Расширенный поиск
Закон Государственного Собрания Республики Марий Эл от 04.03.1998 № 63-З ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ Утратил силу - Закон Государственного Собрания Республики Марий Эл от 29.09.2004 № 33-3 О выборах в Республике Марий Эл (В редакции Законов Государственного Собрания Республики Марий Эл от 10.01.1999 № 111-З; от 17.07.1999 № 151-З; от 20.09.1999 № 155-З; от 09.11.1999 № 172-З; от 05.06.2000 № 25-З; от 07.09.2000 № 33-З; от 13.03.2001 № 8-З; от 19.09.2001 № 38-З; от 10.12.2001 № 48-З) Принят Государственным Собранием Республики Марий Эл 20 февраля 1998 года Глава I. Общие положения Статья 1. Пределы действия настоящего закона Настоящий закон регулирует вопросы назначения, подготовки и проведения выборов Президента Республики Марий Эл, депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл, глав и других должностных лиц местного самоуправления и депутатов представительных органов местного самоуправления, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Статья 2. Основные термины, используемые в настоящем законе В настоящем законе используются следующие термины: агитационные материалы - печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации и предназначенные для массового распространения, обнародования в ходе избирательной кампании; агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов или против них; выборы в Республике Марий Эл - выборы Президента Республики Марий Эл, депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл, избираемые непосредственно гражданами, а также выборы глав и других должностных лиц местного самоуправления и представительных органов местного самоуправления; выдвижение кандидата - инициатива избирателей, избирательного объединения, избирательного блока в определении кандидата в выборный орган или на выборную должность государственной власти, местного самоуправления, а также сбор подписей избирателей в поддержку указанной инициативы или иные формы поддержки указанной инициативы, предусмотренные федеральным законом, законами Республики Марий Эл; депутат - лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в Государственное Собрание Республики Марий Эл, или в представительный орган местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; избиратель - гражданин Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающий на территории Республики Марий Эл, обладающий активным избирательным правом; избирательная кампания - период со дня официального опубликования решения уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня официального опубликования результатов выборов; избирательное объединение - политическое общественное объединение (политическая партия, иная политическая организация, политическое движение), которое создано и зарегистрировано в соответствии с федеральными законами, законами Республики Марий Эл на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. Политическое общественное объединение либо изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения в целях придания ему статуса политического, должны быть зарегистрированы не позднее чем за год до дня голосования, а при назначении выборов Президента Республики Марий Эл или Государственного Собрания Республики Марий Эл, органа местного самоуправления в случае досрочного прекращения полномочий соответствующего органа этот срок сокращается до шести месяцев. Указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав политического общественного объединения; (В редакции Закона Государственного Собрания Республики Марий Эл от 17.07.1999 № 151-З) избирательное право активное (активное избирательное право) - право граждан избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления; избирательное право пассивное (пассивное избирательное право) - право граждан быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления; избирательные комиссии - коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, которые установлены настоящим законом, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов; избирательные права граждан - конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в том числе участвовать в выдвижении кандидатов, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в других избирательных действиях; избирательный блок - добровольное объединение двух и более избирательных объединений для совместного участия в выборах. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения; избирательный округ - территория, которая образована в соответствии с настоящим законом и от которой непосредственно гражданами избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица); кандидат - лицо, выдвинутое в установленном настоящим законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе государственной власти или органе местного самоуправления; кандидат зарегистрированный (зарегистрированный кандидат) - лицо, которое зарегистрировано соответствующей избирательной комиссией кандидатом на должность Президента Республики Марий Эл, кандидатом в депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл, кандидатом в выборный орган местного самоуправления, кандидатом на должность главы муниципального образования, кандидатом на иную должность в органе местного самоуправления, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов; наблюдатель - лицо, назначенное при проведении выборов зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню выборов, или более высоком уровне, а в случаях, предусмотренных настоящим законом, при проведении выборов в органы местного самоуправления - и избирателями; наблюдатель на выборах уполномочен вести наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью избирательной комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая действия избирательной комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов; (В редакции Закона Государственного Собрания Республики Марий Эл от 17.07.1999 № 151-З) наблюдатель иностранный (международный) (иностранный (международный) наблюдатель) - лицо, представляющее иностранную или международную организацию, приобретающее право на осуществление наблюдения за подготовкой и проведением выборов в Республике Марий Эл в соответствии с установленным законом порядком; органы государственной власти Республики Марий Эл - Президент Республики Марий Эл, Государственное Собрание Республики Марий Эл, Правительство Республики Марий Эл и иные государственные органы, предусмотренные Конституцией Республики Марий Эл; органы местного самоуправления - представительные органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления, избираемые на территориях, на которых осуществляется местное самоуправление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Марий Эл, федеральными законами и законами Республики Марий Эл. Статья 3. Принципы проведения выборов в Республике Марий Эл 1. Гражданин участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. 2. Участие гражданина в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. 3. Допускается проведение выборов в органы государственной власти Республики Марий Эл одновременно с выборами в органы местного самоуправления и проведением референдума Республики Марий Эл, местного референдума. 4. Деятельность избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов, подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов осуществляется открыто и гласно. 5. Иностранные граждане, за исключением случая, указанного в пункте 9 статьи 4 настоящего Закона, лица без гражданства, иностранные юридические лица не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов. (Пункт дополнен - Закон Государственного Собрания Республики Марий Эл от 17.07.1999 № 151-З) Статья 4. Всеобщее избирательное право 1. Гражданин Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающий на территории Республики Марий Эл или на территории соответствующего муниципального образования применительно к уровню выборов, достигший возраста 18 лет, вправе избирать, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях, а по достижении возраста, установленного Конституцией Республики Марий Эл, настоящим законом, - быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. 2. Гражданин может избирать, быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. 3. Не имеют права избирать, быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. 4. Президентом Республики Марий Эл может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом, достигший на день выборов 30 лет. 5. Депутатом Государственного Собрания Республики Марий Эл может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом, достигший на день выборов 21 года. 6. Депутатом представительного органа местного самоуправления может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом, достигший на день выборов 18 лет. 7. Главой и иным выборным должностным лицом местного самоуправления может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом, достигший на день выборов 21 года. 8. Ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, в том числе с невозможностью находиться на государственной или муниципальной службе, входить в состав Государственного Собрания Республики Марий Эл, представительного органа местного самоуправления, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Марий Эл, законами Республики Марий Эл. 9. В соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами Республики Марий Эл иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации. (Пункт дополнен - Закон Государственного Собрания Республики Марий Эл от 17.07.1999 № 151-З) Статья 5. Равное избирательное право Граждане участвуют в выборах в Республике Марий Эл на равных основаниях. Статья 6. Прямое избирательное право Гражданин голосует на выборах соответственно за кандидата или против кандидата непосредственно. Статья 7. Тайное голосование Голосование на выборах является тайным, исключающим возможность какого либо контроля за волеизъявлением гражданина. Статья 8. Срок полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления 1. Срок полномочий Президента Республики Марий Эл, депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл, депутатов представительных органов местного самоуправления, глав и других должностных лиц местного самоуправления устанавливается соответственно Конституцией Республики Марий Эл, законами Республики Марий Эл, уставами муниципальных образований. Полномочия Государственного Собрания, избранного в соответствии с Конституцией Республики Марий Эл и настоящим Законом, прекращаются по истечении четырех лет со дня избрания Государственного Собрания в правомочном составе с момента начала работы Государственного Собрания нового созыва. (Абзац дополнен - Закон Государственного Собрания Республики Марий Эл от 05.06.2000 № 25-З) Конституционный срок полномочий вновь избранного Президента Республики Марий Эл исчисляется с момента вступления его в должность. (Абзац дополнен - Закон Государственного Собрания Республики Марий Эл от 05.06.2000 № 25-З) 2. Изменение (увеличение или уменьшение) срока полномочий действующих органов или избранных депутатов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не допускается. 3. Норма об изменении (увеличении или уменьшении) установленного Конституцией Республики Марий Эл, законами Республики Марий Эл и уставами муниципальных образований срока полномочий выборных органов или депутатов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вступает в силу после истечения срока полномочий действующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или депутата, а в случае досрочного прекращения их полномочий - после прекращения указанных полномочий. Статья 9. Обязательность проведения выборов Выборы должностных лиц или депутатов, указанных в статье 8 настоящего закона, являются обязательными и проводятся в сроки, установленные Конституцией Республики Марий Эл, законами Республики Марий Эл, уставами муниципальных образований. Статья 10. Назначение выборов 1. Выборы Президента Республики Марий Эл, депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл назначает Государственное Собрание Республики Марий Эл. Выборы представительных органов местного самоуправления, глав и других выборных должностных лиц местного самоуправления назначает соответствующий представительный орган. Решение о назначении выборов принимается не ранее 180 дней и не позднее 90 дней до дня голосования. (В редакции Закона Государственного Собрания Республики Марий Эл от 19.09.2001 № 38-З) Днем голосования на выборах Президента Республики Марий Эл, главы или иного выборного должностного лица местного самоуправления является первое воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах. Днем голосования на выборах депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл, депутатов представительного органа местного самоуправления является первое воскресенье после дня, когда истекает конституционный (уставный) срок, на который избраны Государственное Собрание Республики Марий Эл, представительный орган местного самоуправления прежнего созыва. Исчисление срока, на который избрано Государственное Собрание Республики Марий Эл, представительный орган местного самоуправления,начинается со дня их избрания. Днем избрания является день голосования, в результате которого Государственное Собрание, представительный орган местного самоуправления были избраны в правомочном составе. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднеечем через пять дней со дня его принятия. (В редакции Закона Государственного Собрания Республики Марий Эл от 05.06.2000 № 25-З) В случае досрочного прекращения полномочий Президента Республики Марий Эл, депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл, главы или иного выборного должностного лица местного самоуправления, депутатов представительного органа местного самоуправления в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Марий Эл, федеральным законом и настоящим Законом, уставом муниципального образования, соответствующий уполномоченный на то орган не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Республики Марий Эл, депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл, главы или иного выборного должностного лица местного самоуправления, депутатов представительного органа местного самоуправления. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. (В редакции Закона Государственного Собрания Республики Марий Эл от 05.06.2000 № 25-З) 2. Голосование может быть назначено только на календарный выходной день. Не допускается назначение голосования на праздничный день. В случае совпадения воскресенья, на которое должны быть назначены выборы с предпраздничным или праздничным днем, либо днем, следующим после праздничного дня, выборы назначаются на ближайшее следующее воскресенье. 3. В случаях, если уполномоченный на то орган не назначит выборы в установленные сроки либо не назначит выборы в соответствии с установленным порядком при досрочном прекращении Президентом Республики Марий Эл, депутатами Государственного Собрания Республики Марий Эл, главой или иным выборным должностным лицом местного самоуправления, депутатами представительных органов местного самоуправления исполнения своих полномочий, а также при отсутствии уполномоченного на то органа выборы проводятся соответствующей избирательной комиссией: в первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем истечения полномочий органов или депутатов, перечисленных в абзаце первом пункта третьего. При этом решение избирательной комиссии о проведении выборов публикуется не позднее чем через 7 дней со дня истечения установленного пунктом 1 настоящей статьи срока опубликования решения о назначении выборов; не позднее чем через 180 дней со дня досрочного прекращения полномочий органа или депутатов. При этом решение избирательной комиссии о проведении выборов публикуется не позднее чем через 7 дней со дня истечения установленного пунктом 1 настоящей статьи срока опубликования решения о назначении выборов. (Пункт в редакции Закона Государственного Собрания Республики Марий Эл от 17.07.1999 № 151-З) 4. В случаях, если уполномоченный на то орган либо соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный срок выборы должностного лица или депутатов, указанных в статье 8 настоящего закона, а также если соответствующая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном настоящим законом, выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора назначаются соответствующим судом общей юрисдикции. При этом выборы организует и проводит временная избирательная комиссия, которая формируется для подготовки и проведения данных выборов Центральной избирательной комиссией Республики Марий Эл в количестве не более 15 членов с соблюдением требований к составу избирательной комиссии, установленных статьей 18 настоящего закона, в течение 7 дней со дня вступления судебного решения в законную силу. Статья 11. Избрание глав и иных выборных должностных лиц местного самоуправления представительным органом местного самоуправления, собранием (сходом) граждан 1. Уставом муниципального образования, в установленных законами Республики Марий Эл случаях, может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительного органа местного самоуправления собранием (сходом) граждан соответствующего муниципального образования. 2. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены выборы главы или иного выборного должностного лица местного самоуправления муниципального образования соответствующим представительным органом местного самоуправления, собранием (сходом) граждан муниципального образования. Срок полномочий избираемых таким образом глав и иных выборных должностных лиц местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет. (В редакции Закона Государственного Собрания Республики Марий Эл от 10.12.2001 № 48-З) 3. Выдвижение кандидатов на предусмотренную уставом муниципального образования должность главы местного самоуправления муниципального образования из состава депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования вправе осуществлять, депутаты представительного органа местного самоуправления, в том числе и путем самовыдвижения. (В редакции Закона Государственного Собрания Республики Марий Эл от 05.06.2000 № 25-З) 4. Предложение о выдвижении кандидата из состава депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования на должность главы местного самоуправления муниципального образования направляется в письменном виде в представительный орган местного самоуправления муниципального образования. 5. Выдвижение кандидатов на должность главы местного самоуправления муниципального образования начинается со дня объявления представительным органом местного самоуправления (организационным комитетом по подготовке первой сессии вновь избранного представительного органа местного самоуправления) даты проведения сессии представительного органа по выборам главы местного самоуправления и заканчивается за один день до дня проведения сессии. 6. Инициатор выдвижения кандидата на должность главы местного самоуправления муниципального образования в праве присутствовать на сессии представительного органа местного самоуправления, обосновывать выдвижение данного кандидата, выступать в поддержку его избрания в ходе обсуждения депутатами выдвинутых кандидатур. 7. Выборы глав местного самоуправления муниципального образования из состава депутатов представительных органов местного самоуправления осуществляются представительным органом местного самоуправления из числа выдвинутых кандидатов тайным голосованием в порядке, определенном уставом муниципального образования. 8. Порядок проведения на собрании (сходе) граждан выборов главы, иного выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается Законом Республики Марий Эл "Об общих собраниях (сходах) граждан и старостах населенных пунктов в Республике Марий Эл" и уставом муниципального образования. 9. Глава, иное выборное должностное лицо местного самоуправления считается избранным, если за него проголосовало не менее половины соответственно от установленного числа депутатов представительного органа местного самоуправления, либо граждан данного муниципального образования, принявших участие в собрании (сходе) граждан и обладающих избирательным правом. Глава II. Регистрация (учет) избирателей, составление списков избирателей, образование избирательных округов, избирательных участков Статья 12. Регистрация (учет) избирателей 1. Регистрации (учету) подлежат все граждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на территории Республики Марий Эл и обладающие активным избирательным правом. 2. Основанием для регистрации (учета) является факт постоянного или преимущественного проживания гражданина Российской Федерации на соответствующей территории, устанавливаемый органами регистрационного учета населения в соответствии с Законом Российской Федерации о праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. 3. Регистрация (учет) избирателей осуществляется главой муниципального образования (в случае если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления), командиром воинской части по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. При этом может использоваться государственная автоматизированная информационная система. 4. Исполнительные органы государственной власти Республики Марий Эл оказывают содействие органам местного самоуправления и избирательным комиссиям при осуществлении мероприятий по регистрации (учету) избирателей и уточнению сведений о зарегистрированных избирателях. 5. Избиратель имеет право на беспрепятственный доступ к документированной информации (персональным данным) о себе и уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности. (Статья в редакции Закона Государственного Собрания Республики Марий Эл от 05.06.2000 № 25-З) Статья 13. Составление списков избирателей 1. При проведении выборов в целях реализации прав избирателей, ознакомления избирателей с данными о себе, а также в целях проведения голосования соответствующими территориальными, окружными избирательными комиссиями составляются списки избирателей на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей и представляемых в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи. 2. Порядок составления списков избирателей устанавливается статьей 18 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим законом, уставами муниципальных образований. 3. В списки избирателей на избирательных участках включаются граждане, обладающие на день проведения голосования активным избирательным правом. 4. В списки избирателей на выборах в органы местного самоуправления в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами Республики Марий Эл включаются иностранные граждане, достигшие возраста 18 лет и не подпадающие под действие пункта 3 статьи 4 настоящего закона, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся указанные выборы. 5. Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его постоянного или преимущественного проживания, а в случаях, предусмотренных настоящим законом, федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, также временного проживания на территории этого участка, определяемый в соответствии с федеральным законодательством. 6. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если эти военнослужащие до призыва на военную службу постоянно или преимущественно не проживали на территории данного муниципального образования, при проведении выборов в органы местного самоуправления не включаются в списки избирателей и не учитываются при определении числа избирателей на указанных выборах. 7. Формирование и уточнение сведений о зарегистрированных избирателях осуществляются уполномоченным органом или должностным лицом местного самоуправления, а в отношении избирателей-военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей в случае, если они проживают на территории расположения воинской части, - командиром воинской части. Указанные сведения направляются уполномоченным органом или должностным лицом местного самоуправления в территориальные (окружные) избирательные комиссии, а командиром воинской части в территориальные (окружные) или участковые избирательные комиссии сразу после назначения дня голосования или после образования этих комиссий. Список избирателей составляется соответствующей избирательной комиссией, в том числе с использованием государственной автоматизированной информационной системы в порядке, установленном федеральными законами, настоящим законом, отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме уполномоченными на то органами или должностным лицом местного самоуправления, командиром воинской части. Списки тех избирателей, которые в день выборов будут находиться в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания избирателей, составляются на основании данных, предоставляемых руководителями этих учреждений. Списки находящихся в таких учреждениях избирателей направляются в территориальную избирательную комиссию по месту проживания таких избирателей с сообщением о факте их включения в список избирателей по месту временного пребывания. 8. Гражданин включается в список избирателей только на одном избирательном участке. 9. Список избирателей составляется в двух экземплярах. Сведения об избирателях, включаемые в список избирателей, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, по адресам избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места постоянного или преимущественного проживания избирателя. Список избирателей подписывается председателем и секретарем территориальной (окружной) избирательной комиссии, а после передачи указанного списка в участковую избирательную комиссию - также председателем и секретарем участковой избирательной комиссии. На избирательных участках, образованных на территории воинской части, список избирателей подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии. Список избирателей заверяется печатями соответственно территориальной (окружной) и участковой избирательных комиссий. 10. Соответствующая территориальная (окружная) избирательная комиссия передает по акту участковым избирательным комиссиям списки избирателей конкретного избирательного участка не позднее чем за 25 дней до дня голосования. 11. Участковая избирательная комиссия производит уточнение списка избирателей в соответствии с установленным порядком организации взаимодействия избирательных комиссий с органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, осуществляющими регистрацию (учет) избирателей. 12. Список избирателей представляется участковой избирательной комиссией для ознакомления избирателей и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования. (В редакции Закона Государственного Собрания Республики Марий Эл от 17.07.1999 № 151-З) 13. Гражданин, обладающий активным избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов, а в день голосования - в течение 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления. Исключение гражданина из списка избирателей после его подписания председателем и секретарем территориальной (окружной) избирательной комиссии производится только на основании сведений, полученных от соответствующих органов, осуществляющих регистрацию (учет) избирателей. При этом в списке избирателей указываются дата исключения гражданина из списка и причина такого исключения. Данная запись заверяется подписью председателя участковой избирательной комиссии. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню выборов) или в суд (по месту нахождения участковой избирательной комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день голосования - немедленно. 14. Вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается. Статья 14. Образование избирательных округов 1. Для проведения выборов депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл и представительных органов местного самоуправления избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которые предоставляются соответственно уровню выборов исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, а также командирами воинских частей, не позднее чем в течение 5 дней после назначения дня голосования. Одномандатные избирательные округа образуются на основе единой нормы представительства избирателей на округ. Единая норма представительства избирателей на одномандатный избирательный округ устанавливается путем деления общего числа зарегистрированных избирателей, проживающих на территории Республики Марий Эл или муниципального образования, на установленное общее число одномандатных избирательных округов. Центральная избирательная комиссия Республики Марий Эл, соответствующая территориальная избирательная комиссия на основании имеющихся данных об избирателях разрабатывает и не позднее чем за 75 дней до дня голосования по выборам в Государственное Собрание, представительный орган местного самоуправления представляет на рассмотрение Государственного Собрания, представительного органа местного самоуправления схему образования одномандатных избирательных округов и графическое изображение этой схемы. В схеме образования одномандатных избирательных округов должны быть указаны: (В редакции Закона Государственного Собрания Республики Марий Эл от 19.09.2001 № 38-З) а) границы избирательных округов; б) название каждого избирательного округа и его номер; в) перечень входящих в каждый избирательный округ административно - территориальных единиц или муниципальных образований, или населенных пунктов. В случае если избирательный округ включает в себя часть территории административно - территориальной единицы муниципального образования либо населенного пункта, в указанной схеме должны быть обозначены границы этой части административно – территориальной единицы, муниципального образования либо населенного пункта; г) центр каждого избирательного округа; д) число избирателей, зарегистрированных в каждом избирательном округе, а если на территории одной административно – территориальной единицы образовано более одного избирательного округа - также число избирателей, зарегистрированных в каждой части административно - территориальной единицы или каждой части муниципального образования, входящих в состав каждого избирательного округа. Государственное Собрание Республики Марий Эл, соответствующий представительный орган местного самоуправления утверждает схему образования избирательных округов не позднее чем за 70 дней до дня голосования. (В редакции Закона Государственного Собрания Республики Марий Эл от 19.09.2001 № 38-З) 2. При проведении выборов избирательные округа должны образовываться при соблюдении следующих требований: примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов; избирательный округ составляет единую территорию, не допускается образование избирательного округа из не граничащих между собой территорий, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами Республики Марий Эл. 3. При соблюдении требований об образовании избирательных округов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, учитываются административно-территориальное устройство (деление) Республики Марий Эл, территории муниципальных образований. 4. Публикация (обнародование) схемы образованных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется Государственным Собранием Республики Марий Эл и представительным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования не позднее чем через 5 дней после ее утверждения. Статья 15. Образование избирательных участков 1. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. 2. Избирательные участки образуются главой местного самоуправления соответствующего муниципального образования по согласованию с соответствующими территориальными избирательными комиссиями на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, из расчета не более чем 3 тысячи избирателей на каждом участке не позднее чем за 30 дней до дня голосования на выборах. 3. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов. 4. В местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании могут образовываться избирательные участки в срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи, а в исключительных случаях - не позднее чем за 5 дней до дня голосования; такие избирательные участки входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна. 5. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В порядке исключения допускается образование избирательных участков на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов районах. Избирательные участки в этих случаях образуются командирами воинских частей по решению: Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл - при проведении выборов Президента Республики Марий Эл, окружных избирательных комиссий - при проведении выборов депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл, территориальных избирательных комиссий - при проведении выборов в органы местного самоуправления. При этом доступ в помещения для голосования должен быть обеспечен всем членам участковой и вышестоящих избирательных комиссий, кандидатам и их доверенным лицам, наблюдателям по предъявлении соответствующего удостоверения или документа, предусмотренного настоящим законом. 6. Списки избирательных участков с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых избирательных комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой муниципального образования не позднее чем за 25 дней до дня голосования на выборах. Глава III. Избирательные комиссии Статья 16. Система и статус избирательных комиссий 1. В Республике Марий Эл действуют следующие избирательные комиссии: а) при подготовке и проведении выборов Президента Республики Марий Эл: Центральная избирательная комиссия Республики Марий Эл; территориальные (районные, городские) избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии; б) при подготовке и проведении выборов депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл: Центральная избирательная комиссия Республики Марий Эл территориальные (районные, городские) избирательные комиссии; (В редакции Закона Государственного Собрания Республики Марий Эл от 05.06.2000 № 25-З) окружные избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии; в) при подготовке и проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований: Центральная избирательная комиссия Республики Марий Эл; территориальные (районные, городские республиканского значения, городские районного значения, поселковые и сельские) избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии. В случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Республики Марий Эл, а также при совмещении выборов, выборов и референдумов, избирательные комиссии в устанавливаемом Центральной избирательной комиссией Республики Марий Эл порядке могут совмещать полномочия иных избирательных комиссий соответственно уровню проводимых выборов и референдумов. 2. Избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов в Республике Марий Эл. 3. Избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампаний обращения о нарушении федеральных конституционных законов, федеральных законов, настоящего Закона, иных законов Республики Марий Эл, уставов муниципальных образований в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Избирательные комиссии вправе обращаться с представлением о проведении соответствующей проверки и пресечении нарушений федеральных конституционных законов, федеральных законов, настоящего Закона, иных законов Республики Марий Эл, уставов муниципальных образований в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, в правоохранительные органы, которые обязаны в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно принять меры по пресечению этих нарушений. В случае, если факты, содержащиеся в обращении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок. (Пункт дополнен - Закон Государственного Собрания Республики Марий Эл от 17.07.1999 № 151-З) 4. Избирательные комиссии обеспечивают информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о ходе избирательной кампании, о кандидатах, зарегистрированных кандидатах. (Пункт дополнен - Закон Государственного Собрания Республики Марий Эл от 17.07.1999 № 151-З) 5. Полномочия и порядок деятельности Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл устанавливаются Законом Республики Марий Эл "О Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл", настоящим законом и иными законами Республики Марий Эл. 6. Полномочия и порядок деятельности иных избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления устанавливаются Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Конституцией Республики Марий Эл, настоящим законом, уставами муниципальных образований. 7. Совмещение избирательной комиссией полномочий по подготовке и проведению выборов и референдумов различных уровней возможно по решению вышестоящей (соответственно уровню выборов) избирательной комиссии, которое принято на основании обращения нижестоящей избирательной комиссии, согласованного с соответствующими органами государственной власти Республики Марий Эл, органами местного самоуправления. 8. Решения вышестоящей (соответственно уровню выборов) избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий. 9. Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным конституционным законам, федеральным законам или законам Республики Марий Эл либо принятое с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией (соответственно уровню проводимых выборов) или судом. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение по существу вопроса. 10. Центральная избирательная комиссия Республики Марий Эл является государственным органом, осуществляющим подготовку и проведение выборов в Республике Марий Эл в соответствии с компетенцией, установленной Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим законом, законами Республики Марий Эл. 11. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. 12. Финансирование деятельности Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Марий Эл, территориальной избирательной комиссии, действующей на постоянной основе, - местного бюджета. 13. Решения и акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, установленной Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", законами Республики Марий Эл, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Марий Эл, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей. 14. Центральная избирательная комиссия Республики Марий Эл ежегодно представляет Государственному Собранию отчеты о расходовании средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, выделенных на ее деятельность и проведение выборов, в порядке и по форме, устанавливаемым законами Республики Марий Эл. (Пункт дополнен - Закон Государственного Собрания Республики Марий Эл от 17.07.1999 № 151-З) 15. Государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, организации, предприятия с государственным участием, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в срок, установленный федеральными законами, законами Республики Марий Эл, а организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий, указанные в пункте 1 статьи 36 настоящего закона, должны предоставлять возможность для размещения печатной информации избирательных комиссий, а также предоставлять избирательным комиссиям бесплатное эфирное время для информирования избирателей в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами, законами Республики Марий Эл. При этом расходы организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и редакций периодических печатных изданий покрываются в порядке, установленном соответственно пунктом 15 статьи 37 и пунктом 1 статьи 38 настоящего Закона. Общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий, не указанные в пункте 1 статьи 36 настоящего закона, а также их должностные лица обязаны предоставлять избирательным комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в срок, установленный федеральными законами, законами Республики Марий Эл. (В редакции Закона Государственного Собрания Республики Марий Эл от 17.07.1999 № 151-З) Статья 17. Порядок формирования и статус Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл 1. Центральная избирательная комиссия Республики Марий Эл действует на постоянной основе и является юридическим лицом. Срок полномочий Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл - четыре года. 2. Порядок формирования Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл определяется Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Законом Республики Марий Эл "О Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл". 3. Члены Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл избирают из своего состава тайным голосованием Председателя Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл, заместителя Председателя Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл и секретаря Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл. 4. Центральная избирательная комиссия Республики Марий Эл осуществляет в пределах своей компетенции руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти Республики Марий Эл. 5. Центральная избирательная комиссия Республики Марий Эл: осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан; осуществляет контроль за соблюдением нормативов технологического оборудования, необходимого для работы избирательных комиссий; осуществляет меры по организации системы финансирования выборов, единого порядка распределения эфирного времени между зарегистрированными кандидатами для проведения предвыборной агитации, установления итогов голосования, определения результатов выборов в Республике Марий Эл и порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов; распределяет выделенные из республиканского бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, контролирует их целевое использование; оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь избирательным комиссиям; заслушивает сообщения органов исполнительной власти Республики Марий Эл и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов; устанавливает нормативы изготовления избирательного бюллетеня, списка избирателей и других избирательных документов; рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим законом. 6. Центральная избирательная комиссия Республики Марий Эл совместно с исполнительными органами государственной власти Республики Марий Эл и органами местного самоуправления организует государственную систему регистрации (учета) избирателей и участвует в осуществлении этой регистрации (учета). 7. Центральная избирательная комиссия Республики Марий Эл в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения настоящего закона. 8. Центральная избирательная комиссия Республики Марий Эл вправе давать заключения о соответствии уставов муниципальных образований настоящему закону. Статья 18. Формирование и срок полномочий окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых избирательных комиссий 1. Окружная избирательная комиссия по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл образуется в каждом избирательном округе. Полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов представительных органов местного самоуправления выполняют территориальные избирательные комиссии соответствующих муниципальных образований. 2. Формирование территориальных избирательных комиссий, а также окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл осуществляется представительными органами местного самоуправления соответственно уровню выборов на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, избирательных комиссий предыдущего состава, а участковых избирательных комиссий - на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы представительным органом местного самоуправления. Представительный орган местного самоуправления обязан назначить не менее одной трети состава территориальной, участковой избирательной комиссии, а также окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих депутатские группы в Государственном Собрании Республики Марий Эл и в представительном органе местного самоуправления. При этом может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков. (В редакции Закона Государственного Собрания Республики Марий Эл от 17.07.1999 № 151-З) Если в формировании окружной избирательной комиссии по выборам в Государственное Собрание Республики Марий Эл участвуют два и более представительных органа местного самоуправления, порядок принятия решения о ее составе, в том числе и количественном, устанавливается указанными представительными органами исходя из числа избирателей, зарегистрированных на территориях соответствующих муниципальных образований. Количественный состав таких окружных избирательных комиссий и конкретное число членов комиссий, назначаемых каждым из представительных органов, может устанавливаться решением собрания уполномоченных представителей, назначенных соответствующими представительными органами. Указанное решение публикуется Центральной избирательной комиссией Республики Марий Эл в республиканских средствах массовой информации в течение двух дней со дня проведения собрания уполномоченных представителей, которое организует и проводит Центральная избирательная комиссия Республики Марий Эл не позднее чем за 60 дней до дня голосования. (Абзац дополнен - Закон Государственного Собрания Республики Марий Эл от 05.06.2000 № 25-З) 3. В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Государственного Собрания Республики Марий Эл, органа местного самоуправления право внесения предложений о составе избирательной комиссии сохраняется за избирательными объединениями, избирательными блоками, имевшими депутатские фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, депутатские группы в Государственном Собрании Республики Марий Эл, органе местного самоуправления последнего созыва. 4. Территориальная избирательная комиссия формируется не ранее чем за 70 и не позднее чем за 60 дней до выборов в количестве 5-9 членов избирательной комиссии. Окружная избирательная комиссия формируется не позднее 5 дней после опубликования (обнародования) схемы избирательных округов в количестве 8-14 членов избирательной комиссии. Участковая избирательная комиссия формируется в срок, который начинается не позднее чем через три дня со дня образования соответствующего избирательного участка и истекает за 27 дней до дня голосования, в количестве 3-15 членов избирательной комиссии. (Пункт в редакции Закона Государственного Собрания Республики Марий Эл от 05.06.2000 № 25-З) 5. Государственные служащие и лица, замещающие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, не могут составлять более одной трети от общего числа членов территориальной, участковой избирательной комиссии, а также окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл. 6. В случае, если представительный орган местного самоуправления не назначил состав территориальной, окружной избирательной комиссии в срок, установленный пунктом 4 настоящей статьи, формирование территориальной, окружной избирательной комиссии проводится Центральной избирательной комиссией Республики Марий Эл не позднее чем за 80 дней до дня выборов с соблюдением требований, изложенных в пунктах 2, 3 и 5 настоящей статьи. 7. В случае, если представительный орган местного самоуправления не назначил состав участковой избирательной комиссии в срок, установленный пунктом 4 настоящей статьи, формирование участковой избирательной комиссии проводится соответствующей территориальной (окружной) избирательной комиссией не позднее десяти дней после образования избирательного участка с соблюдением требований, изложенных в пунктах 2, 3 и 5 настоящей статьи. 8. Срок полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл - четыре года. Срок полномочий территориальных избирательных комиссий по выборам в органы местного самоуправления - четыре года. Уставом муниципального образования может быть предусмотрена деятельность территориальной избирательной комиссии на постоянной основе. В этом случае срок полномочий территориальной избирательной комиссии не может быть менее срока полномочий представительного органа местного самоуправления, подготовку и проведение выборов в который осуществляет территориальная избирательная комиссия. 9. Полномочия территориальной избирательной комиссии по выборам Президента Республики Марий Эл, участковой избирательной комиссии прекращаются через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов в случае, если в адрес вышестоящей избирательной комиссии не поступило жалоб и протестов на действия (бездействие) данной избирательной комиссии, в результате которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов, и если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования или опротестования итогов голосования полномочия данной комиссии прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссией или судом. 10. Территориальная избирательная комиссия, действующая на постоянной основе, собирается на свое первое заседание не позднее чем на пятнадцатый день после вынесения решения о назначении ее членов. При этом в состав территориальной избирательной комиссии должно быть назначено не менее двух третей членов избирательной комиссии. Со дня первого заседания территориальной избирательной комиссии нового состава полномочия территориальной избирательной комиссии прежнего состава прекращаются. Статья 19. Полномочия Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл Центральная избирательная комиссия при подготовке и проведении выборов в пределах своих полномочий, установленных федеральными и республиканскими законами: руководит деятельностью избирательных комиссий; осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан; назначает выборы Президента Республики Марий Эл, депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл в случае, если Государственное Собрание Республики Марий Эл не назначит выборы в установленные сроки либо не назначит выборы в соответствии с установленным порядком при досрочном прекращении Президентом Республики Марий Эл, депутатами Государственного Собрания Республики Марий Эл исполнения своих полномочий; формирует окружные и территориальные комиссии в установленном настоящим законом случаях; осуществляет контроль за соблюдением законности при подготовке и проведении выборов, обеспечивает единообразное применение настоящего закона; издает инструкции и иные нормативные акты по вопросам применения настоящего закона обязательные для всех избирательных комиссий, осуществляющих подготовку и проведение выборов; регистрирует кандидатов на должность Президента Республики Марий Эл и их доверенных лиц; выдает кандидатам на должность Президента Республики Марий Эл и их доверенным лицам удостоверения установленного образца; отменяет на основаниях и порядке, предусмотренном настоящим законом решения о регистрации кандидатов; обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для всех кандидатов; устанавливает единую нумерацию избирательных участков по республике при проведении выборов Президента Республики Марий Эл и депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл; заслушивает сообщения министерств и ведомств, других органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов; устанавливает формы избирательных бюллетеней, списка избирателей и других избирательных документов; утверждает текст избирательного бюллетеня по выборам Президента Республики Марий Эл; обеспечивает изготовление и снабжение окружных и территориальных избирательных комиссий избирательными бюллетенями; утверждает образцы печатей избирательных комиссий и порядок пересылки и хранения избирательных документов; контролирует обеспечение избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов; устанавливает единый порядок обработки итогов голосования и определения результатов выборов; устанавливает результаты выборов Президента Республики Марий Эл и общие итоги выборов депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл и публикует их в печати, обеспечивает передачу документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, в архивы; составляет списки лиц, избранных депутатами Государственного Собрания, и передает их в Государственное Собрание Республики Марий Эл; организует повторное голосование по выборам Президента Республики Марий Эл; организует повторные выборы Президента Республики Марий Эл и депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл; организует подготовку и проведение дополнительных выборов депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл; осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Законом Республики Марий Эл "О Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл" и настоящим законом. Статья 20. Полномочия окружной, территориальной избирательной комиссии 1. Окружная, территориальная избирательная комиссия: осуществляет контроль за исполнением настоящего закона на соответствующей территории; координирует деятельность участковых избирательных комиссий, оказывает содействие в их работе; составляет списки избирателей, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (бездействие) участковых избирательных комиссий и принимает по ним мотивированные решения; регистрирует применительно к уровню выборов кандидатов и их доверенных лиц, выдает им удостоверения установленного образца; обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для всех кандидатов; распоряжается денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, распределяет часть этих средств между участковыми избирательными комиссиями, обеспечивает контроль за их целевым использованием; утверждает применительно к уровню выборов текст избирательного бюллетеня; обеспечивает доставку избирательных бюллетеней и других документов участковым избирательным комиссиям; устанавливает и публикует результаты выборов, итоги голосования применительно к уровню выборов, обеспечивает передачу документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, в архивы; контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов; организует и проводит дополнительные и повторные выборы в соответствии с требованиями настоящего закона; организует досрочное голосование в помещении окружной, территориальной избирательной комиссии; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим законом. 2. Применительно к уровню выборов территориальная избирательная комиссия назначает выборы главы и других выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов представительного органа местного самоуправления в случае, если представительный орган не назначит выборы в установленные сроки либо не назначит выборы в соответствии с установленным порядком при досрочном прекращении главой и другим выборным должностным лицом местного самоуправления, депутатом представительного органа местного самоуправления исполнения своих полномочий, а также формирует участковые комиссии в установленном настоящим законом случаях. (В редакции Закона Государственного Собрания Республики Марий Эл от 17.07.1999 № 151-З) Статья 21. Полномочия участковой избирательной комиссии Участковая избирательная комиссия: оповещает население об адресе и о номере телефона участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также о дне и месте голосования; производит уточнение списка избирателей; проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений; обеспечивает подготовку помещений для голосования, избирательных ящиков и другого оборудования; контролирует соблюдение на территории избирательного учакстка правил размещения агитационных предвыборных материалов; организует на участке голосование в день выборов, а также досрочное голосование; производит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке; рассматривает заявления и жалобы на нарушение настоящего закона и принимает по ним мотивированные решения; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим законом. Статья 22. Статус членов избирательных комиссий 1. Членами избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл, представительных органов местного самоуправления, выборные должностные лица органов местного самоуправления, судьи, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица групп избирателей и избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, супруги и близкие родственники кандидатов, зарегистрированных кандидатов или лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов, зарегистрированных кандидатов. 2. Под непосредственным подчинением в настоящем законе понимаются служебные отношения между руководителем и подчиненным, при которых первый обладает в отношении последнего властно-распорядительными полномочиями, то есть имеет право приема на работу и увольнения подчиненного или в пределах должностных полномочий вправе отдавать ему приказы, распоряжения и указания, обязательные для исполнения, применять меры поощрения и дисциплинарного взыскания. 3. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса не может быть одновременно членом вышестоящей или нижестоящей соответственно уровню выборов избирательной комиссии с правом решающего голоса. (В редакции Закона Государственного Собрания Республики Марий Эл от 17.07.1999 № 151-З) 4. Срок полномочий членов избирательных комиссий с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий этих избирательных комиссий. 5. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена избирательной комиссии до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случае: подачи членом избирательной комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий; утраты членом избирательной комиссии гражданства Российской Федерации; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена избирательной комиссии; признания члена избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим; смерти члена избирательной комиссии; признания члена избирательной комиссии на основании заявления соответствующей избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, систематически не выполняющим обязанности; появления оснований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи. 6. Полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса прекращаются также в случае расформирования избирательной комиссии в соответствии со статьей 23 настоящего закона. 7. Орган, назначивший члена избирательной комиссии, обязан назначить нового члена избирательной комиссии вместо члена, который выбыл по вышеуказанным обстоятельствам, не позднее чем в месячный срок, а в период проведения соответствующих выборов не позднее чем через десять дней со дня его выбытия в соответствии с требованиями, установленными Законом Республики Марий Эл "О Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл" и пунктами 1 и 2 статьи 18 настоящего закона. В случае невыполнения уполномоченным на то органом данного требования нового члена окружной, территориальной, участковой избирательной комиссии назначает вышестоящая избирательная комиссия с соблюдением требований, установленных настоящим Законом. (В редакции Закона Государственного Собрания Республики Марий Эл от 17.07.1999 № 151-З) 8. Председатель Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл замещает должность в комиссии на постоянной (штатной) основе. Председатель Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл должен иметь, как правило, высшее юридическое образование или ученую степень в области права. 9. Член Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл, иной избирательной комиссии, действующей на постоянной основе, с правом решающего голоса может работать в соответствующей комиссии на постоянной (штатной) основе. 10. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающий на постоянной (штатной) основе, не может замещать другие государственные должности, находиться на государственной или муниципальной службе, заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. 11. Органы государственной власти и местного самоуправления принимают необходимые меры по материальному и социальному обеспечению замещающих должность на постоянной (штатной) основе членов избирательных комиссий, действующих на постоянной основе, и работников аппаратов указанных комиссий. Размер и виды денежного содержания работающих на постоянной (штатной) основе членов избирательных комиссий, действующих на постоянной основе, определяются федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Марий Эл и не должны быть менее размера и видов денежного содержания лиц, замещающих государственные должности категории "А" соответственно в Государственном Собрании Республики Марий Эл либо в органе исполнительной власти Республики Марий Эл, или лиц, замещающих муниципальные должности в органе местного самоуправления. (В редакции Закона Государственного Собрания Республики Марий Эл от 17.07.1999 № 151-З) 12. Члену избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденному на период подготовки и проведения выборов от основной работы, сохраняется средний заработок по месту основной работы. Члену избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденному на период подготовки и проведения выборов от основной работы, в том числе являющемуся государственным или муниципальным служащим, дополнительная оплата труда может производиться за счет средств, выделенных на проведение выборов, в размерах и порядке, установленных избирательной комиссией, на которую законом возложено руководство деятельностью нижестоящих избирательных комиссий по подготовке и проведению соответствующих выборов. (В редакции Закона Государственного Собрания Республики Марий Эл от 09.11.1999 № 172-З) 13. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса на период проведения выборов не может быть привлечен без согласия прокурора Республики Марий Эл к уголовной ответственности, подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. 14. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса в период проведения соответствующих выборов не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу. 15. После регистрации соответствующей избирательной комиссией кандидата данный кандидат вправе назначить в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, и в нижестоящие избирательные комиссии по одному члену комиссии с правом совещательного голоса. Избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие зарегистрированного кандидата, вправе также назначить в избирательную комиссию, на которую федеральным конституционным законом, федеральным законом, настоящим Законом возложено руководство деятельностью нижестоящих избирательных комиссий по подготовке и проведению соответствующих выборов, по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса. (В редакции Закона Государственного Собрания Республики Марий Эл от 17.07.1999 № 151-З) 16. Член комиссии с правом совещательного голоса обладает всей полнотой прав члена комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, за исключением права выдачи избирательных бюллетеней, участия в сортировке и подсчете избирательных бюллетеней, составления протокола об итогах голосования, результатах выборов, права участия в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей избирательной комиссии, и права подписывать решения избирательной комиссии. 17. Член избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса: заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей избирательной комиссии; вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования; вправе задавать другим участникам заседания избирательной комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; вправе знакомиться с любыми документами и материалами (в том числе со списками избирателей, избирательными бюллетенями), включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением списков избирателей, избирательных бюллетеней), требовать заверения этих копий; вправе обжаловать действия (бездействие) избирательной комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд. 18. Полномочия членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса в случаях, если кандидаты, их назначившие, были избраны, продолжаются до окончания регистрации кандидатов на следующих выборах в тот же орган или на ту же должность; полномочия остальных членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса прекращаются соответственно через 30 дней после официального опубликования результатов выборов по всем голосованиям, проводимым на соответствующей территории в рамках данной избирательной кампании. 19. Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса в период, на который распространяются его полномочия, обладает установленными настоящей статьей правами, связанными с подготовкой и проведением всех выборов, в проведении которых принимает участие данная избирательная комиссия. 20. Полномочия члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению лица, назначившего данного члена избирательной комиссии и переданы другому лицу. Статья 23. Расформирование избирательной комиссии 1. В случае нарушения окружной, территориальной, участковой избирательной комиссией избирательных прав граждан, повлекшего признание Центральной избирательной комиссией Республики Марий Эл в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и настоящим законом (в том числе на основании судебного решения), недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов, указанная избирательная комиссия может быть расформирована судом соответственно подсудности, установленной федеральным законодательством. Основания и порядок расформирования Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл устанавливается Законом Республики Марий Эл "О Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл". 2. С заявлением в суд о расформировании окружной, территориальной, участковой избирательной комиссии вправе обратиться группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл или представительного органа местного самоуправления численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этого органа, а также Центральная избирательная комиссия Республики Марий Эл. 3. Порядок и сроки рассмотрения заявлений о расформировании избирательных комиссий устанавливается статьей 25 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". 4. Представительный орган местного самоуправления, в полномочия которого входит формирование избирательной комиссии, обязан сформировать соответствующую избирательную комиссию не позднее чем через 14 дней после вступления в силу решения суда о расформировании избирательной комиссии. 5. Расформирование избирательной комиссии не влечет прекращение полномочий членов соответствующей избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Статья 24. Гласность в деятельности избирательных комиссий 1. На всех заседаниях соответствующей избирательной комиссии, а также при осуществлении соответствующей участковой, территориальной избирательной комиссией работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями для голосования на выборах, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий, зарегистрированный данной либо вышестоящей избирательной комиссией кандидат или его доверенное лицо. Для присутствия на заседаниях и при осуществлении работы с указанными избирательными документами указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Соответствующая избирательная комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на заседания и при осуществлении работы с указанными избирательными документами. На заседаниях и при осуществлении работы с указанными избирательными документами также вправе присутствовать представители средств массовой информации. (В редакции Закона Государственного Собрания Республики Марий Эл от 17.07.1999 № 151-З) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|