Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.05.2017 № 978-р

 



                ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                           РАСПОРЯЖЕНИЕ

                     от 22 мая 2017 г. № 978-р

                              МОСКВА


     1. Утвердить прилагаемые Основы государственного регулирования
и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей
(далее - основы).
     2. Минобрнауки России:
     с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной
власти в 3-месячный  срок  разработать  и  внести  в  установленном
порядке  в  Правительство   Российской   Федерации   проект   плана
мероприятий по реализации основ;
     совместно   с    заинтересованными    федеральными    органами
исполнительной власти обеспечить реализацию основ.
     3. Рекомендовать  органам  исполнительной   власти   субъектов
Российской  Федерации  при  решении  задач   в   сфере   отдыха   и
оздоровления детей руководствоваться положениями основ.


     Председатель Правительства
     Российской Федерации                                Д.Медведев
     __________________________


                                                УТВЕРЖДЕНЫ
                                        распоряжением Правительства
                                           Российской Федерации
                                         от 22 мая 2017 г. № 978-р


                              ОСНОВЫ
         государственного регулирования и государственного
         контроля организации отдыха и оздоровления детей

                        I. Общие положения

     Конституция Российской Федерации гарантирует основные права  и
законные интересы  ребенка.  Государство  признает  детство  важным
этапом  жизни  человека,   исходит   из   принципа   приоритетности
подготовки детей к полноценной жизни в  обществе,  развития  у  них
общественно значимой и  творческой  активности,  воспитания  в  них
высоких нравственных качеств,  патриотизма  и  гражданственности  и
защищает права детей на отдых и оздоровление.
     Организация отдыха и оздоровления детей -  неотъемлемая  часть
социальной политики государства.
     Поднимаемые на государственном уровне вопросы в сфере отдыха и
оздоровления  детей  еще  раз  актуализируют   проблемы   повышения
качества  и  безопасности  оказываемых  услуг  в   этой   сфере   и
удовлетворенности детей и их  родителей  (законных  представителей)
такими услугами.
     В Российской  Федерации  сфера  отдыха  и  оздоровления  детей
регулируется    посредством     взаимодействия     заинтересованных
федеральных органов исполнительной власти,  органов  исполнительной
власти  субъектов   Российской   Федерации   и   органов   местного
самоуправления   по   вопросам,   связанным   с   координацией   их
деятельности,   реализации   функций   государственного   контроля,
информационного      обеспечения      и      повышения       уровня
материально-технического оснащения организаций, оказывающих  услуги
по организации отдыха и оздоровления детей.
     В Российской Федерации в целом сложилась и  действует  система
организации   отдыха   и   оздоровления   детей   на   федеральном,
региональном и муниципальном уровнях. Интересы и потребности  детей
в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании,  а
также  в   занятиях   физической   культурой,   спортом,   туризмом
учитываются при  реализации  программ  проведения  смен  в  детских
лагерях.  В  последние годы  удалось  переломить   ряд   негативных
тенденций   и   достичь   заметного   повышения   качества   услуг,
предоставляемых организациями отдыха и оздоровления детей.
     На   территории   Российской   Федерации    проживают    более
15 миллионов детей в возрасте  от  7  до  17 лет  включительно.  По
данным Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации,
в 2016 году  в  Российской  Федерации  работало  51,9 тыс.  детских
оздоровительных лагерей, из них загородные оздоровительные лагеря -
более 2,4 тыс., санаторно-оздоровительные лагеря - около 0,7  тыс.,
оздоровительные лагеря с  дневным  пребыванием -  более  41,7 тыс.,
лагеря труда и отдыха - более 4,9 тыс. и палаточные лагеря -  более
1,9 тыс. Их услугами  в  2016 году  воспользовались  8,68 миллионов
детей.
     Вместе с тем существуют проблемы  негативного  влияния  целого
ряда внутренних и внешних факторов,  повышающих  риски  организации
отдыха  и  оздоровления   детей.   К   таким   факторам   относятся
необходимость    совершенствования    законодательной    и     иной
нормативно-правовой  базы,  развитие   инфраструктуры   организаций
отдыха детей и их оздоровления при возросших требованиях со стороны
родителей (законных представителей) детей, направляемых на отдых  и
оздоровление   в   указанные   организации,   в   том    числе    к
образовательному компоненту  сферы  отдыха  и  оздоровления  детей,
зачастую  недостаточный  профессиональный  уровень   педагогических
кадров.
     В целях реализации прав детей на отдых и  оздоровление  принят
Федеральный  закон  от  28 декабря  2016 г.  № 465-ФЗ   "О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской  Федерации  в
части совершенствования государственного регулирования  организаций
отдыха и оздоровления детей", которым  предусмотрено  разграничение
полномочий  федеральных  органов  исполнительной  власти,   органов
исполнительной власти  субъектов  Российской  Федерации  и  органов
местного самоуправления.
     В  целях  повышения   качества   и   безопасности   отдыха   и
оздоровления детей федеральные органы исполнительной власти, органы
исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации  и  органы
местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры:
     по   принятию   нормативных   правовых   актов,   регулирующих
деятельность организаций отдыха и оздоровления детей;
     по  созданию  безопасных  условий  пребывания  в  организациях
отдыха и оздоровления детей;
     по  обеспечению  максимальной  доступности  услуг  организаций
отдыха и оздоровления детей;
     по  государственному  контролю   за   соблюдением   требований
законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха  и
оздоровления детей.
     Эффективная  реализация  государственной  политики   в   сфере
организации отдыха и  оздоровления  детей  обеспечивает  устойчивый
рост доступности получения и повышение качества услуг  в  указанной
сфере, развитие вариативности программ отдыха и оздоровления  детей
в   соответствии   с   задачами   и   приоритетами,   определенными
государством,  рост  числа  детей,  мотивированных  на   позитивные
действия,  разделяющих  общечеловеческие  и  национальные  духовные
ценности, обладающих  хорошим  физическим  здоровьем,  занимающихся
физической  культурой  и  спортом,  не  имеющих  вредных  привычек,
работающих  над  своим  личностным  и  профессиональным  развитием,
любящих свое Отечество и готовых защищать его интересы, прилагающих
усилия   для   динамичного   развития   сильного   и   независимого
государства.
     Основы  государственного  регулирования   и   государственного
контроля организации отдыха и оздоровления детей  (далее -  основы)
разработаны в целях поэтапного принятия  мер  по  совершенствованию
законодательной и нормативно-правовой базы,  созданию  условий  для
качественного и безопасного отдыха и оздоровления детей, сохранению
и развитию инфраструктуры организаций отдыха и оздоровления детей.
     Главным результатом реализации основ должны стать  обеспечение
прав  детей  на  отдых  и  оздоровление,  повышение  их  личностных
компетенций и, как следствие, увеличение степени их вовлеченности в
социально значимую жизнь страны.
     Основы определяют  систему  принципов,  приоритетных  задач  и
механизмов, обеспечивающих организацию отдыха и оздоровления  детей
в Российской Федерации.
     Государственное     регулирование организации     отдыха     и
оздоровления детей -  это  комплекс  мер  и  действий,  применяемых
государством  для   установления   основных   процессов   в   сфере
организации отдыха и оздоровления детей.

         II. Цели и задачи государственного регулирования
          и государственного контроля организации отдыха
                       и оздоровления детей

     Целями  государственного  регулирования   и   государственного
контроля  организации  отдыха   и   оздоровления   детей   являются
совершенствование     правовых,      социально-экономических      и
организационных условий для организации качественного и  доступного
отдыха и оздоровления детей в Российской  Федерации,  повышение  их
личностных компетенций и,  как  следствие,  увеличение  степени  их
вовлеченности в социально значимую жизнь страны.
     Для достижения указанных  целей  необходимо  решить  следующие
задачи:
     совершенствование законодательных и нормативных правовых актов
в сфере организации отдыха и оздоровления детей;
     предупреждение, выявление и  пресечение  нарушений  требований
законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха  и
оздоровления детей уполномоченными контрольно-надзорными органами в
установленных сферах деятельности;
     обеспечение   организаций   отдыха   и   оздоровления    детей
профессиональными кадрами;
     развитие  инфраструктуры  организаций  отдыха  и  оздоровления
детей;
     формирование  образовательной  и  воспитательной  идеологии  с
учетом многонациональной основы государства;
     совершенствование   межведомственной    системы    обеспечения
государственного регулирования организации  отдыха  и  оздоровления
детей;
     повышение  доступности   услуг   по   организации   отдыха   и
оздоровления детей;
     формирование информационного поля,  интенсификация  механизмов
обратной связи между  государственными  структурами,  общественными
объединениями  и  гражданами,  а  также   повышение   эффективности
использования информационной инфраструктуры в  интересах  повышения
качества услуг по организации отдыха и оздоровления детей.
     Задача   совершенствования   законодательных   и   нормативных
правовых актов в сфере  организации  отдыха  и  оздоровления  детей
потребует:
     внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в части совершенствования государственного  регулирования
организации отдыха и оздоровления детей;
     установления порядка организации отдыха и оздоровления детей в
Российской Федерации;
     утверждения перечня сведений, включаемых в реестры организаций
отдыха и оздоровления детей;
     утверждения перечня типов организаций  отдыха  и  оздоровления
детей и показателей отнесения  к  тому  или  иному  типу  указанных
организаций;
     утверждения примерной формы договора об отдыхе и  оздоровлении
ребенка.
     Задача по предупреждению,  выявлению  и  пресечению  нарушений
требований   законодательства   Российской   Федерации   в    сфере
организации   отдыха   и   оздоровления    детей    уполномоченными
контрольно-надзорными органами в установленных сферах  деятельности
предусматривает выполнение следующих мероприятий:
     организация  и  проведение  плановых  и  внеплановых  проверок
организаций отдыха и оздоровления детей;
     систематическое   наблюдение   за   исполнением   обязательных
требований,   анализ   и   прогнозирование   состояния   исполнения
обязательных  требований  при  оказании  организациями   отдыха   и
оздоровления детей  услуг  по  организации  отдыха  и  оздоровления
детей;
     принятие    предусмотренных    законодательством    Российской
Федерации  мер  по  пресечению  и   (или)   устранению   выявленных
нарушений.
     Задача обеспечения организаций  отдыха  и  оздоровления  детей
профессиональными  кадрами  предусматривает  выполнение   следующих
мероприятий:
     формирование профессиональных компетенций  специалистов  сферы
организации отдыха и оздоровления детей;
     повышение общественного статуса специалистов сферы организации
отдыха и оздоровления детей.
     Задача   развития   инфраструктуры   организаций   отдыха    и
оздоровления   детей   предусматривает   выполнение    мероприятий,
направленных на сохранение и развитие объектов (зданий, сооружений,
строений и других объектов) и иной инфраструктуры,  предназначенной
для организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей.
     Задача формирования образовательной и воспитательной идеологии
с  учетом  многонациональной  основы  государства   предусматривает
выполнение следующих мероприятий:
     разработка и внедрение программ отдыха и оздоровления детей, в
том    числе    дополнительных    общеобразовательных     программ,
разработанных в соответствии со Стратегией  развития  воспитания  в
Российской  Федерации  на   период   до   2025 года,   утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая  2015 г.
№ 996-р;
     поддержка программ отдыха и оздоровления детей,  в  том  числе
дополнительных  общеобразовательных   программ,   направленных   на
формирование         активной         гражданской          позиции,
национально-государственной  идентичности,  воспитание  уважения  к
представителям различных народов  и  национальностей  и  укрепление
нравственных ценностей;
     развитие вариативности программ отдыха и оздоровления детей;
     консолидация возможностей педагогического сообщества,  органов
государственной  власти,  детских  и  молодежных   общественных   и
общественно-государственных организаций и объединений, специалистов
сферы организации отдыха и оздоровления детей для совершенствования
системы воспитания детей в Российской Федерации.
     Задача совершенствования межведомственной системы  обеспечения
государственного регулирования организации  отдыха  и  оздоровления
детей предусматривает выполнение следующих мероприятий:
     формирование межведомственных  рабочих,  экспертных  групп  по
организации отдыха и оздоровления детей;
     формирование   системы   общественного   контроля   в    сфере
организации отдыха и оздоровления детей;
     развитие   системы   поддержки    некоммерческих,    социально
ориентированных организаций,  осуществляющих  свою  деятельность  в
сфере организации отдыха и оздоровления детей.
     Задача повышения доступности услуг  по  организации  отдыха  и
оздоровления    детей    предусматривает    развитие     механизмов
информирования заинтересованных категорий  граждан  о  возможностях
организации отдыха и оздоровления детей.
     Задача  формирования  информационного   поля,   интенсификации
механизмов  обратной  связи  между  государственными   структурами,
общественными  объединениями  и  гражданами,  а   также   повышения
эффективности   использования   информационной   инфраструктуры   в
интересах  повышения  качества  услуг  по  организации   отдыха   и
оздоровления    детей    предусматривает    выполнение    следующих
мероприятий:
     разработка  и  внедрение  программ  и  проектов,   посвященных
организации отдыха и оздоровления детей;
     системная поддержка программ и проектов  в  сфере  организации
отдыха и оздоровления детей, направленных на формирование  активной
гражданской позиции  молодых  граждан,  национально-государственной
идентичности,  воспитание  уважения  к   представителям   различных
народов и национальностей и укрепление нравственных ценностей.

            III. Основные принципы в сфере организации
                    отдыха и оздоровления детей

     Деятельность  органов  государственной  власти  и  организаций
отдыха  и  оздоровления  детей  по  вопросам  в   указанной   сфере
основывается на следующих принципах:
     законность и соблюдение прав семьи и ребенка;
     приоритет интересов личности ребенка в  организации  отдыха  и
оздоровления детей;
     содействие развитию личности и ее социально активной позиции;
     приоритет безопасности ребенка при нахождении  в  организациях
отдыха и оздоровления детей;
     доступность услуг по организации отдыха и оздоровления детей;
     конфиденциальность информации о ребенке и его семье;
     информационная открытость и ответственность организаций отдыха
и оздоровления детей;
     ответственность    родителей    (законных     представителей),
должностных лиц и граждан за нарушение прав  и  законных  интересов
ребенка.

                  IV. Механизмы реализации основ

     В  рамках  реализации  основ  планируется  внедрение  наиболее
эффективных механизмов взаимодействия всех заинтересованных органов
и организаций на федеральном, региональном и муниципальном уровнях,
позволяющих   совершенствовать   процесс   организации   отдыха   и
оздоровления  детей  в  Российской  Федерации   и   улучшения   его
качественных характеристик. К таким механизмам относятся  правовые,
организационные, информационные, научно-аналитические и  социальные
механизмы.
     Правовыми механизмами реализации основ являются:
     совершенствование законодательных и иных нормативных  правовых
актов в сфере организации отдыха и оздоровления детей;
     развитие системы государственно-частного партнерства  в  целях
вовлечения   в   организацию   отдыха    и    оздоровления    детей
бизнес-сообществ, общественных объединений и организаций,  а  также
граждан.
     Организационными механизмами реализации основ являются:
     развитие  механизмов   межведомственного   взаимодействия   по
вопросам организации отдыха и оздоровления детей;
     создание  консультативных,  совещательных  и   координационных
органов по вопросам организации отдыха и оздоровления детей;
     проведение ежегодного мониторинга оздоровительных  кампаний  в
Российской Федерации;
     подготовка ежегодного доклада об организации отдыха детей и их
оздоровления в Российской Федерации;
     формирование   органами   исполнительной   власти    субъектов
Российской Федерации реестров  организаций  отдыха  и  оздоровления
детей;
     финансовое   обеспечение   государственных   и   муниципальных
организаций  отдыха  и   оздоровления   детей   за   счет   средств
федерального, региональных и муниципальных бюджетов.
     Информационным   механизмом    реализации    основ    является
информирование граждан об организации отдыха и  оздоровления  детей
через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" и средства
массовой информации.
     Научно-аналитическими механизмами реализации основ являются:
     расширение практики системных научных исследований по вопросам
организации отдыха и оздоровления детей;
     проведение  международных,   всероссийских,   региональных   и
межрегиональных      научно-практических,       учебно-методических
конференций, семинаров и форумов по вопросам организации  отдыха  и
оздоровления детей;
     проведение научных исследований по вопросам организации отдыха
и  оздоровления  детей,  подготовки   педагогических   кадров   для
организаций  отдыха  и  оздоровления   детей   на   федеральном   и
региональном уровнях.
     Социальными механизмами реализации основ являются:
     создание необходимой инфраструктуры в  организациях  отдыха  и
оздоровления детей для  детей-инвалидов  и  детей  с  ограниченными
возможностями здоровья;
     формирование системы общественного контроля над  деятельностью
организаций отдыха и оздоровления детей.


                           ____________




Информация по документу
Читайте также