Расширенный поиск

Земельный Кодекс Республики Марий Эл от 26.07.1991 б/н

 

 

 

 

ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС

РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

 

 

 

от 26 июля 1991 г.

 

 

 

Раздел I. Общие положения

 

Глава I. Основные положения

 

Статья 1. Задачи земельного законодательства Республики Марий Эл

Задачами земельного законодательства Республики Марий Эл являются регулирование земельных отношений в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, воспроизводства плодородия почв, сохранение и улучшение природной среды, создание условий для равноправного развития всех форм хозяйствования, охраны прав на землю граждан, предприятий, организаций и учреждений, укрепление законности в области земельных отношений.

 

Статья 2. Земельное законодательство Российской Федерации и Республики Марий Эл

Земельные отношения в Республике Марий Эл в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете Республики Марий Эл регулируются настоящим Кодексом и иным законодательством Республики Марий Эл, а также законодательством Российской Федерации по вопросам, которые ей добровольно передаются Республикой Марий Эл. Горные, лесные и водные отношения, отношения по использованию и охране растительного и животного мира, атмосферного воздуха регулируются специальным законодательством Республики Марий Эл, а по вопросам, которые Республикой Марий Эл добровольно переданы в ведение Российской Федерации - законодательством Российской Федерации.

 

Статья 3. Земля - народное достояние

Земля в Республике Марий Эл является достоянием народов, проживающих на территории Республики Марий Эл, и выступает в форме государственной собственности в лице Республики Марий Эл. От имени государства распоряжение землей осуществляет местная администрация, в соответствии с ее компетенцией.

Каждый гражданин Республики Марий Эл имеет право на земельный участок. Условия и порядок его предоставления определяются настоящим Кодексом.

 

Статья 4. Состав земель Республики Марий Эл

В соответствии с основным целевым назначением все земли Республики Марий Эл подразделяются на:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов (городов, рабочих, курортных и дачных поселков, сельских населенных пунктов);

3) земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения;

4) земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

 

Статья 5. Отнесение земель к категориям и перевод их из одной категории в другую

Отнесение земель к указанным в статье 4 настоящего Кодекса категориям и перевод их из одной категории в другую производится в связи с изменением целевого назначения земель и в случаях, предусмотренных законодательством Республики Марий Эл, сельской, поселковой, городской районной администрацией в соответствии с их компетенцией при изъятии и предоставлении земель.

 

Статья 6. Государственная собственность на землю

Государственная собственность на землю выступает в виде собственности Республики Марий Эл. Земли, находящиеся в государственной собственности, передаются местной администрацией в соответствии с ее компетенцией в пользование, постоянное владение и пожизненно наследуемое владение граждан.

Колхозам, другим кооперативным сельскохозяйственным предприятиям, совхозам, акционерным обществам, в том числе созданным на базе совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, земельные участки передаются в постоянные владения. При долевом разделе этих предприятий земельные участки передаются в виде установленной доли гражданам в пожизненное наследуемое владение.

Предприятиям, учреждениям, организациям Российской Федерации земли могут передаваться на условиях и в порядке, устанавливаемых союзным договором между Российской Федерацией и Республикой Марий Эл, а также законодательством Республики Марий Эл.

 

Статья 7. Пожизненно наследуемое владение и аренда земельных участков

Граждане Республики Марий Эл в соответствии с настоящим Кодексом имеют право по своему выбору на получение в пожизненное наследуемое владение или аренду земельных участков для:

ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;

индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства в городах, поселках и сельских населенных пунктах;

садоводства;

огородничества;

животноводства;

иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства;

индивидуального или коллективного дачного строительства;

строительства коллективных и индивидуальных гаражей;

предпринимательской деятельности и иных не запрещенных законом целей.

Передача земельных участков в пожизненное наследуемое владение производится сельской, поселковой, городской районной администрацией в пределах предоставленной ей компетенцией бесплатно.

Возврат земельных участков бывшим собственникам и их наследникам не допускается, они могут получить земельные участки на общих основаниях. Иностранным гражданам в пожизненное наследуемое владение земельные участки не передаются.

 

Статья 8. Постоянное владение землей

В постоянное владение земля предоставляется колхозам, совхозам, предприятиям лесного хозяйства, другим государственным, кооперативным, общественным предприятиям, учреждениям и организациям, религиозным организациям, совместным предприятиям для ведения сельского и лесного хозяйства, а также для жилищного строительства, промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения.

 

Статья 9. Аренда земельных участков

На условиях аренды земельные участки предоставляются гражданам Российской Федерации и Республики Марий Эл, иностранным гражданам, лицам без гражданства, международным объединениям и организациям с участием российских и иностранных юридических лиц, международным организациям, иностранным юридическим лицам.

Арендодателями земельных участков являются соответствующие местные организации и землевладельцы.

Аренда земли у местной администрации может быть краткосрочной - до пяти лет (для пастьбы скота, сенокошения, огородничества, государственных и общественных нужд) и долгосрочной - до пятидесяти лет. Арендаторы или коллективы арендаторов имеют преимущественное право на получение арендуемых для сельскохозяйственных нужд земельных участков в пожизненное наследуемое владение для ведения крестьянского хозяйства.

Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, могут передавать их в аренду на срок до 5 лет лишь в случае временной нетрудоспособности, призыва на действительную военную службу в ряды вооруженных сил, поступления на учебу, при временном выезде за границу.

В случае наследования земельных участков несовершеннолетними детьми допускается передача этих участков в аренду под контролем местной администрации на срок до достижения совершеннолетия наследника.

Временно неиспользуемые сельскохозяйственные угодья, находящиеся в постоянном владении колхозов, совхозов, коллективов других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, лесохозяйственных предприятий и акционерных обществ, могут быть переданы в аренду для сельскохозяйственного использования на срок не более пяти лет.

Размер арендной платы устанавливается договором, а предельный размер не должен превышать суммы земельного налога с арендуемых земельных участков.

В случае смерти арендатора до истечения срока аренды, право аренды земельных участков переходит к одному их наследников в соответствии со статьями 54 и 55 настоящего Кодекса. Основные условия аренды земельных участков определяются в соответствии с настоящей статьей, а также статьями 37, 40, 41 настоящего Кодекса и конкретизируются в договоре аренды, который регистрируется в местной администрации.

 

Статья 10. Временное пользование земельными участками

Во временное пользование земельные участки передаются гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям землевладельцами, землепользователями и арендаторами из их земель по договору на право временного пользования земельным участком, который регистрируется в соответствующей местной администрации.

Предельный срок временного пользования землей устанавливается не более трех лет, за исключением случаев, предусмотренных статьей 78 настоящего Кодекса.

Плата за временное пользование землей поступает в местную сельскую, поселковую, городскую районную администрацию. Землевладельцы, землепользователи и арендаторы освобождаются от платы за земельные участки, переданные ими во временное пользование.

По решению местной администрации земельные участки землевладельцев и землепользователей по согласованию с ними могут предоставляться во временное пользование для государственных и общественных нужд в порядке, установленном статьей 24 настоящего Кодекса. На основании указанного решения заключается договор между заинтересованными сторонами, который регистрируется в соответствующей местной администрации.

 

Глава II. Компетенция Российской Федерации и Республики Марий Эл в области регулирования земельных отношений

 

Статья 11. Компетенция Правительства Республики Марий Эл в области регулирования земельных отношений

Ведению Республики Марий Эл в области регулирования земельных отношений подлежит:

1) разработка и совершенствование земельного законодательства Республики Марий Эл;

2) установление и изменение границ административных районов по согласованию с сельской, поселковой, городской районной администрацией;

3) установление единой для Республики Марий Эл платы за землю;

4) установление предельных размеров земельных участков, передаваемых гражданам в пожизненное наследуемое владение;

5) предоставление земельных участков под объекты, имеющие республиканское (Российской Федерации и Республики Марий Эл) и межрегиональное значение, для строительства и расширения промышленных предприятий республиканского подчинения.

Ведению Правительства Республики Марий Эл в области регулирования земельных отношений подлежит:

1) установление границ территории с особым правовым режимом использования земель по согласованию с соответствующей местной администрацией;

2) ведение государственного земельного кадастра мониторинга земельного фонда и организация землеустройства;

3) организация государственного контроля за использованием и охраной земель;

4) разработка республиканских программ по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями;

5) разрешение земельных споров, защита прав землепользователей и землевладельцев;

6) предоставление земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, садоводства, огородничества и животноводства жителям городов республиканского подчинения по согласованию с районными, городскими, поселковыми, сельскими администрациями.

 

Статья 12. Компетенция Российской Федерации в области регулирования земельных отношений

Ведению Российской Федерации в области регулирования земельных отношений подлежит:

1) разработка и совершенствование земельного законодательства Российской Федерации;

2) установление границ территорий с особым правовым режимом земель, входящих в состав нескольких автономных республик, краев и областей;

3) установление принципов платы за землю;

4) разработка и выполнение совместно с местной администрацией республиканских программ по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями;

5) организация государственного контроля за использованием и охраной земель;

6) организация землеустройства и ведения государственного земельного кадастра;

7) защита прав землевладельцев, арендаторов и временных землепользователей.

 

Статья 13. Исключена.

 

Глава III. Компетенция местной администрации в области регулирования земельных отношений

 

Статья 14. Компетенция сельской, поселковой администрации в области регулирования земельных отношений

Ведению сельской, поселковой администрации в области регулирования земельных отношений подлежит:

1) установление в соответствии с действующим земельным законодательством порядка распоряжения земельными участками на подведомственной территории;

2) внесение в вышестоящие администрацией предложений об установлении и изменении границ территории поселка, сельсовета, о выделение в их ведение дополнительного земельного фонда;

3) определение в соответствии с законодательством правил пользования природными ресурсами, принятие решений о приостановлении строительства или эксплуатации объектов в случае нарушения земельного законодательства, а также экологических, санитарных и строительных норм на подведомственной территории.

Ведению сельской, поселковой администрации в области регулирования земельных отношений подлежит:

1) предоставление земельных участков в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование и передача их в аренду в соответствии со статьей 18 настоящего Кодекса;

2) регистрация права землевладения, землепользования, договоров на временное пользование и аренду земельных участков;

3) организация ведения земельного кадастра;

4) планирование использования земель, находящихся в их ведении;

5) организация разработки и осуществление генеральных планов, проектов планировки и застройки населенных пунктов;

6) изъятие земельных участков для государственных и общественных нужд в соответствии со статьей 18 настоящего Кодекса;

7) согласование вопросов изъятия, предоставления земель с вышестоящей администрацией;

8) взимание платы за землю;

9) государственный контроль за использованием и охраной земель;

10) защита прав землевладельцев, землепользователей и арендаторов;

11) разрешение земельных споров.

 

Статья 15. Компетенция городской администрации в области регулирования земельных отношений

Ведению городской администрации в области регулирования земельных отношений подлежит:

1) установление в соответствии с действующим законодательством порядка распоряжения земельными участками на подведомственной территории;

2) внесение в вышестоящие органы государственной власти и управления предложений об изменении границ города;

3) отмена противоречащих земельному законодательству решений нижестоящей администрации;

4) определение в соответствии с законодательством правил пользования земельными ресурсами, принятие решений о приостановлении строительства или эксплуатации объектов в случае нарушения земельного законодательства, а также экологических, санитарных, строительных норм на подведомственной территории.

Ведению городской администрации в области регулирования земельных отношений подлежит:

1) предоставление на основании утвержденного генерального плана и проекта планировки и застройки города земельных участков в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование и передача их в аренду в соответствии со статьей 18 настоящего Кодекса;

2) регистрация права землевладения, землепользования, договоров на временное пользование и аренду земельных участков;

3) организация ведения земельного кадастра;

4) планирование использования земель, находящихся в их ведении;

5) организация разработки и осуществления генеральных планов проектов планировки и застройки, планов земельно-хозяйственного устройства городов;

6) изъятие земельных участков для государственных нужд в соответствии со статьей 18 настоящего Кодекса;

7) взимание платы за землю;

8) государственный контроль за использованием и охраной земель;

9) защита прав землевладельцев, землепользователей и арендаторов;

10) разрешение земельных споров.

 

Статья 16. Компетенция районной администрации в области регулирования земельных отношений

Ведению районной администрации в области регулирования земельных отношений подлежит:

1) установление в соответствии с действующим земельным законодательством порядка распоряжения земельными участками на подведомственной территории;

2) установление границ земель, передаваемых в ведение городской, поселковой, сельской администрации по согласованию с ней;

3) передача земельных участков в ведение городской, поселковой, сельской администрации, необходимых для удовлетворения потребностей в земле населения;

4) определение в соответствии с законодательством правил пользования природными ресурсами, принятие решений о приостановлении строительства или эксплуатации объектов в случае нарушения земельного законодательства , а также экологических, санитарных, строительных норм на подведомственной территории;

5) решение в соответствии с законодательством вопросов административно-территориального устройства, утверждение схем и проектов районной планировки;

6) отмена противоречащих земельному законодательству решений нижестоящей администрации.

Ведению районной администрации в области регулирования земельных отношений подлежит:

1) предоставление земельных участков в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование и передача их в аренду в соответствии со статьями 18, 51 и 52 настоящего Кодекса;

2) регистрация права землевладения, землепользования, договоров на временное пользование и аренду земельных участков;

3) организация ведения земельного кадастра;

4) планирование использования земель, находящихся в их ведении;

5) организация разработки и осуществления генеральных планов, проектов планировки и застройки, планов земельно-хозяйственного устройства городов и других населенных пунктов;

6) изъятие земельных участков для государственных нужд в соответствии со статьей 18 настоящего Кодекса;

7) взимание платы за землю;

8) государственный контроль за использованием и охраной земель;

9) защита прав землевладельцев, землепользователей и арендаторов;

10) разрешение земельных споров.

 

Статья 17. Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Республики Марий Эл

Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Республики Марий Эл и его органы в районах и городах ведут работу под руководством Правительства Республики Марий Эл и соответствующей местной администрации и обеспечивают практическое проведение земельной реформы. Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Республики Марий Эл осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением, утвержденным Правительством Республики Марий Эл.

Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Республики Марий Эл и его органы на местах имеют право приостанавливать неправомерные решения местной администрации в части регулирования земельных отношений, в том числе:

районные, городские комитеты по земельной реформе и земельным ресурсам - решения сельской, поселковой, городской (городов районного подчинения) администрации;

Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Республики Марий Эл - решения сельской, поселковой, городской и районной администрации.

 

Глава IV. Изъятие и предоставление земельных участков в пожизненное наследуемое владение, пользование и передача их в аренду

 

Статья 18. Органы, имеющие право изъятия и предоставления земельных участков во владение, пользование, а также передачи их в аренду

Изъятие земельных участков в целях предоставления их гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям производят:

1) сельская, поселковая администрация на основании статьи 14 изымает, предоставляет в пожизненное наследуемое владение, постоянное владение, временное пользование, передают в аренду земельные участки в пределах черты сельских населенных пунктов, а также их других земель, переданных в их ведение, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 этой статьи и статьями 51 и 52 настоящего Кодекса;

2) городские администрации изымают на основании статьи 34 настоящего Кодекса, предоставляют в пожизненное наследуемое владение, постоянное владение, временное пользование, передают в аренду земельные участки в пределах городской черты, а также из других земель, переданных в их ведение решением районной администрации, за исключением пунктов 1 и 4 настоящей статьи;

3) районные (городские, в административном подчинении которых находится район) администрации изымают на основании статьи 34 настоящего Кодекса, предоставляют в пожизненное наследуемое владение, постоянное владение, временное пользование, передают в аренду земельные участки из всех земель в границах района, за исключением случаев, указанных в пунктах 1, 2 и 4 настоящей статьи;

4) Правительство Республики Марий Эл изымает и предоставляет земельные участки в случаях, предусмотренных в статье 11 настоящего Кодекса.

 

Статья 19. Изъятие сельскохозяйственных угодий, земель, занятых особо охраняемыми природными и историко-культурными объектами

Изъятие сельскохозяйственных угодий с кадастровой оценкой выше среднерайонного уровня с целью их предоставления для несельскохозяйственных нужд допускается лишь в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств, разработкой месторождений ценных полезных ископаемых, строительством объектов культуры и истории, здравоохранения, образования, дорог, магистральных трубопроводов, линий связи, электропередачи и других линейных сооружений при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

Изъятие особо ценных для данного региона продуктивных земель, в том числе опытных полей (участков) научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, а также земель природно-заповедного фонда, историко-культурного назначения и других особо охраняемых территорий, не допускается. Перечень участков таких земель устанавливается Правительством Республики Марий Эл.

 

Статья 20. Изъятие земель пригородных и зеленых зон, земель, занятых лесами первой группы

Изъятие земель пригородных и зеленых зон, земель, занятых лесами первой группы, для государственных и общественных нужд допускается только в исключительных случаях, указанных в статье 19 настоящего Кодекса.

Для садоводства, огородничества, животноводства, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, дачного строительства допускается изъятие земель в лесах первой группы за счет площадей, непокрытых лесом, занятых кустарниками и малоценными породами, расположенных за пределами лесопарковых частей зеленой зоны и особо охраняемых территорий в порядке, предусмотренном статьями 18, 22 настоящего Кодекса.

 

Статья 21. Предоставление земель для нужд сельского хозяйства

Земли, пригодные для нужд сельского хозяйства, предоставляются прежде всего для сельскохозяйственных целей.

Пригодность земель для нужд сельского хозяйства устанавливается по данным земельного кадастра.

 

Статья 22. Предоставление земельных участков для несельскохозяйственных нужд

Для строительства промышленных предприятий и иных несельскохозяйственных нужд предоставляются по согласованию с землевладельцем, землепользователем земельные участки несельскохозяйственного назначения или не пригодные для сельского хозяйства, либо сельскохозяйственные угодья худшего качества по кадастровой оценке. Предоставление для указанных целей земельных участков из земель лесного фонда производится за счет не покрытых лесом площадей или площадей, занятых малоценными насаждениями.

Для строительства линий электропередачи, связи, дорог, магистральных трубопроводов и других линейных сооружений допускается предоставление земель более высокого качества. Данные объекты размещаются главным образом вдоль дорог, существующих трасс и границ полей севооборотов.

Предоставление земельных участков на площадях залегания полезных ископаемых производится по согласованию с органами государственного горного надзора.

 

Глава V. Порядок изъятия и предоставления земельных участков

 

Статья 23. Порядок предварительного согласования места размещения объектов

Предприятия, организации, учреждения, заинтересованные в изъятии и предоставлении земельных участков, обращаются в местную администрацию, обладающую правом предоставления земельных участков в соответствии со статьей 18 настоящего Кодекса, с ходатайством о предварительном согласовании места размещения намечаемого к строительству объекта, обосновывая примерные размеры земельных участков, его местоположение, сроки пользования землей, заключение о наличии полезных ископаемых, а на месте разработки полезных ископаемых - заключение территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых, копия горноотводного акта.

Предварительное согласование размещения объектов, предназначенных для обеспечения потребностей Российской Федерации, осуществляется при наличии согласия Правительства Республики Марий Эл.

Местная администрация обеспечивает с участием землевладельцев, арендаторов, представителей соответствующих служб, а также предприятий, организаций и учреждений выбор земельного участка в натуре (на местности) с учетом экологических и других последствий предполагаемого изъятия земель и перспектив использования данной территории и ее недр, что оформляется актом выбора земельного участка. К этому акту прилагаются картографические и другие материалы, а также расчеты убытков и потерь, связанных с изъятием земель. Акт выбора земельного участка с необходимыми материалами представляется на рассмотрение и утверждение в местную администрацию и является основанием для проведения проектно-изыскательских работ и последующего принятия решения об изъятии земельного участка.

Если при размещении объекта происходит нарушение экологического состояния окружающей среды, влияющее на здоровье людей, то при решении о выделении земельного участка учитывается мнение местного населения (схода граждан, референдума и другие).

Предварительное согласование места размещения объекта или его расширения проводится в сроки:

для объектов, имеющих межрегиональное значение и требующих согласования с Правительством Российской Федерации, - до шести месяцев;

для объектов, не связанных с производством и переработкой продукции сельского хозяйства и требующих согласования с Правительством Республики Марий Эл - до трех месяцев;

для объектов местного значения - до одного месяца.

Финансирование проектно-изыскательских работ до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта не допускается. Предварительное согласование места расположения объекта действительно в течение 3-х лет. Указанный срок может быть продлен местной администрацией, принявшей решение о согласовании места расположения объекта.

Предварительное согласование места размещения объекта не производится в случаях предоставления земель для сельскохозяйственного производства, лесного хозяйства, строительства объектов в городах, поселках и сельских населенных пунктах в соответствии с их генеральными планами и проектами планировки и застройки, а также при предоставлении (передаче) земель гражданам, а также при необходимости разработки месторождений полезных ископаемых, на которые имеются горноотводные акты.

 

Статья 24. Рассмотрение ходатайств об изъятии и предоставлении земельных участков

После утверждения проекта и включения объекта в план строительства предприятие, учреждение, организация обращается в местную администрацию, обладающую в соответствии со статьей 18 настоящего Кодекса правом изъятия и предоставления земельных участков, с ходатайством об изъятии предварительно согласованного земельного участка и предоставления его для строительства объекта. При уточнении места расположения объекта или увеличении площади участка предприятие, учреждение, организация проводит дополнительные согласования с землевладельцем, землепользователем, арендатором.

По поручению местной администрации подготовку материалов по изъятию и предоставлению земельных участков осуществляют районные (городские) комитеты по земельной реформе и земельным ресурсам. Местная администрация рассматривает указанные материалы и принимает решение об изъятии земельного участка и условия его предоставления.

Копия решения (либо выписка из него) о предоставлении земельного участка выдается заинтересованному предприятию, учреждению, организации в семидневный срок с момента его принятия.

Решение об отказе в предоставлении земельного участка может быть обжаловано заказчиком в десятидневный срок в суд в исковом порядке. В таком же порядке может быть обжаловано решение местной администрации об изъятии земельного участка. Истцом в этом случае выступает землевладелец, землепользователь, арендатор, не согласный с принятым решением об изъятии земельного участка. Обжалование в суд решения местной администрации приостанавливает его исполнение.

 

Статья 25. Порядок предоставления земельных участков гражданам в пожизненное наследуемое владение

Граждане, заинтересованные в предоставлении им земельного участка в пожизненное наследуемое владение, подают заявление в местную администрацию, обладающую в соответствии со статьей 18 настоящего Кодекса правом изъятия и предоставления земельных участков. В заявлении должны быть указаны цель использования участка, предполагаемые размеры и его местоположение.

По поручению местной администрации районный, городской комитет по земельной реформе и земельным ресурсам в двухнедельный срок готовит необходимые материалы и предоставляет их на утверждение местной администрации.

Принятое решение (либо выписка из него) о предоставлении земельного участка выдается гражданину в семидневный срок с момента его принятия.

Решение местной администрации является основанием для отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право на пожизненное наследуемое владение.

 

Статья 26. Документы, удостоверяющие право на земельный участок

Право пожизненного наследуемого владения, постоянного владения земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующей местной администрацией.

Форма государственного акта утверждается Правительством Российской Федерации.

Право аренды и временного пользования земельными участками удостоверяется договорами, формы которых утверждаются Правительством Республики Марий Эл.

К договору прилагается план земель, предоставленных во временное пользование, аренду.

 

Статья 27. Право на использование земельного участка

Приступать к использованию земельных участков разрешается после установления границ этих участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право владения, пользования , аренды.

Местная администрация может разрешить приступать к использованию земельных участков для сельскохозяйственных целей до выдачи указанных документов при условии указания границ земельного участка в натуре (на местности) с вручением чертежа (плана) земельного участка.

 

Статья 28. Обжалование решений местной администрации об отказе в предоставлении земельных участков гражданам

Решение местной администрации об отказе в предоставлении земельных участков гражданам может быть обжаловано в судебном порядке.

При рассмотрении дела суд имеет право вынести решение, подтверждающее правильность отказа в предоставлении земельного участка, либо о неправомерности принятого решения об отказе. Решение суда в этом случае является основанием для оформления права на данный участок и подлежит исполнению в установленном законом порядке.

 

Статья 29. Порядок выделения предприятиями, учреждениями и организациями земельных участков для огородничества, сенокошения и выпаса скота своим работникам

Работники предприятий, учреждений и организаций, заинтересованные в получении земельных участков для огородничества, сенокошения и выпаса скота, подают соответствующее заявление администрации предприятия, учреждения, организации, которые имеют в своем пользовании сельскохозяйственные угодья.

Предоставление земельных участков для указанных целей производится на основании совместного решения администрации предприятия, учреждения, организации и его профсоюзного комитета, который подлежит регистрации в соответствующей местной администрации. Отказ в предоставлении земельного участка может быть обжалован в соответствующей администрации.

 

Статья 30. Сроки рассмотрения ходатайств (заявлений) об изъятии и предоставлении земельных участков

Ходатайства предприятий, учреждений, организаций об изъятии и предоставлении земельных участков для несельскохозяйственных нужд рассматриваются местной администрацией в двухмесячный срок.

Заявления граждан о предоставлении земельных участков рассматриваются местной администрацией в месячный срок.

 

Статья 31. Нормы предоставления земельных участков в пожизненное наследуемое владение и пользование

Предельные размеры земельных участков, предоставляемых в пожизненное, наследуемое владение, пользование устанавливаются:

1) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства - 50 га, но не менее 1 га;

2) для садоводства - 0,15 га;

3) для огородничества - 0,10 га;

4) для животноводства - 0,30 га;

5) для служебного надела:

а) пахотных угодий - 0,50 га;

б) сенокосных угодий - 2 га;

6) для дачного строительства - 0,10 га;

7) для индивидуального жилищного строительства - 0,15 га;

8) для личного подсобного хозяйства - 1 га.

Для жилищного строительства, предпринимательской деятельности, а также для иных несельскохозяйственных целей размеры земельных участков устанавливаются по утвержденным в установленном порядке нормам отвода земель для этих видов деятельности либо в соответствии с проектно-технической документацией.

Образовавшиеся мелкие земельные участки, которые невозможно использовать для производственных нужд или передать другим гражданам могут предоставляться указанной категории граждан сверх предусмотренной в настоящей статье нормы.

 

Статья 32. Переход права на земельный участок при переходе права собственности на строение и сооружение

При переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пользования земельными участками. При этом им выдается и новый документ, удостоверяющий право на землю.

В случае перехода права собственности на строение, сооружение к нескольким собственникам указанные права на землю переходят, как правило, в размере пропорционально долям собственности на строение, сооружение.

При переходе в порядке продажи или дарения права собственности на жилой дом, строение, сооружение, расположенное на земельном участке, находящемся в пожизненном наследуемом владении граждан, местная администрация производит отчуждение земельного участка и отвод его одновременно с передачей строений новому собственнику.

Аналогичный порядок распространяется на садовые участки и участки, используемые для животноводства.

Все затраты под урожай, а также затраты на улучшение качества земли и повышение ее кадастровой оценки, произведенные бывшим землевладельцем, возмещаются ему лицом, которому передан земельный участок в пожизненное наследуемое владение, если иное не оговорено сторонами.

 

Статья 33. Сохранение права на земельный участок при разрушении строения

При разрушении строения от пожара или стихийных бедствий право на земельный участок сохраняется за землевладельцем, землепользователем при условии начала восстановления строения строения в течение двух лет. Этот срок может быть продлен соответствующей местной администрацией.

 

Глава VI. Прекращение прав на землю

 

Статья 34. Основания прекращения права пожизненного наследуемого владения и пользования земельными участками и их аренды

Право пожизненного наследуемого владения и пользования земельными участками и их аренды у местной администрации прекращается полностью или частично в случаях:

1) добровольного отказа от земельного участка или его части;

2) истечения срока, на который был предоставлен земельный участок;

3) прекращения деятельности предприятия, учреждения, организации, крестьянского (фермерского) хозяйства;

4) использования земли не по целевому назначению;

5) прекращения трудовых отношений, в связи с которыми был предоставлен служебный надел, за исключением случаев, указанных в статье 80 настоящего Кодекса;

6) нерационального использования земельного участка, выражающегося для земель сельскохозяйственного назначения в уровне фактической урожайности в течение последних пяти лет более чем на 20 процентов ниже нормативного, установленного по кадастровой оценке земель, а также в изменении состава сельскохозяйственных угодий в менее ценные земельные угодья;

7) использования земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, ухудшению экологической обстановки;

8) систематической неуплаты земельного налога в течение двух лет и непогашения задолженности в течение последующего одного года, а также арендной платы в сроки, установленные договором аренды;

9) неиспользование в течение одного года земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, за исключением случаев стихийных бедствий, периода мелиоративного строительства, и двух лет - для несельскохозяйственного производства на всех землях, указанных в статье 4 настоящего Кодекса;

10) выделения из земель сельскохозяйственных предприятий земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, выходящим из состава этих предприятий;

11) перехода права собственности на строение, сооружение в соответствии со статьей 32 настоящего Кодекса;

12) изъятия земель для государственных, общественных и иных нужд, а также с целью их предоставления гражданам;

13) смерти землевладельца, арендатора.

Пункты 6 и 9 части первой настоящей статьи не распространяются на право пожизненного наследуемого владения землей граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство, а также граждан, использующих земельные участки для садоводства и огородничества, в течение трех лет с момента предоставления земельного участка. Пункт 3 может быть применен к гражданам, ведущим крестьянское (фермерское) хозяйство, только при добровольном отказе от его ведения.

Решение о прекращении права пожизненного наследуемого владения, пользования, аренды земельным участком у местной администрации независимо от площади и видов угодий в случаях, предусмотренных настоящей статьей (кроме пункта 5), принимает местная администрация, обладающая в соответствии со статьей 18 настоящего Кодекса правом изъятия земельных участков.

Право временного пользования земельным участком прекращается путем расторжения договора о временном пользовании.

 

Статья 35. Порядок прекращения права пожизненного наследуемого владения, постоянного владения земельными участками и их аренды у местной администрации при добровольном отказе от земельного участка, прекращении деятельности землевладельца, землепользователя, арендатора

Прекращение права пожизненного наследуемого владения и пользования земельными участками и их аренды у местной администрации при добровольном отказе происходит по заявлению землевладельца, землепользователя, арендатора, а при прекращении соответствующей деятельности - по решению местной администрации, предоставившей земельный участок.

Право на земельный участок в указанных случаях прекращается с момента принятия решения местной администрацией. В этих случаях из бюджета администрации выплачивается стоимость произведенных затрат на улучшение земель, а при необходимости взыскивается ущерб, связанный с ухудшением качественного состояния и порчей земель.

 

Статья 36. Порядок прекращения права пользования служебным наделом в связи с прекращением трудовых отношений

Прекращение права пользования служебным земельным наделом в связи с прекращением трудовых отношений оформляется приказом администрации предприятия, учреждения, организации.

 

Статья 37. Порядок прекращения права пожизненного наследуемого владения и временного пользования земельными участками и их аренды при нерациональном использовании, при использовании не по целевому назначению, а также способами, приводящими к порче земель, при систематическом невнесении платежей за землю

Прекращение права пожизненного наследуемого владения, пользования земельными участками и их аренды при нерациональном использовании, при использовании не по целевому назначению, а также способами, приводящими к порче земель, при систематическом невнесении платежей за землю производится в следующем порядке:

при выявлении указанных нарушений органы государственного контроля или районная финансовая служба выносят соответствующее предупреждение с установлением трехмесячного срока для их устранения;

в случае неустранения нарушений в указанный срок виновные подвергаются штрафу в порядке, установленном статьей 118 настоящего Кодекса, и им предоставляется дополнительный месячный срок для ликвидации допущенных нарушений;

при непринятии мер по ликвидации указанных нарушений после наложения штрафа названные органы передают в местную администрацию, предоставившую земельный участок, землевладельцу или землепользователю, передавшему земельный участок в аренду или временное пользование, акт и заключение о необходимости прекращения права на земельный участок.

Решение местной администрации о прекращении указанных прав на земельный участок может быть обжаловано в суд, а решение землевладельца, землепользователя - в порядке, установленном статьями 109-116 настоящего Кодекса.

Обжалование решений приостанавливает их исполнение.

 

Глава VII. Использование земельных участков для изыскательских работ

 

Статья 38. Право предприятий, учреждений и организаций на проведение изыскательских работ

Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие геодезические, геологосъемочные, поисковые, кадастровые, землеустроительные и другие исследования и изыскания, проводят эти работы на всех землях, независимо от их целевого назначения, на основании решения о проведении изыскательских работ и договора, заключаемого с землевладельцем, землепользователем или арендатором, который регистрируется в соответствующей местной администрации. Земельные участки для проведения изыскательских работ не изымаются.

Решения о проведении указанных работ выдаются местной администрацией в соответствии с ее компетенцией, установленной статьей 18 настоящего Кодекса, на срок не свыше одного года. Сроки и размеры платежей за использование земельных участков, обязанности по возмещению убытков и приведению земель в состояние, пригодное для их использования по целевому назначению, определяются решением местной администрации, принимаемым с согласия землевладельцев, землепользователей, арендаторов.

 

Статья 39. Обязанности предприятий, учреждений и организаций, проводящих изыскательские работы

Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие изыскательские работы, обязаны за свой счет приводить земельные участки в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, и сдавать их по акту землевладельцам, землепользователям, арендаторам под контролем районных комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам.

Приведение земельных участков в пригодное состояние производится в ходе работ, а при невозможности этого - в срок, предусмотренный в договоре.

предприятия, учреждения и организации, проводящие изыскательские работы, которые по технологии их выполнения требуют занятия земельного участка или его части под временные постройки, размещение оборудования, техники, складов сырья и прочих сооружений, ограничивающих полностью или частично использование этих земель землевладельцами, землепользователями, арендаторами, выплачивают соответственно земельный налог или арендную плату и полностью возмещают землевладельцам, землепользователям, арендаторам все нанесенные им убытки, включая упущенную выгоду.

Размер земельного налога или арендной платы устанавливается исходя из взимаемых платежей за землю с землевладельцев, землепользователей и арендаторов пропорционально сроку и занимаемой части земельного участка.

 

Глава VIII. Земельный налог, арендная плата за землю

 

Статья 40. Плата за землю

Землевладение, временное пользование земельными участками и их аренда являются платными, кроме случаев, указанных в статье 44 настоящего Кодекса.

Предоставление земельных участков в пожизненное наследуемое владение, пользование и передача их в аренду производятся безвозмездно. В дальнейшем плата за землю взимается в формах земельного налога или арендной платы, определяемых в зависимости от площади, качества и местоположения земельного участка с учетом его кадастровой оценки.

 

Статья 41. Ставки и порядок налогообложения на землю

Ставки и порядок налогообложения за землю, а также принципы взимания арендной платы, устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и Республики Марий Эл.

 

Статья 42. Поступление платежей

Платежи за землю поступают на специальные счета местной администрации, на территории которой находятся земельные участки.

Для более эффективного использования этих средств 20% их централизуются на республиканском счете, 30% на районном и 50% на сельском счетах.

 

Статья 43. Использование платежей за землю

Платежи за землю направляются исключительно на охрану земель, повышение их качества, на материальное стимулирование землевладельцев, землепользователей и арендаторов за осуществление этих мероприятий, а также на землеустройство и социальное развитие территории.

 

Статья 44. Льготы по взиманию платы за землю

От оплаты за землю полностью освобождаются:

1) заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады;

2) предприятия, граждане, занимающиеся традиционными народными художественными промыслами и ремеслами;

3) научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля за земельные участки, непосредственно используемые для научных и учебных целей, а также для испытания сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур;

4) учреждения культуры, образования, здравоохранения, спортивно-оздоровительные комплексы, финансируемые за счет государственного бюджета либо за счет средств профсоюзов, а также государственные органы охраны природы и памятников истории и культуры;

5) предприятия, учреждения, организации и граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные или малопродуктивные земли в соответствии с кадастровой оценкой.

сельская, поселковая, городская районная администрация может устанавливать льготы по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для инвалидов и их объединений, участников Великой Отечественной войны, малообеспеченных граждан, благотворительных организаций, лесохозяйственных предприятий, выполняющих работы по лесовосстановлению, лесоразведению, выращиванию, охране и защите лесов за счет государственного бюджета.

Земельный налог и арендная плата за землю не взимается с предприятий, учреждений, организаций и граждан за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения. Период освоения контролируется местной администрацией.

 

Раздел II. Права и обязанности землевладельцев, землепользователей и арендаторов, защита и гарантия их прав

 

Статья 45. Права землевладельцев, землепользователей и арендаторов

Землевладельцы, землепользователи и арендаторы имеют право:

1) самостоятельно хозяйствовать на земле;

2) собственности на произведенную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации;

3) использование в установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды;

4) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения;

5) собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур и насаждений;

6) в установленном порядке проводить оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с природоохранными требованиями использования земельных участков;

7) участвовать в решении вопросов мелиорации их земель;

8) на возмещение убытков при изъятии и предоставлении земельного участка для государственных и общественных нужд, включая упущенную выгоду;

9) получать в случае изъятия земли или добровольного отказа от земельного участка полную компенсацию затрат на повышение плодородия почв;

10) передавать в аренду и другие виды временного пользования земельный участок или часть его при сохранении их целевого использования.

 

Статья 46. Обязанности землевладельцев, землепользователей и арендаторов

Землевладельцы, землепользователи и арендаторы обязаны:

1) эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением, повышать ее плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности;

2) осуществлять комплекс мероприятий по охране земель в порядке установленном статьями 93 и 94 настоящего Кодекса;

3) своевременно вносить земельный налог или арендную плату;

4) не нарушать права других землевладельцев, землепользователей и арендаторов, а также порядок пользования лесными угодьями, водными и другими природными объектами;

5) своевременно представлять в соответствующую местную администрацию установленные законодательством сведения о состоянии и использовании земель;

6) вести любое строительство, руководствуясь действующими строительными нормами и правилами по согласованию с землеустроительными, архитектурно-градостроительными, пожарными, санитарными и природоохранными нормами. При аренде земли у местной администрации возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения в соответствии с целевым назначением земли, указанным в договоре, а при аренде земли у землевладельца - с согласия землевладельца.

В случае досрочного расторжения договора аренды по инициативе землевладельца он обязан возместить арендатору в полном объеме все нанесенные им убытки, включая упущенную выгоду.

 

Статья 47. Защита прав землевладельцев, землепользователей и арендаторов

Вмешательство в деятельность землевладельцев, землепользователей и арендаторов, связанную с использованием земли, со стороны государственных, хозяйственных и других органов и организаций запрещается, за исключением случаев нарушения земельного законодательства.

Нарушенные земельные права подлежат восстановлению в порядке разрешения земельных споров, предусмотренном статьями 108-116 настоящего Кодекса.

Убытки, причиненные нарушением прав землевладельцев, землепользователей и арендаторов, подлежат возмещению в полном объеме.

Споры о возмещении убытков рассматриваются судом или арбитражным судом.

Права землевладельцев, землепользователей и арендаторов могут быть ограничены в случаях, предусмотренных в статьях 82-86 настоящего Кодекса.

 

Статья 48. Гарантии прав землевладельцев, землепользователей и арендаторов

Изъятие для государственных и общественных нужд земельных участков граждан может производиться после выделения по их желанию местной администрацией равноценного земельного участка, строительства на новом месте предприятиями, учреждениями и организациями, для которых отводится земельный участок, жилых, производственных и иных построек взамен изымаемых и возмещения в полном объеме всех других убытков, включая упущенную выгоду, в соответствии со статьей 90 настоящего Кодекса.

Изъятие для государственных и общественных нужд земель колхозов, совхозов, сельскохозяйственных, научно-исследовательских учреждений и учебных хозяйств, других государственных, кооперативных, общественных, сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий может производиться при условии строительства по их желанию жилых, производственных и иных построек взамен изымаемых и возмещения в полном объеме всех других убытков, включая упущенную выгоду, в соответствии со статьей 90 настоящего Кодекса.

 

Раздел III. Земли сельскохозяйственного назначения

 

Глава IX. Основные положения

 

Статья 49. Земли сельскохозяйственного назначения

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей.

 

Статья 50. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения предоставляются:

1) гражданам - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества и для иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства;

2) кооперативам граждан - для садоводства, животноводства и огородничества;

3) колхозам, совхозам, другим сельскохозяйственным государственным, кооперативным , общественным предприятиям и организациям, совместным сельскохозяйственным предприятиям - для сельскохозяйственного производства;

4) научно-исследовательским, учебным и другим сельскохозяйственным учреждениям, сельским производственно-техническим училищам и общеобразовательным школам - для исследовательских, учебных целей, пропаганды передового опыта и для сельскохозяйственного производства;

5) несельскохозяйственным предприятиям, включая совместные предприятия, учреждениям и организациям, религиозным организациям - для ведения подсобного сельского хозяйства.

 

Глава X. Земли граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство

 

Статья 51. Условия предоставления земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства

Гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, основанное преимущественно на личном труде и труде членов их семей, земельные участки передаются по их желанию в пожизненное наследуемое владение или в аренду. За гражданами, получившими земельные участки для ведения крестьянского хозяйства и имеющим жилой дом в сельском населенном пункте, сохраняется приусадебный надел при доме.

Граждане, ведущие крестьянское хозяйство на земельных участках, находящихся в пожизненном наследуемом владении, могут дополнительно арендовать или получать во временное пользование земельные участки для производственных целей.

Право на получение земельного участка для ведения крестьянского хозяйства имеют граждане, достигшие 18-летнего возраста, имеющие опыт работы в сельском хозяйстве и соответствующую квалификацию, либо прошедшие специальную подготовку. Преимущественное право на получение земельного участка имеют граждане, проживающие в дачной местности. При необходимости отбор граждан, пожелавших вести крестьянское хозяйство, производится на конкурсной основе местной администрацией, в ведении которой находится земельный участок.

Размер земельного участка для ведения крестьянского определяется в каждом конкретном случае с учетом численного состава крестьянского хозяйства, его специализации и норм, установленных в соответствии со статьей 31 настоящего Кодекса.

Земельные участки граждан, ведущих крестьянское хозяйство, разделу не подлежат. Распоряжение земельным участком главой крестьянского хозяйства осуществляется с согласия всех членов крестьянского хозяйства.

Решение о предоставлении земельных участков для ведения крестьянского хозяйства принимается районной (городской, в административном подчинении которой находится район) администрацией.

Отказ в предоставлении земельного участка может быть обжалован гражданином в суде.

 

Статья 52. Предоставление земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, являющимся членами колхозов, работниками совхозов и других сельскохозяйственных предприятий

Членам колхозов, работникам совхозов и других сельскохозяйственных предприятий (кроме опытных хозяйств), пожелавшим выйти из их состава и вести крестьянское (фермерское) хозяйство, по решению районной (городской, в административном подчинении которой находится район) администрации предоставляются участки, изымаемые из земель указанных предприятий. Районные, городские комитеты по земельной реформе и земельным ресурсам предварительно согласовывают с колхозами, совхозами и другими сельскохозяйственными предприятиями местоположение изымаемого земельного участка.

В целях создания равных условий хозяйствования для ведения крестьянского хозяйства предоставляются земельные участки, кадастровая оценка которых, как правило, должна быть на уровне средней кадастровой оценки по хозяйству. Для этих целей используется в первую очередь внесевооборотные пахотные угодья, отдельные поля севооборота (по возможности без нарушения целостности отдельных земельных участков и чересполосицы) или другие сельскохозяйственные угодья. При предоставлении земельных участков с качественной оценкой ниже средней кадастровой по хозяйству районной (городской) администрацией устанавливаются налоговые и другие льготы.

 

Статья 53. Порядок предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства из земель запаса и земель государственного лесного хозяйства

Гражданам, не являющимся членами колхозов, работниками сельскохозяйственных предприятий, земельные участки для организации крестьянского (фермерского) хозяйства предоставляются из земель запаса, либо из специального фонда земель, права на которые прекращаются в соответствии с пунктами 1, 2, 3, 4, 6, 8, 9 статьи 34 настоящего Кодекса, а также земель лесохозяйственных предприятий, не покрытых лесом и кустарником и пригодных для использования в сельскохозяйственном производстве.

 

Статья 54. Наследование земельного участка, находящегося в пожизненном владении граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство

Земельный участок гражданина, ведущего крестьянское (фермерское) хозяйство, передается по наследству одному из членов этого хозяйства по согласованию с другими членами крестьянского хозяйства. При отсутствии таковых земельный участок передается одному из наследников имущества умершего, изъявившему желание вести крестьянское хозяйство в соответствии с требованиями части третьей статьи 51 настоящего Кодекса. При наличии нескольких таких наследников выбор производится на конкурсной основе местной администрацией, в ведении которой находится земельный участок. Споры о преимущественном праве наследования земельного участка рассматриваются в суде.

При отсутствии наследников, желающих вести крестьянское хозяйство, земельный участок передается по наследству в размерах, установленных для ведения личного подсобного хозяйства, для обслуживания жилого дома либо для садоводства или животноводства.

 

Статья 55. Наследование права аренды земельного участка граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство

Наследование права аренды земельного участка граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство, происходит в порядке, предусмотренном статьей 54 настоящего Кодекса.

При перезаключении договора аренды на часть земельного участка наследнику возмещаются затраты, связанные с повышением плодородия почв той части земельного участка, на которую не распространяется право наследования аренды.

 

Статья 56. Переход прав на земельный участок при переходе права собственности на имущество крестьянского (фермерского) хозяйства

При переходе в порядке продажи или дарения права собственности на имущество крестьянского (фермерского) хозяйства, которое велось на земельном участке, находившемся в пожизненном наследуемом владении, новому главе крестьянского хозяйства по решению соответствующей местной администрации переходит и право пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Все затраты под урожай, а также затраты под улучшение земель, произведенные бывшим владельцем земельного участка возмещаются ему новым землевладельцем, если иное не оговорено сторонами.

 

Глава XI. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, сенокошения и выпаса скота

 

Статья 57. Предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства

Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства передаются в пожизненное наследуемое владение местными администрациями в соответствии с их компетенцией.

При осуществлении компактной застройки населенных пунктов в соответствии с их генеральными планами и проектами планировки и застройки земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства около дома (квартиры) предоставляются в меньшем размере с выделением остальной части участка за пределами жилой зоны населенного пункта.

 

Статья 58. Наследование земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства

В случае смерти гражданина, являющегося владельцем земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, земельный участок передается по наследству одному их членов личного подсобного хозяйства по согласованию с остальными его членами. Споры о преимущественном праве наследования земельного участка рассматриваются в суде.

В случае смерти всех членов личного подсобного хозяйства земельный участок переходит к наследникам в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Земельный участок в этом случае по решению соответствующей администрации подлежит разделу с учетом минимальных норм, установленных для обслуживания жилого дома, и каждому наследнику выдается документ, удостоверяющий право пожизненного наследуемого владения.

При невозможности раздела земельного участка он переходит к одному из наследников с выплатой остальным наследникам стоимости их доли на находящиеся на земельном участке строения, сооружения и насаждения.

При сохранении целевого назначения земельного участка его размеры сохраняются. При изменении целевого назначения земельного участка изменяются и его размеры в соответствии с установленными нормами. В этом случае новому землевладельцу возмещаются затраты на повышение плодородия почв, вложенные в земельный участок, которые не переходят по наследству.

 

Статья 59. Земельные участки для садоводства, огородничества и животноводства

Земельные участки для коллективного садоводства, огородничества и животноводства предоставляются местной администрацией в пределах ее компетенции и состоят из земель общего пользования, находящихся в пользовании садоводческих и животноводческих товариществ, и из земель, находящихся в пожизненном наследуемом владении членов указанных товариществ.

К землям общего пользования относятся земельные участки, занятые охранными зонами, дорогами, проездами, другими сооружениями и объектами общего пользования.

На земли общего пользования местными администрациями садоводческому или животноводческому товариществу выдается документ, удостоверяющий право на землю.

На участки, переданные в пожизненное наследуемое владение каждому члену садоводческих и животноводческих товариществ, местными администрациями по представлению соответствующих товариществ выдается документ, удостоверяющий его право на землю.

Порядок использования земельных участков в садоводческих и животноводческих товариществах определяется их уставами.

В отдельных случаях земельные участки могут предоставляться гражданам для индивидуального садоводства и огородничества.

 

Статья 60. Наследование права владения земельным участком для садоводства и животноводства

В случае смерти гражданина, являющегося владельцем земельного участка для садоводства или животноводства, преимущественное право наследования этим участком принадлежит одному из членов (бывших членов) семьи умершего или родственнику, который принимал участие в освоении, обустройстве и использовании земельного участка.

При отсутствии указанных лиц и завещания умершего, право владения земельным участком переходит к одному или нескольким наследникам имущества умершего. По решению районной, городской, поселковой, сельской администрации допускается раздел земельного участка между наследниками с учетом минимальной нормы, установленной в соответствии со статьей 31 настоящего Кодекса.

При невозможности раздела земельного участка право на него переходит к одному из наследников с выплатой остальным наследникам стоимости их доли, находящихся на садовом участке строений, сооружений и многолетних насаждений.

Споры о преимущественном праве наследования земельного участка рассматриваются в судебном порядке.

 

Статья 61. Земельные участки для огородничества, сенокошения и выпаса скота

Земельные участки для коллективного и индивидуального огородничества, сенокошения и выпаса скота предоставляются местными Советами народных депутатов из земель запаса в аренду, а предприятиям, учреждениям и организациям - во временное пользование в установленном порядке.

Земельные участки, предоставленные для огородничества, используются в целях выращивания овощей, картофеля, бахчевых и ягодных культур. При необходимости на указанных земельных участках могут возводиться с учетом местных условий временные постройки индивидуального или общего пользования для отдыха, хранения огородного инвентаря и укрытия от непогоды.

При прекращении права пользования земельными участками, предоставленными для огородничества, возведенные на них временные постройки подлежат сносу владельцами этих строений или за их счет без возмещения стоимости строений.

 

Глава XII. Земли колхозов, сельскохозяйственных кооперативов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций

 

Статья 62. Земли колхозов, сельскохозяйственных кооперативов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций

Колхозы, сельскохозяйственные кооперативы, акционерные общества, совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия, учреждения и организации получают землю в постоянное владение для ведения общественного сельскохозяйственного производства.

Указанные предприятия, учреждения и организации могут дополнительно арендовать или получать во временное пользование земельные участки для производственных целей.

Право колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций на землю сохраняется при вхождении в их состав агропромышленных объединений, комбинатов, агрофирм и других формирований.

Кооперативам, которые создаются на базе подразделений сельскохозяйственных предприятий (кроме опытных хозяйств) и выходят из них, по решению районной (городской, в административном подчинении которой находится район) местной администрации предоставляются земельные участки из обрабатываемых ими ранее земель с учетом необходимости создания равных условий хозяйствования. Эти участки подлежат изъятию из состава земель указанных предприятий в соответствии со статьей 52 настоящего Кодекса.


Информация по документу
Читайте также