкое качество подготовки водителей, приводящее к ошибкам в оценке дорожной обстановки, неудовлетворительная дисциплина, невнимательность и небрежность водителей при управлении транспортными средствами;

недостатки технического обеспечения мероприятий по БДД, в первую очередь, несоответствие современным требованиям технического уровня дорожных хозяйств, транспортных средств, средств организации дорожного движения, отставание в системах связи, приводящие к несвоевременному обнаружению ДТП и оказанию первой помощи пострадавшим.

Последнее время в Республике Татарстан отмечается рост дорожно-транспортных происшествий по сравнению с 2001 годом. В целом динамика изменений показателей аварийности выглядит следующим образом:

 

Таблица 1

 

Показатели аварийности по Республике Татарстан
за 1997-2001 гг. и 6 мес. 2002 года

 

,,,

Годы          Количество      Разница в % по сравнению   Тяжесть 

                                     с прошлым годом     последствий

       ,,<,,$   ДТП    

          ДТП  погибшихраненых  ДТП   погибшихраненых          

<<<<<<<$

1997 г.   3418    698    3753    +3,8   -1,4    +8,5    13,5   

<<<<<<<$

1998 г.   3898    689    4323   +14,0   -1,3  +15,2    13,6   

<<<<<<<$

1999 г.   4421    681    5090   +13,4   -1,2  -17,7    14,0   

<<<<<<<$

2000 г.   4413    676    5078    -0,2   -0,7    -0,2    14,2   

<<<<<<<$

2001 г.   4892    759    5721   +10,9 +12,3  +12,7    11,7   

<<<<<<<$

6 мес.    2201    301    2643 +16,01 +32,6  +21,2    10,8   

2002 г.                                                        

4444444

 

Несмотря на рост количества дорожно-транспортных происшествий, тяжесть последствий ДТП сократилась с 13,5 погибшего на 100 пострадавших в 1997 году до 11,7 - в 2001 году.

 

Таблица 2

 

ДТП, совершенные по вине водителей

 

,,

    Годы              Количество           Разница в % по сравнению 

                                               с прошлым годом      

             ,,<,,$

                ДТП   погибших раненых    ДТП   погибших раненых

<<<<<<$

1997 г.        2213      525     2702                           

<<<<<<$

1998 г.        2475      519     3043    +11,8    -1,1   +12,6 

<<<<<<$

1999 г.        2811      504     3592    +13,6    -2,9   +18,0 

<<<<<<$

2000 г.        2791      489     3584     -0,7    -3,0     -0,2 

<<<<<<$

2001 г.        3348      575     4313    +20,0  +17,6   +20,4 

<<<<<<$

6 мес.2002 г.  1550      224     4313    +27,5  +32,5   +32,2 

444444

 

Удельный вес дорожно-транспортных происшествий по вине нетрезвых водителей увеличился с 10,6% в 1997 г. до 14,5% в 2001 году.

 

Таблица 3

 

ДТП, совершенные по вине водителей в нетрезвом состоянии

 

,,

    Годы              Количество           Разница в % по сравнению 

                                               с прошлым годом      

             ,,<,,$

                ДТП   погибших раненых    ДТП   погибших раненых

<<<<<<$

1997 г.         237      59      295     +28,3    +23,7  +17,6 

<<<<<<$

1998 г.         304      73      347     +28,3    +23,7  +17,6 

<<<<<<$

1999 г.         404      60      532     +32,9    -17,8  +53,3 

<<<<<<$

2000 г.         439      74      588      +8,7    +23,3  +10,5 

<<<<<<$

2001 г.         484      84      657      +0,3    +13,5  +11,7 

<<<<<<$

6 мес.2002 г.   266      34      301     +24,2     +9,7  +36,2 

444444

 

Ниже в табл.4 приведены данные по ДТП, совершенным по вине пешеходов, где наблюдается тенденция к снижению некоторых параметров.

 

Таблица 4

 

ДТП, совершенные по вине пешеходов

 

,,

    Годы              Количество           Разница в % по сравнению 

                                               с прошлым годом      

             ,,<,,$

                ДТП   погибших раненых    ДТП   погибших раненых

<<<<<<$

1997 г.        1185     176      1033     +0,9     +4,8     -3,0

<<<<<<$

1998 г.        1362     161      1225    +14,9     -8,5    +18,6

<<<<<<$

1999 г.        1539     163      1434    +13,0     +1,2    +17,1

<<<<<<$

2000 г.        1521     177      1397     -1,2     +8,6     -2,6

<<<<<<$

2001 г.        1310     162      1181    -13,9     -8,5  -125,5

<<<<<<$

6 мес.2002 г.   565      73      519      -6,5    +35,2     -8,7

444444

 

Ниже приведены данные по ДТП, совершенные с участием детей, здесь также есть тенденция к снижению некоторых показателей.

 

Таблица 5

 

ДТП, совершенные с участием детей

 

,,

    Годы              Количество           Разница в % по сравнению 

                                               с прошлым годом      

             ,,<,,$

                ДТП   погибших раненых    ДТП   погибших раненых

<<<<<<$

1997 г.         507      51      495      +4,8    +13,3    +9,0 

<<<<<<$

1998 г.         515      39      515      +1,6    -23,5    +4,0 

<<<<<<$

1999 г.         626      37      637     +21,6     -5,1  +23,7 

<<<<<<$

2000 г.         576      36      569      -8,0     -2,7  -10,7 

<<<<<<$

2001 г.         602      45      595      +4,5    +25,0    +4,6 

<<<<<<$

6 мес.2002 г.   274      24      275      +5,4    +84,6    +8,7 

444444

 

За 6 месяцев 2002 года на территории республики совершены 2202 дорожно-транспортных происшествия, в которых 301 человек погиб и 2643 получили ранения. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество ДТП возросло на 16,01%, погибших - на 32,6% и раненых - на 21,2%.

Основными причинами совершения ДТП стали:

несоответствие скорости транспортного средства конкретным условиям - 276 ДТП (17,8%);

управление транспортным средством в состоянии опьянения - 234 ДТП (15,1%);

превышение скорости - 227 ДТП (14,6% общего количества ДТП по вине водителей);

несоблюдение очередности проезда - 172 ДТП (11,1%);

выезд на полосу встречного движения - 153 ДТП (9,9%).

Основными видами ДТП являются:

наезд на пешеходов - 1116 ДТП (50,7% общего количества ДТП);

столкновение - 571 ДТП (25,9%);

опрокидывание - 303 ДТП (13,8%).

В 42 районах республики допущен рост количества ДТП. В Атнинском районе количество ДТП увеличилось в 4 раза, в Агрызском, Аксубаевском, Мензелинском, Сармановском, Спасском, Тетюшском районах - в два и более раз. Более чем в полтора раза увеличилось число ДТП в восьми районах республики.

Рост количества погибших в ДТП зарегистрирован в 28 районах республики. Наибольший рост в Рыбно-Слободском и Апастовском районах - в 10 раз, в Мензелинском - в 5 раз, Тетюшском, Пестречинском районах - в 3 раза, более чем в два раза возросло число погибших в ДТП в Чистопольском, Черемшанском, Лениногорском, Лаишевском, Аксубаевском районах республики, Авиастроительном, Кировском и Советском районах г.Казани. В Арском районе за шесть месяцев 2002 года погибли 7 человек, в Алькеевском - 2 человека, в то время как за аналогичный период прошлого года в данных районах погибших в ДТП не наблюдалось.

Удельный вес дорожно-транспортных происшествий по вине нетрезвых водителей увеличился с 8,6 % (6 мес. 2001 г.) до 10,1% (6 мес. 2002 г.). По вине водителей, управлявших ТС в состоянии алкогольного опьянения, зарегистрированы 226 (+24,2%) ДТП, при которых 34 (9,7%) человека погибли и 301 (+36,2%) получили ранения. По этой причине допущен рост ДТП в 31 районе республики. Значителен рост ДТП в Буинском, Новошешминском районах - в 4 раза. В Сармановском районе этот показатель вырос в 5 раз, в три и более раза - в Мамадышском и Чистопольском районах. В Авиастроительном районе г.Казани, Арском, Высокогорском, Лениногорском, Муслюмовском, Нижнекамском и Тетюшском районах - в 2 раза и более. В Верхнеуслонском районе водителями в нетрезвом состоянии совершены 5 ДТП, в Аксубаевском - 4, Кировском районе г.Казани - 3 ДТП, в то время как за аналогичный период 2001 года таких ДТП в данных районах не наблюдалось.

По вине пешеходов зарегистрированы 565 (-6,5%) ДТП, при которых 73 (+35,2%) человека погибли и 519 (-7,0%) получили ранения. Несмотря на то, что в целом по республике по вине данной категории участников дорожного движения отмечается снижение количества происшествий, в 22 районах республики наметился рост ДТП. В г.Елабуге, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года данный показатель вырос в 6 раз, в целом по Елабужскому району он увеличился в 2,2 раза. В 4 раза выросло количество ДТП по вине пешеходов в Мензелинском районе. В Нурлатском районе количество ДТП по вине пешеходов увеличилось в 3,75 раза, а в Аксубаевском и Высокогорском районах - более чем в два раза.

С участием детей и подростков совершены 274 дорожно-транспортных происшествия, при которых 24 ребенка погибли и 275 получили ранения.

В Авиастроительном и Вахитовском районах г.Казани количество ДТП с участием детей в возрасте до 16 лет увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 1,2 раза, в Приволжском районе - в 1,3 раза. В г.Набережные Челны данные показатели увеличились в целом по городу в 1,48 раза. Рост данных показателей в ряде других городов и районов республики характеризуется следующей динамикой: в Алексеевском районе - в 5 раз, г.Альметьевске - в 1,6, Альметьевском районе - в 1,35 раза, Бугульминском - в 2, Услонском - в 1,25, г. Елабуге - в 2,4, Елабужском районе - в 1,5, Мамадышском - в 1,66, Мензелинском - в 1,5, Нижнекамском - в 2,66, Нурлатском - в 2, Пестречинском - в 2,5, в Тетюшском - в 2, г.Чистополе - в 2,25, Чистопольском районе - в 1,5 раза. В районах с центрами в городах республиканского подчинения - в 1,15, сельских районах - в 1,19 раза. Всего по Республике Татарстан наблюдается увеличение данного вида ДТП в 1,05 раза.

За шесть месяцев 2001 года по вине водителей государственного транспорта произошли 208 ДТП, в которых погибли 30 и ранены 260 человек. За аналогичный период 2002 года по вине водителей данной категории транспортных средств произошли 249 (+19,7%) ДТП, погибли 44 (+46,7%), ранены 325 (+25%). По вине водителей индивидуального транспорта за данный период 2001 года произошли 967 ДТП, в которых погибли 134 и были ранены 1244 человека. В 2002 году этот показатель соответствовал 1224 (+26,6%) - 174 (+29,9%) - 1645 (+32,2%).

В Российской Федерации последнее десятилетие характеризуется высокими темпами автомобилизации. За этот период парк автомобилей увеличился более чем в два раза. В настоящее время на 1000 россиян приходится 182 единицы всех видов автомобилей. Наиболее бурно растет парк легковых автомобилей, их число в настоящее время составляет 21,2 млн. единиц, а удельный вес от общей численности - 81 процент. Эта тенденция является характерной и для районов и городов Республики Татарстан. Наиболее высокими темпами автомобилизация идет в таких городах республики, как Нижнекамск, Альметьевск, Казань и др. По данным специалистов, через пять лет на 1000 человек будут приходиться около 400 видов транспортных средств.

 

Таблица 6

 

Показатели числа погибших и раненых в результате ДТП
на 100 тыс.населения и 10 тыс. ТС

 

,,,

   Года           Погибшие                Раненые          Тяжесть 

          ,<,$последствий

          на 100 тыс.на 10 тыс. ТСна 100 тыс.10 тыс. ТС    ДТП   

          населения              населения                     

<<<<<$

   1995       19,9       10,8         93,0      50,6       15,1  

<<<<<$

   1996       18,8       10,2         91,7      49,9       14,2  

<<<<<$

   1997       18,5       10,1         99,5      54,1       13,5  

<<<<<$

   1998       18,3        9,3        114,7      58,3       13,6  

<<<<<$

   1999       18,0        9,2        134,7      68,5       14,0  

<<<<<$

   2000       17,9        9,1        134,4      68,3       14,2  

<<<<<$

   2001       20,1       10,2        151,5      77,0       11,7  

44444

 

Быстрый рост численности автомотопарка за последние годы и массовое включение в дорожное движение новых водителей и перевозчиков привели к существенному изменению характеристик и усложнению условий дорожного движения: увеличилась плотность транспортных потоков, возросла интенсивность движения в небольших городах и на территориальных дорогах, что оказало негативное влияние на рост аварийности. В таблице 8 приведены данные роста количества автотранспортных средств.

Особенно тревожной является ситуация с ростом числа автомототранспорта, находящегося в частном владении. С каждым годом число ДТП по вине владельцев индивидуальных транспортных средств увеличивается в среднем на 200 ДТП (рис.2). Это объясняется не только увеличением плотности транспортного потока, уровнем профессиональной подготовки водителей, но и рядом других факторов, среди которых важное место занимает низкий уровень транспортной культуры участников дорожного движения.

 

Динамика распределения числа ДТП по вине владельцев
государственных и индивидуальных транспортных средств

 

"Динамика распределения числа ДТП по вине владельцев государственных и индивидуальных транспортных средств"

 

Как показывает анализ динамики дорожной аварийности в зарубежных странах, увеличение количества транспортных средств неизбежно приводит к росту количества ДТП и числа пострадавших в них. Только с помощью специальных мер, постоянно осуществляемых на государственном уровне, можно уменьшить негативные последствия автомобилизации. Эти меры реализуются во всем мире в рамках специальных общенациональных программ повышения БДД. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что использование программно-целевого подхода в масштабах государства даже при росте парка автомобилей позволяет ежегодно добиваться устойчивого сокращения числа погибших в ДТП в среднем на 4-8%.

Основными факторами, по которым меняется количество происшествий, являются время, место, тип транспортного средства и участники дорожного движения (водители транспортных средств, пешеходы). Изменения по времени происходят в течение дня, недели и года. Определение подгруппы, на которую приходится наибольшее количество происшествий, включает в себя распределение количества происшествий по времени и действию факторов риска. В число факторов риска, которые могут быть связаны с ДТП, входят время суток, плотность и структура транспортного потока, климатические условия, состояние дорожного покрытия и т.п.

Так наибольшее количество ДТП в течение дня приходится на промежуток времени с 11 до 18 часов (43,1% от всех ДТП), наиболее тяжкие последствия от ДТП, происшедших в ночное время, - с 0 до 7 часов и с 22 до 24 часов.

Распределение ДТП по дням недели приведено в таблице 9.

Для пояснения того, что имеется в виду, можно привести один пример. В темное время суток риск происшествия увеличивается. Это можно объяснить физическими свойствами темноты. В темное время суток просто хуже видно, чем днем. Но это очевидно всем. Поэтому следует ожидать, что большинство участников дорожного движения приспосабливают свое поведение к тому, как они видят в темноте. Если это так, то, возможно, больший риск происшествия в темное время суток полностью или частично объясняется другими факторами риска. Например, водителей в нетрезвом состоянии в темное время суток может быть больше, чем днем, в это же время водители чаще превышают скорость.

 

Таблица 7

 

Распределение количества ДТП по дням недели

 

,,,,,,,

  Года ПонедельникВторник Среда ЧетвергПятницаСубботаВоскресенье

<<<<<<<$

1995 г.    451      458    460    492    556    511      419   

<<<<<<<$

1996 г.    448      435    478    496    546    501      388   

<<<<<<<$

1997 г.    452      442    460    493    596    537      438   

<<<<<<<$

1998 г.    536      505    558    572    626    600      501   

<<<<<<<$

1999 г.    576      592    595    637    730    687      604   

<<<<<<<$

2000 г.    605      625    605    603    704    680      591   

<<<<<<<$

2001 г.    650      668    691    655    775    779      674   

4444444

 

Как и многие другие бедствия, ДТП отражаются на положении конкретных групп населения, причем наиболее уязвимыми участниками дорожного движения являются пешеходы - из-за отсутствия средств защиты, которые помогли бы им уменьшить тяжесть последствий аварий на дорогах. В развивающихся государствах на долю пешеходов приходится самое большое число жертв ДТП. В Азии, Африке, странах Карибского бассейна, на Ближнем и Среднем Востоке более 40% погибших в ДТП составляют пешеходы (в экономически развитых странах - только 10-20%). По мнению зарубежных специалистов, одна из главных причин такого положения заключается в неадекватном отношении к проблемам пешеходов на государственном уровне.

В отличие от развивающихся стран на Европейском континенте обеспечению безопасности пешеходов уделяется большое внимание.

В 1975 г. Совет министров Европейской комиссии министров транспорта (ЕКМТ) утвердил доклад своей рабочей группы, в котором предлагались меры по снижению дорожно-транспортного травматизма среди пешеходов. В дальнейшем перечень предлагаемых ЕКМТ мероприятий в пользу пешеходов был дополнен ее резолюциями "О повышении безопасности дорожного движения в ночное время" (1979 г.), "О безопасности детей на автомобильных дорогах" (1987 г.), "Об обеспечении безопасности движения людей пожилого возраста" (1991 г.), "Об уменьшении скорости движения" (1995 г.). В 1999 г. ЕКМТ опубликовала результаты исследования по проблемам всех уязвимых участников дорожного движения. Основные положения и выводы зарубежных исследователей, рекомендации ЕКМТ по повышению степени безопасности участников дорожного движения, а также отечественный опыт свидетельствуют, что количество дорожно-транспортных происшествий можно уменьшить тремя путями: уменьшая действие факторов риска, снижая риск происшествия или уменьшая тяжесть происшествий. В системе дорожного движения имеются три основных элемента, к которым могут относиться факторы риска: дорога, включая окружающую среду, транспортное средство и участник дорожного движения.

 

Таблица 8

 

Сведения о количестве транспортных средств в Республике Татарстан


 

,,

Годы      Количество транспортных средств          Транспорт индивидуальных владельцев   

    ,<,$

    Всего          В том числе              Всего           В том числе             

    (авто, ,,,$ (авто, ,,,$

    мото,  легковыхгрузовыхавтобусов мото мото,  легковыхгрузовыхавтобусов мото

    прицепы)                               прицепы)                              

<<<<<<<<<<$

1995  674024 293607 106070   17144  232111  525759  270713  13808    1457  228937

<<<<<<<<<<$

1996  693272 335868 106929   17433  207601  548902  311169  17397    1695  204966

<<<<<<<<<<$

1997  741827 392445 110531   17974  195211  597078  366649  22024    2143  192024

<<<<<<<<<<$

1998  767147 432766 110756   17221  179913  631559  406688  28746    2174  178098

<<<<<<<<<<$

1999  743153 436016 110782   16894  154009  613025  411040  32555    2339  151351

<<<<<<<<<<$

2000  709348 434715 110611   16749  123267  581070  408580  33339    2338  122094

<<<<<<<<<<$

2001  685565 443756 105891   17733  95953  560433  416418  32645    3027  95094

<<<<<<<<<<$

При-    1,7%  51,1%   -0,1%    3,4%  -58,7%    6,5%   53,8% 136,4% 107,7%  -58,5%

рост                                                                             

4444444444

 


Примечание: Тенденция к снижению общего количества транспорта в последние годы отмечается в связи с проводимыми мероприятиями по утилизации мототранспортных средств и автомобилей, находящихся в технически неисправном состоянии и не подлежащих дальнейшему восстановлению.

Снизить риск происшествий можно посредством перевода движения из режима высокого риска в режим низкого риска. Примером будет создание объездных автотрасс для транзитного проезда в городах.

Вторым путем уменьшения риска происшествий является снижение уровня риска, связанного с определением факторов риска. Например, освещение дороги делает поездки в темное время суток менее опасными, однако не исключает опасности полностью. Снижение предельно разрешенной скорости делает вождение менее опасным, а происшествия менее тяжелыми. К этому типу относится большое число дорожных контрмер. Они снижают уровень риска при прежнем действии факторов риска и его распределении.

Меры по повышению безопасности дорожного движения можно сгруппировать следующим образом:

1. Совершенствование государственной системы управления обеспечением безопасности дорожного движения.

2. Совершенствование государственной политики в работе с участниками дорожного движения.

3. Повышение конструктивной и эксплуатационной безопасности транспортных средств.

4. Совершенствование организации и условий дорожного движения.

5. Совершенствование контрольно-надзорной деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения.

6. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

 

Цель и задачи программы

 

Целью Программы является обеспечение охраны жизни, здоровья граждан и их имущества, повышение гарантий их законных прав на безопасные условия движения на дорогах Республики Татарстан. Условием достижения цели является решение следующих задач:

совершенствование государственной системы управления безопасностью дорожного движения;

предупреждение опасного поведения участников дорожного движения и повышение надежности водителей транспортных средств;

совершенствование требований, касающихся конструктивной и эксплуатационной безопасности транспортных средств и механизмов их реализации;

разработка и применение эффективных схем, методов и средств организации дорожного движения;

ликвидация и профилактика возникновения опасных участков на федеральной и территориальной сети дорог;

совершенствование правового, информационного, организационного и технического обеспечения контрольно-надзорной деятельности;

повышение эффективности аварийно-спасательных работ и оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим в ДТП.

 

Основные мероприятия программы

 

Система программных мероприятий (разделов)

 

Цель Программы предполагается достичь на основе реализации комплекса программных мероприятий, которые объединены в 6 целевых проектов:

 

Проект 1. Совершенствование государственной системы управления
обеспечением безопасности дорожного движения

 

Состояние проблемы БДД в Республике Татарстан актуализирует проблему совершенствования государственной системы управления и становления функционально гибкой системы обеспечения БДД.

Главная проблема в политике повышения БДД в западных странах с высокой степенью автомобилизации состоит в том, что нежелание политиков прибегать к контрмерам, вносящим изменения в жизнь людей, приводит к принятию более слабых мер. Внушительное сокращение количества происшествий на километр пути, достигнутое за последние 20-30 лет в большинстве стран с высокой степенью автомобилизации, не привело к соответствующему сокращению общего количества происшествий. Сказался возросший объем дорожного движения. Аналогичным образом, улучшенная пассивная защита автомобиля не привела к улучшению статистики ДТП, поскольку увеличилась скорость его движения.

Основной целью совершенствования работы по снижению количества ДТП является создание условий для эффективной реализации программных мероприятий по безопасности дорожного движения, для чего, в первую очередь, необходимо формирование республиканской государственной политики БДД; развитие региональной модели системы БДД, создание внешних и внутренних условий и предпосылок для активизации деятельности системы обеспечения БДД.

С учетом вышеизложенного, основной целью проекта выступает повышение эффективности государственного управления БДД в Республике Татарстан через реализацию совокупности организационных мероприятий.

Организационные мероприятия это все те мероприятия, которые направлены на изменения в распределении обязанностей и ответственности между различными органами государственной власти. В качестве организационных мероприятий мы здесь рассматриваем и те меры, которые связаны с изменениями в финансировании мероприятий или в распределении ресурсов между государственными органами власти. Организационные мероприятия могут, например, включать в себя создание или ликвидацию определенных органов власти, придание новых обязанностей существующим органам власти, изменение технологии работ при разработке мероприятий и изменение в условиях финансовой ответственности.

В соответствии с этим в Программу вошли мероприятия по совершенствованию структуры управления БДД в Республике Татарстан, ответственными за реализацию которых выступают Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, Татарское республиканское отделение Российской транспортной инспекции, УГИБДД МВД Республики Татарстан и другие министерства и ведомства.

Кроме того, в организационную часть Программы могут входить мероприятия, направленные на регулирование объема и распределение транспортных перевозок, выбор форм и условий работы (управление дорожным движением, корректировка совокупности требований к водителям и транспортным средствам, официальное распределение ответственности между ветвями власти и т.п.).

Распределение ответственности, ресурсов и задач между органами государственной власти должно способствовать достижению максимальной эффективности в работе по БДД. Наиболее важными задачами в этой области являются нормативно-правовая деятельность, разумное распределение средств в работе по организации безопасности движения, а также максимально эффективное использование выделенных ресурсов.

В связи с этим в перечень программных мероприятий включены работы по:

введению в действие нормативных актов по разграничению полномочий между органами управления и транспортными предприятиями в сфере БДД.

Ответственные исполнители: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана (далее - Главтатдортранс);

введению в действие нормативных актов по совершенствованию координации республиканской, городской и районных органов исполнительной власти в сфере обеспечения БДД.

Ответственные исполнители: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, Главтатдортранс, УГИБДД МВД Республики Татарстан.

Основная идея реализации организационных мероприятий - обеспечить более эффективное использование тех ресурсов, которые предоставляются в распоряжение для обеспечения БДД путем целенаправленного распределения задач и ответственности. Эти мероприятия должны гарантировать то, чтобы мерам по обеспечению БДД не отводилась второстепенная роль в связи с нечетким распределением задач между соответствующими органами власти, недостаточной профессиональной подготовленностью или отсутствием знаний о проблемах ДТП, что значительно затрудняет работу государственных органов власти по снижению количества ДТП.

Задача дальнейшего совершенствования государственной системы управления обеспечением БДД движения назрела давно и становится особенно актуальной в настоящее время. В рамках этого проекта предполагается осуществить комплекс мер по совершенствованию структур управления на республиканском уровне, правового и информационного обеспечения государственной системы управления БДД.

Поведение участников дорожного движения имеет большое значение для БДД. Для того, чтобы сделать это поведение максимально единообразным и безопасным, были разработаны и установлены законом правила о поведении участников дорожного движения. Основная мысль их заключается в том, что любой человек может перемещаться безопасно, когда он сам и другие участники дорожного движения соблюдают эти правила. Для обеспечения соблюдения указанных правил государственные органы власти осуществляют контроль за их исполнением и наказание за их нарушение.

Многие участники дорожного движения, в частности водители автомобилей, а также пешеходы оценивают свою готовность к участию в движении намного выше, чем в среднем по той группе, к которой они относятся. Эти участники движения не хотят вести себя в соответствии с общепринятыми правилами дорожного движения. Для них собственный опыт является более значимым при выборе модели поведения в уличном движении, чем утвержденные государством правила. Даже если эти правила являются исключительно разумными с точки зрения общества, сами по себе они ничего не решают. Поэтому контроль и наказания за нарушение правил будут всегда необходимы для обеспечения уважения к установленным государством правилам дорожного движения.

В связи с этим в проекте при решении задач по обеспечению БДД предусматривается создание и введение в действие правовых, финансово-экономических и организационных механизмов взаимодействия органов управления.

Планируется провести работу по совершенствованию нормативной (в случае необходимости и законодательной) базы в сфере БДД, в том числе разработку проектов важнейших нормативных актов, устанавливающих государственные требования к организации и обеспечению БДД, определяющих порядок реализации этих требований и ответственность за их нарушения. Предполагается создание нормативной (правовой) основы для финансирования мероприятий по БДД из целевых источников. Будет осуществлен комплекс мер, направленных на повышение безопасности пассажирских перевозок наземным транспортом.

С помощью законодательных актов для системы транспортного движения можно регулировать поведение участников дорожного движения, требования к транспортным средствам и требования к проектированию дорог. Главным для влияния законодательных актов на количество ДТП является то, что они регулируют факторы риска (то есть, что законные действия означают меньший риск по сравнению с незаконными), а также то, что они соблюдаются. Соблюдение законодательных актов зависит, в частности, от уровня контролирующей деятельности и санкций за нарушение правил.

Правовое регулирование системы дорожного движения имеет своей целью обеспечить пропускную способность дорожного движения, снизить количество ДТП и распределить ответственность по контролю и ликвидации факторов риска.

Для повышения качества и обоснованности принимаемых управленческих решений предполагается разработка и внедрение систем мониторинга, обеспечивающих государственные органы управления оперативной, текущей и перспективной информацией о состоянии и проблемах БДД, принимаемых мерах и их эффективности, а также изучение и учет общественного мнения при подготовке и принятии управленческих решений. В более развернутом виде эти мероприятия можно рассматривать как создание и организацию работы единой государственной системы информационного обеспечения принятия управленческих решений по БДД (Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, ТРО РТИ, Главтатдортранс, УГИБДД МВД Республики Татарстан), в рамках которой функционируют:

система мониторинга состояния и проблем БДД, общественного мнения;

республиканский информационно-аналитический центр по БДД.

Совершенствование государственного управления обеспечением БДД предполагает учет международных норм и стандартов безопасности, использование при решении задач обеспечения БДД опыта стран развитой автомобилизации. Во всем мире признана важность своевременного оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП с целью снижения тяжести его последствий.

Как показывает анализ работы по оказанию экстренной медицинской помощи пострадавшим в ДТП, патруль ГИБДД прибывает на место ДТП в среднем на 40-55 минут раньше, чем бригады скорой помощи.

Исходя из важности медицинского аспекта в обеспечении БДД, предполагается проработать организационно-методические вопросы создания специальной автотранспортной медицинской инфраструктуры, включающей центр автотранспортной медицины и службы медицинского обеспечения автотранспортных предприятий.

По мнению Министерства здравоохранения Республики Татарстан, дальнейшее развитие службы экстренной медицинской помощи (далее - ЭМП) пострадавшим в ДТП на автодорогах республики возможно за счет организации совместных дежурств медицинских работников и сотрудников ГИБДД (создание так называемой трассовой службы).

Средние медицинские работники должны дежурить в суточном режиме на стационарных контрольных постах милиции (выезжая на ДТП на санитарном транспорте) или непосредственно в составе дорожно-патрульной службы (далее - ДПС). Средний медицинский работник, прибывший на место ДТП вместе с сотрудниками ГИБДД, может провести медицинскую сортировку пострадавших и осмотр их, начать оказание доврачебной медицинской помощи и продолжать ее до прибытия бригады скорой медицинской помощи или самостоятельно эвакуировать пострадавшего санитарным транспортом.

Кроме своевременного оказания ЭМП пострадавшим, организация совместных дежурств медицинских работников и сотрудников ГИБДД позволит решить следующие задачи:

обучение навыкам оказания первой медицинской помощи инспекторского состава ГИБДД силами дежурящих медицинских работников в процессе работы;

организация предварительного освидетельствования водителей транспортных средств на алкогольное и наркотическое опьянение;

организация экстренной диагностики утомления у водителей транспортных средств (профилактика ДТП).

Для решения вопроса оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим в ДТП подобным образом потребуется:

выделение ставок средних медицинских работников и водителей санитарного транспорта из расчета 5 ставок на 1 круглосуточный совместный пост (для Центральной республиканской больницы (далее - ЦРБ), по территории которых проходят автотрассы федерального значения - см. приложение N 1);

приобретение специального санитарного автотранспорта;

приобретение средств связи для дежурных средних медицинских работников трассовой службы с целью получения своевременной информации о ДТП и передачи сведений о пострадавших в ДТП в лечебно-профилактическое учреждение;

выделение финансовых средств для приобретения медикаментов, медицинских аппаратов и расходных медицинских материалов для комплектования бригад трассовой службы;

осуществление организационно-методического руководства и контроля за деятельностью бригад трассовой службы (Республиканский центр медицины катастроф);

организация обучения инспекторского состава ГИБДД правилам оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП (Учебный центр УГИБДД МВД Республики Татарстан, Казанский базовый медицинский колледж, медицинские училища республики, ЦРБ).

Для снижения тяжести последствий в проекте предусмотрено осуществление мер по повышению оперативности и эффективности аварийно-спасательных работ в ДТП. С этой целью необходимо провести работы по созданию и организации деятельности республиканской системы оказания помощи при возникновении ДТП (Министерство здравоохранения Республики Татарстан, Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан, Главтатдортранс, УГИБДД МВД Республики Татарстан). Данная система включает в себя единую дежурно-диспетчерскую службу по обнаружению и оказанию помощи участникам дорожного движения, пострадавшим в ДТП (Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан, Министерство здравоохранения Республики Татарстан, Главтатдортранс, УГИБДД МВД Республики Татарстан).

Единая дежурно-диспетчерская служба (далее - ЕДДС) предназначена для координации действий существующих дежурно-диспетчерских служб городского подчинения (в первую очередь, имеющих силы и средства быстрого реагирования на ДТП).

Создание единой дежурно-диспетчерской службы в городах Республики Татарстан призвано понизить число и тяжесть возможных последствий ДТП, повысить уровень безопасности населения городов. Зарубежный опыт создания подобных служб свидетельствует об их высокой эффективности.

В результате создания ЕДДС будет снижен и социально-экономический ущерб от ДТП, и медицинские потери населения. Помощь населению городов будет оказываться более целенаправленно и в более сжатые сроки.

В рамках ЕДДС, через автоматизированную радионавигационную систему связи и обнаружения чрезвычайных ситуаций и ДТП в республике (Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан, Главтатдортранс, УГИБДД МВД Республики Татарстан) поддерживается связь с автотранспортной медицинской инфраструктурой и системой оказания экстренной медицинской помощи на дорогах (Министерство здравоохранения Республики Татарстан, Главтатдортранс, УГИБДД МВД Республики Татарстан); системой аварийно-спасательных работ при ДТП и оказания технической помощи (Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, Главтатдортранс, УГИБДД МВД Республики Татарстан).

Предполагается построение системы оперативной радиосвязи поисково-спасательных отрядов с ЕДДС и взаимодействие с другими участниками ликвидации ЧС и ДТП. Для этого в ЕДДС устанавливается базовая радиостанция с покрытием территории радиусом 40-50 км. Члены поисково-спасательного отряда оснащаются простейшими носимыми УКВ-радиостанциями.

Имеющиеся системы подвижной радиосвязи в республике имеют зону покрытия в основном по трассе Казань - Набережные Челны и Закамье. Из существующих систем наибольшее покрытие по территории имеет система сотовой телефонии на базе стандарта GSM-900 (ОАО "ТАИФ ТЕЛКОМ"). Кроме того, данная система - единственная, которая позволяет после ее дооснащения необходимым оборудованием организовать на ее базе транковую оперативную связь, то есть возможность создания разговорных групп в оперативном режиме. Подобное решение вопроса организации оперативной радиосвязи в отличие от построения отдельной многозоновой транковой системы позволяет добиться тех же результатов с меньшими финансовыми затратами.

По данным Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан (письмо N 20-2104-41 от 11.06.02), улучшение качества оперативного реагирования на возникающие ДТП возможно при условии:

доведения дежурных смен поисково-спасательных отрядов городов и районов Республики Татарстан до необходимого количества спасателей (не менее 3 человек), а также утверждения инструкций о взаимодействии с подразделениями, привлекающимися к работе при происшествиях на дорогах;

своевременного получения информации о дорожно-транспортных происшествиях;

оснащения поисково-спасательных отрядов современными средствами аварийно-спасательной техники, инструментов и оборудования.

Для этого необходимо проведение прямых телефонных линий между оперативными дежурными ГИБДД и поисково-спасательными отрядами (далее - ПСО) либо приобретение радиостанций для совместной работы с подразделениями ГИБДД, примерная стоимость которых составляет 450 тыс.рублей.

Для дооснащения ПСО Республики Татарстан необходимо приобретение следующего оборудования:

ВАЗ 2131-41 (4 шт. - 4 млн.рублей) как автомобиль, хорошо зарекомендовавший себя за время работы;

гидравлическое оборудование "СПРУТ" (3 комплекта - 1 млн.рублей) - для дооснащения ПСО, находящихся в местах с наиболее частыми случаями ДТП;

пневматическое оборудование "VETTER" (1 комплект - 500 тыс.рублей)- для работы по заглушке течей в автоцистернах, подъему перевернувшихся автомобилей и извлечению пострадавших из-под них;

КВ - радиостанции (3 шт. - 1 млн.рублей) - для обеспечения оперативной радиосвязи на расстоянии до 1000 км;

вертолет типа БО-105, КА-226, АНСАТ (около 1,5 млн.долларов США, т.е. около 50 млн.рублей - на приобретение вертолета и 2 млн.рублей - для начала эксплуатации и обучения пилотов) - для экстренной доставки медиков и спасателей на место происшествия в труднодоступные районы, а также для срочной доставки пострадавших в специализированные медицинские учреждения.

По оценкам специалистов, внедрение мероприятий данного проекта позволит сохранить жизни 5-10 человек в год. Всего на реализацию мероприятий данного проекта потребуются 131,597 млн.рублей. Ожидаемый срок окупаемости составит 3 года, эффект от внедрения - 62,3 млн.рублей.

Основные мероприятия по реализации проекта представлены в приложении 2, нормативно-правовое и научно-техническое обеспечение - в приложении 7 (пункт 2).

 

Проект 2. Совершенствование государственной политики
в работе с участниками дорожного движения

 

Многие мероприятия проекта "Организация общественной поддержки мероприятий по повышению БДД", предусмотренные на 1996-1998 гг., предполагается продолжить в проекте второго этапа "Совершенствование государственной политики в работе с участниками дорожного движения". Будет продолжена работа, направленная на формирование общественного мнения по проблеме БДД с помощью целевых информационно-пропагандистских кампаний, внедрение эффективных методов обучения населения, в том числе детей и подростков, правилам безопасного поведения на дорогах.

В Правилах дорожного движения Российской Федерации сказано, что участник дорожного движения - это лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

Региональную политику в работе с участниками дорожного движения следует строить с учетом схемы потенциальной надежности пешехода и водителя (рис.3). Реализация данной схемы в практической работе требует активизации деятельности по созданию стандартов обучения Правилам дорожного движения Российской Федерации различных категорий участников дорожного движения, обеспечению образовательных учреждений научно-методической, учебной и материально-технической базой.

 

   

Потенциальная надежность пешехода    Потенциальная надежность водителя

,    ,

4    4

Деятельность пешехода  (эффектив-    Деятельность водителя  (эффектив-

ность, надежность, напряженность)    ность, надежность, напряженность)

,    ,

4    4

         Личный фактор                        Личный фактор          

     Возрастные особенности             Профессиональное здоровье    

  Уровень дорожно-транспортной       Уровень профессиональной и мо- 

           культуры                  рально-психологической подготовки

   Индивидуальные физические и          Индивидуальные физические и  

психофизиологические особенности     психофизиологические особенности

  Эмоционально-волевые качества        Эмоционально-волевые качества 

                                     Профессионально-важные качества

,    ,

4    4

  Факторы условий деятельности       Средства обеспечения безопасности

                                            дорожного движения       

,    ,,

4                     4  4

Внешние условия                      Компоненты       Система   

  деятельности                        системы БДД   управления БДД

                      

 

 Рис.3. Потенциальная надежность активных участников дорожного движения

 

С учетом этого в проект включены мероприятия по совершенствованию системы формирования безопасного поведения участников дорожного движения, основными элементами которых являются:

формирование системы стандартов безопасного поведения участников дорожного движения (Главтатдортранс, ТРО РТИ, УГИБДД МВД Республики Татарстан, Фонд БДД, Министерство образования Республики Татарстан, НЦБЖД);

разработка и выпуск учебников, книг, методических пособий и другой печатной продукции для преподавателей и участников дорожного движения (УГИБДД МВД Республики Татарстан, Фонд БДД, Министерство образования Республики Татарстан, Научный центр безопасности жизнедеятельности детей (далее - НЦБЖД);

совершенствование сети, сертификации и лицензирования, методологического, методического и материально-технического обеспечения учреждений, осуществляющих подготовку и переподготовку водителей и повышение квалификации, аттестации преподавателей этих учреждений (УГИБДД МВД Республики Татарстан, Фонд БДД, Министерство образования Республики Татарстан, НЦБЖД.

Потенциальная надежность участников дорожного движения зависит от ряда факторов, одним из которых является уровень теоретической и практической подготовки. У начинающих водителей этот уровень традиционно определяется через экзамены

Водительские экзамены должны установить, обладает ли водитель автомобиля теми знаниями и навыками вождения, которые органами власти считаются необходимыми для управления автомобилем. Но на практике они не способны в полной мере выявить потенциально опасных водителей.

Многие из тех, кто сдает водительские экзамены, в первые годы после сдачи экзамена становятся виновниками большого количества ДТП. Об этом говорят высокие показатели ДТП с участием начинающих водителей.

Безопасное вождение автомобиля требует хороших знаний, высокого уровня навыков вождения и точного понимания возникающих опасностей. Эти способности должны развиваться с помощью непрерывных упражнений и использования их в дорожном движении. Поэтому водители с большим стажем

вождения отличаются более высокой степенью безопасности поведения на дорогах, чем водители с небольшим практическим опытом. По некоторым зарубежным и отечественным данным, для большинства водителей требуется практическое вождение в течение 7-8 лет или пробег в 100 тыс.км, с тем чтобы они достигли стабильно безопасных навыков вождения и того уровня риска, который в последующие годы изменяется в среднем весьма незначительно.

Несмотря на то, что органы власти предъявляют минимальные требования к подготовке водителей и технике вождения для получения водительского удостоверения, различия в уровне подготовки и навыках вождения весьма значительны для водителей-новичков. Требования образовательного стандарта должны ликвидировать возможность получения водительского удостоверения совершенно не подготовленными водителями. И эти требования представляют собой своеобразное руководство для обучающихся на получение водительского удостоверения, для автошкол и других лиц для того, чтобы выдержать, например, экстерном экзамены на права.

Влияние обучения на уровень ДТП зависит от многих факторов: от объема программы, ее содержания, от квалификации и личных качеств инструкторов и т.п. Поэтому нам представляется необходимым разработать такую программу обучения для начинающих и профессиональных водителей, которая может действительно повлиять на снижение общего количества ДТП.

Исследования зарубежных ученых доказали очевидность того, что на качество теоретической и практической подготовки водителей оказывают влияние используемые формы и содержание обучения. Так, в ходе одного из экспериментов в Вирджинии (США) были специально разработаны учебники на простом и доступном языке и с иллюстрациями, которые использовались и для преподавания теории при сдаче водительских экзаменов. Была также разработана методика сдачи экзаменов по теории на базе этого учебника. Для экзамена были подготовлены 20 вопросов с указанными возможными ответами.

Исследования показали, что водители-новички, преподавание для которых велось с применением специально разработанного учебника, и сдававшие экзамен водительского мастерства на базе этого учебника в последующие два года совершили ДТП на 20% меньше, чем ученики контрольной группы (преподавание в которой велось с использованием традиционного учебника).

Учитывая вышеизложенное, в проекте предусмотрены мероприятия по повышению профессиональной надежности водителей. Основными из них являются мероприятия по совершенствованию содержания, форм и методов подготовки водителей, профилактической работе с водителями, систематически нарушающими правила дорожного движения, созданию основ психофизиологической диагностики водителей. Кроме того, предусмотрена разработка и внедрение учебно-программной документации нового поколения для подготовки водителей (УГИБДД МВД Республики Татарстан, Фонд БДД, Министерство образования Республики Татарстан, НЦБЖД, Всероссийское общество автолюбителей).

Также планируется создать республиканский центр передовых технологий, а также методические основы по психофизиологической диагностике водителей, осуществляющих различные виды перевозок.

Одним из важных направлений, предусмотренных проектом, является профилактическая работа с водителями, нарушающими правила дорожного движения. В этом направлении планируется работа по:

организации системы выявления, регистрации и обязательной переподготовки водителей, систематически нарушающих правила дорожного движения (Министерство образования Республики Татарстан, УГИБДД МВД Республики Татарстан, Центр аналитической службы);

совершенствованию системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки, повышения надежности водителей автотранспортных средств (Министерство образования Республики Татарстан, УГИБДД МВД Республики Татарстан, Фонд БДД, НЦБЖД).

Анализ зарубежных исследований и отечественной практики показывает, что большой опыт помогает водителям снизить риск ДТП. Риск уменьшается также по мере увеличения количества километров ежегодного пробега. Поэтому при определении влияния возраста на количество ДТП следует отделять влияние возраста от влияния водительского стажа или опыта (количество лет в качестве водителя) и ежегодного пробега.

Водители-новички имеют гораздо более высокий показатель риска ДТП по сравнению с опытными водителями, и это не зависит от возраста. Водители, которые начинают управлять автомобилем в возрасте 15, 16 или 17 лет, не обладают более высокими показателями риска в течение первых 1-4 лет по сравнению с водителями, которые начинают управлять автомобилем в 18 лет. Снижение возрастного предела может увеличить количество наезженных на автомобиле километров и в более раннем возрасте снизить риск попадания в ДТП в последующие годы.


Информация по документу
Читайте также