Расширенный поиск

Постановление Администрации Томской области от 21.09.2016 № 306а

 

 

администрация ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

постановление

 

21.09.2016

№ 306а

 

 

Об утверждении Концепции развития информационного общества

в Томской области на период до 2025 года

 

 

В целях реализации эффективной государственной политики в сфере развития информационного общества на территории Томской области, способствующей социально-экономическому развитию Томской области,

 

ПОСТАНОВЛЯЮ:

 

1. Утвердить Концепцию развития информационного общества в Томской области на период до 2025 года согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Определить, что функции уполномоченного органа по управлению  и реализации Концепции развития информационного общества в Томской области на период до 2025 года осуществляет Департамент развития информационного общества Администрации Томской области (Максименко).

3. Департаменту развития информационного общества Администрации Томской области (Максименко) совместно с иными заинтересованными исполнительными органами государственной власти Томской области разработать План мероприятий («дорожную карту») по реализации Концепции развития информационного общества в Томской области на период до 2025 года.

4. Рекомендовать исполнительным органам государственной власти Томской области и органам местного самоуправления муниципальных образований Томской области учитывать в своей деятельности положения Концепции развития информационного общества в Томской области на период до 2025 года.

5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить  на заместителя Губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу и инновационной политике Сонькина М.А.

 

 

 

 

И.о. Губернатора Томской области                                                                   А.М.Рожков

 

 

 

 


УТВЕРЖДЕНА

постановлением Администрации  Томской области

от 21.09.2016 № 306а

 

 

 

Концепция

развития информационного общества в Томской области  на период до 2025 года

 

1. Общие положения

 

Концепция развития информационного общества в Томской области  на период до 2025 года (далее – Концепция) разработана в соответствии  со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 07.02.2008 № Пр-212 (далее – Стратегия развития информационного общества), Концепцией региональной информатизации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 № 2769-р (далее  –  Концепция региональной информатизации), в целях реализации Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года, утвержденной постановлением Законодательной Думы Томской области  от 26.03.2015 №2580 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года» (далее – Стратегия социально-экономического развития Томской области).

Концепция соответствует основным направлениям государственной политики в области информатизации, сформулированным в:

Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»;

Указе Президента Российской Федерации от 21.08.2012 № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»;

Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;

государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011 – 2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 – 2020 годы)»;

Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 – 2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.11.2013 № 2036-р;

Концепции информационной безопасности детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.12.2015 № 2471-р;

Типовой концепции открытости органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, одобренной Правительственной комиссией по координации деятельности открытого правительства 29.05.2014;

Концепции методологии систематизации и кодирования информации, а также совершенствования и актуализации общероссийских классификаторов, реестров и информационных ресурсов, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.05.2014 № 793-р;

Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 2446-р;

Концепции создания в Томской области инновационного территориального центра «ИНО Томск», одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.01.2015 № 22-р (далее – Концепция «ИНО Томск»);

Концепции оптимизации механизмов проектирования и реализации межведомственного информационного взаимодействия, оптимизации порядка разработки и утверждения административных регламентов в целях создания системы управления изменениями, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2015 № 1616-р;

государственной программе «Развитие информационного общества в Томской области», утвержденной постановлением Администрации Томской области от 12.12.2014 № 491а «Об утверждении государственной программы «Развитие информационного общества в Томской области».

 

2. Оценка текущего состояния региональной информатизации и информационного общества в Томской области за период 2013 – 2014 годов[1]

 

Развитие информационного общества в значительной степени определяется уровнем развития человеческого капитала, состоянием инфраструктуры телекоммуникационного оборудования, компьютерной техники, информационных систем, средств коммуникации, организационных структур, обеспечивающих их эффективное функционирование (далее – ИКТ-инфраструктура), экономической ситуацией, а также целенаправленной политикой в сфере информационных коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Человеческий капитал

С точки зрения условий развития информационного общества для Томской области существенным преимуществом является наличие мощного научно-образовательного комплекса и высокого уровня развития человеческого капитала, по характеризующему его интегральному показателю Томская область традиционно занимает 3-е место в России и 1-е место в Сибирском федеральном округе (далее – СФО). Крупнейшие вузы Томской области входят в число лучших российских высших учебных заведений, что позволяет региону являться научно-образовательным центром России. По данным государственных органов федерального статистического наблюдения в рейтинге регионов России относительно показателей, определяющих уровень развития человеческого капитала, Томская область удерживает лидирующие позиции:

по доле работников организаций, использовавших информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (далее – Интернет) не реже 1 раза в неделю, – 2-е место по России, 1-е место по СФО;

по доле работников организаций, использовавших персональные компьютеры не реже 1 раза в неделю, – 3-е место по России, 1-е место по СФО;

по уровню образования – 3-е место по России, 1-е место по СФО;

по числу студентов вузов на 1000 человек населения занимает 3-е место по России, 1-е место по СФО;

по числу исследователей на 10000 человек населения – 6-е место по России, 1-е место по СФО;

по доле ИКТ-специалистов среди занятого населения – 6-е место по России, 1-е место по СФО.

Вместе с тем необходимо отметить, что уровень информационной грамотности населения требует дальнейшего повышения – по отдельным показателям Томская область находится на слабых позициях, особенно по доле гражданских и муниципальных служащих, которые прошли в течение последнего года обучение по направлению «Информационно-аналитическое» (%, от общей численности получивших дополнительное профессиональное образование) – 41 – 44-е место по России, 5-е место по СФО.

В целом по интегральному показателю использования населением информационно-телекоммуникационных технологий Томская область занимает только 16-е место в рейтинге регионов России, хотя регион отличается чрезвычайно динамичным ростом числа пользователей Интернета, имеющих возможность получения государственных услуг в электронной форме.

ИКТ-инфраструктура

Томскую область относят к регионам России с умеренным уровнем развития с точки зрения ИКТ-инфраструктуры – 31-е место по России, 3-е место по СФО.

Ключевая проблема области в этой сфере – обеспечение доступа к Интернету, прежде всего, развитие инфраструктуры широкополосного доступа. По числу абонентов мобильного широкополосного доступа на 100 человек населения Томская область занимает лишь 44-е место среди субъектов Российской Федерации, по числу абонентов фиксированного широкополосного доступа на 100 человек населения – 59 – 60-е место.

Проблемой области на фоне других регионов России также является проникновение сотовой связи. По числу абонентов на 100 человек населения регион занимает 22-е место в России, 5-е место в СФО. При этом имеются ограничения по предоставлению современных услуг связи в некоторых населенных пунктах Томской области с численностью постоянно проживающих от 500 до 10 000 человек: недоступна сотовая связь GSM по стандарту 2G, 3G. Вместе с тем на общемировом фоне уровень проникновения сотовой связи в области (как и в большинстве регионов России) высок и превышает показатели многих развитых стран.

Экономическая среда

Наиболее существенным компонентом экономики Томской области является нефтегазовый сектор, который, с одной стороны, обеспечивает большие поступления в бюджет региона, с другой стороны, вызывает сильную зависимость экономического состояния региона от мировых цен на нефтепродукты и природный газ.

Уровень развития экономики, финансовые возможности государства, корпораций и домохозяйств в значительной степени определяют темпы и масштабы проникновения и использования ИКТ. По интегральному показателю состояния экономической среды Томская область занимает 14-е место по России и 1-е место по СФО, его значение для области составляет всего лишь 65% от региона-лидера.

При этом Томская область характеризуется высоким уровнем инвестиционного развития и благоприятным инвестиционным климатом и по объему инвестиций на душу населения в течение последних пяти лет удерживает 2-е место среди регионов СФО, уступая только Красноярскому краю. По оценке инвестиционной привлекательности регионов России (Национальное рейтинговое агентство) Томская область входит в группу IC3 (высокая инвестиционная привлекательность – третий уровень), что является лучшим результатом среди регионов СФО.

Одной из определяющих характеристик экономической среды области, оказывающей существенное влияние на использование ИКТ, является относительно невысокий уровень – близкий к среднему по России – экономического развития региона. По валовому региональному продукту (далее – ВРП) на душу населения область занимает 17-е место по России, 2-е место по СФО, при среднегодовых темпах прироста физического объема ВРП за предшествующие 5 лет ниже чем в среднем по России (102% – 38-е место), что в свою очередь связано с зависимостью экономики от нефтегазового сектора.

Существенной проблемой и слабостью экономических условий электронного развития Томской области является ограниченная покупательная способность населения и бюджетной сферы в отношении ИКТ: по доходам консолидированного бюджета на душу населения область занимает 26-е место, а по важному показателю, характеризующему доходы домохозяйств (доля продуктов питания в их конечном потреблении), – лишь 81-е место. Это обстоятельство ограничивает возможности домашней информатизации и отрицательно сказывается на перспективах широкомасштабного использования ИКТ населением и в общественном секторе.

Государственное управление в сфере ИКТ

С декабря 2012 года целенаправленная политика Администрации Томской области в сфере развития информационного общества, планомерного повышения уровня информационной открытости исполнительных органов государственной власти региона началась с формирования основных органов управления региональной информатизацией Томской области – создан Департамент развития информационного общества Администрации Томской области.

По итогам анализа состояния региональной информатизации, проведенного Департаментом развития информационного общества Администрации Томской области, выявлены серьезные недостатки в этой сфере, в целях устранения которых в январе 2013 года был разработан План первоочередных мероприятий по развитию региональной информатизации, организовано внедрение отраслевых и инфраструктурных региональных информационных систем, в том числе предназначенных для электронного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Реализация целенаправленной политики Администрации Томской области на начальном этапе принесла первые результаты. В целом по итогам 2014 года Томская область вошла в десятку наиболее развитых регионов России сфере информационного общества и занимает во всероссийском рейтинге регионов России:

9-ю позицию по индексу готовности регионов России к информационному обществу (отставание от региона-лидера составляет 26,1%);

8-ю позицию по интегральному показателю факторов развития информационного общества;

15-ю позицию по интегральному показателю использования ИКТ для развития.

Однако несмотря на достигнутые успехи по некоторым направлениям развития региональной информатизации и информационного общества у Томской области наблюдается значительное отставание:

по интегральному показателю «ИКТ-инфраструктура» – 31-е место;

по интегральному показателю «ИКТ в бизнесе» – 38-е место;

по интегральному показателю «ИКТ в образовании» – 48-е место.

Кроме того, на региональном уровне по прежнему не решены вопросы комплексного и системного управления региональной информатизацией и развития информационного общества.

В целях устранения указанных недостатков и обеспечения дальнейшего развития информационного общества в регионе требуются активные действия и концептуально новые подходы к организации и реализации политики Администрации Томской области в указанной сфере.

 

3. Анализ конкурентоспособности Томской области в сфере развития информационного общества

 

Сильными сторонами Томской области являются:

высокое качество человеческого капитала, позволяющее реализовывать сложные высокотехнологичные проекты без привлечения или с минимальным привлечением внешних специалистов;

наличие относительно развитого сектора производства и сбыта энергоносителей, обеспечивающего приток финансовых ресурсов;

наличие развитого научно-образовательного комплекса и развивающегося на его основе бизнеса, обеспечивающего возможности роста доли наукоемкой продукции в валовом региональном продукте;

наличие мощного ИКТ-кластера и Особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Томск»;

целенаправленная политика Администрации Томской области в сфере развития информационного общества, способствующая оптимальному решению соответствующих задач.

Слабыми сторонами Томской области являются:

низкие темпы прироста ВРП, ставящие под угрозу ресурсную базу развития информационного общества;

слабое распространение широкополосного доступа к Интернету, прежде всего фиксированного, что ограничивает возможности современных видов использования Интернета домохозяйствами и организациями бюджетной сферы;

отставание в динамике факторов электронного развития, приводящее к увеличению информационного разрыва с регионами-лидерами и сокращению возможностей области;

заметное сокращение объема располагаемого бюджетного финансирования, выделяемого на цели развития информационного общества, по сравнению с предыдущими периодами;

недостаточная доля ИКТ-сектора в ВРП.

Внешними факторами, способствующими развитию информационного общества в Томской области (возможностями), являются:

возрастание роли нематериальных активов в мировой экономике, позволяющее занимать место в расширяющихся нишах рынка и формировать новые ниши, а также снижающее потребность в капиталовложениях на создание новых бизнесов;

рост доступности мировых и общероссийских рынков нематериальных активов и упрощение участия в мировом разделении труда в качестве поставщика продуктов и услуг в ИКТ-сфере в результате распространения доступа к Интернету, снижающего затраты на маркетинг, рекламу и сбыт;

рост внимания Правительства Российской Федерации к развитию информационного общества, позволяющий использовать политическую поддержку и средства федерального бюджета на решение актуальных задач в области формирования электронного правительства и развития системы открытого правительства на региональном уровне;

наличие государственных программ федерального уровня, нацеленных на развитие информационного общества и отдельных факторов его роста, предусматривающих в том числе региональную составляющую, и позволяющих привлекать целевые средства федерального бюджета.

Дополнительными возможностями развития информационного общества являются мероприятия по реализации Концепции создания в Томской области инновационного территориального центра «ИНО Томск», одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.01.2015 № 22-р, направленные на создание необходимых условий для развития инновационных и промышленных кластеров, обеспечение согласованного развития объектов университетов и создание кампусной среды, усиление взаимодействия организаций высшего образования и научных организаций, способствующие развитию городской среды.

Внешними факторами, препятствующими развитию информационного общества в Томской области (угрозами), являются:

оптимизация источников дохода федерального и региональных бюджетов;

сильная зависимость ресурсного обеспечения развития информационного общества от конъюнктуры рынка энергоносителей, создающая риски для источников финансирования бюджета Томской области;

высокая конкуренция на рынках нематериальных активов со стороны международных корпораций, обладающих значительными инвестиционными возможностями, ограничивающая возможности предприятий области по выходу на международные рынки с интеллектуальной продукцией;

сильная зависимость ИКТ-сектора Российской Федерации (и Томской области в частности) от импорта элементов ИКТ-инфраструктуры (компьютеры, комплектующие, телекоммуникационное оборудование, мобильные терминалы, программное обеспечение).

 

4. Цели и задачи региональной информатизации и развития информационного общества в Томской области

 

С учетом достигнутого уровня развития в сфере региональной информатизации и информационного общества и имеющегося потенциала региона Концепция определяет основной тренд, цели и задачи региональной информатизации и развития информационного общества в Томской области.

Основной тренд развития информационного общества в Томской области на современном этапе – переход от систем электронного правительства к системам открытого правительства и формирование системы «Умный и удобный регион».

Цели региональной информатизации и развития информационного общества в Томской области:

1) высокий уровень жизни граждан за счет использования информационных и телекоммуникационных технологий;

2) высокий уровень развития информационного общества;

3) эффективная система государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

Для достижения цели 1 «Высокий уровень жизни граждан за счет использования информационных и телекоммуникационных технологий» необходимо решить следующие задачи:

1) обеспечение повышения качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг, а также услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное или муниципальное задание (заказ), с помощью информационных технологий;

2) обеспечение создания и развития электронных услуг и сервисов в социальных сферах.

Для достижения цели 2 «Высокий уровень развития информационного общества в Томской области» необходимо решить следующие задачи:

1) формирование региональной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, необходимой для информационного взаимодействия;

2) обеспечение комплексного обучения и использования информационно-коммуникационных технологий в Томской области.

Для достижения цели 3 «Эффективная система государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий» необходимо решить следующие задачи:

1) формирование экосистемы «Открытый регион»;

2) принятие мер по развитию специальных информационных и информационно-технологических систем обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти.

 

5. Показатели достижения целей и задач региональной информатизации и развития информационного общества в Томской области

 

Показатели достижения целей и задач региональной информатизации и развития информационного общества приведены в таблице 1. При определении показателей достижения целей и задач Концепции за основу принят перечень показателей в соответствии с Методикой оценки уровня развития информационного общества субъектов Российской Федерации, одобренной Советом региональной информатизации Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.

Таблица 1

 

п/п

Наименование контрольного показателя

2014

год[2]

2020

год

2025

год

Показатель цели 1 «Высокий уровень жизни граждан за счет использования информационных и телекоммуникационных технологий»

1.

Место Томской области в рейтинге субъектов Российской Федерации по интегральному показателю «Использование ИКТ для развития»[3]

15

не ниже 10

не ниже 5

Показатели задачи 1) «Обеспечение повышения качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг, а также услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное или муниципальное задание (заказ), с помощью информационных технологий»

2.

Доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг, %

51

не ниже 90

не ниже 90

3.

Количество заявлений, поступивших от жителей Томской области с Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), ед.

55 000

62 000

70 000

Показатели задачи 2) «Обеспечение создания и развития электронных услуг и сервисов в социальных сферах»

4.

Место Томской области в рейтинге субъектов Российской Федерации по интегральному показателю «ИКТ в культуре»[4]

22

не ниже 16

не ниже 10

5.

Место Томской области в рейтинге субъектов Российской Федерации по интегральному показателю «ИКТ в медицине»[5]

2

не ниже 2

не ниже 2

6.

Место Томской области в рейтинге субъектов Российской Федерации по интегральному показателю «ИКТ в образовании»[6]

48

не ниже 29

не ниже 10

Показатель цели 2 «Высокий уровень развития информационного общества в Томской области»

7.

Место Томской области в рейтинге субъектов Российской Федерации по интегральному показателю факторов развития информационного общества

8

не ниже 6

не ниже 5

Показатель задачи 1) «Формирование региональной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, необходимой для информационного взаимодействия»

8.

Место Томской области в рейтинге субъектов Российской Федерации по интегральному показателю «ИКТ-инфраструктура»[7]

31

не ниже 18

не ниже 5

Показатели задачи 2) «Обеспечение комплексного обучения и использования информационно-коммуникационных технологий в Томской области»

9.

Доля организаций, проводивших дополнительное обучение сотрудников в области ИКТ, в общем числе обследованных организаций, %

6

10

15

10.

Место Томской области в рейтинге по интегральному показателю «Использование ИКТ в домохозяйствах и населением»[8]

16

не ниже 14

не ниже 10

Показатели цели 3 «Эффективная система государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий»

11.

Уровень удовлетворенности жителей Томской области качеством предоставления государственных и муниципальных услуг, % от числа опрошенных

87

90

90

12.

Место Томской области в рейтинге российских регионов по интегральному показателю «ИКТ в органах государственной власти и местного самоуправления»

9

не ниже 7

не ниже 5

Показатель задачи 1) «Формирование экосистемы «Открытый регион»

13.

Место Томской области в рейтинге открытости субъектов Российской Федерации «Информационная открытость»[9]

24

не ниже 5

не ниже 5

14.

Доля органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области, имеющих веб-сайт в Интернете, %

58,05

79,02

100

Показатель задачи 2) «Принятие мер по развитию специальных информационных и информационно-технологических систем обеспечения деятельности органов государственной власти»

15.

Доля граждан Томской области, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, %

43,8

70

70

16.

Доля органов государственной власти, использующих в своей деятельности ведомственные информационные системы, %

13

54,8

70

 

6. Сроки и этапы реализации

 

Реализация Концепции предполагается в два этапа:

1 этап: 2016 – 2020 годы;

2 этап: 2021 – 2025 годы.

В рамках первого этапа будут решены задачи организационной подготовки реализации основных направлений Концепции:

формирование эффективной системы управления реализации Концепции, обеспечивающей комплексное управление внедрением информационно-коммуникационных технологий в регионе, эффективное управление бюджетными расходами и межотраслевую координацию деятельности исполнительных органов государственной власти региона;

развитие и актуализация нормативной правовой базы по обеспечению реализации Концепции, в том числе с применением механизмов проектного метода.

Кроме того, в рамках первого этапа будут выполнены основные работы, связанные с формированием региональной информационно-коммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, доступ граждан к информации о деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области и органов местного самоуправления Томской области.

В рамках второго этапа предполагается реализация мероприятий, направленных на:

дальнейшее развитие региональной информационно-коммуникационной инфраструктуры и повышение уровня защиты информационных ресурсов исполнительных органов государственной власти Томской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области;

широкомасштабную информатизацию исполнительных органов государственной власти Томской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области в социальной сфере;

оптимизацию порядка предоставления приоритетных услуг в электронной форме и расширение функций социальных учреждений;

создание и развитие экосистемы «Открытый регион», включающей механизмы формирования комфортного города, в рамках направления «Умный и удобный город».

 

7. Оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации Концепции

 

Для финансирования реализации мероприятий Концепции предлагается использовать как государственное финансирование из бюджетов различных уровней (федерального, областного, местного), так и привлечение негосударственных источников финансовых средств.

Общий объем финансирования мероприятий Концепции по базовому сценарию необходим в размере 1,8 млрд. рублей по всем видам источников. При этом в структуре расходов по базовому сценарию средства областного бюджета, выделяемые на реализацию мероприятий по развитию информационного общества в рамках областных государственных программ, составляют более 90%.

Значительные финансовые расходы требуются для реализации мероприятий Концепции по форсированному сценарию – общий объем в размере 4,6 млрд. рублей по всем видам источников, из них не менее 10% составляют внебюджетные источники.

При базовом и форсированном сценариях реализации Концепции источниками бюджетного финансирования являются:

1) средства федерального бюджета, выделяемые для реализации федеральных государственных программ, предусматривающих финансирование субъектов Российской Федерации;

2) средства областного бюджета, выделяемые на реализацию мероприятий по развитию информационного общества в рамках областных государственных программ;

3) средства бюджетов муниципальных образований Томской области, выделяемые в рамках финансирования отдельных мероприятий муниципальных образований либо самостоятельно, либо на условиях совместного финансирования с областным бюджетом.

В условиях сокращения располагаемого объема ресурсов областного бюджета на цели ИКТ необходимо принять всесторонние меры для привлечения к реализации мероприятий Концепции средств федерального бюджета и внебюджетных источников, особенно при форсированном сценарии развития информационного общества.

Источниками внебюджетного финансирования являются:

1) кредитные средства, привлекаемые в установленном порядке;

2) инвестиционные средства негосударственных и государственных организаций, привлекаемые для реализации отдельных проектов в рамках реализации мероприятий по развитию информационного общества на условиях, предусматривающих создание самофинансируемых в дальнейшем бизнесов в рамках этих направлений и мероприятий;

3) средства негосударственных организаций, привлекаемые для софинансирования проектов в рамках реализации мероприятий по развитию информационного общества на условиях государственно-частного партнерства;

4) средства негосударственных организаций и частных лиц, инвестируемые в реализацию отдельных проектов в области развития информационного общества по их собственной инициативе в результате создания привлекательных условий для дальнейшего самостоятельного развития проектов.

 

8. Основные мероприятия по направлениям реализации Концепции

 

Направление «Повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, развитие электронных услуг и сервисов в социальных сферах».

Необходимым условием обеспечения высокого уровня жизни граждан за счет использования информационных и телекоммуникационных технологий является высокий уровень качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг, услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное или муниципальное задание (заказ), с помощью информационных технологий, а также высокий уровень развития электронных услуг и сервисов в социальных сферах.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» определено, что к 2018 году уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг должен составить не менее 90%.

В целом повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг обеспечивается за счет дистанционного взаимодействия с заявителем, сокращения перечня документов, обязательных для представления заявителем, за счет использования системы электронного межведомственного взаимодействия, сокращения сроков предоставления указанных услуг и повышения удобства их получения заявителем. Соответственно, в рамках реализации Концепции исполнительными органами государственной власти Томской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Томской области планируется реализовать следующие мероприятия:

1) обеспечение заявителей возможностями:

обращаться за получением государственных и муниципальных услуг, получать результат указанных услуг и уведомления о ходе их предоставления посредством различных форм и способов доступа, в том числе посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов, а также посредством многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – многофункциональные центры);

совершения платежей, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме;

досудебного (внесудебного) обжалования в электронной форме решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг;

2) создание и доработка информационных систем в целях обеспечения автоматизации предоставления государственных и (или) муниципальных услуг и исполнения контрольно-надзорных функций, в том числе автоматизации внутренних процессов и автоматизации процессов взаимодействия с заявителем;

3) оптимизация порядка предоставления приоритетных услуг (исполнения контрольно-надзорных функций) в электронной форме в соответствии с методическими рекомендациями, определяющими требования к предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронной форме, разрабатываемыми Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

В целом оптимизация порядка предоставления приоритетных услуг основана на принципе проектирования механизмов предоставления каждой услуги, сокращения количества требуемых от заявителя документов и реализации межведомственного информационного взаимодействия. В рамках Концепции планируется синхронизировать процесс развития федеральных государственных информационных систем (в том числе единой системы межведомственного электронного взаимодействия) с региональными и муниципальными информационными системами;

4) обеспечение возможности заявителям оценить качество предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе предоставляемых в многофункциональных центрах. Для оценки качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг предполагается реализовать передачу информации об услугах исполнительных органов государственной власти Томской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области, в том числе многофункциональных центров, из их автоматизированных информационных систем в информационную систему мониторинга качества предоставляемых услуг;

5) внедрение на базе муниципальных образований (в соответствии с едиными функциональными и технологическими стандартами) аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» – совокупность функциональных и технических требований к аппаратно-программным средствам, нормативных правовых актов и регламентов межведомственного взаимодействия, направленных на противодействие угрозам общественной безопасности, правопорядку и безопасности среды обитания, формирующих вместе с действующими федеральными системами обеспечения безопасности интеллектуальную многоуровневую систему управления безопасностью субъекта Российской Федерации в целом и муниципального образования в частности, за счет прогнозирования, реагирования, мониторинга и предупреждения возможных угроз, а также контроля устранения последствий чрезвычайных ситуаций;

6) информатизация исполнительных органов государственной власти Томской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области в следующих социальных сферах: образование, здравоохранение, социальное обеспечение, труд и занятость населения, жилищно-коммунальное хозяйство, безопасность жизнедеятельности, транспорт, культура.

Направление «Формирование и развитие региональной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение ее информационной безопасности и защиты информационных ресурсов».

Для обеспечения высокого уровня развития информационного общества в Томской области необходимо разработать и реализовать комплекс мер, направленных на формирование региональной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, повышение уровня грамотности населения Томской области, профессиональных компетенций у государственных и муниципальных служащих Томской области в сфере использования информационно-коммуникационных технологий.

Формирование региональной информационно-коммуникационной инфраструктуры Томской области включает в себя:

1) элементы инфраструктуры электронного правительства в составе следующих информационных систем:

а) федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – ЕПГУ);

б) федеральная государственная информационная система «Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – Реестр) и региональный реестр услуг;

в) информационная система головного удостоверяющего центра, функции которого осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, и система аккредитованных удостоверяющих центров;

г) информационная система идентификации и аутентификации, предназначенная для обеспечения при осуществлении взаимодействия с использованием инфраструктуры взаимодействия идентификации, авторизации и аутентификации органов и организаций, а также обращающихся за получением государственных и (или) муниципальных услуг физических и юридических лиц (далее – заявители);

д) единая и региональная система межведомственного электронного взаимодействия;

2) организационно-технические элементы в следующем составе:

а) центры общественного доступа, предназначенные для информирования заявителей о деятельности органов и организаций и о предоставляемых ими услугах, а также для обеспечения доступа заявителей к получению государственных и муниципальных услуг в электронной форме;

б) центры телефонного обслуживания, оказывающие услуги по информированию заявителей с использованием телефонной связи о государственных и муниципальных услугах, предоставляемых органами и организациями;

3) инженерные и вспомогательные элементы в следующем составе:

а) система обеспечения информационной безопасности;

б) информационно-телекоммуникационные сети, обеспечивающие взаимодействие информационных систем при оказании государственных и муниципальных услуг;

в) сеть центров обработки данных, обеспечивающих функционирование инфраструктуры взаимодействия.

Перечень основных мероприятий по формированию региональной информационно-коммуникационной инфраструктуры Томской области, повышению уровня грамотности населения региона, профессиональных компетенций у государственных и муниципальных служащих Томской области в сфере использования информационно-коммуникационных технологий:

1) определение состава и функций компонентов региональной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;

2) обеспечение систематизации и кодирования информации, а также совершенствования и актуализации региональных классификаторов, реестров и информационных ресурсов, а также формирование региональной системы нормативно-справочной информации и регионального реестра технических спецификаций.

В приоритетном порядке будет осуществляться переход на использование федеральной государственной информационной системы «Единая система нормативной справочной информации», региональной системы справочной информации и стандартизированных спецификаций информационных систем, предназначенных для ведения региональных ресурсов, предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения контрольно-надзорных функций, а также межведомственного взаимодействия.

В состав региональной системы нормативно-справочной информации предполагается включить:

реестр нормативно-справочной информации, в котором содержится систематизированная совокупность сведений о справочниках и классификаторах, используемых в региональных и муниципальных информационных системах;

справочники и классификаторы, ведущиеся или размещаемые в региональной системе нормативно-справочной информации;

реестр региональных ресурсов.

С использованием региональной системы нормативной справочной информации целесообразно поддерживать автоматизированный обмен данными с федеральной государственной информационной системой «Единая система нормативной справочной информации» и региональными и муниципальными информационными системами, формирующими и использующими справочную информацию;

3) создание защищенной инфраструктуры юридически значимого электронного взаимодействия и внедрение электронной доставки документов, системы межведомственного электронного документооборота и системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ 3.0) для предоставления государственных и муниципальных услуг для региональных органов власти;

4) реализация следующих мер, направленных на аналитическое, нормативно-правовое, организационно-технологическое, финансовое и кадровое обеспечение:

внедрение организационно-технических мер по противодействию угрозам информационной безопасности при применении облачных, мобильных технологий в системах электронного взаимодействия, электронного документооборота, в том числе в системах сбора и хранения открытой информации;

 

координация мероприятий по реализации утвержденных схем идентификации и аутентификации участников электронного взаимодействия с использованием систем юридически значимого электронного документооборота на региональном уровне в соответствии с действующим законодательством;

подготовка и переподготовка государственных и муниципальных служащих по основам информационной безопасности, включая организацию защищенного электронного взаимодействия и электронного документооборота и формирование культуры информационной безопасности.

Направление «Создание условий для формирования экосистемы «Открытый регион»

Для обеспечения достижения цели по построению эффективной системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий будет разработан и реализован комплекс мер, направленных на формирование экосистемы «Открытый регион», включающей мероприятия по повышению доступности для граждан информации о деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области, обеспечению комплексного обучения населения основам компьютерной, медиа- и финансовой грамотности, организации доступа к информации, к государственным и муниципальным услугам в электронном виде на базе центров общественного доступа (далее – ЦОД) и развитию специальных информационных и информационных систем обеспечения деятельности органов государственной власти.

В рамках реализации Концепции комплекс мер включает следующие основные мероприятия:

1) развитие систем открытого правительства и электронной демократии – проекты «Открытый регион», «Открытый муниципалитет», «Открытые данные».

В Томской области с 2013 года активно внедряются проекты «Открытый регион», «Открытый муниципалитет», в которых реализуется система принципов и механизмов организации деятельности органов власти.

Открытость исполнительных органов государственной власти Томской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области будет достигаться через соблюдение при реализации государственных и муниципальных полномочий и функций принципов открытости путем применения соответствующих основных механизмов (инструментов), таких как:

а) раскрытие информации о деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области;

б) размещение наборов открытых данных в сети Интернет и создание на их основе востребованных социальных сервисов и приложений;

в) оценка эффективности деятельности государственных и муниципальных служащих;

г) организация каналов обратной связи и взаимодействия с гражданами;

д) формирование и организация работы Экспертных советов, общественных советов;

е) работа со средствами массовой информации, социальными сетями и форумами в сети Интернет;

ж) организация обучения населения основам компьютерной, медиа- и финансовой грамотности;

з) организация функционирования сети ЦОД.

Комплекс мероприятий по развитию систем открытого правительства и электронной демократии также включает в себя процедуры диагностики текущей позиции и возможностей Томской области в вопросах открытого государственного и муниципального управления;

2) в целях реализации права граждан на доступ к информации о деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области, для повышения удобства доступа граждан к официальным сведениям исполнительных органов государственной власти Томской области будут реализованы мероприятия:

по модернизации официального интернет-портала Администрации Томской области http://tomsk.gov.ru;

по обеспечению развития технологических и информационных ресурсов и возможностей использования сети ЦОД региона для доступа граждан и организаций к информации и электронным услугам;

по обеспечению для всех заинтересованных лиц, в том числе для социально незащищенных слоев населения, лиц с ограниченными возможностями здоровья, свободного доступа к информации о деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области, о государственных (муниципальных) услугах (функциях), и иной общедоступной информации, а также открытым информационным ресурсам (правовые, деловые, образовательные и иные социально значимые интернет-ресурсы), в том числе предоставление жителям области специальной учебно-методической литературы и текущих периодических изданий в бумажном и электронном виде в режиме читального зала в ЦОД;

по организации очного обучения граждан по международной программе «Электронный гражданин», а также массовому обучению граждан, в том числе проживающих в отдаленных районах, при минимальных финансовых и организационных затратах посредством видеокурса «Электронный гражданин Томской области»;

3) развитие Системы общественного контроля.

В рамках реализации Концепции планируется реализовать мероприятия, направленные на:

а) развитие и повышение эффективности созданной в 2013 году уникальной модели взаимодействия власти с гражданским сообществом в виде экспертных советов при заместителях Губернатора Томской области, в состав которых вошли руководители некоммерческих объединений, врачи, представители финансового сектора, известные журналисты, спортсмены, деятели культуры и искусства, специалисты, занятые в реальном секторе экономики и малом бизнесе, представители высшей школы и научно-образовательного комплекса Томской области;

б) обеспечение развития и укрепления гражданского общества, защиты прав человека и гражданина, участия граждан в управлении делами государства в Томской области с помощью Экспертной рабочей группы по рассмотрению общественных инициатив в Томской области с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива».

 

9. Ожидаемые результаты реализации Концепции

 

В ходе разработки Концепции рассматривалось 2 основных сценария развития – базовый и форсированный.

Основные параметры развития информационного общества в Томской области в рамках Концепции соответствуют базовому сценарию, который в виду сложившихся социально-экономических тенденций в Российской Федерации и региона предполагает реализацию не всей, но большей части запланированных мероприятий. В первую очередь будут реализованы мероприятия, определенные приоритетными для региона:

1) развитие сети ОГКУ «Томский областной многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» в муниципальных районах (городских округах) Томской области (в том числе мобильные многофункциональные центры), а также развитие и внедрение автоматизированной информационной системы поддержки деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;

2) развитие и эксплуатация региональной инфраструктуры электронного правительства;

3) реализация комплексной системы «Открытое правительство» и систем информационно-аналитического обеспечения деятельности Администрации Томской области;

4) популяризация Единого портала государственных услуг (функций) в Томской области.

В целом реализация мероприятий по базовому сценарию позволит Томской области войти в пятерку лучших в рейтинге субъектов Российской Федерации по индексу готовности к информационному обществу, обеспечить достижение показателей, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», а также сохранить достигнутые уровни показателей.

Реализация Концепции по форсированному сценарию не только обеспечит достижение показателей, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», и сохранение достигнутых уровней показателей, но и обеспечит:

равный уровень доступности для граждан и организаций к современным информационно-телекоммуникационным технологиям за счет современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры региона, обеспечивающей информационную безопасность государства, граждан и субъектов хозяйственной деятельности;

высокий уровень оснащенности органов власти региона элементами инфраструктуры ИКТ (компьютерами, ЛВС и т.п.);

расширение функций учреждений здравоохранения, образования, культуры за счет широкомасштабного использования ИКТ;

повышение качества услуг в социальной сфере;

повышение уровня взаимодействия граждан, организаций и государства на основе созданной экосистемы «Открытый регион», включающей в себя эффективно функционирующие механизмы сетевой коммуникации граждан, коллективного обсуждения социально значимых проблем и вопросов общественно-политической тематики в режиме онлайн, механизмы формирования онлайн-сообществ, а также механизмы формирования комфортного города, в рамках направления «Умный и удобный город».

По итогам реализации Концепции будет значительно расширено использование ИКТ в бизнес-процессах предприятий и организаций региона, ускорено развитие и расширены экспортные возможности ИКТ-сектора экономики Томской области, что, в свою очередь, обеспечит ускоренный рост экономики Томской области в целом.

Таким образом, реализация мероприятий по форсированному сценарию позволит Томской области занять лидирующие позиции в рейтингах субъектов Российской Федерации по основным подындексам и интегральным показателям оценки уровня развития информационного общества.

Основные индикаторы развития информационного общества и региональной информатизации в Томской области по сценариям приведены в приложении к Концепции.

 

10. Организационное обеспечение реализации Концепции

 

Управление региональной информатизацией Томской области осуществляется на основе следующих основных функций:

1) стратегическое планирование региональной информатизации, связанное с задачами социально-экономического развития региона, оптимизация исполнения исполнительными органами государственной власти Томской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Томской области своих полномочий, в том числе при предоставлении государственных и муниципальных услуг;

2) нормативно-правовое регулирование деятельности по региональной информатизации;

3) координация расходов на региональную информатизацию, сбор заявок, консолидация потребностей в информационно-коммуникационных технологиях исполнительных органов государственной власти Томской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области, планирование, согласование и размещение государственного и муниципального заказа;

4) управление проектами в сфере региональной информатизации, в том числе приемка результатов работ, выполненных по государственному и муниципальному заказу, и обеспечение эксплуатации информационных систем.

Исполнительным органам государственной власти Томской области необходимо использовать механизмы проектного управления с учетом разрабатываемых Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации методических рекомендаций по организации системы проектного управления мероприятиями по информатизации в государственных органах и разработанных Министерством экономического развития Российской Федерации методических рекомендаций по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти.

Органы управления региональной информатизацией

В Томской области формируется система управления региональной информатизацией, которая включает в себя:

1) заместителя высшего должностного лица Томской области – заместителя Губернатора Томской области, курирующего сферу развития информационного общества и обеспечивающего общее руководство региональной информатизацией, ответственного за ее результативность;

2) высший исполнительный орган государственной власти Томской области – Администрацию Томской области в лице Департамента развития информационного общества Администрации Томской области, осуществляющего функции уполномоченного органа по управлению и реализации Концепции развития информационного общества в Томской области на период до 2025 года (далее – уполномоченный орган);

3) совещательный орган по формированию и развитию информационного общества и информатизации в Томской области – Координационную комиссию Томской области, включающую в себя в том числе представителей органов, уполномоченных на реализацию государственной политики в области правовой информатизации Российской Федерации и осуществление работ в этой области (по согласованию);

4) исполнительные органы государственной власти Томской области, выполняющие функции по реализации государственной политики в различных отраслях экономики (далее – отраслевые органы);

5) органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области (по согласованию);

6) экспертный совет при заместителе Губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу и инновационной политике.

Координация расходов на информатизацию

Для оптимизации расходов на информатизацию и повышения их эффективности в Томской области необходимо использовать механизмы координации расходов, такие как:

1) долгосрочное межотраслевое планирование расходов на информационно-коммуникационные технологии и региональную телекоммуникационную инфраструктуру и ее совместное использование региональными потребителями;

2) консолидация потребностей в информационно-коммуникационных технологиях;

3) осуществление централизованных закупок в сфере информационно-коммуникационных технологий с учетом положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и постановления Правительства Российской Федерации от 24.05.2010 № 365 «О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов»;

4) контроль наличия в программах, планах, проектах по информатизации, реализуемых отраслевыми органами, целевых показателей, имеющих конкретный и измеримый характер;

5) контроль соответствия создаваемых информационных систем федеральным и региональным документам стратегического планирования, а также требованиям по совместимости информационных систем.

Учет приобретаемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов информационных систем и компонентов региональной телекоммуникационной инфраструктуры целесообразно осуществлять с учетом методических рекомендаций, утверждаемых Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Для сокращения бюджетных расходов уполномоченный орган может организовывать размещение в национальном фонде алгоритмов и программ, созданных или приобретенных с привлечением средств регионального бюджета, программ и подготовительной (проектной), технической и иной документации к таким программам, обеспечивающей возможность свободного использования и модернизации таких программ субъектами Российской Федерации.

Кадровое обеспечение региональной информатизации

В целях обеспечения развития информационного общества в регионе необходимы соответствующие кадровые ресурсы.

При решении задачи обеспечения развития информационного общества кадрами необходимо активно использовать научно-образовательный комплекс Томской области.

В этой связи основным направлением работы по кадровому обеспечению должно стать развитие образования в области информационных технологий:

1) профессиональное развитие и повышение квалификации преподавателей образовательных организаций в соответствии с современными стандартами;

2) развитие в образовательных организациях высшего образования факультетов информационных технологий высокого уровня подготовки;

3) усиление подготовки высококвалифицированных кадров (в первую очередь аспирантов и докторантов), необходимых для развития наиболее перспективных критических технологий в области информационных технологий;

4) повышение знаний и навыков в сфере информационных технологий государственных и муниципальных служащих.

 

11. Порядок и мониторинг реализации Концепции

 

Реализация Концепции рассчитана на период до 2025 года.

В Томской области реализацию Концепции необходимо осуществлять по следующей схеме:

1) разработка, согласование и принятие плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Концепции, включая мероприятия по повышению открытости государственного управления в Томской области, внесение изменений в действующую государственную программу «Развитие информационного общества в Томской области» (далее – государственная программа);

2) актуализация, подготовка и принятие нормативных правовых актов Томской области по реализации Концепции, государственной программы, включая направления по повышению открытости государственного и муниципального управления, в том числе:

нормативные правовые акты по общим вопросам развития информационного общества и реализации открытого государственного и муниципального управления в Томской области;

нормативные правовые акты по вопросам внедрения отдельных механизмов (инструментов) открытости;

3) реализация плана мероприятий («дорожной карты») Концепции, а также мероприятий государственной программы.

Реализация указанных мероприятий осуществляется исполнительными органами государственной власти Томской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Томской области (по согласованию) в рамках установленных полномочий и бюджетных ассигнований, предусмотренных на очередной финансовый год и плановый период на руководство и управление в сфере установленных функций;

4) мониторинг и оценка хода реализации плана мероприятий («дорожной карты») Концепции, мероприятий государственной программы проводятся исполнительными органами государственной власти Томской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Томской области (по согласованию) самостоятельно и должны основываться на установленных целевых показателях в плане мероприятий («дорожной карте»), государственной программе. Сводная оценка хода реализации плана мероприятий («дорожной карты»), государственной программы осуществляется уполномоченным органом.

Эффективность процессов развития информационного общества и региональной информатизации в Томской области будет определяться с использованием индекса готовности к информационному обществу в субъектах Российской Федерации, рассчитанного в соответствии с методикой Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, одобренной Советом региональной информатизации Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (протокол от 20.04.2016 № 172пр).

 

 

 


Приложение к Концепции развития информационного общества в Томской области на период до 2025 года

 

 

 

Основные индикаторы

развития информационного общества и региональной информатизации  в Томской области по сценариям

 

Наименование индикатора

Базовый сценарий

Факт

2014  год

Прогноз 2020

год

Прогноз 2025

год

Метод сбора информации

Форсированный сценарий

Индекс готовности Томской области  к информационному обществу

Базовый сценарий

0,512

0,532

0,553

Официальная статистика

Форсированный сценарий

0,512

0,602

0,693

Официальная статистика

Индекс-компонент факторов электронного развития

Базовый сценарий

0,514

0,519

0,525

Официальная статистика

Форсированный сценарий

0,514

0,663

0,753

Официальная статистика

Индекс-компонент «Использование ИКТ  для развития»

Базовый сценарий

0,511

0,542

0,573

Официальная статистика

Форсированный сценарий

0,511

0,587

0,663

Официальная статистика

 

 


[1] Для анализа и оценки ситуации развития информационного общества, сильных и слабых сторон Томской области использовались данные государственной статистики, а также интегральные показатели развития информационного общества, рассчитанные для индекса готовности регионов России к информационному обществу.

[2] Данные мониторинга по методике оценки индекса готовности регионов к информационному обществу Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, опубликованные на официальном сайте «Электронный регион» http://eregion.ru, если не указано иное.

[3] В состав индекса-компонента «Использование ИКТ для развития» включены следующие подындексы: электронное правительство, образование, здравоохранение, культура, использование ИКТ в домохозяйствах и населением.

[4] Подындекс «ИКТ в культуре» включает в себя следующие индикаторы:

доля библиотек, имеющих персональные компьютеры (далее – ПК), в общем числе библиотек;

число ПК на 100 занятых в библиотеках;

число ПК на 100 занятых в музеях;

доля учреждений культуры, использовавших Интернет, в общем числе обследованных учреждений культуры.

[5] Подындекс «ИКТ в медицине» включает в себя следующие индикаторы:

число ПК в расчете на 100 работников в учреждениях здравоохранения;

число ПК, подключенных к Интернету, на 100 работников учреждений здравоохранения;

доля учреждений здравоохранения, использовавших Интернет, в общем числе учреждений здравоохранения;

доля учреждений здравоохранения, имеющих локальные вычислительные сети, в общем числе обследованных учреждений здравоохранения;

доля учреждений здравоохранения, имевших веб-сайт, в общем числе обследованных учреждений здравоохранения.

[6] Подындекс «ИКТ в образовании» включает в себя следующие индикаторы:

число ПК, используемых в учебном процессе, на 100 учащихся;

число ПК в составе локальных вычислительных сетей (ЛВС) на 100 учащихся;

число ПК, подключенных к Интернету и используемых в учебном процессе, на 100 учащихся;

доля школ, имеющих доступ к Интернету со скоростью 128 Кбит/с и выше, %;

доля школ, имеющих собственный сайт в Интернете.

[7] Подындекс «ИКТ-инфраструктура» включает в себя следующие индикаторы:

число абонентов мобильного широкополосного доступа к Интернету;

число абонентов фиксированного широкополосного доступа к Интернету;

телефонная плотность фиксированной связи;

проникновение подвижной радиотелефонной связи.

[8] Подындекс «Использование ИКТ в домохозяйствах и населением» включает в себя следующие индикаторы:

доля домохозяйств, имеющих телефон фиксированной связи;

доля домохозяйств, имеющих мобильный сотовый телефон;

число мобильных сотовых телефонов на 100 домохозяйств;

доля домохозяйств, имеющих ПК;

число ПК на 100 домохозяйств;

доля домохозяйств, имеющих доступ в Интернет.

[9] По оценке общественных экспертов (http://system.infometer.org/).


Информация по документу
Читайте также