Расширенный поиск

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 28.10.2016 № 426-п

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 октября 2016 г. N 426-п

 

 

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИЛОЖЕНИЕ К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ОТ 9 ОКТЯБРЯ 2013 ГОДА N 426-П "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ НА 2016 - 2020 ГОДЫ"

 

 

В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 июля 2013 года N 247-п "О государственных и ведомственных целевых программах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:

1. Внести в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 426-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016 - 2020 годы" (далее - государственная программа) следующие изменения:

1.1. Строки "Целевые показатели государственной программы", "Финансовое обеспечение государственной программы" паспорта государственной программы изложить в следующей редакции:

 

"

Целевые показатели государственной программы

увеличение объема предотвращенного экологического ущерба с 5,5 млрд. рублей до 34,5 млрд. рублей;

увеличение количества случаев с установленными нарушителями лесного законодательства к общему количеству зарегистрированных случаев нарушения лесного законодательства с 88,1% до 92%;

увеличение суммы возмещенного ущерба от нарушений лесного законодательства к сумме нанесенного ущерба от нарушений лесного законодательства с 20,6% до 22,8%;

увеличение объема произведенных измерений для получения достоверной информации о состоянии и загрязнении окружающей среды (нарастающим итогом с 2005 года) с 1,692 млн. ед. до 2,702 млн. ед.;

увеличение доли населения, вовлеченного в эколого-просветительские и эколого-образовательные мероприятия, от общего количества населения автономного округа (нарастающим итогом) с 30% до 34,5%;

уменьшение доли оставшихся нерекультивированными нефтезагрязненных земель к общему объему нефтезагрязненных земель, накопленных на начало реализации государственной программы, с 83,2% до 15%;

увеличение доли исследованных площадей для ведения Красной книги автономного округа к общей площади территории с 22% до 30%;

увеличение доли использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления с 74% до 90%;

увеличение объема инвестиций на реализацию проектов в сфере обработки вторичного сырья (нарастающим итогом) с 0 до 6651 млн. рублей;

увеличение количества рабочих мест, созданных в результате реализации инвестиционных проектов в сфере обработки вторичного сырья (нарастающим итогом), с 0 до 211 единиц;

увеличение суммы налоговых доходов, поступивших в бюджет автономного округа, от реализации проектов в сфере обработки вторичного сырья (нарастающим итогом) с 0 до 1,5 млн. рублей;

увеличение доли обеспеченности населенных пунктов полигонами твердых коммунальных (бытовых) и промышленных отходов с 50% до 60%;

увеличение доли населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенных в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях, с 37,8% до 44,2%

",

 

"

Финансовое обеспечение государственной программы

общий объем финансирования государственной программы в 2016 - 2020 годах составит 75646398,2 тыс. рублей, в том числе:

федеральный бюджет - 157702,2 тыс. рублей;

бюджет автономного округа - 3225496,0 тыс. рублей;

местный бюджет - 48450,0 тыс. рублей;

иные внебюджетные источники - 72214750,0 тыс. рублей

".

 

1.2. Раздел 1 изложить в следующей редакции:

 

"Раздел 1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ

ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

 

Преобладающую роль в экономике Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ) занимает нефтегазодобывающий комплекс, являющийся одним из основных загрязнителей окружающей среды. Наравне с производственным фактором загрязнения природы обозначился и другой фактор, а именно: негативное воздействие на окружающую среду объектов жилищно-коммунального комплекса. Указанные воздействия приводят к загрязнению водных объектов автономного округа, несанкционированному размещению отходов производства и потребления, обусловленному недостаточными мощностями объектов размещения отходов, несоответствием их обустройства требованиям природоохранного законодательства, низкой экологической культурой населения.

Вышеуказанные факторы оказывают существенную негативную нагрузку на окружающую среду, являются постоянной угрозой причинения вреда окружающей среде и жизненно важным интересам населения.

Государственная программа реализуется в соответствии с направлениями государственной политики, с учетом результатов социологических исследований и общественных обсуждений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности автономного округа.

 

Атмосферный воздух

 

Состояние воздушного бассейна - один из основных факторов, определяющих экологическую ситуацию в населенных пунктах автономного округа. Качество атмосферного воздуха влияет на состояние здоровья населения и является ведущим фактором развития заболеваний в первую очередь детей, людей пожилого возраста, а также лиц, страдающих хроническими заболеваниями. В автономном округе основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются организации нефтегазодобывающей промышленности, энергетики, автотранспорт, котельные и коммунальное хозяйство.

По данным государственной статистической отчетности 2-ТП (воздух), за период 2012 - 2015 годов наблюдается тенденция снижения объемов выбросов от стационарных источников. Так, годовой объем выбросов уменьшился с 2432,36 тыс. т до 1388,14 тыс. т.

Основную массу валового выброса загрязняющих веществ от стационарных источников составили выбросы организаций нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности (76 - 80%) за счет сжигания нефтяного попутного газа. В целом по автономному округу за 2015 год объем извлеченных ресурсов попутного нефтяного газа (ПНГ) составил 33,8 млрд. м3 (включая газ, сожженный на факелах). Объем добычи (использования) составил 314 млрд. м3, процент использования попутного нефтяного газа - 95%. Сожжено на факелах попутного нефтяного газа - 6% или 2029 млн. м3, что на 265 млн. м3 меньше, чем за 2014 год. Интенсивное негативное воздействие на окружающую среду оказывают выбросы продуктов сгорания НПГ - оксид углерода (37,2%), углеводороды (36%), летучие органические соединения (14,2%) и оксид азота (8,4%). Происходит загрязнение почвы, растительности, водоемов, увеличивается потребление кислорода и тепловое излучение, усиливается парниковый эффект.

За последние 5 лет наблюдается тенденция роста выбросов от автотранспорта. На территории автономного округа по состоянию на 1 января 2016 года зарегистрировано более 760 тыс. ед. автотранспорта. Автомобильный транспорт, с одной стороны, потребляет из атмосферы кислород, а с другой - выбрасывает в атмосферу отработанный газ, углеводороды, оказывает воздействие на все составляющие биосферы: атмосферу, водные и земельные ресурсы, литосферу и человека. Наиболее остро стоит проблема загрязнения воздушного бассейна вредными выбросами с отработавшими газами автомобильных двигателей, основу которых составляют оксид углерода (CO), углеводороды (CH), оксиды азота (NO), твердые частицы (ТЧ), соединения свинца (Pb) и серы (SO2), альдегиды, а также канцерогенные вещества.

Источником загрязнения атмосферного воздуха в населенных пунктах автономного округа также являются котельные, по состоянию на 1 января 2016 года производственный потенциал автономного округа составляет 505 котельных, из которых газифицировано 78,6%. Потребляя немалое количество топлива и воздуха, котельная установка выбрасывает в атмосферу через дымовую трубу продукты сгорания, содержащие окись углерода CO, сернистый ангидрид SO2, окислы азота NO и др.

Наблюдения за состоянием атмосферного воздуха на территории населенных пунктов автономного округа осуществляется на 8 постах территориальной системы мониторинга окружающей среды в 7 населенных пунктах по 8 загрязняющим веществам в процессе ведения локального экологического мониторинга в границах 278 (на 1 января 2016 года) лицензионных участков недр.

За период с 2011 по 2015 годы в городах автономного округа отмечено улучшение состояния атмосферного воздуха. Учитывая результаты наблюдения, в населенных пунктах автономного округа снизился уровень загрязнения с "высокого" и "очень высокого" до "повышенного" (г.г. Белоярский и Радужный) и "низкого" (в пгт. Березово, г.г. Нефтеюганске, Нижневартовске, Ханты-Мансийске и Сургуте).

 

Водные ресурсы

 

Автономный округ - один из самых водообеспеченных регионов. На территории автономного округа протекает более 2 тысяч больших и малых рек общей протяженностью свыше 172 тыс. км, насчитывается более 300 тыс. озер. Территория характеризуется уникальным по своим масштабам развитием болотообразовательных процессов. Состояние водохозяйственного комплекса имеет определяющее значение для устойчивого экономического развития автономного округа и повышения качества проживающего в нем населения. Водные ресурсы служат не только основным источником водоснабжения, но и являются основой успешного развития многих отраслей промышленного и сельского производства.

Активная разработка нефтяных месторождений и сопутствующее этому процессу строительство мостовых переходов, трубопроводов и прочих коммуникаций оказывает интенсивное воздействие на береговую линию водных объектов, что приводит к разрушению берегов, деформации дна, поступлению наносов. В настоящее время состояние водных объектов автономного округа характеризуется захламлением древостоем, заиливанием и зарастанием древесно-кустарниковой растительностью русел средних и малых рек.

Это приводит к деградации водных ресурсов и невозможности их использования в качестве источников водоснабжения, снижает рыбохозяйственную значимость водоемов и т.д. Кроме того, в большинстве случаев заиление и зарастание русел водотоков не позволяет обеспечить безаварийный пропуск повышенных расходов паводковых вод и, как следствие, может привести к затоплению и подтоплению территорий.

Также для автономного округа характерны высокая степень паводконосных ситуаций на реках, недостаточное количество водозащитных сооружений вблизи населенных пунктов, что в свою очередь приводит к попаданию в водные объекты загрязняющих веществ в период половодья, а также причинению материального ущерба населению и предприятиям.

В автономном округе подтапливается более 80 населенных пунктов. Ежегодный ущерб в зависимости от интенсивности половодья составляет 200 - 500 млн. рублей.

В процессе реализации целевой программы автономного округа "Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2011 - 2013 годах и на период до 2015 года" в 2011 году выполнена комплексная оценка состояния защиты 98 населенных пунктов автономного округа, подверженных негативному воздействию вод. Общая потребность в строительстве сооружений инженерной защиты населенных пунктов от затопления, подтопления и разрушения берегов, по результатам обследования, на начало 2012 года составляет 56 сооружений.

Наиболее опасными процессами, влияющими на качество поверхностных вод автономного округа, являются нефтяное и солевое загрязнение, а также сброс сточных вод ненормативного качества. На территории автономного округа качество поверхностных вод изменяется от "загрязненная" до "очень грязная". Решение проблемы очистки сточных вод путем реконструкции, расширения, модернизации, строительства объектов водоотведения осуществляется в государственной программе автономного округа "Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы".

 

Земельные ресурсы

 

Земельный фонд автономного округа на 1 января 2016 года составляет 53480,1 тыс. га. Большая часть территории автономного округа - 91,0% или 48662,6 тыс. га занята землями лесного фонда. Остальные категории земель составляют: земли сельскохозяйственного назначения - 1,1%; земли населенных пунктов - 0,9%; земли промышленности - 0,6%; земли особо охраняемых территорий - 1,6%; земли водного фонда - 0,9%; земли запаса - 3,8%.

Основным источником загрязнения почв и земель в автономном округе являются разливы загрязняющих веществ при авариях на трубопроводном транспорте. За 2015 год на территории автономного округа допущено 2923 аварийных отказов (инцидентов), площадь загрязнения составила 249,46 га. Все загрязненные участки с координатной привязкой внесены в Реестр загрязненных нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой территорий и водных объектов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. На 1 января 2016 года в Реестре загрязненных земель содержится информация о 19670 участках общей площадью 4404 га, из которых около 4000 га приходится на "историческое наследие". Наибольшие площади загрязненных земель приходятся на долю общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (открытого акционерного общества "НК "Роснефть") - 2055 га (46,7% от общей площади загрязненных земель) и открытого акционерного общества "Самотлорнефтегаз" (открытого акционерного общества "НК "Роснефть") - 1360 га (30,8% от общей площади).

В целях восстановления нарушенного состояния земель автономного округа государственной программой предусмотрена рекультивация нефтезагрязненных земель организациями-природопользователями в рамках долгосрочных программ, включение указанных мероприятий в соглашения о сотрудничестве между Правительством автономного округа и крупными нефтяными организациями, ведение реестра нефтезагрязненных земель.

 

Особо охраняемые природные территории

и сохранение биологического разнообразия

 

Развитие нефтедобывающей, лесоперерабатывающей и других отраслей промышленности в автономном округе, увеличение воздействия антропогенного фактора на окружающую среду непосредственно связаны с увеличением негативного воздействия на типичные и уникальные природные комплексы и экосистемы, что приводит:

к уменьшению видового разнообразия аборигенных (местных) видов животных и растений (в Красную книгу автономного округа внесены 265 объектов животного и растительного мира, из которых 48 животных, 150 растений, 29 лишайников, 38 грибов. Из них 35 объектов животного и растительного мира занесены в Красную книгу Российской Федерации);

сокращению численности ценных промысловых животных (численность отдельных видов промысловых животных за последние годы снизилась более чем в 3 раза);

уменьшению продуктивности дикоросов, сокращению площади девственных лесов (объемы изъятия земель лесного фонда с 2000 года, в том числе в лесах 1 группы (защитных лесах), возросли в 3 - 4 раза) и другим негативным факторам.

Наиболее эффективной формой для поддержания экологического баланса и природоохранной деятельности в автономном округе являются особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ), которые предназначены для сохранения типичных и уникальных природных комплексов и ландшафтов, биологического разнообразия животного и растительного мира, охраны объектов природного и культурного наследия, а также для сохранения благоприятной окружающей среды и необходимых условий для жизнедеятельности населения.

По состоянию на 1 января 2016 года в автономном округе насчитывается 24 ООПТ, в том числе 5 - федерального значения, 17 - регионального значения; 2 - местного значения.

Совокупная площадь ООПТ в автономном округе составляет 2757,8 тыс. га (5,2% площади автономного округа).

Площади действующих ООПТ недостаточно для обеспечения экологической стабильности в автономном округе, особенно в районах интенсивного промышленного развития. Ни одна из ООПТ регионального значения в отдельности не имеет достаточной площади для сохранения жизнеспособных популяций крупных животных, что приводит к неустойчивости этих популяций, и особенно лесного северного оленя.

Анализ состояния природы при высоком уровне вложения инвестиций в разработку природно-ресурсного потенциала показывает, что в перспективе развития автономного округа и для повышения экологической безопасности автономного округа, улучшения качества жизни населения необходимо принять меры по развитию сети ООПТ и увеличению их доли в природно-ресурсном комплексе автономного округа.

 

Отходы производства и потребления

 

В последние годы автономный округ уделяет пристальное внимание проблеме обращения с отходами, которая приводит не только к неблагоприятным экологическим и экономическим последствиям, но и способствует нарастанию социальной напряженности.

Автономный округ характеризуется недостаточной обеспеченностью населенных пунктов санкционированными объектами размещения отходов. Обеспеченность населенных пунктов автономного округа полигонами твердых бытовых и промышленных отходов в 2015 году составляла 53%. По состоянию на 1 января 2016 года зарегистрировано 138 объектов размещения отходов (общая площадь 766,7 га), в том числе 70 полигонов для размещения промышленных и твердых коммунальных (бытовых) отходов (463,7 га), 68 санкционированных свалок (293 га).

Эксплуатация объектов размещения отходов осуществляется с нарушением требований природоохранного и санитарного законодательства. Около 70% санкционированных объектов размещения отходов не соответствуют природоохранным и санитарным требованиям.

Недостаточно мощностей объектов обезвреживания ртутьсодержащих и других отходов 1 и 2 класса опасности, что порождает практику их захоронения на свалках и полигонах твердых коммунальных (бытовых) отходов, которые не предназначены для этих целей.

В автономном округе отсутствует раздельный сбор отходов и недостаточно мощностей объектов переработки отходов различных категорий, являющихся вторичным сырьем. На объектах размещения отходов производится захоронение несортированных отходов, что ведет к безвозвратной потере полезной продукции - вторичного сырья.

Фиксируется большой объем накопленных отходов бурения (501 шламовых амбаров - на 1 января 2016 года) при недостаточных темпах их рекультивации (порядка 255 шт. в год) и недостаточных мощностях объектов обезвреживания и переработки отходов бурения.

Накопление отходов на санкционированных и несанкционированных местах размещения несет значительный экологический, экономический и социальный ущерб. Захороненные твердые коммунальные отходы содержат значительное количество (до 100 наименований) токсичных соединений. В коммунальных отходах населения содержатся различные красители, краски, лаки, ртуть, растворители, свинец и его соли, лекарства, пластмассы, синтетические материалы, полихлорбифенилы, металлические банки и др. Все эти загрязнители попадают на места размещения отходов в результате отсутствия сортировки отходов и входного контроля на полигонах. К тому же на полигоны попадают и отходы, которые могут быть возвращены в рецикл и после соответствующей обработки использоваться в качестве вторичных материальных ресурсов. По мере складирования отходов накапливаются потенциально опасные загрязняющие вещества, миграция которых продолжается длительное время и после закрытия полигона, так как разложение отходов и вынос веществ из тела полигона не прекращается до устойчивого равновесия с окружающей средой.

Химическое воздействие возможно за счет выделения вредных веществ с эмиссиями фильтрата газовых выбросов и при разносе твердых отходов. При растекании фильтрата происходит загрязнение почв, растительности, подземных вод. Выделение газа в процессе разложения отходов и дыма при горении вызывает загрязнение атмосферного воздуха.

Биогенное действие выражается в привлечении и размножении птиц, насекомых, млекопитающих.

Не менее опасным может оказаться и вторичное загрязнение природных компонентов вследствие разложения органических составляющих тех или иных отходов, в результате чего могут образовываться высокотоксичные соединения.

 

Формирование экологической культуры

 

Решение экологических проблем должно осуществляться не только техническими средствами, но и путем переориентации мировоззрения населения по отношению к окружающей среде. Экологическое воспитание и образование становятся одними из основ формирования образа жизни человека, ориентированного на обеспечение устойчивого развития региона.

Улучшение окружающей среды невозможно без активной экологической позиции всех слоев населения, руководителей организаций автономного округа. Поэтому в автономном округе активно внедряются различные формы поддержки гражданских инициатив.

В автономном округе с целью формирования экологической культуры населения уже в течение 10 лет реализуется проект "Международная экологическая акция "Спасти и сохранить" (далее - Акция). Активными участниками эколого-просветительской деятельности, проходящей во время проведения Акции, выступают дети, подростки и молодежь - около 200 тыс. чел., что составляет 60% от общего количества участников.

На постоянной основе ведется информирование населения автономного округа через Экологический портал Югры www.ecougra.ru, журналы и газеты, эколого-просветительскую телепередачу "Эковзгляд" (выходит в эфир на канале "Россия 24"). Ежегодно издается доклад об экологической ситуации в автономном округе.

Тем не менее, уровень экологической культуры населения автономного округа остается низким, что влечет за собой ухудшение состояния окружающей среды.".

1.3. Дополнить разделом 2 следующего содержания:

 

"Раздел 2. СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ

И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ

И НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

 

2.1. Развитие материально-технической базы в отрасли

 

Государственной программой предусмотрен ряд мероприятий, направленных на развитие материально-технической базы, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета автономного округа, местных бюджетов и внебюджетных источников, в том числе на условиях государственно-частного партнерства.

Учитывая существующую негативную нагрузку на окружающую среду, связанную как с природными особенностями территории, так и с антропогенным воздействием - деятельностью предприятий нефтегазодобывающей промышленности, в регионе при активном взаимодействии Правительства автономного округа и представителей крупных нефтегазодобывающих компаний реализуются природоохранные программы. Нефтегазодобывающие компании автономного округа за счет собственных средств реализуют инвестиционные проекты по строительству объектов по утилизации попутного нефтяного газа, объектов для размещения отходов производства и потребления на лицензионных участках и по внедрению технологий по обезвреживанию и использованию опасных промышленных отходов.

Особое внимание уделяется проблеме обращения с отходами производства и потребления.

Государственной программой предусмотрено выделение субсидии из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры бюджетам муниципальных образований автономного округа на реализацию инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и расширению объектов для размещения и переработки твердых коммунальных (бытовых) отходов (межмуниципальных, межпоселенческих и локальных). Реализация инвестиционных проектов по созданию комплексных межмуниципальных полигонов для размещения, сортировки и переработки отходов.

В целях обеспечения населенных пунктов водозащитными сооружениями осуществляется строительство противопаводковых дамб обвалования и берегоукрепительных сооружений.

 

2.2. Формирование благоприятной деловой среды

 

Одним из приоритетных направлений по привлечению инвестиций является сфера обращения с твердыми коммунальными отходами. В автономном округе разработан ряд нормативных правовых актов, позволяющих инвестору оценить существующую ситуацию, определить направление государственной политики в области обращения с отходами. Среди них - Концепция обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства автономного округа от 3 июня 2011 года N 191-п, Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, утвержденная распоряжением Правительства автономного округа от 21 октября 2016 года N 559-рп. Во всех муниципальных образованиях разработаны схемы санитарной очистки, правила благоустройства и правила обращения с отдельными видами отходов.

За счет средств бюджета автономного округа строятся объекты для размещения и переработки твердых коммунальных отходов для муниципальных образований автономного округа, эксплуатация которых осуществляется коммерческими и муниципальными предприятиями.

Государственной программой предусмотрена реализация инвестиционных проектов по созданию 5 комплексных межмуниципальных полигонов для размещения, сортировки и переработки отходов в городах Нефтеюганске, Нижневартовске, Ханты-Мансийске, Сургуте и Нягани. На объектах планируется предусмотреть перспективные площадки для возврата вложенных инвестиций и внедрения инновационных методов утилизации и рециклинга отходов. На площадках будут размещены мощности (оборудование) по переработке вторичного сырья и изготовлению продукции с использованием переработанных отходов, что позволит создать благоприятные условия для развития инвестиционной деятельности и привлечь инвесторов в сферу обращения с отходами производства и потребления.

 

2.3. Реализация инвестиционных проектов

 

На условиях государственно-частного партнерства в государственной программе предусмотрена реализация основного мероприятия 3.2 "Проектирование и строительство комплексных межмуниципальных полигонов на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" планируется осуществить строительство 5 комплексных межмуниципальных полигонов для размещения, сортировки и переработки отходов в городах Нефтеюганске, Нижневартовске, Ханты-Мансийске, Сургуте и Нягани. Механизмом реализации государственной программы предусмотрены следующие этапы работ по комплексным полигонам:

1 этап - проведение межевания земельного участка, проектно-изыскательских работ, получение государственных экспертиз и утверждение проектно-сметной документации;

2 этап - организация и проведение конкурса по выбору концессионера и заключение соглашения о государственно-частном партнерстве;

3 этап - строительство объекта.

Мерами государственной поддержки по реализации указанных проектов является софинансирование из средств бюджета автономного округа затрат на строительство комплексных межмуниципальных полигонов в форме капитального гранта. Предоставление капитального гранта возможно при условии выделения из средств бюджета автономного округа необходимого объема финансирования.

Наиболее крупными инвестиционными проектами муниципальной собственности, реализуемыми в государственной программе по основному мероприятию 3.3 "Строительство объектов для размещения и переработки твердых коммунальных (бытовых) отходов, рекультивация объектов и несанкционированных мест размещения твердых коммунальных (бытовых) отходов", является строительство полигонов твердых коммунальных отходов в г. Когалыме и в п. Нижнесортымский Сургутского района.

Строительство и ввод в эксплуатацию объектов размещения отходов производства и потребления существенно снизит уровень негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и ее компоненты, окажет благоприятное воздействие на социальную и экологическую обстановку автономного округа в целом, позволит увеличить обеспеченность населенных пунктов объектами размещения отходов к 2020 году до 60%, создать новые рабочие места, а также удовлетворит потребность населения в качественных услугах по размещению, обезвреживанию, утилизации и переработке отходов.

Основное мероприятие 4.1 "Строительство противопаводковых дамб обвалования и берегоукрепительных сооружений" предусматривает строительство двух объектов по укреплению берега и дна р. Обь в районе г. Нижневартовска и строительство дамбы обвалования в пгт. Приобье Октябрьского района.

Строительство берегоукрепительных сооружений позволит получить значительные социальный, экологический, экономический эффекты, а именно:

предотвратить разрушение социально значимых объектов;

обеспечить безопасные условия проживания населения;

повысить качество жизни и здоровья людей;

восстановить качество водных объектов;

предотвратить образование оползней и оврагов;

снять ущерб от затопления и подтопления территории;

снизить ущерб народному хозяйству от загрязнения водных объектов.

Мероприятия по строительству полигонов твердых коммунальных отходов, комплексных межмуниципальных полигонов и берегоукрепительных сооружений содержат признаки проектов и подлежат реализации методами проектного управления в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 25 декабря 2015 года N 485-п года "О системе управления проектной деятельностью в исполнительных органах государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".

Реализация инвестиционных проектов предполагает экономию бюджетных средств, контроль со стороны автономного округа за процессами утилизации и захоронением отходов, прозрачную тарифную политику, привлечение инвестиций в регион, а также повышение эффективности затрат.

К реализации инвестиционных проектов привлечены нефтегазодобывающие компании, которые за счет собственных средств осуществляют реконструкцию факельных хозяйств с целью обеспечения соответствия факельных систем действующим требованиям, строительство межпромысловых газопроводов на месторождениях, строительство и реконструкцию установок по выработке электроэнергии и тепла, комплексов подогрева нефти и утилизации сточных вод на лицензионных участках, полигонов для размещения отходов производства и потребления на лицензионных участках и внедрение технологий по обезвреживанию нефтесодержащих отходов на шламонакопителе, обезвреживание буровых отходов при строительстве скважин безамбарным способом.

Полный перечень инвестиционных проектов государственной программы по объектам капитального строительства представлен в таблице 3.

 

2.4. Развитие конкуренции в автономном округе

 

Реализация вышеуказанных проектов позволит создать благоприятные условия для привлечения инвесторов в сферу обращения с отходами производства и потребления, готовых участвовать в конкурсах на право заключения концессионных соглашений, что будет способствовать развитию конкуренции в отрасли.".

1.4. В разделе 2:

1.4.1. В заголовке слова "Раздел 2" заменить словами "Раздел 3".

1.4.2. Абзацы двадцать седьмой, тридцать шестой признать утратившими силу.

1.4.3. В абзаце тридцать седьмом после слов "ежегодно использованных и обезвреженных." дополнить словами "Показатель реализуется во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 года N 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.".

1.4.4. Абзац сорок первый изложить в следующей редакции:

"Показатель "Доля обеспеченности населенных пунктов полигонами твердых коммунальных (бытовых) и промышленных отходов" рассчитывается как отношение количества населенных пунктов автономного округа, обеспеченных полигонами твердых коммунальных (бытовых) отходов, к общему количеству населенных пунктов автономного округа.".

1.4.5. Абзацы сорок третий, сорок четвертый признать утратившими силу.

1.4.6. Абзац сорок девятый изложить в следующей редакции:

"Потребность в инженерно-технических кадрах по итогам реализации инвестиционных проектов в сфере обработки вторичного сырья составит 271 рабочее место (с учетом ввода в эксплуатацию в 2021 году комплексного межмуниципального полигона твердых бытовых отходов для города Сургута, поселений Сургутского района).".

1.4.7. Абзац пятидесятый признать утратившим силу.

1.5. Раздел 3 изложить в следующей редакции:

 

"Раздел 4. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

 

Перечень основных мероприятий государственной программы приведен в таблице 2.

Государственной программой предусматривается реализация основных мероприятий для решения поставленных задач с учетом стратегических приоритетов.

Подпрограмма I "Регулирование качества окружающей среды в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".

4.1. На решение задачи по осуществлению государственного экологического надзора направлен следующий комплекс мероприятий:

4.1.1. Осуществление государственного экологического надзора и экологической экспертизы.

Реализация основного мероприятия направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований законодательства и (или) устранение последствий выявленных нарушений, систематическое наблюдение за исполнением требований, анализ и прогнозирование состояния соблюдения требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности:

отбор проб и проведение аналитического контроля состояния окружающей среды на территории автономного округа;

сопровождение системы информационного обеспечения государственного экологического контроля;

организация и проведение государственной экологической экспертизы;

осуществление отдельных полномочий в области охраны и использования охотничьих ресурсов по федеральному государственному охотничьему надзору и федерального государственного лесного надзора (лесной охране) на землях лесного фонда, федеральный государственный пожарный надзор в лесах.

4.1.2. Обеспечение деятельности Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Природнадзор Югры).

По указанному направлению осуществляются мероприятия по обеспечению выполнения полномочий и функций, возложенных на Природнадзор Югры.

4.2. Задачей государственной программы по формированию и развитию системы мониторинга окружающей среды и информационное обеспечение природоохранной деятельности предусмотрена реализация основного мероприятия "Оценка негативного воздействия на окружающую среду и мониторинг ее состояния".

Мероприятие направлено на совершенствование комплексной системы наблюдений за состоянием окружающей среды, оценку и прогноз изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов, формирование единого информационного пространства и обеспечение доступности для населения информации о реализации экологической политики, состоянии окружающей среды и включает:

ведение экологического мониторинга в части обеспечения функционирования территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды автономного округа;

ведение экологического мониторинга в границах лицензионных участков недр на территории автономного округа;

экологическую паспортизацию территории автономного округа;

научные исследования в области охраны окружающей среды.

Реализация мероприятий позволит своевременно выявлять экологические угрозы окружающей среде, повысит качество управленческих решений в сфере охраны окружающей среды, создаст основу для формирования обоснованной региональной политики в сфере охраны окружающей среды, основанной на научных знаниях и результатах наблюдений.

4.3. Основными мероприятиями, направленными на распространение среди всех групп населения экологических знаний и формирование экологически мотивированных культурных навыков, являются:

4.3.1. Организация и развитие системы экологического образования, просвещения и формирования экологической культуры. Мероприятие направлено на:

обеспечение информирования населения через средства массовой информации (печатные издания, телевидение, радио и интернет ресурсы);

осуществление информационно-издательской деятельности;

организацию и проведение экологических и природоохранных мероприятий (в том числе конкурсов);

развитие экологического движения и центров экологического просвещения, в том числе экологических объединений.

Реализация мероприятий создаст условия воздействия на общественное сознание и повышение уровня экологической культуры населения и опосредованным образом повлияет на улучшение качества природной среды.

4.3.2. Организация и проведение международной экологической акции "Спасти и сохранить". Мероприятие направлено на привлечение внимания общественности и жителей автономного округа к решению вопросов охраны окружающей среды через вовлечение в эколого-просветительскую и природоохранную деятельность.

Реализация основных мероприятий подпрограммы будет способствовать снижению уровня негативного воздействия на окружающую среду, улучшению экологических условий проживания населения, обеспечит экологическую экономию природных и энергетических ресурсов, устойчивое использование биологических ресурсов автономного округа.

4.4. На решение задачи по снижению уровня негативного воздействия факторов техногенного характера на окружающую среду и ее компоненты направлен следующий комплекс мероприятий:

4.4.1. Строительство объектов по утилизации попутного нефтяного газа.

Реализация основного мероприятия направлена на развитие производственной инфраструктуры, способствующей повышению уровня рационального использования попутного нефтяного газа.

4.4.2. Обеспечение эффективности реализации природоохранных и природовосстановительных мероприятий предприятий-природопользователей.

Основное мероприятие предусматривает мониторинг реализации природоохранных и природовосстановительных программ предприятий-природопользователей и муниципальных образований автономного округа, направленных на повышение утилизации попутного нефтяного газа, мониторинг выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и снижение площади нефтезагрязненных земель.

4.4.3. Рекультивация нефтезагрязненных земель.

Реализация основного мероприятия направлена на увеличение доли восстановленных земель, подвергшихся загрязнению.

Подпрограмма II "Сохранение биологического разнообразия в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".

4.5. Основные мероприятия, направленные на решение задачи по сохранению уникальных и типичных природных комплексов, объектов растительного и животного мира:

4.5.1. Функционирование и развитие сети особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Мероприятие направлено на повышение эффективности управления в сфере организации и функционирования ООПТ автономного округа.

В целях его реализации Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Депприродресурс и несырьевого сектора экономики Югры) формирует государственное задание на выполнение государственных работ, определяя планы развития и координируя деятельность подведомственных учреждений, в сфере сохранения природных комплексов и биоразнообразия.

Прогнозные значения сводных показателей по этапам реализации государственной программы представлены в таблице 4.

4.5.2. Проведение научно-исследовательских работ и ведение экологического мониторинга на особо охраняемых природных территориях.

Мероприятие направлено на поддержку дальнейшего развития научно-исследовательской деятельности ООПТ и обеспечение востребованности результатов проводимого экологического мероприятия.

4.5.3. Ведение Красной книги.

Мероприятие направлено на решение проблем по обеспечению сохранности типичных и уникальных экосистем и биологического разнообразия.

Реализация основных мероприятий подпрограммы обеспечит сохранение уникальных и типичных природных комплексов и объектов автономного округа, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, экологическое воспитание населения, функционирование стабильно развивающейся, эффективно функционирующей системы ООПТ автономного округа, позволит сохранить уникальные природные объекты и обеспечить экологический баланс территории автономного округа.

Подпрограмма III "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".

4.6. На решение задачи по совершенствованию нормативно-правовой и методической базы и информационно-аналитическому обеспечению экологически безопасного обращения с отходами направлена реализация основного мероприятия по обеспечению регулирования деятельности по обращению с отходами производства и потребления.

Направления основного мероприятия:

а) разработка и принятие нормативных правовых актов автономного округа в области обращения с отходами, осуществление контроля за их исполнением и постоянное совершенствование нормативной правовой базы в области обращения с отходами с целью корректировки и исключения устаревших норм и создания интегрированной системы мониторинга по обращению с отходами:

ведение регионального кадастра отходов производства и потребления;

ведение единого межведомственного информационного ресурса в области обращения с отходами на основе регионального кадастра отходов;

формирование реестра объектов размещения твердых коммунальных (бытовых) отходов (в том числе несанкционированных свалок);

совершенствование системы управления с отходами в автономном округе (научно-исследовательские работы, нормативно-правовые и методические документы);

б) предоставление субвенции на осуществление отдельных полномочий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами. Субвенции предоставляются органам местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на реализацию отдельных полномочий:

организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) твердых коммунальных отходов;

организация деятельности по транспортированию твердых коммунальных отходов.

4.7. На решение задачи по формированию производственно-технологической базы по обращению с отходами и рекультивации земель, подвергшихся загрязнению отходами производства и потребления, направлен следующий комплекс мероприятий:

4.7.1. Проектирование и строительство комплексных межмуниципальных полигонов на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Мероприятие направлено на использование наилучших доступных технологий по сортировке отходов и последующей переработке извлеченного вторичного сырья, с учетом территориального размещения населенных пунктов и наличия транспортного сообщения, в том числе для малых населенных пунктов и поселений коренных малочисленных народов Севера, с учетом регионального принципа размещения объектов обращения с отходами.

4.7.2. Строительство объектов для размещения и переработки твердых коммунальных (бытовых) отходов, рекультивация объектов и несанкционированных мест размещения твердых коммунальных (бытовых) отходов.

Реализация основного мероприятия предусматривает предоставление субсидий:

на строительство объектов для размещения и переработки твердых коммунальных (бытовых) отходов для муниципальных образований автономного округа (межмуниципальных, межпоселенческих и локальных);

на рекультивацию объектов и несанкционированных мест размещения твердых коммунальных (бытовых) отходов.

Реализация основных мероприятий подпрограммы обеспечит необходимые и достаточные условия для создания организованного, управляемого государственного механизма, ориентированного на обеспечение систематического повышения экологически безопасного уровня обращения с отходами и качества жизни населения, а также сформирует современные экономические механизмы, стимулирующие снижение объемов образования отходов, повышение условий их вторичного использования.

4.7.3. Строительство, внедрение и использование объектов (технологий) по утилизации, захоронению производственных (промышленных) отходов на территории автономного округа.

Мероприятие направлено на использование наилучших доступных технологий по обезвреживанию и использованию опасных промышленных отходов, а также на строительство объектов для размещения отходов производства и потребления на лицензионных участках автономного округа, рекультивацию земель, ранее занятых шламовыми амбарами.

4.8. На решение задачи по снижению уровня негативного воздействия вод и охране водных объектов направлен следующий комплекс мероприятий:

4.8.1. Строительство противопаводковых дамб обвалования и берегоукрепительных сооружений.

4.8.2. Осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений.

4.8.3. Развитие системы мониторинга водных объектов.

4.8.4. Наблюдения за водохозяйственными системами, в т.ч. за гидротехническими сооружениями.

Реализация комплекса мероприятий подпрограммы позволит обеспечить население и объекты экономики автономного округа сооружениями инженерной защиты, своевременно прогнозировать и выявлять развитие негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разрабатывать и реализовывать меры по предотвращению негативных последствий этих процессов.".

1.6. В разделе 4:

1.6.1. В заголовке слова "Раздел 4" заменить словами "Раздел 5".

1.6.2. По тексту цифры "4.1", "4.1.1", "4.1.2", "4.2", "4.3", "4.3.1", "4.3.2", "4.3.3" заменить соответственно цифрами "5.1", "5.1.1", "5.1.2", "5.2", "5.3", "5.3.1", "5.3.2", "5.3.3".

1.6.3. После абзаца первого дополнить абзацем следующего содержания:

"Внедрение технологий бережливого производства планируется осуществлять путем обучения сотрудников Природнадзора Югры принципам бережливого производства, результатами которого являются повышение эффективности в области государственного и муниципального управления, ускорение принятия стратегических решений, улучшение взаимодействия между органами власти автономного округа.".

1.6.4. Абзац пятый изложить в следующей редакции:

"Реализация основного мероприятия государственной программы "Проектирование и строительство комплексных межмуниципальных полигонов на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (в части строительства объектов) осуществляет Депприродресурс и несырьевого сектора экономики Югры на основании заключенного концессионного соглашения в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".".

1.6.5. После абзаца пятого дополнить абзацами следующего содержания:

"Порядок финансирования проектирования и строительства комплексных межмуниципальных объектов для размещения, сортировки и переработки отходов приведен в подразделе 5.2 к настоящему разделу.

Выделение из средств бюджета автономного округа в виде капитального гранта на софинансирование мероприятий по строительству комплексных межмуниципальных объектов для размещения, сортировки и переработки отходов осуществляет Депприродресурс и несырьевого сектора экономики Югры в соответствии с порядком, установленным Правительством автономного округа.".

1.6.6. Абзац седьмой изложить в следующей редакции:

"По основному мероприятию государственной программы "Обеспечение регулирования деятельности по обращению с отходами производства и потребления" муниципальными образованиями автономного округа реализуется отдельное государственное полномочие автономного округа за счет субвенции на проведение мероприятий по организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) твердых коммунальных отходов и по транспортированию твердых коммунальных отходов.".

1.6.7. После абзаца седьмого дополнить абзацем следующего содержания:

"Предоставление субвенции местным бюджетам из бюджета автономного округа осуществляется в соответствии с Законом автономного округа "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами".".

1.6.8. Абзац двенадцатый изложить в следующей редакции:

"Поступление средств субвенций федерального бюджета в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры осуществляется в соответствии с ежегодным распоряжением Правительства Российской Федерации о распределении субвенций, предоставляемых в текущем году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию основных мероприятий государственных программ Российской Федерации: "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы", "Воспроизводство и использование природных ресурсов", "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами" и соглашениями о предоставлении в текущем году субвенций из федерального бюджета бюджету Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на осуществление отдельных полномочий субъекта Российской Федерации (в случае если заключение соглашения предусмотрено действующим законодательством). Должностные лица исполнительных органов государственной власти автономного округа - соисполнителей государственной программы несут персональную ответственность за реализацию мероприятий и достижение показателей, предусмотренных соглашениями о предоставлении субвенций (субсидий) из федерального бюджета бюджету автономного округа.".

1.6.9. После абзаца двенадцатого дополнить абзацем следующего содержания:

"Управление, контроль за реализацией государственной программы, а также внесение в нее изменений осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 июля 2013 года N 247-п "О государственных и ведомственных целевых программах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".".

1.6.10. В подразделе 4.1:

1.6.10.1. Абзац второй пункта 4.1.1 изложить в следующей редакции:

"включение объекта в Территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, утвержденную распоряжением Правительства автономного округа от 21 октября 2016 года N 559-рп;".

1.6.10.2. Абзац четвертый пункта 4.1.2 признать утратившим силу.

1.6.11. В подразделе 4.2:

1.6.11.1. Абзац пятый изложить в следующей редакции:

"включения комплексного полигона отходов в Территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, утвержденную распоряжением Правительства автономного округа от 21 октября 2016 года N 559-рп;".

1.6.11.2. В абзаце десятом цифры "21.07.2005" заменить словами "21 июля 2005 года".

1.6.12. В абзаце восемнадцатом пункта 4.3.3 подраздела 4.3 слова "Положение о Конкурсе Эколог Югры ежегодно утверждает Природнадзор Югры своим приказом." исключить.

1.7. Таблицу 1 "Целевые показатели государственной программы" изложить в следующей редакции:

"Таблица 1

 

Целевые показатели государственной программы

 

N показателя

Наименование показателей результатов

Базовый показатель на начало реализации государственной программы (на 31.12.2014)

Значения показателя по годам

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

Целевое значение показателя на момент окончания действия государственной программы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Объем предотвращенного экологического ущерба (нарастающим итогом), млрд. рублей

5,5

11,1

16,8

22,6

28,5

34,5

34,5

2.

Отношение количества случаев с установленными нарушителями лесного законодательства к общему количеству зарегистрированных случаев нарушения лесного законодательства, %

88,1

89,3

89,8

90,5

91,6

92

92

3.

Отношение суммы возмещенного ущерба от нарушений лесного законодательства к сумме нанесенного ущерба от нарушений лесного законодательства, %

20,6

21,3

21,5

21,8

22,2

22,8

22,8

4.

Объем произведенных измерений для получения достоверной информации о состоянии и загрязнении окружающей среды (нарастающим итогом с 2005 года), млн. ед.

1,692

2,096

2,298

2,5

2,5

2,702

2,702

5.

Доля населения, вовлеченного в эколого-просветительские и эколого-образовательные мероприятия, от общего количества населения автономного округа, %

30

32,5

33

33,5

34

34,5

34,5

6.

Доля оставшихся нерекультивированными нефтезагрязненных земель к общему объему нефтезагрязненных земель, накопленных на начало реализации государственной программы, %

83,2

71,6

61

48

32

15

15

7.

Доля исследованных площадей для ведения Красной книги автономного округа к общей площади территории, %

22

25

26

28

28

30

30

8.

Доля использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления, %

74

78

81

85

87

90

90

9.

Объем инвестиций на реализацию проектов в сфере обработки вторичного сырья (нарастающим итогом), млн. рублей

0

0

206,5

1210,5

4445

6651

6651

10.

Количество рабочих мест, созданных в результате реализации инвестиционных проектов в сфере обработки вторичного сырья, ед.

0

0

0

0

75

211

211

11.

Сумма налоговых доходов, поступивших в бюджет автономного округа, от реализации проектов в сфере обработки вторичного сырья, млн. рублей

0

0

0

0

1,5

1,5

1,5

12.

Доля обеспеченности населенных пунктов полигонами твердых коммунальных (бытовых) и промышленных отходов, %

50

56

56

56

60

60

60

13.

Доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенных в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях, %

37,8

44,2

44,2

44,2

44,2

44,2

44,2


Информация по документу
Читайте также