Расширенный поиск
Распоряжение Администрации Тверской области от 30.12.2008 № 766-ра
АДМИНИСТРАЦИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е
О межведомственной региональной программе «Развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в Тверской области на 2009-2011 годы» В целях координации работы исполнительных органов государственной власти Тверской области в сфере устройства детей, оставшихся без попечения родителей: 1. Утвердить межведомственную региональную программу «Развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в Тверской области на 2009-2011 годы» (далее – программа) (прилагается). 2. Департаменту социальной защиты населения Тверской области, департаменту здравоохранения Тверской области, департаменту образования Тверской области, центру по централизованному учету детей, оставшихся без попечения родителей, Тверской области обеспечить реализацию программы. 3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Тверской области Пищулину О.И. Отчет об исполнении распоряжения представлять ежегодно до 10 февраля года, следующего за отчетным. 4. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания. Губернатор области Д.В.Зеленин Приложение Утверждена распоряжением Администрации Тверской области от 30.12.2008 № 766-ра Межведомственная региональная программа «Развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей» на 2009-2011 годы г. Тверь, 2008 год I. Характеристика проблемного поля В последние годы государством и обществом сделан особый акцент на проблемы детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время социально ориентированным обществом поставлена задача сократить количество детей, находящихся в учреждениях интернатного типа, активизировать работу по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи. У каждого ребенка, по тем или иным причинам оставшегося без попечения родителей, есть неотъемлемое конституционное право жить и воспитываться в семье. Среди наиболее распространенных причин, по которым дети Тверской области оказываются лишенными попечения родителей и попадают в детские стационарные учреждения, прежде всего можно назвать обнищание населения, алкоголизм, аморальный образ жизни родителей, их низкий общеобразовательный уровень, педагогическую несостоятельность семьи, эмоционально-конфликтные отношения в семье. В сочетании, взаимно усиленные, они создают ситуации, когда семьи оказываются неспособными воспитывать собственных детей. Сложившаяся сеть учреждений (детские дома, школы-интернаты, социально-реабилитационные центры, приюты, дома ребенка) позволяет обеспечить содержание этой категории детей. Но мы прекрасно понимаем, и об этом свидетельствует как мировой, так и российский опыт, что гарантии благополучного будущего для ребенка-сироты будут значительно выше, если он воспитывается не в условиях государственного учреждения, а в семье. Именно в семье наилучшим образом ребенок формируется как полноценная и жизнеспособная личность. Профилактика семейного неблагополучия, развитие семейных форм жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, предполагает создание системы социальных, правовых, социально-психолого-педагогических, просветительских и иных мер, направленных на: - выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению детского неблагополучия и социального сиротства; - оптимальную организацию комплексного управления функционированием системы профилактики детского неблагополучия и социального сиротства; - эффективное использование средств регионального бюджета; - обеспечение межведомственной координации мероприятий; - создание системы сбора информации о семьях группы риска; - создание системы профессионального сопровождения замещающих семей, развитие института социального патроната над семьями, оказавшимися в условиях кризиса; - внедрение инновационных технологий, создание единой системы обучения и переподготовки специалистов; - методическое сопровождение деятельности специалистов, работающих с детьми и семьями группы риска. Сокращение численности детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, возможно благодаря проводимой комплексной работе по профилактике детского неблагополучия. В этой работе принимают участие все учреждения социальной сферы Тверской области. В системе социальной защиты населения Тверской области функционируют 32 специализированных учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, 45 комплексных центров социального обслуживания населения. При проведении реабилитационной работы с ребенком в социально-реабилитационном учреждении параллельно ведется работа с родителями. Необходимо при каждом учреждении создать службы сопровождения семьи, в которые должны войти воспитатели, социальные педагоги и психологи. Служба сопровождения семьи призвана оказывать всестороннюю помощь родителям, при возникновении проблем материального и психолого-педагогического плана. Работа по сопровождению семьи осуществляется через патронаж. В программу сопровождения включены юридические и психологические консультации, социально-педагогические беседы, натуральная и материальная помощь, помощь в трудоустройстве и т.д. Социальное сопровождение семьи и детей (патронаж) осуществляется по
Комплексная деятельность учреждений способствует улучшению психологического климата в семье и дает возможность сохранить ее единство. В Тверской области усилиями всех заинтересованных ведомств создаются благоприятные условия для развития всех форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. За 2008 год специалистами органов опеки и попечительства и центром по централизованному учету детей, оставшихся без попечения родителей, Тверской области проводилась работа по семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Показатели работы по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, за 2008 год в семьи представлены в следующей таблице:
По сравнению с 2007 годом на 9,5 % сократилось число детей, состоящих на учете в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Незначительно (на 2,4 %) увеличилось число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. Общее число детей, устроенных в семьи за 2008 год, увеличилось на 4,3 %. Незначительно, на 1,4 %, в 2008 году увеличилось число детей, устроенных в семьи российских граждан, по сравнению с 2007 годом. В 2008 году число усыновленных детей увеличилось на 21,1 % от прошлого года, к сожалению, это произошло за счет увеличения числа усыновлений иностранными гражданами (+ 45,7 % от показателя прошлого года) при незначительном (на 2,4 %) сокращении числа усыновлений посторонними российскими гражданами. Незначительно (на 0,1 %) увеличилось число детей, переданных под опеку и попечительство. Наиболее активно в области продолжает развиваться новая форма семейного воспитания – патронат. За 2008 года на патронатное воспитание и постинтернатный патронат передано детей, оставшихся без попечения родителей, более чем в 3 раза больше, чем в 2007 году. К сожалению, снизилось число детей, переданных в
приемные семьи, в Тверской области за 2008 год по сравнению с 2007 годом более
чем на 30 %. Количество приемных семей и число детей, переданных на воспитание
в приемные семьи, увеличилось в 2008 году соответственно на 39,7 % и В соответствии со статистическими данными, в Тверской области проживает 250 471 ребенок в возрасте от 0 до 17 лет. Доля детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – детей-сирот), в 2008 году составляла 2,2% от общего числа детей. Причем с 2006 года отмечается положительная динамика снижения данного показателя.
Образовательная услуга для детей-сирот предоставляется в государственных образовательных учреждениях интернатного типа (далее - ГОУ интернатного типа) или обеспечивается за счет развития семейных форм воспитания детей – сирот в замещающих семьях. Причем с 2005 года отмечается положительная динамика снижения значения показателя количества детей-сирот, находящихся на воспитании в ГОУ интернатного типа, и увеличение значения количества детей, воспитывающихся в семьях граждан. На 01.01.2009 на территории Тверской области функционирует 27 государственных образовательных учреждений интернатного типа, на обучении в которых находится 2453 ребенка, из них 1245 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сеть интернатных учреждений представлена следующими типами:
Рис. Структура контингента детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ГОУ интернатного типа Областные учреждения интернатного типа Тверской области представлены следующей сетью (на 01.01.2009).
В связи с развитием в Тверской области вариативных форм устройства детей-сирот на воспитание в семью ежегодно отмечается положительная динамика сокращения численности детей-сирот, воспитывающихся в государственных учреждениях, в среднем на 5 %. Патронатное воспитание стало новой, более гибкой формой устройства ребенка в семью и работы с проблемной семьей. Оказание своевременной помощи этим детям и семьям поможет снизить риск, а в ряде случаев предотвратит их попадание в категорию оставшихся без попечения родителей. Развитие вариативных форм жизнеустройства детей-сирот, например патронатного воспитания, позволила только к 2008 году охватить 10 % воспитанников детских домов и школ интернатов этой формой. Патронатное воспитание
С целью развития данного направления планируется дальнейшее распространение полученного опыта на всю систему образовательных учреждений для детей-сирот. Для координации деятельности в данном направлении создан Ресурсный центр на базе ГОУ Калязинский детский дом «Родничок» (приказ департамента образования Тверской области от 18.07.2008 № 836). Основной целью деятельности Ресурсного центра на базе ГОУ Калязинский детский дом «Родничок» (далее – Центр) является оказание помощи в сфере психолого-педагогической и социальной поддержки замещающих семей, развития патронатного воспитания, организации деятельности и разработке технологий по профилактике семейного неблагополучия Задачи Центра: - ранняя диагностика семейного неблагополучия и оказание помощи семье (социальный патронат); - оказание помощи выпускникам детских домов и школ-интернатов по социальной адаптации через постинтернатный патронат; - формирование у детей модели семейного воспитания (социальная компетентность); - обеспечение права детей, оставшихся без попечения родителей, жить и воспитываться в семье (патронатное воспитание); - профилактика правонарушений и преступлений детей-сирот, а также лиц из их числа; - профилактика безнадзорности несовершеннолетних; - профилактика раннего семейного неблагополучия в форме социального патроната.
Рис. Ресурсное взаимодействие образовательных учреждений для детей-сирот по развитию патронатного воспитания и сопровождению замещающих семей
Прогнозируемые результаты: - формирование системы сетевого взаимодействия образовательных учреждений, предоставляющих патронатное воспитание; - увеличение доли детей-сирот, проживающих в семейных группах детских домов и школ-интернатов, укомплектованных преимущественно детьми, имеющими родственные связи; - положительная динамика изменения показателя доли детей-сирот, воспитывающихся в государственных образовательных учреждениях, охваченных патронатным воспитанием, от общего количества детей-сирот, находящихся в детских домах и школах-интернатах; - увеличение количества выпускников, находящихся на постинтернатном патронате; - повышение информированности семей, широкой общественности об эффективных методах семейного устройства детей. II. Ведомственные целевые программы 1. Ведомственная целевая программа департамента социальной защиты населения Тверской области на 2009-2011 годы. 2. Ведомственная целевая программа департамента образования Тверской области на 2009-2011 годы. 3. Ведомственная целевая программа департамента здравоохранения Тверской области на 2009-2011 годы. 4. Ведомственная целевая программа центра по централизованному учету детей, оставшихся без попечения родителей, Тверской области на 2009-2011 годы. III. Срок реализации Программы
Межведомственная региональная программа «Развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в Тверской области на 2009-2011 годы» (далее – Программа) рассчитана на среднесрочную перспективу – 2009-2011 годы. IV. Общий объем ресурсов, необходимых для реализации Программы Программу планируется финансировать за счет средств федерального бюджета и областного бюджета Тверской области. V. Плановые показатели реализации Программы 1. Стратегическая цель Программы - увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на воспитание в семьи, и сокращение числа детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях Тверской области. Основной показатель эффективности деятельности:
Рассчитывается по формуле:
где ”д – доля детей, переданных на воспитание в семьи, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов (процент); Чс – число детей, переданных на воспитание в семьи в текущем году (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (патронатные семьи), до этого находящихся на воспитании в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов (человек); Чг – среднегодовая численность детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов, включая детей, переданных в текущем году на воспитание (человек). В расчете информация по государственным и муниципальным учреждениях учитывается суммарно (приложения 1, 2 к настоящей Программе). На достижение поставленной цели направлено решение следующих тактических задач: Ведомственная целевая программа департамента социальной защиты населения «Социальная поддержка населения Тверской области на 2009-2011 годы» Тактическая задача 1. Организация профилактической работы в государственных учреждениях системы социальной защиты с неблагополучными семьями Мероприятия: 1.1. Организация сопровождения семей группы социального риска. 1.2. Внедрение инновационных технологий по социальной работе с семьями.
Тактическая задача 2. Социальное сопровождение замещающих семей Мероприятия: 2.1. Повышение профессиональной компетенции специалистов по опеке и попечительству по обеспечению социального сопровождения замещающих семей.
2.2. Проведение мониторинга фактов отказа матерей от детей в родильных домах и родильных отделениях центральных районных больниц Тверской области.
2.3. Оказание мер социальной поддержки роженицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Тактическая задача 3. Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Мероприятия: 3.1. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Исполнители ведомственной целевой программы департамента социальной защиты населения «Социальная поддержка населения Тверской области на 2009-2011 годы»: - департамент социальной защиты населения Тверской области; - органы опеки и попечительства Тверской области. Ведомственная целевая программа департамента образования Тверской области на 2009-2011 годы Тактическая задача 4. Развитие вариативных форм семейного жизнеустройства детей-сирот Мероприятия: 4.1. Увеличение оплаты труда патронатным воспитателям.
4.2. Развитие патронатных семей в Тверской области.
4.3. Постинтернатная адаптация выпускников учреждений интернатного типа.
4.4. Повышение профессиональной компетентности педагогического состава образовательных учреждений в сфере патронатного воспитания.
4.5. Информирование общественности о состоянии и результатах охвата детей патронатной формой устройства.
4.6. Обеспечение общественного контроля за организацией патронатного воспитания в Тверской области.
Тактическая задача 5. Формирование комплексной системы сопровождения замещающих семей 5.1. Создание ГОУ «Центр психолого-педагогической и медико- социальной помощи детям» (далее – ППМС Центр): - формирование единого реестра данных о детях, воспитывающихся в замещающих семьях с ограниченными возможностями здоровья для мониторинга динамики изменений их развития; - использование информационно-коммуникационных технологий в системе мониторинга и диагностики особенностей развития. 5.2. Предоставление консультационных услуг кандидатам в замещающие родители, повышение родительской компетенции.
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|