Расширенный поиск

Постановление Правительства Хабаровского края от 21.12.2016 № 480-пр



 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

N 480-пр

 

21 декабря 2016 г.                     г. Хабаровск

 

Об утверждении государственной программы Хабаровского края

"Развитие промышленного производства в Хабаровском крае"

 

В соответствии с распоряжением Правительства Хабаровского края от 28 октября 2013 г. N 809-рп "Об утверждении Перечня государственных программ Хабаровского края", в целях развития промышленного производства в Хабаровском крае Правительство края постановляет:

Утвердить прилагаемую государственную программу Хабаровского края "Развитие промышленного производства в Хабаровском крае".

 

Губернатор, Председатель

Правительства края

В.И.Шпорт

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

Постановлением

Правительства Хабаровского края

от 21 декабря 2016 г. N 480-пр

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

ХАБАРОВСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО

ПРОИЗВОДСТВА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ"

 

ПАСПОРТ

государственной программы Хабаровского края

"Развитие промышленного производства в Хабаровском крае"

 

Наименование государственной программы

-

государственная программа Хабаровского края "Развитие промышленного производства в Хабаровском крае" (далее также - Программа)

Ответственный исполнитель Программы

-

министерство промышленности и транспорта Хабаровского края (далее также - край)

Соисполнители, участники Программы

-

министерство экономического развития края;

министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики края;

министерство образования и науки края;

министерство международного и межрегионального сотрудничества края

Цель Программы

-

создание конкурентоспособной, высокотехнологичной промышленности, способной эффективно развиваться на основе современных технологий, обеспечивая устойчивое экономическое развитие края

Задачи Программы

-

стимулирование роста объема промышленного производства;

комплексная поддержка инициатив по модернизации и развитию промышленных производств;

обеспечение диверсификации производства оборонно-промышленного комплекса;

развитие промышленного производства в рамках Долгосрочного плана комплексного социально-экономического развития г. Комсомольска-на-Амуре, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. N 704-р (далее также - Долгосрочный план комплексного социально-экономического развития г. Комсомольска-на-Амуре);

кадровое обеспечение промышленного производства

Подпрограммы

-

в рамках Программы реализация подпрограмм не предусмотрена

Основные мероприятия Программы

-

создание благоприятных условий для развития промышленного производства;

обеспечение роста промышленного производства;

реализация мероприятий по поддержке промышленного производства, предусмотренных Долгосрочным планом комплексного социально-экономического развития г. Комсомольска-на-Амуре;

содействие модернизации промышленного производства и созданию новых, в том числе высокопроизводительных, рабочих мест;

содействие в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров промышленных предприятий

Основные показатели (индикаторы) Программы

-

индекс производства по видам экономической деятельности (процентов к предыдущему году);

темп роста объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в промышленном комплексе (в действующих ценах, процентов к предыдущему году);

объем созданной добавленной стоимости в промышленном комплексе (в действующих ценах);

доля продукции высокотехнологичных и среднетехнологичных (высокого уровня) отраслей промышленности в объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в промышленном комплексе (процентов);

темп роста объема инвестиций в основной капитал по средним и крупным предприятиям промышленного комплекса, за исключением бюджетных средств (процентов к предыдущему году);

созданные новые рабочие места (в том числе высокопроизводительные) в промышленном комплексе (мест)

Сроки и этапы реализации Программы

-

Программа реализуется в один этап - в течение 2017 - 2019 гг.

Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований, внебюджетных средств

-

общий объем финансирования реализации Программы составляет 1 609,22 млн. рублей, в том числе:

из федерального бюджета - 563,23 млн. рублей,

в том числе по годам:

2017 год - 143,83 млн. рублей,

2018 год - 351,87 млн. рублей,

2019 год - 67,53 млн. рублей;

из краевого бюджета - 241,38 млн. рублей,

в том числе по годам:

2017 год - 61,64 млн. рублей,

2018 год - 150,80 млн. рублей,

2019 год - 28,94 млн. рублей;

внебюджетные средства (по согласованию) - 804,61 млн. рублей,

в том числе по годам:

2017 год - 205,47 млн. рублей,

2018 год - 502,67 млн. рублей,

2019 год - 96,47 млн. рублей

Конечные результаты реализации Программы

-

рост объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в промышленном комплексе в 2019 году составит 121,8 процента к 2016 году (в действующих ценах);

объем созданной добавленной стоимости в промышленном комплексе в 2017 - 2019 гг. составит 69 883,1 млн. рублей (в действующих ценах);

доля продукции высокотехнологичных и среднетехнологичных (высокого уровня) отраслей промышленности в объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в промышленном комплексе в 2019 году составит 89,4 процента;

рост объема инвестиций в основной капитал по средним и крупным предприятиям промышленного комплекса, за исключением бюджетных средств, в 2019 году составит 117,0 процентов к 2016 году;

создание в 2017 - 2019 гг. более 1 150 новых рабочих мест (в том числе высокопроизводительных) в промышленном комплексе


 

1. Общая характеристика текущего состояния промышленного

производства в Хабаровском крае

 

1.1. Основные характеристики промышленного комплекса

Промышленный комплекс края включает основные виды экономической деятельности: "производство транспортных средств и оборудования", "металлургическое производство и производство готовых металлических изделий", "производство машин и оборудования", "химическое производство", "производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования".

По предварительным данным, в 2016 году в промышленном комплексе края работает около 900 предприятий с общей численностью работников 40,4 тыс. человек и среднемесячной заработной платой 35,2 тыс. рублей.

Доля промышленного комплекса в общем объеме отгруженной продукции по краю составляет 29,3 процента, по обрабатывающим производствам края - 47,0 процентов. Основной удельный вес в промышленном комплексе занимает машиностроительный и металлургический секторы производства -85,0 и 12,3 процента соответственно.

Динамика и структура объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в промышленном комплексе по основным видам экономической деятельности в 2014 - 2016 гг. приведены в таблице 1.

 

Таблица 1

 

Динамика и структура объема отгруженных товаров собственного

производства, выполненных работ и услуг собственными силами

в промышленном комплексе по основным видам экономической

деятельности

 

Вид экономической деятельности

2014 год

2015 год

Оценка 2016 года

млн. рублей

доля (процентов)

млн. рублей

доля (процентов)

млн. рублей

доля (процентов)

1

2

3

4

5

6

7

Промышленный комплекс - всего

82 494,2

100,0

99 554,5

100,0

91 048,8

100,0

в том числе:

 

 

 

 

 

 

производство транспортных средств и оборудования

55 508,0

67,3

73 057,0

73,4

70 869,0

77,8

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

19 509,9

23,7

17 345,7

17,4

11 157,3

12,3

производство машин и оборудования

4 589,6

5,6

5 507,2

5,5

5 285,7

5,8

химическое производство

2 184,0

2,6

2 464,8

2,5

2 564,4

2,8

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

702,7

0,8

1 179,8

1,2

1 172,4

1,3


 

Объем налоговых поступлений в краевой бюджет от промышленных предприятий планируется в 2016 году в размере 3,6 млрд. рублей, или 113,0 процентов к 2015 году.

 

1.2. Характеристика отраслей промышленного комплекса

 

1.2.1. Оборонно-промышленный комплекс.

Основу промышленного производства края составляют предприятия оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК):

- филиал публичного акционерного общества "Компания "Сухой" "Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А.Гагарина" (далее - филиал ПАО "Компания "Сухой" "КнААЗ");

- акционерное общество "12 Авиационный ремонтный завод" (далее - АО "12 АРЗ");

- публичное акционерное общество "Амурский судостроительный завод" (далее - ПАО "АСЗ");

- акционерное общество "Хабаровский судостроительный завод" (далее - АО "ХСЗ");

- акционерное общество "179 судоремонтный завод";

- акционерное общество "Хабаровский радиотехнический завод" (далее - АО "ХРТЗ");

- федеральное государственное унитарное предприятие "Дальневосточное производственное объединение "Восход" (далее - ФГУП "ДВПО "Восход");

- федеральное казенное предприятие "Амурский патронный завод "Вымпел" (далее - ФКП "АПЗ "Вымпел");

- публичное акционерное общество "Хабаровский завод имени А.М.Горького" (далее - ПАО "Хабсудмаш").

Предприятия ОПК задействованы в решении крупных государственных задач национальной безопасности, формируют научно-технический и кадровый потенциал промышленного комплекса края и государства.

Доля ОПК в объеме отгруженной продукции промышленного комплекса составляет около 60,0 процентов, по численности занятых работников - более 50,0 процентов (около 20 тыс. человек). По налоговым поступлениям в бюджет края ведущие предприятия ОПК входят в десятку крупнейших налогоплательщиков края.

Большое влияние на экономические показатели работы предприятий ОПК оказывает государственный оборонный заказ. С 2008 по 2015 год его объем в крае увеличился более чем в 10 раз.

ФКП "АПЗ "Вымпел" выполняет государственный оборонный заказ в интересах Министерства обороны Российской Федерации по производству и промышленной утилизации патронов для стрелкового оружия.

В 2010 - 2013 гг. ФКП "АПЗ "Вымпел" совместно с открытым акционерным обществом "Центральный научно-исследовательский институт точного машиностроения" участвовало в разработке нового боевого патрона с улучшенными тактико-техническим характеристиками, с 2014 года осуществляет его серийное производство.

В связи с ростом государственного оборонного заказа объем отгруженной продукции АО "ХРТЗ" по итогам 2015 года увеличился в три раза относительно 2014 года.

ФГУП "ДВПО "Восход" при содействии Правительства края и Министерства обороны Российской Федерации определено с 2012 года единственным исполнителем государственного оборонного заказа на выполнение работ по утилизации вооружения и боеприпасов.

Наибольший объем государственного оборонного заказа традиционно приходится в крае на предприятия по производству и ремонту боевой авиационной техники, капитальному ремонту вооружения и военной техники номенклатуры противовоздушной обороны и военно-воздушных сил Российской Федерации, строительству и ремонту кораблей, судовых дизелей для Военно-Морского Флота Российской Федерации.

Обеспечению загрузки предприятий ОПК способствует размещение экспортных заказов. В крае успешно выполняются крупные экспортные контракты по договорам с акционерным обществом "Рособоронэкспорт" на поставку продукции военного назначения в рамках военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.

Наряду с военной продукцией предприятия ОПК выпускают гражданскую продукцию, доля которой составляет около 11,0 процентов в объеме производства.

 

1.2.2. Производство транспортных средств и оборудования.

Ведущие промышленные предприятия отрасли:

- филиал ПАО "Компания "Сухой" "КнААЗ";

- Комсомольский-на-Амуре филиал акционерного общества "Гражданские самолеты Сухого" (далее - КнАФ АО "ГСС");

- АО "12 АРЗ";

- ПАО "АСЗ";

- АО "ХСЗ".

Результаты работы промышленных предприятий края по виду экономической деятельности "производство транспортных средств и оборудования" имеют положительную динамику.

Темп роста объема отгруженной продукции по данному виду экономической деятельности в 2016 году (к 2015 году) предварительно составит 97,0 процентов (127,7% к 2014 году), индекс производства - 120,8 процента.

В производстве транспортных средств лидирующее место занимает авиастроение, которое представлено в крае филиалом ПАО "Компания "Сухой" "КнААЗ" и КнАФ АО "ГСС", входящими в состав публичного акционерного общества "Объединенная авиастроительная корпорация" (далее - ПАО "ОАК").

Основу производственной военной программы филиала ПАО "Компания "Сухой" "КнААЗ" составляет создание современной боевой авиационной техники для Министерства обороны Российской Федерации. Так, с 2016 по 2020 год на предприятии запланировано изготовление 50 самолетов "Су-35С". В период с 2016 по 2018 год предусматривается поставка 24 самолетов "Су-35" для нужд иностранного заказчика. Одним из перспективных направлений деятельности предприятия является участие в реализации программы по созданию истребителя пятого поколения - перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации "Т-50".

По гражданским программам в филиале ПАО "Компания "Сухой" "КнААЗ" с 2011 года осуществляется серийное изготовление составных частей российского гражданского регионального самолета "Сухой Суперджет-100" (далее - "SSJ-100") для КнАФ АО "ГСС".

В КнАФ АО "ГСС" в 2015 году выпущен 100-й самолет "SSJ-100". Планом производства в 2016 году предусматривается выпуск 18 самолетов, в 2017 году - 34 самолетов, в 2018 году - 38 самолетов.

АО "12 АРЗ" специализируется на выполнении капитального ремонта вертолетов "Ми-8" и "Ми-24" всех модификаций, различных агрегатов авиационной техники. В целях сохранения авиаремонтного производства на базе АО "12 АРЗ" Правительством края совместно с акционерным обществом "Вертолеты России" ведется работа по созданию на базе производственных мощностей предприятия сервисного центра по ремонту и обслуживанию вертолетной техники для нужд Министерства обороны Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе.

Судостроительная отрасль края представлена двумя предприятиями - ПАО "АСЗ" и АО "ХСЗ", входящими в состав акционерного общества "Объединенная судостроительная корпорация" (далее - АО "ОСК").

Для Военно-Морского Флота Российской Федерации на ПАО "АСЗ" ведется ремонт дизель-электрической подводной лодки и строительство четырех корветов проекта 20380. В августе 2015 г. первый корвет и дизель-электрическая подводная лодка транспортированы на достроечную базу в г. Большой Камень.

По гражданским программам на ПАО "АСЗ" продолжается работа по строительству двух судов снабжения для работы с полупогружными плавучими буровыми установками по заказу общества с ограниченной ответственностью "Газфлот".

АО "ХСЗ" в рамках государственной программы Хабаровского края "Развитие транспортной системы Хабаровского края", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 05 мая 2012 г. N 146-пр, ведет строительство трех скоростных пассажирских судов на 100 мест проекта "А45-2" и судна на воздушной подушке на 50 посадочных мест. В июле 2016 г. первое судно проекта "А45-2" передано акционерному обществу "Хабаровскводтранс" для организации пассажирских перевозок на внутренних водных путях края.

В мае 2016 г. между АО "ХСЗ" и обществом с ограниченной ответственностью "Восточная верфь" заключен контракт на выполнение работ по изготовлению двух плавучих причалов.

В 2016 году ПАО "АСЗ" и АО "ХСЗ" включены Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в сводный план размещения заказов на строительство судов рыбопромыслового флота на 2016 - 2030 гг.

 

1.2.3. Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий.

Ведущие промышленные предприятия отрасли:

- открытое акционерное общество "Амурметалл" (далее - ОАО "Амурметалл");

- общество с ограниченной ответственностью "Аркаим-МеталлКонструкция" (далее - ООО "Аркаим-МК").

По виду экономической деятельности "металлургическое производство и производство готовых металлических изделий" темп роста объема отгруженной продукции в 2016 году (к 2015 году) предварительно составит 64,3 процента, индекс производства - 73,0 процента.

Снижение показателей по виду экономической деятельности обусловлено уменьшением объемов производства основного предприятия металлургической отрасли ОАО "Амурметалл".

ОАО "Амурметалл" находится в сложном финансово-экономическом положении. В результате образовавшейся кредиторской задолженности, появившейся после проведения масштабной модернизации производства, и значительного падения спроса и цен на металлургическую продукцию с октября 2013 г. в отношении предприятия действует процедура конкурсного производства. Мощности предприятия загружены на 14,0 процентов, имеется острая нехватка оборотных средств.

Несмотря на сложившееся положение, ОАО "Амурметалл" продолжает осуществлять хозяйственную деятельность и производить готовую продукцию, что позволяет обеспечивать сохранность предприятия, квалифицированного персонала и осуществлять пополнение оборотных средств.

ООО "Аркаим-МК" является одним из крупнейших специализированных предприятий Дальневосточного федерального округа по выпуску строительных конструкций и металлоизделий общестроительного и промышленного назначения из черных металлов.

В настоящее время предприятие находится в сложном финансово-экономическом положении. Объемы производства металлопродукции значительно снижены из-за падения спроса со стороны строительных компаний, реализующих крупные региональные и федеральные инфраструктурные объекты.

 

1.2.4. Производство машин и оборудования.

Ведущие промышленные предприятия отрасли:

- публичное акционерное общество "Дальэнергомаш" (далее - ПАО "Дальэнергомаш");

- АО "ХРТЗ";

- ФКП "АПЗ "Вымпел".

По виду экономической деятельности "производство машин и оборудования" темп роста объема отгруженной продукции в 2016 году (к 2015 году) предварительно составит 96,0 процентов, индекс производства - 75,0 процентов.

Ведущее предприятие отрасли ПАО "Дальэнергомаш" специализируется на производстве и сервисном обслуживании компрессорного и энергетического оборудования, выпуске подъемно-транспортного и очистного оборудования для различных отраслей промышленности. На предприятии ежегодно осваивается и производится новая продукция, осуществляется стратегия расширения рынков сбыта.

с 2012 года ПАО "Дальэнергомаш" проводило организационно-правовые мероприятия по созданию на территории края машиностроительного холдинга. Объединение родственных предприятий позволило структурировать производственные мощности, исключить дублирование, обеспечить эффективную загрузку оборудования и снизить издержки производства.

В настоящее время объем выпуска машиностроительной продукции группой компаний ПАО "Дальэнергомаш" прямо зависит от динамики инвестиционной деятельности в основных отраслях промышленности Российской Федерации (строительной, химической, газовой, транспортной).

АО "ХРТЗ" специализируется на сервисном обслуживании средств противовоздушной обороны. Предприятие ежегодно показывает рост объемов работ по ремонту зенитных ракетных комплексов и радиолокационных станций для войск противовоздушной обороны.

С 2011 года АО "ХРТЗ" реализует проект комплексной реконструкции и технического перевооружения производственных мощностей. Проект направлен на расширение производственного потенциала предприятия за счет ликвидации узких мест, увеличения номенклатуры сервисных работ, освоения ремонта новых образцов техники, улучшения качества ремонта и обслуживания военной и специальной техники.

ФКП "АПЗ "Вымпел" специализируется на выпуске патронов к боевому и спортивно-охотничьему стрелковому оружию. Положение на предприятии оценивается как удовлетворительное. Загрузка производственных мощностей составляет менее 25,0 процентов. В 2016 году предприятием выполнялись контракты по:

- изготовлению патронов для Министерства Обороны Российской Федерации;

- утилизации патронов по договорам с акционерным обществом "Конструкторское бюро автоматических линий имени Л.Н.Кошкина";

- производству спортивно-охотничьих патронов на экспорт.

 

1.2.5. Химическое производство.

Ведущие промышленные предприятия отрасли:

- открытое акционерное общество "Дальхимфарм" (далее - ОАО "Дальхимфарм");

- ФГУП "ДВПО "Восход";

- открытое акционерное общество "Дальтехгаз" (далее - ОАО "Дальтехгаз").

По виду экономической деятельности "химическое производство" темп роста объема отгруженной продукции в 2016 году (к 2015 году) предварительно составит 104,0 процента, индекс производства - 109,0 процентов.

Единственным фармацевтическим предприятием в крае является ОАО "Дальхимфарм", стабильно работающее на протяжении длительного времени и производящее около 150 наименований лекарственных препаратов самого различного действия.

Основной проблемой, сдерживающей рост фармацевтического производства, является высокая зависимость от зарубежных поставщиков сырья и вспомогательных материалов, используемых в производстве лекарственных средств.

ФГУП "ДВПО "Восход" специализируется на расснаряжении, утилизации боеприпасов и производстве промышленных взрывчатых веществ. Положение на предприятии оценивается как удовлетворительное. Объем производства продукции снижается в связи с сокращением финансирования инвестиционных проектов в строительстве и горнодобывающей отрасли. Загрузка производственных мощностей составляет менее 40,0 процентов.

ОАО "Дальтехгаз" - ведущее, стабильно работающее предприятие по производству технических газов: кислорода, азота, аргона, газовых смесей. Продукция предприятия поставляется собственным транспортом на крупные производственные объекты и в медицинские учреждения Дальневосточного федерального округа.

 

1.2.6. Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования.

Ведущие промышленные предприятия отрасли:

- открытое акционерное общество "Амурский кабельный завод" (далее - ОАО "Амурский кабельный завод");

- федеральное государственное унитарное предприятие "Хабаровское протезно-ортопедическое предприятие" (далее - ФГУП "ХПОП").

По виду экономической деятельности "производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования" темп роста объема отгруженной продукции в 2016 году (к 2015 году) предварительно составит 99,4 процента, индекс производства - 91,1 процента.

Снижение показателей по виду экономической деятельности обусловлено прекращением в 2014 году в крае выпуска кабельной продукции в связи с банкротством ОАО "Амурский кабельный завод".

В целях восстановления профильного для края промышленного производства кабельной продукции на ОАО "Амурский кабельный завод" Правительством края осуществляется поиск инвесторов.

ФГУП "ХПОП" является ведущим, стабильно работающим специализированным предприятием, оказывающим протезно-ортопедическую помощь более чем 17 тыс. пациентам Дальневосточного федерального округа. Предприятие изготавливает около 150 наименований протезно-ортопедических изделий и показывает ежегодно рост объемов производства продукции.

 

1.3. Инвестиции в основной капитал в промышленном комплексе

Динамика, структура и доля внебюджетных инвестиций в основной капитал в промышленном комплексе в 2014 - 2016 гг. приведены в таблицах 2, 3.


 

Таблица 2

 

Динамика и структура инвестиций в основной капитал

в промышленном комплексе по основным видам экономической

деятельности

 

Вид экономической деятельности

2014 год

2015 год

Оценка 2016 года

млн. рублей

доля (процентов)

млн. рублей

доля (процентов)

млн. рублей

доля (процентов)

1

2

3

4

5

6

7

Промышленный комплекс - всего

3 015,7

100,0

1 908,8

100,0

1 396,4

100,0

в том числе:

 

 

 

 

 

 

производство транспортных средств и оборудования

2 872,6

95,1

1 739,9

91,2

1 248,3

89,4

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

23,2

0,8

2,4

0,1

0

0

производство машин и оборудования

53,6

1,8

120,4

6,3

109,7

7,8

химическое производство

65,1

2,2

37,5

2,0

37,4

2,7

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

1,2

0,1

8,6

0,4

1,0

0,1

 

Таблица 3

 

Доля инвестиций в основной капитал промышленного комплекса

в общем объеме инвестиций по Хабаровскому краю


 

Инвестиции в основной капитал

Единица измерения

2014 год

2015 год

Оценка 2016 года

1

2

3

4

5

Всего по краю

млн. рублей

128 692,0

109 002,0

122 110,0

Доля промышленного комплекса

процентов

2,3

1,8

1,1

Обрабатывающие производства - всего

млн. рублей

32 060,2

25 508,6

24 397,1

Доля промышленного комплекса

процентов

9,4

7,5

5,7

 

В промышленном комплексе внебюджетные инвестиции в основной капитал в 2014 - 2016 гг. составляли менее 2,0 процентов от общего объема инвестиций по краю. Наблюдается тенденция снижения доли внебюджетных инвестиций в промышленное производство в общем объеме инвестиций в обрабатывающие производства края.

Традиционно в промышленном производстве края наибольший объем инвестиций в развитие производственных мощностей (около 90,0%) приходится на вид экономической деятельности "производство транспортных средств и оборудования", основу которой составляют предприятия ОПК.

Мероприятия по развитию производственных мощностей реализуются предприятиями ОПК также с привлечением средств федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011 - 2020 годы" (далее - ФЦП).

Мероприятия в рамках ФЦП согласовываются предприятиями и головными государственными корпорациями (ПАО "ОАК", АО "ОСК", акционерное общество "Концерн воздушно-космической обороны "Алмаз-Антей") в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации:

- филиал ПАО "Компания "Сухой" "КнААЗ" реализует комплекс программ по техническому перевооружению производственных мощностей. Основная доля инвестиций приходится на реконструкцию производственных мощностей по программе изготовления самолета 5-го поколения и "Су-35", агрегатно-сборочного и вспомогательного производств, гальванического производства;

- АО "ХСЗ" осуществляет техническое перевооружение корпусообрабатывающего производства и модернизацию судоспусковых устройств на грузоподъемность 2 тыс. тонн;

- АО "ХРТЗ" осуществляет комплексную реконструкцию и техническое перевооружение производственных мощностей в целях повышения качества ремонта военной техники и увеличения номенклатуры сервисных работ;

- ПАО "АСЗ" с конца 2015 года приступило к реализации проекта "Реконструкция производств (корпусообрабатывающего, сварочного, стапельного, трубообрабатывающего) и техническое перевооружение производственных мощностей".

В целях выпуска конкурентоспособной продукции и поддержания основного производства на современном технологичном уровне проекты по модернизации и техническому перевооружению за счет собственных средств реализуются также предприятиями, выпускающими гражданскую продукцию, - КнАФ АО "ГСС", ПАО "Дальэнергомаш", ОАО "Дальхимфарм".

Наибольший объем инвестиций среди данных предприятий осуществил КнАФ АО "ГСС". Предприятие с 2005 по 2013 год осуществляло техническое оснащение производства под серийный выпуск нового регионального пассажирского самолета "SSJ-100". Производство проектировалось и создавалось в соответствии с современными техническими требованиями и показателями качества. В настоящее время оборудование завода соответствует современным международным стандартам и требованиям.

ПАО "Дальэнергомаш" реализует с 2014 года масштабный проект по комплексной модернизации и техническому перевооружению производственных мощностей. В рамках реализации проекта ведется работа с банками и лизинговыми компаниями по приобретению нового оборудования. Так, в 2016 году предприятием введен в эксплуатацию современный пятикоординатный металлообрабатывающий центр с числовым программным управлением модели DMU 125 FD monoBLOCK немецкого производства.

Металлообрабатывающий центр на ПАО "Дальэнергомаш" способен выполнять в автоматическом режиме с высокой точностью токарные, фрезерные и расточные работы. Предприятие сможет выпускать новые виды комплектующих изделий, в том числе закупаемые ранее у других производителей (силовые диски турбин, турбинные и компрессорные лопатки, осерадиальные колеса со сложным профилем, ротор турбины ГТТ-9 и другие). Металлообрабатывающий центр заменил работу 20 устаревших фрезерных и токарных станков предприятия.

ОАО "Дальхимфарм" ежегодно реализует мероприятия по модернизации основного производства и расширению перечня выпускаемой фармацевтической продукции. Основной объем инвестиций в настоящее время направляется предприятием на обновление оборудования в ампульном, таблетном и галеново-мазевом цехах.

В целом незначительный объем инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности "металлургическое производство и производство готовых металлических изделий", "производство машин и оборудования", "химическое производство", "производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования" не позволяет провести в короткий срок коренную модернизацию и развитие промышленных производств.

Низкая инвестиционная активность в действующем промышленном комплексе обусловлена основным фактором - отсутствием собственных и недоступностью заемных средств для реализации инвестиционных проектов. В результате для ряда предприятий промышленного комплекса края в настоящее время остаются актуальными и требуют решения следующие производственные задачи:

- обновление основных фондов с высоким уровнем износа;

- снижение себестоимости выпускаемой продукции;

- повышение конкурентоспособности продукции;

- импортозамещение комплектующих изделий;

- освоение выпуска новой продукции.

При ограниченных финансовых возможностях краевого бюджета привлечение государственных бюджетных средств федерального уровня на стимулирование развития промышленного комплекса становится сегодня важным инструментом промышленной политики края.

По предварительным данным, в 2017 - 2019 гг. действующими промышленными предприятиями края планируется направить 2,4 млрд. рублей на реализацию инвестиционных проектов по модернизации и развитию промышленного производства, в том числе:

- проекты АО "ГСС" по развитию производства КнАФ АО "ГСС" - "Организация цеха монтажа интерьера воздушных судов", "Организация цеха окончательной окраски воздушных судов";

- проект ПАО "Компания "Сухой" по развитию производства филиала ПАО "Компания "Сухой" "КнААЗ" - "Разработка и конструирование стержневой установки для изготовления крупногабаритных оребренных панелей двойной кривизны";

- проект ПАО "Дальэнергомаш" - "Модернизация производственного комплекса группы компаний "Дальэнергомаш";

- проект ОАО "Дальхимфарм" - "Техническое перевооружение основных производственных фондов";

- проект ПАО "АСЗ" - "Разработка и внедрение на предприятии принципа бережливого производства, направленного на повышение эффективности производства и повышения конкурентоспособности";

- проект ФГУП "ДВПО "Восход" - "Модернизация производства по выпуску эмульсий для поставки потребителям в еврокубах";

- проект общества с ограниченной ответственностью "Баск - Пластик" - "Организация производства новых изделий из пластмасс";

- иные инвестиционные предложения общества с ограниченной ответственностью "Континент-Тау", АО "ХСЗ", ПАО "Хабсудмаш", ФКП "АПЗ "Вымпел".

Правительством края на приоритетной основе осуществляется комплексная поддержка создания новых промышленных производств на площадках территорий опережающего социально-экономического развития и индустриальных (промышленных) парков края, где формируется необходимая для резидентов производственная инфраструктура.

 

1.4. Краевая государственная поддержка развития промышленного производства

 

1.4.1. Основы промышленной политики.

В соответствии с законодательством под промышленной политикой понимается комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала и обеспечение производства конкурентоспособной продукции.

Закон Хабаровского края от 30 марта 2016 г. N 172 "О промышленной политике в Хабаровском крае" (далее - Закон N 172) стал основой для комплексного регулирования отношений в сфере краевой промышленной политики, в том числе предусмотренных законами Хабаровского края:

от 10 ноября 2005 г. N 308 "О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае";

от 23 ноября 2011 г. N 130 "О государственной инвестиционной политике в Хабаровском крае";

от 30 октября 2013 г. N 317 "О государственной поддержке инновационной деятельности в Хабаровском крае";

от 30 сентября 2015 г. N 115 "О развитии индустриальных (промышленных) парков в Хабаровском крае".

Закон N 172 закрепил полномочия Правительства Хабаровского края и Законодательной Думы Хабаровского края в сфере промышленной политики, а также меры поддержки и стимулирования промышленного производства в крае.

 

1.4.2. Поддержка создания доступной инфраструктуры для размещения промышленных производств.

В рамках создания доступной инфраструктуры для размещения промышленных производств Правительством края осуществляется комплексная поддержка территориальных форм развития промышленного производства в виде индустриальных парков, территорий опережающего социально-экономического развития, кластеров.

 

Индустриальные парки

В Хабаровском крае сформирована нормативная правовая база по поддержке индустриальных парков, создающих площадки с инженерной и транспортной инфраструктурой для размещения промышленных производств:

- Закон Хабаровского края от 30 сентября 2015 г. N 115 "О развитии индустриальных (промышленных) парков в Хабаровском крае";

- постановление Правительства Хабаровского края от 29 декабря 2015 г. N 476-пр "Об утверждении Порядка проведения конкурсного отбора управляющих компаний и застройщиков частных индустриальных (промышленных) парков в целях включения их инвестиционных проектов по созданию и (или) развитию частных индустриальных (промышленных) парков в заявку Хабаровского края на участие в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку создания и (или) развития частных индустриальных (промышленных) парков";

- постановление Правительства Хабаровского края от 13 апреля 2016 г. N 98-пр "Об утверждении Порядка и условий предоставления субсидий на создание и (или) развитие частных индустриальных (промышленных) парков на территории Хабаровского края";

- государственная программа Хабаровского края "Инновационное развитие и модернизация экономики Хабаровского края", утвержденная постановлением Правительства Хабаровского края от 26 июня 2012 г. N 212-пр (содержит мероприятие "Создание и (или) развитие индустриальных (промышленных) парков").

Основные действующие индустриальные парки на территории края:

1) "Авангард" - г. Хабаровск, создан в 2013 году по типу "гринфилд", управляющая компания - общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Индустриальный парк "Авангард", площадь земельного участка - 47,0 гектаров, площадка территории опережающего социально-экономического развития "Хабаровск", специализация - агропромышленные производства и логистическая деятельность, ключевые резиденты: ООО "Джей Джи Си Эвергрин" (тепличный комплекс), ООО "Энерго-Импульс +" (производство электротехнического оборудования), ООО "ЭКО Дерево ДВ" (производство строительных материалов);

2) "Дальэнергомаш" - г. Хабаровск, создан в 2012 году по типу "браунфилд", управляющая компания - ООО "ВМК Капитал", площадь земельного участка - 20,1 гектара, специализация - энергетическое машиностроение, механо- и металлообработка, сопутствующие производства, основные резиденты: ПАО "Дальэнергомаш" (производство энергетического оборудования), ООО "Теплогидрострой" (производство отопительного оборудования), ООО "МОЗ Вэлл Стил" (металлообработка);

3) "Хабаровский завод строительной керамики" - г. Хабаровск, создан в 2016 году по типу "гринфилд", управляющая компания - ООО "Хабаровский завод строительной керамики", площадь земельного участка - 26,8 гектара, специализация - индустрия строительных технологий, основные резиденты: ООО "Хабаровский завод строительной керамики" (производство кирпича, бетона), ООО "Теплоэффективный блок" (производство изделий из бетона, гипса и цемента), ООО "Дальэнергогаз" (сервисное обслуживание котельных).

Указанные частные индустриальные парки являются членами некоммерческого партнерства "Ассоциация индустриальных парков", в рамках деятельности которого успешно прошли добровольную сертификацию со статусом "Действующий индустриальный парк".

Ежегодно Правительством края проводится конкурсный отбор частных индустриальных парков для участия в конкурсе Министерства экономического развития Российской Федерации на предоставление субсидии на создание инженерной и транспортной инфраструктуры.

В 2015 году краю была выделена субсидия из федерального бюджета в размере 49,0 млн. рублей на строительство газопровода для индустриального парка "Авангард". Дополнительно на эти цели из краевого бюджета было выделено 5,0 млн. рублей, муниципального бюджета - 1,5 млн. рублей. Государственная и муниципальная поддержка позволили частному индустриальному парку привлечь новых резидентов, в том числе совместное японско-российское предприятие ООО "Джей Джи Си Эвергрин".

В рамках мероприятий Долгосрочного плана комплексного социально-экономического развития г. Комсомольска-на-Амуре и формирования территории опережающего социально-экономического развития "Комсомольск" прорабатываются вопросы создания и развития ряда индустриальных парков в г. Комсомольске-на-Амуре: "Амурлитмаш", "Парус" и индустриальный парк на базе производственных мощностей ПАО "АСЗ".

 

Территории опережающего социально-экономического развития

В целях развития промышленного производства Правительством края совместно с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока проводится комплексная работа по созданию и развитию территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) с льготным налоговым режимом, таможенными и административными преференциями для предпринимательской деятельности их резидентов.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 25 июня 2015 г. N 628, от 25 июня 2015 г. N 630 в крае созданы ТОСЭР "Комсомольск" и "Хабаровск" соответственно.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", налоговым законодательством Российской Федерации, Законом Хабаровского края от 10 ноября 2005 г. N 308 "О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае" для резидентов ТОСЭР установлен преференциальный режим осуществления предпринимательской деятельности:

- снижение ставки по налогу на прибыль с 20,0 до 0 процентов на первые пять лет с момента получения прибыли, до 12,0 процентов на следующие пять лет;

- снижение ставки по налогу на имущество организаций с 2,2 до 0,5 процента на первые пять лет, до 1,1 процента на следующие пять лет;

- понижающий коэффициент к налогу на добычу полезных ископаемых на 10 лет: 0 - на первые два года; 0,2 - на третий - четвертый годы; 0,4 - на пятый - шестой годы, 0,6 - на седьмой - восьмой годы, 0,8 - на девятый - десятый годы;

- снижение ставки страховых взносов с 30,0 до 7,6 процента на 10 лет;

- льготная ставка земельного налога в размере 0 процентов на три года (регулируется нормативными правовыми актами муниципальных образований края);

- привлечение иностранной рабочей силы вне квот по решению наблюдательного совета ТОСЭР;

- создание за счет средств федерального и краевого бюджетов объектов инфраструктуры ТОСЭР;

- применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

 

ТОСЭР "Хабаровск"

На территории г. Хабаровска расположены три площадки ТОСЭР "Хабаровск" общей площадью 587,3 гектара:

1) "Ракитное": кадастровые кварталы - 27:23:0050906, 27:23:0050908, 27:23:0050909, 27:17:0301202, 27:17:0305401, 27:17:0329204, площадь первоочередных инвестиционных площадок - 520,1 гектара, тип "гринфилд".

На площадке "Ракитное" предполагается размещать новые промышленные предприятия в сфере металлургии, машиностроения, строительных материалов, пищевых производств и логистики.

По состоянию на сентябрь 2016 г. якорными инвесторами на площадке "Ракитное" выступают: ООО "Торэкс" (металлургическое производство), ООО "ТехноНИКОЛЬ Дальний Восток" (производство строительных материалов), ООО "Невада-Восток" (логистический центр, пищевая промышленность), ООО "Агрохаб" (оптово-розничный центр);

2) "Авангард": кадастровые кварталы - 27:23:0041722, 27:23:0041729, площадь первоочередных инвестиционных площадок - 51,7 гектара, смешанный тип "гринфилд" и "браунфилд".

На площадке "Авангард" предполагается размещать новые промышленные предприятия в сфере машиностроения, строительных материалов, сельскохозяйственных и пищевых производств, логистики.

По состоянию на сентябрь 2016 г. якорными инвесторами на площадке "Авангард" выступают: ООО "Джей Джи Си Эвергрин" (тепличный комплекс для круглогодичного производства овощной продукции), ООО "Индустриальный парк "Авангард" (управляющая компания частного индустриального парка, создающая промышленно-логистический кластер), ООО "Комплексные логистические системы" (складские и транспортные услуги);

3) "Аэропорт": кадастровый квартал - 27:23:0040405, площадь первоочередных инвестиционных площадок - 15,5 гектара (с возможностью расширения до 108,0 гектаров), тип "браунфилд".

На площадке "Аэропорт" предполагается строительство современного пассажирского терминала с развитой деловой и коммерческой инфраструктурой. Якорным инвестором на площадке выступает открытое акционерное общество "Хабаровский аэропорт".

 

ТОСЭР "Комсомольск"

На территории г. Комсомольска-на-Амуре и г. Амурска расположены три площадки ТОСЭР "Комсомольск" общей площадью 218,9 гектара:

1) "Парус": г. Комсомольск-на-Амуре, кадастровый квартал - 27:22:0040910, площадь первоочередных инвестиционных площадок - 59,4 гектара, тип "гринфилд".

На площадке "Парус" предполагается размещать новые высокотехнологические промышленные предприятия и сопутствующие производства по механической обработке деталей, изготовлению режущего инструмента и композитных изделий. Якорным инвестором на площадке выступает ООО "Эпсилон 2" (производство деталей для авиационной техники);

2) "Амурлитмаш": г. Комсомольск-на-Амуре, кадастровый квартал - 27:22:0040207, площадь первоочередных инвестиционных площадок - 62,2 гектара, тип "браунфилд". На площадке расположен частный индустриальный парк "Амурлитмаш", имеющий действующие производственные мощности, инженерную и транспортную инфраструктуру для размещения новых промышленных производств.

На площадке "Амурлитмаш" предполагается размещать новые промышленные предприятия в сфере машиностроения, механообрабатывающих и пищевых производств.

По состоянию на сентябрь 2016 г. якорными инвесторами на площадке "Амурлитмаш" выступают: ООО "Инструментальный механический завод" (производство изделий и комплектующих для предприятий машиностроительной и железнодорожной отраслей), ООО "Карбон" (переработка твердых бытовых отходов), ООО "Торговый дом "Юкон" (рыбоперерабатывающее производство);

3) "Амурск": г. Амурск, кадастровый квартал - 27:18:0000002, площадь первоочередных инвестиционных площадок - 97,3 гектара, тип "браунфилд". Площадка располагает необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой для размещения новых производств.

На площадке "Амурск" предполагается размещать предприятия в сфере деревообработки и сопутствующих производств. Якорными инвесторами на площадке выступают ООО "Амурская лесопромышленная компания" и акционерное общество "Амурский промышленный центр" (создание центра глубокой переработки древесины на основе производства шпона и пиломатериалов, пеллет, домокомплектов).

Содействие созданию и развитию ТОСЭР осуществляется в рамках реализации мероприятий государственной программы Хабаровского края "Улучшение инвестиционного и делового климата Хабаровского края", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 19 декабря 2014 г. N 495-пр.

В 2016 году Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока утверждены подготовленные при участии Правительства края планы-графики реализации мероприятий по созданию объектов инфраструктуры ТОСЭР "Хабаровск" (площадки "Ракитное" и "Авангард") и "Комсомольск" (площадка "Парус") до 2017 года.

Распоряжением Губернатора Хабаровского края от 19 сентября 2016 г. N 461-р определены органы исполнительной власти края, ответственные за реализацию мероприятий по созданию инфраструктуры ТОСЭР края.

Государственная поддержка на создание объектов инфраструктуры ТОСЭР края составит 3,6 млрд. рублей, в том числе 1,4 млрд. рублей - средства консолидированного бюджета края.

 

Инновационный территориальный кластер авиастроения и судостроения

В 2012 году Правительством края при поддержке промышленных предприятий создан инновационный территориальный кластер авиастроения и судостроения края (далее также - Кластер).

В состав Кластера входит более 60 участников от промышленных предприятий, высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов. Ключевыми промышленными предприятиями - участниками Кластера являются филиал ПАО "Компания "Сухой" "КнААЗ", КнАФ АО "ГСС", ПАО "АСЗ", АО "ХСЗ".

Координацию деятельности Кластера осуществляет автономная некоммерческая организация "Дальневосточное агентство содействия инновациям" (далее - АНО "ДАСИ"), созданная Правительством края в соответствии с распоряжением Губернатора Хабаровского края от 28 декабря 2006 г. N 780-р.

Решением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2012 г. программа развития Кластера включена в перечень 25-ти пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров, по которым осуществляются меры государственной поддержки.

Обновленная программа развития Кластера утверждена распоряжением Правительства Хабаровского края от 13 февраля 2015 г. N 62-рп "Об утверждении Программы развития инновационного территориального кластера авиастроения и судостроения Хабаровского края".

Финансирование мероприятий Кластера за счет средств краевого и федерального бюджетов осуществляется с 2014 года в рамках подпрограммы "Создание и развитие инновационного территориального кластера авиастроения и судостроения Хабаровского края" государственной программы Хабаровского края "Инновационное развитие и модернизация экономики Хабаровского края", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 26 июня 2012 г. N 212-пр.

С 2014 года общий объем финансирования мероприятий Кластера составил 89,28 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 66,44 млн. рублей.

В 2014 - 2015 гг. осуществлялись мероприятия по подготовке и переподготовке кадров для промышленных предприятий Кластера. Обучение прошли 476 специалистов по различным направлениям, необходимым для текущей производственной деятельности предприятий: освоение передовых систем CAD/CAM/CAE систем Siemens, ANSYS, ESI Group, обучение технологиям разработки программ с числовым программным управлением, применение композиционных материалов, подготовка кадров для механообрабатывающих производств. В 2015 - 2016 гг. в г. Комсомольске-на-Амуре проведены фестивали "Инженеры будущего", в рамках которых прошли профориентацию 550 школьников в возрасте 16 - 18 лет.

В рамках деятельности Кластера формируется инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе в сфере технологического и инновационного предпринимательства.

АНО "ДАСИ" является представителем ведущих инновационных институтов федерального уровня: опорной организацией Федеральной службы по интеллектуальной собственности, представительством Фонда содействия инновациям ("Фонд Бортника"), зарегистрированным членом Российской сети трансфера технологий, аккредитованным венчурным партнером Фонда посевных инвестиций Российской венчурной компании. На базе АНО "ДАСИ" создан ряд краевых центров:

1) Центр кластерного развития - с 2013 года выполняет основные функции по координации деятельности и проектов Кластера, а также осуществляет привлечение средств федерального бюджета на его развитие;

2) Центр инжиниринга - с 2013 года координирует работы по выполнению инжиниринговыми компаниями технологических работ, необходимых для производственной деятельности предприятий;

3) Центр сертификации, стандартизации и испытаний - создан в 2016 году в целях создания в крае единой отраслевой системы аттестации и испытания оборудования, технологических процессов, образцов выпускаемых изделий и продукции;

4) Центр подготовки проектов - с 2007 года осуществляет функции регионального консультационного пункта Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд "Сколково") и Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

 

1.4.3. Поддержка промышленного производства в рамках реализации мероприятий Плана обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Хабаровском крае в 2016 году и Долгосрочного плана комплексного социально-экономического развития г. Комсомольска-на-Амуре.

Правительством края оказывается комплексная поддержка промышленного производства в рамках реализации мероприятий Плана обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Хабаровском крае в 2016 году, утвержденного распоряжением Правительства Хабаровского края от 29 марта 2016 г. N 200-рп (далее - Краевой план).

Реализация мероприятий Краевого плана направлена на обеспечение устойчивого экономического роста и сохранение социальной стабильности края путем целенаправленной работы органов исполнительной власти края по приоритетным направлениям, требующим особого внимания.

Основными мероприятиями Краевого плана в части поддержки промышленного производства определены:

- оказание содействия предприятиям в увеличении загрузки производственных мощностей и расширении рынков сбыта продукции;

- привлечение промышленных предприятий к использованию мер государственной поддержки, реализуемых Российской Федерацией;

- привлечение внебюджетных инвестиций в экономику.

В г. Комсомольске-на-Амуре сконцентрирован высокотехнологический промышленный и инженерный потенциал Дальневосточного федерального округа.

В результате взаимодействия Правительства края с федеральными органами исполнительной власти и государственными корпорациями в Долгосрочный план комплексного социально-экономического развития г. Комсомольска-на-Амуре вошли ключевые мероприятия по развитию авиастроительного, судостроительного и металлургического производств в г. Комсомольске-на-Амуре:

- обеспечение загрузки ведущих промышленных предприятий;

- локализация производств по выпуску комплектующих для нужд авиа- и судостроительных предприятий на ТОСЭР "Комсомольск";

- реализация программы реконструкции ПАО "АСЗ";

- развитие металлургического производства ОАО "Амурметалл".

В целях исполнения Долгосрочного плана комплексного социально-экономического развития г. Комсомольска-на-Амуре принято распоряжение Правительства Хабаровского края от 09 июня 2016 г. N 429-рп "Об организации работы по исполнению Распоряжения Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. N 704-р".

В рамках оказания содействия промышленным предприятиям края в увеличении загрузки производственных мощностей Правительством края осуществляется постоянное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и заинтересованными организациями.

На авиастроительных предприятиях края сформированы и реализуются долгосрочные военные и гражданские производственные программы, работы выполняются в соответствии с графиками изготовления и сдачи продукции заказчикам.

В 2016 году Правительством края инициировано проведение ряда совещаний с руководством Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, АО "ОСК" под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Трутнева Ю.П., в ходе которых рассмотрены и даны поручения по решению проблемных вопросов функционирования и загрузки судостроительных предприятий края.

При содействии Правительства края АО "ХСЗ" заключило в 2016 году новые контракты: с ООО "Восточная верфь" на выполнение работ по изготовлению двух плавучих причалов; с акционерным обществом "Центр судоремонта "Дальзавод" на сервисное обслуживание и ремонт кораблей.

Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разработан сводный план размещения заказов на строительство судов рыбопромыслового флота в 2016 - 2030 гг. Потребность рыболовецких компаний Дальневосточного федерального округа оценивается в 147 судах, при этом за ПАО "АСЗ" закреплено строительство 16 крупнотоннажных судов, АО "ХСЗ" - 37 средне- и малотоннажных судов.

В соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 г. N 349-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов" введен новый вид квот "квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, предоставленные на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства". Рыбопромысловым компаниям предоставляется возможность получения дополнительных квот на вылов биологических ресурсов при условии направления выручки от их реализации на строительство рыболовецких судов на отечественных верфях.

Правительством края осуществляется мониторинг разработки проекта постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении требований к объектам инвестиций и к инвестиционным проектам, в отношении которых выделена квота добычи (вылова) водных биоресурсов" в целях максимального учета производственных возможностей ПАО "АСЗ" и АО "ХСЗ" по строительству рыболовецких судов.

В рамках реализации Долгосрочной программы военного кораблестроения до 2050 года Министерство обороны Российской Федерации планирует строительство для Тихоокеанского флота серии фрегатов, корветов, кораблей противоминной обороны с привлечением судостроительных предприятий края.

В целях сохранения и развития металлургического производства на ОАО "Амурметалл" Правительством края осуществляется контроль за ходом проведения на предприятии процедуры конкурсного производства, оказывается содействие в решении текущих вопросов по производственной деятельности и привлечению потенциальных инвесторов.

В результате совместной работы Правительства края с федеральными органами власти, кредиторами и ресурсоснабжающими компаниями ОАО "Амурметалл" продолжило в 2016 году производственную деятельность, поставки электроэнергии и газа предприятию не были ограничены.

Мероприятия по развитию ОАО "Амурметалл" предусмотрены Долгосрочным планом комплексного социально-экономического развития г. Комсомольска-на-Амуре.

В целях преодоления сложившихся кризисных явлений в экономике Правительством края совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации проводится работа по государственной поддержке промышленных предприятий края путем предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на пополнение оборотных средств или финансирование текущей производственной деятельности, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2015 г. N 214 "Об утверждении Правил предоставления в 2015 - 2016 годах субсидий из федерального бюджета организациям промышленности для возмещения части затрат, понесенных в 2015 и (или) 2016 годах на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", а также в международных финансовых организациях, созданных в соответствии с международными договорами, в которых участвует Российская Федерация, на пополнение оборотных средств и (или) на финансирование текущей производственной деятельности".

В соответствии с требованиями по предоставлению указанной субсидии Правительством края проведена работа по включению ОАО "Дальхимфарм" и ФГУП "ДВПО "Восход" в федеральный перечень организаций, оказывающих существенное влияние на отрасли промышленности и торговли, утверждаемый Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

По результатам проведенного Министерством промышленности и торговли Российской Федерации конкурсного отбора ОАО "Дальхимфарм" получило из федерального бюджета субсидию на возмещение части затрат на уплату процентов по банковскому кредиту в размере 2,5 млн. рублей.

Правительством края осуществляется финансовая поддержка промышленных предприятий, осуществляющих производство неорганических химических веществ, оружия и боеприпасов (ФГУП "ДВПО "Восход", ФКП "АПЗ "Вымпел"), путем снижения ставки налога на имущество организаций с 2,2 до 1,1 процента (пункт 5 части 2 статьи 2 Закона Хабаровского края от 10 ноября 2005 г. N 308 "О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае").

Налоговая льгота предоставляется при условии, что доля выручки от реализации произведенной продукции основного вида деятельности промышленного предприятия составляет не менее 70,0 процентов от общей суммы выручки.

В целях сохранения налогооблагаемой базы и поддержки промышленных предприятий, оказавшихся в тяжелой финансово-экономической ситуации и осуществляющих консервацию основных фондов, Правительством края может быть принято решение об их освобождении от уплаты налога на имущество организаций в отношении законсервированных объектов (пункт 10 статьи 3 Закона Хабаровского края от 10 ноября 2005 г. N 308 "О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае").

Промышленные предприятия могут использовать указанную налоговую льготу при условии направления высвобождаемых средств на мероприятия по консервации или модернизации производства.

Так, при поддержке Правительства края на ПАО "АСЗ" в 2011 - 2015 гг. проведен комплекс мероприятий по модернизации производства с объемом инвестиций 545,4 млн. рублей, из которых 288,0 млн. рублей составили средства от краевой льготы по налогу на имущество организаций. В 2016 году краевой комиссией по вопросам налогообложения в Хабаровском крае согласовано предоставление ПАО "АСЗ" льготы по налогу на имущество организаций в размере 44,8 млн. рублей.

В целях загрузки производств и продвижения продукции предприятий на российском и международном рынках Правительством края на постоянной основе проводится работа по презентации их промышленного, экспортного и научно-технического потенциала на различных форумах и выставочно-конгрессных мероприятиях.

Ежегодно Правительством края утверждается перечень выставочно-ярмарочных мероприятий, в которых запланировано участие представителей края, в том числе с формированием краевой экспозиции.

В 2015 - 2016 гг. при участии Правительства края организована презентация производственных возможностей промышленных предприятий в ходе проведения:

- Дней Хабаровского края в провинции Хэйлунцзян (Китай, 2015 год);

- Российско-Китайского ЭКСПО в г. Харбине (Китай, 2015 - 2016 гг.);

- Международного авиационно-космического салона (г. Жуковский, 2015 год);

- выставки-экспозиции субъектов Российской Федерации в Центре импортозамещения и локализации в г. Санкт-Петербурге (2016 год);

- Восточного экономического форума (г. Владивосток, 2015 - 2016 гг.);

- Дальневосточного конгресса инженеров "Инженер - Наука - Промышленность" (г. Комсомольск-на-Амуре, 2015 - 2016 гг.);

- Приамурской торгово-промышленной ярмарки (г. Хабаровск, ежегодно).

Информация о деятельности на территории края промышленных предприятий, индустриальных парков, ТОСЭР, кластере авиастроения и судостроения представляется Правительством края на постоянной основе в адрес федеральных органов власти для проведения в России и за рубежом деловых встреч и бизнес-миссий по вопросам сотрудничества с потенциальными партнерами и инвесторами.

Проведение Правительством края презентаций промышленного потенциала края на форумах и выставочно-конгрессных мероприятиях способствовало производственной деятельности филиала ПАО "Компания "Сухой" "КнААЗ", КнАФ АО "ГСС", АО "ХСЗ", ПАО "Дальэнергомаш", ОАО "Дальхимфарм", ФКП "АПЗ "Вымпел".

Так, в 2016 году Правительством края организована транспортировка на барже из г. Хабаровска по реке и морю до г. Владивостока построенного на АО "ХСЗ" первого быстроходного пассажирского судна проекта "А45-2" для наглядной демонстрации потенциальным покупателям во время проведения II Восточного экономического форума.

Президент Российской Федерации Путин В.В. в ходе посещения пассажирского судна высоко оценил результаты работы АО "ХСЗ" и поручил федеральным органам исполнительной власти провести работу по дальнейшему развитию гражданского судостроения в крае.

По результатам демонстрации технико-экономических и ходовых характеристик пассажирского судна руководителям делегаций субъектов Российской Федерации АО "ХСЗ" прорабатываются вопросы строительства судов данного проекта для нужд Сахалинской области и Камчатского края.

Таким образом, в сложных социально-экономических условиях, обусловленных внутренними и внешними факторами, Правительством края предпринимается необходимый комплекс мер по стабилизации ситуации в промышленном комплексе и недопущению утраты производственных компетенций в крае.

 

1.4.4. Поддержка инвестиционной и внешнеэкономической деятельности промышленных предприятий.

 

Поддержка инвестиционной деятельности

Законами Хабаровского края от 23 ноября 2011 г. N 130 "О государственной инвестиционной политике в Хабаровском крае", от 10 ноября 2005 г. N 308 "О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае" предусмотрены преференции для промышленных предприятий, реализующих приоритетные инвестиционные проекты:

- снижение ставки по налогу на имущество организаций с 2,2 до 1,1 процента на период окупаемости проекта, но не более пяти лет с момента ввода в эксплуатацию объектов основных средств;

- снижение ставки по налогу на прибыль с 18,0 до 13,5 процента в части сумм, зачисляемых в краевой бюджет, на расчетный срок окупаемости инвестиционного проекта, но не более пяти лет;

- применение понижающего коэффициента 0,2 при исчислении размера годовой арендной платы в отношении земельных участков, установление размера арендной платы по которым отнесено к полномочиям края.

Порядок рассмотрения и отбора инвестиционных проектов в целях признания их приоритетными инвестиционными проектами Хабаровского края для получения краевой государственной финансовой поддержки утвержден постановлением Правительства Хабаровского края от 22 марта 2012 г. N 69-пр.

Решением инвестиционного совета при Правительстве Хабаровского края инвестиционный проект ПАО "Дальэнергомаш" "Модернизация производственного комплекса группы компаний "Дальэнергомаш" признан приоритетным для края. С предприятием заключено инвестиционное соглашение о предоставлении краевой государственной финансовой поддержки инвестиционной деятельности.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 13 июля 2016 г. N 231-пр утвержден Порядок заключения специального инвестиционного контракта Хабаровским краем.

Данный контракт заключается Правительством края с предприятиями, принимающими на себя обязательства в определенный срок создать либо модернизировать производство промышленной продукции, и содержит комплекс мер их государственной и муниципальной поддержки.

Специальные инвестиционные контракты планируется заключать на срок не более 10 лет с промышленными предприятиями края, реализующими проекты с объемом инвестиций не менее 300,0 млн. рублей. Возможность заключения специальных инвестиционных контрактов в крае рассматривают шесть промышленных предприятий в сфере горнодобывающей, лесной и пищевой промышленности.

В настоящее время Правительством края ведется работа по внесению изменений в законодательные акты края, предусматривающие предоставление промышленным предприятиям мер краевой финансовой поддержки при заключении специальных инвестиционных контрактов.

С учетом требований Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, утвержденного решением наблюдательного совета автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" от 03 мая 2012 г., постановлением Правительства Хабаровского края от 19 декабря 2015 г. N 448-пр утвержден Регламент сопровождения инвестиционных проектов на территории Хабаровского края по принципу "одного окна".

Внедрение указанного Регламента позволило унифицировать административные процедуры по оказанию информационно-консультационной и организационной поддержки предприятиям, реализующим на территории края инвестиционные проекты по созданию конкурентоспособных промышленных производств.

Непосредственное сопровождение инвестиционного проекта осуществляет координатор от автономной некоммерческой организации "Агентство инвестиций и развития Хабаровского края". Он обеспечивает координацию действий органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления и иных ответственных исполнителей при решении вопросов, находящихся в их компетенции.


Информация по документу
Читайте также