Расширенный поиск

Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.05.2014 № 399-П

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

16 мая 2014 г.                                                                                   № 399-П

г. Салехард

 

 

Об утверждении Комплексной программы по улучшению

демографической ситуации в Ямало-Ненецком автономном округе

на 2014 – 2016 годы

 

 

В целях формирования единого межведомственного подхода к решению демографических проблем, возможности оценки эффективности комплекса мер, реализуемых различными ведомствами в области демографической политики, Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа

п о с т а н о в л я е т:

 

1. Утвердить прилагаемую Комплексную программу по улучшению демографической ситуации в Ямало-Ненецком автономном округе на 2014 – 2016 годы.

2. Руководителям исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа представлять в департамент социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа информацию о ходе выполнения мероприятий по итогам 6 и 12 месяцев до 25 числа месяца, следующего за отчётным периодом.

3. Рекомендовать главам (главам местных администраций) городских округов и муниципальных районов в Ямало-Ненецком автономном округе:

3.1. разработать и утвердить планы мероприятий по реализации соответствующих мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации в муниципальном образовании;

3.2. представлять в департамент социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа информацию о ходе выполнения плана мероприятий по итогам 6 и 12 месяцев до 25 числа месяца, следующего за отчётным периодом.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Бучкову Т.В.

 

 

          Губернатор

Ямало-Ненецкого автономного округа                                            Д.Н. Кобылкин


УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Ямало-Ненецкого автономного округа

от 16 мая 2014 года № 399-П

 

 

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА

по улучшению демографической ситуации

в Ямало-Ненецком автономном округе на 2014 – 2016 годы

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 

Наименование Программы

Комплексная программа по улучшению демографической ситуации в Ямало-Ненецком автономном округе на 2014 – 2016 годы

Основания для разработки

Послание Президента Российской Федерации

Путина В.В. Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 года.

Указ Президента Российской Федерации от 09 октября 2007 года № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».

Указ Президента Российской Федерации от 07 мая

2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации».

Перечень поручений Президента Российской Федерации (от 17 марта 2013 года № Пр-539) по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 26 февраля

2013 года.

Закон Ямало-Ненецкого автономного округа

от 29 ноября 2006 года № 79-ЗАО «О семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в Ямало-Ненецком автономном округе».

Распоряжение Правительства Ямало-Ненецкого  автономного округа от 30 сентября 2010 года № 227-РП «Об утверждении плана мероприятий по улучшению демографической ситуации в Ямало-Ненецком автономном округе на 2011 – 2015 годы»

Государственный заказчик – координатор

департамент социальной защиты населения

Ямало-Ненецкого автономного округа

Разработчик Программы

департамент социальной защиты населения

Ямало-Ненецкого автономного округа

Цель Программы

поддержание демографической динамики, соответствующей по своим параметрам потребностям устойчивого экономического развития

Ямало-Ненецкого автономного округа

Задачи Программы

- снижение смертности и травматизма населения в первую очередь от предотвратимых причин, создание необходимых условий для предупреждения внешних причин смерти, совершенствование оказания медицинской помощи, профилактика заболеваний;

- увеличение продолжительности жизни населения путем формирования здорового, активного образа жизни, организации отдыха, оздоровления, развития реабилитационных услуг;

- стабилизация существующего уровня рождаемости и создание предпосылок для ее повышения до уровня, обеспечивающего простое замещение поколений родителей поколениями детей, создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи;

- укрепление социального института семьи как наиболее гармоничной формы жизнедеятельности и самореализации личности, рождения и воспитания детей, сосуществования различных поколений, популяризация культурных и семейных ценностей, формирование ответственного родительства, профилактика семейного и детского неблагополучия;

- формирование факторов, обусловливающих повышение результативности миграционного обмена, рационализация трудовой миграции с точки зрения потребностей социально-экономического развития

Ответственные исполнители

департамент транспорта и дорожного хозяйства

Ямало-Ненецкого автономного округа;

департамент гражданской защиты и пожарной безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа;

департамент здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа;

департамент внутренней политики Ямало-Ненецкого автономного округа;

департамент молодёжной политики и туризма Ямало-Ненецкого автономного округа;

департамент по взаимодействию с федеральными органами государственной власти и мировой юстиции Ямало-Ненецкого автономного округа;

департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа;

департамент социальной защиты населения

Ямало-Ненецкого автономного округа;

департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа;

департамент культуры Ямало-Ненецкого автономного округа;

департамент занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа;

департамент международных и внешнеэкономических связей Ямало-Ненецкого автономного округа

Соисполнители

департамент по взаимодействию с федеральными органами государственной власти и мировой юстиции

Ямало-Ненецкого автономного округа;

департамент по делам коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа;

департамент по физической культуре и спорту Ямало-Ненецкого автономного округа;

департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа;

департамент молодёжной политики и туризма Ямало-Ненецкого автономного округа;

департамент социальной защиты населения

Ямало-Ненецкого автономного округа

Этапы и сроки реализации Программы

2014 – 2016 годы

Программа реализуется без деления на этапы.

2016 год, подведение итогов Программы, определение стратегии демографического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на последующий период

Важнейшие целевые индикаторы и показатели эффективности Программы

- численность населения Ямало-Ненецкого автономного округа;

- среднегодовая численность населения

Ямало-Ненецкого автономного округа;

- темпы роста (сокращения) численности населения;

- суммарный коэффициент рождаемости;

- коэффициент естественного прироста населения Ямало-Ненецкого автономного округа;

- коэффициент смертности населения Ямало-Ненецкого автономного округа;

- уровень младенческой смертности;

- уровень материнской смертности;

- количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий (коэффициент);

- численность погибших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом (коэффициент);

- ожидаемая продолжительность жизни;

- доля детей и молодежи, охваченных различными формами организации отдыха, от общего количества детей и молодежи, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа;

- доля инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации, в общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию в Ямало-Ненецком автономном округе;

- доля детей-инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации, в общей численности детей-инвалидов, прошедших реабилитацию в Ямало-Ненецком автономном округе;

- доля обучающихся в общеобразовательных организациях (от общей численности обучающихся в общеобразовательных организациях), которые получают качественное горячее питание;

- удельный вес населения Ямало-Ненецкого автономного округа, систематически занимающегося физической культурой и спортом;

- коэффициент рождаемости;

- количество молодых семей, получивших государственную поддержку в улучшении жилищных условий;

- количество семей, получивших государственную поддержку в улучшении жилищных условий, по всем категориям граждан, в том числе: дети-сироты и лица из их числа; реабилитированные граждане; граждане из числа коренных малочисленных народов Севера; многодетные семьи; индивидуальные застройщики;

- доля детей от 3 до 7 лет, охваченных услугами дошкольного образования, от общей численности детей от 3 до 7 лет в Ямало-Ненецком автономном округе;

- количество мест в дошкольных образовательных учреждениях;

- уровень регистрируемой безработицы в среднем за год;

- коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда;

- соотношение числа заключенных браков к числу разводов;

- доля детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в приёмные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) организациях всех типов, от общего числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;

- доля несовершеннолетних участников преступлений от численности детского населения в возрасте

от 14 до 17 лет;

- коэффициент миграционного прироста;

- доля соотечественников, получивших положительное решение на въезд в Ямало-Ненецкий автономный округ;

- численность соотечественников и членов их семей, переселившихся в Ямало-Ненецкий автономный округ

Основные направления реализации мероприятий Программы

Программа состоит из четырех разделов, направленных на решение поставленных задач:

I. Улучшение здоровья населения и снижение смертности:

1.1. Снижение смертности и травматизма населения, прежде всего граждан трудоспособного возраста, в том числе  от внешних причин смерти, снижение материнской и младенческой смертности (снижение травматизма и смертности в результате дорожно-транспортных происшествий, при пожарах и иных чрезвычайных ситуациях, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, снижение смертности от болезней системы кровообращения и других наиболее распространенных причин смерти, профилактика и своевременное выявление социально значимых заболеваний, повышение качества оказания медицинской помощи, меры по охране здоровья детей и подростков, профилактика заболеваемости и инвалидности).

1.2. Укрепление здоровья населения, создание условий для формирования здорового образа жизни населения (пропаганда здорового образа жизни, создание условий для развития массового занятия физической культурой и спортом, внедрение программ по формированию здорового образа жизни, здорового питания и прочих, охрана здоровья пожилых людей, социальная поддержка инвалидов, обеспечение безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными возможностями, развитие реабилитационной помощи населению, развитие услуг санаторно-курортных организаций и оздоровительных учреждений).

II. Стимулирование рождаемости, укрепление института семьи, поддержка семьи, материнства и детства:

2.1. Повышение рождаемости, поддержка семей, имеющих детей (развитие системы государственной поддержки семей с детьми, проведение индексаций пособий, развитие инфраструктуры дошкольного образования, создание условий для повышения доступности жилья для семей с детьми).

2.2. Укрепление социального института семьи, развитие духовно-нравственных традиций семьи, семейного воспитания, популяризация семейных ценностей (возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, создание условий для всестороннего развития и воспитания детей, сохранение традиций и обычаев коренных малочисленных народов Севера, формирование ориентации населения на расширенное демографическое воспроизводство, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактика семейного и детского неблагополучия, формирование ответственного родительства).

III. Совершенствование миграционной политики.

IV. Информационное и информационно-аналитическое обеспечение проведения демографической политики

Объемы и источники финансирования Программы

общий объем финансирования Программы на три года составит 56 964 288,2 тыс. рублей,

в том числе по годам:

2014 год – 17 838 654,2 тыс. рублей;

2015 год – 19 548 923,0 тыс. рублей;

2016 год – 19 576 711,0 тыс. рублей.

Значительная часть расходов Программы предусмотрена в  государственных программах Ямало-Ненецкого автономного округа, а также средствах, направленных на реализацию нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа. Таким образом, в Программе аккумулированы основные финансовые средства окружного бюджета, направляемые на цели демографического развития Ямало-Ненецкого автономного округа

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

реализация мероприятий Программы позволит:

- увеличить численность населения;

- увеличить суммарный коэффициент рождаемости;

- увеличить ожидаемую продолжительность жизни населения;

- увеличить коэффициент естественного прироста населения;

- создать необходимые условия для сохранения и улучшения здоровья и качества жизни населения, снижения преждевременной, особенно предотвратимой смертности, травматизма и инвалидности;

- создать необходимые социально-экономические предпосылки для перехода семей от среднедетного к многодетному типу репродуктивного поведения с ответственным отношением к родительству;

- сформировать систему управления миграционными процессами

 

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена

Программа

 

Последствия демографического спада 90-х годов в Российской Федерации представляют собой одну из серьезных угроз национальной безопасности России.

Именно поэтому Правительством Российской Федерации уделяется особое внимание вопросам демографического развития.

В Послании Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 года Президент Российской Федерации Путин В.В. подчеркнул, что впервые с 1991 года в Российской Федерации зафиксирован естественный прирост населения, при этом акцентировав внимание на необходимость особых усилий для того, чтобы позитивный демографический поворот в России был необратим.

Численность населения Российской Федерации на 01 января 2014 года выросла к аналогичному периоду прошлого года на 310,0 тыс. человек. Рост численности населения России регистрировался в 1995 году по сравнению с 1994 годом и через 14 лет, начиная с 2010 года, тенденция увеличения численности населения сохраняется.

Демографическая обстановка в России формируется за счет миграционного прироста. В целом в стране на протяжении нескольких лет регистрируется депопуляция населения, впервые в 2013 году данная ситуация стала меняться.

Демографическая ситуация в Ямало-Ненецком автономном округе (далее – автономный округ) является относительно благополучной по сравнению с другими субъектами Российской Федерации, что говорит об эффективной социально направленной политике, проводимой в автономном округе.

Демографическая обстановка в автономном округе формируется под влиянием тенденций увеличения абсолютной численности населения, прежде всего, за счет естественного прироста.

Однако в настоящее время в активный репродуктивный возраст входят малочисленные контингенты, родившиеся в 1990-е годы. Вследствие этого численность женщин в активном детородном возрасте начнет довольно быстро уменьшаться.

Кроме того, автономный округ во многих аспектах является чрезвычайно специфичным регионом с экстремальными климатогеографическими условиями, низкой плотностью населения (0,7 на 1 кв. км), сложной транспортной схемой, наличием труднодоступных, малочисленных посёлков с населением, находящимся в длительной изоляции (расстояния до районного центра от 50 до 400 км); отсутствием дорог, особенно в  сельских территориях, особенностями образа жизни проживающих на территории автономного округа коренных и малочисленных народов Севера, ведущих кочевой образ жизни.

Сохранение и развитие человеческого потенциала отнесено к приоритетным задачам Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2020 года, кроме того, к ключевым внутренним рискам ее реализации, наряду с другими, выступает демографическая ситуация.

Выполнение в 2011 – 2013 годах мероприятий Комплексной программы по улучшению демографической ситуации в автономном округе позволило создать условия, позволяющие обеспечить благоприятную демографическую обстановку.

Основные акценты были сделаны на внедрение программ здорового образа жизни, реализацию специальных мер по содействию занятости женщин, имеющих детей, а также на создание условий для комфортной жизнедеятельности семей, воспитывающих детей, и реализацию мероприятий по увеличению «детности» семей.

В настоящее время для стабилизации и преодоления демографического спада в автономном округе необходимо продолжить работу по улучшению демографической ситуации с учетом современного положения и смещения акцентов политики в сторону повышения престижа многодетных семей путем создания необходимых для этого условий.

Несмотря на достаточно хорошие результаты комплексной работы по реализации основных направлений демографической политики в автономном округе за период 2011 – 2013 годов остается ряд негативных демографических тенденций, требующих комплексного решения.

Численность населения автономного округа на 01 января 2013 года составила 541,6 тыс. человек, что на 0,9% и на 3,2% выше уровня соответствующих дат 2012 года (536,6 тыс. человек) и 2011 года (524,9 тыс. человек). Численность населения автономного округа с 2010 по 2012 годы увеличилась на 16,7 тыс. человек. Однако по предварительным данным территориального органа государственной статистики численность населения автономного округа на 01 января 2014 года составила 539,6 тыс. человек, что ниже уровня соответствующей даты 2013 года на 0,4%.

Возрастная структура населения автономного округа характеризуется невысоким удельным весом лиц старше трудоспособного возраста. На 01 января 2013 года этот показатель составил 8,3% от общей численности населения. Численность несовершеннолетних детей в автономном округе составляет 22,1% от общей численности населения, что почти в 3 раза превышает численность лиц старше трудоспособного возраста. Каждый четвертый житель автономного округа – ребенок. Это один из самых высоких показателей в Уральском федеральном округе и Российской Федерации. Данный факт определяет высокую актуальность вопросов, связанных с защитой прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в автономном округе.

Лица трудоспособного возраста в автономном округе составляют 69,6% от общей численности населения. Численность мужского и женского населения автономного округа примерно одинакова, мужское население автономного округа составляет 50,5%, женское – 49,5%.

Городское население, составляющее 83,8%, компактно проживает в 8 относительно крупных городах, оставшиеся 16,2% – сельские жители, проживают на обширной территории в 80 сельских населенных пунктах, в 30 из которых менее 100 жителей.

Среди коренных и малочисленных народов Севера, проживающих на территории автономного округа, 17 тыс. человек ведут кочевой образ жизни. В тундре вместе с родителями проживают более 4 000 детей, из них до года – более 500. Эта категория жителей автономного округа требует особого внимания и расширенного перечня мер для поддержки их жизнедеятельности и благосостояния.

Рождаемость на Ямале в среднем превышает смертность в 3 раза, в целом по стране уровень смертности превышает уровень рождаемости.

Коэффициент рождаемости на 1 000 населения в автономном округе в 2013 году составил 16,4‰ и превысил на 23,3% аналогичный общероссийский показатель. Динамика роста показателя в сравнении с 2011 годом составила 5,1% (15,6‰), по отношению к 2012 году зарегистрировано снижение на 2,4% (16,8‰).

Широкая популяризация семейных ценностей и позитивного опыта семейной жизни, всесторонняя поддержка и предоставление различных мер социальной помощи позитивно сказались не только на росте рождаемости в целом, но и на численности рождений вторых и последующих детей.

Удельный вес рождений первых детей в семье в 2013 году составил 39,9%, вторых – 38,4%, третьих – 15,3%, четвертых и последующих – 6,4%. Удельный вес вторых и последующих детей от общего числа родившихся составил 60,1%, причем в автономном округе наблюдается стабильная динамика роста повторных рождений. В 2012 году данный показатель составлял 59,4% от общего числа родившихся, в 2011 году – 56,2%, в 2010 году – 54,8%.

Коэффициент смертности на 1 000 населения в автономном округе в 2013 году составил 5,1‰, что ниже общероссийского показателя в 2,6 раза. Уже более десятилетия уровень общей смертности в автономном округе характеризуется невысоким показателем и динамикой незначительного, но продолжающегося снижения. Снижение коэффициента смертности населения в сравнении с 2012 и 2011 годами составило 5,6% (5,4‰), а в сравнении с 2010 годом – 7,3% (5,5‰).

Показатель ожидаемой продолжительности предстоящей жизни интегрально отражает множество самых разнообразных факторов, начиная от эффективности системы здравоохранения, экологических условий проживания, заканчивая стереотипами поведения и психологическим самочувствием населения. Благоприятная демографическая ситуация отразилась на ожидаемой средней продолжительности жизни, которая составила в 2012 году 72,0  и выросла за последние пять лет на 2%.

Во многом положительные характеристики демографического развития региона связаны со значительными расходами автономного округа на социальные нужды.

Вместе с тем в автономном округе существует ряд негативных демографических тенденций, характерных как в целом для демографической ситуации в стране, так и имеющих свои специфические особенности.

Отличительной чертой автономного округа от других субъектов Российской Федерации является наличие кочующего населения. Эта категория населения определяют высокую смертность детей, что значительно влияет на показатель младенческой смертности в целом по автономному округу.

Так, непосредственно в тундре без оказания медицинской помощи умерло детей первого года жизни:

2010 год – 39 детей или 39,0% от числа умерших в целом по автономному округу;

2011 год – 19 или 22,4%;

2012 год – 21 или 23,6%.

Общий коэффициент младенческой смертности в автономном округе на 1 000 родившихся имеет тенденцию к снижению. Так, по сравнению с 2012 годом снижение составило 1,0%, по сравнению с 2011 годом – 2,8%, по сравнению с 2010 годом – 15,5%. Однако данный показатель превышает среднероссийский на 26,8%.

Общая заболеваемость населения автономного округа на протяжении последних лет стабильно превышает общероссийские показатели на 1,2%. Структура заболеваемости населения автономного округа типична для северных территорий, обусловлена климатическими условиями и спецификой жизненного уклада населения.

Показатель общей заболеваемости населения автономного округа за последние пять лет имеет стабильное значение с двух процентным ростом, а в 2012 году в сравнении с 2011 годом произошло снижение на 3%, показатель составил 2 007,2 на 1 000 населения (2 069,0 – 2011 год), причем уровень общей заболеваемости населения снизился во всех возрастных группах населения.

Так, у детей в возрасте 0 – 14 лет по итогам 2012 года показатель общей заболеваемости составил 2 946,0 на 1 000 детского населения и снизился по отношению к 2011 году на 2,3% (3 016,7 – 2011 год).

У подростков 15 – 17 лет в 2012 году по сравнению с 2011 годом показатель общей заболеваемости снизился на 2,7% и составил 2 527,8 на 1 000 соответствующего населения.

Наметившиеся позитивные тенденции в состоянии здоровья детского и взрослого населения автономного округа во многом связаны с устойчивым развитием и совершенствованием системы здравоохранения и социальной политики в целом, эффективной реализацией программных мероприятий в сфере охраны здоровья населения, существенным обновлением медицинского оборудования, расширением объема профилактических мероприятий.

Тем не менее, складывающиеся тенденции требуют дальнейших шагов по оптимизации медицинского обеспечения в профилактическом направлении, ранней диагностики заболеваний и их своевременной коррекции.

Одной из негативных демографических тенденций является стабильный рост численности инвалидов в автономном округе. С 2011 по 2013 годы число инвалидов увеличилось на 3,2%, в общей численности населения автономного округа их доля составляет 2,9%.

Рост числа детей-инвалидов с 2011 по 2013 годы составил 10,5%, в общей численности детского населения автономного округа их доля составляет 1,4%.

По данным Главного бюро медико-социальной экспертизы в автономном округе на протяжении многих лет среди причин, лежащих в основе как первичной, так и повторной инвалидности среди детей, в первую тройку входят болезни нервной системы, психические расстройства и врожденные аномалии. По уровню первичной инвалидности по классам и группам болезней среди взрослого населения в тройку лидирующих заболеваний входят болезни системы кровообращения, злокачественные новообразования, болезни костно-мышечной системы.

Основной причиной смертности населения автономного округа, как и в целом по стране, остаются болезни системы кровообращения. Удельный вес умерших от болезней системы кровообращения от общего числа умерших в 2013 году составил 42,1%, снижение показателя смертности от болезней системы кровообращения на 100 тыс. населения по сравнению с 2012 годом составило 0,1% (2013 год – 215,4; 2012 год – 215,7).

Второе место среди причин смертности населения автономного округа занимают внешние причины с удельным весом 21,4% от общего числа умерших. Данная категория имеет особое значение, так как относится к категории предотвратимых потерь, кроме того в возрастной структуре внешних причин преобладает число детского и трудоспособного населения. Снижение показателя смертности от внешних причин на 100 тыс. населения по сравнению с 2012 годом составило 7,7% (2013 год – 109,6; 2012 год – 118,8).

В структуре смертности населения автономного округа смертность от новообразований стоит на третьем месте с удельным весом 14,9% от общего числа умерших, снижение показателя смертности новообразований на 100 тыс. населения по сравнению с 2012 годом составило 15,7% (2013 год – 76,0; 2012 год – 90,2).

Демографическая ситуация в предстоящем периоде может усугубляться вследствие вхождения в трудоспособный и репродуктивный возраст лиц, родившихся в начале 1990-х годов, когда уровень рождаемости в автономном округе почти в течение десятилетия придерживался отметки 11,8 – 12,8 на 1 000 населения.

Кроме того, к причинам негативных демографических тенденций относят смещение в сознании населения акцентов на личностные, индивидуалистические ценности, на достижение собственного успеха, на самореализацию, собственное благополучие, в то время как семейные ценности отходят на второй план. Фактором, негативно влияющим на уровень рождаемости, выступает откладывание на более поздние периоды жизни вступления в брак, его регистрация и рождение детей.

Основным фактором, определяющим уровень рождаемости, является потребность в детях, которая в свою очередь зависит от ценностных ориентаций и условий жизни, определяющих возможность реализации потребности в детях.

К условиям жизни, определяющим возможность реализации потребности в детях, традиционно относятся доступность общего образования и доступность жилья.

В 2013 году количество мест в учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, составляло 32 543. Численность детей дошкольного возраста (от 1 до 7 лет) составила 48 788 человек. Услугами дошкольного образования охвачены 71,4% от общего числа детей данной возрастной категории. При этом охват детей от 1 года до 3 лет составил 5 800 детей (34,6%), от 3 до 7 лет – 28 634 ребенка (91,0% от общего числа детей данного возраста).

В 2013 году в очереди на получение услуг дошкольного образования стояло 12 003 человека (24,6% от числа детей в возрасте от 1 года до 7 лет). Ежегодно число детей дошкольного возраста, проживающих в автономном округе, увеличивается, и очередность на устройство детей в детские сады возрастает.

Жилищная обеспеченность населения автономного округа в 2012 году составляет 335 единиц на 1 000 человек, что примерно на 21% меньше среднего уровня по Российской Федерации. Средняя обеспеченность населения площадью жилья составляет 19,0 кв. метров на человека, что приблизительно на 18% меньше среднероссийского показателя.

Проблемы обеспеченности населения автономного округа в данных областях требуют дальнейшего решения.

Формирование ценностных ориентаций населения на создание семей, рождение детей и ответственное родительство включает комплексные мероприятия, направленные на укрепление института семьи.

В последние годы в автономном округе регистрируется стабильное сокращение числа разводов. За период 2010 – 2013 годов число разводов сократилось на 10,5%. Вместе с тем коэффициент разводов на 1 000 населения, составляющий в 2013 году 5,8, выше среднероссийского показателя на 23,4%. Число заключенных браков за период 2010 – 2013 годов увеличилось на 0,9%, коэффициент брачности на 1 000 населения, составляющий в 2013 году 9,6, превысил среднероссийский показатель на 12,9%.

Статистика браков и разводов наглядно свидетельствует о положительных тенденциях в ценностных ориентациях населения автономного округа. Вместе с тем, более половины или 60,5 из 100 браков распадается. В среднем по Российской Федерации на каждые 100 браков приходится 54,5 развода.

Острой социальной проблемой продолжает оставаться асоциальный образ жизни отдельных семей с детьми. В 2013 году в автономном округе проживало 625 семей, находящихся в социально опасном положении, в них воспитывалось 1 189 несовершеннолетних (2012 год – 685 семей/1 299 детей, 2011 год – 765 семей/1 402 ребенка). Число безнадзорных детей в 2013 году составило 60 человек (2012 год – 100 детей, 2011 год – 172 ребенка).

Ослабление социального и воспитательного потенциала семьи ведет к нарушению социализации подрастающих поколений, затрудняет формирование социально компетентной личности. Недолжное исполнение родителями своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей, утрата внутрисемейных связей и социально опасная ситуация в семье ведет к безнадзорности несовершеннолетних и совершению ими преступлений.

Состояние оперативной обстановки на территории автономного округа характеризуется общим снижением подростковой преступности, в 2013 году в автономном округе несовершеннолетними и при их соучастии совершено 254 преступления (2012 год – 272, 2011 год – 371, снижение составило: 2012 год – 6,6%, 2011 год – 26,7%).

В структуре подростковой преступности лидирующее место занимают преступления двух видов – против собственности и против жизни и здоровья граждан. Преступления против собственности стабильно составляют порядка 80% от всех преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

В соответствии со статьей 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в 2013 году 1 472 родителя привлечены к административной ответственности за злостное неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей, что на 13,3% больше, чем в 2012 году и на 10,5% и 19,5% меньше, чем в 2011 и 2010 годах соответственно (2012 – 1 299 родителей, 2011 – 1 645 родителей, 20101 828 родителей).

Снижение ценности семейного образа жизни, увеличение численности лиц, злоупотребляющих алкоголем, уклоняющихся от воспитания детей, являются определяющими факторами социального отчуждения родителей от детей и тем самым социального сиротства детей при наличии живых родителей.

Специализированными учреждениями для несовершеннолетних проводится планомерная работа, направленная на реабилитацию семейного окружения и возвращение ребенка в семью, в результате которой показатель численности несовершеннолетних, прошедших реабилитацию в специализированных учреждениях и возвращенных в родную семью, составил в 2013 году 86,8% (в 2012 году – 88,9%, в 2011 году – 78,0%, в 2010 году – 84,1%).

Из числа детей, прошедших реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних и не возвращенных в родную семью, переданы под опеку (попечительство) 54,3% воспитанников (в 2012 – 48%, в 2011 – 41%, в 2010 году – 44,6%), направлены в организации для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, 21,7% воспитанников (в 2012 году – 42%, в 2011 году – 42%, в 2010 году – 28%).

Основной причиной, по которой дети остаются без попечения родителей, является лишение родительских прав.

В течение 2013 года 172 родителя были лишены родительских прав в отношении 222 детей (2012 – 186 родителей в отношении 225 детей, 2011 – 165 родителей в отношении 188 детей, 2010 – 206 родителей в отношении 252 детей) и 47 родителей в течение года были ограничены в родительских правах в отношении 63 детей (2012 – 47 родителей в отношении 68 детей, 2011 – 68 родителей в отношении 80 детей, 2010 – 44 родителя в отношении 54 детей).

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по состоянию на 01 января 2014 года составило 2 338 человек, что больше чем в аналогичном периоде 2012 года на 548 человек или на 30,6% (2012 – 1 790  человек, 2011 – 1 836  человек, 2010  – 1 838 человек).

За 2013 год на семейные формы воспитания переданы 1 298 детей (1 022 – под опеку, 276 – в приемные семьи), что составляет 55,5% от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете. За 2012 год на семейные формы воспитания переданы 1 400 детей (1 124 –  под опеку, 276  –  в приемные семьи), что составляло 78% от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете.

В рамках профилактики семейного и детского неблагополучия, кроме профилактических и реабилитационных мер большое значение имеют мероприятия по содействию занятости и трудоустройства.

Ситуация на рынке труда в целом за период 2011 – 2013 годов характеризуется снижением уровня безработицы (2011 – 1,18%, 2012 – 0,78%, 2013 – 0,66%) и дефицитом трудовых ресурсов во всех сферах экономической деятельности.

Еще одной важной составляющей демографического развития того или иного региона считается миграция. Характерной чертой миграционных процессов в автономном округе является повышенная интенсивность миграционных потоков в обе стороны.

Для автономного округа характерна миграционная убыль населения. Так, начиная с 2006 года, отток населения увеличился с 58 человек до 606 в 2007 году и до 4 953 человек в 2010 году. Вместе с тем, в 2011 году миграционная убыль сменилась на положительное сальдо миграции. В 2012 году миграционная убыль населения составила 1 127 человек, а в 2013 году достигла уровня 8 124 человек.

За 2013 год в автономный округ прибыло 44 191 человек (99,9% к данным 2012 года, 123,3% к данным 2011 года), выбыло – 52 315 человек (115,4% к данным 2012 года, 176,8% к данным 2011 года).

Миграция населения в автономном округе происходит в основном в пределах Российской Федерации. В 2013 году прибыло на территорию автономного округа 74,9% от общего числа прибывших в автономный округ (2012 год – 77,9%, 2011 год – 73,2%); выбыло 83,6% от общего числа выбывших (2012 год – 85,9%, 2011 год – 97,5%).

В противовес миграционной убыли в пределах России миграционный обмен с государствами – участниками СНГ носит положительный характер. За счет международного обмена в автономном округе зарегистрирован миграционный прирост в 2013 году – 2 521 человек (в 2012 году – 3 390 человек, в 2011 году – 8 870 человек).

Основными причинами прибытия мигрантов на территорию автономного округа являются личные, семейные обстоятельства и поиск работы. Трудовая деятельность в автономном округе является привлекательной, в первую очередь, для трудовых мигрантов из стран ближнего зарубежья.

Численность иностранных граждан, проживающих и осуществляющих на законных основаниях трудовую деятельность на территории автономного округа, за последние три года выросла в 1,5 раза.

В соответствии с заявками работодателей автономного округа утвержденная потребность в привлечении иностранных работников для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест в 2013 году составила 51 172 человека (в 2012 году – 35 592 человека, в 2011 году – 26 221 человек).

Количество оформленных разрешений на работу в 2013 году составило 27 652 (2012 год – 29 892, 2011 год – 27 611, 2010 год – 19 048).

В этой связи для автономного округа актуально привлечение соотечественников, проживающих за рубежом, в большинстве своем воспитанных в традициях русской культуры и уважения к российской государственности, владеющих русским языком и не желающих терять связь с Российской Федерацией, в наибольшей мере способных к адаптации и скорейшему включению в систему позитивных социальных связей принимающего сообщества.

Для решения имеющихся демографических проблем, а также для закрепления позитивных результатов, достигнутых при реализации в автономном округе государственной демографической политики, принят ряд законодательных, организационных и экономических мер:

- сформированы основы организационного механизма управления демографической политикой и система взаимодействия органов, участвующих в ее проведении;

- принят Комплексный план мероприятий по проведению демографической политики, предусматривающий широкий спектр мер по улучшению демографической ситуации;

- утверждена система мониторинга и порядок организации контроля за проведением демографической политики;

- создан Координационный совет по реализации основных направлений семейной и демографической политики, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства, улучшению демографической ситуации в автономном округе;

- проведена работа по совершенствованию регионального законодательства, обеспечивающего реализацию демографической политики по всем ее направлениям, в дополнение к федеральным введены региональные меры стимулирования рождаемости;

- реализуются национальные проекты и государственные программы, направленные на решение основных демографических проблем автономного округа.

Для формирования единого межведомственного подхода к решению демографических проблем, понимания общей картины развития демографической ситуации в автономном округе и возможности оценки эффективности комплекса реализуемых мер различными ведомствами необходимо аккумулировать разноплановые мероприятия в настоящую Программу, которая должна стать финансовой, правовой и организационной основой реализации демографической политики в автономном округе.

Интегрированный характер Программы позволит:

- охватить все направления демографической политики;

- сосредоточить ресурсы на решении наиболее проблемных вопросов демографического развития региона;

- подобрать наиболее эффективные механизмы для решения имеющихся демографических проблем;

- обеспечить планомерность, четкое взаимодействие органов власти автономного округа с органами местного самоуправления в автономном округе, работодателями, общественными организациями, институтами гражданского общества, научной общественностью при реализации демографической политики;

- осуществлять комплексный межведомственный мониторинг мероприятий по реализации демографической политики, определять их эффективность и при необходимости осуществлять корректировку бюджетных расходов автономного округа.

 

II. Основные цели и задачи Программы,

сроки и этапы реализации

 

При формировании стратегической цели Программы учтены основные направления демографического развития Российской Федерации, а также факторы, определяющие особенность реализации демографической политики в автономном округе, среди которых особенности этнического и национального состава населения и нахождение значительной части территории автономного округа в приполярных и арктических районах с экстремальными для проживания человека природно-климатическими условиями.

Стратегической целью Программы является поддержание демографической динамики, соответствующей по своим параметрам потребностям устойчивого экономического развития автономного округа.

Достижение этой цели предполагает решение следующих основных задач:

- снижение смертности и травматизма населения в первую очередь от предотвратимых причин, создание необходимых условий для предупреждения внешних причин смерти, совершенствование оказания медицинской помощи, профилактика заболеваний;

- увеличение продолжительности жизни населения путем формирования здорового, активного образа жизни, организации отдыха, оздоровления, развития реабилитационных услуг;

- стабилизация существующего уровня рождаемости и создание предпосылок для ее повышения до уровня, обеспечивающего простое замещение поколений родителей поколениями детей, создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи;

- укрепление социального института семьи как наиболее гармоничной формы жизнедеятельности и самореализации личности, рождения и воспитания детей, сосуществования различных поколений, популяризация культурных и семейных ценностей, формирование ответственного родительства, профилактика семейного и детского неблагополучия;

- формирование факторов, обусловливающих повышение результативности миграционного обмена, рационализация трудовой миграции с точки зрения потребностей социально-экономического развития.

Программа носит комплексный долгосрочный характер. Общий срок реализации Программы рассчитан на 2014 – 2016 годы без деления на этапы.

Система целевых индикаторов и показателей увязана с тактическими задачами, решаемыми в рамках Программы, приведена в таблице. В целом мониторинг демографической ситуации в автономном округе осуществляется исходя из системы мониторинга демографической ситуации в автономном округе, утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 13 июня 2012 года № 468-П «Об утверждении системы мониторинга и порядка организации контроля за проведением демографической политики в Ямало-Ненецком автономном округе». Наиболее значимые из показателей данной системы являются целевыми индикаторами и показателями реализации Программы.

 

Таблица

Система индикаторов и показателей

эффективности реализации Программы,

увязанных с решаемыми тактическими задачами

 

 

 

Стратегическая цель и тактические задачи

Показатель (индикатор)

 

Единица

измерения

Базовое значение

Плановое значение

 

2014 год

2015 год

2016 год

 

1

2

3

4

5

6

7

 

 

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

Цель: поддержание демографи-ческой динамики, соответствую-щей по своим параметрам потребностям устойчивого экономического развития автономного округа

1. Численность населения автономного округа на начало года

тыс. человек

541,6

539,6

544,8

550,2

 

 

2. Среднегодовая численность населения автономного округа

тыс. человек

540,6

542,2

547,5

554,0

 

 

3. Темпы роста (сокращения) численности населения

%

100,3

100,3

101,0

101,2

 

 

4. Суммарный коэффициент рождаемости

ед.

1,8

1,81

1,82

1,83

 

 

5. Коэффициент естественного прироста населения автономного округа

на 1 000 населения

11,3

10,3

11,0

11,5

 

 

 

Задача 1.

Снижение смертности и травматизма населения в первую очередь от предотврати-мых причин, создание необходимых условий для предупреждения внешних причин смерти,

совершенство-вание

оказания медицинской помощи, профилактика заболеваний

1.1. Коэффициент смертности населения автономного округа

на 1 000 населения

5,1

5,4

5,4

5,3

 

 

1.2. Уровень младенческой смертности

на 1 000 родившихся живыми

12,1

11,5

10,5

9,5

 

 

1.3. Уровень материнской смертности

на 100 тыс. родившихся живыми

12,5

12,5

12,5

12,5

 

 

1.4. Количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных

происшествий

на 100 тыс. населения

11,3

10,9

10,5

10,1

 

 

1.5. Численность погибших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом

на 1 000 работающих

0,105

0,103

0,101

-

 

 

Задача 2.

Увеличение продолжитель-ности жизни населения путем формирования здорового, активного образа жизни, организации отдыха, оздоровления, развития реабилитацион-ных услуг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Ожидаемая продолжительность жизни

лет

72,2

72,4

72,8

73,2

 

 

 

2.2. Доля детей и молодежи,  охваченных различными формами организации отдыха, от общего количества детей и молодежи, проживающих на территории автономного округа

%

5,7

5,7

5,7

5,7

 

 

2.3. Доля инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации, в общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию в автономном округе

%

-

52,1

52,1

52,1

 

 

2.4. Доля детей-инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации, в общей численности детей-инвалидов, прошедших реабилитацию в автономном округе

%

-

55,1

55,1

55,1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5. Доля

обучающихся в общеобразовательных организациях (от общей численности

обучающихся в

общеобразовательных организациях), которые получают качественное горячее питание

%

95

95

95

95

 

 

2.6. Удельный вес населения автономного округа, систематически занимающегося физической культурой и спортом

%

29,3

29,6

30,0

32,0

 

 

Задача 3. Стабилизация существующего уровня рождаемости и создание предпосылок для ее повышения до уровня, обеспечивающе-го простое замещение поколений родителей поколениями детей, создание благоприятных условий для жизнедеятель-ности семьи

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1. Коэффициент рождаемости

на 1 000 населения

16,4

15,7

16,4

16,8

 

 

3.2. Количество молодых семей, получивших государственную поддержку в улучшении жилищных условий

семей

1 285

500

500

500

 

 

3.3. Количество семей, получивших государственную поддержку в улучшении жилищных условий, по всем категориям граждан, в том числе:

семей

245

239

242

242

 

 

- дети-сироты и лица из их числа;

 

161

166

166

166

 

 

- реабилитированные граждане;

 

8

3

6

6

 

 

- граждане из числа коренных малочисленных народов Севера;

 

19

18

18

18

 

 

- многодетные семьи;

 

17

12

12

12

 

 

- индивидуальные застройщики

 

40

40

40

40

 

 

3.4. Доля детей от 3 до 7 лет, охваченных услугами дошкольного образования, от общей численности детей от 3 до 7 лет в автономном округе

%

92,4

95,0

98,0

100,0

 

 

3.5. Количество мест в дошкольных образовательных учреждениях

на 1 000 детей

620

639

646

650

 

 

3.6. Уровень регистрируемой безработицы в среднем за год (отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения, в среднем за год)

ед.

1,2

1,1

1

1

 

 

3.7. Коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда (отношение численности незанятых трудовой деятельностью граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения, к числу вакансий, заявленных в органы службы занятости населения)

ед.

-

0,4

0,3

0,3

 

 

Задача 4.

Укрепление социального института семьи

4.1. Соотношение числа заключенных браков к числу разводов

ед.

1,5

1,6

1,6

1,7

 

 

как наиболее

гармоничной формы жизнедеятель-ности и самореализации личности, рождения и воспитания детей, сосуществова-ния различных поколений, популяризация культурных и

семейных ценностей, формирование ответственного родительства, профилактика

4.2. Доля детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в приёмные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечитель-ство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся

в  государственных

(муниципальных) организациях всех типов, от общего числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей

%

-

83

84

85

 

 

семейного и

детского неблагополучия

4.3. Доля несовершеннолетних участников преступлений от численности детского населения в возрасте

от 14 до 17 лет

%

0,9

0,88

0,85

0,83

 

 

Задача 5. Формирование факторов, обусловливаю-щих повышение результативнос-ти миграцион-ного обмена, рационализация

трудовой миграции с точки зрения потребностей социально-экономического развития

5.1. Коэффициент миграционного прироста

на 10 000 населения

-150,3

-18,4

-16,4

27,1

 

 

5.2. Доля соотечественников, получивших положительное решение на въезд в автономный округ

%

65

65

65

65

 

 

 

 

 

 

 

5.3. Численность соотечественников и членов их семей, переселившихся в автономный округ

чел.

150

150

143

153

 


Информация по документу
Читайте также