21.09.2016
№ 306а
Об утверждении Концепции развития информационного общества
в Томской области на период до 2025 года
В целях реализации эффективной
государственной политики в сфере развития информационного общества на
территории Томской области, способствующей социально-экономическому развитию
Томской области,
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить Концепцию развития информационного общества в
Томской области на период до 2025 года согласно приложению к настоящему
постановлению.
2. Определить,
что функции уполномоченного органа по управлению и реализации Концепции
развития информационного общества в Томской области на период до 2025 года
осуществляет Департамент развития информационного общества Администрации
Томской области (Максименко).
3. Департаменту
развития информационного общества Администрации Томской области (Максименко)
совместно с иными заинтересованными исполнительными органами государственной
власти Томской области разработать План мероприятий («дорожную карту») по
реализации Концепции развития информационного общества в Томской области на
период до 2025 года.
4. Рекомендовать
исполнительным органам государственной власти Томской области и органам
местного самоуправления муниципальных образований Томской области учитывать в
своей деятельности положения Концепции развития информационного общества в
Томской области на период до 2025 года.
5. Контроль
за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора
Томской области по научно-образовательному комплексу и инновационной политике
Сонькина М.А.
И.о.
Губернатора Томской области А.М.Рожков
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации Томской области
от 21.09.2016 № 306а
Концепция
развития информационного общества в Томской области на
период до 2025 года
1. Общие
положения
Концепция
развития информационного общества в Томской области на период до 2025 года
(далее – Концепция) разработана в соответствии со Стратегией развития информационного
общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации
07.02.2008 № Пр-212 (далее – Стратегия развития информационного общества),
Концепцией региональной информатизации, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 № 2769-р (далее – Концепция
региональной информатизации), в целях реализации Стратегии
социально-экономического развития Томской области до 2030 года, утвержденной
постановлением Законодательной Думы Томской области от
26.03.2015 №2580 «Об утверждении Стратегии социально-экономического
развития Томской области до 2030 года» (далее – Стратегия
социально-экономического развития Томской области).
Концепция соответствует основным направлениям
государственной политики в области информатизации, сформулированным в:
Указе Президента Российской Федерации
от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного
управления»;
Указе Президента Российской Федерации
от 21.08.2012 № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации»;
Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации
от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;
государственной программе
Российской Федерации «Информационное общество (2011 – 2020 годы)», утвержденной
постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 313 «Об утверждении
государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 –
2020 годы)»;
Стратегии развития отрасли информационных
технологий в Российской Федерации на 2014 – 2020 годы и на перспективу до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.11.2013 № 2036-р;
Концепции информационной
безопасности детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации
от 02.12.2015 № 2471-р;
Типовой концепции открытости органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, одобренной Правительственной
комиссией по координации деятельности открытого правительства 29.05.2014;
Концепции методологии систематизации
и кодирования информации, а также совершенствования и актуализации общероссийских
классификаторов, реестров и информационных ресурсов, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 10.05.2014 № 793-р;
Концепции построения и развития аппаратно-программного
комплекса «Безопасный город», утвержденной распоряжением Правительства Российской
Федерации от 03.12.2014 № 2446-р;
Концепции создания в Томской области
инновационного территориального центра «ИНО Томск», одобренной распоряжением Правительства
Российской Федерации от 14.01.2015 № 22-р (далее – Концепция «ИНО Томск»);
Концепции оптимизации механизмов проектирования
и реализации межведомственного информационного взаимодействия, оптимизации порядка
разработки и утверждения административных регламентов в целях создания системы управления
изменениями, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2015
№ 1616-р;
государственной программе «Развитие
информационного общества в Томской области», утвержденной постановлением Администрации
Томской области от 12.12.2014 № 491а «Об утверждении государственной программы «Развитие
информационного общества в Томской области».
2. Оценка
текущего состояния региональной информатизации и информационного общества в Томской
области за период 2013 – 2014 годов[1]
Развитие информационного общества
в значительной степени определяется уровнем развития человеческого капитала, состоянием
инфраструктуры телекоммуникационного оборудования, компьютерной техники, информационных
систем, средств коммуникации, организационных структур, обеспечивающих их эффективное
функционирование (далее – ИКТ-инфраструктура), экономической ситуацией, а также
целенаправленной политикой в сфере информационных коммуникационных технологий (далее
– ИКТ).
Человеческий капитал
С точки зрения условий
развития информационного общества для Томской области существенным преимуществом
является наличие мощного научно-образовательного комплекса и высокого уровня развития
человеческого капитала, по характеризующему его интегральному показателю Томская
область традиционно занимает 3-е место в России и 1-е место в Сибирском федеральном
округе (далее – СФО). Крупнейшие вузы Томской области входят в число лучших российских
высших учебных заведений, что позволяет региону являться научно-образовательным
центром России. По данным государственных органов федерального статистического наблюдения
в рейтинге регионов России относительно показателей, определяющих уровень развития
человеческого капитала, Томская область удерживает лидирующие позиции:
по доле работников
организаций, использовавших информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (далее
– Интернет) не реже 1 раза в неделю, – 2-е место по России, 1-е место по СФО;
по доле работников
организаций, использовавших персональные компьютеры не реже 1 раза в неделю, – 3-е
место по России, 1-е место по СФО;
по уровню образования – 3-е место по России, 1-е место по СФО;
по числу студентов
вузов на 1000 человек населения занимает 3-е место по России, 1-е место по СФО;
по числу исследователей
на 10000 человек населения – 6-е место по России, 1-е место по СФО;
по доле ИКТ-специалистов среди занятого
населения – 6-е место по России, 1-е место по СФО.
Вместе с тем необходимо отметить,
что уровень информационной грамотности населения требует дальнейшего повышения –
по отдельным показателям Томская область находится на слабых позициях, особенно
по доле гражданских и муниципальных служащих, которые прошли в течение последнего
года обучение по направлению «Информационно-аналитическое» (%, от общей численности
получивших дополнительное профессиональное образование) – 41 – 44-е место по России,
5-е место по СФО.
В целом по интегральному показателю
использования населением информационно-телекоммуникационных технологий Томская область
занимает только 16-е место в рейтинге регионов России, хотя регион отличается чрезвычайно
динамичным ростом числа пользователей Интернета, имеющих возможность получения государственных
услуг в электронной форме.
ИКТ-инфраструктура
Томскую область относят к регионам
России с умеренным уровнем развития с точки зрения ИКТ-инфраструктуры – 31-е место
по России, 3-е место по СФО.
Ключевая проблема области в этой сфере
– обеспечение доступа к Интернету, прежде всего, развитие инфраструктуры широкополосного
доступа. По числу абонентов мобильного широкополосного доступа на 100 человек населения
Томская область занимает лишь 44-е место среди субъектов Российской Федерации, по
числу абонентов фиксированного широкополосного доступа на 100 человек населения
– 59 – 60-е место.
Проблемой области на фоне других регионов
России также является проникновение сотовой связи. По числу абонентов на 100 человек
населения регион занимает 22-е место в России, 5-е место в СФО. При этом имеются
ограничения по предоставлению современных услуг связи в некоторых населенных пунктах
Томской области с численностью постоянно проживающих от 500 до 10 000 человек: недоступна
сотовая связь GSM по стандарту 2G, 3G. Вместе с тем на общемировом фоне уровень
проникновения сотовой связи в области (как и в большинстве регионов России) высок
и превышает показатели многих развитых стран.
Экономическая
среда
Наиболее существенным компонентом
экономики Томской области является нефтегазовый сектор, который, с одной стороны,
обеспечивает большие поступления в бюджет региона, с другой стороны, вызывает сильную
зависимость экономического состояния региона от мировых цен на нефтепродукты и природный
газ.
Уровень развития экономики, финансовые
возможности государства, корпораций и домохозяйств в значительной степени определяют
темпы и масштабы проникновения и использования ИКТ. По интегральному показателю
состояния экономической среды Томская область занимает 14-е место по России и 1-е
место по СФО, его значение для области составляет всего лишь 65% от региона-лидера.
При этом Томская область характеризуется
высоким уровнем инвестиционного развития и благоприятным инвестиционным климатом
и по объему инвестиций на душу населения в течение последних пяти лет удерживает
2-е место среди регионов СФО, уступая только Красноярскому краю. По оценке инвестиционной
привлекательности регионов России (Национальное рейтинговое агентство) Томская область
входит в группу IC3 (высокая инвестиционная привлекательность – третий уровень),
что является лучшим результатом среди регионов СФО.
Одной из определяющих характеристик
экономической среды области, оказывающей существенное влияние на использование ИКТ,
является относительно невысокий уровень – близкий к среднему по России – экономического
развития региона. По валовому региональному продукту (далее – ВРП) на душу населения
область занимает 17-е место по России, 2-е место по СФО, при среднегодовых темпах
прироста физического объема ВРП за предшествующие 5 лет ниже чем в среднем по России
(102% – 38-е место), что в свою очередь связано с зависимостью экономики от нефтегазового
сектора.
Существенной проблемой и слабостью
экономических условий электронного развития Томской области является ограниченная
покупательная способность населения и бюджетной сферы в отношении ИКТ: по доходам
консолидированного бюджета на душу населения область занимает 26-е место, а по важному
показателю, характеризующему доходы домохозяйств (доля продуктов питания в их конечном
потреблении), – лишь 81-е место. Это обстоятельство ограничивает возможности домашней
информатизации и отрицательно сказывается на перспективах широкомасштабного использования
ИКТ населением и в общественном секторе.
Государственное
управление в сфере ИКТ
С декабря 2012 года целенаправленная
политика Администрации Томской области в сфере развития информационного общества,
планомерного повышения уровня информационной открытости исполнительных органов государственной
власти региона началась с формирования основных органов управления региональной
информатизацией Томской области – создан Департамент развития информационного общества
Администрации Томской области.
По итогам анализа состояния региональной
информатизации, проведенного Департаментом развития информационного общества Администрации
Томской области, выявлены серьезные недостатки в этой сфере, в целях устранения
которых в январе 2013 года был разработан План первоочередных мероприятий по развитию
региональной информатизации, организовано внедрение отраслевых и инфраструктурных
региональных информационных систем, в том числе предназначенных для электронного
взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Реализация целенаправленной политики
Администрации Томской области на начальном этапе принесла первые результаты. В целом
по итогам 2014 года Томская область вошла в десятку наиболее развитых регионов России
сфере информационного общества и занимает во всероссийском рейтинге регионов России:
9-ю позицию по индексу готовности
регионов России к информационному обществу (отставание от региона-лидера составляет
26,1%);
8-ю позицию по интегральному показателю
факторов развития информационного общества;
15-ю позицию по
интегральному показателю использования ИКТ для развития.
Однако несмотря на достигнутые успехи
по некоторым направлениям развития региональной информатизации и информационного
общества у Томской области наблюдается значительное отставание:
по интегральному
показателю «ИКТ-инфраструктура» – 31-е место;
по интегральному показателю «ИКТ в
бизнесе» – 38-е место;
по интегральному показателю «ИКТ в
образовании» – 48-е место.
Кроме того, на региональном уровне
по прежнему не решены вопросы комплексного и системного управления региональной
информатизацией и развития информационного общества.
В целях устранения указанных недостатков
и обеспечения дальнейшего развития информационного общества в регионе требуются
активные действия и концептуально новые подходы к организации и реализации политики
Администрации Томской области в указанной сфере.
3. Анализ
конкурентоспособности Томской области в сфере развития информационного общества
Сильными сторонами Томской области являются:
высокое качество человеческого капитала,
позволяющее реализовывать сложные высокотехнологичные проекты без привлечения или
с минимальным привлечением внешних специалистов;
наличие относительно развитого сектора
производства и сбыта энергоносителей, обеспечивающего приток финансовых ресурсов;
наличие развитого научно-образовательного
комплекса и развивающегося на его основе бизнеса, обеспечивающего возможности роста
доли наукоемкой продукции в валовом региональном продукте;
наличие мощного ИКТ-кластера и Особой
экономической зоны технико-внедренческого типа «Томск»;
целенаправленная политика Администрации
Томской области в сфере развития информационного общества, способствующая оптимальному
решению соответствующих задач.
Слабыми сторонами Томской области являются:
низкие темпы прироста ВРП, ставящие
под угрозу ресурсную базу развития информационного общества;
слабое распространение широкополосного
доступа к Интернету, прежде всего фиксированного, что ограничивает возможности современных
видов использования Интернета домохозяйствами и организациями бюджетной сферы;
отставание в динамике факторов электронного
развития, приводящее к увеличению информационного разрыва с регионами-лидерами и
сокращению возможностей области;
заметное сокращение объема располагаемого
бюджетного финансирования, выделяемого на цели развития информационного общества,
по сравнению с предыдущими периодами;
недостаточная доля ИКТ-сектора в ВРП.
Внешними факторами, способствующими развитию информационного
общества в Томской области (возможностями), являются:
возрастание роли нематериальных активов
в мировой экономике, позволяющее занимать место в расширяющихся нишах рынка и формировать
новые ниши, а также снижающее потребность в капиталовложениях на создание новых
бизнесов;
рост доступности мировых и общероссийских
рынков нематериальных активов и упрощение участия в мировом разделении труда в качестве
поставщика продуктов и услуг в ИКТ-сфере в результате распространения доступа к
Интернету, снижающего затраты на маркетинг, рекламу и сбыт;
рост внимания Правительства Российской
Федерации к развитию информационного общества, позволяющий использовать политическую
поддержку и средства федерального бюджета на решение актуальных задач в области
формирования электронного правительства и развития системы открытого правительства
на региональном уровне;
наличие государственных программ федерального
уровня, нацеленных на развитие информационного общества и отдельных факторов его
роста, предусматривающих в том числе региональную составляющую, и позволяющих привлекать
целевые средства федерального бюджета.
Дополнительными
возможностями развития информационного общества являются мероприятия по реализации
Концепции создания в Томской области инновационного территориального центра «ИНО
Томск», одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.01.2015
№ 22-р, направленные на создание необходимых условий для развития инновационных
и промышленных кластеров, обеспечение согласованного развития объектов университетов
и создание кампусной среды, усиление взаимодействия организаций высшего образования
и научных организаций, способствующие развитию городской среды.
Внешними факторами, препятствующими
развитию информационного общества в Томской области (угрозами), являются:
оптимизация источников дохода федерального
и региональных бюджетов;
сильная зависимость ресурсного обеспечения
развития информационного общества от конъюнктуры рынка энергоносителей, создающая
риски для источников финансирования бюджета Томской области;
высокая конкуренция на рынках нематериальных
активов со стороны международных корпораций, обладающих значительными инвестиционными
возможностями, ограничивающая возможности предприятий области по выходу на международные
рынки с интеллектуальной продукцией;
сильная зависимость ИКТ-сектора Российской
Федерации (и Томской области в частности) от импорта элементов ИКТ-инфраструктуры
(компьютеры, комплектующие, телекоммуникационное оборудование, мобильные терминалы,
программное обеспечение).
4. Цели
и задачи региональной информатизации и развития информационного общества в Томской
области
С учетом достигнутого уровня развития
в сфере региональной информатизации и информационного общества и имеющегося потенциала
региона Концепция определяет основной тренд, цели и задачи региональной информатизации
и развития информационного общества в Томской области.
Основной тренд развития информационного
общества в Томской области на современном этапе – переход от систем электронного
правительства к системам открытого правительства и формирование системы «Умный и
удобный регион».
Цели региональной информатизации и
развития информационного общества в Томской области:
1) высокий уровень жизни граждан за
счет использования информационных и телекоммуникационных технологий;
2) высокий уровень развития информационного
общества;
3) эффективная система государственного
управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.
Для достижения цели 1 «Высокий уровень
жизни граждан за счет использования информационных и телекоммуникационных технологий»
необходимо решить следующие задачи:
1) обеспечение повышения качества
и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг, а также услуг,
предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями,
в которых размещается государственное или муниципальное задание (заказ), с помощью
информационных технологий;
2) обеспечение создания и развития
электронных услуг и сервисов в социальных сферах.
Для достижения цели 2 «Высокий уровень
развития информационного общества в Томской области» необходимо решить следующие
задачи:
1) формирование региональной информационно-телекоммуникационной
инфраструктуры, необходимой для информационного взаимодействия;
2) обеспечение комплексного обучения
и использования информационно-коммуникационных технологий в Томской области.
Для достижения цели 3 «Эффективная
система государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных
технологий» необходимо решить следующие задачи:
1) формирование экосистемы «Открытый
регион»;
2) принятие мер по развитию специальных
информационных и информационно-технологических систем обеспечения деятельности исполнительных
органов государственной власти.
5. Показатели
достижения целей и задач региональной информатизации и развития информационного
общества в Томской области
Показатели достижения
целей и задач региональной информатизации и развития информационного общества приведены
в таблице 1. При определении показателей достижения целей и задач Концепции за основу
принят перечень показателей в соответствии с Методикой оценки уровня развития информационного
общества субъектов Российской Федерации, одобренной Советом региональной информатизации
Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения
качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.
Таблица 1
№
п/п
|
Наименование контрольного показателя
|
2014
год[2]
|
2020
год
|
2025
год
|
Показатель цели 1 «Высокий уровень
жизни граждан за счет использования информационных и телекоммуникационных технологий»
|
1.
|
Место Томской области в рейтинге субъектов
Российской Федерации по интегральному показателю «Использование ИКТ для развития»[3]
|
15
|
не
ниже 10
|
не
ниже 5
|
Показатели задачи 1) «Обеспечение
повышения качества и доступности предоставления государственных и муниципальных
услуг, а также услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями
и другими организациями, в которых размещается государственное или муниципальное
задание (заказ), с помощью информационных технологий»
|
2.
|
Доля граждан, имеющих доступ к получению
государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания,
в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг,
%
|
51
|
не
ниже 90
|
не
ниже 90
|
3.
|
Количество заявлений,
поступивших от жителей Томской области с Единого портала государственных и муниципальных
услуг (функций), ед.
|
55
000
|
62
000
|
70
000
|
Показатели задачи 2) «Обеспечение
создания и развития электронных услуг и сервисов в социальных сферах»
|
4.
|
Место Томской области в рейтинге субъектов
Российской Федерации по интегральному показателю «ИКТ в культуре»[4]
|
22
|
не
ниже 16
|
не
ниже 10
|
5.
|
Место Томской области в рейтинге субъектов
Российской Федерации по интегральному показателю «ИКТ в медицине»[5]
|
2
|
не
ниже 2
|
не
ниже 2
|
6.
|
Место Томской области в рейтинге субъектов
Российской Федерации по интегральному показателю «ИКТ в образовании»[6]
|
48
|
не
ниже 29
|
не
ниже 10
|
Показатель цели 2 «Высокий уровень
развития информационного общества в Томской области»
|
7.
|
Место Томской области в рейтинге субъектов
Российской Федерации по интегральному показателю факторов развития информационного
общества
|
8
|
не
ниже 6
|
не
ниже 5
|
Показатель задачи 1) «Формирование
региональной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, необходимой для
информационного взаимодействия»
|
8.
|
Место Томской области в рейтинге субъектов
Российской Федерации по интегральному показателю «ИКТ-инфраструктура»[7]
|
31
|
не
ниже 18
|
не
ниже 5
|
Показатели задачи 2) «Обеспечение
комплексного обучения и использования информационно-коммуникационных технологий
в Томской области»
|
9.
|
Доля организаций, проводивших дополнительное
обучение сотрудников в области ИКТ, в общем числе обследованных организаций,
%
|
6
|
10
|
15
|
10.
|
Место Томской области в рейтинге по
интегральному показателю «Использование ИКТ в домохозяйствах и населением»[8]
|
16
|
не
ниже 14
|
не
ниже 10
|
Показатели цели 3 «Эффективная система
государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных
технологий»
|
11.
|
Уровень удовлетворенности жителей
Томской области качеством предоставления государственных и муниципальных услуг,
% от числа опрошенных
|
87
|
90
|
90
|
12.
|
Место Томской области в рейтинге российских
регионов по интегральному показателю «ИКТ в органах государственной власти и
местного самоуправления»
|
9
|
не
ниже 7
|
не
ниже 5
|
Показатель задачи 1) «Формирование
экосистемы «Открытый регион»
|
13.
|
Место Томской области в рейтинге открытости
субъектов Российской Федерации «Информационная открытость»[9]
|
24
|
не
ниже 5
|
не
ниже 5
|
14.
|
Доля органов местного самоуправления
муниципальных образований Томской области, имеющих веб-сайт в Интернете, %
|
58,05
|
79,02
|
100
|
Показатель задачи 2) «Принятие мер
по развитию специальных информационных и информационно-технологических систем
обеспечения деятельности органов государственной власти»
|
15.
|
Доля граждан Томской области, использующих
механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме,
%
|
43,8
|
70
|
70
|
16.
|
Доля органов государственной
власти, использующих в своей деятельности ведомственные информационные системы,
%
|
13
|
54,8
|
70
|
6. Сроки
и этапы реализации
Реализация Концепции предполагается
в два этапа:
1 этап: 2016 – 2020 годы;
2 этап: 2021 – 2025 годы.
В рамках первого этапа будут решены
задачи организационной подготовки реализации основных направлений Концепции:
формирование эффективной
системы управления реализации Концепции, обеспечивающей комплексное управление внедрением
информационно-коммуникационных технологий в регионе, эффективное управление бюджетными
расходами и межотраслевую координацию деятельности исполнительных органов государственной
власти региона;
развитие и актуализация нормативной правовой базы по
обеспечению реализации Концепции, в том числе с применением механизмов проектного
метода.
Кроме того, в рамках первого этапа
будут выполнены основные работы, связанные с формированием региональной информационно-коммуникационной
инфраструктуры, обеспечивающей повышение качества предоставления государственных
и муниципальных услуг, доступ граждан к информации о деятельности исполнительных
органов государственной власти Томской области и органов местного самоуправления
Томской области.
В рамках второго этапа предполагается
реализация мероприятий, направленных на:
дальнейшее развитие региональной информационно-коммуникационной
инфраструктуры и повышение уровня защиты информационных ресурсов исполнительных
органов государственной власти Томской области и органов местного самоуправления
муниципальных образований Томской области;
широкомасштабную информатизацию исполнительных
органов государственной власти Томской области и органов местного самоуправления
муниципальных образований Томской области в социальной сфере;
оптимизацию порядка предоставления
приоритетных услуг в электронной форме и расширение функций социальных учреждений;
создание и развитие экосистемы «Открытый
регион», включающей механизмы формирования комфортного города, в рамках направления
«Умный и удобный город».
7. Оценка
финансовых ресурсов, необходимых для реализации Концепции
Для финансирования реализации мероприятий
Концепции предлагается использовать как государственное финансирование из бюджетов
различных уровней (федерального, областного, местного), так и привлечение негосударственных
источников финансовых средств.
Общий объем финансирования мероприятий
Концепции по базовому сценарию необходим в размере 1,8 млрд. рублей по всем видам
источников. При этом в структуре расходов по базовому сценарию средства областного
бюджета, выделяемые на реализацию мероприятий по развитию информационного общества
в рамках областных государственных программ, составляют более 90%.
Значительные финансовые расходы требуются
для реализации мероприятий Концепции по форсированному сценарию – общий объем в
размере 4,6 млрд. рублей по всем видам источников, из них не менее 10% составляют
внебюджетные источники.
При базовом и форсированном сценариях
реализации Концепции источниками бюджетного финансирования являются:
1) средства федерального бюджета,
выделяемые для реализации федеральных государственных программ, предусматривающих
финансирование субъектов Российской Федерации;
2) средства областного бюджета, выделяемые
на реализацию мероприятий по развитию информационного общества в рамках областных
государственных программ;
3) средства бюджетов муниципальных
образований Томской области, выделяемые в рамках финансирования отдельных мероприятий
муниципальных образований либо самостоятельно, либо на условиях совместного финансирования
с областным бюджетом.
В условиях сокращения располагаемого
объема ресурсов областного бюджета на цели ИКТ необходимо принять всесторонние меры
для привлечения к реализации мероприятий Концепции средств федерального бюджета
и внебюджетных источников, особенно при форсированном сценарии развития информационного
общества.
Источниками внебюджетного финансирования
являются:
1) кредитные средства, привлекаемые в установленном
порядке;
2) инвестиционные средства негосударственных и государственных
организаций, привлекаемые для реализации отдельных проектов в рамках реализации
мероприятий по развитию информационного общества на условиях, предусматривающих
создание самофинансируемых в дальнейшем бизнесов в рамках этих направлений и мероприятий;
3) средства негосударственных организаций, привлекаемые
для софинансирования проектов в рамках реализации мероприятий по развитию информационного
общества на условиях государственно-частного партнерства;
4) средства негосударственных организаций и частных
лиц, инвестируемые в реализацию отдельных проектов в области развития информационного
общества по их собственной инициативе в результате создания привлекательных условий
для дальнейшего самостоятельного развития проектов.
8. Основные
мероприятия по направлениям реализации Концепции
Направление
«Повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, развитие
электронных услуг и сервисов в социальных сферах».
Необходимым условием обеспечения высокого
уровня жизни граждан за счет использования информационных и телекоммуникационных
технологий является высокий уровень качества и доступности предоставления государственных
и муниципальных услуг, услуг, предоставляемых государственными и муниципальными
учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное или
муниципальное задание (заказ), с помощью информационных технологий, а также высокий
уровень развития электронных услуг и сервисов в социальных сферах.
Указом Президента Российской Федерации
от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного
управления» определено, что к 2018 году уровень удовлетворенности граждан Российской
Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг должен
составить не менее 90%.
В целом повышение качества предоставления
государственных и муниципальных услуг обеспечивается за счет дистанционного взаимодействия
с заявителем, сокращения перечня документов, обязательных для представления заявителем,
за счет использования системы электронного межведомственного взаимодействия, сокращения
сроков предоставления указанных услуг и повышения удобства их получения заявителем.
Соответственно, в рамках реализации Концепции исполнительными органами государственной
власти Томской области и органами местного самоуправления муниципальных образований
Томской области планируется реализовать следующие мероприятия:
1) обеспечение заявителей возможностями:
обращаться за получением государственных
и муниципальных услуг, получать результат указанных услуг и уведомления о ходе их
предоставления посредством различных форм и способов доступа, в том числе посредством
Единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов, а
также посредством многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных
услуг (далее – многофункциональные центры);
совершения платежей, необходимых для
получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме;
досудебного (внесудебного) обжалования
в электронной форме решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении
государственных и муниципальных услуг;
2) создание и доработка информационных
систем в целях обеспечения автоматизации предоставления государственных и (или)
муниципальных услуг и исполнения контрольно-надзорных функций, в том числе автоматизации
внутренних процессов и автоматизации процессов взаимодействия с заявителем;
3) оптимизация порядка предоставления
приоритетных услуг (исполнения контрольно-надзорных функций) в электронной форме
в соответствии с методическими рекомендациями, определяющими требования к предоставлению
государственных и муниципальных услуг в электронной форме, разрабатываемыми Министерством
связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
В целом оптимизация порядка предоставления
приоритетных услуг основана на принципе проектирования механизмов предоставления
каждой услуги, сокращения количества требуемых от заявителя документов и реализации
межведомственного информационного взаимодействия. В рамках Концепции планируется
синхронизировать процесс развития федеральных государственных информационных систем
(в том числе единой системы межведомственного электронного взаимодействия) с региональными
и муниципальными информационными системами;
4) обеспечение возможности заявителям
оценить качество предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе
предоставляемых в многофункциональных центрах. Для оценки качества предоставляемых
государственных и муниципальных услуг предполагается реализовать передачу информации
об услугах исполнительных органов государственной власти Томской области и органов
местного самоуправления муниципальных образований Томской области, в том числе многофункциональных
центров, из их автоматизированных информационных систем в информационную систему
мониторинга качества предоставляемых услуг;
5) внедрение на базе муниципальных
образований (в соответствии с едиными функциональными и технологическими стандартами)
аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» – совокупность функциональных
и технических требований к аппаратно-программным средствам, нормативных правовых
актов и регламентов межведомственного взаимодействия, направленных на противодействие
угрозам общественной безопасности, правопорядку и безопасности среды обитания, формирующих
вместе с действующими федеральными системами обеспечения безопасности интеллектуальную
многоуровневую систему управления безопасностью субъекта Российской Федерации в
целом и муниципального образования в частности, за счет прогнозирования, реагирования,
мониторинга и предупреждения возможных угроз, а также контроля устранения последствий
чрезвычайных ситуаций;
6) информатизация исполнительных органов
государственной власти Томской области и органов местного самоуправления муниципальных
образований Томской области в следующих социальных сферах: образование, здравоохранение,
социальное обеспечение, труд и занятость населения, жилищно-коммунальное хозяйство,
безопасность жизнедеятельности, транспорт, культура.
Направление
«Формирование и развитие региональной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры,
обеспечение ее информационной безопасности и защиты информационных ресурсов».
Для обеспечения высокого уровня развития
информационного общества в Томской области необходимо разработать и реализовать
комплекс мер, направленных на формирование региональной информационно-телекоммуникационной
инфраструктуры, повышение уровня грамотности населения Томской области, профессиональных
компетенций у государственных и муниципальных служащих Томской области в сфере использования
информационно-коммуникационных технологий.
Формирование региональной информационно-коммуникационной
инфраструктуры Томской области включает в себя:
1) элементы инфраструктуры электронного
правительства в составе следующих информационных систем:
а) федеральная государственная информационная система
«Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – ЕПГУ);
б) федеральная государственная информационная система
«Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – Реестр)
и региональный реестр услуг;
в) информационная система головного удостоверяющего
центра, функции которого осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной
власти, и система аккредитованных удостоверяющих центров;
г) информационная система идентификации и аутентификации,
предназначенная для обеспечения при осуществлении взаимодействия с использованием
инфраструктуры взаимодействия идентификации, авторизации и аутентификации органов
и организаций, а также обращающихся за получением государственных и (или) муниципальных
услуг физических и юридических лиц (далее – заявители);
д) единая и региональная система межведомственного электронного
взаимодействия;
2) организационно-технические элементы
в следующем составе:
а) центры общественного доступа, предназначенные для
информирования заявителей о деятельности органов и организаций и о предоставляемых
ими услугах, а также для обеспечения доступа заявителей к получению государственных
и муниципальных услуг в электронной форме;
б) центры телефонного обслуживания, оказывающие услуги
по информированию заявителей с использованием телефонной связи о государственных
и муниципальных услугах, предоставляемых органами и организациями;
3) инженерные и вспомогательные элементы
в следующем составе:
а) система обеспечения информационной безопасности;
б) информационно-телекоммуникационные сети, обеспечивающие
взаимодействие информационных систем при оказании государственных и муниципальных
услуг;
в) сеть центров обработки данных, обеспечивающих функционирование
инфраструктуры взаимодействия.
Перечень основных мероприятий по формированию
региональной информационно-коммуникационной инфраструктуры Томской области, повышению
уровня грамотности населения региона, профессиональных компетенций у государственных
и муниципальных служащих Томской области в сфере использования информационно-коммуникационных
технологий:
1) определение состава и функций компонентов
региональной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое
взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных
и муниципальных услуг в электронной форме;
2) обеспечение систематизации и кодирования
информации, а также совершенствования и актуализации региональных классификаторов,
реестров и информационных ресурсов, а также формирование региональной системы нормативно-справочной
информации и регионального реестра технических спецификаций.
В приоритетном порядке будет осуществляться
переход на использование федеральной государственной информационной системы «Единая
система нормативной справочной информации», региональной системы справочной информации
и стандартизированных спецификаций информационных систем, предназначенных для ведения
региональных ресурсов, предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения
контрольно-надзорных функций, а также межведомственного взаимодействия.
В состав региональной системы нормативно-справочной
информации предполагается включить:
реестр нормативно-справочной информации,
в котором содержится систематизированная совокупность сведений о справочниках и
классификаторах, используемых в региональных и муниципальных информационных системах;
справочники и классификаторы, ведущиеся
или размещаемые в региональной системе нормативно-справочной информации;
реестр региональных ресурсов.
С использованием региональной системы
нормативной справочной информации целесообразно поддерживать автоматизированный
обмен данными с федеральной государственной информационной системой «Единая система
нормативной справочной информации» и региональными и муниципальными информационными
системами, формирующими и использующими справочную информацию;
3) создание защищенной инфраструктуры
юридически значимого электронного взаимодействия и внедрение электронной доставки
документов, системы межведомственного электронного документооборота и системы межведомственного
электронного взаимодействия (СМЭВ 3.0) для предоставления государственных и муниципальных
услуг для региональных органов власти;
4) реализация следующих мер, направленных
на аналитическое, нормативно-правовое, организационно-технологическое, финансовое
и кадровое обеспечение:
внедрение организационно-технических мер по противодействию
угрозам информационной безопасности при применении облачных, мобильных технологий
в системах электронного взаимодействия, электронного документооборота, в том числе
в системах сбора и хранения открытой информации;
координация мероприятий по реализации утвержденных схем
идентификации и аутентификации участников электронного взаимодействия с использованием
систем юридически значимого электронного документооборота на региональном уровне
в соответствии с действующим законодательством;
подготовка и переподготовка государственных и муниципальных
служащих по основам информационной безопасности, включая организацию защищенного
электронного взаимодействия и электронного документооборота и формирование культуры
информационной безопасности.
Направление
«Создание условий для формирования экосистемы «Открытый регион»
Для обеспечения достижения цели по
построению эффективной системы государственного управления на основе использования
информационных и телекоммуникационных технологий будет разработан и реализован комплекс
мер, направленных на формирование экосистемы «Открытый регион», включающей мероприятия
по повышению доступности для граждан информации о деятельности исполнительных органов
государственной власти Томской области и органов местного самоуправления муниципальных
образований Томской области, обеспечению комплексного обучения населения основам
компьютерной, медиа- и финансовой грамотности, организации доступа к информации,
к государственным и муниципальным услугам в электронном виде на базе центров общественного
доступа (далее – ЦОД) и развитию специальных информационных и информационных систем
обеспечения деятельности органов государственной власти.
В рамках реализации Концепции комплекс
мер включает следующие основные мероприятия:
1) развитие систем открытого правительства
и электронной демократии – проекты «Открытый регион», «Открытый муниципалитет»,
«Открытые данные».
В Томской области с 2013 года активно
внедряются проекты «Открытый регион», «Открытый муниципалитет», в которых реализуется
система принципов и механизмов организации деятельности органов власти.
Открытость исполнительных органов
государственной власти Томской области и органов местного самоуправления муниципальных
образований Томской области будет достигаться через соблюдение при реализации государственных
и муниципальных полномочий и функций принципов открытости путем применения соответствующих
основных механизмов (инструментов), таких как:
а) раскрытие информации о деятельности исполнительных
органов государственной власти Томской области и органов местного самоуправления
муниципальных образований Томской области;
б) размещение наборов открытых данных в сети Интернет
и создание на их основе востребованных социальных сервисов и приложений;
в) оценка эффективности деятельности государственных
и муниципальных служащих;
г) организация каналов обратной связи и взаимодействия
с гражданами;
д) формирование и организация работы Экспертных советов,
общественных советов;
е) работа со средствами массовой информации, социальными
сетями и форумами в сети Интернет;
ж) организация обучения населения основам компьютерной,
медиа- и финансовой грамотности;
з) организация функционирования сети ЦОД.
Комплекс мероприятий по развитию систем
открытого правительства и электронной демократии также включает в себя процедуры
диагностики текущей позиции и возможностей Томской области в вопросах открытого
государственного и муниципального управления;
2) в целях реализации права граждан
на доступ к информации о деятельности исполнительных органов государственной власти
Томской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Томской
области, для повышения удобства доступа граждан к официальным сведениям исполнительных
органов государственной власти Томской области будут реализованы мероприятия:
по модернизации официального интернет-портала
Администрации Томской области http://tomsk.gov.ru;
по обеспечению
развития технологических и информационных ресурсов и возможностей использования
сети ЦОД региона для доступа граждан и организаций к информации и электронным услугам;
по обеспечению
для всех заинтересованных лиц, в том числе для социально незащищенных слоев населения,
лиц с ограниченными возможностями здоровья, свободного доступа к информации о деятельности
исполнительных органов государственной власти Томской области и органов местного
самоуправления муниципальных образований Томской области, о государственных (муниципальных)
услугах (функциях), и иной общедоступной информации, а также открытым информационным
ресурсам (правовые, деловые, образовательные и иные социально значимые интернет-ресурсы),
в том числе предоставление жителям области специальной учебно-методической литературы
и текущих периодических изданий в бумажном и электронном виде в режиме читального
зала в ЦОД;
по организации
очного обучения граждан по международной программе «Электронный гражданин», а также
массовому обучению граждан, в том числе проживающих в отдаленных районах, при минимальных
финансовых и организационных затратах посредством видеокурса «Электронный гражданин
Томской области»;
3) развитие Системы общественного
контроля.
В рамках реализации Концепции планируется
реализовать мероприятия, направленные на:
а) развитие и повышение эффективности созданной в 2013
году уникальной модели взаимодействия власти с гражданским сообществом в виде экспертных
советов при заместителях Губернатора Томской области, в состав которых вошли руководители
некоммерческих объединений, врачи, представители финансового сектора, известные
журналисты, спортсмены, деятели культуры и искусства, специалисты, занятые в реальном
секторе экономики и малом бизнесе, представители высшей школы и научно-образовательного
комплекса Томской области;
б) обеспечение развития и укрепления гражданского общества,
защиты прав человека и гражданина, участия граждан в управлении делами государства
в Томской области с помощью Экспертной рабочей группы по рассмотрению общественных
инициатив в Томской области с использованием интернет-ресурса «Российская общественная
инициатива».
9. Ожидаемые
результаты реализации Концепции
В ходе разработки
Концепции рассматривалось 2 основных сценария развития – базовый и форсированный.
Основные параметры
развития информационного общества в Томской области в рамках Концепции соответствуют
базовому сценарию, который в виду сложившихся социально-экономических тенденций
в Российской Федерации и региона предполагает реализацию не всей, но большей части
запланированных мероприятий. В первую очередь будут реализованы мероприятия, определенные
приоритетными для региона:
1) развитие сети ОГКУ «Томский областной многофункциональный
центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» в муниципальных районах
(городских округах) Томской области (в том числе мобильные многофункциональные центры),
а также развитие и внедрение автоматизированной информационной системы поддержки
деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных
услуг;
2) развитие и эксплуатация региональной инфраструктуры
электронного правительства;
3) реализация комплексной системы «Открытое правительство»
и систем информационно-аналитического обеспечения деятельности Администрации Томской
области;
4) популяризация Единого портала государственных услуг
(функций) в Томской области.
В целом реализация мероприятий по
базовому сценарию позволит Томской области войти в пятерку лучших в рейтинге субъектов
Российской Федерации по индексу готовности к информационному обществу, обеспечить
достижение показателей, определенных в Указе Президента Российской Федерации от
07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного
управления», а также сохранить достигнутые уровни показателей.
Реализация Концепции по форсированному
сценарию не только обеспечит достижение показателей, определенных в Указе Президента
Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования
системы государственного управления», и сохранение достигнутых уровней показателей,
но и обеспечит:
равный уровень доступности для граждан
и организаций к современным информационно-телекоммуникационным технологиям за счет
современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры региона, обеспечивающей
информационную безопасность государства, граждан и субъектов хозяйственной деятельности;
высокий уровень оснащенности органов
власти региона элементами инфраструктуры ИКТ (компьютерами, ЛВС и т.п.);
расширение функций учреждений здравоохранения,
образования, культуры за счет широкомасштабного использования ИКТ;
повышение качества услуг в социальной
сфере;
повышение уровня взаимодействия граждан,
организаций и государства на основе созданной экосистемы «Открытый регион», включающей
в себя эффективно функционирующие механизмы сетевой коммуникации граждан, коллективного
обсуждения социально значимых проблем и вопросов общественно-политической тематики
в режиме онлайн, механизмы формирования онлайн-сообществ, а также механизмы формирования
комфортного города, в рамках направления «Умный и удобный город».
По итогам реализации Концепции будет
значительно расширено использование ИКТ в бизнес-процессах предприятий и организаций
региона, ускорено развитие и расширены экспортные возможности ИКТ-сектора экономики
Томской области, что, в свою очередь, обеспечит ускоренный рост экономики Томской
области в целом.
Таким образом, реализация мероприятий
по форсированному сценарию позволит Томской области занять лидирующие позиции в
рейтингах субъектов Российской Федерации по основным подындексам и интегральным
показателям оценки уровня развития информационного общества.
Основные индикаторы развития информационного
общества и региональной информатизации в Томской области по сценариям приведены
в приложении к Концепции.
10. Организационное
обеспечение реализации Концепции
Управление региональной информатизацией
Томской области осуществляется на основе следующих основных функций:
1) стратегическое планирование региональной
информатизации, связанное с задачами социально-экономического развития региона,
оптимизация исполнения исполнительными органами государственной власти Томской области,
органами местного самоуправления муниципальных образований Томской области своих
полномочий, в том числе при предоставлении государственных и муниципальных услуг;
2) нормативно-правовое регулирование
деятельности по региональной информатизации;
3) координация расходов на региональную
информатизацию, сбор заявок, консолидация потребностей в информационно-коммуникационных
технологиях исполнительных органов государственной власти Томской области и органов
местного самоуправления муниципальных образований Томской области, планирование,
согласование и размещение государственного и муниципального заказа;
4) управление проектами в сфере
региональной информатизации, в том числе приемка результатов работ, выполненных
по государственному и муниципальному заказу, и обеспечение эксплуатации информационных
систем.
Исполнительным
органам государственной власти Томской области необходимо использовать механизмы
проектного управления с учетом разрабатываемых Министерством связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации методических рекомендаций по организации системы проектного
управления мероприятиями по информатизации в государственных органах и разработанных
Министерством экономического развития Российской Федерации методических рекомендаций
по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти.
Органы
управления региональной информатизацией
В Томской области
формируется система управления региональной информатизацией, которая включает в
себя:
1) заместителя
высшего должностного лица Томской области – заместителя Губернатора Томской области,
курирующего сферу развития информационного общества и обеспечивающего общее руководство
региональной информатизацией, ответственного за ее результативность;
2) высший исполнительный
орган государственной власти Томской области – Администрацию Томской области в лице
Департамента развития информационного общества Администрации Томской области, осуществляющего
функции уполномоченного органа по управлению и реализации Концепции развития информационного
общества в Томской области на период до 2025 года (далее – уполномоченный орган);
3) совещательный
орган по формированию и развитию информационного общества и информатизации в Томской
области – Координационную комиссию Томской области, включающую в себя в том числе
представителей органов, уполномоченных на реализацию государственной политики в
области правовой информатизации Российской Федерации и осуществление работ в этой
области (по согласованию);
4) исполнительные
органы государственной власти Томской области, выполняющие функции по реализации
государственной политики в различных отраслях экономики (далее – отраслевые органы);
5) органы местного
самоуправления муниципальных образований Томской области (по согласованию);
6) экспертный
совет при заместителе Губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу
и инновационной политике.
Координация
расходов на информатизацию
Для оптимизации
расходов на информатизацию и повышения их эффективности в Томской области необходимо
использовать механизмы координации расходов, такие как:
1) долгосрочное межотраслевое планирование
расходов на информационно-коммуникационные технологии и региональную телекоммуникационную
инфраструктуру и ее совместное использование региональными потребителями;
2) консолидация потребностей в информационно-коммуникационных
технологиях;
3) осуществление централизованных
закупок в сфере информационно-коммуникационных технологий с учетом положений Федерального
закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и постановления
Правительства Российской Федерации от 24.05.2010 № 365 «О координации мероприятий
по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных
органов»;
4) контроль наличия в программах,
планах, проектах по информатизации, реализуемых отраслевыми органами, целевых показателей,
имеющих конкретный и измеримый характер;
5) контроль соответствия создаваемых
информационных систем федеральным и региональным документам стратегического планирования,
а также требованиям по совместимости информационных систем.
Учет приобретаемых
за счет средств областного бюджета и местных бюджетов информационных систем и компонентов
региональной телекоммуникационной инфраструктуры целесообразно осуществлять с учетом
методических рекомендаций, утверждаемых Министерством связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации.
Для сокращения
бюджетных расходов уполномоченный орган может организовывать размещение в национальном
фонде алгоритмов и программ, созданных или приобретенных с привлечением средств
регионального бюджета, программ и подготовительной (проектной), технической и иной
документации к таким программам, обеспечивающей возможность свободного использования
и модернизации таких программ субъектами Российской Федерации.
Кадровое обеспечение региональной
информатизации
В целях обеспечения
развития информационного общества в регионе необходимы соответствующие кадровые
ресурсы.
При решении задачи
обеспечения развития информационного общества кадрами необходимо активно использовать
научно-образовательный комплекс Томской области.
В этой связи основным
направлением работы по кадровому обеспечению должно стать развитие образования в
области информационных технологий:
1) профессиональное развитие и повышение
квалификации преподавателей образовательных организаций в соответствии с современными
стандартами;
2) развитие в образовательных организациях
высшего образования факультетов информационных технологий высокого уровня подготовки;
3) усиление подготовки высококвалифицированных
кадров (в первую очередь аспирантов и докторантов), необходимых для развития наиболее
перспективных критических технологий в области информационных технологий;
4) повышение знаний и навыков в
сфере информационных технологий государственных и муниципальных служащих.
11. Порядок
и мониторинг реализации Концепции
Реализация Концепции
рассчитана на период до 2025 года.
В Томской области
реализацию Концепции необходимо осуществлять по следующей схеме:
1) разработка,
согласование и принятие плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Концепции,
включая мероприятия по повышению открытости государственного управления в Томской
области, внесение изменений в действующую государственную программу «Развитие информационного
общества в Томской области» (далее – государственная программа);
2) актуализация,
подготовка и принятие нормативных правовых актов Томской области по реализации Концепции,
государственной программы, включая направления по повышению открытости государственного
и муниципального управления, в том числе:
нормативные правовые акты по общим
вопросам развития информационного общества и реализации открытого государственного
и муниципального управления в Томской области;
нормативные правовые акты по вопросам
внедрения отдельных механизмов (инструментов) открытости;
3) реализация
плана мероприятий («дорожной карты») Концепции, а также мероприятий государственной
программы.
Реализация указанных мероприятий осуществляется
исполнительными органами государственной власти Томской области и органами местного
самоуправления муниципальных образований Томской области (по согласованию) в рамках
установленных полномочий и бюджетных ассигнований, предусмотренных на очередной
финансовый год и плановый период на руководство и управление в сфере установленных
функций;
4) мониторинг и оценка хода реализации
плана мероприятий («дорожной карты») Концепции, мероприятий государственной программы
проводятся исполнительными органами государственной власти Томской области и органами
местного самоуправления муниципальных образований Томской области (по согласованию)
самостоятельно и должны основываться на установленных целевых показателях в плане
мероприятий («дорожной карте»), государственной программе. Сводная оценка хода реализации
плана мероприятий («дорожной карты»), государственной программы осуществляется уполномоченным
органом.
Эффективность
процессов развития информационного общества и региональной информатизации в Томской
области будет определяться с использованием индекса готовности к информационному
обществу в субъектах Российской Федерации, рассчитанного в соответствии с методикой
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, одобренной Советом
региональной информатизации Правительственной комиссии по использованию информационных
технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности
(протокол от 20.04.2016 № 172пр).
Приложение к Концепции развития информационного
общества в Томской области на период до 2025 года
Основные
индикаторы
развития
информационного общества и региональной информатизации в Томской области по
сценариям
Наименование
индикатора
|
Базовый
сценарий
|
Факт
2014
год
|
Прогноз
2020
год
|
Прогноз
2025
год
|
Метод сбора информации
|
Форсированный
сценарий
|
Индекс готовности Томской области к
информационному обществу
|
Базовый сценарий
|
0,512
|
0,532
|
0,553
|
Официальная
статистика
|
Форсированный сценарий
|
0,512
|
0,602
|
0,693
|
Официальная
статистика
|
Индекс-компонент факторов
электронного развития
|
Базовый сценарий
|
0,514
|
0,519
|
0,525
|
Официальная
статистика
|
Форсированный сценарий
|
0,514
|
0,663
|
0,753
|
Официальная
статистика
|
Индекс-компонент «Использование
ИКТ для развития»
|
Базовый сценарий
|
0,511
|
0,542
|
0,573
|
Официальная
статистика
|
Форсированный сценарий
|
0,511
|
0,587
|
0,663
|
Официальная
статистика
|
[1] Для анализа и оценки ситуации развития информационного
общества, сильных и слабых сторон Томской области использовались данные государственной
статистики, а также интегральные показатели развития информационного общества, рассчитанные
для индекса готовности регионов России к информационному обществу.
[4]
Подындекс «ИКТ в культуре» включает в себя следующие индикаторы:
доля
библиотек, имеющих персональные компьютеры (далее – ПК), в общем числе библиотек;
число
ПК на 100 занятых в библиотеках;
число
ПК на 100 занятых в музеях;
[5]
Подындекс «ИКТ в медицине» включает в себя следующие индикаторы:
число
ПК в расчете на 100 работников в учреждениях здравоохранения;
число
ПК, подключенных к Интернету, на 100 работников учреждений здравоохранения;
доля
учреждений здравоохранения, использовавших Интернет, в общем числе учреждений здравоохранения;
доля
учреждений здравоохранения, имеющих локальные вычислительные сети, в общем числе
обследованных учреждений здравоохранения;
[6]
Подындекс «ИКТ в образовании» включает в себя следующие индикаторы:
число
ПК, используемых в учебном процессе, на 100 учащихся;
число
ПК в составе локальных вычислительных сетей (ЛВС) на 100 учащихся;
число
ПК, подключенных к Интернету и используемых в учебном процессе, на 100 учащихся;
доля
школ, имеющих доступ к Интернету со скоростью 128 Кбит/с и выше, %;
[7]
Подындекс «ИКТ-инфраструктура» включает в себя следующие индикаторы:
[8]
Подындекс «Использование ИКТ в домохозяйствах и населением» включает в себя следующие
индикаторы:
доля
домохозяйств, имеющих телефон фиксированной связи;
доля
домохозяйств, имеющих мобильный сотовый телефон;
число
мобильных сотовых телефонов на 100 домохозяйств;
доля
домохозяйств, имеющих ПК;
число
ПК на 100 домохозяйств;