Расширенный поиск

Закон Чукотского автономного округа от 17.12.2015 № 121-оз

 

 

 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ЧУКОТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

 

       ЗАКОН

О порядке проведения референдума Чукотского автономного округа и местных референдумов в Чукотском автономном округе

 

Принят Думой Чукотского автономного округа 24 ноября 2015 года

 

Настоящим Законом в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Чукотского автономного округа устанавливается порядок назначения и проведения референдума Чукотского автономного округа и местных референдумов в Чукотском автономном округе.

 

Глава 1. Общие положения

 

Статья 1. Правовая основа проведения референдума Чукотского автономного округа и местных референдумов в Чукотском автономном округе. Термины и понятия, используемые в настоящем Законе

1. Законодательство о референдуме Чукотского автономного округа (далее - референдум автономного округа) и местных референдумах в Чукотском автономном округе (далее - местный референдум) составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"), Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другие федеральные законы, Устав Чукотского автономного округа, настоящий Закон, Закон Чукотского автономного округа от 28 марта 2003 года N 11-ОЗ "О перечне отдаленных и труднодоступных местностей в Чукотском автономном округе".

2. В случае принятия в период кампании референдума автономного округа (местного референдума) закона, содержащего положения, которыми определяется порядок подготовки и проведения референдума автономного округа (местного референдума) либо в случае внесения в этот период в закон изменений, касающихся порядка подготовки и проведения референдума автономного округа (местного референдума), указанные закон и изменения применяются к референдуму автономного округа (местному референдуму), инициатива проведения которого выдвинута после вступления в силу указанных закона и изменений.

3. В настоящем Законе основные термины и понятия применяются в значении, соответствующем Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Для целей настоящего Закона применяются также следующие термины и понятия:

1) место жительства - субъект Российской Федерации, район, город, иной населенный пункт, в котором гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;

2) число участников референдума, принявших участие в голосовании, - число, определяемое по количеству бюллетеней для голосования на референдуме, местном референдуме установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования.

Термин "референдум" применяется в настоящем Законе как в отношении референдума автономного округа, так и в отношении местного референдума.

4. Сроки, установленные настоящим Законом, исчисляются в порядке, установленном статьей 11.1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

 

Статья 2. Право на участие в референдуме автономного округа, местном референдуме

1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, место жительства которого расположено на территории Чукотского автономного округа, имеет право голосовать на референдуме автономного округа, а также участвовать в предусмотренных настоящим Законом и проводимых законными методами других действиях по подготовке и проведению референдума автономного округа.

2. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, место жительства которого расположено в границах соответствующего муниципального образования, имеет право голосовать на местном референдуме, а также участвовать в предусмотренных настоящим Законом и проводимых законными методами других действиях по подготовке и проведению местного референдума.

3. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не имеют права участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Если на основании международного договора Российской Федерации иностранные граждане имеют право на участие в местном референдуме, то в списки участников референдума при проведении местного референдума включаются иностранные граждане, отвечающие требованиям, установленным Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

 

Статья 3. Язык референдума

Формулировка вопроса (вопросов) референдума автономного округа (местного референдума), текст проекта нормативного правового акта, выносимого на референдум автономного округа (местный референдум), бюллетень, решения, принятые на референдуме автономного округа (местном референдуме), документы органов государственной власти Чукотского автономного округа, иных государственных органов, органов местного самоуправления, касающиеся проведения референдума автономного округа (местного референдума), составляются (публикуются) на русском языке.

 

Статья 4. Округ референдума

1. Референдум автономного округа проводится по округу, включающему в себя всю территорию Чукотского автономного округа.

2. Местный референдум проводится по округу, включающему в себя всю территорию соответствующего муниципального образования.

 

Статья 5. Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума автономного округа, местного референдума

1. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, или на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

2. Дума Чукотского автономного округа, представительный орган муниципального образования вправе отказать в назначении референдума автономного округа (местного референдума) только в случае нарушения при выдвижении инициативы проведения референдума автономного округа (местного референдума) нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение референдума (местного референдума).

3. Референдум автономного округа (местный референдум) с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса не проводится в течение двух лет после дня официального опубликования результатов референдума автономного округа (местного референдума).

4. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установление иных обстоятельств, исключающих назначение и проведение референдума, кроме указанных в настоящей статье, не допускается.

 

Глава 2. Вопросы референдума автономного округа. Вопросы местного референдума

 

Статья 6. Вопросы, выносимые на референдум автономного округа, местный референдум

1. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на референдум автономного округа могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении Чукотского автономного округа или в совместном ведении Российской Федерации и Чукотского автономного округа, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом.

2. На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.

3. Вопросы референдума автономного округа не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации и законодательству Чукотского автономного округа.

4. Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.

 

Статья 7. Вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум

1. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на референдум не могут быть вынесены вопросы:

1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти Чукотского автономного округа, органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в Думу Чукотского автономного округа, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

2) о персональном составе органов государственной власти Чукотского автономного округа, органов местного самоуправления;

3) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

4) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств Чукотского автономного округа, муниципального образования;

5) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

2. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, не допускается.

 

Статья 8. Оформление вопросов, выносимых на референдум

1. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть чтобы на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

2. В случае вынесения на референдум проекта закона или иного нормативного правового акта (далее - нормативный правовой акт) вопрос должен начинаться словами "Поддерживаете ли Вы принятие", после которых должно идти название проекта нормативного правового акта. Если текст выносимого на референдум проекта нормативного правового акта содержит более 200 слов, формулировка вопроса должна содержать краткое (не более 50 слов) его описание, однозначно определяющее содержание этого текста.

3. Проект нормативного правового акта Чукотского автономного округа, выносимого на референдум автономного округа, оформляется инициаторами проведения референдума в соответствии с требованиями федерального законодательства и законодательства Чукотского автономного округа.

Проект муниципального нормативного правового акта, выносимый на местный референдум, оформляется в соответствии с требованиями федерального законодательства, устава муниципального образования, других нормативных правовых актов муниципального образования.

 

Глава 3. Инициатива проведения референдума автономного округа, местного референдума. Назначение референдума автономного округа, местного референдума

 

Статья 9. Инициатива проведения референдума автономного округа, местного референдума

Инициатива проведения референдума может принадлежать:

1) гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме;

2) избирательным объединениям, иным общественным объединениям, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке, определенном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума.

 

Статья 10. Порядок реализации инициативы проведения референдума автономного округа, местного референдума

1. Для выдвижения инициативы проведения референдума, предусмотренной статьей 9 настоящего Закона, и сбора подписей граждан в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума.

2. Каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющих право на участие в референдуме автономного округа, вправе образовать инициативную группу для проведения референдума автономного округа в количестве не менее 20 человек.

3. Каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, вправе образовать инициативную группу для проведения местного референдума в количестве не менее 10 человек.

4. В случае, если инициатором проведения референдума выступает избирательное объединение, общественное объединение, указанное в пункте 2 статьи 9 настоящего Закона, его руководящий орган либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума) выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума автономного округа (местного референдума) независимо от своей численности.

5. Инициативная группа по проведению референдума автономного округа обращается в Избирательную комиссию Чукотского автономного округа (далее - Избирательная комиссия автономного округа), которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы.

Инициативная группа по проведению местного референдума обращается в избирательную комиссию муниципального образования, которая со дня обращения действует в качестве комиссии местного референдума, с ходатайством о регистрации группы. В случае если избирательная комиссия муниципального образования отсутствует, полномочия комиссии местного референдума до ее сформирования или возложения ее полномочий на территориальную или участковую комиссию в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", исполняются территориальной избирательной комиссией, действующей на территории соответствующего муниципального района (городского округа).

6. В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума указывается:

1) формулировка вопроса (вопросов) или наименование проекта нормативного правового акта, предлагаемого для вынесения на референдум;

2) фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, где предполагается провести референдум (уполномоченных представителей инициативной группы, в том числе уполномоченного представителя по финансовым вопросам в случае его назначения в соответствии с частью 1 статьи 22 настоящего Закона). Ходатайство подписывается всеми членами инициативной группы, а в случае выдвижения инициативы проведения референдума избирательным объединением, иным общественным объединением ходатайство должно быть подписано всеми членами руководящего органа этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящего органа его регионального отделения или иного структурного подразделения, поддержавшими решение о выдвижении инициативы проведения референдума.

7. К ходатайству должены# быть приложены:

1) протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы о проведении референдума, в котором должно быть указано место и дата проведения собрания, число участников собрания, наименование вопросов, предлагаемых для вынесения на референдум, и принятые по ним решения, итоги голосования, подписи ведущих собрание;

2) текст проекта нормативного правового акта (в случае его вынесения на референдум).

8. К ходатайству о регистрации инициативной группы по проведению референдума, образованной руководящим органом избирательного объединения, иного общественного объединения, вместе с документами, указанными в части 7 настоящей статьи, также прилагаются:

1) нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданная федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании;

2) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копия устава общественного объединения, заверенная постоянно действующим руководящим органом общественного объединения.

9. Избирательная комиссия автономного округа в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума автономного округа обязана рассмотреть указанное ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:

в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Устава Чукотского автономного округа, настоящего Закона, законов Чукотского автономного округа - о направлении их в Думу Чукотского автономного округа;

в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.

Избирательная комиссия муниципального образования в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума обязана рассмотреть указанное ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:

в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Устава Чукотского автономного округа, настоящего Закона, законов Чукотского автономного округа, устава муниципального образования - о направлении их в представительный орган муниципального образования;

в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.

10. Дума Чукотского автономного округа, представительный орган муниципального образования соответственно уровню референдума обязаны проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум автономного округа, местный референдум, требованиям статьи 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статей 6, 7, 8 настоящего Закона в течение 20 дней со дня поступления в Думу Чукотского автономного округа, и в течение 10 дней - со дня поступления в представительный орган местного самоуправления ходатайства инициативной группы по проведению референдума, местного референдума и приложенных к нему документов.

11. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Дума Чукотского автономного округа не позднее чем через пять дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума автономного округа и приложенных к нему документов обязана уведомить об этой инициативе Президента Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

12. По результатам проверки Дума Чукотского автономного округа либо представительный орган муниципального образования принимает решение о соответствии либо несоответствии вопроса, предлагаемого инициативной группой для вынесения на референдум, требованиям статьи 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статей 6, 7, 8 настоящего Закона и в трехдневный срок со дня принятия решения направляет его копию в соответствующую комиссию, организующую референдум.

В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" если Дума Чукотского автономного округа либо представительный орган муниципального образования признает, что вопрос, выносимый на референдум автономного округа (местный референдум), отвечает требованиям статьи 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статей 6, 7, 8 настоящего Закона, Избирательная комиссия автономного округа или избирательная комиссия муниципального образования соответственно уровню референдума осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению референдума автономного округа (местного референдума), выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации.

Решение о регистрации инициативной группы по проведению референдума автономного округа (местного референдума) принимается в пятнадцатидневный срок со дня признания Думой Чукотского автономного округа либо представительным органом муниципального образования соответствия вопроса, выносимого на референдум автономного округа (местный референдум), требованиям, установленным Федеральным законом "Об основных "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статей 6, 7, 8 настоящего Закона.

13. Форма регистрационного свидетельства, выдаваемого инициативной группе по проведению референдума, устанавливается Избирательной комиссией автономного округа.

Регистрационное свидетельство выдается соответствующей избирательной комиссией в течение одних суток после регистрации инициативной группы по проведению референдума.

При проведении референдума автономного округа регистрационное свидетельство действительно с момента регистрации инициативной группы по проведению референдума и до истечения срока сдачи итогового финансового отчета инициативной группой.

Срок действия регистрационного свидетельства при проведении местного референдума устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее срока сдачи инициативной группой по проведению местного референдума итогового финансового отчета.

14. Если Дума Чукотского автономного округа либо представительный орган муниципального образования признает, что выносимый на референдум автономного округа (местный референдум) вопрос не отвечает требованиям статьи 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статей 6, 7, 8 настоящего Закона, Избирательная комиссия автономного округа или избирательная комиссия муниципального образования соответственно уровню референдума отказывает инициативной группе по проведению референдума (местного референдума) в регистрации.

15. В случае отказа в регистрации инициативной группе по проведению референдума автономного округа не позднее чем через два дня со дня его принятия выдается копия решения Избирательной комиссии автономного округа, в котором указываются основания отказа.

В случае отказа в регистрации инициативной группе по проведению местного референдума не позднее чем через два дня со дня его принятия выдается копия решения избирательной комиссии муниципального образования, в котором указывается основание отказа.

16. Основанием отказа инициативной группе по проведению референдума в регистрации может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава Чукотского автономного округа и законов Чукотского автономного округа, устава муниципального образования. Отказ в регистрации может быть обжалован в порядке, установленном статьей 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

17. Решение Избирательной комиссии автономного округа либо избирательной комиссии муниципального образования соответственно уровню референдума о регистрации инициативной группы по проведению референдума автономного округа (местного референдума) либо об отказе в ее регистрации подлежит официальному опубликованию не позднее чем через пять дней со дня его принятия. Одновременно с решением о регистрации инициативной группы по проведению референдума автономного округа (местного референдума) публикуются предлагаемые вопросы референдума автономного округа (местного референдума) или проект выносимого на референдум автономного округа (местный референдум) закона или решения.

18. Инициативная группа по проведению референдума до принятия решения о назначении референдума вправе отозвать свою инициативу. В случае отзыва инициативной группой по проведению референдума своей инициативы соответствующая избирательная комиссия принимает решение о прекращении процедур по осуществлению инициативы проведения референдума. Указанное решение избирательной комиссии направляется соответственно уровню референдума в Думу Чукотского автономного округа или представительный орган муниципального образования.

19. Указанные в части 18 настоящей статьи и части 10 статьи 11 настоящего Закона решения комиссии направляются соответственно уровню референдума в Думу Чукотского автономного округа либо представительный орган муниципального образования в течение 10 дней после их принятия.

 

Статья 11. Сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума, местного референдума

1. В поддержку инициативы проведения референдума автономного округа необходимо собрать два процента подписей от числа участников референдума, зарегистрированных на территории Чукотского автономного округа в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Количество подписей, представляемых в Избирательную комиссию автономного округа, может превышать необходимое количество для поддержки инициативы проведения референдума не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом.

В поддержку инициативы местного референдума необходимо собрать пять процентов подписей от числа участников местного референдума, зарегистрированных на территории соответствующего муниципального образования, в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", но не менее 25 подписей. Количество подписей, представляемых в избирательную комиссию муниципального образования, может превышать необходимое количество для поддержки инициативы проведения местного референдума не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом.

2. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, изготовленные инициативной группой по форме согласно приложениям 1 и 2 к настоящему Закону. В случае вынесения на референдум проекта нормативного правового акта лицо, собирающее подписи, должно представлять его текст участнику референдума по его требованию.

3. Подписные листы изготавливаются за счет средств фонда референдума, созданного инициативной группой. При выдвижении инициативы проведения референдума автономного округа в подписном листе указывается номер специального счета фонда референдума, с которого произведена оплата изготовления подписных листов.

4. Период сбора подписей в поддержку выдвижения инициативы референдума автономного округа составляет 30 дней со дня, следующего за днем выдачи регистрационного свидетельства, а при проведении местного референдума - в течение 20 дней со дня, следующего за днем выдачи регистрационного свидетельства. При этом подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов. В случае если в течение указанного срока не будет собрано необходимое количество подписей граждан, имеющих право на участие в референдуме, дальнейший сбор подписей прекращается.

5. Сбор подписей может осуществляться по месту жительства, а также в других местах, где сбор подписей не запрещен Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Подписи могут собираться только среди участников референдума, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными.

6. Оформление подписных листов и сбор подписей осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

7. Уполномоченный представитель инициативной группы не позднее 18 часов по местному времени дня окончания периода, в который истекает срок сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума, представляет в комиссию, организующую референдум:

1) пронумерованные и сброшюрованные подписные листы;

2) протокол об итогах сбора подписей участников референдума на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде;

3) первый финансовый отчет инициативной группы.

8. При приеме документов комиссия, организующая референдум, заверяет каждый подписной лист своей печатью, проверяет соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума, а затем выдает уполномоченному представителю инициативной группы подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с указанием количества принятых подписных листов и заявленного количества подписей, даты и времени приема подписных листов. Второй экземпляр подтверждения, подписанный принимавшим документы лицом и уполномоченным представителем инициативной группы, остается в комиссии.

9. После выдачи подтверждения о приеме подписных листов исправление сведений, содержащихся в принятых документах, замена документов, внесение новых или дополнительных документов, включая подписные листы, не допускаются.

10. Если уполномоченный представитель инициативной группы до 18 часов по местному времени дня окончания периода, в который могут собираться подписи в поддержку инициативы проведения референдума, не представит в комиссию, организующую референдум, документы, указанные в части 7 настоящей статьи, соответствующая комиссия принимает решение о прекращении процедур по реализации инициативы проведения референдума.

 

Статья 12. Проверка соблюдения порядка сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума, оформления подписных листов и достоверности сведений, содержащихся в подписных листах

1. Избирательная комиссия автономного округа, избирательная комиссия муниципального образования соответственно уровню референдума в течение семи дней проверяет соблюдение инициативной группой требований федеральных законов, настоящего Закона при сборе подписей, в том числе достоверность данных, содержащихся в подписных листах, и собранных подписей участников референдума в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

2. Для проверки соблюдения порядка сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об участниках референдума, содержащихся в подписных листах, и их подписей Избирательная комиссия автономного округа, избирательная комиссия муниципального образования соответственно уровню референдума своим решением создает рабочие группы из числа членов соответствующей избирательной комиссии, работников ее аппарата, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий референдума, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, органов юстиции, военных комиссариатов, специализированных организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов, изложенные в ведомостях проверки подписных листов, могут служить основанием для признания недостоверными сведений об участниках референдума, содержащихся в подписных листах, и их подписей.

3. Для установления достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, Избирательная комиссия автономного округа, избирательная комиссия муниципального образования в порядке, установленном федеральным законодательством, использует Государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума, а также ГАС "Выборы".

4. Проверке подлежат все представленные подписи участников референдума в поддержку проведения референдума и соответствующие им данные об участниках референдума, поставивших подписи.

Проверке и учету не подлежат подписи участников референдума, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, если это специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в комиссию.

5. О времени проведения проверки, указанной в части 2 настоящей статьи, Избирательная комиссия автономного округа, избирательная комиссия муниципального образования соответственно уровню референдума обязана сообщить уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума. При проведении проверки подписей участников референдума вправе присутствовать уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, представившей необходимое для назначения референдума количество подписей участников референдума.

6. По результатам проверки, указанной в части 2 настоящей статьи, подпись участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.

7. Если при проверке подписей участников референдума обнаруживается несколько подписей одного и того же участника референдума в поддержку одной и той же инициативы проведения референдума, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи признаются недействительными.

8. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не могут служить основанием для признания подписи участника референдума недействительной имеющиеся в сведениях об участнике референдума, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.

9. Недостоверными признаются подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом. Подписи, выполненные указанным образом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке, указанной в части 2 настоящей статьи.

10. Недействительными признаются:

1) подписи участников референдума, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов, а при выдвижении инициативы проведения местного референдума - до дня, следующего за днем уведомления комиссии о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума;

2) подписи лиц, не обладающих правом на участие в референдуме;

3) подписи участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 2 настоящей статьи;

4) подписи участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения участником референдума своей подписи в подписной лист;

5) подписи участников референдума, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;

6) подписи участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены участниками референдума, а также подписи участников референдума, даты внесения которых проставлены участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 2 настоящей статьи;

7) подписи участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей участников референдума;

8) все подписи участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей участников референдума, и (или) уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей участников референдума, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей участников референдума, об уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом;

9) все подписи участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениям 1 и 2 к настоящему Закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные частью 3 статьи 11 настоящего Закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных частью 3 статьи 11 настоящего Закона;

10) подписи участников референдума, собранные с нарушением требований, предусмотренных частью 5 статьи 11 настоящего Закона;

11) подписи участников референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей участников референдума, внесенных в этот подписной лист, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 2 настоящей статьи;

12) подписи участников референдума, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей участников референдума, и (или) уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума;

13) все подписи участников референдума в подписном листе, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей участников референдума, внесена позднее внесения заверительной записи уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума.

11. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям настоящего Закона, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8, 9 и 13 части 10 настоящей статьи.

12. Специально оговоренные участником референдума или лицом, заверяющим подписной лист, при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи участника референдума недействительной, если не установлена ее недостоверность или недействительность в соответствии с пунктами 8, 9 и 13 части 10 настоящей статьи.

13. Не могут служить основанием для признания подписи участника референдума недействительной имеющиеся в сведениях об участнике референдума, содержащихся в подписном листе, сокращения, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений. Установление достоверности подписи участника референдума методом опроса участников референдума запрещается.

14. По окончании проверки подписных листов в поддержку проведения референдума составляется протокол об итогах проверки подписных листов, который подписывается руководителем рабочей группы - членом соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса и представляется избирательной комиссии для принятия решения. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными или недействительными, а также основания признания их таковыми. Копия протокола передается уполномоченному представителю инициативной группы не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, организующей референдум, на котором должен рассматриваться вопрос о проведении референдума. В случае если проведенная комиссией, организующей референдум, проверка подписных листов повлечет последствия, предусмотренные подпунктом "г" пункта 25 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", уполномоченный представитель инициативной группы вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Протокол прилагается к решению избирательной комиссии о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Внесение изменений в протокол после принятия решения не допускается.

15. По результатам проверки Избирательная комиссия автономного округа, избирательная комиссия муниципального образования в течение 15 дней со дня представления инициативной группой по проведению референдума подписных листов и протокола об итогах сбора подписей направляет подписные листы, экземпляр протокола инициативной группы об итогах сбора подписей и копию своего постановления в Думу Чукотского автономного округа, представительный орган муниципального образования соответственно уровню референдума. Копия постановления Избирательной комиссии автономного округа, избирательной комиссии муниципального образования направляется также инициативной группе по проведению референдума автономного округа (местного референдума).

16. В случае обнаружения нарушений требований федерального законодательства, настоящего Закона комиссия, организующая референдум, принимает решение об отказе в проведении референдума по основаниям, установленным пунктом 25 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Копия указанного решения в течение одних суток с момента принятия направляется инициативной группе, в Думу Чукотского автономного округа, представительный орган муниципального образования соответственно уровню референдума.

17. Решение комиссии, организующей референдум, об отказе в проведении референдума может быть обжаловано в установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" порядке.

18. В случае принятия комиссией, организующей референдум, решения об отказе в проведении референдума члены соответствующей инициативной группы не могут в течение двух лет со дня принятия этого решения выступать повторно с инициативой проведения референдума по вопросу, имеющему такую же по смыслу или содержанию формулировку.

 

Статья 13. Назначение референдума автономного округа (местного референдума)

1. Дума Чукотского автономного округа, представительный орган местного самоуправления в 14-дневный срок со дня получения документов от Избирательной комиссии автономного округа, избирательной комиссии муниципального образования принимает решение о назначении референдума автономного округа (местного референдума).

2. Референдум автономного округа (местный референдум) назначается Думой Чукотского автономного округа, представительным органом муниципального образования при соответствии вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум, требованиям федерального законодательства и настоящего Закона, необходимого количества достоверных и (или) действительных подписей участников, а также при соответствии процедуры выдвижения инициативы проведения референдума автономного округа (местного референдума) и представленных документов требованиям Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

3. В решении о назначении референдума указываются день голосования на референдуме, формулировки выносимых на референдум вопросов, а в случае вынесения на референдум проектов нормативных правовых актов прилагаются их тексты.

4. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" голосование на референдуме может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем.

5. Голосование на референдуме автономного округа проводится в срок не ранее 65 дней и не позднее 90 дней со дня принятия Думой Чукотского автономного округа решения о назначении референдума автономного округа.

Голосование на местном референдуме проводится в срок не ранее 50 дней и не позднее 80 дней со дня принятия представительным органом муниципального образования решения о назначении местного референдума, если иное не определено уставом муниципального образования.

6. Голосование на референдуме не позднее чем за 25 дней до назначенного дня голосования может быть перенесено решением Думы Чукотского автономного округа либо представительного органа муниципального образования на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) в целях его совмещения с днем голосования на назначенных выборах в органы государственной власти или органы местного самоуправления либо с днем голосования на ином назначенном референдуме.

7. Решение о назначении референдума, а также о перенесении дня голосования на референдуме в соответствии с частями 5, 6 настоящей статьи подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

 

Статья 14. Иные группы участников референдума

1. Для осуществления деятельности, имеющей целью побудить или побуждающей участников референдума поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать либо отвергнуть вынесенные на референдум вопрос, проект нормативного правового акта, после регистрации инициативной группы по проведению референдума могут быть созданы и зарегистрированы в Избирательной комиссии автономного округа либо избирательной комиссии муниципального образования соответственно уровню референдума иные группы участников референдума. В качестве иных групп участников референдума могут действовать руководящие органы общественных объединений, региональных и иных структурных подразделений общественных объединений, устав которых предусматривает участие в выборах и (или) референдумах, и которые зарегистрированы в порядке, предусмотренном федеральным законом, на уровне референдума или более высоком уровне, не позднее чем за шесть месяцев до дня обращения с инициативой проведения референдума. В качестве иных групп соответственно уровню референдума также могут действовать руководящие органы политических партий, региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий на территории Чукотского автономного округа.

2. Указанные в части 1 настоящей статьи иные группы и органы могут обратиться в соответствующую избирательную комиссию с ходатайством о регистрации группы участников референдума в период со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы, но не позднее чем за 45 дней до дня голосования на референдуме. В ходатайстве должна быть указана цель создания группы, а также сведения, предусмотренные пунктом 2 части 6 статьи 10 настоящего Закона. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания группы граждан, общественного объединения, политической партии, их региональных отделений и иных структурных подразделений, на котором было принято решение об участии в референдуме в качестве группы участников референдума, а также документы, указанные в части 8 статьи 10 настоящего Закона.

3. Соответствующая избирательная комиссия в течение пяти дней со дня поступления указанного ходатайства обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение о регистрации или об отказе в регистрации иной группы участников референдума. Основанием для отказа в регистрации иной группы участников референдума может быть только несоответствие представленных документов требованиям федерального законодательства, настоящего Закона.

4. Деятельность, кроме проведения первого собрания и обращения с ходатайством о регистрации, иная группа участников референдума вправе осуществлять после принятия комиссией, организующей референдум, решения о ее регистрации.

5. Регистрационное свидетельство выдается иной группе участников референдума комиссией, организующей референдум, в порядке, предусмотренном частью 13 статьи 10 настоящего Закона.

6. Положения настоящего Закона, регулирующие деятельность инициативной группы после ее регистрации, ее членов и уполномоченных представителей, распространяются также на иные группы участников референдума, их членов и уполномоченных представителей, если иное не предусмотрено Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом.

 

Глава 4. Комиссии референдума, участки референдума, списки участников референдума

 

Статья 15. Комиссии, осуществляющие подготовку и проведение референдума автономного округа, местного референдума

1. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" организацию и проведение референдума автономного округа осуществляют:

1) Избирательная комиссия автономного округа, со дня обращения инициативной группы действующая в качестве комиссии референдума автономного округа;

2) избирательные комиссии Чукотского автономного округа, сформированные в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", действующие в качестве территориальных комиссий референдума автономного округа (далее также - территориальные комиссии);

3) участковые комиссии Чукотского автономного округа, сформированные в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", действующие в качестве участковых комиссий референдума автономного округа.

2. Подготовку и проведение местного референдума осуществляют:

1) избирательная комиссия муниципального образования, со дня обращения инициативной группы действующая в качестве комиссии местного референдума;

2) участковые комиссии референдума.

На участке референдума автономного округа (местного референдума), образованном на территории воинской части, расположенной в обособленной, удаленной от населенных пунктов местности, а также на участке референдума автономного округа (местного референдума), образованном в труднодоступной или отдаленной местности, на судне, находящемся в день голосования в плавании, или на полярной станции, в местах временного пребывания участников референдума, участковая комиссия референдума формируется территориальной комиссией в порядке и сроки, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

3. При подготовке и проведении референдума автономного округа Избирательная комиссия автономного округа является вышестоящей для территориальных комиссий и участковых комиссий, а каждая территориальная комиссия является вышестоящей для участковых комиссий, образованных на соответствующей территории.

4. При подготовке и проведении местного референдума избирательная комиссия муниципального образования является вышестоящей для участковых комиссий.

5. Порядок формирования, полномочия и порядок деятельности комиссий референдума, статус членов комиссий референдума устанавливаются Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Уставом Чукотского автономного округа, настоящим Законом.

 

Статья 16. Гласность в деятельности комиссий референдума, местного референдума

1. Деятельность комиссий референдума осуществляется на основе принципа гласности в соответствии с требованиями Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

2. На всех заседаниях соответствующей комиссии референдума, а также при подсчете голосов участников референдума и осуществлении соответствующей участковой комиссией, территориальной комиссией работы со списками участников референдума, с бюллетенями для голосования, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. Для присутствия на заседаниях и при осуществлении работы с указанными документами, связанными с подготовкой и проведением голосования на референдуме, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Соответствующая комиссия референдума обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на заседания и при осуществлении работы с указанными документами, связанными с подготовкой и проведением голосования на референдуме. На заседаниях и при осуществлении работы с указанными документами, связанными с подготовкой и проведением голосования на референдуме, также вправе присутствовать представители средств массовой информации.

3. С момента начала работы участковой комиссии референдума в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов участников голосования на участках референдума вправе присутствовать лица, указанные в части 2 настоящей статьи, а также наблюдатели.

 

Статья 17. Образование участков референдума

1. При проведении голосования и подсчета голосов участников референдума в качестве участков для голосования на референдуме действуют избирательные участки, образованные на территории Чукотского автономного округа в соответствии с требованиями Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

2. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" военнослужащие голосуют на общих участках референдума. В порядке исключения допускается образование участков референдума непосредственно в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях. В этих случаях участки референдума образуются не позднее чем за 30 дней до дня голосования, а в исключительных случаях - не позднее чем за три дня до дня голосования командирами воинских частей по согласованию с территориальной комиссией - при проведении референдума автономного округа, а при проведении местного референдума - по согласованию с избирательной комиссией местного референдума. Командир воинской части выделяет помещение для участковой комиссии референдума и помещение для голосования вне территории режимных объектов и обеспечивает доступ в эти помещения всем членам участковой и вышестоящих комиссий референдума, лицам, указанным в части 2 статьи 16 настоящего Закона, наблюдателям в установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и настоящим Законом порядке.

3. В местах временного пребывания участников референдума (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и в других местах временного пребывания), в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях участки голосования на референдуме могут образовываться территориальной комиссией при проведении референдума автономного округа, а при проведении местного референдума - избирательной комиссией местного референдума на установленный ею срок не позднее чем за 30 дней до дня голосования, а в исключительных случаях по согласованию с Избирательной комиссией автономного округа - не позднее чем за три дня до дня голосования. Такие участки входят в избирательные округа по месту их расположения.

4. Списки участков референдума с указанием их номеров и границ (если участок референдума включает в себя территорию части населенного пункта) либо перечня населенных пунктов (если участок референдума образован на территориях одного или нескольких населенных пунктов), мест нахождения участковых комиссий, помещений для голосования должны быть опубликованы главой местной администрации муниципального района, городского округа не позднее чем за 40 дней до дня голосования.

5. Списки участков референдума, образованных в соответствии с частями 2, 3 настоящей статьи с указанием их границ (если участок референдума образован на части территории населенного пункта) либо перечня населенных пунктов (если участок референдума образован на территориях одного или нескольких населенных пунктов), номеров, мест нахождения участковых комиссий и помещений для голосования, доводятся до сведения участников референдума администрацией мест временного пребывания участников референдума, руководителями объектов, расположенных в труднодоступных и отдаленных местностях, капитаном судна или судовладельцем, начальником полярной станции не позднее чем за 25 дней до дня голосования, а в исключительных случаях, - на следующий день после их образования.

6. Информация об участках референдума, образованных на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях, доводится до участников референдума в порядке и в сроки, установленные частью 5 настоящей статьи.

 

Статья 18. Регистрация (учет) участников референдума

Регистрация (учет) участников референдума осуществляется в том же порядке, который применяется для регистрации (учета) избирателей в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

 

Статья 19. Списки участников референдума

1. Список участников референдума составляется соответствующей комиссией, в том числе с использованием ГАС "Выборы", отдельно по каждому участку референдума на основании сведений, представляемых по форме, установленной Избирательной комиссией автономного округа для проведения референдума автономного округа, избирательной комиссией муниципального образования - для проведения местного референдума.

2. Списки участников референдума при проведении референдума автономного округа составляются территориальной комиссией, при проведении местного референдума - комиссией муниципального образования не позднее чем за 11 дней до дня голосования на основании сведений об участниках референдума, представляемых главой муниципального района (городского округа), командиром воинской части, руководителем учреждения, в котором участники референдума временно пребывают. В случае проведения досрочного голосования в труднодоступных или отдаленных местностях список участников референдума составляется соответствующей комиссией не позднее чем за 21 день до дня голосования.

3. По участку референдума, образованному на территории воинской части, список участников референдума - военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других участников референдума, если они проживают в пределах расположения воинской части, составляется участковой комиссией не позднее чем за 10 дней до дня голосования на основании сведений об участниках референдума, представляемых командиром воинской части.

4. Списки участников референдума по участкам референдума, образованным в местах временного пребывания участников референдума (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и других местах временного пребывания), на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, составляются соответствующими участковыми комиссиями не позднее дня, предшествующего дню голосования, на основании сведений об участниках референдума, представляемых руководителем организации, в которой участник референдума временно пребывает, капитаном судна, начальником полярной станции.

Сообщения о факте включения указанных участников референдума в список участников референдума по месту временного пребывания направляются в соответствующую комиссию референдума (территориальную комиссию при проведении референдума автономного округа, комиссию муниципального образования при проведении местного референдума) для последующего исключения таких участников из списка участников соответствующего участка референдума.

5. Сведения об участниках референдума формируются и уточняются должностными лицами, указанными в частях 2 - 4 настоящей статьи, в порядке, предусмотренном Положением о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума, и представляются в территориальные комиссии (комиссии муниципальных образований) сразу после назначения дня голосования, а если список участников референдума составляется участковой комиссией, - в соответствующие участковые комиссии сразу после их сформирования. Лица, представляющие сведения об участниках референдума, несут ответственность за достоверность и полноту этих сведений, а также за своевременность их представления. При выявлении территориальной комиссией (комиссией муниципального образования) факта включения гражданина в списки участников референдума на разных участках референдума соответствующая комиссия до передачи списков участников референдума в участковые комиссии проводит работу по устранению ошибки или неточности в указанных списках.

6. Список участников референдума составляется в двух экземплярах. Сведения об участниках референдума, включаемых в список участников референдума, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, квартирам). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства участника референдума. В списке участников референдума должны быть предусмотрены места для проставления участником референдума подписи за каждый полученный им бюллетень, серии и номера своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также для подписи члена участковой комиссии, выдавшего бюллетень (бюллетени) участнику референдума.

7. Первый экземпляр списка участников референдума подписывают председатель и секретарь комиссии, составившей список. Список участников референдума заверяется печатями соответственно территориальной комиссии (комиссии муниципального образования) и (или) участковой комиссии. Соответствующая территориальная комиссия (комиссия муниципального образования) передает по акту участковым комиссиям первый экземпляр списка участников референдума конкретного участка референдума не позднее чем за 10 дней до дня голосования, а при проведении досрочного голосования в отдаленных и труднодоступных местностях - не позднее чем за 21 день до дня голосования. Порядок и сроки изготовления, использования второго экземпляра списка участников референдума, его передачи соответствующей участковой комиссии, заверения и уточнения определяются комиссией, организующей референдум.

8. Участковая комиссия вправе разделить первый экземпляр списка участников референдума на отдельные книги. Каждая такая книга не позднее дня, предшествующего дню голосования, должна быть сброшюрована (прошита), что подтверждается печатью соответствующей участковой комиссии и подписью ее председателя.

9. Участковая комиссия после получения списка участников референдума, а в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, - после подписания списка участников референдума председателем и секретарем участковой комиссии выверяет и уточняет список участников референдума и вносит в него необходимые изменения на основании личных обращений граждан в соответствии со статьей 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", соответствующих документов органов местного самоуправления, должностных лиц, органов записи актов гражданского состояния, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, сообщений территориальной комиссии (комиссии муниципального образования) о включении участника референдума в список участников референдума на другом участке референдума. Выверенный и уточненный список участников референдума не позднее дня, предшествующего дню голосования, подписывается председателем и секретарем участковой комиссии и заверяется печатью участковой комиссии.

10. В списки участников референдума автономного округа (местного референдума) включаются все граждане Российской Федерации, обладающие правом на участие в голосовании на референдуме автономного округа (местном референдуме) в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом.

 

Глава 5. Финансирование референдума автономного округа, местного референдума

 

Статья 20. Финансовое обеспечение подготовки и проведения референдума автономного округа, местного референдума

1. Расходы, связанные с подготовкой и проведением референдума автономного округа, осуществляются за счет средств, выделенных из окружного бюджета на указанные цели.

Расходы, связанные с проведением местного референдума, осуществляются за счет средств, выделенных из местного бюджета на указанные цели.

При этом за счет средств, выделенных комиссиям соответственно из окружного бюджета или местного бюджета до официального опубликования решения о назначении референдума автономного округа (местного референдума) производятся только расходы комиссий, связанные с проведением проверки подписей, собранных в поддержку инициативы проведения референдума автономного округа (местного референдума).

Главными распорядителями средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на проведение референдума автономного округа, местного референдума, являются соответственно Избирательная комиссия автономного округа, избирательная комиссия муниципального образования.

2. Порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из окружного бюджета, бюджета муниципального образования комиссии референдума, комиссии местного референдума для подготовки и проведения референдума автономного округа (местного референдума), устанавливается Избирательной комиссией автономного округа по согласованию с территориальным учреждением Центрального Банка Российской Федерации по Чукотскому автономному округу.

3. Финансирование Избирательной комиссии автономного округа, избирательной комиссии муниципального образования на проведение референдума автономного округа (местного референдума) осуществляется в десятидневный срок со дня официального опубликования решения о назначении референдума автономного округа (местного референдума).

4. Объем средств, выделенных на проведение референдума автономного округа, Избирательная комиссия автономного округа распределяет между территориальными комиссиями не позднее чем за 40 дней до дня голосования. Территориальные комиссии распределяют средства участковым комиссиям не позднее чем за 20 дней до дня голосования.

Объем средств, выделенных на проведение местного референдума, избирательная комиссия муниципального образования распределяет между участковыми комиссиями не позднее чем за 20 дней до дня голосования.

5. Председатель Избирательной комиссии автономного округа, председатель избирательной комиссии муниципального образования, председатели территориальных, участковых комиссий референдума распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение референдума автономного округа (местного референдума), и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям по финансовым вопросам, принимаемым соответствующей комиссией референдума, и за представление отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и настоящим Законом.

6. Неизрасходованные нижестоящими избирательными комиссиями средства, полученные из окружного или местного бюджетов, после окончания референдума возвращаются на счет Избирательной комиссии автономного округа либо избирательной комиссии муниципального образования соответственно уровню референдума.

7. Участковая комиссия представляет в вышестоящую комиссию отчет о поступлении и расходовании средств бюджета, выделенных данной участковой комиссии на подготовку и проведение референдума, не позднее чем через 10 дней со дня голосования.

8. Территориальная комиссия представляет Избирательной комиссии автономного округа отчет о поступлении и расходовании средств, выделенных данной территориальной комиссии на подготовку и проведение референдума, не позднее чем через 45 дней со дня официального опубликования общих результатов голосования на референдуме.

9. Избирательная комиссия автономного округа представляет Думе Чукотского автономного округа и передает в средства массовой информации отчет о поступлении и расходовании средств окружного бюджета, выделенных данной избирательной комиссии на подготовку и проведение референдума автономного округа, не позднее чем через три месяца со дня официального опубликования общих результатов референдума. Указанные отчет и сведения должны быть опубликованы Избирательной комиссией автономного округа не позднее чем через месяц со дня их представления в Думу Чукотского автономного округа.

10. Избирательная комиссия муниципального образования представляет соответствующему представительному органу муниципального образования и передает в средства массовой информации (обнародует) отчет о поступлении и расходовании средств местного бюджета, выделенных данной избирательной комиссии на подготовку и проведение местного референдума, не позднее чем через два месяца со дня официального опубликования (обнародования) общих результатов референдума. Указанные отчет и сведения должны быть опубликованы (обнародованы) избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем через месяц со дня их представления в представительный орган муниципального образования.

 

Статья 21. Фонд референдума

1. Инициативная группа по проведению референдума обязана создать собственный фонд для финансирования своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума, организации сбора подписей в поддержку этой инициативы, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме. При выдвижении инициативы проведения местного референдума, если число участников референдума не превышает пяти тысяч на территории соответствующего муниципального образования, создание инициативной группой местного референдума фонда референдума необязательно при условии, что инициативной группой не производится финансирование подготовки и проведения местного референдума. В этом случае инициативная группа по проведению местного референдума, иные группы участников местного референдума уведомляют избирательную комиссию муниципального образования об указанных обстоятельствах. Право распоряжаться средствами фондов референдума принадлежит создавшим их инициативным группам.

Фонды могут создаваться также иными группами участников референдума, в том числе для агитации против проведения референдума, участия в референдуме, против вопросов, выносимых на референдум. На указанные фонды распространяются правила и запреты, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" для фонда референдума, созданного инициативной группой по проведению референдума.

2. Все денежные средства, образующие фонд референдума, перечисляются на специальный счет в филиале Сберегательного банка Российской Федерации либо при его отсутствии в другой кредитной организации, расположенной на территории проведения референдума, который открывается с разрешения комиссии референдума, организующей референдум. Инициативная группа по проведению местного референдума вправе открыть только один специальный счет. Порядок открытия, ведения и закрытия указанных счетов устанавливается Избирательной комиссией автономного округа по согласованию с территориальным учреждением Центрального Банка Российской Федерации по Чукотскому автономному округу. Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств фондов референдума и расходовании этих средств, в том числе по каждой операции, устанавливаются комиссией, организующей референдум.

3. Предельные размеры средств, которые могут перечисляться в фонды референдума для финансирования деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, составляют:

1) собственные средства членов инициативной группы по проведению референдума членов иной группы участников референдума (местного референдума) - не более пяти процентов от предельного размера расходования средств фонда референдума, установленного в соответствии с частью 4 настоящей статьи;

2) средства, которые перечислены в фонд референдума избирательным объединением, которое выступило инициатором проведения референдума - не более 50 процентов от предельного размера расходования средств фонда референдума, установленного в соответствии с частью 4 настоящей статьи;

3) добровольные пожертвования граждан и юридических лиц - соответственно не более двух процентов и 10 процентов от предельного размера расходования средств фонда референдума, установленного в соответствии с частью 4 настоящей статьи, для каждого гражданина, юридического лица.

4. Предельный размер расходования средств фонда референдума не может превышать следующий размер:

референдума автономного округа - пяти миллионов рублей;

местного референдума - 800 тысяч рублей.

5. Инициативная группа по проведению референдума, иные группы участников референдума имеют право использовать только те денежные средства, которые перечислены отправителями на специальные счета фонда референдума до дня голосования и в установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и настоящим Законом порядке.

6. Порядок расходования средств фондов референдума определяется в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом.

7. Инициативная группа по проведению референдума, иные группы участников референдума обязаны вести учет поступления и расходования средств созданного ею фонда референдума.

8. Инициативная группа по проведению референдума представляет в комиссию, организующую референдум, финансовые отчеты о размерах фонда, обо всех источниках его формирования, обо всех расходах, произведенных за счет средств фонда, со следующей периодичностью:

1) первый финансовый отчет - одновременно с представлением подписных листов. В отчет включаются сведения по состоянию на день, предшествующий дню сдачи отчета;

2) итоговый финансовый отчет - не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов референдума. К итоговому финансовому отчету должны быть приложены первичные финансовые документы, подтверждающие поступление и расходование средств фонда референдума. Перечень прилагаемых к итоговому финансовому отчету документов определяется комиссией, организующей референдум.

Иная группа участников референдума представляет в комиссию, организующую референдум, итоговый финансовый отчет не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов референдума.

9. Копии финансовых отчетов инициативной группы, иной группы участников референдума передаются комиссией, организующей референдум, в редакции средств массовой информации не позднее чем через пять дней со дня получения указанных отчетов.

10. Инициативная группа, иная группа участников референдума в период после дня голосования до представления итогового финансового отчета обязаны перечислить неизрасходованные денежные средства фонда референдума гражданам и юридическим лицам, осуществившим добровольные пожертвования либо перечисления в фонд референдума, пропорционально вложенным ими средствам.

11. Сроки перечисления в доход окружного бюджета, местного бюджеты оставшихся на специальном счете фонда референдума неизрасходованных денежных средств установлены пунктом 11 статьи 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

 

Статья 22. Уполномоченный представитель по финансовым вопросам

1. Инициативная группа, иная группа участников референдума при создании фонда референдума обязаны назначить уполномоченного представителя по финансовым вопросам соответствующей группы.

2. Уполномоченный представитель по финансовым вопросам осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности, в которой указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия и номер, дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства, полномочия уполномоченного представителя по финансовым вопросам.

3. Регистрация уполномоченного представителя по финансовым вопросам производится комиссией, организующей референдум, на основании решения собрания инициативной группы, иной группы участников референдума, доверенности, указанной в части 2 настоящей статьи, письменного согласия уполномоченного представителя по финансовым вопросам не позднее чем через три дня со дня подачи документов при предъявлении уполномоченным представителем по финансовым вопросам паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Срок полномочий уполномоченного представителя по финансовым вопросам начинается со дня его регистрации комиссией, организующей референдум, и истекает через 60 дней со дня голосования, за исключением случая, указанного в части 4 настоящей статьи, а в случае, если в соответствии с законодательством ведется судебное разбирательство с участием членов соответствующей группы, - со дня вступления в законную силу окончательного решения суда.

4. Инициативная группа, иная группа участников референдума вправе в любое время прекратить полномочия своего уполномоченного представителя по финансовым вопросам, письменно известив его об этом и направив в комиссию, организующую референдум, и в филиал Сберегательного банка Российской Федерации копию решения, принятого в том же порядке, что и решение, принятое при назначении уполномоченного представителя по финансовым вопросам. Инициативная группа, иная группа участников референдума обязаны не позднее чем через два дня после принятия решения о прекращении полномочий своего уполномоченного представителя по финансовым вопросам назначить нового уполномоченного представителя по финансовым вопросам.


Информация по документу
Читайте также