Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Республики Тыва от 30.01.2017 № 38-р

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

РАСПОРЯЖЕНИЕ

 

 

от 30 января 2017 г. № 38-р

гызыл

 

 

Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты»)

«Повышение эффективности и качества услуг в сфере

социального обслуживания населения

в Республике Тыва (2013-2018 годы)»

 

В целях совершенствования государственной социальной политики, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р «О программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы»:

 

1. Утвердить прилагаемый план мероприятий («дорожную карту») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Республике Тыва (2013-2018 годы)» (далее – «дорожная карта»).

2. Министерству труда и социальной политики Республики Тыва и Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва:

обеспечить реализацию «дорожной карты»;

осуществлять методическое сопровождение реализации «дорожной карты» организациями социального обслуживания Республики Тыва независимо от форм собственности, включая целевые показатели и индикаторы по достижению ориентиров, определенных «дорожной картой»;

осуществлять мониторинг реализации «дорожной карты» в сроки, определенные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 282.

3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Республики Тыва от 24 апреля 2013 г. № 145-р «Об утверждении плана мероприятий (дорожной карты) «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Республике Тыва (2013-2018 годы)».

4. Разместить настоящее распоряжение на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) и официальном сайте Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на контрольно-инспекционное управление контрольно-аналитического департамента Администрации Главы Республики Тыва и Аппарата Правительства Республики Тыва.

 

Глава Республики Тыва                                                                 Ш. Кара-оол

 

 

 

 


Утвержден

распоряжением Правительства

   Республики Тыва

от 30 января 2017 г. № 38-р

 

П Л А Н

мероприятий («дорожная карта») «Повышение

эффективности и качества услуг в сфере социального

обслуживания населения в Республике Тыва

(2013-2018 годы)»

 

I. Общее описание «дорожной карты»

 

1.  Реализация плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Республике Тыва (2013-2018 годы)» призвана обеспечить доступность, повысить эффективность и качество предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания.

«Дорожная карта» разработана с учетом региональных особенностей республики.

Республика Тыва – регион с особыми природно-климатическими условиями: 16 муниципальных образований приравнены к местностям Крайнего Севера, 3 – к  районам Крайнего Севера. Многие сельские поселения расположены в труднодоступных местах, отдаленность от республиканского центра которых составляет в среднем 400 километров. Дорожная инфраструктура слаборазвита. Численность населения республики составляет около 315,637 тыс. человек (на 1 января 2016 г.), в том числе городского населения – 171,156 тыс. человек, сельского – 144,481 тыс. человек. В силу большой протяженности территории и особенностей природно-климатических условий плотность населения составляет 1,85 человека на 1 кв. км.

Из общей численности населения республики 10,5 процента, или 33142 чел. составляют граждане старше трудоспособного возраста против 32947 чел. в 2014 году, из них:

пожилых граждан 20493 чел. против 19772 чел. в 2013 году, из них 39,2 процента – мужчины, 60,8 процента – женщины;

старых людей – 5345 чел. против 4312 чел. в 2013 году, из которых 30,2 процента – мужчины, 69,8 процента – женщины;

долгожителей – 166 чел. против 122 чел. в 2013 году, из них 19,9 процента – мужчины, 80,1 процента – женщины.

Наибольшая доля граждан старшего поколения приходится на Пий-Хемский (12,4%), Каа-Хемский (10,5%), Тандинский (9,1%) районы и г. Кызыл (8,8%), наименьшая – на Монгун-Тайгинский район и г. Ак-Довурак (5,5%), причем граждане старше 90 лет проживают лишь в 17 районах: г. Кызыле (92 чел.), Кызылском (15 чел.), Пий-Хемском (14 чел.), Улуг-Хемском, Дзун-Хемчикском (по 7 чел.), г. Ак-Довураке (6 чел.), Каа-Хемском (5 чел.), Чаа-Хольском (4 чел.), Тандинском, Овюрском (по 3 чел.), Барун-Хемчикском, Тес-Хемском, Тоджинском (по 2 чел.), Эрзинском, Сут-Хольском, Монгун-Тайгинском, Тере-Хольском (по 1 чел.) районах. При этом следует отметить, что из числа долгожителей 80,1 процента – женщины и лишь 19,9 процента – мужчины.

В остальных районах доля граждан старшего поколения находится в диапазоне от 6,6 до 8,3 процентов от общей численности населения по муниципальному образованию. Практически во всех муниципальных образованиях численность женщин среди людей старшего поколения как и в 2013 году превышает численность мужчин в среднем вдвое.

Процессы старения населения республики обуславливают повышение потребности в предоставлении социальных услуг по социальному обслуживанию.

По состоянию на 1 декабря 2016 г. в системе социального обслуживания населения Республики Тыва 28 учреждений социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах, из них 2 психоневрологических интерната;
6 домов-интернатов для престарелых и инвалидов; 19 центров социальной помощи семье и детям и 1 комплексный центр социального обслуживания населения.
С 2013 года количество учреждений социального обслуживания не изменилось.

Численность получателей социальных услуг в 2013 году составила 2713 чел. (в том числе по стационарной форме социального обслуживания – 949 чел., полустационарах – 1058 чел., на дому – 902 чел.), 2014 г. – 2788 чел. (в том числе по стационарной форме социального обслуживания – 968 чел., полустационарах – 1102 чел., на дому – 716 чел.), 2015 г. – 2816 чел. (в том числе по стационарной форме социального обслуживания863 чел., полустационарах – 1235 чел., на дому – 718 чел.), 2016 г. – 2920 чел. (в том числе по стационарной форме социального обслуживания – 963 чел., полустационарах – 1241 чел., на дому – 716 чел.).

Из общего количества получателей социальных услуг, проживающих в стационарных учреждениях для престарелых и инвалидов 41,1 процента составляют женщины, 58,9 процента – мужчины.

В психоневрологических домах-интернатах в возрастном составе преобладают граждане в возрасте от 14 до 34 лет – 34,23 процента, наименьшую долю составляют престарелые граждане от 80 лет и старше – это 1 чел. или 0,3 процента от общей численности. В домах-интернатах общего типа преимущественно проживают лица в возрастной группе от 70 до 79 лет (30,8%). Далее граждане от 60 до 69 лет (30,6%), наименьшая доля – 4,3 процента – приходится на возрастную группу от 35 до 39 лет.

В домах-интернатах на 1 декабря 2016 г. проживало 680 инвалидов, в том числе инвалидов I группы – 167 чел.; инвалидов II группы – 444 чел.; инвалидов III группы – 47 чел.; инвалидов с детства – 22 чел. Причинами инвалидности обеспечиваемых домов-интернатов являются болезни органов кровообращения – 24,3 процента, злокачественные новообразования и последствия травм, отравлений и др. внешних причин – 6,3 процента, болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани – 7,9 процента; туберкулез – 1,1 процента, психические расстройства и расстройства поведения – 55,4 процента; иные заболевания – 5 процентов.

На постоянном постельном режиме находятся 84 получателя социальных услуг, недееспособными в установленном порядке признан 21 чел. Также в домах-интернатах проживает 45 ветеранов труда и 3 труженика тыла.

На дому обслуживается 718 получателей социальных услуг, из них более 68 процентов – городские жители. Из общего количества получателей социальных услуг на дому 49,8 процента составляют женщины, 50,2 процента – мужчины. На дому обслуживается 5 ветеранов Великой Отечественной войны.

Несовершеннолетние получатели социальных услуг обслуживаются в стационарной (202 койко-мест) и полустационарной (239 мест) формах социального обслуживания. Большинство детей – более 48 процентов, принимаются на обслуживание по направлению органов управления социальной защитой населения, и рапорту органов внутренних дел (22%), обращению родителей и законных представителей (12%). Из общей численности детей 58 процентов составляют дети из малоимущих и крайне бедных семей, 39 процентов – дети из семей, находящихся в социально опасном положении. За период с 2013 по 2016 годы 315 детей передано под опеку, 3 усыновлено, 127 детей переданы в приемные семьи.

Оказано социальных услуг в 2013 году 13388,0 тыс. единиц (в том числе по стационарной форме социального обслуживания – 6928,0 тыс. ед., полустационарах – 3862,0  тыс.ед., на дому – 2598,0 тыс.ед.), 2014 г. – 13151,0 тыс.ед. (в том числе по стационарной форме социального обслуживания – 7066,4 тыс. ед., полустационарах – 4022,3 тыс. ед., на дому – 2062,0 тыс. ед.), 2015 г. – 12869,0 тыс.ед. (в том числе по стационарной форме социального обслуживания – 6299,0 тыс.ед., полустационарах – 4508,0 тыс.ед., на дому – 2062,0 тыс. ед.), 2016 г. – 13621,0 тыс. ед. (в том числе по стационарной форме социального обслуживания – 7030,0 тыс.ед., полустационарах – 4530,0 тыс. ед., на дому – 2062,0 тыс. ед.). Увеличение по сравнению с 2013 годом количества обслуженных лиц и предоставленных услуг во всех формах социального обслуживания к 2016 году связано с демографическими показателями (старение населения).

На начало реализации «дорожной карты» в 2013 году имелась очередность на стационарное (39 чел.) и надомное (112 чел.) социальное обслуживание. В домах-интернатах не соблюдались нормативы обеспеченности жилой площадью. На тот период на одного обеспечиваемого дома-интерната приходилась в среднем 3,9-4,2 кв. м жилой площади, и социальное обслуживание подразумевало под собой предоставление гражданину всего перечня гарантированных социальных услуг, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 19 мая 2005 г. № 645 «Об утверждении республиканского перечня социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам учреждениями социального обслуживания». Предоставление услуги по социальному обслуживанию происходило зачастую на основании одного только обращения самого гражданина, т.е. без учета индивидуальных потребностей гражданина и определения фактической нуждаемости его в социальном обслуживании. В связи с чем и в целях реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации») с 2015 года пересмотрены подходы по предоставлению социальных услуг, введены критерии определения индивидуальной нуждаемости граждан в социальном обслуживании. Признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании производится в соответствии со статьей 15 вышеуказанного Федерального закона. Постановлением Правительства Республики Тыва от 12 декабря 2014 г. № 583 ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан, помимо обстоятельств, установленных частью 1 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», определены следующие обстоятельства:

наличие проблем, связанных с социализацией у выпускников организаций, – детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

наличие проблем, связанных с социализацией у граждан (в том числе несовершеннолетних), вернувшихся из учреждений уголовно-исполнительной системы наказаний и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

наличие в семье факторов риска для рождения и будущего развития ребенка (наличие трудной жизненной ситуации у женщин, имеющих по независящим от них причинам среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Тыва, вследствие чего возникает намерение отказаться от ребенка первого года жизни);

ущерб имуществу (утрата места жительства) и (или) здоровью (наличие посттравматических расстройств, в том числе психологических травм) в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных и межэтнических конфликтов, противоправных действий других лиц.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2014 г. № 527 Министерство труда и социальной политики Республики Тыва определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва в сфере социального обслуживания, в том числе на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, а также на составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг. В то же время полномочия по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании, а также по составлению индивидуальной программы предоставления социальных услуг при полустационарном социальном обслуживании и социальном обслуживании на дому переданы учреждениям социального обслуживания, осуществляющим данные формы социального обслуживания на основании локального правового акта Министерства труда и социальной политики Республики Тыва. При каждом учреждении создана уполномоченная комиссия, которая принимает решения о признании либо об отказе в признании граждан нуждающимися в социальном обслуживании. Нуждаемость в стационарном социальном обслуживании определяет комиссия Министерства труда и социальной политики Республики Тыва.

Объемы финансового обеспечения системы социального обслуживания населения республики за 2013-2016 годы составили 1928501,0 тыс. рублей (таблица 1):

 

 

 

Таблица 1

 

Период

Объем финансового обеспечения (тысублей)

В том числе ФОТ с начислениями (тысублей)

% соотношения ФОТ к общим расходам

2013

430 218,6

246 198,2

57,2

2014

474 614,5

261 078,8

55,0

2015

491 476,3

276 816,2

56,3

2016

532 191,7

288 809,9

54,3

 

1 928 501,0

1 072 903,1

55,6

 

Из общего объема финансовых средств за 2013-2016 годы направлено из республиканского бюджета 1587131,6 тысублей (82,3%), из федерального бюджета – 13651,5 тыс.рублей (0,7%), из внебюджетных средств – 327717,9 тыс.рублей (16,9 %).

Из общего объема финансовых средств в 2013-2016 годах в разрезе форм социального обслуживания направлено:

1621081,7 тысублей в стационарной форме социального обслуживания, в том числе в 2013 г. – 365686,4 тыс. рублей, 2014 г. – 399199,9 тыс. рублей, 2015 г. – 407934,4 тыс. рублей, 2016 г. – 448260,9 тыс. рублей;

209667,1 тыс. рублей в полустационарной  форме социального обслуживания, в том числе в 2013 г. – 46267,0 тыс. рублей, 2014 г. – 47768,9 тыс. рублей, 2015 г. – 56306,0 тыс. рублей, 2016 г. – 59325,1 тыс. рублей;

         97752,1 тыс. рублей при надомном социальном обслуживании, в том числе в 2013 г. – 18265,1 тыс. рублей, 2014 г. – 27645,6 тыс. рублей, 2015 г. – 27235,9 тыс. рублей, 2016 г. – 24605,5 тыс. рублей.

         Планируемый объем финансовых ресурсов, направляемых в систему социального обслуживания в 2017-2018 годах составляет 1033511,29 тыс. рублей (таблица 2):

Таблица 2

 

Период

Объем финансового обеспечения (тысублей)

В том числе  ФОТ с начислениями (тысублей)

% соотношения ФОТ к общим расходам

2017

517 217,35

295 005,26

57,0

2018

516 293,93

304 093,43

58,9

 

1 033 511,29

599 098,69

58,0

 

На начало реализации «дорожной карты» средняя заработная плата по республике составляла 25628,4 рублей. Среднемесячная зарплата социальных работников в 2013 г. – 12272,1 рублей, 2014 г. – 16548,7 рублей, 2015 г. – 16554,5 рублей, 2016 г. – 17134 рублей, или с ростом к 2013 году на 39,6 процента.

Фонд оплаты труда с начислениями социальных работников за 2013-2016 годы составил 118390,9 тысублей. Прирост фонда оплаты труда с начислениями 2016 года к 2013 году составил 625,7 тысублей  по причине  уменьшения численности социальных работников в 2016 году. Дополнительная потребность в финансовых ресурсах на повышение оплаты труда социальных работников в 2017 году составляет 5673,8 тысублей, 2018 г. – 9501,2 тыс.рублей. Указанные средства предусмотрены в консолидированном бюджете Республики Тыва.

Для обеспечения запланированного соотношения средней заработной платы социальных работников к средней заработной плате по региону до уровня 2016 года, составляющей 65,9 процента, проведены мероприятия по оптимизации в общей сумме 4922,0 тысублей, в том числе за счет:

сокращения численности 2 штатных единиц социальных работников высвобождено 500,0 тысублей в том числе в 2014 г. – 93,0 тыс. рублей, в 2015 г. – 437 тыс. рублей. Центрами социальной помощи семье и детям республики проведена работа по анализу функционала социальных работников  исходя из принятых профессиональных стандартов, нуждаемости граждан в социальных услугах и оптимизации перечня услуг. В результате проведенного анализа среднесписочная численность социальных работников уменьшилось с 127 до 95 человек. При этом 32 штатные единицы социальных работников были перепрофилированы в специалистов по социальной работе и специалистов по работе с семьей, перераспределены штатные единицы социальных работников между городскими и сельскими поселениями в зависимости от востребованности социальных услуг на дому, 2 штатные единицы социальных работников учреждений, укомплектованных штатными единицами специалистов в полном объеме, были сокращены;

сокращения в 2015 году штатной численности административно-управленческого и вспомогательного персонала организаций социального обслуживания в количестве 18 штатных единиц в результате введения нормативов штатной численности в организациях социального обслуживания с учетом хронометража рабочего времени, выполняемых трудовых функций. Высвобождены средства в сумме 800,0 тыс. рублей, в том числе за счет сокращения административно-управленческого персонала 9,5 ед. в сумме 410,0 тыс. рублей и 8,5 ед. вспомогательного персонала в сумме 390 тыс. рублей;

сокращения прочих расходов на содержание учреждений в общей сумме 3622,0 тыс. рублей, в том числе в 2013 году в сумме 290 тыс. рублей,  в 2014-2015 годах 3332,0 тыс. рублей. Сокращение обусловлено образовавшейся экономией по прочим статьям расходов на содержание учреждений в рамках требований действующего законодательства в сфере закупок для государственных нужд.

Таким образом, проведенные в 2014-2015 годах оптимизационные мероприятия не повлияли на доступность и качество предоставления социальных услуг. В целях минимизации возможных рисков, влияющих на качество предоставляемых услуг, в 2017-2018 годах оптимизация в системе социального обслуживания республики не планируется.

В рамках реализации Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» в республике сформирована в полном объеме региональная нормативная правовая база. Принят Закон Республики Тыва от 25 декабря 2014 г. № 26-ЗРТ «О реализации полномочий по социальному обслуживанию граждан на территории Республики Тыва», 11 постановлений Правительства Республики Тыва и 9 локальных нормативных правовых актов.

В соответствии с вышеуказанным Законом Республики Тыва перечень социальных услуг, предоставляемых организациями социального обслуживания, сформирован по формам социального обслуживания. Во всех формах социального обслуживания утверждены тарифы по предоставлению социальных услуг, нормативы обеспечения мягким инвентарем, питания, обеспеченности жилой площадью, которые размещены на официальных сайтах Министерства труда и социальной политики Республики Тыва и Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва. До вступления в силу Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальные услуги в республике предоставлялись бесплатно (экономически обоснованные тарифы отсутствовали), взималась плата за содержание в стационарных учреждениях социального обслуживания в размере не более 75 процентов получаемой гражданином пенсии. С 2015 года бесплатно оказывались услуги в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом несовершеннолетним детям и лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов. В том же году постановлением Правительства Республики Тыва был расширен перечень лиц, имеющих право на получение социальных услуг бесплатно, дополненный категориями участников и инвалидов Великой Отечественной войны.

Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг, рассчитанный в соответствии с установленным порядком, ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом Республики Тыва.

Размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно установлен Законом Республики Тыва от 25 декабря  2014 г. № 26-ЗРТ «О реализации полномочий по социальному обслуживанию граждан на территории Республики Тыва» в размере полуторной величины прожиточного минимума для основных социально-демографических групп населения. Тарифы на социальные услуги, перечень которых установлен вышеуказанным Законом Республики Тыва,  утверждается ежегодно локальными нормативными правовыми актами Министерства труда и социальной политики Республики Тыва и Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва в разрезе форм социального обслуживания и видов социальных услуг и рассчитываются на основании нормативов подушевого финансирования. Тарифы на социальные услуги на 2016 год утверждены приказом Министерства труда и социальной политики Республики Тыва от 8 декабря 2015 г. № 391, тарифы на социальные услуги на 2017 год разрабатываются и будут утверждены до 1 января 2017 г.

В муниципальных образованиях республики ежеквартально по утвержденному плану-графику проводится разъяснительная работа среди населения. Особый интерес у населения вызывают вопросы оплаты, размеров тарифов на социальные услуги, кратности и продолжительности посещений социальным работником получателей социальных услуг на дому, а также дополнительные социальные услуги, оказываемые за плату. Также заинтересованность граждан о возможностях предоставления ими социальных услуг в качестве индивидуальных предпринимателей вызвали разъяснения о предусмотренных выплатах компенсаций негосударственным поставщикам социальных услуг и иных дополнительных мерах государственной поддержки.

Доступность для граждан информационных ресурсов поставщиков социальных услуг, содержащих информацию о деятельности этих поставщиков, обеспечивается путем размещения соответствующей информации на стендах в помещениях поставщиков социальных услуг, освещения через  средства массовой информации и официальные сайты стационарных организаций социального обслуживания. Центрами социальной помощи семье и детям республики работа по наполнению официальных сайтов информацией о своей деятельности продолжается и завершится до конца 2016 года.

Реестр поставщиков социальных услуг (состоящий из государственных организаций) по республике сформирован и размещен на официальном сайте Министерства труда и социальной политики Республики Тыва. Негосударственные организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание населения, в республике не зарегистрированы. Регистр получателей социальных услуг, обратившихся с 1 января 2015 г., сформирован по формам социального обслуживания и актуализируется ежедневно.

В 2015 году проведены мероприятия по приведению нормативов обеспеченности жилой площадью в соответствии с установленными требованиями путем сокращения плановой мощности стационарных учреждений на 135 коек. По состоянию на 1 декабря 2016 г. средний норматив составляет 6-6,5 кв. м на человека против 3,9-4,2 кв. м в 2013 году. За 2015 год численность обслуженных граждан составила 863 чел., в том числе 372 человека получили услуги в психоневрологических домах-интернатах, 497 человек – в домах-интернатах общего типа.

Внедрение новых стационарозамещающих форм социального обслуживания таких, как «услуги сиделки», «сестринский уход», «дневной стационар» и таких технологий как «социальное такси», «интернет-клуб», «услуги парикмахерской», «социальный прокат» позволили по состоянию на 1 декабря 2016 г. ликвидировать очередность на стационарное социальное обслуживание и сократить очередь на надомное социальное обслуживание с 112 в 2013 году до 38 чел. и период ожидания с 50-60 до 14-20 дней. До конца 2018 года планируется полностью ликвидировать очередь на социальное обслуживание на дому путем дальнейшего развития стационарозамещающих технологий. В 2017 году продолжится развитие службы сиделок (функционирует с октября 2015 года, обслужено в 2015 г. 4 чел., в 2016 г. – 5 чел, в 2017 и 2018 годах планируется охватить данной услугой ежегодно не менее 20 чел.), «сестринского ухода» (функционирует с июля 2015 года, обслужено в 2015 году 3 чел., в 2016 г. – 4 чел.) в 2017 и 2018 годах планируется охватить данной услугой ежегодно не менее 10 чел. Рассматривается возможность создания в республике в 2017 году института приемных семей, изучен опыт регионов по реализации данной технологии, идет разработка необходимой нормативной правовой документации. Согласно плану не менее 2 пожилых людей будет передано в приемную семью в 2017 году, в 2018 г. – 4.

Пересмотрены подходы определения нормативов нагрузки на одного социального работника на основании методических рекомендаций, утвержденных приказом Минтруда России от 15 октября 2015 г. № 725. По состоянию на 1 декабря          2016 г. нагрузка на одного социального работника в среднем по республике составляет 7,6 чел., в том числе на селе 6,8 чел., в городе – 12,3 против 4 чел. на селе и 8 в городе в 2013 году. Кроме этого, проведены мероприятия по уточнению нуждаемости в социальном обслуживании граждан, обращающихся за предоставлением социальных услуг. При этом установлено, что потребность в социальных услугах пожилых граждан, проживающих в сельских поселениях, завышена, так как в силу национальных традиций дети и родственники не оставляют без присмотра и заботы своих родителей и близких. Также центры социальной помощи семье и детям в соответствии с требованиями Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» провели работу по анализу нуждаемости граждан в социальных услугах и оптимизации перечня услуг. В то же время социальные услуги на дому остаются наиболее востребованными в городских и районных центрах.

В связи со снижением количества получателей социальных услуг проведен анализ численности социальных работников, обслуживающих пожилых граждан на дому и в 2016 году проведена работа по перепрофилированию социальных работников  на специалистов по социальной работе, в связи с чем среднесписочная численность социальных работников уменьшилась со 127 до 95 человек с общей нагрузкой на одного социального работника в сельской местности не менее 5 человек, в городских местностях – не менее 9 человек.

По состоянию на 1 декабря 2016 г. в организациях социального обслуживания семьи и детей республики  состоят на учете 44 тыс. семей, имеющих 77 тыс. детей в возрасте до 18 лет, около 1 тысячи граждан пожилого возраста и инвалидов получают социальные услуги в стационарных условиях и более 700 граждан обслуживаются на дому. Для полного удовлетворения потребностей граждан пожилого возраста, инвалидов, семей, детей и отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социальных услугах, отвечающих современным требованиям, необходима модернизация и развитие системы социального обслуживания населения Республики Тыва, ее адаптация к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям, в том числе путем решения кадровых проблем.

2. Проблемами в сфере социального обслуживания населения Республики Тыва являются:

2.1) сохранение в системе социального обслуживания Республики Тыва дефицита квалифицированных кадров.

По состоянию на 1 января 2016 г. штатная численность работников учреждений социального обслуживания составляла 1363 единицы, среднесписочная численность – 1431 человек. Штатная численность социальных работников – 91 единица.  Из общей численности работников более 50,3 процента или 685 чел. – специалисты, отнесенные к основному персоналу, в том числе 3 процента – психологи, 8,3 процента – специалисты по социальной работе, 13,3 процента – социальные работники,  14 процентов – воспитатели, 50,6 процента – медицинский персонал, 10,5 процента – иные.

Из общего числа специалистов, работающих в учреждениях социального обслуживания, около 72 процентов имеют высшее образование, из этого числа только 16,4 процента – профильное. Проблемой также является нехватка молодых специалистов. Так, анализ возрастного состава показал, что только 9 процентов специалистов, работающих в сфере социального обслуживания, – недавние выпускники высших и средних учебных заведений соответствующего профиля в возрасте до 30 лет, в то время как 69 процентов составляют специалисты в возрасте от 31 до 48 лет (женщины) и до 53 лет (мужчины), 12 процентов работающих – предпенсионного возраста (женщины от 49 до 50 лет и мужчины от 54 до 55 лет) и 10 процентов – пенсионеры.

Сохраняется проблема с обеспеченностью медицинским персоналом в стационарных организациях социального обслуживания для престарелых и инвалидов. При полной укомплектованности штата медперсоналом все врачи-специалисты работают  по совместительству, осуществляя свою основную деятельность в  районных и городских медицинских организациях, что не способствует качественному оказанию медицинских услуг.

Для решения вышеуказанных проблем планируется к 2018 году:

увеличить долю специалистов организаций социального обслуживания, имеющих высшее профильное образование, до 19,4 процента путем организации профессионального обучения и переподготовки (не менее 10 человек ежегодно с 2017 года);

увеличить долю молодых специалистов в системе социального обслуживания путем организации стажировок выпускников вузов с последующим трудоустройством (не менее 5 выпускников ежегодно с 2017 года);

принять меры по стимулированию оплаты труда медицинских работников стационарных организаций социального обслуживания путем создания в 2017 году гериатрического отделения при Кызылском доме-интернате для престарелых и инвалидов на 5 койко-мест и привлечения средств Фонда обязательного медицинского страхования;

создать при ГБУ Республики Тыва «Центр мониторинга и анализа Министерства труда и социальной политики Республики Тыва» ресурсного отделения (с получением лицензии на осуществление образовательной деятельности);

2.2) слабая материально-техническая база действующих организаций социального обслуживания.  По состоянию на 1 ноября 2016 г. признаны ветхими и аварийными 9 жилых объектов стационарных домов-интернатов. Из них в ветхом состоянии находятся 4 объекта (2 жилых корпуса психоневрологического отделения Хайыраканского дома-интерната для престарелых и инвалидов с психоневрологическим отделением и жилой корпус взрослого отделения Дерзиг-Аксынского психоневрологического дома-интерната с детским отделением и жилой корпус филиала в с. Хадын Сукпакского специального дома-интерната для престарелых и инвалидов) и аварийными признаны  5 жилых корпусов Буренского психоневрологического дома-интерната. В зданиях стационарных организаций социального обслуживания будут обеспечены безопасные условия проживания путем ежегодного проведения капитального ремонта.

Для выведения из эксплуатации жилых зданий, находящихся в ветхом и аварийном состоянии, запланировано строительство новых объектов. По состоянию на 1 декабря 2016 г. задание на проектирование объекта «Строительство жилого корпуса на 160 койко-мест с помещениями административно-бытового и медицинского обслуживания для ГБУ Республики Тыва «Дерзиг-Аксынский психоневрологический дом-интернат с детским отделением» для повторного применения на территории Республики Тыва» утверждено постановлением Правительства Республики Тыва от 2 марта 2016 г. № 53. По предварительным расчетам, стоимость строительства указанного объекта в текущих ценах составляет 550 000,0 тыс. рублей (финансирование расходов по строительству объекта будет осуществляться за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва в общей сумме 33000,0 тыс. рублей
(2018 г. – 16500,0 тыс. рублей, 2019 г. – 16500,0 тыс. рублей) и средств Пенсионного фонда Российской Федерации в общей сумме 517000,0 тыс. рублей (2018 г. – 258500,0
тыс. рублей, 2019 г. – 258500,0 тыс. рублей). В соответствии с утвержденным постановлением функции заказчика возложены на ГКУ Республики Тыва «Госстройзаказ». Стоимость разработки проектно-сметной документации (далее – ПСД) объекта строительства оценена в сумме 4 688, 9 тыс. рублей. Конкурсные процедуры по определению поставщиков заказчиком проводились дважды, 17 июня и 8 сентября 2016 г. По итогам последнего открытый аукцион признан несостоявшимся по основанию, предусмотренному частью 13 статьи 51 Федерального закона № 44-ФЗ (отсутствие участника). Повторное выставление ожидается в декабре 2016 г. По состоянию на 5 декабря 2016 г. уполномоченным органом Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок данная конкурсная документация направлена на согласование в Министерство финансов Республики Тыва. Начало строительства запланировано в 2018 году. Примерный срок окончания строительства – конец 2019 г.

Как уже было отмечено выше, ПСД объекта строительства «Строительство жилого корпуса на 160 койко-мест с помещениями административно-бытового и медицинского обслуживания для ГБУ Республики Тыва «Дерзиг-Аксынский психоневрологический дом-интернат с детским отделением» будет повторно применено при строительстве 2 жилых зданий общей вместимостью 320 койко-мест для ГБУ Республики Тыва «Буренский психоневрологический дом-интернат». Таким образом, будет решен вопрос с обеспечением безопасных условий проживания  обеспечиваемых ГБУ Республики Тыва «Буренский психоневрологический дом-интернат» и психоневрологического отделения ГБУ Республики Тыва «Хайыраканский дом-интернат для престарелых и инвалидов с психоневрологическим отделением». По предварительным расчетам, стоимость строительства указанного объекта в текущих ценах составляет 1100 000,0 тыс. рублей (финансирование расходов по строительству объекта будет осуществляться за счет средств республиканского бюджета
Республики Тыва в общей сумме 66000 тыс. рублей (2020 г. – 22000,0 тыс. рублей, 2021 г. – 22000,0 тысублей и 2022 г. – 22000,0 тыс. рублей) и средств Пенсионного фонда Российской Федерации ФАИП в общей сумме 1034000,0 тыс. рублей
(2020 г. – 344 666,6 тыс. рублей, 2021 г. – 344666,6 тыс. рублей и 2021 г. – 344666,6 тыс. рублей).
Начало строительства запланировано в 2020 году. Примерный срок окончания строительства – конец 2022 г.

Безопасные условия проживания 24 обеспечиваемых филиала ГБУ Республики Тыва «Сукпакский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» в с. Хадын будет обеспечен путем их перевода в реконструированное здание главного корпуса данного учреждения.  По состоянию на 1 декабря 2016 г. проводится работа по подготовке проектно-сметной документации. По предварительным расчетам расходы на проведение реконструкции здания составят 55000,0 тыс. рублей  (финансирование расходов по строительству объекта будет осуществляться за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва в общей сумме 3300,0 тыс. рублей (2018 г.) и средств Пенсионного фонда Российской Федерации в общей сумме 51700,0 тыс. рублей (2018 г.). Выведение ветхого здания филиала ГБУ Республики Тыва «Сукпакский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» в с. Хадын из эксплуатации и перевод обеспечиваемых будет проведен после завершения реконструкции здания главного корпуса учреждения в конце 2018 года.

За период с 2013 по 2016 годы на капитальный ремонт объектов стационарных домов-интернатов направлено средств в общей сумме 36743,0 тысублей (средства регионального бюджета 23210,5 тыс.рублей, Пенсионного фонда Российской Федерации 13532,5 тыс.рублей), в том числе:

в 2013 году – 4559,4 тыс. рублей, из них 3273,3 тыс. рублей средства республиканского бюджета Республики Тыва, 1286,1 тыс. рублей средства Пенсионного фонда Российской Федерации. Проведен капитальный ремонт наружных и внутренних систем отопления и холодного водоснабжения ГБУ Республики Тыва «Дерзиг-Аксынский психоневрологический дом-интернат с детским отделением»;

в 2014 году – 13970,9 тыс. рублей из республиканского бюджета Республики Тыва направлены на проведение капитального ремонта теплотрассы и тепловых водопродных систем ГБУ Республики Тыва «Чаданский дом-интернат»
(909,1 тысублей), электроснабжения взрослого корпуса ГБУ Республики Тыва «Дерзиг-Аксынский психоневрологический дом-интернат с детским отделением» (744,2 тыс. рублей), бани-прачечной и мужского корпуса ГБУ Республики Тыва «Буренский психоневрологический дом-интернат» (4712,7 тыс. рублей),  капитального ремонта  пристройки ГБУ Республики Тыва «Кызылский дом-интернат для престарелых граждан и инвалидов» (7604,9 тыс. рублей);

в 2015 году – 735,1 тыс. рублей, из них 368,1 тысублей средства республиканского бюджета Республики Тыва, 367,0 тыс.рублей средства Пенсионного фонда Российской Федерации. Проведен капитальный ремонт жилого корпуса (работы по  замене старых окон на пластиковые, укладка линолеума, отделочные работы, установка дверей) в филиале в садын Пий-Хемского района ГБУ Республики Тыва «Сукпакский специальный дом-интернат  для престарелых и инвалидов»;

в 2016 году – 17477,5 тысублей, в том числе региональных 5598,1 тыс. рублей, средств Пенсионного фонда Российской Федерации 11879,4 тыс.рублей.  По состоянию на 1 декабря 2016 г. проведены работы по капитальному ремонту в женском корпусе психоневрологического отделения ГБУ Республики Тыва «Хайыраканский дом-интернат для престарелых и инвалидов с психоневрологическим отделением»  на сумму 5130,9 тыс. рублей. Проводится ремонт сетей отопления и холодного водоснабжения ГБУ Республики Тыва «Буренский психоневрологический дом-интернат» на сумму 5142,0 тысублей и мужском корпусе психоневрологического отделения ГБУ Республики Тыва «Хайыраканский дом-интернат для престарелых и инвалидов с психоневрологическим отделением» на сумму 7204,5 тыс. рублей;

в 2017 году планируется проведение капитального ремонта в мужском усиленном корпусе, женском и туберкулезном отделениях ГБУ Республики Тыва «Буренский психоневрологический  дом-интернат» на сумму 9871,8 тысублей, ремонт внутренних систем отопления основного корпуса  ГБУ Республики Тыва «Хайыраканский дом-интернат для престарелых и инвалидов с психоневрологическим отделением» на сумму 8590,0 тыс. рублей. Проектно-сметная документация с положительным экспертным заключением на капитальный ремонт зданий имеется. Планируется привлечь средства Пенсионного фонда Российской Федерации в сумме 17351,6 тыс. рублей.

В 2018 году запланирован капитальный ремонт в женском и женском усиленном корпусах ГБУ Республики Тыва «Буренский психоневрологический дом-интернат» и жилого корпуса филиала в с. Хадын ГБУ Республики Тыва «Сукпакский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов». Проектно-сметная документация будет разработана в 2017 году.

Из 20 жилых корпусов центров социальной помощи семье и детям 14 зданий относятся к IV и V степеням огнестойкости.

За период с 2013 по 2016 годы на капитальный ремонт центров социальной помощи семье и детям направлено средств республиканского бюджета в общей сумме 30320,9 тыс. рублей. В 2013 году капитальный ремонт в жилых зданиях центров социальной помощи семье и детям не проводился. В 2014 году капитальный ремонт проведен  в 9 центрах социальной помощи семье и детям на сумму 13 110,9 тыс. рублей:

1. ГБУ Республики Тыва «Центр социальной помощи семье и детям Тандинского кожууна». Проведен капитальный ремонт кровли здания стационара на сумму 1 231,97 тыс. рублей.

2. ГБУ Республики Тыва «Центр социальной помощи семье и детям г. Кызыла», проведен капитальный ремонт в здании на сумму 690,82 тыс. рублей. В столовой, коридорах и коридорных проемах, в ванной комнате произведена укладка кафеля, установлена вытяжная система. 

3. ГБУ Республики Тыва «Центр социальной помощи семье и детям Каа-Хемского кожууна», проведен капитальный ремонт на сумму 2 166,62 тыс. рублей. Произведена замена системы отопления, замена напольного покрытия, обшиты стены гипсокартонном, установлены пластиковые окна и межкомнатные двери.

4. ГБУ Республики Тыва «Центр социальной помощи семье и детям
Сут-Хольского кожууна», проведен капитальный ремонт кровли здания на сумму 857,24 тыс. рублей.

5. ГБУ Республики Тыва «Центр социальной помощи семье и детям Эрзинского кожууна», проведен капитальный ремонт на сумму 2 314,61 тысублей. Произведена замена системы отопления, замена кровли, установлены пластиковые окна, заменено напольное покрытие, кровля, установлены межкомнатные двери в количестве 9 штук, установлены козырек кровли с парадной стороны, пожарная сигнализация.

6. ГБУ Республики Тыва «Центр социальной помощи семье и детям Тоджинского кожууна», проведен капитальный ремонт на сумму 935,71 тыс. рублей. Произведена замена напольного покрытия, стены обшиты гипсокартонном, установлен септик.

7. ГБУ Республики Тыва «Центр социальной помощи семье и детям Чаа-Хольского кожууна», проведен капитальный ремонт на сумму 2 282,74 тыс. рублей. Произведена замена кровли и отопительной системы.

8. ГБУ Республики Тыва «Центр социальной помощи семье и детям Барун-Хемчикского кожууна». Проведены работы на сумму 1 596,19 тысублей по замене кровли.

9. ГБУ РТ «Центра социальной помощи семье и детям Тес-Хемского кожууна». Проведен капитальный ремонт котельной и установка нового котла на сумму 1 035,0 тысублей.

В 2015 году капитальный ремонт проведен в 2-х  центрах социальной помощи семье и детям на сумму 8900,0 тысублей, в том числе:

1. ГБУ Республики Тыва «Центр социальной помощи семье и детям Чаа-Хольского кожууна», проведен капитальный ремонт на сумму 2 596,00 тысублей. Произведено укрепление фундамента, заменено напольное покрытие, стены обшиты гипсокартонном и проведены электромонтажные, внутренние штукатурно-малярные работы и т.д.

2. ГБУ Республики Тыва «Республиканский центр социальной поддержки семьи и детей» проведен капитальный ремонт на сумму 6400,0 тыс. рублей. Проведен ремонт кровли корпуса, взамен аварийных зданий и сооружений построены водокачка, баня, умывальники, септик.

В 2016 году капитальный ремонт проведен в 3-х  центрах социальной помощи семье и детям на сумму 8310,0 тыс. рублей, в том числе:

1. ГБУ Республики Тыва «Центр социальной помощи семье и детям г. Ак-Довурак». Проведен капитальный ремонт отопления и теплотрассы здания на сумму 1010,0 тыс. рублей, а также работы по демонтажу и замене системы отопления.

2. ГБУ Республики Тыва «Центр социальной помощи семье и детям Чеди-Хольского кожууна» на проведение капитального ремонта на сумму 2500,0 тыс. рублей. Проведена обшивка наружных стен здания металлосайдингом, произведена  реконструкция кровли и замена системы отопления. 

3. ГБУ Республики Тыва «Центр социальной помощи семье и детям Бай-Тайгинского кожууна» на сумму 4800,0 тысублей. Проведена частичная замена потолка, пола, кровли, замена системы отопления и электроснабжения.

В 2017 году будут проведены мероприятия по обеспечению безопасных условий проживания путем ежегодного проведения капитального ремонта (проведение огнестойкой обработки наружных и внутренних поверхностей стен, деревянных конструкций кровли, обшивка стен металлопрофилем и другие).

На 2017-2018 годы запланировано проведение капитального ремонта в 6 центрах социальной помощи семье и детям на общую сумму 19335,0 тысублей, в том числе в 2017 году на сумму 9917 тыс. рублей в ГБУ Республики Тыва «Центр социальной помощи семье и детям Кызылского кожууна» на сумму 4018 тыс. рублей, ГБУ Республики Тыва «Центр социальной помощи семье и детям Дзун-Хемчиского кожууна» на сумму 788 тыс. рублей, ГБУ Республики Тыва «Центр социальной помощи семье и детям Сут-Холского кожууна» на сумму 1211 тыс. рублей, ГБУ Республики Тыва «Центр социальной помощи семье и детям Пий-Хемского кожууна» на сумму 3900 тыс. рублей, в 2018 году проведение капитального ремонта на сумму 9418 тыс. рублей в ГБУ Республики Тыва «Центр социальной помощи семье и детям Улуг-Хемского кожууна» на сумму 1481 тыс. рублей,  ГБУ Республики Тыва «Центр социальной помощи семье и детям Барун-Хемчикского  кожууна» на сумму 5504 тыс. рублей, ГБУ Республики Тыва «Центр социальной помощи семье и детям Монгун-Тайгинского кожууна» на сумму 2433 тыс. рублей.

Поэтапное выведение зданий из эксплуатации и перевод детей в здания II степени огнестойкости начнется с 2019 года путем обмена на здания, находящиеся в муниципальной собственности.

Необходимо указать, что вследствие проблемы с ветхостью, аварийностью и пожароопасностью (IV-V степени огнестойкости) жилых зданий организаций социального обслуживания:

не в полной мере создаются условия для оказания качественных социальных услуг;

отсутствует возможность расширения спектра оказываемых услуг;

организации не обеспечиваются в достаточном количестве помещениями для социально-трудовой реабилитации, размещения спортивного и реабилитационного оборудования;

отсутствует возможность создания условий для оказания дополнительных платных социальных услуг;

2.3) низкий уровень доступности социальных услуг для граждан, проживающих в сельской местности, в первую очередь, в труднодоступных и отдаленных населенных пунктах. Основными причинами являются низкая плотность населения республики  и  неразвитая транспортная инфраструктура.

Как уже было отмечено выше, по состоянию на 1 ноября 2016 г. в региональный реестр поставщиков социальных услуг включены 28 организаций социального обслуживания, из них предоставляют социальные услуги в стационарной форме – 8 поставщиков (доля от общего количества поставщиков – 27 %); в полустационарной форме, на дому и срочные социальные услуги – 20 поставщиков (доля от общего количества поставщиков – 72,4 %).

Организационно-правовая форма: государственные бюджетные учреждения. Виды учреждений представлены 1 комплексным центром социального обслуживания населения; 18 центрами социальной помощи семье и детям и 8 стационарными учреждениями для престарелых и инвалидов. В зону обслуживания указанных учреждений входят 4 городских и 120 сельских поселений. Из общей численности сельских поселений 16,7 процента или 20 поселения – отдаленные и труднодоступные. Для обеспечения доступности социальных услуг ежемесячно осуществляются выезды мобильных бригад.  По состоянию на 1 ноября 2016 г. в республике работают 8 «мобильных бригад» (8 единиц автотранспорта), которые осуществили в текущем году 96 выездов специалистов в 56 населенных пунктов (включая отдаленные и труднодоступные поселения), оказано 4125 услуг 825 гражданам (в 2013 г. – 56 выезда с охватом 215 чел. с предоставлением 860 услуг, 2014 г. – 68 выездов с охватом 298 чел. с предоставлением 1192 услуг, 2015 г. – 92 выезда в отдаленные районы с охватом 615 чел. с предоставлением 3075 услуг). Несмотря на снижение общей численности населения, проживающего в отдаленной сельской местности, востребованность в предоставлении социальных услуг «мобильными бригадами» сохраняется. В связи с чем в 2017 и 2018 годах будет увеличено количество выездов в среднем на 100 человек, что будет способствовать снижению численности нуждающихся и признанных в социальном обслуживании, в том числе в стационарных условиях и на дому. Инновационной формой социального обслуживания является внедрение с 2015 года губернаторского проекта «Маршрут здоровья», в рамках которого предоставляются социально-медицинские услуги населению. За текущий год охвачено данной технологией более 5000 человек, в 2017-2018 годах численность охваченных данной технологией будет сохранена на уровне этого года.

В 4 стационарных организациях социального обслуживания населения функционирует служба «Социальное такси». Данный вид услуг предоставляется в г. Кызыле, Кызылском, Каа-Хемском муниципальных районах. За 9 месяцев 2016 г. услугами службы «Социальное такси» охвачено 145 человек, осуществлено 334 выезда, в 2017 году данной услугой будет охвачено не менее 200 чел., в 2018 году данный показатель будет увеличен до 250 чел.

Специалистами учреждений социального обслуживания с июля 2016 года оказывается услуга кратковременного, не требующего специальных знаний и медицинской подготовки, присмотра за детьми (не более 2-х часов в неделю). В это время женщина сможет оформить необходимые документы, пройти собеседование при устройстве на работу, необходимое медицинское обследование. В текущем году такой услугой воспользовались 8 семей, в 2017 году услугой планируется охватить 15 семей, в 2018 г. – 25 семей. В целях снижения риска жестокого обращения с ребенком и оказания помощи семье с октября 2016 года была введена новая услуга – обучение родителей практическим навыкам по уходу за детьми и ведению домашнего хозяйства, так называемый «домашний помощник». Это обучение родителей навыкам, необходимым для заботы и ухода за детьми, ведению домашнего хозяйства, организации и контроля учебной, бытовой и досуговой деятельности детей, налаживанию внутрисемейных контактов между родителями и детьми. Силами социальных педагогов, специалистов по работе с семьей и детьми родители обучаются способам поощрения и ненасильственного дисциплинирования детей, также родителям оказывается помощь и поддержка в процессе разрешения ими проблем, возникших в семье в части ухода за детьми. По состоянию на 1 декабря 2016 г. данной услугой воспользовалось 5 семей, в 2017 году планируется охватить 15 семей, в 2018 году – 20 семей.

Одной из острых проблем в сфере социального обслуживания является отсутствие в республике учреждения медико-социальной реабилитации инвалидов, в том числе для детей-инвалидов. По состоянию на 1 декабря 2016 г. численность инвалидов по Республике Тыва составляла 23,5 тысел., из них 2,4 тыс. детей-инвалидов. Из общего количества инвалидов и детей-инвалидов свыше 67 процентов проживают в районах республики. Из них более половины – в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах.

В 2002 году в республике был создан республиканский реабилитационный центр для инвалидов в помещении бывшего автоцентра. Данное учреждение было закрыто в 2005 году на основании решения Роспотребнадзора о несоответствии здания установленным требованиям размещения и устройства учреждений для людей с ограниченными возможностями. Учреждение медико-социальной реабилитации детей-инвалидов в республике отсутствует.

Таким образом, в настоящее время инвалиды и дети-инвалиды в республике не имеют возможности получить медико-социально-реабилитационные услуги надлежащего качества в специальных условиях, хотя потребность в указанных услугах достаточно велика и продолжает увеличиваться. Для обеспечения доступности реабилитационных услуг по месту жительства инвалидов и выполнения индивидуальных программ реабилитации в 2016 году на базе Кызылского дома-интерната для престарелых и инвалидов открыто отделение социальной реабилитации инвалидов, планируется создание в муниципальных районах, в которых наибольший процент инвалидизации, подобных отделений при центрах социальной помощи семье и детям с 2017 года. Охват населения услугами в 2017 году планируется увеличить на 100 человек, а в 2018 году – на 150 человек.

Для частичного решения проблем по предоставлению социально-реабилитационных услуг инвалидам, в том числе семьям, имеющим детей-инвалидов, с 2016 года в республике реализуются республиканская комплексная программа Республики Тыва «Смогу жить самостоятельно» на  2016-2017 годы, направленная на максимальное развитие потенциала  детей-инвалидов с отклонениями умственного развития, проживающих в интернатных учреждениях системы социального обслуживания, в целях их подготовки к самостоятельной жизни по достижении 18 лет. Выполняются комплексы мер по социальному сопровождению семей, нуждающихся в социальной помощи  и  активной поддержке родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Указанные социальные проекты получили право на софинансирование из Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В настоящее время общественное обсуждение проходит межведомственный проект «Вместе по жизни», в рамках которого запланирована реализация в 2017-2018 годах 9 социальных инициатив. К исполнению мероприятий одной из предусмотренных социальных инициатив «Луч надежды» будут активно привлекаться социально ориентированные некоммерческие организации, творческие коллективы, добровольческие бригады и  волонтерские молодежные движения.

В рамках вышеуказанных социальных проектов запланированы  следующие мероприятия:

выявление среди детей-инвалидов с психическими расстройствами и проживающих в интернатных организациях социального обслуживания, обладающих реабилитационным потенциалом, позволяющим самостоятельное проживание; 

создание системы реабилитации по подготовке детей-инвалидов с психическими расстройствами и проживающих в интернатных организациях социального обслуживания, обладающих реабилитационным потенциалом к самостоятельному проживанию; 

формирование профессионально-трудовых навыков для подготовки детей-инвалидов с психическими расстройствами и проживающих в интернатных организациях социального обслуживания, обладающих реабилитационным потенциалом к трудовой занятости; 

посещение лежачих детей-инвалидов на дому из малоимущих семей детскими аниматорами;

участие в спектаклях театральной студии для детей-инвалидов и их родителей, поддержка деятельности театральной студии;

проведение книжных выставок для детей-инвалидов, встреч с писателями, поэтами, композиторами, актерами и спортсменами республики;

организация «Семейных выходных» для семей с детьми-инвалидами, включая обоих родителей, здоровых братьев и сестер;

предоставление услуг по оказанию поддерживающей помощи родителям детей-инвалидов «Няня на час», «Передышка», «Добровольный помощник»;

оказание содействия в работе мобильных служб социального сопровождения и социальной помощи семьям с детьми-инвалидами при центрах социальной помощи семье и детям;

содействие созданию клубов родительской взаимопомощи, развитию клубов творчества детей-инвалидов и их поддержки в целях дальнейшего их развития;

содействие в обучении неработающих родителей детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе в овладении навыков для организации форм занятости на дому (набор текстов, диспетчерские услуги, рукоделие, шитье и вязание и другое), оказание помощи в поиске работодателей и каналов сбыта и реализации продукции и услуг.

В результате реализации мероприятий вышеуказанных социальных проектов будут достигнуты следующие результаты:

овладение ежегодно около 20-25 детьми-инвалидами, воспитывающимися в интернатном учреждении системы социального обслуживания Республики Тыва для умственно отсталых детей, навыками и умениями, необходимыми для самостоятельного проживания, включая трудовые навыки; 

увеличение численности подготовленных к самостоятельному проживанию выпускников интернатных учреждений для умственно отсталых детей, до 4 чел.
(в 2016 г. – 2, 2017 г. – 2 чел.); 

улучшение условий жизнедеятельности не менее 300 родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ, путем организации деятельности служб поддерживающей помощи, реализации программ помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в том числе с привлечением общественности, обучения методам реабилитации и абилитации в домашних условиях;

социализация и преодоление социальной исключенности не 500 менее семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ, путем вовлечения в различные культурно-массовые мероприятия, организации служб сопровождения родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ, создания клубов родительской взаимопомощи, развития клубов творчества детей-инвалидов;

повышение родительской компетентности родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ, путем создания электронных и информационных ресурсов, обеспечивающих консультационную и методическую помощь родителям с учетом нозологий их детей;

повышение качества и доступности социальной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья путем организации службы мобильной социальной помощи семьям с детьми-инвалидами;

социализация семей с детьми-инвалидами путем введения форм взаимопомощи, проведения различных мероприятий, в том числе информационных, просветительских, оздоровительных; организации форм обмена информацией; установление телефонной связи между членами группы и др.;

поддержка родительских сообществ: запланировано создание таких сообществ в каждом районном центре республики (19 районов);

повышение доходов семьи путем содействия самозанятости и предпринимательской инициативы неработающих родителей, осуществляющих постоянный уход за детьми-инвалидами.

Особую проблему для инвалидов, нуждающихся в услуге по оказанию протезно-ортопедической помощи составляет отсутствие в республике специализированного протезно-ортопедического предприятия. В связи с этим для получения указанной услуги инвалиды вынуждены выезжать в близлежащие регионы.

Для решения проблемы в настоящее время идет согласование вопроса об открытии в республике филиала с протезно-ортопедическими предприятиями близлежащих регионов, изыскивается подходящее помещение. Открытие филиала в республике запланировано в 2018 году. В 2017 году планируется согласование вопроса о выделении земельного участка под строительство объекта «Республиканский реабилитационный центр для инвалидов и детей-инвалидов», в 2018 г. – подготовка задания на проектирование и в 2019 г. – подготовка проектно-сметной документации. Строительство объекта планируется начать с 2020 года;

2.4) следующую проблему в сфере социального обслуживания составляет недостаточное развитие негосударственного сектора предоставления социальных услуг.

По состоянию на 1 ноября 2016 г. все организации социального обслуживания, оказывающие социальные услуги пожилым гражданам и инвалидам, находятся в республиканском ведении. Негосударственные организации отсутствуют.  Планируется в 2017 году привлечь в сферу социального обслуживания на дому не менее
1 негосударственного поставщика социальных услуг, которым будет оказано не менее 40320 ед. услуг 40 получателям социальных услуг, в 2018 году – дополнительно 2 негосударственных поставщиков социальных услуг.

3. Целью «дорожной карты» является создание к 2018 году системы социального обслуживания граждан, обеспечивающей наиболее полное удовлетворение потребности граждан, проживающих на территории Республики Тыва, в социальных услугах.

4. Задачами «дорожной карты» являются:

4.1) обеспечение проведения мероприятий по реконструкции и капитальному ремонту, перепрофилирование действующих стационарных организаций социального обслуживания; развитие сети учреждений реабилитационного профиля для детей-инвалидов;

4.2) развитие рынка социальных услуг во всех формах социального  обслуживания;

4.3) внедрение в практику работы организаций социального обслуживания инновационных форм и методов, обеспечивающих возможность предоставления гражданам, в том числе страдающим психическими расстройствами, социальных услуг на дому и в полустационарной форме социального обслуживания;

4.4) повышение доступности предоставления социальных услуг гражданам, проживающим в сельской местности;

4.5) сохранение и повышение уровня кадрового потенциала в сфере социального обслуживания граждан, обеспечение в 2018 году средней заработной платы социальных работников организаций социального обслуживания на уровне не ниже средней заработной платы в Республике Тыва;

4.6) достижение оптимальной нагрузки на одного социального работника от 9 обслуживаемых граждан, проживающих в городской местности, и при общем количестве оказываемых услуг не менее 200, или от 5 обслуживаемых граждан, проживающих в сельской местности в жилых помещениях, не имеющих коммунально-бытового благоустройства, и при общем количестве оказываемых услуг не менее 120;

4.7) обеспечение проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания Республики Тыва, в количестве не менее 50 процентов от общего количества функционирующих учреждений за год;

4.8) обеспечение до 2018 года перевода 100 процентов работников организаций социального обслуживания, относящихся к основному персоналу, на «эффективный контракт».

5. Ожидаемыми результатами реализации «дорожной карты» являются:

5.1) обеспечение надлежащего состояния материально-технической базы организаций социального обслуживания;

5.2) привлечение негосударственных организаций к предоставлению социальных услуг во всех формах социального обслуживания;

5.3) обеспечение доступности предоставления социальных услуг гражданам Республики Тыва, проживающим в сельской местности;

5.4) доведение уровня оплаты труда социальных работников государственных организаций социального обслуживания Республики Тыва до 100 процентов от средней заработной платы* в Республике Тыва в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

6. Показатели нормативов («дорожной карты») указаны в приложении к «дорожной карте».


7. Контрольными показателями успешной реализации «дорожной карты» являются:

 

Наименование контрольного показателя

Единицы измерения

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

1. Доля граждан, получивших социальные услуги в организациях социального обслуживания, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в организации социального обслуживания

процентов

94,9

96,8

98,1

98,3

99,5

100,0

2. Удельный вес зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий, требующих реконструкции, зданий, находящихся в аварийном состоянии, ветхих зданий (от общего количества зданий)

процентов

56,3

56,3

56,3

56,3

56,3

56,3

3. Очередность в организациях, осуществляющих социальное обслуживание на дому

 тыселовек

0,112

0,062

0,045

0,038

0,010

0,0

4. Очередность в организациях, осуществляющих стационарное социальное обслуживание

тыселовек

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

5. Доля детей-инвалидов, направленных после достижения возраста 18 лет из психоневрологических интернатов для детей в психоневрологические интернаты для взрослых, в общем числе детей-инвалидов, выбывших из указанных организаций в связи с достижением возраста 18 лет

процентов

100

50

0

100

100

33,3

6. Количество граждан, нуждающихся в предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, получающих социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания и форме социального обслуживания на дому с применением стационарозамещающих технологий

человек

х

х

38

52

70

80

7. Доля получателей социальных услуг, проживающих в сельской местности, от общего количества получателей социальных услуг в Республике Тыва

процентов

72

70

70

72

75

82

8. Удельный вес получателей социальных услуг, проживающих в сельской местности, охваченных мобильными бригадами, от общего количества получателей социальных услуг, проживающих в сельской местности

процентов

30

32

35

40

45

50

9. Соотношение средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, со средней заработной платой в субъекте Российской Федерации

процентов

47,9

59,6

65,9

65,9

80

100

10. Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей организаций социального обслуживания и средней заработной платы работников организаций социального обслуживания за отчетный период

раз

3

3

3

3

3

3

11. Соотношение средней заработной платы основного и вспомогательного персонала организаций социального обслуживания (с учетом типа организаций социального обслуживания)

 

1:1,5-1:1,7

1:1,5-1:1,7

1:1,5-1:1,7

1:1,5-1:1,7

1:1,5-1:1,7

1:1,5-1:1,7

12. Предельная доля оплаты труда работников административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда организаций социального обслуживания

процентов

40

40

40

40

40

40

13. Удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в негосударственных организациях социального обслуживания, в общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в организациях социального обслуживания всех форм собственности

процентов

0

0

0

4,4

4,6

5

14. Удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества организаций всех форм собственности

процентов

0

0

0

0

3,4

6,7

 

 


Информация по документу
Читайте также