Расширенный поиск
Закон Еврейской автономной области от 18.03.2015 № 679-оз
ЗАКОН ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Еврейской автономной области Статья 1. Правовая основа выборов депутатов представительных органов муниципальных образований в Еврейской автономной области Правовую основу выборов депутатов представительных органов муниципальных образований в Еврейской автономной области (далее - депутаты) составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), другие федеральные законы, Устав Еврейской автономной области (далее - область) и законы области, настоящий закон, а также уставы муниципальных образований области (далее - муниципальное образование). Статья 2. Основные понятия и термины, применяемые в настоящем законе В настоящем законе понятия и термины применяются в значениях, определенных Федеральным законом. Статья 3. Избирательные системы, применяемые при проведении выборов депутатов 1. Выборы депутатов в представительные органы поселений проводятся по одномандатным избирательным округам в соответствии с уставом муниципального образования. 2. Выборы депутатов в представительные органы муниципальных районов, городского округа проводятся по смешанной пропорционально-мажоритарной системе: 1) не более половины, но не менее 10 депутатских мандатов распределяется между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов; 2) оставшаяся часть депутатских мандатов распределяется на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства по одномандатным избирательным округам в соответствии с уставом муниципального образования. Статья 4. Назначение выборов депутатов 1. Выборы депутатов назначаются представительным органом муниципального образования. 2. Решение о назначении выборов депутатов должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. При назначении досрочных выборов депутатов сроки, указанные в настоящей статье, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть. 3. Решение о назначении выборов депутатов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия. Статья 5. Гарантии своевременного назначения выборов депутатов 1. В случае, если представительный орган муниципального образования не назначит выборы депутатов в сроки, предусмотренные статьей 4 настоящего закона, а также если представительный орган муниципального образования отсутствует, выборы депутатов назначаются избирательной комиссией соответствующего муниципального образования не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Решение избирательной комиссии муниципального образования о назначении выборов депутатов публикуется не позднее чем через 7 дней со дня истечения срока официального опубликования решения о назначении выборов депутатов, установленного частью 3 статьи 4 настоящего закона. 2. Если соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный частью 1 настоящей статьи срок выборы депутатов либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, прокурора может определить срок, не позднее которого представительный орган муниципального образования, а в случае его отсутствия - соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы депутатов. Статья 6. Избирательные права граждан 1. Гражданин Российской Федерации пользуется избирательными правами в соответствии со статьей 4 Федерального закона. 2. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, может быть избран депутатом. Статья 7. Регистрация (учет) избирателей 1. Регистрации (учету) подлежат все избиратели. Регистрация (учет) избирателей, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, осуществляется главой администрации муниципального района, городского округа области. Основанием для регистрации (учета) избирателей на территории муниципального образования является факт нахождения места жительства (в отношении вынужденных переселенцев - факт временного пребывания) избирателей на соответствующей территории. Указанный факт устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. 2. Регистрация (учет) избирателей - военнослужащих, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах расположения воинской части, осуществляется в соответствии с пунктом 3 статьи 16 Федерального закона. 3. Регистрация избирателей и установление численности зарегистрированных на территории муниципального образования избирателей осуществляются по состоянию на 01 января и 01 июля каждого года с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» (далее - ГАС «Выборы»). 4. Избиратель имеет право на беспрепятственный доступ к документированной информации (персональным данным) о себе, в том числе к информации, находящейся на машиночитаемых носителях, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, а также имеет право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию, кем и кому она предоставлена. Статья 8. Составление списков избирателей 1. В целях реализации прав избирателей избирательными комиссиями муниципальных образований составляются списки избирателей на основании сведений, полученных с использованием ГАС «Выборы» и представляемых в соответствии с пунктом 6 статьи 17 Федерального закона. 2. В списки избирателей на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом. 3. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого избирательного участка, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом, настоящим законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого избирательного участка (при наличии у гражданина активного избирательного права). Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами. 4. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования, не включаются в списки избирателей и не учитываются при определении числа избирателей при выборах депутатов. 5. Сведения об избирателях формирует и уточняет глава местной администрации муниципального района, городского округа области. Сведения об избирателях - военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и о других избирателях, если они проживают на территории расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы, формирует и уточняет командир воинской части. Указанные сведения направляются уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом в муниципальные избирательные комиссии. 6. Список избирателей составляется избирательной комиссией муниципального образования, в том числе с использованием ГАС «Выборы», отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом. 7. Лица, представляющие сведения об избирателях, несут ответственность за достоверность и полноту этих сведений, а также за своевременность их представления. 8. Гражданин Российской Федерации включается в список избирателей только на одном избирательном участке. При выявлении избирательной комиссией муниципального образования факта включения гражданина Российской Федерации в списки избирателей на разных избирательных участках на одних и тех же выборах депутатов избирательная комиссия муниципального образования до передачи списков избирателей в участковые избирательные комиссии проводит работу по устранению ошибки или неточности в указанных списках. 9. Список избирателей составляется в двух экземплярах. Сведения об избирателях, включаемые в список избирателей, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, квартирам). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства избирателя. В списке избирателей должны быть предусмотрены места для проставления избирателем подписи за каждый полученный им избирательный бюллетень, серии и номера своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также для внесения суммарных данных по каждому виду выборов и для проставления подписи члена участковой избирательной комиссии, выдавшего избирательный бюллетень (избирательные бюллетени) избирателю. 10. Первый экземпляр списка избирателей подписывают председатель и секретарь избирательной комиссии, составившей список. На избирательных участках, образованных на территории воинской части, в отдаленной или труднодоступной местности, список избирателей подписывают председатель и секретарь участковой избирательной комиссии. Список избирателей заверяется печатями избирательной комиссии муниципального образования и (или) участковой избирательной комиссии. Порядок и сроки изготовления, использования второго экземпляра списка избирателей, его передачи соответствующей участковой избирательной комиссии, заверения и уточнения определяются избирательной комиссией муниципального образования. 11. Избирательная комиссия муниципального образования передает по акту участковым избирательным комиссиям первый экземпляр списка избирателей конкретного избирательного участка не позднее чем за 10 дней до дня голосования. Участковая избирательная комиссия вправе разделить первый экземпляр списка избирателей на отдельные книги. Каждая такая книга не позднее дня, предшествующего дню голосования, должна быть сброшюрована (прошита), что подтверждается печатью соответствующей участковой избирательной комиссии и подписью ее председателя. 12. Участковая избирательная комиссия уточняет список избирателей в соответствии с установленным порядком организации взаимодействия избирательных комиссий с органами местного самоуправления муниципальных образований, учреждениями и организациями, осуществляющими регистрацию (учет) избирателей. Выверенный и уточненный список избирателей не позднее дня, предшествующего дню голосования, подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии и заверяется печатью участковой избирательной комиссии. 13. Участковая избирательная комиссия за 10 дней до дня голосования представляет список избирателей для ознакомления избирателей и его дополнительного уточнения. 14. Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, вправе обратиться в участковую избирательную комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей. В течение 24 часов, а в день голосования - в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая избирательная комиссия обязана проверить сообщенные заявителем сведения и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю. Решение участковой избирательной комиссии об отклонении заявления о включении гражданина Российской Федерации в список избирателей может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд (по месту нахождения участковой избирательной комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования - немедленно. В случае, если принято решение об удовлетворении жалобы (заявления), исправление в списке избирателей производится участковой избирательной комиссией немедленно. Исключение гражданина Российской Федерации из списка избирателей после его подписания председателями и секретарями соответствующих избирательных комиссий и заверения его печатями этих комиссий в порядке, предусмотренном частью 10 настоящей статьи, производится только на основании официальных документов, в том числе сообщения вышестоящей избирательной комиссии о включении избирателя в список избирателей на другом избирательном участке. При этом в списке избирателей, а также в базе данных ГАС «Выборы» указывается дата исключения гражданина Российской Федерации из списка, а также причина такого исключения. Запись в списке избирателей заверяется подписью председателя участковой избирательной комиссии с указанием даты внесения этой подписи. Каждый гражданин Российской Федерации вправе сообщить в участковую избирательную комиссию об изменении указанных в пункте 5 статьи 16 Федерального закона сведений об избирателях, включенных в список избирателей на соответствующем избирательном участке. 15. Избиратели, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также избиратели из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, решением участковой избирательной комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования. Информация об этом передается в участковую избирательную комиссию, где данный избиратель включен в список избирателей по месту жительства, через соответствующую территориальную избирательную комиссию. Участковая избирательная комиссия в графе «Особые отметки» списка делает отметку: «Включен в список избирателей на избирательном участке №» с указанием номера избирательного участка. Избиратели, не имеющие регистрации в пределах Российской Федерации, решением участковой избирательной комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке, образованном или определенном решением избирательной комиссии муниципального образования для проведения голосования этих избирателей, по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее чем в день голосования. 16. Вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается. 17. После официального опубликования результатов выборов депутатов информация об избирателях, содержащаяся в списках избирателей, может использоваться для уточнения сведений об избирателях в регистре избирателей, участников референдума. Статья 9. Образование избирательных округов 1. Для проведения выборов депутатов образуются одномандатные избирательные округа, а при проведении выборов депутатов представительных органов муниципального района, городского округа области определяется также единый избирательный округ. 2. Одномандатные избирательные округа образуются сроком на 10 лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона. Избирательная комиссия муниципального образования определяет схему одномандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе. Новая схема одномандатных избирательных округов определяется не позднее чем за 80 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных избирательных округов. Представительный орган соответствующего муниципального образования утверждает новую схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных избирательных округов, при этом до утверждения представленной схемы избирательных округов указанный орган вправе вносить в нее поправки. 3. Если новая схема одномандатных избирательных округов не утверждена в срок, указанный в части 2 настоящей статьи, в том числе в связи с отсутствием представительного органа муниципального образования, она утверждается избирательной комиссией, организующей выборы, не позднее чем через один месяц по истечении срока, указанного в части 2 настоящей статьи. 4. При проведении выборов депутатов первого созыва схема избирательных округов, определяемая организующей выборы избирательной комиссией, утверждается органом, указанным в законе или ином нормативном правовом акте, на основании которого проводятся соответствующие выборы депутатов. Если указанный орган не утвердит в установленный срок схему избирательных округов, эта схема утверждается избирательной комиссией, организующей выборы, не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования решения о назначении соответствующих выборов депутатов. 5. Одномандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением следующих требований: 1) соблюдение примерного равенства одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 30 процентов. Если применение положений, содержащихся в первом предложении настоящего пункта, влечет за собой образование избирательного округа, включающего в себя части территорий более чем одного поселения, либо образование избирательного округа, включающего в себя территории одного или нескольких поселений и часть территории другого поселения, отдельные одномандатные избирательные округа при проведении выборов депутатов могут быть образованы с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 20 процентов. Перечень труднодоступных и отдаленных местностей устанавливается законом области, вступившим в силу до дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов; 2) избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой. 6. При соблюдении требований, касающихся образования одномандатных избирательных округов, указанных в части 5 настоящей статьи, учитываются административно-территориальное устройство области, территории муниципальных образований. 7. Опубликование (обнародование) схемы одномандатных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется представительным органом соответствующего муниципального образования, организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через пять дней после ее утверждения. 8. В случае, если схема одномандатных избирательных округов не может быть применена при проведении выборов депутатов в связи с изменением положений закона области, устава муниципального образования, устанавливающих число депутатов представительного органа муниципального образования и (или) вид избирательной системы, применяемой на соответствующих выборах, а также в связи с изменением границ муниципального образования, представительный орган муниципального образования вправе по представлению организующей выборы избирательной комиссии утвердить новую схему одномандатных избирательных округов не позднее чем через 30 дней со дня вступления в силу положений закона области, устава муниципального образования. Если соответствующий представительный орган муниципального образования не утвердит новую схему одномандатных избирательных округов в указанный срок, в том числе в связи с отсутствием представительного органа муниципального образования, такая схема утверждается избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем через 10 дней по истечении указанного срока. Статья 10. Образование избирательных участков 1. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона. 2. Избирательные участки образуются по согласованию с избирательной комиссией муниципального образования главой местной администрации муниципального района, городского округа области на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона, из расчета не более чем три тысячи избирателей на каждом избирательном участке. Избирательные участки образуются сроком на пять лет с учетом местных и иных условий исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей. Перечень избирательных участков и их границы подлежат уточнению в порядке, предусмотренном для их образования, в случае если по данным регистрации (учета) избирателей число избирателей на участке превысит три тысячи сто либо в случае нарушения части 3 настоящей статьи, не позднее чем через 10 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. Перечень избирательных участков и их границы могут быть уточнены в указанном порядке в связи с изменением границ, преобразованием, упразднением муниципальных образований, уменьшением (до пятидесяти и менее) числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка. 3. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов. 4. В местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных местностях избирательные участки могут образовываться избирательной комиссией муниципального образования на установленный ею срок не позднее чем за 30 дней до дня голосования, а в исключительных случаях по согласованию с вышестоящей комиссией - не позднее чем за три дня до дня голосования. Такие избирательные участки входят в избирательные округа по месту их расположения. В труднодоступных и отдаленных местностях избирательные участки могут образовываться избирательной комиссией муниципального образования по согласованию с руководителями объектов, расположенных в труднодоступных и отдаленных местностях. 5. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. Допускается образование избирательных участков на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях. В этих случаях избирательные участки образуются в срок, установленный частью 4 настоящей статьи, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня голосования командирами воинских частей по решению избирательной комиссии муниципального района области. 6. Списки избирательных участков с указанием их границ (если избирательный участок образован на части территории населенного пункта) либо перечня населенных пунктов (если избирательный участок образован на территориях одного или нескольких населенных пунктов), номеров, мест нахождения участковых избирательных комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой местной администрации муниципального района, городского округа области, а при проведении выборов депутатов поселения - главой местной администрации поселения не позднее чем за 40 дней до дня голосования. В случае, если избирательные участки образуются в соответствии с частью 4 настоящей статьи, информация об этих избирательных участках должна быть опубликована главой местной администрации не позднее чем за 2 дня до дня голосования и доведена до сведения избирателей иным способом, определенным избирательной комиссией муниципального образования. Статья 11. Избирательные комиссии 1. Подготовку и проведение выборов депутатов, реализацию и защиту избирательных прав граждан на территории муниципального образования осуществляют: 1) избирательная комиссия муниципального образования; 2) окружные избирательные комиссии; 3) участковые избирательные комиссии. 2. Порядок формирования избирательных комиссий, организация их деятельности в муниципальных образованиях осуществляются в соответствии с Федеральным законом, настоящим законом и законом области «О некоторых вопросах формирования и деятельности избирательных комиссий на территории Еврейской автономной области». Избирательные комиссии муниципальных образований (территориальные избирательные комиссии в случае возложения на них полномочий избирательных комиссий муниципальных образований) являются комиссиями, организующими выборы депутатов. Совмещение избирательными комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов различных уровней возможно по решению избирательной комиссии, организующей выборы на определенной территории, которое принято на основании обращения избирательной комиссии, организующей выборы на части этой территории. Совмещение избирательными комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов одного и того же уровня производится по решению избирательной комиссии, организующей выборы. 3. Муниципальные организации телерадиовещания и муниципальные периодические печатные издания для разъяснения законодательства о выборах депутатов, информирования избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о кандидатах, избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов, опубликования решений и актов избирательных комиссий, опубликования результатов выборов депутатов обязаны предоставлять избирательным комиссиям безвозмездно не позднее чем в пятидневный срок со дня обращения эфирное время и печатную площадь в следующем объеме: 1) избирательной комиссии муниципального образования - не менее 5 минут эфирного времени еженедельно, окружным избирательным комиссиям - не менее 3 минут эфирного времени еженедельно; 2) избирательной комиссии муниципального образования, окружным избирательным комиссиям - не менее чем по одной тридцатой от еженедельного объема печатной площади. 4. Государственные органы, органы местного самоуправления муниципальных образований, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных настоящим законом, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование. 5. Организации, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, области и (или) муниципальных образований превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов, их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, помещения. Статья 12. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования В соответствии с Федеральным законом, настоящим законом избирательная комиссия муниципального образования: 1) осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации; 2) обеспечивает на территории муниципального образования реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов, изданием необходимой печатной продукции; 3) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов депутатов соблюдения единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, зарегистрировавшими списки кандидатов, для проведения предвыборной агитации; 4) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов депутатов соблюдения единого порядка установления итогов голосования, определения результатов выборов депутатов; 5) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов депутатов соблюдения единого порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов депутатов; 6) осуществляет на территории муниципального образования меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов депутатов, распределяет выделенные из областного бюджета и (или) бюджета муниципального образования средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов депутатов, контролирует целевое использование указанных средств; 7) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим избирательным комиссиям; 8) заслушивает сообщения органов муниципального образования по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов депутатов; 9) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения; 10) обеспечивает единообразное применение настоящего закона; 11) назначает выборы депутатов в случаях, предусмотренных статьей 5 настоящего закона, повторные и дополнительные выборы депутатов; 12) обеспечивает хранение и передачу документов, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов, в порядке, установленном настоящим законом; 13) в случаях, предусмотренных Федеральным законом, образовывает избирательные участки; 14) устанавливает форму избирательных бюллетеней (электронных избирательных бюллетеней) и других избирательных документов, решает вопросы, связанные с их изготовлением; 15) утверждает образцы печатей избирательных комиссий; 16) руководит деятельностью окружных и участковых избирательных комиссий; 17) определяет и в установленном порядке представляет на рассмотрение представительного органа муниципального образования схему одномандатных избирательных округов; 18) формирует окружные избирательные комиссии и назначает их председателей; 19) осуществляет контроль за поступлением и расходованием средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений; 20) обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней по единому избирательному округу, одномандатным избирательным округам и передачу их окружным избирательным комиссиям; 21) обеспечивает информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, ходе избирательной кампании; 22) заверяет списки кандидатов по одномандатным избирательным округам; 23) заверяет и регистрирует списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями по единому избирательному округу (далее - списки кандидатов по единому избирательному округу), публикует зарегистрированные списки кандидатов по единому избирательному округу; 24) регистрирует доверенных лиц и уполномоченных представителей избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов по единому избирательному округу, по финансовым вопросам; 25) выдает кандидатам, зарегистрированным по единому избирательному округу, доверенным лицам избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов по единому избирательному округу, удостоверения установленного образца; 26) утверждает текст избирательного бюллетеня (электронного избирательного бюллетеня) для голосования по единому избирательному округу; 27) устанавливает кто из зарегистрированных кандидатов, включенных в списки кандидатов по единому избирательному округу, зарегистрированных кандидатов по одномандатным избирательным округам избран депутатами и выдает им удостоверения об избрании; 28) определяет общие результаты выборов депутатов в целом по муниципальному образованию и осуществляет их официальное опубликование (обнародование); 29) осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом, законодательством области, уставом муниципального образования. Статья 13. Полномочия окружной избирательной комиссии В соответствии с Федеральным законом, настоящим законом окружная избирательная комиссия: 1) осуществляет на территории избирательного округа контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации; 2) координирует деятельность участковых избирательных комиссий, рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) участковых избирательных комиссий, принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом; 3) оказывает правовую, организационно-техническую помощь участковым избирательным комиссиям; 4) взаимодействует с органами муниципального образования по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов депутатов в избирательном округе; 5) обеспечивает информирование участников избирательной кампании о сведениях, представленных кандидатами, выдвинутыми по соответствующему одномандатному избирательному округу, публикует (обнародует) сведения о зарегистрированных кандидатах, за исключением случая, предусмотренного частью 10 статьи 16 настоящего закона; 6) регистрирует кандидатов по соответствующему одномандатному избирательному округу, их доверенных лиц, выдает кандидатам и их доверенным лицам удостоверения установленного образца, регистрирует уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидатов; 7) обеспечивает на соответствующей территории для всех кандидатов, избирательных объединений соблюдение установленных федеральным законодательством, настоящим законом условий предвыборной деятельности; 8) осуществляет контроль за соблюдением участниками избирательной кампании порядка и правил проведения предвыборной агитации; 9) обеспечивает контроль за поступлением и расходованием средств избирательных фондов кандидатов; 10) утверждает текст избирательного бюллетеня (электронного избирательного бюллетеня) для голосования по одномандатному избирательному округу; 11) осуществляет на территории избирательного округа меры по обеспечению единого порядка голосования, подсчета голосов избирателей, установления итогов голосования, определения результатов выборов депутатов, а также порядка опубликования (обнародования) итогов голосования и результатов выборов депутатов; 12) определяет результаты выборов депутатов по одномандатному избирательному округу, направляет данные о результатах выборов депутатов по одномандатному избирательному округу на соответствующей территории в избирательную комиссию муниципального образования, публикует (обнародует) общие данные о результатах выборов депутатов по избирательному округу в порядке и сроки, которые установлены настоящим законом; 13) обеспечивает соблюдение порядка хранения, передачи в архивы и уничтожения по истечении сроков хранения избирательных документов; 14) обеспечивает информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, ходе избирательной кампании, кандидатах; 15) проводит повторные и дополнительные выборы депутатов; 16) осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом, законодательством области. Статья 14. Полномочия участковой избирательной комиссии В соответствии с Федеральным законом, настоящим законом участковая избирательная комиссия: 1) информирует население об адресе и о номере телефона участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования; 2) уточняет список избирателей, производит ознакомление избирателей с данным списком, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в данном списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений; 3) обеспечивает подготовку помещения для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования; 4) обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах, об избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов, на основе сведений, полученных из вышестоящей избирательной комиссии; 5) контролирует соблюдение на территории избирательного участка порядка проведения предвыборной агитации; 6) организует на избирательном участке голосование в день голосования, а также досрочное голосование; 7) проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, составляет протокол об итогах голосования и передает его в соответствующую избирательную комиссию; 8) объявляет итоги голосования на избирательном участке и выдает заверенные копии протокола об итогах голосования; 9) рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушение законов и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения; 10) обеспечивает хранение и передачу в вышестоящие избирательные комиссии документов, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов; 11) осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом, законодательством области. Статья 15. Период выдвижения кандидатов Период выдвижения кандидатов по одномандатным избирательным округам, списков кандидатов по единому избирательному округу начинается со дня, следующего за днем официального опубликования решения о назначении выборов депутатов, и заканчивается через 20 дней в 18 часов местного времени. Статья 16. Выдвижение кандидатов по одномандатным избирательным округам 1. Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами по одномандатным избирательным округам непосредственно путем самовыдвижения либо выдвижения избирательным объединением. 2. Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом, настоящим законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. 3. К заявлению, предусмотренному частью 2 настоящей статьи, прилагаются: 1) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина. Паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, может быть предъявлен кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию, при этом копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы; 2) копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом. 4. Если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости. 5. Вместе с заявлением, указанным в части 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и источниках доходов, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме, установленной Федеральным законом. На выборах в представительный орган муниципального образования, назначенных в связи с роспуском представительного органа муниципального образования на основании части 21 статьи 73 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», кандидат в депутаты из числа лиц, которые являлись депутатами данного органа и в отношении которых судом установлен факт отсутствия вины за непроведение данным представительным органом муниципального образования правомочного заседания в течение трех месяцев подряд, представляет дополнительно указанное решение суда, вступившее в законную силу. 6. При выборах депутатов, если избирательные округа образуются в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей, кандидаты не обязаны представлять в соответствующую избирательную комиссию сведения, предусмотренные частью 5 настоящей статьи. 7. Документы, указанные в частях 2, 3, 5 настоящей статьи, должны быть представлены кандидатом лично либо по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые), в иных случаях, установленных Федеральным законом. 8. В случае выдвижения кандидатом лица, являющегося инвалидом и в связи с этим не имеющего возможности самостоятельно написать заявление о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, заверить подписной лист, заполнить или заверить иные документы, предусмотренные законом, данное лицо вправе воспользоваться для этого помощью другого лица. При этом полномочия лица, оказывающего помощь в заполнении или заверении документов, указанных в частях 2, 3, 5 настоящей статьи, должны быть нотариально удостоверены. 9. Выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным избирательным округам осуществляется списком, в котором определяется, по какому одномандатному избирательному округу выдвигается каждый кандидат (далее - список кандидатов по одномандатным избирательным округам). Список кандидатов по одномандатным избирательным округам представляется уполномоченным представителем избирательного объединения с документами, перечисленными в части 10 настоящей статьи, в избирательную комиссию муниципального образования. 10. При выдвижении избирательным объединением кандидатов по одномандатным избирательным округам списком уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в части 2 настоящей статьи, представляет в избирательную комиссию муниципального образования следующие документы: 1) список кандидатов по одномандатным избирательным округам, в котором указываются фамилия, имя и отчество каждого включенного в него кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт гражданина или документ, заменяющий паспорт гражданина, а также номер и (или) наименование одномандатного избирательного округа, по которому выдвигается кандидат; 2) решение о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения, в котором указываются его фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий); 3) заверенную подписью руководителя регионального отделения (иного структурного подразделения) и печатью регионального отделения (иного структурного подразделения) копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, - также решение о его создании; 4) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения; 5) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального объединения, общего собрания иного структурного подразделения политических партий, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», - соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам списком; 6) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения. 11. Избирательная комиссия муниципального образования в течение трех дней со дня приема документов, указанных в части 10 настоящей статьи, обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован. Основаниями для отказа в заверении списка являются отсутствие документов, предусмотренных частью 10 настоящей статьи, несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», Федеральным законом. Отсутствие заявления кандидата о согласии баллотироваться, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, является основанием для исключения избирательной комиссией области соответствующего кандидата из списка кандидатов по одномандатным избирательным округам до его заверения. 12. Решение избирательной комиссии муниципального образования о заверении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам с копией заверенного списка либо об отказе в его заверении выдается уполномоченному представителю избирательного объединения в течение одних суток с момента принятия соответствующего решения. В этот же срок решение о заверении списка с копиями заверенного списка (заверенными выписками из списка) и заявлениями кандидатов, указанными в настоящей статье, направляются избирательной комиссией муниципального образования в соответствующие окружные избирательные комиссии. Кандидаты, включенные в заверенный список кандидатов по одномандатным избирательным округам, представляют в соответствии с частью 7 настоящей статьи в окружные избирательные комиссии документы, указанные в частях 3 и 5 настоящей статьи. 13. Список кандидатов по одномандатным избирательным округам представляется в избирательную комиссию муниципального образования на бумажном носителе по форме, утверждаемой этой комиссией. Список кандидатов по одномандатным избирательным округам должен быть прошит, пронумерован (за исключением списка, составленного на одном листе), заверен подписью уполномоченного представителя избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом). 14. Окружная избирательная комиссия обращается с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах, представляемых в соответствии с частями 2, 4 , 5 настоящей статьи, в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки сведений, представляемых в соответствии с частями 2, 4 настоящей статьи, в течение 10 дней, а сведений, представляемых в соответствии с частью 5 настоящей статьи, в течение 20 дней. Если указанное представление поступило за 10 и менее дней до дня голосования, соответствующие органы должны сообщить о результатах проверки в срок, установленный окружной избирательной комиссией. 15. Окружная избирательная комиссия доводит до сведения избирателей информацию о кандидатах, представленную при их выдвижении, в объеме, установленном избирательной комиссией муниципального образования. 16. Окружная избирательная комиссия направляет в средства массовой информации сведения о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений. 17. Выдвижение кандидатов по одномандатному избирательному округу может осуществляться в срок, установленный в статье 15 настоящего закона, но не ранее дня официального опубликования схемы одномандатных избирательных округов. 18. Не может быть выдвинут кандидатом гражданин Российской Федерации, не обладающий пассивным избирательным правом на соответствующих выборах депутатов. 19. Кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам, за исключением выдвижения одним и тем же избирательным объединением на одних и тех же выборах одновременно в одномандатном избирательном округе и в составе списка кандидатов по единому избирательному округу. 20. Кандидат не может дать согласие на выдвижение на одних и тех же выборах более чем одному инициатору выдвижения. 21. Лица, являвшиеся депутатами представительного органа муниципального образования, распущенного на основании части 21 статьи 73 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (за исключением лиц, в отношении которых судом установлен факт отсутствия вины за непроведение представительным органом муниципального образования правомочного заседания в течение трех месяцев подряд), не могут быть выдвинуты кандидатами на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами. Статья 17. Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов по единому избирательному округу 1. Список кандидатов по единому избирательному округу представляется уполномоченным представителем избирательного объединения в избирательную комиссию муниципального образования в срок, установленный статьей 15 настоящего закона. 2. Решение уполномоченного на то органа избирательного объединения о выдвижении кандидатов по единому избирательному округу оформляется протоколом, в котором указываются: 1) число зарегистрированных делегатов (участников) соответственно съезда политической партии, конференции (общего собрания) ее регионального отделения (иного структурного подразделения); 2) число делегатов (участников), необходимое для принятия решения о выдвижении списка кандидатов по единому избирательному округу; 3) решение о выдвижении списка кандидатов по единому избирательному округу и итоги голосования по этому решению (с приложением соответственно списка кандидатов по единому избирательному округу); 4) решение о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения по финансовым вопросам; 5) дата принятия решения. 3. Список кандидатов по единому избирательному округу представляется в избирательную комиссию муниципального образования на бумажном носителе по форме, утверждаемой этой комиссией. Список кандидатов по единому избирательному округу должен быть прошит, пронумерован (за исключением списка, составленного на одном листе), заверен подписью уполномоченного представителя избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом). 4. Состав списка кандидатов по единому избирательному округу и порядок размещения в нем кандидатов определяются избирательным объединением. Список кандидатов по единому избирательному округу должен состоять из общегородской (общерайонной) части и территориальной части. Территориальная часть списка кандидатов по единому избирательному округу должна быть разбита на внутригородские (внутрирайонные) группы кандидатов, соответствующие территориям одномандатных избирательных округов, образованных для проведения выборов депутатов, с указанием, какому одномандатному избирательному округу соответствует каждая из внутригородской (внутрирайонной) группы списка кандидатов по единому избирательному округу. Количество внутригородских (внутрирайонных) групп кандидатов определяется решением избирательного объединения, но не может быть менее половины от установленного числа одномандатных избирательных округов, образованных для проведения выборов депутатов, или превышать его. Избирательное объединение вправе выбирать любые из одномандатных избирательных округов, образованных для проведения выборов депутатов, которым должны соответствовать внутригородские (внутрирайонные) группы кандидатов выдвинутого им списка кандидатов, но не вправе объединять одномандатные избирательные округа или дробить их. В общегородскую (общерайонную) часть списка кандидатов по единому избирательному округу и в каждую из внутригородских (внутрирайонных) групп кандидатов должно быть включено не менее одного, но не более трех кандидатов. 5. В списке кандидатов по единому избирательному округу указываются фамилия, имя и отчество каждого включенного в него кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина. 6. Список кандидатов по единому избирательному округу представляется в избирательную комиссию муниципального образования вместе с документами, указанными в частях 2, 3, 5 статьи 16 настоящего закона. Одновременно со списком кандидатов по единому избирательному округу в указанную избирательную комиссию представляется официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее региональным отделением (иным структурным подразделением) список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов по единому избирательному округу. 7. Одновременно со списком кандидатов по единому избирательному округу в избирательную комиссию муниципального образования представляются: 1) решение о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения по финансовым вопросам, в котором указываются его фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий); 2) заверенная подписью руководителя регионального отделения (иного структурного подразделения) и печатью регионального отделения (иного структурного подразделения) копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, - также решение о его создании; 3) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии. 8. После представления уполномоченным представителем избирательного объединения документов, указанных в настоящей статье, избирательная комиссия муниципального образования обязана выдать письменное подтверждение получения этих документов. Подтверждение выдается незамедлительно после представления и приема документов. 9. После представления списка кандидатов по единому избирательному округу в избирательную комиссию муниципального образования его состав и порядок размещения в нем кандидатов не могут быть изменены, за исключением изменений, вызванных выбытием (в том числе исключением) кандидатов. 10. Избирательная комиссия муниципального образования в течение трех дней со дня приема документов заверяет список кандидатов по единому избирательному округу. Основаниями для отказа в заверении списка кандидатов по единому избирательному округу являются отсутствие документов, указанных в настоящем законе, несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов по единому избирательному округу, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», настоящим законом. 11. Избирательная комиссия муниципального образования обеспечивает оперативную доступность заверенных списков кандидатов и информации об изменениях в них (в режиме «Только чтение») абонентам информационно-коммуникационных сетей. Окружные избирательные комиссии обеспечивают доступ к информации, содержащей сведения о кандидатах, выдвинутых по избирательным округам, а также к информации об изменении сведений о кандидатах. Статья 18. Поддержка выдвижения кандидатов, списков кандидатов по единому избирательному округу. Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов по единому избирательному округу 1. Необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу является поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в статье 351 Федерального закона, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу. 2. В поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов по единому избирательному округу могут собираться подписи избирателей в порядке, установленном настоящим законом, и в соответствии с требованиями к сбору подписей избирателей, установленными Федеральным законом. Подписи избирателей могут собираться со дня, следующего за днем уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу. 3. Подписи избирателей могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов по единому избирательному округу. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи избирателей, собранные с нарушением положений настоящей части, являются недействительными. 4. Количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидатов в одномандатном избирательном округе, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории одномандатного избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей. Количество подписей избирателей, необходимое для регистрации списков кандидатов по единому избирательному округу, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории единого избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона. 5. В поддержку выдвижения кандидата в избирательном округе, имеющем менее 2000 зарегистрированных избирателей, сбор подписей избирателей может не проводиться. В этом случае выдвижение кандидатов осуществляется на собрании избирателей, обладающих активным избирательным правом на территории данного избирательного округа. Кандидат считается выдвинутым, если на собрании избирателей за него проголосовало не менее 20 человек. Форма протокола собрания избирателей и порядок его представления в избирательную комиссию устанавливаются избирательной комиссией муниципального образования. 6. Право сбора подписей избирателей принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет и не признанному судом недееспособным. Кандидат может заключать с лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, договор о сборе подписей. Оплата этой работы осуществляется только из средств избирательного фонда кандидата. 7. Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов, списков кандидатов по единому избирательному округу оформляются по форме согласно приложениям 71 и 8 к Федеральному закону. Изготовление подписных листов осуществляется за счет средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателях, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, списков кандидатов по единому избирательному округу, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу. 8. Если у кандидата, данные которого указываются в подписном листе, имелась или имеется судимость, дополнительно в подписном листе указываются сведения о судимости кандидата. Если кандидат в заявлении о согласии баллотироваться в орган местного самоуправления муниципального образования в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона указал свою принадлежность к политической партии либо иному общественному объединению и свой статус в данной политической партии либо данном общественном объединении, сведения об этом указываются в подписном листе. 9. При сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные записи вносятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи избирателя. 10. Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. 11. Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов по единому избирательному округу должен быть заверен уполномоченным представителем избирательного объединения. Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом. При заверении подписного листа уполномоченный представитель избирательного объединения, кандидат напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения. 12. После окончания сбора подписей кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения подсчитывают общее число собранных подписей избирателей и составляют протокол об итогах сбора подписей по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования. Протокол подписывается кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения. Подписные листы, представляемые в окружную избирательную комиссию, должны быть сброшюрованы и пронумерованы. Вместе с подписными листами в окружную избирательную комиссию представляется протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде. Статья 19. Регистрация кандидатов, списков кандидатов по единому избирательному округу 1. Регистрация кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 2, 3 и 5 статьи 16 и частях 6 и 7 статьи 17 настоящего закона, иных предусмотренных настоящим законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу, либо при наличии решения политической партии в соответствии с частью 9 настоящей статьи. Указанные документы представляются кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения не позднее 18 часов местного времени дня, в который истекает период выдвижения. 2. Соответствующая избирательная комиссия, осуществляющая регистрацию кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу, при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований к оформлению не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу, кандидат, избирательное объединение вправе вносить уточнения и дополнения в документы, представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу и их регистрации (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списков кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями настоящего закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований настоящего закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено частью 3 статьи 16 настоящего закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу. 3. Количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, не более чем на 10 процентов. Если для регистрации кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу, не более чем на четыре подписи. 4. Проверке подлежат 20 процентов от установленного настоящим законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). Если необходимое для регистрации количество подписей не превышает 200 подписей, проверке подлежат все подписи. 5. Проверке и учету не подлежат подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата, если это специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в избирательную комиссию. 6. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений. 7. При проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов по единому избирательному округу и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должен извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие установленное количество подписей избирателей. 8. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания соответствующей избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу. В случае, если проведенная проверка подписных листов повлечет отказ в регистрации кандидата, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению соответствующей избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу. Повторная проверка подписных листов после принятия избирательной комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или избирательной комиссией муниципального образования в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|