Расширенный поиск
Распоряжение Администрации Сахалинской области от 17.02.2009 № 95-раАДМИНИСТРАЦИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 17 февраля 2009 г. № 95-ра г. Южно-Сахалинск Об утверждении Концепции областной целевой программы "Развитие образования в Сахалинской области на 2009 - 2012 годы" В соответствии с постановлением администрации Сахалинской области от 29.06.2007 № 129-па "О порядке разработки и реализации областных и межрегиональных целевых программ": 1. Утвердить Концепцию областной целевой программы "Развитие образования в Сахалинской области на 2009 - 2012 годы " (прилагается). 2. Определить департамент образования Сахалинской области ответственным координатором-разработчиком проекта областной целевой программы "Развитие образования в Сахалинской области на 2009 - 2012 годы". 3. Департаменту образования Сахалинской области проработать вопрос целесообразности привлечения на конкурсной основе независимых консультантов для разработки проекта областной целевой программы и условиях оплаты их услуг. 4. Опубликовать настоящее распоряжение в газете "Губернские ведомости". 5. Контроль за выполнением распоряжения возложить на вице-губернатора Сахалинской области А.Н. Бурыкина. Губернатор Сахалинской области А.В. Хорошавин УТВЕРЖДЕНА распоряжением администрации Сахалинской области от 17 февраля 2009 г. № 95-ра КОНЦЕПЦИЯ областной целевой программы "Развитие образования в Сахалинской области на 2009 - 2012 годы" Концепция областной целевой программы "Развитие образования в Сахалинской области на 2009 - 2012 годы" (далее – Концепция) является документом, определяющим общую стратегию, основные направления, приоритеты, задачи развития образования и механизмы их реализации как фундаментальных составляющих социально-экономического развития региона. В настоящей Концепции предусмотрены дополнительные меры по развитию образования Сахалинской области в рамках реализации основных мероприятий социально-экономического развития области, направленных на повышение качества образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения. Концепция основывается на принципах образовательной политики, определенных Законом Российской Федерации от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании» и Законом Сахалинской области от 01.08.2008 № 75-ЗО «Об образовании в Сахалинской области». 1. Обоснование соответствия решаемой проблемы стратегическим целям и приоритетным задачам социально-экономического развития Сахалинской области Концепция разработана в соответствии с приоритетными задачами социально-экономического развития Сахалинской области. Согласно Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2020 года одной из основных стратегических целей является создание условий для работы, образования, творческого развития жителей Сахалинской области, обеспечение высоких показателей качественного человеческого капитала, создание системы инновационного развития, построение конкурентоспособной экономики. Решение целого комплекса задач в сфере образования прямо влияет на формирование человеческого капитала, закладывает основы для перехода экономики области на инновационный путь развития, будет способствовать закреплению молодежи и специалистов на островах, решению актуальных для региона социально-экономических проблем. Роль образования в решении задач социально-экономического развития Сахалинской области заключается в: - создании условий для повышения конкурентоспособности личности; - создании благоприятных условий для обеспечения населения качественными услугами, предоставляемыми учреждениями образования; - формировании трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал региона; - обеспечении социальной и профессиональной мобильности; - формировании кадровой элиты общества, основанной на свободном развитии человека. Настоящая Концепция исходит из целевых ориентиров инновационного развития образования, заданных в программных и руководящих документах: - в документах Государственного Совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию («Инновационное развитие образования – основа повышения конкурентоспособности России» (март, 2006), «Состояние и тенденции развития общего образования в РФ» (октябрь, 2008); - в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России (ноябрь, 2008); - в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации; - в областной целевой программе «Социально-экономическое развитие Сахалинской области на 2008 – 2010 годы»; - в приоритетном национальном проекте «Образование»; - в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 1756-р; - в Федеральной целевой программе развития образования на 2006 – 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2005 № 803; - в других федеральных целевых программах и нормативно-правовых актах. Организационной основой реализации государственной политики в Сахалинской области в сфере образования должна стать областная целевая программа "Развитие образования в Сахалинской области на 2009 - 2012 годы" (далее – Программа), обеспечивающая продолжение модернизации российского образования и приоритетного национального проекта «Образование». Меры, принятые в 2001 – 2008 годах администрацией Сахалинской области, департаментом образования Сахалинской области, органами местного самоуправления в рамках реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, приоритетного национального проекта «Образование», федеральных и региональных целевых программ в сфере образования, создали базу для решения новых задач, направленных на усиление роли образования в социально-экономическом развитии области. Успешная реализация Программы позволит добиться стратегических целей, сформулированных в Стратегии развития Сахалинской области на период до 2020 года. 2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом Реализация поставленных в Программе стратегических целей и задач требует применения эффективных механизмов и методов преодоления кризисных явлений в сфере образования. Использование программно-целевого метода для решения проблем развития образования направлено на создание условий для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере образования в условиях бюджетных ограничений. Программа как организационная основа реализации государственной политики в сфере образования Сахалинской области представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах. Автономное развитие каждого из этих элементов не позволит поднять сферу образования на уровень, соответствующий современному этапу социально-экономического развития области. Решение задач Программы невозможно осуществить в рамках текущего финансирования, направленного на содержание подведомственных учреждений. Реализация с помощью программно-целевого метода комплекса мероприятий регионального масштаба, затрагивающих систему образования в целом, предусматривает создание централизованных механизмов, их координацию и распространение на региональном и муниципальном уровнях, а также формирование системы индикаторов и показателей изменений в образовании. 3. Характеристика и прогноз развития сложившейся ситуации в сфере образования без использования программно-целевого метода Система образования Сахалинской области обеспечивает и защищает конституционные права граждан Российской Федерации на образование в объемах, установленных действующим законодательством. В настоящее время в области действует 413 образовательных учреждений, в которых обучается и воспитывается 108,4 тыс. учащихся и студентов, работает 20,1 тыс. человек (в том числе 9,3 тыс. педагогов). По сравнению с 2007 годом произошло увеличение обучающихся на 900 человек (или на 0,65% за счет роста числа детей в дошкольных образовательных учреждениях). В 2012 году по прогнозам численность учащихся общеобразовательных школ останется на уровне 2008 года. В настоящее время на территории Сахалинской функционируют 144 учреждения дошкольного образования (20,7 тыс. детей). По сравнению с 2007 годом количество дошкольных учреждений увеличилось на 3 единицы, воспитанников – на 0,9 тыс. детей. Однако в связи с наметившейся тенденцией увеличения роста рождаемости и, как следствие, увеличения роста потребности населения в услугах дошкольного образования, данного количества детских садов явно недостаточно. На сегодняшний день общее количество детей в возрасте от 0 до 5 лет, стоящих в очереди на получение места в детском саду, составляет 9,7 тыс. человек. Наибольшее количество детей, стоящих на учете для определения в дошкольные учреждения, в муниципальных образованиях области: городской округ «Город Южно-Сахалинск» – 5,2 тыс. человек (или 53,6% от общей численности), Корсаковского района – 870 человек (8,9%) и «Холмский город ской округ» – 737 человек (7,6%). Нет очереди в детские дошкольные учреждения в муниципальных образованиях «Городской округ «Вахрушев» и «Томаринский городской округ». В целях сокращения очередей в 2008 году дополнительно открыты при общеобразовательных учреждениях 19 групп, реализующих программу дошкольного образования. За последние два года в области принципиально усилено внимание к детским садам. Принята Концепция областной целевой программы «Развитие дошкольного образования в Сахалинской области на 2008 – 2012 годы». В 2007 – 2008 годах возвращены здания 7 детским садам. Однако строительство новых дошкольных учреждений крайне необходимо. К 2012 году в целом по области планируется увеличить количество детских садов на 12 единиц с численностью детей 3,5 тыс. человек, что позволит повысить обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями до 700 мест на 1000 детей дошкольного возраста (2008 год – 534). За годы экономических преобразований в области произошли изменения в сети образовательных учреждений. В системе общего образования 185 общеобразовательных школ (52,1 тыс. учащихся), в том числе 172 дневных и 13 вечерних. 38 учреждений дополнительного образования (21 тыс. детей), 7 детских домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (680 чел). С каждым годом снижается численность детей, обучающихся в учебных заведениях области. Численность учащихся общеобразовательных школ в 2008 году по сравнению с 2007 годом снизилась на 1,7 тысяч человек, или на 3,2%. В регионе идет постепенное снижение числа дневных общеоб разовательных учреждений. В 2012 году численность учащихся дневных общеобразовательных учреждений составит 53 тыс. человек, таким образом количество общеобразовательных учреждений останется на уровне 2008 года – 185 школ. В ведении Сахалинской области находятся 11 учреждений начального профессионального образования (из них 1 филиал), в которых обучается 4652 учащихся. В 2008 году ликвидировано 1 учреждение начального профессионального образования – ГОУ НПО «Профессиональное училище № 12» в г. Невельске в связи с разрушением во время землетрясения. Численность учащихся в учебных заведениях начального профессионального образования по сравнению с предыдущим годом сократилась на 8,9%. В связи с демографической ситуацией наметилась тенденция снижения набора в учреждения начального профессионального образования. Из планируемых 2 тыс. человек в 2008 году прием составил 1,7 тыс. человек. На период до 2012 года в учреждениях начального профессионального образования будет сохраняться незначительное уменьшение количества обучающихся (с учетом снижения набора на базе среднего (полного) общего образования – на 12% к уровню 2008 года). В системе начального профессионального образования сохраняется отраслевой характер структуры учебных заведений, выражающийся в преобладании подготовки рабочих кадров и специалистов по профессиям для производственной сферы экономики. В области 18 учреждений среднего профессионального образования. В 2008 году в них подготовлено 3648 специалистов, по сравнению с предыдущим годом выпуск увеличился на 48 человек (на 1,3%). В период с 2009 года по 2012 год число выпускников учреждений среднего профессионального образования останется на прежнем уровне. Численность студентов средних специальных учебных заведений в долгосрочной перспективе будет иметь тенденцию к снижению до 9 тыс. человек в связи с демографической ситуацией. В систему высшего образования входят два вуза и 8 филиалов вузов других регионов страны, в которых обучается 18,2 тыс. студентов. В 2012 году предполагается уменьшение контингента обучающихся в вузах по сравнению с 2008 годом на тысячу человек. Численность выпускников высших учебных заведений за последние два года остается стабильной, ежегодный выпуск составляет 4800 человек. Ведущее место занимает Сахалинский государственный университет, где получают образование более 5 тыс. студентов. Ежегодный конкурс при поступлении в вузы – 2,5 человека на одно место. Более 60% студентов обучается по вечерней и заочной формам обучения, ежегодно на 10 – 15% увеличивается количество студентов, получающих второе высшее образование по сокращенным и ускоренным учебным программам заочной формы обучения. Вузы области осуществляют обучение по 61 специальности (из них 12 – по направлениям бакалавриата). Расходы консолидированного бюджета области на образование в 2008 году составили 6,7 млрд. рублей, т. е. увеличились по сравнению с 2000 годом в 6 раз. В 2006 – 2008 годах реализовывалась программа «Пожарная безопасность образовательных учреждений Сахалинской области», в рамках которой 17 млн. рублей израсходованы на установку автоматической пожарной сигнализации в образовательных учреждениях области. В 2009 – 2011 годах на реализацию программы «Пожарная безопасность образовательных учреждений Сахалинской области на 2009 – 2011 годы» планируется 58,5 млн. рублей. Муниципальные и областные деньги консолидируются для реализации и других проектов: в последующие годы в рамках программы «Здоровое питание» необходимо провести работы по приобретению технологического оборудования в школьные столовые на общую сумму 80 млн. рублей. Аналогичные проекты планируются по обеспечению учреждений мебелью. Такой программный подход позволит не распылять средства, а целенаправленно решать наиболее назревшие проблемы в системе образования. Так, на приобретение учебников в 2008 году было израсходовано 35 млн. руб., в следующем – 46,2 млн. руб., на обеспечение подвоза обучающихся в 2008 году – 35,5 млн. руб., в 2009 – 37,7 млн. руб. Катализатором системных изменений в образовании области с 2006 года стал приоритетный национальный проект «Образование» (далее – ПНПО). Реализация ПНПО позволила стимулировать процессы развития системы образования. Ежегодно проводятся конкурсы «Школа года», «Детский сад года», «Учитель года», на лучший инновационный проект и лучшую экспериментальную площадку в системе общего образования. В целях государственной поддержки талантливой молодежи осуществляется выплата именных стипендий студентам и учащимся старших классов. Выпускники школ, награжденные золотыми медалями «За особые успехи в учении», получают премии губернатора Сахалинской области. 2,6 тыс. педагогов получают в рамках ПНПО дополнительные выплаты за выполнение функций классного руководителя. В рамках мероприятий по направлению «Внедрение современных образовательных технологий» к сети Интернет подключены все общеобразовательные учреждения области. За счет средств федерального и областного бюджетов в область поставлено более 100 комплектов оборудования для учебных кабинетов физики, химии, географии, биологии, а также русского языка и литературы. Для перевозки детей к месту учебы из сельской местности и детских домов приобретено 14 автобусов. Несмотря на ряд позитивных сдвигов, произошедших в системе образования Сахалинской области в ходе реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, ПНПО и увеличения бюджетных расходов на образование, в настоящее время сохраняются проблемы, которые не позволяют говорить о том, что процесс развития и модернизации данной сферы удовлетворяет общество. Необходимо целевое решение ряда проблем, сдерживающих развитие образования региона, таких как: - несоответствие ресурсного обеспечения сферы образования задачам социально-экономического развития Сахалинской области; - нехватка дошкольных образовательных учреждений; - отсутствие равных стартовых условий для полноценного физического и психического развития детей дошкольного возраста как основы успешного обучения в школе; - отсутствие системы раннего развития детей (от 0 до 3 лет); - несоответствие предъявляемым требованиям потребителей качества образования, его доступности и эффективности; - несформированность системы профилизации и индивидуализации образования на старшей ступени школы; - несформированность региональной системы оценки качества образования; - недостаточное внедрение новых форм и технологий образовательного процесса, включая использование информационных и коммуникационных технологий; - неравномерное развитие муниципальных систем образования, территориальная дифференциация уровня образования; - старение педагогических кадров (практически отсутствует приток молодых специалистов в сферу образования), дефицит квалифицированных педагогических и управленческих кадров (особенно остро стоит проблема кадрового обеспечения сельских школ и дошкольных образовательных учреждений); - низкий уровень заработной платы и социальной защищенности работников сферы образования; - недостаточный уровень обеспеченности безопасных условий функционирования образовательных учреждений; - слабая ориентация учреждений профобразования на подготовку специалистов инженерно-технического профиля и рабочих профессий для наиболее важных отраслей экономики области, неэффективная профориентационная работа с молодежью; - несовершенство системы социального партнерства, что затрудняет организацию производственного обучения и производственной практики. Более 30% выпускников учреждений высшего профессионального образования и около 35% выпускников учреждений среднего профессионального образования не трудоустраиваются по полученной в учебном заведении специальности. А в случае поступления на работу по специальности, они не владеют современными и эффективными способами деятельности на производстве. Сегодняшняя система образования области характеризуется фактическим отсутствием ответственности учебных заведений за конечные результаты образовательной деятельности. Не развиты в достаточной степени независимые формы и механизмы участия граждан, работодателей, профессиональных сообществ в решении вопросов образовательной политики, в том числе в процессах независимой общественной оценки качества образования. Решение этих проблем напрямую связано с развитием системы дополнительного образования. Она первой формирует мотивацию к выбору профессии и техническому творчеству. Стоит задача восстановить систему, которая бы позволила развивать детское художественное и научно-техническое творчество, физическую культуру и массовый спорт. Проблема негибкости и инерционности системы образования во многом связана с проблемами дефицита и старения преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации. Уровень обеспеченности педагогическими кадрами в системе образования области в целом составляет 98,5%, в системе общего образования – 94,7 %. Стаж педагогической работы свыше 20 лет имеют более 53% учителей (2007 г. – 51%), пенсионного возраста от общего числа педагогов достигли 38% педагогических работников (2007 г. – 35%), еще больший процент лиц пенсионного возраста среди руководителей – 44%. Педагогических работников в возрасте до 30 лет в школах области всего 16%, а молодых специалистов со стажем работы до одного года – 3%. Из-за низкого уровня заработной платы региональная система образования становится все менее привлекательной сферой профессиональной деятельности. Понижение престижа профессии педагога является основной причиной оттока квалифицированных кадров в иные сферы деятельности. Отстающая от реальных потребностей отрасли система переподготовки и повышения квалификации не позволяет осуществлять развитие кадрового потенциала, способного обеспечить современное содержание образовательного процесса, и работать, используя современные образовательные технологии. Наиболее привлекательный для педагога вариант карьерного роста связан с перспективой назначения на административные должности, однако эффективные механизмы ротации управленческих кадров в системе образования области не разработаны. Низкая квалификация значительной части административно-управленческого персонала не позволяет осуществлять развитие системы образования на основании внедрения эффективных форм и технологий организации и управления. Слабая восприимчивость традиционной системы образования к внешним запросам и дефицит квалифицированных кадров являются следствием несоответствия действующих в этой сфере механизмов государственного управления задаче создания благоприятных условий для развития системы образования. Сегодня только в 40% образовательных учреждений области работают попечительские и управляющие советы. Недостаточно развиты механизмы привлечения общественных и профессиональных организаций к вопросам формирования и реализации образовательной политики. Отсутствуют условия для развития независимых форм оценки качества образования, а также механизмы определения, поддержки и распространения лучших образцов инновационной образовательной деятельности. Применение программно-целевого метода позволит избежать таких негативных последствий и рисков как: - отсутствие государственной поддержки доступа к программам дошкольного образования, особенно предшкольной подготовки, для всех жителей области; - замедление перехода к всеобщему (полному) среднему общему образованию; - неполное введение к 2012 году профильного обучения из-за недостаточного материального, кадрового и методического обеспечения; - перенос срока полномасштабного выпуска школьников, обучавшихся по новым образовательным стандартам, на 2012 и последующие годы, что негативно повлияет на качественную структуру трудовых ресурсов области и уменьшит ее конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность; - сохранение перегрузки детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, что крайне отрицательно повлияет на физическое и психологическое здоровье нации; - перенос срока создания системы непрерывного профессионального образования в регионе, что создает напряженность на рынке труда; - рост социальной напряженности, обусловленной сохранением неравной доступности образования и дифференциацией качества образования в муниципальных образованиях и для различных групп населения; - усиление тенденции "старения" педагогических кадров, дефицит педагогических кадров и управленцев нового поколения; - усиление деградации материальной инфраструктуры образования, что к 2020 году может потребовать принятия экстренных мер по ее воссозданию. При отсутствии областной целевой программы, являющейся одним из основных инструментов реализации единой государственной политики в сфере образования, то есть без применения программно-целевых методов, существующие противоречия не могут быть устранены, а стоящие перед сферой образования области задачи не найдут своего решения. При отсутствии такой программы не будет реально обеспечен принцип равных возможностей и доступа граждан Сахалинской области к получению качественного образования. 4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах ее решения Возможны непрограммные варианты решения проблем в области развития образования, например: - последовательное, невзаимосвязанное решение основных проблем в сфере образования; - автономное решение проблем в сфере образования на каждой ступени, каждым отдельным субъектом системы. Эти варианты характеризуются следующими рисками. Вариант последовательного решения проблем может привести к ухудшению ситуации в сфере образования вследствие тесной взаимосвязи проблем, требующих в ряде случаев их параллельного полномасштабного решения. Вариант автономного решения проблем в сфере образования на каждой ступени, каждым отдельным субъектом системы характеризуются следующими рисками: - полная разбалансировка целей и задач; - неэффективное задействование трудовых и финансовых ресурсов; - воспроизводство устаревших знаний и квалификаций; - дублирование мероприятий и перенапряжение человеческих ресурсов; - реализация программ и проектов, которые не будут иметь спроса на рынке; - потеря регионом способности к развитию без донорской поддержки кадрами извне и ресурсного гособеспечения. При использовании программно-целевого метода могут возникнуть риски, связанные с: - недостатками в управлении Программой; - неверно выбранными приоритетами развития отрасли; - неразвитостью нормативно-правовой базы инновационного развития; - ее недофинансированием. Риски, связанные с недостатками в управлении Программой, могут быть вызваны слабой координацией действий различных субъектов образовательной политики (органы законодательной и исполнительной власти Сахалинской области, органы местного самоуправления, образовательные учреждения), что приведет к возникновению диспропорций в ресурсной поддержке реализации намеченных мероприятий, отсутствию нормативно-правовой базы, их неоправданному дублированию и снижению эффективности использования бюджетных средств. Отсутствие индикативного управления Программой и недостаточный учет результатов мониторинговых исследований хода реализации Программы может существенно повлиять на объективность принятия решений при планировании программных мероприятий, что приведет к отсутствию их привязки к реальной ситуации. Риски, связанные с неверно выбранными приоритетами развития отрасли, могут быть вызваны изменениями государственной политики в сфере образования и последующей внеплановой коррекцией частично реализованных мероприятий, что снизит эффективность использования бюджетных средств. Отсутствие нормативно-правовой базы, обеспечивающей инновационное развитие, может привести к правовому сдерживанию запуска эффективных механизмов достижения ожидаемых результатов Программы. Чтобы минимизировать возможные отрицательные последствия, связанные с указанными рисками, в структуре управления Программой необходимо предусмотреть создание координационного совета. 5. Предложения по целям и задачам Программы Основной стратегической целью Программы является внедрение механизмов поэтапного формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина. Для достижения указанной цели должны быть решены следую щие стратегические задачи: - совершенствование содержания и технологий образования; - повышение качества услуг в образовательной сфере; - повышение эффективности управления в сфере образования; - совершенствование экономических механизмов в сфере образования. Достижение стратегических целей и задач Программы обеспечивается путем реализации системы программных мероприятий, сгруппированных по основным направлениям деятельности. Решение стратегической задачи совершенствования содержа ния и технологий образования обеспечивается путем реализации программных мероприятий по следующим направлениям: - реализация ПНПО как механизма системных изменений и инновационных преобразований в регионе; - расширение использования современных образовательных технологий, в том числе информационных и комму никационных; - обновление структуры и содержания образования на основе вводимых стандартов общего и профессионального образования, оптимизация нагрузки учащихся общеобразовательных учреждений и расширение возможностей дополнительного образования детей; - развитие профильного обучения на старшей ступени общего образования, включая расширение возможностей профессиональной подготовки учащихся при усилении акцента на социализацию, развитие способностей и компетентностей; - внедрение моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающих каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста; - приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями экономики и рынка труда области; - уточнение перечня профессий подготовки кадров на основе сотрудничества бизнеса и государства; - развитие механизмов конкурсной поддержки образовательных учреждений, обеспечивающей формирование инновационных образовательных программ и использование новых технологий обучения; - формирование системы работы с одаренными детьми и талантливой молодежью, включая эффективное сопровождение их на всех этапах получения образования, проведение летних научных лагерей и школ, развитие системы конкурсов и олимпиад, с использованием возможностей ведущих учебных заведений и научных организаций. Решение стратегической задачи повышения качества услуг в образовательной сфере достигается путем реализации программных мероприятий по следующим направлениям: - внедрение в систему образования эффективных механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг; - создание прозрачной объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования; - создание механизмов участия потребителей и общественных институтов в контроле и оценке качества образования; - обеспечение преемственности всех уровней образования на основе инновационных образовательных технологий, общих подходов к оценке качества, инструментов социального развития и непрерывного образования. Решение стратегической задачи повышения эффективности уп равления в сфере образования обеспечивается путем реализации программных мероприятий по следующим направлениям: - внедрение моделей общественно-государственного управления в образовательных учреждениях, способствующих развитию институтов общественного участия в образовательной деятельности как важного условия открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования (наблюдательные советы, попечительские советы, школьные управляющие советы); - привлечение объединений работодателей к участию в разработке законодательных и иных нормативных правовых актов в области профессионального образования, организации образовательного процесса; - внедрение механизмов взаимодействия учреждений профессионального образования и работодателей, обеспечивающих привлече ние в сферу образования дополнительных материальных, интеллектуальных и иных ресурсов; - организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений для развития мобильности в сфере образования, совершенствования информационного обмена и распространения эффективных решений; - развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров для всех уровней системы образования; - социальная поддержка педагогических кадров и стимулирование притока в сферу образования молодых специалистов; - развитие сети дошкольных учреждений; - создание современных и безопасных условий для получения обязательного образования, самоподготовки, занятий творчеством и спортом (оснащенность образовательного процесса, капитальные ремонты и реконструкция образовательных учреждений, развитие материально-технической базы и др.); - создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации. Решение стратегической задачи совершенствования экономических механизмов в сфере образования обеспечивается путем реализации программных мероприятий по следующим направлениям: - внедрение модели финансирования образовательных учреждений всех уровней образования, обеспечивающей многоканальное поступление средств и расширение самостоятельности их исполь зования; - внедрение механизмов, способствующих развитию экономичес кой самостоятельности образовательных учреждений для повышения эффективности использования ресурсов, выделяемых на образование; - реализация комплекса мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности образования, способствующих притоку инвестиций, финансовых, материальных, интеллектуальных и иных ресурсов в систему образования. Решение поставленных задач развития образования даст возможность целенаправленно формировать человеческий капитал региона исходя из необходимости обеспечения инновационного развития экономики и конкурентоспособности Сахалинской области. Для оценки эффективности Программы используется система целевых индикаторов и показателей. 6. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом Сроки реализации Программы – 2009 - 2012 годы. На первом этапе реализации Программы (2009 год) предусмотрено проведение работ, связанных с разработкой и апробацией моделей развития образования по отдельным направлениям, а также с началом масштабных преобразований. На втором этапе (2010 – 2011годы) приоритет отдается осуществлению мероприятий, которые предполагают закупку оборудования, инвестиции (модернизацию материальной инфраструктуры образования и другие высокозатратные работы), а также методическое, кадровое, информационное обеспечение мероприятий Программы, направленных на решение задач развития системы образования. На третьем этапе (2012 год) предусмотрена реализация мероприятий, направленных в основном на внедрение и распространение результатов, нормативно-правовое закрепление апробированных результатов, полученных на предыдущих этапах. На каждом из этапов планируется изменение показателей, мониторинг реализации Программы, характеризующий ход реализации Программы по годам и влияние программных мероприятий на состояние системы образования области. Поставка товаров (работ, услуг) предусмотрена для существующих образовательных учреждений (организаций), а также образовательных учреждений (организаций), образуемых по итогам оптимизации образовательной сети (реорганизации и реструктуризации и так далее). В результате реализации Программы будет обеспечено выравнивание доступа к получению качественного образования всех уровней за счет введения профильного обучения, создания региональной системы оценки качества образования, системы непрерывного профессионального образования, а также опережающего развития системы повышения и переподготовки педагогических и управленческих кадров. 7. Предложения по участию органов исполнительной власти в формировании Программы В силу приоритетности развития отрасли образования, в рамках консолидированного межведомственного характера Программы предполагается участие в ее формировании следующих органов исполнительной власти Сахалинской области: главного финансового управления, комитета экономики, департамента здравоохранения, департамента строительства, департамента социальной защиты населения, комитета по физической культуре и спорту, управления молодежной политики, управления государственной службы занятости населения. 8. Предложения по назначению областного органа исполнительной власти координатором-разработчиком Программы В качестве координатора-разработчика областной целевой программы «Развитие образования в Сахалинской области на 2009 – 2012 годы» предлагается департамент образования Сахалинской области. 9. Описание механизма формирования мероприятий Программы и определение исполнителей программных мероприятий Государственным заказчиком Программы является администрация Сахалинской области, которая контролирует исполнение ее мероприятий в соответствии с действующим законодательством. Координатор-разработчик Программы разрабатывает предложения по мероприятиям Программы и вносит их на рассмотрение государственному заказчику Программы. Исполнителями программных мероприятий выступают: департамент образования Сахалинской области, органы местного самоуправления. К участию в Программе привлекаются государственные и муниципальные учреждения образования. Основу системы мероприятий, обеспечивающих решение основных тактических задач и достижение стратегических целей развития образования в Сахалинской области, составляют приоритетные цели и задачи Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2020 года. Они согласовываются с мероприятиями по осуществлению Федеральной целевой программы развития образования до 2010 года на территории Сахалинской области на основе софинансирования. Отдельные мероприятия, направленные на развитие образования региона, реализовывались в предшествующий период в рамках областной программы "Развитие образования в Сахалинской области на 2001 – 2005 годы", в ходе выполнения которой были реализованы мероприятия и проекты в области модернизации структуры и содержания общего и профессионального образования, формирования региональной системы оценки качества образования, развития материально-технической базы образовательных учреждений на условиях совершенствования механизмов финансирования образования, оптимизации структуры сети общего и профессионального образования, совершенствования институциональных механизмов управления образованием. Областная программа создала условия для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий (оснащение школ персональными компьютерами, подключение их к сети Интернет, внедрение в практику электронных образовательных продуктов, переподготовка педагогов в области информационно-коммуникационных технологий). Анализ результатов выполнения в 2001 – 2008 годах федеральных программ и проектов (в том числе ПНПО), региональных целевых программ в области образования и одобренных Правительством Российской Федерации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации показал необходимость применения принципиально новых подходов к разработке и реализации Программы, включая: 1) направленность мероприятий Программы на достижение измеряемых результатов, оцениваемых на основе социально-экономических показателей (управление по результатам); 2) значимость решаемых проблем, направлен ность на системные изменения в сфере образования области; 3) направленность на поддержку программ и проектов развития, внедрение механизмов самофинансирования, саморегулирования, самоорганизации; 4) комплексный характер разработки мероприятий Программы, включающий: - проектно-аналитическое обоснование; - научно-методическое сопровождение; - апробацию; - распространение результатов мероприятий и проектов; - нормативно-правовое обеспечение; - формирование кадрового потенциала; - использование информационно-коммуникационных технологий; - материально-техническое обеспечение; 5) приоритетность современных образовательных и информа ционных технологий. В целях разработки мероприятий Программы координатор-разработчик осуществляет: - анализ источников финансирования программных мероприятий и возможности привлечения к их реализации максимально широкого круга исполнителей; - мониторинг эффективности реализации программных мероприятий на основе утвержденного перечня целевых показателей; - внесение на основании данных мониторинга эффективности изменений в перечень и содержание программных мероприятий, а также в их ресурсное обеспечение; - ежегодное уточнение целевых показателей и затрат на программные мероприятия с учетом выделяемых на реализацию Программы средств областного бюджета. 10. Обоснование финансовых, материальных и трудовых затрат Финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять за счет средств бюджета Сахалинской области. В 2009 году финансирование Программы будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных областным бюджетом Сахалинской области на 2009 год по разделу «Образование». В последующие годы объем финансовых средств корректируется в соответствии с показателями социально-экономического развития Сахалинской области на среднесрочную перспективу и основными направлениями бюджетной и налоговой политики. Администрации муниципальных образований могут разрабатывать собственные муниципальные программы, финансируемые за счет средств своих бюджетов, с аналогичным названием и применением классификационных признаков, применяемых для Программы, или отдельные муниципальные проекты. 11. Предложения по основным направлениям финансирования, срокам и этапам реализации Программы Потребность в ресурсном обеспечении Программы будет рассчитываться исходя из оценки программных мероприятий по направлениям финансирования и задачам по годам. На начальном этапе реализации Программы в основном пре дусмотрены работы, связанные с разработкой моделей развития образования по отдельным направлениям, их апробацией, а также началом преобразований и инноваций. На последу ющих этапах планируются мероприятия, которые предполагают зна чительные вложения в закупку оборудования и модернизацию мате риально-технической базы учреждений образования. В последние годы реализации Программы предусмотрены мероприятия, направ ленные в основном на внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах. 12. Описание возможных вариантов создания механизма реализации Программы, включая организацию управления и контроля за выполнением Программы с учетом распределения полномочий и ответственности между областными органами исполнительной власти, привлекаемыми для реализации Программы Управление реализацией Программы осуществляет департамент образования Сахалинской области как государственный координатор-разработчик. Координатор-разработчик Программы: - разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы; - подготавливает ежегодно отчет о ходе реализации Программы; - подготавливает в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизмы реализации Программы; - разрабатывает перечень целевых показателей для контроля за ходом реализации Программы; - несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию; - организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом программных мероприятий; - осуществляет координацию деятельности по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по анализу и рациональному использованию средств областного бюджета. Главный упор по реализации Программы делается на создание благоприятных условий для развития образовательных учреждений, инновационности процессов как ресурса повышения эффективности, открытости для привлечения дополнительных ресурсов, общественного участия в оценке качества образовательных результатов и условий организации образовательного процесса. Одним из главных условий реализации Программы является привлечение в отрасль образования достаточных финансовых ресурсов, в первую очередь – средств бюджета Сахалинской области, обеспечивающих выполнение целевых проектов Программы, а также средств федеральных целевых программ, включая средства национальных проектов в области образования. Эффективность инновационной направленности реализуемых по Программе системных мероприятий будет определяться ростом качества результатов образовательных учреждений, повышением занятости выпускников учреждений профессионального образования. Повышение экономической эффективности деятельности образовательных учреждений будет достигаться за счет обеспечения прямой связи между результатами работы и финансированием, расширением самостоятельности образовательных учреждений, внедрения бюджетных проектов как инструмента проведения структурных реформ, перехода к нормативно-подушевому финансированию, повышения роли среднесрочного планирования, совершенствования отраслевой системы оплаты труда. Методология управления Программой построена на принципах индикативного управления и управления, ориентированного на результат. Важной составляющей механизма реализации Программы является совершенствование нормативной правовой базы Сахалинской области, обеспечивающей выполнение мероприятий Программы. В целях текущего управления Программой координатором-разработчиком Программы создается координационный совет Программы. Основными задачами координационного совета Программы являются: - рассмотрение тематики программных мероприятий; - осуществление ежегодного мониторинга выполнения мероприятий Программы, оценка достижений по индикаторам основных результатов Программы; - рассмотрение материалов о ходе реализации программных мероприятий и предоставление рекомендаций по их уточнению, а также рассмотрение итогов реализации Программы; - выявление технических и организационных проблем в ходе реализации Программы и разработка предложений по их решению. Координационный совет: - подготавливает предложения по организации программных мероприятий; - проводит мониторинг результатов реализации программных мероприятий; - организует оценку показателей результативности и эффективности программных мероприятий, их соответствия целевым показателям; - ведет ежеквартальную отчетность о реализации Программы; - организует размещение в электронном виде на сайте департамента образования Сахалинской области информации о ходе и результатах реализации Программы, финансировании программных мероприятий, проведении конкурсов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд; - с учетом выделяемых на реализацию Программы средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации Программы и состав исполнителей. 13. Предварительная оценка ожидаемой результативности и социально-экономической эффективности предлагаемого варианта решения проблемы Социальная эффективность реализации Программы определяется с помощью системы показателей и индикаторов, отражающих стратегические приоритеты развития Сахалинской области, связанные со сферой образования. При выборе показателей и индикаторов используются достоверные, сравнимые и доступные данные. Социальные эффекты реализации Программы оцениваются по следующим направлениям: 1) повышение качества общего образования: - выравнивание возможностей обучающихся и воспитанников (увеличение количества детей в возрасте 5 - 6 лет, получающих дошкольное образование, уменьшение количества неуспевающих и второгодников в школе); - повышение функциональной грамотности выпускников общеобразовательной школы (рост уровня грамотности чтения, математической грамотности, естественнонаучной грамотности учащихся); 2) улучшение социальной ориентации учащихся и достижение социального равенства в получении образования: - профилирование школьного образования (увеличение количества учащихся, занимающихся по профилированным программам); - снижение различий между образованием в городской и сельской местностях (по результатам единого государственного экзамена); - расширение возможности получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (увеличение количества детей указанной категории, получивших общее или профессиональное образование); - расширение возможности получения дополнительного образования в соответствии с запросами населения до 45% (увеличение количества учащихся в возрасте до 15 лет, обучающихся по программам дополнительного образования); - увеличение количества молодежи, занятой в сфере экономики (увеличение количества трудоустроенных или перешедших на следующую ступень образования выпускников учебных заведений со специальными образовательными программами); - обеспечение доступности образования (уменьшение количества несовершеннолетних в возрасте 8 - 15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях, увеличение количества молодежи в возрасте до 22 лет, получившей среднее образование, увеличение количества учащихся и студентов, получающих стипендии по адресному принципу); - увеличение количества учащихся в возрасте 17 - 18 лет, успешно завершивших полное среднее образование; 3) повышение конкурентоспособности профессионального образования: - повышение роли работодателей в подготовке профессиональных кадров (увеличение количества учреждений начального и среднего профессионального образования, прошедших экспертизу образовательных программ, проводимую работодателями, а также учреждений профессионального образования, перешедших на образовательные стандарты нового поколения); - увеличение количества молодежи, занятой в различных сферах экономики; - увеличение количества людей, получающих дополнительное (послевузовское) образование, участвующих в программах переподготовки и повышения квалификации; 4) повышение эффективности финансирования образования: - сокращение числа учебных заведений, учебно-материальная база которых требует капитальных вложений, а здания и сооружения требуют капитального ремонта или находятся в аварийном состоянии; - обновление учебно-материальной базы учреждений образования (увеличение удельного веса учебных расходов в общем объеме финансирования образования); 5) расширение социального партнерства и использование следующих принципов в управлении образованием: - развитие общественно-гражданских форм управления в системе общего образования (увеличение удельного веса образовательных учреждений, имеющих попечительские, управляющие общественные советы); - развитие общественно-гражданских форм управления в системе профессионального образования (увеличение доли учреждений профессионального образования, имеющих институты общественно-гражданского участия в управлении образованием); - развитие общественно-гражданских форм управления в системе образования (увеличение удельного веса муниципальных образований, имеющих общественно-гражданские институты, участвующие в управлении); - развитие системы общественной экспертизы, государственно-общественных консультаций, общественного мониторинга состояния и развития образования (доля органов местного самоуправления, использующих процедуры общественно-гражданской экспертизы образовательных программ и проектов, систем консультаций в образовании, доля муниципалитетов, осуществляющих мониторинг развития образования и представляющих данные для открытого доступа, доля учреждений образования, регулярно представляющих отчеты для открытого доступа). В результате реализации мероприятий Программы предполагается обеспечить следующие отсроченные социально-экономические эффекты: 1) на региональном уровне: - более полное удовлетворение потребностей в квалифицированных кадрах интенсивно развивающейся экономики, повышение эффективности использования трудовых ресурсов; - повышение эффективности использования бюджетных средств в сфере образования за счет создания эффективной системы обеспечения качества образовательных услуг, общественного участия в оценке качества образования; - повышение уровня образовательной информации, ее качества, прозрачности и доступности для всех заинтересованных сторон; - введение новых форм управления в системе образования; - модернизация технологической и социальной инфраструктуры образования; - реструктуризация системы подготовки специалистов всех уровней; - снижение ресурсоемкости конечного результата деятельности в сфере образования; 2) на уровне образовательных учреждений (организаций): - увеличение количества инновационно-активных образовательных учреждений и сетевых образовательных структур; - улучшение финансового состояния и повышение эффективности деятельности организаций сферы образования, сохранение и поступательное развитие их инновационного потенциала; 3) в сфере социальной привлекательности образования: - расширение возможностей профессиональной самореализации молодежи; - повышение спроса на квалифицированные кадры, оптимизация их возрастной структуры; - повышение уровня заработной платы работников сферы образования; - предотвращение оттока перспективных педагогических кадров в другие отрасли; - сохранение и развитие системы подготовки квалифицированных педагогических и управленческих кадров; 4) в бюджетной сфере: - концентрация средств бюджета Сахалинской области на развитие системообразующих инновационных "точек роста" в сфере образования; - повышение прозрачности и результативности бюджетных расходов в сфере образования. 14. Предложения по организации мониторинга Программы, целевым индикаторам и показателям для проведения оценки результативности и социально-экономической эффективности Программы Организацию мониторинга Программы обеспечивает координационный совет, который осуществляет регулярное отслеживание и наблюдение за результатами реализации программных мероприятий. Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы: - доля граждан, удовлетворенных полученным образованием (по результатам социологических исследований); - доля обучающихся в современных условиях от общего числа обучающихся на всех уровнях образования; - охват детей услугами дошкольного образования; - доля детей старшего дошкольного возраста, обучающихся в системе предшкольного образования в вариативных формах; - доля лиц в возрасте 8 - 18 лет, получающих общее образование, от числа лиц данного возраста, не получивших общее образование; - удельный вес численности учащихся 9 - 11 классов, обучающихся по программам предпрофильной подготовки, индивидуальным учебным планам и программам профильного обучения; - доля детей в возрасте 8 - 18 лет с ограниченными возможностями здоровья, получающих общее образование; - доля детей и молодежи в возрасте 14 - 25 лет, получающих дополнительные образовательные услуги для одаренных детей и талантливой молодежи; - доля лиц в возрасте 5 - 18 лет, получающих бесплатные дополнительные образовательные услуги; - доля школьников, обучающихся в системе внутришкольного дополнительного образования; - рост среднемесячной заработной платы педагогических работников; - доля педагогических работников, получающих среднемесячную заработную плату выше среднемесячной заработной платы в экономике по региону, от общего числа педагогических работников; - доля педагогов и администраторов, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку; - доля выпускников образовательных учреждений профессионального образования (с учетом призванных в Вооруженные Силы Российской Федерации), трудоустроившихся в течение 1 года; - доля подведомственных учреждений профессионального образования, имеющих доступ локальных сетей учебного назначения к глобальным информационным ресурсам; - доля молодежи из малообеспеченных семей, проживающих в сельской местности, поступившей в высшие учебные заведения; - доля обучающихся в рамках интегрированных учреждений профессионального образования; - доля образовательных учреждений, в которых согласно зарегистрированному уставу создан орган самоуправления, реализующий государственно-общественный характер управления, и принимающий участие в оценке качества и востребованности предоставляемых образовательных услуг; - доля образовательных учреждений (организаций), размещающих в сети Интернет и представляющих местному сообществу ежегодный отчет об образовательной и хозяйственной деятельности по установленной форме, обеспечивающей объективность, полноту, прозрачность информации. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|