Расширенный поиск
постановление Думы Курской области от 24.12.2003 № 830-III ОД КУРСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 24 декабря 2003 г. N 830-III ОД Об областной программе "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Курской области на 2003 - 2010 годы" Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 г. N 797 "О подпрограмме "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" и в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Курская областная Дума постановляет: 1. Утвердить прилагаемую областную программу "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Курской области на 2003 - 2010 годы". 2. Предложить Администрации Курской области при уточнении областного бюджета на 2004 год и при формировании бюджетов на последующие годы предусматривать необходимые средства для реализации областной программы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Курской области на 2003 - 2010 годы". 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель областной Думы А.Н.АНПИЛОВ ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РЕФОРМИРОВАНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003 - 2010 ГОДЫ" ПАСПОРТ областной целевой программы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Курской области на 2003 - 2010 годы" Наименование - областная целевая программа "Реформирование Программы и модернизация жилищно-коммунального комплекса Курской области на 2003 - 2010 годы" (далее - Программа)
Основание для - Постановление Правительства Российской разработки Федерации от 17 ноября 2001 г. N 797 "О Программы подпрограмме "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы"
Государственный - комитет жилищно-коммунального хозяйства заказчик Курской области Программы
Основные - комитет жилищно-коммунального хозяйства разработчики Курской области, администрации исполнительной Программы государственной власти районов, органы местного самоуправления
Цели и задачи - основными целями Программы являются Программы повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно- коммунальных систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно- коммунальный комплекс, улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат, адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг. Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи: обеспечить финансовое оздоровление жилищно- коммунальных предприятий; обеспечить условия для снижения издержек и повышение качества предоставления жилищно- коммунальных услуг; обеспечить инвестиционную привлекательность жилищно-коммунального комплекса; оказать государственную поддержку модернизации жилищно-коммунального комплекса области
Сроки и этапы - 2003 - 2010 годы: реализации 1-й этап - 2003 - 2004 годы Программы 2-й этап - 2005 - 2006 годы 3-й этап - 2007 - 2010 годы
Мероприятия - программные мероприятия включают в себя: Программы инвентаризацию, реконструкцию и ликвидацию дебиторской и кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального комплекса;
ликвидацию дотационности жилищно- коммунального комплекса и обеспечение стабильности и достаточности финансирования затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг;
обеспечение социальной защиты семей с низкими доходами при переходе на полную оплату жилищно-коммунальных услуг;
совершенствование экономических механизмов в жилищно-коммунальной сфере;
формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс;
обеспечение эффективного целевого использования средств бюджетов всех уровней, выделяемых на модернизацию жилищно- коммунального комплекса;
создание механизмов участия государства и органов местного самоуправления в привлечении предприятиями жилищно-коммунального комплекса внебюджетных долгосрочных заемных средств
Объемы и - объем финансирования Программы составляет источники 4365,5 млн. рублей на 2003 - 2010 гг. финансирования Программы
Источники финансирования: предполагаемые средства федерального бюджета, средства областного бюджета, местных бюджетов и предприятий жилищно-коммунального комплекса, заемные средства
Ожидаемые - в результате реализации Программы будут конечные обеспечены повышение эффективности, качества результаты и стабильности жилищно-коммунального реализации обслуживания, надежность работы инженерных Программы систем жизнеобеспечения, комфортность и безопасность условий проживания, социальная защита населения при оплате жилищно- коммунальных услуг. Снижение уровня износа основных фондов жилищно-коммунального комплекса области с 60% в 2003 году до 30% в 2010 году. Эти цели будут достигнуты за счет финансового оздоровления предприятий жилищно- коммунального комплекса, демонополизации и развития конкурентных отношений, совершенствования договорных отношений и тарифного регулирования естественных локальных монополий, государственной поддержки модернизации жилищно-коммунального комплекса
Исполнители - комитет жилищно-коммунального хозяйства Программы Курской области, комитет финансов Курской области, администрации исполнительной государственной власти районов и органы местного самоуправления
Система - формы и методы организации управления организации реализацией программы определяются контроля за государственным заказчиком. исполнением Органы исполнительной государственной власти Программы районов и органы местного самоуправления ежеквартально представляют комитету жилищно- коммунального хозяйства Курской области отчеты о ходе реализации Программы. Обобщив указанные отчеты, комитет жилищно- коммунального хозяйства Курской области ежегодно в установленном порядке представляет доклад о ходе реализации Программы в Правительство Курской области и Госстрой России I. Введение Настоящая Программа включает в себя комплекс мероприятий, повышающих надежность функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения, направленных на ликвидацию дотационности жилищно-коммунального комплекса и способствующих режиму его устойчивого достаточного финансирования, а также обеспечивающих комфортные и безопасные условия проживания людей. Программа предусматривает решение задач ликвидации сверхнормативного износа основных фондов, внедрения ресурсосберегающих технологий, разработки и широкого внедрения мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования жилищно-коммунальных предприятий, максимального использования ими всех доступных ресурсов, включая собственные, для решения задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей. В результате решения этих задач повысится качество жилищно-коммунального обслуживания населения, эффективность и надежность работы систем энерго-, тепло-, водоснабжения и канализации. II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевыми методами Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса обусловлено неэффективной системой управления, дотационностью сферы и неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов. Содержание этого комплекса в его нынешнем виде непосильно как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджетной сферы. В начале экономических реформ предполагалось, что в течение достаточно короткого периода будет завершен переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунальной сферы, однако, социально-экономическая ситуация не позволила завершить этот переход, и к началу 2003 года население оплачивало 86,0 процентов стоимости жилищно-коммунальных услуг, а фактически - с учетом льгот и субсидий - около 73,5 процентов. В свою очередь, отсутствие должного бюджетного финансирования жилищно-коммунального комплекса на местном уровне из-за недостатка средств привело к резкому увеличению износа основных фондов муниципальных предприятий. Проблема усугубляется огромным объемом накопленной задолженности в жилищно-коммунальной сфере, образовавшейся, в первую очередь, в результате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней. Задолженность в жилищно-коммунальном хозяйстве является источником цепочки неплатежей, которая охватывает практически все отрасли экономики. Выступив на начальном этапе экономических реформ в роли амортизатора социальных последствий либерализации цен, жилищно-коммунальная сфера области превращается в источник угроз для социального и экономического развития области. Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким (62 процента) уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей. Аварийность на объектах жилищно-коммунального хозяйства за последний год возросла в 4 раза, соответственно затраты на ремонтные работы - в 2 - 3 раза. Следствием этого стало обострение проблемы снабжения населения области питьевой водой, дефицит мощностей водоотведения и очистки сточных вод, повсеместный перерасход топливно-энергетических ресурсов (приложения NN 1 - 9). Одна из причин сложившейся ситуации заключается в том, что жилищно-коммунальные предприятия не имеют серьезных экономических стимулов и финансовых возможностей к оптимизации структуры тарифов и снижению нерациональных затрат материально-технических ресурсов. Данные аудиторских проверок тарифов показывают занижение тарифов по сравнению с экономически обоснованным уровнем. Анализ большинства инвестиционных проектов развития систем коммунального обслуживания показывает, что в основном они направлены на экстенсивное наращивание мощностей и в значительно меньшей степени предполагают меры по сокращению затрат, потерь и утечек. В жилищной сфере не удалось в полной мере воспользоваться преимуществами конкурентных отношений в сфере управления и эксплуатации жилья, поскольку в условиях нестабильного и недостаточного финансирования оказалось невозможным добиться полноценных договорных отношений. Неспособность органов местного самоуправления выполнять свои договорные обязательства привела к повсеместному рецидиву административного принуждения подрядчиков и невыполнению в полном объеме функций. По тем же причинам не удалось в полной мере обеспечить государственный контроль качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, проводимый Государственной жилищной инспекцией Курской области. Монополизм коммунальных предприятий, неразвитостью гражданско-правовых механизмов ответственности за количество и качество оказываемых услуг не позволяют эффективно защищать интересы потребителей. Недофинансирование жилищно-коммунальной сферы обусловливает и отсутствие экономического интереса в создании товариществ собственников жилья, что в еще большей степени снижает перспективы развития конкуренции. Невыполнение бюджетных обязательств и отсутствие эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов обусловливают непривлекательность жилищно-коммунального комплекса для частных инвестиций. Между тем, большинство проектов модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры потенциально являются коммерчески выгодными. Создание условий для притока частных инвестиций могло бы изменить финансовое положение отрасли. Все это свидетельствует о наличии системного кризиса в отрасли и о межотраслевом характере возникших проблем, для решения которых, а также для обеспечения перехода к новой модели устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса необходимо использование программно-целевого метода. III. Экономическая модель реформы жилищно-коммунального комплекса Мероприятия Программы в сочетании с мерами по совершенствованию жилищного строительства, развитию институтов жилищного финансирования и созданию инфраструктуры рынка жилья направлены на переход к новой экономической модели устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса. 1. Система экономических взаимоотношений в жилищно-коммунальном хозяйстве, ее основные проблемы Действующая система управления жилищно-коммунальным комплексом области характеризуется рядом недостатков, без устранения которых в принципе невозможно вести речь о нормализации функционирования отрасли, повышении надежности и качества, а также обеспечении стабильной стоимости жилищно-коммунальных услуг. Основой экономических отношений в отрасли остается система бюджетного дотирования предприятий жилищно-коммунального комплекса. Дотационность отрасли и отсутствие у получателей услуг возможности влиять на их количество в сочетании с сохранившейся со времен плановой экономики централизацией управления коммунальными предприятиями и отсутствием конкуренции являются основными причинами существующих проблем коммунального хозяйства: хронического дефицита финансирования, высокой затратности и отсутствия экономических стимулов снижения издержек, неэффективной и бесприбыльной работы предприятий жилищно-коммунального комплекса, высокого уровня потерь ресурсов. Долги бюджетов и бюджетных предприятий обусловливают отсутствие средств для модернизации и развития жилищно-коммунального комплекса. Кроме того, существенную часть стоимости услуг, не покрываемых платежами населения, компенсируют промышленные предприятия за счет перекрестного субсидирования (в теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении), что удорожает себестоимость их продукции и снижает ее конкурентоспособность. Система дотирования жилищно-коммунальных предприятий в отличие от прямого субсидирования малообеспеченных семей не позволяет обеспечить адресность выделяемых субсидий. В 2002 г. из 252,4 млн. рублей бюджетных средств, направленных на дотирование жилищно-коммунальных предприятий, адресные жилищные субсидии, предоставленные гражданам с низким доходами, составили только 77,9 млн. рублей. Это, во-первых, приводит к ситуации, в которой конечными получателями субсидии (через систему дотирования разницы в ценах жилищно-коммунальным предприятиям) выступают не только малоимущие граждане, но и группы граждан с высокими и средними доходами. Сегодня каждая семья, включая высокодоходную, в среднем получает от государства 270 рублей в месяц в виде дотаций, субсидий и льгот. Во-вторых, такая система не гарантирует доведение средств бюджета до граждан - конечных получателей субсидий, и, в-третьих, расчет необходимого размера дотаций в отсутствие полноценного понятия цены услуг носит субъективный, непрозрачный характер, так как сумма дотаций является не частью цены услуг, а результатом компромисса между региональными и местными властями. Выход отрасли из финансового кризиса должен быть определен рядом мероприятий по: погашению имеющейся кредиторской и дебиторской задолженности; предотвращению последующего нарастания долгов; обеспечению выполнения бюджетных обязательств; созданию стимулов повышения эффективности деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства. В сложившейся ситуации острой нехватки средств для прямого погашения долгов одним из ключевых направлений урегулирования является реструктуризация задолженности. Исходным пунктом реструктуризации задолженности является ее инвентаризация, которую необходимо закончить до формирования бюджета на 2004 год. Предприятия жилищно-коммунального хозяйства признают свои обязательства перед бюджетами и внебюджетными фондами и оформляют соглашение о признании задолженности. Если предприятие, предоставляющее услуги жилищно-коммунального хозяйства, не подлежит реструктуризации, крайней мерой его финансового оздоровления является банкротство. При банкротстве любых предприятий объекты жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры по закону передаются в муниципальную собственность. Проведение инвентаризации и реструктуризации - лишь начальный этап процесса финансового оздоровления отрасли. Эффективная система тарифного регулирования - один из основных рычагов развития отрасли. Тарифная политика должна реализовывать следующие принципы: полное возмещение затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг; снижение политизированности ценообразования и обеспечение его публичности; оптимизация интересов производителей и потребителей жилищно-коммунальных услуг; обеспечение единой методологической базы для регулирования тарифов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; тарифы на коммунальные услуги должны индексироваться в течение финансового года с учетом роста тарифов на газ и электро-, теплоэнергию. В то же время необходимо отработать четкий механизм управления дебиторской и кредиторской задолженностью, для этого необходим ее полный учет и анализ. По состоянию на 01.01.2003 кредиторская задолженность предприятий жилищно-коммунального хозяйства области с учетом пени и штрафов составляет 1498,9 млн. рублей. Причиной кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства области является дебиторская задолженность потребителей коммунальных услуг, которая по состоянию на 01.01.2003 составляет 1366,4 млн. рублей. В свою очередь, предприятия жилищно-коммунального хозяйства штрафных санкций бюджетам и населению предъявить не могут. Главными должниками предприятий жилищно-коммунального хозяйства являются бюджетные учреждения и организации всех уровней бюджетного финансирования. Задолженность бюджетных учреждений и организаций жилищно-коммунальному хозяйству области по состоянию на 01.01.2003 составляет 418,4 млн. рублей и снизилась по сравнению с задолженностью на 01.01.2002 на 96,9 млн. рублей или на 18,8%, в том числе бюджетных организаций областного подчинения - 19,8 млн. рублей, бюджетных организаций местного подчинения - 127,1 млн. рублей. Задолженность бюджетных организаций местного подчинения по состоянию на 01.01.2003 составляет 309,0 млн.рублей. Кроме того, из-за недофинансирования разницы между федеральными стандартами и тарифами, установленными органами местного самоуправления, предприятия жилищно-коммунального хозяйства только в 2002 году потеряли 85,6 млн. рублей. Совмещение функций собственника жилищного фонда и хозяйственной деятельности по управлению и обслуживанию этого фонда создает серьезный внутренний конфликт интересов, результатом которого является отсутствие стимулов для повышения эффективности управления жилищным фондом и его эксплуатации. Порядок установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги устарел, не сопровождается системой контроля за уровнем производственных издержек, в том числе аудитом, и не отражает объективных финансовых потребностей в развитии предприятий и замене изношенных основных фондов. Система определения рентабельности деятельности коммунальных предприятий сохранилась со времен планового хозяйства и не гарантирует достаточной прибыли для возврата капитала, вкладываемого в жилищно-коммунальную сферу. 2. Реформирование экономических отношений Новая система экономических отношений в жилищно-коммунальном комплексе области предполагает принципиальное изменение как функций ее участников, так и механизмов их взаимодействия и организации финансовых потоков. Коренным образом изменяется система текущего финансирования жилищно-коммунальных предприятий. Основной задачей экономической реформы жилищно-коммунального хозяйства является передача права распоряжения всеми бюджетными ресурсами, выделяемыми в настоящее время на дотирование отрасли, от коммунальных предприятий непосредственно гражданам, в наибольшей степени заинтересованным в эффективном расходовании этих средств. Ликвидируется существующее разделение направлений бюджетного финансирования жилищно-коммунального хозяйства. В рамках системы персонифицированных социальных счетов граждан будут объединены все виды финансовой помощи государства, включая оплату жилья и коммунальных услуг (жилищные субсидии и льготы). Главными участниками экономических отношений в жилищно-коммунальном комплексе станут жилищно-коммунальные предприятия и граждане, а бюджетные средства, расходуемые на дотирование отрасли, будут полностью переориентированы на предоставление адресной целевой помощи непосредственно гражданам. В результате граждане получат возможность контролировать направление и расходование бюджетных средств, которое станет прозрачным и адресным, в связи с открытием социальных счетов. Использование системы социальных счетов будет способствовать самоорганизации граждан в жилищной сфере, появлению стимулов для развития товариществ собственников жилья и иных объединений граждан, усилению контроля со стороны населения за объемом и качеством жилищно-коммунальных услуг, развитию рынка профессиональных услуг по управлению жилищным фондом. Эта мера позволит повысить прозрачность расходования бюджетных средств и усилить социальную направленность бюджетной политики. Ликвидируется система перекрестного субсидирования населения за счет промышленных предприятий. Изменится и система финансирования мероприятий по модернизации и развитию жилищно-коммунального хозяйства. Инвестиционное финансирование жилищно-коммунального комплекса будет осуществляться в основном за счет привлечения заемных ресурсов (в первую очередь средств частных инвесторов). Бюджетное финансирование инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство будет осуществляться в ограниченном объеме и будет не альтернативой, а дополнением к заемному финансированию. После 2010 года инвестирование за счет заемных ресурсов станет преобладающей формой финансирования жилищно-коммунального комплекса. В результате развития конкурентных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве будет повышена эффективность его функционирования, что обеспечит общее снижение расходов на его содержание и привлечение дополнительных финансовых ресурсов для модернизации. Перевод отношений между предприятиями жилищно-коммунального комплекса и получателями их услуг на договорную основу, отделение выполнения функций собственника жилищного фонда от осуществления хозяйственной деятельности по управлению и обслуживанию этого фонда в муниципальном секторе, совершенствование системы и принципов регулирования тарифов на услуги локальных монополистов в коммунальном хозяйстве позволят: перейти на полную оплату стоимости жилищно-коммунальных услуг населением без увеличения в составе такого платежа (в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг) доли собственных расходов граждан, за исключением семей с высокими доходами, не имеющих права на получение жилищных субсидий; потребителям непосредственно влиять на объем и качество жилищно-коммунальных услуг путем экономического воздействия на жилищно-коммунальные предприятия; производить конкурсный отбор управляющих компаний и подрядных организаций, предлагающих более качественные услуги по наименьшей цене; стимулировать энергоресурсосбережение как со стороны жилищно-коммунальных предприятий (для снижения производственных издержек), так и со стороны потребителей (для уменьшения стоимости потребляемых услуг); стабилизировать финансовый поток для организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, сделав его прозрачным и гарантированным; принять жилищно-коммунальный бюджет. Реализация новой экономической модели позволит обеспечить бездотационный режим финансирования жилищно-коммунального комплекса, повысить его эффективность, создать источники привлечения средств для его развития, гарантировать адресность государственной помощи малообеспеченным слоям населения, прекращение дотирования граждан с высоким уровнем доходов и непосредственное доведение субсидий до получателей с использованием системы социальных счетов граждан. IV. Основные цели и задачи Программы Основные цели Программы - повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальную отрасль, улучшение качества услуг с одновременным снижением затрат, адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг. Достижение основных целей Программы обеспечит возможность устойчивого развития жилищно-коммунального комплекса области. Основными задачами Программы являются: финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий путем реструктуризации и ликвидации их задолженности и доведения тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и других потребителей до экономически обоснованного уровня, жесткого соблюдения установленных стандартов оплаты услуг населением, перехода от дотирования жилищно-коммунальных предприятий и предоставления льгот на оплату их услуг к субсидированию малообеспеченных семей, ликвидации перекрестного субсидирования; снижение издержек и повышение качества и доступности жилищно-коммунальных услуг, формирование инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса путем развития конкуренции в сфере предоставления жилищных услуг, создания взаимосвязанных процедур тарифного регулирования коммунальных предприятий и естественных монополистов - предприятий топливно-энергетического комплекса; обеспечение государственной поддержки процесса модернизации жилищно-коммунального комплекса на основе современных технологий и материалов путем предоставления бюджетных средств и государственных гарантий по привлекаемым инвестициям. V. Сроки и этапы реализации Программы Программа будет выполняться поэтапно в течение 2003 - 2010 годов. На первом этапе (2003 - 2004 годы) предполагается реализовать первоочередные мероприятия, рассчитанные на немедленном получение следующих результатов: инвентаризация, реструктуризация и ликвидация задолженности бюджета, бюджетных организаций и других потребителей (в том числе населения) перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса; прекращение практики перекрестного субсидирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги; ликвидация дотационности жилищно-коммунального комплекса; совершенствование механизмов социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг; завершение работы по заключению договоров с нанимателями и собственниками жилых помещений; формирование договорных отношений между заказчиками и подрядными организациями, осуществляющими предоставление жилищно-коммунальных услуг. В заключаемых договорах должны содержаться следующие условия: гарантированный исполнителем уровень качества, надежности, объема оказываемых услуг и производимых работ; экономические санкции, применяемые к каждой из сторон в случае нарушений условий договора. Планируется завершить формирование необходимой законодательной и иной нормативной правовой базы, провести углубленный анализ технического состояния объектов жилищно-коммунального комплекса, полную экспертизу издержек и независимый аудит жилищно-коммунальных предприятий - естественных локальных монополистов. На втором этапе (2005 - 2006 годы) необходимо обеспечить: развитие конкурентных отношений в жилищном хозяйстве; переход к профессиональному управлению жилищным фондом, создание системы регулирования естественных локальных монополий; развитие концессионных механизмов; повсеместный полномасштабный переход к системе персонифицированных социальных счетов граждан. На третьем этапе (2007 - 2010 годы) необходимо реализовать стратегические мероприятия, направленные на обеспечение устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса на основе привлечения частных инвестиций, апробировать механизмы привлечения инвестиций в форме банковских кредитов и облигационных займов, реализовать комплекс мер по снижению рисков кредитования путем предоставления государственных и муниципальных гарантий. VI. Мероприятия Программы В целях реализации Программы будет осуществлен переход к новой экономической модели реформы жилищно-коммунального комплекса, направленной на коренное оздоровление финансовой ситуации в отрасли, создание реальной системы экономической мотивации сокращения затрат ресурсов и повышения эффективности деятельности предприятий комплекса, привлечение частных инвестиций для реконструкции объектов жилищно-коммунального комплекса. Программа включает как технические мероприятия по восстановлению основных фондов и по реализации новых инженерно-технических решений, так и мероприятия по созданию организационно-управленческих и финансовых механизмов, обеспечивающих стабильную и эффективную работу жилищно-коммунальных предприятий. Эти мероприятия предусматривают: обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального комплекса; формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса и условий для снижения издержек и повышения качества жилищно-коммунальных услуг; государственную поддержку модернизации жилищно-коммунального комплекса и привлечение инвестиций в эту сферу. 1. Обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального комплекса Обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального комплекса является основным условием формирования нормальных экономических взаимоотношений и предусматривает решение следующих задач: инвентаризация, реструктуризация и ликвидация имеющейся задолженности предприятий жилищно-коммунального комплекса; ликвидация дотационности жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение стабильного и достаточного текущего финансирования предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. Указанные мероприятия носят краткосрочный характер, и эффект от их реализации будет получен уже в течение 2003 - 2004 годов. Инвентаризация, реструктуризация и ликвидация задолженности предприятий жилищно-коммунального комплекса Для оздоровления финансовой ситуации в жилищно-коммунальном комплексе необходимо реструктурировать задолженность бюджета и бюджетных организаций перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса и установить реальные и жесткие сроки ее ликвидации. Для решения этой проблемы необходимо: провести на уровне области и органов местного самоуправления инвентаризацию задолженности и убытков предприятий жилищно-коммунального хозяйства с целью подписания актов сверки задолженности со всеми кредиторами и дебиторами, а также определения размеров задолженности перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса, признаваемой бюджетами всех уровней и бюджетными организациями; разработать типовую методику и стандартные формы для унифицированного учета и контроля за состоянием кредиторской задолженности бюджетов всех уровней и бюджетных организаций перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса. Признанная задолженность бюджетов и бюджетных учреждений перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса будет включена в расходную часть соответствующих бюджетов на весь срок реструктуризации. Работа по инвентаризации и реструктуризации бюджетной задолженности в жилищно-коммунальном секторе относится к числу первоочередных мероприятий первого этапа реализации Программы и должна быть завершена до формирования бюджетов на 2004 год. Должен быть решен вопрос о дебиторской задолженности населения. В ее состав входят как текущая задолженность, возникающая вследствие разницы между датами начисления и произведения платежей, так и просроченная задолженность, в том числе безнадежная. Необходимо упростить процедуру списания безнадежной просроченной задолженности. Ликвидация дотационности жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение стабильности и достаточности финансирования затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг Стабильное и достаточное финансирование затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг будет достигнуто: переходом на полную оплату потребителями (в том числе населением) жилищно-коммунальных услуг, включая отчисления на капитальный ремонт, с учетом роста потребности в средствах на предоставление жилищных субсидий гражданам и бюджетных организаций; упорядочением механизма предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, в случае внесения изменений в действующее законодательство по данному вопросу на федеральном уровне; переориентацией нерациональных расходов предприятий, выявленных в ходе аудита и экспертиз тарифов на жилищно-коммунальные услуги, на модернизацию и развитие инженерной инфраструктуры; созданием прозрачного механизма формирования тарифов и нормативов потребления на жилищно-коммунальные услуги и целевого использования составляющих тарифа (амортизационные отчисления, прибыль, инвестиционная составляющая на модернизацию и развитие); доведением уровня собираемости платежей населения до 95 - 97 процентов (по состоянию на 01.01.2003 в Курской области он составляет 90,3%). Достаточность финансового обеспечения предприятий, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, будет обеспечена путем реализации принципа полного возмещения затрат каждым потребителем этих услуг. Необходимо последовательно реализовать законодательный принцип дифференциации оплаты жилищно-коммунальных услуг в государственном и муниципальном жилищном фонде на основе установления платы за наем в зависимости от благоустройства, качества и местоположения жилья. Предоставление коммунальных услуг любым потребителем (включая бюджетные организации) должно происходить только на основе договорных отношений. В случае неоплаты предоставленных коммунальных услуг бюджетными организациями должна признаваться кредиторская задолженность бюджета перед коммунальными предприятиями, учитываемая при планировании бюджета следующего года. Темпы и параметры перехода к полной оплате жилищно-коммунальных услуг определяются Правительством Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти области путем утверждения Правительством Российской Федерации ежегодно федеральных стандартов: социальной нормы площади жилья; предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц; уровня платежей граждан по отношению к уровню затрат на содержание и ремонт жилья, а также коммунальные услуги; максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг. Начиная с 2004 года утверждается стандарт стоимости капитального ремонта жилищного фонда на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц. Губернатором Курской области устанавливаются областные стандарты оплаты жилищно-коммунальных услуг. Соблюдение областью федерального стандарта уровня платежей граждан по отношению к уровню затрат на содержание и ремонт жилья, а также коммунальные услуги используется в качестве одного из критериев и условий распределения средств федерального бюджета, направляемых на модернизацию и развитие жилищно-коммунального комплекса. Федеральный стандарт предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц, рассчитывается исходя из стандартного набора жилищно-коммунальных услуг и включает в себя: стоимость содержания и текущего ремонта жилищного фонда; стоимость коммунальных услуг (теплоснабжения, включая топливо твердое и топливо печное бытовое, водоснабжения, канализации, газоснабжения, электроснабжения) с учетом средних сложившихся норм потребления, а также средней сложившейся предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг. Указанный стандарт ежегодно пересматривается, при этом изменение величины этого стандарта на следующий бюджетный год осуществляется с учетом индекса роста цен на платные услуги населению, планируемого изменения цен на энергоносители, а также эффективности проведенных мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в направлении снижения неэффективных затрат. Указанный стандарт рассчитывается отдельно по каждому субъекту Российской Федерации на основе натуральных показателей: нормативов потребления коммунальных услуг и стоимости 1 куб. метра питьевой воды, 1 гигакалории тепла в жилом фонде всех форм собственности, 1 куб. метра газа, 1 киловатт-часа электроэнергии и стоимости содержания 1 кв. метра жилья. В случае утверждения федерального стандарта ниже сложившейся себестоимости разницу необходимо компенсировать из бюджета субъекта или муниципалитета. Федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг составляет 22 процента и далее меняться не будет. Федеральный стандарт социальной нормы площади жилья составляет 18 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. метра - на семью из двух человек, 33 кв. метра - на одиноко проживающих граждан. До 2010 года пересмотр этого стандарта не будет производиться. После завершения перехода к полной оплате жилищно-коммунальных услуг населением (с учетом бюджетного субсидирования граждан, имеющих право на жилищную субсидию, а также на установленные законодательством льготы) федеральный стандарт уровня платежей граждан по отношению к уровню затрат на содержание и ремонт жилья, а также коммунальных услуги устанавливаться на будет. Остальные федеральные стандарты будут ежегодно утверждаться Правительством Российской Федерации, и на их основе будет рассчитываться потребность области в средствах, предназначенных для предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. В настоящее время потребности регионов в средствах из федерального бюджета, выделяемых предприятиям жилищно-коммунального хозяйства, а также потребность в средствах для компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот и жилищных субсидий, учитываются косвенным образом в числе прочих факторов при определении размера трансферта области из фонда финансовой поддержки регионов. После перехода к полной оплате жилья и коммунальных услуг населением бюджетные обязательства сохранятся лишь в отношении компенсации расходов, связанных с предоставлением гражданам льгот и адресных жилищных субсидий. Обеспечение мер социальной защиты малоимущих граждан при переходе на полную оплату жилищно-коммунальных услуг В соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах Федеральной жилищной политики" с 1993 года в области действует система социальной защиты населения при переходе к полной оплате населением жилищно-коммунальных услуг. Малоимущим категориям граждан предоставляются адресные субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг (далее именуются - жилищные субсидии). За 2002 год жилищные субсидии были предоставлены в Курской области 29411 семьям на сумму 77,7 млн. рублей. С 2003 г. областной бюджет взял на себя возмещение выпадающих доходов предприятиям жилищно-коммунального хозяйства в связи с предоставлением субсидий. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. N 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов" прекращается в 2004 году перекрестное субсидирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги. В связи с этим в условиях полной оплаты жилищно-коммунальных услуг населением потребность в финансировании жилищных субсидий к 2010 году составит 304,1 млн. рублей в год и может возрасти в случае опережающего роста тарифов на газ и электроэнергию. Финансово-экономический механизм реализации программ жилищных субсидий и льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг Размер жилищной субсидии для всех категорий получателей (наниматели, собственники, члены жилищно-строительных кооперативов) зависит от размера совокупного дохода семьи и рассчитывается как полная компенсация разницы между установленным в данном населенном пункте размером платы в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг и максимально допустимым размером собственных расходов семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг, определяемым на основе установленной предельно допустимой доли этих расходов в совокупном доходе семьи. При переходе к полной оплате стоимости жилищно-коммунальных услуг потребителями адресные жилищные субсидии и льготы становятся основой формой бюджетных средств, направляемых на обеспечение доступности жилищно-коммунальных услуг. Определение необходимого объема финансирования будет производиться исходя из расчетов по федеральным стандартам перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, установленным в области на соответствующий год. В качестве получателей средств федерального бюджета (субвенций) на первом этапе реализации программы будет выступать бюджет области, в дальнейшем предполагается изменение механизма доведения средств федерального бюджета до граждан - конечных получателей. Конечной целью является создание системы персонифицированных социальных счетов граждан, на которые будут перечисляться средства, предусмотренные на все виды адресной социальной помощи государства, в том числе на компенсацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и жилищные субсидии. Для перехода к системе персонифицированных социальных счетов граждан необходимо: завершить финансовое оздоровление ситуации в жилищно-коммунальном комплексе (в рамках мероприятий первого этапа реализации программы), так как система персонифицированных социальных счетов будет эффективно работать только в условиях абсолютной гарантии своевременного перечисления бюджетных средств гражданам, в противном случае граждане не будут защищены от применения жилищно-коммунальными предприятиями санкций за несвоевременную оплату жилищно-коммунальных услуг, вызванную задержкой бюджетных перечислений; обеспечить целевое направление денежных средств с персонифицированных счетов только на оплату полученных жилищно-коммунальных услуг; обеспечить координацию перехода к системе персонифицированных социальных счетов граждан с мероприятиями по реформированию системы социальной защиты, так как создание системы персонифицированных социальных счетов граждан исключительно в рамках реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса создает опасность дублирования при реформировании финансово-экономических механизмов других видов государственной социальной помощи. 2. Формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса и условий для снижения издержек и повышения качества жилищно-коммунальных услуг Мероприятия, изложенные в настоящем разделе, носят среднесрочный характер. Их осуществление планируется на втором этапе реализации Программы (2005 - 2006 годы). Для их реализации на первом этапе, кроме выполнения основного комплекса мер необходимо: обеспечить переход на реальные договорные отношения в жилищно-коммунальном комплексе; провести экспертизу деятельности и аудит жилищно-коммунальных предприятий с целью выявления и ликвидации нерациональных и необоснованных затрат, включенных в тариф. Рыночные механизмы функционирования жилищного хозяйства Одна из основных задач второго этапа реализации Программы - создание конкурентной среды в жилищной сфере. Для этого необходимо осуществить разделение функций и формирование договорных отношений между собственником жилья (или организацией, им уполномоченной), управляющими компаниями и подрядными организациями. Указанное разделение функций в отношении муниципального жилищного фонда особенно важно для прекращения практики выполнения органами местного самоуправления хозяйственных функций по управлению жилищным фондом. Органы исполнительной государственной власти районов и органы местного самоуправления как собственники жилищного фонда должны обеспечить: соблюдение нормативно-технических требований к содержанию и использованию жилья и объектов коммунальной инфраструктуры; обеспечение необходимого уровня финансирования для содержания принадлежащей ему недвижимости; заключение договоров социального найма, найма или аренды жилых и нежилых помещений в принадлежащем ему жилищном фонде; заключение договора с выбранной на конкурсной основе либо созданной организацией на управление муниципальным жилищным фондом, а также на предоставление услуг по организации учета и контроля потребления энергетических ресурсов (энергосервиса); обеспечение систематического контроля за реализацией договоров о выполнении необходимых работ по обеспечению сохранности жилищного фонда, соблюдением объема и качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. Управляющая компания должна обеспечить: поддержание в надлежащем состоянии и модернизацию на основе современных технологий и материалов принятой от собственника в управление недвижимости в соответствии с требованиями собственника и государственными стандартами качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг; выбор подрядчика по выполнению работ и поставке ресурсов для предоставления жилищно-коммунальных услуг (или невыполнение этих функций силами управляющей компании) во вверенном ему в управление жилищном фонде; заключение договоров с подрядчиками на выполнение работ и предоставление ресурсов требуемого объема, качества и стоимости; осуществление системы контроля за выполнением договоров; организацию сбора платежей за оказанные жилищно-коммунальные услуги. Основным требованием при формировании или выборе управляющей компании является ориентированность на удовлетворение нужд нанимателей и собственников жилья в части предоставления им жилищно-коммунальных услуг. Функции управляющей компании могут выполняться субъектом любой организационно-правовой формы. Затраты на предоставление услуг управляющей компании должны включаться в стоимость жилищно-коммунальных услуг. В ближайшие годы необходимо осуществить переход на профессиональное управление муниципальным жилищным фондом на конкурсной основе. В связи с этим планируется разработать методические рекомендации по развитию системы договорных отношений между собственником жилищного фонда, управляющей организацией, подрядными и ресурсоснабжающими предприятиями. Организация профессионального управления жилищным фондом обеспечит в среднесрочной перспективе улучшение состояния жилищного фонда, а в долгосрочной перспективе - уменьшение стоимости жилищно-коммунальных услуг. Источником обеспечения средств, инвестируемых в модернизацию жилищного фонда, может стать увеличение платы за жилье в связи с улучшением условий проживания. Источником средств на проведение капитального ремонта является включение в оплату жилья отчислений на проведение капитального ремонта жилищного фонда. Создание равных условий для привлечения к управлению муниципальным жилищным фондом организаций разной формы собственности требует принятия на муниципальном уровне определенных правовых решений. В настоящее время, как правило, муниципальный жилищный фонд закреплен за муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения или за муниципальными учреждениями на праве оперативного управления, причем как муниципальная, так и приватизированная доля общего имущества собственников жилых помещений. Привлечение частного бизнеса к управлению муниципальным жилищным фондом исключает такую форму правоотношений. Для того, чтобы организации разной формы собственности имели равные возможности для управления муниципальным жилищным фондом, существующие правоотношения должны быть изменены. Муниципалитет как собственник жилищного фонда (его части в виде неприватизированных квартир) должен заключать с управляющей компанией договор на управление жилищным фондом в форме договора возмездного оказания услуг. Аналогичные договоры на управление жилищным фондом заключают другие собственники жилья в данном многоквартирном доме. Управляющая организация учитывает переданный ей в управление жилищный фонд на балансе и информирует соответствующие службы органов местного самоуправления об изменениях баланса. Проведение конкурсного отбора подрядчиком для обслуживания жилья и проведения капитального ремонта обеспечивает повышение эффективности использования финансовых ресурсов, снижение стоимости предоставляемых услуг. При демонополизации жилищной сферы целесообразно проведение конкурсов на выполнение специализированных работ (обслуживание лифтового хозяйства, вывоз мусора, установка и обслуживание счетчиков тепла, воды и др.). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 г. N 432 "О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищных фондов" к 2006 году необходимо осуществлять выполнение на конкурсной основе всех подрядных работ по обслуживанию муниципального жилищного фонда в городах Курск, Железногорск, Курчатов. Организатором конкурсов должны выступать управляющие компании на основании положения, закрепленного в договоре на управление, заключаемом с органом местного самоуправления. При формировании или выборе предприятия, которое будет осуществлять предоставление услуг в жилищной сфере, необходимо руководствоваться следующим: предприятие должно быть, в первую очередь, ориентировано на удовлетворение нужд нанимателей и собственников жилья, снижение стоимости услуг при их качественном и своевременном предоставлении. В этих целях органы местного самоуправления как собственники жилищного фонда должны обеспечить: своевременное информирование предприятий - потенциальных участников конкурсов, что позволит расширить их круг, повысить эффективность конкурсного отбора; соответствующее финансирование выполненных подрядчиками работ, предусмотренных договорами. Внедрение основанных на развитии конкуренции принципов управления жилищным фондом и предоставления жилищно-коммунальных услуг создает предпосылки для приватизации муниципальных жилищных предприятий. Первым этапом приватизации должно стать акционирование. До 2006 года необходимо завершить акционирование и приватизацию муниципальных унитарных предприятий, выполняющих подрядные работы по обслуживанию жилищного фонда. Большую часть муниципальных предприятий, выполняющих работы по управлению муниципальным жилищным фондом, необходимо акционировать в течение срока реализации Программы. Развитие конкуренции в сфере управления жилищным фондом окажет существенное влияние на внедрение альтернативных, новых технологий в сфере тепло- и электроснабжения, позволяющих осуществлять обслуживание относительно небольших групп потребителей. Это будет способствовать развитию конкуренции в сфере энергоснабжения. Управляющая компания будет иметь возможность рассматривать альтернативные варианты - создать собственный локальный источник энергоснабжения или воспользоваться услугами системы централизованного энергоснабжения. Специализация расчетно-кассовых центров заключается в оперативном ежемесячном расчете платежей населения в зависимости от реального потребления жилищно-коммунальных услуг. Это предполагает наличие специализированной информационно-вычислительной базы. Поэтому в городах, где существуют несколько управляющих компаний, функций по проведению расчетов по платежам населения целесообразно передавать на условиях подрядного договора специализированным расчетно-кассовым центрам, которые собирают всю информацию по платежам, осуществляемым потребителями предприятиям жилищно-коммунального хозяйства. В муниципальных образованиях, где управление муниципальным жилищным фондом осуществляет одна управляющая компания, расчетно-кассовый центр может создаваться как структурное подразделение этой компании (приложение N 11). Расчетно-кассовые центры могут создаваться как самостоятельные хозяйствующие субъекты либо как подразделения служб заказчика. Как показала практика, в крупных городах целесообразно создавать единые расчетно-кассовые центры как самостоятельные организации. Для небольших населенных пунктов функции расчетно-кассовых центров целесообразно возложить на службы заказчика, многие из которых в настоящее время уже занимаются начислением субсидий и льгот. Их деятельность обеспечит для населения экономию времени при оформлении льгот и субсидий, позволит своевременно производить перерасчеты в случае изменения тарифов или недопоставки услуг, исключит разночтение документов и ошибки в их применении. Предполагается создание областной службы заказчика и в ее составе единого расчетно-кассового центра. Целью создания областного единого расчетно-кассового центра будет являться формирование единой системы начисления, сбора и обработки жилищно-коммунальных платежей, предоставления субсидий и льгот, контроль за правильностью расчетов, целевым использованием собираемых от населения средств. Реформа собственности в жилищном хозяйстве приведет к развитию конкуренции в двух направлениях: конкуренция в сфере управления недвижимостью за получение заказа от собственника на управление жилищным фондом; конкуренция подрядных организаций за получение заказа на предоставление жилищно-коммунальных услуг от управляющей компании. Импульсом для развития конкуренции в этих направлениях должно служить формирование многообразия объединений собственников жилья. Создание товариществ собственников жилья в границах единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума), включающего в себя земельный участок и расположенное на нем жилое здание, является на сегодняшний день одним из эффективных способов защиты прав собственников жилья и организации управления многоквартирным жилым домом с разными собственниками отдельных помещений. При этом товариществам - собственникам жилья - должна быть оказана муниципальная поддержка, которая предусматривает: упрощение и удешевление процедуры регистрации кондоминиумов в учреждениях юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество; предоставление налоговых льгот в пределах компетенции представительных органов местного самоуправления; выделение земельных участков в общедолевую собственность кондоминиумов, что позволит получить дополнительные источники финансирования за счет их коммерческого использования. Развитие экономических отношений в области тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения Процессы тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения населенных пунктов, несмотря на их разногородность, характеризуются следующими общими признаками: использование в ходе технологического процесса сложной инженерной инфраструктуры, относящейся к конкретной территории (сетей водопровода, канализации, теплосетей, устройств по передаче электроэнергии и т.д.); неразрывность или строгая последовательность процессов производства, передачи и потребления материальных носителей услуги; невозможность для потребителя услуг отказаться от получения этих видов услуг на длительный срок; невозможность компенсации предоставляемых не в полном объеме услуг в один период за счет более интенсивного их предоставления в другой период; необходимость четкой взаимосвязи на всех стадиях производственного процесса; тесная зависимость организации производственного процесса, потребности в мощностях и конкретных инженерных решений от местных условий. Предприятия жилищно-коммунального комплекса, обеспечивающие поставку указанных ресурсов по распределительным сетям, являются естественными локальными монополистами. Их деятельность подлежит регулированию в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (в редакции Федерального закона от 26 марта 2002 г. N 39-ФЗ). Тарифное регулирование жилищно-коммунальных предприятий и аудит тарифов Существующая система тарифного регулирования делает практически невозможным привлечение частных инвестиций в развитие коммунальной инфраструктуры, так как не дает возможности использовать сэкономленные в результате снижения затрат средства на развитие и модернизацию производства. Привлечение частных инвестиций в предприятия городской инженерной инфраструктуры - одна из основных целей работы по реформе системы тарифного регулирования. Для развития экономических механизмов тарифного регулирования необходимо обеспечить единую методологическую базу для регулирования тарифов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимо установить единые принципы государственного тарифного регулирования, увязывающие изменения тарифов на газ (федеральный уровень) и электрическую энергию (региональный уровень) с изменением тарифов на тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение (муниципальный уровень), а также возможностью потребителей (населения и бюджетных организаций) оплатить услуги по новым тарифам. Эффективное регулирование предприятий жилищно-коммунального хозяйства области будет основываться на определении целей деятельности этих предприятий, решении вопросов формирования и утверждения тарифов и проведения мониторинга предприятий жилищно-коммунального хозяйства, что обеспечит органам местного самоуправления возможность реализовать свои обязанности по качественному обеспечению населения коммунальными услугами. Определение целей предприятий жилищно-коммунального комплекса основывается на разработанных перспективных схемах развития систем теплоснабжения и водоснабжения городов и населенных пунктов. Система тарифного регулирования будет обеспечивать выполнение производственной и инвестиционной программ предприятия, утверждаемых на очередной период тарифного регулирования, в том числе: стимулировать предприятия жилищно-коммунального комплекса к снижению издержек, повышению качества оказываемых услуг; способствовать привлечению инвестиций в предприятия жилищно-коммунального комплекса; обеспечивать предприятиям жилищно-коммунального комплекса формирование необходимого объема финансовых ресурсов; учитывать формирование конкурентных отношений в ряде подотраслей жилищно-коммунального комплекса. Помимо создания экономических механизмов, которые стимулировали бы предприятия жилищно-коммунального комплекса самостоятельно выявлять резервы снижения издержек на предоставление коммунальных услуг, необходимо предусмотреть механизм выявления заведомо нерациональных затрат как элемент процедуры тарифного регулирования. При принятии решения об установлении тарифов должны использоваться результаты комплексных обследований предприятий жилищно-коммунального комплекса, включая проведение независимых экспертиз и проверок. Система тарифного регулирования должна рассматриваться как средство для достижения поставленных собственником имущества предприятий целей, т.е. тарифы должны обеспечивать предприятиям необходимый им для реализации производственных и инвестиционных программ объем финансовых потребностей. Необходимо, чтобы тарифная политика реализовывала следующие принципы: полное возмещение затрат всем участникам процесса предоставления эксплуатационных и коммунальных услуг конечным потребителям. Регулируемое предприятие должно получать финансовые ресурсы в объеме, достаточном для компенсации всех произведенных им обоснованных издержек. Основанием являются мероприятия по реализации утвержденных собственником имущества производственных и инвестиционных программ; принцип оптимизации интересов всех сторон. Одна из основных задач системы тарифного регулирования - обеспечить в ходе установления тарифа учет и сбалансированность интересов сторон (собственника имущества, регулируемого предприятия, потребителей, инвесторов). Сам процесс формирования тарифа на эксплуатационные и коммунальные услуги должен заключаться в поиске компромисса между техническими задачами и финансовыми потребностями поставщиков услуг и платежеспособным спросом потребителей; последовательность и прогнозируемость изменения тарифов. Система регулирования должна обеспечивать прогнозируемость и предсказуемость изменения тарифов. Установление тарифов должно производиться на определенный срок (период регулирования). Это требование преследует выполнение трех целей. Во-первых, это создает ситуацию определенности в отношении будущих денежных потоков предприятия, что снижает риски инвестирования в него. Во-вторых, в течение регулируемого периода предприятие может проводить мероприятия по снижению издержек, а полученную экономию расходовать по своему усмотрению. В третьих, данная мера будет способствовать росту экономической определенности для потребителей коммунальных услуг; принцип публичности и открытости. Процедура тарифного регулирования должна обеспечивать публичность процесса формирования тарифов. Это необходимо для того, чтобы достичь доверия со стороны потребителей эксплуатационных и коммунальных услуг, а также способствовать достижению баланса интересов в процессе регулирования тарифов. Публичность системы должна обеспечить необходимое методическое и информационное взаимодействие между отдельными элементами этой системы: процедурами мониторинга, подготовки и рассмотрения заявок на пересмотр тарифов, их утверждения и вступления в силу; снижение политизированности ценообразования. Проблема снижения политизированности ценообразования должна быть решена за счет принятия соответствующих принципов и процедур тарифного регулирования, в первую очередь - за счет повышения открытости процесса формирования и утверждения тарифов. Это позволит повысить обоснованность принимаемых решений, а также сглаживать социальные последствия роста тарифов, привлекая потребителей к процессу обсуждения и формирования их величины. Система тарифного регулирования должна рассматриваться как система, формирующая по отношению к регулируемым предприятиям необходимые условия, в которых они могут реализовывать задачи, поставленные перед ними собственником имущества и зафиксированные в производственной и инвестиционной программах регулируемого предприятия. Процедура установления тарифов должна быть прозрачной и понятной для всех заинтересованных сторон. В целях проведения единой политики в области ценообразования и осуществления регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги, обеспечивающих согласование интересов производителей и потребителей жилищно-коммунальных услуг, создана специализированная постоянно действующая межведомственная комиссия по регулированию цен и тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства Курской области. Кроме того, на комитет жилищно-коммунального хозяйства Курской области возложен государственный контроль (надзор) на жилищно-коммунальные услуги Курской области. Тарифы на коммунальные услуги должны быть фиксированными в течение финансового года, а ожидаемый рост тарифов на газ и электроэнергию, за которым следует пересчет коммунальных тарифов, должен закладываться в параметры бюджетов всех уровней в рамках бюджетного процесса. В процессе установления тарифа необходимо проводить оценку того, насколько предлагаемый тариф приемлем для общества. В этом отношении можно говорить не только об экономической, но и о социальной обоснованности тарифа. По мере установления индивидуальных приборов учета и регулирования потребления основных коммунальных услуг будет осуществляться переход от оплаты по нормативам потребления к оплате на основе показаний приборов учета. Для стимулирования этого процесса необходимо устанавливать тарифы на коммунальные услуги при оборудовании счетчиками ниже, чем тарифы для остальных групп потребителей. Экспертиза тарифов может проводиться за счет средств органов местного самоуправления и только в части процедуры расчетов тарифов, подготовленных отраслевым подразделением органа местного самоуправления или иным уполномоченным им лицом. Предприятия жилищно-коммунального хозяйства, представляющие тарифы по оказываемым ими жилищно-коммунальным услугам на утверждение (пересмотр) органам местного самоуправления, могут добровольно принять на себя соответствующие обязательства при заключении договора либо с органом местного самоуправления (в т.ч. договоры на исполнение муниципального заказа), либо с экспертной организацией. Такая экспертиза тарифов может проводиться как за счет средств органов местного самоуправления, так и за счет средств хозяйствующего субъекта. Процедура такой экспертизы предполагает проверку финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта. Энергоресурсосбережение Энергосберегающая политика в условиях роста цен на энергоносители, сокращения бюджетных дотаций на топливо и энергообеспечение и ухудшения экологической обстановки приобретает одно из первостепенных значений. В Курской области, как и в целом в России, сохраняются негативные тенденции при использовании топливно-энергетических ресурсов. Проводимая работа по энергосбережению на большинстве предприятий области является слабой и малоэффективной. Это связано с рядом причин, а именно: отсутствием на региональном уровне основ политики по энергосбережению в виде соответствующей нормативной базы; задержкой в разработке предприятиями и отраслями местных программ энергосбережения; отсутствием практического опыта в энергетическом планировании. Положение усугубляется возрастающей из года в год энергоемкостью промышленной продукции, вызванной общим спадом производства и технологическим несовершенством основных производственных фондов, растущими неплатежами за использованные энергетические ресурсы, закупкой 82% потребляемой электроэнергии с федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности). Специфика структуры энергопотребления Курской области обусловлена наличием десятков высокоэнергоемких промышленных предприятий, а также горнорудного комплекса ОАО "Михайловский ГОК" и государственного предприятия "Курская АЭС". РАО "ЕЭС России" обеспечивает энергоснабжение всей территории страны, имея резервы генерирующих мощностей всего 5 - 6%. В то же время при аварийном режиме работы электростанций надежность энергоснабжения гарантируется, как показывает опыт других стран, лишь при большом резерве. Таким образом, при ожидаемом подъеме темпов роста производства отраслей экономики это неминуемо приведет в будущем к нехватке топливно-энергетических ресурсов. В этих условиях комплексное решение проблем сбережения и экономии топливно-энергетических ресурсов приобретает первостепенное значение. Недооценка важности и безотлагательности решения назревших проблем энергосбережения стала одной из причин снижения уровня жизни населения, повлекла ослабление конкурентоспособности продукции и услуг предприятий, а также обострения ряда социально-экономических проблем. На повышение эффективности энергоиспользования негативное влияние оказывают повсеместно допускаемые значительные непроизводительные потери энергоресурсов, расточительность и бесхозяйственность в их расходовании, плохо налаженный учет и контроль за использованием топлива и энергии. Низкая эффективность использования дорогостоящих энергетических ресурсов в области во многом обусловлена также несовершенством, а порой и отсутствием необходимых нормативно-правовых, финансово-экономических механизмов, а также недостаточным и некомплексным их применением. В Программе сформированы конкретные направления реализации энергосберегающей политики. Обеспечение потребителей приборами и системами учета и регулирования расхода энергоносителей и питьевой воды одновременно с реализацией энергосбережения в коммунально-бытовом секторе позволит уменьшить потребность в энергоресурсах и сократить на 20 - 25% затраты бюджетных организаций на топливоэнергообеспечение. Для достижения целей региональной энергетической политики областными и муниципальными органами управления энергетическим хозяйством области необходимо в рамках действующего законодательства обеспечить: создание необходимой нормативно-правовой базы энергосбережения; проведение активной энергосберегающей политики, образование системы управления энергосбережением; оснащение потребителей приборами и системами учета энергоресурсов; создание областного рынка энергоресурсов и конкурентной среды за счет поддержки "малой" энергетики, вовлечение местных топливных ресурсов и нетрадиционных источников энергии; создание системы контроля за эффективностью использования энергетических ресурсов; популяризацию среди населения энергосберегающей идеологии и обязательность преподавания основ эффективного использования энергии; подготовку и переподготовку специалистов в области энергосбережения. Реализация энергосберегающей стратегии в регионе окажет положительное влияние на развитие экономики области, совершенствование технологической базы в производственной сфере и социально-бытовом секторе, позволит снизить инфляционные процессы, повысить конкурентоспособность товаропроизводителей, благоприятно скажется на росте внутреннего валового продукта области, и, в конечном итоге, на повышении уровня жизни населения. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|