Расширенный поиск
Постановление Правительства Еврейской автономной области от 19.06.2001 № 78ПРАВИТЕЛЬСТВО ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 19 июня 2001 г. N 78 Утратил силу - Постановление Правительства Еврейской автономной области от 02.02.2005 г. N 13-пп Об утверждении программы "Повышение плодородия почв Еврейской автономной области 2002 - 2005 годах" В целях стабилизации и дальнейшего развития агропромышленного комплекса области правительство Еврейской автономной области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемую программу "Повышение плодородия почв в Еврейской автономной области в 2002 - 2005 годах". 2. Финансовому управлению правительства области (Воропаев С.В.) предусмотреть финансовые средства на реализацию мероприятий Программы при формировании областного бюджета на 2002 - 2005 годы в пределах объемов средств, направляемых на реализацию Программы из областного бюджета. 3. Управлению сельского хозяйства Правительства области организовать подготовку договоров с Министерством сельского хозяйства РФ и муниципальными образованиями области в части финансирования мероприятий Программы из соответствующих бюджетов. 4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя правительства области А.С. Кияшко. Губернатор области Н.М.ВОЛКОВ Утверждена постановлением правительства области от 19.06.2001 N 78 ПРОГРАММА "ПОВЫШЕНИЕ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ В ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2002 - 2005 ГОДЫ" "ПЛОДОРОДИЕ ЕАО" (2002 - 2005 Г.Г.) СОДЕРЖАНИЕ Паспорт программы 1. Общие положения 2. Цель и задачи программы 3. Современное состояние плодородия сельскохозяйственных угодий 3. 1. Краткая характеристика почв 3. 2. Анализ реализации программ "плодородие" 4. Агрохимические мероприятия 4. 1. Агрохимические обследования 4. 2. Применение органических удобрений и комплекс работ по торфу 4. 3. Применение минеральных удобрений 4. 4. Известкование 4. 5. Фосфоритование 4. 6. Защита почв от эрозии 5. Гидромелиорация, культуртехнические и агромелиоративные работы 6. Защита земель от наводнений 7. Охрана окружающей среды 7. 1. Охрана качества вод 7. 2. Охрана растительности 7. 3. Охрана животного мира 8. Организационное, ресурсное, научное, правовое и финансовое обеспечение Программы 9. Оценка экономической эффективности от реализации Программы Выводы ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование Программы "Повышение плодородия почв в Еврейской автономной области на период 2002 - 2005 годы" "Плодородие ЕАО" (2002 - 2005 г.г.) Основание для разработки Федеральный закон "О мелиорации земель" Программы от 10.01.1996 N 4-ФЗ. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.02.2001 N 223-Р "О разработке федеральной целевой программы "Плодородие" на период 2002 - 2005 годов. Концепция "Обеспечение воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения 2001 - 2010 г.г." протокол Минсельхоза РФ N 4-6 от 27.08.1999 Цель Программы Обеспечение воспроизводства почвенного плодородия, создание условий для устойчивого производства основных сельскохозяйственных культур, увеличение производства кормов, в том числе и на мелиорированных землях, создание гарантированного производства плодоовощной продукции, восстановление и обеспечение работоспособности осушительных систем, эффективного использования средств химизации. Сроки исполнения Программы 2002 - 2005 годы Заказчик Программы Управление сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области Разработчики Программы Управление сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области Управление по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению Еврейской автономной области Федеральное государственное учреждение станция агрохимической службы "Биробиджанская" ПРОГРАММА "ПОВЫШЕНИЕ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ В ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ НА 2002 - 2005 ГОДЫ ("ПЛОДОРОДИЕ ЕАО" 2002 - 2005 ГГ.) 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Учитывая геополитическое положение Еврейской автономной области, климатические условия, исторически сложившуюся номенклатуру и распределение производительных сил, функционирование и развитие агропромышленного комплекса является основополагающим в ее экономической инфраструктуре, имеет важное социальное значение. Основным условием стабильного развития агропромышленного комплекса Еврейской автономной области и источником расширения сельскохозяйственного производства является сохранение, воспроизводство и рациональное использование почвенного плодородия при хозяйственной деятельности. Задача сохранения, воспроизводства почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения и его рационального использования при хозяйственной деятельности имеет экономическое, экологическое и социальное значение. Настоящая программа определяет основные направления и содержание необходимых мероприятий, сроки и механизмы их реализации на 2002 - 2005 годы, и разработана в соответствии с федеральными законами "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", "О мелиорации земель", "Водным кодексом Российской Федерации", распоряжением Правительства РФ от 15.02.2001 N 223-Р, лимитами средств федерального и областного бюджетов, выделенных на повышение плодородия почв, предложениями муниципальных образований районов области и г. Биробиджана, а также хозяйств товаропроизводителей. 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Целью программы является разработка комплекса мер и предложений по обеспечению воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения, для создания оптимальных условий функционирования и развития агропромышленного комплекса области и, как следствия, улучшения социального положения населения области. Защита земель от наводнений имеет целью обеспечение безопасных условий проживания населения области. Природоохранные мероприятия предполагают обеспечение рационального и экологически безопасного использования земельных и водных ресурсов. Первостепенной задачей в реализации Программы является приостановление дальнейшего снижения плодородия почв, обеспечение стабилизации, а затем постепенного его повышения для увеличения сельскохозяйственного производства, повышения качества и снижения себестоимости продукции. 3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПЛОДОРОДИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ УГОДИЙ Земли сельскохозяйственного назначения занимают 15 процентов площади всех земель области (537,0 тыс. га), на них производится вся сельскохозяйственная продукция, которая используется как сырье для промышленной переработки и как продукты питания. Большинство сельскохозяйственных угодий находятся в достаточно суровых климатических условиях и имеют низкое естественное плодородие. Благодаря последовательно проводившейся химизации и мелиорации сельскохозяйственных земель, низкое естественное плодородие сельскохозяйственных угодий области было дополнено искусственным плодородием, существенно зависящим от комплекса агрохимических и мелиоративных мероприятий. Структура сельскохозяйственных угодий в области характеризуется следующими данными: пашня - 15 процентов, кормовые угодья - 69 процентов. Изменение структуры угодий за период с 1986 по 2000 годы показано в таблице 1: Таблица 1 (тыс. га) +------------------------+---------+---------+---------+---------+ 1990 1995 1999 2000 +------------------------+---------+---------+---------+---------+ Площадь с/х угодий 415,5 418,1 537,2 537,0 в том числе: пашня 159,1 126,1 86,4 80,0 залежь 7,5 49,3 81,2 88,0 сенокосы 142,5 136,3 175,1 119,0 пастбища 106,4 106,4 194,5 250,0 +------------------------+---------+---------+---------+---------+ 3. 1. Краткая характеристика почв В пределах равнинной территории ландшафтных комплексов области почвы представлены следующими основными типами и подтипами: буро - подзолистыми, луговыми бурыми, луговыми глеевыми, болотными, аллювиальными. Границы распространения почв выражены нечетко и обусловлены главным образом характером рельефа. Буро - подзолистые и луговые бурые почвы типичны для склонов предгорных увалов и прилегающих равнин. Первые, как правило, занимают более высокое положение, в связи с чем в большей степени подвержены водной эрозии. Луговые глеевые почвы распространены повсеместно на выровненных горизонтальных и слабонаклоненных участках под разнотравно - злаковой, вейниковой, осоково - вейниковой растительностью. Они перемежаются с болотными (торфяно - и торфянисто - глеевыми) почвами, занимающими бессточные понижения равнин. Одним для всех этих почв является тяжелый гранулометрический состав профиля, маломощность гумусового горизонта, низкая обеспеченность подвижным фосфором и довольно высокая - калием, а также кислая и очень кислая реакция среды. Эффективное сельскохозяйственное использование этих почв возможно лишь после проведения осушительной мелиорации (в том числе с применением закрытого материального дренажа) и окультуривания. Аллювиальные (дерново - аллювиальные) почвы сформировались на аллювиальных отложениях Амура и его притоков. Наибольшее распространение имеют на юге Октябрьского и Ленинского районов и являются лучшими пахотными почвами области. Обладают более легкими гранулометрическим составом от суглинистого до супесчаного и хорошей водопроницаемостью. Местами образуют комплексы с болотными почвами. Пойменные почвы, прежде всего, нуждаются в защите от затопления паводками, в отдельных случаях - в удалении избыточных поверхностных и грунтовых вод. По этим причинам интенсивное их сельскохозяйственное использование (под пашню) весьма ограничено и составляет всего лишь 7 процентов от общей площади аллювиальных почв. Таблица 2 ДИНАМИКА СОСТОЯНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНДА (тыс. га) +-------------------------------------+--------+--------+--------+ Показатели состояния почв и угодий 1998 г. 1999 г. 2000 г. +-------------------------------------+--------+--------+--------+ Сельскохозяйственные угодия: 402,7 537,2 537,0 +-------------------------------------+--------+--------+--------+ в том числе: +-------------------------------------+--------+--------+--------+ переувлажненные и заболоченные 150,1 154,1 +-------------------------------------+--------+--------+--------+ закустаренные и заросшие +-------------------------------------+--------+--------+--------+ мелколесьем 9,8 18,7 +-------------------------------------+--------+--------+--------+ подверженные эрозии и дефляции 32,0 34,4 +-------------------------------------+--------+--------+--------+ обследованная площадь, всего 82,2 115,2 136,1 +-------------------------------------+--------+--------+--------+ почвы: с повышенной кислотностью 51,4 50,2 67,3 +-------------------------------------+--------+--------+--------+ с низким содержанием гумуса 58,3 85,2 90,3 +-------------------------------------+--------+--------+--------+ с низким содержанием фосфора 49,7 75,1 88,8 +-------------------------------------+--------+--------+--------+ с низким содержанием калия 16,9 16,7 22,1 +-------------------------------------+--------+--------+--------+ Приведенные в таблице 2 данные показывают, что в последние годы резко увеличиваются площади кислых почв, почв и низким содержанием питательных веществ. Объемы и масштабы деградации почв практически на всей площади пашни значительно опережают объемы и темпы работ по восстановлению плодородия почв. За последние 20 - 25 лет содержание почвенного гумуса снизилось на 30 - 40 процентов. Процесс сработки запасов гумуса продолжается с интенсивностью до 1 тыс. га в год и сопровождается дальнейшим резким снижением плодородия почв, разрушением природных экосистем и снижением урожайности сельскохозяйственных культур. 3. 2. Анализ реализации программ "Плодородие" В целях стабилизации и развития сельскохозяйственного производства в 1992 - 2000 годах действовали федеральные и областные программы повышения плодородия почв, предусматривавшие проведение комплекса неотложных мероприятий по сохранению и восстановлению почвенного плодородия и мер государственной поддержки по его осуществлению. При этом были определены конкретные объемные показатели и источники финансирования. Мероприятия, намеченные указанными Программами, выполнены лишь частично. Для выполнения мероприятий по повышению плодородия почв области, определенных Программами, на период 1992 - 2000 годы требовалось 340 млн. рублей в ценах 1991 года, фактически выделено из всех источников финансирования 56 млн. рублей или 16 процентов. Основными причинами невыполнения Программ, и как следствие падение плодородия земель сельскохозяйственного назначения, явились: - недостаточное финансирование из федерального и регионального бюджетов; - отсутствие оборотных средств у сельхозпроизводителей. Производство основных сельскохозяйственных продуктов и потребность населения области в них приводится в таблице 3. Таблица 3 ПРОИЗВОДСТВО ОСНОВНЫХ СЕЛЬХОЗПРОДУКТОВ И ПОТРЕБНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ОБЛАСТИ В НИХ ---------------T----------------T----------------T---------------- Наименование Производство Потребность Обеспеченность % сельхоз- тыс. тонн населения, вклю- продуктов чая фураж для скота, тыс. тонн +------T----T----+------T----T----+------T----T----+ ср. за 1999 2000 ср. за 1999 2000 ср. за 1999 2000 год год год год год год год год год (1986- (1986- (1986- 1991) 1991) 1991) +--------------+------+----+----+------+----+----+------+----+----+ Картофель 131,9 84,8 98,9 28,2 26,8 26,4 465 316 374 +--------------+------+----+----+------+----+----+------+----+----+ Овощи 29,2 22,9 26,0 18,3 17,4 17,1 160 132 152 +--------------+------+----+----+------+----+----+------+----+----+ Соя 30,7 11,7 18,2 +--------------+------+----+----+------+----+----+------+----+----+ Зерно фуражное 59,0 26,8 14,0 147,0 59,0 59,0 40 45 24 +--------------+------+----+----+------+----+----+------+----+----+ Хлеб и 5,0 5,6 38,0 26,0 26,0 19 21 хлебобулочные изделия +--------------+------+----+----+------+----+----+------+----+----+ Молоко (вклю- 97,9 24,5 27,7 47,5 45,0 44,4 206 54 62 чая производ- ство молоко- продуктов) +--------------+------+----+----+------+----+----+------+----+----+ Мясо 9,8 5,5 5,1 14,9 14,1 13,9 66 39 36 +--------------+------+----+----+------+----+----+------+----+----+ Яйца, млн. шт. 49,9 14,0 13,1 33,3 31,5 31,1 150 44 42 +--------------+------+----+----+------+----+----+------+----+----+ Приведенные данные свидетельствуют о том, что в благоприятные по погодным условиям годы относительно устойчивого экономического периода, возможности области в обеспечении населения основными продуктами питания за счет собственного производства оцениваются достаточно высоко. НАМЕЧАЕМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ 4. АГРОХИМИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ 4. 1. Агрохимические обследования В целях научно - обоснованного планирования агрохимических мероприятий ежегодно в области необходимо обследовать 60 тыс. га сельскохозяйственных угодий. В последние годы проведение комплекса агрохимического и токсикологического обследования почв выполнялось за счет средств федерального бюджета (земельный налог и арендная плата за землю) и частично, областного бюджета. 4. 2. Применение органических удобрений и комплекс работ по торфу Органические удобрения являются не только источником питательных веществ, но и средством окультуривания почв, в частности, доведения мощности их пахотного слоя до 25 - 30 см. Внесение 30 - 40 т на гектар в год качественного органического удобрения позволяет увеличить пахотный слой на 1 - 1,5 см. Для поддержания исходных запасов гумуса в почвах необходимо вносить на каждый гектар пашни в среднем за год под кукурузу - 15, картофель и овощи - 20 т органических удобрений. Таблица 4 ПОТРЕБНОСТЬ В ОРГАНИЧЕСКИХ УДОБРЕНИЯХ (РАСЧЕТ ПРОИЗВЕДЕН ПО ПОСЕВНЫМ ПЛОЩАДЯМ 2000 ГОДА) +-------------------+---------+---------------------+------------+ Культура Площадь, Среднегодовая доза, Требуется, тыс. га т/га тыс. т +-------------------+---------+---------------------+------------+ Картофель 3 20 60 Овощи 1 20 20 Кукуруза на силос 3,3 15 50 Корнеплоды кормовые 1,0 20 20 Итого по области 9,1 18,2 150 +-------------------+---------+---------------------+------------+ Для улучшения структуры почвы и восстановления гумуса необходимо использовать имеющиеся на территории области запасы торфа. В области известно 61 месторождение торфа. Балансовые запасы и прогнозные ресурсы подсчитаны на 55 месторождений. Имеется также большое количество залежей торфа, которые не оценены. В каждом районе области имеются торфокарьеры, на которых проведены осушительные работы, построена дорожная сеть. Всего осушено и подготовлено к эксплуатации 12 торфоместорождений с запасами около 20 млн. куб. м. В 2000 году вынос питательных веществ из почвы урожаем и сорняками в 5 раз превысил их поступление с минеральными, органическими удобрениями и растительными остатками. Для бездефицитного баланса гумуса в почвах на пахотных землях ежегодно необходимо вносить 150 тыс. тонн органических удобрений. 4. 3. Применение минеральных удобрений В настоящее время минеральные удобрения вносятся лишь на 20 процентов площади посевов сельскохозяйственных культур, практически не получают минеральные подкормки сенокосы и пастбища. Для ликвидации дефицита питания почв необходимо: 1. Довести применение минеральных удобрений в год до 4,2 тыс. тонн. 2. Осуществить применение минеральных удобрений, микроудобрений, регуляторов роста растений и мелиорантов почв на основе диагностики питания растений и почв. Исходя из финансовых возможностей сельскохозяйственных товаропроизводителей и установленной государственной поддержки в виде субсидий на приобретение минеральных удобрений, в 2002 - 2005 годах их планируется внести 17 тыс. тонн. 4. 4. Известкование В настоящее время из 136,0 тыс. га пашни 67,3 тыс. га имеет повышенную кислотность, 34 тыс. га требуют первоочередного известкования. Исходя из финансовых возможностей на 2002 - 2005 годы планируется произвести известкование кислых почв на площади 4,81 тыс. га, для чего поставить сельскохозяйственным предприятиям 30 тыс. тонн известковых удобрении. 4. 5. Фосфоритование Около 88,8 тыс. га обследованных земель имеют низкое и очень низкое содержание фосфора, из них 48,1 тыс. га кислых почв может быть улучшено путем фосфоритования. В первую очередь необходимо фосфоритование кислых почв на площади 17 тыс. га для чего требуется 51,0 тыс. тонн фосфоритной муки в физическом весе. Из-за недостатка необходимых средств в 2002 - 2005 годах планируется произвести фосфоритование на площади 0,84 тыс. га. Намечаемые объемы агрохимических мероприятий приведены в таблице 5. Таблица 5 ОБЪЕМЫ АГРОХИМИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ НА 2002 - 2005 ГГ. +-----------------------------+------------------+--------------+ Всего на 2002 - 2005 годы в т. ч. 2002 год +-----------------------------+------------------+---------------+ Известкование, тыс. га 4,81 0,58 тыс. руб. 9238 1510 в т.ч. федеральный бюджет 6190 1000 областной бюджет 1388 210 средства хозяйств 1500 300 +-----------------------------+------------------+---------------+ Фосфоритование, тыс. га 0,84 0,15 тыс. руб. 1785 325 в т.ч. федеральный бюджет 1785 325 средства хозяйств +-----------------------------+------------------+---------------+ Агрохимическое обследование земель сельскохозяйственного назначения и составление картограмм, тыс. га 240 60 тыс. руб. 1042 250 в т.ч. федеральный бюджет 777 172 областной бюджет 160 40 муниципальные бюджеты 65 30 средства хозяйств 40 8 +-----------------------------+------------------+---------------+ Применение минеральных удобрений, тыс. тонн 17,0 3,0 тыс. руб. 67750 11970 в т.ч. федеральный бюджет 15000 2400 муниципальные бюджеты 7750 1570 средства хозяйств 45000 8000 +-----------------------------+------------------+---------------+ Внесение органических удобрений, включая торф тыс. тонн 150 30 тыс. руб. 19580 2700 в т.ч. федеральный бюджет 1870 350 областной бюджет 1650 305 муниципальные бюджеты 1640 300 средства хозяйств 14420 2050 +-----------------------------+------------------+---------------+ Общая стоимость проведения агрохимических работ, тыс. руб., всего 99230 17060 в т.ч. федеральный бюджет 25622 4247 областной бюджет 3198 555 в т.ч. земельные ресурсы 3198 555 муниципальные бюджеты 9450 1900 в т.ч. земельные ресурсы 1760 350 +-----------------------------+------------------+---------------+ средства хозяйств 60960 10358 +-----------------------------+------------------+---------------+ 4. 6. Защита почв от эрозии В целом по области площадь эродированных почв составляет 290 тыс. га. Средне и сильно эродированной пашни насчитывается более 12 тыс. га. Водная эрозия проявляется в виде смыва верхнего плодородного слоя и размыва почв. На пашне вследствие уничтожения защитного растительного покрова и изменения состояния почвы водой происходит интенсивное разрушение и снос верхних слоев почвы водой. При этом происходит капельная эрозия, особенно на крутых склонах, размыв почвы, после чего образуются ложбины и овраги. При ветровой эрозии в воздушном потоке происходит отрыв частичек грунта и их перемещение. Гидротехническими мероприятиями предусмотрены меры активного воздействия на склоновый и русловой сток для мелиорации разрушенных эрозией земель и прекращения овражного разрушения, с помощью террас, водоотводных каналов для перехвата и отвода склоновых вод, водозадерживающих валов, гидросооружений. 5. ГИДРОМЕЛИОРАЦИЯ, КУЛЬТУРТЕХНИЧЕСКИЕ И АГРОМЕЛИОРАТИВНЫЕ РАБОТЫ По результатам учета и проведенного обследования мелиорированных земель в области имеется 76 осушительных систем общей площадью 84,5 тыс. гектаров, в том числе 69,8 тыс. га сельхозугодий из них обслуживаются госсистемами - 23,9 тыс. га и 9 оросительных систем общей площадью 2,7 тыс. га, в том числе 2,5 тыс. га сельхозугодий из которых 0,5 тыс. га госсистемы. Из осушенных сельхозугодий под пашней занято 7,7 тыс. га (11,0 процентов), в залежи находится 33,6 тыс. га (48 процентов), под кормовыми культурами 28,6 тыс. га (41,0 процент). Из орошаемых - под пашней - 1,3 тыс. га (52,0 процента), в залежи - 0,6 тыс. га (24 процента), под кормовыми культурами 0,6 тыс. га (24,0 процента). Осушенные земли имеют более 300 землепользователей различной формы собственности (товарищества, кооперативы, госпредприятия, граждане, администрации). В распоряжении предприятий, организаций и граждан, занимающихся производством сельхозпродукции находятся 21,4 тыс. га или 30 процентов от осушенных сельхозугодий. В запасе находится 48,4 тыс. га или 70 процентов всех осушенных земель. В 2000 году в сельскохозяйственном производстве использовалось всего 19,2 т. га или 27 процентов от имеющихся осушенных земель против 58,8 т. га или 78 процентов в 1991 году. В настоящее время практически все мелиорированные площади требуют проведения мероприятий по повышению плодородия и технического уровня мелиоративных систем. На площади 37,2 тыс. га (53 процента) осушенных сельхозугодиях требуется провести реконструкцию осушительной сети, на 38,8 т. га (56 процентов ), культуртехнические работы, на всей площади - химическую мелиорацию. В намечаемый период 2002 - 2005 гг. основное внимание планируется уделить реконструкции и восстановлению действующих осушительных систем, как на объектах государственной федеральной собственности так и на других объектах, и улучшению наиболее плодородных земель. Реконструкцию осушительных земель намечено провести на площади 1,6 тыс. га. Осушение новых земель будет проведено на площади 0,4 тыс. га, культуртехнические работы определены в объеме 0,8 тыс. га. На противоэрозионные мероприятия планируется направить 1,2 млн. руб., что позволит защитить 700 га земель. На развитие базы эксплуатационных водохозяйственных учреждений, участвующих в выполнении программы направляется 11,3 млн. руб. Общая сумма затрат на мелиорацию сельскохозяйственных земель, составляет 58,9 млн. руб., в т.ч. за счет средств федерального бюджета - 50,0 млн. руб. (85%), из них на объекты государственной собственности 33,1 млн. рублей (66%), на другие объекты 16,9 млн. рублей (34%). Таблица 6 ОБЪЕМЫ РАБОТ ПО ГИДРОМЕЛИОРАЦИИ И КУЛЬТУРТЕХНИЧЕСКИМ РАБОТАМ НА 2002 - 2005 ГОДЫ ----+---------------------------+----------------+---------------+ N Наименование видов работ Всего на в т.ч. 2002 год п/п и источников финансирования 2002 - 2005 годы +---+---------------------------+----------------+---------------+ 1 Реконструкция осушительной системы, га 1600 100 +---+---------------------------+----------------+---------------+ тыс. руб. 24100 2600 +---+---------------------------+----------------+---------------+ в том числе федеральный бюджет 24100 600 +---+---------------------------+----------------+---------------+ 2 Осушение земель, га 400 +---+---------------------------+----------------+---------------+ тыс. руб. 6700 1300 +---+---------------------------+----------------+---------------+ в том числе федеральный бюджет 6700 1300 +---+---------------------------+----------------+---------------+ 3 Культуртехнические работы, га 800 +---+---------------------------+----------------+---------------+ тыс. руб. 2500 500 +---+---------------------------+----------------+---------------+ в том числе федеральный бюджет 2500 500 +---+---------------------------+----------------+---------------+ 4 Противоэрозионные мероприятия, га 450 450 +---+---------------------------+----------------+---------------+ тыс. руб. 1200 1200 +---+---------------------------+----------------+---------------+ в том числе федеральный бюджет 1200 1200 +---+---------------------------+----------------+---------------+ 5 Развитие матер. - техн. базы, тыс. руб. 11300 1800 +---+---------------------------+----------------+---------------+ в том числе федеральный бюджет 11300 1800 +---+---------------------------+----------------+---------------+ 6 Ремонт государственных мелиоративных систем, тыс. руб. 4200 6800 +---+---------------------------+----------------+---------------+ в том числе федеральный бюджет 4200 680 +---+---------------------------+----------------+---------------+ 7 Ремонт внутрихозяйственных мелиоративных систем, тыс.руб. 3750 650 +---+---------------------------+----------------+---------------+ в том числе областной бюджет 3750 650 +---+---------------------------+----------------+---------------+ из них земельные ресурсы +---+---------------------------+----------------+---------------+ 8 Агромелиоративные мероприятия, тыс. руб. 5180 900 +---+---------------------------+----------------+---------------+ в том числе областной бюджет 3750 650 +---+---------------------------+----------------+---------------+ из них земельные ресурсы 3750 650 +---+---------------------------+----------------+---------------+ муниципальный бюджет 1430 250 +---+---------------------------+----------------+---------------+ из них земельные ресурсы 1430 250 +---+---------------------------+----------------+---------------+ ИТОГО: тыс. руб. 58930 9630 +---+---------------------------+----------------+---------------+ в том числе федеральный бюджет (зем. рес.) 50000 8080 +---+---------------------------+----------------+---------------+ областной бюджет 7500 1300 +---+---------------------------+----------------+---------------+ из них земельные ресурсы 3750 650 +---+---------------------------+----------------+---------------+ муниципальный бюджет 1430 250 +---+---------------------------+----------------+---------------+ из них земельные ресурсы 1430 250 +---+---------------------------+----------------+---------------+ Финансирование мероприятий по мелиорации земель будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, областного и местных бюджетов, (средств землепользователей и муниципальных образований). 1. За счет средств федерального бюджета финансируется: - затраты на реконструкцию и восстановление осушительных систем, осушение земель, культуртехнические работы, противоэрозионные и противопаводковые мероприятия на объектах государственной собственности, затраты на развитие базы государственных эксплуатационных учреждений и ремонт и содержание межхозяйственных государственных систем федеральной собственности; - затраты на реконструкцию и восстановление осушительных систем, осушение земель, культуртехнические работы, противоэрозионные мероприятия на объектах находящихся в собственности муниципальных образований, акционерных обществ, обществ ограниченной ответственности, личных хозяйств и других сельхозпроизводителей, при условии оформлении участия Российской Федерации в уставных (складочных) капиталах владельцев, указанных выше объектов и долевого участия этих структур. 2. За счет средств областного бюджета финансируется: - затраты на ремонт и содержание внутрихозяйственной мелиоративной сети для всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности. 3. За счет средств муниципальных образований и собственных средств сельхозпроизводителей финансируется: - затраты на реконструкцию и восстановление осушительных систем, осушение земель, культуртехнические работы, противоэрозионные мероприятия; - затраты на ремонт и содержание внутрихозяйственной мелиоративной сети. Таблица 7 ПЕРЕЧЕНЬ ОБЪЕКТОВ ПО МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ НА 2002 - 2005 ГОДЫ, ФИНАНСИРУЕМЫХ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА +----+------------------+--------------------+--------------------+ N Наименование видов 2002 - 2005 г.г. в том числе 2002 г. п/п работ, объекты +--------+-----------+--------+-----------+ Мощность Стоимость Мощность Стоимость (га) (тыс. руб.) (га) (тыс. руб.) +---+------------------+--------+-----------+--------+-----------+ 1 2 3 4 5 6 +---+------------------+--------+-----------+--------+-----------+ 1 Реконструкция осушительных систем 1600 24100 450 2600 +---+------------------+--------+-----------+--------+-----------+ 1. 1 Рек. о.с. "Бирофельдская" 2-я очередь для госхоза "Бирушкинский" 100 700 100 700 +---+------------------+--------+-----------+--------+-----------+ 1. 2 Рек. о.с. "Икуринская" для госсортоиспыта- тельного участка 150 700 100 500 +---+------------------+--------+-----------+--------+-----------+ 1. 3 Рек. о.с. "Бабстовская" для ГП "Биробиджанский сельхозтехникум" 200 1000 100 - +---+------------------+--------+-----------+--------+-----------+ 1. 4 Рек. о.с. "Поперечка" 2-я очередь для ГП "Птицефабрика Тунгусская" 200 5000 50 500 +---+------------------+--------+-----------+--------+-----------+ 1. 5 Рек. о.с. "Октябрина" для группы крестьянских хозяйств 270 3200 +---+------------------+--------+-----------+--------+-----------+ 1. 6 Рек. о.с. "Надежденская" для СКП "Заречный" 100 2000 +---+------------------+--------+-----------+--------+-----------+ 1. 7 Рек. дамбы "Октябрьской" управления мелиорации 2000 +---+------------------+--------+-----------+--------+-----------+ 1. 8 Рек.о.с. "Волочаевская" для ГП "Птицефабрика Тунгусская" 280 3000 100 400 +---+------------------+--------+-----------+--------+-----------+ 1. 9 Рек. о.с. "Новинская" к-за "Трудовая Нива" 300 4500 +---+------------------+--------+-----------+--------+-----------+ 1. Проектно - 10 изыскательские работы 2000 - 500 +---+------------------+--------+-----------+--------+-----------+ 2 Осушение земель 400 6700 100 1300 +---+------------------+--------+-----------+--------+-----------+ 2. 1 Осушение земель в БСХОС участок "Даур" 250 4000 100 1000 +---+------------------+--------+-----------+--------+-----------+ 2. 2 Ос земель участок "Самара - Мирониха" 2000 - +---+------------------+--------+-----------+--------+-----------+ 2. 3 Проектно - изыскательские работы 700 - 300 +---+------------------+--------+-----------+--------+-----------+ 3 Культуртехнические работы, на землях не требующих осушения 800 2500 - 500 +---+------------------+--------+-----------+--------+-----------+ 3. 1 Участок "Кумырня" Октябрьский район 600 2250 - 500 +---+------------------+--------+-----------+--------+-----------+ 3. 2 Участок "Марьино" Облученский район ЗАО "Раддевское" 200 250 +---+------------------+--------+-----------+--------+-----------+ 4. Противоэрозионные мероприятия 450 1200 450 1200 +---+------------------+--------+-----------+--------+-----------+ 4. 1 Нагорные каналы в государст. сельскохозяйствен. опытной станции Ленинский район 450 1200 450 1200 Итого по мелиораци сельхозземель 34500 5600 +---+------------------+--------+-----------+--------+-----------+ 5 Развитие материально - технической базы государственных мелиоративных учреждений 11300 1800 Итого, затраты капитального характера 45800 7400 +---+------------------+--------+-----------+--------+-----------+ 6 Ремонт государственных мелиоративных систем 4200 680 Всего 50000 8080 +---+------------------+--------+-----------+--------+-----------+ 6. ЗАЩИТА ЗЕМЕЛЬ ОТ НАВОДНЕНИЙ Еврейская автономная область находится в зоне активной деятельности циклонов и тайфунов, приносящих сильные ливневые осадки и вызывающих наводнения. Обычные наводнения в области наблюдаются каждый второй год, средние - 1 раз в 3 - 6 лет, большие - 1 раз в 6 - 11 лет, катастрофические - 1 раз в 8 - 13 лет. В зоне, подверженной наводнениям, проживает значительная часть населения Еврейской автономной области, находятся его основные сельскохозяйственные угодья и транспортные магистрали, связывающие область с соседними регионами. Общая площадь затопления земель паводком 1 процентной обеспеченности составляет 368 тыс. га, из них 119 тыс. га - сельхозугодья, 28 населенных пунктов подвергаются наводнениям. Среди них города: Биробиджан и Облучье. Наибольший прямой материальный ущерб области нанесен паводками в 1961, 1984, 1991, 1992 годах и превысил 370 млн. рублей в ценах 1991 года. Среднегодовой учтенный прямой ущерб области от наводнений составил 48 млн. рублей в ценах 1991 года. Развитие инфраструктуры и агропромышленного комплекса области, создает хорошие условия для интеграции России с мировой экономикой, в особенности на основе российско - китайских взаимоотношений, поэтому выработка мер по предотвращению или минимизации ущербов от наводнений в Еврейской автономной области представляет собой крупную народнохозяйственную проблему, требующую программной переработки. Водный режим р. Амур в пределах территории области полностью определяется водностью его крупнейших левобережных притоков - p.p. Зеей и Буреей и правобережным - р. Сунгари, впадающей в р. Амур у с. Нового. Причинами наводнений являются значительные превышения расходов этих притоков над пропускной способностью русла р. Амур. По величине воздействий, условиями формирования и времени прохождения наводнений выделены следующие паводкоопасные территории: 1. Территория в зоне влияния Амура на участке между с.с. Пашково, Екатерино - Никольское. Площадь затопления земель составляет около 3,5 тыс. га, в том числе 1000 га сельскохозяйственных угодий. Частично затапливаются села Пашково, Радде, Союзное на длине около 4,5 км разрушается берег Амура. 2. Территория в зоне влияния Амура на участке сел Екатерино - Никольское, Нижнеспасское. В зоне затопления уровнями 1 процентной обеспеченности находится 15 населенных пунктов, 300 тысяч гектаров земель, в том числе 97 тыс. га сельскохозяйственных угодий, на четырех участках разрушается берег реки протяженностью около 15 км. 3. Территория на участке сел Нижнеспасское, им. Тельмана находится и зоне влияния Амура с участием р. Уссури. Частично затоплению подвергаются села Нижнеспасское, Осиповка, Владимировка, п. им. Тельмана. Полностью затопляются пойменные массивы, отведенные садоводческим товариществам и под огороды. Подвержен разрушению берег Амура. 4. Территория на участке устьев рек Тунгуска, Бол. Ин. Наиболее опасным на этой территории являются случай, когда паводковая волна, сформировавшаяся в бассейне р. Тунгуски, запирается высокими уровнями воды в Амуре. Частично затапливаются п.п. Приамурский, Николаевка, в зоне затопления находятся с.с. Даниловка и Волочаевка-2, свыше 14,0 тыс. га сельскохозяйственных угодий. 5. Локальные территории, подверженные наводнениям малых и средних рек области. Сюда относятся г. Облучье и с. Заречное на р. Хинган, с.с. Биракан, Пронькино, Казанка, Найфельд, Надежденское с сельскохозяйственными угодьями в пойме р. Биры, с. Башмак и сельскохозяйственные угодья в пойме р. Биджан, часть г. Биробиджана находится в зоне затопления р. Икуры. Основные характеристики паводкоопасных территорий приведены в таблице 8. Таблица 8 ХАРАКТЕРИСТИКА ПАВОДКООПАСНЫХ ЗОН +-----------------+---------------------------------+------------+ Паводкоопасные Площади затопляемых, тыс. га Количество +-----------------+---------------+населенных зоны при уровнях при уровнях пунктов, 1% Р 10% Р расположенных +-----T----------+-----T----------+в паводко - всего В т.ч. с/х всего В т.ч. с/х опасных угодий угодий зонах +----------------+-----+----------+-----+----------+-------------+ 1. Амур на участке с. Пашково, с. Екатерино - Никольское 3,5 1,0 2,1 0,5 3 +----------------+-----+----------+-----+----------+-------------+ 2. Амур на участке с. Екатерино - Никольское, с. Н-Спасское 295,4 96,8 214,1 64,9 15 +----------------+-----+----------+-----+----------+-------------+ 3. Амур на участке с. Н-Спасское, с. им. Тельман 20,0 0,2 15,0 0,1 4 +----------------+-----+----------+-----+----------+-------------+ 4. Тунгуская на участке устье р. Б.- Ин 23,0 14,5 10,4 7,4 2 +----------------+-----+----------+-----+----------+-------------+ 5. Р. Хинган, Биджан, Бира, Икура 26,1 6,3 13,3 4,6 9 +----------------+-----+----------+-----+----------+-------------+ ВСЕГО: 368,0 118,8 254,9 77,5 33 +----------------+-----+----------+-----+----------+-------------+ СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ТЕРРИТОРИЙ ОТ НАВОДНЕНИЙ Защита земель и населенных пунктов от наводнений в области осуществляется ограждением дамбами. В настоящее время, общая протяженность дамб, включая дамбы - дороги, обеспечивающие функции инженерной защиты, составляют 80 км, в том числе в Биробиджанском районе 11,5 км, Ленинском - 12,8 км, Октябрьском - 31,8 км, Облученском - 2,5 км, Смидовичском - 21,54 км. Дамбы оградили от наводнений большую часть г. Биробиджана, населенные пункты Ленинское, Даниловку, поселки им. Тельмана, Приамурский и около 25 тыс. га сельскохозяйственных угодий и рассчитаны на защиту от затопления паводками 1-10 процентной обеспеченности. В основном дамбы строились по типу польдеров, но без механического удаления воды, без дренажных устройств и креплений напорных откосов. Состояние дамб в основном удовлетворительное, но на отдельных польдерах наблюдаются случаи подтопления защищаемых территорий грунтовыми и фильтрационными водами. Есть случаи разрушения верховых откосов под воздействием ветровых волн на участках открытых паводковых акваторий, не защищенных от волн лесокустарниковой растительностью. В целом с учетом опыта строительства и современного эксплуатационного состояния устройство оградительных дамб следует считать основным решением по защите территории области от наводнений. Таблица 9 ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ЗАТРАТЫ НА ЗАЩИТУ ЗЕМЕЛЬ ОТ НАВОДНЕНИЙ НА 2002 - 2005 ГОДЫ млн. руб. (в ценах 2001 г.) +-----------------+--------+------+-----+-----+-----+-------+-----+ Наименование Площадь Всего: в том Ср-ва в том Ср-ва в том объекта защищен- числе феде- числе муни- числе ных 2002 раль- 2002 ципаль- 2002 земель, год ного год ного год тыс. га бюд- бюд- жета жета +----------------+--------+------+-----+-----+-----+-------+-----+ 1. Реконструкция дороги - дамбы "Новое - 3,5 4,5 4,5 Кукелево" Ленинского района +----------------+--------+------+-----+-----+-----+-------+-----+ 2. Реконструкция дамбы "Октябрьская" 5,7 3,7 0,8 3,7 0,8 Октябрьского района +----------------+--------+------+-----+-----+-----+-------+-----+ 3. Защита г.Биробиджана и 1,2 6,0 1,2 6,0 1,2 сельхозугодий Биробиджанского района от наводнений +----------------+--------+------+-----+-----+-----+-------+-----+ ИТОГО: 10,4 14,2 2,0 8,2 0,8 6,0 1,2 +----------------+--------+------+-----+-----+-----+-------+-----+ 7. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 7. 1. Охрана качества вод По эколого - гидробиологическим оценкам вода Среднего Амура загрязнена взвешенными веществами и различными формами органического вещества. На многих участках отмечаются неблагоприятные условия для самоочищения воды. Ниже всех населенных пунктов наблюдается загрязнение прибрежной полосы веществами антропогенного происхождения - соединениями фосфора и бытовыми сточными водами. Уменьшение плоскостного смыва загрязняющих веществ с территорий населенных пунктов и сельхозугодий путем их защиты от наводнений, существенное уменьшение твердого стока в русла рек приведут к улучшению экологического состояния водных объектов, в первую очередь на прилегающей рыбохозяйственной пойме. 7. 2. Охрана растительности Территория области расположена на стыке двух растительных провинций - Амурской и Дальневосточной, где растительность особенно многообразна. Среди пойменных лесов преобладают ивовые, которые развиваются вдоль прирусловой части поймы, на песках или галечниках - чозениевые леса - на галечном субстрате, тополевые - на только что отложенных песках или обнаженных галечниках. Наиболее богаты и разнообразны по составу широколиственные леса высокого уровня. Кроме того, в пределах области выделяется группа из 24-х видов растений, заслуживающих охраны, из которых 10 видов обитают во влажных лесах и в водной среде (беламканда китайская, бузульник монгольский, груша уссурийская, кубышка малая, лилии Буша и даурская, лимонник китайский, сасапариль Максимовича, соссюрея блестящая, шлемник байкальский). Из лекарственных растений на территории ЕАО встречаются 35 видов, из которых в поймах рек у воды произрастают аир, барбарис и вахта. Намеченные программой мероприятия по защите земель от наводнений приведет к снижению уровня грунтовых вод, что может вызвать некоторые изменения в видовом составе естественных растительных ассоциаций (сокращение ареала и численности наиболее влаголюбивых растений, в том числе редких охраняемых видов). Освоение новых земель, связанное с раскорчевкой лесов намечается в минимальных размерах, не совместимых с отрицательным влиянием на режим растительного мира. 7. 3. Охрана животного мира На территории ЕАО обитает около 50 видов наземных млекопитающих, из них к отряду насекомоядных относятся 8 видов, рукокрылых - 7, зайцеобразных - 3, грызунов - 13, хищных - 13, парнокопытных - 5 видов. Такое многообразие животного мира обеспечивается разнообразием пойменных и долинных растительных комплексов. Особенно богата фауна птиц - около 100 видов, многие из которых обитают в поймах рек. В результате изменения и разрушения среды обитания животных (осушение водно - болотных угодий; раскорчевка и распашка лугов, древесно - кустарниковых и кустарниково - травянистых зарослей, неумеренное применение пестицидов, неправильно организованное сенокошение и выпас скота, усилившийся "фактор беспокойства", загрязнение рек и оскудение рыбных запасов) привело к уменьшению численности практически всех групп животного населения, в том числе в пойменных угодьях. В настоящее время на территории ЕАО обитает 9 видов животных, занесенных в Красную книгу МСОП: 2 вида млекопитающих, заходы которых возможны в долину Амур - красный волк и амурский тигр, а также 5 видов птиц: дальневосточный аист, чешуйчатый крохаль, орлан - белохвост, белый и черный журавли, из которых только журавль встречается на пролете, остальные все виды гнездятся. При исполнении намеченных Программой мероприятий по увеличению количества внесений минеральных удобрений и применению средств защиты растений необходимо строгое соблюдение норм и правил хранения и использования ядовитых веществ. 8. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ, РЕСУРСНОЕ, НАУЧНОЕ, ПРАВОВОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ "ПРОГРАММЫ" 8. 1.Реализация и обеспечение программы осуществляется при соблюдении следующих принципов: - приоритетность в решении социально - экономических проблем в сочетании с экономической эффективностью; - взаимовыгодность участия субъектов Еврейской автономной области и субъектов хозяйствования в выполнении Программы на основе балансов их интересов; - системность решения поставленных задач; - обязательность в проведении технической и экологической экспертиз проектов; - открытость для участия в реализации Программы всех заинтересованных лиц. Формирование Программы производится путем открытого конкурса разработчиков и исполнителей. 8. 2. Организационное обеспечение предусматривает реализацию намеченных мероприятий путем ежегодной детализации намечаемых мероприятий по видам работ и источникам и объемам финансирования. Государственным заказчиком по программе является управление сельского хозяйства правительства области, которое организует ее выполнение совместно с управлением "Биробиджанмелиоводхоз", станцией химизации, муниципальными образованиями области и сельскохозяйственными товаропроизводителями. Исполнительный контроль за реализацией программы "Плодородие" осуществляется коллегией управления сельского хозяйства правительства области. Служба Государственного заказчика ежегодно осуществляет планирование работ по Программе последующим направлениям: 1. Проектно - изыскательские и научно - исследовательские работы; 2. Строительные работы по мелиорации земель; 3. Объемы работ по агрохимическим мероприятиям; 4. Строительные работы по защите сельхозугодий от наводнений. 8. 3. Ресурсное обеспечение осуществляется существующими государственными водохозяйственными и агрохимическими предприятиями, различными акционерными и другими предприятиями, привлекаемыми в качестве подрядчиков. Часть работ выполняется непосредственно землепользователями. В связи с ликвидацией и перепрофилированием многих предприятий, необходимо укрепление производственной базы водохозяйственных и агрохимических организаций. Производственно - техническая база эксплуатационных водохозяйственных организаций требует развития и совершенствования с учетом современных требований по качественному обслуживанию мелиоративных систем путем оснащения современным оборудованием и приборами. Таблица 10 МЕЛИОРАТИВНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ И РЕМОНТНО - ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЛАСТИ +--------------------+-----------+----------------+---------------+ Численность Место дислокации Годовой объем работающих подрядных работ (чел.) в тек. ценах (млн. руб) +-------------------+-----------+----------------+---------------+ Строительные организации: ООО "ПМК" Биробиджанводстрой 90 г. Биробиджан 10,0 АООТ Амурзетагро- промснаб 60 5,0 +-------------------+-----------+----------------+---------------+ Ремонтно - эксплуатационные организации: Управление эксплуатации 40 г. Биробиджан 4,0 межхозяйственных мелиоративных систем, в том числе: Бабстовский РЭУ 15 с. Бабстово 2,0 Николаевский РЭУ 15 с. Николаевка 2,0 +-------------------+-----------+----------------+---------------+ Для выполнения работ по водохозяйственному и мелиоративному строительству сооружений защиты от паводков производственных мощностей предприятий не достаточно. В период с 2002 по 2005 годы планируется создать государственные ремонтно - эксплуатационные участки в с. Преображеновка Ленинского района и с. Радде Облученского района. Таблица 11 ПОТРЕБНОСТЬ МЕЛИОРАТИВНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ И РЕМОНТНО - ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБЛАСТИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКЕ +-----------------------------------------------------+-----------+ Наименование техники Кол-во штук +-----------------------------------------------------+-----------+ Экскаваторы одноковшовые с емкостью ковша от 0,6 до 1,0 куб. м 8 +----------------------------------------------------+-----------+ Бульдозеры: +----------------------------------------------------+-----------+ с тяговым усилием 200 кН 5 +----------------------------------------------------+-----------+ с тяговым усилием 300 кН 2 +----------------------------------------------------+-----------+ Гусеничные тракторы ДТ-75 6 +----------------------------------------------------+-----------+ Землесосные снаряды производительностью по грунту 50 - 100 куб. м/час 2 +----------------------------------------------------+-----------+ Скреперы прицепные емкостью 6 - 10 куб. м 6 +----------------------------------------------------+-----------+ Автосамосвалы грузоподъемностью 8 - 12 т 12 +----------------------------------------------------+-----------+ Навесное и прицепное оборудование 20 +----------------------------------------------------+-----------+ 8. 4. Финансовое обеспечение намеченных программой мероприятий планируется осуществлять за счет средств федерального и областного бюджетов, бюджетов муниципальных образований, а также за счет средств собственников, владельцев и пользователей земель, кредитов банка и других источников, определенных Федеральным законом "О мелиорации земель" и в соответствии с бюджетным кодексом Российской Федерации. Проведение работ за счет бюджетных ассигнований предполагается проводить в хозяйствующих субъектах всех форм собственности, при соблюдении норм, соответствующих действующему законодательству. Объемы финансирования мероприятий, включенных в федеральную и региональные программы, устанавливаются ежегодно при формировании федерального, областного и местных бюджетов. Общая потребность средств для реализации программы приводится в таблицах 12 - 15. Таблица 12 ОБЩАЯ ПОТРЕБНОСТЬ СРЕДСТВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ В 2002 - 2005 ГОДЫ млн. руб. +------------------+------+-----------------+-----------------------------------------+ В том числе: Из них: +------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ Всего: Феде- Средства Област- В т.ч. Муници- В т.ч. Средства ральный субъектов ной земель- пальный земель- сельхоз- бюджет Федерации бюджет ные районный ные произво- и земле- ресурсы бюджет ресурсы дителей пользова - телей +------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ ВСЕГО: 172,36 83,82 88,54 10,7 6,95 16,88 9,19 60,96 +------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ в том числе: Агрохимические мелиорации 99,23 25,62 73,61 3,2 3,2 9,45 1,76 60,96 +------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ Гидромелиорация и культуртехнические и агромелиоратив- ные работы 58,93 50,0 8,93 7,5 3,75 1,43 1,43 +------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ Защита земель от наводнений 14,2 8,2 6,0 6,0 6,0 +------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ Таблица 13 ОБЩАЯ ПОТРЕБНОСТЬ СРЕДСТВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ В 2002 ГОДУ млн. руб. -------------------T------T-----------------T----------------------------------------- В том числе: Из них: +-------T---------+-------T-------T--------T-------T--------+ Всего: Феде- Средства Област- В т.ч. Муници- В т.ч. Средства ральный субъектов ной земель- пальный земель- сельхоз- бюджет Федерации бюджет ные районный ные произво- и земле- ресурсы бюджет ресурсы дителей пользо- вателей +------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ ВСЕГО: 28,69 13,13 15,56 1,85 1,2 3,35 1,8 10,36 +------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ в том числе: Агрохимические мелиорации 17,06 4,25 2,81 0,55 0,55 1,9 0,35 10,36 +------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ Гидромелиорация и культуртехнические и агромелиоратив- ные работы 9,63 8,08 1,55 1,3 0,65 0,25 0,25 +------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ Защита земель от наводнений 2,0 0,8 1,2 1,2 1,2 +------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+---------+ Для реализации программы необходимо выделение средств в объеме 172,36 млн. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета 83,82 млн. руб. (49 процентов), за счет средств областного бюджета, муниципальных образований и средств землепользователей 88,54 млн. руб. (51 процент). Таблица 14 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДСТВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ "ПЛОДОРОДИЕ ЕАО" В 2002 - 2005 ГОДАХ ПО РАЙОНАМ ОБЛАСТИ И Г. БИРОБИДЖАНУ млн. руб. ---------------------T------T-----------------T----------------------------------------- В том числе: Из них: +-------T---------+-------T-------T--------T-------T--------+ Всего: Феде- Средства Област- В т.ч. Муници- В т.ч. Средства ральный субъектов ной земель- пальный земель- сельхоз- бюджет Федерации бюджет ные районный ные произво- и земле- ресурсы бюджет ресурсы дителей пользо- вателей +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ Всего по области: 172,36 83,82 88,54 10,7 6,95 16,88 9,19 60,96 +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ В том числе +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ Октябрьский район 39,2 21,85 17,35 1,4 0,9 4,55 0,55 11,4 +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ Ленинский район 42,79 27,1 15,69 2,9 2,55 0,29 - 12,5 +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ Биробиджанский район 40,84 20,7 20,14 2,8 1,6 0,54 0,54 16,8 +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ Смидовичский район 34,12 12,42 21,70 2,9 1,7 4,40 1,00 14,40 +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ Облученский район 8,91 1,25 7,66 0,7 0,2 1,1 1,1 - +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ г. Биробиджан 6,5 0,5 6,0 - - 6,0 6,0 - +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ Агрохимические мероприятия 99,23 25,62 73,61 3,2 3,2 9,45 1,76 60,96 +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ В том числе +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ Октябрьский район 22,53 6,5 16,03 0,4 0,4 4,23 0,23 11,4 +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ Ленинский район 22,69 9,0 13,69 0,9 0,9 0,29 - 12,5 +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ Биробиджанский район 25,08 7,00 18,08 0,8 0,8 0,48 0,48 16,8 +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ Смидовичский район 21,46 2,12 19,34 0,9 0,9 4,04 0,64 14,4 +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ Облученский район 7,47 1,0 6,47 0,2 0,02 0,41 0,41 5,86 +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ г. Биробиджан +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ Гидромелиорация и культуртехнические работы, агромелио- ративные мероприятия 58,93 50,0 8,93 7,5 3,75 1,43 1,43 +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ В том числе +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ Октябрьский район 12,97 11,65 1,32 1,0 0,5 0,32 0,32 +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ Ленинский район 15,6 13,6 2,0 2,0 1,65 +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ Биробиджанский район 15,76 13,7 2,06 2,0 0,8 0,06 0,06 +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ Смидовичский район 12,66 10,3 2,36 2,0 0,8 0,36 0,36 +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ Облученский район 1,44 0,25 1,19 0,5 0,69 0,69 +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ г. Биробиджан 0,5 0,5 +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ Защита земель от наводнений 14,2 8,2 6,0 6,0 6,0 +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ Октябрьский район 3,7 3,7 +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ Ленинский район 4,5 4,5 +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ г. Биробиджан 6,0 6,0 6,0 6,0 +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ Таблица 15 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДСТВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ "ПЛОДОРОДИЕ ЕАО" В 2002 ГОДУ ПО РАЙОНАМ ОБЛАСТИ И Г. БИРОБИДЖАНУ млн. руб. ---------------------+------+-----------------+--------------------------------+--------+ В том числе: Из них: +-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ Всего: Феде- Средства Област- в т.ч. муници- в т.ч. Средства ральный субъектов ной земель- пальный земель- сельхоз- бюджет Федерации бюджет ные районный ные произво- и земле- ресурсы бюджет ресурсы дителей пользова- телей +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ Всего по области: 28,69 13,13 15,56 1,85 1,2 3,35 1,8 10,36 +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ В том числе +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ Октябрьский район 6,13 3,0 3,13 0,26 0,17 0,93 0,13 1,94 +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ Ленинский район 7,24 4,58 2,66 0,49 0,42 0,05 - 2,12 +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ Биробиджанский район 6,32 3,4 2,92 0,48 0,28 0,1 0,1 2,34 +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ Смидовичский район 6,07 1,75 4,32 0,5 0,29 0,86 0,16 2,96 +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ Облученский район 1,53 0,2 1,33 0,12 0,04 0,21 0,21 1,0 +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ г. Биробиджан 1,4 0,2 1,2 - - 1,2 1,2 +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ Агрохимические мероприятия 17,06 4,25 12,81 0,55 0,55 1,9 0,35 10,36 +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ В том числе +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ Октябрьский район 4,01 1,1 2,91 0,09 0,09 0,88 0,08 1,94 +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ Ленинский район 3,74 1,43 2,31 0,14 0,14 0,05 - 2,12 +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ Биробиджанский район 3,77 1,2 2,57 0,13 0,13 0,1 0,1 2,34 +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ Смидовичский район 4,23 0,32 3,91 0,15 0,15 0,8 0,1 2,96 +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ Облученский район 1,31 0,2 1,11 0,04 0,04 0,07 0,07 1,0 +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ г. Биробиджан - +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ Гидромелиорация, культуртехнические и агромелиоративные мероприятия 9,63 8,08 1,55 1,30 0,65 0,25 0,25 - +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ В том числе +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ Октябрьский район 1,32 1,1 0,22 0,17 0,08 0,05 0,05 - +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ Ленинский район 3,5 3,15 0,35 0,35 0,28 - - - +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ Биробиджанский район 2,55 2,2 0,35 0,35 0,15 - - - +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ Смидовичский район 1,84 1,43 0,41 0,35 0,14 0,06 0,06 - +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ Облученский район 0,22 - 0,22 0,08 - 0,14 0,14 - +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ г. Биробиджан 0,2 0,2 - - - - - - +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ Защита земель от наводнений 2,0 0,8 1,2 - - 1,2 1,2 - +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ Октябрьский район 0,8 0,8 - - - - - - +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ Ленинский район - +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ г. Биробиджан 1,2 - 1,2 - - 1,2 1,2 - +--------------------+------+-------+---------+-------+-------+--------+-------+--------+ 8. 5. Проектно - изыскательские работы и научное обеспечение В целях реализации Программы с наивысшей эффективностью намечается принять участие в разработке следующих научно - исследовательских направлений: - разработка структуры рационального землепользования; - выявление и оценка нарушенных и деградированных земель; - разработку мелиоративных мероприятий, в том числе по агрохимизации земель, осушению, культуртехническим работам, предупреждению эрозии и дефляции почв, борьбе с паводками; - разработка и усовершенствование зональных технологий возделывания сельскохозяйственных культур на базе рационального дифференцированного применения минеральных удобрений, широкого использования сидератов и соломы. 8. 6. Подготовка кадров Успешная реализация программы возможна при условии подготовки агрономических, инженерных, научно - педагогических и рабочих кадров но направлениям, связанных с ее осуществлением. Сельскохозяйственные высшие и средние учебные заведения области способны обеспечить подготовку кадров необходимой квалификации по соответствующим специальностям, включающим все вопросы настоящей Программы. В настоящее время в области ощущается острая нехватка специалистов сельскохозяйственного производства всех уровней и профессий. Дефицит кадров составляет 400 человек. Необходимо проведение большой работы по подготовке кадров механизаторов сельского хозяйства и других рабочих. 9. ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Намеченное программой на 2002 - 2005 г.г. проведение комплексных агрохимических, культуртехнических, гидромелиоративных и других мероприятий позволит увеличить производство сельскохозяйственной продукции, обеспечить рост потребления отечественных продуктов питания, увеличить доходов сельских товаропроизводителей, улучшить социальную обстановку на селе. Таблица 16 ПОСЕВНЫЕ ПЛОЩАДИ И ПЛАНИРУЕМАЯ УРОЖАЙНОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР В 2002 - 2005 ГОДЫ +------------+-----------+---------------+----------------+----------------+----------------+ Наименова- Средняя 2002 2003 2004 2005 ние урожайность+-------+-------+--------+-------+--------+-------+--------+-------+ культур за 1998 - Посев- Урожай- Посев- Урожай- Посев- Урожай- Посевная Урожай- 2000 годы, ная ность, ная ность, ная ность, площадь, ность, площадь площадь, площадь, ц/га тыс. га ц/га тыс. га ц/га тыс. га ц/га тыс. га ц/га +-----------+-----------+-------+-------+--------+-------+--------+-------+--------+-------+ Зерновые 8 42,3 12 42,6 14 42,8 15,3 43 15,5 +-----------+-----------+-------+-------+--------+-------+--------+-------+--------+-------+ Кукуруза на зерно 17 1,25 18,2 1,4 18,9 1,5 19,3 1,6 20 +-----------+-----------+-------+-------+--------+-------+--------+-------+--------+-------+ Соя 5,2 26,3 7,6 26,6 7,6 26,7 7,8 27 7,8 +-----------+-----------+-------+-------+--------+-------+--------+-------+--------+-------+ Картофель 104,9 8,1 102 8,1 105,8 8,1 106,3 8,1 107 +-----------+-----------+-------+-------+--------+-------+--------+-------+--------+-------+ Кукуруза на силос 78 4,5 130 4,5 130 4,5 130 4,5 130 +-----------+-----------+-------+-------+--------+-------+--------+-------+--------+-------+ Овощи 97,7 2,1 110 2,1 115 2,1 120 2,1 120 +-----------+-----------+-------+-------+--------+-------+--------+-------+--------+-------+ Среднегодовой объем дополнительной продукции с учетом фактической эффективности мероприятий, определенных по данным экспертных оценок, составит около 12,6 тыс. тонн кормовых единиц, в том числе 9 тыс. тонн зерна. Наряду с повышением урожайности зерновых и других культур возрастает устойчивость производства, уменьшается его зависимость от неблагоприятных метеорологических условий. Стоимость дополнительной продукции, оцененной по паритетным ценам с учетом нормативной оплаты труда сельских тружеников в среднем за один год, составит 26,4 млн. рублей. Обеспечивается общий рост доходов и рентабельность производства, увеличение объемов переработки и реализации продовольствия, рост налогооблагаемой базы, а также сохранение рабочих мест в АПК примерно для 3 тыс. человек. Средний срок окупаемости затрат культуртехнических работ составит 8 лет, реконструкции осушительных систем и осушение сельскохозяйственных земель - 15 лет. В результате реализации программы обеспечивается достижение важнейшей социально - экономической и экологической цели - сохранение и восстановление плодородия почв, прекращения их деградации, сохранения и расширения площади сельскохозяйственных угодий, создания нормальных условий для социально - экологического развития села. Общая площадь сохраненных земель достигает свыше 13,2 тыс. га, что составит по нормативной оценке около 20 млн. руб. ВЫВОДЫ 1. Приведенные в программе расчеты, свидетельствуют о том, что при планируемых вложениях средств (173,4 млн. руб. за 4 года) в повышение плодородия почв Еврейской автономной области (которые ниже требуемых по нормативам сельскохозяйственного производства на 50 - 60 процентов) стоимость дополнительной продукции растениеводства может достигнуть за 4 года 105,6 млн. рублей. Рост продукции растениеводства позволит ежегодно увеличивать поголовье крупного рогатого скота, свиней и птицы на 5 - 7 процентов. 2. Проведение гидромелиоративных и противопаводковых мероприятий позволит сохранить 13,5 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий, гарантировать проведение полеводческих работ на этих землях в любые погодные условия, повысить безопасность проживания сельского населения в районах, подверженных периодическому затоплению, и закреплению населения в пограничных районах. 3. Увеличение объемов работ сельскохозяйственных товаропроизводителей, агрохимических, мелиоративных и других организаций, их обслуживающих, позволит создать до 200 дополнительных рабочих мест, обеспечит востребованность в специалистах высшего и среднего звена соответствующих профессий, в количестве до 100 человек. 4. Реализация программы, уже в ближайшие годы, позволит увеличить обеспечение жителей области и соседних территорий продуктами питания собственного производства на 20 - 30 процентов. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|