Расширенный поиск

Постановление Правительства Чукотского автономного округа от 17.03.2015 № 176

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО   ЧУКОТСКОГО  АВТОНОМНОГО  ОКРУГА

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

От 17 марта 2015  года   № 176                                        г. Анадырь

 

 

Об утверждении Порядка осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита

 

 

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Правительство Чукотского автономного округа

 

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

1. Утвердить Порядок осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита согласно приложению к настоящему постановлению.

2.Признать утратившими силу:

1) Постановление Правительства Чукотского автономного округа                   от 16 мая 2006 года № 98 «Об установлении форм финансового контроля и утверждении Порядка осуществления финансового контроля органами исполнительной власти Чукотского автономного округа»;

2) Постановление Правительства Чукотского автономного округа                  от 20 апреля 2009 года № 102 «О внесении изменений в Постановление Правительства Чукотского автономного округа от 16 мая 2006 года № 98».

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на руководителей исполнительных органов государственной власти Чукотского автономного округа.

 

 

 

Председатель Правительства                                            Р.В. Копин

 

 

 

Приложение

к Постановлению Правительства

Чукотского автономного округа

от  17 марта  2015 года  № 176

 

 

ПОРЯДОК
осуществления внутреннего финансового контроля  и внутреннего финансового аудита

 

1. Общие положения

 

Настоящий Порядок определяет правила осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств окружного бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов окружного бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита окружного бюджета (далее – главный администратор (администратор) средств окружного бюджета) внутреннего финансового контроля и на основе функциональной независимости внутреннего финансового аудита.

 

2. Осуществление внутреннего финансового контроля

 

2.1. Внутренний финансовый контроль осуществляется непрерывно руководителями (заместителями руководителей), иными уполномоченными должностными лицами главного администратора (администратора) средств окружного бюджета, организующими и выполняющими внутренние процедуры составления и исполнения окружного бюджета, ведения бюджетного учёта и составления бюджетной отчётности (далее - внутренние бюджетные процедуры).

2.2. Внутренний финансовый контроль направлен на:

1) соблюдение правовых актов главного администратора (администратора) средств окружного бюджета, регулирующих составление и исполнение окружного бюджета, составление бюджетной отчётности и ведение бюджетного учёта, включая порядок ведения учётной политики (далее – внутренние стандарты);

2) подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

2.3. Внутренний финансовый контроль осуществляется в структурных подразделениях главного администратора (администратора) средств окружного бюджета и получателя средств окружного бюджета, исполняющих бюджетные полномочия.

2.4. Должностные лица подразделений главного администратора (администратора) средств окружного бюджета осуществляют внутренний финансовый контроль в соответствии с их должностными регламентами в отношении следующих внутренних бюджетных процедур:

1) составление и представление документов в Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа (далее – Департамент), необходимых для составления и рассмотрения проекта окружного бюджета, в том числе реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований;

2) составление и представление документов главному администратору (администратору) средств окружного бюджета, необходимых для составления и рассмотрения проекта окружного бюджета;

3) составление и представление документов в Департамент, необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита окружного бюджета;

4) составление, утверждение и ведение бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) средств окружного бюджета;

5) составление и направление документов в Департамент, необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи окружного бюджета, доведения (распределения) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до подведомственных получателей средств окружного бюджета;

6) составление, утверждение и ведение бюджетных смет и свода бюджетных смет;

7) формирование и утверждение государственных заданий в отношении подведомственных государственных учреждений Чукотского автономного округа;

8) исполнение бюджетной сметы;

9) принятие и исполнение бюджетных обязательств;

10) осуществление начисления, учёта и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита окружного бюджета) в окружной бюджет, пеней и штрафов по ним;

11) принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в окружной бюджет, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;

12) принятие решений о зачёте (об уточнении) платежей в окружной  бюджет;

13) ведение бюджетного учёта, в том числе принятие к учёту первичных учётных документов (составление сводных учётных документов), отражение информации, указанной в первичных учётных документах и регистрах бюджетного учёта, проведение оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций;

14) составление и представление бюджетной отчётности, сводной бюджетной  отчётности;

15) исполнение судебных актов по искам к Чукотскому автономному округу, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства окружного бюджета по денежным обязательствам государственных казённых учреждений Чукотского автономного округа.

2.5. Подготовка к проведению внутреннего финансового контроля заключается в формировании (актуализации) плана внутреннего финансового контроля руководителем каждого структурного подразделения, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур.

2.6. В плане внутреннего финансового контроля по каждому отражаемому в нём предмету внутреннего финансового контроля указываются данные о периодичности выполнения операции, методах контроля, способах контроля, формах проведения внутреннего финансового контроля и периодичности контрольных действий.

2.7. Процесс формирования (актуализации) плана внутреннего финансового контроля включает следующие этапы:

1) анализ предмета внутреннего финансового контроля в целях определения применяемых к нему методов контроля и контрольных действий (далее - процедуры внутреннего финансового контроля);

2) формирование перечня операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) с указанием необходимости или отсутствия необходимости проведения контрольных действий в отношении отдельных операций.

2.8. Актуализация плана внутреннего финансового контроля проводится:

1) до начала очередного финансового года;

2) при принятии решения руководителем главного администратора средств окружного бюджета о внесении изменений в планы внутреннего финансового контроля;

3) в случае внесения изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации и Чукотского автономного округа, регулирующие бюджетные правоотношения, определяющие необходимость изменения внутренних бюджетных процедур.

2.9. Утверждение плана внутреннего финансового контроля осуществляется руководителем (уполномоченным должностным лицом) главного администратора средств окружного бюджета.

2.10. Внутренний финансовый контроль осуществляется в подразделениях главного администратора (администратора) средств окружного бюджета в соответствии с утверждённым планом внутреннего финансового контроля с соблюдением периодичности, методов контроля и способов контроля, форм проведения внутреннего финансового контроля, указанных в плане внутреннего финансового контроля.

2.11. К способам проведения контрольных действий относятся:

1) сплошной способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведённой операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);

2) выборочный способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведённой операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры).

2.12. К методам внутреннего финансового контроля относится самоконтроль, контроль по уровню подчинённости и контроль по уровню подведомственности.

Самоконтроль осуществляется сплошным способом должностным лицом каждого подразделения главного администратора (администратора) средств окружного бюджета путём проведения проверки каждой выполняемой им операции на соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации и Чукотского автономного округа, регулирующим бюджетные правоотношения, внутренним стандартам и должностным регламентам, а также путём оценки причин и обстоятельств (факторов), негативно влияющих на совершение операции.

Контроль по уровню подчинённости осуществляется сплошным способом руководителем (заместителем руководителя) и (или) руководителем подразделения главного администратора (администратора) средств окружного бюджета (иным уполномоченным лицом) путём авторизации операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), осуществляемых подчинёнными должностными лицами.

Контроль по уровню подведомственности осуществляется сплошным или выборочным способом в отношении процедур и операций, совершённых подведомственными распорядителями и получателями средств окружного бюджета путём проведения проверок, направленных на установление соответствия представленных документов требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и Чукотского автономного округа, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренним стандартам, и (или) путём сбора и анализа информации о своевременности составления и представления документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур, точности и обоснованности информации, отражённой в указанных документах, а также законности совершения отдельных операций.

Результаты таких проверок оформляются заключением с указанием необходимости внесения исправлений и (или) устранения недостатков (нарушений) при их наличии в установленный в заключении срок либо отметкой (разрешительной надписью) на представленном документе.

2.13. К формам проведения внутреннего финансового контроля относятся следующие контрольные действия:

1) проверка оформления документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и Чукотского автономного округа, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренних стандартов;

2) авторизация операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);

3) сверка данных;

4) сбор и анализ информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур.

2.14. Контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические и смешанные.

Визуальные контрольные действия осуществляются без использования прикладных программных средств автоматизации.

Автоматические контрольные действия осуществляются с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц.

Смешанные контрольные действия выполняются с использованием прикладных программных средств автоматизации с участием должностных лиц.

2.15. Выявленные недостатки и (или) нарушения при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения о причинах и об обстоятельствах рисков возникновения нарушений и (или) недостатков и о предлагаемых мерах по их устранению  отражаются в журналах внутреннего финансового контроля.

Ведение журналов внутреннего финансового контроля осуществляется в каждом подразделении, ответственном за выполнение внутренних бюджетных процедур.

2.16. Информация о результатах внутреннего финансового контроля направляется подразделением, ответственным за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, или уполномоченным подразделением руководителю (заместителю руководителя) главного администратора (администратора) средств окружного бюджета не реже одного раза в шесть месяцев.

В случае необходимости принятия неотложных мер по устранению выявленных нарушений указанная информация представляется руководителю главного администратора (администратора) средств окружного бюджета незамедлительно после осуществления процедуры внутреннего финансового контроля.

2.17. По итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля принимается решение:

1) о необходимости устранения выявленных нарушений (недостатков) в установленный в решении срок, применении материальной, дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, проведении служебных проверок;

2) об отсутствии оснований для применения мер, указанных в подпункте первом настоящего пункта;

3) о внесении изменений в план внутреннего финансового контроля.

2.18. При принятии решений по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля учитывается информация, указанная в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного финансового контроля и отчётах внутреннего финансового аудита, представленных руководителю (заместителю руководителя) главного администратора (администратора) средств окружного бюджета.

3. Осуществление внутреннего финансового аудита

 

3.1. Внутренний финансовый аудит осуществляется структурными подразделениями и (или) уполномоченными должностными лицами, работниками главного администратора (администратора) средств окружного бюджета (далее – субъект внутреннего финансового аудита), наделёнными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита на основе функциональной независимости.

Субъект внутреннего финансового аудита подчиняется непосредственно и исключительно руководителю главного администратора (администратора) средств окружного бюджета.

Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности, достоверности результатов.

3.2. Целями внутреннего финансового аудита являются:

1) оценка надёжности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности;

2) подтверждение достоверности бюджетной отчётности и соответствия порядка ведения бюджетного учёта методологии и стандартам бюджетного учёта, установленным Министерством финансов Российской Федерации;

3) подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования средств окружного бюджета.

3.3. Объектами внутреннего финансового аудита (далее – объект аудита) являются:

1) подразделения главного администратора (администратора) средств окружного бюджета, осуществляющие финансовые и хозяйственные операции;

2) подведомственные получатели средств окружного бюджета, администраторы доходов окружного бюджета, администраторы источников финансирования дефицита окружного бюджета.

3.4. Предметом внутреннего финансового аудита является совокупность финансовых и хозяйственных операций, совершённых объектами аудита, а также организация и осуществление внутреннего финансового контроля.

3.5. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок.

Внеплановые аудиторские проверки осуществляются по решению руководителя главного администратора средств окружного бюджета которое оформляется приказом.

Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым руководителем главного администратора (администратора) средств окружного бюджета (далее - план).

3.6. Аудиторские проверки подразделяются:

1) на камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;

2) на выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;

3) на комбинированные проверки, которые проводятся как по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита, так и по месту нахождения объектов аудита.

3.7 Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита при проведении аудиторских проверок:

1) запрашивают и получают на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля;

2) посещают помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка.

Срок исполнения запросов устанавливается исходя из объёма предоставляемой информации.

3.8.Субъект внутреннего финансового аудита обязан:

1) соблюдать требования нормативных правовых актов Российской Федерации и Чукотского автономного округа в установленной сфере деятельности;

2) проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;

3) знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок (актами и заключениями).

3.9. План внутреннего финансового аудита представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.

По каждой аудиторской проверке в плане указывается проверяемая внутренняя бюджетная процедура, объекты аудита, срок проведения аудиторской проверки и ответственные исполнители.

План внутреннего финансового аудита составляется и утверждается руководителем главного администратора (администратора) средств окружного бюджета до начала очередного финансового года.

3.10. В целях составления плана внутреннего финансового аудита субъект внутреннего финансового аудита обязан провести предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:

1) осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;

2) проведения в текущем и (или) отчётном финансовом году контрольных мероприятий Счетной палатой Чукотского автономного округа,  Межрегиональным территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Магаданской области и Департаментом в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.        

3.11. При планировании аудиторских проверок учитываются:

1) значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчётность главного администратора (администратора) средств окружного бюджета в случае неправомерного исполнения этих операций;

2) факторы, влияющие на объём выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;

3) наличие значимых бюджетных рисков после проведения процедур внутреннего финансового контроля;

4) возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;

5) наличие резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок;

6) равномерность нагрузки на должностных лиц субъекта внутреннего финансового аудита.

3.12. Аудиторская проверка проводится на основании приказа руководителя главного администратора (администратора) средств окружного бюджета о её назначении.

3.13. Аудиторская проверка проводится в соответствии с программой аудиторской проверки, утверждённой руководителем субъекта внутреннего финансового аудита.       

Программа аудиторской проверки должна содержать:

1)  тему аудиторской проверки (предмет контроля);

2) наименование объекта аудита;

3) перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, а также сроки её проведения;

4) проверяемый период;

5) сроки проведения аудиторской проверки.

3.14. В ходе аудиторской проверки проводится исследование:

1) осуществления внутреннего финансового контроля;

2) законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования средств окружного бюджета;

3) ведения учётной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет её соответствия изменениям в области бюджетного учёта;

4) применения автоматизированных информационных систем объектом аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур;

5) вопросов бюджетного учёта;

6) формирования финансовых и первичных учётных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учёта;

7) бюджетной отчётности.

3.15. Аудиторская проверка проводится путём выполнения:

1) инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;

2) наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;

3) пересчёта, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведённых объектом аудита, либо самостоятельного расчёта работником подразделения внутреннего финансового аудита;

4) аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от неё и (или) неправильно отражённых в бюджетном учёте операций и их причин и недостатков осуществления иных  внутренних бюджетных процедур.

3.16. Срок проведения аудиторской проверки составляет не более тридцати рабочих дней.

3.17. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие надёжные доказательства.

К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.

3.18. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки, который подписывается членами аудиторской группы и вручается представителю объекта аудита, уполномоченному на получение акта аудиторской проверки. Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки.

3.19. В акте аудиторской проверки указывается:

1) 1)  1)  1)   основание для проведения внутреннего финансового аудита;

2) 2)  2)  2)   тема аудиторской проверки;

3) 3)  3)  3)   проверяемый период;

4) 4)  4)  4)   должности и ФИО лиц, проводивших внутренний финансовый аудит;

5) 5)  5)  5)   сроки проверки, включая дату составления акта;

6) 6)  6)  6)   перечень вопросов, которые проверены в соответствии с программой аудиторской проверки;

7) 7)  7)  7)   способы (сплошной, выборочный), используемые в процессе осуществления внутреннего финансового аудита;

8) 8)  8)  8)   наименование и реквизиты исследованных в ходе аудиторской проверки документов;

9) 9)  9)  9)   перечень нормативных правовых актов, проанализированных в процессе проведения аудита;

10)    10)         10)         10)         характер и состояние систем бюджетного учёта и отчётности;

11)    11)         11)         11)         подтверждение достоверности бюджетной отчётности;

12)    12)         12)         12)         оценка надёжности внутреннего финансового контроля;

13)    13)         13)         13)         выводы об экономности и результативности использования бюджетных средств;

14)    14)         14)         14)         иные результаты внутреннего финансового аудита исходя из целей его проведения.

3.20. Один экземпляр акта хранится в органе, осуществившем внутренний финансовый аудит, второй - направляется (вручается) уполномоченному лицу объекта аудиторской проверки в срок не позднее трёх рабочих дней со дня его подписания.

В течение семи рабочих дней со дня получения акта объект аудиторской проверки вправе представить возражения, которые приобщаются к материалам аудиторской проверки.

3.21. На основании акта аудиторской проверки составляется отчёт о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:

1)  информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках;

2)  информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита;

3)  выводы о степени надёжности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектами аудита бюджетной отчётности;

4)  выводы о соответствии ведения бюджетного учёта объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учёта, установленным Министерством финансов Российской Федерации;

5)  выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в планы внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования средств окружного бюджета.

3.22. Отчёт о результатах аудиторской проверки с приложением акта аудиторской проверки направляется в течение тридцати календарных дней со дня подписания акта аудиторской проверки руководителю главного администратора (администратора) средств окружного бюджета.

По результатам рассмотрения указанного отчёта руководитель главного администратора (администратора) средств окружного бюджета вправе принять одно или несколько из решений:

1)   о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

2)   о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

3)   о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении в установленном порядке служебных проверок;

4)   о направлении материалов в Департамент и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, Чукотского автономного округа, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.

3.23. Субъекты внутреннего финансового аудита обеспечивают составление годовой отчётности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита.

3.24. Годовая отчётность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита содержит информацию, подтверждающую выводы о надёжности (об эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчётности главного администратора (администратора) средств окружного бюджета.

Проведение внутреннего финансового контроля считается надёжным (эффективным), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию, либо существенному снижению числа нарушений нормативных правовых актов Российской Федерации и Чукотского автономного округа, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренних стандартов, а также к повышению эффективности использования средств окружного бюджета.

 

 

 


Информация по документу
Читайте также