Расширенный поиск

Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.10.2016 № 972-П

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

14 октября 2016 г.                                                                               № 972-П

г. Салехард

 

 

Об утверждении Порядка осуществления мониторинга

 нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного

округа и правоприменительной практики в системе

исполнительных органов государственной власти

Ямало-Ненецкого автономного округа

 

 

В целях реализации Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 июня 2009 года № 37-ЗАО «О мониторинге правового пространства в Ямало-Ненецком автономном округе» Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа п о с т а н о в л я е т:

 

1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления мониторинга нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа и правоприменительной практики в системе исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – Порядок).

2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе при осуществлении мониторинга правоприменительной практики руководствоваться приложением № 2 к Порядку.

3. Настоящее постановление вступает в силу с момента признания утратившими силу постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 марта 2009 года № 25-ПГ «О мониторинге правового пространства Ямало-Ненецкого автономного округа в системе исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа», распоряжения Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 февраля 2009 года № 10-Р «О методических рекомендациях по проведению мониторинга нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа» и распоряжения Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 02 апреля 2009 года № 36-Р «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению мониторинга правоприменительной практики Ямало-Ненецкого автономного округа».

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, руководителя аппарата Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Фиголь Н.В.

 

 

Вице-губернатор

Ямало-Ненецкого автономного округа                                        И.Б. Соколова

 


УТВЕРЖДЁН

постановлением Правительства

Ямало-Ненецкого автономного округа

от 14 октября 2016 года № 972-П

 

 

ПОРЯДОК

осуществления мониторинга нормативных правовых актов

 Ямало-Ненецкого автономного округа и правоприменительной

 практики в системе исполнительных органов государственной

власти Ямало-Ненецкого автономного округа

 

1. Настоящий Порядок регулирует вопросы, связанные с осуществлением мониторинга нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа и правоприменительной практики в системе исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – исполнительные органы государственной власти, автономный округ).

2. Исполнительные органы государственной власти автономного округа проводят мониторинг нормативных правовых актов автономного округа и правоприменительной практики автономного округа по вопросам их компетенции.

3. Мониторинг нормативных правовых актов автономного округа проводится по следующим основным направлениям:

мониторинг результативности действия нормативного правового акта автономного округа;

мониторинг качества нормативного правового акта автономного округа;

мониторинг эффективности действия нормативного правового акта автономного округа.

4. Исходя из продолжительности проведения, мониторинг нормативных правовых актов автономного округа подразделяется на оперативный и плановый мониторинг.

5. Оперативный мониторинг нормативных правовых актов автономного округа осуществляется в течение первого года действия нормативного правового акта автономного округа.

6. Плановый и оперативный мониторинг нормативных правовых актов автономного округа осуществляется в соответствии с планом проведения мониторинга законов и иных нормативных правовых актов автономного округа (далее – план мониторинга), который формируется ежегодно и содержит:

перечень нормативных правовых актов автономного округа, подлежащих мониторингу;

вид и направление мониторинга нормативных правовых актов автономного округа;

перечень исполнительных органов государственной власти автономного округа, ответственных за проведение мониторинга нормативных правовых актов автономного округа;

перечень исполнительных органов государственной власти автономного округа, осуществляющих координацию деятельности по проведению мониторинга нормативных правовых актов автономного округа;

сроки проведения мониторинга нормативных правовых актов автономного округа.

7. Проект плана мониторинга на очередной год разрабатывается государственно-правовым департаментом автономного округа, основываясь на принципе отраслевого подхода, и направляется для согласования исполнительным органам государственной власти автономного округа до 01 ноября текущего года.

Государственно-правовой департамент автономного округа осуществляет разработку проекта распоряжения Правительства автономного округа об утверждении плана мониторинга и направляет его на рассмотрение Правительства автономного округа в порядке, предусмотренном Инструкцией по делопроизводству в Правительстве автономного округа, утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 14 октября 2010 года № 300-П. План мониторинга утверждается распоряжением Правительства автономного округа до 31 декабря.

8. Мониторинг нормативных правовых актов автономного округа проводится в соответствии с методическими рекомендациями по проведению мониторинга нормативных правовых актов автономного округа согласно приложению № 1 к настоящему Порядку (далее – методические рекомендации).

Государственно-правовой департамент автономного округа проводит мониторинг качества нормативных правовых актов автономного округа в сроки, определенные планом мониторинга.

Результаты мониторинга качества нормативных правовых актов автономного округа оформляются в виде паспорта мониторинга качества нормативного правового акта автономного округа в соответствии с методическими рекомендациями и направляются исполнительному органу государственной власти автономного округа – разработчику нормативного правового акта, в отношении которого осуществлен такой мониторинг, в течение 5 рабочих дней со дня окончания срока проведения такого мониторинга, установленного планом мониторинга.

Указанные результаты подлежат рассмотрению в течение 15 дней со дня поступления в соответствующий исполнительный орган государственной власти автономного округа.

По результатам рассмотрения исполнительный орган государственной власти автономного округа направляет в государственно-правовой департамент автономного округа информацию о принятых мерах по устранению замечаний, выявленных в результате осуществления мониторинга качества нормативных правовых актов автономного округа, либо мотивированный ответ о несогласии с указанными замечаниями.

Иные исполнительные органы государственной власти автономного округа проводят мониторинг результативности и эффективности действия нормативных правовых актов автономного округа по вопросам их компетенции в сроки, определенные планом мониторинга.

Результаты мониторинга результативности и эффективности действия нормативного правового акта автономного округа оформляются в виде паспортов мониторинга результативности и эффективности действия нормативного правового акта автономного округа в соответствии с методическими рекомендациями и направляются исполнительными органами государственной власти автономного округа в государственно-правовой департамент автономного округа в течение 5 рабочих дней со дня окончания срока проведения такого мониторинга, установленного планом мониторинга, для обобщения информации о состоянии нормативных правовых актов автономного округа.

9. В целях обеспечения информирования общественности результаты мониторинга, указанные в пункте 8 настоящего Порядка, направляются государственно-правовым департаментом автономного округа после обобщения информации о состоянии нормативных правовых актов автономного округа в департамент внутренней политики автономного округа для их размещения на Официальном Интернет-сайте исполнительных органов государственной власти автономного округа в течение 7 рабочих дней со дня окончания срока проведения соответствующего мониторинга, определенного планом мониторинга.

Департамент внутренней политики автономного округа в течение 5 рабочих дней со дня поступления результатов мониторинга размещает их на Официальном Интернет-сайте исполнительных органов государственной власти автономного округа (тематический блок «Власть», раздел «Исполнительные органы государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа», страница «государственно-правовой департамент Ямало-Ненецкого автономного округа», раздел станицы «Мониторинг правового пространства»).

10. Оперативный мониторинг нормативных правовых актов автономного округа осуществляется в соответствии с планом мониторинга.

Оперативный мониторинг нормативных правовых актов автономного округа осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями по направлениям, определенным абзацами вторым и четвертым пункта 3 настоящего Порядка.

Результаты оперативного мониторинга направляются исполнительными органами государственной власти автономного округа в государственно-правовой департамент автономного округа в порядке, определенном абзацем седьмым пункта 8 настоящего Порядка.

11. Внеплановый мониторинг нормативных правовых актов автономного округа осуществляется государственно-правовым департаментом автономного округа по собственной инициативе.

Результаты внепланового мониторинга нормативных правовых актов автономного округа оформляются в виде заключения и направляются исполнительному органу государственной власти автономного округа – разработчику нормативного правового акта автономного округа, в отношении которого осуществлен внеплановый мониторинг.

Указанное заключение подлежит рассмотрению в течение 15 дней со дня поступления в соответствующий исполнительный орган государственной власти автономного округа.

По результатам рассмотрения заключения исполнительный орган государственной власти автономного округа направляет в государственно-правовой департамент автономного округа информацию о принятых мерах по устранению замечаний, изложенных в заключении, либо мотивированный ответ о несогласии с указанными замечаниями.

12. Мониторинг правоприменительной практики автономного округа осуществляется по следующим основным направлениям:

мониторинг результативности правоприменительной практики исполнительных органов государственной власти автономного округа;

мониторинг эффективности правоприменительной практики исполнительных органов государственной власти автономного округа.

13. Мониторинг правоприменительной практики проводится в соответствии с методическими рекомендациями по проведению мониторинга правоприменительной практики в автономном округе согласно приложению № 2 к настоящему Порядку.

14. Результаты мониторинга нормативных правовых актов автономного округа и правоприменительной практики в автономном округе фиксируются в досье нормативного правового акта автономного округа.

15. Экспертиза нормативных правовых актов автономного округа, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, осуществляется в порядке, определенном постановлением Правительства автономного округа от 25 августа 2016 года № 799-П «Об утверждении Порядка проведения экспертизы нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности».

 


Приложение № 1

к Порядку осуществления мониторинга

нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа

и правоприменительной практики

в системе исполнительных органов

государственной власти

Ямало-Ненецкого автономного округа

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по проведению мониторинга нормативных правовых актов

Ямало-Ненецкого автономного округа

 

I. Общие положения

 

1.1. Методические рекомендации по проведению мониторинга нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – методические рекомендации, мониторинг, автономный округ) разработаны в целях реализации Закона автономного округа от 08 июня 2009 года № 37-ЗАО «О мониторинге правового пространства в Ямало-Ненецком автономном округе».

1.2. Понятия, используемые в настоящих методических рекомендациях:

результаты мониторинга – информация об объекте мониторинга, обобщенная по единым критериям с целью выявления соответствия ее определенному стандарту;

стандарт мониторинга – совокупность критериев, позволяющих установить идеальный результат относительно объекта мониторинга;

субъект мониторинга – исполнительные органы государственной власти автономного округа, уполномоченная специализированная экспертная организация в сфере мониторинга.

1.3. Стадии проведения мониторинга:

Проведение мониторинга включает в себя следующие стадии:

а) сбор информации относительно объектов мониторинга, обобщение и анализ полученной информации в соответствии с настоящими методическими рекомендациями;

б) анализ полученных результатов мониторинга для выявления соответствия их определенному стандарту (оценка объекта мониторинга);

в) разработка и представление в правотворческие органы предложений по основным направлениям правового регулирования, а также необходимых для их реализации конкретных мероприятий, в том числе проектов нормативных правовых актов.

1.4. В процессе сбора информации относительно объектов мониторинга используются данные информационных систем органов государственной власти автономного округа, статистических наблюдений, ведомственной отчетности, материалы рассмотрения дел в судах, отчеты по судебной практике, а также результаты выборочных социологических опросов граждан и юридических лиц.

1.5. Проведение обобщения и анализа информации, полученной в результате сбора данных, осуществляется по критериям и показателям, установленным настоящими методическими рекомендациями, для каждого направления мониторинга.

1.6. Проведение анализа информации и определение оценки относительно объекта мониторинга осуществляется субъектом мониторинга.

1.7. На основании проведенного анализа и полученных оценок относительно объекта мониторинга разрабатываются предложения по совершенствованию правового регулирования, в том числе предложения по внесению изменений в действующие законы и иные нормативные правовые акты автономного округа, определяются перспективные направления совершенствования, осуществляется подготовка предложений по проектам нормативных правовых актов автономного округа.

1.8. Основными задачами мониторинга являются:

совершенствование законодательства автономного округа, повышение эффективности правотворческой деятельности;

обеспечение систематизации законодательства автономного округа;

выявление фактов несоответствия нормативных правовых актов автономного округа федеральному законодательству;

выявление коллизий между нормативными правовыми актами, входящими в нормативную правовую систему автономного округа;

определение результативности действия нормативных правовых актов автономного округа;

повышение качества правотворческой деятельности в автономном округе.

 

II. Мониторинг результативности действия

нормативного правового акта автономного округа

 

2.1. Мониторинг результативности действия нормативного правового акта автономного округа (далее – мониторинг результативности) проводится в целях выявления, анализа и оценки показателей, свидетельствующих о количественных и качественных результатах действия нормативного правового акта автономного округа.

2.2. Мониторинг результативности может проводиться как в отношении основных, системообразующих нормативных правовых актов автономного округа, так и в отношении узкоспециализированных нормативных правовых актов автономного округа, цель принятия которых предопределяет основное их содержание, в том числе специализацию используемых в акте юридических, экономических и организационных средств.

2.3. К нормативным правовым актам автономного округа (их отдельным положениям), в отношении которых, как правило, проводится мониторинг результативности, относятся правовые акты, направленные на:

развитие определенной группы или системы общественных отношений, в том числе развитие определенных видов общественно полезной деятельности;

создание и обеспечение определенного правового режима действий (деятельности) субъектов, объектов или территорий;

ограничение негативных явлений в политической, экономической и социальной сферах;

выявление и пресечение различного рода нарушений законодательства автономного округа;

защиту и (или) охрану определенных общественных отношений, лиц, объектов или территорий;

создание условий для эффективного функционирования определенных систем, органов, прав или полномочий.

По решению субъекта мониторинга мониторинг результативности может быть проведен в отношении иных нормативных правовых актов автономного округа.

2.4. Индикаторами результативности действия нормативного правового акта автономного округа могут выступать:

а) категории или состав лиц, реализовавших в соответствии с нормативным правовым актом автономного округа свои права, обязанности, полномочия;

б) соблюдение ограничений и запретов, предусмотренных нормативным правовым актом автономного округа;

в) виды и характеристика дел, актов, решений, принятых и рассмотренных уполномоченными должностными лицами и органами;

г) характер выявленных и пресеченных нарушений, состав лиц, привлеченных к определенным видам юридической ответственности или освобожденных от ответственности;

д) содержание обращений граждан и организаций по поводу реализации своих прав и обязанностей;

е) экономические и финансовые результаты деятельности определенных органов и организаций, иных субъектов правоотношений;

ж) характер юридических споров, возникших в связи с применением нормативного правового акта автономного округа;

з) иные обстоятельства, определяемые содержанием нормативного правового акта автономного округа и теми общественными отношениями, которые он регулирует.

2.5. Субъект мониторинга при установлении индикаторов результативности нормативного правового акта руководствуется следующими критериями:

а) цель принятия нормативного правового акта автономного округа;

б) предмет правового регулирования, в том числе сфера или область общественных отношений, регулируемых нормативным правовым актом;

в) задачи и принципы правового регулирования общественных отношений, предусмотренные нормативным правовым актом автономного округа (если имеются);

г) вид мониторинга (плановый или оперативный);

д) характер прав, свобод, обязанностей или полномочий, реализуемых участниками правоотношений;

е) временная продолжительность действия нормативного правового акта автономного округа;

ж) правовое положение органов власти, осуществляющих правоприменительную деятельность на основании нормативного правового акта автономного округа;

з) системные взаимосвязи нормативного правового акта автономного округа с вышестоящими по юридической силе нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами, принятыми в целях конкретизации и детализации положений нормативного правового акта автономного округа;

и) предметное или тематическое назначение мониторинга законодательства автономного округа;

к) иными критериями, оказывающими влияние на выбор показателей результативности действия нормативного правового акта автономного округа.

2.6. Индикаторы результативности действия нормативного правового акта автономного округа (далее – индикаторы результативности) могут быть подразделены на основные и дополнительные в зависимости от существенности их влияния на оценку результативности правового регулирования и характера (объема) воздействия на права, обязанности и законные интересы участников общественных отношений (статус индикатора).

2.7. Индикаторы результативности формируются по следующим группам:

а) социальные индикаторы – предназначены для выявления социального статуса субъектов правоотношений, возникающих на основе нормативного правового акта автономного округа, их численности, характера выполняемых ими социальных функций или реализуемых социальных прав, например, социальный и профессиональный состав граждан, привлеченных к административной ответственности за нарушение законодательства автономного округа;

б) экономические индикаторы –  предназначены для выявления экономической и финансовой результативности нормативного правового акта автономного округа, в том числе расходов на реализацию предусмотренных им нормативных предписаний, объема финансовых и иных экономических расходов, которые несут субъекты правоотношений;

в) экологические индикаторы – предназначены для выявления состояния защищенности объектов окружающей природной среды, эффективности природопользования и функционирования особо охраняемых природных территорий;

г) конституционно-политические индикаторы – предназначены для выявления результативности функционирования институтов государственной власти и органов местного самоуправления, конституционных прав граждан на участие в управлении государством, политических прав и свобод граждан и организаций;

д) организационные индикаторы – предназначены для выявления результативности создания и функционирования организационно-структурных форм и механизмов реализации нормативного правового акта автономного округа, в том числе организационных основ реализации отдельных государственных функций и полномочий, например, работа комиссий по урегулированию конфликтов интересов или проведение служебных проверок на государственной гражданской службе автономного округа;

е) административные индикаторы – предназначены для оценки результативности нормативных предписаний, регулирующих административные процедуры деятельности государственных гражданских служащих автономного округа, муниципальных служащих, порядок подготовки и принятия ими управленческих решений, например, доля решений должностного лица, принятых с нарушением установленного административным регламентом срока; основания, по которым должностное лицо отказало в удовлетворении заявлений граждан;

ж) юридические индикаторы – предназначены для оценки результативности нормативных предписаний, регулирующих разрешение юридических споров, а также непосредственно направленных на установление порядка возникновения, изменения или прекращения определенных правоотношений или реализацию прав и обязанностей граждан и организаций.

2.8. Социальные индикаторы подлежат определению и выявлению при мониторинге результативности действия нормативных правовых актов в следующих сферах и областях:

здравоохранение, в том числе оказание медицинской помощи и медицинского страхования;

образование;

наука и научно-техническая политика;

культура, в том числе библиотечное и музейное дело, сохранение объектов культурного наследия, архивные фонды, национально-культурные автономии, народные художественные промыслы;

физическая культура, спорт и туризм;

средства массовой информации;

социальная защита населения и оказание мер социальной поддержки;

защита прав несовершеннолетних, опека и попечительство;

охрана труда;

защита прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

2.9. Экономические индикаторы подлежат определению и выявлению при мониторинге результативности действия нормативных правовых актов в следующих сферах и областях:

материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности органов государственной власти автономного округа и государственных учреждений автономного округа;

развитие субъектов малого и среднего предпринимательства;

предупреждение чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий;

реализация программ социально-экономического развития автономного округа, государственных программ автономного округа;

организация и развитие транспорта и транспортного обслуживания, относящегося к ведению автономного округа;

организация и осуществление окружных научно-технических и инновационных программ и проектов;

организация и осуществление инвестиционных проектов;

налоги;

управление государственным имуществом автономного округа;

бюджетный процесс;

градостроительство и архитектура;

тарифно-ценовое регулирование.

2.10. Экологические индикаторы подлежат определению и выявлению при мониторинге результативности действия нормативных правовых актов в следующих сферах и областях:

предупреждение чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий;

охрана окружающей природной среды и экологическая безопасность;

особо охраняемые природные территории;

земельное законодательство;

недропользование;

защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера;

правовое регулирование в области лесных, водных отношений;

использование отдельных видов природных ресурсов.

2.11. Конституционно-политические индикаторы подлежат определению и выявлению при мониторинге результативности действия нормативных правовых актов в следующих сферах и областях:

организация деятельности органов государственной власти автономного округа;

организация деятельности органов местного самоуправления;

правовое регулирование государственной гражданской службы автономного округа и муниципальной службы;

реализация избирательных прав жителями автономного округа;

административно-территориальное устройство автономного округа;

определение границ муниципальных образований, определение статуса муниципальных образований.

2.12. Организационные и административные индикаторы подлежат определению и выявлению при мониторинге результативности действия нормативных правовых актов, регулирующих:

организацию деятельности органов государственной власти автономного округа, иных государственных органов, органов местного самоуправления;

правовое положение отдельных видов государственных и муниципальных органов;

государственную гражданскую и муниципальную службу;

порядок осуществления государственного регионального и муниципального контроля и надзора;

административные процедуры осуществления государственных полномочий и оказания государственных услуг;

порядок реализации гражданами и организациями прав, обязанностей и законных интересов во взаимодействии с органами власти;

эффективность и результативность деятельности лиц, замещающих государственные должности автономного округа, и государственных гражданских служащих автономного округа, выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы.

2.13. Индикаторы результативности должны формироваться таким образом, чтобы отражать основные, существенные характеристики нормативного правового акта автономного округа, непосредственно связанные с целью его принятия.

2.14. В отношении каждого индикатора результативности определяются показатели, основное предназначение которых состоит в оценке достижения индикатором определенного значения (качественно или количественно отображаемый индикатор). У одного индикатора результативности может быть один или несколько показателей, объективно раскрывающих содержание индикатора.

Например, такой индикатор результативности закона автономного округа о государственной гражданской службе как «Проведение служебных проверок» может иметь следующие показатели:

основания проведения служебных проверок;

количество проведенных служебных проверок;

результаты проведенных служебных проверок.

2.15. Средствами выявления показателей индикаторов результативности являются:

а) данные социологических опросов;

б) информация правоприменительных органов;

в) служебная информация органов государственной власти и органов местного самоуправления;

г) акты специальных проверочных, в том числе контрольных и надзорных мероприятий;

д) данные государственной статистики;

е) иные средства, позволяющие получить информацию о результативности действия нормативного правового акта автономного округа.

2.16. Оценка результатов мониторинга результативности действия нормативного правового акта автономного округа производится в два этапа.

На первом этапе производится оценка каждого индикатора результативности, а на втором этапе – производится итоговая оценка результативности нормативного правового акта автономного округа.

2.17. Оценка индикатора результативности производится по следующим критериям:

а) высокая результативность – при наличии хотя бы одного из перечисленных ниже условий:

не менее двух третей показателей индикатора результативности свидетельствуют о полноценной реализации нормативного правового акта автономного округа (отдельного нормативного предписания);

сравнение количественных и качественных показателей индикатора за определенные временные промежутки свидетельствует о тенденции значительного (не менее чем на одну треть) увеличения результативности действия нормативного правового акта автономного округа (отдельного нормативного предписания);

б) средняя результативность – при наличии хотя бы одного из перечисленных ниже условий:

не менее одной трети показателей индикатора результативности свидетельствуют о полноценной реализации нормативного правового акта автономного округа (отдельного нормативного предписания);

сравнение количественных и качественных показателей индикатора за определенные временные промежутки свидетельствует о тенденции незначительного (до одной трети) увеличения результативности действия нормативного правового акта автономного округа (отдельного нормативного предписания);

в) низкая результативность – при наличии хотя бы одного из перечисленных ниже условий:

в результате мониторинга не выявлены данные показателей индикатора результативности не менее чем по двум третям показателей;

сравнение количественных и качественных показателей индикатора за определенные временные промежутки свидетельствует об отсутствии увеличения результативности действия нормативного правового акта автономного округа (отдельного нормативного предписания) или о снижении такой результативности.

2.18. Итоговая оценка результативности действия нормативного правового акта автономного округа производится по следующим критериям:

а) высокая результативность действия нормативного правового акта автономного округа – при условии, что более половины основных индикаторов получили оценку в виде высокой результативности действия нормативного правового акта автономного округа, не менее одной трети основных индикаторов получили оценку в виде средней результативности, более половины дополнительных индикаторов получили оценку в виде высокой и (или) средней результативности действия нормативного правового акта автономного округа;

б) средняя результативность действия нормативного правового акта автономного округа – при условии, что более половины основных и дополнительных индикаторов получили оценку в виде средней результативности либо не менее одной трети индикаторов получили оценку в виде средней результативности, не менее одной трети индикаторов получили оценку в виде высокой результативности либо не менее одной трети индикаторов получили высокую результативность, а не менее одной трети – низкую результативность;

в) низкая результативность действия нормативного правового акта автономного округа – при условии, что более половины основных и дополнительных индикаторов получило оценку в виде низкой результативности.

2.19. По результатам проведения мониторинга результативности действия нормативного правового акта автономного округа составляется паспорт мониторинга результативности по форме согласно приложению № 1 к настоящим методическим рекомендациям, в который подлежат включению следующие сведения:

а) основания для проведения мониторинга результативности действия нормативного правового акта автономного округа;

б) вид нормативного правового акта, в отношении которого проводился мониторинг;

в) вид мониторинга (плановый или оперативный);

г) перечень индикаторов и соответствующих им показателей результативности, подлежавших выявлению и определению в ходе мониторинга;

д) источники (средства) получения данных о показателях индикатора, статус и группа индикатора и временной период, за который выявлялись показатели индикатора;

е) оценка каждого индикатора результативности;

ж) итоговая оценка результативности нормативного правового акта автономного округа;

з) рекомендации по использованию результатов мониторинга.

 

III. Мониторинг качества нормативного правового акта

 автономного округа

 

3.1. Мониторинг качества нормативного правового акта автономного округа проводится в целях выявления, анализа и оценки отражения в них социальных, политических, экологических, административных, экономических и юридических факторов, обусловивших их принятие и действие, а также выявления, анализа и оценки свойств их законности, компетенционности и соблюдения юридико-технических требований к правовому регулированию.

3.2. Мониторинг качества нормативного правового акта автономного округа проводится по следующим основным направлениям:

а) выявление, анализ и оценка соответствия нормативного правового акта автономного округа требованиям вышестоящих по юридической силе нормативных правовых актов;

б) выявление, анализ и оценка соответствия нормативного правового акта автономного округа характеру общественных отношений, которые он регулирует;

в) выявление, анализ и оценка влияния юридико-технических свойств нормативного правового акта автономного округа на его реализацию.

3.3. Мониторинг соответствия нормативного правового акта автономного округа требованиям вышестоящих по юридической силе нормативных правовых актов включает в себя выявление, анализ и оценку следующих критериев:

а) наличие или отсутствие положений нормативного правового акта, противоречащих федеральному законодательству и законодательству автономного округа:

выявление нормативных предписаний, противоречащих по содержанию нормам федерального законодательства и законодательства автономного округа;

отсутствие нормативных предписаний, требуемых во исполнение федерального законодательства и законодательства автономного округа;

выявление нормативных предписаний, не соответствующих по форме требованиям федерального законодательства и законодательства автономного округа;

б) наличие или отсутствие коллизий между различными нормативными правовыми актами (нормативными предписаниями) автономного округа:

между нормативными предписаниями одного нормативного правового акта автономного округа;

между отдельными законами автономного округа;

между законами автономного округа и подзаконными нормативными правовыми актами автономного округа;

между правовыми актами Губернатора автономного округа, Правительства автономного округа и правовыми актами иных исполнительных органов государственной власти.

О наличии коллизий в нормативных правовых актах автономного округа свидетельствуют в том числе следующие признаки:

установление различных по своему характеру требований к возникновению, изменению или прекращению правоотношений;

установление различных юридических последствий в отношении одного и того же юридического факта;

установление различного объема прав, обязанностей, ограничений, гарантий, мер государственной поддержки субъектов при регулировании одних и тех же правоотношений;

использование одних и тех же понятий, определений или терминов в различных значениях применительно к одним и тем же правоотношениям;

установление несогласованных между собой элементов процедуры реализации субъективных прав, обязанностей, полномочий, ограничений;

иные коллизии и несоответствия, препятствующие эффективной реализации нормативного правового акта автономного округа;

в) наличие или отсутствие нормативных предписаний, принятых правотворческим органом или должностным лицом с превышением своей компетенции:

выявление законов автономного округа (их нормативных предписаний), принятых по вопросам, отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти;

выявление актов Губернатора автономного округа, Правительства автономного округа, иных исполнительных органов государственной власти автономного округа, регулирующих общественные отношения, регулирование которых относится к компетенции Законодательного Собрания автономного округа, высшего исполнительного органа государственной власти автономного округа или к компетенции органов местного самоуправления;

г) нарушение или отсутствие нарушений процедуры принятия нормативного правового акта автономного округа, в том числе:

издание нормативного правового акта автономного округа в форме, не предусмотренной для данного нормативного правового акта;

подписание нормативного правового акта автономного округа неуполномоченным должностным лицом;

неверное указание порядка вступления нормативного правового акта в законную силу;

отсутствие официального опубликования нормативного правового акта автономного округа или опубликование с нарушением установленного порядка;

отсутствие обязательной экспертизы (финансовой, антикоррупционной и т.п.) нормативного правового акта;

отсутствие государственной регистрации нормативного правового акта, если таковая требуется законодательством Российской Федерации;

д) отсутствие нормативных правовых актов автономного округа, иных актов, требуемых к принятию во исполнение вышестоящего нормативного правового акта автономного округа, в том числе:

подзаконных нормативных правовых актов, муниципальных нормативных правовых актов, необходимость принятия которых предусмотрена законами автономного округа;

правовых актов иных исполнительных органов государственной власти автономного округа, не принятых во исполнение нормативных правовых актов Губернатора и Правительства автономного округа;

актов, носящих методический, технический характер.

3.4. Мониторинг соответствия используемых в нормативном правовом акте автономного округа нормативных предписаний характеру тех общественных отношений, которые они регулируют, включает в себя выявление, анализ и оценку следующих критериев:

а) наличие или отсутствие общественных отношений, не урегулированных нормативным правовым актом автономного округа и нуждающихся в правовой регламентации, в том числе:

участников общественных отношений, на которых не распространяется действие нормативного правового акта автономного округа, однако нуждающихся в соответствующей правовой регламентации;

процедур деятельности участников правоотношений или их отдельных элементов, не имеющих надлежащего юридического закрепления;

видов нарушений, совершение которых не обеспечено юридическими санкциями;

видов управленческих решений, в отношении которых не установлены условия и основания их принятия;

иных элементов общественных отношений, в отношении которых отсутствует необходимое правовое регулирование;

б) наличие или отсутствие нормативных предписаний, являющихся избыточными для регулирования тех общественных отношений, которые они регулируют, в том числе:

дублирующих положения иных нормативных правовых актов автономного округа, актов федерального законодательства;

«устаревших» нормативных предписаний, переставших соответствовать изменившимся общественным отношениям;

в) наличие нормативных предписаний, реализация которых надлежащим образом не обеспечена, в том числе:

отсутствуют организационные механизмы реализации нормативных предписаний;

отсутствует материально-техническое обеспечение нормативных предписаний;

отсутствуют финансовые механизмы реализации нормативных предписаний;

отсутствуют кадровые ресурсы, которые требуются для выполнения нормативных предписаний;

отсутствует надлежащее информационное обеспечение исполнения нормативных предписаний.

3.5. Мониторинг влияния юридико-технических свойств нормативного правового акта автономного округа на его реализацию включает в себя выявление, анализ и оценку следующих критериев:

а) правильность и обоснованность применения в нормативном правовом акте автономного округа основных понятий и терминов;

б) правильность и обоснованность применения в нормативном правовом акте автономного округа оценочных категорий. К оценочным категориям относятся термины, определения и понятия, предполагающие при их применении дискреционную оценку со стороны соответствующих должностных лиц, таких как «уважительные причины», «исключительные случаи», «при необходимости»;

в) наличие или отсутствие юридических споров, возникающих между участниками правоотношений вследствие неясности, неопределенности, «двойственности» нормативных предписаний;

г) наличие или отсутствие ошибок правоприменителя, в том числе при осуществлении подзаконного правового регулирования, вызванных неверным расположением нормативных предписаний в структуре нормативного правового акта автономного округа, например, неправильным распределением составов административных правонарушений по главам закона автономного округа без учета родового объекта посягательства;

д) наличие или отсутствие иных юридико-технических ошибок и дефектов, оказывающих влияние на характер правоприменительной и иной правореализационной деятельности, в том числе:

неверное указание реквизитов нормативных правовых актов;

стилистические и грамматические ошибки;

ошибки в оформлении структурных элементов нормативного правового акта (статей, частей, пунктов, подпунктов, параграфов, абзацев);

несоответствие названия статьи ее содержанию.

3.6. Средствами выявления критериев качества нормативного правового акта автономного округа являются:

а) системный научно-исследовательский анализ нормативных правовых актов автономного округа, проводимый специализированными научными, образовательными, исследовательскими и консалтинговыми организациями, в том числе научно-правовая экспертиза нормативных правовых актов автономного округа;

б) анализ заключений органов юстиции на нормативные правовые акты автономного округа, учет этих заключений в ходе правотворческой деятельности;

в) анализ заключений на нормативные правовые акты автономного округа, подготовленных участниками правотворческого процесса, и учета этих заключений в ходе правотворческой деятельности;

г) анализ актов прокурорского реагирования в отношении нормативных правовых актов автономного округа;

д) анализ судебных решений по применению нормативных правовых актов автономного округа;

е) данные социологических опросов;

ж) информация правоприменительных органов;

з) служебная информация органов государственной власти и органов местного самоуправления;

и) акты специальных проверочных, в том числе контрольных и надзорных мероприятий;

к) данные государственной статистики;

л) иные средства, позволяющие получить информацию о качестве нормативного правового акта автономного округа.

3.7. Анализ результатов мониторинга качества нормативного правового акта автономного округа включает в себя выявление причин и условий, по которым были допущены нарушения критериев качества нормативного правового акта автономного округа, определение возможных способов устранения этих нарушений, описание динамики изменений качества нормативного правового акта автономного округа (совокупности нормативных правовых актов автономного округа) за определенный временной период.

С целью анализа результатов мониторинга качества по результатам проведения мониторинга уполномоченный на проведение мониторинга орган или специализированная организация составляет паспорт мониторинга качества нормативного правового акта автономного округа по форме согласно приложению № 2 к настоящим методическим рекомендациям, в котором указываются следующие сведения:

а) основания для проведения мониторинга качества нормативного правового акта автономного округа;

б) данные о нормативном правовом акте автономного округа (отдельных нормативных предписаниях, совокупности нормативных актов автономного округа), в отношении которых проводился мониторинг;

в) вид мониторинга (плановый или оперативный), его временные и территориальные характеристики;

г) перечень критериев качества, которые выявлялись и анализировались в процессе мониторинга, а также их количественные и качественные показатели;

д) источники (средства) получения данных о критериях и показателях качества нормативного правового акта автономного округа;

е) динамика изменения критериев и соответствующих им показателей качества нормативного правового акта (если имеется);

ж) данные о причинах и условиях нарушения критериев качества нормативного правового акта автономного округа;

з) способы устранения выявленных нарушений критериев качества нормативного правового акта автономного округа.

3.8. Показателями динамики изменения критериев и соответствующих им показателей качества нормативного правового акта являются:

число актов прокурорского реагирования в отношении нормативного правового акта автономного округа;

число изменений, внесенных в нормативный правовой акт автономного округа в связи с выявленными противоречиями федеральному законодательству, а также в связи с выявленными коллизиями;

число положений нормативного правового акта автономного округа, признанных в судебном порядке недействующими;

доля положений нормативного правового акта автономного округа, дублирующих положения нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу;

доля положений нормативного правового акта автономного округа, принятых с превышением компетенции.

3.9. Оценка результатов мониторинга качества нормативного правового акта автономного округа производится в виде обобщенного заключения о соответствии или неполном (частичном) соответствии нормативного правового акта автономного округа установленным критериям качества.

 

IV. Мониторинг эффективности действия

нормативного правового акта автономного округа

 

4.1. Мониторинг эффективности действия нормативного правового акта автономного округа организуется и проводится в целях выявления, анализа и оценки влияния нормативного правового акта автономного округа на системность и целостность правового регулирования общественных отношений, на характер и степень правовой защищенности участников правоотношений, на объем или степень реализации прав, обязанностей, полномочий граждан, организаций, органов государственной власти, государственных или муниципальных служащих, иных лиц, а также в целях прогнозирования и планирования основных направлений совершенствования нормативной правовой системы автономного округа.

4.2. Мониторинг эффективности действия нормативного правового акта автономного округа позволяет решить следующие задачи:

выявить нормативные предписания, изменение которых способно существенно повысить эффективность правореализационной деятельности;

установить возможные правовые, организационные, информационные средства повышения эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

гармонизировать правовое регулирование общественных отношений и потребности правоприменительной практики, а также системное взаимодействие между нормативными правовыми актами автономного округа;

обеспечить учет наилучшей практики правового регулирования определенных групп общественных отношений на федеральном уровне и в других субъектах Российской Федерации в правотворческой деятельности органов государственной власти автономного округа.

4.3. Мониторинг эффективности действия нормативного правового акта автономного округа (отдельных нормативных положений, совокупности нормативных правовых актов автономного округа) осуществляется по следующим основным направлениям:

а) эффективность нормативного регулирования и обеспечение баланса прав, обязанностей, полномочий, стимулов и ограничений участников правоотношений, а также степень или объем реализации гражданами и организациями своих прав и законных интересов;

б) эффективность установленных процедур реализации государственных полномочий, осуществления государственных функций и оказания государственных услуг;

в) эффективность юридических запретов, юридических санкций, иных мер государственного (дисциплинарного, административного, материального) принуждения, в том числе их соответствие характеру нарушений и целям их предупреждения, пресечения и наказания;

г) эффективность предусмотренных нормативным правовым актом автономного округа процессуальных форм и механизмов деятельности, в том числе их соответствие характеру правоотношений;

д) эффективность организационных и юридических форм и механизмов контроля за надлежащей реализацией прав, обязанностей, полномочий.

4.4. В зависимости от предмета правового регулирования нормативного правового акта автономного округа, а также его места в нормативной правовой системе автономного округа могут быть выделены специальные направления мониторинга эффективности, учитывающие особенности правового положения участников правоотношений, характер реализуемых ими прав, обязанностей и полномочий, правовые и организационные формы реализации нормативных предписаний.

При этом субъект мониторинга обязан указать индикаторы специальных направлений мониторинга эффективности и соответствующие им показатели, характеризующие наличие или отсутствие роста эффективности действия нормативного правового акта автономного округа.

4.5. Об эффективности нормативного регулирования и обеспечении баланса прав, обязанностей, полномочий, стимулов и ограничений участников правоотношений, а также степени или объеме реализации гражданами и организациями своих прав и законных интересов свидетельствуют следующие индикаторы:

а) отсутствие необходимости для граждан и организаций в целях реализации своих субъективных прав, обязанностей и законных интересов обращаться в многочисленные органы или организации либо получать согласования в многочисленных инстанциях, при этом их количество несоизмеримо с содержанием тех благ (ценностей), которые гражданин или организация желают приобрести (реализовать);

б) возложение на граждан и организации юридических обязанностей в объеме, не превышающем тот уровень, который необходим для обеспечения надлежащей реализации субъективных прав и свобод либо контроля за их осуществлением;

в) отсутствие необходимости для граждан (организации) представлять значительный по объему перечень документов, информации, для сбора которых необходимо затратить большое количество времени, при этом часть документов вполне может быть получена органом (должностным лицом) самостоятельно путем направления запросов в органы и организации, располагающие требуемыми документами и информацией;

г) отсутствие в нормативном правовом акте значительного количества запретов и ограничений при осуществлении отдельных видов деятельности, формальное соблюдение которых чрезвычайно затруднительно и не согласуется с целями правового регулирования данной группы общественных отношений.

Показателями, свидетельствующими о росте эффективности обеспечения в нормативном правовом акте автономного округа баланса прав, обязанностей, полномочий, стимулов и ограничений участников правоотношений, являются:

количество лиц, реализовавших субъективные права и обязанности, предусмотренные нормативным правовым актом автономного округа;

количество граждан и организаций, удовлетворенных установленной процедурой реализации прав и обязанностей.

Показателями, свидетельствующими о снижении эффективности обеспечения в нормативном правовом акте автономного округа баланса прав, обязанностей, полномочий, стимулов и ограничений участников правоотношений, являются:

количество жалоб граждан и организаций, поступивших в связи с реализацией предусмотренных нормативным правовым актом автономного округа прав и обязанностей;

количество споров, вызванных злоупотреблениями со стороны граждан и организаций своими правами и обязанностями.

4.6. Об эффективности установленных процедур реализации государственных полномочий, осуществления государственных функций и оказания государственных услуг свидетельствуют следующие индикаторы:

а) условия доступа граждан и организаций к выполняемым государственным функциям и оказываемым государственным услугам;

б) наличие исчерпывающего перечня оснований для отказа в удовлетворении заявлений граждан и организаций, а также его доступности и открытости для участников правоотношений;

в) наличие легальной возможности в исключительных случаях получить результаты выполняемой уполномоченными должностными лицами государственной функции или государственной услуги в упрощенном порядке, учитывая, например, стечение тяжелых личных, семейных, финансовых обстоятельств у заявителя;

г) наличие стандартов качества и доступности осуществления государственных функций и оказания государственных услуг, а также наличие соответствующих административных регламентов;

д) возможность оказания государственных услуг на дистанционной основе и с помощью информационно-коммуникационных технологий, исключающих непосредственный контакт с государственным или муниципальным служащим;

е) соблюдение уполномоченными должностными лицами установленных сроков рассмотрения обращений граждан и организаций;

ж) возможность осуществления государственной функции или государственной услуги через многофункциональные центры предоставления государственных услуг.

Показателями, свидетельствующими о росте эффективности установленных в нормативном правовом акте автономного округа правовых процедур осуществления государственных функций и оказания государственных услуг, являются:

доля граждан, удовлетворенных качеством и порядком осуществления государственных функций и оказанием государственных услуг;

доля государственных функций и государственных услуг, предоставляемых по принципу «одного окна»;

количество граждан и организаций, реализовавших свои субъективные права и обязанности с помощью установленной нормативным правовым актом процедуры осуществления государственной функции или оказания государственной услуги;

доля государственных функций и государственных услуг, в отношении которых действуют стандарты качества и административные регламенты.

Показателями, свидетельствующими о снижении эффективности установленных в нормативном правовом акте автономного округа правовых процедур осуществления государственных функций и оказания государственных услуг, являются:

количество жалоб граждан и организаций, поданных в связи с осуществлением государственных функций или оказываемых государственных услуг;

количество решений, которыми отказывается в удовлетворении заявлений (обращений) граждан и организаций.

4.7. Об эффективности установленных нормативным правовым актом автономного округа юридических запретов, юридических санкций, иных мер государственного (дисциплинарного, административного, материального) принуждения свидетельствуют следующие индикаторы:

а) соразмерность юридических санкций, иных мер государственного принуждения характеру нарушения;

б) способность юридической санкции, иной меры государственного принуждения сдерживать совершение противоправных действий (деятельности, решений) под угрозой наступления для нарушителя неблагоприятных, правоограничительных последствий;

в) возможность для правоприменителя индивидуализировать юридические санкции, иные меры государственного принуждения применительно к особенностям субъекта нарушения, его свойствам, характеру нарушения, вызываемым им последствиям;

г) возможность замены одного вида юридических санкций или мер принуждения на другие, учитывая различные обстоятельства совершения нарушения и исполнения назначенного наказания;

д) возможности юридической санкции или иной меры государственного принуждения комплексно воздействовать на нарушителя в целях недопущения в дальнейшем совершения подобных правонарушений.

Показателями, свидетельствующими о снижении эффективности установленных нормативным правовым актом автономного округа юридических санкций, иных мер государственного (дисциплинарного, административного, материального) принуждения, являются:

количество совершенных нарушений определенного вида за определенный период (не менее чем за три года);

количество повторных нарушений, совершенных одним и тем же лицом, к которому ранее применялись юридические санкции, иные меры государственного принуждения;

количество лиц, освобожденных от ответственности или иных мер государственного принуждения;

количество отмененных в административном или судебном порядке решений о назначении юридической санкции или применении иных мер государственного принуждения по основаниям несоответствия санкции (меры принуждения) характеру нарушения.

При оценке эффективности установленных нормативным правовым актом автономного округа юридических санкций, иных мер государственного принуждения необходимо учитывать следующие обстоятельства:

наличие федеральных норм и правил, устанавливающих требования к юридическим санкциям, иным мерам государственного принуждения, по их размеру или порядку применения, которые ограничивают возможности автономного округа в выборе более эффективной модели регулирования юридических санкций, иных мер государственного принуждения.

4.8. Об эффективности предусмотренных нормативным правовым актом автономного округа процессуальных форм и механизмов деятельности свидетельствуют следующие индикаторы:

а) управленческие решения принимаются в строго определенной процессуальной форме, в установленные сроки, уполномоченными на их принятие должностными лицами;

б) при принятии управленческих решений, затрагивающих права и обязанности граждан и организаций, государственных или муниципальных служащих, последние имеют возможность представлять и защищать свои интересы при вынесении неблагоприятных для них решений;

в) процессуальные требования к принятию решений не являются избыточными, то есть не препятствуют их своевременному принятию, позволяют всесторонне и объективно осуществить подготовку дела к рассмотрению;

г) для принятия управленческих и иных решений предусмотрена строгая последовательность совершения действий, принятия решений участниками правоотношений, позволяющая гражданам и организациям быть информированными о ходе реализации своих субъективных прав и обязанностей, в том числе путем закрепления в правовом акте промежуточных (процессуальных) решений, условий и основания для их вынесения;

д) наличие обязанности у уполномоченных должностных лиц мотивировать свои управленческие и иные решения;

е) граждане и организации, государственные или муниципальные служащие имеют реальную возможность знакомиться с ходом реализации своих субъективных прав и обязанностей, с материалами дела, возбужденного по их заявлению или по инициативе уполномоченных должностных лиц, представлять сведения и информацию, корректировать ход реализации прав и обязанностей путем подачи обращений (ходатайств);

ж) уполномоченные должностные лица не имеют возможности по своему усмотрению отступать от процессуальных требований, установленных  нормативным правовым актом автономного округа, менять условия и основания для принятия решений, принимать решения, не предусмотренные правовым актом;

з) участники правоотношений обладают необходимыми процессуальными средствами разрешения юридических споров, дифференцированными в зависимости от правового положения лиц, являющихся субъектами правоотношений.

Показателями, свидетельствующими о росте эффективности обеспеченности регулируемых нормативным правовым актом автономного округа общественных отношений процессуальными формами и средствами деятельности, являются:

доля управленческих и иных решений, принятых в специальной процессуальной форме;

доля индивидуальных правовых актов, принятых с мотивировкой решения;

доля граждан и организаций, считающих установленную процедуру реализации прав и обязанностей оптимальной, не требующей чрезмерных затрат и усилий.

Показателями, свидетельствующими о снижении эффективности обеспеченности регулируемых нормативным правовым актом автономного округа общественных отношений процессуальными формами и средствами деятельности, являются:

количество жалоб граждан и организаций, поступивших в связи с несоблюдением уполномоченными должностными лицами порядка принятия управленческих и иных решений;

количество управленческих и иных решений, отмененных в связи с нарушением установленного процессуального порядка;

количество управленческих и иных решений, которыми отказано гражданам и организациям в предоставлении (реализации) субъективных прав и законных интересов по причине несоблюдения установленного порядка;

количество актов прокурорского реагирования, поданных в связи с несоблюдением участниками правоотношений установленных нормативным правовым актом автономного округа процессуальных требований.

При оценке эффективности обеспеченности регулируемых нормативным правовым актом автономного округа общественных отношений процессуальными формами и средствами деятельности необходимо учитывать, что в первые три – пять лет действия нормативного правового акта автономного округа, предусматривающего процессуальные формы и средства деятельности, рост названных выше показателей может свидетельствовать об эффективности правового регулирования.

4.9. Об эффективности организационных и юридических форм и механизмов контроля за надлежащей реализацией прав, обязанностей, полномочий свидетельствуют следующие индикаторы:

а) наличие возможности у общественных организаций, органов местного самоуправления, иных лиц, осуществляющих правозащитные функции, принимать участие в обсуждении проектов решений, анализе хода их реализации, влиять на корректировку правореализационной деятельности, если она отступает от установленной нормативной модели;

б) наличие возможности у вышестоящих органов и должностных лиц своевременно выявлять отступления от установленного порядка действий подчиненных органов, должностных лиц и служащих и корректировать порядок реализации ими полномочий;

в) наличие обязанности у уполномоченных должностных лиц информировать вышестоящие органы, иные контролирующие органы, заинтересованные общественные организации о принятии решений, затрагивающих интересы неопределенного круга лиц;

г) наличие возможности у должностных лиц своевременно выявлять неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданами и организациями своих обязанностей, а также нарушения порядка реализации своих прав.

Показателями, свидетельствующими о росте эффективности механизмов и процедур контроля за надлежащей реализацией правоотношений, являются:

количество мероприятий по контролю за ходом реализации предусмотренных нормативным правовым актом правоотношений;

количество выявленных нарушений и отступлений от установленного порядка реализации правоотношений, неисполнений прав, обязанностей, полномочий;

доля управленческих и иных решений, признанных в административном или судебном порядке несоответствующими требованиям законодательства Российской Федераций.

4.10. Средствами выявления индикаторов и показателей эффективности действия нормативного правового акта автономного округа являются:

а) системный научно-исследовательский анализ нормативных правовых актов автономного округа, проводимый специализированными научными, образовательными, исследовательскими и консалтинговыми организациями;

б) анализ обращений граждан и организаций в ходе реализации нормативного правового акта автономного округа;

в) анализ актов прокурорского реагирования в отношении правоприменительных актов органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления;

г) анализ судебных решений по применению нормативных правовых актов автономного округа;

д) данные социологических опросов;

е) информация правоприменительных органов;

ж) служебная информация органов государственной власти и органов местного самоуправления;

з) акты специальных проверочных, в том числе контрольных и надзорных мероприятий;

и) данные государственной статистики;

к) иные средства, позволяющие получить информацию об эффективности действия нормативного правового акта.

4.11. С целью анализа результатов мониторинга по результатам его проведения субъект мониторинга составляет паспорт мониторинга эффективности действия нормативного правового акта автономного округа по форме согласно приложению № 3 к настоящим методическим рекомендациям, в котором указываются следующие сведения:

а) основания для проведения мониторинга эффективности действия нормативного правового акта автономного округа;

б) данные о нормативном правовом акте автономного округа (отдельных нормативных предписаниях, совокупности нормативных актов автономного округа), в отношении которых проводился мониторинг;

в) вид мониторинга (плановый или оперативный), его временные и территориальные характеристики;

г) перечень выявленных индикаторов по направлениям мониторинга эффективности действия нормативного правового акта автономного округа, включая индикаторы, выявить которые не удалось, с указанием причин последнего;

д) показатели эффективности в отношении каждого направления мониторинга с указанием источников их получения;

е) динамика изменений показателей эффективности по направления мониторинга, если таковая выявлялась;

ж) возможные формы и способы повышения эффективности правового регулирования.

 


Приложение № 1

к методическим рекомендациям

по проведению мониторинга

нормативных правовых актов

Ямало-Ненецкого автономного округа

 

 

ПАСПОРТ

мониторинга результативности действия

_________________________________________________________________

(наименование нормативного правового акта, в отношении которого осуществляется мониторинг)

 

1. Основания для проведения мониторинга результативности действия нормативного правового акта Ямало-Ненецкого автономного округа.

2. Вид нормативного правового акта, в отношении которого проводился мониторинг.

3. Вид мониторинга (плановый или оперативный).

4. Перечень индикаторов и соответствующих им показателей результативности, подлежавших выявлению и определению в ходе мониторинга.

5. Источники (средства) получения данных о показателях индикатора, статус и группа индикатора и временной период, за который выявлялись показатели индикатора.

6. Оценка каждого индикатора результативности.

7. Итоговая оценка результативности нормативного правового акта Ямало-Ненецкого автономного округа.

8. Рекомендации по использованию результатов мониторинга.

 


Информация по документу
Читайте также