Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Новосибирской области от 14.12.2016 № 458-рп

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ

 

 

от 14.12.2016 № 458-рп

 

г. Новосибирск

 

Об утверждении концепции развития системы ранней помощи

в Новосибирской области на период до 2020 года

 

 

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2016 № 1839-р «Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года», распоряжением Губернатора Новосибирской области от 11.01.2016 № 2-р «О рабочей группе» и в целях реализации пункта 35 плана мероприятий на 2015-2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 № 167-р «Об утверждении плана мероприятий на 2015-2017 годы по  реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в  интересах детей на 2012-2017 годы», постановления Правительства Новосибирской области от 29.12.2012 № 628-п «Об утверждении Стратегии действий в интересах детей Новосибирской области на 2012-2017 годы»:

1. Утвердить прилагаемую концепцию развития системы ранней помощи в Новосибирской области на период до 2020 года (далее – Концепция).

2. Министерству социального развития Новосибирской области (Пыхтин С.И.) совместно с министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области (Нелюбов С.А.), министерством здравоохранения Новосибирской области (Иванинский О.И.) во взаимодействии с  федеральным казенным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Новосибирской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Барковская О.С.):

1) в срок до 01.01.2017 разработать план мероприятий («дорожную карту») по реализации Концепции (далее – план мероприятий);

2) обеспечить реализацию плана мероприятий в пределах утвержденных бюджетных ассигнований на указанные цели в законе об областном бюджете, а также доводимых лимитов бюджетных обязательств.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Новосибирской области Титкова А.П.

 

 

 

Губернатор Новосибирской области                                            В.Ф. Городецкий

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

распоряжением Правительства

Новосибирской области

от 14.12.2016 № 458-рп

 

 

КОНЦЕПЦИЯ

развития системы ранней помощи в Новосибирской области

на период до 2020 года

 

 

I. Общие положения

 

Настоящая Концепция разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2016 № 1839-р «Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года», распоряжением Губернатора Новосибирской области от 11.01.2016 № 2-р «О рабочей группе» и в целях реализации пункта 35 плана мероприятий на 2015-2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 № 167-р «Об утверждении плана мероприятий на 2015-2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 года», постановления Правительства Новосибирской области от 29.12.2012 № 628-п «Об утверждении Стратегии действий в интересах детей Новосибирской области на 2012-2017 годы».

В соответствии с вышеперечисленными правовыми актами на территории Новосибирской области необходимо обеспечить доступность и эффективность ранней помощи детям от 0 до 3 лет, имеющим ограничения жизнедеятельности, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и установленной инвалидностью, детям с генетическими нарушениями, а также детям группы риска (далее – дети целевой группы).

Целью развития системы ранней помощи в Новосибирской области является организация эффективного межведомственного взаимодействия государственных, муниципальных и общественных организаций, участвующих в оказании ранней комплексной помощи детям целевой группы, обеспечивающего раннее выявление отклонений в развитии, оптимальное развитие и адаптацию детей с нарушениями жизнедеятельности, интеграцию семьи и ребенка в общество, профилактику и снижение выраженности нарушений развития, повышение доступности образования для детей целевой группы.

Достижение цели обеспечивается проведением комплекса мероприятий по созданию на территории Новосибирской области региональной модели ранней помощи с опорой на материально-технические и кадровые ресурсы, сформированные в процессе реализации государственных программ Новосибирской области, реализуемых областными исполнительными органами государственной власти Новосибирской области.

В число решаемых при этом основных задач входят повышение эффективности оказания государственных услуг в сфере реабилитации и абилитации детей, нуждающихся в ранней помощи, повышение их доступности для получателей, обеспечение максимальной полноты охвата нуждающихся, а также своевременности ранней диагностики отклонений.

Стратегия реализации идей концептуальной схемы развития системы ранней помощи в Новосибирской области отражена в государственных программах Новосибирской области, реализуемых областными исполнительными органами государственной власти Новосибирской области.

 

II. Основные понятия Концепции

 

Дети целевой группы – дети от рождения до 3 лет, имеющие ограничения жизнедеятельности, в том числе дети с ОВЗ и установленной инвалидностью, дети с генетическими нарушениями, а также дети группы риска.

Дети группы риска – дети с риском развития стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности, а также дети из группы социального риска развития ограничений жизнедеятельности. К детям из группы социального риска развития ограничений жизнедеятельности относятся детисироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, помещенные в образовательные, медицинские и социальные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – дома ребенка, детские дома, детские дома-интернаты и другие, а также дети из семей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации, дети из семей с несовершеннолетними родителями, дети из семей, созданных бывшими воспитанниками детских домов и интернатов.

Индивидуальная программа ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи – документ, определяющий объем, сроки, порядок и содержание предоставляемых услуг программы ранней помощи конкретному ребенку и семье по программе ранней помощи. Индивидуальная программа ранней помощи формируется междисциплинарной командой специалистов в соответствии с примерным перечнем услуг ранней помощи на основе межведомственного взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая негосударственные организации, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации. Междисциплинарная команда специалистовгруппа специалистов, работающих в организации, предоставляющей услуги ранней помощи, и участвующих в разработке и реализации программ ранней помощи.

Программа ранней помощи – программа, направленная на обеспечение реализации в Новосибирской области комплекса услуг ранней помощи, оказываемых на основе межведомственного взаимодействия областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, органов местного самоуправления, медицинских, образовательных организаций и организаций социального обслуживания, негосударственных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций.

Ранняя помощь – комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг на межведомственной основе, направленных на раннее выявление детей целевой группы, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, сопровождение и поддержка семьи, повышение компетентности родителей (законных представителей).

Специалист в сфере ранней помощи – специалист, имеющий высшее образование в области дошкольной или специальной педагогики или психологии детей раннего возраста, а также дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации «Ранняя помощь».

Служба ранней помощиструктурное подразделение организации здравоохранения, образовательных организаций, организаций социального обслуживания, организаций негосударственной формы собственности или самостоятельная организация, деятельность которой направлена на раннее выявление отставания и нарушений в развитии; разработку и реализацию индивидуальной программы помощи ребенку с активным участием родителей; координацию и взаимодействие с другими службами, участвующими в развитии и социализации ребенка; сохранение кровной семьи для ребенка с нарушениями развития и инвалидностью.

Услуги по индивидуальной программе ранней помощи – услуги по медицинской, социальной, психолого-педагогической абилитации и реабилитации и сопутствующие услуги – скрининг психофизиологических нарушений и ресурсов; медицинская, психолого-педагогическая, социальная диагностика; реабилитация и абилитация, проводимые при активном участии семьи, волонтеров и представителей общественных организаций. Услуги оказываются детям целевой группы в возрасте от рождения до 3 лет и их семьям с возможностью пролонгации оказания этих услуг до достижения ребенком возраста 8 лет, осуществляющейся при наличии у него выраженных нарушений структур и функций организма и/или значительных ограничениях жизнедеятельности.

Целевые группы – группы, на которые направлена деятельность системы ранней помощи, среди них: дети целевой группы; родители (лица их замещающие).

 

III. Основные организационные структуры, формирующие систему ранней помощи в Новосибирской области

 

В Новосибирской области эффективную помощь детям целевых групп и их семьям оказывают:

1. Областные исполнительные органы государственной власти Новосибирской области, органы местного самоуправления.

В рамках государственной программы Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшения социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014-2019 годы», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 31.07.2013 № 322-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014-2019 годы» (далее – государственная программа Новосибирской области), реализовано основное мероприятие «Реализация комплекса мер «За равные возможности», направленное на повышение качества жизни семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В 2015 году основное мероприятие «Реализация комплекса мер «За равные возможности» государственной программы Новосибирской области было отмечено дипломом Всероссийского конкурса региональных социальных программ на премию А.П. Починка – 2015. В рамках реализации основного мероприятия в Новосибирской области обеспечено: совершенствование системы ранней диагностики; развитие служб ранней помощи, лекотек, отделений альтернативной коммуникации; развитие служб, обеспечивающих выездное и дистанционное сопровождение семей, воспитывающих детей с особенностями здоровья; надомное обслуживание семей с детьми; поддержка открытия групп кратковременного пребывания детей-инвалидов; внедрение новых технологий и форм работы с детьми, имеющими сочетанные нарушения в здоровье, с незрячими и слабовидящими детьми; поддержка родителей (законных представителей), в том числе их обучение, прокат средств реабилитации.

В настоящее время в целях материальной поддержки семей с детьмиинвалидами осуществляются 5 видов региональных выплат, с 2014 года предусмотрена новая выплата семьям, воспитывающим 3-х и более детейинвалидов, нуждающихся в постоянном уходе, ежемесячная компенсация расходов по присмотру и уходу за детьми-инвалидами в домашних условиях. Особое внимание уделяется семьям, принявшим на воспитание детей с ОВЗ[1][1]. За каждого принятого на воспитание ребенка на основании медицинского заключения осуществляется доплата к вознаграждению приемного родителя в размере 20% от его базовой части.

В городе Новосибирске предоставляются дополнительные меры социальной поддержки детям-инвалидам по оказанию адресной социальной помощи: на дорогостоящее лечение, не входящее в территориальную программу государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью, на оплату технических средств реабилитации для детей. Выплачиваются ежеквартальные пособия для детей-инвалидов из неполных семей в размере 2000 рублей на ребенка.

В рамках реализации пилотного проекта по оказанию комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра на территории Новосибирской области (проект поддержан Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации) принято распоряжение Губернатора Новосибирской области от 20.08.2015 № 171-р «Об утверждении межведомственного плана действий по оказанию комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра на территории Новосибирской области», в рамках которого внедряется эффективная модель межведомственного взаимодействия.

2. Реабилитационные организации в системе социального обслуживания и здравоохранения.

К реабилитационным организациям социального обслуживания для детей целевой группы в Новосибирской области относятся 4 Центра реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями (1 – государственное учреждение, 3 – муниципальных учреждения), 5 центров помощи семье и детям (3 – государственных, 2 – муниципальных) и детский дом-интернат:

ГАУ СО НСО «Реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» (для лиц с дефектами умственного и физического развития) (реабилитация и абилитация детей в стационарной и полустационарной форме; услуги служб ранней помощи, альтернативной коммуникации, персональных помощников);

МБУ г. Новосибирска Центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Олеся» (полустационарное социальное обслуживание и реабилитация);

МБУ г. Новосибирска «Центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Надежда» (реабилитация и абилитация детей с онкологическими заболеваниями, предоставление социальных услуг без обеспечения проживания);

МБУ «Комплексный социально-оздоровительный центр «Обские зори» (реабилитация в режиме оздоровительных заездов);

ГБУ НСО «Областной центр социальной помощи семье и детям «Радуга» (предоставление временного проживания беременным женщинам и матерям с детьми в возрасте от 0 до 3 лет);

ГАУ НСО «Областной центр социальной помощи семье и детям «Морской залив» (реабилитация детей с генетическими нарушениями (фенилкетонурия и целиакия) и их семей осуществляется с 2012 года в рамках государственной программы Новосибирской области в виде заездов детей (с 3 до 11 лет) и их родителей длительностью 14 дней);

ГАУ НСО «Центр социальной помощи семье и детям «Семья» (комплексная реабилитация детей в возрасте от 3 лет, профилактика социального сиротства);

МБУ г. Новосибирска Городской центр помощи семье и детям «Заря» (комплексная помощь семьям с детьми до 7 лет в отделениях: реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями и медицинской реабилитации);

МБУ «Центр социальной помощи семье и детям «Юнона» (г. Бердск) (комплексная реабилитация и абилитация детей с ограниченными умственными и физическими возможностями (дневной стационар, выезд на дом), профилактика хронизации заболеваний, предупреждение инвалидизации детей, оказание комплексной помощи беременным женщинам);

ГАСУ СО НСО «Ояшинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» (региональная инновационная площадка по реабилитации и абилитации детей-инвалидов в возрасте от 1 года до 18 лет с аномалиями умственного развития и адаптации молодых инвалидов старше 18 лет; семейные заезды «Яркий мир», в рамках которых организованы курсы интенсивной реабилитации детей-инвалидов в возрасте от 1 года совместно с родителями на базе временного стационара).

По данным министерства социального развития Новосибирской области на 01.07.2016 в Новосибирской области социальные услуги (в том числе реабилитационные) получили 6305 семей, воспитывающих 6446 детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. Среди них количество детей-инвалидов в возрасте до 7 лет – 1643 ребенка (в том числе от 0 до 3 лет – 286 детей, от 3 до 7 лет – 1357 детей).

Медицинская реабилитация детей целевой группы осуществляется в следующих медицинских организациях:

в городских поликлиниках, центральных районных больницах, центральных городских больницах – амбулаторно (по месту прикрепления ребенка);

ГБУЗ НСО «ДГКБ № 3» (дневной и круглосуточный стационар) и ГБУЗ НСО «НРБ № 1» (круглосуточный стационар) – стационарно;

в домах ребенка: ГКУЗ НСО «Специализированный дом ребенка № 1 для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики» и ГКУЗ НСО «Специализированный дом ребенка № 2 для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики» (для детей, оставшихся без попечения родителей). На базе домов ребенка осуществляется неврологическая и ортопедическая реабилитация детей целевой группы.

В 2015 году прошли медицинскую реабилитацию 2442 ребенка от 0 до 4 лет (согласно статистической форме № 30) в амбулаторных условиях, условиях дневного стационара и стационарных условиях (в том числе санаторно-курортное лечение получили 15 детей).

В течение ряда лет в региональной системе реабилитационных организаций эффективно работают и развиваются элементы системы ранней помощи детям целевой группы. Отработка и закрепление механизмов межведомственного взаимодействия областных исполнительных органов государственной власти и организаций, оказывающих услуги семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ОВЗ, создаст условия для эффективных изменений с акцентом на получении быстрой и доступной ранней помощи.

3. Образовательные организации.

В настоящее время в Новосибирской области развивается Служба психолого-педагогического, медико-социального и правового сопровождения образования, осуществляющая комплексную диагностику и психолого-педагогическую реабилитацию детей целевой группы и включающая в себя образовательные организации, ППМС-центры, ПМПК, консультативные пункты:

ГБУ НСО Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям «ОЦДК» и 11 консультативных пунктов для родителей (законных представителей) (центральная ПМПК, консультации по вопросам получения детьми дошкольного образования в семье);

МКУ ДПО г. Новосибирска «Городской центр образования и здоровья «Магистр» (территориальная ПМПК, профилактика снижения уровня здоровья участников образовательного процесса);

Центр психолого-педагогической поддержки для детей с проблемами развития и социальной адаптации «Эмпатия» при ЧОУ школа «АВРОРА» (ранняя помощь на коммерческой основе);

МКУ ДО г. Новосибирска «Детский оздоровительно-образовательный (социально-педагогический) центр А.И. Бороздина» (реабилитационная помощь детям с ОВЗ раннего возраста и детям-инвалидам);

МКОУ г. Новосибирска «Специальная (коррекционная) начальная школа № 60 «Сибирский лучик» (реабилитация детей-инвалидов дошкольного возраста);

247 дошкольных образовательных организаций (более 900 групп комбинированной и компенсирующей направленности);

10 филиалов ГБУ НСО «ОЦДК» в муниципальных районах НСО (Барабинский, Карасукский, Каргатский, Куйбышевский, Купинский, Мошковский, Ордынский, Сузунский, Татарский, Тогучинский районы);

6 ППМС-центров в муниципальных образованиях НСО (г. Бердск, г. Обь, г. Новосибирск, Болотнинский, Новосибирский и Чулымский районы);

территориальные ПМПК.

В 2015 году в ППМС-центрах, консультативных пунктах и ПМПК услуги по проведению комплексной психолого-педагогической диагностики, консультированию и определению специальных образовательных условий для детей с ОВЗ получили более 200 семей с детьми в возрасте от рождения до 3 лет.

В региональной системе образования заложена база для эффективного развития системы ранней помощи: создана сеть ПМПК и ППМС-центров; имеются уникальные образовательные организации, реализующие различные модели оказания комплексной помощи детям с ОВЗ и инвалидностью на ранних этапах развития; создана сеть групп компенсирующей и комбинированной направленности и кратковременного пребывания в дошкольных образовательных организациях.

В рамках реализации Концепции службы ранней помощи системы образования должны функционировать на базе ППМС-центров и дошкольных организаций, являясь выделенным структурным подразделением.

4. Общественные организации.

Помощь семьям, воспитывающим детей с ОВЗ и детей-инвалидов, оказывают общественные организации, в том числе:

Новосибирская областная общественная организация помощи семьям с детьми и детям-инвалидам «Первоцвет» (реабилитация детей с психоневрологическими заболеваниями, выездная консультативная помощь семьям, проживающим в отдаленных районах Новосибирской области);

городская общественная организация инвалидов «Общество ДАУН СИНДРОМ» («Служба ранней помощи», комплексная реабилитация детей с синдромом Дауна и их семей);

городская общественная организация Центр адаптации детей-инвалидов и инвалидов с детства с церебральным параличом «ЦАДИ» (реабилитация детей с детским церебральным параличом);

Новосибирская межрегиональная общественная организация инвалидов «Ассоциация «Интеграция» общероссийской общественной организации инвалидов – Российского союза инвалидов (реабилитация детей с глубоким нарушением зрения (тотально незрячие и слабовидящие);

автономная некоммерческая организация «Ассоциация «Санрайз» (социальная и психолого-педагогическая реабилитация детей целевой группы, группы раннего развития и кратковременного пребывания, информационная и консультативная помощь семье);

детский благотворительный фонд «Солнечный город» (социализация детей, попавших в трудную жизненную ситуацию (в том числе детей-инвалидов);

благотворительный фонд помощи детям «Спасибо!» (комплексная помощь детям целевой группы и их родителям, реализация совместных с другими НКО проектов);

благотворительный фонд «Защити жизнь» (реабилитация детей с онкологическими заболеваниями, выездная детская паллиативная служба);

некоммерческое партнерство «Сибирская гражданская инициатива» (помощь семьям, воспитывающих детей-инвалидов; социально-правовой клуб для семей с детьми-инвалидами «Сибирская песочница»;

Новосибирская городская организация усыновителей «День аиста» (социализация, устройство в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);

автономная некоммерческая организация «Центр помощи детям «Диада+1» (коррекция нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра, объединение родителей, воспитывающих детей с ОВЗ).

В настоящей Концепции общественные организации являются одним из значимых элементов. Ранняя помощь, оказываемая общественными организациями, является специализированной по категории детей: дети с синдромом Дауна, дети с проблемами зрения, дети с расстройствами аутистического спектра, дети с детским церебральным параличом, дети из группы социального риска и пр. На базе общественных организаций предполагается открытие специализированных служб ранней помощи. Развитие отношений, тесное сотрудничество между ведомственными и общественными организациями, является необходимым условием для развития эффективной системы ранней помощи в Новосибирской области.

5. Организации, осуществляющие методическое и кадровое обеспечение.

На базе вузов в городе Новосибирске (ГАУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»; ФГОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет») научные сотрудники и преподаватели, студенты-дефектологи, студенты-медики, студенты-психологи и будущие социальные работники:

разрабатывают и представляют инновационные подходы к реабилитации и абилитации детей раннего возраста и их семей (рефлексивное консультирование, пропедевтика игры, обучение родителей в режиме чата);

осуществляют организацию новой волонтерской помощи для инклюзивных образовательных организаций г. Новосибирска и Новосибирской области;

внедряют в программы учебной и производственной практики студентов-заочников дефектологического профиля системы практико-ориентированных заданий по оказанию ранней помощи детям и их семьям на базе учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты населения;

разрабатывают программы подготовки магистров по ранней помощи;

организуют видео-чат «Ранняя помощь».

На базе ГАУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», ГБУ НСО Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям «ОЦДК» и его филиалов, ФГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» организована система научно-методического сопровождения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов.

Профессорско-преподавательским составом кафедры коррекционной педагогики и психологии Института детства ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» и кафедры медицинской генетики и биологии ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России были разработаны программы курсов повышения квалификации по медико-психолого-педагогическому сопровождению детей раннего возраста с ОВЗ и их семей.

Обучение специалистов осуществлялось в рамках реализации основного мероприятия «Реализация комплекса мер «За равные возможности» государственной программы Новосибирской области, межведомственного плана действий по оказанию комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра на территории Новосибирской области. Налажено сотрудничество с НОУ ДПО «Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства».

В рамках реализации настоящей Концепции планируется развитие методической базы для подготовки специалистов (в том числе разработка программ переподготовки и повышения квалификации), реализующих программы ранней помощи на всех этапах и уровнях (включая специалистов-менеджеров в области медико-социальной реабилитации и волонтеров-студентов ФГОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»). Для  эффективного развития кадрового и методического ресурса планируется систематическое участие специалистов междисциплинарной команды в научно-методических конференциях (региональных, Всероссийских, международных) по вопросам оказания ранней помощи.

Информационная поддержка семей, воспитывающих детей с ОВЗ проводится исполнительными органами государственной власти Новосибирской области и организациями, оказывающими помощь семьям, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

 

IV. Проблемы, требующие решения в ходе создания системы ранней помощи в Новосибирской области

 

По данным Пенсионного фонда Российской Федерации на территории Новосибирской области количество детей с установленной инвалидностью составляет более 7 тысяч (в 2014 – 7800 чел., в 2015 – 7900 чел.). В единой базе учета детей с ОВЗ в Новосибирской области числится более 14 тысяч (14314 чел.). По данным ФКУ «ГБ МСЭ по Новосибирской области» Минтруда России в 2015 году детей в возрасте от 0 до 4 лет было освидетельствовано – 1602 (первично – 668, повторно – 934), признано инвалидами – 1402 (первично – 548, повторно – 858); нуждаются в медицинской реабилитации 1398 человек (впервые – 547, повторно – 851).

В настоящее время в Новосибирской области отсутствуют данные по  общему количеству детей целевой группы. Существует проблема расхождения диагностических подходов систем образования («ребенок с ОВЗ»), здравоохранения (классификация по МКБ-10) и медико-социальной экспертизы («ребенок-инвалид»), связанная с компетенцией ведомств. Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрены такие группы как: «дети, нуждающиеся в ранней помощи» (дети из целевой группы без учета детей из группы риска), «дети группы риска», что осложняет объединение детей, нуждающихся в ранней помощи в единый региональный регистр. Проблема недостаточного раннего информирования семей, воспитывающих детей целевой группы, приводит к тому, что лишь часть родителей охвачена программами активного включения в процесс реабилитации. В результате дети целевой группы попадают в поле зрения специалистов, как правило, после 4 лет, когда время для наиболее эффективных психофизиологических изменений упущено.

С 2007 года на территории Новосибирской области проводится активная работа по реализации межведомственного подхода к профилактике детской инвалидности и социального сиротства. В сфере оказания помощи детям целевых групп и их семьям в Новосибирской области организована работа органов социальной защиты, образовательных, медицинских организаций общественных организаций в рамках следующих программ:

государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы» (далее – государственная программа Российской Федерации «Доступная среда»);

государственная программа Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социальной помощи семей с  детьми в Новосибирской области на 2014-2019 годы», утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 31.07.2013 № 322-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социальной помощи семей с детьми в Новосибирской области на 2014-2019 годы» (далее – государственная программа Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социальной помощи семей с детьми в Новосибирской области на 2014-2019 годы»);

государственная программа Новосибирской области «Развитие здравоохранения Новосибирской области на 2013-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 07.05.2013 № 199-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие здравоохранения Новосибирской области на 2013-2020 годы» (далее – государственная программа Новосибирской области «Развитие здравоохранения Новосибирской области на 2013-2020 годы»);

государственная программа Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 31.12.2014 № 576-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы») (далее – государственная программа Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы»);

грантовые программы Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее – Фонд): «Чужих детей не бывает» (2009-2011 гг.), «Первые ступеньки к развитию» (2009-2011 гг.), «За равные возможности» (20132015 гг.), «Мир добрый к детям» (2013-2015 гг.), «В интересах детей» (2015-2017 гг.), пилотный проект по внедрению института социального сопровождения участковыми социальными работниками семей, имеющих детейинвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (2013 г.), пилотный проект по оказанию комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра на территории Новосибирской области (2015-2016 гг.).

В рамках государственной программы Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014-2019 годы» (абзац третий подраздела «Информация об участии акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также целевых внебюджетных фондов в реализации государственной программы» раздела IV «Система мероприятий государственной программы») министерство социального развития Новосибирской области для привлечения внебюджетных источников – средств Фонда разрабатывает и принимает социальные проекты и программы, направленные на достижение цели государственной программы по улучшению социального положения семей с детьми, детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем создания комплексных условий для благополучия детей и подростков, обеспечения дружественных семье и детству общественных отношений и инфраструктуры жизнедеятельности.

С 2009 года по 2016 год в виде грантов выделено около 200 млн. рублей внебюджетных средств, что позволило субсидировать реабилитационные и абилитационные услуги, и явилось основным механизмом сотрудничества с  общественными организациями (получатели субсидий) и родителями (получатели бесплатной помощи в рамках субсидий).

Но вместе с тем на уровне регионального межведомственного взаимодействия существуют следующие проблемы: действующим законодательством Российской Федерации не утвержден стандарт оказания услуг ранней помощи; не ведется единый учет всех детей целевой группы; не организована преемственность методов реабилитации между организациями разной ведомственной принадлежности; недостаточное количество служб ранней помощи и консультационных пунктов; недостаточное количество ППМС центров в городе Новосибирске; недостаток специалистов по ранней помощи; трудности в организации условий для получения технических средств реабилитации детьми целевой группы и модификации формирования программ реабилитации таких детей с учетом методических рекомендаций, подготовленных организациями, оказывающими услуги ранней помощи; не организовано раннее информирование и активное включение родителей детей целевой группы в процессы абилитации и реабилитации.

В этой связи в основные задачи по развитию системы ранней помощи в Новосибирской области входит:

нормативное регламентирование понятий «дети, нуждающиеся в ранней помощи», «дети группы риска»;

разработка регионального стандарта оказания услуг ранней помощи (после утверждения федерального стандарта оказания услуг ранней помощи);

создание единого регионального регистра детей, нуждающихся в ранней помощи, и реестра организаций, осуществляющих раннюю помощь в виде интерактивной межведомственной базы данных (с адресами и перечнем услуг всех организаций систем образования, социальной защиты, здравоохранения и учреждений, проводящих медико-социальную экспертизу), что позволило бы своевременно информировать и направлять родителей/законных представителей с детьми раннего возраста в соответствующие организации для получения услуг ранней помощи;

открытие служб ранней помощи и консультационных пунктов на базе имеющихся реабилитационных учреждений, комплексных центров социального обслуживания, дошкольных образовательных организаций, ППМС-центров (с обязательным условием открытия дополнительных городских ППМС-центров и ресурсного образовательного центра);

открытие ресурсного центра службы ранней помощи на базе ГАУ СО НСО «Реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» (для лиц с дефектами умственного и физического развития) с увеличением штата специалистов;

обеспечение доступности ранней помощи детям из отдаленных районов Новосибирской области с помощью дистанционного сопровождения и консультирования, привлечения волонтеров-студентов из ФГОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»;

обеспечение подготовки специалистов по ранней помощи (магистерское или постдипломное обучение на базе профильного образования);

обеспечение раннего информирования и активного включения в абилитацию и реабилитацию родителей детей целевых групп в кратчайшие сроки после выявления проблем в развитии до достижения ими 3-летнего возраста;

организация постоянно действующей межведомственной комиссии с  участием соответствующих специалистов здравоохранения, медико-социальной экспертизы, протезно-ортопедического предприятия, фонда социального страхования для квалифицированного и оперативного решения вопросов рекомендации технических средств реабилитации и определения источников финансирования детям с различными нарушениями функций и ограничениями жизнедеятельности;

организация условий для постоянного участия волонтеров (студентов старших курсов очного и заочного отделения НГПУ по специальностям: дошкольные дефектологи, логопеды, олигофренопедагоги, сурдопедагоги, специалисты по ранней помощи) в процессе абилитации и реабилитации детей целевой группы;

разработка методических рекомендаций по формированию индивидуальных программ реабилитации детей целевой группы.

В настоящее время отсутствие нормативно закрепленных федеральных стандартов по оказанию ранней помощи оказывает негативное влияние на  региональную практику взаимодействия органов здравоохранения, образования и социальной защиты, затрудняет выработку критериев оценки потребности ребенка в ранней помощи, составление протоколов раннего выявления и диагностики, индивидуальных программ ранней помощи.

Объемы и источники финансирования реализации основных мероприятий настоящей Концепции на каждый год будут определяться в областном бюджете Новосибирской области на очередной финансовый год в пределах ассигнований, выделяемых на выполнение мероприятий следующих государственных программ:

государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы»;

государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы»;

государственной программы Новосибирской области «Развитие здравоохранения Новосибирской области на 2013-2020 годы»;

государственной программы Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социальной помощи семей с детьми в Новосибирской области на 2014-2019 годы».

Включение мер по выполнению плана мероприятий по реализации Концепции в государственные программы Новосибирской области будет осуществляться согласно «Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2016 № 1839-р «Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года» (далее – Федеральная Концепция), в соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 28.03.2014 № 125-п «О порядке принятия решений о разработке государственных программ Новосибирской области, а также формирования и реализации указанных программ».

Привлечение внебюджетных источников финансирования будет происходить через участие в конкурсных отборах инновационных социальных программ субъектов Российской Федерации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, проводимых Фондом.

 

V. Основные принципы функционирования системы ранней помощи в Новосибирской области

 

Основными принципами функционирования системы ранней помощи в Новосибирской области являются:

1. Методологическая и организационная целостность (достигаемая путем эффективного межведомственного взаимодействия областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области и организаций, участвующих в оказании медицинских, образовательных услуг и услуг в сфере социальной помощи, а также общественных организаций, профессиональных сообществ, неправительственных организаций).

2. Централизованное управление (достигаемое путем четкого регламентирования функций, полномочий и компетенций всех участников системы, а также структуры, координирующей их деятельность).

3. Непрерывность ранней помощи (предоставление необходимых услуг в  режиме сопровождения ребенка и семьи до их завершения или снятия потребности).

4. Доступность ранней помощи для ее получателей (территориальная, временная, финансовая).

5. Информационная открытость системы ранней помощи для ее получателей

 

VI. Основы деятельности системы ранней помощи

в Новосибирской области

 

Система ранней помощи в Новосибирской области организуется на основе межведомственного сотрудничества организаций здравоохранения, образования, социальной защиты и федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Новосибирской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и в своем развитии ориентируется на российский и зарубежный опыт организации и функционирования системы раннего вмешательства, осуществляющий междисциплинарный семейно-ориентированный подход.

В рамках системы воздействие направлено не только на ребенка с проблемами в развитии, но и на его семью, общественные организации и детей из групп риска. К основным элементам системы ранней помощи в Новосибирской области относятся:

1. В здравоохранении: единый, доступный и обязательный скрининг физического и психического здоровья, уровня развития детей младенческого и раннего возраста; критерии и порядок направления ребенка и семьи в службы ранней помощи; организация учета детей группы риска для мониторинга; медицинская реабилитация и абилитация.

2. В сфере социального обслуживания: перечень услуг по оказанию ранней помощи и социальному сопровождению семьи, воспитывающей ребенка целевой группы; компетентные структурные подразделения государственных и муниципальных организаций социального обслуживания; штат специалистов по ранней помощи; средства дистанционного сопровождения и консультирования для семей из отдаленных районов; обобщение информации о количестве и месте проживания детей, нуждающихся в ранней помощи и имеющихся ресурсах системы ранней помощи; информирование специалистов путем подключения к общей базе данных.

3. В образовании: интеграция создающейся системы ранней помощи в  имеющуюся систему регионального и муниципального образования; привлечение к работе служб ранней помощи ППМС-центров; создание лекотек, групп кратковременного пребывания; деятельное участие ПМПК в подготовке и организации перехода ребенка в соответствующие дошкольные и школьные организации; обеспечение вариативности форм психолого-педагогического сопровождения; подготовка специалистов (магистров) по ранней помощи; создание и развитие научно-методической базы для работы специалистов, оказывающих раннюю помощь в городе Новосибирске и в районах области на базе образовательных организаций (консультационные и реабилитационные услуги, интеграция в инклюзивную среду).

4. В сфере деятельности некоммерческих общественных организаций (НКО): интеграция в систему ранней помощи в Новосибирской области через открытие специализированных служб ранней помощи, объединение родителей, воспитывающих детей целевой группы с целью оказания ранней помощи и активизации родительских ресурсов, коррекции депрессивных настроений, и помощь в организации семейного досуга.

Последовательность действий системы ранней помощи в Новосибирской области будет осуществляться в три этапа:

I этап: выявление детей, нуждающихся в ранней помощи (скрининг развития): выявление проблем, направление в службу ранней помощи. Организация первого этапа находится в компетенции системы здравоохранения – единственной системы, имеющей данные о каждом новорожденном ребенке.

II этап: создание и реализация программ ранней помощи: точная междисциплинарная оценка развития, определение причин проблем в развитии, разработка индивидуальных программ, работа с ребенком и семьей.

III этап: переход ребенка в другие программы (в дошкольные образовательные организации или другие организации): организация необходимого сопровождения ребенка при переходе в дошкольную образовательную организацию.

Система ранней помощи в Новосибирской области является смешанной по структуре: функции медико-социальной и психолого-педагогической помощи распределяются по наличию ресурсов. Начальный этап оказания ранней помощи – выявление детей, нуждающихся в ранней помощи, и раннее информирование родителей о проблемах в развитии детей – необходимо осуществлять медицинским организациям.

В рамках настоящей Концепции система образования обеспечивает организацию процесса междисциплинарной диагностики и психолого-педагогической коррекции детей целевой группы, подготовку специалистов по ранней помощи, вследствие имеющейся развитой сети ППМС-центров и филиалов ПМПК, научно-методических и кадровых ресурсов. Психолого-педагогическая коррекция детей целевой группы обеспечит профилактику вторичных нарушений в развитии и эффективное включение в образовательный процесс с минимальными (или стабилизированными) нарушениями, создаст условия для качественной инклюзии ребенка. Межведомственной командой специалистов (в том числе специалистов систем здравоохранения, социальной защиты и образования) с привлечением ФКУ «ГБ МСЭ по Новосибирской области» Минтруда России будут подготовлены и выпущены методические рекомендации для органов и организаций по формированию программ реабилитации детей целевой группы. Подготовка специалистов ранней помощи будет осуществляться на базе ФГОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» с обязательной систематическим контролем работы для поддержки профессионального ресурса специалистов и усиления мотивации на качественную реабилитацию детей. На базе организаций здравоохранения в рамках реабилитационного и абилитационного процесса детей целевой группы планируется обучение родителей методикам помощи и развития детей в домашних условиях.

Для эффективного развития и функционирования системы ранней помощи в Новосибирской области на каждом этапе необходима постоянная работа с родителями, так как активная позиция и участие в реабилитационном и абилитационном процессе ребенка, принятие ребенка таким, какой он есть, систематическое проведение домашней реабилитации находится в сфере компетенции семьи ребенка, а семейно-родительские отношения оказывают определяющее влияние на процесс абилитации и реабилитации детей раннего возраста. Для этого в системе социальной защиты станет обязательным социальное сопровождение семьи, воспитывающей ребенка целевой группы. Планируется открытие ресурсного центра по работе с детьми целевой группы (дети из группы социального риска) и их семьями на базе ГАУ НСО «Центр социальной помощи семье и детям «Семья».

 

VII. Этапы и механизмы реализации настоящей Концепции

 

Реализация настоящей Концепции будет осуществляться в соответствии с рекомендациями Федеральной Концепции в 3 этапа: этап формирования единого нормативного правового и информационного пространства системы ранней помощи, этап апробации стандартов оказания услуг ранней помощи, этап закрепления региональной модели оказания ранней помощи детям целевой группы и семьям, их воспитывающим.

Механизмы реализации Концепции включают в себя: подготовку нормативного обеспечения межведомственного взаимодействия, создание межведомственной базы данных, участие в программах Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, сотрудничество с общественными организациями и родителями, организация условий для развития методического и кадрового ресурса системы ранней помощи в Новосибирской области.

Одним из необходимых элементов механизма, обеспечивающего условия развития системы ранней помощи в Новосибирской области, является постоянное сотрудничество областных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления и их подведомственных организаций с родительскими сообществами, общественными организациями, волонтерами и средствами массовой информации. В рамках сотрудничества будут осуществляться: реабилитация детей целевой группы во всех районах Новосибирской области (привлечение волонтеров-студентов, родителей); проведение систематических общественно-информационных кампаний в поддержку деятельности служб ранней помощи (участие общественных организаций, родителей, средств массовой информации); открытие специализированных служб ранней помощи на базе общественных организаций; систематическое проведение круглых столов по актуальным проблемам ранней помощи (с участием родителей и специалистов ведомств).

Механизм взаимодействия с НКО будет реализован: через привлечение НКО к участию в программах Фонда (стимуляция развития специализированных служб ранней помощи на базе НКО через субсидирование) и субсидирование НКО в рамках реализации «Комплексного плана Новосибирской области по  обеспечению поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2016-2020 годы», утвержденного постановлением Губернатора от 29.07.2016 № 169 «Об утверждении комплексного плана Новосибирской области по обеспечению поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2016-2020 годы», а также путем проведения анкетирования родителей, получающих услуги в службах ранней помощи на базе НКО (степень удовлетворенности (%), потребности семьи, воспитывающей ребенка целевой группы); через привлечение представителей общественных организаций в качестве независимых экспертов мониторинга состояния системы ранней помощи в Новосибирской области.

Сотрудничество с родителями будет осуществляться через организацию условий для раннего информирования и проведения круглых столов, получения бесплатных услуг ранней помощи в ведомственных и общественных организациях (в том числе дистанционно), создание условий для проведения мониторинга удовлетворенностью родителей ранней помощью, лекций по проблемам развития детей целевой группы специалистами по ранней помощи (по запросу родителей). Более подробное описание механизмов взаимодействия в  рамках реализации региональной Концепции будет представлено в плане мероприятий по развитию системы ранней помощи в Новосибирской области на период до 2020 года.

В рамках реализации настоящей Концепции основной механизм межведомственного взаимодействия будет реализован через создание интерактивной межведомственной базы данных (МБД). Для осуществления эффективного межведомственного взаимодействия министерством социального развития Новосибирской области будет разработан регламент межведомственного взаимодействия. Планируются регулярные обсуждения результатов и проблем реализации Концепции членами рабочей группы, сформированной в соответствии с распоряжением Губернатора Новосибирской области от 11.01.2016 № 2-р «О рабочей группе»; участие в работе Координационного совета по реализации Стратегии действий в интересах детей Новосибирской области на 2012-2017 годы при Губернаторе Новосибирской области.

 

VIII. Межведомственное взаимодействие в рамках системы ранней помощи

 

Для обеспечения межведомственного взаимодействия планируется разработка модели межведомственного взаимодействия, которая будет осуществляться с помощью интерактивной межведомственной базы данных (МБД) и включать в себя:

порядок выявления и учета детей, нуждающихся в ранней помощи (дети целевой группы);

определение объема ранней комплексной помощи;

порядок передачи информации между организациями различной ведомственной принадлежности;

подбор программ абилитации и реабилитации детей целевой группы, нуждающихся в ранней помощи;

подбор программ профилактики нарушений развития у детей из групп биологического и социального риска;

распределение детей в реабилитационные центры (учитывая место жительства и ресурсы организаций );

последовательность работы ведомств в зависимости от индивидуальной ситуации.

 

IX. Основные направления развития системы ранней помощи в Новосибирской области

 

Система ранней помощи в Новосибирской области развивается как социально необходимый, экономически обоснованный, инновационный проект, учитывающий все региональные особенности и проблемы, с опорой на уже имеющийся положительный опыт в создании служб ранней помощи в Новосибирской области.

Его реализация предполагает преобразование существующих межведомственных связей с целью повышения быстроты, доступности и качества оказываемых услуг, развитие информационного и родительского ресурсов, обеспечение обратной связи между административным и общественным ресурсами.

Становление системы ранней помощи на территории Новосибирской области осуществляется в результате решения ряда управленческих задач:

1) развитие нормативной правовой основы для создания общего подхода к выделению группы детей, нуждающихся в ранней помощи (включая детей из  групп биологического и социального риска) и организация условий для получения ими и их семьями быстрой, доступной и эффективной ранней помощи;

2) совершенствование материально-технической базы для создания общего интерактивного информационного пространства для всех участников процесса оказания и получения ранней помощи;

3) поддержка и развитие кадрового ресурса: организация переподготовки, повышения квалификации и методической поддержки специалистов;

4) развитие межведомственного сотрудничества, формирование единой информационной среды с учетом региональных особенностей и имеющихся ресурсов (единый региональный регистр детей, нуждающихся в ранней помощи);

5) развитие сотрудничества с семьей: обеспечение постоянного мониторинга потребностей и удовлетворенностью помощью; нормализация жизни семьи, воспитывающей ребенка, нуждающегося в ранней помощи; активное вовлечение родителей в процесс реабилитации через развитие ответственной родительской позиции.

Развитие системы ранней помощи в Новосибирской области реализуется путем постепенного включения в систему детей всей целевой группы, то есть не только детей с ОВЗ, детей-инвалидов и детей с генетическими нарушениями, но и детей, входящих в группы медико-биологического (тяжелые врожденные и хронические заболевания, патологическое физическое и психическое развитие, серьезные травмы, психические расстройства, отягощенная наследственность и пр.) и социального риска, а также родителей, волонтеров и представителей общественных организаций.

Развитие системы ранней помощи в Новосибирской области обеспечит возможность максимально широкого охвата детей с нарушениями в развитии на  ранних этапах онтогенеза, будет способствовать предупреждению возникновения вторичных нарушений за счет эффективного использования сенситивных периодов развития. Раннее начало комплексной психолого-медико-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка, нуждающегося в ранней помощи, является фактором оптимизации образовательных возможностей и социально-экономических перспектив ребенка, шагом к совершенствованию практики защиты прав ребенка и прав инвалидов и качественному улучшению их положения в обществе.

Реализация данной стратегии на территории Новосибирской области позволит семьям с детьми, нуждающимся в ранней помощи и проживающим в Новосибирской области, получить качественно новые услуги, а специалистам разных ведомств использовать вариативный подход к их реабилитации и абилитации.

 

X. Ожидаемые результаты реализации Концепции

 

Ожидаемые конечные результаты реализации Концепции на данном этапе (до создания единого правового поля в системе ранней помощи) представлены качественными показателями состояния. Предполагается, что реализация настоящей Концепции позволит получить следующие качественные изменения в системе ранней помощи Новосибирской области к 2020 году:

выработать единую методологическую основу по оказанию ранней помощи в Новосибирской области;

создать целостное правовое и информационное поле для функционирования системы ранней помощи в Новосибирской области;

распространить доступные практики ранней помощи в Новосибирской области;

повысить эффективность взаимодействия областных исполнительных органов государственной власти, общественных и ведомственных организаций, участвующих в оказании ранней помощи детям целевой группы в Новосибирской области;

обеспечить включенность родителей в процесс оказания ранней помощи;

увеличить количество квалифицированных специалистов по ранней помощи;

снизить количество детей-инвалидов и детей с ОВЗ в возрасте старше 3 лет за счет ранней диагностики, абилитации, реабилитации, предупреждения развития вторичных нарушений и проведения профилактики детей из групп риска;

снизить затраты на содержание и обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ вследствие уменьшения их количества.

Эффективность и степень достижения ожидаемых результатов планируется оценивать на основе мониторинга реализации мероприятий по развитию системы ранней помощи и удовлетворенности родителей предоставляемыми услугами ранней помощи в Новосибирской области.

Оценка состояния системы ранней помощи в Новосибирской области будет производится областными исполнительными органами государственной власти Новосибирской области по следующим целевым индикаторам:

доля детей целевой группы, получивших услуги по программе ранней помощи в Новосибирской области, от всех детей целевой группы (повышение доли);

доля семей, удовлетворенных качеством услуг, их достаточностью и разнообразием, от всех семей, включенных в систему ранней помощи в Новосибирской области (повышение доли);

доля детей с ОВЗ и детей-инвалидов, достигших возраста 3 лет, от всех детей данного возраста (снижение доли);

доля специалистов ранней помощи от всех специалистов, оказывающих комплексную помощь детям целевой группы в Новосибирской области (повышение доли);

доля семей, активно участвующих в процессе реабилитации и абилитации, от всех семей, воспитывающих детей целевой группы (повышение доли).

Итогом реализации Концепции станет сформированная к 2020 году эффективная региональная межведомственная модель оказания ранней помощи детям целевой группы на территории Новосибирской области.

 

Применяемые сокращения:

ГАСУ СО НСО – государственное автономное стационарное учреждение социального обслуживания Новосибирской области;

ГАУ ДПО НСО – государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Новосибирской области;

ГАУ СО НСО – государственное автономное учреждение социального обслуживания Новосибирской области;

ГБУ НСО Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям «ОЦДК» – государственное бюджетное учреждение Новосибирской области – Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям «Областной центр диагностики и консультирования»;

ГБУЗ НСО «ДГКБ № 3» – государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области «Детская городская клиническая больница № 3»;

ГБУЗ НСО «НРБ № 1» – государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Новосибирская районная больница № 1»;

ГКУЗ НСО – государственное казенное учреждение здравоохранения Новосибирской области;

МБУ – муниципальное бюджетное учреждение;

МКБ-10 – международная классификация болезней 10-го пересмотра;

МКОУ ДОД – муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Новосибирска;

МКУ ДПО – муниципальное казенное учреждение дополнительного образования;

НКО – некоммерческая организация;

НОУ ДПО – негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования;

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья;

ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия;

ППМС-центры – психолого-педагогические медико-социальные центры;

ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России – федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации;

ФГОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» – федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет»;

ФКУ «ГБ МСЭ по Новосибирской области» Минтруда России – федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Новосибирской области» министерства труда и социальной защиты Российской Федерации;

ЧОУ – частное общеобразовательное учреждение.

 

 

_________

 

В 2015 году в приемных семьях в Новосибирской области воспитывались 615 детей с ОВЗ, в I квартале 2016 года – 641 ребенок с ОВЗ. [1]


Информация по документу
Читайте также