Расширенный поиск

Постановление Правительства Чукотского автономного округа от 13.11.2012 № 513

 

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО   ЧУКОТСКОГО  АВТОНОМНОГО  ОКРУГА

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

от 13 ноября 2012 года № 513                                       г. Анадырь

 

Об утверждении Порядка подготовки граждан, желающих принять на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей и Программы подготовки граждан, выразивших желание стать замещающими родителями несовершеннолетних граждан либо принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах

 

 

В соответствии со статьёй 127 Семейного кодекса Российской Федерации, статьёй 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», Правительство Чукотского автономного округа

 

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

1. Утвердить:

1) Порядок подготовки граждан, желающих принять на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложению 1 к настоящему постановлению;

2) Программу подготовки граждан, выразивших желание стать замещающими родителями несовершеннолетних граждан либо принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, согласно приложению 2 к настоящему постановлению.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Департамент социальной политики Чукотского автономного округа (Жукова А.Г.).

 

 

 

Председатель Правительства                                            Р.В. Копин

 

 

 

Приложение 1

к Постановлению Правительства

Чукотского автономного округа

 от 13 ноября 2012 года № 513

 

 

ПОРЯДОК

 подготовки граждан, желающих принять на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей

 

1. Общие положения

 

1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», Законом Чукотского автономного округа от 13 декабря 2007 года № 141-ОЗ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству, патронажу» и определяет процедуру подготовки граждан, желающих принять на воспитание в семью  детей, оставшихся  без попечения родителей (далее – кандидаты) с учетом интересов кандидатов и обеспечения  процесса прохождения подготовки кандидатов на территории Чукотского автономного округа.

1.2. Подготовка кандидатов осуществляется по вопросам педагогики и психологии, основам правовых знаний на безвозмездной основе образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках переданных полномочий по подготовке кандидатов на основании договора с уполномоченным органом по опеке и попечительству (далее – Организации), отобранными уполномоченным органом по опеке и попечительству в порядке, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 сентября 2009 года № 334 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423».

1.3. Подготовка кандидатов проводится по Программе подготовки граждан, выразивших желание стать замещающими родителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах в количестве 40 часов, утверждённой постановлением Правительства Чукотского автономного округа.

1.4. Финансирование расходов, связанных с подготовкой кандидатов, осуществляется за счёт средств окружного бюджета.

1.5. Иностранные граждане, лица без гражданства или граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, которые желают принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей и являющегося гражданином Российской Федерации, могут представить документы о прохождении соответствующей подготовки на территории государства, в котором они постоянно проживают, с учётом тематики и в объёме не менее, чем это предусмотрено указанными в абзаце втором пункта 4 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации требованиями к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей.

1.6. В случае если иностранные граждане, лица без гражданства или граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, которые желают принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей, не прошли соответствующую подготовку на территории иностранного государства, в котором они постоянно проживают, указанная подготовка проводится на территории Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации.

 

2. Подготовка кандидатов

 

2.1. Кандидаты (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей), подают в территориальные органы опеки и попечительства заявление на прохождение подготовки по форме, установленной в приложении 1 к настоящему Порядку.

2.2. Территориальный орган опеки и попечительства:

1) знакомит кандидатов с правами, обязанностями и ответственностью опекунов, попечителей, усыновителей, установленными законодательством Российской Федерации и Чукотского автономного округа;

2) выдает кандидатам направление в Организацию на прохождение подготовки.

2.3. Организации осуществляют подготовку кандидатов по очной или  очно-заочной форме подготовки в соответствии с пожеланием кандидата.

2.4. Организации:

1) определяют даты и время проведения подготовки кандидатов по согласованию с территориальным органом опеки и попечительства.

2) направляют в течение трёх дней после начала подготовки в территориальный орган опеки и попечительства списки кандидатов, принятых на подготовку;

3) организуют подготовку кандидатов в форме лекций и практических занятий (семинаров, тренингов);

4) формируют на каждого кандидата личное дело, содержащее подтверждающие материалы о прохождении им подготовки;

5) представляют в течение семи дней после окончания подготовки в территориальный орган опеки и попечительства информацию о прохождении (не прохождении) кандидатами подготовки;

6) выдают свидетельство о прохождении подготовки кандидатам после итоговой аттестации (собеседование, тестирование);

7) обеспечивают защиту конфиденциальной информации при организации работы с персональными данными кандидатов;

2.5. Подготовка по очно-заочной форме предусматривает возможность дистанционных методов прохождения подготовки кандидатов путём использования средств телефонной, факсимильной связи и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

2.6. По завершении подготовки проводится итоговая аттестация в форме тестирования или собеседования. Результатом аттестации является выдача свидетельства по форме, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей, и  формы свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации».

2.7. Срок действия свидетельства не ограничен.

2.8. В случае утраты свидетельства либо непригодности его для дальнейшего использования кандидат подаёт заявление о выдаче дубликата свидетельства, с представлением документа, удостоверяющего личность  в Организацию, в которой проходил подготовку.

Организации выдают дубликат свидетельства в срок, не превышающий одного месяца с момента обращения.

2.9. Организации ведут журнал учёта проведения подготовки граждан, желающих принять на воспитание в семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей, по форме, установленной в приложении 3 к настоящему Порядку.

 

3. Координация и контроль за осуществлением подготовки кандидатов

 

3.1. Уполномоченный орган по опеке и попечительству координирует деятельность Организаций, реализующих переданные полномочия по подготовке кандидатов.

3.2. Организации представляют ежеквартально, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчётным кварталом, в уполномоченный  орган по опеке и попечительству информацию о подготовке кандидатов.

3.3. Контроль за осуществлением подготовки кандидатов осуществляет уполномоченный орган по опеке и попечительству, заключивший договоры с Организациями.

 

 

 

Приложение 1

к Порядку подготовки граждан, желающих

принять на воспитание в семью детей,

оставшихся  без попечения родителей

 

Начальнику территориального

органа опеки и попечительства

__________________________

__________________________

                                                      (Ф.И.О. кандидата)

__________________________

                                            (адрес места жительства, телефон)

 

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

на прохождение подготовки замещающих родителей

 

Прошу направить меня на подготовку в связи с тем, что планирую принять на воспитание в семью ребёнка (детей) оставшегося без попечения родителей, на:

очную форму подготовки,

очно-заочную форму подготовки. 

Наиболее удобный период для подготовки____________20___  г.

                                                                              (указать месяц)

Я, _____________________________________________________________________________             

                   (фамилия, имя, отчество)

даю согласие на обработку моих персональных данных по технологиям обработки документов, существующим в ___________________________________________

_____________________________________________________________________________________________,(наименование организации)

с  целью  прохождения подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей, в следующем объёме:

1) фамилия, имя, отчество;

2) дата рождения;

3) адрес места жительства;

4) серия, номер и дата выдачи паспорта, наименование органа, выдавшего паспорт (иного документа, удостоверяющего личность).

Согласие действует с момента подписания и до момента прекращения хранения личного дела или его отзыва в письменной форме.

 

 

_____________                        _____________       ___________________________________

          (дата)                                                                  (подпись)                               (расшифровка подписи)

 

 

 

Приложение 2

к Порядку подготовки граждан, желающих

принять на воспитание в семью детей,

оставшихся без попечения родителей

 

 

Бланк территориального

органа опеки и попечительства

 

 _____________________________

                                                  (наименование организации)

 

Директору___________________________

 

 

НАПРАВЛЕНИЕ

на подготовку гражданина, выразившего

желание стать замещающим родителем

 

 

Направляется                                                          ___________, проживающий

                                    (фамилия, имя, отчество)

по адресу: __________                                                                                 на прохождение подготовки. По форме:

очная подготовка,

очно-заочная подготовка. 

 

 

 

 

 

Начальник  отдела_______________    ____________          ________________                                                                                              (подпись)                                                   (Ф.И.О.)

 

МП

 

 

 

Приложение 3

к Порядку подготовки граждан, желающих

принять на воспитание в семью детей,

оставшихся без попечения родителей

 

 

ЖУРНАЛ

учёта проведения подготовки граждан, желающих принять в семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей

 

 

 

 

 

 

 

п/п

 

 

 

 

 

Дата подачи заявления

 

 

 

 

Ф.И.О. гражданина, проходящего

подготовку

 

 

 

 

Адрес и контактные телефоны гражданина

 

Сроки проведения подготовки

(даты начала и окончания подготовки, количество часов)

 

 

 

Номер и дата свидетельства, выданного по результатам подготовки

Дата выдачи свидетельства и подпись гражданина

(номер и дата направления почтовой связью)

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание: страницы журнала нумеруются, прошнуровываются и скрепляются подписью руководителя организации и печатью.

 

 

 

Приложение 2

к Постановлению Правительства

Чукотского автономного округа

от 13 ноября 2012 года № 513

 

 

ПРОГРАММА

подготовки граждан, выразивших желание стать замещающими родителями несовершеннолетних граждан либо принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством

Российской Федерации формах

 

1.   Структура

Программа подготовки граждан, выразивших желание стать замещающими родителями несовершеннолетних граждан либо принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее – Программа) состоит из учебно-тематического плана, устанавливающего перечень и содержание учебных тем с общей трудоемкостью 40 академических часов, включающих 28 часов тренинга, а также итоговою аттестацию (собеседование, тестирование), содержание учебных тем, требования к уровню подготовки кандидатов в замещающие родители.

 

2.  Учебно-тематический план

 

 

№ 

п/п

 

 

 

Наименование темы

 

 

 

Всего,

часов

В том числе:

 

 

лекции

Практи-ческие занятия (семи-нары,

тренинги)

Индиви-

дуальное консуль-

тирование

 

1.

Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители. Содержание и цели программы подготовки кандидатов в замещающие родители

2,5

0,5

1

1

2.

Представление о потребностях развития приемного ребёнка и о необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей

2,5

0,5

2

 

3.

Особенности развития ребёнка (периодизация нормального развития ребёнка)

3

 

3

 

4.

Особенности развития и поведения ребёнка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития

3

 

3

 

5.

Последствия разрыва с кровной семьей для развития ребёнка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)

4

1

3

 

6.

Адаптация ребёнка и приемной семьи

4

1

3

 

7.

«Трудное» поведение приемного ребёнка, навыки управления «трудным» поведением ребёнка

3

1

2

 

8.

Обеспечение безопасной среды для воспитания ребёнка в семье и за ее пределами. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребёнка по неосторожности. Охрана здоровья ребёнка и здоровый образ жизни

4

1

3

 

9.

Особенности полового воспитания приемного ребёнка

3

1

2

 

10.

Представление о семье как о развивающейся системе. Роль семьи в обеспечении потребностей развития ребёнка. Родительские и профессиональные роли приемной семьи

3

1

2

 

11.

Завершение воспитания ребёнка в приемной семье

3

1

2

 

12.

Основы законодательства Российской Федерации и Чукотского автономного округа об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

2

1

1

 

13.

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям

2

1

1

 

14.

Итоговое собеседование (тестирование)

1

 

 

1

 

ИТОГО

40

10

28

2

 

3.       Перечень и содержание учебных тем

 

Тема 1. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители. Содержание и цели программы подготовки кандидатов в замещающие родители.

Индивидуальное собеседование (структурированное интервью) с каждым из кандидатов в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приёма ребёнка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребёнка). Проводится перед изучением темы «Содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в замещающие родители».

Понятие обучающе-психологического тренинга и приёмы, используемые в процессе его проведения, понятие контакта и отработка практических навыков формирования контакта между участниками тренинга.

Содержание, особенности и порядок прохождения тренинговой подготовки и обследования кандидатов, осваивающих курс подготовки, и членов их семьи.

Знакомство кандидатов в замещающие родители с группой.

Причины, по которым дети остаются без попечения родителей. Контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей. Процедура выявления ребёнка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей.

Общая характеристика установленных законодательством Российской Федерации и Чукотского автономного округа семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Их отличия и особенности.

Тема 2. Представление о потребностях развития ребёнка, переданного на воспитание в семью, и о необходимых компетенциях замещающих родителей. Понятие о мотивации замещающих родителей.

Проблема подбора семьи и ребёнка (чувства кандидатов в замещающие родители и детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе ожидания устройства и подбора семьи).

Потребности развития ребёнка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в принимающей семье, социальная адаптация – усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания – санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в замещающие родители необходимости их обеспечивать.

Оценка кандидатами своей способности обеспечить потребности развития ребёнка с учётом условий жизни семьи (удалённость от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовых условий, занятости, дохода) и особенностей семейной системы.

Компетенции кандидатов в замещающие родители по воспитанию ребёнка. Необходимость оценки ими имеющихся у них компетенций. Поиски путей формирования и компенсации недостающих компетенций.

Тема 3. Особенности развития ребёнка (периодизация нормального развития ребёнка).

Психическое развитие ребёнка в соответствии с периодизацией развития детей.

Понятие социальной ситуации развития ребёнка, ведущего вида деятельности, возрастных новообразований, кризисных периодов развития ребёнка. Основные сферы развития ребёнка (физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное, сексуальное развитие), их взаимосвязь.

Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребёнка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).

Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность. Уважение индивидуальных, культурных и этнических особенностей ребёнка.

Тема 4. Особенности развития и поведения ребёнка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребёнка.

Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребёнка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребёнка.

Диспропорции развития. Мозаичность развития. Понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличие.

Дихотомия «жертва-агрессор». Понятие синдрома посттравматических стрессовых нарушений. «Фрагментарность» как специфика посттравматического сознания.

Семья как основной источник психологического благополучия ребёнка с особыми потребностями развития.

Оценка кандидатом в замещающие родители своей возможности воспитывать ребёнка, пережившего жестокое обращение.

Тема 5. Последствия от разрыва с кровной семьёй для развития ребёнка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживание горя и потери, формирование личной и семейной идентичности).

Потребность в привязанности, идентичность как основа благополучного развития ребёнка. Роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребёнка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребёнка.

Причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребёнка, оставшегося без попечения родителей. Последствия депривации потребностей в привязанности и идентичности у ребёнка, оставшегося без попечения родителей.

Типы «нарушенной привязанности» (понятия «негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности», «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»).

Понятие «горя и потери» в жизни ребёнка, оставшегося без попечения родителей. Психологические особенности и этапы процесса переживания ребёнком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие).

Тема 6. Адаптация приёмного ребёнка и замещающей семьи.

Общая характеристика личностных проблем и кризисов, которые испытывают замещающие родители в связи с появлением в семье приёмного ребёнка.

Особенности ожиданий замещающих семей. Страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации. Подготовка родственников к появлению приёмного ребёнка.

Типичные ошибки воспитания в замещающей семье. Проблемы различия в восприятии поступков родного и приёмного ребёнка. Различия в управлении поведением ребёнка, выросшего в семье, и ребёнка, помещённого в замещающую семью. Проблема различий интерпретирования указаний родителя приёмными и родными детьми.

Приёмы, помогающие преодолевать возникающие трудности, облегчающие состояния напряжения и снятие тревоги. Разрешение конфликтов и преодоление трудного поведения детей. Техники эмоциональной саморегуляции.

Этапы адаптационного периода. Особенности адаптационного процесса для ребёнка в первый год его проживания в замещающей семье. Чувства и переживания ребёнка, приходящего в семью. Способы преодоления трудностей адаптации.

Задачи замещающей семьи в процессе адаптации семьи и ребёнка (перераспределение ролей, учёт индивидуальных особенностей ребёнка, знакомство ребёнка с правилами и традициями семьи, организация быта, учёбы, отдыха, охраны здоровья, контакта с родными и сверстниками).

Необходимость сохранения тайны усыновления. Её реальные и мнимые преимущества и сложности. Возможные последствия сохранения (несохранения) тайны усыновления. Как сказать ребёнку, что он приёмный.

Изменение семейной системы после помещения ребёнка в семью и прохождения ребёнком возрастных этапов развития. Прогнозирование таких изменений.

Понятие о методике «Книга жизни ребёнка» и ее составление замещающими родителями (методика, позволяющая ребёнку восстановить основные этапы его жизни от рождения до настоящего времени, принять потерю своей семьи, осознать своё место в новой семье). Роль специалистов в оказании помощи замещающим родителям в составлении «Книги жизни ребёнка».

Тема 7. «Трудное» поведение приёмного ребёнка, навыки управления «трудным» поведением ребёнка.

Формы «трудного» поведения приёмного ребёнка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (приём алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ). Их причины и способы работы с ними.

Методы воспитания ребёнка. Эффективность и приемлемость наказаний ребёнка. Критерии оценки методов воспитания ребёнка.

Формирование моральных норм у ребёнка. Причины задержки усвоения ребёнком этических ценностей и общественных норм. Понимание замещающими родителями, каким образом у ребёнка формируется способность к этической оценке своего поведения и какими могут быть сдерживающие факторы.

Понимание приёмными родителями, как их собственный опыт влияет на их отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых сторон, понимание, каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты.

Тема 8. Обеспечение безопасной среды для воспитания ребёнка в семье и за её пределами. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребёнка по неосторожности. Охрана здоровья ребёнка и здоровый образ жизни.

Создание безопасных условий для воспитания ребёнка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в т.ч. в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством).

Способы безопасного поведения ребёнка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним.

Предотвращение рисков жестокого обращения с ребёнком в замещающей семье, на улице и в общественных местах.

Охрана здоровья ребёнка и здоровый образ жизни.

Гигиенические требования к уходу за ребёнком и требования к организации питания.

Медицинские аспекты ухода за ребёнком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребёнка.

Тема 9. Особенности полового воспитания приёмного ребёнка. Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребёнка, понимание разницы в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.

Психосексуальное развитие как один из аспектов онтогенетического развития ребёнка. Формирование половой идентичности у ребёнка. Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности. Методы и приёмы полового воспитания в семье.

Половое воспитание в замещающей семье. Роль сверстников, родителей, педагогов, средств массовой информации в формировании полового самосознания ребёнка. Мотивация и нравственная сторона сексуальной активности в подростковом и юношеском возрасте.

Защита ребёнка от сексуального насилия.

Тема 10. Представление о семье как о развивающейся системе. Роль семьи в обеспечении потребностей развития ребёнка. Родительские и профессиональные роли приёмной семьи.

Изучение темы проводится в различных формах: обучающе-психологический тренинг, подготовка домашних заданий, заполнение анкет, а также индивидуальное и семейное консультирование кандидатов в замещающие родители совместно с членами их семей.

Особенности общения и взаимодействия в семье: семейные границы, эмоциональная близость, семейная иерархия и семейные роли, семейные правила.

Родительское отношение к ребёнку и его влияние на формирование личности и характера ребёнка. Паттерны семейного взаимодействия.

Стабильность семейных отношений кандидатов в замещающие родители и возможность их развития.

Семейная история и её обсуждение.

Построение семейной генограммы. Обсуждение с кандидатами в замещающие родители распределения ролей в семье.

Стрессогенные факторы и семейные способы реагирования на стрессовые ситуации.

Социальные связи семьи кандидата в замещающие родители. «Система поддержки» и ресурсы семьи.

Личная и семейная ситуация кандидатов в замещающие родители в настоящее время и её потенциальное влияние на помещение ребёнка в их семью.

Семейный уклад: образ жизни семьи, семейные традиции. Семейные и индивидуальные способы принятия решения.

Опыт воспитания родных и приёмных детей в семье кандидата в замещающие родители.

Понимание всеми членами семьи кандидатов в замещающие родители проблем своей семьи, своих возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.

Самооценка кандидатов в замещающие родители. Составление Карты семьи.

Роль сотрудничества членов семьи кандидатов в замещающие родители в процессе воспитания ребёнка.

Тема 11. Завершение воспитания ребёнка в замещающей семье.

Отношение замещающей семьи к биологическим родителям и кровным родственникам приёмного ребёнка и их взаимодействие.

Схема взаимодействия участников устройства детей в семью (биологические родители и кровные родственники, организация, оказывающая медико-социальную и психолого-педагогическую помощь, приёмная семья).

«Прощание» с ребёнком (передача ребёнка в другую семью, возврат биологическим родителям, достижение ребёнком совершеннолетия и пр.).

Тема 12. Основы законодательства Российской Федерации и Чукотского автономного округа об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.

Основы законодательства Российской Федерации и Чукотского автономного округа об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.

Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей.

Правовые основания для устройства ребёнка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью.

Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство). Формы опеки (возмездная и безвозмездная). Различия между формами семейного устройства.

Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации и Чукотского автономного округа к кандидатам в замещающие родители в зависимости от формы семейного устройства. Перечень документов, предоставляемых кандидатами в замещающие родители для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приёмным родителем, в зависимости от формы семейного устройства. Порядок и особенности подготовки документов кандидатами в замещающие родители. Основные требования к жилищно-бытовым условиям, организации быта и проживания ребёнка в семье, к уходу за ребёнком в замещающей семье.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. Права и обязанности специалистов органа опеки и попечительства, регионального и федерального операторов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организаций по подготовке замещающих семей.

Права и обязанности кандидатов в замещающие родители.

Порядок передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.

Поиск и выбор ребёнка для принятия в семью.  Порядок взаимодействия с органами опеки и попечительства, региональным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, федеральным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организациями для детей, оставшихся без попечения родителей. Посещение организации для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации. Возможность проведения независимого медицинского обследования ребёнка.

Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребёнка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства.

Возмездные виды опеки (попечительства), в том числе приёмная и патронатная семья, их различия. Права приёмного родителя, патронатного воспитателя, порядок заключения договора. Материальное обеспечение приёмной и патронатной семьи, льготы.

Порядок принятия судом решения об усыновлении ребёнка. Подготовка и подача заявления в суд. Тайна усыновления. Возможность и последствия изменения ребёнку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.

Перечень документов, передаваемых замещающей семье организацией для детей-сирот, органом опеки и попечительства.

Документы ребёнка и порядок их оформления (переоформления) усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребёнка на воспитание в семью.

Защита личных неимущественных и имущественных прав ребёнка.

Порядок осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребёнка в замещающей семье. Порядок предоставления опекунами (попечителями), приёмными родителями ежегодного отчёта о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.

Обязанности и права граждан, органов опеки и попечительства в процессе взаимодействия при наблюдении, осуществления помощи и контроля за воспитанием ребёнка, переданного в замещающую семью.

Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - имущественные и личные неимущественные права и обязанности усыновителей, опекунов (попечителей).

Изменение прав и обязанностей родителей, детей, других родственников при усыновлении ребёнка, передаче его под опеку (попечительство), в том числе на возмездные её формы.

Меры социальной поддержки замещающих семей и детей, воспитывающихся в них, установлённые федеральным законодательством и законодательством Чукотского автономного округа. Выплаты, осуществляемые на содержание ребёнка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.

Ответственность замещающих родителей.


Информация по документу
Читайте также