Расширенный поиск

Закон Верховного Совета Марийской Советской Социалистической Республики от 24.12.1991 б/н

 

 

 

 

ЗАКОН

МАРИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

 

 

от 24 декабря 1991 г.

 

Утратил силу - Закон Государственного Собрания Республики Марий Эл

от 29.09.1998 № 96-З

 

О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Марийской ССР

 

(В редакции Закона Государственного Собрания Республики Марий Эл

от 16.02.1994 № 56-III; от 27.09.1994 № 175-III)

 

Настоящий Закон устанавливает организационно-правовые основы преобразования отношений собственности на средства производства в Марийской ССР путем приватизации государственных и муниципальных предприятий в целях создания эффективной, социально-ориентированной рыночной экономики.

 

I. Общие положения

 

Статья 1. Понятие приватизации государственных и муниципальных предприятий

Приватизация государственных и муниципальных предприятий - приобретение гражданами акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов ликвидированных предприятий и их подразделений; долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий.

Далее по тексту Закона под приватизацией государственных и муниципальных предприятий понимается приватизация всех перечисленных выше объектов собственности.

В соответствии со статьей 12 Конституции Марийской ССР Закон не распространяется на совхозы, колхозы, кооперативные организации, крестьянские хозяйства, их объединения.

 

Статья 2. Законодательство Марийской ССР о приватизации государственных и муниципальных предприятий

1. Законодательство Марийской ССР о приватизации государственных и муниципальных предприятий состоит из законов Марийской ССР "О собственности в Марийской ССР", "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Марийской ССР", Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и других, регулирующих приватизацию законов Марийской ССР.

2. Приватизация государственных и муниципальных предприятий, находящихся в совместной собственности Марийской ССР и РСФСР, других национально-государственных, национально-административно-территориальных образований регулируется настоящим Законом, иными законодательными актами Марийской ССР и соглашениями с РСФСР и национально-государственными, национально-административно-территориальными образованиями.

3. Приватизация долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ), находящихся в общей собственности с иностранными физическими и юридическими лицами, международными организациями, регулируются настоящим Законом, иными законодательными актами Марийской ССР, законодательством РСФСР, а также соглашениями с иностранными государствами.

4. Настоящий Закон не регламентирует восстановления имущественных прав собственников, их наследников и правопреемников на предприятия, которые были национализированы, конфискованы или другим способом изъяты против их воли в собственность государства.

5. Приобретение государственных и муниципальных предприятий иностранными физическими и юридическими лицами регулируются настоящим Законом, законодательством РСФСР об иностранных инвестициях, другими законодательными актами РСФСР.

6. Приватизация земельного и жилищного фондов, а также социально-культурных учреждений, объектов культурного и природного наследия регулируются иными законодательными актами Марийской ССР, РСФСР.

 

Статья 3. Государственная программа приватизации

1. Цели, приоритеты и ограничения при проведении приватизации в Марийской ССР устанавливаются государственной программой приватизации.

Программа вносится правительством Марийской ССР и утверждается Верховным Советом Марийской ССР не позже, чем за месяц до обсуждения в первом чтении закона о бюджете Марийской ССР.

Программа разрабатывается с учетом предложений районных и городских Советов народных депутатов на три ближайших года и состоит из задания на текущий год и прогноза на два последующих текущих года.

2. Программа содержит:

- перечень объектов (групп объектов) государственной собственности, намеченных к приватизации и обоснование их выбора;

- требования к местным программам приватизации;

задания органам государственной власти и управления по приватизации государственного имущества;

- определение предпочтительных способов приватизации и форм платежа, льгот членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий;

- условия кредитования и размеры кредитных ресурсов, которые предполагается использовать для приватизации;

- величину суммы приватизационных вкладов, распределяемых среди граждан Марийской ССР в планируемом периоде и размер вклада на одного получателя;

- условия использования при приватизации иностранных инвестиций;

- прогноз поступлений средств от приватизации в данный период и нормативы их распределения в республиканский бюджет Марийской ССР, бюджеты районов и городов республики, внебюджетные фонды и на другие цели;

- порядок взаиморасчетов фондов имущества разного уровня между собой и с соответствующими бюджетами по всем видам платежных средств;

- перечень, сроки и порядок образования за счет средств, полученных от приватизации, целевых фондов для инвестирования наиболее отсталых в социально-экономическом развитии регионов Марийской ССР, структурной перестройки народного хозяйства, восстановления природной среды и других целей.

3. В программе устанавливается перечень государственных и муниципальных предприятий, объединений или их подразделений, не подлежащих приватизации. Указанный перечень согласовывается с районными и городскими Советами народных депутатов и ежегодно утверждается Верховным Советом Марийской ССР.

4. Правительство Марийской ССР для оперативного регулирования приватизации без утверждения Верховным Советом Марийской ССР вправе изменять нормативы, перечень которых предусматривается государственной программой приватизации Марийской ССР.

5. В развитие государственной программы приватизации Марийской ССР Советами народных депутатов принимаются местные программы приватизации и нормативные акты, регулирующие порядок их выполнения. Введение местными программами дополнительных ограничений на приватизацию муниципальных предприятий допускается только в пределах и порядке, установленных государственной программой приватизации Марийской ССР.

 

Статья 4. Государственный комитет Марийской ССР по управлению государственным имуществом

1. Государственный комитет Марийской ССР по управлению государственным имуществом (далее по тексту - Госкомимущество Марийской ССР) в пределах своей компетенции осуществляет по уполномочию Верховного Совета Марийской ССР функции собственника от имени Марийской ССР, представляет интересы республики и защищает ее имущественные права перед юридическими и физическими лицами, осуществляющими хозяйственную деятельность на территории республики, а также в органах государственного управления РСФСР и в других республиках, национально-территориальных, административно-территориальных образованиях и за рубежом.

Госкомимущество Марийской ССР организует приватизацию государственных предприятий и иного имущества, относящихся к государственной собственности Марийской ССР, оказывает методическую помощь местным комитетам по управлению имуществом.

Председатель Госкомимущества Марийской ССР входит в состав правительства Марийской ССР и является заместителем главы правительства Марийской ССР по должности.

2. Госкомимущество Марийской ССР действует на основании утверждаемого правительством Марийской ССР Положения о Государственном комитете Марийской ССР по управлению государственным имуществом и подотчетен правительству Марийской ССР.

Деятельность Госкомимущества Марийской ССР до формирования соответствующих средств, получаемых от приватизации государственного имущества, финансируется из республиканского бюджета Марийской ССР, в последующем - за счет средств от приватизации государственных и муниципальных предприятий.

3. Для проведения единой государственной политики приватизации Госкомимущество Марийской ССР:

- разрабатывает с учетом требований государственной (РСФСР) программы приватизации и представляет правительству Марийской ССР проект государственной программы приватизации, ежегодные изменения и дополнения к ней, а также проекты законов и других нормативных актов по приватизации;

- организует и контролирует реализацию государственной (Марийской ССР) и местных программ приватизации;

- ежегодно отчитывается о выполнении государственной программы перед Верховным Советом Марийской ССР;

- обобщает предложения по приватизации предприятий (объектов или иного имущества), поступившие от государственных органов власти и управления, местных Советов народных депутатов, трудовых коллективов, банковских и иных учреждений, профсоюзных и иных общественных организаций и объединений;

- вносит на рассмотрение правительства Марийской ССР предложения о премировании работников министерств, ведомств, Советов народных депутатов и местной администрации по итогам выполнения государственной программы приватизации Марийской ССР;

- осуществляет методическое руководство и контроль за проведением приватизации;

- возбуждает в суде или арбитражном суде иски о признании недействительными противоречащих законодательству имущественных решений и сделок, принимает меры по привлечению к ответственности виновных должностных лиц;

- создает комиссии по приватизации предприятий, находящихся в государственной собственности Марийской ССР;

- принимает решения о приватизации предприятий, находящихся в собственности Марийской ССР, осуществляет необходимые преобразования их организационно-правовой формы и передает свидетельства о собственности на них для реализации Марийскому республиканскому фонду имущества в соответствии со статьей 15 настоящего Закона;

- содействует созданию инвестиционных фондов и холдинговых компаний, выполняющих функции учредителей акционерных обществ и держателей принадлежащих государству акций (паев) при преобразовании государственных предприятий;

- направляет своих представителей в состав создаваемых Госкомимуществом РСФСР комиссий по приватизации объектов собственности РСФСР.

4. Госкомимущество Марийской ССР готовит предложения по разграничению собственности на собственность РСФСР, Марийской ССР и местных Советов народных депутатов (муниципальная собственность). Решения о разграничении собственности принимает Верховный Совет Марийской ССР.

При отсутствии решения (свидетельства), удостоверяющего право собственности на объекты приватизации, их приватизацию проводят районные, городские комитеты по управлению имуществом, как собственность муниципальную.

5. Решения Госкомимущества Марийской ССР, принятые во исполнение государственной (Марийской ССР) программы приватизации в отношении предприятий, находящихся в государственной собственности Марийской ССР, и в ведении органов государственного управления Марийской ССР, являются обязательными.

6. Госкомимущество Марийской ССР вправе делегировать права владения, пользования и распоряжения собственностью Марийской ССР государственным органам управления и хозяйственным субъектам на территории республики и за ее пределами с согласия Верховного Совета Марийской ССР.

 

Статья 5. Районные и городские комитеты по управлению имуществом

1. Приватизацию муниципальных предприятий, находящихся в собственности местного самоуправления, организуют районные и городские комитеты по управлению имуществом (далее по тексту - комитеты по управлению имуществом), и представляющие интересы района (города), кроме городов районного подчинения, как собственника и защищающие его имущественные права перед юридическими и физическими лицами, осуществляющими хозяйственную деятельность на территории района (города), а также в органах государственного управления РСФСР, Марийской ССР, других республиках, национально-территориальных, административно-территориальных образованиях, за рубежом.

Комитеты по управлению имуществом входят в состав местной администрации.

Председатель комитета по управлению имуществом является заместителем главы местной администрации по должности.

Положение о комитете по управлению имуществом утверждается соответствующим местным Советом народных депутатов.

Деятельность комитетов по управлению имуществом до формирования соответствующих средств, получаемых от приватизации муниципального имущества, финансируется из бюджета района (города), в последующем - за счет средств, полученных от приватизации предприятий, находящихся в муниципальной и государственной собственности.

2. Для проведения приватизации комитеты по управлению имуществом:

- самостоятельно разрабатывают, с учетом требований государственной программы приватизации и представляют соответствующим Советам народных депутатов проекты местных программ;

- организуют реализацию государственной и местных программ приватизации и ежегодно отчитываются об их выполнении перед соответствующими Советами народных депутатов;

- устанавливают систему премирования работников Советов народных депутатов, местной администрации, предприятий и учреждений, участвующих в выполнении местных программ по приватизации муниципальной собственности:

- принимают решения о приватизации предприятий, находящихся в муниципальной собственности, создают комиссии по приватизации этих предприятий, осуществляют преобразования их организационно-правовой формы и передают свидетельства о собственности на них для продажи фондам имущества районов, городов. По решению соответствующих Советов народных депутатов указанные объекты приватизации могут быть переданы Марийскому республиканскому фонду имущества;

- содействуют созданию инвестиционных фондов и холдинговых компаний;

- направляют своих представителей в состав создаваемых Госкомимуществом Марийской ССР комиссий по приватизации объектов собственности Марийской ССР.

3. Решения комитетов по управлению имуществом, принятые во исполнение государственной и местных программ по приватизации в отношении предприятий, находящихся в муниципальной собственности, являются обязательными.

4. По поручению Госкомимущества Марийской ССР комитеты по управлению имуществом вправе проводить приватизацию предприятий, находящихся в собственности Марийской ССР.

 

Статья 6. Марийский республиканский фонд имущества

1. Продавцами приватизируемых государственных предприятий, находящихся в собственности Марийской ССР, а также принадлежащих Марийской ССР долей (паев, акций) в капитале предприятий признаются только Марийский республиканский фонд имущества и назначенные им представители.

Фонд создается по решению Верховного Совета Марийской ССР и подотчетен Верховному Совету Марийской ССР.

Положение о фонде утверждается Верховным Советом Марийской ССР,

Деятельность фонда финансируется за счет средств, полученных от приватизации государственных предприятий, находящихся в собственности Марийской ССР.

2. Марийский республиканский фонд имущества выполняет следующие функции:

- временно владеет принадлежащими Марийской ССР свидетельствами о собственности на предприятия, на доли (паи, акции) в капитале акционерных обществ (товариществ), переданными ему Госкомимуществом Марийской ССР;

- осуществляет полномочия Марийской ССР как собственника на общих собраниях акционеров (пайщиков), несет риск (ответственность) за деятельность предприятий в пределах находящейся в его владении доли в капитале предприятий;

- продает указанные доли (паи, акции), свидетельства о собственности на предприятия;

- выступает учредителем акционерных обществ (товариществ), приобретает акции и паи акционерных обществ и товариществ, развитие которых определяется задачами ускоренной структурной перестройки народного хозяйства, защиты природной среды, развития районов, наиболее отсталых в социально-экономическом отношении;

- получает и перечисляет дивиденды и выручку от приватизации предприятий в соответствии с планом доходов республиканского бюджета Марийской ССР и республиканской программой приватизации;

- обменивает принадлежащие Марийской ССР акции акционерных обществ на акции инвестиционных фондов и холдинговых компаний.

3. Из числа тех акций любого акционерного общества, которыми владеет фонд, право голоса могут иметь не более 20 процентов от общего числа акций каждого общества; остальные принадлежащие фонду акции, независимо от их количества и номинального статуса, по настоящему Закону являются привилегированными с фиксированным дивидендом в размере ставки банковского процента. При продаже фондом указанных акций их номинальный статус восстанавливается.

Фонд не имеет права вмешиваться в деятельность предприятий за исключением случаев, предусмотренных учредительными документами предприятия и законодательством Марийской ССР и РСФСР.

4. Верховный Совет Марийской ССР ежегодно рассматривает и утверждает отчет о деятельности Марийского республиканского фонда имущества за прошедший год.

 

Статья 7. Фонды имущества районов, городов (кроме городов районного подчинения)

1. Продавцами муниципальных предприятий, а также долей (паев, акций) в капитале предприятий, находящихся в собственности районов, городов (кроме городов районного подчинения) являются соответствующие фонды имущества (далее по тексту - фонды имущества) и назначенные ими представители.

Фонды создаются по решению районных, городских Советов народных депутатов и подотчетны им.

Положение о фонде утверждает соответствующий Совет народных депутатов.

Деятельность фондов финансируется за счет средств, полученных от приватизации муниципальных предприятий, находящихся в собственности местных Советов народных депутатов.

2. Фонды имущества выполняют следующие функции:

- временно владеют принадлежащими районам и городам свидетельствами о собственности на муниципальные предприятия, на доли (паи, акции) в капитале акционерных обществ (товариществ), - переданными им соответствующими комитетами по управлению имуществом;

- осуществляют полномочия соответствующих собственников на собраниях акционеров (пайщиков), несут риск (ответственность) за деятельность предприятий в пределах находящейся во владении фондов доли в капитале предприятия;

- продают указанные доли (паи, акции), свидетельства о собственности на предприятия;

- выступают учредителями акционерных обществ и товариществ, покупают паи и акции акционерных обществ и товариществ, развитие которых диктуется интересами местного населения;

- получают и перечисляют дивиденды и выручку от приватизации в соответствии с планом доходов соответствующих бюджетов и местными программами приватизации;

- обменивают находящиеся в собственности соответствующих местных Советов народных депутатов акции акционерных обществ на акции инвестиционных фондов и холдинговых компаний.

3. Из числа тех акций любого акционерного общества, которыми владеет тот или иной фонд, право голоса могут иметь не более 20 процентов от общего числа акций каждого общества; остальные акции, принадлежащие фонду, независимо от их количества и номинального статуса, по настоящему Закону являются привилегированными с фиксированным дивидендом в размере учетной ставки банковского процента.

При продаже фондом указанных акций их номинальный статус восстанавливается.

Фонды не имеют права вмешиваться в деятельность предприятий, за исключением случаев, предусмотренных учредительными документами предприятия и законодательством Марийской ССР и РСФСР.

4. Местные Советы народных депутатов ежегодно рассматривают и утверждают отчеты о деятельности соответствующих фондов имущества за прошедший год.

 

Статья 8. Инвестиционные фонды и холдинговые компании

1. Для создания первичного рынка ценных бумаг и снижения риска покупателей акций создаются инвестиционные фонды. Положение об инвестиционных фондах утверждается правительством Марийской ССР.

2. Инвестиционный фонд вправе владеть не более, чем 10 процентами голосующих акций одного акционерного общества и помещать в его ценные бумаги не более 5 процентов своих активов.

3. Инвестиционный фонд обязан публиковать свои квартальные, полугодовые и годовые отчеты по форме, определенной Министерством финансов Марийской ССР. Деятельность фонда ежегодно подвергается обязательной аудиторской проверке.

4. На основе предприятий, входящих в объединение (ассоциацию, концерн) или находящихся в ведении органов государственного управления и местной администрации, с соблюдением требований антимонопольного законодательства РСФСР для содействия кооперации предприятий-смежников могут быть созданы холдинговые компании. Не допускается создание холдинговых компаний, приводящее к монополизации производства тех или иных видов продукции (работ), оказания услуг.

Положение о порядке образования холдинговых компаний на основе объединений, ассоциаций, концернов, министерств, ведомств утверждается правительством Марийской ССР.

 

Статья 9. Покупатели

1. При приватизации государственных и муниципальных предприятий не могут быть покупателями и участвовать в конкурсе, аукционе, покупать акции приватизируемых предприятий юридические лица, в уставном капитале которых доля государства, органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений), страховых медицинских организаций, благотворительных и иных общественных фондов превышает 25 процентов. (В редакции Закона Государственного Собрания Республики Марий Эл от 27.09.1994 № 175-III)

2. Обязанность доказывания своего права на приобретение приватизируемых предприятий лежит на покупателях. Для участия в аукционе, конкурсе, для покупки акций приватизируемых предприятий покупатели - юридические лица представляют соответствующему фонду имущества декларацию о составе участников акционерного общества (товарищества) и распределении уставного капитала. Если впоследствии будет установлено, что на момент продажи приватизируемого предприятия (паев, акций) юридическое лицо не имело законных прав на покупку, то сделка признается недействительной в соответствии с законодательством Марийской ССР и РСФСР.

3. Члены трудового коллектива государственного или муниципального предприятия могут выступать его покупателями и образовать с этой целью товарищество или акционерное общество. Они, а также бывшие работники приватизируемого предприятия, вышедшие на пенсию, лица, имеющие право в соответствии с законодательством возвратиться на прежнее место работы на данном предприятии, имеют преимущественное право на приобретение имущества этого предприятия по сравнению с другими субъектами и пользуются льготами, определенными настоящим Законом.

 

Статья 10. Представители и посредники

При приватизации продавцы и покупатели могут действовать через своих представителей (доверенных лиц) и при содействии посредников в соответствии с законодательством Марийской ССР и РСФСР.

 

Статья 11. Источники средств для приобретения государственных и муниципальных предприятий

1. Для приобретения государственных и муниципальных предприятий используются личные сбережения граждан, именные приватизационные вклады, собственные средства юридических лиц, определенных в п.1 статьи 9 настоящего Закона, а также заемные средства.

Порядок безвозмездной передачи гражданам государственной и муниципальной собственности путем перечисления государством приватизационных вкладов на именные приватизационные счета и использование этих вкладов в процессе приватизации устанавливается Законом РСФСР "Об именных приватизационных счетах и вкладах".

Средства из фондов экономического стимулирования приватизируемых предприятий могут быть использованы их трудовыми коллективами в порядке и размерах, установленных республиканской программой приватизации.

2. При приобретении приватизируемых государственных и муниципальных предприятий используются законные платежные средства РСФСР, включая именные приватизационные вклады граждан.

3. При приобретении приватизируемых предприятий или долей (паев, акций) в капитале акционерного общества (товарищества) граждане обязаны предъявить справку налоговой инспекции, если их вклад рублями превышает 50 тысяч рублей.

 

Статья 12. Использование средств, полученных от приватизации государственных и муниципальных предприятий

1. Средства, полученные от приватизации государственных и муниципальных предприятий, распределяются по нормативам, установленным государственной программой приватизации Марийской ССР и местными программами приватизации.

2. Направления расходования средств, полученных от приватизации государственных и муниципальных предприятий, в пределах, установленных п.1 настоящей статьи, определяются Верховным Советом Марийской ССР и местными Советами народных депутатов.

 

II. Порядок и способы проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий

 

Статья 13. Инициатива в проведении приватизации государственных и муниципальных предприятий

1. Инициатива в проведении приватизации государственных и муниципальных предприятий может исходить от Госкомимущества Марийской ССР, комитетов по управлению имуществом районов и городов руководителя предприятия, трудового коллектива предприятия, цеха, производства, иного подразделения предприятия, от покупателей, определенных в статье 9 настоящего Закона, а также от иных лиц, в том числе от предприятий-смежников, банков, кредиторов, органов власти и управления.

Заявка на приватизацию предприятия подается в Госкомимущество Марийской ССР или в комитет по управлению имуществом района или города. Форму заявки и размер госпошлины, уплачиваемой при ее подаче, устанавливает правительство Марийской ССР.

2. Заявка трудового коллектива принимается к рассмотрению при наличии подписей не менее половины членов трудового коллектива предприятия. Заявка рассматривается как заявление о намерении всех подписавшихся членов трудового коллектива учредить согласно статьям 15 и 32 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" товарищество (акционерное общество) в процессе приватизации предприятия.

 

Статья 14. Порядок рассмотрения заявок на приватизацию

1. Заявки на приватизацию государственных и муниципальных предприятий должны быть рассмотрены Госкомимуществом Марийской ССР, комитетом по управлению имуществом района, города в течение месяца с момента их поступления в соответствующий комитет. Решение в письменной форме доводится до граждан, юридических лиц и трудовых коллективов, подавших заявки.

2. Отказ в приватизации государственного или муниципального предприятия возможен только в следующих случаях:

- лицо, подавшее заявку, не может быть признано покупателем в соответствии со статьей 9 настоящего Закона;

- имеется законодательно установленное ограничение на приватизацию данного предприятия;

- предприятие включено в установленный государственной или местной программой приватизации перечень объектов (групп объектов), не подлежащих приватизации.

3. В случае принятия решения о приватизации создается комиссия по приватизации и устанавливается срок подготовки плана приватизации. Этот срок не может превышать трех месяцев со дня подачи заявки.

4. Состав комиссии по приватизации предприятия входят представители Госкомимущества Республики Марий Эл или комитетов по управлению имуществом районов, городов, Министерства финансов, Министерства экономики, отраслевых министерств, ведомств и их органов на местах, депутаты Государственного Собрания республики Марий Эл, районных и городских собраний (не работающие в представительных органах на штатной, оплачиваемой основе), администрации, профсоюзного комитета и совета трудового коллектива предприятия. Комиссия вправе привлечь к работе экспертов, а также специализированные аудиторские, консультационные и иные организации (В редакции Закона Государственного Собрания Республики Марий Эл от 16.02.1994 № 56-III)

5. Комиссия составляет план приватизации предприятия, согласовывает его в первую очередь с трудовым коллективом предприятия, затем с местным Советом народных депутатов. План приватизации утверждает соответствующий комитет по управлению имуществом.

6. План приватизации предприятия определяет способы и сроки приватизации, начальную цену предприятия, величину уставного капитала акционерного общества или товарищества, рекомендуемую форму платежа (расчетов). В состав плана приватизации предприятия может также входить проект его реорганизации, который может предусматривать, в частности, выделение его подразделений в самостоятельные предприятия (с определением их уставных капиталов) или распродажу активов предприятия.

7. В случае отклонения трудовым коллективом плана приватизации комиссия обязана предложить другой вариант плана. При повторном отклонении плана приватизации трудовым коллективом окончательное решение о доработке плана, способе и порядке осуществления приватизации принимает соответствующий Совет народных депутатов.

8. В случае отклонения местным Советом народных депутатов плана приватизации предприятия, находящегося в собственности Марийской ССР, комиссия обязана предложить другой вариант плана. При повторном отклонении плана приватизации окончательное решение принимает Госкомимущество Марийской ССР.

9. В случае принятия плана приватизации предприятие включается соответствующим комитетом в план-график конкурсов, аукционов, акционирования.

10. По требованию Марийского республиканского фонда имущества, фондов имущества районов и городов комиссия обязана предоставить все имеющиеся документы и справочные материалы по приватизируемому предприятию.

 

Статья 15. Способы приватизации государственных и муниципальных предприятий

1. Приватизация государственных и муниципальных предприятий осуществляется путем их купли-продажи по конкурсу или на аукционе, посредством продажи долей (акций) в капитале предприятия, а также путем выкупа имущества предприятия, сданного в аренду.

Приватизация предприятий в форме продажи долей в их капитале (акций) осуществляется после преобразования государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества. Порядок преобразования определяется Положением, которое утверждается правительством Марийской ССР.

Приватизация собственности обслуживающих сельское хозяйство предприятий (ремонтных, строительных, перерабатывающих и других) производится путем передачи контрольного пакета акций Марийскому республиканскому фонду имущества.

2. Выкуп имущества государственного или муниципального предприятия, сданного в аренду, производится в случаях, когда:

- договор аренды указанного имущества с правом его выкупа был заключен до вступления в силу Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР";

- арендатор, признанный покупателем в соответствии со статьей 9 настоящего Закона, получил право на приобретение приватизируемого предприятия в порядке, установленном статьями 20, 21, 24 настоящего Закона.

3. При выборе рекомендуемого способа приватизации комиссия по приватизации учитывает:

- мнение трудового коллектива предприятия;

- предложения покупателей, поданные в соответствующий комитет по управлению имуществом вместе с заявкой на приватизацию;

- отраслевые особенности объекта приватизации;

- оценку его капитала;

- социально-экономическое значение предприятия для территории;

- мнение представителя фонда имущества.

4. Решение о выборе способа приватизации предприятия и формы платежа принимает Госкомимущество Марийской ССР или соответствующий комитет по управлению имуществом города, района в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Закона.

5. После завершения работы комиссии по приватизации Госкомимущество Марийской ССР или соответствующий комитет по управлению имуществом города или района ликвидирует государственное (муниципальное) предприятие как юридическое лицо учреждает акционерное общество и передает его акции и права учредителя, либо оформляет и передает свидетельство о собственности на приватизируемое предприятие, либо передает активы ликвидированного предприятия для продажи Марийскому республиканскому фонду имущества или соответствующему фонду имущества района, города.

 

Статья 16. Подготовка предприятия к приватизации

1. Подготовка предприятия к приватизации состоит в инвентаризации его приватизируемых производственных и непроизводственных фондов, а также в реорганизации предприятия, включая выделение его подразделений в самостоятельные предприятия (с определением их уставных капиталов).

2. В ходе реорганизации предприятия определяется состав и направления использования объектов социальной инфраструктуры, находящихся на балансе предприятия.

Если указанные объекты включаются в состав имущества, подлежащего приватизации, то покупатель имеет право применять любой вариант их использования, не противоречащий требованиям законодательства Марийской ССР и РСФСР, условиям договора между продавцом и покупателем и коллективного договора.

 

Статья 17. Определение начальной цены приватизируемого предприятия

Определение начальной цены для продажи предприятия по конкурсу (на аукционе) или величины уставного капитала акционерного общества производится комиссией по приватизации на основании оценки предприятия по его предполагаемой доходности (в случае его сохранения) или на основе оценки возможной выручки от распродажи его активов.

Методические указания по оценке стоимости объектов приватизации разрабатываются Госкомимуществом Марийской ССР и утверждаются правительством Марийской ССР.

 

Статья 18. Информация о приватизируемых государственных и муниципальных предприятиях

1. Информация о предлагаемых к продаже по конкурсу или на аукционе государственных и муниципальных предприятиях, о продаже акций акционерных обществ, о результатах сделок приватизации должна быть опубликована в специальных бюллетенях фондов имущества (для предприятий с уставным капиталом, превышающим 50 млн. рублей в бюллетене Марийского республиканского фонда имущества) не позднее, чем за месяц до даты проведения конкурса, аукциона или выпуска акций в свободную продажу.

2. Обязательному опубликованию подлежат следующие сведения о приватизируемом предприятии:

- площадь земельного участка и характеристики расположенных на нем строений, условия их аренды и продажи;

- перечень основных фондов по группам;

- начатые инвестиционные проекты, их сметная стоимость и произведенные затраты;

- запасы материальных ценностей;

- состояние денежных средств;

- наличие принадлежащих предприятию долей (паев, акций) в капитале других предприятий;

- нематериальные ценности (патенты, торговые марки и другие);

- обязательства предприятия (торговые, бюджетные, кредитные);

- балансы предприятия за три последних года;

- укрупненная номенклатура выпускаемой продукции и ее доля на товарном рынке;

- данные о наличии работающих на приватизируемом, предприятии.

Форму предоставления сведений и перечень дополнительных данных определяет Госкомимущество Марийской ССР.

3. Приватизация проводится под общественным контролем работников приватизируемых предприятий, покупателей, общественных организаций (объединений) и народных депутатов.

 

Статья 19. Формы платежа

1. Оплата стоимости приобретаемых предприятий или долей (паев, акций) в капитале акционерных обществ (товариществ) может производиться единовременно или в рассрочку.

2. Выкуп имущества государственного или муниципального предприятия в соответствии с условиями договора аренды признается оплатой в рассрочку.

Арендная плата за пользование имуществом государственных и муниципальных предприятий не может засчитываться в качестве платы за приобретение имущества в собственность.

3. Форма платежа устанавливается в договоре между продавцом и покупателем и может быть одним из условий приобретения предприятия по конкурсу.

 

Статья 20. Приобретение государственных и муниципальных предприятий по конкурсу

1. По конкурсу продаются государственные и муниципальные предприятия, а также активы ликвидированных предприятий в случаях, когда от покупателей требуется выполнение определенных условий, устанавливаемых соответствующим комитетом по управлению имуществом.

При этом право собственности передается покупателю, предложения которого наилучшим образом соответствуют критериям, установленным продавцом.

2. Общий порядок проведения конкурса регулируется Положением, которое утверждается правительством Марийской ССР. В Положении определяются условия участия покупателей в конкурсе, порядок рассмотрения их предложений, а также процедуры утверждения принятого решения и оформления прав собственности на предприятие.

Условия конкурса должны быть опубликованы не позднее, чем за 30 дней до даты проведения конкурса.

3. Продажу предприятия по конкурсу осуществляет конкурсная комиссия, формируемая Марийским республиканским фондом имущества или фондами имущества районов, городов при участии трудовых коллективов, местных Советов народных депутатов, а также привлекаемых ими экспертов с соблюдением антимонопольного законодательства РСФСР.

4. Конкурсная комиссия определяет условия, порядок и сроки проведения конкурса.

5. Цена покупки предприятия определяется в ходе конкурсного рассмотрения. Она не может опускаться от начальной цены ниже, чем на 30 процентов. В случае, если в ходе конкурса предприятие не было продано, оно снимается с конкурса и свидетельство о праве собственности на его# возвращается Госкомимуществу Марийской ССР, или соответствующему комитету по управлению имуществом района или города. Комиссия по приватизации обязана в месячный срок пересмотреть план приватизации предприятия.

 

Статья 21. Приобретение государственных и муниципальных предприятий на аукционе

1. С аукциона продаются государственные и муниципальные предприятия, активы ликвидированных предприятий в случаях, когда в дальнейшем от покупателей не требуется выполнение каких-либо условий.

При этом право собственности предоставляется покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену.

2. Порядок проведения аукциона, условия участия в нем покупателей, порядок расчетов, а также процедура оформления прав собственности регулируются Положением, которое утверждается правительством Марийской ССР.

3. Аукционы проводят Марийский республиканский фонд имущества, фонды имущества районов и городов или назначаемые ими представители.

4. Цена покупки предприятия на аукционе определяется в ходе торгов. Она не может быть снижена более чем на 30 процентов от начальной цены. В случае если предприятие не продано за такую цену, оно снимается с аукциона, свидетельство о праве собственности на него возвращается Госкомимуществу Марийской ССР или соответствующему комитету по управлению имуществом района, города для пересмотра плана приватизации и начальной цены.

 

Статья 22. Приобретение покупателями акций открытых акционерных обществ

1. Учредителем открытого акционерного общества, создаваемого на основе государственного или муниципального предприятия, является Госкомимущество Марийской ССР или комитет по управлению имуществом района, города. Учредитель в соответствии со статьей 34 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" представляет для регистрации в Совет народных депутатов по месту расположения предприятия решение о создании акционерного общества, заявление о регистрации, его устав и свидетельство об оплате государственной пошлины.

2. После регистрации акционерного общества комитет по управлению имуществом передает права учредителя и пакет акций в соответствующий фонд имущества.

3. Фонд продает акции членам трудового коллектива приватизируемого предприятия на льготных условиях в соответствии со статьей 23 настоящего Закона в течение месяца после учреждения общества. Часть акций может быть внесена в фонд акционирования работников предприятия, образованный в соответствии со статьей 25 настоящего Закона, а также обменена на акции инвестиционных фондов. После этого 10 процентов от общего числа акций продается на аукционе. Остальные акции предлагаются на рынке ценных бумаг ежемесячно равными частями в течение шести последующих месяцев или более продолжительного срока.

4. Нереализованные акции остаются в распоряжении Марийского республиканского фонда имущества или фондов имущества районов и городов.

 

Статья 23. Льготы работникам приватизируемых предприятий по приобретению их акций

1. Работники государственных или муниципальных предприятий, преобразованных в акционерные общества, имеют право приобрести акции своего предприятия на льготных условиях. При этом скидка с цены акций составляет 30 процентов от номинальной стоимости. Номинальная стоимость пакета акций, предоставляемых каждому члену трудового коллектива на льготных условиях, не может превышать суммы, устанавливаемой республиканской программой приватизации. Акции сверх установленной суммы приобретаются работниками предприятия на общих основаниях:

Рассрочка при оплате акций, приобретаемых на льготных условиях работниками предприятия, предоставляется на три года с момента регистрации акционерного общества. При этом сумма первоначального взноса не может быть меньше 20 процентов номинальной стоимости акций.

2. Акции, приобретенные работниками предприятия на льготных условиях, продаже и отчуждению в иной форме не подлежат в течение трех лет с момента регистрации покупки, о чем на ценных бумагах делается запись. Эти акции банками, биржами и брокерскими конторами до истечения указанного срока к продаже не принимаются.

3. Льготы по приобретению акций акционерного общества распространяются на бывших работников приватизируемого предприятия, вышедших на пенсию лиц, имеющих право в соответствии с законодательством возвратиться на прежнее место работы на данном предприятии.

4. Правительство Марийской ССР в рамках государственной программы приватизации, утвержденной Верховным Советом Марийской ССР, может предоставлять при приватизации дополнительные льготы работникам отдельных предприятий (отраслей), вплоть до передачи им части активов этих предприятий безвозмездно.

 

Статья 24. Приобретение государственных и муниципальных предприятий их работниками по конкурсу (на аукционе)

1. Для участия в конкурсе (аукционе) по приобретению государственного или муниципального предприятия в качестве покупателя члены трудового коллектива в соответствии с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" должны учредить товарищество (акционерное общество).

2. Если товарищество (акционерное общество), принимающее участие в конкурсе (аукционе), объединяет не менее трети списочного состава работников приватизируемого предприятия или его подразделения, то оно имеет право при покупке предприятия (подразделения) на рассрочку платежа, а также на использование части остатков средств фондов экономического стимулирования, пропорциональной численности работников, вошедших в товарищество (акционерное общество).

3. Указанное товарищество (акционерное общество) при приобретении государственного или муниципального предприятия имеет право на рассрочку платежа. Рассрочка не может превышать трех лет, а сумма первоначального взноса не может быть меньше 30 процентов цены, за которую приобретено предприятие.

Данное положение действительно в отношении договоров купли-продажи или аренды, заключенных до введения в действие Закона "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР".

4. В случае, если указанное товарищество (акционерное общество) и другие покупатели предлагают равные конкурсные условия, приоритет в приобретении предприятия имеет данное товарищество (акционерное общество).

 

Статья 25. Приобретение акций (паев) из фондов акционирования работников предприятий

1. Работники акционерных обществ, (товариществ) имеют право приобретать акции (паи) из фондов акционирования работников предприятий (ФАРП), если таковые сформированы как доля уставного капитала предприятия.

2. ФАРП формируется за счет вклада Марийского республиканского фонда имущества или вкладов фондов имущества районов и городов.

Решение о формировании ФАРП принимается на основе соглашения с покупателем.

Размеры ФАРП не могут превышать 10 процентов от уставного капитала предприятия.

При распродаже имущества и нематериальных активов ликвидированных предприятий ФАРП не образуется.

3. Невыкупленными акциями ФАРП и выручкой от продажи акций (паев) владеет соответствующий фонд имущества или назначенный им представитель. Свободные средства ФАРП расходуются исключительно на приобретение акций (паев) данного акционерного общества (товарищества). Акции (паи), не выкупленные у ФАРП, не дают права решающего голоса.

 

Статья 26. Социальные гарантии работникам приватизируемых государственных и муниципальных предприятий

1. Предприятия, приобретенные покупателями по конкурсу или на аукционе, а также акционерные общества и товарищества отвечают по обязательствам, вытекающим из трудовых отношений, определенных действовавшим до приватизации коллективным договором.

2. Не позднее шести месяцев с момента оформления покупателем прав собственника на приватизационное государственное или муниципальное предприятие или преобразования его в акционерное общество (товарищество) его руководитель обязан заключить коллективный договор с трудовым коллективом, если последним будет принято такое решение.

3. Приобретение активов ликвидированного предприятия не влечет для покупателя никаких обязательств, связанных с ранее существовавшими на данном предприятии трудовыми отношениями.

4. Высвобождение работников приватизированных предприятий и их трудоустройство регулируется законодательством Марийской ССР и РСФСР о труде и занятости.

 

III. Заключительные положения

 

Статья 27. Оформление сделок приватизации

1. Независимо от способа приватизации между продавцом и покупателем государственного или муниципального предприятия заключается договор в соответствии с законодательством Марийской ССР и РСФСФ.

2. В договоре указываются: сведения о продавце, покупателе и посреднике, наименование предприятия и его местонахождение, состав и цена активов предприятия, в том числе земельного участка (в случае его продажи) или условия его аренды, число и цена акций акционерного общества (величина пая в товариществе), порядок передачи предприятия, форма и сроки платежа, взаимные обязательства сторон по дальнейшему использованию предприятия, условия, на которых данное предприятие было продано по конкурсу и другие условия, устанавливаемые по взаимному соглашению сторон.

3. Право собственности на предприятие переходит от продавца к покупателю с момента регистрации договора в порядке, установленном законодательством Марийской ССР и РСФСР, если иное не предусмотрено договором.

4. Изменение организационно-правовой формы предприятия регистрируется в соответствии с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности".

 

Статья 28. Обязанности продавца и покупателя

1. Продавец государственного или муниципального предприятия обязан опубликовать объявление о его приватизации, предъявить покупателю по его требованию активы предприятия и документы о его финансово-хозяйственном состоянии, после оформления сделки передать предприятие и свидетельство о собственности на него (пай, акции), а также выполнить иные обязательства в соответствии с договором между продавцом и покупателем.

2. Покупатель государственного или муниципального предприятия становится правопреемником его имущественных прав и обязанностей в соответствии с условиями договора и законодательством Марийской ССР и РСФСР.

3. Правомочия продавца и покупателя, указанные в настоящей статье, прекращаются и возникают с момента регистрации договора между ними.

4. Споры о признании сделок приватизации недействительными рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные законодательством РСФСР.

 

Статья 29. Государственные гарантии прав участников приватизации

При приватизации государство гарантирует соблюдение прав продавцов, покупателей, их представителей и посредников. Если приватизация осуществлялась с нарушением настоящего Закона, Госкомимущество Марийской ССР, комитеты по управлению имуществом районов, городов, органы Прокуратуры Марийской ССР возбуждают в суде иски о расторжении сделок и привлечении к ответственности виновных лиц.

 

Статья 30. Недействительность сделок приватизации

1. Сделки по приобретению приватизируемых государственных и муниципальных предприятий признаются недействительными, если:

- приватизация предприятия не была разрешена Госкомимуществом Марийской ССР или соответствующим комитетом по управлению имуществом;

- были грубо нарушены правила конкурса или аукциона;

- покупатель отказался от внесения платежа за купленное предприятие или долю (пай, акции) в капитале акционерного общества (товарищества);

- предприятие или доля (пай, акции) в капитале акционерного общества (товарищества) куплены субъектом, не имеющим на это права;

- при покупке были использованы незаконные средства платежа;

- имел место договор между продавцом и покупателем о неправомерном разделе имущества или снижении цены предприятия (пая, акции);

- покупателю были предоставлены незаконные льготы и преимущества перед другими покупателями;

- нарушены условия, на которых предприятие было приобретено по конкурсу;

- были нарушены требования антимонопольного законодательства Марийской ССР и РСФСР;

- по другим основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РСФСР.

2. Сделки приватизации, заключенные с нарушением настоящего Закона, признаются недействительными в порядке, установленном законодательством Марийской ССР и РСФСР.

3. Споры о признании недействительными сделок приватизации рассматриваются в суде или арбитражном суде по иску продавца, покупателя, посредника, прокурора, народных депутатов Марийской ССР, РСФСР, местных Советов народных депутатов, Госкомимущества Марийской ССР, комитета по управлению имуществом района, города, иного правомочного государственного органа в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Марийской ССР и РСФСР.

 

Статья 31. Ответственность за нарушение данного Закона

1. Следующие нарушения настоящего Закона влекут за собой административную ответственность:

- отказ в принятии заявки на приватизацию - штраф в размере от 500 до 1000 рублей;

- нарушение сроков рассмотрения заявки на приватизацию - штраф в размере от 500 до 1000 рублей;

- неопубликование объявления о приватизации, сокрытие информации о приватизируемом предприятии от покупателей или посредников, введение покупателя или посредника в заблуждение о составе либо цене продаваемого предприятия, сокрытие информации о факте продажи предприятия, итогах конкурса или аукциона - штраф в размере от 1000 до 3000 рублей. Опубликование сведений, перечисленных в настоящем пункте, осуществляется за счет виновного;

- необоснованный отказ от продажи предприятия (акций) и штраф в размере от 2 до 10 процентов от начальной цены приватизируемого предприятия (акций);

- необоснованный отказ от заключения коллективного договора с трудовым коллективом приватизированного предприятия или невыполнение требований о социальных гарантиях работникам приватизируемых предприятий - штраф в размере от 1000 до 10000 рублей;

- разглашение сведений о конкурсантах или участниках аукциона до начала конкурса или аукциона - штраф в размере от 200 до 2000 рублей;

- отказ от оплаты предприятия (акций), купленного по конкурсу или на аукционе - штраф в размере от 5 до 20 процентов от начальной цены приватизируемого предприятия (акций);

- отказ в представлении информации о предприятии и сокрытие ее от комитета по управлению имуществом - штраф в размере от 1000 до 3000 рублей.

2. Порядок и сроки рассмотрения дел о правонарушениях, перечисленных в настоящей статье, регламентируются Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.

3. Дела о правонарушениях, указанных в п.1 настоящей статьи, рассматриваются судьей единолично по заявлениям (жалобам) комитетов по управлению имуществом, продавцов, покупателей, посредников, народных депутатов Марийской ССР, РСФСР, местных Советов народных депутатов, должностных лиц органов государственной власти и управления, местной администрации, общественных организаций (объединений), либо по инициативе прокурора.

 

 

Президент

Марийской ССР                                        В. Зотин

 

 

г. Йошкар-Ола,

24 декабря 1991 года

 


Информация по документу
Читайте также