Расширенный поиск
Закон Еврейской автономной области от 26.11.2003 № 220-озЗАКОН ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в Еврейской автономной области (В редакции Законов Еврейской автономной области от 22.07.2004 г. N 315-оз; от 29.09.2004 г. N 324-оз; от 26.01.2005 г. N 444-оз) ГЛАВА I. Общие положения Статья 1. Правовая основа выборов депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления в Еврейской автономной области 1. Правовую основу выборов депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления в Еврейской автономной области (далее - область) составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - федеральный закон), другие федеральные законы, Устав и законы области, настоящий закон, а также уставы соответствующих муниципальных образований. 2. В случае внесения изменений и дополнений в настоящий закон и уставы муниципальных образований в период проведения избирательной кампании по выборам депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, данные изменения и дополнения применяются к выборам, назначенным после вступления их в силу. Статья 2. Основные понятия и термины, применяемые в настоящем законе 1. Пара кандидатов - кандидаты, избираемые одновременно (в паре) на должность главы и вице-главы муниципального образования. 2. В настоящем законе понятия и термины применяются в значениях, определенных федеральным законом. Статья 3. Срок полномочий депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления Срок полномочий депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет. Статья 4. Назначение выборов 1. Выборы депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления назначаются представительным органом местного самоуправления. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления выборы депутатов представительного органа местного самоуправления назначает глава муниципального образования не позднее 14 дней со дня прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления. В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования выборы главы муниципального образования назначает представительный орган местного самоуправления не позднее 14 дней со дня прекращения полномочий главы муниципального образования. 2. Решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны депутаты представительных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления. 3. Голосование на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления проводится не позднее чем через 80 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов. 4. Голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. 5. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия. Статья 5. Гарантии своевременного назначения выборов В случае, если представительный орган местного самоуправления или глава муниципального образования не назначит выборы в сроки, предусмотренные настоящим законом, а также в случае отсутствия уполномоченного на то органа или должностного лица, выборы назначаются и проводятся избирательной комиссией муниципального образования: а) в первое или во второе воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. При этом решение избирательной комиссии муниципального образования о проведении выборов публикуется не позднее чем через 7 дней со дня истечения установленного пунктом 2 статьи 4 настоящего закона срока официального опубликования решения о назначении выборов; б) не позднее чем через 120 дней со дня досрочного прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления или досрочного прекращения полномочий депутатов, влекущего за собой неправомочность представительного органа. При этом решение избирательной комиссии муниципального образования о назначении выборов публикуется не позднее чем через 7 дней со дня истечения установленного пунктом 5 статьи 4 настоящего закона срока официального опубликования решения о назначении выборов. Статья 6. Избирательные права граждан 1. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года, может быть избран депутатом представительного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления. 2. Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд. ГЛАВА II. Регистрация (учет) избирателей, составление списков избирателей, образование избирательных округов, избирательных участков Статья 7 . Регистрация (учет) избирателей 1. Регистрация (учет) избирателей осуществляется главой муниципального образования (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления) и иными лицами, установленными федеральным законом. 2. При осуществлении регистрации (учета) избирателей может использоваться государственная автоматизированная информационная система, в которую вводятся следующие данные об избирателях: фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения, пол, гражданство, адрес места жительства, вид документа, удостоверяющего личность, серия и номер этого документа, наименование или код органа, выдавшего документ, дата выдачи документа. 3. Органы исполнительной власти области обязаны оказывать необходимое содействие органам местного самоуправления при регистрации (учете) избирателей и избирательным комиссиям при уточнении сведений о зарегистрированных избирателях. 4. Избиратель имеет право на беспрепятственный доступ к документированной информации (персональным данным) о себе, в том числе к информации, находящейся на машиночитаемых носителях, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, а также имеет право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию, кем и кому она предоставлена. Статья 8. Составление списков избирателей 1. В списки избирателей на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом. 2. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, настоящим законом, и при условии нахождения места жительства на территории избирательного округа, где расположен избирательный участок - факт временного пребывания на территории этого участка. Факты нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории избирательного участка, избирательного округа устанавливаются органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3. Сведения о зарегистрированных избирателях формирует и уточняет глава муниципального образования, иное уполномоченное представительным органом местного самоуправления должностное лицо местного самоуправления или иные должностные лица, уполномоченные в соответствии с федеральным законом. Указанные сведения направляются в избирательную комиссию муниципального образования. 4. Список избирателей составляется избирательной комиссией муниципального образования, в том числе с использованием государственной автоматизированной информационной системы, отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме главой муниципального образования или уполномоченным на то должностным лицом местного самоуправления. 5. Гражданин Российской Федерации включается в список избирателей только на одном избирательном участке. 6. Список избирателей составляется в двух экземплярах. Сведения об избирателях, включаемые в список избирателей, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, адресам места жительства избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства избирателя. В списке избирателей должны быть предусмотрены места для проставления избирателем подписи за каждый полученный им избирательный бюллетень, а также для внесения суммарных данных по каждому виду выборов и для проставления подписи члена участковой избирательной комиссии, выдавшего избирательный бюллетень (бюллетени) избирателю. 7. Первый экземпляр списка избирателей подписывают председатель и секретарь избирательной комиссии муниципального образования, составившей список. На избирательных участках, образованных на территории воинской части, в отдаленной или труднодоступной местности, список избирателей подписывают председатель и секретарь участковой комиссии. Список избирателей заверяется соответственно печатями избирательной комиссии муниципального образования и участковой комиссии. Порядок и сроки изготовления, использования второго экземпляра списка избирателей, его передачи соответствующей участковой комиссии, заверения и уточнения определяются избирательной комиссией муниципального образования. 8. Избирательная комиссия муниципального образования передает по акту участковым комиссиям первый экземпляр списка избирателей конкретного избирательного участка не позднее чем за 25 дней до дня голосования. Участковая комиссия вправе разделить первый экземпляр списка избирателей на отдельные книги. Каждая такая книга не позднее дня, предшествующего дню голосования, должна быть сброшюрована (прошита), что подтверждается печатью соответствующей участковой комиссии и подписью ее председателя. 9. Участковая комиссия уточняет список избирателей. Выверенный и уточненный список избирателей не позднее дня, предшествующего дню голосования, подписывается председателем и секретарем участковой комиссии и заверяется печатью участковой комиссии. 10. Участковая комиссия не позднее чем за 20 дней до дня голосования представляет список избирателей для ознакомления избирателей и его дополнительного уточнения. 11. Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, вправе заявить в участковую комиссию о невключении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования, участковая комиссия обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления. Исключение гражданина Российской Федерации из списка избирателей после его подписания председателем и секретарем избирательной комиссии муниципального образования и заверения его печатью этой комиссии производится только на основании официальных документов, а также в случае включения его в другой список избирателей. При этом в списке избирателей, а также в базе данных государственной автоматизированной информационной системы указываются факт и дата исключения гражданина Российской Федерации из списка, а также причина такого исключения. Запись в списке избирателей заверяется подписью председателя участковой комиссии. Решение участковой комиссии может быть обжаловано в вышестоящую комиссию (по месту нахождения участковой комиссии), которая обязана рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а за три и менее дней до дня голосования и в день голосования - немедленно. Решение участковой комиссии может быть также обжаловано в суд в порядке, определенном федеральным законом. Каждый гражданин Российской Федерации вправе сообщить в участковую комиссию об изменении сведений об избирателях, включенных в список избирателей, на соответствующем участке. 12. Избиратели, находящиеся в местах временного пребывания, работающие в непрерывно действующих организациях и на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также военнослужащие, находящиеся вне места дислокации воинской части, по личному письменному заявлению, поданному в соответствующую избирательную комиссию не позднее чем за 7 дней до дня голосования, могут быть включены в списки избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания. 13. Вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается. Статья 9. Образование избирательных округов 1. Для проведения выборов образуются одномандатные или многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ. 2. При выборах главы муниципального образования, главы и вице - главы муниципального образования, пары кандидатов населением территория муниципального образования является единым избирательным округом. 3. Одномандатные или многомандатные избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с федеральным законом. Избирательная комиссия муниципального образования не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, определяет схему одномандатных или многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории населенного пункта или муниципального образования, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории муниципального образования или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа, место нахождения каждой окружной избирательной комиссии, число избирателей в каждом избирательном округе. Представительный орган местного самоуправления утверждает схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, при этом указанный орган до утверждения схемы избирательных округов вправе вносить поправки в представленную схему. 4. Если на территории муниципального образования представительный орган местного самоуправления отсутствует или новая схема одномандатных или многомандатных избирательных округов не утверждена в срок, избирательная комиссия муниципального образования принимает одно из следующих решений: а) если схема избирательных округов, утвержденная для выборов в представительные органы местного самоуправления прежнего созыва (далее - прежняя схема округов), соответствует требованиям, установленным федеральным законом - о проведении выборов по прежней схеме округов; б) если прежняя схема округов не соответствует требованиям, установленным федеральным законом, и (или) признана судом в установленном федеральным законом порядке недействующей и не подлежащей применению - о проведении выборов по избирательным округам, схема которых определяется в соответствии с требованиями федерального закона избирательной комиссией муниципального образования и утверждается ею не позднее чем через 5 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов. При этом если число депутатов, избираемых по новой схеме округов, не меняется, избирательная комиссия при определении указанной схемы вправе кроме уточнения численности избирателей только внести изменения в прежнюю схему округов, в соответствии с которыми изменению подлежат только округа, не соответствующие требованиям федерального закона, или дополнить прежнюю схему округов в той части, в которой она признана недействующей и не подлежащей применению. Если указанные изменения и дополнения привели к тому, что изменяются границы иных округов в прежней схеме округов, избирательная комиссия вправе также изменить границы указанных округов в соответствии с требованиями федерального закона. 5. Опубликование (обнародование) схемы одномандатных или многомандатных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется представительным органом местного самоуправления, избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем через 5 дней после ее утверждения. Статья 10. Образование избирательных участков 1. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. 2. Избирательные участки образуются по согласованию с избирательной комиссией муниципального образования главой муниципального образования (либо лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления, иным должностным лицом в соответствии с федеральным законом) из расчета не более чем три тысячи избирателей на каждом избирательном участке. Избирательные участки образуются не позднее чем за 45 дней до дня голосования. 3. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов. 4. В местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях избирательные участки могут образовываться в срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи, а в исключительных случаях по согласованию с избирательной комиссией муниципального образования - не позднее чем за 5 дней до дня голосования. Такие участки входят в избирательные округа по месту их расположения. В труднодоступных и отдаленных местностях избирательные участки могут образовываться избирательной комиссией муниципального образования по согласованию с руководителями объектов, расположенных в труднодоступных и отдаленных местностях. 5. Списки избирательных участков с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой муниципального образования (лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления) не позднее чем за 40 дней до дня голосования. ГЛАВА III. Избирательные комиссии Статья 11. Избирательные комиссии 1. Подготовку и проведение выборов депутатов представительных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, реализацию и защиту избирательных прав граждан на территории муниципального образования осуществляют соответствующие избирательные комиссии. 2. Порядок формирования, избирательных комиссий, организация их деятельности в муниципальных образованиях осуществляются в соответствии с федеральным законом и законом области "О некоторых вопросах формирования и деятельности избирательных комиссий на территории Еврейской автономной области". (В редакции Закона Еврейской автономной области от 26.01.2005 г. N 444-оз) Статья 11-1. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования. 1. В соответствии с федеральным законом, настоящим законом избирательная комиссия муниципального образования: 1) осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации; 2) обеспечивает на территории муниципального образования реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, изданием необходимой печатной продукции; 3) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления соблюдения единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками для проведения предвыборной агитации; 4) составляет списки избирателей по избирательным участкам; 5) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления соблюдения единого порядка установления итогов голосования, определения результатов выборов; 6) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления соблюдения единого порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов; 7) осуществляет на территории муниципального образования меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, распределяет выделенные из областного бюджета и (или) бюджета муниципального образования средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, контролирует целевое использование указанных средств; 8) оказывает правовую, методическую, организационно - техническую помощь нижестоящим избирательным комиссиям; 9) заслушивает сообщения органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления; 10) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения; 11) обеспечивает единообразное применение настоящего закона; 12) издает инструкции и иные акты по вопросам применения настоящего закона; 13) регистрирует избирательные блоки; 14) устанавливает единую нумерацию избирательных участков, образованных на территории муниципального образования; 15) устанавливает форму избирательных бюллетеней и других избирательных документов, решает вопросы, связанные с их изготовлением; 16) утверждает образцы печатей избирательных комиссий. 2. Избирательная комиссия муниципального образования при подготовке и проведении выборов депутатов представительного органа местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных федеральным законом, настоящим законом, уставом муниципального образования: 1) осуществляет полномочия в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи; 2) руководит деятельностью окружных и участковых избирательных комиссий; 3) определяет и в установленном порядке представляет на рассмотрение представительного органа местного самоуправления схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов; 4) формирует окружные избирательные комиссии и назначает их председателей; 5) осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по единообразному использованию государственной автоматизированной информационной системы, ее отдельных технических средств, в том числе технических средств подсчета голосов; 6) регистрирует доверенных лиц, уполномоченных представителей по финансовым вопросам избирательных объединений, избирательных блоков; 7) осуществляет контроль за поступлением и расходованием средств избирательных фондов избирательных объединений, избирательных блоков; 8) обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам и снабжение ими окружных избирательных комиссий; 9) обеспечивает информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, ходе избирательной кампании; 10) определяет общие результаты выборов депутатов представительного органа местного самоуправления в целом по муниципальному образованию и осуществляет их официальное опубликование (обнародование); 11) назначает и организует повторные и дополнительные выборы депутатов представительного органа местного самоуправления; 12) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законом, настоящим законом, уставом муниципального образования. 3. Избирательная комиссия муниципального образования при подготовке и проведении выборов должностного лица местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, настоящим законом, уставом муниципального образования: 1) осуществляет полномочия в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи; 2) руководит деятельностью участковых избирательных комиссий; 3) регистрирует доверенных лиц, уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков; 4) регистрирует доверенных лиц кандидатов и уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидатов; 5) регистрирует кандидатов; 6) выдает зарегистрированным кандидатам, их доверенным лицам, уполномоченным представителям по финансовым вопросам, доверенным лицам и уполномоченным представителям избирательных объединений, избирательных блоков удостоверения установленного образца; 7) осуществляет контроль за поступлением, расходованием и целевым использованием средств избирательных фондов кандидатов; 8) обеспечивает для всех кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков соблюдение установленных федеральными законами, настоящим законом условий предвыборной деятельности; 9) утверждает текст избирательного бюллетеня; 10) обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней и снабжение ими участковых избирательных комиссий; 11) обеспечивает информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, кандидатах, избирательных объединениях, избирательных блоках, выдвинувших кандидатов, о ходе избирательной кампании; 12) определяет результаты выборов должностного лица местного самоуправления и осуществляет их официальное опубликование, выдает избранному должностному лицу местного самоуправления удостоверение об избрании; 14) определяет дату и организует повторное голосование по выборам должностного лица местного самоуправления; 15) назначает и организует повторные выборы выборного должностного лица местного самоуправления; 17) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, настоящим законом, законами области, уставом муниципального образования. (Статья дополнена - Закон Еврейской автономной области от 26.01.2005 г. N 444-оз) Статья 11-2. Полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов представительных органов местного самоуправления В соответствии с федеральным законом, настоящим законом окружная избирательная комиссия: 1) осуществляет на территории избирательного округа контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации; 2) координирует деятельность участковых избирательных комиссий, рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) участковых избирательных комиссий, принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом; 3) оказывает правовую, организационно - техническую помощь участковым избирательным комиссиям; 4) взаимодействует с органами местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в избирательном округе; 5) обеспечивает информирование участников избирательного процесса о сведениях, представленных кандидатами, выдвинутыми по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу, публикует (обнародует) сведения о зарегистрированных кандидатах, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 33 федерального закона; 6) регистрирует кандидатов по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу, их доверенных лиц, выдает кандидатам и их доверенным лицам удостоверения установленного образца, регистрирует уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидатов; 7) обеспечивает на соответствующей территории для всех кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков соблюдение установленных федеральными законами, настоящим законом условий предвыборной деятельности; 8) заслушивает сообщения органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов; 9) осуществляет контроль за соблюдением участниками избирательного процесса порядка и правил проведения предвыборной агитации; 10) обеспечивает контроль за поступлением и расходованием средств избирательных фондов кандидатов; 11) утверждает текст избирательного бюллетеня для голосования по одномандатному (многомандатному) избирательному округу; 12) осуществляет на территории избирательного округа меры по обеспечению единого порядка голосования, подсчета голосов избирателей, установления итогов голосования, определения результатов выборов, а также порядка опубликования (обнародования) итогов голосования и результатов выборов; 13) определяет результаты выборов по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, направляет данные о результатах выборов по одномандатному (многомандатному) избирательному округу на соответствующей территории в избирательную комиссию муниципального образования, публикует (обнародует) общие данные о результатах выборов в порядке и сроки, которые установлены настоящим законом; 15) выдает удостоверение об избрании зарегистрированному кандидату, избранному депутатом представительного органа местного самоуправления по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу; 16) обеспечивает соблюдение порядка хранения, передачи в архивы и уничтожения по истечении сроков хранения избирательных документов; 17) обеспечивает информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, ходе избирательной кампании, кандидатах; 18) проводит повторные и дополнительные выборы депутатов представительного органа местного самоуправления; 20) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законом. (Статья дополнена - Закон Еврейской автономной области от 26.01.2005 г. N 444-оз) Статья 11-3. Полномочия участковой избирательной комиссии В соответствии с федеральным законом, настоящим законом участковая избирательная комиссия: 1) информирует население об адресе и о номере телефона участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования; 2) уточняет список избирателей, производит ознакомление избирателей с данным списком, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в данном списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений; 3) обеспечивает подготовку помещения для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования; 4) обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках, зарегистрировавших списки кандидатов на основе сведений, полученных из вышестоящей избирательной комиссии; 5) контролирует соблюдение на территории избирательного участка порядка проведения предвыборной агитации; 6) организует на избирательном участке голосование в день голосования, а также досрочное голосование; 7) проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, составляет протокол об итогах голосования и передает его в соответствующую избирательную комиссию; 8) объявляет итоги голосования на избирательном участке и выдает заверенные копии протокола об итогах голосования; 9) рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушение законов и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения; 10) при обнаружении правонарушений составляет протоколы об административных правонарушениях (готовит материалы для таких протоколов) и направляет данные протоколы в соответствии с законодательством об административных правонарушениях в правоохранительные органы или суд; 11) обеспечивает хранение и передачу в вышестоящие избирательные комиссии документов, связанных с подготовкой и проведением выборов; 12) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законом. (Статья дополнена - Закон Еврейской автономной области от 26.01.2005 г. N 444-оз) ГЛАВА IV. Выдвижение и регистрация кандидатов Статья 12. Выдвижение кандидатов 1. Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами в соответствии с федеральным и настоящим законами. 2. В случае, если уставом муниципального образования предусмотрено избрание одновременно с главой муниципального образования и вице - главы муниципального образования, то кандидат на должность главы муниципального образования одновременно с уведомлением представляет в соответствующую избирательную комиссию письменное предложение по кандидатуре на должность вице - главы муниципального образования, к которому прилагается письменное заявление кандидата на должность вице - главы муниципального образования о согласии баллотироваться на указанную должность в паре с кандидатом на должность главы муниципального образования, в котором указываются данные, предусмотренные федеральным законом. 3. Непосредственное выдвижение кандидатов (пар кандидатов) может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением, избирательным блоком. 4. Гражданин Российской Федерации, замещавший должность главы муниципального образования и досрочно прекративший исполнение полномочий главы муниципального образования по собственному желанию или в связи с выражением ему недоверия населением в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования, либо отрешенный от указанной должности Президентом Российской Федерации, губернатором области, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами. 5. При проведении повторных и дополнительных выборов для замещения вакантного депутатского мандата в действующем представительном органе местного самоуправления не может быть выдвинуто кандидатом лицо, являющееся депутатом (членом) этого органа. 6. О выдвижении кандидата (пары кандидатов) в соответствующую избирательную комиссию представляется письменное уведомление по форме согласно приложениям 1, 2, 3, 4 к настоящему закону. В уведомлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и адрес места жительства кандидата (каждого из пары кандидатов). Вместе с уведомлением представляется заявление кандидата (каждого из пары кандидатов) о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, в котором указаны сведения, предусмотренные федеральным законом, а также предоставляются другие документы, предусмотренные федеральным законом. 7. В случае, если уставом муниципального образования предусматривается самостоятельное избрание вице - главы муниципального образования одновременно с главой муниципального образования, то его избрание осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим законом для избрания главы муниципального образования. 8. Период выдвижения кандидатов в депутаты представительного органа и выборных должностных лиц местного самоуправления составляет 20 дней и начинается со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов представительного органа местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления. Статья 13. Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов (пар кандидатов) 1.Сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов (пар кандидатов) может осуществляться со дня, следующего за днем получения уведомления соответствующей избирательной комиссии о выдвижении кандидата (пары кандидатов) и предоставления документов, предусмотренных федеральным законом. 2. Количество подписей, необходимых для регистрации кандидата (пары кандидатов), должно составлять 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа. Количество подписей, необходимое для регистрации кандидатов в многомандатном избирательном округе, должно составлять 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов. 3. Подписные листы изготавливаются по форме, установленной в приложениях 5 и 6 к настоящему закону. Статья 14. Регистрация кандидатов (пар кандидатов) 1. Регистрация кандидата (пары кандидатов) при наличии составленного (составленных) заявления (заявлений) кандидата (пары кандидатов) о его (об их) согласии баллотироваться по данному избирательному округу, а также при наличии необходимого количества собранных в поддержку выдвижения кандидата (пары кандидатов) подписей избирателей или внесенного избирательного залога осуществляется соответствующей избирательной комиссией. 2. Количество представляемых для регистрации кандидата (пары кандидатов) подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата (пары кандидатов), может превышать количество подписей, необходимое для регистрации, но не более чем на 25 процентов. Подписные листы представляются в соответствующую избирательную комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. При приеме подписных листов избирательная комиссия заверяет каждый подписной лист печатью избирательной комиссии и выдает уполномоченному представителю или кандидату (паре кандидатов) письменное подтверждение о приеме подписных листов с указанием даты и времени их приема. 3. Соответствующая избирательная комиссия не позднее 10 дней со дня приема документов обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидатов (пары кандидатов) требованиям настоящего закона и принять решение о регистрации кандидата (пары кандидатов) либо об отказе в регистрации. 4. По решению соответствующей избирательной комиссии для проведения указанной проверки могут создаваться рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, членов нижестоящих избирательных комиссий, экспертов - специалистов. Их заключения могут служить основанием для признания данных в подписных листах недостоверными. 5. Проверке могут подлежать все представленные подписи или часть этих подписей, но не менее 20 процентов от установленного настоящим законом необходимого для регистрации кандидата (пары кандидатов) количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). 6. Подписные листы отбираются для проверки на заседании соответствующей избирательной комиссии. Проверке подлежат все подписи на подписных листах, отобранных для проверки. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата (пары кандидатов), учитывается только одна подпись. 7. По окончании проверки подписных листов в поддержку каждого кандидата (пары кандидатов) составляется протокол об ее итогах, который подписывается руководителем рабочей группы (членом соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса) и представляется избирательной комиссии для принятия соответствующего решения. Копия протокола до заседания комиссии передается кандидату (паре кандидатов), уполномоченным представителям избирательного объединения, избирательного блока. 8. При проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления по решению кандидата (пары кандидатов), избирательного объединения, избирательного блока сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата (пары кандидатов) не проводится, а регистрация кандидата (пары кандидатов) осуществляется соответствующей избирательной комиссией на основании внесенного в избирательную комиссию этим кандидатом (парой кандидатов), избирательным объединением, избирательным блоком, выдвинувшими кандидатов, избирательного залога. 9. Размер избирательного залога составляет 15 процентов от установленного настоящим законом предельного размера расходования средств избирательного фонда соответствующего кандидата (пары кандидатов). 10. Если зарегистрированный кандидат (пара кандидатов) не избран и набрал по результатам голосования меньше 5 процентов голосов от числа избирателей, принявших участие в голосовании, избирательный залог, внесенный кандидатом, перечисляется в доход бюджета муниципального образования. 11. Соответствующая избирательная комиссия обязана не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования решения о назначении выборов обратиться в установленную федеральным законом кредитную организацию с просьбой об открытии специального счета для внесения избирательного залога кандидатами (парами кандидатов). 12. Соответствующая избирательная комиссия сообщает кандидату (паре кандидатов) реквизиты специального счета избирательной комиссии для внесения избирательного залога при получении от него заявления о согласии баллотироваться, а если к этому времени такой счет еще не открыт - незамедлительно после его открытия. 13. Избирательный залог вносится кандидатом (парой кандидатов) в период выдвижения кандидатов, установленный настоящим законом, исключительно из средств своего избирательного фонда единовременно и в полном объеме на специальный счет соответствующей избирательной комиссии. При внесении избирательного залога кандидат (пара кандидатов) указывает назначение платежа, а также свои фамилию, имя, отчество, дату рождения. 14. В случае внесения кандидатом (парой кандидатов) избирательного залога на специальный счет соответствующей избирательной комиссии в большем размере, чем это установлено настоящим законом, излишек средств возвращается избирательной комиссией в соответствующий избирательный фонд в десятидневный срок со дня поступления избирательного залога на специальный счет. В случае внесения кандидатом (парой кандидатов) на специальный счет избирательной комиссии избирательного залога в меньшем размере, чем это установлено настоящим законом, либо внесения избирательного залога на специальный счет избирательной комиссии после истечения срока подачи документов для регистрации кандидатов (пар кандидатов), перечисленные средства возвращаются избирательной комиссией в соответствующий избирательный фонд не позднее чем через 20 дней со дня их зачисления на специальный счет. В установленных настоящим законом случаях внесенный избирательный залог возвращается соответствующей избирательной комиссией в соответствующий избирательный фонд не позднее чем через 10 дней со дня подачи в избирательную комиссию кандидатом (парой кандидатов), зарегистрированным кандидатом соответствующего заявления (уведомления) или со дня отказа в регистрации кандидата (пары кандидатов). 15. В случае, если регистрация кандидата (пары кандидатов) была осуществлена на основании представленных подписей избирателей, избирательный залог, поступивший от этого кандидата (пары кандидатов) на специальный счет избирательной комиссии, возвращается в соответствующий избирательный фонд не позднее чем через 10 дней со дня регистрации кандидата (пары кандидатов). 16. Если зарегистрированный кандидат (пара кандидатов) набрал по результатам голосования не менее 5 процентов голосов избирателей от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании, либо был избран, избирательный залог, внесенный кандидатом (парой кандидатов), не позднее чем через 5 дней со дня официального опубликования результатов выборов возвращается избирательной комиссией в соответствующий избирательный фонд. 17. Если в соответствии с настоящим законом избирательный залог не подлежит возврату, он перечисляется соответствующей избирательной комиссией в доход бюджета муниципального образования не позднее чем через 30 дней со дня голосования. 18. Перечисление денежных средств, внесенных в качестве избирательного залога, в доход бюджета муниципального образования либо их возврат в избирательные фонды осуществляется по решению соответствующей избирательной комиссии. ГЛАВА V. Статус кандидатов Статья 15. Равенство кандидатов 1. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных федеральным законом. 2. От имени кандидатов (пар кандидатов) вправе выступать исключительно их уполномоченные представители по финансовым вопросам и доверенные лица. Статья 16. Статус доверенных лиц 1. Зарегистрированный кандидат (пара кандидатов) вправе назначить до 5 доверенных лиц. Регистрация доверенных лиц незамедлительно осуществляется соответствующей избирательной комиссией на основании письменного заявления кандидата и заявлений самих граждан о согласии быть доверенными лицами. 2. Доверенные лица получают от соответствующей избирательной комиссии удостоверения и участвуют в избирательной кампании кандидата (пары кандидатов), в том числе осуществляют агитационную деятельность. Глава VI. Предвыборная агитация Статья 17. Информационное обеспечение выборов Информационное обеспечение выборов включает в себя информирование избирателей, предвыборную агитацию и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов. Статья 18. Предвыборная агитация 1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию. 2. Кандидат (пара кандидатов), избирательное объединение, избирательный блок самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц. 3. Расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов в установленном настоящим законом порядке. 4. Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата и создания соответствующего избирательного фонда и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Статья 19. Условия проведения предвыборной агитации на телевидении и радио 1. Зарегистрированные кандидаты (пары кандидатов) имеют право на предоставление им бесплатного эфирного времени на каналах государственных и (или) муниципальных организаций телерадиовещания в порядке, установленном избирательной комиссией муниципального образования в соответствии с настоящим законом. 2. Время вещания распределяется между зарегистрированными кандидатами (парами кандидатов) на равных основаниях. Распределение эфирного времени осуществляется путем жеребьевки, проводимой избирательной комиссией муниципального образования с участием кандидатов или их уполномоченных представителей, представителей соответствующей организации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание. Результаты жеребьевки оформляются решением избирательной комиссии муниципального образования. График распределения эфирного времени публикуется в средствах массовой информации. 3. Общий объем бесплатного эфирного времени, выделяемого для проведения предвыборной агитации, должен быть не менее 30 минут по рабочим дням, а в случае, если общее время вещания организации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, составляет менее двух часов - не менее одной четвертой общего объема времени вещания. Указанное бесплатное эфирное время распределяется между зарегистрированными кандидатами (парами кандидатов) на равных основаниях. 4. Не менее половины от общего объема выделяемого бесплатного эфирного времени отводится кандидатам (парам кандидатов) для совместного проведения дискуссий, "круглых столов" и иных агитационных мероприятий. Этой долей бесплатного эфирного времени должны пользоваться все зарегистрированные кандидаты (пары кандидатов) на равных основаниях. 5. Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, относящиеся к средствам массовой информации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, обязаны резервировать платное эфирное время для проведения агитации зарегистрированными кандидатами (парами кандидатов). Платное эфирное время должно предоставляться соответствующему зарегистрированному кандидату (паре кандидатов) по его требованию на условиях договора. Размер оплаты должен быть единым для всех кандидатов (пар кандидатов). При этом каждый зарегистрированный кандидат (пара кандидатов) вправе использовать из общего объема зарезервированного эфирного времени время в пределах доли, полученной в результате деления этого объема на общее число зарегистрированных кандидатов (пар кандидатов). Общий объем резервируемого эфирного времени должен быть равен общему объему бесплатного эфирного времени, выделяемому в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, или превышать его, но не более чем в два раза. Срок подачи заявок на предоставление платного эфирного времени устанавливается избирательной комиссией муниципального образования. 6. Теле- и радиопрограммы, связанные с выборами, а также выступления зарегистрированных кандидатов (пар кандидатов) не должны прерываться рекламой товаров или услуг либо другими сообщениями рекламного характера. 7. В информационных теле- и радиопрограммах сообщения о проведении зарегистрированными кандидатами (парами кандидатов) предвыборной агитации должны даваться отдельным блоком. В информационных блоках организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, не допускается отдавать предпочтение какому бы то ни было кандидату (паре кандидатов), в том числе по времени освещения их агитационной деятельности. Статья 20. Условия проведения предвыборной агитации в периодических печатных изданиях 1. Государственные и (или) муниципальные периодические печатные издания, которые выходят не реже одного раза в неделю и распространяются на территории муниципального образования, должны выделять на равных условиях (размеры предоставляемой печатной площади, место на полосе, шрифт и иные условия) печатные площади для публикации материалов, предоставляемых кандидатами (парами кандидатов). Общий минимальный размер таких площадей устанавливается в размере 10 процентов от еженедельного объема издания и публикуется в соответствующих изданиях не позднее чем за 55 дней до дня голосования. При этом не менее 40 процентов выделяемой печатной площади должно предоставляться бесплатно за счет средств текущего бюджетного финансирования соответствующего средства массовой информации. Порядок бесплатного предоставления печатной площади зарегистрированным кандидатам определяется путем жеребьевки, проводимой избирательной комиссией муниципального образования в присутствии кандидатов (пар кандидатов) или их уполномоченных представителей, представителей соответствующих изданий. Результаты жеребьевки оформляются решением избирательной комиссии муниципального образования. 2. Предоставление печатных площадей соответствующему зарегистрированному кандидату (паре кандидатов) за плату производится на условиях договора по его требованию. Размер оплаты должен быть единым для всех зарегистрированных кандидатов (пар кандидатов). При этом каждый зарегистрированный кандидат (пара кандидатов) вправе получить печатную площадь в пределах доли, полученной в результате деления объема печатных площадей, предоставляемых за плату, на общее число зарегистрированных кандидатов (пар кандидатов). Дата опубликования печатного материала кандидата определяется жеребьевкой, проводимой редакцией периодического печатного издания с участием заинтересованных лиц. Срок подачи заявок на предоставление платных печатных площадей устанавливается избирательной комиссией муниципального образования. ГЛАВА VII. Финансирование выборов Статья 21. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов 1. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, производятся за счет средств бюджетов муниципальных образований. Указанные расходы предусматриваются отдельной строкой в бюджете муниципального образования. 2. Средства, выделяемые из бюджета муниципального образования на подготовку и проведение выборов, в десятидневный срок со дня официального опубликования решения о назначении выборов поступают в избирательную комиссию муниципального образования и распределяются ею между нижестоящими избирательными комиссиями. 3. Кандидаты (пары кандидатов) обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования избирательной кампании. Статья 22. Порядок создания избирательных фондов 1. Кандидаты (пары кандидатов) обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до их регистрации этой избирательной комиссией. 2. Средства, перечисляемые в избирательный фонд: - собственные средства кандидата (пары кандидатов) - не могут превышать 12000 рублей; - средства, выделенные кандидату (паре кандидатов) выдвинувшим его избирательным объединением, избирательным блоком - не могут превышать 10000 рублей; - добровольные пожертвования гражданина - не могут превышать 1000 рублей; - добровольные пожертвования юридического лица - не могут превышать 10000 рублей. Предельный размер расходования средств избирательного фонда не может превышать 75000 рублей. Допускается увеличение до 20 процентов предельных размеров расходования средств избирательного фонда зарегистрированных кандидатов (пар кандидатов), включенных в бюллетень при повторном голосовании. Кандидат (пара кандидатов), выдвинутый одновременно в нескольких избирательных округах на разных выборах, если эти выбоы проводятся на одной и той же территории либо на территориях, одна из которых включена в другую, создает избирательные фонды в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, однако предельные размеры расходования средств этих избирательных фондов исчисляются в совокупности по наибольшему из указанных предельных размеров. 3. Все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный избирательный счет, открытый с разрешения избирательной комиссии муниципального образования кандидатом (парой кандидатов) либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам в установленной федеральным законом кредитной организации. 4. Кандидаты (пары кандидатов) вправе назначить уполномоченных представителей по финансовым вопросам. Уполномоченный представитель по финансовым вопросам должен быть зарегистрирован в соответствующей избирательной комиссии при предъявлении следующих документов: а) заявления кандидата; б) нотариально удостоверенной доверенности, которая выдается кандидатом и в которой указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия и номер, дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства, полномочия уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата, а также приводится образец печати для финансовых документов. Соответствующая избирательная комиссия при соответствии представленных ей документов требованиям настоящего закона должна принять решение о регистрации уполномоченного представителя и выдать ему удостоверение по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования. 5. (Исключен - Закон Еврейской автономной области от 22.07.2004 г. N 315-оз) 6. На выборах депутатов представительных органов местного самоуправления городских и сельских поселений избирательные фонды кандидатов для финансирования своей избирательной кампании не создаются при следующих условиях: - число избирателей в избирательном округе не превышает 2500 избирателей; - кандидатом не производится финансирование своей избирательной кампании. (Пункт дополнен - Закон Еврейской автономной области от 26.01.2005 г. N 444-оз) Статья 22-1. Отчетность по средствам избирательных фондов, публикация информации о финансовых отчетах кандидатов 1. При выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления порядок открытия и ведения специальных избирательных счетов, учета средств избирательных фондов кандидатов и отчетности по этим средствам устанавливается избирательной комиссией области по согласованию с Главным управлением Центрального Банка Российской Федерации по Еврейской автономной области. 2. Копии финансовых отчетов кандидатов передаются соответствующими избирательными комиссиями не позднее чем через 5 дней со дня их поступления муниципальным средствам массовой информации для опубликования. Обязательному опубликованию подлежат сведения: 1) об общей сумме средств, поступивших в избирательный фонд, и об общей сумме средств, израсходованных из него; 2) об общей сумме средств, возвращенных жертвователям, и об основаниях возврата. (Статья дополнена - Закон Еврейской автономной области от 22.07.2004 г. N 315-оз) ГЛАВА VIII. Голосование и определение результатов выборов Статья 23. Помещение для голосования 1. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой комиссии главой муниципального образования (если уставом муниципального образования не предусмотрена должность главы муниципального образования - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления), а в случаях, предусмотренных федеральным законом - командиром воинской части. 2. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, за исключением карандашей. 3. В помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковая комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает информацию обо всех кандидатах (парах кандидатов), внесенных в бюллетень: а) биографические данные кандидатов в объеме, установленном избирательной комиссией муниципального образования, но не меньшем, чем объем биографических данных, внесенных в избирательный бюллетень; б) если кандидат (пара кандидатов) выдвинуты избирательным объединением, избирательным блоком - слова: "Выдвинут избирательным объединением (избирательным блоком)" с указанием наименования избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувших кандидата (пару кандидатов); в) если кандидат (пара кандидатов) сам выдвинул свою кандидатуру - слова "Независимый кандидат" ("Пара независимых кандидатов"); г) сведения об основаниях регистрации кандидатов (пар кандидатов) - подписи избирателей, избирательный залог, иные основания; д) сведения о доходах и об имуществе кандидатов в объеме, установленном избирательной комиссией муниципального образования; е) информацию о фактах представления кандидатами недостоверных сведений (если такая информация имеется). 4. В случае наличия у зарегистрированного кандидата неснятой и непогашенной судимости на информационном стенде размещаются сведения о судимостях кандидата. 5. В случае наличия у зарегистрированного кандидата гражданства иностранного государства эти сведения размещаются на информационном стенде с указанием наименования соответствующего иностранного государства. 6. Размещаемые на информационном стенде материалы не должны содержать признаки предвыборной агитации. 7. На информационном стенде размещаются образцы заполненных бюллетеней, которые не должны содержать фамилии кандидатов, зарегистрированных в данном избирательном округе, наименования избирательных объединений, избирательных блоков, участвующих в данных выборах и в которых должны быть приведены все варианты заполнения бюллетеня (бюллетеней). 8. В помещении для голосования должна находиться увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления. Увеличенная форма протокола об итогах голосования вывешивается до начала голосования и должна находиться в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей и на расстоянии, необходимом для восприятия содержащейся в ней информации. 9. В помещении для голосования размещаются стационарные ящики для голосования. 10. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования при их использовании одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей. Статья 24. Бюллетень 1. Для проведения выборов избиратель получает бюллетень. 2. Бюллетени изготовляются исключительно по распоряжению соответствующей избирательной комиссии и являются документами строгой отчетности. Нумерация бюллетеней не допускается. Число изготовленных бюллетеней не должно более чем на 3 процента превышать число зарегистрированных избирателей. 3. Форма и текст бюллетеня, число бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждается соответствующими избирательными комиссиями не позднее чем за 25 дней до дня голосования. Текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне. В случае проведения повторного голосования текст бюллетеня и число бюллетеней утверждаются соответствующей избирательной комиссией одновременно с принятием решения о проведении повторного голосования. 4. При проведении голосования за кандидатов (пар кандидатов) фамилии зарегистрированных кандидатов размещаются в бюллетене в алфавитном порядке, при этом бюллетень содержит следующие сведения о каждом из зарегистрированных кандидатов: а) фамилия, имя, отчество; б) год рождения; в) место жительства (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта); г) основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий); д) если кандидат является депутатом, но работает на непостоянной основе - сведения об этом одновременно с указанием наименования представительного органа; е) если кандидат (пара кандидатов) выдвинут избирательным объединением, избирательным блоком - слова: "Выдвинут избирательным объединением (избирательным блоком)" с указанием краткого наименования избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувших кандидата (пару кандидатов); ж) если кандидат (пара кандидатов) сам выдвинул свою кандидатуру - слова "Независимый кандидат" ("Пара независимых кандидатов"); з) сведения об основаниях регистрации - подписи избирателей, избирательный залог, иные основания. 5. Если зарегистрированный кандидат (пара кандидатов) указал принадлежность к общественному объединению, в бюллетене указываются краткое наименование этого общественного объединения и статус кандидата (пары кандидатов) в этом общественном объединении. 6. В случае наличия у зарегистрированного кандидата, внесенного в бюллетень, неснятой или непогашенной судимости, в бюллетене должны указываться сведения о его судимостях. В случае наличия у зарегистрированного кандидата, внесенного в бюллетень, гражданства иностранного государства, этот факт отражается в бюллетене с указанием наименования соответствующего иностранного государства. 7. Справа от указанных в пункте 4 настоящей статьи сведений о каждом зарегистрированном кандидате (паре кандидатов) помещается пустой квадрат. В конце перечня зарегистрированных кандидатов (пар кандидатов) помещается строка "Против всех кандидатов" ("Против всех пар кандидатов") с расположенным справа от нее пустым квадратом. 8. Бюллетени печатаются на русском языке. 9. Изготовленные полиграфической организацией бюллетени выбраковываются ее работниками под наблюдением членов избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса, разместившей заказ на изготовление бюллетеней, после чего передаются по акту членам данной комиссии. После передачи упакованных в пачки бюллетеней в количестве, соответствующем заказу, работники полиграфической организации уничтожают по акту выбракованные, а также превышающие заказанное количество бюллетени (при их выявлении). О месте и времени проведения выбраковки бюллетеней, передачи их соответствующей комиссии и уничтожения избирательной комиссией бюллетеней должны быть оповещены избирательной комиссией муниципального образования, разместившей заказ на изготовление избирательных бюллетеней, члены указанной комиссии, соответствующие кандидаты (пары кандидатов), избирательные объединения, избирательные блоки. Полиграфическая организация обязана предоставить возможность присутствия не менее чем одного представителя каждого из кандидатов (пар кандидатов), избирательных объединений, избирательных блоков, при этом каждый из указанных лиц вправе подписать акты, указанные в настоящем пункте. 10. Избирательная комиссия муниципального образования после получения из полиграфической организации бюллетеней передает их по акту окружным избирательным комиссиям, которые передают избирательные бюллетени в таком же порядке участковым комиссиям. 11. Ответственность за правильность передачи бюллетеней несут председатели комиссий, осуществляющих передачу и получение бюллетеней. 12. Передача бюллетеней окружным избирательным комиссиям осуществляется не позднее чем за 20 дней до дня голосования, а участковым комиссиям - не позднее чем за 3 дня до дня голосования. 13. Число бюллетеней, передаваемых по акту участковой комиссии, определяется решением вышестоящей избирательной комиссии. При этом число бюллетеней, передаваемых участковой комиссии, не может более чем на 0,5 процента превышать и составлять менее чем 90 процентов от числа избирателей, включенных в список избирателей на избирательном участке на день передачи бюллетеней. Если число избирателей, внесенных в список избирателей, составляет менее 200, в участковую комиссию направляются дополнительно два бюллетеня. 14. На лицевой стороне всех бюллетеней, полученных участковой комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой комиссии, которые заверяются печатью участковой комиссии. 15. В случае выбытия зарегистрированного кандидата (пары кандидатов) после изготовления бюллетеней, участковые комиссии по указанию комиссии, зарегистрировавшей кандидата (пару кандидатов), вычеркивают в бюллетенях данные о выбывшем зарегистрированном кандидате (паре кандидатов). 16. В исключительных случаях на избирательных участках, образованных в отдаленных и труднодоступных местностях, допускается изготовление избирательной документации, включая бюллетени, непосредственно участковой комиссией. Решение об изготовлении избирательной документации с указанием необходимого тиража и сроков изготовления бюллетеней принимается участковой комиссией по согласованию с вышестоящей комиссией. 17. В день голосования после окончания времени голосования неиспользованные бюллетени, находящиеся в комиссиях, подсчитываются и погашаются. При погашении бюллетеней вправе присутствовать лица, указанные в пункте 3 статьи 30 федерального закона. Эти бюллетени хранятся секретарем комиссии вместе с другой документацией комиссии. Статья 25. Порядок голосования 1. Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени. 2. О времени и месте голосования избирательные комиссии муниципального образования, окружные, участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного и повторного голосования - не позднее чем за 5 дней до дня голосования. 3. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается. 4. Бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. 5. При получении бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в список избирателей членом участковой комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается в соответствующей графе списка избирателей в получении бюллетеня. В случае проведения голосования одновременно по нескольким бюллетеням избиратель расписывается за каждый бюллетень. Член участковой комиссии, выдавший избирателю бюллетень (бюллетени), также расписывается в соответствующей графе списка избирателей. 6. Голосование проводится путем внесения избирателем в бюллетень любого знака в квадрат (квадраты), относящийся (относящиеся) к кандидатам (парам кандидатов), в пользу которого (которых) сделан выбор, либо к позиции "Против всех кандидатов" ("Против всех пар кандидатов"). 7. Бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц, за исключением случая, указанного в пункте 9 настоящей статьи. 8. Если избиратель считает, что при заполнении бюллетеня допустил ошибку, он вправе обратиться к члену комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член комиссии выдает избирателю новый бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя. Испорченный бюллетень погашается, о чем составляется акт. 9. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом комиссии, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, наблюдателем. В таком случае избиратель устно извещает комиссию о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения бюллетеня. При этом в соответствующей (соответствующих) графе (графах) списка избирателей указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, лица, оказывающего помощь избирателю. 10. Заполненные бюллетени опускаются избирателями в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования. 11. Член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство о выборах. Мотивированное решение об этом принимается участковой комиссией в письменной форме. Правоохранительные органы обеспечивают исполнение указанного решения и принимают меры по привлечению отстраненного члена участковой комиссии, а также удаленного наблюдателя и иных лиц к ответственности, предусмотренной федеральными законами. 12. Зарегистрированным кандидатам (парам кандидатов), избирательным объединениям, избирательным блокам, доверенным лицам и уполномоченным представителям избирательных объединений, избирательных блоков, доверенным лицам зарегистрированных кандидатов, а также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления или органов контроля которых являются указанные лица и организации, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, запрещается предпринимать действия, направленные на обеспечение доставки избирателей для участия в голосовании. Статья 26. Порядок досрочного голосования 1. При проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления избирателю, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, особый режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, ему должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения бюллетеня в помещении соответствующей вышестоящей избирательной комиссии (за 15 - 4 дня до дня голосования) или участковой комиссии (не ранее чем за 3 дня до дня голосования). Избиратель, голосующий досрочно, подает в соответствующую комиссию заявление, в котором указывает причину досрочного голосования. Это заявление приобщается к списку досрочно проголосовавших избирателей. Комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность бюллетеня и учет голосa избирателя при установлении итогов голосования. 2. Если избиратель голосует в помещении избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, то на лицевой стороне выдаваемого ему бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов этой комиссии, которые заверяются ее печатью. Избирательная комиссия муниципального образования, окружная избирательная комиссия составляет список досрочно проголосовавших избирателей. Участковая комиссия продолжает составление поступившего из вышестоящей комиссии списка избирателей, проголосовавших досрочно по соответствующему участку. 3. Бюллетень, заполненный проголосовавшим досрочно избирателем, вкладывается избирателем в конверт, который заклеивается. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответствующей вышестоящей избирательной комиссии или участковой комиссии с правом решающего голоса, а также членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (по их желанию). Указанные подписи заверяются печатью соответствующей комиссии, а также подписью избирателя, проголосовавшего досрочно. 4. Запечатанный конверт с бюллетенями хранится у секретаря соответствующей комиссии: в помещении избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии - до момента передачи всех бюллетеней в участковую комиссию, в помещении участковой комиссии - до дня голосования. 5. В день голосования председатель участковой комиссии после подготовки и официального открытия помещения для голосования в присутствии членов участковой комиссии, наблюдателей, иных лиц, указанных в федеральном законе, перед началом голосования сообщает об общем количестве избирателей, проголосовавших досрочно, в том числе в помещении избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с бюллетенями и список избирателей, проголосовавших досрочно. После этого председатель участковой комиссии вскрывает поочередно каждый конверт. 6. Если число досрочно проголосовавших избирателей составляет более одного процента от числа избирателей, внесенных в список избирателей на избирательном участке (но не менее десяти избирателей), на оборотной стороне бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей непосредственно после извлечения бюллетеней из конвертов проставляется печать участковой комиссии. 7. После совершения действий, указанных в пунктах 5 и 6 настоящей статьи, председатель участковой комиссии, соблюдая тайну волеизъявления избирателя, опускает бюллетени в стационарный ящик для голосования. Если на конверте отсутствуют реквизиты, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, либо из конверта извлечено более одного бюллетеня установленной формы по соответствующему округу, все извлеченные из данного конверта бюллетени признаются недействительными, о чем составляется акт. На лицевую сторону каждого из этих бюллетеней, в квадраты, расположенные справа от данных баллотирующихся кандидатов (пар кандидатов) позиций "Против всех кандидатов ("Против всех пар кандидатов") вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии. 8. В списке избирателей напротив фамилий избирателей, проголосовавших досрочно, делается отметка: "Проголосовал досрочно". Статья 27. Порядок голосования избирателей вне помещения для голосования 1. Участковая комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые внесены в список избирателей на данном участке и не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) прибыть в помещение для голосования. 2. Голосование вне помещения для голосования проводится, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 10 статьи 65 федерального закона, только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Участковая комиссия регистрирует все поданные заявления (устные обращения) в специальном реестре, который по окончании голосования хранится вместе со списком избирателей. 3. При регистрации устного обращения в реестре, предусмотренном в пункте 2 настоящей статьи, указываются время поступления данного обращения, фамилия, имя, отчество избирателя, заявившего о своем желании проголосовать вне помещения для голосования, его адрес места жительства, а также подпись члена комиссии, принявшего обращение. Если обращение передано при содействии другого лица, в реестре также указываются фамилия, имя, отчество и адрес места жительства этого лица. По прибытии членов комиссии к избирателю данное обращение подтверждается письменным заявлением. 4. В заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть указана причина, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования, в указанное заявление также должны быть внесены те же данные об избирателе, которые содержатся в списке избирателей. 5. Заявления (устные обращения), указанные в пункте 4 настоящей статьи, могут быть поданы в участковую комиссию не позднее чем за четыре часа до окончания времени голосования. 6. Председатель участковой комиссии обязан объявить о том, что члены участковой комиссии будут проводить голосование вне помещения для голосования, не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования. 7. Участковая комиссия вправе признать неуважительной причину, по которой избиратель не может самостоятельно прибыть в помещение для голосования, и на этом основании отказать избирателю в проведении голосования вне помещения для голосования. 8. Участковая комиссия должна располагать необходимым количеством (но не более трех) переносных ящиков для голосования, которое определяется ее решением. 9. Члены участковой комиссии, выезжающие по заявлениям (устным обращениям), получают бюллетени и расписываются в их получении. Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в участковой комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество бюллетеней установленной формы, предусмотренный в пункте 2 настоящей статьи реестр либо заверенную выписку из него, содержащую необходимые данные об избирателе и о поступившем заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, поступившие заявления избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, а также необходимые письменные принадлежности для заполнения избирателем бюллетеня. Если при проведении голосования вне помещения для голосования присутствует не менее двух лиц из лиц, указанных в пункте 13 настоящей статьи, голосование вне помещения для голосования может проводить один член участковой комиссии с правом решающего голоса. 10. На заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования избиратель проставляет серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и своей подписью удостоверяет получение бюллетеня. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в указанное заявление членом участковой комиссии с правом решающего голоса. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса своими подписями на заявлении удостоверяют факт выдачи бюллетеня. В заявлении также делаются отметки о получении нового бюллетеня взамен испорченного, а в случае получения избирателем двух и более бюллетеней (с учетом вида выборов и совмещения выборов) - об общем количестве полученных бюллетеней. 11. Члены участковой комиссии, выехавшие по заявлениям (устным обращениям) избирателей, вправе выдать бюллетени только тем избирателям, заявления (устные обращения) которых зарегистрированы в реестре в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. 12. Серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, избирателя, проголосовавшего вне помещения для голосования, вносятся в список избирателей членами участковой комиссии с правом решающего голоса, выезжавшими по заявлениям (устным обращениям) избирателей. Одновременно в соответствующей графе (графах) списка избирателей делается особая отметка: "Голосовал вне помещения для голосования", а также ставятся подписи указанных членов комиссии. 13. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать члены комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели. При этом участковая комиссия должна обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным разными кандидатами (парами кандидатов), избирательными объединениями, избирательными блоками, общественными объединениями. 14. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав избирателя, а также возможность искажения волеизъявления избирателя. 15. Если избиратель, от которого поступило заявление (устное обращение) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение для голосования после направления к нему членов участковой комиссии для проведения голосования вне помещения для голосования, соответствующий член участковой комиссии не вправе выдать данному избирателю в помещении для голосования бюллетень до возвращения членов комиссии, выезжавших по заявлению (устному обращению) данного избирателя и установления факта, что указанный избиратель не проголосовал вне помещения для голосования. 16. Количество заявлений избирателей, а также число выданных, использованных и возвращенных бюллетеней отмечается в отдельном акте, в котором также указываются сведения о членах участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателях, присутствовавших при проведении голосования вне помещения для голосования. Статья 28. Протокол участковой комиссии об итогах голосования 1. Участковая комиссия составляет протокол об итогах голосования на соответствующем избирательном участке. 2. Протокол об итогах голосования должен быть составлен участковой комиссией на одном листе. В исключительных случаях протокол может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый его лист должен быть подписан всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Протокол участковой комиссии об итогах голосования должен содержать: а) номер экземпляра; б) название выборов, дату голосования; в) слово "Протокол"; г) наименование избирательной комиссии с указанием номера избирательного участка; д) строки протокола в следующей последовательности: строка 1: число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования; строка 2: число бюллетеней, полученных участковой комиссией; строка 3: число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно, в том числе отдельной строкой 4: в помещении окружной избирательной комиссии или избирательной комиссии муниципального образования; строка 5: число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования; строка 6: число бюллетеней, выданных избирателям, Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|